Сценарий русалочка психология

Каждая девочка выбирает любимую сказочную героиню в соответствии со своими представлениями о жизни, о моделях женского и мужского поведения. На основании этих представлений складывается неосознаваемый план жизни, который в психологии принято называт…

Каждая девочка выбирает любимую сказочную героиню в соответствии со своими представлениями о жизни, о моделях женского и мужского поведения. На основании этих представлений складывается неосознаваемый план жизни, который в психологии принято называть жизненным сценарием.

Какой сценарий выберет девочка, любимой героиней которой является Русалочка? Сегодня я хочу поразмышлять над этим, вглядываясь в строки сказки Андерсена.

Русалки — героини легенд, преданий, поверий, обрядов. Они живут в воде, а внешне отличаются от человека рыбьим хвостом. Своим пением и красотой русалки завлекают путников в водную глубь, с целью погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве.

В легендах голос русалки наделён мистической разрушающей силой. Русалки поют, а слышащие их моряки впадают в гипнотическое состояние и погибают, прыгая в воду. Человек может выжить, только если заткнёт уши воском.

Сёстры русалочки — главной героини сказки Андерсена, являются именно такими русалками, завлекающими людей в морские глубины…

…когда собиралась буря, грозившая гибелью кораблям, они плыли перед кораблями и пели так сладко о том, как хорошо на морском дне…

А Русалочка, в отличии от своих сестёр, не ценит то, что у неё есть — подводный мир, своих близких, красоту, дивный голос. Она мечтает о том, чего у неё нет — о Невозможном для русалок существовании на земле в человеческом теле.

Что повлияло на формирование русалочки и её желаний? Кто присутствовал в её жизни в детские годы? Кого любила она, и кто любил её?

Место матери героини в сказке занимает бабушка…

…хозяйством заправляла старуха мать,..

…которая…

…души не чаяла в своих маленьких внучках — принцессах…

Бабушка много рассказывала внучкам, в частности о мире людей. Она давала им наставления, наряжала, а когда русалочка всё-таки «стала человеком» и оказалась на земле,..

…один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове, они простирали к ней руки…

Почему русалочка выросла такой жертвенной? Может быть, потому что отец был холоден и отстранён, и она рано потеряла мать. Об этом в сказке упоминается мимолётно…

…Царь морской давным-давно овдовел…

В сказках часто образ матери как бы разделяется на два образа — хорошую мать и мать плохую. В роли «плохой» матери может быть мачеха или ведьма. В сказке «Русалочка» образ ведьмы противопоставляется образу бабушки. Однако между ними есть и общее. Например, в беседе с бабушкой, русалочка спрашивает:

— Неужели я никак не могу пожить среди людей?

— Можешь, — сказала бабушка, — пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами, сделает тебя своей женой и поклянётся в вечной верности.

А это слова ведьмы:

…если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь…

И бабушка, и ведьма говорят практически слово в слово, одно и то же.

Но, в отличие от бабушки, которая считает, что сначала человек должен полюбить русалочку, именно в теле русалочки, такой, какая она есть, а потом она может жить на земле. Ведьма даёт возможность русалочке стать человеком и жить на земле, как бы авансом, но, если принц не полюбит её и не сделает своей женой, она погибнет…

…с первой же зарёй после его женитьбы на другой твоё сердце разорвётся на части, и ты станешь пеной морской,..

…говорит ведьма.

Ведьма даёт русалочке возможность пробудить любовь принца, но это «шанс без шанса», русалочка никогда не видела, как общаются между собой любящие мужчина и женщина, она не знает, как вести себя с принцем. По мнению русалочки, растворение в другом человеке вызывает у него любовь. Она путает любовь и благодарность и думает, что, если бы принц узнал о том, что именно она спасла его, обязательно бы полюбил её:

«Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь!»

Ведьма назначает русалочке дорогую цену за возможность быть человеком, она лишает её языка, возможности вернуться в привычную среду, ещё и «награждает» её болью. Ведьма предупреждает русалочку, что после употребления снадобья…

…хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они ещё не встречали! Ты сохранишь свою плавную походку — ни одна танцовщица не сравнится с тобой, но помни: ты будешь ступать как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить…

Лишение голоса — о чём это?

Право голоса — это возможность заявлять о себе, своих желаниях и своих чувствах. Когда человек лишается этого права, он как бы остаётся в состоянии ребёнка, мнение которого не учитывается взрослыми.

«Отрок» — это тот, кого отрекли от речи. Человек становится взрослым, когда он перестаёт быть отроком, может заявлять о себе, произнося речи на собраниях рода и племени.

Уже в архаических ритуалах молчание, отсутствие речи, запрет на слово были знаками причастности к чуждому, нечеловеческому миру, миру смерти (мёртвый всегда молчит и не смеётся).

Правое «немое» полушарие мозга отвечает за движения, и левое, более позднее, за речь. Лишение русалочки речи, как будто лишает её развития, оставляя только контакт с прошлым.

Из сказки мы знаем, что русалочка обладала красивым голосом:

…ни у кого и нигде, ни в море, ни на земле, нет такого чудесного голоса, как у неё…

Но могла ли она, даже имея голос, выразить себя? Я думаю, что нет, у неё никогда не было таких навыков, а главное, понимания, что это можно и нужно делать. Кстати, взамен исключительного голоса она получила исключительную возможность двигаться.

…так не танцевал ещё никто!..

