Сценарий сенсорной сказки

Скачать Сценарий занятия в сенсорной комнате "Волшебное путешествие"

бортик сухого бассейна и дрыгают ногами быстро, затем медленно). Вот мы и

отдохнули! Пора вставать. (Дети выходят из сухого бассейна).

Теперь посмотрите сюда (психолог указывает на стенку, на которой

изображены обитатели моря: рыбы, осьминоги), здесь живут осьминожки.

Давайте присядем возле моря на колени».

Игра « Осьминожки»

Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских

обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца

пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу

движется осьминог левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали

вместе обследовать морское дно, там они встретили своих друзей

осьминожек.

Психолог: «А теперь нам пора двигаться дальше. (Все подходят к

«кривому зеркалу» и садятся на колени)

Психолог: Посмотрите сюда (указывает на «кривое зеркало»). Мы в гостях у

невидимых жителей. Для того, чтобы установить с ними хорошие отношения,

нам нужно оказать им знаки внимания. Посмотрите в зеркало, улыбнитесь,

скажите: «Здравствуй, привет, добрый день!». Как вы думаете, весело жителям

острова или грустно? (Ответы детей). Теперь посмотрите грустно, сердито,

удивленно, весело. Как вы думаете, что сейчас чувствуют жители острова?»

(Ответы детей).

Психолог: «Продолжим наше путешествие. А для того чтобы, невидимые нам

жители острова не грустили, предлагаю их развеселить». (Дети и психолог

встают в круг)

Игра « Веселые мартышки»

Психолог: «Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в

ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки,

хвостик на макушке. Шире ротик мы откроем и гримасы вдруг состроим. Как

скажу я цифру три, все с гримасами замри». (Дети повторяют все движения

за психологом, по тексту). Молодцы!

Психолог: «Ребята, у жителей острова, есть секрет. А какой, мы узнаем, если

выполним одно задание».

Упражнение « Гимнастика для глаз».

Дети выполняют движения глазами: а) вправовлево; б) вверхвниз.

Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно

неподвижна, двигаются только глаза.

(Психолог хвалит детей)

Психолог: «Секрет жителей острова в том, что все они каждый день

приходят и смотрят в волшебный шар, для того, чтобы увидеться с нами. (Все

подходят к модулятору звуков природы). Это их волшебный шар, который

предсказывает будущее. Как вы думаете, видят сейчас вас жители острова?

Чтобы вы хотели им сказать? (Ответы детей)

Ребята, но это еще не все волшебство. У жителей острова живет волшебный

кит, который умеет исполнять желания. Посмотрим на кита?». (Ответы детей)

Автор-составитель:

 Воробьева Галина Федоровна

Педагог-психолог

МАДОУ «Колокольчик», г. Когалым

«В гостях у сказки»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в сенсорной комнате для детей подготовительной  к школе группы

Цель: Развитие психических функций, эмоционально-личностной сферы детей.

Коррекционно-образовательные  задачи:

  1. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  2. Расширять и активизировать словарный запас.
  3. Закреплять умение различать и  выражать с помощью мимики и пантомимики эмоциональные состояния(радость, грусть, удивление).

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать:

ü  внимание, память, восприятие, логическое мышление, фонематический слух; воображение, эмоционально-выразительные движения;

ü  общую и мелкую моторику;

ü  произвольность и самоконтроль.

Коррекционно-воспитательные задачи:

ü  Стимулировать чувство сопереживания персонажам художественного произведения.

ü  Формировать навыки сотрудничества в парах, доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

ü  Способствовать созданию положительного эмоционального фона.

Оборудование:

ü  дорожка из ткани, мягкие модули, массажный коврик «Проснись»; 

ü  телевизор; музыкальное сопровождение (волшебная музыка, сказочная);

ü  макеты деревьев; силуэты героев сказки из белой бумаги, подвешенные к потолку; бланки к игре «соедини точки по порядку», простые карандаши; веревка; 3  картинки зайцев, разрезанные пополам; картинки пиктограммы эмоций, разрезанные на 6-8 частей (радость, грусть, удивление);  цветной песок, игрушки – герои сказки;

ü  интерактивное оборудование:  панно «Бесконечность», зеркальный шар с прожектором, фиброоптоволокно, песочный столик с подсветкой.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с эмоциями и пиктограммами, их выражающими; разучивание потешки про медведя; игровая деятельность в сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования.

Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игра (обучающая, подвижная), визуальный и тактильный контакт, сказкотерапия, песочная терапия, ИКТ.

Ход коррекционно-развивающей деятельности

I.    Организационное начало

Приветствие «Добрые руки»

(дети встают в круг)

Психолог показывает движения, дети проговаривают и повторяют вместе с ним:

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Правая и левая рука — в стороны

Ладони вверх

Круговое движение руками

Кулачки сжаты, к плечам

Поглаживание своих ладоней

Имитация лепки

Пальцы сжаты в «замок»

Психолог:Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками (http://doshkolnik.ru)

Мотивационно-побудительный момент

(на экране телевизора появляется мышка, пищит)

Психолог: Смотрите, кто к нам в гости пришел? Интересно, из какой она  сказки? Вспомните, в каких сказках встречается мышка?(ответы детей.)

Психолог: А давайте ее спросим. Скажи, мышка, ты из  какой  сказки?

Мышка(на экране): Узнаете, когда загадку отгадаете.

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом.

Он залезть в него не смог.

Это сказка…(Теремок)

Психолог: Какие еще звери жили в теремке? (ответы детей)

(на экране появились все герои, кроме медведя)

Психолог: А что случилось, когда пришел медведь-косолапый?

(ответы детей)

(на экране картинка разваленного теремка)

Мышка: Да, да, пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле – еле все успели из него выскочить. Ой-ой-ой! (плачет)

Психолог: А как можем помочь героям? (ответы детей)

Психолог: Предлагаю отправиться в сказку и помочь ее героям.

II. Основная часть.

1.      «Три  дороги в  сказку»

Психолог: Ребята, чтобы  попасть  в  сказку,  нужно  пройти  по  одной  из  трех  дорог. Все  дороги  волшебные, все они наделяют  идущего  силой,  которая  перенесет  вас  в  сказку. Первая  дорога  —  самая  легкая, ровная  и  гладкая (дорожка из ткани).  Вторая дорога труднее:  она  состоит из  кочек,  и  по  ней  надо  не  идти,  а  прыгать, попадая  точно в  цель (мягкие модули). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.  Третья  дорога  —  самая  трудная. Она  колючая  и  болезненная  (спортивный массажный коврик «Проснись»). Но  зато  и  силу  она дает  огромную,  гораздо  больше,  чем первые две.  Хорошенько  подумайте, какую  дорогу  вам  выбрать.  Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как наполняетесь волшебной силой. 

(звучит волшебная музыка, дети выбирают самостоятельно дорогу

и проходят по ней)(http://doshkolnik.ru)

  1. «Волшебная дорога»(работа с интерактивным оборудованием)

Психолог:Вот перед нами волшебная дорога (интерактивное оборудование панно «Бесконечность») посмотрите, какая она длинная. Пройдите ее, смотря в- даль, и попадете в сказку(nsportal.ru)

(выключается свет, дети по одному смотрят панно «Бесконечность»)

Психолог: Ну, вот мы и в сказке.

