Сценарий романтического фильма

В мире происходит множество разных событий. И, если вы сценарист, вы несете на себе ответственность за то, что будет транслироваться и обсуждаться. Не забывайте об этом.

В мире происходит множество разных событий. И, если вы сценарист, вы несете на себе ответственность за то, что будет транслироваться и обсуждаться. Не забывайте об этом. 

Перевели статью сценариста романтических фильмов ( Ноттинг Хилл, Дневник Бриджит Джонс, Реальная любовь ) Ричарда Кертиса, в которой он рассказывает о том, как и почему надо снимать романтические комедии.

— Можно снять фильм о том, как солдат уходит в отставку и, будучи морально неустойчивым, убивает беременную медсестру. Это будет фильмом о том, что может случиться в действительности, люди воспримут это серьезно, а, самое главное, будут считать это отражением мира реального. А можно снять фильм просто о том, как люди влюбляются. И почему надо считать это несерьезным, если только в Британии около миллиона влюбленных? Почему надо считать романтические комедии отражением чего-то несбыточного?

В наши дни романтическая комедия становится менее популярным жанром. Зрителю надоела старая схема, где главный герой встречает героиню, долго добивается ее внимания и, казалось бы, безуспешно. Но, в конце концов, случается хэппи энд и “жили долго и счастливо и умерли в один день”. Это объяснимо и изменением социальных норм, и общим нарастающим скептицизмом, и еще много чем.  Комедия вообще жанр, имеющий огромное количество поджанров и особенностей. Поэтому, чтобы у начинающих сценаристов была возможность научится работать в этом сложном жанре мы выпустили курс комедий >>>>>

В голливудских фильмах схема действительно более чем стандартная: 

Все ромкомы можно поделить по трехактной структуре на завязку, в которой происходит встреча, кульминацию, в которой непременно случается “все сложно”, и развязку, где проблемы разрешаются и, собственно, случается хэппи энд.

Мой жизненный опыт говорит мне об обратном, на моем пути встречалось множество героев и храбрецов. Поэтому я буду настаивать на том, что в мире добра больше, чем зла, никакая коррупция, инфляция и политические проблемы не перевесят семейного тепла и нежности между влюбленными. Именно поэтому я борюсь и буду бороться за жанр ромкома. Я вот очень хотел бы написать историю о своих родителях. 

Ромком, на мой взгляд, нуждается в продолжении, в развитии.  Есть истории о том, что происходило до момента влюбленности, но очень мало историй о том, что случилось после. 

Несмотря на то, что через два года я собираюсь уйти на пенсию и подсесть на наркотики (смеется), я продолжаю верить в то, что в этом мире больше тех, кто влюбляется, чем тех, кто приковывает людей к батареям и избивает.

Сложности нынешней романтической комедии Кертис видит в еще и в том, что социальные нормы молодого поколения сильно изменились, и, если раньше ромком заканчивался поцелуем, то сейчас он может начаться с него. Это делает комедии, снятые по старой схеме, наивными и не актуальными для молодого поколения, а снятые по новой — чересчур дерзкими и неприемлемыми для старшего поколения.

Мейр из Исттауна ( 2021 )

Мейр из Исттауна ( 2021 )

Это перерастает в более сложную психологическую проблему современного восприятия отношений: привычные сюжеты ромкома становятся абсолютно неправдоподобными, а жанр ромкома — спорным и одним из самых неоднозначных. 

Теперь настойчивость по отношению к женщине может расцениваться как домогательство, а вовсе не как красивый поступок, теперь есть много доказательств существования дружбы между мужчиной и женщиной, да элементарно, теперь обществом ценятся сильные и независимые женщины, а мужчин призывают к чувственности и проявлению эмоций. 

Все это ломает стереотипные романтические комедии о джентльменах, поющих серенады под окном, о парне и девушке, которые долгое время дружат, прежде чем понимают, что, на самом деле, влюблены и  о хрупких беззащитных девушках и железных мужчинах, которые стесняются проявления чувств. Почитайте материал на эту тему о мотивации персонажа: как создать вдохновляющего персонажа >>>>>

К тому же, история, в которой вся сюжетная линия главного героя строится на том, что на первом месте в жизни отношения, становится все менее похожей на правду: у женщин появилось больше возможностей, большой процент женщин современного мира стремится к карьере, самореализации, а семья и любовные истории становятся менее популярными в девичьих диалогах.

Ну и как в наши дни снять то, что будет интересно, актуально, будет принято зрителем, когда зритель разделился, грубо говоря, на консерваторов и проповедников свободной любви?

Прямых ответов на этот вопрос гуру ромкома не дает, но мы постарались и выдернули самый сок из его интервью, дополнили своими рекомендациями и наблюдениями и собрали несколько советов и рекомендаций. Так же, в энциклопедии есть более подробная инструкция как написать ромком >>>>>

  • Ромком не обязан быть реалистичным, это именно тот жанр, который любят мечтатели, либо те, кому этой слащавой нереальности не хватает, так дайте им в нее поверить! Да, это может быть история-мечта, это может быть чем-то нереальным, но, пожалуйста, бегите от клише, безжалостно уничтожайте все, что повторяет сладенькие голливудские истории.
  • Используйте все, что сделает вашу комедию не похожей на остальные, не бойтесь самых смелых идей. Сюрреалистичным небылицам — да, смешению жанров — да, смелым новым видениям — да! Сделайте сложность — изюминой, используйте все самое необычное, что только может прийти вам в голову!
  • Расскажите не о знакомстве и встрече — лейтмотиве большинства ромкомов, а о продолжении, о том, какая она, любовь не на начальных этапах.
  • Непременно верьте в свою историю, и найдутся те, кто поверит вам. Это золотое правило любого сценария, да и любого творчества в целом.
  • Помните о том, что каким бы прогрессивным ни был современный мир, человеку по-прежнему нужен человек, и это, по сути, и есть проблема современности — попытки успеть все на свете, быть одновременно и самодостаточным и нужным кому-то, быть независимым и желать некоторой зависимости от кого-то.
  • Не забывайте про короткий метр!  По этому жанру мы тоже сделали отдельный гид, как написать короткий метр >>>>>
  • Не изобретайте велосипед: гиперболизируйте, высмеивайте пороки современного общества, ищите курьезные ситуации вокруг вас, собирайте реальные истории и рассказывайте о них.
  • Помните о том, что комедия заключается, в первую очередь, не в шутках, а в нелепости ситуации.

November 26 2010, 08:31

Categories:

  • Кино
  • Общество
  • Cancel

Как написать сценарий романтической комедии

Популярность романтической комедии, как жанра растет. Это объясняется, прежде всего, умеренной стоимостью по сравнению с экстравагантными работами, использующими спецэффекты, а также еще одним важным обстоятельством: романтическая комедия всегда предлагает сильные и мужские и женские роли. Хорошо написанный сценарий романтической комедии это одна из лучших возможностей начать или успешно продолжить карьеру сценариста. С выхода в прокат ‘НЕ СПЯЩИХ В СИЭТЛЕ’ в 1993, не было ни одного года, в который хотя бы одна романтическая комедия не преодолела отметку в $100 миллионов.
   Самым привлекательным для вас, как сценариста, режиссера или продюсера является то, что лучшие романтические комедии не только смешны, сексуальны и развлекательны, но и несут в себе замечательные противоречия для взрыва самых глубоких уровней внутреннего конфликта, раскрытия характеров и темы.
   Конечно драма, биографические и драматические любовные истории тоже часто достигают глубины и сложности конфликтов, но им не всегда удаётся достичь такого уровня охвата зрительской аудитории, которого всё чаще удаётся достичь романтической комедии. Там где фильмы экшен, триллеры и научная фантастика используют в основном физическое состояние персонажей, романтические комедии заставляют своих героев развивать ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ состояние, необходимое для выявления их самых глубоких страхов и слабостей.
   Используя лучшие романтические комедии в качестве примера, мы рассмотрим уникальные пути сценарного развития этих фильмов. Покажем, как на основе оригинальной истории, создаётся такая структура сюжета, и такое развитие персонажей, которые затронут эмоции и внимание зрителей.
  ЭЛЕМЕНТЫ РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ
  Ниже мы рассмотрим элементы, которые отличают романтическую комедию от других жанров:
  1. ГЕРОЙ ДОЛЖЕН УЧАСТВОВАТЬ В КАКОМ-ТО РОМАНТИЧЕСКОМ ИЛИ СЕКСУАЛЬНОМ ПРИКЛЮЧЕНИИ.
  Как и во всех удачных сценариях и фильмах, самый важный персонаж в любой романтической комедии это ГЕРОЙ — главный персонаж (или персонажи), с которым читатель или зритель обязательно должен себя идентифицировать, и который вынужден действовать под давлением изменяющихся обстоятельств, порожденных его собственными внутренними желаниями. Концепции истории для ‘КОМНАТЫ СТРАХА’, ‘ЧЕЛОВЕК ПАУК’ и ‘СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО РАЙАНА’ определяются индивидуальными задачами, которые должен решать герой: сбежать, остановить злодея, или спасти РЯДОВОГО РАЙАНА.
  В романтической комедии, эти задачи более специфичны. Герой должен преимущественно пытаться завоевать (или вернуть) любовь другого персонажа: её лучшего друга в ‘СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, официантки в ‘AS GOOD AS IT GETS’; девушки его снов из старшей школы в ‘КОЕ ЧТО О МЕРИ’.
  Вообще, в романтической комедии, как, например, в фильмах ‘СМОТРИТЕ КТО ЗАГОВОРИЛ’ или ‘MOONSTRUCK’ (м.б. ‘КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ’?), герой скорее оказывается преследуемым, чем преследователем. Но это обусловлено тем, что герои, проходя через события фильма, должны оказываться в таких условиях, в которых выходом может быть только понимание своих чувств, и последовательное изменение характера. Именно это делает героя все более привлекательным для зрителя.
  2. ГЕРОЙ ДОЛЖЕН ИСПЫТЫВАТЬ ДАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ, КАК ПРАВИЛО, ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЖЕЛАНИЙ.
  В ‘ДНЕ СУРКА’, персонаж Билла Мюррея хочет прервать повторение одного и того же дня в Паксатоуне, но при этом он вынужден также строить отношения с персонажем ЭНДИ МАКДАУЭЛ. А в ‘ПТИЧЬЕЙ КЛЕТКЕ’, персонаж РОБИНа УИЛЬЯМСа хочет обеспечить свадьбу своего сына как нормальный мужчина, но при этом пытается сохранить специфические отношения с Nathan Lane.
  Преследование двух целей одновременно добавляет оригинальности в историю и ускоряет темп. И когда две цели героя приходят к угрожающему противоречию (как я покажу далее), то конфликт неизбежно разрастается, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителя.
  3. ПЕРСОНАЖИ РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ НИКОГДА НЕ СЧИТАЮТ СМЕШНОЙ СВОЮ СИТУАЦИЮ.
  Они безнадёжно стремятся к своим противоречивым целям и оказываются лицом к лицу с ужасающим конфликтом. Когда люди на экране смеются, люди в зале нет.
  Управляющие мотивации в романтических комедиях вырастают из огромной боли и потери. Часть наиболее успешных романтических комедий всех времён затрагивают безработицу, болезни, проституцию, физические недостатки, унижение, высмеивание, потерю одного ребёнка, попытку убийства, суицид и даже смерть.
  При этом юмор вырастает из СВЕРХРЕАКЦИИ персонажа на его ситуацию. Герои изобретают фантастические интриги, перевоплощаются в женщину, усыновляют ложных дочерей, обманывают двух любовниц одновременно, говорят невероятную ложь, летят через всю страну, чтобы встретиться с обладателем голоса, услышанного по радио, или делают всё невозможное для саботирования свадьбы лучшего друга.
  4. СЕКСУАЛЬНОСТЬ В РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ.
   Вы не должны показывать кувыркание ваших любовников в кровати или достижение одновременного оргазма на кухонном столе. (Такие сцены были бы неразумны в любом случае, поэтому романтические комедии почти никогда не включают обнаженку и сексуальные сцены.) Но персонажи должны, по крайней мере, переживать противоречивость своих сексуальных целей. И если они должны идти в постель вместе, как в ‘КОГДА ГАРРИ ВСТРЕТИЛ САЛЛИ’, ‘АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ’ или ‘БОЛЬШОЙ’, мы должны видеть события, которые привели к такому решению, как минимум до того момента, когда двое любовников окажутся в кадре и камера стыдливо отвернётся.
  5. РОМАНТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ ВСЕГДА ИМЕЕТ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.
  Во всех эпизодах, когда герой не получает девушку, зритель должен чувствовать, что в конце, когда он её получит, это будет единственно правильный и предпочтительный выход для истории.
  6. ОБМАН ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ.
  Герой пытается выдать себя за кого-то, кем не является. (‘МИССИС ДАУТФАЙЕР’, ‘МИСС КОНГЕНИАЛЬНОСТЬ’, ‘ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ’, ‘ТУТСИ’, ‘ПТИЧЬЯ КЛЕТКА’, ‘ДЭЙВ’), при этом его ложь может быть выражением его alter ego (‘ЧОКНУТЫЙ ПРОФЕССОР’, ‘БОЛЬШОЙ’), или быть связанным с его работой (‘МАЙКЛ’, ‘СЕКРЕТ МОЕГО УСПЕХА’), игра на чувствах других (‘ШРЕК’, ‘ДЖЕРРИ МАКГУАЙЕР’, ‘ AS GOOD AS IT GETS’), или герой лжет себе о своих отношениях (‘ДЕНЬ СУРКА’, ‘РОКСАННА’), или он лжет другим в стремлении создать романтические отношения (‘GRUMPY OLD MEN’, ‘НЕСПЯЩИЕ В СИЭТЛЕ’,’MOONSTRUCK’, ‘HOUSESITTER’).
  Эта непорядочность необходима не только для увеличения конфликта и юмора в фильме, но так же для того чтобы заставлять героя привести свой внутренний конфликт к кульминации. Только встретившись лицом к лицу с правдой о самих себе, они будут способны изменяться и расти.
  РОМАНТИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ
  Для завоевания зрительских сердец, РОМАНТИК — объект сексуальных пристрастий вашего героя — должен соответствовать определённым качествам:
  1. ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛЮБИТЬСЯ В РОМАНТИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ.
  Мы должны чувствовать те же желания, что и герой по отношению к другим персонажам, зритель потеряет интерес к истории, как только перестанет испытывать симпатию к герою.
  2. ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВСЕЙ ДУШОЙ БОЛЕТЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ ГЕРОЙ ЗАВОЕВАЛ ЛЮБОВЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ.
  Когда вы пишете романтическую комедию, вы должны убедить читателя, что романтичный персонаж это судьба вашего героя. Если зритель не последует за этими двумя людьми в их прогулке ‘смотреть на закат’, значит, вы не справились со своей задачей.
  Иногда зрителю хочется свести персонажей вместе задолго до того, как это сделает сам герой. В фильмах, где герой увлечён двумя романтическими персонажами, таких, как ‘HOUSESITTER’ или ‘ПОКА ТЫ СПАЛ’, или в фильмах, в которых герой уже увлечён кем-то ещё, как в ‘ПЕВЦЕ НА СВАДЬБЕ’ или ‘MOONSTRUCK’, герой может быть ещё не готов принять то, что зритель уже знает к данному моменту о романтическом персонаже, который для него (героя) впервые появился на экране.
  3. НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДОЛЖНЫ РАЗДЕЛЯТЬ ДВУХ ЛЮБОВНИКОВ.
  Без нагромождения барьеров для ваших героев и романтичного их преодоления, ваша история никогда не захватит зрителя. Миллионер и шлюха в ‘КРАСОТКЕ’, миллионер и дочь шофёра в ‘САБРИНЕ’, миллионер и поддельный репортёр в ‘MR. DEEDS’, или репортёр и ‘СБЕЖАВШАЯ НЕВЕСТА’, персонажи разделены разным общественным положением и выглядят безнадёжно неподходящими друг другу.
  Очень часто пропасть разделяющая двух любовников это результат обмана, к которому прибегает герой из-за внешней мотивации: романтический персонаж в фильме ‘ПОКА ТЫ СПАЛ’ думает, что героиня помолвлена с его коматозным братом; ДЭЙВ влюбляется в женщину, которая думает, что он на самом деле её муж, который её презирает; и Тэсс в ‘ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ манипулирующая мужчиной, который думает, что она брокер, а не секретарша.
  4. ЧУВСТВА К РОМАНТИЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЖУ ДОЛЖНЫ ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ С ДРУГОЙ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИЕЙ ГЕРОЯ.
  В ‘ТУТСИ’, Майкл Дорси хочет стать звездой мыльной оперы, и влюбляется в актрису из этого шоу. Персонаж Kirstie Alley в ‘СМОТРИТЕ КТО ЗАГОВОРИЛ’ хочет растить своего сына сама, и влюбляется в няню своего ребёнка. Репортёр в ‘МАЙКЛЕ’ хочет вернуть ангела в Чикаго, и влюбляется в другого репортёра, с которым конкурирует.
  Это не сработает, если герой удовлетворяет обе свои мотивации, случайно влюбив в себя девушку из соседней двери, потому что…
  5. РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ ДОЛЖЕН СОЗДАВАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ОБОИХ ЖЕЛАНИЙ ГЕРОЯ.