Эксклюзивные умения никак не отражаются на самооценке девушки. Представления русалочки о мире, окружающих и о себе — жертвенные.

Русалочка часто испытывает боль, причём, если физическую боль она осознаёт, то душевную — нет.

Русалочка выпила обжигающий напиток, и ей показалось, будто её пронзили обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала замертво. Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце; во всём теле она чувствовала жгучую боль.

Часто она демонстрирует окружающим чувства, которые не соответствуют реальности…

…хотя из её ног сочилась кровь, и все видели это, она смеялась и продолжала следовать за принцем на самые вершины…

Когда принц собрался жениться…

…Русалочка поцеловала ему руку, а сердце её, казалось, вот-вот разорвётся от боли: его свадьба должна ведь убить её, превратить в пену морскую…

Накануне свадьбы принца…

…Русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой на сердце…

В психологии такой феномен называется — алекситимия.

Алекситимия — это психологическая особенность или характеристика личности, при которой человек, регулярно испытывающий спектр разнообразных эмоций, не способен осознать, прочувствовать и выразить их, облечь свои чувства в слова.

Русалочка смеётся, когда чувствует боль, целует руку того мужчины, из-за которого умирает, о чём это? О вытеснении боли, а вместе с болью всех «негативных» чувств? Как будто единственное чувство, которое она разрешает себе — любовь, а всё негативное направляет на разрушение себя.

Вызывает ли такое поведение ответную любовь в другом человеке? Нет, конечно. Потому что другой человек проявляет по отношению к нам те чувства, которые мы испытываем сами по отношению к себе. Это отношение он как бы «считывает» с нас. У русалочки нет любви к себе, и она не может получить то, чего у неё нет, поэтому и встречается с отвержением.

Принц называет русалочку

…своим маленьким найдёнышем.

Такое обращение без пола — «найдёныш», «свой». Так обычно отзываются о кошке, или собачке, или какой-то вещи.

…ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.

И…

…Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом.

Но Русалочка не замечает снисходительного отношения принца, она вообще не замечает реальности, живёт в фантазиях. Она уверена, что знает все мысли принца, и что его слова всегда соответствуют реальности. Окружающие говорили, что…

…Принц поедет к соседнему королю как будто для того, чтобы ознакомиться с его страной, а на самом-то деле, чтобы увидеть принцессу; с ним едет большая свита.

Но…

…Русалочка на все эти речи только покачивала головой и смеялась — она ведь лучше всех знала мысли принца.

Складывается впечатление, что русалочка так и осталась в том возрасте, в котором произошла травма потери матери.

Посмотрим, как формировалась её любовь к принцу. Первоначально, она любила…

…красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня и спустившийся на дно морское после кораблекрушения.

Мальчик, не мужчина, не юноша, а мальчик. Затем она нашла такого «мальчика» в лице принца. Всё поведение русалочки подтверждает, что она воспринимает принца, как мальчика, а себя, вероятно, как девочку. Спасая тонущего принца…

…Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у неё в саду.

В её отношении к принцу есть чувственные переживания, но нет сексуальных.

…он целовал её в розовые губы, играл её длинными волосами и клал свою голову на её грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и любви…

В конце сказки Русалочка отказалась от предложения сестёр вернуться на дно морское ценой жизни принца. Зная, что погибнет, она…

…бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело её расплывается пеной.

…русалкам не дано слёз.

Только в конце сказки, когда Русалочка…

…стала одной из дочерей воздуха, она протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы.

Русалочка полностью отказалась от себя, но у неё была мечта обрести человеческую душу. Обрела ли она её? Сказки Андерсена наполнены религиозной символикой и отказом от земного «грешного». В конце сказки герои Андерсена встречаются с «возвышенными» существами. Так, например, Дюймовочка соединилась с эльфами, русалочка с дочерями воздуха.

«Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретёшь любовь и счастье, каких не нашла на земле».

Так говорят дочери воздуха.

Создаётся впечатление, что приобрести счастье в воздухе легче, чем на земле. А возможность обрести душу в мире дочерей воздуха больше похожа на бегство в мир фантазии.

В жизни современной «русалочки» чаще всего присутствует мужчина, который не понимает всей глубины её чувств. А она никогда о них не говорит. Вероятна некая инфантильность в отношении к мужчине. С него снимается ответственность за семью. Чаще всего рядом с русалочкой эгоистичный мужчина — мальчик, ноющий, депрессивный, возможно, артистичный, эмоциональный, который не умеет вести себя по-взрослому.

Она и выбирает для себя мужчину, которому, как ей кажется, необходима её душевная и материальная поддержка. Русалочка трудолюбива, заботлива и добра, часто обладает выдающимися особенностями, но при этом она всё равно недовольна собой. Для русалочки отношения с мужчиной — это безответная любовь, безмолвное страдание. Она часто не понята, сексуально не желанна, не любима как женщина. У неё нет понимания, что такое баланс в отношениях «брать-давать». С мужчиной русалочка ведёт себя по-матерински, даёт очень много. А мужчина принимает и отдаёт очень мало, как маленький, неразумный ребёнок.

Когда отношения русалочки с реальным мужчиной разрушаются, она переходит в царство фантазии и размышлений.

