Сценарий сделал дело гуляй смело

□ Цели и задачи: -воспитание собранности; -закрепление знаний учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения; -знакомство с правилами составления режима дня; -обогащение словарного запаса и

Тема: «Сделал дело – гуляй смело!»

□ Цели и задачи:

-воспитание собранности;

-закрепление знаний учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;

-знакомство с правилами составления режима дня;

-обогащение словарного запаса и развитие кругозора детей.

□ Xод классного часа

Учитель: Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография» и как она может каждому из вас помочь.

Среди ваших знакомых есть ребята, которые все успевают: и уроки сделать, и книжку почитать, поиграть, любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и они никогда в школу тетрадки не’ забывают и не опаздывают. А есть такие, у которых только обещания: потом, не сейчас, завтра… «С завтрашнего дня начну зарядку делать», «Сейчас пойду погуляю, а уроки потом выучу», «Маме помогу, только сейчас поиграю с котёнком». И получается v них так: пошёл поиграть,

а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался котёнком. Так за целый день ничего не успел.

-Так кто такие «успевашки»?                

-А кто такие «неуспевашки»?

Учащийся: Валя, вставай, умывайся,

Завтрак готов, хватит спать!

Валя, быстрей собирайся,

Ведь опоздаешь опять!

Валя с трудом просыпается,

Нежится, сладко зевает.

Долго с портфелем копается —

Не поспевает.

В школе звонок будет вскоре

На переменку.

И вдруг

Ожил весь класс: в коридоре —

Валиных туфелек стук.

Если бы — без опоздания,

Это была бы не Валя!

Классом дано ей прозвание: Непоспеваля.

 Учитель: А в самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то «тайну времени» или часы у них по-другому ходят?

Оказывается, «тайны времени» все-таки есть. Посмотрите, на доске эти «тайны» записаны. Прочитайте их.

Учащиеся: Тайны времени. Взялся за дело — не отвлекайся. Делай все быстро.

 Учитель: Поясните эти «тайны времени».

Учитель:

 -Посуду можно за 3 минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно ещё и играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки будешь читать, рассматривать бутылочки, шампуни.., то и утра не хватит.

 А кровать заправлять? Уж веселей с ребятами поиграть. А ведь можно и неинтересное дело делать быстро и с интересом. Попробуй засечь время: сколько минут заняло. Попробуй ещё — теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывай: при этом делать не только быстро, но и аккуратно.

— А как же не забыть о каких-то делах, как посчитать, сколько времени    уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку?

-Вот тут-то мы и познакомимся с главной тайной времени. И называется она — режим дня.

-Как вы понимаете слова «режим дня»?

Учитель: Обратимся к «Толковому словарю». Что такое режим?

  Учащиеся: Режим — порядок чего-нибудь.

 Учитель: Распорядок. Все делать вовремя, в одно и то же время. Ведь это не просто научить себя делать все вовремя. Но надо стараться.

Учитель: 

-Давайте попробуем сейчас расписать свой день по часам, то есть составить наш режим дня. На доске  модель часов. Учащиеся выполняют задание.

Учитель: 

-Итак, проверим, что получилось.

7.00 — подъём. А после у нас идет зарядка.

-Какие упражнения вы делаете во время утренней зарядки? Покажите.

 Учитель: 

-Молодцы! А теперь поиграем в игру «Закончи предложения».

-Чистить зубы надо… (2раза в день)

-Нужно всегда мыть… (руки, лицо, шею, уши с мылом. Руки — перед едой, после работы, посещения туалета…)

-Никогда не ешьте немытые… (овощи, фрукты, ягоды.)

-Во время еды нельзя…(разговаривать с набитым пищей ртом, вертеться.)

-В одно и то же время надо…(вставать, ложиться спать, есть, делать уроки, гулять.)

-А чтобы не забыть сделать за день некоторые дела, вам поможет Мойдодыр, вы, конечно знаете кто это Он для вас прислал свои рекомендации. Давайте их прочитаем.

-Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

-Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.

-Приучайся обтираться после зарядки до пояса водой комнатной температуры.

-Всегда мой руки перед едой, после прогулки, после работы и после посещения туалета.

    — Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату. Запомните это, ребята.

-Очень нужные рекомендации прислал Мойдодыр. Постарайтесь их соблюдать и выполнять режим дня.

-Прочитайте и объясните, как понимаете их.

Упустишь минутку — потеряешь час.

Кто поздно встаёт, тот дня не видит.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.        

Делу — время, а потехе — час.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Кончил дело — гуляй смело.