  Без конфликта между героем и его объектом романтической страсти, вашему сценарию будет недоставать эмоциональности, необходимой для поддержания истории. В ‘МИССИС ДАУТФАЙЕР’, персонаж Sally Field препятствует, как желанию героя быть со своими детьми, так и его желанию вернуть её саму. А в ‘КРАСОТКЕ’ имеются моменты, когда шлюха помогает миллионеру совершить сделку, а в других случаях встаёт на его пути, кроме того, есть моменты, когда она хочет привлечь его внимание, и есть другие, когда она говорит ему нет.
  ДРУГИЕ ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
  Те из вас, кто знаком с моей книгой или семинарами знают, что я выделяю две разные категории персонажей. НЕМЕЗИДА (АНТАГОНИСТ) препятствует в получении героем желаемого (КЭМЕРОН ДИАЗ в ‘СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, МЭТТ ДИЛАН в фильме ‘КОЕ-ЧТО О МЕРИ’, или Frank Langella в фильме ‘ДЭЙВ’).
  ОТРАЖЕНИЕ (СОРАТНИК) это лучший друг или приятель, который достаточно близок к герою, для того, чтобы их сравнивать (ХЭНК АЗАРИЯ в ‘ПТИЧЬЕЙ КЛЕТКЕ’, или Bruno Kirby и КЕРРИ ФИШЕР в ‘КОГДА ГАРРИ ВСТРЕТИЛ САЛЛИ’).
  В романтической комедии ‘отражение’ будет поддерживать, а ‘немезида’ ограничивать, сдерживать ОБА желания героя. Политический конкурент в ‘АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТЕ’ пытается саботировать билль о преступности ЭНДРЮ ШЕППАРДА, при этом еще и препятствуя его романтическим отношениям. А босс в ‘СЕКРЕТЕ МОЕГО УСПЕХА’ и в ‘ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ стремится не только воспрепятствовать продвижению в карьере героев, но также претендует на любовь романтического персонажа.
  Например, отражающий персонаж в ‘ДЖЕРРИ МАКГУАЙЕРЕ’, ‘МАЙКЛЕ’, ‘ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ и ‘ТУТСИ’ помогает героям, как в их карьере, так и в любовной линии.
  Как я кратко покажу далее, отражение и немезида не просто источники конфликта, поддержки и юмора. Они также способствуют росту и изменению характера героя на самых глубоких уровнях.
  СТРУКТУРА РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ
  Ваша романтическая комедия должна следовать той же шести — ступенчатой структуре, в которой созданы почти все Голливудские фильмы. Но следует иметь в виду и дополнительные структурные принципы при разработке вашего сценария.
  1. ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЯ ДО ЕГО КОНКУРЕНТА.
  Читатели и зрители инстинктивно идентифицируются с первым персонажем, который появляется на экране. Если бы мы ввели Пирса Броснана в ‘МИССИС ДАУТФАЙЕР’ до встречи с Робином Уильямсом, или Кэмерон Диаз появилась до Джулии Робертс в ‘СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, нам пришлось бы потратить намного больше времени на экспозицию фильма из-за двойственности представления конкурирующего персонажа.
  2. ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ПЕРВУЮ ВСТРЕЧУ ГЕРОЯ С РОМАНТИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЖЕМ.
  Как в реальной жизни, так и в кино, наиболее захватывающая часть любых взаимоотношений начинается с первого, с ног до головы, всепоглощающего, привлекательного взгляда. Не лишайте ваших читателей возможности влюбиться вместе с вашими персонажами.
  Позволить зрителям присутствовать на месте действия с самого начала важно для правдоподобности вашего сценария. Если мы не видим, как встречаются два главных персонажа, и что происходит между ними, ваша история рискует выглядеть выдумкой, не соответствующей действительности.
  3. ВВОДИТЕ РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ НЕ ПОЗДНЕЕ, ЧЕМ НАЧНЕТСЯ ВТОРОЙ АКТ.
  В правильно структурированном фильме, где герой мотивируется извне, в соответствии с концепцией истории, экспозиция занимает примерно 25% от всего времени фильма. В тот момент, когда ваш герой должен начать преследовать две цели одновременно, объект желания героя тут же должен появиться на экране.
  4. ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БУДЕТ ЗАВЯЗАТЬ ОТНОШЕНИЯ УЖЕ К СРЕДИННОЙ ТОЧКЕ ФИЛЬМА.
  Срединной точкой любого экранного путешествия является ТОЧКА БЕЗ ВОЗВРАТА — момент, где путешественник ближе к месту назначения, чем к точке исхода. Другими словами, ваш герой должен сделать что-то точно в середине (50%) сценария для обозначения, что пути назад нет, и он никогда не сможет вернуться к той эмоциональной жизни, которой он жил в начале истории.
  Это часто момент, когда герой и его любовь впервые спят вместе, как в ‘АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТЕ’, ‘ДЖЕРРИ МАГУАЙЕР’, ‘БОЛЬШОМ’ и ‘ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’. Но точка без возврата иногда внешне менее очевидна: первое свидание в ‘САБРИНЕ’; открытие истинного лица Героя Принцессе Фионе в ‘ШРЕКЕ’; или отправка письма в ‘СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’.
  5. ДАЙТЕ ЗРИТЕЛЮ ВЫСШУЮ ТОЧКУ.
  ВЫСШАЯ ТОЧКА означает, что зритель узнает что-то до того, как персонаж в фильме это делает. Это знание создаёт ожидание, что что-то должно случиться когда ‘секрет’ будет раскрыт.
  Заметьте, как много романтических комедий строятся на основе мошенничества. Почти все опасности, неопределённости, ожидания, любопытство, сюрпризы и юмор — другими словами эмоции — рождаются из знания зрителем того, что не известно другим действующим персонажам: что герой на самом деле мужчина, шлюха, секретарь, король, офисный мальчик, фальшивый президент, владелец ночного клуба для геев или 12-летний мальчик. Это знание держит зрителя в возрастающем напряжении до неизбежного финала фильма…
  6. ОТНОШЕНИЯ ПРЕРЫВАЮТСЯ НА 75% ОТМЕТКЕ.
  В Голливудских фильмах, герой должен пережить МОМЕНТ ИСТИНЫ в конце 2-го АКТА. В романтической комедии, это момент, когда отношения разгораются, особенно из-за обмана, который в конце должен раскрыться.
  Вспомните большое совещание в ‘ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’, когда все узнали, что она просто секретарь, или разоблачение Sydney Ellen Wade в ‘АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТЕ’, или признание Джулии о её попытке расторгнуть ‘СВАДЬБУ ЛУЧШЕГО ДРУГА’.
  Этот момент истины не обязательно является результатом, какого — либо разоблачения, но он всегда вырастает из какого-то недостатка или слабости в самом герое, например, Энни Рид не решается последовать за своей мечтой в ‘НЕСПЯЩИХ В СИЭТЛЕ’.
  После этого опустошающего события, все, что остается герою в 3-ем АКТЕ это использовать всю эмоциональность и мужество, для того чтобы вернуть любовь его жизни и тем самым достичь своего предназначения в завершающей части фильма.
  РОСТ ПЕРСОНАЖА (ДУГА ХАРАКТЕРА)
  Обнаружив свою непорядочность и тем самым обнажив свои слабости, ваш герой встретится лицом к лицу со своими глубочайшими эмоциональными опасениями. За близость всегда приходится платить риском разоблачения, что ведет к росту характера.
  Для распознавания дуги характера в фильме, который вы смотрите, или разработки характера в сценарии, который вы пишете, начните с вопроса самому себе, ‘Что трогает героя эмоционально?’. Это может быть эмоциональное действие (страх высоты или поцелуй в губы в ‘КРАСОТКЕ’). Риск потери безопасности (‘НЕСПЯЩИЕ В СИЭТЛЕ’). Потеря общественного положения или имиджа (‘АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ’). Или, возможно, герой просто думает, что он недостаточно хорош, привлекателен или компетентен (‘ШРЕК’, ‘ПТИЧЬЯ КЛЕТКА’, ‘ЧОКНУТЫЙ ПРОФЕССОР’ или ‘ДЕЛОВАЯ ДЕВУШКА’)?
  Когда мы выяснили самый большой страх нашего героя, зададим себе второй вопрос: ‘Какие действия персонажа приведут его в противоречие с его страхом?’
  Что он ответит, какую защиту ваш герой создаст, что он называет ВНУТРЕННИМ КОНФЛИКТОМ. Распознавание и преодоление этого внутреннего конфликта — путь к росту персонажа.
  Так ‘АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ’ стремится реализовать себя, сконцентрировавшись на повышении своего статуса и поэтому всегда ‘вступает в схватку, только если может выиграть’. А персонаж Харрисона Форда в САБРИНЕ боится разоблачения из-за опасности потери его компании, его власти, ради этого он приносит в жертву свою эмоциональную жизнь. Он готов рисковать миллионами при слиянии, но не хочет даже рассматривать возможность открыть своё сердце женщине, которую любит.
  Второй целью обмана является то, что объясняет живучесть жанра: герои романтической комедии обманывают сами себя. Они прячутся за маской имиджа, или мошенничества, боясь обнаружить для окружающих свои потаённые недостатки и слабости. Это не только нос, который Чарли скрывает в РОКСАННЕ — это его неуверенность в себе.
  Остальные основные персонажи фильма могут облегчить выявление дуги характера главного героя, потому что НЕМЕЗИДА будет часто провоцировать внутренний конфликт героя, а ОТРАЖЕНИЕ будет развивать этот конфликт. Обратите внимание как Тэсс в ‘ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ теряет имидж, как только появляется Кэтрин — её НЕМЕЗИДА, или как прислушивается герой к советам своего ОТРАЖЕНИЯ — персонажа КУБЫ ГУДИНГА мл. в ‘ДЖЕРРИ МАГУАЙЕРЕ’, как Руперт Эверетт в ‘СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, или Джон Траволта в ‘МАЙКЛЕ’ предостерегают героя на протяжении всего фильма по отношению к людям, которых те любят.
  В фильмах, так же, как и в реальной жизни, как удовольствие, так и внутреннее страдание вырастают из обмана тех, кого мы любим. Из желания быть принятым тем, кого мы боготворим. Но однажды мы позволяем себе показать свою суть, все темные стороны нашей души — слабости, страсти, страхи — вдруг открываются. Возможность, что кто-нибудь может сравнить нас реальных с нашей тщательно сконструированной персоной, увидеть, кто мы есть на самом деле — приводит в ужас. Так что танец преследования и отступления продолжается бесконечно.
  Сознательно или нет, ложь в романтической комедии всегда используется для защиты имиджа героя. Лучше солгать тому, кого любишь, чем показать всем те неприглядные пороки, которые в тебе есть.
  Но, конечно, обман героя никогда не работает, потому, что он только поднимает на поверхность внутренние проблемы того, кем герой в действительности является и которые боится показать любви всей его жизни. Романтический характер это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО судьба героя; именно её отношение к проявляемым недостаткам героя ведет к развитию и изменению последнего.
  Романтическая комедия это непрерывное сражение между привычками и желаниями, между страхом и страстью. Мы все боимся настоящей близости, боли и потерь, поэтому мы закрываемся эмоционально в той или другой ситуации. Но красота и привлекательность романтической комедии в том, что за два часа в темноте мы можем слиться с героем и принять участие в его внутренней борьбе. И вместе с героем мы всегда растем и всегда выигрываем.
Михаэл Ходж