Все мы воспитываемся на сказках. Каждая девочка выбирает свою, любимую, типично женскую и накрепко усваивает ее мораль.:))) А потом вырастает и невольно воплощает в жизнь любимый сюжет (совсем забывая о сказке из детства).
Если поднапрячься, можно вспомнить самую самую любимую сказку — которую мы просили перечитать по сто раз своих мам, бабушек — можно вспомнить тот заветный рассказ с любимым героем, и его сказочно-жизненной ситуацией (и как уверяют психологи — нашим будущим сценарием жизни).:)

film_2251_09


В моей памяти всплывает моя любимая (книга и фильм)- Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».:) «Мужчина в самом рассвете сил» с пропеллером, прилетающий за вареньем к малышу навсегда покорил моё сердце — видимо это и есть мой идеал :)))

baza_malyshkarlson

«Спокойствие, только спокойствие !:)»

baza_malyshkarlson1

Вообщем теперь я пытаюсь проанализировать свой вкус и что меня ждёт :)…

А вот несколько других сказок с проанализированным жизненным сценарием:
«Русалочка»

Жила-была в океане Русалочка, дочь царя морского. Однажды в сильный шторм она спасла жизнь тонущему принцу и влюбилась в него так сильно, что захотела жить с ним на твердой земле. Но ей здорово мешал рыбий хвост, поэтому она отыскала колдунью, которая сотворила ей пару прелестных ножек, но в качестве платы отобрала ее нежный голос. Теперь Русалочка могла находиться на суше, правда, каждый шаг отдавался болью, а еще она навсегда осталась немой и так и не сумела объяснить принцу, кому он обязан жизнью. Принц с нею подружился и сделал поверенной своей страсти к принцессе из соседнего королевства. Когда состоялась сиятельная свадьба, Русалочка умерла от горя.

Мораль: Ради настоящей, пусть безответной любви можно пожертвовать средой обитания, отказаться от друзей и родственников, от роскошного русалочьего хвоста. За нее можно даже умереть.

Если это была твоя любимая сказка…

Женечка выросла в профессорской семье, где ее страсть к интеллектуальной беседе и философской литературе никому не казалась странной. Но ей всегда хотелось вырваться из тихого академического мирка в «настоящую» бурную жизнь. Она полюбила джазового музыканта и уехала с ним в Америку. Там она со своими утонченными манерами и умными разговорами выглядела не менее чужеродной, чем Русалочка с рыбьим хвостом. Женечку не спасало отличное знание английского ее устремления оказались совершенно чуждыми для околомузыкальной тусовки. Она испытывала почти физическую боль от каждого шага по незнакомой стране и чувствовала, что пожертвовала ради любимого всем самым дорогим для нее. А он, будучи представителем другого мира, упорно твердил: «Денег тебе хватает!» И в итоге назвал роман с Женечкой «дружбой между сексуально неудовлетворенными мужчиной и женщиной» и женился на девочке из подтанцовки, понятной ему и простой. Женечка вернулась на родину, умереть от горя не умерла, но больше года приходила в себя и плакала.

Переписываем знакомый сюжет

Настоящая любовь штука неплохая. Но подумай, нужно ли искать ее вдали от дома, от родной для тебя жизни, среди модных диск-жокеев или женихов из Дании и Германии. Ты окажешься среди них чужой, тебе будет больно. Ты не сумеешь даже объяснить, отчего так страдаешь. А каждый мужчина невольно тянется не к экзотичной и чуждой ему красотке, а к такой же, как и он сам, девушке, живущей поблизости и посещающей тот же клуб или ту же дискотеку.

«Спящая красавица»

Злобная фея наслала на юную принцессу страшное проклятие: та укололась веретеном и заснула вместе со всеми домочадцами. Время в сказочном королевстве остановилось, и через сто лет, когда принцессу пробудил поцелуем молодой королевич, она была все так же хороша собою и свежа. Они сыграли свадьбу и наплодили детей.

Мораль Жди и непременно дождешься королевича.

Если это была твоя любимая сказка…

Роль злобной феи в жизни обычно играет мама. Она убеждает красивую дочку: «Ты совершенство и достойна только самого возвышенного жениха. Нечего суетиться, наряжаться, искать жениха или любовника. Тебе все дано от природы. Будь гордой и жди». Воодушевленная материнским напутствием девушка живет как во сне и до рядовых поклонников не снисходит. Но в отличие от сказки, в жизни время не останавливается и берет свое, красавица стареет и покрывается морщинами. Поклонники исчезают. Случайно заехавший в ее городок королевич видит перед собою немолодую женщину, одетую по моде двадцатилетней давности, и уезжает прочь. «Спящая красавица» без поцелуев и любви прозябает в забвении и полном одиночестве. Или в возрасте «сильно за сорок» с отчаяния выходит за первого попавшегося забулдыгу и пьяницу и потом долго с ним мучается.

Переписываем знакомый сюжет

Будь реалисткой. Единственное, чего в нашей жизни можно дождаться со стопроцентной гарантией, это старости и ее печального исхода. За все остальное надо бороться даже самым красивым и талантливым девушкам. Иначе счастье достанется не столь привлекательным и куда менее одаренным, но зато активным и неунывающим. И между прочим, для любви и брака хороши не только всякие королевичи и принцы, но и самые простые ребята.

«Три загадки»

Король пребывает в отчаянии, ибо его единственная дочь, вместо того чтобы выйти замуж и родить наследника, загадывает претендентам на ее руку сложнейшие загадки и приказывает рубить голову не нашедшим правильного решения. Тут является простой парень, с блеском справляется со всеми заданиями и на королевне женится, получив к ней в придачу полцарства.

