Сценарий рябиновый вальс

Режиссеры: Алёна Семенова, Александр Смирнов Сценаристы: Татьяна Мирошник, Алёна Семенова, Мария Снежная (уч.) Композитор: Евгений Дога Производство: ООО «Кинопрограмма XXI век», ООО «ТМ-фильм» Год: 2009 Актеры: Карина Андоленко, Леонид Бичевин, Константин Милованов, Владислав Ветров, Сергей…

Режиссеры: Алёна Семенова, Александр Смирнов
Сценаристы: Татьяна Мирошник, Алёна Семенова, Мария Снежная (уч.)
Композитор: Евгений Дога
Производство: ООО «Кинопрограмма XXI век», ООО «ТМ-фильм»
Год: 2009
Актеры: Карина Андоленко, Леонид Бичевин, Константин Милованов, Владислав Ветров, Сергей Горобченко, Елизавета Арзамасова, Дарья Мельникова, Сюзанна Акежева, Мария Бердинских, Валерия Ланская, Полина Раж, Дарья Колпикова, Игорь Пушкарёв, Денис Сухомлинов, Максим Емельянов

Знаете, когда собаку хотят накормить таблетками, её обманывают – прячут эти таблетки в кусочек колбасы, ничего не подозревающая собака глотает и при этом думает: «вкусно-то как!»

Сегодня у нас именно такой фильм. Домохозяйки, рыдая, оставляют на сайтах десятки восторженных отзывов: вот, мол, настоящее кино!

Скажу больше: я почти уверен, что создатели действительно хотели сделать хороший фильм о войне, но по недомыслию вместо этого получилась «отравленная колбаса».

Традиция же – женский сценарий о войне.

Но обо всём по порядку.

Итак, 1944-й год. Вологодская область. После сражений с финнами остались минные поля, которые было необходимо разминировать, чтобы использовать их в сельском хозяйстве. Мужчин практически нет, все на фронте, поэтому принимается решение по мобилизации для разминирования молодёжи, начиная с 16-тилетнего возраста.

В фильме (для пущего драматизма) мобилизуют только девушек. Я вообще сперва сомневался, что девушек мобилизовали против их воли, но посмотрел документальный фильм той же Алёны Семёновой «Выпускной на минном поле», да почитал воспоминания К. Н. Логиновой «Минёры – русские мадонны». Да, были, конечно и добровольцы, но были и просто попавшие под мобилизацию.

Ладно. Опустим тот факт, что добровольцы в фильме не показаны, и девушек сгоняют, как скот. Может, не нарочно так показали. Но эпизод, когда пытаются мобилизовать умственно отсталую 15-летнюю сестру главной героини – за гранью.

Итак, главная героиня, Полина, молодая солдатская вдова с ребёнком.

Она вызывается идти в минёры, чтобы спасти младшую сестру. (Если бы «Голодные игры» вышли тремя годами раньше, я заподозрил бы плагиат.)

Авторам не пришло в голову, что никто бы не выпустил слабоумную на минное поле, так как от этого могли бы пострадать не только другие сапёры, но и инструкторы, которые находились с ними. И то, что прошедшие обучение девушки сдавали экзамен, по итогам которого определяли, кого стоит допустить к разминированию, а кого использовать на подсобных работах, в фильме тоже не показано. Всех согнали, наспех обучили, и – толпой на минное поле.

В деревню прибывают три офицера-сапёра: майор Дорофеев, капитан Смирнов и лейтенант Цветков.

И если первые два персонажа вопросов пока не вызывают, то лейтенант Цветков показан, я извиняюсь, долбоёбом.

Он постоянно мельтешит на экране, заигрывает с девушками, без умолку болтает и неимоверно раздражает. Лейтенантские погоны на его плечах смотрятся уместно ровно настолько, насколько седло — на корове.

В итоге этот самый лейтенант самовыпиливается, показывая, как не надо поступать со взрывателем. Долбоёб и есть.

Девушки проходят обучение, после чего начинаются трудовые будни.

Первая трагедия: девушка Люба находит мину, которую на курсах подготовки не изучали и зовёт капитана Смирнова. Пока капитан не пришёл, она из любопытства начинает её ковырять. Минус один.

