Сценарий русско народных посиделок

Cкачать: Сценарий фольклорного праздника Русские посиделки

Сценарий  фольклорного праздника «Русские
посиделки»

Оформление:
зал украшен элементами русской избы: столы  накрытые угощением, коврики,
прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

До начала праздника звучат русские
народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей 

Ведущая:
Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день  дорогие взрослые.

Добро пожаловать,
гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не
смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход  участников
праздника, пока ребята                  рассаживаются по своим местам.

Ведущая:
Пригласили мы  вас сегодня,  чтобы рассказать об одном старинном обычае
русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые
щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей  и огородов
урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребенок:
На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках
каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

                При
лучине ли сидели

               
Иль под светлый небосвод

               
Говорили, песни пели

               Да 
водили хоровод.

Добрым чаем
угощались

С медом ,явно без
конфет

Как и нынче мы 
общались.

Без  общенья 
жизни  нет.

                А
играли как! В горелки!

               
Ах,  горелки  хорошие  

              
Словом  эти  посиделки

               
Были  праздником  души.

В каждой деревне,
в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди  собирались, чтобы  себя
показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в
потехах  да  забавах.

На посиделки
приходили  после трудового  дня и считали их настоящим праздником. Но
молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома,
чтобы заслужить это.

Да и отпустят –
обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести
корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве,  этим  тоже  занимались на
посиделках.

Вот такие  были
правила и традиции  у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте 
же и мы начнем наши посиделки
.

Ребенок:  Наш 
досуг  порою  мелок

                  И  чего  там  говорить

                  Скучно  жить  без 
посиделок

                  Их  бы  надо  возродить.

                  Если  вы  в  своей 
тарелке

                  И  пришли  к  нам  не 
на  час

                  Предлагаем  посиделки 

                  Провести вот  здесь, 
тотчас.

                  Отдых-  это  не 
безделки,

                  Время  игр,  новостей.

                  Начинаем  посиделки

                  Открываем  посиделки

                  Для  друзей  и  для 
гостей.                                                                    

Ведущая: В старину люди  не расставались  с
песней – и в горе, и в радости;

 в
работе, и в веселье исполняли они различные  песни, отчего на душе светлей
становилось. Самыми добрыми и ласковыми  были песни, которые родители  пели 
для своих детей. Например: колыбельные.

                                        ПЕСНЯ.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ведущая: Любил русский народ сочинять и 
рассказывать  всякие дразнилки и  небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о
том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках,
чтобы развеселить народ и поднять настроение.

                     
А
вот вам  наши  небылица!  НЕБЫЛИЦЫ

 1.  Чепуха, чепуха,    
                2.  Между небом и
землей

Это просто враки!            
             Поросенок рылся

Куры съели петуха, —            
            И нечаянно хвостом

Говорят собаки.              
                 К небу прицепился.

3.  Сидит ежик на березе
—              4. На горе стоит телега,

Новая рубашечка,            
                  Слезы капают с дуги.

На головке сапожок,                          Под горой стоит
корова,

На ноге фуражечка.            
              Надевает сапоги
.

 
5.   Утром рано на заре,

       
В полдень на рассвете

       
Баба ехала верхом

       
В расписной карете.

       
А за нею во всю прыть

       
Тихими шагами

       
Ведущая: Вот такие  смешные небылицы придумывали наши прабабушки и
прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет.
Давайте я  проверю. Если это бывает —  то вы хлопаете, а если не бывает – то
топаете.                             

                                                                         
ИГРА

 Волк
на дереве сидит.                                В кастрюле чашки варятся.                 

Бабушка
сказки говорит.                             Мальчики по утрам умываются

Снег
летом впадает.                                    Есть в книжках картинки.

Кошка
по крышам гуляет.                          Бывают зимою снежинки

Бывает
озеро из молока.                             Киндеры растут на грядке.

Плывут
по небу облака                              Вам понравились загадки.

Ведущая: Но славился русский народ  конечно же
своими  песнями. Были  у него  сюжетные, ролевые  песни, в которых рассказывали
они  различные тоже  истории. Послушайте.

                               ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ
ГУЛЯЛА.
 Ведущая: 
Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для
скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как
можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя –
чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем
состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.

                          
состязание первыми  начинают сами участники.

                                         СКОРОГОВОРКИ.

На
дворе трава.  На траве дрова.

Бублик,
баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь.  Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел
лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два
дровосека, два дроворуба,  Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

 Ведущая:
В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и  
любого дела  были свои песни. В  песнях русский народ рассказывал
о своей жизни и  о том нелегком деревенском  труде в поле. 