(звучит сказочная музыка, открывается лес, светится зеркальный шар, включено фиброоптоволокно)

Психолог:Посмотрите, все звери на полянке (теневое отражение на стене).

Каких героев вы видите? (дети перечисляют героев сказки). Давайте с ними поближе познакомимся и вместе поиграем.

(включается свет, на экране появляется изображение волка)

3. Игра «Передай невидимый предмет»

Психолог: Ребята, посмотрите, волчок-серый бочок, предлагает поиграть с волшебным предметом – это большой мяч, но он невидимый. Когда я передам его вам, он будет превращаться в другой предмет. А в какой вы придумаете сами и изобразите.

(Дети по кругу передают невидимый предмет, называя его иизображая с помощью пантомимики)

Молодцы, какие интересные у вас предметы получились!

(на экране появляется изображение лягушки)

4. Игра «Соедини точки по порядку»

Психолог: А вот лягушка-квакушка, бежала по лесу и видела дерево. А какое, вы отгадаете, когда соедините все точки по порядку.

(дети выполняют работу сидя за столом)

Психолог: Какое же дерево видела лягушка? (Елочку). Молодцы!

(на экране появляется изображение мышки)

5. Игра «Будь внимателен»

Психолог: Следующую игру нам предлагает мышка. Я буду произносить различные слова,как только вы услышите слово «мышка», то должны будете перепрыгнуть через веревочку.

(примеры слов: мышка, книжка, шишка, мышка, крышка, мишка, кошка, мышка, мышка, мошка, мышка, плошка, ложка, мышка, мышка и т.д.)

(на экране появляется изображение лисы)

6. Игра «Кто здесь лишний?»

(на экране телевизора)

1. Медведь, лиса, волк, заяц

(Лишний заяц, т.к. он травоядный, а все остальные – хищные животные)

2. 3 зайца, 1 зайчиха.

3. 3 лисы сказочных, 1 настоящая.

4. 3 «злых волка», 1 «добрый».

(на экране появляется изображение зайчика)

Психолог: Для следующей игры вам нужно разбиться на пары.

7. Упражнение «Найди свою пару»

(дети находят свою пару соединяя разрезную картинку) 

8. Игра «Расскажи потешку с разными эмоциями»(Работа в парах)

Психолог: Вы должны в парахсобрать картинку пиктограммы  и рассказать потешку с той интонацией, которая соответствует эмоции данной пиктограммы.

Шумит на опушке мишка топтыжка

Шишка на макушке у бедного мишки.(Эмоции: радость, грусть, удивление)

(на экране появляется изображение мышки)

9. Игра «Прятки в песке»  (песочная терапия)

Мышка: Вот еще одна игра, вам понравиться она.

Ну-ка, звери быстро враз в песок мы спрячемся сейчас.

Психолог:Вы ребята поспешите, здесь зверей скорей найдите.

(дети в цветном песке находят спрятанные игрушки)

Психолог: Ну что, ребята, героев вы нашли.  А теперь их нужно заселить в новый, красивый теремок.Где же его взять?(ответы детей)Как можно его сделать? (ответы детей). Молодцы, его можно нарисовать на песочном столике!

(психолог с детьми рисуют сказочный теремок на песочном столике, заселяют героев)

Посмотрите, дом стоит.

Ну, а к дому путь открыт.

Мы зверей всех приглашаем,

В новый домик заселяем.

Мышку- норушку, лягушку-квакушку,

Зайку- побегайку, лисичку-сестричку,

Проходи волчок – серый бочок,

Ну, и ты медведь косолапый.

В одном доме все живут. Их соседями зовут!

Дети по очереди, в соответствии с текстом,  «заселяют» каждого героя в окошко.

 (в сказочном теремке «зажигается» свет, а на экране появляется изображение большого теремка с героями)

III. Заключительная часть

Психолог: Как ребята они будут жить? (ответы детей). Помогли мы им? Вы – молодцы!

С теремком пора прощаться,

В детский садик возвращаться.

По дорожкам мы пойдем,
В сад любимый попадем.

(дети идут по дорожкам, звучит волшебная музыка)

Психолог: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?(ответы детей)

Психолог: В завершении нашего путешествия предлагаю передать друг другу эстафету дружбы.

Игра «Эстафета дружбы»

(дети встают в круг и передают, как эстафету, рукопожатие)

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.-Ярославль, 1997г.
  2. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь…- Москва, 2015г.
  3. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия старшая, подготовительная группы,2014г.
  4. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей, Волгоград.

Интернет-ресурс:
https://psichologvsadu.ru/
https://www.maam.ru
http://doshkolnik.ru

nsportal.ru

https://znanio.ru

http://diplomba.ru/work/103197

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005827

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Функции сенсорной комнаты. Работа
учителей-логопедов по релаксационной и
активационной коррекции детей в сенсорной
комнате. Конспекты занятий по возрастам.

Сенсорная комната является
многофункциональным комплексом, использование
которой способно значительно оптимизировать
развитие ребенка. В зависимости от проблематики
и возраста ребенка используются разные приёмы и
методы работы в сенсорной комнате. Для подбора
игр и занятий мы используем различную
методическую литературу. Но в предложенных играх
не ищем готовых рецептов, педагогам
предоставляется возможность для
самостоятельного творчества. Занятия в раннем
возрасте проводятся в основном индивидуально,
иногда в малых подгруппах, что снижает
тревожность малыша. Количество занятий
определяется индивидуально и зависит от
динамики развития ребенка. Длительность занятий
также подбирается индивидуально и зависит от
особенностей адаптации детей, их эмоциональных
реакций. Работа в сенсорной комнате с
дошкольниками направлена на поэтапное включение
и синхронизацию всех сенсорных потоков через
стимуляцию различных органов чувств. Для детей
полезно на занятиях, для избежания однообразия,
использовать сказочные сюжеты, где
использование какого-нибудь тренажёра будет
частью сказки. Сенсорная комната не может
заменить экскурсий и наблюдений над окружающим
миром. Она может помочь запомнить,
систематизировать и закрепить полученные
впечатления. При работе с возбудимыми детьми
время пребывания в комнате должно быть
минимальным и минимальной должна быть нагрузка
на сенсорику. Тревожным детям на занятиях
следует исключить резкие переходы от одного
стимула к другому. Для работы в сенсорной комнате
можно использовать методики свето-, цвето-, звуко-
и ароматерапии для воздействия на состояние
детей через соответствующие органы чувств. На
занятиях мы используем классические музыкальные
произведения. По своему назначению классические
произведения делятся на детские, релаксационные,
активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды
действуют на определенные нервные клетки и
вызывают соответствующий эффект: расслабляют,
успокаивают и т.д. Релаксационными свойствами
обладают, например, отрывки из следующих
произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № медленные
части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф.
“Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В.
“Каватина Нормы”; Вивальди А. Бетховен Л. вторые
части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П.
анданте кантабиле из 5-й симфонии, и “Октябрь” из
цикла времена года и др. К активизирующим
музыкальным произведениям относят, например,
произведения В.Моцарта — первые и третьи части из
фортепьянных сонат и концертов, из “Маленькой
ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная
флейта”; П.Чайковского — вальсы из балетов,
тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й
симфонии; М.Глинки “Романсы”; А.Вивальди
“Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др. Спокойная
классическая музыка увеличивает
интеллектуальную работу мозга человека,
понижает давление и активизирует иммунную
систему организма.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит
равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней.
Оптимальное комплексное воздействие на все
органы чувств и нервную систему человека,
очарование “живой сказки”, создающее радостное
настроение и ощущение полной безопасности – все
это позволяет говорить об уникальности и
ценности сенсорной комнаты для людей.

