Сценарий родное слово родная речь

Внеклассное мероприятие направлено на интеллект учащихся. Содержание мероприятия соответствует программе по русскому языку.

Внеклассное мероприятие «Родное слово»

Цель : прививать любовь к родному языку .

Задачи :

1. Расширять знания детей о родном языке .

2.Развивать речь, мышление , творческие способности детей .

Оформление : Магнитофон с записями классической музыки .

Цитата :

Для выражения истинно народных чувств необходим народный язык .

Н .Г .Чернышевский .

Ход мероприятия.

Учитель :Сколько себя помнит человек ,он всегда задумывался над словом ,своей речью , родным языком .

Мы можем гордиться русским языком . На нашем языке написаны

замечательные памятники литературы и искусства , это язык науки , культуры и искусства .

Пушкин и Лермонтов , Гоголь и Толстой .Эти великие писатели прославили русский язык . Язык наш -великий .

Все вы скажете , что он непростой . Да . Но тем он и интересен , что богат множество оттенков , значений и тайн.

Сегодня мы проведем небольшую конкурсную программу, которая поможет лучше узнать наш язык. Класс делится на две команды, и каждая команда будет выполнять свои задания и бороться за звание победителя. Конкурсы будут оцениваться по пятибалльной системе.

Учитель: В чем народная мудрость проявляется ярче всего?

Ученик: В пословицах и поговорках.

Учитель: Верно. «Давно уже у нас обратили внимание на народные пословицы как на выражение народного ума, народной жизни, народного характера», — писал в 1853 году Н.А. Добролюбов, имея в виду прежде всего крупнейшего русского собирателя и исследователя фольклора И.М. Снегирева, который первым поставил задачу создания свода пословиц. Так же большой вклад в собирание и издание сокровищ народного творчества внес В.И. Даль, который сохранил на века богатство языка пословичную мудрость народа.

Первый конкурс.

(ПОГОВОРКИ)

Перед вами начало поговорок, а окончание в конвертах, которые вы получите. Необходимо как можно быстрее правильно сложить поговорки. Внимание, начали!

(Звучит музыка, команды работают)

Начало поговорок Продолжение в конвертах:

Аппетит приходит во время еды

Взявшие меч от меча и погибнут

Видит око да зуб неймет

Все дороги ведут в Рим

Готовь сани летом а телегу зимой

Всяк кулик свое болото хвалит

Есть еще порох в пороховницах

Ждать у моря погоды

Знает кошка чье мясо съела

Чем бы дитя не тешилось лишь бы не плакало

Кашу маслом не испортишь

Лес рубят щепки летят

Клин клином вышибают

Проще пареной репы

Рыбак рыбака видит из далека

Ученье- свет а неученье- тьма

Учитель: Ловко вы справились с заданием! Молодцы!

Наш конкурс на знание пословиц и поговорок продолжается. Теперь он будет потруднее. Судейство такое же как и в первом.

Второй конкурс «Пословицы»

В левом столбике даны иностранные пословицы, а в правом- аналогичные им русские. Найдите сходные по смыслу пословицы.

Иностранные пословицы:

1. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре.

2. У кого болтливый рот, у того тело в синяках.

3. Тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Птицу можно узнать по песне.

5. После обеда приходится платить.

6. Один утренних час лучше двух вечерних.

7. Лучше оступиться, чем оговориться.

8. Легкий кошелек- тяжелое проклятье.

9. Тихая вода берега подрывает.

10. Когда у меня на ладони волосы вырастут.

11. Находясь среди ворон, нужно каркать, как они.

12. Зернышко к зернышку- и будет мерка.

Русские пословицы:

1. С миру по нитке- голому рубашка.

2. С волками жить — по волчьи выть.

3. В тихо омуте черти водятся.

4. Когда на горе рак свистнет.

5. Утро вечера мудренее.

6. Хуже всех бед, когда денег нет.

7. Язык до Киева доведет.

8. Любишь кататься- люби и саночки возить.

9. Видно птицу по полету.

10. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

11. Ищи ветра в поле.

12. Язык мой — враг мой.

Ответ:

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. — Ищи ветра в поле.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках.-Язык мой — враг мой.

Тот не заблудится, кто спрашивает. — Язык до Киева доведет.

Птицу можно узнать по песне.- Видно птицу по полету.

После обеда приходится платить.- Любишь кататься- люби и саночки возить.

Один утренних час лучше двух вечерних.- Утро вечера мудренее.

Лучше оступиться, чем оговориться.- Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

Легкий кошелек- тяжелое проклятье.- Хуже всех бед, когда денег нет.

Тихая вода берега подрывает.- В тихо омуте черти водятся.

Когда у меня на ладони волосы вырастут.- Когда на горе рак свистнет.

Находясь среди ворон, нужно каркать, как они.- С волками жить — по волчьи выть.

Зернышко к зернышку- и будет мерка.- С миру по нитке- голому рубашка.

Третий конкурс « На вкус и цвет…»

Красота языка складывается и из использования прилагательных, обозначающих признак предмета, в частности цвет. В качестве примера приведу такой факт: пигмеи экваториальных лесов Африки различают 11 оттенков зеленого цвета. А как вы разбираетесь в цветах?

