Сценарий родительского собрания просветительской направленности

Разработки родительских собраний для среднего звена на различные темы

Тема: АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Цели:

– познакомить родителей с понятием «авторитет»;

– рассмотреть виды авторитета родителей;

– раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей;

– дать рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся четвертого класса, школьный психолог.

Подготовительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование учащихся по вопросам:

1) Кому ты доверяешь свои секреты?

2) С кем в семье ты особенно дружен?

3) Все ли знают о тебе родители?

4) Понимают ли тебя папа и мама?

5) Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6) Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?

7) Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?

8) Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?

2. Анкетирование родителей (проводится на предыдущем собрании либо родители заполняют бланки дома и в конвертах передают учителю).

Вопросы:

1) Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому – маме или папе?

2) Всегда ли вы справедливы к детям?

3) С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?

4) Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?

3. Анализ классным руководителем результатов анкетирования учащихся и их родителей.

4. Подбор и оформление на листах текстов и вопросов для коллективного чтения и обсуждения родителями при работе в трех микро группах (необходимо оставить место для записи ответов родителей на листах).

5. Составление теста совместно со школьным психологом «Какие мы родители?».

6. Разработка памяток родителям «Авторитет – основа воспитания».

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) тест «Какие мы родители?»;

2) карточки с текстами, вопросами для проведения коллективного чтения и обсуждения в микро группах родителей;

3) оборудованные три рабочих стола;

4) памятки для родителей «Авторитет – основа воспитания»;

5) запись на доске темы собрания и высказывания:

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.

А. С. Макаренко

Ход собрания

I. Организационная часть.

В классной комнате оборудуются рабочие места для трех микрогрупп. Родители занимают места за одним из столов по своему желанию.

Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.

Избирается рабочая группа, в состав которой входят пять-шесть родителей и школьный психолог.

II. Сообщение классного руководителя по теме «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка».

А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он называл «общим тоном семьи». По мнению Макаренко, «общий тон семьи» воздействует на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана.

Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или общим тоном семьи, и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры. Важным условием успешного воспитания детей является  авторитет родителей.

Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам.

Анализируя опыт семейного воспитания, А. С. Макаренко пришел к выводу: далеко не все родители понимают значение своего авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета. В своих работах он рассматривает и критикует ложные основания авторитета. К сожалению, со многими из них можно встретиться и сегодня.

Авторитет подавления. Особенно часто прибегают к нему отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается и за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство.

Авторитет чванства – родители на каждом шагу кичатся своими заслугами, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и дети начинают чваниться перед своими товарищами: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст!» или «А ты знаешь, кто мой папа?» и т. д. При таком лжеавторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.

Авторитет педантизма – родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут чьих бы то ни было распоряжений.

Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

Самым распространенным видом ложных авторитетов Макаренко считал ложный авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Разновидность этого вида авторитета – ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии и требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.

Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю…» – часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

III. Работа в микрогруппах.

Каждая микрогруппа получает текст на листах для коллективного чтения и обсуждения:

1-я группа – текст Л. Алешиной «Заботливая мама» и вопросы:

– Какие ошибки совершила мама?

– Какой вид авторитета сложился в данной семье?

2-я группа – текст Л. Островской «Отца уважать надо» и вопросы:

– Какую ошибку допустил отец?

– Как должен был вести себя отец, чтобы заслужить уважение сына?

3-я группа – текст Л. Островской «Ты – мне, я – тебе» и вопросы:

– Какую ошибку совершили взрослые?

– Какой вид авторитета сложился в данной семье?

В течение десяти-двенадцати минут микрогруппа проводит коллективное чтение и обсуждение предложенного текста, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы, записывает его на специально отведенном месте, а затем передает лист другой группе родителей. После получения второго и третьего листов микрогруппа использует в работе прежний алгоритм совместной деятельности. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в рабочую группу.

ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В МИКРОГРУППАХ

Заботливая мама

Л. Алешина

«Славик – мальчик одаренный. Несомненно, он будет композитором: в десять лет уже сочинил марш. Занимается в музыкальной школе при консерватории. Правда, у него плохие отметки в общеобразовательной школе, куда он ходит с большой неохотой. Но какое значение имеет математика или география для будущего композитора?» Так рассуждает мама. А вот преподаватели возмущаются мамой. Считают, что она поддерживает в сыне нездоровые тенденции: небрежение ко всему на свете, кроме музыки.

Мама убеждена, что их рассуждения идут от полного безразличия к судьбе ее талантливого сына, и занимается его развитием и воспитанием сама. Она водит сына по вечерам (особенно весной) гулять на набережную Невы, обращает его внимание на нежные тона северного неба. Даже в обычные дни накрывает на стол, как в большой праздник. Пусть мальчик привыкает к красивому: любуется хрусталем, расписным фарфором.

Она воспитывает в сыне уважение к великим людям.

Когда Славик кладет ногу на стол (бывает с ним такое во время обеда), мама спрашивает:

– Сыночек, разве Вагнер так делал? Сними ножку со стола.

Славик неохотно опускает ногу на пол.

Пообедав и не сказав «спасибо», он выходит из-за стола.

Мама напоминает:

– Бетховен всегда говорил «спасибо».

Сын молча подходит к окну, открывает его и кричит:

– Колька! Дурак! Я сейчас выйду!