Вашему вниманию предлагаются конспекты
занятий в сенсорной комнате для детей разных
возрастных групп с ОВЗ.

Конспекты занятий

“Путешествие в сказочную страну” (I
младшая группа).

Цель: Закреплять знания о зиме, обогащать и
активизировать словарный состав ( глаголы —
строить, взяли, прилагательные — белый, холодный,
пушистый).

Задачи:

Формировать интонационную выразительность
речи в беседе о зиме, о диких животных, упражнять
в употреблении словосочетаний по схеме “имя
существительное + глагол”, учить говорить
внятно, не торопясь, достаточно громко, используя
односложные (дом, снег), двусложные (медведь,
зайка) слова, совершенствовать артикуляционный
аппарат, речевое дыхание, общую и мелкую
моторику, способствовать снятию
психоэмоционального и мышечного напряжения и
созданию положительного эмоционального фона,
развивать зрительно-моторную координацию,
слуховое восприятие, внимание, воображение,
память, мышление.

Воспитывать умение вслушиваться в музыкальное
произведение, чувствовать настроение музыки.

Оборудование: сухой бассейн, зеркальный шар,
тактильные дорожки с различными видами
наполнителей и покрытия, снежки (белые шары),
ватные шарики (снежинки), сюрпризная коробка,
волшебная палочка, шапочки зайчат, игрушки
животных, пузырьковая колонка (печка),
магнитофон, конфеты.

Ход занятия:

Организационный момент. Создание
психологического комфорта.

Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома
“Времена года”.

Логопед: Проходите, малыши. Я рада вас видеть,
ребята (каждого ребенка берет за руку, улыбается
ему). Мы с вами попали в сказочную комнату.
Давайте поиграем.

— 1, 2, 3, волшебная палочка, деток в зайчиков
преврати (надеваются шапочки).

Кто мы теперь с вами?

— А теперь на меня внимательно смотрите и
слушайте.

Стихотворение о зиме (включается зеркальный
шар):

Вот зима. Кругом бело – много снега намело.

— Посмотрите, все кругом белым-бело, много снега
намело. Как красиво падает снег!

— Снег, какого цвета?

— А какой снег еще, если взять его в ручки?
Холодный или теплый?

— Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем в
снежки. Из коробки с цветными шарами выберите
только белые шарики. Начнем игру. Будем бросать
снежки далеко вперед. Хорошо зимой. Деткам зимой
на улице весело, смешно. Ребята, вам понравилось
играть в снежки?

Упражнение на дыхание “Снежинки”
(используется вращающийся зеркальный шар).

Идет снегопад. Падают, падают снежинки на лапки
нашим зайчикам. Что падает вам на лапки? Давайте
сдуем снег. Мы сдуем снежинки сначала тихо: Ф-ф-ф,
потом подуем на них, как ветер, сильно: В-в-в.

Релаксация в сухом бассейне. Мягкий, пушистый
снег лежит везде: на крышах, на дорожках, на земле.
Зайчики, вы хотите посидеть на снегу. Садимся на
бассейн, медленно опускаем ножки и ручки под
шарики. Зайкам хорошо, мягко, тихо и уютно.

Замерзли ли наши зайки? Нужно нам до домика по
дорожке дойти. Садимся на кресла – пуфики и
снимаем обувь.

Хождение по тактильной дорожке. Садимся на
кресла – пуфики и обуваем сандалики.

Теперь нам надо согреться в домике. Но домик у
нас только один. Построим домики для всех зайчат.
Что мы построим для зайчиков?

Пальчиковая гимнастика (дети слова
проговаривают вместе с логопедом).

Пила, пила пили быстрей,
Мы строим домик для зверей.
Там белый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

Артикуляционные упражнения: У нашего домика
окошки открываются и закрываются. Покажите
зайчики ротиком, как они открываются, а потом
закрываются. Вокруг нашего домика стоит
заборчик. Покажите ваши белые зубки. В домике
тикают часики: тик-так.

Покажите язычком, как тикают часики.

Релаксация “ У печки”.

В нашем домике есть печка. Подойдем к печке, ее
огоньки освещают и согревают нашу комнату. Сядем
возле нее, будем смотреть на пламя и слушать, как
оно горит. Как спокойно и тепло зайчикам. Очень
хорошо.

Я для вас приготовила сюрпризы. Кто из вас
отгадает загадку, тот получит его.

Отгадывание загадок.

— Кто зимой холодной спит в берлоге?

— Кто зимой бегает по лесу злой и голодный?

— Хитрая плутовка, рыжая головка, зайчиков
пугает, зайцев догоняет?

Вот мы и побывали с нами в зимней сказке. Вам
понравилось, ребятки? Дети: Да!

“Знакомство с волшебной комнатой” (II
младшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для
коррекции эмоционально-волевой сферы детей,
имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать
умение вслушиваться в речь, понимать ее
содержание; развивать оптико-пространственные
функции: воспитывать навык фиксации взгляда на
объекте и активного восприятия объекта; уточнить
артикуляцию звука [с]; развивать артикуляционный
аппарат; развивать мелкую моторику; формировать
грамматический строй речи; повторить порядковый
счет до 5; снять психоэмоциональное напряжение.

Коррекционно-развивающие: развивать
творческое воображение; развивать произвольное
внимание; развивать зрительное восприятие;
развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать
навык сотрудничества, взаимодействия.

Материалы и оборудование: пузырьковая
колонна, тактильные дорожки с различными видами
покрытия, сухой бассейн, цветные лотки,
люминесцентный шнурок, зеркальный шар, датчик
движения, УФО лампа, CD с музыкой, пуфики,
“звездный дождь”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. — Ребята, хотели бы вы попасть в
волшебную комнату? Тогда нам надо превратиться в
волшебников. Готовы? (Слова заклинания)

2. — Ребята, перед вами ручеёк, но что-то с ним
случилось, не слышна его песенка. Чтобы его
расколдовать, нужно спеть песенку водички
(отрабатывается изолированное произношение
звука [с]).