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке и наоборот. Необходимо отыскать это соответствие.

Алый Оранжевый

Апельсиновый Темно-оранжевый

Васильковый Густо-розовый

Изумрудный Ярко- красный

Каштановый Коричневый

Кирпичный Светло- синий

Морской волны Золотисто-желтый

Пурпурный Прозрачно-желтый

Пшеничный Сине-зеленый

Хаки Коричневый

Шоколадный Ярко-зеленый

Янтарный Коричневато-зеленый

Ответ:

Алый — густо -розовый

Апельсиновый — оранжевый

Васильковый — светло — синий

Изумрудный — ярко-зеленый

Каштановый — коричневый

Кирпичный — темно-оранжевый

Морской волны — сине-зеленый

Пурпурный — ярко-красный

Пшеничный — золотисто-желтый

Хаки — коричневато -зеленый

Шоколадный -коричневый

Янтарный -прозрачно-желный

Четвертый конкурс «Магические буквы»

Я хочу, чтобы поработала ваша фантазия и смекалка.

Из букв слова «БИБЛИОТЕКА» составить как можно больше слов (нарицательных в именительном падеже единственного числа (или множественного, если единственное отсутствует)).

Пятый конкурс «Слово спрятано в тексте»

учитель: приступаем к пятому конкурсу «Слово спрятано в тексте», в котором зашифровано девять изделий из муки, нужно отыскать их и подчеркнуть. В тексте уже есть пример такого слова.

Мишку Ченьева зовут у нас во дворе Линкором. Говорят, служил он в торговом флоте. На плече наколка-якорь. А завирать начнет — помрешь от смеха. Ладонью рот зажимай.

В Стамбул как-то вошли, рассказывал однажды мишка лачуге, но и дворцов хватает. Он хотел первым делом на базар податься. Потому как жена всю плешь уму проела: Нужна:, мол ей шуба тона кофейного. С ним еще человек десять увязалось. Идем в толпе Ченьев, но где базар, никто не знает. Солнце печет. Жарища. Тут баран какой-то из Мишкиной команды предложил сперва искупаться. Все полезли в море. И Линкор с ними. И тут к нему здоровенна акула- шасть. Не растерялся Линкор жик ее брюхо ножом. То-то рты все пораскрывали. Мимо шла лодка на моторе. «Бросай канат! — закричал Мишка — акулу привяжем». Но турки ничего не поняли. Орут лишь свое: «Кара-______вай…».

…Шубу Линкор в тот день не купил. Но акула оказалась-сплошное объеденье.

Ответ: булка, калач, батон, печенье, баранка, коржик, торт, сайка, каравай.

Шестой конкурс «Сочиняем сказку»

Коротко познакомлю вас с историей создания сказки.

Первый свод народных русских сказок собрал и издал в 1855-1863 годы А.Н. . Точно так же впервые были собраны и изданы в 19 веке образцы народного творчества, загадки, исторические песни, причитания и другие жанры фольклора. Этот век по праву называют золотым, имея в виду высочайшие достижения литературы. Он был золотым и для собирания, изучения, издания русского фольклора. Именно в это столетие фольклор стал обретать новую жизнь в литературе — в сказках А.С. Пушкина, «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Коньке-горбунке» П.П. Ершова.

Народные сказки раскрывают перед нами обширный мир.

_ Ребята, какие жанровые особенности должны быть в сказке? 9Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, призраки, концовка).

_ Я попробовала сочинить сказку, но не все у меня получилось и многие слова пропущены.

Ваша задача- дописать сказку. У каждой команды она получится своя.

(звучит музыка, сказка написана на листках.)

В некотором________________________________________________старик

______________________три___________________. Но однажды________________ __________________________погоревали _____________________________________

_________________________решили ____________________________первый _____________

_____________дорога _____________________второй __________________________

лес ________________________третий _________________________________________

________поле _____________________________навстречу _________________________

__________молвил __________________________она __________________дальше

______________сражался _________________________________увидел _____________

__________________взобрался ___________________________________встретил ________

___________________вернулся домой __________________________пир на весь мир.

Учитель: Настало время прочесть ваши сказки.

(Команды читают и оценивают творчество друг друга)

Учитель: На этом классном часе мы еще раз убедились в красоте родного языка, его возможностях. Надеюсь, что это мероприятие понравилось вам и принесло большую пользу, обогатило ваш словарный запас. Мне хотелось бы, чтобы такие игры вы проводили со своими друзьями и родителями.

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Сценарий фольклорного праздника

«Живой язык — родное слово»

в старшей группе «Казачата»

8832515141

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Взрослые персонажи:

Ведущая в русском народном костюме —  

Ведущая в казачьем костюме —

Скоморох 1-

Скоморох 2-

Дата проведения:  15февраля 2021года

Цель: Создание условий для знакомства с «Международным днём родного языка».

Образовательные задачи:

-дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;

— расширять знания детей о культуре и языке русского народа;

-способствовать повышению интереса к родному языку;

-обогащать речь детей пословицами и поговорками;

Развивающие задачи:

-формировать  у детей нравственно-патриотические чувства;

-развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;

Воспитательные задачи:

— воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;

-ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

Интеграция образовательных областей:

— Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.

— Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

— Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры.

— Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам театрализованных представлений.

— Физическое развитие: овладение народными играми.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под песню «Росиночка-Россия» , остаются на полукруге.

Ведущий 1 в русском народном костюме:

Ребята, я  сегодня поздравляю вас с праздником! А  знаете, какой сегодня праздник? Сегодня 21 февраля — Международный день родного языка!

Ведущий 2 в казачьем костюме:

На планете Земля много разных стран. У каждого народа свой родной язык.                           Например: во Франции живут французы. Их родной язык – французский.                   В Кита — китайцы. Они говорят на китайском языке.                                            В Англии говорят на английском, в Турции -на турецком.

Ведущий 1: А мы с вами живём в большой красивой стране, в России!                       Наш родной язык-русский. Мы с вами, наши мамы и папы, бабушки и дедушки разговариваем, поём песни, читаем стихи, рассказываем сказки на нашем родном русском языке.

Ведущий 2: Всего в мире насчитывается огромное количество языков, около 6 тысяч. Сегодня, вместе с нами, люди разных стран отмечают день своего родного языка.

1ребёнок:

Всем известна сила слова

И как богат язык людей.

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

2 ребёнок:

Кого не спросишь, без сомненья,

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в прения:

Вся красота в родных словах!

3 ребёнок:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки!

Без родного языка

Нет и человека!

4 ребёнок:

Мы поём им, говорим

С самого рожденья

И к родному языку

Есть большое рвенье!

5

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

6

Много языков на свете разных —
Выучить их все

не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть

 Изюминка своя.

7

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

8

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

                                        Русский хороводный танец «У моей России»

Дети  под музыку идут на стульчики.

Ведущий2: Мы живем на Дону

                      Средь полей и степей.

                      Мы живем в Усть-Донецком

                      И нет места милей.

Ведущий1: Любим мы свой казачий

                       Изумительный край,

                       Хорошей, Усть-Донецкий,

                       Богатей, расцветай!

Ведущий2: Мы знаем, любим, изучаем свой родной язык и чтим казачьи традиции. Вот посмотрите, как в семье Даши, Киры и Вероники                               соблюдают казачьи традиции.

Презентации на доске.

Ведущий1: Ой, ребята, тише, тише,  я веселые бубенцы  слышу.

Под веселую музыку выбегают два скомороха, в руках бубны и микрофоны.

 Скоморох1: Здравствуйте, ребятишки,

Скоморох2: Девчушки и мальчишки,

Скоморох1: Я — скоморох Тимоха,

Скоморох2: А я скоморох Леха!

Скоморох1: И девчонок, и мальчишек –

                       Всех зову я ребятишек.

                       Веселиться да играть,

                       Старину вспоминать.

Скоморохи  поют на мотив частушек:

1-ый Скоморох: Ой, ты гречка-горох. Я веселый Скоморох.
                                Прыгаю, да бегаю. Все секреты ведаю.

2-ой Скоморох:

Мы в гости к вам шли,

Пироги с собой несли

Масляную кашу,

Пожелания наши.

Скоморохи звенят бубнами.

1-ый Скоморох: Тары-бары,тары-бары

                              Выходите во дворы!

2-ой Скоморох:  Будем пляски начинать,

                             День родного языка отмечать!

                             Сядем рядышком на лавке.

                             Вместе с вами посидим.

                             Загадаем вам загадки.

                              Кто смышленей — поглядим!

Работа на ИКТ. Загадки.

Скоморох 1:Начинай, Леха!

Скоморох 2: Хорошо, Тимоха!

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух).

Скоморох 1: Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет — песенку поет. (Кошка)

Скоморох 2: Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Скоморох 1: Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса)

Скоморох 2: Гладишь — ласкается. Дразнишь — кусается. (Собака)

Скоморох 2:Ай, да молодцы, все загадки угадали. 

                        Что ж, дело делается, как веретено крутится,

                        А у нас никто не соскучится!

Скоморох 1: А давайте петь да хоровод водить,

                        Чтоб ни один домой не хотел уходить!

Ведущий 1: Наши девочки приготовили к празднику веселую песню.

Хотите послушать?    Девочки под музыку выходят на полукруг.

                                         Песня «Как вставала я ранешенько»

1куплет

Как вставала я ранёшенько,

Умывалась я белёшенько.

 Припев:

 Ой, калинушка, калинка моя, (хлопают «тарелочками»)

В саду ягода малинка моя.

проигрыш: кружение на топотушках вправо, руки полочкой.

2 куплет

Ой, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся.

Припев:

 Ой, калинушка, калинка моя, (хлопают «тарелочками»)

В саду ягода малинка моя.

проигрыш: кружение на топотушках вправо, руки полочкой.

3куплет

Красны девки разыгралися,

Красны девки расплясалися!

Припев:        

 Ой, калинушка, калинка моя, (хлопают «тарелочками»)

В саду ягода малинка моя.