Учитель: 

-Надеюсь, что разговор у нас состоялся  важный. Закончить наш классный час хочется такими вами:

Помни твёрдо, что режим Людям всем необходим!

Культура поведения

Информационная карта урока

Тема: «Сделал дело-гуляй смело»

Цель: формирование трудовых навыков.

Задачи:

Помочь детям осознать значение труда.

Развивать память, мышление на основе анализа пословиц.

Воспитывать трудолюбие.

Ход урока

1.Психолого- педагогический настрой

Орг. Момент. Эмоциональный настрой! Рапорт дежурного.

2.Актуализация изученного. .(1 и 2 гр.- отвечают устно, полным ответом; 3 гр.- отвечают по наводящим вопросам учителя; 4 гр.- отвечают с опорой на наглядность)

– Среди качеств личности выберите те, которые, на ваш взгляд, характеризуют трудолюбивого человека, подтвердите свой выбор примерами.

1. Тот, кто делает свою работу старательно и с любовью.

2. Не зависит от обстоятельств.

3. Опрятный, аккуратный.

4. Ленивый.

5. Безразличный.

6. На которого всегда можно положиться, зная, что он не подведет

7. Следование велениям совести.

Заслушиваются ответы детей.

3. Сообщение темы и целей урока. (1и 2 гр.- Анализируют вопрос, отвечают полным ответом; 3гр.- Читают с доски, пишут на слух; 4 гр.- Повторяют, списывают с доски)

Учитель пишет на доске: «Сделал дело …»

– Продолжите фразу. Как вы её понимаете? Приведите примеры.

– Предположите, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке.

Час сижу. Пишу. Вздыхаю… Как же хочется гулять! Я ошибки исправляю, Чтоб иметь оценку «пять».
Мама мне писать велела В черновик, потом — в тетрадь: «Сделал дело — гуляй смело!»- Лишь потом пойду гулять.
Час рукою неумелой Я пишу за строчкой строчки: «Сделал дело — гуляй смело!» Тут меня подвёл мой почерк…

Сегодня на уроке мы поговорим на тему «Сделал дело – гуляй смело». Ознакомить с целями урока

Записать число и тему в тетради.

4.Этап изучения нового материала. (1и2 гр- Отвечают на вопросы. Делают записи; 3гр- Читают основные понятия; 4гр- Повторяют основные термины )

Вы думаете почему в народе всегда так говорят? Да потому что с незаконченным делом и не естся и не спится спокойно. Всё время преследует чувство волнения. Разве если ты не сделаешь домашнее задание и пойдёшь гулять ты будешь спокоен. А вот если всё сделал то и волноваться нечего. Не зря ведь говорят «Сделала дело, гуляй смело».

Что же такое трудолюбие? Попробуйте составить определение

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление много и усердно работать, трудиться.

Как можно описать трудолюбивого человека? Какой он? Запишите себе в тетрадь качества трудолюбивого человека. (усердный, усидчивый, прилежный, ответственный, упорный)

В общепринятом понимании трудолюбие — готовность отдавать своё время, свои силы и энергию для производства общественно-полезного продукта. Способность заниматься трудом и работой с удовольствием, длительное время (в разумных пределах, естественно).

Считается, что для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

Ситуация для обсуждения (читают дети)

Однажды я зашла к своей подруге Ксюша, что бы позвать её погулять. Ксюша открыла мне дверь и я сразу заметила, что настроение у неё невесёлое. Она сказала мне, что на улицу ей родители не разрешили выходить, пока не выполнит мамино задание. Она провела меня на кухню и показала увесистое ведёрко с вишнями. Вчера родители привезли его с дачи, вечером Ксюшина мама будет варенье делать. Ксюша к её приходу должна удалить все косточки из вишен. Она покачала головой и вздохнула. Я решила помочь Ксюше. Моя мама тоже варит вишнёвое варенье без косточек и у неё есть специальная маленькая ложечка для выемки косточек. Я сходила домой и принесла её. Показала Ксюше как ею пользоваться и она сразу повеселела. Мы решили так: одна из нас будет вынимать косточки, другая вслух читать Чехова «Каштанка», который задала прочитать летом учительница по литературе. Потом меняемся. Так и сделали. За два часа мы приготовили вишни для варки и прочитали рассказ. И Ксюшина мама нас похвалила. Верно гласит русская пословица: «Сделал дело- гуляй смело!»

5.Физ. минутка. (все группы выполняют задание/упражнения)

6.Этап закрепления нового материала. (1и2 гр- Отвечают на вопросы. Делают записи; 3гр- Читают основные понятия; 4гр- Повторяют основные термины )

Работа с презентацией. Чтение, объяснение пословиц и поговорок о труде

7.Подведение итогов ( 1и 2гр-Отвечают полным ответом; 3гр-Отвечают по наводящим вопросам; 4гр-Повторяют основные понятия)

IX. Рефлексия. Подведение итогов.

— Ребята, давайте вспомним, какую задачу мы ставили перед собой в начале занятия.

