Сценарий русь колокольная

Цель:                   Дать представление о колокольных звонах, колоколах Программное  содержание: &nb

сценарий открытого мероприятия

для старшего дошкольного возраста

 «Русь колокольная».

Цель:                Дать представление о колокольных звонах, колоколах

Программное  содержание:

        Познакомить с музыкальными произведениями, в которых композиторы изображают  колокольный звон.

        Воспитывать любовь к историческому  прошлому своего народа,  к  классической и народной музыке.

        Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах, добиваться ансамбля

Предварительная работа:

 Совместно с детьми и родителями  изготовить сувениры —  Валдайские куклы-колокольчики,

Организовать  выставку колокольчиков(вязаные, стеклянные, новогодние, керамические, глиняные, металлические, фарфоровые и.т.д.); провести  беседу о колоколах; слушание музыкальных произведений; разучивание стихотворений, пословиц, музыкальной игры «Колокольчик»; рассматривание иллюстраций, слайдов; рисование на тему : «самый необыкновенный колокольчик». Учить детей играть

на музыкальных инструментах (ложки, колокольчики, бубны) ритмично под музыку.

Словарная работа.  Обогащать словарный запас слов.

Музыкальный репертуар: «Колокольный звон»

        «Звонили звоны» — Г.В. Свиридов.

        «На тройке» — П.И. Чайковский

        «Кампанелла» Н. Паганини.

        «Бубенчики» Е.Тиличеевой.

        «Вальс- шутка» Д. Шостакович.

        Музыкальная игра «Колокольчик»

        «Колокольный перезвон»  Полька  песня  «Россия»

Зал празднично украшен. На центральной стене купола церкви, птички, солнце. По краям берёзки (ж, лист). Сбоку стол – выставка колокольчиков, стол с музыкальными инструментами (колокольчиками, треугольники, ложки, бубны) звучит колокольный звон светлый радостный.

Дети  нарядные входят в музыкальный зал и располагаются свободно по залу.

М.Р.                 Колокольный перезвон?

                        Слышен он со всех сторон!

                        Что случилось? Не пойму!

                        Может это не к добру?

Ребёнок                Что вы, что вы – этот звон

                        Нам напомнил об одном

                        Колокольный перезвон

                        Слышен он со всех сторон

                        Весь народ к себе зовёт,

                        Он  — добро нам всем несёт!

Звучит колокольный перезвон

М.Р.                    Ребята, вас встретила сегодня необыкновенная музыка! Как вы думаете, что это были за звуки?

Дети.                Это звучали звоны колоколов.

М.Р.                Да это звон колоколов радостный, торжественный светлый. Где его обычно можно                        услышать?

Дети.                Звон колоколов можно услышать в церкви, в храме.

М.Р.                Правильно. Колокола, есть в каждом храме, в церкви, но звучат они везде по-разному. У каждого колокола своё звучание. Особенно красивы праздничные колокола, их перезвоны.

Дети слушают.

М.Р.        Дети, в какой стране мы живём?

Ребёнок.        Мы живём в России.

М.Р.        Но есть ещё одно название нашей Родины России, Русь колокольная.

        А как вы думаете, почему Русь колокольная?

Ребёнок.        Я думаю, что на Руси много колоколов.

М.Р.        Колокола, колокольчики, бубенчики, бубенцы. Они действительно на Руси издавна и повсюду. Я приглашаю вас на выставку колокольчиков (дети рассматривают, апробируют колокольчики)

        (садятся на стульчики).

М.Р.        Любила Русь колокольный звон. Колокола делали в Москве, Новгороде, изготовляли их в пушечных мастерских! Великий мастер Борис положил начало литью колоколов в России. Литьё колоколов считалось почётным делом, но очень трудным. Для изготовления колоколов использовали медь  олово, добавляли серебро для благозвучности. Отсюда и выражение «Серебряный звон». А ещё доказано учёными, что время звучания колокола воздух действительно становиться, чище и здоровее.

М.Р.        Дети, а на что похож колокол?

Дети        Колокол похож на грушу. А внутри есть язычок, который издаёт волшебный звук достаточно его встряхнуть.

        (Ребёнок звонит колокольчиком)

М.Р.        С колоколами были связаны различные поверья. Когда например, приступали  к литью крупного колокола, то нарочно распускали ложный слух, чтобы молва расходилась, от села к селу; от города к городу. Считалось что, чем дальше распространится звук, тем сильнее будет гудеть колокол.

        Было и дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе, тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя нехороших новостей.

М.Р.        А вообще наша Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь и в радости и в горе. Они звучали на всех праздниках. Даже в нашем поселке Федоровском  на праздниках звучат колокола, когда идёт богослужение!

        На колокольный звон шёл к людям заблудившийся  путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу» вылечивать от разных болезней, отводить грозу и беду.

        Во время народного гуляния в их весёлый перезвон часто вплетались плясовые ритмы.

        Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях. Они так и называются (будничный, свадебный, ветреный, красный, праздничный).

М. Р.                  Ребята, мы с вами услышим, как изображают колокольный звон в музыке разные композиторы. С помощью колокольного звона можно передать разное настроение- веселое, праздничное, грустное- задумчивое, тревожное или скорбное.

         Узнаем, как, какими средствами музыкальной выразительности композиторы отражают в музыке звучание колоколов.

        Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов написал пьесу «Звонили звоны». Она написана на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания.

        Послушайте и скажите, о каких событиях- радостных, печальных или тревожных- возвещает этот колокольный звон?

Дети слушают произведение «Звонили звоны»  Г.В. Свиридов.

Дети (высказываются)

        Пьеса начинается распевно, но потом звучит все громче, тревожнее, напряженно.

М. Р.        А как в музыке передается это настроение?

        Музыка громкая, тяжелая, резкая, острая. Будто каждый звук вызванивается отдельно, грозно.

        К концу пьесы колокола звучат проницательно.

М. Р.        В этом произведении колокола оповещают, о каком то тревожном событии, бьют в набат (те предупреждают об опасности)

М. Р.        Итальянский композитор Никола Паганини написал знаменитую пьесу «Кампанелла» что в переводе с итальянского означает «колокольчик» Послушайте, как он звучит?

        Дети слушают произведение «Кампанелла» Н. Паганини.

М. Р.        Как изображают звуки маленького колокольчика композитор Паганини? Какой у него звук?

Дети        Звонкий, чистый, сверкающий, легкий.

М. Р.        Какое настроение передается в музыке?

Дети        Музыка звонкая, веселая, сверкающая, игровая, танцевальная, звучит светло.

М.Р.        А в каком регистре?

Дети.        В высоком.

М.Р.        Правильно, создается ощущение, что звук улетает высоко в заоблачные дали. В «Кампанелла» слышен быстрый, нежный звук маленького колокольчика. Паганини был великим скрипачом и заставил свою скрипку петь таким же звуком, чистым и звонким.