Скоморох 1: Как богат и красив народный язык! Какие интересные прибаутки да побасенки, забавные пословицы да поговорки.                           Скоморох 2:  В них спрятана народная мудрость! Вы знаете пословицы и поговорки? А давайте поиграем. Я начну, а вы продолжайте!                                    Игра –кричалка «Я начну, а ты –продолжи!»                                                Скоморох 1:  Поспешишь – (людей насмешишь!)

Скоморох 2:  Не спеши языком – (торопись делом!)

1 Что посеешь – (то и пожнёшь!)

2 Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда!)

1 Сам пропадай – (а товарища выручай!)

2 С кем поведёшься, (от того и наберёшься!)

1 Нет милее дружка, (чем родная матушка!)

2 Доброе слово (и кошке приятно!)

Скоморох 1: Молодцы какие, правда, Леха?

 Скоморох 2: Твоя  правда, 

                          Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Скоморох 2: Щелкают орешки, да творят насмешки.

 Скоморохи (хором): Небылицы!       

Все дети выходят на полукруг. По одному ребенку выходят вперед.

Все: А у нас…

Мальчик 1

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!

Девочка  

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик 2

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

Все: Правда?

Мальчик 2 Правда.

Девочка

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик 3

Лошадь ела кашу,

А мужик — овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все:

 Вот так небылицы!

Скоморох 1:

 Вот туды-сюды дела,

 Эт, тебе не ерунда!

 О таком и не слыхал я,

 Даааа…, совсем одичал я?!

Скоморох2 : Тимоха, это не все! Послушай еще!

Выходят дети на точки: чтение по ролям:

1

Стучит, бренчит на улице —

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке.

— Куда, Фома, едешь?

      Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

2

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— Петр что делает?

— Да на печи лежит.

Ведущий 1и 2 вместе: А теперь навострите ушки,

                                        Наши ребята споют частушки!

Частушки (5 детей)

1)От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

2)Сидит ежик на березе —

Белая рубашка,

На головке — сапожок,

На ноге — фуражка.

3)Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

4)Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

5)Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Скоморох1:

Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

Скоморох2:

Кто к нам выйдет –в Золотые ворота играть  пойдет.                                               Скоморохи делают «ворота» (взявшись за руки)

                                     Русская народная  игра «Золотые ворота»                                Дети поют: Золотые ворота,

                          Проходите, господа!

                          Первый раз прощается,

                          Второй раз запрещается,

                          А на третий, третий раз

                          Не пропустим больше вас!

Скоморохи закрывают «Ворота» (взявшись за руки)                                      Скоморох 1: Кто с нами играет, тому скучно не бывает!                                                      А сейчас мы с вами покатаемся на карусели.                                                            Садитесь первые 10 человек  на нашу веселую карусель, беритесь за ленты. Скоморох 1: Славно прокатились на карусели! А теперь в другую сторону.                                   Игра «Карусель»                                                                                                      Ведущий1:

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди.

Ведущий 2: Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Но главное в народной жизни — согласие и мир во взаимоотношениях.

Ведущий1:

 Опыт жизни наших предков помогает нам жить, делает нас богаче и красивее.

Ведущий 2: В наших руках сохранение традиций русского народа.

Ребята, я желаю вам любить и беречь наш родной русский язык, не засорять его грубыми словами, говорить красиво и правильно.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Интеллектуально-лингвистическая игра “Да возвеличится слово русское” интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию эвристических способностей, сплочению коллективов. Правила игры. Для участия в игре формируются две команды из 5-6 человек, придумывают названия. Методом жеребьевки определяется первенство хода. Ведущий объясняет правила к каждому конкурсу. Количество баллов и максимальная сумма за каждый конкурс указаны возле каждого задания. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. В качестве жюри можно выбрать группу преподавателей. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Цель: популяризировать изучение русского языка; углубить и расширить кругозор знаний у учащихся о родном языке.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у учащихся посредством игры коммуникативные умения и навыки;
  • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.

Воспитывающие:

  • прививать интерес к изучению родного слова и литературы;
  • воспитывать умение слаженно работать в команде;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой язык.

Форма проведения: интеллектуально-лингвистическая игра.

Приемы: разноуровневые задания, групповая работа, конструирование предложений, творческие проекты, логические задания.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • любовь и уважение к родному языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию, как показателю общей культуры личности;
  • способность к критической самооценке лингвистических навыков.

Метапредметные: способность свободно и правильно формулировать свои мысли и излагать их в устной и письменной форме.

Предметные:

  • владение разными видами речевой деятельности;
  • владение орфографическими навыками и умениями;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Познавательные: выполнять универсальные логические действия (устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами.

Оборудование: компьютер, медиапроектер, раздаточный материал.

Объяснительная записка. Форма проведения интеллектуально-лингвистической игры “Да возвеличится слово русское” интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию эвристических способностей, сплочению коллективов.

Правила игры. Для участия в игре формируются две команды из 5-6 человек, придумывают названия. Методом жеребьевки определяется первенство хода. Ведущий объясняет правила к каждому конкурсу. Количество баллов и максимальная сумма за каждый конкурс указаны возле каждого задания. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

В качестве жюри можно выбрать группу преподавателей. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.