— Кто узнал что – то новое для себя?

— Кто доволен своей работой?

— Кто не доволен?

Тема: Сценарий театрализованного представления (по мотивам украинской сказки «Колосок») для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сделал дело — гуляй смело»

Автор: Ярош Зоя Николаевна

2018-12-28     
(105)    |    
(0)

  • Метаданные
  • Файл с работой

Краткое описание

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста


Ключевые слова

Сделал дело- гуляй смело

Скачать материал


Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.!


    Вы можете стать первым, кто прокомментирует данную статью.

Внеклассное мероприятие

«Сделал дело- гуляй смело!»

Подготовила:

учитель технологии

Пугачева Елена Алексеевна

Цель мероприятия:

  • развивать дух творчества, смекалку, фантазию, воображение;

  • воспитывать чувство коллективизма, дружелюбия;

  • формировать эстетическое отношение к труду;

  • закрепить теоретические знания по предмету «технология».

Задачи:

  • заинтересовать детей в процессе изучения предмета технология

  • проверить приобретенные навыки, знания и умения в игровой форме

  • развитие познавательной активности;

  • воспитание сплоченности, коллективизма, взаимовыручки.

Материалы и оборудование:

Столярные инструменты и принадлежности (молоток, рубанок, ножовка, угольник, карандаш, гвозди, заготовки).

Для оформления мероприятия используется презентация .

Форма проведения: конкурсная программа.

Место проведения: школьные мастерские.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2. Вы находитесь в учебной мастерской, где большинство детей впервые взяли многие инструменты. Здесь они знакомятся с обработкой разных инструкционных материалов, приобретают умения и навыки, необходимые для дальнейшей жизни.

Ведущий 1. Добро пожаловать на наше «Техно-КВН »

Ведущий 2. Мир стареет в былых надеждах,

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат,

И несут на себе мастера

Ведущий 1. Руки вещие простирая

К перекресткам звездных миров,

Время движется мастерами

И надеется на мастеров!

Ведущий 2. Судить команды будет компетентное жюри. (Представление жюри)

Ведущий 1. Конкурсные задания составлены так, чтобы все участники могли продемонстрировать свои знания и умения в той или иной области.

Ведущий 2. Итак конкурс «Визитная карточка».

  • Приветствие жюри;

  • Приветствие соперникам.

Ведущий 2.Второй конкурс «Разминка»

Кручу – верчу, кручу – верчу!

Любой шуруп я закручу! (Отвертка)

***

Я скрепляю и скрепляю

Без шурупов и винтов (Клей)

***

Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!

А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)

***

Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)

***

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

***

Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.

Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)

***

Остра, как игла, а шить не годится. (Шило.)

***

Древесину ест едок, сто зубов в один рядок. (Пила.)

Ведущий 1. Конкурс « Составь пословицу».

Существует огромное количество пословиц, связанных с мастерством, трудом, работой. Уверен, что каждый из присутствующих знает, по крайней мере, две-три пословицы о труде. Сейчас мы в этом убедимся. В каждом конверте находятся бумажные карточки двух цветов. На карточках одного цвета написаны слоги, из которых надо составить одну пословицу.

1. Дело – потеха. Делу время – потехе час.

2. Дело – безделье. Маленькое дело – лучше большого безделья.

3. Труд – лень. Труд кормит, а лень портит.

4. Кататься – возить. Любишь кататься – люби и саночки возить.

5. Труд – пруд. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

6. Пряха – рубаха. Какова пряха, такова и рубаха.

7. Терпенье – уменье. Где терпенье, там и уменье.

9. Труд – перетрут. Терпенье и труд – всё перетрут.

10. Мастер – дело. Каков мастер – таково и дело.

Ведущий 2. Конкурс «Самый точный».

Ловкость рук и меткость глаз

Нужны каждому из вас.

Ведущий 1. Вам нужно будет распилить брусок на две одинаковые половины, размечать без

измерительных инструментов.

Ведущий 2. .Конкурс «Молотки».

Каждый из членов команды должен молотком забить гвоздь в деревянную заготовку. Гвозди должны быть забиты в одну линию на одинаковом друг от друга расстоянии.

Ведущий 1. Конкурс «Прочитайте анаграммы».

На доске для каждой команды написаны по 4 слова, которые нужно прочитать.