Мораль : Ни за что не расстанусь с хорошим папой. Если это твоя любимая сказка… К этому сюжету приложил руку отец он так сильно любит и балует дочку, что ей вовсе не хочется замуж, а хочется оставаться в родительской семье. Вот она и придумывает всякие невероятные условия для претендентов пусть будет молодой, но безумно богатый, или только красивый и знаменитый, или невероятно образованный. Папа нервничает: дочка ему дорога, но он не прочь обзавестись внуком. Наконец с трудом отыскивают наивного смельчака, способного жениться на заносчивой девице. Нередко папа, сознавая, кого воспитал, готов жениху хорошо приплатить. Смельчак вскоре обнаруживает, что его жена ничего особенного из себя не представляет, да и денег с учетом ее плохого характера подарили маловато, и приходит в ярость: «Меня надули!» Начинаются скандалы, конфликты, дележка имущества и развод.

Переписываем знакомый сюжет

Если тебе кажется, что самый лучший на свете мужчина уже женат на твоей маме, не ищи похожих на него, а обрати внимание на тех, кто ничем его не напоминает. Нередко подобный путь приводит к успеху. Если же твой папа одинок, подыщи ему хорошую подругу, и пусть он перенесет на нее часть сковывающей твою самостоятельность и активность любви.

«Золушка»

Жила-была бедная, нелюбимая домочадцами девочка. Она много работала, старалась всем угодить и дождалась появления волшебницы, отправившей ее в награду за трудолюбие на бал во дворец, где она привлекла внимание наследника престола. После бала он разыскал ее по крохотной потерянной туфельке и женился на ней. И попала Золушка из кухни прямиком во дворец.

Мораль: И бедным, плохо одетым невзрачным девушкам порою везет.

Если это твоя любимая сказка…

Некоторые девочки вкалывают где-нибудь на далеком хуторе и мечтают о фее, которая одним мановением волшебной палочки перенесет их во дворец. Бедную во всех отношениях, но очень прилежную Ларису из Зилупе в Ригу привезла добрая тетушка и устроила убирать сразу три магазина и два офиса. Через полтора года девушка вышла замуж за владельца целой торговой сети. Но оказалось, что она по-прежнему лучше всего чувствует себя на кухне среди кастрюль или с тряпкой и «полиролью» возле антикварной мебели. Незнание этикета не позволяло ей достойно представлять интересы мужа на официальных мероприятиях. Супруг злился на нее за неумение отличить платье для коктейля от делового костюма и поддерживать легкую беседу.

Переписываем знакомый сюжет

Если ты родилась и воспитывалась на кухне, надо очень многому научиться, чтобы твой принц тебя не бросил. Наша мудрая Лариса вместо посещения приемов и балов взялась за изучение иностранных языков и сбор пожертвований в пользу малоимущих, организовала курсы для обучения безработных основам бухгалтерского дела. И через несколько лет ее вновь пригласили во дворец, но уже не как жену влиятельного мужа, а как общественного деятеля. Карьере супруга ее благотворительная активность пошла на пользу, беседовать с послами она научилась, и семейные отношения вновь наладились. Но никогда бывшая Золушка не чувствовала себя в блестящем обществе так свободно и раскованно, как все остальные, принадлежавшие к нему с рождения.

А какая у вас любимая сказка?:)

g_malyshkarlson_big_03

Сценариев отношений на самом деле не так уж и много, практически все они отражены в известных нам сказках. Они читаются запоем в детстве, а затем сценарии воспроизводятся в зрелом возрасте, когда мы ищем и выбираем партнера. А какую сказку любили вы?

РУСАЛОЧКА
Или на детях не женятся
Little_mermaid0008 Жила-была девочка Русалочка. Девочка красивая, но совсем ребенок — самая младшая, невинная и наивная. Папа у девочки был водяной царь, холодный и постоянно занятый своими делами.

Русалочка же с детства была изолированным ребенком. Ее мечтой была зрелость (классика по Фрейду: красные цветы на грядке у Русалочки), да такой же холодный, как ее отец-водяной, мраморный красивый мальчик.

И вот этот момент настал. Русалочка сразу устремилась к живым людям, тому, чего ей так не хватало, — теплу. И увидела принца, который был так похож на мраморного мальчика.

Русалочка совместила в нем идеальный образ холодного отца (которого ей напоминал мраморный мальчик) и живого теплого человека.

Она спасает принца во время кораблекрушения. Но остается незамеченной. Она так сильно влюбляется в принца, что оставляет семью, теряет способность жить в воде, отдает самое лучшее, что у нее есть, — голос (читай — право голоса), претерпевает неимоверные муки, потому что для того, чтобы быть похожей на людей, которые окружают принца, ей нужны ноги, но каждый шаг доставляет ей мучения. Другими словами, Русалочка всеми возможными способами пытается заслужить любовь к себе, как это обычно делают дети. Принц, впечатленный ее невинностью, юностью и красотой, оставляет ее рядом с собой.
3526583888двое
Но он и не думает на ней жениться. Более того, он ее и как женщину-то не воспринимает. Он воспринимает ее милым прекрасным ребенком, которому хорошо высказаться, поплакаться, полюбоваться, но не более того. Идеальный вариант для изливания души — немая Русалочка.

Но принц рано или поздно захотел жениться, что, собственно, и сделал. А Русалочка в день его свадьбы умерла. И стала дочерью воздуха. Ее не любили, когда она была дочерью воды, когда была дочерью людей. Полюбят ли ее, когда она станет дочерью воздуха? Возможно, как ребенка. Но не более того.