М.Р.        А сейчас я предлагаю послушать, узнать и назвать произведение великого русского композитора.

(Дети слушают произведение «На тройке» П.И. Чайковского)

М.Р.        Как называется это произведение?

Дети.        Это произведение «На тройке», написал великий композитор П.И. Чайковский.

Муз.Р.        Какое настроение композитор передает в музыке?

Дети.        Музыка спокойная «мечтательная, мелодичная, красивая» 1 части.

        Во 2-ой части композитор изображает звучание маленьких колокольчиков, на Руси их называют бубенцы, бубенчики. Музыка легкая, звонкая, игривая, прозрачная.

Ребенок.        Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик- веселее и не собьешься с пути в пургу. Летишь, а вокруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки. Вдыхаешь свежий морозный воздух, как красиво вокруг.

        Оздоровительная дыхательная гимнастика.

Муз.Р.        Дети, а сейчас мы исполним распевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

Воспитатель.        Ребята, я знаю очень интересную легенду, о колокольчиках, колоколах…

        В народе верили, что цветы колокольчики, как и музыкальные колокольцы, обладают способностью издавать тихий звон. Считалось , что особый нежный звон колокольчиков сопровождает появление ангелов.

        Если цветы колокольчики получили своё название за сходство с музыкальными инструментами церковные колокола, согласно легенде ведут своё происхождение от цветов.

        Рассказывают, будто гулял по лесу один благочестивый епископ по имени Паумений предаваясь молитвам и размышлениям о боге. На закате лучи солнца земли всё вокруг золотым цветом. Священник пришёл в восторг и умиление. Опустившись на колени, он стал молить Господа , чтобы тот послал ему какое-нибудь знамение, тут ему почудилось, будто слышит он едва различный, но мелодичный и приятный звон.

        Этот звон гудавали лесные колокольчики, качающиеся на полянке под лёгким ветерком. Епископ обрадовался вернувшись домой, повелел отлить из меди гигантский цветок колокольчик. Его укрепили под крышей собора. Так появился первый колокол

        Импровизация танца с колокольчиками.

Ребёнок.        Путь он кроха и юнец

        Колокол – его отец —        

        Музыкальный инструмент

        Нужный всем в любой момент

Музыкальная игра с колокольчиком

Ребёнок        Колокольчик хрупок, статен

        Не подумаешь, что он

        Царю – колоколу братец

        Хоть с Валдая привезён

        А как только заиграет

        Перезвон со всех сторон

        Ну – ребята, мы покажем,

        Что, способен делать он!

   «Колокольный перезвон» Полька.

Игра на д. м. и.

М.Р.        О колоколах, и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных пословиц, поговорок загадок…

1р — к        Первый звон – пропадай мой сон

2р–к        Другой звон – земной поклон

2р –к        Третий ребёнок – из дома вон.

Воспитатель        А я загадаю вам загадку.

        Сидит петух на воротах

        Косы до полу

        Голос до небу. (колокол).

        Звучит колокольные звоны

        Русь колокольная

Воспитатель         Русь во все века в колоколах

        И звенит с заката до рассвета

        В «вечевых», «разгонных», «вещунах» —

        В каждом звоне есть своя примета.

        Им встречали дорогих гостей,

        Возвещали свадьбы, смерти, казни,

        Был помощником он всех царей

        и «Ратный», «вестовой», Всё время разный

М.Р.        «Праздничный», «сплошной» ,«проводной»,

 «пленный», «карноухий» и «осадный»

То чужой, а то такой родной

С радостью и болью. Очень разный.

        Колокольный звон,  как Божий спас

Возвещал рожденья и утраты

Звук его — соцветие дивных фраз

Наши больно – памятные даты

Судьбы вечевых колоколов

Чем-то схожи с судьбами людскими

Что с церковных смотрят куполов

В грустные глаза моей России.

Ребёнок                Громко колокол поёт

                        В колокольнях он живёт

                        Людям музыка его

                        Ближе и родней всего.

                        Звучит радостный колокольный звон.

Воспитатель. Дорогие гости, дети приготовили для вас сюрприз. (Раздают гостям                         сувениры –  Валдайские куклы — колокольчики).

Воспитатель. Кукла — колокольчик – кукла добрых вестей. Родина этой куклы         — Валдай. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху         напоминает солнышко. Эта куколка — веселая, задорная, приносит в дом         радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. У куколки три         юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И         счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе         радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Мы вам желаем         получать только хорошие известия и поддерживать  радостное и         веселое настроение.

        Дети уходят в группу, где их ждут вкусные и сладкие  «колокольчики»         — груши.

Колокольная Русь

(Сценарий спектакля)

Под напев молитв пасхальных и под звон
колоколов
К нам летит Весна…

Сценарий Галины СИНЕГУЗОВОЙ «Колокольная
Русь» пришел на конкурс «Педагогический театр» в
прошлом году и принес своему автору призовое
место. В отличие от других театральных
разработок, он был написан как настоящая
режиссерская экспликация — с описанием
сверхзадачи и внутренних задач актеров. Мы долго
боролись с искушением напечатать его без
сокращений, но «реальность» массового
педагогического издания победила: большинство
наших читателей не знакомы ни с системой
Станиславского, ни с хитростями режиссерской
профессии. Поэтому мы приносим свои извинения
автору за упрощение первоначального текста. А
нашим читателям предоставляем возможность
познакомиться с текстом, спектакль по которому
украсит любой праздник, посвященный
отечественной истории, народным обрядам или
пасхальным торжествам.

Действующие лица:

Князь Владимир
Никита — мальчик 5—6 лет
Няня Никиты
Колокольный мужичок (сказочный герой)
Луговые цветы — колокольчики (три девочки в
лиловых костюмах)

Народ на площади (дети старших и
подготовительных групп)

Оформление:

Центральная стена затянута рисованным
задником: на фоне русской природы вид церкви с
куполами.
На втором плане висят кулисы, на которых
нарисованы нежные цветы — колокольчики.
Пол затянут цветным ситцем, изображающим луг.

Музыкальное оформление:

— колокольная музыка;
— напевы, наигрыши, пьесы в исполнении оркестров
русских народных инструментов, фольклорных
ансамблей и т.п

.

Звучит русская напевная мелодия.

Князь:

За Русь святую я сражался,
Но цел и невредим остался.
Врагов коварных мы разбили,
В бою неравном победили.
(Кладет щит и меч и с любовью осматривает родные
просторы.)

И вот вернулся я домой,
В свой город, сердцу дорогой.
Пойду на луг полюбоваться
И в мягкой травке поваляться.

