Сценарий сериала эпидемия

Сценарий пилотной серии сериала “Эпидемия”. Сценарист – Роман Кантор. По книге Яны Вагнер “Вонгозеро”. Источник. Читать сценарий (.pdf)…

Сценарий пилотной серии сериала “Эпидемия”. Сценарист – Роман Кантор. По книге Яны Вагнер “Вонгозеро”.

Источник.

  • Метки
  • сценарий
Сценарист

Администратор сайта Кинодраматург.ру

Тоже интересно

Москва слезам не верит. Сценарий

  • 25/09/2012

Валентин ЧЕРНЫХ И было ей тогда семнадцать лет. Была она с тонкой талией грудь распирала узкую кофточку, бедра…

День Сурка. Сценарий (рус)

  • 04/12/2012
  • 5

     ДЕНЬ СУРКА Автор: Денни Рубин   Редакция: Гарольд Реймис   7 января 1992 г.   Перевод:…

Свой среди чужих, чужой среди своих. Сценарий

  • 29/12/2012
  • 2

Волшанский губком заседал в гулком, громадном зале старинного особняка. Низко висевшие над столом керосиновые лампы с трудом боролись с темнотой.У секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева — усталое и бледное, с припухлыми от бессонницы веками лицо нездорового человека.

Кавказская пленница. Сценарий

  • 19/02/2011

Кавказская пленница Сценарий Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской По горам, среди ущелий темных, карабкаясь все выше и…

ТЫ. Сценарий фильма “Возвращение”

  • 19/05/2015
  • 12

Сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого “Ты”, по которому был снят фильм “Возвращение” (реж. А. Звягинцев). Впервые опубликован…

Sons Of Anarchy (Сыны Анархии), пилот. Курт Саттер

  • 18/10/2012
  • 1

Screenplay Sons of Anarchy “Pilot” Written by Kurt Sutter NETWORK NINTH DRAFT 10/31/07 FX Networks � 2007 2121…

14 ноября на онлайн-платформе Premier начинается показ многосерийного остросюжетного роуд-муви Павла Костомарова. Своим восторгом от сцен апокалипсиса в отдельно взятой стране делится Ольга Шакина.

Время действия этой антиутопии не кокетливое ближайшее будущее, а наши дни. Чтобы в этом никто не сомневался, режиссер «Эпидемии» Павел Костомаров, у которого за плечами документальный сериал о российской оппозиции «Срок», пускает в кадр полицейских, орудующих дубинками, и толпу, скандирующую «Отпускай!» — девиз этого московского лета.

В кадре, впрочем, зима, а повод для волнений посерьезней муниципальных выборов — смертельный вирус, за считанные дни превративший столицу в ледяную пустыню, по которой бродят банды мародеров и зомбиподобные инфицированные. Признаки болезни — кровавый кашель и побелевшие глаза; аэропорты закрыты, дороги тоже. Но нашим героям повезло: они, судя по интерьеру и экстерьеру особняков, живут то ли на Рублевке, то ли на Новой Риге, и в ситуации апокалипсиса к их привилегиям добавляется еще одна: зараза до них еще не докатилась, а слухи о ней — уже да. Есть время упаковать побольше теплого трикотажа Loro Piana и пуховиков Moncler, сесть во внедорожник с кожаным салоном и рвануть куда подальше. Например, на север, в Карелию, где у отца одного из персонажей на острове посреди озера оборудован огромный жилой корабль (библейская аллюзия очевидна).

Собственно, старик в телогрейке, математик на пенсии (Юрий Кузнецов), ворвавшийся к сыну в жилище с охотничьим ружьем и бутылкой первача, и вдохновляет группу представителей сытого класса на побег. В компании — харизматичный жлоб из силовиков (Александр Робак), поминутно изрекающий «мудрые мысли» (главный источник черного юмора в сериале); его беременная жена — бывшая стриптизерша в розовом (Наталья Земцова); его мрачная дочь-подросток от первого брака (Виктория Агалакова), только что покинувшая реабилитационный центр для алкоголиков и на руинах привычного мира ищущая одного — выпить.

Эта опереточная семья оттеняет образцовых соседей — благородного мужчину неясных занятий с чрезвычайно замученным лицом (Кирилл Кяро), его интеллигентную подругу-психолога (Виктория Исакова) и ее сына с вроде бы синдромом Аспергера (Эльдар Калимулин). Благородный мужчина ухитрился забрать из осажденного города и первую жену (Марьяна Спивак, повторяющая тут свое амплуа из «Нелюбви») с маленьким сыном. Кортеж из трех машин, преследуемый мародерами, селянами с вилами, злым ОМОНом в противогазах и т. д. и т. п., устремляется к секретному озеру.

Довольно долго кажется, что перед нами любимый в последнее время производителями отечественных сериалов жанр — мелодрама из жизни чувствительных богатых в состоянии стресса, а бактериологический апокалипсис для нее — что-то вроде жанровых фотообоев (ни смертей, ни гор тел, ни мочилова толком не показывают; те, кто надеялся на зомби-хоррор, могут сразу отправляться пересматривать «Обитель зла»). Персонажи заботливо разбиты на пары и треугольники, и на груди у каждого бейджик с амплуа: вот первый любовник, вот две его женщины-соперницы — суровая и нежная, вот юные Ромео и Джульетта, вот благородный старик и комический толстяк, вот дитя, чтобы было за кого особенно остро волноваться. Исакова, Робак и Спивак, прошедшие суровую школу российского авторского кино у Звягинцева и Хлебникова, убедительны даже в рамках своеобразных коллизий вроде «женщины ругаются, кто сядет с героем в один автомобиль»; великий Кузнецов привычно убирает всех одним движением косматой стариковской брови.

Однако в какой-то момент начнется совсем другая история. Осторожно: в следующем абзаце спойлер! Открыть его можно, кликнув сюда.