ПЕСНЯ.  ПОСЕЯЛИ  
ЛЕБЕДУ.

Ведущий: Но 
не только пели и плясали наши прадеды, они еще  и играли в различные   игры.
Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.

                      ИГРА: «УГАДАЙ  ЧТО В
МЕШКЕ» 

Ведущая: Девушек
на Руси называли
,  красны девицы, а парней  — добры молодцы.
На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали
красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых
молодцев
.

                                      ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК

Ведущая: . На посиделках загадки
служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную
загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда
находились самые сообразительные.  А сейчас  и мы на наших посиделках
позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

Загадки ребята загадывают для зрителей.

 Ведущий:     Загадаю я загадки.
                        Знаю, знаю наперед —
                        Вы смекалистый народ.  

                                                  ЗАГАДКИ            
                     
 

Кривой
конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре
ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая
посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок
рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Сама
не ест, а всех кормит (ложка
)                                                   

Мочили,
колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий
лес на плечи залез (коромысло). 

 Всех
кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко
голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку
водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине
огонь да вода (самовар).                                         

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да
ложки (стол).

В избе — изба, на избе — труба, зашумело в
избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя
всем.   (Пальцы).

 Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца
встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

Чем
больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что
из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая. : Но какие 
посиделки без задорной, веселой  частушки?

Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. 
Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно
любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

 Желаю
вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки,  трудолюбивыми, веселыми,
гостеприимными! Пусть в каждом   доме будет всегда тепло и  радостно, пусть
звучат народные песни.

                                        ПЕСНЯ: ВАКУ
ВАКУЗНЕЦЫ…

Ведущая: Чем
дальше в будущее входим,

                  Тем больше прошлым
дорожим.

                  И в старом красоту
находим,

                  Хоть новому
принадлежим.

Дети: Мы
делились новостями,

           Мы старались вас развлечь,
           Мы прощаемся с гостями.
           Говорим:    ВСЕ хором:       до новых
встреч!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр Детского Творчества»

Фольклорный праздник

 «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Подготовила: Болтышова О.В., педагог д/о

Объединение: «Доброе слово»

с. Александров-Гай

2012

Фольклорный праздник

 «Русские посиделки»

Цель: расширить знания воспитанников о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

Место проведения:

Время проведения:

Участники: воспитанники МБОУДОД «ЦДТ»

Оформление: презентация «Русские посиделки»

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ответственный: Болтышова О.В.

Продолжительность: 45 минут

СЦЕНАРИЙ

фольклорного праздника «Русские посиделки»

Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие! 
Ребенок:  Россия, Россия, края дорогие, 
Здесь издавна русские люди живут 
Они прославляют просторы родные 
Раздольные русские песни поют. 

(русская народная песня «___________________________»)

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте  загадку.

1.Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа…

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

Ржаной хлебушко –

Калачам дедушка.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

(Заходят гости.)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

Если величать –

так на пороге встречать.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяин:

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Хозяйка:

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

 (Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я — Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.

  1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  3. Четыре братца под одной крышей живут (стол) 
  4. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  5. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  6.  Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Ребенок:  Русская ложка-чудо из чудес! 
Подарил нам это чудо русский лес. 
Заиграйте, чудо ложки 
Расписные, русские! 
(Игра на ложках -мальчики) 

Ведущий:  И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой:  Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)

Скороговорки.

  1. У осы не усы, не усищи, а усики.
  2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли. 

1 ИГРА «ПИРОГ»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

2 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Ведущий:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)


Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину. 
А мы к столу всех приглашаем 
Пирогами угощаем! 
Подходите, подходите! 
Угощение берите! 
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте! 

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Цель мероприятия: приобщение детей к культурному наследию родного народа, уважение к родному языку, почтение к народным традициям и обычаям. Задачи мероприятия: углублять знания учащихся о русском фольклоре; пробуждать интерес к устному народному творчеству , культуре русского народа .

Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

До начала праздника звучат русские народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей

Ведущая: Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.

Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей  и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребенок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом ,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы  себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

На посиделки приходили  после трудового  дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.

Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребенок: Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущая: В старину люди не расставались  с песней – и в горе, и в радости;

в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ

1.  Чепуха, чепуха,                     2.  Между небом и землей
Это просто враки!                          Поросенок рылся
Куры съели петуха, —                         И нечаянно хвостом
Говорят собаки.                         К небу прицепился.

3.  Сидит ежик на березе — 4. На горе стоит телега,
Новая рубашечка,                       Слезы капают с дуги.
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка.                       Надевает сапоги.

5. Утром рано на заре,

В полдень на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Ведущая: Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает — то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.

ИГРА

Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются

Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки

Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака Вам понравились загадки.