Князь снимает доспехи, с
удовольствием ложится на траву и засыпает.
Слышится тихий, серебристый звон. Нежные полевые
колокольчики, качая голубыми и синими головками,
исполняют свой танец.
Князь просыпается, очарованный увиденным сном.

Князь:

Какое
чудное виденье!
И звук небесной чистоты…
Он словно ангельское пенье
Ко мне донесся с высоты…
Я так хочу волшебный звон
Услышать снова — не как сон…
(Повелительно.)
Чтоб этот звук я слышать мог,
Отлить из меди тот цветок!
Пусть звон божественный с небес
Пленяет всех людей окрест,
Затихнут ветер, птицы, лес —
Все будут слушать благовест!

Звучит запись колокольного звона.
Красота звона овладевает всем народом и
выливается в согласованное со звуками движение.
Очарованные звуками, все медленно покидают
площадь.
Но маленького Никиту звуки колоколов захватили
полностью: ему трудно было дышать, сердце сильно
билось. Несколько секунд он стоял, бормоча что-то
непонятное, потом упал в траву.
За кулисами слышен тревожный голос няни.

Няня:

Никитушка-а-а! Ники-и-и-ту-у-ушка!
(Увидела лежащего Никиту на траве, подбежала.
Обняв, гладит его по волосам, целует.)
Никитушка,
Никитушка!

Никита (приходя в себя,
прислушивается):
Что это за звуки, няня?

Няня (продолжая ласково обнимать
Никиту):
Колокола звонят.

Никита (по-прежнему
прислушиваясь):
Какая волшебная музыка…

Няня (озабоченно): Как сильно
бьется твое сердце!.. Успокойся, малыш, успокойся. (Усаживает
его на траву.)
А хочешь, я тебе сказочку
расскажу о маленьких колокольчиках?
В старину, в день Великой Пасхи, забирались на
звонницу все, кому не лень, и звонили с утра до
вечера. А один колокол от долгого качания не
удержался на перекладине, упал с колокольни вниз
и разбился на мелкие кусочки. Подбежали детки,
стали собирать кусочки разбившегося колокола и
вдруг увидели, что у них в руках маленькие
блестящие колокольчики.
С тех пор стали колокольчики детям забавой в
играх. Надевали колокольчики и лошадям в упряжку
— для веселой езды. Поговаривали в народе, что
тот колокол был не простой, а волшебный, и упал с
колокольни нарочно, чтобы детишкам пасхальные
подарки делать.

Во время няниного рассказа из-за
кулис один за другим потихоньку выходят дети и с
интересом слушают, окружая няню плотным кольцом,
— кто лежит, кто сидит.
Няня уходит, а потом тишину разрывает веселый
колокольный звон.
Появляется Колокольный мужичок. На голове у него
колпак с маленькими колокольчиками,
колокольчики и на рубашке, и на обуви.

Мужичок (озорно, весело):

Я, ребятки, старичок,
Колокольный Бренчичок.
Мои ноги чоки-чок (приплясывает).
Вы похлопайте скорее —
Пляска будет веселее! (Пляшет.)
Раньше был сердитый, злой,
А теперь совсем другой —
Я веселый, озорной!
(Достает колокольчики.)
Колокольчики вам дам —
Будет весело всем нам!

Игра-хоровод с колокольчиком

Играющие встают в большой хоровод, в
центре — мальчик. Он звонит колокольчиком.
Пройдя два-три круга, хоровод останавливается. К
звонившему подходит одна из девочек и низко
кланяется, давая понять, что ее сердце теперь
принадлежит ему. Звонивший отдает колокольчик
следующему мальчику, тот встает на его место в
центре, а парочка отходит в сторону. Хоровод
продолжает движение, пока все его участники не
разойдутся по парам.

Мужичок (высоко поднимая маску
лошадиной головы):

А вот тройка с бубенцами,
С колокольными звонцами!

Танцевальная картинка «Тройка с
бубенцами»

Все превращаются — кто в кучеров, кто в
лошадей, кто в седоков, кто просто в гуляющих.
Начинается веселое движение, и вся площадь,
кажется, закружилась в вихре…

Праздничное веселье прерывает
тревожный, грозный голос колокола.
Звучит набат. Выходит князь Владимир в доспехах.

Князь:

Голос набатный,
Голос тревожный
Колокол нам с высоты подает.
Враг ненавистный,
Опасный и грозный
Снова нам беды и горе несет.
(Обращается к каждому из мальчиков.)
Защитим родную землю,
Жен, детей и матерей!
Тех, в чьем сердце есть отвага,
Меч сзывает мой скорей!
(Делает призывный жест мечом, и все мальчики
выстраиваются за ним клином.)

Звучит
лирическая мелодия. Каждая из девочек, вмиг
ставших серьезными, медленно подходит к мальчику
из своей пары, снимает с себя оберег и вешает ему
на грудь — он должен защитить, уберечь…
Девочки отходят в сторону и машут вслед уходящим
ребятам. В отдалении слышен нежный звон
колоколов.

Женский голос (запись):

В звоне нежном колокольном
Ты услышишь голос мой.
Он утешит твое горе,
Ниспошлет душе покой.
Силы даст в бою неравном,
Волю даст в борьбе со злом,
Ты вернешься, воин, славным,
Мне о том вещает звон…

Звучит радостно-победная музыка.
Выходит князь Владимир, за ним шеренгой мальчики,
их головы гордо подняты, плечи широко
расправлены. Они — победители. Девочки
выстраиваются перед ними и все вместе кланяются.
Победно, радостно и оптимистично звучит колокол.
Его сменяет серебристо-нежный звон — это на
поклон спешат девочки-колокольчики. Под легкий
сказочный звон выходит на поклон нянюшка, а за
ней под голосистый колокольчик выбегает на
поклон Мужичок-Бренчичок.

Занавес.

Примечание

В сценарии использованы отрывки из
книг Н.Палицыной «Колокольные звоны», «Русские
благовестники» и «Сказки о колоколах» (Пермь,
1998—1999 гг.).

Галина СИНЕГУЗОВА,
педагог-режиссер детского сада № 20
г. Перми

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                  Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2

                                  Внеклассное мероприятие

                                       «Колокола России».

Выполнил: учитель

начальных классов

Лещёва С.Н.

2017

                                Внеклассное занятие «Колокола России».

                    

Цель: воспитание духовно-нравственных ценностей на примере  обычаев русского народа.

Задачи:

— показать значение колокольного звона в жизни русского народа;  

— познакомить с семью легендарными колоколами России;

— воспитывать такие гражданские качества как любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории, гордости за свою Родину.

Оборудование: компьютер; интерактивная доска; презентация; видеоклип.

Музыкальное сопровождение: праздничный звон, благовест, перезвон, набат, трезвон.

1. Организационный момент.

2. Вступление.