— Молодцы, вы расколдовали ручеёк! Послушаем,
как он журчит, полюбуемся на рыбок! (включается
пузырьковая колонна)

3. — Дальше наш путь лежит через болото к
волшебному озеру. Там нам нужно найти волшебные
камушки, чтобы расколдовать волшебный лес.
Пойдем осторожно по кочкам, чтобы не утонуть в
болоте! (Идут по тактильным дорожкам)

4. — Мы пришли к озеру. Здесь нас встречают
лягушки (выполняется упр. “Лягушки”).
Посмотрите, сколько тут много волшебных
камешков. А теперь соберем их в лоточки. Алеша,
положи синий камушек в синий лоточек. Лиза,
положи зеленый камушек в зеленый лоточек. Маша,
положи желтый камушек в желтый лоточек. Наташа,
положи красный камушек в красный лоточек.
Молодцы! Посчитаем, сколько всего у нас камушков!
(Дети считают: один камушек, два камушка, три
камушка, четыре камушка, пять камушков).

5. — Сейчас мы возьмемся за волшебную веревочку и
окажемся в сказочном лесу (используется
люминесцентный шнурок). Вот мы оказались в
сказочном лесу! Посмотрите как много вокруг
листьев, настоящий листопад! Давайте попробуем
поймать листочки! Ой, они от нас улетают!
(включается датчик движения).

6. Релаксация. Мы устали, отдохнем! Полежим,
послушаем музыку (включается зеркальный шар и
музыка).

7. Вот и пора нам возвращаться (дети проходят по
тактильной дорожке). Мы подходим к волшебному
дереву мудрости. Потрогаем осторожно его
веточки. Теперь мы стали более здоровыми,
сильными и умными! (Включается “Звездный дождь”)

8. Итог занятия. Молодцы, ребята! Посмотрите, как
здесь красиво! Вы настоящие волшебники! А теперь
нам пора возвращаться в группу (произносятся
слова заклинания).

“Зима” (средняя группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для
нормализации эмоционально-волевой сферы детей
имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

коррекционно-образовательные: Обобщение и
закрепление знаний детей о зимнем периоде;
развивать умения входить в игровую ситуацию,
действовать в воображаемом плане; использовать
предметы-заместители;

коррекционно-развивающие: воспитание умения
вслушиваться в музыкальное произведение;
чувствовать определенное настроение,
создаваемое характером музыки; развивать навык
речевого общения, зрительного восприятия,
внимания, творческого воображения; развитие
артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
развивать общую моторику; развитие психических
функций; способствовать снятию
психоэмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать
навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: колонна пузырьковая,
тактильная дорожка с различными видами покрытия,
сухой бассейн, зеркальный шар, CD с музыкой
П.И.Чайковского “Времена года”, контейнер с
меховыми карточками коричневого, рыжего, серого,
белого цветов, белое покрывало.

Ход занятия:

Организационный момент: — Сегодня мы будем
играть ребята. Посмотрите, наша сенсорная
комната превратится в зимний лес (включается
зеркальный шар). Давайте оглядимся. Что вы
увидели? (Дети отвечают). Падает снег.

I. Основная часть.

— Давайте по заснеженным дорожкам пройдем в лес.

(Дети проходят по тактильной дорожке).

— Снег повалил все гуще и гуще, накрыл землю
снежным покрывалом. (Закрывает бассейн белым
покрывалом).

— Наступила зима. Посмотрите, какие кучи снега
навалило (сухой бассейн), как они называются,
помните? (Ответы детей)

— Ах, как много снега, и какой он холодный! А еще
как можно сказать?

Снег, какой? (Ответы детей)

— Давайте, слепим снежные комочки. А как еще
можно играть зимой?

Какие еще бывают зимние забавы? (Ответы детей)

— А можно и просто сходить в зимний лес,
посмотреть, какой он.

— Какие деревья зимой? (Ответы детей)

— Давайте выставим руки как веточки из снега. Мы
превратились в деревья.

— Снег нападал на нас, покрыл наши ветки. (Кладет
детям в руки шарики)

— Подул ветерок, и сдул снег. (Дети сбрасывают
шарики)

— Какие животные живут в лесу? (Ответы детей).

— Где же сейчас медведь? (Ответы детей)

— Спит в берлоге. Давайте покажем, как медведь
спит в берлоге, под снегом (дети зарываются в
шарики в сухом бассейне). Как в берлоге спится
медведю? (Ответы детей) И проснемся мы только
весною (дети выходят из бассейна).

— А кто остался в лесу? Лиса, заяц, волк, белка.
Холодно зимой в лесу, но они не замерзнут. Как вы
думаете, почему? (Ответы детей)

(Работа с тактильными карточками)

— Вот мы и погуляли в лесу. Замерзли? Пора
возвращаться домой. Ах, как завалило дорожку
снегом. Придется взять лопаты и расчистить ее
(дети совершают действия с воображаемыми
предметами, проходят по тактильной дорожке).

— Раз, два. Все, дорожка свободна, заходите в дом.
Можем мы сразу проходить в комнаты? Конечно, нет.
Что мы забыли сделать? Верно, раздеться. Снимем
теплую одежду. Расскажите, какую? (Ответы детей)

— Можно проходить в комнату. (Включается
пузырьковая колонна)

— А у нас уже горит камин. Он похож на маленькую
печку, внутри которой горит огонь, он освещает и
греет всю комнату. Сядем возле него на наши
кресла и будем смотреть на пламя. Какой огонь?
Тепло вам?

— Давайте послушаем музыку. Если слушать
внимательно, то вы почувствуете, как спокойно и
тепло у камина, как потрескивает огонь.

Но вдруг из-за окна донесется свист вьюги,
завывание ветра.

II. Итог.

Понравилось вам наше путешествие? Что мы
делали? Валялись в снегу, гуляли по лесу, чистили
дорожки у дома, грелись у огня и слушали музыку.

“Волшебное путешествие” (старшая группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для
нормализации эмоционально-волевой сферы детей
имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепление
представлений о лете; уточнение, расширение,
активизация словаря (бежит, журчит, шумит, бурлит,
длинная, пятнистая, веселая); совершенствование
грамматического строя речи (существительных с
глаголами, согласование существительных с
числительными);

коррекционно-развивающие: развивать навык
речевого общения, зрительного восприятия,
внимания, творческого воображения; развитие
артикуляционного аппарата, речевого дыхания;
развивать общую моторику;

— развитие психических функций; способствовать
снятию психо-эмоционального и мышечного
напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать
навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: колонна пузырьковая,
тактильная дорожка с различными видами покрытия,
мягкая игрушечная змейка, сухой бассейн,
зеркальный шар, две корзинки, шнурочки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Ребята, вы хотите оказаться на берегу теплой
реки?

— Давайте станем ручейками и побежим к речке
(автоматизация звука [c])

(Дети заходят в сенсорную комнату, включается
пузырьковая колонна, Звучит музыка “Шум воды”).

II. Основанная часть:

— Посмотрите, мы догнали еще один ручеек.
Давайте понаблюдаем за ним.