Написание романтической комедии

Мы все являемся свидетелями неуклонного роста популярности романтической комедии, как жанра. Это объясняется, прежде всего, умеренной стоимостью по сравнению с экстравагантными работами, использующими спецэффекты, а также еще одним важным обстоятельством: романтическая комедия всегда предлагает сильные и мужские и женские роли. Хорошо написанный сценарий романтической комедии это одна из лучших возможностей начать или успешно продолжить карьеру сценариста. С выхода в прокат ’НЕ СПЯЩИХ В СИЭТЛЕ’ в 1993, не было ни одного года, в который хотя бы одна романтическая комедия не преодолела отметку в $100 миллионов.
Самым привлекательным для вас, как сценариста, режиссера или продюсера является то, что лучшие романтические комедии не только смешны, сексуальны и развлекательны, но и несут в себе замечательные противоречия для взрыва самых глубоких уровней внутреннего конфликта, раскрытия характеров и темы.
Конечно драма, биографические и драматические любовные истории тоже часто достигают глубины и сложности конфликтов, но им не всегда удаётся достичь такого уровня охвата зрительской аудитории, которого всё чаще удаётся достичь романтической комедии. Там где фильмы экшен, триллеры и научная фантастика используют в основном физическое состояние персонажей, романтические комедии заставляют своих героев развивать ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ состояние, необходимое для выявления их самых глубоких страхов и слабостей.

Используя лучшие романтические комедии в качестве примера, мы рассмотрим уникальные пути сценарного развития этих фильмов. Покажем, как на основе оригинальной истории, создаётся такая структура сюжета, и такое развитие персонажей, которые затронут эмоции и внимание зрителей.

ЭЛЕМЕНТЫ РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ

Ниже мы рассмотрим элементы, которые отличают романтическую комедию от других жанров:

  1. ГЕРОЙ ДОЛЖЕН УЧАСТВОВАТЬ В КАКОМ-ТО РОМАНТИЧЕСКОМ ИЛИ СЕКСУАЛЬНОМ ПРИКЛЮЧЕНИИ.
    Как и во всех удачных сценариях и фильмах, самый важный персонаж в любой романтической комедии это ГЕРОЙ — главный персонаж (или персонажи), с которым читатель или зритель обязательно должен себя идентифицировать, и который вынужден действовать под давлением изменяющихся обстоятельств, порожденных его собственными внутренними желаниями. Концепции истории для ’КОМНАТЫ СТРАХА’, ’ЧЕЛОВЕК ПАУК’ и ’СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО РАЙАНА’ определяются индивидуальными задачами, которые должен решать герой: сбежать, остановить злодея, или спасти РЯДОВОГО РАЙАНА.

    В романтической комедии, эти задачи более специфичны. Герой должен преимущественно пытаться завоевать (или вернуть) любовь другого персонажа: её лучшего друга в ’СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, официантки в ’AS GOOD AS IT GETS’; девушки его снов из старшей школы в ’КОЕ-ЧТО О МЕРИ’.

    Вообще, в романтической комедии, как, например, в фильмах ’СМОТРИТЕ КТО ЗАГОВОРИЛ’ или ’MOONSTRUCK’ (м.б. ’КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ’?), (речь идет о фильме Нормана Джюисона 1987 года с Шер в главной роли, в нашем видеопрокате он шел под названием «Власть луны» — прим. Пер) герой скорее оказывается преследуемым, чем преследователем. Но это обусловлено тем, что герои, проходя через события фильма, должны оказываться в таких условиях, в которых выходом может быть только понимание своих чувств, и последовательное изменение характера. Именно это делает героя все более привлекательным для зрителя.

 

  1. ГЕРОЙ ДОЛЖЕН ИСПЫТЫВАТЬ ДАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ, КАК ПРАВИЛО, ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЖЕЛАНИЙ.

В ’ДНЕ СУРКА’, персонаж Билла Мюррея хочет прервать повторение одного и того же дня в Паксатоуне, но при этом он вынужден также строить отношения с персонажем ЭНДИ МАКДАУЭЛ. А в ’ПТИЧЬЕЙ КЛЕТКЕ’, персонаж РОБИНа УИЛЬЯМСа хочет обеспечить свадьбу своего сына как нормальный мужчина, но при этом пытается сохранить специфические отношения с Nathan Lane.

Преследование двух целей одновременно добавляет оригинальности в историю и ускоряет темп. И когда две цели героя приходят к угрожающему противоречию (как я покажу далее), то конфликт неизбежно разрастается, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителя.

  1. ПЕРСОНАЖИ РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ НИКОГДА НЕ СЧИТАЮТ СМЕШНОЙ СВОЮ СИТУАЦИЮ.
    Они безнадёжно стремятся к своим противоречивым целям и оказываются лицом к лицу с ужасающим конфликтом. Когда люди на экране смеются, люди в зале нет.

    Управляющие мотивации в романтических комедиях вырастают из огромной боли и потери. Часть наиболее успешных романтических комедий всех времён затрагивают безработицу, болезни, проституцию, физические недостатки, унижение, высмеивание, потерю одного ребёнка, попытку убийства, суицид и даже смерть.

    При этом юмор вырастает из СВЕРХРЕАКЦИИ персонажа на его ситуацию. Герои изобретают фантастические интриги, перевоплощаются в женщину, усыновляют ложных дочерей, обманывают двух любовниц одновременно, говорят невероятную ложь, летят через всю страну, чтобы встретиться с обладателем голоса, услышанного по радио, или делают всё невозможное для саботирования свадьбы лучшего друга.

 

  1. СЕКСУАЛЬНОСТЬ В РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ.
    Вы не должны показывать кувыркание ваших любовников в кровати или достижение одновременного оргазма на кухонном столе. (Такие сцены были бы неразумны в любом случае, поэтому романтические комедии почти никогда не включают обнаженку и сексуальные сцены.) Но персонажи должны, по крайней мере, переживать противоречивость своих сексуальных целей. И если они должны идти в постель вместе, как в ’КОГДА ГАРРИ ВСТРЕТИЛ САЛЛИ’, ’АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ’ или ’БОЛЬШОЙ’, мы должны видеть события, которые привели к такому решению, как минимум до того момента, когда двое любовников окажутся в кадре и камера стыдливо отвернётся.

 

  1. РОМАНТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ ВСЕГДА ИМЕЕТ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.
    Во всех эпизодах, когда герой не получает девушку, зритель должен чувствовать, что в конце, когда он её получит, это будет единственно правильный и предпочтительный выход для истории.

 

  1. ОБМАН ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ.
    Герой пытается выдать себя за кого-то, кем не является. (’МИССИС ДАУТФАЙЕР’, ’МИСС КОНГЕНИАЛЬНОСТЬ’, ’ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ’, ’ТУТСИ’, ’ПТИЧЬЯ КЛЕТКА’, ’ДЭЙВ’), при этом его ложь может быть выражением его alter ego (’ЧОКНУТЫЙ ПРОФЕССОР’, ’БОЛЬШОЙ’), или быть связанным с его работой (’МАЙКЛ’, ’СЕКРЕТ МОЕГО УСПЕХА’), игра на чувствах других (’ШРЕК’, ’ДЖЕРРИ МАКГУАЙЕР’, ’ AS GOOD AS IT GETS’), или герой лжет себе о своих отношениях (’ДЕНЬ СУРКА’, ’РОКСАННА’), или он лжет другим в стремлении создать романтические отношения (’GRUMPY OLD MEN’, ’НЕСПЯЩИЕ В СИЭТЛЕ’,’MOONSTRUCK’, ’HOUSESITTER’).
    Эта непорядочность необходима не только для увеличения конфликта и юмора в фильме, но так же для того чтобы заставлять героя привести свой внутренний конфликт к кульминации. Только встретившись лицом к лицу с правдой о самих себе, они будут способны изменяться и расти.

РОМАНТИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ

Для завоевания зрительских сердец, РОМАНТИК — объект сексуальных пристрастий вашего героя — должен соответствовать определённым качествам:

  1. ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛЮБИТЬСЯ В РОМАНТИЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ.
    Мы должны чувствовать те же желания, что и герой по отношению к другим персонажам, зритель потеряет интерес к истории, как только перестанет испытывать симпатию к герою.

 

  1. ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВСЕЙ ДУШОЙ БОЛЕТЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ ГЕРОЙ ЗАВОЕВАЛ ЛЮБОВЬ СВОЕЙ ЖИЗНИ.
    Когда вы пишете романтическую комедию, вы должны убедить читателя, что романтичный персонаж это судьба вашего героя. Если зритель не последует за этими двумя людьми в их прогулке ’смотреть на закат’, значит, вы не справились со своей задачей.
    Иногда зрителю хочется свести персонажей вместе задолго до того, как это сделает сам герой. В фильмах, где герой увлечён двумя романтическими персонажами, таких, как ’HOUSESITTER’ или ’ПОКА ТЫ СПАЛ’, или в фильмах, в которых герой уже увлечён кем-то ещё, как в ’ПЕВЦЕ НА СВАДЬБЕ’ или ’MOONSTRUCK’, герой может быть ещё не готов принять то, что зритель уже знает к данному моменту о романтическом персонаже, который для него (героя) впервые появился на экране.