Учитель:

— Ребята, знаете, при подготовке к сегодняшнему занятию мне на глаза попалась фраза «Русь — васильковая». Хотелось бы узнать, как вы понимаете значение этого высказывания. (Это значит, что в России много полевых васильков. )

– Верно. Но только ли это. Если глубже вдуматься в эту фразу, что она может нам раскрыть? Только ли с цветами связано это название?

– Не только. Васильковая она еще и потому, что в России много синего цвета: реки, озера, небо… И она такая же свободная, как эти простые полевые цветы.

– А еще говорят «Русь — ромашковая», «Русь — березовая»… Ромашки – маленькие солнышки. Они теплые и добрые. А береза символизирует собой русскую девушку в старинном длинном сарафане – молодую, стройную, величавую…

– Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь — колокольная». О чем же оно нам говорит? (ответы детей)

– Конечно, о том, что на Руси много колоколов. И колокола – это еще один символ нашего государства.

(Звучит колокольный звон, постепенно смолкая.)

3. История колокола.

Учитель:

— А вы знаете, как появились на свет колокола?

(Ответы детей)

Колоколу приписываются магические свойства: отгонять злых духов, болезни, бедствия. Не раз доводилось слышать пословицу: «Звон хорошо, а грешника приводит в дрожь». Ни в одной стране мира так не любили колокола, как на Руси. Колокольный звон созвучен русской душе. Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У всякого колокольного звона своё назначение.

Основными православными звонами являются благовест и трезвон. Трезвон – это звон во все колокола. Различают собственно трезвон – удары трижды с небольшими перерывами. Двузвон — перезвон – удары в каждый колокол, начиная с самого большого. (звучит трезвон)

Перезвон очень красив и торжественен. Перезвон – это символ радости. Перезвон – медленные поочередные удары, начиная с самого малого. Завершается ударами во все колокола. (звучит перезвон)

Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат. (звучит набат)

Праздничный церковный колокольный звон называется благовестом, он совершается одним колоколом. Звон, торжественно рассказывал о доброй, благой вести.

(Звучит колокольный звон – благовест)

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Колокола мы слышим сейчас, только когда начинается и заканчивается служба в церкви.

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов колокольни Ивана Великого назывался «Медведь”, а другой «Ревун”. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, массивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные звенели нежно да звонко. На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о важных событиях. В народе по-особому, с любовью и гордостью, относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний.

Для подвески колоколов строили высокие башнеобразные сооружения – колокольни вблизи церкви либо, как часть храма. На Руси колокольни существуют с 14 века. На весь мир знамениты колокольни Иван Великий Московского Кремля, старинные колокольни Ростова, Суздаля, Новгорода, Звенигорода, Рязани.

Большинство колоколов отливалось на Московском пушечном дворе. Это дело считалось почетным и ответственным, и поручалось не всякому мастеру. Таких красивых и огромных колоколов, обладавших замечательным звуком, не делали больше нигде в мире.

4. 7 легендарных колоколов России. (презентация)

— Сегодня мы с вами узнаем о 7 легендарных колоколах на Руси. О них расскажут нам ребята. (подготовленные ученики зачитывают сообщения)

1 ученик. (слайд 2)

Вечевой Новгородский колокол

— Я расскажу о Вечевом Новгородском колоколе. О нем сложено много легенд. В 1478 году, царь Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский «Набатный» или «Всполошный» и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

2 ученик (слайд 3)

Угличский набатный ссыльный колокол

— До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

3 ученик (слайд 4)

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

— Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением — это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича — «от любви своея душевная и от сердечного желания».  В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал»  Большой Благовест, самый певучий колокол России, — в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

4 ученик (слайд 5)

Соловецкий пленный колокол

— Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего- то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули  соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» — еще одним символом чудесного спасения обители.

5 ученик (слайд 6)

Царь-колокол

— «Царь-колокол»  относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый «тысячник», установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал   этот   колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом «Реут» в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 — 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван «Царем-колоколом». Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся «небольшой» кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, «Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

6 ученик (слайд 7)

 Колокола Ростова Великого

— В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом «всего» 500 пудов, названный «Лебедем». В следующем году — «Полиелейный» весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол — в 2000 пудов по имени «Сысой». Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. «Голодарь» («Великопостный») переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора «Баран» (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола — от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: «Красный» и «Козел». Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный — об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

7 ученик (слайд 8)

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

— Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры — «Чудотворцев», отлитый в 1420 году при игумене Никоне — преемнике преподобного Сергия Радонежского. «Лебедь», или «Полиелейный» был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам «царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею». Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или «Воскресный» колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол «Царь», в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов!  Зимой 1930 года, исторические колокола «Корноухий», «Годуновский» и «Царь», шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.

6. Итог занятия.

Учитель:

— Русские колокола разделили свою судьбу с судьбой своего народа. Они не остались в стороне от бед, их не обошли «ужасы, доселе невиданные и неслыханные» Колокола истязали, им вырывали «языки», приговаривали к заточению, брали в плен.

Русские колокольные звоны – часть нашего духовного и музыкального наследия, которое следует изучать, возрождать и беречь.

Какая в сердце музыка возникла

У звонаря из древнего села!

Вновь заиграли по Руси великой

Молчавшие досель колокола.

Жива святая Русь, жива Россия.

Горят, её сияют купола.

От моря и до моря с новой силой

Звонят, звонят её колокола…

Звучит песня «Колокола России» (слайд 9)

Презентация «Семь легендарных колоколов России»
PPT / 3.25 Мб
Благовест
MP3 / 797.04 Кб
Набат
MP3 / 2.28 Мб
Перезвон
MP3 / 274.79 Кб
Праздничный звон
MP3 / 2.17 Мб
Трезвон
MP3 / 895.75 Кб
Песня «Колокола России»
MP3 / 3.84 Мб

Источники:

http://russian7.ru/post/kolokola/

Колокола России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Репьевская средняя общеобразовательная школа»

Конкурс «Русь изначальная, славься!»

Номинация: Разработка внеклассного мероприятия

«Колокольный звон России»

( рассчитано на детей 14-17 лет)

Овчинникова Галина Павловна

учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория.

Косых Людмила Александровна, учитель математики и физики, первая квалификационная категория.

с. Репьевка, 2012 год.

Краткая аннотация работы

Долгое время наш народ был оторван от своей истории и культуры. Возвращение к нашим истокам — это важнейшее условие возрождения России. Это мероприятие способствует воспитанию патриотических и гражданских чувств через обращение к истории, литературе, архитектуре, музыке и атрибутам древнерусских храмов. Внеклассное мероприятие по данному сценарию можно провести во время празднования пасхальной недели. По форме это отчёт о проведённом учащимися исследовании. Дети были разделены на группы и получили творческие задания. Собранный материал был оформлен в виде презентации. Мероприятие рассчитано на детей в возрасте 14-17 лет.