— Что делает ручеек? (Ответы детей: бежит, журчит,
пузырится, шумит)

— Послушайте ручеек и скажите, что он делает?
(Ответы детей)

— Ой, а кто нас здесь встречает? (Появляется
змея-мякиш)

— (Дети – змея)

— Змея, какая? (Ответы детей)

— У змейки есть волшебные светящиеся шнурочки, и
она предлагает вам из них что-нибудь сделать.
(Дети из шнурков делают различные фигуры)

— Змейка приглашает нас погреться в лучиках
солнечного света. (Включается зеркальный шар)

— Посмотрите, вокруг нас солнечные зайчики, а на
что они похожи? (Ответы детей)

— Посмотрите они бегут по вашим щечкам, по вашим
ручкам, ушкам, ножкам. Давайте поймаем их ножками
(дети ловят), а теперь ладошками.

— Змейка приглашает нас искупаться в теплой
речке, а дойти до нее нужно по дорожке.

(Дети идут по тактильной дорожке, подходят к
сухому бассейну)

— Заходите в речку. Вода теплая и приятная. Нам
хорошо и тепло.

— А на дне речки разноцветные камушки. Давайте
соберем их.

(Каждому ребенку дается задание собрать свое
количество камушек, и разложить в корзинки при
этом посчитав их)

— Долго мы с вами купались, а теперь выходите
погреться на солнышке.

— Ложитесь на коврик и погрейтесь в лучиках
солнечных зайчиков.

релаксация: (включается шум воды) закройте
глазки и представьте, что вы лежите на берегу
реки, на теплом песочке. Солнечные зайчики
согревают ваши щечки, ручки, ножки. Мягкий, теплый
ветерок раздувает ваши волосы и щекочет щечки. Мы
слышим, как шумит рядом речка. Шум воды тихий и
спокойный. Вам хорошо, спокойно и тепло.

III. Итог занятия.

— Вам понравилось?

— А теперь пора возвращаться домой.

— Давайте попрощаемся со Змейкой и пообещаем ей,
что обязательно еще придем в гости.

“Космос” (подготовительная к школе
группа).

Цель: использование сенсорной комнаты для
нормализации эмоционально-волевой сферы детей
имеющих тяжелые речевые нарушения.

Задачи:

коррекционно-образовательные: уточнить,
расширить представления детей о космосе;

коррекционно-развивающие: развивать навык
речевого общения, зрительного восприятия,
внимания, творческого воображения; развивать
общую моторику; способствовать снятию
психоэмоционального и мышечного напряжения;

коррекционно-воспитательные: формировать
навык сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: УФО лампа, мягкие пуфики,
зеркальный шар, датчик движения, “Калейдоскоп”,
панно “Звезды”, “Звездный дождь”, тактильная
дорожка.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

— Друзья, вы хотите, отправится в космическое
путешествие?

— Включаем моторы (автоматизация звука [Р]),
полетели.

(Заходим в сенсорную комнату, включена УФО
лампа)

II. Основная часть:

— Посмотрите наверх, вперед. Что вы видите?

(Ответы детей). (Включается зеркальный шар)

— Звезды вокруг нас. Представьте, что мы тоже
звездочки и нам надо подружиться с другими
звездами, чтобы с ними поиграть.

— Потянемся лучиком правой руки, лучиком левой
руки. Потянемся лучиком правой ноги, левой ноги.

— Подружились! А теперь звезды хотят с нами
поиграть в игру “Найди звезду глазами”. Мы
должны стоять тихо и искать красную звезду
только глазами (включается датчик движения –
хлопаем по очереди, отвечаем полными ответами).
(Включается “Калейдоскоп”)

— Пока мы играли, не заметили, как приблизились к
солнцу. Давайте присядем и понаблюдаем за ним.

— Солнце, какое?

— Дети.

— Но подлетать к солнцу нельзя. А вы знаете
почему?

— Дети.

— Правильно. Поэтому по звездной дорожке мы
отлетим немножко (идем по тактильной дорожке).

(Включается “Звездный дождь”)

— И попали мы под звездный дождь. Давайте ощутим
звездные потоки. Вы чувствуете, как звездный
дождь наполняет вас космической энергией? Вам
уютно, приятно и тепло.

— Мы пролетели звездный дождь.

III. Итог.

— Вам понравилось путешествовать в космосе?

— Дети.

— А теперь нам пора возвращаться на нашу
прекрасную планету “Земля”. Включаем моторы.
Полетели (автоматизация звука [Р]).

Занятия в сенсорной комнате положительно
сказываются на психическом и эмоциональном
развитии детей. Необходимо учитывать, что для
получения стойких улучшений подобные занятия
должны проводится регулярно.

Занятие в темной сенсорной комнате

«Сказочное путешествие»

Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, актуализации личностных ресурсов участников и гармонизация психоэмоционального состояния.

      Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального фона

3) обогащение положительными эмоциями

4) развитие  коммуникативных умений

5) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом

6) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Здравствуй друг»

Цель:  развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков.

Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поприветствуем, друг друга и подарим хорошее настроение.

 Психолог: Сегодня мы узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным.  Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране. В этой таинственной стране привычные вещи становятся совсем другими. Здесь можно спрятаться в радугу (сухой душ), играть со звездным светом (фиброоптические волокна), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая колонна), сидеть на облаках (пуфики-кресла), лежать на мягкой земле (напольные маты) и плавать в таинственном озере (сухой бассейн). Но самое интересное это то, что вещи в нашей комнате могут меняться».

2. Разминка.

Упражнение «Волшебники»( светлая сенсорная комната)

Цель: коррекция внимания, развитие воображения, мелкой моторики, коммуникативных навыков.

Психолог:  Прежде чем попасть  в сказочную страну мы должны помочь жителям этой страны. Но, как известно в любой сказочной стране всегда есть Добрые волшебники, а есть и Злые колдуны. Сейчас Волшебная страна совершенно пуста? Все жители этой страны куда-то исчезли. А все дело в том, что злой колдун очень завидовал маленьким человечкам, за то что они были очень дружны между собой, всегда помогали друг другу и никогда не оставляли своих друзей в беде. За их доброту злой колдун превратил жителей в различные мелкие частички, смешал их, перессорил, тем самым, лишив их способности общаться между собой и выражать свои чувства. (Детям предлагается контейнер, в котором находятся перемешанные между собой: фасоль, горох, перловая крупа). Мы должны спасти жителей от чар злого колдуна и все вместе перебрать частички. Отдельно сложить горох, фасоль, перловую крупу. Только после этого жители волшебной страны смогут спастись от чар злого колдуна и снова превратиться в добрых и веселых жителей.

(Включается музыкальная композиция, способствующая формированию состояния уверенности, а также активизирующая деятельность. Ребята вместе с психологом перебирают крупу, складывая каждую в свой контейнер).

Психолог: Молодцы ребята! Все вместе мы справились с этим трудным заданием и победили Злого колдуна! Он навсегда покинул Волшебную страну, и больше никогда не будет мешать жителям этой замечательной страны жить в доброте и согласии. Давайте сейчас все вместе возьмем наши контейнеры с частичками и тихонько потрясем их. Что мы слышим? Какие звуки? Громкие? Тихие? А еще какие? А хотите, я расскажу вам секрет? Эти звуки не простые, они волшебные! Это жители сказочной страны говорят нам Спасибо, за то, что мы спасли их от чар Злого колдуна. Услышать эти звуки способен только человек с добрым сердцем, ведь только он может понять и услышать другого! А теперь отправляемся в путь по волшебному мостику, который подарит вам разные ощущения.