Мама в ужасе восклицает:

– Шопен никогда не разговаривал с друзьями так грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь поспать. После обеда это полезно. Для нервной системы.

– Спи сама! Я хочу гулять! – Сын отталкивает мать, идет к дверям. Мать вслед ему напоминает:

– Чайковский никогда не толкал маму!

– Ты что, видела? Он умер в прошлом веке! – Славик через две ступеньки сбегает вниз по лестнице.

Он высок для своих десяти лет, упитан, у него яркие щеки, чуть выпяченные губы, надменный взгляд.

Оттого, что у него есть способности к музыке, мама и бабушка считают, что общепринятые приемы воспитания к Славику неприменимы.

Бабушка, например, на справедливые отцовские замечания смотрит как на проявление недалекого ума. Мама при сыне говорит об отце бабушке:

– Что ты хочешь от этого идиота?

Отец теряется, отступает, зная, что его возражения вызовут истерические слезы у жены и повышенное давление у тещи.

Он задерживается на работе, воскресенья проводит у товарищей. А к сыну подступиться все труднее. Сын, убежденный в своем превосходстве над отцом, относится к нему снисходительно. Иногда иронически бросает матери:

– Покормила бы этого типа. Он ведь весь день план выдавал.

В таких случаях бабушку берет оторопь, «современный стиль», как она говорит, ей неприятен. Но мама выразительно смотрит на нее, как бы говоря: «Молчи. Не нервируй».

Так и живут. Каждый убежден в своей правоте. Мама растит талант в необыкновенном сыне.

«Не спугнуть бы», – думает она, когда кто-то напоминает о необходимости дисциплины, уважения к окружающим, о скромности.

Бабушка вторит маме, хотя частенько и сама испытывает обиду и душевную боль от грубости внука.

Отец не вмешивается, считая, что исправить «мамину работу» уже невозможно, иногда, горько вздыхая, думает: «То ли еще будет!..»

Отца уважать надо

Л. Островская

– Отца уважать надо! – постоянно слышит Шурик от папы.

Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: самый сильный, самый умный, самый красивый.

Так думают все дети на свете.

…Шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома – «отца уважать надо» – все чаще и чаще подвергается сомнению.

– Правда, что портрет Витиного папы вывешен в заводском клубе? Он ударник? А ты?

Отец недовольно морщится:

– Ну и что? В следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, ведь не всех же сразу!.. Неугомонный ты, Шурик!

– А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?

– Ну, раз ты Витьке веришь, то зачем у меня спрашиваешь?

Сыну хочется верить папе, но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с работы и вместе с сыном отправился куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу.

Наконец отец появляется. Шурик еще издали по нетвердой его походке догадывается, что это он.

– Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: отец, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела минувшего дня.

Так и было.

– Ну папа, ты обещал… – пытается напомнить сын.

– Сейчас, сейчас, – отвечает тот мягко и миролюбиво.

Малыш еще долго стоит рядом и ловит взгляд отца. Наконец тот замечает сына и удивленно спрашивает:

– Ты все еще здесь? Иди домой. И чтобы без разговора. Отца уважать надо!

Ребенок был прав в своих опасениях: сегодня все повторится, как вчера, а завтра будет, как сегодня.

А потом бунт сына:

– Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его отец) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь.

Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика.

«Ты – мне, я – тебе»

Л. Островская

Беря сына вечером из детского сада, родители постоянно спрашивали его:

– Кого ты больше любишь – меня или папу?

– Тебя – больше! – отвечал сын скороговоркой.

Признание делалось второпях, с одинаковой легкостью папе и маме: мальчик устремлялся к маминой сумке или папиному карману, где находился припасенный для него сувенир. Обе стороны – родители и сын – испытывали удовольствие. Первые от того, что видели ребенка в настроении, улыбающимся, радостным, второй – от очередного сувенира.

Вскоре четырехлетний мальчик, прежде чем ответить на традиционный вопрос, уточнял:

– А что мне принесли?

Если сюрприз не устраивал его, то отношения между взрослым и ребенком портились и начиналось: «Не хочу одеваться!», «Не пойду домой!», «Почему ты пришла, а не папа?».

Рабочая группа анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы и готовит свое выступление.

IV. Информация классного руководителя о результатах предварительного анкетирования родителей и учащихся класса.

V. Тест «Какие мы родители?».

Председатель родительского комитета. Предлагаю вам выполнить тест и узнать: какие мы родители? Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей своих детей?

Проверим себя, ответив на вопросы «да», «нет, «иногда».

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета и приказа только тогда,. когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За каждый положительный ответ запишите себе два очка, за ответ «иногда» – одно очко, за отрицательный – ноль очков.

Подсчитайте результат.

Ключ к тесту:

Менее 7 очков.

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков.

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков.

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли вам еще кое-что немного улучшить?

Выступают представители рабочей группы. Свое мнение высказывает школьный психолог.

VI. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме памятки-рекомендации родителям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«АВТОРИТЕТ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»

1) Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

2) Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самими собой.

3) Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4) Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

5) Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

6) Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

7) Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

8) Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

9) С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

10) Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

Родителям вручаются памятки-рекомендации.

Классный руководитель благодарит родителей за активную и плодотворную работу на собрании, прощается, сообщает, когда состоится следующее собрание и что предстоит сделать родителям по его подготовке; назначается дата заседания родительского комитета.