Кабина скорой, а в ней — провинциальный доктор в исполнении Александра Яценко. Рядом водитель — Евгений Сытый, ответственный за главные образы простого человека в нашем кино последнего времени, от белорусского гастарбайтера в «Сумасшедшей помощи» до слуги Гоголя в «Гоголе». Они едут по вымершей заснеженной Руси, чтобы, словно боги из машины с красным крестом, помочь заблудшим героям. Еще через одну серию Русь-матушка с вилами и калашом в руках персонализируется в главной, видимо, на сегодня русской актрисе (чтобы не испортить сюрприз, не будем ее называть). В общем, тут начинается настоящий кроссовер: супергерои «Шторма», «Аритмии», «Обычной женщины» и «Нелюбви» встречаются в белом безмолвии русской зимы.

Самое время сказать об авторах «Эпидемии». Сценарий написан двумя мастерами комедии — Романом Кантором («Хороший мальчик», «СуперБобровы») и Алексеем Карауловым («Звоните ДиКаприо!») по мотивам книжки Яны Вагнер, этакой чуть облегченной версии Дмитрия Глуховского, беллетристки, сочиняющей крепкий эсхатологический мейнстрим с нотками мелодрамы.

Режиссер сериала Павел Костомаров известен прежде всего как оператор-реформатор российского кино нулевых, ответственный за глубокомысленную картинку «новых тихих» Хлебникова и Хомерики, документальные эксперименты Сергея Лозницы, снятые без единого штатива «Простые вещи» Алексея Попогребского и его же «Как я провел этим летом», где чуть ли не впервые с революционным результатом была использована цифровая камера Red (не скованные дороговизной пленки артисты работали в кадре как угодно долго, результат — актерский приз Берлинале). Став режиссером телевизионного кино, этот человек превращает мелодраматический экшен в своеобразное телеревю по мотивам достижений российского кино в новом веке. Мелькнут многие важные лица, мотивы (борьба свежих столичных пороков со старыми демонами вымирающей деревни), будут заданы и проклятые русские вопросы, причем в лучшей для этого форме постапокалиптического роуд-муви. Американским авторам давно известно, что этот жанр — лучший способ увлекательно пофилософствовать на тему, куда мы все в буквальном смысле катимся. У нас что-то похожее в нулевые успешно опробовал Петр Буслов в «Бумере».

Костомаров в «Эпидемии» тюнингует эту жанровую схему сообразно отечественной культурной традиции. По малоприветливым и плохо проходимым даже на хорошей шипованной резине снегам, которые служат символом России со времен золотого классического канона (Эх, птица-тройка! Ямщик, не гони! Экая метель, барин; только версты полосаты попадаются одне!), катится натурально тройка машин с людьми-архетипами, катится сквозь лоскутное пространство без внятного центра, обманчиво покорное, но готовое тихо поглотить любую власть (вот как раз проехали еще один расстрелянный блокпост), которая попробует подчинить себе и хоть как-то упорядочить эту бесконечную территорию. Тройка едет сквозь апокалипсис к утопии, существование которой под большим вопросом (да и поместятся ли в корабле на холодном озере все заинтересованные лица — это тоже непонятно), следуя классическим путем, по крутому маршруту в сторону русского ковчега.

Сериал «Эпидемия» топ-менеджеры телеканала ТВ-3 Евгений Никишов и Валерий Федорович придумали задолго до того, как мир накрыла реальная пандемия коронавируса. В начале 2020 года, когда сюжет стал воплощаться в реальность, сериалом заинтересовался американский стриминговый гигант Netflix. Переговоры вылились в самую крупную за всю историю отечественной сериальной индустрии сделку, а вишенкой на торте стала похвала «Короля ужасов» — писателя Стивена Кинга

Смертельный вирус поразил миллионы москвичей. Главные симптомы — кашель и обесцвечивание глаз. В городе отключилось электричество, а люди начали сражаться за еду и бензин, пытаясь найти способ уехать как можно дальше от столицы. Это не сводки новостей об очередной мутации коронавируса, а завязка сюжета сериала «Эпидемия», который продюсеры телеканала ТВ-3 сняли за два года до начала пандемии COVID-19. Картина вышла на видеосервисе Premier (принадлежит «Газпром медиа») осенью 2019 года, но стала популярной в 2020-м, когда начался резкий рост случаев заражения коронавирусом. 

Пророческий элемент сериала оценила крупнейшая в мире видеоплатформа Netflix, купив его, по данным «Коммерсанта», за рекордные для российского рынка $1,5 млн. Позже «Эпидемию» похвалил в своем Twitter писатель Стивен Кинг.

Как двум топ-менеджерам телеканала с госучастием удалось придумать самый актуальный сериал сезона? 

Путь к кино

42-летний Валерий Федорович и 41-летний Евгений Никишов познакомились в начале 2000-х. Никишов, выпускник журфака МГУ, после вуза работал пиарщиком в небольших рекламных агентствах, в свободное время посещал курсы сценаристов во ВГИКе. Затем основал рекламное агентство «НСК» и стал снимать корпоративные видеоролики. Но заказы поступали нерегулярно, поэтому в надежде «прокачать скиллы» он решил пройти бесплатные курсы редакторов сценариев на «Мосфильме».

Валерий Федорович

Валерий Федорович·DR

По совету приглашенного на курсы лектора, кинорежиссера и основателя кинокомпании СТВ (продюсировала фильмы «Брат» и «Брат-2», «Жмурки», «Аритмия» и др.) Сергея Сельянова, Никишов попробовал устроиться в СТВ редактором. Главредом в кинокомпании в то время работал Валерий Федорович. На собеседовании кандидат и руководитель «не очень понравились другу», но после тестового задания сдружились. Работать в СТВ Никишов в итоге не пошел, он стал редактором на «Мосфильме», но с Федоровичем общение продолжил.