КАОГВОТАЗ НИЛКЕАЙ ПАИЛ КОНБАУР (заготовка, линейка, пила, рубанок)

ПАНИКИНЛЬ ТОЛОКМО ТАСКРЕВ СОРВЕЛ (напильник, молоток, верстак, сверло)

ИЕЕЛДЗИ (изделие), ОНБЛША (шаблон), ЦЫНИНОЖ (ножницы), НОЛОКВО (волокно), КАСЕТСМА (стамеска), СОТСЛУ (стусло)

Ведущий 2. Конкурс: «Угадай какой инструмент»

С помощью жестов и мимики изобразить работу любого ручного деревообрабатывающего инструмента. Команда должна отгадать, что изобразили их соперники; оценивается оригинальный подход, массовость.

Ведущий 1. .Конкурс капитанов.

Каждый капитан команды должен отверткой закрутить по одному шурупу. Кто закрутит первым тот победит.

Ведущий 2. Конкурс “Пять Е”. Во всех предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки:

Первая “Е” заключена в коре (бревно)

Этот “Е” у столяра в столе (инструмент)

Это «Е» имеет каждая деталь (размер)

Эта “Е” нужна везде: и на уроке, и на стройке (линейка)

Эта “Е” стоит в цехе (оборудование)

Подведение итогов. Жюри подводит итоги наших конкурсов.

Ведущий 2. Труду следует учиться всю жизнь. Я думаю, вы хорошо понимаете,

как важно любить труд, который созидает все лучшее на свете.

Ведущий 1: Спасибо всем кто принимал участие в нашем конкурсе: командам, болельщикам и конечно нашему беспристрастному жюри. Сегодня мы с вами обобщили знания, полученные на уроках Технологии,  провели замечательный конкурс и весело, с пользой провели время. Работа всеми была проведена большая, и я думаю, что каждый из нас уйдет с чувством глубокого удовлетворения.

Награждение команд грамотами и призами.

Ведущий 2. Заключительное слово. И закончим наш праздник словами Р.Рождественского:

Пока в пространстве кружится планета,

На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,

Чтоб не было рассвета,

Не будет дня , чтоб не было труда!

 На этом мы с вами прощаемся.

Желаем вам  успехов!

Дело – потеха.

Дело – безделье.

Труд – лень.

Кататься – возить.

Труд – пруд.

Пряха – рубаха.

Терпенье – уменье.

Труд – перетрут.

Мастер – дело.

Дело – потеха.

Дело – безделье.

Труд – лень.

Кататься – возить.

Труд – пруд.

Пряха – рубаха.

Терпенье – уменье.

Труд – перетрут.

Мастер – дело.

КАОГВОТАЗ , НИЛКЕАЙ, ПАИЛ , КОНБАУР ,

ПАНИКИНЛЬ , ТОЛОКМО, ТАСКРЕВ , СОРВЕЛ,

ИЕЕЛДЗИ , ОНБЛША , ЦЫНИНОЖ , НОЛОКВО ,

КАСЕТСМА , СОТСЛУ

КАОГВОТАЗ , НИЛКЕАЙ, ПАИЛ , КОНБАУР ,

ПАНИКИНЛЬ , ТОЛОКМО, ТАСКРЕВ , СОРВЕЛ,

ИЕЕЛДЗИ , ОНБЛША , ЦЫНИНОЖ , НОЛОКВО ,

КАСЕТСМА , СОТСЛУ

Первая “Е” заключена в коре

Этот “Е” у столяра в столе

Это «Е» имеет каждая деталь

Эта “Е” нужна везде: и на уроке, и на стройке

Эта “Е” стоит в цехе

Первая “Е” заключена в коре

Этот “Е” у столяра в столе

Это «Е» имеет каждая деталь

Эта “Е” нужна везде: и на уроке, и на стройке

Эта “Е” стоит в цехе

Автор: Васильева Татьяна Борисовна

Воспитатель ОГКУЗ Усольский областной специализированный дом ребенка

Проект по трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста «Сделал дело – гуляй смело»

ОГКУЗ “Усольский областной специализированный дом ребенка”

ПРОЕКТ

по трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

«Сделал дело – гуляй смело»

выполнил работу:

воспитатель группы “Карапузы”

Васильева Т.Б.

Усолье-Сибирское

Проект

По трудовому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста

«Сделал дело – гуляй смело»

Автор проекта: Васильева Т.Б. 

воспитатель группы “Карапузы” 

Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. 

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Труд – высший нравственный принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Современное трудовое воспитание – эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, ребенок приобретает умение планировать деятельность.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Актуальность

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач детского учреждения. Дом ребенка призван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущем посвятить ему всю сознательную активную деятельность.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приобретение предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай», – А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство», – Л. Толстой).