Ход игры

Слайд 1

Родная речь – Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово –
Великий Святорусский наш язык.

Иеромонах Роман

I. Вступление

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники нашей интеллектуально-лингвистической игры «Да возвеличится слово русское». Сегодняшнюю встречу мы посвящаем нашему великому и могучему русскому языку.

Константин Георгиевич Паустовский говорил: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Вряд ли может похвастаться какой-либо язык таким обилием богатства и красок, форм и приемов.

Сегодня мы пригласили вас, знатоков русского языка, померятся на нашем поле боя своими знаниями, остроумием и интеллектом. Мы начинаем нашу игру. Удачи командам. И пусть победит сильнейший!

Слайд 2

1 раунд. «Кто быстрее»

Слайд 3

Задания поочередно выводятся на экран. Обе команды в течение 1 минуты выполняют каждое задание. Та команда, которая первой готова ответить, звонит в колокольчик. Если команда дает неправильный ответ, права ответа переходит к команде соперника.

1. Из перечисленных исконно русских слов найдите одно заимствованное.

За правильно названное слово, команда получает – 2 балла.

Макитра, жижа, артачить, хибара, оказия, малевать, рушник, кулебяка; брюзжать; укулеле.

Ответ: укулеле (гавайское).

Слайд 4
Слайд 5

2. Из перечисленных исконно русских слов найдите три заимствованных слова.

За каждое правильно названное слово, команда получает – 1 балла. Максимальная сумма – 3 балла.

Стяг, жупан, супостат, праздный, гурт, аккомпанемент, факел, аура, венец, говядина.

Ответ: аккомпанемент (франц), факел (нем), аура (греч.)

Слайд 6
Слайд 7

3. Из перечисленных заимствованных слов найдите 1 исконно русское слово.

За правильно названное слово, команда получает – 5 баллов.

Климат (греч.), каникулы (лат.), матрос (нидерл.), картофель (нем.), опера (итал.), диван (перс.), танк (англ.), бандура (польское), банан (франц.), вельможа (древнерусское).

Ответ: вельможа (древнерусское).

Слайд 8
Слайд 9

2 раунд. Блиц-опрос «Кто умнее»

Участники команды получают раздаточный материал с вопросами. На выполнение задания дается 1 минута. В течение минуты члены команды отвечают на вопросы, по звонку представитель от команды дает ответы. При выступлении команды, вопросы выводятся на экран.

При объяснении правил, команда получает дополнительный 1 балл к каждому ответу. (Максимальное количество баллов – 20)

Слайд 10, 11, 12

1 команда

  1. Из перечисленных одушевленных существительных назовите неодушевленное: труп, покойник, мертвец (труп – неодушевленное сущ.);
  2.  Поставьте существительное оладьи в единственное число (одна оладья, ж.р.);
  3. Продолжите словосочетания: ты победишь, он победит, я… (смогу победить. От глагола «победить» первое лицо единственного числа не образуется. 
  4. Образуйте форму множественного числа существительного «дно»: 3 дна, но 5 … (пять доньев).
  5. К какому спряжению относится глагол зиждиться? ( К 1 спряжению, входит в число исключений глаголов на –ить. Зиждется, зиждутся);
  6. Укажите правильную форму окончания: ты выздоровеешь, а они … (они выздоровеют);
  7. Сколько –Н– в слове издана? (Одна. Это краткое причастие);
  8. Слово спутник – омоним или многозначное слово? (Многозначное слово);
  9. К каким существительным относится слово время? ( К разносклоняемым);
  10.  Закончите правило «Краткие качественные прилагательные изменяются по числам, не изменяются по …» (Падежам).

2 команда

  1. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения: 
    хромой, белый, грустный? (хромой – это относительное прилагательное) 
  2. Образуйте форму множественного числа существительного «валет»: 1 валет, но несколько … (валетов);
  3. Какой падеж в древнерусском языке назывался сказательным? (Предложный. Переименовал М.Ломоносов);
  4. Образуйте форму единственного числа существительного «тапки». (Одна тапка);
  5. Укажите правильную форму окончания: чашка чая или чашка чаю? (Чашка чаю, т.к. существительное имеет количественное значение, обозначает часть целого);
  6. Назовите глагол «зыбиться» в 3-м лице настоящего времени. (Он зыблется);
  7.  Сколько –Н– в слове свиной? (Одна. Словарное слово);
  8. .Какое существительное не имеет форму мн. числа: фестиваль, листва, конкурс, врач? (Существительное «листва» не имеет формы мн.числа. Это собирательное существительное);
  9. Как правильно пишется «конфорка» или «комфорка»? (Конфорка, от гол. «приспособление для разведение огня») )
  10.  Закончите правило «У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется … и …» (Род и склонение).
Слайд 13

3 раунд. «Тайное слово»

О каком слове идет речь?

На экране появляется определение, по которому участникам команд необходимо угадать тайное слово. Обе команды в течение 1 минуты выполняют задание. Та команда, которая первой готова ответить, звонит в колокольчик. Если команда дает неправильный ответ, права ответа переходит к команде соперника.

За каждое правильно угаданное слово – 5 баллов

Слайд 14

1. Это слово придумал Михаил Ломоносов. Оно обозначает явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу.