Федорович в кино тоже попал случайно. По настоянию родителей он окончил МИФИ по специальности «кибернетика». Осознав, что точные науки — это не его, поступил на факультет кинодраматургии во ВГИК, потому что «с детства любил рассказывать истории». После вуза попал в первый набор редакторских курсов «Мосфильма». Там же познакомился с Сергеем Сельяновым и стал главным редактором в его кинокомпанию.

В «правильной нише» карьера обоих шла в гору. Никишов за несколько лет на «Мосфильме» успел поработать над сценарием фильма Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» и дорасти до должности главного редактора киностудии. В это время Федорович на СТВ участвовал в разработке сценария фильма «Жмурки», мультфильма «Три богатыря» и мультсериала «Лунтик». Разные места работы, впрочем, не мешали партнерам запускать совместные проекты. В конце 2000-х они приступили к написанию сценария комедийного сериала «Студии 17» о создателях видеоагентства (по образу «НСК» Никишова), а вместе с другим знакомым, сценаристом Ильей Куликовым, Никишов придумал ситком «Реклама» — «о буднях рекламного агентства, в котором работают одни идиоты».

Евгений Никишов

Евгений Никишов·DR

В 2009 году Никишов отправил через знакомого пилот «Рекламы» генпродюсеру канала ТНТ Александру Дулерайну. Сценарий тому очень понравился, спустя несколько месяцев Никишов получил предложение стать продюсером телеканала. За два года на ТНТ Евгений дорос до заместителя Дулерайна и перетащил за собой на аналогичную должность Федоровича. Их сериал «Реклама», правда, так и не был снят, а вот «Студия 17» вышла на ТНТ в 2013 году.

Эффект «Гоголя»

Федорович и Никишов мечтали привнести в развлекательную тематику ТНТ драматический жанр. Их желание совпадало с идеологией тогдашнего директора телеканала Игоря Мишина, при котором в эфир ТНТ стали выходить экспериментальные драматические и артхаусные сериалы. Так, при участии Федоровича и Никишова на канале появились драматический телесериал «Сладкая жизнь», криминальная драма «Закон каменных джунглей», многосерийная трагикомедия «Измены». Знаковой картиной стал фантастический сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», вышедший на ТНТ в октябре 2014 года. Премьерная серия картины собрала у экранов 28,4% телезрителей возрасте от 14 до 44 лет и оставила позади, например, популярный сериал «Кухня» с долей (количество человек, смотревших сериал, выраженное в процентах от всей телеаудитории страны) 20,1% в той же возрастной категории.

В 2016 году руководителем «Газпром медиа развлекательное телевидение» (ГПМ РТВ, управляет развлекательными каналами одноименного холдинга, включая ТНТ) назначили основателя Comedy Club Артура Джанибекяна. Он решил вернуть ТНТ к корням — сделал ставку на юмористические программы. «При такой концепции наши драматические сериалы были особенно не нужны, вспоминает Никишов. При этом руководство понимало, что у нас уже есть какое-то количество проектов на уровне пилотов. Отдавать их им никуда не хотелось».

«Есть здесь предвидение темы массовой болезни и магия идеи, которая была реализована еще до пандемии»

Увольнять продюсеров не стали, но сообщили им об освободившихся позициях директора и генпродюсера еще одного телеканала, входящего в «Газпром медиа» (ГПМ), — ТВ-3. Джанибекян рассказывал «Ведомостям», что хотел увести ТВ-3 от концепции мистического канала и привести к концепции канала премиальных, в том числе драматических, сериалов. С этой задачей могли отлично справиться Федорович и Никишов, посчитал топ-менеджер.

Продюсеры поначалу восприняли предложение холдинга с разочарованием, признается Никишов: «У нас был выбор уходить с телевидения вообще либо оставаться и пытаться решать проблемы ТВ-3. Крепко думали тогда над этим, честно говоря». Второй вариант все же перевесил. Принять решение помогла уступка с сериалом «Гоголь», пилотная серия которого уже была снята. «Было понятно, что бюджет составит около 25 млн рублей на эпизод. ТНТ к этому в момент согласования проекта был готов, а для ТВ-3 это были большие деньги. Но Артур Джанибекян дал нам добро, — рассказывает Федорович. — Ему важно было договориться с нами. А это было нашим условием».

Федорович занял позицию директора ТВ-3, Никишов — генпродюсера, пообещав Джанибекяну придумают способ вернуть вложения в «Гоголя». У них возникла «безумная идея» выпустить «Гоголя» не как сериал на канале, а как фильм из нескольких частей на большом экране. В «Газпром медиа», по словам Никишова и Федоровича, в идею не поверили, но на эксперимент согласились.

Планируемые восемь телевизионных серий «Гоголя» пришлось сценарно пересобрать в три части фильма, итоговый бюджет, по словам продюсеров, составил около 200 млн рублей. В день премьеры, по данным ЕАИС, картина «Гоголь. Начало» собрала около 50 млн рублей, а суммарные кассовые сборы составили 445,6 млн рублей. Следующие две части «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть» принесли создателями еще около 900 млн рублей. Таким образом, вложения в производство только за счет кинопроката окупились почти в 7 раз. Впоследствии фильмы разбили на 6 серий и дополнили еще двумя эпизодами из невошедшего. Сериал «Гоголь» показали на ТВ-3 весной 2019 года.

Затем права на «Гоголя» в сериальном формате купил видеосервис Amazon Prime. Сумму сделки ни Федорович с Никишовым, ни сам «Газпром медиа» не раскрывают.

На «раз-два-три»

Следом за «Гоголем» в 2017-2018 годах партнерам удалось снять и выпустить еще несколько успешных проектов: второй сезон «Чернобыль. Зона отчуждения» (доля — 9% среди аудитории 14-44 лет), шоу «Последний герой» (12,9%), кинопродолжение «Полицейского c Рублевки» (сборы в кино составили 1,7 млрд рублей, при бюджете в 70 млн рублей).