3. Основная часть.

1. Ритуал входа. 

«Волшебный мостик» (сенсорная дорожка) (Психолог приглашает детей войти в сенсорную комнату по сенсорной тропе.).

Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

2. Упражнение «Царство рыб» (пузырьковая колонна)

Цель: (экспресс-диагностика) Развитие умения понимать свое эмоциональное состояние, зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия. 

Психолог: А сейчас мы с вами отправляемся дальше, у жителей нашей страны  живут  рыбки вот в таком дворце (включается «пузырьковая колонна»). Посмотрим на рыбок? (Ответы детей)

.. Посмотрите, пожалуйста, на наших рыбок. Какие они красивые. Что еще вы можете о них сказать

(Дети наблюдают за рыбками, считают их, называют цвета, руками проводят по «пузырьковой колонне», описывают свои тактильные ощущения). Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли на наше занятие?

А, хотелось бы вам, чтобы у рыбок появились новые друзья?

Вы можете выбрать рыбок,  цвет которых соответствует вашему настроению:

Желтая рыбка — радостное настроение.

Зеленая рыбка— настроение спокойное, нейтральное.

Синяя рыбка – плохое настроение.

Вот, посмотрите, у наших рыбок появились новые друзья. А мы продолжаем наше путешествие.

3.Упражнение «Радужный дождь» (сухой душ) 

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

 Психолог: в этой стране может идти необычный дождь, хотите посмотреть? Представьте, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.( Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней).

Ребенку предлагается представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.

2.Релаксация «Волшебная страна»

Цель: общая релаксация; развитие  умения управлять своим телом, дыханием, оптимизация  слухового восприятия, воображения, смягчение эмоционального дискомфорта,  получение заряда положительных эмоций.

Техника проведения: предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс. Задача участников состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку, достичь  состояния релаксации.

Настрой на релаксацию: Ну а сейчас я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глазки. Вам нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку. (Включается музыкальное сопровождение, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света. Вращающийся зеркальный шар с направленным на него узким лучом света создают эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание “солнечных зайчиков”. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, находящиеся в комнате. Дети располагаются на пуфиках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают в сказочную страну).

— Вы слышите эти звуки? Волшебная, сказочная страна ждет нас. Глубоко вдохните и выдохните. Мы летим с вами в волшебную страну. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Пролетая по небу, мы видим Волшебный зеленый лес, где живут добрые человечки, а вот и Волшебное море исполнения желаний, качает на своих волнах маленькие пароходики-эмоции. Ветерок нежно обдувает наше лицо, волосы, согревает теплотой. И, наконец, показывается сказочная поляна, на которой расположилась замечательная страна. Представьте, что мы с вами спустились на сказочную поляну и почувствовали мягкую зеленую травку. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

 Настроение  становится веселым и жизнерадостным. Вы полны сил и энергии…Сохраните это ощущение комфорта надолго.

Дорогие путешественники, теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели во время нашего путешествия. (Дети открывают глаза)

Анализ:

  • Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?
  • Удалось ли расслабиться?
  • Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?
  • Можем ли мы дальше продолжать занятие?

3. Активизация. 

Упражнение «Море исполнения желаний».

Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения, активизация познавательной деятельности, стимуляция  зрительной, слуховой, тактильной модальности.

 (Используются зрительные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. Демонстрация картин-слайдов: «Подводный мир»)

  Психолог: Мы, продолжаем наше путешествие и отправляемся к морю, но не обычному морю, а морю исполнения желаний.  Ребята, посмотрите, к нашему морю ведут три дороги.

  (Психолог демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них)
«Каждая из трех дорог приведет вас к морю. Все дороги волшебные,
все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются круги с наполнителем из «Сенсорной тропы»). Эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога — самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.

(Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал).
Психолог: Ну, вот мы и добрались до моря исполнения желаний. Как вы думаете, какие обитатели живут в нем? А вот сейчас мы и узнаем! (психолог загадывает загадки о морских обитателях)

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый… (кит)

Изогнулась в море спинка,

Показался из воды,

Добродушный и послушный,

Жизнерадостный …(Дельфин)

В море зонтики плывут,
Куда волны их несут,
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь.

(Медузы)

Я вам, дети всем знаком,

Хоть живу на дне морском.

В море или океане,

Добр иль зол? – Судите сами!

Щупальца, в присосках весь,

Восемь ног, не пять не шесть.

Может кто-то скажет: «Много!»,

Но как раз, для (Осьминога).

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской… (конек)

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? 

(Черепаха)

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне.

(Морская звезда)

Чудо – юдо великан
На спине везёт фонтан.
(Кит)

Под водой растут Рога
Охраняют от врага.
За Рога и Рожки
Прячутся рыбёшки.
(Кораллы.)

Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый
(Морж)

В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня —
(Тюлень)

Психолог: Молодцы, ребята! Все вы знаете, все умеете! А теперь мы немного поиграем.

Дети опускают руки в бассейн с шариками

Игра « Осьминожки»
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Детям предлагают представить, что их руки превратились в морских обитателей осьминожек. Правая рука, осторожно передвигая свои щупальца — пальцы, путешествует по морскому дну в сухом бассейне. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, потом стали вместе обследовать морское дно.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев» (этюд на расслабление мышц)

Психолог: Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

(Перед выполнением  упражнения полезно детям  крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц).

Заключительная часть.

Психолог: После активной игры я предлагаю вам расположиться на пуфиках и поделиться впечатлениями о занятии

1.Рефлексия (оценка занятия: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Цель: формирование навыков самоанализа и   умения выразить свое состояние, закрепление благоприятного исхода деятельности.

  • Что понравилось в сегодняшнем занятии?
  • Что нового вы узнали на занятии?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

Психолог: Вот и окончилось наше с вами замечательное путешествие! Пришла пора возвращаться домой! (дети выходят по сенсорной тропе).

Сейчас, завершая наше путешествие, я предлагаю вам на станице книги путешественников закрепить символ, который соответствует вашему настроению.

Упражнение «Цветные ладошки»

Цель: психокоррекция эмоционального состояния.

 (Дети оставляют отпечатки ладошек их любимым цветом)

2. Ритуал прощания

Упражнение «Цветок дружбы»

Цель: внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников, закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание положительной мотивации для посещения следующего занятия.

 (Дети становятся в круг. Правая рука каждого участника вытянута вперед к центру круга. Получается “цветок”).

Произносятся слова: «Мы играли, отдыхали, никого не обижали! А теперь пришла пора всем сказать: «Пока-пока!»  А теперь протяните соседу руку и, не размыкая цепочку из рук, выходим из нашей волшебной комнаты, взяв собой из нашего путешествия только доброе,  радостное и позитивное.

Психолог: Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!

«Тактильные сказки»«Тактильные сказки»

  • Старший воспитатель Дрига О.В.
  • Педагог-психолог Марченко А С.