ПЕРЫШКО ФИНИСТА — ЯСНОГО СОКОЛА
Сказка о женатых мужчинах
i Начало этой сказки очень похоже на начало сказки о Красавице и Чудовище. Редко бывающий дома отец-купец, хозяйственная дочка с невысоким уровнем самооценки и притязаний. Мол, ей, Марьюшке, только перышко Финиста — Ясного сокола. Финист же изначально не подходил на роль мужа — целыми днями он где-то летал, лишь к ночи возвращаясь к Марьюшке. Всю ночь они «любились-миловались», а потом он снова улетал. Кто знает, может быть, он днем бывал у своей законной супруги.
i (2)
Но однажды ночью Финист не смог попасть к Марьюшке. Прощание, как говорится, было недолгим. Финист запросто улетел, наказав Марьюшке долго его искать и при этом жестоко мучиться. Когда же Марьюшка, перетерпев невероятные мучения, наконец нашла его, он жил себе со своей женой, даже не вспоминая про нее.
i (1)
Долго пришлось Марьюшке рыдать над спящим (читай — не чувствующим любви) Финистом, пока она его наконец не разбудила своими слезами. Недолго думая, Финист тут же уехал с Марьюшкой, бросив жену. Думаете, надолго? Сомневаюсь. Как только ему что-то не понравится, пойдет Марьюшка снова его искать за тридевять земель, пока не износит три железных колпака, три пары железных башмаков, не изломает три железных посоха. Замечательная история, не правда ли?

КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ
Сказка о созависимых женщинах

2010090615022802 Типичный сценарий созависимых женщин, имеющих, например, мужей-алкоголиков.

С детства они прилагают максимум усилий, чтобы соответствовать требованиям родителей. Главная героиня сказки всегда была хозяйственной, любила отца, всячески ухаживала за ним. Родителей вряд ли можно назвать внимательными. В данной сказке отец был купцом, мало уделял внимания, только периодически, по возвращении, он мог приласкать дочь, но чаще отсутствовал (у многих созависимых женщин отцы — сами алкоголики, либо редко бывают дома, либо излишне агрессивные, периодически сменяющие гнев на милость).

При этом притязания самих дочерей невысоки. Им не нужны дорогие подарки. Все, что им надо, — это чтобы отец когда-нибудь заметил их заботу и старания и испытал чувство вины за то, что он не уделял им внимания, любви.

Главная героиня просит у отца вроде бы недорогой, но практически нереальный подарок — аленький цветочек. Отец несколько раз возвращается без цветочка, испытывая при этом чувство вины, что, собственно, и надо было его дочери. Но однажды отец привозит аленький цветочек, но должен отдать за это свою дочь Чудовищу. Так девочка выходит замуж. Теперь Чудовище испытывает вину за свою безобразность, которая пугает его невесту. Из-за того что однажды Красавица не вернулась, Чудовище погибает от горя. Это еще один ключевой момент в созависимых отношениях. Чудовище просто обязано умереть без своей спасительницы. Многие жены алкоголиков считают, что их мужья непременно умрут без них, поэтому живут с ними, наслаждаясь их чувством вины и той мыслью, что они спасают чью-то жизнь.
i (8)
Естественно, любовь героини спасает Чудовище, оно превращается в прекрасного принца, сказка заканчивается свадьбой. А после свадьбы ничего не изменится. Потому что героине необходимо, чтобы перед ней испытывали чувство вины и непременно умирали. Поэтому принц просто обязан периодически превращаться в чудовище (по сути — напиваться, и надолго), затем долго извиняться и угрожать, что немедленно умрет, если его бросят, а потом вновь превращаться в принца.
i (7)
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ
«За гномов замуж не выходят»

Жил-был король. Его жена умерла, и он женился во второй раз — на красивой, властной, деспотичной, но холодной женщине. У короля была дочка от первого брака. По мере того как девочка подрастала, мачеха все больше ненавидела ее. Король слушался свою жену во всем и, когда мачеха сказала, что девочка пропала в лесу, поверил на слово и не пытался ее искать.

Таким образом, девочка осталась без любви отца, потому что его любовь завоевала мачеха своим сильным характером. У Белоснежки сформировалась основная потребность — быть авторитетной и сильной, чтобы завоевать своего отца. В последующем она ищет именно такие отношения — в которых она может быть умнее, сильнее его, выше мужчины по социальному положению. В то же время о ней должны заботиться подобно родному отцу.
1487302 Для нее такими мужчинами стали гномы — забавные низкорослые существа, для которых прекрасная Белоснежка становится неким идолом, божеством. Она живет среди них, но гномы никогда не смогут заменить ей настоящего мужчину, с которым можно построить нормальные отношения. Поэтому логичным выходом из этой ситуации становится летаргический сон Белоснежки — она надолго засыпает, засыпает эмоционально, то есть перестает чувствовать любовь. Этакий своеобразный способ убежать от реальности, когда жизнь не может предложить того, что может соответствовать ожиданиям.