Да не обидятся на меня феминистки, случай вполне себе правдоподобный. Была у меня такая инициативная подчинённая. При проведении технического обслуживания я обесточил передатчики, пораскрывал их и показал, где протереть пыль, а где обработать спиртом. Тёточка быстро справилась с поставленной задачей и начала искать новое русло для своей неуёмной энергии. Тут же в аппаратной она обнаружила электрощиты, закрытые на трёхгранный ключ. Она припомнила, что такой ключ видела у начальника дежурной смены, пробралась к нему на пост и стащила ключ. Открыла электрощит и полезла в него своей мокрой тряпкой. Пиздануло её здорово, к счастью, не смертельно.

В общем, после гибели подруги все девушки пребывали в шоке. Майор согнал всех куда-то типа клуба, насильно напоил самогоном и заставил деда-гармониста играть плясовую. И давай орать на девок: «Танцуйте! Танцуйте, я сказал!!!»

Гармонист плачет, но наяривает, девки плачут, но отплясывают… совершенно дикая истеричная сцена. В «Выпускном на минном поле» одна женщина рассказывает, что гармонист увидел, как все расстроены гибелью подруги и стал играть, чтобы как-то их подбодрить. И вот на основе этого воспоминания слепили такой дикий эпизод.

Подробно пересказывать не буду. Большая часть фильма смотрится вполне пристойно, даже забываешь, что героинь на работу согнали насильно. (Злобные НКВДшники с автоматами за ними не стоят – и на том спасибо.) Но какой же современный фильм о войне без ложки говна? Вот и здесь не обошлось.

Но об этом – чуть позже. А пока фильм из военной драмы плавно стал превращаться в сопливую мелодраму: пока одна из девушек вечером в клубе пела романс, капитан взял да и подсел к вдовушке Полине.

И тут режиссёр расстарался: романс ушёл на второй план, а нам стали показывать, как все девушки старательно шушукаются и хихикают, только что пальцами не тычут в парочку. Стали шушукаться даже присутствующие бабки, так что деду пришлось даже на них цыкнуть. Режиссёр, епона мать. Достаточно было, чтобы пара девушек переглянулись и улыбнулись – и от романса бы зрителя не отвлекли, и все бы всё поняли. (Обычно я до таких мелочей не докапываюсь, но тут – реально хороший фильм могли бы сделать, да всё испортили кривыми руками.)

В общем, приглянулись друг другу вдовушка и капитан, да начали встречаться.

И вот как-то подкараулил капитана сын Полины, да навёл на него винтовку – мол, нечего с моей мамкой целоваться. Капитан поговорил с малым и успокоил его.

И вот — нежданчик! Возвращается из госпиталя «погибший» муж Полины: Сергей «Бумер» Горобченко! Причём возвращается не со слезами счастья, целуя жену и сгребая в охапку сына, а по традиции – мрачный, исподлобья на всех глядящий. (Таких же «мрачных мужей с фронта» я отмечал в обзорах китайских «А зорь здесь тихих» и в «Полумгле».)

Муж говорит, извини, мол, что не писал, что жив остался – хотел сюрприз сделать, чтобы обрадовать. Мудак.

В общем, трагедия, слёзы и сопли на первом плане. Какой уж там подвиг народа. Но не в этом мерзость фильма. Слушайте дальше.

Как выясняется в самом конце, майор Дорофеев и капитан Смирнов на самом деле никакие не офицеры, а беглые рядовые-штрафники, укравшие документы у погибших при бомбёжке сапёров.

Блядь!!! Авторы!!! Вот оно вам надо было?!

Фильм испоганен полностью. Плюс вылезает наружу невежество сценаристок. Для них штрафные подразделения – всё одно, что приговор к расстрелу. На самом деле максимальное время пребывания в штрафбате или штрафной роте (в зависимости от звания осуждённого) было три месяца. После – восстановление звания и вперёд, в своё подразделение. А то и того раньше – по ранению или за проявленный героизм.

Но наши «герои» предпочли побег и хищение чужих документов. Отморозки какие-то.

Стыдно. Очень стыдно.

Ну и в конце псевдомайор запирает Смирнова в сарае с минами и поджигает, боясь разоблачения. Приезжает НКВД и ломает его полностью.

