Сценарий родной обычай старины

Тема урока.  Родной обычай старины. Светлый праздник.          Тип урока: открытие нового знания.Цель: расширять и углублять знания о Светлом праздник

Схема конспекта урока

Учитель:  Царегородцева А.Н.

Класс:  4 класс

Предмет:  музыка

Тема урока.  Родной обычай старины. Светлый праздник.

          Тип урока: открытие нового знания.

Цель: расширять и углублять знания о Светлом празднике Пасха.

Задачи:

     1.Получить знание о празднике Пасха.

2.Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности.

3.Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.

УУД

      1.Познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны.

      2.Развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству.

      3.Формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Этапы работы

Деятельность учителя

   Деятельность       учащихся

1.Организационный момент.(настрой на урок)

Музыкальное приветствие.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, передайте частичку хорошего настроения другому. От ваших  улыбок стало светлее, теплее и ярче в классе.

музыкальное приветствие детей

2.Актализация знаний (Опрос учащихся по заданному на дом материалу)

Сегодня на уроке мы продолжаем с вами разбирать темы раздела «О России петь – что стремиться в храм» итак,

— О каких Святых  мы с вами говорили на прошлом уроке?

— Что они сделали?

Дети отвечают на поставленные вопросы,   использую полученные на прошлом уроке знания

3.Изучение нового учебного материала,

Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть слайд( На слайде изображены пасхальные яйца, куличи и стих  

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес !)

— Какая же тема нашего урока?

— А что вы знаете о Пасхе?

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…На это время приходиться Светлое Христово Воскресение – Пасха. Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. Все события связанные с ним – огромное чудо! — Вам захотелось узнать об этом празднике больше?

У русских крестьян был обычай в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры. Приветствовать друг друга возгласом «Христос Воскресе»

— И что слышать в ответ?

Устраивать пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола является?

— Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи?

В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры, качались на качелях.

Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном.

дети отвечают на вопросы,

4.Физминутка

Особой популярностью у ребят в старину пользовалась игра «Катание яиц», и сейчас давайте поиграем в паре в эту игру.

5.Изучение нового учебного материала:

А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола?

— Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в колокола – это звонарь. В народе с любовью и нежностью относились к колоколам. Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула, оповещал людей о каких-либо важных событиях.

Сейчас вы узнали о обычаях народного праздника, а теперь давайте поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому празднику. Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? (слайд, фото русского композитора С.В.Рахманинова)

— Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень почитал этот праздник. Пение церковных колоколов стало символом его творчества.

Я  предлагаю вам послушать фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый праздник». А вы слушайте внимательно и обратите внимание на звучание фортепиано.

— Какой же темп у этого произведения?

— Итак, что же напомнило вам звучание фортепиано?

— Верно. Звон колоколов.

дети отвечают на вопросы,

6.Вокально  – хоровая работа

И сейчас я предлагаю вам разучить песню. Называется она «Пасха в гости к нам пришла». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы с вами попробуем её спеть.

Сядьте ровно, расправьте плечи, выпрямите спинки, поднимите головы.

— А теперь давайте встанем из-за парт, и споём её стоя.

Дети разучивают песню

7.Закрепление учебного

  • .

В настоящее время Пасха по-прежнему остается одним из самых почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл – возрождение и непременная победа жизненной силы. И так, ребята, наш урок подходит к завершению. давайте подведём итог – о каком празднике сегодня узнали?

— Что в этот день принято делать?

-Как называется первая неделя после Пасхи?

— Как называется фрагмент с которым познакомились?

-Кто его написал?

Дети отвечают на поставленные вопросы по теме урока

         8.Рефлексия

Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и непрерывности жизни. (На столах шаблон)

Я предлагаю вам раскрасить его. Зеленым цветом если на уроке все было понятным, урок принес вам пользу, у вас хорошее настроение. Желтым  цветом – у вас хорошее настроение, но материал вам был не совсем понятным, и у вас остались вопросы,  а если настроение у вас  плохое, урок не принес пользу, материал вы не поняли, то красным цветом.

Дети раскрашиваю шаблоны

9.Задание на дом, включающее:

Нарисовать Пасхальную открытку другу.

 — Спасибо за урок, до свидания!

Цель работы:


  • приобщение учащихся к историческим и духовным
    ценностям русского народа, воспитание уважения к
    культурным и национальным традициям.

Задачи работы:


  • изучение материальной и духовной культуры
    народов, их семейного и общественного быта,
    хозяйственных занятий и этических процессов;
  • изучение культурного наследия родного края,
    истории, традиций и обрядов русского народа;
  • дать детям начальные представления о фольклоре
    как источнике народной мудрости, красоты и
    жизненной силы;
  • привить бережное отношение к культурным
    традициям, как своего, так и других народов;
  • обеспечить знание традиционного русского
    поэтического и музыкально-поэтического
    творчества;
  • познакомить с традиционным народным
    календарем, важнейшими обрядами, обычаями,
    приметами;
  • найти соотношение традиционного и нового в
    русском фольклоре;
  • показать сущность и высокую
    эстетико-художественную ценность русского
    народного творчества, определить его место в
    мировой культуре;
  • научить детей слушать и слышать народную песню.