Ведущая: Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.

ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая:
 Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.

состязание первыми начинают сами участники.

СКОРОГОВОРКИ.

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку — пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.

ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.

Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.

ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ» 

Ведущая: Девушек на Руси называли, красны девицы, а парней — добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев.

ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК

Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

Загадки ребята загадывают для зрителей.

Ведущий: Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.  

ЗАГАДКИ                                    

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

 Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло). 

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В избе — изба, на избе — труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем.   (Пальцы).

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Ведущий: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать ! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…

Ведущая: Чем дальше в будущее входим,

 Тем больше прошлым дорожим.

  И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями.
Говорим: ВСЕ хором: до новых встреч!

Задачи:

1. Познакомить с историей и традициями русского народа, с русским народным костюмом;

2. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

3. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа.

Словарная работа: названия русского народного костюма (рубаха, косоворотка, картуз, кокошник, сарафан, сорочка, пояс).

Материал и оборудование:

— Декорации:русская изба и печь, столы, скамейки, полотенца, салфетки, коврики;

— Русские народные костюмы, деревянные ложки, бубен, платочки, клубочки ниток, музыкальное сопровождение;

— Для чаепития: самовар, чайная посуда, каравай, пироги, баранки, чай.

Предварительная работа:

-Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.

-Знакомство с семантикой народного орнамента.

Ход мероприятия

Зал украшен элементами русской избы: на стенах развешаны рушники, стоит стол, накрытый скатертью с самоваром и сушками. В зале сидят дети. Выходит Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: На завалинках, в светелках

                    Иль на бревнышках каких,

                    Собирались посиделки

                    Пожилых и молодых.

                    Говорили, песни пели

                     И водили хоровод.

                     А играли как детишки.

                     Ах, как игры хороши!

                     Словом эти посиделки

                     Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

   1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!

                      Маленькие и большие!

                      Мы пригласили вас сегодня

                      На посиделки русские.

   2 ребенок: Жива традиция, жива!

                     От поколенья старшего

                     Пришли обряды и слова

                     Из прошлого из нашего.

   3 ребенок: Что за славный денек,

                       Собирается народ.

                      Будем петь и шутить,

                      Будем всех веселить.

    4 ребенок: Мы по улице гуляли,

                      Хороводы выбирали.

                      Где веселый народ —

                     Тут и будет хоровод!

Русский народный танец

Хозяюшка: Посмотрите на русский народный костюм. Во что они одеты?

Рассматривание русского народного костюма на детях

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась сбоку (рубаха с косым воротом). Воротник — крохотная стойка. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды (показ).

— Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка)

— Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком.

Раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили рубахи, которые называются сорочками. Поверх сорочки надевали длинный сарафан.

Это праздничный сарафан (показ.) Сарафан — длинное платье на бретелях считается русским женским костюмом. Сарафаны были приталенные и широкие. Он украшен красивой тесьмой.

На голове старинный русский головной убор — кокошник (показ). Это гребень в виде округлого щита вокруг головы разной формы, который украшали лентами, бисером, бусами, жемчугом. Он считался праздничным и даже свадебным головным убором.

А мы с вами сейчас так одеваемся? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше.

Хозяюшка: У меня есть старинный сундук, послушайте загадку и узнаете отгадку:

Я длинная и тонкая

И смотана в клубок,

Сбежала от котенка я

В укромный уголок. (Ниточка)

Хозяюшка: Приглашаю детвору на веселую игру. У меня в сундучке лежат запутанные клубочки.

Игра «Смотай нитки в клубок»

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать? Выходят три девочки. Девочкам даются распутанные клубочки ниток. Их задача смотать нитки в клубочек.

                                Будет музыка играть

                                Надо ниточку в клубок смотать.

                                А кончит играть,

                                Значит хватит вам мотать.

                                Понятно ли такое задание?

                                Начинаем соревнование!

Ребенок: Золотая хохлома!

Лучше нет подарка.

Хохломские ложечки

Звонкие да яркие!

Хозяюшка: А что добры – молодцы призадумались? И для вас есть игра – забава!

Игра ложкарей под русскую народную песню (мальчики)

Хозяюшка: А теперь ребятки, другая загадка:

                       В этой молодице прячутся девицы.

                       Красные щечки, пестрые платочки,

                       Хлопают в ладошки веселые… (куклы — неваляшки).

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

Получай, дружочек,

От меня платочек.

Танец «Куклы неваляшки» девочки в косынках и с платочками

Всем известно, в старину любили петь частушки:

                    Как известно всем подружки

                    Мастерицы петь частушки.

                    Песни петь да плясать,

                     Всех вокруг забавлять.

Девочки встают с одной стороны зала.