 

  1. НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДОЛЖНЫ РАЗДЕЛЯТЬ ДВУХ ЛЮБОВНИКОВ.
    Без нагромождения барьеров для ваших героев и романтичного их преодоления, ваша история никогда не захватит зрителя. Миллионер и шлюха в ’КРАСОТКЕ’, миллионер и дочь шофёра в ’САБРИНЕ’, миллионер и поддельный репортёр в ’MR. DEEDS’, или репортёр и ’СБЕЖАВШАЯ НЕВЕСТА’, персонажи разделены разным общественным положением и выглядят безнадёжно неподходящими друг другу.

    Очень часто пропасть разделяющая двух любовников это результат обмана, к которому прибегает герой из-за внешней мотивации: романтический персонаж в фильме ’ПОКА ТЫ СПАЛ’ думает, что героиня помолвлена с его коматозным братом; ДЭЙВ влюбляется в женщину, которая думает, что он на самом деле её муж, который её презирает; и Тэсс в ’ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ манипулирующая мужчиной, который думает, что она брокер, а не секретарша.

 

  1. ЧУВСТВА К РОМАНТИЧЕСКОМУ ПЕРСОНАЖУ ДОЛЖНЫ ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ С ДРУГОЙ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИЕЙ ГЕРОЯ.
    В ’ТУТСИ’, Майкл Дорси хочет стать звездой мыльной оперы, и влюбляется в актрису из этого шоу. Персонаж Kirstie Alley в ’СМОТРИТЕ КТО ЗАГОВОРИЛ’ хочет растить своего сына сама, и влюбляется в няню своего ребёнка. Репортёр в ’МАЙКЛЕ’ хочет вернуть ангела в Чикаго, и влюбляется в другого репортёра, с которым конкурирует.
    Это не сработает, если герой удовлетворяет обе свои мотивации, случайно влюбив в себя девушку из соседней двери, потому что…

 

  1. РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ ДОЛЖЕН СОЗДАВАТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ОБОИХ ЖЕЛАНИЙ ГЕРОЯ.
    Без конфликта между героем и его объектом романтической страсти, вашему сценарию будет недоставать эмоциональности, необходимой для поддержания истории. В ’МИССИС ДАУТФАЙЕР’, персонаж Sally Field препятствует, как желанию героя быть со своими детьми, так и его желанию вернуть её саму. А в ’КРАСОТКЕ’ имеются моменты, когда шлюха помогает миллионеру совершить сделку, а в других случаях встаёт на его пути, кроме того, есть моменты, когда она хочет привлечь его внимание, и есть другие, когда она говорит ему нет.

ДРУГИЕ ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Те из вас, кто знаком с моей книгой или семинарами знают, что я выделяю две разные категории персонажей. НЕМЕЗИДА (АНТАГОНИСТ) препятствует в получении героем желаемого (КЭМЕРОН ДИАЗ в ’СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, МЭТТ ДИЛАН в фильме ’КОЕ-ЧТО О МЕРИ’, или Frank Langella в фильме ’ДЭЙВ’).
ОТРАЖЕНИЕ (СОРАТНИК) это лучший друг или приятель, который достаточно близок к герою, для того, чтобы их сравнивать (ХЭНК АЗАРИЯ в ’ПТИЧЬЕЙ КЛЕТКЕ’, или Bruno Kirby и КЕРРИ ФИШЕР в ’КОГДА ГАРРИ ВСТРЕТИЛ САЛЛИ’).

В романтической комедии ’отражение’ будет поддерживать, а ’немезида’ ограничивать, сдерживать ОБА желания героя. Политический конкурент в ’АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТЕ’ пытается саботировать билль о преступности ЭНДРЮ ШЕППАРДА, при этом еще и препятствуя его романтическим отношениям. А босс в ’СЕКРЕТЕ МОЕГО УСПЕХА’ и в ’ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ стремится не только воспрепятствовать продвижению в карьере героев, но также претендует на любовь романтического персонажа.

Например, отражающий персонаж в ’ДЖЕРРИ МАКГУАЙЕРЕ’, ’МАЙКЛЕ’, ’ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ и ’ТУТСИ’ помогает героям, как в их карьере, так и в любовной линии.

Как я кратко покажу далее, отражение и немезида не просто источники конфликта, поддержки и юмора. Они также способствуют росту и изменению характера героя на самых глубоких уровнях.

СТРУКТУРА РОМАНТИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ

Ваша романтическая комедия должна следовать той же шести — ступенчатой структуре, в которой созданы почти все Голливудские фильмы. Но следует иметь в виду и дополнительные структурные принципы при разработке вашего сценария.

  1. ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЯ ДО ЕГО КОНКУРЕНТА.
    Читатели и зрители инстинктивно идентифицируются с первым персонажем, который появляется на экране. Если бы мы ввели Пирса Броснана в ’МИССИС ДАУТФАЙЕР’ до встречи с Робином Уильямсом, или Кэмерон Диаз появилась до Джулии Робертс в ’СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, нам пришлось бы потратить намного больше времени на экспозицию фильма из-за двойственности представления конкурирующего персонажа.

 

  1. ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ПЕРВУЮ ВСТРЕЧУ ГЕРОЯ С РОМАНТИЧЕСКИМ ПЕРСОНАЖЕМ.
    Как в реальной жизни, так и в кино, наиболее захватывающая часть любых взаимоотношений начинается с первого, с ног до головы, всепоглощающего, привлекательного взгляда. Не лишайте ваших читателей возможности влюбиться вместе с вашими персонажами.

    Позволить зрителям присутствовать на месте действия с самого начала важно для правдоподобности вашего сценария. Если мы не видим, как встречаются два главных персонажа, и что происходит между ними, ваша история рискует выглядеть выдумкой, не соответствующей действительности.

 

  1. ВВОДИТЕ РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ НЕ ПОЗДНЕЕ, ЧЕМ НАЧНЕТСЯ ВТОРОЙ АКТ.
    В правильно структурированном фильме, где герой мотивируется извне, в соответствии с концепцией истории, экспозиция занимает примерно 25% от всего времени фильма. В тот момент, когда ваш герой должен начать преследовать две цели одновременно, объект желания героя тут же должен появиться на экране.

 

  1. ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БУДЕТ ЗАВЯЗАТЬ ОТНОШЕНИЯ УЖЕ К СРЕДИННОЙ ТОЧКЕ ФИЛЬМА.
    Срединной точкой любого экранного путешествия является ТОЧКА БЕЗ ВОЗВРАТА — момент, где путешественник ближе к месту назначения, чем к точке исхода. Другими словами, ваш герой должен сделать что-то точно в середине (50%) сценария для обозначения, что пути назад нет, и он никогда не сможет вернуться к той эмоциональной жизни, которой он жил в начале истории.

    Это часто момент, когда герой и его любовь впервые спят вместе, как в ’АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТЕ’, ’ДЖЕРРИ МАГУАЙЕР’, ’БОЛЬШОМ’ и ’ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’. Но точка без возврата иногда внешне менее очевидна: первое свидание в ’САБРИНЕ’; открытие истинного лица Героя Принцессе Фионе в ’ШРЕКЕ’; или отправка письма в ’СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’.

 

  1. ДАЙТЕ ЗРИТЕЛЮ ВЫСШУЮ ТОЧКУ.
    ВЫСШАЯ ТОЧКА означает, что зритель узнает что-то до того, как персонаж в фильме это делает. Это знание создаёт ожидание, что что-то должно случиться когда ’секрет’ будет раскрыт.

    Заметьте, как много романтических комедий строятся на основе мошенничества. Почти все опасности, неопределённости, ожидания, любопытство, сюрпризы и юмор — другими словами эмоции — рождаются из знания зрителем того, что не известно другим действующим персонажам: что герой на самом деле мужчина, шлюха, секретарь, король, офисный мальчик, фальшивый президент, владелец ночного клуба для геев или 12-летний мальчик. Это знание держит зрителя в возрастающем напряжении до неизбежного финала фильма…

 

  1. ОТНОШЕНИЯ ПРЕРЫВАЮТСЯ НА 75% ОТМЕТКЕ.
    В Голливудских фильмах, герой должен пережить МОМЕНТ ИСТИНЫ в конце 2-го АКТА. В романтической комедии, это момент, когда отношения разгораются, особенно из-за обмана, который в конце должен раскрыться.

    Вспомните большое совещание в ’ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’, когда все узнали, что она просто секретарь, или разоблачение Sydney Ellen Wade в ’АМЕРИКАНСКОМ ПРЕЗИДЕНТЕ’, или признание Джулии о её попытке расторгнуть ’СВАДЬБУ ЛУЧШЕГО ДРУГА’.

    Этот момент истины не обязательно является результатом, какого — либо разоблачения, но он всегда вырастает из какого-то недостатка или слабости в самом герое, например, Энни Рид не решается последовать за своей мечтой в ’НЕСПЯЩИХ В СИЭТЛЕ’.

    После этого опустошающего события, все, что остается герою в 3-ем АКТЕ это использовать всю эмоциональность и мужество, для того чтобы вернуть любовь его жизни и тем самым достичь своего предназначения в завершающей части фильма.