Звучит народная музыка, выходит фольклорный
ансамбль.

Ведущий 1.

Низкий поклон вам, гости дорогие!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.

Ведущий 2.

Хоть и более привычно
Посидеть нам всем в кругу,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Ведущий 3. Пригласили мы вас для забавушек на
всякий лад: кому сказку, кому правду, кому
песенку!

Просим в избу нашу красную! Будьте как дома.

Музыка продолжает звучать, девочки
рассаживаются на скамейки, занимаются
рукоделием.

Ведущий 1.Вот и оказались мы в русской
деревенской избе. В ней крестьяне находились
долгое время, ведь на севере из-за сурового
климата часто приходилось проводить время под
крышей. Поэтому, убранству дома придавалось
большое значение.

В центре избы находилась печь. Ее обычно
ставили справа или слева от входа.

Без печи хата — не хата.

Угол напротив печи считался рабочим местом
хозяйки и назывался «бабий кут». Все было
приспособлено для приготовления пищи.

Когда в печи жарко- тогда и варко.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели
полотенце и рукомойник. На полках располагалась
посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в
крестьянском хозяйстве и немало другой утвари —
корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна
— неизменная прялка. На стенах — расшитые белые
полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые
назывались — подзоры.

Почетное место в избе — «красный угол», здесь
на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием
она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки,
посудные полки — вот, пожалуй, и все.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у
русского народа — как заканчивали полевые
работы — собирали урожай, а хлеб в закрома
засыпали — коротали осенние да зимние вечера,
устраивали посиделки. В каждой деревне были свои
посиделки, посидки, супрядки.

— Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать
и других послушать, померяться удалью и красотой,
перебросится частушкой, переплясом,
посоперничать в забавах, играх, потехах.

Фольклорный ансамбль исполняет песню «У нас
нынче субботея».

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым
рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на
полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Фольклорный ансамбль исполняет песню
«Прялица».

«Весело поется, весело прядется».

Ведущий 3. Прядение — работа скучная,
однообразная, но в компании, за песней или
беседой время пролетало незаметно.

Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и
орудие труда — на ней женщины с детства и до
старости пряли нитки, и украшение деревенских
посиделок, и свадебный подарок — символ счастья,
доброе напутствие отца в новую жизнь дочери.
Именно поэтому прялки нарядно украшали.

— Да, весело и не скучно! То песню затянут, то
шуткой перебросятся.

И работа спорится.

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Ах вы
сени»

Обыгрывается песня «Кастрома».

— Вот надумала пироги печь, а помощников нет.

— Да будут тебе помощники.

— Здорова Кастрома!

— Здоровенькие.

— Да что ты тут делать собралась?

— Да пироги печь.

Поют:

«Кастрома, Кастрома!
Государыня моя, Кастрома!
У Кастромушки кисель с молоком,
Еще с прибылью блины с творогом».

— Да муку просеиваю.

— Да тесто замешиваю.

— Да пироги к празднику леплю.

— Да пироги в печь ставлю.

Подходит к нарисованной русской печи.

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме
— печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на
печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская
печь существует уже около четырех тысячелетий?
Русская печь отапливает жилье, в ней
приготавливается пища, выпекается хлеб, варится
квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже
мылись!

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки
и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи
нагревалась больше с боков, поэтому она должна
была иметь круглую боковую поверхность. Кроме
того, посуду такой формы удобнее доставать
рогачом или ухватом. В старину говорили так:

«Печь нам, что мать родная. На печи зимой
красное лето».

И сейчас без печи, словно чего-то не хватает.

Одна из девочек находит около печи уголек.

— Постряпушку делала, так уголек с печи вылетел,
подумала, будет ветряной гость, какой.

— Почему ветряной?

— Заезжий значит, ветром занесенный, случаем.

— Ой, девки, что ж мы сидим, не поем ничего, Песня
людей веселит и красиво жить велит.

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Вечор
девки» (песня обыгрывается).

Вечор девки вечеринку сидели.
Пришел к девушкам незваный гость.
Стали девки переглядываться,
Стали девки перебарщиваться.
Одна девушка смелёшенька была,
Она брала гостя за волосы.
Незван гостёк больно стукнул о порог.
Домой пошел, ели ноги поволок.

Ведущий 2. На такие посиделки нередко
заглядывали парни, развлекали девушек
разговорами, шутками, а сами присматривали себе
невест.

-Можно в избу зайти, погреться? (стучат в дверь).

— Ох, и молодцы та, какие! Как вас снегом занесло.
Ну-ка скорей в избу сушиться.

— Где песня льется, там легче живется!

Запевайте песню шуточную,
Песню шуточную — прибауточную!

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Летал,
летал воробей» (песня обыгрывается).

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой.
По — за синему морю,
По — за чисту полю.

Эй, девчонки — хохотушки!
Запевайте — ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Фольклорный ансамбль исполняет частушки.

1.

Балалайка, балалайка, балалайка белая.
Из-за этой балалайки на беседу бегала.

2.