Тем временем на Белоснежку регулярно приходят смотреть гномы, они любуются ею, но не могут разбудить (куда уж им… мы ждем принца). И вот наконец-то он появляется. Он поцеловал Белоснежку, и та сразу же ожила.
sk-belosnezhka-23
ЗОЛУШКА
Без комментариев

i (9)
У Золушки практически не было детства. Так часто бывает в семьях с авторитарным стилем воспитания, когда девочку держат в черном теле с целью, чтобы она выросла «хорошим человеком», «хорошей хозяйкой», лишая детских радостей, заставляют много работать по дому, порой требуя невозможного. Часто при этом в семье есть младшие дети, которых балуют, сваливая все на старшую.

i (11)Единственная потребность, которая может сформироваться у такого ребенка, — это богатая яркая жизнь, по сути беззаботное детство. Когда девочка подрастает, в роли феи ей зачастую являются либо мадам сутенер, которая легко вводит Золушку в заблуждение, обещая красивую жизнь, либо богатый жених, подыскивающий себе красивую и покорную прислугу.

e507e52f15f6dcaa8a5b29f3ec880bf5_XLНадо заметить, что Золушка — существо изначально крайне доверчивое. С детства ей внушают, что она «должна» и тогда получит «то-то» (как правило, какой-то минимум). Этот минимум она получает, по этой причине верит людям безоглядно.

Золушка идет на бал, видит красивую жизнь, волшебство превращений из замарашки в красавицу. Этого вполне достаточно. Затем она выходит замуж за принца, и сказка заканчивается. Увы, это не конец. Она привыкла, что чудеса происходят только тогда, когда выполняешь много черной работы. И выходит на новый виток спирали. Она будет все больше работать, чтобы получать минимум той красивой жизни, которую однажды увидела. Более того, она будет считать, что так должно быть. И так будет всегда.
092a1793cfd0acf760ad446742c9f298
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
Сказка о старых девах и капризных женах

Как правило, эта барышня с детства крайне избалована и всячески опекаема родителями. Они исключают из ее жизни все веретена — то есть все, что может привести к гибели, вместо того чтобы предупредить ребенка о том, что этот предмет может причинить вред.
i (13)
Вероятно, ее ограждали от отношений с противоположным полом, боясь ранней беременности, неудачного брака и т. п. Кроме того, возвращаясь очередной раз к классическому психоанализу, легко заметить, что веретено вполне сойдет за фаллический символ.
princesas_do_cinema_f_003
К сожалению, только в сказке девушка может остаться красавицей спустя столетие. В реальности такая барышня рискует превратиться в старую деву.

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
Сказка про требовательную свекровь

Жил-был принц, и хотелось ему взять в жены принцессу, но только настоящую. Уж не знаю, каким способом пытался добраться принц до сущности принцесс, в общем, сам не знал, чего хотел.
В итоге в ужасную дождливую погоду к нему прибрела принцесса, которая была мало похожа на принцессу, но уверяла, что она самая настоящая.

«Ну, уж это мы узнаем!» — подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину, поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь.

456777Все сразу становится на свои места. На самом деле это была навязчивая идея королевы — женить своего единственного сына (был ли он настоящим принцем?
Королева не сомневалась — был) непременно на настоящей принцессе. Вернее, она вовсе не хотела, чтобы он женился, поэтому не дала ему никаких ориентиров, просто внушила, что он должен жениться непременно на «достойной». Но когда засовывала горошину под уйму пуховиков, была уверена, что девушка ее не почувствует.

Ее расчеты не оправдались — девушка оказалась очень деликатной. Или очень хитрой. С другой стороны, задумаешься, чего от тебя хотят, когда укладывают на безумную гору пуховиков, а потом спрашивают, как спалось. А может быть, она просто съязвила, когда сказала, что спала на чем-то твердом. Тоже вариант.
2352534
В любом случае ей «необычайно повезло». Она вышла замуж за принца. Жаль только, что принц всю жизнь будет слушать маму, а мама всю жизнь будет изощряться в издевательствах над его женой, чтобы доказать принцу, что он все-таки ошибся и женился не на настоящей принцессе.

ДЮЙМОВОЧКА

Это единственная европейская сказка, имеющая хороший продуктивный сценарий, даже можно сказать, поучительный.

Дюймовочка сбежала от злой толстой жабы с ее противным пассивным сынком, который только и делал, что квакал, потому что ничего умного сказать не мог.
usemind.org_duim_dfoidfhu9Она не осталась и с жуком, постоянно тусовавшимся с разного рода насекомыми, мнение которых для жука было куда важнее, чем его собственная подруга. Жуков Дюймовочка не устраивала тем, что не была похожа на них.
i (1)
В итоге девочка улетела на ласточке в теплые края, где встретилась с королем эльфов. Другими словами, Дюймовочка нашла-таки свое. Наверное, это иногда случается.

i (2)

ВЫВОД:

Мы бессознательно пытаемся найти того, кто похож на суженого из той, «нашей сказки», сужая тем самым границы своего выбора. Нередко получается так, что выбор партнера предопределяет и жизненный сценарий. В нашей памяти закрепляется: должно быть так, и никак иначе. Белоснежка должна найти приют только среди гномов, которые могут стать лишь братьями. Красавица может выйти замуж только за Чудовище и всю жизнь его жалеть. И как только Чудовище появляется на пути Красавицы, девушка начинает реализовывать любимую сказку.

Однако большинство Чудовищ не то что не нуждаются в жалости, за них и замуж-то выходить противопоказано. Равно как и выходить замуж за принца с переборчивой мамой, подкладывающей горошины под перины невестки. Главное — вовремя заметить, что вы претворяете в жизнь грустную историю, знакомую с детства. Тогда и изменить концовку сказки вам будет под силу.