Литература

1. Воликова, Т. В. Учитель и семья. – М.: Педагогика, 1979.

2. Воспитателю о работе с семьей / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Педагогика, 1989.

3. Макаренко, А. С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1969.

4. Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989.

5.Островская, Л. Ф. Педагогические знания – родителям. – М.: Педагогика, 1983.

6. Тест «Взаимоотношения детей и родителей» // Воспитание школьников. – 2001. – № 8.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №24 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Всероссийский дистанционный конкурс

для классных руководителей на лучшее родительское собрание

с мультимедийным сопровождением

«СЕМЬЯ – ВСЕМУ НАЧАЛО»

Сценарий родительского собрания

Шрибак Ольга Ивановна,

Учитель русского языка и литературы

t1614014760aa.gif

Торез – 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В современных условиях развития системы образования, происходящих преобразований в обществе активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях. Возникает необходимость не только изменения подхода к семье, а также создание и использование новых форм и методов работы школы с родителями.

   Семья – это первый коллектив ребёнка, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в теплой атмосфере отчего дома. Именно здесь он получает первые уроки терпения, взаимопонимания, милосердия, послушания, трудолюбия, прощения.

   Семья и школа – две ступени, которые стоят у истоков будущего детей. А всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, чтобы услышать и понять друг друга?

   Данное мероприятие актуально в настоящее время. Одна из главных задач современного общества – сохранение здоровья и семейных ценностей. Подрастающее поколение должно осознавать и понимать важность взаимопонимания, гармонизировать взаимоотношения, выходить из конфликтных ситуаций.

   Родительское собрание «Семья – всему начало» в формате интерактивного практикума способствует повышению культуры общения, создает толерантные отношения между родителями и детьми. Позволяет позитивно думать и действовать в различных ситуациях, не терять надежду. Собрание проводится совместно с детьми для активизации участия родителей в воспитательном процессе школы. Сценарий мероприятия может использоваться классными руководителями 5 – 9 классов.

https://урок.рф/lk/blogs

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема: «Семья – всему начало»

Цель: создать атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями и детьми; вырабатывать умения правильно строить взаимоотношения в семье.

Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Воспитывать культуру общения и уважение к родителям, взаимоотношениям в семье; чувства любви и гордости за свою семью.

Задачи:

создать условия для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;

создать ситуацию успеха;

сплочение родительского и детского коллектива;

способствовать моральному развитию детей, побуждать их к анализу собственного поведения, к самовоспитанию;

воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

показать родителям учащихся значимость проблемы воспитания детей в семье.

Форма проведения: интерактивный практикум.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, плакаты с высказываниями о семье, видеоролики.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, игры, выразительное чтение, работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Высказывания о семье:

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (А.Макаренко)

Самое главное и ценное в жизни – это семья! Сначала, в которой ты рождаешься, а затем, которую создаёшь (Сьюзан Кинг)

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно научиться терпеть и прощать (Мать Тереза)

Глоссарий:

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе, родители с детьми.

Генеалогия – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная.

Генеалогический – значит родословный.

Семейная традиция то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычай. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту (традиции встречи Нового года, празднования дня рождения и другие).

Сценарий мероприятия:

   Мотивационный этап.

Просмотр видеоролика «Здравствуй, МИР!»: https://www.youtube.com/watch?v=l3_k8pKVOLU (Слайд 1-2).

   Вступительное слово учителя.

— Добрый день! Я рада приветствовать всех присутствующих в этом зале. Наш разговор сегодня будет о семье, семейных традициях и пройдет он под девизом: «Семья – всему начало». (Слайд 3 – 4).

Послушайте китайскую причту «Ладная семья».

    Жила — была на свете семья. Не простая семья. Более ста человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». — И все? -Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И подумав, добавил: «И мира тоже».

    Игра – ассоциация «Что такое семья?».

Дети и родители записываю слова – ассоциации к слову «СЕМЬЯ», зачитывают сначала дети, потом родители. (Слайд 5).

    Словарная работа.

   Учитель зачитывает значения слова «семья» из толкового словаря С.И.Ожегова: СЕМЬЯ. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.2. перен. Объединение людей, сплоченных общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с. 3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчел, матки и трутней). С. берез. С. груздей. * Семья языков – в языкознании: группа родственных языков.

Чтение учащимися стихотворения «Семья» М. Шварц:

Семья

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.

Чтение родителями, бабушками (или дедушками) стихотворения

В. Берестова «Любили тебя без особых причин»:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Просмотр видеоролика «Семья – это целый мир»:

https://www.youtube.com/watch?v=WHrHeOhVltc (Слайд 6).

Работа в группах «Дом счастливой семьи».

Семья для ребёнка – это место его рождения, взросления и становления. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. Складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. И, говоря о семье, мы представляем дом, в котором она живет. А какой же он? Из чего фундамент, стены, крыша? Давайте построим дом счастливой семьи.

Задание для родителей (Слайд 7):

— Начнем мы с основания дома — фундамента. Мудрость и опыт, накопленный старшим поколением, вложен в поговорки и пословицы. Уважаемые родители, Ваша задача: восстановить их.

Пословицы и поговорки для работы (можно взять другие примеры):

В родной семье и каша гуще.