Цели:

1) Расширить представление учащихся о физической картине мира на примере

звуковых волн. Показать роль колоколов в жизни человека.

2) Учить самостоятельности мышления, умению выступать перед большой

аудиторией.

3) Развивать у учащихся активную учебную позицию через работу в группах.
4) Воспитывать патриотические и гражданские чувства через обращение к

истории своего народа и атрибуты древнерусских храмов.

Тип внеклассного мероприятия: исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Колокольный звон России»

Предварительная подготовка: Деление учащихся на группы и распределение творческих заданий:

1) Что такое колокол? Родословная колоколов.

2) Звуки колокола. Из чего льют колокола? «Дома», где живут колокола и

рождаются звуки.

3). Целительные свойства колокольного звона. Легенды, предания, сказы о

колоколах.

4) Судьба церкви и колоколов Репьёвского храма Алексея Божьего

Человека.

Ход мероприятия: (Звучит колокольный звон) (Слайд 1)

Учитель физики: Мы живем в мире звуков. Много источников звука окружает нас. Какой источник звуков вы сейчас услышали? (Ответы детей) И сегодняшнее наше внеклассное мероприятие мы посвящаем колоколам — одному из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом…

Учитель истории: Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и звучат в будни, в дни торжеств и в малые праздники.

Много лет живете вы, колокола,

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать,

Что нельзя забыть и что нельзя простить.

Учитель физики: Готовясь к этому внеклассному мероприятию, мы с вами провели исследования. Каждая группа работала над проблемой исследования.

(Слайд 2) Задания на слайде.

Об итогах исследования расскажет первая группа. (Слайд 3)

Наша группа искала ответ на вопрос: «Что такое колокол? Родословная колоколов ».

Мы узнали, что одной из наиболее распространенных гипотез русское слово «колокол» произошло от немецкого Glocke – звонок, колокол. Некоторые ученые полагают, что первоисточник – это русское слово «коло» — круг, окружность. Существуют такие определения слова « колокол»:

  • Колокол – это «самозвучащий музыкальный инструмент»

  • Колокол – это «Опрокинутая чаша с малиновым звоном»

  • Колокол – это один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения

  • Колокол – это металлическая чаша, перевернутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык»; при их взаимном перемещении происходит удар о стенку чаши, и та издает звук. Это четвёртое определение-описание колокола.

(Слайд 4) История колоколов настолько древняя, что найти их родину довольно трудно. Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай, т.к. технология бронзового литья была создана в эпоху СЯ (XXIIIXVIII вв. до н.э.) (Слайд 5)

Первые христианские колокола появились в конце IV — начале V веков.

  • В Москве до революции 1917 года насчитывалось примерно 4000 храмов, на каждом из них было по 5-10 колоколов.

  • На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505-1508 гг. было 52 колокола, впоследствии 37.

  • Колокола были большие и малые.

  • Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др.

  • Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550 г.) – 2200 пудов (36 т); Большого Успенского (1654 г.) – 8000 пудов

(132 т)

(Слайд 6) Царь-колокол – огромнейший и единственный во всём мире. Он не имеет себе равного не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Отлит российскими мастерами Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 гг.

Отрада для любого сердца русского,

Когда колокола зовут – поют:

Трудились со сноровкой, спорно, дружно-

И каждый думу вкладывал свою.

И думы этим голосом металла

Разнес бы ты — о ,мир бы зазвенел!

Царем тебя совсем не зря назвали,

Вот только песню людям ты не спел…

(Слайд 7) После отливки колокол вышел в 12327 пудов (около 200 т.).

В 1737 году в Кремле случился сильный пожар, и гигантский колокол упал в литейную яму, из которой был, вынут более века спустя. При падении у него отшибло кусок весом в 700 пудов (около 11,5 т).

(Слайд 8) В 1836 году Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен на гранитном постаменте. При установке Царь-колокола на гранитном пьедестале была выбита следующая надпись: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением императрицы Анны Иоанновны, пребывал в земле сто и три года и волею благочестивейшего государя императора Николая I поставлен лета 1836 года, августа в 4-й день». Этот колокол и по сей день стоит на постаменте на Красной площади и является одним из символов Руси, возле которого любят фотографироваться туристы.

(Слайд 9) Звучит песня «Москва — звонят колокола»

Учитель физики: Какими только не делали колокола мастера! И совсем круглыми, и гранёнными и удлинёнными. Семьсот лет искали, пробовали наугад, думали… Пока не нашли форму, которую повторяют и сегодня. А как устроен колокол, как он звучит нам расскажет вторая группа.

2 группа: Наша группа изучила устройство колокола, выяснила из чего льют колокола, где они живут и думаем, что вам тоже будет интересно об этом узнать .

(Слайд 13).Колокол, как и многие инструменты,- антропоморфен. Его части соответствуют человеческим аргонам .Верхняя часть его называется голова или корона, отверстие в ней- ушки ,далее шейка,плечи,матица,пояс,юбка или рубаха(тело).Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

(Слайд 14).

Внутри колокола подвешивался язык- металлический стержень с утолщением в конце(яблоком),которым били по краю колокола, он назывался губой. «Язык» изготавливают из железа. Масса его обычно составляет 1/25 от массы колокола. Форма может быть различной: зависит от способа возбуждения звука — раскачивают ли «язык» или раскачивают колокол.

(Слайд 15) (олово и медь) Колокола отливали во многих странах мира. Но нигде колокольное дело не достигло такого совершенства, как в России во второй половине XV века и особенно в XVI веке, когда русские мастера-литейщики создали множество знаменитых колоколов. Колокола льют из бронзы. Медь и олово – сравнительно мягкие материалы — в сплаве делаются твёрдыми, как железо. Мастер старался, чтобы толщина стенок колокола не была одинакова: к ушам — тоньше, к месту удара языком — толще, у самого края — самая тонкая. Только при таком соотношении звук выходил хорошим и красивым.

(Слайд 16) Колокола размещают на колокольнях – специальных башнях с открытым верхним ярусом или на звонницах – особых надстройках с проемами на самом храме. Подвешивают их высоко над землёй, чтобы звук распространялся на большие расстояния, чтобы слышимость звона была дальше. (Демонстрация камертона). Колокольни играют роль резонатора, усиливают звуки колоколов.

(Слайд 17) Устройство колокола таково, что его звучание- это дуэт металла и столба воздуха в нем, который приходит в колебательное движение с частотой, равной частоте колебаний стенок, совершая вынужденные колебания. Благодаря резонансу возрастают амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие,- громкость.