Благодаря премьерам телеканал выполнил задачу — ушел от статуса мистического, считает Федорович. Выросли и показатели: если в 2016 году на момент перехода Федоровича и Никишова доля зрителей ТВ-3 от общего числа телезрителей составляла 3,5% в возрасте 14-44 года, то к 2019 году доросла до 4,7%. По данным СПАРК, выручка ООО «Телеканал ТВ3» с 5 млрд рублей в 2016 году увеличилась до 8,2 млрд рублей в 2019-м, чистая прибыль выросла с 1,1 млрд рублей до 2 млрд рублей.

Но на ТВ-3 не было исполнительных продюсеров, режиссеров монтажа и других профильных сотрудников продакшен и постпродакшен. Поэтому было сложно контролировать производство на всех этапах, признаются продюсеры. «Для нас — фрик-контроллеров, любящих вносить правки в последний момент, это было важно», — говорит Федорович. Кроме того, они мечтали делать больше фильмов, а спонсировать все их начинания телеканал не мог.

Продюсеры предложили ГПМ основать внутри холдинга собственную студию, сэкономив ресурсы. Холдинг идею поддержал. Так в 2018 году появилась 1-2-3 Production (ООО «1-2-3 Продакшн»), 100%-ная «дочка» ТВ-3. Генеральным директором стал Иван Голомовзюк, заместитель гендиректора ТВ-3, фактическими руководителями — Никишов и Федорович (формально они остались в основной структуре ТВ-3 на прежних должностях).

Кадр из сериала «Чернобыль. Зона отчуждения»

Кадр из сериала «Чернобыль. Зона отчуждения»

В первый же год работы студия самостоятельно или в партнерствах выпустила сериалы «Бонус» Валерии Гай Германики для видеосервиса Premier (бывший «ТНТ-Premier») и «Обычная женщина» Бориса Хлебникова с Анной Михалковой в главной роли для ТВ-3. В следующем году вышел уже целый пул новинок: сериалы «Колл-центр», «Мертвое озеро», «Толя-робот» с Александром Палем, будущий хит «Эпидемия» и киноленты «Аванпост» Егора Баранова (кассовые сборы 164 млн рублей) и «Верность» Нигины Сайфуллаевой (около 100 млн рублей).

Активность была напрямую связана с экономической выгодой от запуска собственной студии, считают ее создатели. «Средняя стоимость часа наших проектов до 1-2-3 Production была выше 10 млн рублей, а после стала 8,5 млн рублей», — уверяет Федорович. Прежде продюсеры могли снимать до 100 эпизодов в год, а теперь, по их собственным словам, больше 300.

Годы «Эпидемии»

1-2-3 Production обеспечивала контентом не только телеканалы «Газпром медиа», но и видеосервис Premier. В первом полугодии 2020 года число подписчиков Premier выросло на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily (регулярно исследует рынок онлайн-кинотеатров) Денис Кусков. Активная аудитория сервиса, по его словам, превысила 600 000 человек. Он уверен, что «значительная часть этой аудитории»  несколько сотен тысяч человек  смотрела на Premier именно сериал «Эпидемия», выпущенный в 2019 году.

Сценарий этой картины еще в конце 2016 года принес Александр Бондарев, заместитель генерального директора «Киностудии КИТ» (входит в «Газпром медиа») и основатель продюсерского центра «Иван». Бондарев «давно горел книгой Яны Вагнер «Вонгозеро», вспоминает Федорович. Главные герои произведения москвич Сергей и две его семьи: бывшая и нынешняя супруги с детьми. Когда город охватывает эпидемия, Сергей пытается спасти прежнюю семью и вывозит ее за город к нынешним жене и ребенку. Когда семьи соединяются, герои начинают конфликтовать. «Сама история — мелодрама, которая происходит на фоне глобальной катастрофы нам понравилась, — вспоминает Федорович. — Но, почитав книжку, мы поняли, что первоначальный сценарий не очень хорош». Бондарев позвал сценариста «СуперБобровых» и «Мертвого озера» Романа Кантора, чтобы тот доработал сценарий, а потом продюсеры привлекли режиссера Павла Костомарова, который работал с ними над «Законом каменных джунглей» и вторым сезоном «Чернобыля».

«Сериал абсолютно подходит под то, что происходит в мире. Логика Netflix тут ясна»

Доработка сценария оказалась одним из самых сложных этапов. Вся группа — Федорович, Никишов, Бондарев, Кантор и Костомаров «практически выпиливала лобзиком» восемь серий картины. Приступить к съемкам первой пилотной серии удалось только через год, к концу 2017-го. Первоначальный сценарий на протяжении этого периода изменился полностью. «Можно сказать, что мы писали его с нуля по книге», — вспоминает Федорович.

Победитель Голливуда: как Рид Хастингс сделал Netflix одной из самых преуспевающих компаний в мире

По словам Никишова, актерский состав сложился довольно быстро. На роль главного героя позвали Кирилла Кяро (фильмы «Консультант», «Звезда», «Метод Фрейда 2» и другие), на роль его соседа — Александра Робака, которого уже знали по сериалу «Домашний арест». Труднее всего уговорить оказалось Викторию Исакову («Ученик», «Оттепель», «Братья Карамазовы» и др.), которой хотели доверить роль нынешней жены Сергея. «Она прочитала сценарий и сказала: «Мне эта героиня неинтересна. Поэтому давайте ищите кого-то другого», — вспоминает Никишов. Чтобы ее переубедить, создатели «усложнили» героиню: наделили выдуманной неизлечимой болезнью Гентингтона, которая приводит к полной потере памяти и контроля над телом. «Поэтому в сериале она ведет дневник и поэтому ей так нужен Сергей [главный герой]. Она хочет, чтобы он присмотрел за сыном, когда она не сможет этого делать», — объясняет Федорович. 