Всем сестрам по серьгам.

Где семья дружна, не страшна беда.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

В семье не без дурака.

В семье дружат — живут не тужат.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Задание для детей (Слайд 8):

— Дорогие дети, вам предстоит подумать, из чего нужно возвести стены, чтобы наш Счастливый дом никогда не обрушился. Ребята, перед вами понятия, обсудите их и выберите самые правильные и крепкие.

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложьрукоприкладство, лень, безделье.

(Детям предлагается перечень понятий, из которых они выбирают «правильные». Если происходит выбор «отрицательного» понятия, то необходима помощь учителя и родителей).

— Посмотрите, у нас есть фундамент, стены, необходимо сделать крышу, то, что объединяет счастливую семью. Человек всегда помнил своих предков, продолжал семейные традиции. А как глубоко вы знаете свой род? Представьте свои генеалогические древа. (Дети с родителями рассказывают свою историю рода по генеалогическому древу). (Слайд 9).

8. Совместное исполнение песни «Родительский дом» под аккомпанемент гитары. (Если нет играющих на гитаре учеников или родителей, то можно использовать фонограмму).

— У нашего дома есть основательный фундамент, крепкие стены, устойчивая крыша, а где же дверь? Как её открыть? Давайте вместе откроем дверь в наш счастливый дом песней «Родительский дом» на слова М.Рябинина. (Слайд 10).

9. Свеча пожеланий и надежд. (Слайд 11).

Учитель: Вот мы с вами и построили наш счастливый дом.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Дети и родители продолжают одно из выбранных предложений, предавая друг другу горящую свечу как символ семейного очага. (Слайд 12).

Предложения:

«Я хочу сказать своей семье «спасибо» за то, что…»

«Я желаю своей семье…»

«Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего(ей) сына (дочери) …»

10. Рефлексия (слайд 13 — 15):

Что же такое семья?

— Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

— Наша встреча завершается, но мы не можем с вами расстаться, не вспомнив замечательную семейную традицию – чаепитие. Поэтому всех приглашаю на чашечку ароматного чая и просмотр видеоролика «Гимн семье! Друг друга храните во все времена»: https://www.youtube.com/watch?v=z5w45XRLyF0

Использованные источники:

Высказывания о семье.https://irinazaytseva.ru/o-semejnom-schaste.html

Видеоролик на песню «Здравствуй, МИР!». Авторы песни: музыка – Л.Квинт, слова – В.Костров.https://www.youtube.com/watch?v=l3_k8pKVOLU

Карпенко М.Т. Сборник пословиц. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1988г

Причти и мудрые высказывания: http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie

Сборник народной мудрости: https://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-seme/

Толковый словарь Ожегова онлайн: http://slovarozhegova.ru/

Видео «Семья – это целый мир»https://www.youtube.com/watch?v=WHrHeOhVltc

Видео «Гимн семье! Друг друга храните во все времена» https://www.youtube.com/watch?v=z5w45XRLyF0

автор: Доронова Наталия Васильевна

Учитель истории МБОУ УБСОШ

Сценарий родительского собрания “Воспитание в семье и в школе”.

Родительское собрание «Воспитание в семье и школе»

Цель: – способствовать сближению родителей и детей; умению договариваться, совместно принимать решения.

Ход собрания

– Добрый вечер всем!   Я приветствую вас на родительском собрании                                                

Эпиграфом к нашему собранию будут слова:

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».  Д.Уэбстер 

Тема нашего родительского собрания звучит следующим образом «Воспитание в семье и школе». Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, об их воспитании и роли семьи и школы в процессе воспитания.

– Сейчас вы услышали тему, немного погрузились в жизнь школы. Давайте каждый из вас представится и скажет, чего он ждет от сегодняшнего собрания.

 Предлагаю настроиться. Я говорю фразу, а вы громко отвечаете – да или нет. 

 Крикните громко и хором, друзья  Деток своих все вы любите? (да) 

С работы пришли, сил совсем нет, 

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) 

Я вас понимаю… Как быть, господа? 

О проблемах, успехах  детей нужно вам знать? (да) 

Дайте мне тогда ответ Помочь, откажитесь нам? (нет) 

Последнее спрошу вас я  активными все будем? (да) 

Замечательно! Молодцы! 

Родительский труд – очень тяжелый труд. Это пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Я начну наше собрание с вопроса: Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться.

А для начала давайте все вместе поиграем в игру “Встаньте те, кто…”. Я буду называть какой-либо признак, если он подходит для вашей семьи, то вы встаете, если нет – остаетесь на месте. Давайте попробуем: Встаньте те, у кого в семье растет один ребенок. Есть такие семьи?

Варианты:

  1. У кого счастливая семья.
  2. У кого трое детей
  3. Кто считает себя строгими родителями.
  4. Кто соблюдает семейные традиции и праздники.
  5. У кого в семье только девочки.
  6. Кто знает свою родословную до 4 колена.
  7. Кто выезжает на природу, отдыхать всей семьей.
  8. Кто считает своего ребенка непослушным.
  9. У кого в семье растут одни мальчишки.
  10. У кого полная гармония и взаимопонимание в семье. (Что-то вас маловато).

Упражнение «Говорящие руки»»(родители и дети)

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Инструкция: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Ведущий. Спасибо за активное участие.

Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.  Современная беда в том, что  многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

     Из семьи  ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть  от них.

Тренинговое задание «Ребенок».  

– Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.

– Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание… Пете стало так грустно, что его не понимают…

Оторвите кусочек от мальчика.

– Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать… На душе у Пети стало еще грустнее…

Оторвите кусочек от мальчика.

– Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило…

Оторвите кусочек от мальчика.

– На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

Оторвите кусочек от мальчика.

– А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало…

Оторвите кусочек от мальчика.

– Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.   Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира… Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама…

оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.

– Уважаемые родители, проанализируйте, пожалуйста, какое у вас было состояние во время проведения этого упражнения.  

ВЫСКАЗЫВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 1.Тренинговое задание «Мой ребенок».  

– Нарисуйте на листочке свою ладошку – это ваш ребенок. В центре ладошки напишите его имя, только так как вы его обычно называете, на пальчиках напишите его самые лучшие качества. А вокруг ладошки напишите все возможные способы, как уберечь вашего замечательного ребенка от негативного влияния общества. Что вы или кто-нибудь другой можете сделать для него?

Дети в это время выполняют упражнение «В лучах родительского солнца». На листе рисуют солнце и на каждом лучике пишут ответ на вопрос: –  Что я получаю от своих родителей?

 2.Наша школа и мой ребёнок в ней.

              Наверное, в  этом зале найдутся  родители, чьи дети с начала учебного года не получили ни одной двойки? Одни пятѐрки? Ни одной пятѐрки? Чьи дети нашли новых друзей? Чьи дети ни разу ни с кем не поссорились? Чьих детей на каждом уроке хвалили? Те, у кого было всего и понемногу? 

                Вот видите, какие мы все разные? Каждый из нас уникален! Ярок! Интересен! Точно так же и наши классы. У каждого из них – своя история, своя изюминка и неповторимое лицо. Все они своеобразны и интересны по-своему. И на вопрос, какой класс в нашей школе самый лучший, вы ответите – наш! Я права?

Наш класс. За 4 месяца учебы принял участие в концерте ко дню учителя, в акции «День пожилого человека», в международном конкурсе «Я – энциклопедия», в олимпиаде «Звезда» по русскому языку, в конкурсе рисунков на тему «Здоровый образ жизни» (участники районного конкурса).

Личные результаты: Банников Владимир – 1 место по обществознанию, сертификат участника по истории «Я – энциклопедия». За 2 четверти подготовил 6 проектов (сообщений) по различным предметам.

Боженко Роман – сертификаты участника по истории и обществознанию «Я-энциклопедия».

Еременко Антон – сертификаты участника по истории и обществознанию «Я-энциклопедия».

Присекарь Роман – сертификаты участника по истории и обществознанию «Я-энциклопедия», сертификат участника муниципального конкурса «Лучшая программная разработка» (информатика). Подготовил 6 проектов.

Родители, ответьте на следующие вопросы:

 Занятость вашего ребенка во внеурочное время? По какому предмету ребенок делает проект? Сколько предметов вынесено в этом году на промежуточную аттестацию? 

  1. Совместная работа в парах родители – дети.

Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание» (собери высказывания)

  • Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. – А. Чехов
  • Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. – Конфуций
  • Воспитание – это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце – молчать. – Л. Левинсон
  • Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. – Конфуций
  1. ПОМОГИТЕ!!! (Родители в своей группе, а дети в своей вырабатывают решение)

Ситуация 1. Проходит вечер в школе. Классный руководитель замечает, что один из мальчиков пьян. Она отправляет его домой, предварительно позвонив родителям и предупредив их.

 Ведущий. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем их наказывают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может к примеру беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и “плевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Ситуация 2. Мама с папой в торжественной обстановке поздравляют сына с днем рождения и дарят ему телефон. Сын с плеером в ушах, сидит на стуле, изображая “крутого”. Мальчик берет этот телефон, критично рассматривает его и с криком “Да не нужна мне такая дешевка, я что вам лох”, выбрасывает коробку и растаптывает на глазах у родителей. Как вы оцениваете эту ситуацию?

 Ведущий. Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, совместно проведенный досуг, ласка, должны быть намного важнее содержимого вашего кошелька.

Ситуация 3. В пятницу ребенок приходит со школы домой. Родители занимаются своими делами: мама стирает, папа смотрит телевизор.

Сын. Мам, я сегодня четверку получил.

Мама. Обед на плите, поешь.

Сын (идет к отцу). Пап, в понедельник в школе праздник для пап, ты придешь?

Отец. Скажи маме…

Ребенок уходит к себе и созванивается с друзьями “Здорово Димон, давай сходим куда-нибудь?.. Хорошо, через пол часа, встречаемся на нашем месте. Позвони остальным”.

Сын. Я ухожу на тренировку в школу.

Мама. Долго не ходи.

  Что явилось причиной таких взаимоотношений в данной семье, типичной для многих в наше время? К чему могут привести такие взаимоотношения в семье?

 Ведущий.Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ним. Ребенку это необходимо.

  1. Творческая мастерская (родители и дети).
  2. Рассказать любое стихотворение (4-стишие) 1 строка родитель, 2 – ребенок.
  3. Все вместе исполняют песню «Улыбка» (под минус).