                    И вы, парни, не зевайте,

                    А девчатам помогайте.

                    Проходи честной народ,

                  Не пыли дорожка!

                  Добры молодцы идут

                    Погулять немножко!

Мальчики встают с другой стороны зала.

   Дети исполняют частушки:

Мальчики:

Эй, девчонки, хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки:

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные.

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы хорошие ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки:

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки — хохотушки

Пели вам со всей душой.

Мальчики:

Мы ребята удалые

Хоть и ростом небольшие.

Принесли веселье вам.

Так похлопайте вы нам!

Хозяюшка: А сейчас вам для разрядки

                     Загадаю я загадку:

                    Он с бубенчиком в руке,

                      В сине — красном колпаке.

                     Он веселая игрушка,

                     А зовут его… (петрушка).

Выбегает под русскую народную мелодию петрушка и танцует.

Петрушка:  Мы и пели и плясали,

                   А играть мы не играли.

                   У кого там хмурый вид?

                   Снова музыка звучит.

                   Собирайся детвора,

                   Ждет вас русская игра!

Отгадайте мою загадку:

                            Как тарелка круглый он.

                            Встряхнешь его и слышен звон.

                            Что это?   (бубен).

Игра с бубном:

«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам»

Хозяюшка: Посидели, повеселились, пора и честь знать! За самоваром на Руси собирались, общались, принимали гостей.

Хозяюшка вносит каравай:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить.

Мы вас к чаю приглашаем, караваем угощаем.

Звучит русская народная песня, все садятся за сервированные столы.

Чаепитие.

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Елясова Наталья Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «ДСКВ №86» МО г. Братска

Цель:

  • Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского музыкального фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, русские народные музыкальные инструменты, кухонная утварь. До начала праздника звучат русские народные песни.

Ведущая: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были, когда люди собирались на посиделки.

1 ребенок: На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели, да водили хоровод.

2 ребенок: Добрым чаем угощались с медом, явно без конфет!

Как и нынче мы общались. Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки, были праздником души!

3 ребенок: Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки провести вот здесь, тотчас.

Отдых — это не безделки, время игр, новостей.

Начинаем посиделки для друзей и для гостей!

Ведущая: Сей избы хозяйка — я, всех приветствую, друзья!

Как изба наша тепла, и уютна, и светла!

Не изба, а загляденье, всем гостям на удивленье!

В ней хозяевам не тесно и гостям здесь хватит места.

4 ребенок: Наша изба ровно тепла. Где тепло, тут и добро!

На дворе-то метель, а у нас-то тепель!

5 ребенок: Зимний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,

То носочек повяжу, то немного попряду.

Позовем — ка мы девчат на посиделки!

6 ребенок: Эй, девчонки – девчушки, веселушки – хохотушки!

Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!

(Звучит музыка, входят дети с подарками: каравай, пирожки, крендельки, петушки на подносах; платки)

7 ребенок: Вечер добрый, хозяюшка! В избу твою жаркую мы пришли с подарками!

8 ребенок: Как на наши посиделки, на расписной тарелке,

несем вам хлеб и соль, угоститься все изволь!

9 ребенок: И пирожки горячие! С пылу, с жару! Пряники печатные, ароматные!

10 ребенок: Баранки, крендельки, карамельки, петушки!

11 ребенок: А вот платки цветные, с каймою по краям,

На них цветы большие растут на диво нам.

Ведущая: Ой, девчата, молодцы! Как подарки хороши! Проходите, гости дорогие! Наша изба – полна тепла! Давно Вас ждем – поджидаем, без Вас песен не запеваем! Дружно весь честной народ песню русскую поет!

Песня «Русская песня — русская душа»

Ведущая: Делу время – потехе час. Ну-ка, девочки, скорее выходите,

По ведерку вы возьмите, хоровод вы заводите!

Танец «С ведерками» (исп. Ю.Сильверстова)

Ведущая: Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже. Пословицу сказал – что ягодку сорвал. Я начну, а вы продолжайте, родители тоже нам помогайте!

«Доскажи пословицу»

  • Волков бояться…
  • Шило в мешке…
  • Сделал дело…
  • Без труда…
  • Лес рубят…
  • При солнышке – тепло..
  • Хочешь, есть калачи…

Ведущая: Но в старину на посиделках не только пели, да плясали, но еще и трудились, и в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Ведущая: Ай да молодцы, славно у вас получается. Девчата, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Верно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает. Песню для нее споем!

Песня «Русская печка»

(муз. и сл. И. Ростовцевой)

Ведущая: Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Созывайте всех гостей, да вставайте в круг скорей.

Вы кружок не разбивайте, веничек передавайте.

На ком веник остановится, тот и загадку отгадывает.