Источник статьи: «Выйти замуж… за принца?» журнал «Психология на каждый день» сентябрь 2010  http://anchiktigra.livejournal.com/50776.html

Комментарий: индивидуальная консультация в рамках сказкотерапии — это очень интересно и увлекательно! Тел. 79-28-12.

Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия

Сказка «Русалочка» написана в 1836 году датским писателем Г.Х. Андерсеном. Ввиду того, что она авторская, найти в ней какой-то универсальный код жизни, который лежит на поверхности народных сказок, не так-то просто. Как любая авторская сказка, «Русалочка» преимущественно является отражением психологии автора.

Мария-Луиза фон Франц, ученица Юнга, известная исследовательница мифов, сказок и легенд, так пишет об Андерсене:

«…Это, несомненно, великий поэт, однако, на мой взгляд, он очень невротичен, и я не могу читать его сказки, потому что невроз, который дает знать о себе в его сказках, действует на меня так же, как звук ножа, скребущего по тарелке…».

Однако следует признать, что ни одно творение человека не может возникнуть вне связи с его архетипической природой. Иными словами, всё, что было или будет создано отдельно взятым человеком, так или иначе описывает общечеловеческие законы бытия и, вероятно, божественный порядок мироустройства.

Таким образом, анализ сказки «Русалочка» предполагает лавирование между пластами коллективного и индивидуального смысла в культурально-политических дебрях 19-тивековой Дании. Поэтому эта сказка совсем не легка, как может показаться, и едва ли подходит для чтения детям.

Андерсен начинает повествование с описания жизни на дне морского царства, которое символически относит нас к самому глубокому уровню бессознательности, на котором в своей психологической жизни находятся дети.

Анализ сказки Русалочка Ещ одна версия

Нам открывается поистине чудесный мир, где растут великолепные морские цветы, кружат стайки причудливых рыбок и день-деньской играют русалочки-сестрёнки. Всё прекрасно, блестит и сверкает, движется и развивается.

Архетипически это здоровый, ресурсный детский мир, такой, каким он должен быть. Но идёт время, и в день своего 15-тилетия каждая русалочка получает право подняться на поверхность, прикоснуться к другому и не менее прекрасному миру выше, на земле.

Это момент переживания возрастного кризиса, выход из бессознательности и знакомство с сознательным аспектом собственной личности и реальностью земного человеческого существования. Отправляясь наверх, наша Русалочка впервые встречается с болью (бабушка крепит ей на хвост красивых устриц), что так же отсылает к началу болезненного периода осознанного проживания жизни.

Отчаянное желание Русалочки поскорее познать мир над поверхностью моря есть не что иное, как стремление выйти из бессознательного состояния души и обрести сознательность. Все дети хотят вырасти, вполне себе естественное желание – научиться управлять тем, что вокруг тебя; но не все готовы оставаться взрослыми, не все готовы проживать боль и наслаждаться тем, что имеешь. Русалочка была готова, что делало её совершенно особенной и отличной от своих сестёр, которые, восхитившись красотой земной жизни, предпочитали оставаться в толще воды, перемещаясь между дном и поверхностью моря.

Да, разумеется, где родился – там и пригодился, и внешне выбор сестёр выглядит вполне разумным, но в сказке, согласно юнгианской интерпретации, мы наблюдаем процесс индивидуации героини, личностного развития, которое возможно только за пределами родной и удобной стихии, т. н. «зоны комфорта». Идивидуация – это не для всех. Как минимум, это больно, и совсем далеко от уюта детского мира, в котором можно спрятаться от любого шторма.

Да и сам образ русалки как главной героини интересен. Человек ли она? Рыба ли? Читатель, как правило, идентифицирует себя с главным героем, и её образ обязывает задумываться о собственной природе. Кто я? Что я? Прожить ли мне жизнь бессознательно, виляя хвостом у комфортного дна или подняться на поверхность, к свету сознания, встав на ноги? А стоит ли оно того? А смогу ли я это вынести? А быть может, вернуться к тому, чем ты родился и не думать о том, как бы стать выше?…

Мифологически русалка – это таинственная полуженщина, водное существо, связанное с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.

И здесь Русалочка из сказки Андерсена представляется нам уникальной, сильной и отважной, готовой к обретению души. К тому же случается так, что она влюбляется в земного юношу, спасает его от верной смерти, и теперь мечтает только о том, как бы обрести ноги. А что есть ноги биологически, символически, психологически? Важное отличие человека от животных (прямохождение), опоры (почва под ногами), уверенность в себе (твёрдо стоять на ногах), независимость (встать на ноги).

Желание Русалочки обрести ноги подтверждает её стремление прожить осознанную реальную жизнь, обретя независимость от отчего дома. Это стремление она и реализует посредством Ведьмы (женщины ведающей), так она отказывается от родного моря, пути отца, бабушки, сестёр и самостоятельно проходит свою первую инициацию.

«В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию» (К.Г. Юнг)
Наверх, к свету, на землю, обрести опоры в себе, попытать человеческого счастья! Русалочка платит за прикосновение к земной сознательной реальности адской болью и своим чудным голосом. Разве можно представить себе обыкновенную человеческую жизнь без боли, разве можно, будучи взрослым, позволить себе проявлять себя, как вздумается?