Ранний возраст- пора удивительного открытия и познания мира людей и вещей. Именно этот период является сенситивным для формирования психических процессов ребенка, формируется так называемое «базовое доверие к миру».

Понятие «базовое доверие» было введено американским психологом Э.Эриксоном «… матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других».

Именно в этом возрасте большинство детей поступают в детский сад где впервые на долгое время расстаются с мамой и переживают разнообразные эмоции в процессе адаптации к детскому учреждению. Конечно, воспитатель не должен стремиться заменить маму малышу, но ему необходимо стать близким чужим взрослым, который будет продолжать формировать «базовое доверие» к миру. Как же это возможно сделать?

Одним из способов решения может являться использование «тактильных сказок». Они помогают детям отключиться от окружающей действительности, погрузиться в мир собственных чувств, переживаний, учат доверять взрослому. Тактильное восприятие предметов помогает ребенку сформировать образ предметов, что в дальнейшем необходимо для понимания свойств и особенностей окружающего мира.

Эти сказки мы сочиняем сами или используем русские народные сказки ( «Колобок», «Рукавичка» и т.д.), в соответствии с возрастом ребенка. Примером такой сказки, которую мы придумали сами, может служить сказка «Сон снеговика». Перед погружением детей в сказочную историю мы вместе с ними из соли, муки и воды изготовили тесто и слепили снеговичка. В этом процессе мы наблюдали, насколько комфортно или нет было детям, когда они столкнулись с липкой массой теста. Были такие дети, которые испытывали тактильный дискомфорт.

Для создания сказочной атмосферы были надеты на глаза темные повязки. Отключив на время зрительный анализатор, мы способствовали обострению сигналов, поступающих от органов чувств, а именно обоняние –нюхали цитрус, тактильное восприятие-трогали колючие, пушистые и холодные предметы, слуховой- слушали разнообразные звуки. Здесь мы так же увидели проявление комфорта или дискомфорта.

В заключении сказочной истории, детки поделились своими чувствами и эмоциями: что было самое приятное, что испугало, что развеселило.

Затем дети сами предложили слепить елочку и украсить ее новогодними игрушками для снеговика.

Использование такого приема, как «тактильные» сказки позитивно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, способствует выявлению психологических проблем и открывает путь для их коррекции, они стимулируют разнообразные органы чувств, обогащают воображение ребенка. Но погружение детей в мир «тактильных» сказок возможно только при сформированности доверия к воспитателю, принятию мира, как безопасного и комфортного.

Пример «тактильной» сказки «Сон снеговика»

Наступила зима…

Выпал снег и дети пошли лепить снеговика. (Раздать соль, муку — насыпаем, смешиваем).

-Из этого можно слепить?

-Нет, нельзя, не липнет. (Добавить воду — замесить тесто и лепим снеговика). Ребята стали лепить снеговика.

— Какой чудесный снеговик получился!

Наступил вечер, все легли спать (темные повязки для глаз) и нам приснился волшебный сон! Идет снеговик по лесу, под ногами хрустит снег (хрустим крахмалом), дует ветер (веер). Идет мимо елок (ветки елки), мимо берез (веточки березы), вдруг с ёлки упала шишка (даем в руку ребенка шишку), снеговик испугался, поскользнулся и съехал с горки прямо в сугроб (контейнер со снегом). Поднял он глаза и увидел пушистую белку (дети трогают мех).

-Снеговик, что ты тут делаешь? – спросила белочка.

-Ищу елку! — ответил снеговик

-Пойдем, я тебе покажу. (Коврики)

Вышли они на полянку, где стояла елочка, она была очень красивая, от нее пахло хвоей и мандаринами. (Аромат от мандаринов и елочных веток)

Вот и закончился волшебный сон, снеговик проснулся и оказался в детском саду. (Снять маски)

Рефлексия. Дети украшают заготовки елок.

< Предыдущая   Следующая >

22.02.2022

Мастер-класс «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Тилина Людмила Юрьевна

В данном мастер-классе «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста» данна информация о различных методах работы по сенсорному развитию. Информация, содержащаяся в мастер-классе, может быть использована педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций в досуговой и в организованной образовательной деятельности. Частично материал мастер-класса возможно рекомендовать родителям воспитанников.

Оценить




446

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Веселые звоночки»

адрес: РФ, 140563, Московская область, г. Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова, дом 20

  • 8 (496) 704-41-39, Olga-7528@yandex.ru http://ozds14.obrpro.ru/

Мастер-класс «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста»

Составил:

воспитатель высшей квалификационной категории

Тилина Людмила Юрьевна

Городской округ Коломна

Московская область

2022

Цель мастер-класса: создание условий и предпосылок для повышения интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

Задачи:

1.Познакомить с различными методами работы по сенсорному развитию, используемых мною.

2.Актуализировать знания и умения педагогов по данной теме.

3.Способствовать формированию умения у педагогов ДОУ на практике изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Направленность: для педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Ожидаемые результаты для участников мастер-класса:

уровень профессиональной компетентности по использованию сенсорного развития в работе с детьми раннего возраста повысится;

обогатится методическая копилка педагогов умениями в ходе изготовления пособия по сенсорному развитию;

Ожидаемые результаты для ведущего мастер-класса:

расширение спектра возможностей по проведению мастер-класса «Сенсорная книга сказок. Роль сказки в сенсорном развитии детей раннего возраста»;

получение новых знаний по теме, полученных в ходе обратной связи с участниками мастер-класса.

Материалы и оборудование: тактильная книга со страницами, на которых разные задания по сенсорному развитию, цветной картон (четырёх основных цветов), бархатная бумага, гофрированная цветная бумага, пористая цветная резина, ножницы, клей.

Информация, содержащаяся в мастер-классе, может быть использована педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций в досуговой и в организованной образовательной деятельности. Частично материал мастер-класса возможно рекомендовать родителям воспитанников.

Ход мастер-класса

1.Вводнаячасть (Введение в тему мастер-класса)

Задачи: познакомить с целями и задачами мастер-класса, рассказать об актуальности выбранной темы.

Ожидаемые результаты: проявление интереса у участников мастер-класса к выбранной теме.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Каждый из нас был маленьким, и наверное помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, погладить, попробовать — т. е. изучить предмет со всех сторон. В детском саду ведущая деятельность – игровая. Именно через игру ребенок познает все вокруг, у него формируются представления о свойствах предметов и различных явлений, развивается восприятие. Что и является сенсорным развитием в дошкольном возрасте. Сказка – это тоже игра, игра героев, персонажей сказки. Вместе с героями играют и дети.

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной

и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования

определенных ценностей и картины мира людей.

Основная часть

Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний, который ребенок будет нести всю жизнь. Особенно ответственно нужно подходить к данному вопросу на этапе раннего возраста. Ведь именно ранний дошкольный возраст считают «золотой порой» развития ребенка. Ученными доказано, что восемьдесят процентов знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми в дошкольном возрасте, закладываются до трех лет. Определяющую роль на данном этапе дошкольного возраста играет ознакомление со свойствами предметов.