Игра «Веник»

(Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.

Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку).

Загадки:

1. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок добрый русский наш —Рожок

2. Деревянные пластинки, стучат, звенят – плясать велят! —Трещотки

3. Три струны, ее узнай-ка, заиграла — Балалайка.

4. Без нее деревни скучно, вместе с ней поют частушки.

Пляшет Маша и Антошка под веселую — Гармошку.

5. Тук, тук, тук все услышали мы стук,

Потерпи немножко, заиграем — Ложка!

Ведущая: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

Оркестр «Я на горку шла»

Ведущая: Очень наш народ на таких посиделках любил петь частушки. Эй, девчонки – хохотушки и, запевайте-ка частушки, запевайте по-быстрей, чтобы было веселей!

12 ребенок: Мы частушки запоем, запоем мы громко,

Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Частушки

Ведущая: Весело спели! Молодцы! А гости наши дорогие знают частушки?

Родительские частушки

1. Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать,

Мы не буду сильно топать,

Только будем припевать.

2. Самовар, ты самовар –

Золотая ножка.

Я посеяла горох –

Выросла картошка!

3. Поленился утром Вова,

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

4. Пошла курица в аптеку,

И сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи,

Чтоб любили петухи!»

5. Ой, подружки, мы наденем

Платьице с горошками.

Будем мальчиков любить,

Которые с гармошками.

Ведущая: Наши мамы молодцы! Мы от них не отстаем, платочки в руки все возьмем!

13 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.

Неужели в этом доме половицы лопнут?

Танец «Матрешки»

Дети: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говорим: до новых встреч!

Ведущая: А на прощанье желаем тому, кто в этом дому,

Чтобы все здоровы были,

Чтобы праздники любили,

Да обряды не забыли.

< Предыдущая   Следующая >

Фольклорный досуг «Деревенские посиделки» в старшей группе.

Составитель: Денискина Н.В.

Пояснительная записка

Народное творчество, обладая значительной эмоциональной и познавательной информационной насыщенностью, играет существенную роль в сохранении культуры нации.

Разнообразные формы бытования фольклора в современных условиях, развитие народных традиций, народного искусства обеспечивают сохранение непрерывности в культурной памяти, включающей целую информационную систему знаний о нравственных ценностях, традициях и достижениях в области национальной духовной культуры, которые в конкретных образовательных условиях становятся важным фактором воспитания культурно развитой личности.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры носит целенаправленный, развивающий характер. В основе этого процесса лежит пробуждение и развитие у ребят интереса к народному творчеству.

Посиделки в России — это обычай крестьянской молодежи собираться осенними и зимними вечерами в избе для работы и развлечений. Девушки обычно приходили на посиделки с пряжей или шитьем. Парни являлись позднее. Посиделки сопровождались различными рассказами, песнями, забавами. Весной сборища молодежи переносились на улицу, за околицу, игры и песни в избе сменялись хороводами, песнями, играми на воле.

Цель: Формировать представление детей об обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные – Приобщать к истокам культурных традиций русского народа;

пробуждать интерес к русскому фольклору;

  • сформировать у детей умение передавать праздничный, весёлый характер песен, частушек, танцев. Выразительно обыгрывать образы в танцах и сценках .

Развивающие — Развивать творческие способности детей;

  • развивать творчество, музыкальный слух, пластику, эмоциональную отзывчивость на русскую народную музыку.

Воспитывающие – Воспитывать чувство гордости к своей земле, к своему народу;

  • воспитывать доброжелательное отношение к людям любого возраста, уважение и сострадание.

Место проведения: музыкальный зал

Аудитория: дети 5-6 лет, родители, гости.

Художественное оформление: Зал убран в русском народном стиле. Деревенская изба. Около избы плетень, с вьющейся зеленью, через плетень перевесили свои яркие шляпки подсолнухи, на плетне висят глиняные горшки. Рядом с плетнем старинная пряха. Вдоль стены стоят лавочки, а на полу расстелены домотканые половики. Стол накрыт ажурной скатертью. На столе стоит самовар, старинный чайник, чайные чашки с блюдцами и угощения: сушки, блины, ватрушки, из сахарницы выглядывает голубоватый комовой сахар с щипчиками. На стенах висят расшитые старинные рушники, рисунки с изображением русской матрешки и русской березки.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли», «Крутись веретенце», «Ой, вставала я ранешенько»,  «Веселый хоровод», «Русская народная пляска», «Блины»; бубенцы, деревянные ложки, трещотки; блины для угощения детей;  для игры «Карусель» — разноцветные ленточки на палке (высотой 2 м); клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль.

Высказывание Вадима Шафнера:

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»

Деревенские посиделки.