Ух, калина малина медовая.
Балалаечка моя бедовая.

Припев:

Балалаечка звени, мы петь начнём.
Эх, трещеточка дроби плясать пойдем.

3.

Ой, батистовый платочек, уголочек строченный.
У кого какой характер, у меня настойчивый.
Катя, Катя, Катерина щечки аленькие.
Я мальчишка удалой, хоть и маленький.

Припев:

5.

Ты играй моя гармошка: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Посмотрите, полюбуйтесь, как танцуют на Руси.

6.

Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в этом доме половицы лопнут.

Припев:

Ведущий 3. А знаете, какая самая древняя и
удобная обувь была у русского народа?

Конечно, лапти! Недаром говорится — «лапотная
Русь». Лапти появились в глубокой древности. Их
плели из лыка.

Для одной пары обдирали три-четыре молодых
деревца липы. Лапти плели разными, в зависимости
от назначения — будничные и праздничные.
Праздничные выглядели значительно наряднее и
имели розовый или красноватый цвет.

Ведущий 1. Лапти можно было носить в любую
погоду. Держались они на оборах — узких ремешках
или веревках, опоясывающих ногу до колена.
Плелись лапти без различия правой или левой ноги:

«Только лапоть на обе ноги плетется, а
рукавички-розни».

Ведущий 2. Плетением лаптей занимались в
основном, старики. Хороший мастер мог за день
сплести две пары лаптей:

«Торопясь, и лаптя не сплетешь».

Ведущий 3. Носились лапти недолго: летом — 4 дня,
зимой — 10 дней.

«В дорогу идти — пять пар сплести»
говорили в народе.

Стоили лапти дешево — не более пяти копеек.

— Гостюшки дорогие, пока мы пели да плясали,
пироги наши поспели.

Русский народ говаривал:

«Что есть в печи — все на стол мечи»- поэтому
гостеприимство и традиционно для нашего народа;
всегда потчевали гостя хлебом — солью, а мы вас
вкусными да румяными пирогами.

Звучит народная музыка, девочки угощают всех
пирогами.

Приложение

Сценарий массового мероприятия. Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Ведущая.- Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. — Веселья вам и радости!

Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

Ведущая. — Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром.

Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта,благополучия.

Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

Тщательно начищенный, он красовался на самом

видном и почетном месте в комнате.Появление этого «медного чуда» связано с широким распространением в России заморского напитка — чая.

Впервые на Руси чай появился в 17 веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки:

«Чай пьешь — до ста лет проживешь»,»Выпей чайку — позабудешь тоску».

В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять ее по мере надобности кипятком.

Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.

Ведущая. -Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая. -Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани…

Ведущая. -Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа — как заканчивали полевые работы — собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали — коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

— Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Ведущий 3. Прядение — работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно

.ПЕСНЯ

Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда — на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок — символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери,отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

— Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся

ПЕСНЯ

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Все было приспособлено для приготовления пищи.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари — корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна — неизменная прялка. На стенах — расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались — подзоры.

Почетное место в избе — «красный угол», здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все.

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме — печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

«Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето».

Устраивал русский люд и праздники

С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

Наиболее известен такой праздник как Масленица

1 вед. Веселится русский народ,

           Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

           Быть скоро свадьбе.

2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

           Только с некоторыми отличиями в обрядах.

           Жених и невеста часто не знают друг друга,

           Но женятся по воле и расчетам родителей.

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

ТАНЕЦ

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?…

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией) это точно…завидный…

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

Сова близ дома кричит – к новорождённому.

Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Не играй ножом – ссора будет.

Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, хотели узнать о будущем, вспоминали о прошлом,

ИСТОРИЯ СЕЛА

Жизнь такая, не иная

           Не заморская, чужая

           Это наша сторона,

           Всё, что было вспоминая

           Пусть живёт страна родная,

           Очень русская, земная

           В мире лучшая страна!

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ.

Учителя:

Учитель музыки Киселева Е.Г. — высшая квалификационная категория;

Учитель музыки Гладких А.С. — первая квалификационная категория;

Учитель технологии Хасанова О.Д. -первая квалификационная категория;

Учитель технологии Свистунова Н.А.-первая квалификационная категория;

Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.-высшая квалификационная категория;

Дата проведения: 18.12.2015

Место проведения: кабинет музыки

Тема мероприятия: «Родной обычай старины – Святки».

Тип мероприятия: закрепление полученных знаний, интегрированное занятие.

Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.

Задачи мероприятия

1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Святки».

2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.

3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.

3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.

Структура мероприятия

1.Встреча гостей;

2.Вступительная беседа о русском народном празднике «Святки»;

3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов;

4.Выставка декоративно — прикладного творчества, рисунков на тему «Народный праздник – веселье, гадание, игры, забавы»;

5.Импровизированное гадание на воде с участием детей;

6.Чаепитие у самовара;

7.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации.

Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.

Образовательные технологии— информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, сформированность мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

  • повышение мотивации к учебно –творческому процессу.