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»,

Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухо-млинского, С.Т.Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П.Р.Атутова, А.А.Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова и других.

Немаловажное значение имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А.Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду

А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание – это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

Цель: формировать положительное отношение к труду у детей 2 – 4 лет.

Задачи: 1. Развитие трудовой деятельности. 2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, желания трудиться. 3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Гипотеза: оптимальные психолого-педагогические условия, системное использование комплексных мероприятий по трудовому воспитанию и эмоционально-познавательное общение близких взрослых дома ребенка с детьми, будут способствовать развитию социально-нравственных, интеллектуальных, общекультурных, коммуникативных качеств ребенка.

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труда:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).

 Формы работы с детьми:

Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемый результат:

Дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Выполняют коллективные и индивидуальные поручения, понимают значение своего труда, заботятся о своевременном завершении совместного задания. Соблюдают порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Знают профессии близких людей, положительно относятся к труду взрослых.

Повышение культуры в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие взрослых с детьми. Пополнение  оборудования и инвентаря по трудовому воспитанию.

Срок реализации проекта

сентябрь – май 2021 – 2022 г.

Проект реализуется в течение всего дня, в режимных моментах, на занятиях.

Вид проекта долгосрочный:  на 2021 – 2022 учебный год.

Тип проекта практико-ориентированный

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Подготовительный этап:

Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление перспективного планирования основного этапа проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий
Заключительный этап

Показ презентации «Маленькое дело лучше большого безделья»

Управление проектом

Для реализации проекта «Маленькое дело лучше большого безделья»

Создана творческая группа, в состав которой входят:

  1. Воспитатели
  2. Специалисты
  3. Медицинская сестра
  4. Вспомогательный персонал 

Перспективное планирование работы с детьми 2-4 лет

Срок Взаимодействие 

 с детьми

Цель Итоговое мероприятие
Сентябрь
1 неделя Ознакомление детей с фольклором о труде в огороде

Беседы «Что мы знаем об овощах и фруктах».

Побуждать детей охотно выполнять трудовые поручения, совершенствовать трудовые умения, способствовать проявлению инициативы  Веселая выставка овощей

“Озорная  корзина”

2 неделя Рассматривание картин и иллюстраций о труде взрослых Беседа «Кто заботится о нас» Подвести к сравнению их внешнего вида летом и осенью. 

Закреплять знания о труде взрослых в доме ребенка, об их заботе о детях 

3 неделя Совместный труд с взрослыми в огороде “Уборка урожая” Развить у детей наблюдательность, научить рассматривать овощи выросшие на грядках, закреплять их названия. Закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду, отмечать форму цвет величину. 
4 неделя Творческая мастерская “Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!” Поддерживать желание детей принимать участие в совместном творчестве с взрослыми
Октябрь
1 неделя Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы. Мини-субботник

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Консультация

«Приобщение ребенка к труду»

2 неделя «Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Чтение художественной литературы.

К.Чуковский «Федорино  горе»;

Закреплять навыки умывания, пользования личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду), воспитывать культуру общения.

Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.

3 неделя Совместный с дворником труд по уборке участка Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.
4 неделя 1.Беседа «Всему свое место»

2.Сюжетно-ролевая  игра

«Мы пришли в гости»

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Ноябрь
1 неделя Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, развивать познавательные процессы.

Поддерживать желание детей принимать участие в труде с взрослыми.

Драматизация сказки “Репка”

Консультация

«Обучение детей соблюдению КГН»

2 неделя «Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Чтение художественной литературы.

К.Чуковский «Федорино  горе»;

Закреплять навыки умывания, пользования личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду), воспитывать культуру общения.

Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.

3 неделя Совместный с дворником труд по уборке участка Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.
4 неделя 1.Беседа «Всему свое место»

2.Сюжетно-ролевая  игра

«Мы пришли в гости»

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, желание трудиться.
Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Декабрь
1 неделя Чтение пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра  «Как мы маме помогаем» Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук. Оформление выставки 

«Кем работают наши близкие?» 

(    аппликация, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

2 неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.
3 неделя «Что мы знаем о профессиях».

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий

4 неделя Мытье игрушек.
Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.
Январь
1 неделя Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?» Довести до сознания детей важность  работы прачки; воспитывать уважение к труду других людей.