Персонажи. Хозяйка, Хозяин – взрослые.

Порядок работы.

Дети стоят перед залом. Хозяйка посиделок — воспитатель в русском народном костюме – входит  в зал.  Звучит русская народная мелодия. Хозяйка обращается к зрителям.

Хозяйка. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Дети входят в зал, кланяются хозяйке.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть!  Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному –  посиделками называется. Веселья да  радости вам!

Дети исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».

1. К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.

2. С морковью пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.

3. А сейчас вдвоём
Мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши –
Мы плясать пойдём.

4. Ты топни ногой
Да притопни другой,
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой.

5. Наш детский сад
Дружбой славиться,
Приходите, гости, чаще,
Если нравится.

Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место.  Будьте как дома, присаживайтесь.

Девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяин. У нас для  каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка.  Дома сидеть, ничего не высидеть.  Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Мальчик. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Дети садятся на лавки.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли  хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде!  Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин. Погуляем на празднике нашем.

Нигде не найдете вы праздника краше.

Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы  начинает водить.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» дети водят хоровод.

Хозяин. Небылицы в лицах

Сидят в темницах – светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня — до вас.

Дети исполняют шутливые диалоги.

1 диалог.

— Федул, что губы надул?

                 — Кафтан прожег!

— А велика ли дыра то?

— Один ворот остался.

2 диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.

Хозяйка. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин.  Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать –  заслушаешься, залюбуешься.

1 девочка. У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам, над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша..

2 мальчик Они летят, веселые и грустные,

Не прерывая кружевную нить…

У русских песен бьётся сердце русское,

И от России их не отделить.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню «Крутись веретёнце».  Мальчики «подшивают» валенки  или имитируют выполнение какой-то другой хозяйственной работы.

Крутись, веретёнце,
Крутись, веретёнце,
Ниточка поёт, разговор со мной ведёт.
Крутись веретёнце,
У прялочки донце
Золотом горит, чудо-сказку говорит.

Хозяйка. Ай, да песня хороша, развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны. Ай, да девицы, ай, да красавицы.

Хозяин. А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поплясать захотелось. Покажите  свой талант.

Хозяйка. Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок.  Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

А на этих посиделках

Русскую хотим плясать.

Дети исполняют русскую народную пляску с балалайками.

Хозяин. Дальше бой скороговорок,

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Дети показывают свое умение произносить скороговорки.

1 ребенок.  Шёл Егор через двор

Нёс топор чинить забор.

2 ребенок.  Мамаша Ромаше

Дала сыворотку из-под простокваши.

3 ребенок.  У Ивашки — рубашка, у рубашки кармашки.

Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

4 ребенок.  Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

5 ребенок.  Летят три пичужки

Через три избушки.

Хозяйка. Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось!

Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Русская народная игра «Заря — заряница»

Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на руки двух играющих, оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу и забрать ленту. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Хозяин.  

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд –

Вы, смекалистый народ!

Без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех подруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает. Ложка.

Девочка.  Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Дети под русскую народную мелодию играют на ложках.

Хозяин.  Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная песня « Ой, вставала я ранешенько».

Ой, вставала я ранешенько,

Умывалася белешенько.

Припев:

Ой-ли, да-ли, калинка моя,

В саду ягодка- малинка моя!

Надевала черевички на босу,

Я гнала свою корову на росу.

Припев.

Я гнала свою корову на росу.

Повстречался мне медведь во лесу.

Припев.

Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Припев.

Ты, медведюшка — батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Припев.

Ты не тронь мою коровушку.

Не губи мою головушку!

Припев.

Хозяин. Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют  частушки под русские народные  мелодии.

Частушки.

Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.

Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.

А у нас во дворе

Крякали утята.

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить? Чай горячий — наша сила, украшение стола.

Дорогие гости! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!

Хозяин. Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сушками, ватрушками

И с блинами вкусными.

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай — чаёчек!

Чтобы радость приносил

Каждый день — денёчек!

Хозяйка.  Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами.)

1 ребенок. Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

2 ребенок. Спасибо, хозяин с хозяйкой,

За веселье да за угощенье.

Хозяйка. Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим вам до свиданья!

Вместе: До счастливых новых встреч!!!

3 ребенок. Мы славно гуляли

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

4 ребенок. Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.

Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.

Хозяйка. До свидания, дети.

Хозяин. До свидания, взрослые.

Хозяин. Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Дети под музыку уходят из  зала.

И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!»

Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.

Оформление.

Плакаты:

1. Красному гостю — красное место.

2. Гость на гость – хозяину радость

Ведущий.

Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, будет по-доброму прожит
И счастливые дни приумножит.