РОСТ ПЕРСОНАЖА (ДУГА ХАРАКТЕРА)

Обнаружив свою непорядочность и тем самым обнажив свои слабости, ваш герой встретится лицом к лицу со своими глубочайшими эмоциональными опасениями. За близость всегда приходится платить риском разоблачения, что ведет к росту характера.

Для распознавания дуги характера в фильме, который вы смотрите, или разработки характера в сценарии, который вы пишете, начните с вопроса самому себе, ’Что трогает героя эмоционально?’. Это может быть эмоциональное действие (страх высоты или поцелуй в губы в ’КРАСОТКЕ’). Риск потери безопасности (’НЕСПЯЩИЕ В СИЭТЛЕ’). Потеря общественного положения или имиджа (’АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ’). Или, возможно, герой просто думает, что он недостаточно хорош, привлекателен или компетентен (’ШРЕК’, ’ПТИЧЬЯ КЛЕТКА’, ’ЧОКНУТЫЙ ПРОФЕССОР’ или ’ДЕЛОВАЯ ДЕВУШКА’)?

Когда мы выяснили самый большой страх нашего героя, зададим себе второй вопрос: ’Какие действия персонажа приведут его в противоречие с его страхом?’
Что он ответит, какую защиту ваш герой создаст, что он называет ВНУТРЕННИМ КОНФЛИКТОМ. Распознавание и преодоление этого внутреннего конфликта — путь к росту персонажа.

Так ’АМЕРИКАНСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ’ стремится реализовать себя, сконцентрировавшись на повышении своего статуса и поэтому всегда ’вступает в схватку, только если может выиграть’. А персонаж Харрисона Форда в САБРИНЕ боится разоблачения из-за опасности потери его компании, его власти, ради этого он приносит в жертву свою эмоциональную жизнь. Он готов рисковать миллионами при слиянии, но не хочет даже рассматривать возможность открыть своё сердце женщине, которую любит.

Второй целью обмана является то, что объясняет живучесть жанра: герои романтической комедии обманывают сами себя. Они прячутся за маской имиджа, или мошенничества, боясь обнаружить для окружающих свои потаённые недостатки и слабости. Это не только нос, который Чарли скрывает в РОКСАННЕ — это его неуверенность в себе.

Остальные основные персонажи фильма могут облегчить выявление дуги характера главного героя, потому что НЕМЕЗИДА будет часто провоцировать внутренний конфликт героя, а ОТРАЖЕНИЕ будет развивать этот конфликт. Обратите внимание как Тэсс в ’ДЕЛОВОЙ ДЕВУШКЕ’ теряет имидж, как только появляется Кэтрин — её НЕМЕЗИДА, или как прислушивается герой к советам своего ОТРАЖЕНИЯ — персонажа КУБЫ ГУДИНГА мл. в ’ДЖЕРРИ МАГУАЙЕРЕ’, как Руперт Эверетт в ’СВАДЬБЕ ЛУЧШЕГО ДРУГА’, или Джон Траволта в ’МАЙКЛЕ’ предостерегают героя на протяжении всего фильма по отношению к людям, которых те любят.

В фильмах, так же, как и в реальной жизни, как удовольствие, так и внутреннее страдание вырастают из обмана тех, кого мы любим. Из желания быть принятым тем, кого мы боготворим. Но однажды мы позволяем себе показать свою суть, все темные стороны нашей души — слабости, страсти, страхи — вдруг открываются. Возможность, что кто-нибудь может сравнить нас реальных с нашей тщательно сконструированной персоной, увидеть, кто мы есть на самом деле — приводит в ужас. Так что танец преследования и отступления продолжается бесконечно.

Сознательно или нет, ложь в романтической комедии всегда используется для защиты имиджа героя. Лучше солгать тому, кого любишь, чем показать всем те неприглядные пороки, которые в тебе есть.

Но, конечно, обман героя никогда не работает, потому, что он только поднимает на поверхность внутренние проблемы того, кем герой в действительности является и которые боится показать любви всей его жизни. Романтический характер это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО судьба героя; именно её отношение к проявляемым недостаткам героя ведет к развитию и изменению последнего.

Романтическая комедия это непрерывное сражение между привычками и желаниями, между страхом и страстью. Мы все боимся настоящей близости, боли и потерь, поэтому мы закрываемся эмоционально в той или другой ситуации. Но красота и привлекательность романтической комедии в том, что за два часа в темноте мы можем слиться с героем и принять участие в его внутренней борьбе. И вместе с героем мы всегда растем и всегда выигрываем.

 Перевод известной статьи Writing Romantic Comedies, которую написал Michael Hauge

Вадим Филоненко

1. Сценарий на 23 февраля «Соблазнительный ужин» (сценарий к 23 февраля)

Идея: организовать необычный праздник в честь 23 февраля для своего любимого.

Если вы хотите порадовать своего любимого и подарить ему на 23 февраля необычный подарок, то подарите ему ужин, организованный по сценарию  на 23 февраля «Соблазнительный ужин».

Согласно сценарию на 23 февраля «Соблазнительный ужин» заранее нужно приготовить рекламный листок с номером вашего телефона и надписью «Позвони мне милый в 18    
[подробнее…]

2. Романтический сценарий «Огненное сердце»

Идея сценария заключается в том, чтобы попросить  прощение у девушки, изготовив для этого из свечей, «Огненное» сердце.

Вы поругались со своей половинкой и не знаете, как попросить прощение!? Вы хотите помириться и не знаете, какие для этого предпринять шаги!?  Тогда этот сценарий для вас!

Необходимый инвентарь:

3. Романтический сценарий «Любовный шарик»

Идея сценария заключается в том, чтобы с помощью воздушного шарика с надписью «Прости», попросить прощение у своей половинки.

Вы чувствуете свою вину, за то, что обидели свою половинку, и не знаете, как вернуть ее внимание!? Вы не знаете ,с чего начать? И что сделать? Тогда этот сценарий, будет вам интересен!

Что вам понадобится для вашей идеи:

4. Романтический сценарий «Красная роза — эмблема любви»

Идея:  вы весь день удивляете, тем что дарите  розы, самыми неожиданными способами.

У Вас цветочно — букетный период и Вы хотите удивить свою половинку!? Вы ищете способы и не можете найти? Тогда этот сценарий для Вас! Минимум затрат, максимум романтики и Ваши отношения загорятся невиданным доселе огнем.

Сегодня весь день будет посвящен ей — любимой и единственной    
[подробнее…]

7. Сценарий годовщины свадьбы «Лимузин для любимой»

Идея этого романтического сценария в том, чтобы удивить свою любимую и сделать ей сюрприз. Арендовать лимузин, встретить ее с работы и прокатить с ветерком по городу.

Этот сценарий подойдет семейным парам, которые отмечают юбилей совместной жизни. Исполнение этого сценария будет зависеть от возможностей и желания мужа удивить свою жену.

Составьте список гостей и друзей, которых пригласите на свой юбилей, совместно выберите ресторанчик    
[подробнее…]

11. Романтический сценарий прощения «Прости меня, моя любовь»

«Идея: вы дарите  конверт, с диском Земфиры»Прости меня, моя любовь» и примирительной запиской».

Вы обидели свою половинку, она не хочет вас прощать, и вы сходите с ума в попытках вернуть ее расположение. Тогда у вас есть еще один шанс. Попробуйте вернуть ее, воспользовавшись нашим сценарием.

Для исполнения этого сценария вам будет необходимо приобрести в любом киоске «Союзпечати» или на «Почте» конверты разных размеров    
[подробнее…]

12. Сценарий романтического Дня рождения «Речная прогулка»

Этот сценарий прекрасно подойдет для тех парней, которые хотят сделать своей любимой сюрприз на День рождение. Организуйте День рождение на теплоходе, такое не забывается.

Вам кажется, что вы все испробовали, и вам не удастся ничем удивить вашу возлюбленную!? Вы ошибаетесь!

Как насчет речной прогулки на теплоходе? Да еще и неожиданно, да с ветерком.

Договоритесь предварительно утром сходить куда–то вдвоем    
[подробнее…]

13. Сценарий романтического Дня рождения «Небо для двоих»

«Идея:  организовать для вашей половинки, романтический вечер на крыше вашего дома».

Этот сценарий позволит передать своим половинкам всю любовь, которую вы испытываете к ним, а еще позволит замечательно отпраздновать День рождение.

Припасите все, что вам будет нужно заранее. А нужна вам будет: корзинка с шампанским, фруктами, свечами, одеялом и mp3 плеер. И достаньте ключи от крыши вашего дома    
[подробнее…]

14. Романтический сценарий на День Святого Валентина «Спящая красавица» (сценарий Дня Святого Валентина)

Идея:с посторонней помощью, попасть в комнату, где спит ваша любимая и ожидать ее пробуждения, с подарком и цветами.

Сценарий Дня Святого Валентина «Спящая красавица» понравится молодым людям, которые только начали строить свои отношения и хотят сделать своей избраннице подарок.

Начните намекать своей девушке о завтрашнем празднике накануне. Это должно выглядеть следующим образом, когда провожаете ее домой, скажите: «Как хотел бы я быть твоей подушкой, чтоб ты обнимала меня всю ночь    
[подробнее…]

15. Сценарий Дня рождения для любимой «Ты у меня одна!»

«Идея: заказать и разместить на рекламном щите поздравление для любимой».