Благоустройство территории «Ледяная сказка»

-сооружение зимних построек

на участке

2 неделя Игры со строительным материалом «Мы строители» Развивать конструктивные навыки, используя в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.
3 неделя «Стирка» Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно, оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.
4 неделя «Мы дежурные» Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым. Способствовать проявлению старания, положительных эмоций.
Февраль
1 неделя Знакомство с трудом медицинской сестры Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду. Экскурсия в мед. кабинет, “Озорной репортер”

(вопросы детей о деятельности врача, мед.сестры)

Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

2 неделя Беседа «Кем ра-ботают близкие взрослые»

Упражнение «Расставим стулья»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.

3 неделя Чтение художес-твенной литературы

В. Маяковский «Кем быть?».

Продолжать знакомить детей с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.
4 неделя Полив комнатных растений. Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.
Март
1 неделя Беседа«Как мы правильно моем лицо и руки»

«Зачем мы умываемся перед едой?»

Чтение: К. Чуковский 

«Мойдодыр»

Закреплять умение засучивать рукава перед умыванием, самостоятельно мыть руки мылом, учить мыть лицо не разбрызгивая воду. 

Закреплять умение пользоваться носовым платком и салфеткой

Приглашение к чаепитию

«В гости к кондитеру”

2 неделя «Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки) Выполнять добросовестно поручения.
3 неделя Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Кондитер»

Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.
4 неделя Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией – парикмахер.
Апрель
1 неделя Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени. Учить детей сажать лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым. “Зеленая 

аптека”

организация огорода

Консультация

«Культура поведения – для чего это нужно?»

2 неделя Чтение произв-ния : З.Александрова 

«Вкусная каша»

Учить держать ложку тремя пальцами, съедать бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.
3 неделя Дидактические упражнения:

 «Как надо здороваться»

«Поздоровайся попрощайся с мишкой»

Учить культуре поведения, 

умению приветливо здороваться и прощаться, благодарить после еды 

4 неделя Беседа«Мы вежливые дети».

Дидактическое упражнение

«Учим мишку обращаться с просьбой»

Культура поведения Способствовать формированию привычки спокойно вести себя в помещении и на улице. Закреплять словесные формы вежливого обращения с просьбой к детям и взрослым.

Закреплять навык аккуратно кушать, не чмокать губами, пользоваться салфеткой Наблюдать за играми старших детей на прогулке.

Май 
1 неделя Беседы

«Наши цветы»

«На огороде».

Целевые прогулки.

Рассматривать растения цветника, продолжать учить различать части растений, называть их цвет.

Рассмотреть лиственное дерево и ель. 

Показ презентации 

«Сделал дело – гуляй смело» 

Высаживание цветов в клумбы

2 неделя Рисование 

«Радуга-дуга»

«Вот и лето пришло»,

 «Дождик, дождик полно лить»

Рисуем мелом на асфальте

Формировать положительное отношение к труду.

Уметь добиваться результата. Развивать бережное и уважительное отношение к результат своего труда и труда других. Вызывать интерес к коллективной работе в сообществе со взрослыми и другими детьми.

3 неделя Совместный труд на участке Обучение трудовым действиям Учить собирать срезанную траву, складывать в кучу. Учить с помощью взрослых связывать траву в пучки, делать кукол, обыгрывать их. Продолжать учить убирать камешки, веточки.
4 неделя Посадка цветов в клумбу Уметь добиваться результата. Развивать бережное и уважительное отношение к результат своего труда и труда других. Вызывать интерес к коллективной работе в сообществе со взрослыми и другими детьми.

Литература:

  1. Р.С. Буре, Г.Н. Година Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1983. – 144 с.
  2. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  3.  Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.

Мониторинг трудовых умений и навыков

1.1. Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться – полить растения, рыхлить их, убрать с них пыль:

–       ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

–       ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

–       ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

–       самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

–       предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

–       не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

–       ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

–       результат труда определяет при помощи взрослого;

–       не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

–       ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

–       раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

–       не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

–       самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

–       с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

–       не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

–       все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

–       отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

–       качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 – Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 5. Умение  отобрать необходимое оборудование 6. Освоение трудовых навыков и умений

                        Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:                                           НИЗКИЙ (А)  – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий                                 СРЕДНИЙ (Б)  – труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.                                 ВЫСОКИЙ (В) – ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 – Уровень формирования отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 5. Умение отобрать необходимое оборудование 6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий
Средний
Низкий

1.2. Хозяйственно-бытовой труд.

  1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
  2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?                        Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос  Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда..                                                                             Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 – Диагностика формирования хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

                                                                                                                                            Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ (А) – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».                                                                                                                  СРЕДНИЙ (Б) – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.                                                                     ВЫСОКИЙ (В) – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 – Уровень формирования отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий
Средний
Низкий

1.3. Ручной труд.