У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и тембр — характерный только для него. Основной тон колокола определяется его метрическими размерами. Чем больший размер имеет колокол, тем более низкий звук, или тон, он испускает. Заставить колокол звучать можно двумя способами: первый способ- язык неподвижен, раскачивается чаша колокола, которая ударяется о язык (используется на западе, а на Руси применялся в Пскове в XIIXVII веках); второй способ-чаша неподвижна, а с силой движется язык (этот способ звона — российский, его можно использовать у колоколов больших размеров).

(Слайд 18) В звуковом спектре колокола присутствуют неслышимые звуки – ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и поэтому отзывается на их воздействие.

Учитель физики: Есть ли у вас вопросы к этой группе.

Примерные вопросы учащихся: Только ли из бронзы льют колокола?

Бывает ли колокол без языка?

Какие виды колокольных звонов бывают?

Учитель физики: Я предлагаю вам послушать один из видов колокольного звона – перезвон. (Звучание колокола. Ростовские колокола)

Какие чувства вы испытали, прослушав колокольный перезвон?

(Ответы детей)

Учитель истории: Церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние своей души. В ней возникает ощущение торжественности, причастности к чему-то духовно высокому и светлому, ощущение неразрывной связи со своей Родиной.
(Слайд 19)

Учитель истории: О целительных свойствах колоколов, о легендах и преданиях, связанных с ними расскажет третья группа.

3 группа: Наша группа изучила действие колокольного звона на организм человека, нашла легенды и предания о колоколах.

Ученые обнаружили, что уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов.

Учёные института литосферы подтвердили, что энергия ультразвуковой волны колокола благотворно воздействует на человека и атмосферу. Колокола это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.

(Слайд 20)

Считается, что колокол — существо одушевленное. Многие предания утверждают, что церковные колокола живут и мыслят. В присутствии святого или когда неподалеку совершается преступление, они звонят сами собой.

Так колокол в городе Велинья несколько раз принимался звонить сам, и каждый раз предсказывал несчастья. В 1527 году предсказал войну с Францией, смерть короля Карла V, затем – эпидемию чумы.

В 615 году армия короля франков осадила бургундский город Санс. В городе уже заканчивались запасы продовольствия и воды. Силы защитников были на исходе. И тогда епископ по имени Лупус зазвонил в колокол. Звон был грозным и страшным. Атакующие испугались колокольного звона и в ужасе убежали. Город был спасён.

Многие колокола окружены тайнами.

Легенда: Колокол-вещун

Случилась эта история в стародавние времена. Однажды среди ночи раздался оглушительный колокольный звон. Проснулись люди и подивились: «Зачем это звонарь не ко времени трезвонит?» Прибежали, кто, в чем был к церкви. Что за диво — звонарь среди людей в толпе стоит, ветерок даже листву на деревьях не колышет, а колокол звонит во весь голос, словно что сказать хочет. Догадались люди, что неспроста такое чудо случилось — надо ждать вражеского набега. Князь с дружиной в ту пору был в отъезде. Заперли люди городские ворота накрепко и на стены детинца выставили ополченцев. День ждут напасти, другой, но все спокойно, и третий беды не предвещает… А колокол все звонит и звонит. Подумали, было, люди, что колдовская сила с ними шутку сыграла, да вдруг умолк колокол, будто и не звонил вовсе. Стали они думать, как с «порчащим» колоколом быть, и решили разбить его. А тут князь с дружиною вернулся. Рассказали они ему о странном звоне. Князь велел колокол не трогать и рассказал, что ночью разбудил его знакомый колокольный звон. Поднял он на ноги дружинников и помчался в свой удел. В дороге встретился им отряд татар, которые шли разорять его родной город. Разбили ратники разбойников — ни один супостат живым не ушел. Колокольный же звон слышался до тех пор, пока последний татарин не пал. Поняли люди, что колокол предупредил князя о грозившей беде, поклонились спасителю и нарекли его Вещуном. И с тех пор внимательно прислушивались к любому издаваемому им звуку. Вещун оправдал свое прозвище — еще не один раз оповещал людей об опасности».

В стародавние времена люди часто приписывали колоколам человеческие качества и утверждали, что колокола способны страдать, любить и даже умирать от горя. Ярким примером такой веры является небольшая польская сказка.

Сказ о влюбленном колоколе

Жила в селе девушка-сирота по имени Агнешка. Была она добрая и работящая, а вот внешностью не удалась — лицо рябое, а на спине кривой горб. Однажды полоскала она в реке белье, вдруг слышит жалобный стон. Вгляделась Агнешка вглубь, а там, на дне лежит затонувший колокол. И так ей жалко его стало, что хоть и плохо плавала, а нырнула она в реку и вытащила колокол на берег. Песком начистила до блеска и потащила к заброшенной часовне. Семь потов с нее сошло, пока подвесила его на место. И каждый день стала ходить в часовню, проведывать спасенного. Селяне немало смеялись тому, что горбунья ухаживает за колоколом, словно за малым ребенком. Агнешка же насмешек не слушала и до самой своей смерти начищала его до такого блеска, что он сверкал на солнце. Колокол, словно живой человек, радовался ее приходу — нежно позванивал при каждом прикосновении. А когда настал ее смертный час, раздался над селом горестный трезвон. Так колокол оплакивал свою подругу. И звонил он до тех пор, пока не раскололся. Селяне похоронили его рядом с Агнешкой.

Существует предание, что если сбросить колокола с колокольни, то обязательно случится беда. Так это или не так не нам судить, но политика нашего государства, проводимая в 30-е годы 20 века яркий пример этому. После уничтожения большинства Храмов началась Великая Отечественная война, которая принесла много бед и страданий нашему народу.

Время, когда звонили колокола, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов, большая часть которых касалась самого человека, его здоровья, а также сфер его деятельности — скотоводства, пчеловодства и садоводства.

Учитель истории: В первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому животному, стоявшему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота. А хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась.

Русские девушки в течение всей Пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т. д.

Учитель истории: Нельзя обойти стороной историю колоколов нашего Репьёвского Храма. О его судьбе расскажет следующая группа.

4 группа: Готовясь к этому внеклассному мероприятию, мы много узнали об истории нашего Репьёвского храма, встретились с настоятелем храма, членами Репьёвской церковной общины Бычковой Александрой Васильевной и Волковой Марией Фроловной. Исследовали колокольню нашей церкви и Богоявленский родник, побывали на пасхальной службе.