Забудем грустное и неприятное, отложим
все проблемы и заботы, подарим друг другу хорошее
настроение и добро пожаловать на наши посиделки.
Заглянем в прошлое.

В каждой деревне, в каждом селе были
свои посиделки. Роднило их одно-собирались, чтобы
себя показать, на других посмотреть,
переброситься частушкой, посоперничать в
потехах и забавах.

На посиделки приходили после
трудового дня. Посиделки были праздником. Но
молодых людей не всегда отпускали родители.
Нужно было хорошо поработать дома, чтобы
заслужить это. Да и отпустят – обязательно
работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать
кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.

А хозяева предлагали чайку откушать,
да гармошку послушать.

Итак, начнём наши посиделки.
Вспомним старину.
Времена давно не те,
Праздники другие,
Но обычаи старины
Помним, любим, чтим мы!

1 конкурс

Молодые люди собирались у добрых
людей. Наш конкурс называется “Хозяева”.Здесь
находятся предметы: нужно правильно назвать
предмет, объяснить его прямое назначение и
показать в действии.

1) Веник берёзовый . 7) Коромысло.
2) Гусиное перо. 8) Пяльцы.
3) Полотенце. 9) Гребешок.
4) Ухват. 10) Сарафан.
5) Чугунок. 11) Ножницы.
6) Половик.  

2 конкурс

“Всем миром” коротали время долгими зимними
вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой,
разными сказками, житейскими
историями-прибаутками.

Сейчас будем выкрикивать весёлые дразнилки.

1. У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.

3. Как у нас Ерёма есть-
Срам по улице провесть:
Нос картошкой, глаза плошкой,
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей.

4. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.

5. Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

6. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.

3 конкурс

Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал
устную литературу: мудрые пословицы, веселые
песни, смешные небылицы”. Конкурс небылиц.
Читаем по двое.

1.Что сегодня делал? 2.А ты куда шагаешь
Рукавицы искал За семь вёрст!
Нашел? Киселя хлебать?
Нашел. Нет, комара искать!
Где они были? Это которого же комара?
Да за поясом. Да того, который меня за нос хочет
укусить!

3.Это еще что! Иду… Около меня свист. Я туда –
свист, я сюда – свист! Беда думаю. Влез на берёзу
– сижу, свистит. Ан, это у меня в носу!

4. А что со мной произошло! Свистит пуля, жужжит.
Я в бок — она за мной! Я в другой — она за мной. Я
упал в кусты — она меня хвать за лоб, я цап рукой —
ан, это жук!

4 конкурс

Что – то засиделись наши гости, заскучали. Пора
и ноги размять

А какие же посиделки без хоровода. Вставай
народ, веди хоровод!

Все поем песню “Во поле береза стояла” и водим
хоровод.

5 конкурс Пословицы и поговорки
создавались на основе глубоких жизненных
наблюдений народа, его богатого исторического
опыта. Они бесценны. Вспомним некоторые из них.
Необходимо назвать как можно больше поговорок и
пословиц о животном или птице, изображенных на
рисунках. (Свинья, медведь, заяц, волк, конь, овца,
цыплята, коза, ворона, гусь, рыба)

  • Гусь свинье не товарищ.
  • Медведь на ухо наступил.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не
    поймаешь.
  • Как волка не корми – он всё в лес смотрит.
  • Старый конь борозды не портит.
  • Дарённому коню в зубы не смотрят.
  • С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  • Цыплят по осени считают.
  • Остались от козлика рожки да ножки.
  • Вороне соколом не быть.
  • Как рыба в воде.

6 конкурс

Пословица непросто молвится. Первая часть
пословицы выписана в одном столбике, 2 – в другом.
Необходимо правильно по смыслу составить
пословицу.

1.Доброму слову такие и плоды.
Доброе начало два века живет.
Доброе дело не без конца
Какие труды добрый ответ

2. Рожь поспела сама себя хвалит
Ржаная каша берись за дело
Пока есть хлеб да вода всё не беда
Плох овес наглотаешься слез

3. Кто умеет веселиться гроша не стоит
Ум без догадки у того хоть всё брось
Кто делает на авось тот и горя не боится
Дерево смотри в плодах а людей в делах

4. Старый друг а телегу зимой
Готовь сани летом не вытащишь и рыбку
Без труда лучше двух новых
Что посеешь то пожнёшь

7 конкурс

Да умел, гулять народ….
Было, было дело
Так плясал, частушки пел,
Что земля гудела.

Поём частушки.
Уж я топну ногой
Да притопну другой.
Выходи, ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!

Прялку продам,
Веретёнышко продам,
Гармонь куплю-
Плясать пойду.

Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.

Я сидела на окошке,
Ехал Гришенька на кошке.
Стал к окошку подъезжать,
Не мог кошку удержать.