Этот сценарий смогут исполнить мужчины, которую обладают желанием удивить и восхитить свою половинку, а также обладающие возможностями для этого.

Изучите маршрут девушки от дома до работы, или до университета, или до школы, это не суть важно. Главное, что ваша любимая, каждый день ходит по одному и тому же маршруту, и это вам на руку    
[подробнее…]

16. Сценарий Дня рождения парня «Ледниковое шоу»

«Идея: провести День рождение на ледовом катке.»

Если ваша половинка любит коньки и лед, тогда этот сценарий для вас. Тем более его романтичность не оставит никого равнодушным.

Конечно, заранее купите билеты или абонемент на каток. Это главное условие и еще одно условие для активных и настойчивых девушек. Тех, кто умеет достигать поставленных целей. Запишите диск со словами поздравления своему любимому    
[подробнее…]

17. Сценарий Дня рождения девушки «Женская радость»

«Идея: организовать и оплатить поход в салон красоты для девушки».

Этот сценарий подойдет для мужчин с финансовыми возможностями.

За несколько дней до того, как вы подарите девушке подарок, договоритесь с продавцами в магазине о том, что придет ваша девушка и на указанную в сертификате сумму, приобретет все, что угодно. Естественно за ваш счет. Причем уровень обслуживания должен быть на самом высоком уровне    
[подробнее…]

19. Сценарий романтического праздника День Святого Валентина «Она покорила мое сердце»

Идея: расклеить объявления с признаниями в любви своей девушке.

Вам хочется 14 февраля удивить свою любимую, покорить ее сердце неожиданным романтическим поступком? Тогда можете воспользоваться нашим сценарием ко дню Святого Валентина «Она покорила мое сердце»и вы уже на правильном пути.

Этот сценарий прекрасно подойдет для вновь образовавшейся пары. Возраст влюбленных для этого сценария колеблется от 18 до 22 лет    
[подробнее…]

21. Сценарий Дня рождения для девушки «Райский уголок»

Идея: организовать пикник на природе для своей любимой.

Приготовьтесь заранее к Дню рождения вашей любимой девушки. Обойдите парки и присмотрите красивое местечко. Еще лучше, если это будет уютное местечко возле реки. Место должно быть живописным. Зеленая травка, цветы, река и красивые деревья должны создать романтическую атмосферу.

Напишите список продуктов и необходимых вещей, которые вам необходимо приготовить    
[подробнее…]

22. Сценарий романтического Дня рождения девушки «Небо в алмазах»

Идея: подарить девушке небо в алмазах с помощью дорогой пиротехники.

Узнайте, где в вашем городе, можно приобрести пиротехнические средства или фейерверки. Узнайте подробнее у консультантов, какой фейерверк или салют напоминает россыпь звезд или алмазов. Желательно, чтобы цветовая гамма тоже напоминала алмазы, то есть лучше выбрать белый или голубой цвет    
[подробнее…]

23. Сценарий Дня рождения для девушки «Озеро любви»

Идея: арендовать лодку и поздравить девушку на середине озера.

Займитесь поиском лодочной станции, чтобы арендовать лодку или просто найдите знакомых, у которых есть лодка. Надеюсь, с веслами вы умеете обращаться, потому, что лодка должна быть не моторная.

Вы можете попросить друга, ждать вас в указанном месте, чтобы не носить с собой на встречу лишних вещей    
[подробнее…]

24. Сценарий романтического Дня рождения парню «Небо на ладони»

Идея: организовать в День рождение парню полет на частном самолете.

Главное, чтобы ваш молодой человек панически не боялся высоты.

Незадолго до долгожданного события, Дня рождения вашего любимого, обзвоните всех поставщиков, предоставляющих нужные вам услуги. Спросите у знакомых, может кто-то уже сталкивался с компаниями, которые арендуют самолеты и пилотов на нужную дату и время    
[подробнее…]

27. Сценарий Дня Святого Валентина «Моя королева» (сценарий святого валентина)

Идея: арендовать костюмы 18 века короля и королевы и организовать фотосессию в профессиональной студии.

Ваша девушка романтичная особа? С удовольствием пересматривает исторические фильмы и вздыхает о том, как бы ей пошли эти красивые платья с корсетом? Тогда этот сценарий Святого Валентина «Моя королева» именно для вас.

Узнайте, где в вашем городе, могут сдаваться в аренду платья и костюмы 18 века    
[подробнее…]

29. Сценарий Дня Святого Валентина «Секреты Гейши» (Сценарий святого валентина)

Идея: Встретить парня в образе «гейши».

Вам хочется побыть в роли «гейши» и кормить своего возлюбленного вкусно приготовленными роллами? Тогда этот сценарий святого валентина «Секреты гейши» именно то, что вам нужно.

Приготовьте себе костюм в стиле «гейши». Если у вас какая-то сложность, изготовить себе такой костюм, то просто наденьте легкий шелковый халатик, красного цвета и повяжите широким поясом    
[подробнее…]

30. Сценарий Нового года «Новый год для двоих»

Идея: Провести Новый год с любимым за городом.

Арендуйте загородный домик для двоих на несколько дней. Еще лучше, если у вас или у ваших знакомых есть дача за городом, куда вы могли бы поехать с их разрешения.

Обязательно съездите заранее и посмотрите по месту, что вам может понадобиться. Начиная, элементарно с посуды или постельного белья, заканчивая например, телевизором    
[подробнее…]

Страница 1 из 2

1 2

Как типировщику, мне часто задают вопрос: «Почему у нас ничего не получается?» Задают его обычно женщины, а подразумевают они, конечно, себя и своего благоверного. 

Ответить на такой вопрос почти всегда не то что проблематично, а практически невозможно. Чтобы объяснить, что не так в отношениях двоих, типировщику нужно типировать обоих. Но, как вы понимаете, сделать это удается крайне редко. И все же кое-какой ответ для тех, кто задается подобными вопросами, у меня есть.

Давайте поговорим про любовные сценарии. Так как их в мире ограниченное количество, исход каждого можно предсказать. Достаточно определить, который из них ваш. Как это сделать?

Во-первых, обратиться к классике. Например, перечитать «Ромео и Джульетту». Или обратиться к истинно народной мудрости — роману, который древнее всего современного мира. Это роман о Тристане и Изольде.

История романа

«До Ромео и Джульетты… были Тристан и Изольда» — так начинается трейлер к одноименному фильму, который, хоть и очень красиво снят, является довольно фривольной интерпретацией исходного романа. Зато с первой фразой создатели фильма попали в точку.

Тристан и Изольда — действительно предшественники Ромео и Джульетты. Однако, в отличие от юных влюбленных, они не просто персонажи с прототипами, а реальные люди. Их история имела место в кельтской Ирландии, предположительно в VII или VIII веке нашей эры.

Примерно в X веке из сказки на ночь она превратилась в сказание, которое люди передавали из уст в уста. Так красивая история «допутешествовала» до Англии, где ее услышал один бродячий артист. Он запомнил ее и записал — и так в XII веке устное предание превратилось в один из первых романов мировой литературы.

Позже романы о Тристане и Изольде появились во Франции и Германии. Конечно, в чем-то они различались. Версий этой модной в те времена истории появилось так много, что в конце концов стало непонятно, что произошло в реальности, а что — лишь красивая выдумка. Относительную ясность в 1900 году внес французский исследователь-медиевист Жозеф Бедье. Он тщательно изучил историю Тристана и Изольды и составил один большой текст — нечто среднее между сказаниями, средневековым куртуазным романом и тем, что, скорее всего, произошло на самом деле.

Так эта история дошла до наших дней. Но дошла она не потому, что ее переписывали снова и снова, и даже не благодаря Бедье (хотя его вклад неоценим). А благодаря тому, что в ней «скрыты» все возможные сценарии любви, которые существуют с начала истории человечества.

И когда я говорю «все», я действительно имею в виду все. Давайте на них посмотрим.

Сценарий первый, трагический

Ривален и Бланшефлер, родители Тристана, полюбили друг друга и жили бы в законном браке долго и счастливо, если бы не война. Когда Бланшефлер ждала появления на свет их первенца, Ривален был убит в сражении. Долго горевала Бланшефлер. Разрешившись от бремени и взяв новорожденного сына на руки, она нарекла его Тристаном (что в переводе означает «рожденный в печали»). 

Вот как это описывает Бедье:

«Сын мой, давно желала я увидеть тебя: вижу прекраснейшее создание, какое когда-либо породила женщина. В печали родила я, печален первый мой тебе привет, и ради тебя мне грустно умирать. И так как ты явился на свет от печали, Тристан и будет тебе имя».

В тот же день Бланшефлер умерла от горя.

Итог: они любили друг друга, но судьба разлучила их, и исходом стала смерть.

Сценарий второй, куртуазный

Сперва короткая ремарка: куртуазная любовь — это любовь, которая по определению невозможна. В реалиях XII–XIV веков средневековой Европы она (точнее, то, что потом стали называть куртуазной любовью в романах) могла возникнуть, например, у молодого юноши-оруженосца к жене своего господина — человека, который учил его воинскому искусству.

В этом не было ничего постыдного или трагичного — юноша писал даме своего сердца стихи, воевал во имя ее чести и никогда не претендовал на взаимность. И уж тем более о ней не думала дама — женщина лет на 10–15 старше своего поклонника, которая жила по средневековым устоям и почитала супружеский брак за проявление Божьей воли.

Теперь давайте посмотрим, как закручивается сюжет, чтобы сделать любовь влюбленных куртуазной, то есть невозможной.