  Уважаемые родители и дети, предлагаю вам встать в круг.

(Беру зажженную свечу)

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

 – Вы получили то, что ожидали от этого родительского собрания?

– Что для вас сегодня было особо важным?   

 –  Какие чувства вы испытали? 

 – Каким было ваше настроение на начало и конец мероприятия? 

-Понравилась ли вам  наша встреча?           

 – Что вы заберете сегодня с собой после нашей встречи?

Упражнение «Подарок»

 Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения в нем – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит классу. Я, например, дарю вам оптимизм, хорошее настроение и море улыбок.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь,
а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний.
Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в
не сможет взять строгостью. – А. Чехов
Кто не может взять лаской, тот 
равновесии, может считаться достойным человеком.- Конфуций
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий 
человек предъявляет требования к другим. – Конфуций
которого ребенка учат говорить, а в конце – молчать. – Л. Левинсон
Воспитание – это учебный процесс, в начале 
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь,
а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний.
Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в
не сможет взять строгостью. – А. Чехов
Кто не может взять лаской, тот 
равновесии, может считаться достойным человеком.- Конфуций
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий 
человек предъявляет требования к другим. – Конфуций
которого ребенка учат говорить, а в конце – молчать. – Л. Левинсон
Воспитание – это учебный процесс, в начале 

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Подготовительный этап собрания: 1. Изготовление приглашений каждой семье и общее объявление в группе. 2. Анкетирование родителей. 3. Подготовка вопросов «Острого блюда». 4.  Акция «родительская почта» (вопросы психологу через почтовые ящики). 5. Покупка шариков. 6.  Фонограммы музыкальных записей. 7. Изготовление буклетов.

Ход мероприятия: Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях.

9/10 тех людей, с которыми мы встречаемся,

являются тем, что они есть — добрыми или злыми,

полезными или бесполезными – благодаря воспитанию.

Д. Локк

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания. «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, — говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды». Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. Сегодня мы постараемся узнать, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания. Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит

психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности. Поскольку форма нашей встречи носит информационно-просветительский характер, мы приготовили для Вас буклеты «Принципы общения с детьми». ( Приложение № 2).

Ведущий: А теперь, уважаемые родители, слово Вам.

***Упражнение «Закончи предложение» (или «Острое блюдо»). Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

«Общение с ребенком – это…» «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…» «Моя любовь к ребёнку заключается…» «Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания… «Если я вижу, что моего сына «лупит» сверстник… «Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…» «Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…» «Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…» «Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…» «Если ребенок провинился…» «Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…» «У нас в семье «наказание-поощрение» -…» (если затрудняетесь продолжить – разбейте высказывание на части). Ведущий: Мы посмотрим видео с записью ваших детей и узнаем, что они думают о вопросах воспитания. Видеоролик «Устами ребёнка» (вашим детям задавали один и тот же каверзный вопрос «Тебя дома воспитывают? Как?». Ответы детей, конечно же, Вас рассмешат… Ведущий: Как мы видим из видеоролика, слово «воспитание» у некоторых детей ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим, уважаемые родители…

Выступление педагога-психолога на тему «Наказание и поощрение» Уважаемые родители! Начну с анкет (анализирует). Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений. Каким же образом родители наказывают своих детей? Ваши ответы: — ставят в угол; — лишают удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости; — ограничивают просмотр мультипликационных фильмов и игры на компьютере; — изменяют интонацию голоса, выражение лица; — обсуждают проступок, беседуют «по душам». Действительно, это приемлемые способы наказания. Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный поступок, а не личность ребёнка. Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказующего, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом. С точки зрения психологии, это всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно быстрее избавиться и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим. Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать. А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на – хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Из ответов родителей следует, что в воспитании своего ребёнка они, в основном, не испытывают особых затруднений. Некоторые родители отмечают, что их дети иногда бывают непослушны, упрямы, неусидчивы. В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются. Главное, как уже сегодня говорилось, – принимать своего ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить его. Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок.» А теперь давайте отдохнём и поиграем. ***Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики». Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей. Родители встают в круг (они дети). Психолог – это мама – предлагает детям — родителям — научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним. Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя. Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями». *Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается). *А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него). Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».

Ведущий: Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других. Британская писательница и путешественница Эстер Селсдон очень точно говорит: «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени!»

Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: оправдались ли ожидания участников, что было значимым для каждого из них, нашли ли ответы на свои вопросы, какие выводы для себя сделали… А также – пожелания на будущее.

Используемая литература: *Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», М., 2001. *Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья», М., 2007. *Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», М., 2005. *Зверева О.Л. , Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2006. *Корчак Я. «Как любить ребенка» М., 1990. *Эйдемиллер Э.Г. «Семейный диагноз и семейная психотерапия», СПб, 2005. *Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» — М.: Педагогика. – 1990. *Корчак Я. «Как любить ребенка» — М.: Политиздат. — 1990. *Дон Лайтер «Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести». *Осипова Л.Е. «Родительские собрания в детском саду»., 2010 год