Притяжение. А ещё, Михаил Ломоносов придумал слова: маятник, насос, созвездие, рудник, чертёж.

Слайд 15

2. Это слово придумал Николай Васильевич Гоголь. Оно обозначает лениво-недобросовестное отношение человека к службе или работе.

Халатность. До него такого слова в русском языке вообще не было.

Слайд 16

3. Это слово придумал Фёдор Михайлович Достоевский. Его значение – незаметно исчезнуть, удалиться, оробеть.

Стушеваться. Ф.М. Достоевский, впервые использовал его в повести «Двойник».

Слайд 17

4. Это слово придумал Игорь Северянин. Антоним к этому слову – талант.

Бездарь. Это слово первоначально было с ударением на «а».

Слайд 18

5. Это слово придумал Владимир Владимирович Набоков. Оно обозначает безвкусную и безнравственную грубость.

Пошлость. Набоков придумал это слово для американцев.

4 раунд. «Сочинялка»

Слайд 19

На выполнение данного задания отводится 5 минут.

Придумайте связный текст с использованием приведенных ниже известных цитат.

За каждую использованную цитату прибавляется 1 балл. За связность текста – 5 балла, за остроумие – 5 балла. Максимальное количество – 16 баллов.

Слайд 20
  1. «Краткость-сестра таланта» (А.П.Чехов) 
  2.  «И пошли они, солнцем палимы» (Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда») 
  3.  «Не хочу учиться, а хочу жениться» (Д.И.Фонвизин «Недоросль») 
  4.  «Умом Россию не понять» (Ф.И.Тютчев) 
  5.  «Много шума из ничего» (У.Шекспир) 
  6.  « Сражаться с ветряными мельницами» (Сервантес «Дон Кихот») 
  7. «Зри в корень» (Козьма Прутков)
  8. «Доколь в подлунном мире…» (А.С.Пушкин «Памятник»).
  9. «Мой дядя, самых честных правил…» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).
  10. «И скучно, и грустно, и некому руку подать» (М.Ю.Лермонтов «И скучно, и грустно».
  11. «Однажды, в студеную зимнюю пору» (Н.Некрасов)

(Пример)

Однажды, в студеную зимнюю пору, вышли две мысли – Краткость – сестра таланта и та, которая Умом Россию не понять. Вышли на рассвете, и пошли они, солнцем палимы.

– Не хочу учиться, а хочу жениться! – сказала первая мысль.

– Ха! Много шума из ничего. – Ответила другая. – Зри в корень! Доколь в подлунном мире будет жить мой дядя, самых честных правил, будет нам и скучно, и грустно, и некому руку подать. Поэтому бери свои мысли в кулак и пошли сражаться с ветряными мельницами.

Слайд 21,22,23, 24

Пока команды готовятся, зрителям предлагается игра «Составлялка». На экран выводятся слова с перепутанными буквами. Кто из зрителей угадает наибольшее количество слов, получает сладкий приз.

Слова для игры:

  • крокодил – лрокоидко
  • здание – идеанз
  • топор – порот
  • ухабы – быхау
  • мельница – ацьнемли
  • гаджет – жедтаг
  • пиджак – каждип
  • ножницы – жыноцин
  • одеяло – ялодео
  • скрипка – рапкиск
  • мороженое – ноеможеро
  • йогурт – утгрой
  • бутылка – алкубты
  • глагол – голалг
  • словарь – раьвосл
  • журнал – рнужал
  • бумага – багаму
  • чайник – йкнича
  • телефон – лефонте
  • наушники – киушнина
Слайд 25

5 раунд. «Переводчик»

Слайд 26

На выполнение данного задания отводится 3 минуты. Каждая команда получает свой вариант текста и в течение указанного времени переводит его согласно заданию.

Переведите данный текст на современный литературный язык и на язык пушкинской эпохи.

За каждый перевод текста максимальная оценка – 3 баллов.

Максимальная оценка за все задание – 6 баллов.

Текст 1

Слайд 27

(Часть текста услышана в маршрутном такси)

– Здорово, братан! Че, опять в компе зависаешь. Ты приморил! Харе тебе глаза сушить. Пошли, расслабимся. Пацаны ждут на хате у Витька, там музон суперовский, можно зависнуть надолго. Только хавчик надо прихватить. Ок. Жду.  

Примерный ответ

Привет, друг. Ты что, опять за компьютером сидишь? Ну, ты даешь! Хватит, а то глаза испортишь. Пошли, отдохнем. Нас уже ребята ждут у Виктора дома. Будет отличная музыка, можно хорошо там отдохнуть. Только еду надо с собой захватить. Отлично. Буду ждать.

Примерный ответ

Приветствую вас, милый друг. Вы что, опять проводите время за этим диковинным и загадочным предметом? Ну, вы, сударь, поступаете опрометчиво. Так ведь и ослепнуть можно. А как вы смотрите на предложение, немного отдохнуть? Более, мы сегодня приглашены к ужину. Нас ждут в доме Виктора. Там будет играть прелестная музыка, и мы хорошо проведем время. Только необходимо захватить вкусные десерты. Прекрасно, мой друг. Буду вас ждать.