Предметные результаты:

• знать и понимать роль народной музыки в жизни человека, формы построения русских

народных песен и наигрышей , виды декоративно – прикладного искусства и

практическое применение их в повседневной жизни;

• уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;

• формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска

средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого характера;

Познавательные:

• формирование знаний о русском народном творчестве ;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.

Коммуникативные:

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе музыкально-

творческой деятельности.

Материально – техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты.

Тематический праздник «Родной обычай старины – Святки».

Музыкальный репертуар, используемый на празднике:

  1. Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет»;

  2. Русская народная песня «По улице мостовой»;

  3. Русская народная песня «Та –ра –ра»;

  4. Песня «Гадание на Святки»;

  5. Подблюдочные песни;

  6. Русская народная песня «Валенки»;

  7. Русская народная песня «Коробейники».

Подготовка к празднику:

  1. Оформление кабинета в стиле русской избы: на окнах снежинки, макет печки, рисунки детей на тему «Зимний праздник –святки».

  2. Искусственные свечи, фонари, мелконарезанная бумага (снег).

  3. Стол, накрытый скатертью, с русской посудой и самоваром.

  1. Вступление.

Зимой празднуется один из самых интересных народных праздников – Святки. Они длятся 12 дней. В это время исполняются самые заветные желания. Святки сопровождаются интересными обычаями и обрядами –святочные гулянья, колядования, гадания. Святки всегда являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний. Испокон веков наши предки в зимние вечера – под Новый Год, под Рождество пытали судьбу. Самый популярный способ – девичьи гадания. Особенно славились подблюдные песни. На стол ставилось блюдо с водой. В воду опускали колечки, накрывали блюдо полотенцем. Начинали петь подблюдные песни и под песни вынимали колечки. При этом рассказывалось, кого какая судьба ждет.

  1. Сценарий проведения праздника.

Класс наряжен в виде русской избы с печью. В одном углу сидят маленькие девочки со старшей рукодельницей, вышивают.

На другой стороне стол со скатертью, на столе самовар, угощенье. Хозяйка избы сидит за пряжей в стороне. Взрослые девушки за дверью.

Хозяйка оставляет пряжу, подходит к окну.

Хозяйка: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица – зима? Пусть она снежная да холодная, зато посмотрите, как она лес разукрасила. Каждая веточка снегом осыпана, каждая шишка будто в серебре.

1 девочка: Пусть река льдом скована, зато по ней теперь можно на коньках кататься.

2девочка: А как с горки полетишь – аж дух захватывает. Только бы не перевернуться!

Хозяйка возвращается на свое место.

Хозяйка: А еще зимой хороши долгие вечера. Кажется, будто кругом все волшебным сном заворожено – запорошено. Только звездочки ясные мерцают в небе, да клубится пар от дыхания.

(За дверью шум, смех, топот. Вбегают, смеясь, взрослые девушки, отряхивают с себя снег. Подбегают к печке, греют руки, садятся вокруг Хозяйки)

1девушка: Зимой нет лучшего занятия, чем прижаться к теплой

печке да слушать сказки про волшебные края да жар – птицу, а ты знай да прислушивайся, как трещат дрова в печи.

2девушка: Но самое веселое время зимой – это праздники. С самого дня зимнего солнцестояния водят ребята хороводы, катаются на разукрашенных лошадиных повозках, дарят друг другу гостинцы.

3девушка: А давайте, и мы споем песню про красавицу – зимушку, да снежную метелицу, которая замела все дорожки. Да не просто споем, а хоровод заведем.

Исполняется песня «Вдоль по улице метелица метет».

Поют старшие девушки. Садятся на места.

Снова работают, вышивают.

Хозяйка дома:

А загадать ли вам, красны девицы, загадки мудреные?

1 девица: Ой, загадай, добрая хозяюшка!

1заг. Шла девица из Питера,

Несла кувшин бисера.

Она его рассыпала.

Никто его не соберет,

Ни царь, не царица,

Ни красная девица. (Небо и звезды).

2заг. Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча).

3заг. Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь).

4заг. В лесу выросло, из лесу вынесли,

В руках плачет, а кто слушает – скачет. (Дудка).

1девочка: И мы засиделись, тоже хотим поплясать, ручки –ножки поразмять.

Хозяйка: А работу выполнили? Ниточка за иголочкой тянется, вот вышивание и получается. Чему вас наша рукодельница Наталья свет Алексеевна выучила?

Пояснительная беседа рукодельницы, показ работ.

Хозяйка: И вправду говорят: делу время –потехе час. Запевайте песню веселую, будем святки прославлять, гостей зазывать.

Поет младшая группа девочек.

Русская народная песня «По улице мостовой».

1девочка: Ой, ребята, та –ра –ра!

На горе стоит гора.

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Выходит девочка в русском костюме, исполняет песню «Та –ра-ра».

Садятся на места.

1девушка: Слушайте, подруженьки, а ведь скоро святки –пора таинственных гаданий.

2девушка: Вот мы тогда погадаем, какая кому судьба достанется.

3девушка: Бродит сумрак у окна,

Гаданьям святочным пора.

Мы сейчас судьбу узнаем…..

Все: Погадаем?

4девушка: погадаем!

Общий свет выключить. Зажигаются фонари. Все участники садятся вокруг стола.