Тристана воспитал слуга, который, желая оградить сына высокородных родителей от опасности, скрыл тайну его происхождения. Но благородная кровь взыграла в Тристане: он вызвался спасти свою страну от страшной дани, которую по указанию короля Ирландии взимал гигант Морольд, — ежегодно он забирал с собой 15 девушек и 15 юношей, чтобы превратить в рабов в Ирландии.

Доселе никто не осмеливался выйти против него на бой, а Тристан вышел и победил, но был смертельно ранен. Вот вам первая «неувязка» — а на самом деле завязка для куртуазного сюжета. Морольд приходился дядей прекрасной Изольде, будущей королеве Ирландии — и та стала люто ненавидеть Тристана, хотя никогда его не видела. Но только Изольда обладала знаниями, чтобы спасти его.

Тристан велел положить себя в лодку и отправить ее в открытое море, предоставив богам решать, спасти его или дать погибнуть. Его прибило к ирландскому берегу, где его нашла… кто бы вы думали — конечно же, Изольда.

Тристан не назвал себя, и Изольда вылечила его. Правду она узнала, только когда отважный юноша снова вышел на бой и снова был ранен. Узнав обо всем, Изольда хотела убить его в отместку за Морольда. Но не тут-то было.

Вот что сказал ей Тристан:

«Разве я вероломно убил Морольда? Разве не он меня вызвал и я не должен был защищать себя? <…> Но оставим все это; я хотел только доказать тебе, что, спасши меня дважды от смерти, ты приобрела право на мою жизнь. Убей же меня,  если думаешь снискать себе этим похвалу и славу».

Изольда сохранила жизнь Тристану. А он завоевал ее руку для своего короля, ибо такова была его миссия. Еще одна завязка для куртуазного сюжета: отныне влюбленные не могут быть вместе, ведь Изольда предназначена другому.

«Король взял Изольду за руку и спросил Тристана, честно ли приведет он ее к своему повелителю. Перед своими ста рыцарями и баронами Ирландии Тристан поклялся в этом. А белокурая Изольда содрогалась от стыда и печали. Итак, Тристан, добыв ее, пренебрег ею <…> Но король вложил правую руку Изольды в правую руку Тристана, и Тристан удержал ее в знак того, что берет ее от имени короля Корнуэльса».

Тут начинается третья история любви (но к истории Тристана и Изольды мы еще вернемся, поэтому итог пока не подводим) — история брака Изольды и короля Марка.

Сценарий третий, семейный

Прежде чем говорить о сценарии, задам вам вопрос: много ли вы можете назвать любовных романов, в центре которых была бы семейная история? Или так — история влюбленных друг в друга людей, которые уже состоят в браке?

В мировой литературе их совсем мало. Большинство любовных сюжетов обрываются на моменте, когда для влюбленных звучит фраза «Объявляю вас мужем и женой!». Причина подобного равнодушия авторов к семейной жизни кроется в отсутствии конфликта.

Смотрите: перед воссоединением героям нужно преодолеть не одно препятствие (обстоятельства, гнев родителей и т.д.). А что преодолевать после женитьбы? Разве что внутренние разногласия. Причем под внутренними я имею в виду душевные терзания героя. Как раз они-то и настигли Изольду.

«Изольда стала королевой и живет как будто бы в радости; Изольда стала королевой и живет в горе. Изольду нежно любит король Марк, бароны ее почитают, а мелкий люд обожает ее».

Как вы уже, возможно, поняли, перед нами любовный треугольник. Треугольник не совсем классический: Изольда, как будет потом видно из сюжета, не вполне равнодушна к мужу. Больше того: в Средние века было абсолютно недопустимо, чтобы жена не любила мужа — да к тому же изменяла прямо у него под носом — и притом не была предана позору и анафеме. А с Изольдой, хоть на ее долю и выпадет немало испытаний, ничего такого не происходит — она остается положительной героиней.

Ради этого средневековые авторы пошли на хитрость — «заставили» Тристана и Изольду по ошибке выпить приворотное зелье по дороге в королевство Марка.

Мать Изольды была сведуща в колдовстве и, жалея дочку, приготовила волшебное зелье, которое та должна была распить вместе с будущим мужем — и жить с ним долго и счастливо. Но на корабле, на котором плыли Тристан и Изольда, было ужасно жарко, и бутылка им под руку попалась не та…

И все же Изольда любила Марка. Но это уже была не куртуазная любовь — романтическая, пылкая и невозможная. Любовь к Марку была полна уважения и нежной привязанности. И расцвела она в сердце Изольды тогда, когда Марк наконец великодушно позволил ей быть с Тристаном.

Случилось так, что Тристан и Изольда, поддавшись страсти, бежали из замка и скрывались в лесу, наслаждаясь свободой и обществом друг друга. Но однажды Марк нашел их, пока они оба спали в пещере. Он мог бы убить их (и был бы полностью оправдан средневековым обществом) — но не убил. Зато оставил рядом с их ложем свой золотой перстень.

Проснувшись, влюбленные поняли, какой участи избежали. Вот что подумала Изольда в этот момент:

«Кто подарил мне так великодушно этот золотой перстень? <…> Это тот сострадательный государь, который принял меня и покровительствовал мне с  того дня, как я явилась в его страну».

Изольда вернулась к Марку, а Тристан уехал странствовать и совершать новые подвиги во славу короля. Тот ведь как-никак приходился ему родным дядей (кстати, еще одна неувязка в копилку куртуазного сценария).

Итог: они не слишком любили друг друга, но судьба даровала им счастливое совместное будущее.

Что в итоге?

Давайте посмотрим, что у нас получается. Три любовных сценария. С точки зрения средневекового автора, если один из сценариев невозможен, герои просто умирают.

Сценарий трагический: он и она любят друг друга безумно, но один умирает, а затем, не выдержав разлуки, умирает и второй.

Сценарий куртуазный: он и она любят друг друга безумно, но вместе быть не могут. Они тоскуют друг по другу, преодолевают препятствия, и вот наконец на короткий промежуток времени они вместе (момент, когда Тристан и Изольда сбегают из замка и живут в лесу). Но так как любовь куртуазная, вместе эти двое быть не могут по определению. Что-то непременно должно их разлучить. Например, муж. И вот у нас уже…

Сценарий семейный: он и она (здесь: Марк и Изольда) друг друга не любят (по крайней мере их любовь не куртуазная и для читателя неинтересная). Но обстоятельства им благоволят — и это ЕДИНСТВЕННЫЙ сценарий, когда оба героя могут дожить до старости.

А что же герои куртуазной любви?

Сейчас увидим.

Роман про Тристана и Изольду не заканчивается на моменте, когда Тристан уезжает навстречу новым подвигам. На чужбине он встречает некую Изольду Белорукую (а «наша» Изольда звалась Изольдой Белокурой) — и женится на ней (скорее от безысходности, чем от большой любви).

Казалось бы, это шанс ему зажить счастливой жизнью. Но Тристан — герой куртуазного сценария, он не может из него просто так выйти. Между родителями его, кстати, тоже была куртуазная любовь — и мы знаем, чем это кончилось.

Куртуазная любовь всегда трагична. У нее нет и не может быть счастливого конца. Как ее распознать? В куртуазной любви все всегда немного «слишком»: слишком красочный антураж, слишком громкие слова, слишком большие жертвы.

Совершив очередной свой подвиг, Тристан погиб. Он не мог больше жить без своей королевы. Узнав об этом, умерла и Изольда. Потому что до последней минуты оставалась героиней куртуазной истории, скажу я вам как филолог. А как читатель я бы грустно вздохнула и сказала: «Потому что до последней минуты оставалась верна своему Тристану».

И последний итог — жизненный

Роман о Тристане и Изольде я описала не как читатель, а как филолог, который несколько лет своей жизни изучал только средневековые романы, и как типировщик в сфере соционики, у которого каждая вторая консультация посвящена несчастливому (не очень счастливому, очень несчастливому) браку. Из консультаций я вижу, что за любовь часто принимают вот этот вот куртуазный сценарий, к нему стремятся (чаще всего женщины), а если не получают его, то решают, что и не любовь это вовсе.

Но куртуазная любовь на то и куртуазная — ее не существует в реальности. Чтобы показать это, литература использует доступный ей инструмент — убивает героев.

Заметьте, единственный, кто остался жив в этой истории, — герой семейного сценария, король Марк. Можно ли считать это посланием древних авторов?

Решать, как всегда, только вам.

От редакции

Сценарий романтической любви в литературе и кинематографе часто крутится вокруг романа плохого парня и хорошей девушки. Почему мы испытываем интерес к «опасным» партнерам, объясняет клинический психолог Елена Черкасова: https://psy.systems/post/pochemu-my-lubim-ploxix-parnej-i-devochek.

Еще один не самый благополучный сценарий — «поматросил и бросил». Как не попасться на удочку пикапера, рассказывает психолог, врач Наталья Терещенко: https://psy.systems/post/soblaznil-i-brosil-kak-ne-stat-geroinej-etoj-istorii.

И оба этих сценария часто сводятся к сексу на первом же свидании. Одни скажут: «Что такого?» Другие ни за что на это не согласятся. Психолог Ольга Юрковская объясняет, стоит ли игра свеч: https://psy.systems/post/seks-na-pervom-svidanii.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рубрики на радио
  • Сценарий романтического секса
  • Сценарий ртутной свадьбы
  • Сценарий романтического свидания
  • Сценарий россию строят мужики