Кадр из сериала «Эпидемия»

Кадр из сериала «Эпидемия»

Непросто шли и сами съемки. Первая пилотная серия, по словам Никишова, получилась очень хорошо, но дальше создатели просто не понимали, как сохранить уровень драмы, поэтому бесконечно все переписывали. На каждую серию в итоге пришлось написать по 10-12 драфтов (вариант сценария. — Forbes). Самих съемочных дней было всего 66, но из-за плотного графика актеров и «бесконечных доработок» съемки растянулись на год. Еще несколько месяцев занял постпродакшен. Сериал был готов к началу 2019 года. 

Таинственное исчезновение

Итоговый бюджет «Эпидемии», несмотря на затянувшиеся доработки, превысил планируемый всего на 5%, составив около 200 млн рублей, — все благодаря производству «инхаус», говорят Федорович и Никишов. Все расходы, включая вложения в рекламу, взяла на себя «Газпром медиа». В раскрутку входил «полный медиамикс», рассказал представитель холдинга: наружная и печатная реклама, реклама в медиа ГПМ, PR-кампания в СМИ. Вложения в продвижение «Газпром медиа» не раскрывает. Никишов считает, что рекламный бюджет «точно не превышал 30 млн рублей».

Премьера «Эпидемии» состоялась на Premier в ноябре 2019 года. Несмотря на традиционно высокий для сериалов сезон, первые серии «зашли не так чтобы очень», признает Никишов. «То ли тема [эпидемии] тогда не была особенно интересна, то ли еще что, — рассуждает он. — Для нас это было непонятно. Нам самим сериал очень нравился и мы ожидали гораздо большего резонанса. А тут раз — и вообще ничего». Холдинг точное число просмотров не раскрывает.  

Павел Кастомаров

Павел Кастомаров·DR

Первая волна популярности накрыла сериал в середине декабря, когда из сервиса загадочным образом исчез пятый эпизод, в котором содержалась сцены беспорядков и расстрела мирных жителей силовиками. В «Газпром медиа» комментировать историю отказались, сославшись на то, что команда руководства холдинга полностью сменилась с марта по июль этого года. «Насколько я знаю, это скорее была попытка привлечь дополнительное внимание к проекту. Судя по вашему вопросу и взрыву интереса к сериалу, попытка вполне успешная», — говорит представитель пресс-службы холдинга Елена Прохорова. Никишов допускает, что «это мог быть технический сбой [в работе видеосервиса Premier]».

За исчезновение серии пришлось оправдываться министру культуры Владимиру Мединскому, который заявил, что ведомство не имеет отношения к пропаже эпизода.

Инцидент вызвал живой интерес аудитории: если в ноябре 2019 года, когда сериал только вышел, количество поисковых запросов по ключевым словам «сериал эпидемия», по данным «Яндекс.Wordstat», составляло 476 600, то в декабре достигло 1,1 млн. После возвращения пятой серии на Premier ее посмотрели втрое больше людей, чем четвертую, говорит Никишов.

Живительная пандемия

Вторая волна успеха пришла в начале 2020 года, когда мир накрыла реальная пандемия. Если в 2019-м суммарное количество просмотров сериала измерялось сотнями тысяч, то в 2020-м «счет пошел на миллионы», говорит Федорович. Рейтинги «Эпидемии» росли вместе со статистикой заболеваемости и новостями о коронавирусе, соглашается Иван Яковенко, генеральный продюсер кинопродакшен-студии Bosfor Pictures. «Есть здесь предвидение темы массовой болезни и магия идеи, которая была реализована еще до пандемии. В этом и секрет внезапной популярности», — считает он.

На фоне пандемии сериалом летом 2020-го заинтересовались дистрибьюторы. Сначала к представителем «Газпром медиа» Алексею Агееву и Надежде Зайончковской, которые занимаются отношениями с зарубежными площадками, обратился один из американских дистрибьюторов. Его название ни холдинг, ни Федорович c Никишовым не раскрывают. Источник Forbes, близкий к «Газпром медиа», говорит, что речь идет об американской медиакомпании Endeavor. Она обсуждала с холдингом покупку сериалов «Эпидемия» и «Колл-центр» и предлагала, по словам собеседника Forbes, по несколько сотен тысяч долларов за каждый.

Параллельно, по словам Федоровича, интерес к покупке прав на те же самые проекты проявил и Netflix. Видеоплатформа поначалу предлагала «символические деньги» и хотела приобрести их для своей стандартной библиотеки сериалов, говорит Федорович. Но когда продюсеры рассказали менеджерам Netflix о втором интересанте, те вернулись с «предложением, от которого нельзя было отказаться»: купить права только на «Эпидемию» за сумму «в несколько раз больше первоначальной цифры» (точная сумма не разглашается). Выпускать сериал Netflix решил не в стандартной библиотеке, а в категории Netflix Original, где появляются только проекты производства Netflix, а также специально отобранные иностранные сериалы. На такие условия создатели «Эпидемии» без раздумий согласились.

«У российской аудитории есть гигантское предубеждение перед русскими сериалами — ты каждый раз идешь к ней через не хочу

«Коммерсант» писал со ссылкой на источник в «Газпром медиа», что Netflix предложил за «Эпидемию» $1,5 млн. «$1,5 млн, то есть $150 000 за эпизод, это более чем достойная сумма даже для европейского сериала. Для российского, пожалуй, это рекорд — в первую очередь потому, что не очень много компаний, у которых есть подобный опыт и мало с чем можно сравнивать», — рассуждает креативный продюсер студии AR Content и автор Telegram-канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов.

Кадр из сериала «Эпидемия»

Кадр из сериала «Эпидемия»

Официально стороны ударили по рукам в августе 2020-го. Никишов и Федорович тогда отдыхали с семьями в Турции и, получив фото контракта в WhatsApp, Федорович на радостях прыгнул в бассейн в одежде. «Ребенок до сих пор спрашивает у меня, что это было», — смеется Валерий. 