Что же такое сенсорное развитие детей в младшем дошкольном возрасте? Выдающиеся зарубежные ученые (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др., справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние (ощущение запаха)

Одной из основных задач в достижении цели работы с детьми по сенсорному восприятию является развитие у детей познавательных интересов в различных формах образовательной деятельности. Одной из таких форм является сенсорная сказка.

Цель сенсорной сказки – дать ребенку как можно больше разных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом. Малыш расставляет фигурки так, как ему нравится, придумывает сюжеты и активно готовится к таким взрослым видам творчества, как рисование и сочинительство. С этим занятием можно на какое-то время оставить ребёнка наедине, таким образом он будет играть, развиваясь.

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие книжку –малышку. В раннем возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все яркое и красивое. В связи с этим я изготовила книжку – малышку для обогащения и накопления сенсорного опыта в познавательно-практической деятельности детей раннего возраста. А также я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие.

В сказке идет фантазия, игра, повтор, непроизвольное закрепление обучающего материала. С некоторыми сказками-играми я Вас хочу познакомить.

Сенсорная сказка «Весёлая улитка»

На свете жила-была весёлая улитка, она была маленькая, глупенькая и голодная. Мама улитки уходила добывать еду, а она оставалась одна и скучала. Давайте поиграем с улиткой и покормим её.

Цель: Познакомить детей с плоскими геометрическими формами- квадратом, кругом, прямоугольником, треугольником, закрепить цвета.

Сенсорная сказка о запасливом ежике.

В данном пособии нам представлен ежик и четыре фрукта(большие и маленькие) – слива, яблоко, вишни и груша – оснащены магнитными кнопками и липучками, поэтому элементы можно по-разному располагать на странице и просто играть ими. Внутри ежика есть шуршащий элемент(целофан) для развития тактильных ощущений.

Сенсорная сказка колобок на новый лад

Жил был колобок. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушёл. А лиса захотела его съесть. Поможем колобку найти дорогу домой.

Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.

Помочь сказочному герою найти путь домой

Сенсорная сказка: «Сказочная полянка».

Цель: развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику, называть цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку пофантазировать. Наступило лето, пригрело солнышко и на полянке расцвели прекрасные цветы. Давайте соберём наши цветочки.

Следующая страница нашей книжки «Разноцветная страничка»

На поле с лентами-липучками можно по-всякому располагать съемные геометрические элементы, выкладывая из них улитку, цветочек, бабочку, гусеницу. А затем рассказывая малышу об особенностях каждого персонажа и тем самым знакомя кроху с окружающим миром. Данная игра формирует представления о цвете, величине, форме, развивает мелкую моторику, ощущения, образное мышление, воображение и усидчивость

Еще одна страница нашей книги «Пятнистый жирафик»

Он крепится к игровому полю двумя липучками. На шее жирафа находятся три ярких кольца – их можно снимать и надевать, меняя местами. Жираф находится около пальмы. Ее ствол состоит из семи разноцветных частей на липучках, которые можно по-разному расставлять, развивая фантазию и запоминая названия цветов.

Возле пальмы есть мягкое веселое солнышко, которое крепится к основе с помощью кнопки. Солнышко можно снимать и играть с ним отдельно.

Переходим к практической части.

Сегодня я Вам покажу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательное пособие своими руками, направленное на сенсорное развитие.

Хочу представить занимательную игру «Разноцветные матрешки», которая также есть в нашей книжке.

Описание приготовления пособия.

Для изготовления одной матрёшки, цветочка и лукошка нам понадобится цветной картон (четырёх основных цветов), бархатная бумага, гофрированная цветная бумага, пористая цветная резина, ножницы, клей. Берём лист цветного картона, рисуем шаблон матрёшки, лукошка, а цветочки вырезаем из различных видов бумаги, но такого же цвета как и матрёшки. Вырезаем по шаблону все детали матрёшек, наклеиваем (рисуем) лицо. Так же вырезаем лукошки и цветы. Наше пособие готово.

А теперь можно и поиграть с нашими матрёшками.

Задачи игры:

Учить группировать предметы по заданному признаку.

Закреплять умение соотносить по цвету разнородные предметы.

Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.

Развивать мелкую моторику, тактильные навыки, исследуя бумагу разной структуры..

Описание игры.

К каждой матрёшке ребёнок должен подобрать цветочек и лукошко такого же цвета что и матрёшка.

Ход игры.

Из волшебного сундучка воспитатель достает четыре матрёшки. Показывает матрёшек разного цвета (красную, желтую, зеленую, синюю). Рассматривая вместе с детьми очередную матрёшку, педагог акцентирует внимание на её цвете.

В сундучке у нас живут —

Всех матрешками зовут!

Круглолицы и румяны,

В разноцветных сарафанах!

Матрёшек выстраивают в указанной последовательности. Воспитатель объясняет детям, что у каждой матрёшки красивая одежда, а когда они все вместе, то становится так красиво, будто солнышко светит и радуга сияет.

Погулять пошли матрёшки.

Каждая взяла лукошко,

Чтоб цветочки собирать.

И цветочек и лукошко

Цвета, как сама матрёшка.

Перед каждым ребенком на столе лежит матрешка, воспитатель предлагает выбрать лукошко и цветочек. Дети выполняют задание, подбирая предметы такого же цвета, как и матрёшка.

Заключительная часть

Задачи: проанализировать достижение цели и выполнение задач мастер-класса

Ожидаемые результаты: получение обратной связи от участников мастер-класса

Таким образом, сказка с использованием сенсорики, закрепляет новые знания, способствует сенсорному развитию ребенка.

Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Как? Во что с детьми играть?

Можно в садике узнать!

Рефлексия

Прошу оценить нашу встречу. В нашей книжке есть страничка «Разноцветная поляна» и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены — синий цветок.

— Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Подводя итог проведенного мною мастер-класса, хочу отметить, что задачи, на мой взгляд, решены, цель достигнута.

Я показала, что с помощью сенсорики и сказки происходит интеллектуальное развитие ребёнка, также развивается внимание, воображение, память, наблюдательность.

Вы приняли активное участие в создании методического пособия по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Ведущий показывает и рассказывает, как работать с сенсорной книжкой.

Ведущий объясняет способ изготовления пособия.

Участники занимаются изготовлением пособия, ведущий подходит к участникам, подсказывает и помогает советами.

После изготовления пособия ведущий предлагает обыграть созданное пособие.

Ведущий просит оценить прошедший мастер-класс.

Участники оценивают.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485290-master-klass-sensornaja-kniga-skazok-rol-skaz

Также вас может заинтересовать

  • Развивающая игра Лото-профессии
  • Занятие «Сказка в каждом доме»
  • Конспект непосредственной образовательной области «В гости к гласным звукам» в младшей группе.
  • Непосредственно образовательная деятельность в средней группе «Красивая игрушка — русская матрешка»
  • Педагогический проект «Мы – пешеходы» для детей старшей группы

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий семья талантами богата
  • Сценарий сегодня школьник завтра избиратель
  • Сценарий семья общество закон
  • Сценарий сегодня рождество
  • Сценарий семья начало всех начал