Смирнова спасает мрачный муж Полины, рискуя жизнью. Любовные разборки, Полина бежит на минное поле. Надо сказать, на этом минном поле как будто мёдом намазано. Весь фильм туда кто-то бежит: то сынишка, то безумная сестра, то сама Полина…

Полина наступает на мину и замирает (такой эпизод просто обязан быть в каждом фильме, где фигурирует минное поле). Смирнов отталкивает любимую и накрывает мину своим телом…

Я не специалист, но, по-моему, это нифига не выход. Гранату ещё можно накрыть телом, а в мине заряд помощней должен быть. Ну да ладно. Красивый жест ради любви.

Полина родила от покойного Смирнова ребёночка, война закончилась. Конец фильма.

Ну что сказать. Хорошо, что решили снять фильм, посвящённый подвигу девушек-сапёров. То, как это удалось реализовать – другой вопрос.

Фильм, обличающий «кровавое совковое прошлое», как и ожидалось, собрал кучу наград на всяческих фестивалях:

VIII фестиваль «Дух огня» г. Ханты-Мансийск.
Главный приз зрительских симпатий – «Золотая тайга»,
Приз имени Александра Абдулова «За лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме» — Леониду Бичевину;

XII Международный фестиваль детективных фильмов «ДетективФЕСТ» г. Москва.
Главный приз за игровой кинофильм;

XVIII Международный фестиваль актеров кино «Созвездие» г. Кострома.
Приз «За главную женскую роль» — Карине Андоленко;

Всероссийский фестиваль визуальных искусств в п/л «Орлёнок».
Призы в номинации «Кинематограф»:
Гран-при,
За лучший саундтрек,
За лучшую режиссерскую работу,
За лучшую мужскую роль — Леониду Бичевину;

Международный кинофестиваль «Любовь и сумасшествие» г. Варна, Болгария. Специальный приз;

Международный кинофестиваль в Соленто, Италия.
Гран-При, Приз «За лучшую женскую роль» — Карине Андоленко;

XI Международный телекинофорум «Вместе».
Главный приз в номинации «Победители»;

VIII фестиваль «Амурская осень» г. Благовещенск.
Конкурс полнометражных игровых фильмов. Гран-При имени Валерия Приемыхова;

19-й кинофестиваль «Золотой петух и сто цветов» г. Цзяньинь, Китай.
Гран-при за лучший фильм;

Международный православный кинофестиваль «Лучезарный ангел» г. Москва
Специальный приз за лучшую женскую роль Карине Андоленко,
Специальный приз за лучшую мужскую роль Леониду Бичевину;

Фестиваль российского кино г. Онфлер, Франция.
Гран-при за лучший фильм;

Фестиваль военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» г. Волоколамск.
Главный приз зрительских симпатий.

VIII Международный фестиваль военного кино имени Ю.Н.Озерова. (2010) г.Брянск.
Специальный приз;

VI Севастопольский кинофестиваль (2010) г. Севастополь.
Приз за высокую духовность, нравственность, патриотичность;

V Международный кинофестиваль «В кругу семьи» (2010) г.Екатеринбург.
Лучшая актерская работа (мужская роль) – Леонид Бичевин;

Премия национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» (2011).
Лучшая музыка к фильму — Евгений Дога,
Номинация: Лучшая женская роль второго плана — Валерия Ланская;

Кинофестиваль «Мир на земле» (Peace on Earth Film Festival) (2011) г.Чикаго, США.
Гран-При за Лучший игровой фильм;

ХХ юбилейный Международный кинофорум «Золотой Витязь» (2011) г.Курск.
Приз за Лучшую музыку к фильму Евгению Дога,
Приз за Лучший актерский ансамбль;

Первый кинофестиваль «Сахалинский экран»
Приз за самую красивую историю любви на фоне жестоких реалий войны.

9-ый Международный фестиваль детских и юношеских фильмов. Лучший фильм в номинации «Честь имею» /Приказ Министра обороны республики Армения/, г. Ереван (2013 г.)

IХ Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча» (Обнинск, 2014) — Приз «Хрустальный подсвечник» — за лучший игровой фильм «Рябиновый вальс».