По условиям контракта Netflix получил права на показ «Эпидемии» на своей платформе с дублированным переводом (по словам представителя «Газпром медиа», сериал уже переведен на 35 языков, в том числе на корейский, японский и арабский). Условия также запрещают «Газпром медиа» продавать сериал другим телеканалам в течение нескольких месяцев. Все это время, помимо Netflix Originals, показывать его сможет только Premier на русском языке. 

Секта для бездомных: Netflix выпустил сериал о бесчеловечном отношении к беженцам в Австралии, основанный на реальных событиях

«Чертовски хороший»

Сериал с дублированным переводом и адаптированным англоязычным названием To The Lake появился на Netflix Original в начале октября. По итогам первых нескольких дней он успел попасть в топ-10 по просмотрам в 61 стране, свидетельствуют данные платформы fixpatrol.com (общее число просмотров на своей платформе Netflix не раскрывает).

В сентябре 2020 года Netflix объявил о выходе на российский рынок и развитии на платформе русскоязычного контента. Netflix развивается в разных странах за счет локальных партнеров — местных медиакомпаний, которые занимаются закупкой контента в интересах Netflix или совместным производством. Таким партнером видеоплатформы в России в сентябре стала «Национальная Медиа Группа», которая управляет телеканалами РЕН ТВ, «Пятый канал» и является совладельцем «СТС медиа» и «Первого канала». Холдинг стал 100% владельцем юрлица ООО «Развлекательный онлайн-сервис» — оператора российского Netflix. Детали партнерства, а именно, займется ли НМГ закупкой сериалов для американской видеоплатформы и будет ли в партнерстве с ней снимать сериалы, остались неизвестны. Но Netflix пообещал, что в октябре на платформе появятся первые 40 российских картин.

По словам Ивана Филиппова, платформа давно строит свою модель на неанглоязычных кино и сериалах и «покупает много национальных проектов», расширяя свою аудиторию. «И теперь это расширение платформа намерена делать за счет России», — говорит продюсер Екатерина Кононенко. «Эпидемия», по ее словам, — самый правильный контент для старта в новой стране: «Сериал абсолютно подходит под то, что происходит в мире, а Netflix смотрят из самых разных его частей. Логика видеоплатформы тут ясна». Netflix на запросы Forbes на момент публикации не ответил.

Сами менеджеры пока никаких выплат от рекордной сделки не получили. «Возможно, это как-то отразится на наших годовых бонусах. Но договоренности об отчислениях нет», — объясняет Никишов. «Для нас главное возможность сделать второй сезон», — добавляет Федорович. 

Одним из зрителей сериала стал писатель Стивен Кинг. «To The Lake — чертовски хороший русский сериал на Netflix. Про него нужно знать четыре вещи: 1. Там повальный мор; 2. Много снега и мороз (это Россия, придурки); 3. Все пьют водку; 4. Спойлер: маленький ребенок — большая заноза в заднице», — написал «Король ужасов» на странице своего Twitter-аккаунта. «Это было почти в два часа ночи по России. Я лежу в кровати, и Паша Костомаров [режиссер «Эпидемии»] скидывает мне в Facebook этот твит, — вспоминает Федорович. — Мы офигели, конечно, от того, что это Кинг. Теперь можем говорит, что «Эпидемия» — точно наш самый успешный совместный проект». Продюсеры даже планируют выпустить футболки для себя и сотрудников в стилистике сериала со словами Кинга.

Твит писателя набрал около 9000 лайков и около 1000 ретвитов. О нем сразу же написали российские СМИ, тем самым создав новый повод для роста числа просмотров сериала в России. В октябре «Эпидемию» на Premier посмотрели на 82% больше, чем в сентябре, говорят в «Газпром медиа». «К сожалению, у российской аудитории существует гигантское предубеждение перед русскими фильмами и сериалами — ты каждый раз идешь к ней через не хочу. Поэтому маркетинг извне [когда фильм становится популярным за рубежом] работает лучше внутреннего. И «Эпидемия» тому доказательство», — рассуждает Филиппов. По его словам, несмотря на многочисленные положительные отзывы, в России аудитория его смотрела неохотно. «И вот вдруг сначала его продали Netflix, а потом похвалил сам Кинг. Конечно, это вызвало невероятный интерес к сериалу со стороны россиян».

Когда через несколько месяцев ограничение на продажу «Эпидемии» другим телеканалам по договору с Netflix закончится, продюсеры смогут продавать его зарубежным телеканалам. Они рассчитывают, что это принесет еще несколько миллионов долларов. Филиппов считает такие планы реалистичными: «Конечно, они будут еще на нем зарабатывать. Но бизнес не в этом, а в том, что второй сезон они смогут продать [Netflix] дороже. При этом в растущем долларе».

Сценарий второго сезона «Эпидемии» уже в процессе создания, говорят продюсеры. Начать съемки продюсеры планируют в ближайшие несколько месяцев. Согласно договору с Netflix, платформа также получила «право первого показа». «Это значит, что если второй сезон ей понравится, она купит на него права и сможет первой начать трансляцию», — объясняет Федорович. «Успех первых сезонов означает, что и второй сезон купят», — уверен Иван Филиппов. Продюсер Екатерина Кононенко тоже считает вероятность продажи второго сезона Netflix высокой: «Мы как страна подошли к этой двери — дистрибуции контента через Netflix — и начинаем в нее входить. Сейчас они активно будут покупать и производить проекты на русском языке».

При участии Натальи Пешковой

«Чики» против «Содержанок»: первый рейтинг самых успешных российских онлайн-сериалов

«Чики» против «Содержанок»: первый рейтинг самых успешных российских онлайн-сериалов

Фотогалерея ««Чики» против «Содержанок»: первый рейтинг самых успешных российских онлайн-сериалов»

10 фото

С 14 ноября на сервисе Premier выходит сериал «Эпидемия», основанный на бестселлере Яны Вагнер «Вонгозеро». Книгу о том, как пустеет и «звереет» Москва из‑за неизвестного вируса, переписал для сериала сценарист Роман Кантор («Хороший мальчик», «Мертвое озеро»). Мы поговорили с ним об «Эпидемии», стримингах и сценарном ремесле.