(Слайд 21) Каждого жителя нашего района при въезде в с. Репьевка встречает Православный храм преподобного Алексея человека Божия. Закладка храма происходила в 1835 году, а в 1839 г. он был построен на средства Екатерины Васильевны Скрябиной, которая стала помещицей – владелицей этого села, купив его у прежнего хозяина Александра Репьева. Освещение храма происходило 30 марта 1840 г. С тех пор колокольный звон раздавался по всей округе. А всего у храма было 7 колоколов: 5 больших и 2 маленьких (большой колокол весил 75 пудов)

В 1840 г. священником при храме числился Иоанн Колокольцев, а диаконом Иоанн Карфагенский. В приход входили: с. Репьёвка(41 двор), д. Козловка (16 дворов), с. Троицкое (85 дворов). Всего прихожан 1468, а в 1905 г. число прихожан увеличилось до 1550. Звон колоколов раздавался по всей округе до 1927 года.

(Слайд 22 ) С 1927 года начинается компания по закрытию храмов. Только в нашем Тюльганском районе из 20 храмов 18 полностью были стёрты с лица земли. Сохранились здания церквей в с. Тугустемире и с. Репьевка.

(Слайд 23 ) С 1927 г. местные власти стали отбирать церковное имущество. Были сняты и сброшены колокола в овраг посреди деревни, около моста. При сбрасывании был поврежден карниз колокольни и крыши храма. 9 сентября 1933г. Советской властью были изъяты приходские метрические записи и переданы в местный сельский совет, но служба в храме продолжалась до середины 30-годов ХХ века. С 1935 по 1950 гг. здание храма использовалось под засыпку зерна. Позднее оно было закрыто и местные жители стали снимать двери, окна, решетки.

Стихотворение «Репьевская церковь»

Мимо церкви Репьевской бывало,

Проходя, я крестился тайком.

Она, молча меня провожала

И печально встречала потом.

Много лет эта церковь стояла

Без крестов, без окон, без дверей;

Чистотою небесной сияла

И ждала пробужденья людей.

Годы шли и сирень, расцветая,

Прижималась по- детски к стене.

И Репьёвская церковь родная

Все дороже казалась и мне.

И хотя не все ещё к Богу

Среди разных сует и преград

Отыскали прямую дорогу

И еще на распутье стоят

Но светлей становилась дорога:

И для многих уж ясно теперь

Что без бога нам не до порога,

И Господь. Сам стучит в нашу дверь.

С Божьей помощью люди сумели

Прежний вид этой церкви придать.

И на солнце кресты заблестели:

И встречает нас церковь, как мать.

Есть одна у нас только дорога:

Всем нам к вере Христовой прийти.

И тогда под рукою у Бога

Мы Россию сумеем спасти!

И. Володин

Это стихотворение Репьевской церкви посвятил бывший учитель географии Репьёвской СОШ Володин Николай Петрович. (Слайд 24)

Вторую жизнь Алексеевскому православному храму дал 1991 год. По инициативе председателя сельского совета Сметанникова К.Н. и члена религиозной общины Бычковой Александры Васильевны удалось получить разрешение на открытие храма.

«Дать согласие гражданам-учредителям образовать в с. Репьевка, Репьевского сельского совета общество Русской православной церкви и передать пустующее здание Алексеевской церкви обществу верующих». Так первым в районе был возрождён Репьёвский храм. (Слайд 25)

Первым священником был Павел Иванович Рябинов. В настоящее время приход возглавляет Дмитрий Ларионов. Так в настоящее время выглядит колокольня нашего храма. Звон этих колоколов раздаётся над нашим селом.

(Слайд 26) В центре нашего села находится Богоявленский родник. Рядом с ним располагается часовня, а на ней размещен колокол

Учитель истории: Слово предоставляется священнику Репьёвского Православного прихода Дмитрию Ларионову.

Примерные вопросы учащихся:

  1. Кто подал идею создания именно таких колоколов?

  2. Кто их сделал?

  3. Когда они там появились?

  4. Кто является звонарём?

  5. Как звонят звонари по нотам или по зову души?

  6. Есть ли возможность у нашей церкви приобрести настоящие колокола?

Заключение.

(Слайд 27)

Учитель физики: Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа.

Учитель истории: Возрождение звонов — не только дань уважения нашим талантливым предкам, но и серьезный вклад в духовное возрождение России, возрождение её древней культуры.

Учитель физики: Сегодня мы много узнали о колоколах и колокольных звонах.

Учитель истории: Колокол- это частичка истории России.

Учитель физики: Колокол- это произведение литейного мастерства и искусства.

Учитель физики:

Колокол- это душа русского человека, открытая и широкая.

Колокол — и музыкальный инструмент и лекарь.

Учитель истории: Колокол- это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом.

Рефлексия: Учащимся раздаются бумажные модели колокольчиков. Закончите предложение (2 минуты)

Сегодня я понял, что …

Для меня это мероприятие…

Я ухожу с чувством …

Я хотел бы, чтобы такие мероприятия .

Звучит песня «Малиновый звон»

Учащиеся развешивают колокольчики вокруг макета церкви.

Учитель физики: Кто из вас желает зачитать своё мнение о проведённом мероприятии.

Учащиеся размещают символические колокольчики вокруг макета церкви.

Учитель истории: Пусть эти символические колокола наполнят настоящим колокольным звоном наше село и всю Россию.

Учитель физики: Так пусть же в ваших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего.

Приложение

Участники и гости мероприятия в школьном музее

Выступление группы по теме «История колокола»

Выступление группы по теме «Устройство колокола»

Выступление группы по теме «Звуки колокола»

Выступление группы по теме «Целебные свойства колокола»

Выступление группы по теме «И у церкви бывают судьбы» (история Репьёвского храма).

Выступление иерея Дмитрия Ларионова о судьбе колоколов Репьёвского храма.

Учащиеся пишут свои отзывы о проведённом мероприятии на символических колоколах.

Учащиеся размещают символические колокольчики вокруг макета церкви.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

16.02.2015

Звени, Златая Русь!

Могилева Ольга Васильевна

Конспект мероприятия о колокольном звони и его роли в жизни русского народа

Оценить




842

Содержимое разработки

«ОКСОУ Дмитриевская с (к) о школа – интернат»

Внеклассное мероприятие

«Звени, златая Русь!»

Автор:

Дябина Татьяна Дмитриевна

учитель музыки

высшей квалификационной категории

г. Дмитриев 2015 г.

Цель: Показать значение колокольного звона в жизни русского народа.

Задачи:

— образовательные: показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с видами колокольного звона;

— развивающие: развивать творческое воображение, расширять кругозор, знакомить с традициями русского народа;

— воспитывающие: воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени отечественной истории.

Оборудование: компьютер, презентация, коллекция колокольчиков, выставка «Православие храмы России».

Литературный материал: Д. Белухин «Колокола», Е. Растопчина «О. Русь благословенная моя», Р. Рождественский «Колокольчики», А. Хомяков «Светлой Пасхе», Д. Балашов «Сергий Радонежский».

Музыкальный материал: Ю. Верижников «Храм», «Звени, Златая Русь», А. Морозов «Малиновый звон».