Хозяйка: По гаданьям да по всяким там народным приметам у нас большой знаток бабушка Лукерья. Вам бы ее к нам зазвать. Да и повыспросить про гадания.

Одна из девочек подходит к окну, смотрит вдаль.

— А чего ее звать? Вот она сама в гости к нам идет!

Входит бабушка Лукерья, стряхивает с себя снег.

Девочки хором: Здравствуй, бабушка Лукерья!

Лукерья: Здравствуйте, здравствуйте, милые девицы –красавицы!

1девушка: Бабушка, а у нас к тебе дело есть.

Лукерья: Какое дело?

2девушка: Говорят, ты мастерица сказки сказывать да судьбу угадывать.

Лукерья: Люди зря говорить не станут. Правда, умею и сказки сказывать и судьбу отгадывать. Пойдемте–ка ближе к печке. Там и говорить теплее и гадать веселее.

Садятся вокруг маленького стола. Взрослые девушки ближе, младшие – чуть дальше.

Хозяйка: К нам приехали святые вечера

На конях, на соболях,

На лисицах, горностаях!

Лукерья: Уж вы девоньки, подруженьки мои!

Вы тихонько посидите у меня.

Пособите мне отгадывать,

Судьбу вашу да запрашивать.

Много гаданий есть на свете. Вы какие хотели бы узнать?

3девушка: Я слыхала, что можно гадать по песенкам. Есть такие песни, которые тоже могут судьбу предсказать. А ну, девушки, запевайте.

Песня «Гадание» — исполняют старшие девочки.

Лукерья: Как славно вы поете. А теперь погадаем. Найдется у вас подходящее блюдо?

Девушки: Найдется, найдется! (несут на стол блюдо).

Лукерья: Наливаем туда водицы. (наливает).

А теперь каждая из вас опускает туда свое колечко. Под песни будем колечки вынимать, судьбу узнавать.

Накрывает блюдо платком.

Все начинают петь 1 –ю подблюдную песню.

Лукерья: (вынимает кольцо).

— Чье кольцо?

1девушка: Мое!

Лукерья: Будешь жить в новом доме!

Поют 2 –ю песню.

Лукерья: (вынимает кольцо).

— Чье кольцо?

2девушка: Мое!

Лукерья: Жди на праздник много гостей!

Поют 3 –ю песню.

Лукерья: Чье кольцо?

3девушка: мое!

Лукерья: Будешь жить в богатстве да радости!

Говорит младшая девочка:

А я слышала про смешное гадание. Нужно подойти к чужому дому да бросить в ворота валенком. (смеется).

Лукерья: Есть такое гадание. Если хозяева засмеются, будешь жить весело, а если заругаются, будет у тебя много забот.

Девочка: А я сейчас попробую.

Берет валенок, подбегает к двери, кидает через плечо за дверь. Раздается громкий крик «Ой!». Входит мальчик с валенком в руках, прикрывает рукой синяк под глазом.

Ваня: Чего это вы, девчонки, надумали валенками кидаться? Чуть до смерти не убили!

Девочка: Ваня, не сердись, я не в тебя целилась. Просто гадание такое.

Хозяйка: Не обижайся, Ванюша. Девочки тебе и песенки споют и хоровод заведут.

Песня «Валенки» — исполняет ученица 3 «А» класса.

Ваня: Хорошо поете, спасибо вам за песню. А можно я к вам ребят позову? Они совсем замерзли, а постучать стесняются!

Хозяйка: Конечно, зови!

Ваня идет к двери, зовет товарищей.

Заходят гурьбой мальчики, один из них исполняет на баяне народный наигрыш.

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие! А ну, девчата, гостей встречайте, пляску затевайте.

Общая пляска –р.н.песня «Коробейники».

Хозяйка: А теперь прошу к столу. Угощайтесь, не стесняйтесь. Светлый праздник в дом пришел, всем сегодня хорошо.

Это добрый праздник

Волшебства и света.

Пусть большая радость

В каждый дом придет.

В белые одежды вся земля одета.

Гадания на Святки, на святое Рождество.

Под народные наигрыши дети идут к столу, угощаются пирогами и чаем.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Родной обычай старины»

Кузнецова Ольга Михайловна, учитель музыки.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова гелебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Цель: познакомить учащихся с историей русского свадебного обряда и ролью песни при совершении обрядов.

Задачи: способствовать восприятию богатства старинного русского обряда через исполнение русских народных песен; воспитывать любовь и уважение к музыкальной культуре, связанной с обрядами и обычаями в русском фольклоре.

Оборудование: народные костюмы, декорация русской избы, видеофайлы, аудиофайлы, мешочек с монетами, блюдо со сладостями, народная утварь (самовар, посуда, прялка, люлька, скамейка, вязаные дорожки)

Мероприятие проходит с использованием различных форм движения, театрализации.

Место проведения: актовый зал школы

Звучит музыкальное вступление.