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, формирование обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 – Диагностика формирования ручного труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:           НИЗКИЙ (А)  – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.                                                                                                             СРЕДНИЙ (Б) – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.                                                                               ВЫСОКИЙ (В) – развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 – Уровень формирования отношения детей к ручному труду

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий
Средний
Низкий
Ф.И. ребенка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения Отношение  к труду Результативность труда Общение со сверстниками Общее кол-во баллов

                                                                                                                                                    Таблица 7 – Сводная таблица формирования трудовых навыков                                       детей 2-4 лет

Таблица 8 – Результаты

Низкий уровень

(до 10 баллов)

Средний уровень

(от 11 до 27 баллов)

Высокий уровень

(от 28 до 37 баллов)

Вывод:

2.1  Мониторинг трудолюбия в разных видах дежурств

 За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:                                                                                   -хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы                     -каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;                           -хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; -хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;                       -хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.

Таблица 9 – Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Имя Вид деятельности
Дежурство по столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы

                                                                                                                                    Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:                                                                                                                                                           Группа (А)   (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.               Группа (Б)   (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.                                                                                                                  Группа (В)   (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.                                                                                               Группа (Г) (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.                                        Группа (Д) (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 – Уровень формирования отношения детей к дежурству

Уровень отношения Дежурство
по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий

2.3 Диагностика представлений о труде взрослых

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».                                                                                                                                                   

1) Были составлены вопросы для беседы.                                                                                                            2) Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.                     3) Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?                                 4) По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.                   5) Предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ответы детей занесены в Таблицу 11.

Таблица 11 – Обработка данных. Результаты по каждой беседе

Ребенок Профессия Орудия труда Процесс труда (что делает?)
Парикмахер 
Водитель
Врач 
Дворник 
Парикмахер 
Водитель
Врач 
Дворник 
Парикмахер 
Водитель
Врач 
Дворник 

Вывод:

Таблица 12.- Критерии трудовых навыков детей 2-4 лет

Трудовые навыки Критерии итого
Ознакомление с трудом взрослых Ребенок имеет представления о разнообразии профессий (строитель, учитель, летчик, повар, врач) имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли
баллы
Навыки самообслуживания Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании знает и выполняет требования гигиены
баллы
Трудовые умения Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой по занятиям в уголке природы умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь
баллы 
Отношение к труду Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности ребенок устойчиво проявляет трудолюбие стремится стать умелым посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой
баллы
Результативность труда Труд ребенка результативен ребенок оценивает результат своего труда стремится к хорошему результату
баллы
Общение со сверстниками Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам учит других тому, что умеет сам способен к деловому сотрудничеству владеет организаторскими способностями
баллы

Общие выводы:

Рекомендации:                          

Цели:

  • формирование потребности трудиться; понимания того, что труд – основа жизни;
  • воспитывать трудолюбие, гражданскую зрелость;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать логическое мышление на основе упражнений в анализе иллюстраций;
  • развивать мелкую моторику рук посредством игры;
  • корректировать зрительное восприятие посредством упражнений в работе с презентацией;
  • коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла высказываний.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда.
  • Коррекционно-развивающие: корригировать познавательный  интерес, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством дидактической игры, работы с пословицами.
  • Воспитательные: воспитывать ответственное отношения к труду, людям труда, результатам труда, трудолюбие и ответственность.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; карточки с изображением людей различных профессий;  изображения сказочных героев – Емели и Золушки; высказывания о труде, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

1. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости!

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

Введение в тему

— Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.
(Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)

Стихи детей:

1.

Стол, за которым мы сидим,
Кровать, в которой мы спим,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.

2.

По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!

3.

Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.

Воспитатель: — Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).

2. Основная часть

— Верно, тема нашего занятия: «Без труда мы никуда». (слайд 1)

— Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция — это благородное отношение к труду.

Работа над высказываниями. На доске

  • «Труд создал самого человека»,
  • «Труд – источник богатства».

— Труд — это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

— В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

То есть труд – это добывание пропитания.

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.

Можно ли уважать таких людей?

Каким должен быть труд? (честным)

Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность.

— Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки. (Морозко, 12 месяцев, Золушка, По щучьему веленью)

— Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это?

На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка.

— К какому герою больше всего подходит пословица

  • «Ленивый сидя спит, лежа работает?» (Емеле) (2 слайд)

— Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка? (3 слайд)

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)

— А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия — труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.

Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки. Много дел она успевает делать за день. И вас хочет проверить, как быстро у вас работают руки. Она предлагает вам такую игру: кто быстрее смотает веревочку.

3. Игра «Кто быстрее»

Правила: На конце палочки закреплена веревочка, нужно смотать на палочку веревку, кто быстрее это сделает.