Предполагаемый результат:

— дети прониклись в тайну своего сердца, звонов русских храмов;

-пробудился интерес к изучению истории нашего отечества;

-материалы мероприятия воздействовали на духовный мир детей.

Ход мероприятия

Слайд (царь – пушка)

Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня вас ждёт удивительный рассказ о ярком явлении русской православной культуры – колокольными звонами на Руси.

Слайд (колокольчики)

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу, со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий – тонкий

Будто слышится мне звон

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь?

Там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже,

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчелам,

Роще, травам и цветам. Р. Рождественский

Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и велел использовать его при богослужении. Так родились колокола.

Много лет живёте вы, колокола

Много знаете о жизни на Руси

Много сможете, наверно, рассказать

Что нельзя забыть и что нельзя простить. Д. Белухин

Слайды «Православные храмы»

Песня Ю. Верижникова «Храм» исп. Чернышов Евгений.

Слайд (колокольня Ивана Великого)

Самая известная колокольня в России и самый большой колокол находятся на территории Московского Кремля.

Колокольня Ивана Великого имеет в 4-х ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг. до 32 тонн. Существует легенда, как Наполеон, вступив в Москву в 1812 году, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем… опустилась на прежнее место, целая и невредимая. Здесь же находится Царь – колокол, его масса составляет около 200 тонн.

Самые лучшие колокола отливали в России. Мастера делали колокола большие и малые, и у каждого колокола голос был особенный, неповторимый, что давало возможность играть яркую музыку. Сохранились имена мастеров: Филипп Андреев, Емельян Данилов, Андрей Чохов, Флор Терентьев, Михаил и Иван Моторины.

Видео «Царь – колокол»

Звучаньем благостным я вас друзья встречаю

Пространство звуком дивным, напоив,

То встречный звон колоколов России

Для всех людей, живущих на Земле.

Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» — что означает круг. У колоколов есть свой звук – чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса (бас), а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у хрупкого маленького колокольчика.

Колокольные звоны бывают разные

Сейчас вы увидите видеосюжет, в котором расскажут нам о традиционных колокольных звонах.

Видеосюжет «Колокольные звоны» 10 м. 27 с.

Кто не знает знаменитые строки «Вечерний звон, вечерний звон. Как много дум наводит он?»

Слайд (портер И. И. Левитана)

Вы видите портрет русского художника Исаака Ильича Левитана – замечательного пейзажиста. Он является автором известной картины «Вечерний звон» и многих других.

Слайд (картина И. И. Левитана «Вечерний звон»)

Картина «Вечерний звон» зрительно разделена на две части: безмятежные розовые облака неба (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящейся в вечерних сумерках. По тихой речной глади (а река, согласно народной символике – воля человеческая) скользит паром с богомольцами. Широкая дорога к храму говорит о том, что его двери открыты для всех. А сам образ возвышающихся над лесом куполов храма – мостик от земли к небу, путь от греховности к святости (образ покоя, умиротворения) Бом – бом… Всмотритесь и вслушайтесь в картину, в которой слиты воедино облик Родины и звон сельского колокола. Может быть, вы почувствуете душу старой России с ее любовью к богу, давшая миру такую богатую культуру колокольного звона.

Особое место в церковных колокольных звонах – занимают «Малиновые» перезвоны. Они указывали дорогу заблудившемуся путнику. Почему «малиновые» перезвоны – от звона воздух казался малинового цвета.

Видеосюжет «Малиновый звон».

Песня «Малиновый звон» ком. А.Морозова

Слайд (Колокол – сердце России» (из видео – 1 картинка)

И мощный звон промчался над землёй

И воздух весь, гудя, затрепетал

Певучие серебряные громы

Сказали весть святого торжества А. Хомяков

Эти строки посвящены самому яркому и самому любимому народом так называемому «красному» праздничному звону. Называется он – трезвон. Звучание трезвона радостное, быстрое и громкое, звон во все колокола. Это основной вид колокольного звона православной церкви. Звучит он на «Пасху», Рождество, свадьбе.

Колокол – это послание из прошлого в будущее. Управлять колоколами не просто, искусство звонарей требует особого таланта. Сегодня искусство звонарей совершенствуется и развивается в специальных школах при храмах. Многие считают, что звон глушит, но оказалось колокольный звон лечит. Врачи и психологи даже рекомендуют некоторым больным слушать звон колоколов, чтобы расслабиться, отдохнуть. В рамках проводившегося в Ростовской области исследования, брали пробу воздуха после отзвона колоколов, и в результате атмосфера оказалось такой стерильной, какая бывает в больничной операционной.

Повесьте дома маленький валдайский колокольчик, когда что-то вас расстроит — немного позвоните (позвонить) в него. Не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.

Стих. «Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно

И в этот миг от тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о вечном.

По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага.

И хочется обнять весь мир, любя

И раствориться в нём, другим во благо.

А сердце окрылённое мечтой

Вновь видит твою главную дорогу

Знакомые слова молитвы той

Наполненной любовью к людям, Богу.

Только в одной стране мира – в России живёт колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечает духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть, как именно мощным колокольным звоном. Колокол создаёт музыкальный портрет русского народа – бесстрашного, решительного и великого.

В настоящее время к колоколам, как части нашей истории приковано пристальное внимание. Сейчас специально устраиваются фестивали и праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России».

У меня в руках книга современного писателя Дмитрия Балашова «Сергий Радонежский». Это вторая книга трилогии «Святая Русь». На фоне кровавых исторических событий автор рассказывает об одном из самых почитаемых на Руси святых- Сергии Радонежском.

18 июля 2014г. в подмосковном Сергиевом Посаде в Троице – Сергиевой Лавре праздновалось 700- летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, в котором участвовали патриарх Кирилл и первые лица государства. В культурной программе прошёл фестиваль колокольной музыки. В фестивале выступали лучшие звонари из Москвы, Суздаля, Ярославля. Санкт-Петербурга, Вологды и Минска.

Посмотрите видеосюжет этого праздника «Колокол Сердце России».

Говорят, что икона – молитва в красках, храм — молитва в камне, колокол – молитва в звуке (колокольный звон).

Колокол – это символ России, её голос, это душа человека открытая и громогласная. Так пусть же в ваших сердцах звенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего.

Видео «Бой Кремлёвских курантов»

Жива святая Русь, жива Россия!

Горят её, сияют купола

От моря и до моря с новой силой

Звонят, звонят её колокола

Песня «Звени златая Русь».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/107307-zveni-zlataja-rus

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий русь героическая
  • Сценарий русской фольклорной свадьбы
  • Сценарий русской печки нет добрее
  • Сценарий русской обрядовой свадьбы
  • Сценарий русской народной сказки лисичка со скалочкой