Текст 2  

Слайд 28

– Алле! Ты че спишь еще? Ну, ты красава! Через пять сек тачка будет, а ты еще в труселямбах. Подрывай свою тушку и цыгель ай лю-лю. Если ты запаришься, шеф будет копытцем бить, и тогда, сто пудово, накроется наша халява.

Примерный ответ

– Алло! Ты что еще спишь? Какой ты молодец! Через пять минут машина подъедет к тебе, а ты еще в пижаме. Давай поднимайся и быстро одевайся. Если ты опоздаешь, начальник будет сильно недоволен, и тогда, на все сто процентов, нам не видать нашего отпуска.

Примерный ответ

– Здравствуйте, сударь! Вы, простите, еще нежитесь в постели? Это, конечно, прекрасно, но через пять минуть прибудет экипаж, а вы еще неглиже. Пора уж вставать и собираться. Если вы прибудете не в срок, то барин будет сильно серчать на вас и тогда, что непременно, ваш отдых отложится.

Пока команды готовятся, зрителям предлагается музыкальная пауза или просмотр видео-ролика «10 тонкостей русского языка».

6 раунд. Творческий домашний проект

Слайд 29

«Да возвеличится слово русское!»

Защита домашнего творческого проекта. Команды получили задание. Необходимо было написать эссе или стихотворение на тему «Да возвеличится слово русское!» и презентовать его.

Оцениваются творческий подход – 6 баллов, раскрытие темы – 6 баллов, артистизм – 6 баллов.

II. Подведение итогов. Выступление жюри. Награждение.

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

Задачи:

  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • воспитывать патриотизм;
  • способствовать повышению грамотности учащихся;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
  • раскрывать таланты ребят.

Ожидаемые результаты:

  • улучшение качества знаний учащихся;
  • развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.

Ход мероприятия

Ведущий 1

Слайд 1. Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник — Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения., повторять и закреплять полученные знания

В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.

Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:

  • русском языке – Здравствуйте!
  • украинском языке – Здравствуйте!Здрастуйтэ! Доброго дня!
  • казахском языке — Сэляметсизбе!, Привет! – Сэлем!
  • таджикском языке – Здравствуйте! — Ассалому алейкум! Привет! — Салом!
  • киргизском, азербайджанском языка – Салам алейкум!
  • памирском – Здравствуйте! — Царанг
  • мордовском языке – Здравствуйте! – Шумбратада!
  • Привет! — Шумбрат!
  • армянском языке – Здравствуйте! — Барев дзез! Привет! — Вохчуйн!
  • адыгейском языке – Сэлам!
  • грузинском языке – Здравствуйте! – Гимарджоба! Привет! — Салами!
  • македонском языке – Здравствуйте! — Здраво, чао!
  • вьетнамском языке – Здравствуйте! — Син тяо! Привет!- Тяо!
  • пакистанском языке – Здравствуйте! — Салям алейкум! или Хи!

Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Ведущий 1

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий 2

Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

Алина Шатрова, 8 класс

Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага.

И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат.
И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.

Ульяна Петренко, 6 класс

Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Григорий Ротарь, 5 класс

Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.

Севинч Хомракулова, 6 класс

Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим.
Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.

Руслан кызы Элизат, 8 класс

Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он.
Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.

Расулова Марьям, 6 класс

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Шарипова Сабрина, 8 класс

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.

Ведущий 1.

Слайд 4. Большинство языков не имеют никакого официального статуса — на них просто говорят… на одном языке – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

Патимам Патимат, 6 класс

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

Балачёв Солтав, 4 класс

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Худоакумов Мухамедали, 5 класс

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.

Ведущий 1

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.

Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

  1. Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
  2. Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
  3. Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
  4. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)

Ведущий 1

Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.

Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8

Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».

Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.

Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.

Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13

Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.

Просмотр видео про русскую азбуку.

Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.

Ведущий 2 продолжение конкурса

Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.

  1. Как называется место, где мы родились? (Родина)
  2. Кто дал нам жизнь? (родители)
  3. Что нас окружает? (природа)
  4. Близкие по крови. Это наши (родственники) или (родные)
  5. Людей, населяющих нашу страну, можно назвать одним словом.
    Каким? (народ)
  6. Те, кто не верил в РОДа называли уРОД
    или выРОДок.

Слайд 15. Правильные ответы.

Ведущий 1.

Конкурс №2 «Разминка»

Слайд 16. Антонимы — это слова с противоположным значением. Я предлагаю вам несколько слов, вы — антонимы к ним.

  • Большой — маленький
  • Ленивый — трудолюбивый
  • Бежать — стоять
  • Хвалить — ругать
  • Друг — враг
  • Жарко – холодно

Слайд 17. Синонимы — это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.

  • Ребёнок — малыш
  • Скупой – жадный
  • Товарищ – друг, приятель
  • Спешить – торопиться
  • Ложь — неправда

Конкурс № 3 «Русские синонимы»

Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

  • Фейс – (лицо)
  • Бэби – (малыш)
  • Инъекция — (укол)
  • Боты – (сапоги)
  • Эгоизм — (себялюбие)

Ведущий 2.