Цель: Развитие мелкой моторики

— Все люди живут на свете по правилам. По каким? (Ответы детей)

Но у наших гостей таких правил нет. И им тяжело жить без них. Попробуем им помочь.

(На доске в разброс расположены правила для ленивых и тружеников, нам нужно составить правила для Емели и для Золушки)

Для Емели

  • Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.
  • Не берись за веник, спинка заболит.
  • Не клади в рот кашу, устанешь жевать.
  • Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
  • Не смотри телевизор, а то глазки устанут.
  • Никуда не ходи, ножки устанут.
  • Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.

Для Золушки

  • Вставай пораньше, успеешь больше.
  • В доме содержи порядок.
  • Следи за своим внешним видом.
  • Помогай старшим и младшим.
  • Выполняй все то, о чем попросят тебя родители.
  • Учись любому делу, оно всегда пригодиться в жизни.

А вам какие правила больше нравятся? Если нам не нужны правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.

Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова думать, а руки работать.

4. Дидактическая игра «Что умеют наши руки»

Выберите то дело, которое вы умеете делать.

На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело, дети выбирают то дело, которое им по душе. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.

Цель: Развитие логического мышления, словарного запаса.

Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

— Если я умею шить, то….
— Если я умею мыть посуду, то….
— Если я умею делать скворечники, то…
— Если я умею копать картофель, то …
— Если я умею готовить еду, то….
— Если я занимаюсь спортом, то…
— Если я умею пылесосить , то…..
— Если я умею ухаживать за цветами, то…
— Если я умею сажать деревья, то…..
— Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

А может быть можно пролежать всю жизнь на печи, как Емеля? Что же может произойти? (Оценить рассуждения детей, выделить более ценную мысль)

— Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.

Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в больницах, в школах трудятся одни Емели.

— Произошла авария, а Емеля-электрик лежит на печи.

Дети: — Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т.д.

В.: — Емеля — портной.

Дети: — Все люди останутся без одежды.

В.: — Емеля — строитель.

Дети: — Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.

В. Емеля — хлебороб не хочет выращивать хлеб.

В.: -Емеля – повар не желает слезать с печи.

Дети: — Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.

— Правильно, люди работают везде и в городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.

Нужны ли нам такие Емели?

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от не могу и не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Лентяй:

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

— Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Труд – основа жизни, по отношению к труду судят о человеке, кто он?

Слова, которыми называют ленивого и трудолюбивого человека разлетелись по классу (лодырь, лентяй, бездельник, неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.

Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не уважают)

И, наоборот, как относятся люди к труженикам? Как называют такого человека? (труженик, трудяга, мастер — золотые руки)

6. Словарная работа

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек. (4 слайд)

Трудолюбивый – любящий трудиться.

7. Физминутка

(видео) (5 слайд)

— Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!

А давайте попробуем научить Емелю трудиться. Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу, потому что, сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.

8. Практическое занятие «Заметь, что нужно сделать»

На столах приготовлены виды работ:

— обернуть тетрадь;

— разбросан мусор.

Ребята находят себе работу, выполняют ее. Показывают друг другу.

Если ты, Емеля, научишься видеть работу и качественно ее выполнять, то в будущем сможешь работать, где угодно и люди будут относиться к тебе с уважением.

9. Игра «Окончи пословицы»

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети хором отвечают. >(6 слайд)

  • Терпенье и труд… (все перетрут).
  • Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда).
  • Маленькое дело… (лучше большого безделья).
  • Не спеши языком — … (спеши делом).
  • Сделал дело, …(гуляй смело).
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до…(обеда).

В: — Вы сейчас учитесь в школе – это ваш труд. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

— Начиная такое важное дело, как выбор профессии, надо постараться правильно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен?» Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, участвуя в различных конкурсах, кружках. Пока человек бездействует, он сам не узнает своих способностей. Какие вы  знаете профессии?

10. Работа с презентацией

(7-14 слайды) Помогите Емеле: уберите лишнее из картинок.

11. Игра на внимание

Ну и давайте проверим, кто у нас  самый внимательный. Я буду называть предложение — загадку, а вы будете определять, что это за профессия.

12. Загадки о профессиях

(15-19 слайды).

1 уч.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 уч.

Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.

3 уч.

Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.

13. Итог занятия

О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей) (15 слайд)

Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.

14. Рефлексия

— Поднимите нужный смайлик: понравилось занятие, остались ещё вопросы, не понравилось занятие. (16 слайд)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий семь подземных королей
  • Сценарий святые земли русской
  • Сценарий семинара совещания
  • Сценарий святые женщины россии
  • Сценарий семинара педагогические технологии