О долгом пути в кино

— С чего началось твое знакомство с кино? Можешь ли назвать фильм, который изменил твой взгляд на кинематограф?

— Я из маленького города Находка, на Дальнем Востоке. В моем детстве там даже особо книжных магазинов не было, а кино можно было найти только на развалах. Видел много разных фильмов, но ничего сверхъестественного. Еще я занимался теннисом, и у меня был тренер, который постоянно ездил в Москву. Он любил смотреть кино и был своего рода провинциальным киноманом. И вот ему очень нравились братья Коэн и Дэвид Линч. Он мне дал первый фильм братьев Коэн «Просто кровь», который я потом много раз смотрел, читал сценарий, анализировал его. Еще он дал мне фильм «Шоссе в никуда» Линча. Я посмотрел эти два фильма, и они мне просто свернули голову. До этого я думал, что есть фильмы только со Шварценеггером и Дакаскосом. Эпоха видеопроката, на этом и рос.

Все мое детство я покупал кассеты, брал на прокат или родители доносили. Каждый день после школы я смотрел два фильма. Позже мне начали попадаться такие фильмы, как «Игра» или «Основной инстинкт».

— Как ты начал писать сценарии и в итоге попал в индустрию?

— Учился на журфаке МГУ. Это априори среда, в которой люди пишут. На журфаке в подвале, под лестницей, на первом этаже была маленькая каморка с видеопрокатом. Там работала женщина, которая держала на полках все мировое кино на кассетах. Там можно было найти вообще все. В прокате выкладывали топ-100 фильмов по версии такого‑то журнала, постоянно делали подборки. Стоило это какие‑то копейки. Я только потом понял, что замечал там студентом известных в будущем людей из мира кино: Роман Волобуев, Борис Хлебников.

В какой‑то момент я понял, что журналистика идет куда‑то не туда. Уже тогда делали вид, что, с одной стороны, есть настоящая свободная журналистика, а одновременно проходили курс, который еще недавно назывался этикой советского журналиста. А что такое этика советского журналиста? Этика внутри философии «ну вы все понимаете». Короче, я понял, что хочу заниматься кино.

Я поступил в киношколу — отучился на летних курсах в Праге, снял свои первые этюды, первые короткометражки. Как‑то все это начало казаться возможным.

Потом поступил в международную киношколу в Париже, где обучение шло на английском языке. Мне понравилось, что преподаватели там очень разные: американцы, балканцы, французы. Именно интернациональная среда меня и привлекла. Отучился там два года, снял еще какое‑то количество короткометражных фильмов. Выпустил демонов первых идей.
В учебный процесс было заложено сценарное мастерство. Я начал писать на английском. После окончания оказался перед выбором: пробиваться во Франции, возвращаться в Россию, ехать куда‑то еще.

— Ты выбрал Россию, где стал сценаристом. Почему не режиссером?

— Приехав в Москву, я пытался быть режиссером. Но если ты режиссер без какого‑то стартового успеха или хайпа, то не получишь проект. Соответственно, тебе нужно в основном писать — предлагать сценарии, которые кого‑либо заинтересуют. Я работал на нескольких скетч-шоу, но быстро понял, что это не мое. Я встретил важных в моей жизни людей, один из них — Миша Местецкий.

Мы помогали друг другу, делились опытом, писали что‑то вместе. Это был такой творческий процесс, длившийся несколько лет, в котором возникали разные идеи и ситуации. Большинство из них не произошло, но были скетчи — к примеру, «Топоры в батонах».

Потом мы с Мишей написали сценарий «Хорошего мальчика», написали давно — в 2010 или 2011 году. Ему понадобилось лет 6, чтобы стать фильмом.

«Хороший мальчик»

© WDSSPR

— 6 лет — немалый срок. Почему «Хороший мальчик» так долго шел до экрана?

— Любой проект — это совпадение случайных факторов. Что‑то от тебя зависит, что‑то вообще не зависит. Изначально и Коля Куликов в этом принимал участие, но позже конфигурация изменилась. Они [c Местецким] к этому моменту написали фильм «Легенда № 17», то есть уже был некий успех. Одновременно в индустрии появились начинающие продюсеры, которые хотели войти в эту игру. По сути, такие же дебютанты, как мы. Они думали, к кому бы обратиться. Изначально вышли на Мишу и попросили написать что‑то типа «Легенды № 17». Им в принципе было без разницы, что мы предложим.

Тут сработало главное качество в индустрии — понимание способностей людей. Миша позвал меня, и мы начали придумывать эту историю. Потом Миша, с одной стороны, засомневался в этом проекте. С другой — у него появилась возможность сделать проект мечты, который у него был написан уже лет 10, — «Тряпичный союз». Появился продюсер, который предложил ему это сделать, и он ушел снимать этот фильм.

Проект остановился. Был вариант, что Миша снимет «Тряпичный союз», вернется и поставит «Хорошего мальчика». В итоге продюсеры сняли фильм с Оксаной Карас и предложили ей сделать «Хорошего мальчика». Могло все по-другому сложиться, если бы были другие факторы.

— Глядя на твой профиль на «Кинопоиске», можно подумать, что ты — молодой сценарист с первым проектом в 2016 году. Сколько сценариев ты написал с 2010–2011 года и что с ними стало?

— Не могу точно подсчитать, сколько сценариев написал с 2010–2011 года. Наверное, что‑то около 15 полнометражных сценариев, не считая сериалов, заявок и прочего.

— Сейчас они лежат в столе и ждут своего часа?

— Они ждут своего часа, но уже не в моем столе. Почти все сценарии я продал. Как только сценарии покупают, ты с ними ничего не можешь сделать. Они тебе уже не принадлежат.