Момент с голосом, конечно, очень интересен, и тут трактовок может быть очень много. Возможно ли, что тут уже Андерсен проявил свой «невроз» и отнял у женщины голос, право голоса и свободу самовыражения?… Однако вспоминаем, что Русалочка, вышедшая на берег, умела прекрасно танцевать. Танец – ещё одно выражение души, и согласиться с тем, что она была во всём ограничена, нельзя. К тому же автор подчеркнул её «говорящие глаза», вложив этот эпитет в уста Ведьмы. Итак, выражать свои мысли и движения души Русалочка всё же могла, общаться тоже.

С болью отношения у Русалочки были «на ты», она стойко её переносила, раз умудрялась даже порхать в танце, не отвлекаясь на лезвия ножей, впивающиеся в её стопы. Мазохизм героини, подкрепляемый садизмом автора, или воодушевляющее преодоление себя ради своей цели? Обычная человеческая плата за самостоятельность или ведьмина ловушка? А может, страдание, наполненное христианским смыслом? Оставляю эти вопросы без ответа.

Но вот, удивительный финал. Принц, в которого Русалочка была влюблена, признаётся ей, что любит другую и скоро на ней женится. Драма, «земнее» которой придумать сложно. Новая боль, живая, сердечная, благодаря которой героиня даже забыла о физической. Ощущения тела затмились человеческими переживаниями души. Не этого ли она хотела? Сознательность требует ответственности и умения выдерживать реальность, которая отлична от детской, что имеет только позитивную сторону. И здесь Русалочка справляется достойно. Сила персонажа поражает!

А ведь совсем скоро пора умирать. Согласно пророчеству Ведьмы, женитьба любимого на другой превратит Русалочку в морскую пену, и ничего от неё уже не останется в этом мире, русалки же не имеют бессмертной души, как люди.

Нашу героиню пытаются спасти сёстры, зазывая назад в отчий дом, предлагая убить Принца ведьминым ножом в обмен на собственную жизнь. Но пути назад нет. Русалочка, не сумев причинить зла любимому, кидается за борт корабля, чувствуя как расплывается её тело, превращаясь в морскую пену.

Но умерла ли она? Нет же! Автор даёт понять, что Русалочка теперь отправляется на небо, к дочерям воздуха, которые служат добром миру в надежде получить бессмертные души. Теперь на её глазах слёзы, здесь она способна плакать. Бесспорно, это новая инициация, проходящая по наиболее распространённому сценарию – символическая смерть героя и его последующее возрождение в новом качестве.

Инициация сверхчеловеческая. Русалочка расстаётся с землёй, земной жизнью, и путь её теперь – творение добра. Автор лишает героиню возможности прожить обыкновенную человеческую жизнь, обрекая на существование бесплотным духом.

Для меня конец сказки ещё более трагичен, нежели тот, который выглядит как физическая смерть героини. Теперь Русалочка – часть христианской морали, которая льётся чуть ли не из каждой фразы финала, где упоминаются «посильное добро», «вечное блаженство», «божье царство», любовь и страдание, вознесение. Завершает сказку Андерсен знакомой идеей послушания.

«Через триста лет и мы войдем в Божье царство! Может быть, и раньше! — прошептала одна из дочерей воздуха. — Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и, если найдем там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся, и срок нашего испытания сокращается на целый год; если же встретим там злого, непослушного ребенка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания еще лишний день!»
«Ведите себя хорошо, детки, – словно говорит автор. – И тогда вы сможете обрести бессмертие и рай на небесах». Политически удобная мораль и очень мощная, губящая даже тех, кто способен к проживанию сознательной жизни. Государству сознательные люди не нужны, тем более женщины, они «умеют» жить своей головой, и управлять ими сложно.

Фон Франц характеризует психологическое состояние Андерсена:

«Его основной невроз – это не только его индивидуальная проблема, но и проблема всей Скандинавии, а именно: проблема половой жизни, которая приводит здесь человека в ужас, обязана христианскому ханжеству, навязанному извне и весьма суровому, с продолжающим существовать под этим пуританским корсетом самым неистовым языческим темпераментом».
Стоп! А что там с половой жизнью? С сексуальностью? Русалочка в сказке проходит 2 инициации: возрастную, связанную с обретением сознательности и сверхчеловеческую, связанную с обретением духовности. А что же с женскими инициациями, которые так ярко описываются в фольклорных сказках и оканчиваются сакральным союзом пары?

Земной женщине нужен мужчина, а женскому Я нужен полноценный, здоровый Анимус, для того чтобы личность могла развиваться и проживать реальную жизнь: отвоёвывать место под солнцем, действительно крепко стоять на ногах, защищать саму себя.

Андерсен, дав Русалочке вместе с ногами, вероятно, и женские половые органы, однако лишает её всякого права на взаимодействие с мужским началом. Всё, чем она может довольствоваться – целовать возлюбленного в лоб, как покойника. Будто Анимус твой мёртв, дорогая, и мечты о воссоединении с реальным мужчиной можешь оставить…

Жестокая сказка о невозможности проживания реальной жизни, которая обязательно включает интеграцию противоположностей, в первую очередь мужского и женского начал, и наслаждение сексуальностью.

Сказка своего автора, который на протяжении всей жизни оставался девственником. Сказка своей эпохи, которая попирала право сильных личностей на полноценную земную жизнь. Сказка реального мира, который ещё раз обозначил свою полярность отсутствием хэппи-энда.

Добро пожаловать в сознательность!

Денисова Анна

https://www.b17.ru/article/38818/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий русалочка краб себастьян
  • Сценарий русалочка дисней
  • Сценарий рукопашного боя
  • Сценарий рукам работа сердцу радость
  • Сценарий романтичного вечера