Пляши, Андрей,
Не жалей лаптей
Сходим лыка надерём
Лапти новые сошьём!

Мы с подруженькой гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдём больше туда.

Эй, топни, нога,
Топни правенькая!
Я плясать пошла,
хоть и маленькая!

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку.
Стал он “русскую” плясать,
А потом вприсядку!

Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает:
“Заготавливать овёс”.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.

Делай, батька, забастовку,
Бей у маменьки горшки,
Чтобы каши не варила
И не портила крупы.

8 конкурс

Суженый, ряженый,
Приходи ко мне наряженный.

Ну, а какие же посиделки для девушек без гадания
на суженого? Мамы и бабушки, вспомним, как вы
гадали в молодости?

9 конкурс

Молодые люди вели серьезные разговоры. А
девушки слушали и примечали, кто из них умнее и
мудрее.

А теперь давайте выясним и мы, кто из нас самый
умный?

  1. Кто впервые подковал блоху? (Левша)
  2. Невеста домового. (Кикимора)
  3. Беззаботный, чудаковатый деревенский парень,
    герой многих русских народных сказок. (Иван —
    дурак)
  4. Средство передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
  5. Кто победил Соловья-разбойника? (Илья Муромец)
  6. На каком музыкальном инструменте играл Садко? (
    На гуслях)
  7. Ветви какого дерева используются для плетения
    корзин? (Ивы)
  8. Как называлась плетённая крестьянская обувь?
    (Лапти)
  9. Мастер по кладке печей.(Печник)
  10. Специальный печной “атрибут” в виде железной
    палки с загнутым концом. (Кочерга)
  11. Деревянное устройство для прядения шерсти.
    (Прялка)

10 конкурс

Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.

Засиделись наши гости. Давайте поиграем в
народные игры.

1. Третий лишний

Играющие становятся вкруг попарно. Игроки
одной пары бегут друг за другом, один догоняет
другого. Когда впереди бегущий устанет или
поймёт, что его “засалят”, то он становится
впереди какой – нибудь пары. Сзади стоящий в этой
паре убегает. Ловящий, т. е. бегущий сзади, тоже
может встать перед какой – то парой. Догоняющий
не просто “засаливает” бегущего впереди, но и
бьёт его легонько ремешком.

2. Гуси-гуси, га-га-га.

Играющие — волк, гуси, хозяйка. Гуси стоят
недалеко от хозяйки. Волк стоит вблизи.

Хозяйка: “Гуси, гуси!”
Гуси: “Га – га – га!”
Хозяйка: “Есть хотите”?
Гуси: “Да – да – да!”
Хозяйка: “Ну, летите скорей домой”!
Гуси: “Нет, нет, серый волк под горой, не пускает
нас домой”.

Гуси бегут к хозяйке, волк ловит гусей. Игра
продолжается до тех пор, пока не поймает всех
гусей.

3 игра. “Жёлуди”

Играющие садятся вкруг лицом друг другу.
Водящий бежит сзади сидящих и незаметно роняет
какой – нибудь предмет. Если тот, сзади которого
брошен предмет, не заметит, и водящий добегает до
него и салит, то он выходит из игры.

Водящий бежит и вслух говорит:

“Гуси – лебеди летели,
Они жёлуди кидали
И кричали: “У меня, у меня!”

Ведущий читает стихотворение учителя
Тамалинской школы №2 Маркина Д.Д.

Если любишь край ты свой родной, Не забудь, конечно, и людей
То побольше знать о нём старайся: Ведь они для нас всего важнее.
С котелком, с котомкой за спиной Старцев чти, боготвори детей,
Ты в поход быстрее собирайся. Вряд ли есть на свете что милее.
Изучай овражки и ручьи, Где бродил ты, что ты собирал,
Назови их, если нет названья. Всё оставь! Чтоб что – то не забыли,
Гнёздышки увидел – это чьи? Дневники, которые писал,
Собирай и песни, и преданья. Им расскажут, чем мы раньше жили.

Вот и вспомнили мы старину. Знаем, помним её. Это
хорошо. Значит, будем спокойны, наш опыт и знания
передадим нашим детям.

До свидания, до новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие школы, семьи, общественности в
воспитании школьников. Пенза, 1994 г.

2. О содержании воспитательной работы с детьми.
Пенза, 1999 г.

3. Внеклассные мероприятия в 5 – 11 классах.
Издательство “Учитель”, 2007 г. Волгоград.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий русско народного праздника
  • Сценарий русско народного концерта
  • Сценарий русские посиделки рукодельниц
  • Сценарий русские посиделки завалинка
  • Сценарий русские народные частушки