1ведущий: Ой, вы, красные девицы и добры молодцы. Слушайте и глядите! Да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

2 ведущий: Добрый день и поклон вам, гости желанные и дорогие! Я смотрю на ваши лица — хорошо, отрадно мне, словно я в огромной, дружной и приветливой семье.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

1 ведущий: Мы предлагаем вам совершить путешествие в старину и ближе познакомиться с русским фольклором.

1ведущий: Огромное народное богатство объединяется, словом фольклор. «Народная мудрость» — именно так уважительно принято во всем мире называть устное народное и музыкальное творчество.

2 ведущий: Фольклор – это не только народная мудрость, но и проявление души народа в песнях, хороводах, плясках, обрядах, ведь именно в них, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.

(Звучит народная музыка, аудиофайл №1)

Старец: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Какие вы нарядные. А я к вам в гости на огонёк заглянул. Не прогоните?

Девушка: Ну, зачем же прогонять, коли гость добрый. Вы с добром к нам пришли?

Летописец: И с добром, и с добрым словом.

Девушка: Ох, хорошо, подруженьки! А не спеть ли нам гостю песню?

(Звучит народная песня в исполнении вокальной группы «Прялица»)

Старец: За песню и за гостеприимство спасибо. А расскажу-ка я вам историю.

(Звучат гусли, аудиофайл №2)

Старец: Давно это было, много лет назад. Люди тогда жили племенами и общинами и назывались древними славянами. Верили они в то, что каждое событие, которое происходит с человеком, совершается по воле богов. Славяне считали, что если богов о чём-то хорошо попросить, умилостивить их, то они будут благосклонны к ним. Каждое событие в своей жизни славяне сопровождали песнями, танцами, совершением определённых обрядов, и многие из них связаны были с календарём природы.

(Звучит народный наигрыш, аудиофайл №3)

Старец: Не богат был на тёплые дни русский календарь. Промелькнёт весна красная. За работой да хлопотами об урожае пройдёт лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. Когда весь урожай собран в закрома, у людей, наконец, появлялось свободное время для отдыха. Дни становились короче. А сразу после праздника Покрова начинали играть свадьбы.

(Фрагмент из сказки «Морозко», видеофайл №1)

1 ведущий: Ребята, вы узнали сказку?

Ответы детей: Да, это русская народная сказка «Морозко».

(2 фрагмент из фильма «Руслан и Людмила», видеофайл №2)

2 ведущий: Какое событие объединяет фрагменты? (свадебный пир).

А вы знаете, как раньше праздновали свадьбы на Руси?

1 ведущий: Ведь именно свадьба является самым интересным и ярким обрядом русского народа.

1 ведущий: Что такое свадьба?

-Почему говорят, что «Свадьбу играют».

Варианты ответов (выслушиваются ответы учащихся, дополняются ведущими)

1 ведущий: Да, конечно, свадьба – что обозначает «балагурить, играть».

2ведущий: Свадебная игра, как её было принято называть, продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, песен, игр и обрядов. Основные моменты свадьбы (хороводы, диалоги, прибаутки, движения) проникнуты мудростью и целомудрием, красотой сердца русского народа.

1ведущий: У каждого из действующих лиц были свои роли (невеста, подружки невесты, жених, дружка, родители), создававшиеся народом веками. Свадьба была самым торжественным праздником в русской семье. Свадебный обряд начинался с момента сватовства.

Старец: Так вот, жили в одной деревне Иван да Марья. Раньше-то в деревне молодежи много было. Устраивали «Игрицы», хороводы водили. Девицы на выданье старались одеваться на хоровод как можно наряднее. А парни не зевали, себе невест выбирали. Вот в хороводе то и приглянулась наша Марьюшка молодцу Ивану.

(Обыгрывание сцены знакомства в хороводе, аудиофайл № 4 «Круговой, некруговой», «Ручеек»)

Старец: Полюбили они друг друга и стали готовиться к свадьбе.

Ох, и хлопотное это дело…

1 ведущий: Свадьба была самым большим и торжественным событием в русской семье. Длилась она три дня. А свадебный обряд начинался с момента сватовства.

Старец: Рассказал Иван о невесте родителям. И, получив разрешение от отца и родительское благословление, отправил в дом невесты сватов.

(Сцена сватовства, аудиофайлы №5, 6)

Декорация русской избы.

Стук в дверь. Выходит отец Марьюшки.

Отец: С чем пожаловали, гости дорогие?

Сваты: Поговорить хотим.

Отец: Ну, проходите в дом. Садитесь. На ногах- то правды нет.

1 дружка: А много ли у тебя, Кузьма, в нонешнем годе гречихи народилось?

Отец: да не сказать, чтобы много, а и мало не будет.

2 дружка: А вправду говорят, что у тебя мед самый сладкий да тягучий?

Отец: А ты спробуй чарку, а потом и хвалить примешься.

1 дружка: Хорош медок.

2 дружка: Слыш-ка, Кузьма, шли мы с кумом по дороге, а впереди нас умка бежала, глядь, ан нет её. Не в ваш ли дом забежала? Следок то сюда привел.

1 дружка: У нас охотничек шибко хорош!

Отец: У нас не лисицы, не куницы не живут. Только дочь Маша.

— А охотник, ваш каков?