Приложение № 1

Уважаемые родители! К родительскому собранию по теме «Искусство воспитания» просим вас заполнить предлагаемую анкету. Спасибо за сотрудничество. 1. Что, по вашему мнению, вкладывается в понятие «родительский авторитет»? 2. Какими методами вы добиваетесь послушания своего ребенка? 3. Каким образом вы наказываете своего ребенка? 4. Как поощряете? 5. Какие вы испытываете трудности в воспитании своего ребенка? 6. Как вы считаете, пользуетесь ли вы авторитетом у своего ребенка? Выберите (отметьте «галочкой» или подчеркните) правильный ответ: 1. Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день? — Да — Нет 2. Какой вопрос вы задаете ребенку по возвращении его из дошкольного учреждения? — «Чем вас сегодня кормили?» — «Что интересного было в детском саду?» — «Что ты сегодня натворил?» 3. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду? — «Я много об этом читал, знаю многое» — «Я мало, что знаю об этом» — «Не знаю ничего» 4. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка? — «Да, знаю» — «Знаю, но хотелось бы знать больше» — «Не знаю ничего» 5. Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи? — «Да, он необходим» — «Нет» 6. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье? — «Да, это единственный способ воздействия на ребенка» — «Да, но я избегаю этого» — «Нет, это неверно» Заполните, пожалуйста, таблицу: Варианты ответов: А — «Да, почти всегда» Б — «Иногда» В — «Может быть» Г — «Нет, почти никогда» Все ли вам нравится в своем ребенке? Слушаете ли вы, что ребенок говорит? Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит? Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? Поправляете ли вы речь малыша? Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? Хвалите ли вы малыша? Смеетесь ли вы вместе с ним? Отводите ли вы время для чтения ребенку? Часто ли вы обнимаете ребенка? Играете ли вы вместе? Есть ли у вашего ребенка собственные книги? Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему? Знаете ли вы любимую сказку? Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры? Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот? Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулку? Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные подвижные игры?

Приложение № 2.

Этот материал даётся в буклетах (буклеты «Принципы общения с детьми») Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения: • Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты «чтением морали» своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми. • Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда. • Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь. • Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком. • Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии. • Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители. • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. • Принцип единства требований в семье.

Родительское собрание

«Чтобы ребёнок учился с интересом»

Задачи:

  • проинформировать родителей о проблемах успеваемости и снижения познавательного интереса у некоторых учащихся;

  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной активности детей;

  • побудить родителей к полноценному общению со своими детьми, к совместному досуговому времяпрепровождению;

  • расширить знания родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми.

Структура и содержание собрания:

  1. Вступительное слово преподавателя о теме и задачах родительского собрания и о результатах анкетирования детей (Приложение 1)

Уважаемые родители! Все мы хотим, чтобы наши дети стали успешными людьми. Сейчас главный их труд – учёба. Отметки, которые они получают, — это оценка их труда. Не всегда эти оценки радуют нас и вас. Дети должны стремиться к успеху, а мы – преподаватели и родители — должны создавать для них ситуацию успеха, поддерживать в детях интерес к учёбе. Как это сделать лучше? Как сохранить с детьми дружеские отношения? Как остаться для них авторитетными людьми? Что делать, чтобы дети нам доверяли? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

  1. Анкетирование и тестирование родителей (Приложения 2-4).

  2. Рекомендации для родителей

Итак, мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет учиться ваш ребёнок – с удовольствием или неохотой, — зависит не только от преподавателей, но и от вас, родителей. Давайте попробуем найти решение проблемы.

Вариант 1

Выведите ребёнка на разговор о том, что он изучает сейчас в музыкальной школе. Расскажите, как учились вы сами, сравните, как занимались музыкой вы и как готовится к занятию он. Если у ребёнка что-то не ладится, докажите личным примером, что трудные задания выполнять интереснее. Возьмите за правило слушать игру ребёнка по вечерам после работы, а в выходные можно устраивать дома импровизированный концерт.

Вариант 2

В воспитании детей вам могут помочь следующие заповеди:

  • Не унижайте своего ребёнка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог?», «У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.

  • Не угрожайте: «Если ты ещё раз так сделаешь, ты у меня получишь!». Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его нас бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.

  • Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово – это одно, дело – совсем другое.

Вариант 3

У психологов есть понятие «тактильный голод» — это дефицит любви родителей. Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, поглаживайте его по голове, пожимайте ему руку, ласково тормошите. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

Вариант 4

Возьмите на заметку:

  • Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.

  • Пусть ребёнок видит Ваш интерес к заданиям, которые он получает, книгам, нотам, которые приносит из школы.

  • Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора или компьютера.

  • Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми его подробности.

  • Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  • Учите ребёнка выражать своё мнение.

  • Принимайте по возможности участие в проблемах детей, в их решении. Рассказывайте случаи из собственной жизни. Это укрепляет доверительные отношения.

Вариант 5

Воспользуйтесь советами Д.Карнеги из книги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

  • Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.

  • Обращая внимание на ошибки детей, делайте это в косвенной форме.

  • Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.

  • Задавайте вопросы вместо приказаний.

  • Дайте возможность ребёнку спасти «своё лицо».

  • Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

  • Создайте ребёнку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

  • Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который Вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

  • Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что Вы ему поручили.

  1. Подведение итогов

Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Нужно убедить ребёнка в необходимости стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

Мы, преподаватели и родители, — союзники в этой работе. Великий педагог Ж.Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникало проблем с успеваемостью, чтобы они не проявляли нежелания учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей.

  1. Решение родительского собрания

После принятия решения раздаются памятки о формах общения родителей с детьми.