Со мной можно спорить. Мол, «всяправдаовойне» и «молодёжьдолжназнать». Я же, в доказательство своей позиции просто приведу цитату одной зрительницы. Вот выводы, которые она для себя сделала после просмотра:

Leena (Portland, USA) 17.03.2012 01:56
Смотря этот фильм, я совсем не испытывала чувства гордости за героический подвиг советских людей в годы войны. Нет, я испытывала совсем другие чувства — мне было до слёз жаль этих бедных девочек, и невыносимо стыдно за советскую родину, которая толкнула их на минное поле . Мне кажется, что даже у молодёжи, угнанной на принудительные работы в Германию и Австрию, было гораздо больше шансов выжить, чем у этих бедных обреченных детей. Неужели нельзя было найти мужчин — штрафников, добровольцев, возвращавшихся с войны фронтовиков, да мало ли каких мужчин? Но сама идея заставить перепуганных неподготовленных девочек идти по минному полю мне кажется кощунственной, я уверена, что даже гитлеровцы не додумались до этого.
Большое спасибо авторам фильма за ещё одну страничку правды о нашем прошлом.

Смекаете, авторы, что вы сняли? Если бы не кровавые совки, давно бы баварское пили. Ах, вы не это хотели сказать своим фильмом? А выводы-то напрашиваются именно такие. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

И вот ещё один мой личный вывод. Естественно, вы тоже не хотели, чтобы так получилось, да только вот единственный кадровый офицер – лейтенант Цветков на поверку оказался долбоёбом, а маскирующиеся под офицеров преступники – нормальными ребятами. Отдельное вам спасибо за ваш труд от лица российских офицеров.

P.S. Многие в комментариях недоумевают, откуда взялось такое странное название фильма. Поясняю. Музыку к фильму написал замечательный композитор Евгений Дога (это вам не Укупник в «Сволочах»). Так вот, основная тема фильма – музыкальное произведение, которое автор назвал «Рябиновый вальс». Пожалуй, это всё же лучшее, что есть в этом фильме.

Рябиновый вальс
Постер фильма
Жанр

драма / военный фильм

Режиссёр

Алёна Семенова
Александр Смирнов

Продюсер

Владимир Есинов

Автор
сценария

Татьяна Мирошник
Алёна Семенова
Мария Снежная

В главных
ролях

Карина Андоленко
Сергей Горобченко
Владислав Ветров
Леонид Бичевин

Оператор

Александр Смирнов

Композитор

Евгений Дога

Кинокомпания

«Мост-медиа»

Длительность

90 мин

Страна

Flag of Russia.svg Россия

Язык

русский

Год

2009

IMDb

ID 1557860

«Рябиновый вальс» — фильм режиссёров Алёны Семеновой и Александра Смирнова.

Премьера фильма состоялась 21 ноября 2009 года.

Сюжет

Сюжет фильма основа на событиях, реально имевших место в период Великой Отечественной войны.

Это история о подвиге юных минеров, которые ценой своей жизни обезвреживали минные поля и дороги. В соответствии с постановлением Госкомитета обороны в 1944-1946 годах на территории Вологодской области проводились работы по разминированию Оштинского района, освобожденного от немцев. Были подготовлены минеры — в основном 17-20-летние девушки. Яркая и короткая любовь главных героев — инструктора Алексея и молодой вдовы с ребенком Полины. Неожиданно возвращается живым с фронта муж Полины Егор. Извещение о его гибели было ошибочным.

В ролях

  • Карина Андоленко — Полина, молодая вдова
  • Сергей Горобченко — Егор, муж Полины
  • Владислав Ветров — следователь Кириллов
  • Леонид Бичевин — Алексей Смирнов
  • Елизавета Арзамасова — Лена, сестра Полины
  • Дарья Мельникова — Люба Синица
  • Сюзанна Акежева — Вера Митина
  • Мария Бердинских — Клавдия Маркова
  • Валерия Ланская — Маруся Городецкая
  • Полина Ражникова — Лида Комарова
  • Дарья Колпикова — Осипенко
  • Игорь Пушкарев — Петрович
  • Константин Милованов — Дорофеев
  • Денис Сухомлинов — Тимофей, сын Полины
  • Максим Емельянов — Цветков

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт фильма
  • «Ryabinoviy Vals»  (англ.) на сайте Internet Movie Database

Современные фильмы не трогают душу. Смотришь их чредой, один за другим и не хочешь вспоминать. Совсем другое картина «Рябиновый вальс».