2 дружка: Метко стреляет, в цель попадает! Из всех куниц вашу подстрелить хочет. На других и не смотрит. Не ест, не пьет, только о ней и помышляет.

— Ваша куница — нам красна девица. У вас — куница, у нас — охотник, ну чем не пара?

Отец: Что ж жениха и семью давно знаю. Люди хорошие, приезжайте, потолкуем. Мы своей дочке счастья желаем во всем.

Старец: А вслед за сватами и родители жениха пожаловали на смотрины.

2 сцена.

Под музыкальное сопровождение входят родители жениха. Кланяются.

Родители невесты их привечают, угощают, выводят невесту напоказ.

Родители невесты подают каравай.

Старец: Краюшку хлеба родители жениха взяли. Значит сговорились. Быть свадьбе!

едущий: А что же происходило в доме невесты?

(Музыкальная заставка, аудиофайл №7)

(Просватанная девушка надевала самую нарядную рубашку, головную повязку и собирала девичник. Она прощалась с подружками, вольной девичьей жизнью. Невеста должна была плакать и причитать, чтобы показать любовь и уважение к родителям за то, что её вырастили)

Старец: Пела невеста, Марьюшка наша, оплакивала свою волю.

Девушки: А много плакать- то нужно было?

Старец: В те времена хорошая невеста могла плакать двое суток, оберегая себя от всех невзгод семейной жизни. Жалко было и подружкам расставаться с Марьюшкой.

Сцена 3.Эпизод причитания.

Подружка:

Донесите ножки резвые,

Домашите ручки белые,

Донесите грусть-тоску нашу

По любимой, по подруженьке.

2подружка:

Поднимитесь ветры буйные,

Отнесите тучи грозные

От подруженьки, от Марьюшки

На чужой да на сторонушке.

3подружка:

Не плести те косу русую,

не плясати хороводушек

Со подружками любимыми

На привольном зеленом лугу.

4 подружка:

Ах, Марьюшка, ты матушка,

Ах, Кузьминична, ты сударыня

Ты вернися во родимый дом

Ко родимой родной матушке!

Что ж не слышишь нас, подруженька,

К нам не хочешь возратитися.

Невеста встает и исполняет ответный плач.

Ты река ль, моя реченька,

Ты река ль, моя быстрая

Ты, речка быстрая струистая

Унеси мою печаль-тоску.

То не яблоня качается,

То моя душа расплакалась,

Не плести мне косу русую

И не петь мне песен звончатых.

Как идет зима из-за синя моря,

Так горюет, плачет утушка

Как прощается сродным домом поутру,

Так горюет, плачет девица.

Ох, родимый мой, ох, батюшка,

Не ходи ты ко дубову ко столу.

И не пей из чар со сватами.

Не за добрым делом чужаки пришли

Уведут из дома дочь любимую,

Дочь любимую, дочь пригожую,

Будет жить она в чужом дому,

Не с родными отцом с матерью,

Позабыв девичью волюшку. (аудиофайл №8)

Девушки: Ой, как интересно… А что же дальше было?

Старец: Наступило утро венчания. У дома невесты собралось много народу. Зазвенели бубенцы. А вот и жених с дружками подъехал. Начиналась веселая церемония выкупа.

Сцена 4. Выкуп.

«Бояре, а мы к вам пришли».

-Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые а мы к вам пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

-Бояре, не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда.

(Жених с дружкой проходили в дом)

Дружка: Красны девицы, уступите-ка нам место возле подружки вашей.

Красны девицы: А мы даром не уступим, пришлите кого – нибудь с выкупом, а мы посмотрим.

Дружка: А выкуп у нас есть ( угощает сладостями девушек.)

Жених: Ну, красны девицы, а теперь место уступите?

Красна девица: Место около подружки нашей дорогого стоит.

Дружка: Красны девицы, уступите место возле подружки вашей, а мы вам заплатим.

(Отдает мешочек с монетами)

Девицы: Мы согласны. Ну, жених, посмотри на свою невесту.

Старец: Посмотрел Иван на Марьюшку

Девушки: А дальше?

Старец: А дальше все случилось как в сказке.

Обвенчались молодые и пригласили всех на свадебный пир.

Прославляли жениха, невесту, родителей да гостей.

(аудиофайлы №9, 10)

Все герои исполняют песню «Виноград в саду цветет».

Виноград расцветает,

виноград расцветает,

А ягода, ягода поспевает,

а ягода, ягода поспевает.

Виноград на блюдечке,

виноград на блюдечке,

А ягода, ягода на тарелочке,

А ягода, ягода на тарелочке.

Виноград, виноград Иванушка,

виноград, виноград Иванушка,

А ягода, ягода свет Марьюшка,

А ягода, ягода свет Марьюшка.

Ими люди дивовались, ими люди дивовались,

Что хороши и пригожи уродились,

Что хороши и пригожи уродились.

Старец: И я там был. Мед, пиво пил. И историю вам поведал про обряд старинный, свадебный. Про Ивана да Марью, которые жили долго и счастливо, в мире и согласии, чего и вам желаю.

Девушки: Спасибо, дедушка, за рассказ интересный.