Приложение 1

Анкета для учащихся

Поставьте знак (+) в одной из граф ответа

Да

Нет

Иногда

Отчасти

  • Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с родителями?

  • Говорят ли с Вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?

  • Советуетесь ли Вы с родителями, когда у Вас возникают трудности?

  • Делитесь ли Вы с родителями своими радостями, успехами?

  • Интересуются ли родители Вашей учёбой, проблемами, Вашими взаимоотношениями с учителями?

  • Всегда ли родители проверяют, как Вы приготовили уроки?

  • Есть ли у Вас и Ваших родителей общие занятия, увлечения?

  • Участвуете ли Вы в подготовке семейных праздников?

  • Помогаете ли Вы родителям по дому?

  • Часто ли у Вас возникает желание проводить свои праздники без взрослых?

  • Знают ли родители Ваших друзей?

  • Обсуждаете ли Вы с родителями прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи?

  • Бываете ли Вы вместе с родителями в кино, в театрах, на выставках и пр.?

  • Совершаете ли Вы вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?

  • Нравится ли Вам проводить время каникул с родителями?

  • Можете ли Вы сказать, что у Вас с родителями сложились дружеские взаимоотношения?

Приложение 2

Анкета для родителей

Поставьте знак (+) в одной из граф ответа

Да

Нет

Иногда

Отчасти

  • Считаете ли Вы, что у Вас есть взаимопонимание с Вашими детьми?

  • Говорите ли Вы с детьми по душам, советуетесь ли по своим личным делам?

  • Советуются ли дети с Вами, когда у них возникают трудности?

  • Делятся ли дети с Вами своими радостями, успехами?

  • Интересуетесь ли Вы учёбой детей, их проблемами, взаимоотношением с учителями?

  • Всегда ли Вы проверяете, как дети приготовили уроки?

  • Есть ли у Вас и Ваших детей общие занятия, увлечения?

  • Участвуют ли Ваши дети в подготовке семейных праздников?

  • Помогают ли дети Вам по дому?

  • Часто ли у Ваших детей возникает желание проводить свои праздники без взрослых?

  • Знаете ли Вы друзей своих детей?

  • Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи?

  • Бываете ли Вы вместе с детьми в кино, в театрах, на выставках и пр.?

  • Совершаете ли Вы вместе с детьми прогулки, ходите ли в походы?

  • Нравится ли Вам проводить с детьми своё отпускное время?

  • Можете ли Вы сказать, что у Вас с детьми сложились дружеские взаимоотношения?

Подведём итоги.

За каждое «да» — 2 балла; «иногда», «отчасти» — 1 балл; «нет» — 0 баллов.

Более 24 баллов: Ваши взаимоотношения с детьми можно считать благополучными.

От 12 до 24 баллов: Ваши взаимоотношения с детьми можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 12 баллов: контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Приложение 3

Тест 1. «Какой Вы родитель!»

Отметьте знаком (+) те фразы, которыми Вы часто пользуетесь в своей семье

1.

Сколько раз тебе повторять!

2.

Посоветуй мне, пожалуйста!

3.

И не знаю, что бы я без тебя делал(а).

4.

И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!

5.

Какие у тебя замечательные друзья!

6.

Ну на кого ты похож(а)!

7.

Вот я в твоё время…

8.

Ты – моя опора и надежда!

9.

Ну что за друзья у тебя!

10.

О чём ты только думаешь?

11.

Какой(ая) ты у меня умница!

12.

А ты как считаешь, сынок (дочка)?

13.

У всех дети как дети, а ты?!

14.

Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе по 2 балла за ответы 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13; по 1 баллу за все остальные ответы

Итак:

  • 7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок Вас уважает и любит.

  • 9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок Вас уважает, но не всегда откровенен с Вами.

  • 11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

  • 13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Уделяйте ему больше времени.

Приложение 4

Тест 2. «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребёнка?»

1. Сколько новых предметов у Вашего ребёнка в этом учебном году?

А) четыре

Б) три

В) два

2. Всех ли учителей, работающих с Вашим ребёнком, Вы знаете?

А) знаю всех

Б) знаю половину

В) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз Вы просматриваете тетради (учебники_ Вашего ребёнка ради интереса?

А) постоянно

Б) 1 раз в месяц

В) ни разу

4. Если Вы обнаружили, что ребёнок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и Вы не способны ему помочь, что Вы будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям

Б) пойду к директору

В) заставлю ребёнка более серьёзно учить предмет

5. Знаете ли Вы интересы (увлечения) своего ребёнка?

А) да, знаю

Б) частично

В) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли Вы, где и с кем Ваш ребёнок проводит свободное время?

А) да

Б) иногда

В) нет, но догадываюсь

Подведём итоги.

  • Если лидирует ответ А). Вы знаете, что ребёнок нуждается в Вашей помощи.

  • Если лидирует ответ Б). Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учёбой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности Вашего ребёнка.

  • Если лидирует ответ В). Вы вместе с другими членами Вашей семьи должны помочь ребёнку.

8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий родительского собрания на тему трудности взросления
  • Сценарий рождественского спектакля на английском языке
  • Сценарий ритуала бракосочетания
  • Сценарий родительского собрания на тему психологические особенности современных подростков
  • Сценарий рождественского спектакля 12 месяцев