Фильм — откровение. Фильм — как глоток свежей воды, когда тебя мучает жажда. Настоящий русский фильм, для русской души.

Великая Отечественная война — это столько историй, столько покалеченных судеб, столько несбывшихся надежд. Ты невольно ставишь себя на место этих героев и невольно спрашиваешь себя:

— А смог бы я также? А мои руки также бы тряслись, когда я прикасался бы к мине? А я смог бы пережить столько горя и боли?

В отечественном кинематографе картина о войне — «Рябиновый вальс» не стала бестселлером, а жаль. Режиссеры —  Алена Семенова и Александр Смирнов.

Фильм снят про ВОВ не только с любовью, но и состраданием. Практически детей выгоняли на поля, освобождать землю от мин.

15-17-летних девушек учат обезвреживать минные поля, но времени на подготовку мало, поэтому сразу понятно, что без жертв не обойдется.

Это поле не для урожая и сенокоса, это поле — поле смерти, причем смерти внезапной и страшной, от разрыва мины. Раз — и нет человека, молодого и жизнелюбивого… А слепоглухонемой государственной машине нет до этого дела. Привезли людей, быстро обучили, и — бросили один на один с гнетущей тишиной и смертоносной землей под ногами. Кто-то погиб, кто-то стал калекой. А «машине» и государству все равно, надо выполнять указание «сверху». Вот это и, правда, страшно и горько.

Это еще одно подтверждение того, какой ценой была куплена великая победа.

Обидно, что гибли порой люди от банальных ошибок.

В фильме показана не только война, но и любовь, и дружба, и измены, и предательство.

А вообще фильм можно охарактеризовать ёмко и точно —

Торжество Жизни над Полем смерти.

Стиль общения героев фильма пропитан духом военного времени.

В фильме смерть героев фильма не показана в кадре. Смерть ощущается через реакцию других героев, через нагнетание атмосферы. Ощущение невероятно гнетущее и тяжелое.

После первой гибели командир сгоняет девушек вместе, велит гармонисту играть, а сам заставляет девчонок пить самогон и танцевать. Они плачут и пьют, пляшут и плачут. «Рябиновый вальс», словно это вальс, — но не веселый, а кровавый, цвета пролитой героями крови, ведь рябина — ягода красная. Но все же, это вальс.

Сцена страшная и какая-то нереальная. Жутко! Так просто не могло быть! Каково же было мое потрясение, когда в документальном фильме одна из старушек буквально дословно описала эту сцену! Так всё и было на самом деле.

Как было страшно этим девочкам! Ведь завтра каждой из них придется снова идти на поле, играть в прятки со смертью. И не сбежать. Потому что накажут и потому что это — измена. Перед мужьями, отцами, братьями, которые гибли на фронте. И вот они заливают страх и боль самогоном. Пляшут у еще не остывшего тела. Заставляют себя забыть о страхе. Забыться.

Но этот ужас оказался ничем по сравнению с тем ужасом, когда девочка Лена вынесла на Поле смерти кукол. Она сделала куклу каждого человека в деревне. И военных, и девушек-саперок. Всех. И отдала их Полю, чтобы оно больше не забирало живых людей. Словно пробудились в советском ребенке древние ужасы. Смерть, которая оказалась рядом, которая бродит среди них незримо, будит в людях глубоко упрятанные, но не исчезнувшие дикие страхи. И девочка одушевила поле, забирающее жизни. Дабы задобрить недоброе божество, она кладет требы (приносит жертвы), чтобы откупить дорогих ей людей. Впрочем, не только дорогих — девочка хочет спасти всех! В каком-то смысле она приносит в жертву и себя, ведь девочка понимает, что у нее мало шансов выйти с Поля. Кукол ведь можно было и с дороги покидать. Но Лена прошла в самый эпицентр смерти, а это уже мотив христианского самопожертвования: спасти всех ценой своей жизни.

Фильм заканчивается тем, что сельчане слушают по радио известие о Победе и ликуют. Главная героиня фильма — Полина — тоже слушает и радуется. На руках у нее — новорождённый ребенок. Жизнь, которого ещё до рождения оказалась богата на потери.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий рябиновые бусы
  • Сценарий рябиновая осень
  • Сценарий рябинкины именины
  • Сценарий рябина кудрявая
  • Сценарий рюэля такенса