Старец: Пора мне, а вам наказ такой. Не забывайте корней своих, историю своего народа, своей семьи, чтите и сохраняйте обряды, песни, традиции.

(Под музыку старец и девушки уходят, аудиофайл №11)

1ведущий:Вот и подходит к концу наше путешествие в старину.

2ведущий: А мы хотим узнать, что же вам запомнилось?

1ведущий: Что называют обрядом?

2 ведущий: Что такое свадьба?

1 ведущий: Из каких частей, сцен состоит свадьба?

2 ведущий: А чем сопровождались эти сцены? Молодцы!

1ведущий: Ребята, а сейчас играют свадьбы?

2 ведущий: Сохранились ли традиции в современной свадьбе?

1 ведущий: Какие традиции свадьбы вам знакомы?

Ответы ребят.

1ведущий: Свадьбы играют до сих пор и стараются сохранить традиции этого обряда. Современные музыканты, певцы исполняют народные обрядовые песни. Проводят фольклорные праздники, тем самым сохраняют историю, традиции своего народа передают их из поколения в поколение.

2 ведущий: Свадьба – веселое событие, поэтому наше сегодняшнее знакомство с русским свадебным обрядом завершим звонкой песней да пляской веселой.

(Общий хоровод, аудиофайл № 12)

Ведущие (хором):

Добра вам и радости!

Счастья и мира!

До новых встреч!

Открытое занятие

«Традиции и
обычаи русского народа»

 Цель: развивать у детей
дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через
приобщение к миру русской культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей и
    традициями на Руси;
  2. Прививать интерес и уважение к
    народной культуре;
  3.  Обогащать словарный запас
    детей;
  4. Воспитывать эмоциональную
    отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;
  5.  Развивать мелкую моторику рук,
    воображение, творчество, самостоятельность.

 Ход занятия:

— Здравствуйте
дети! Здравствуйте гости!

-Как хорошо, что
мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами.
Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного
и бережного отношения друг к другу. А теперь:

-Проходите
поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее
располагайтесь.


Сегодня мы с вами будем говорить о традициях и обычаях русского народа.

Традиция — это то, что
передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции.
Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот
день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже
знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.

 -Русский
народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и
хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли
пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с
песнями.

0004.jpg    0003.jpg

 После уборки
урожая наступала пора праздника « Осенины»

-Это время, когда
нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год
Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости
приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали
праздники.

-А как вы думаете,
как люди одевались на праздники?

 -Нарядно. Одевали
самые красивые рубахи и сарафаны

-Давайте поговорим
о том, что носили мужчины на Руси.

0005.jpg

 Дети: На
Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали
вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор
пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

0006.jpg

 Ребенок:
Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан.
Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

— А как вы
думаете, где хранилась одежда?

0008.jpg

 ( Дети
отвечают – в сундуке)

-Правильно, в
сундуке.

Звучит
медленная русская народная музыка.

В старину темными,
зимними вечерами собирались люди в большой избе. Такие вечера назывались —
 посиделками.

Рассказ
педагога с показом презентации.

Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.

Презентация «Посиделки в старину»

— Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой
песни распевали.

— Кто за прялкой
сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню
затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят
в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки
о труде?

                Ответы
детей:

«Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не выловишь  

                  рыбку из пруда».
                  — А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это
душа народа. Без нее человек не         

                  обходится
ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.

Есть традиции,
которые возникли очень — очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция
– гостеприимство.

Русский
народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию.


Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Это значит гостей
принимать.

— А
что значит «Принимать»?


встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

С какими
поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.

Давайте вспомним
обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно
ночью, как его встречали?

Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю
— красное место».

«Красное место» — особое место для гостей, красный значит красивый. А
если гость заходил во время ужина?
Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда
любили принимать гостей.

Традиция
– хлебосольство.

В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть
слово, которое трудно найти в других языках. Слово это — хлебосольство, оно
состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть
гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него
дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского
человека (хлеб и соль)

Правильно,
не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских
традиций русского народа.

— Русские
люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем
хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость
должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Презентация
«Встреча с хлебом, солью».

Этот древнерусский
обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных
гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на
свадьбе жениха и невесту.

Традиция
народное гулянье.

Но русский народ
отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и
отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили
хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай
называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли
до наших дней.

А ну, честной
народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!

Физкультминутка. Игра «Горелки».
Ой как хорошо поиграли, молодцы.
Традиция- чаепитие.

— Одна
из самых замечательных русских традиций — это чаепитие. Без него не обходились
ни одни посиделки.

Стол
накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.

Самовар
— символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства —
поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили
чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики,
сладости

В
чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ
любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

(обратить
внимание на иллюстрацию).

В старину чай
готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины
и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные
льняные мешочки.

Итог
занятия.

Дорогие
мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на
Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

—  Ребята, как
назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.

Как называлось
место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство,
хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Вам
понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие
закончено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий родное слово родная речь
  • Сценарий рождественской постановки три дерева
  • Сценарий родительское собрание успеваемость
  • Сценарий рождественское чудо текст
  • Сценарий родительского собрания учебные трудности пятиклассников