Игра «Нужно не только знание, но и внимание»

Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.

Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.

Продолжение.

Дуга – назовите слово во мн.ч. …..

Рука – мн.ч. ……

Мука — ? …..

Житель – назовите слово во мн.ч. мн.ч. …..

Любитель – мн.ч. ……

Учитель — ? ……

Грек – назовите слово во мн.ч. …….

Узбек – мн.ч. ……

Человек — ? …….

Ведро — назовите слово во мн.ч. …..

(Она) Коза – (Он) ?……

Бедро – мн.ч. …..

Оса — ?……

Метро — ?…..

Стрекоза — ? …..

День – назовите слово во мн.ч. …..

Бросать – я что делаю?……

Пень – мн.ч. ……

Мечтать – я ……

Лень — ? ……

Кусать – я …..

Писать – я …..

Кони – назовите слово в ед.ч. ……

Пони — ? ……

Ведущий 2. В исполнении детей 5 поста прозвучат «Школьные частушки».

1.

Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

2.

Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

3.

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

4.

Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

5.

На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу.
Всех писателей прочел я.
Стать писателем хочу.

6.

Ты б сначала научился
Безошибочно писать.
Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

7.

С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту.
Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

8.

Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья.
Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

Ведущий 1

Слайд 19.

Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»

  1. Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит. О каком городе так говорят? (Москва)
  2. Слайд 20. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет. О каком органе полости рта речь? (Язык)
  3. Слайд 21. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их. (Друзья)

Слайд 22.

Конкурс № 5 «А ты знаешь?»

  1. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

Слайд 23

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

Слайд 24

Конкурс №6 «Быстрый ответ. Фразеологизмы»

— Объясните фразеологизмы:

В двух шагах (очень близко)
Держать язык за зубами (молчать)
Задирать нос (слишком важничать)
Не разлей вода (очень дружны)

Ведущий:

Слайд 25. Очень часто людей сравнивают с животными – в переносном значении.

Конкурс №7 «Сравни» (н-р, ходит, как медведь)

Про каких животных говорится:

  • голоден, как …
  • упрям, как …
  • колючий, как…
  • изворотлив, как…
  • надут, как…
  • здоров, как…

Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык.

Слайд №26. Когда писателю Алексею Николаевичу Толстому был задан вопрос: «Что такое Родина?» Он ответил: «Это весь народ. Это его культура, его язык.»

Международный день родного языка — это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.

Каждый житель коренных народов России, с уверенностью может сказать:

Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

ВЕДУЩИЙ 1 продолжает

Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» в исполнении хора имени Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Просмотр видео.

Ведущий 2.

Конкурс №8 «Блиц-опрос»

  1. Назовите православных святых, которые придумали древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
  2. Сколько было букв?
  3. Сколько букв в русском алфавите?
  4. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
  5. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
  6. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
  7. Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
  8. Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
  9. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
  10. Сколько падежей в русском языке?
  11. Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» К.И.Чуковский )
  12. Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
  13. Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
  14. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
  15. Предприятие, где делают машины (завод)
  16. Место, где продают билеты (касса)
  17. Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
  18. Аппарат для полета в космос (ракета)
  19. Главный город в стране (столица)
  20. Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
  21. Закончите пословицу: «терпение и труд …? (все перетрут)

Ведущий 2. Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Вы очень хорошо потрудились, удивили и себя, и нас.

Ведущий 1

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
(хором) Выучи русский язык!
Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
(хором) Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
(хором) Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
(хором) Выучи русский язык!

Ведущий 2.

Родная речь – Отечеству основа.
Не замути божественный родник –
Храни себя – душа рождает слово –
Великий святорусский наш язык.

Вот и подошла к концу наша встреча. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина. Будем любить и сохранять родной язык! Слайд 29

В международный день
родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию
родного языка!

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Пусть прозвучат слова прощания на вашем родном языке.

На русском языке – До свидания!
На украинском – До побачення!
На казахском — Кош бол!
На таджикском – То боздид!
На памирском – Майле!
На киргизском – Чейин!
На мордовском – Няемозонк!
На азербайджанском – Саг олун!
На армянском – Аджох!
На грузинском – Нахвамдис!
На адыгейском – Хъяркэ!
На македонском – Збогум!
На вьетнамском – Там биет!
На пакистанском – Кхудар хафиз!

Использованная литература и ссылки

  1. Г.М.Вялкова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Из-во «Планета», 2015.
  2. В.Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.
  3. С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.
  4. Л.Е.Тарасова «Школьный словарь омонимов. Кто? Что?»: изд. «5 за знания», 2019г., 192с. — (Серия «Словари, справочники, тесты»)
  5. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. — (Серия «Словарик школьника»)
  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. — М.: Цитадель-трейд, 2012г. — 576с.
  7. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. — 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.
  8. https://multiurok.ru/files/konkurs-k-miezhdunarodnomu-dniu-rodnogho-iazyka.html
  9. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/kvest_igra_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_iazyka

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий родительское собрание успеваемость
  • Сценарий рождественское чудо текст
  • Сценарий родительского собрания учебные трудности пятиклассников
  • Сценарий рождественское утро
  • Сценарий рода что это