Съемки «Эпидемии»

© Пресс-служба компании Premier Studios

— Много ли сценаристов так же могут жить несколько лет без единого проекта в фильмографии?

— Я бы сказал, что мир сценаристов делится на две части, как айсберг: верхняя часть на поверхности и нижняя подводная. Верхняя часть видна интересующимся кино. Подводная часть видна индустрии: продюсерам, сценаристам, режиссерам.

В невидимой части обитает большинство сценаристов, которые давно уже в профессии и на самом деле нормально этим зарабатывают. Они — профессиональные люди, но у них может не быть вообще ни одного фильма, ни одного сериала. Возьмем для примера пилот сериала — процесс такой: отправляешь идею, ее одобряют, платят деньги, пишешь первую серию. А дальше не факт, что пилот будет снят.

О преимуществе пилотов

— Сразу целиком сезоны тебе не заказывают? Сейчас вся индустрия строится через пилоты?

— Бывали разные времена, раньше пилоты вообще не снимались. Заказывали сразу сериал, поэтому в России так много плохих сериалов — решение о запуске проекта принималось без понимания, как это будет выглядеть.

Что такое пилот? Ты можешь потратить 100 рублей на весь проект, но бывает, что приносят отснятый материал, и ты первый раз его видишь, а перед тобой полный треш. Или ты тратишь 15–20 рублей, тебе снимают пилот, ты его смотришь и сразу видишь, что перед тобой, как это можно поправить. В случае с целым сериалом уже ничего не можешь изменить, все.

— Изменить нельзя, потому что переснимать дороже будет?

Никто не будет переснимать. Зато пилот переснять можно, даже актеров в нем заменить. Бывает, что проекты не удаются из‑за банального мискастинга. Не подходит актер на главную или второстепенную роль, а валится весь сериал.

Пилот для всех выгоден. Но с ним есть одна сложность. Ты как продюсер, как заказчик, как канал тратишь 100 рублей на сериал целиком и в любом случае заполняешь часы эфира. Какого он будет качества, это рулетка, но у тебя нет неоднозначности. Ты вложил — ты получил и поставил в сетку.

С пилотом ты деньги потратил и все. Денег никогда не увидишь. Да, ты сэкономил 80 рублей, но система с пилотом сложнее. Нужно принимать больше решений, тянуть на себе больше творческой работы, брать ответственность и делить ее с другими.

Вначале пилоты делали только ТНТ и СТС. Платформы сейчас работают только так. Во всяком случае у нас на Premier все по пилотам снимается.

— В Голливуде такая же ситуация — любой проект проходит через пилоты?

— Не хочу проценты называть по Голливуду, но по ощущениям 80% — это проекты с пилотом. Даже давно известные и заслуженные люди снимают пробные серии.

Бывают и уникальные случаи. Например, Дэвид Финчер с «Карточным домиком» сказал, что они сразу снимают сезон без пилота. HBO и все остальные отказались, а Netflix решил рискнуть. Netflix тогда выступал как условный Первый канал. Они не знали, что получат на выходе. С другой стороны, у них был такой режиссер, как Финчер.

— По-твоему, они торопились и осознанно шли на риск?

— Им нужно было сделать ставку. Ставка была просчитана с учетом уровня исполнителя. Даже если бы эта ставка не зашла, за Финчером пришел бы другой статусный исполнитель. Им повезло, что первый же сериал стал успешным. Я не фанат «Карточного домика», но это объективно хит. Плюс Netflix запустил модель запойного просмотра, выкладывая сезоны целиком.

Сейчас многие сервисы, которые могут выложить весь сезон сразу, наоборот, начинают дозировать контент. Тот же Apple выкладывает 3 серии, а потом — по эпизоду в неделю. «Эпидемия» на Premier будет также выходить по эпизоду в неделю.

О переходе на стриминги и «Мертвом озере»

— В России многие производители контента тоже делают ставки. Можно ли сказать, что у нас идет своя стриминговая война?

— Да, за этим сейчас интересно наблюдать. Забавно, что у нас аналогичные процессы проходят в параллели. Обычно все приходит с сильным запозданием. Понятно, что наша стриминговая война со своей спецификой, но сам факт того, что война началась, радует.

У нас появилось 3–4 платформы: Premier, Start.ru, ivi, Игорь Мишин с МТС. More.tv заявил о своих новых проектах, причем у них уже есть действующий сервис, на который можно подписаться. Перед нами продолжение конкуренции ТНТ и СТС, выведенное в интернет. Еще есть «Яндекс» и Okko.

Со следующего года все они начнут выпускать проекты. Так что, это зеркальная история. Понятно, что зеркало немного другого размера, но раньше нужно было ждать лет 10, пока что‑то начнет происходить.

— Твой проект «Мертвое озеро» был одним из первых сериалов, который сразу выходил на интернет-платформе. Расскажи, как все начиналось.

— Проект был зачат очень давно, и у него сложная история. Все началось практически сразу после «Хорошего мальчика» в 2011 году. Тогда у меня был другой проект, пилот которого должен был сниматься для структуры, связанной с СТС. Мы встречались с режиссерами, и так я познакомился с Романом Прыгуновым. Он должен был снимать ту историю. Не помню, почему и как, но тот пилот мы не сняли. Зато начали общаться с Романом. Как‑то раз мы собрались у него дома, и он говорит: «А давай вместе сериал сделаем».

Рома говорит: «Почему бы нам не сделать русский «Фарго»? Эта идея меня зацепила: тот же снег, тот же север, те же нелепые менты. После этого мы месяцами собирались у него на кухне и придумывали.

— Когда «Мертвое озеро» вышло, его позиционировали как русский нуар. Согласен с таким определением?

— Мы не делали именно нуар. В 2011 году мы просто хотели создать то, чего в России еще не было. У того, что мы писали, не было четкого жанра — не было «оптики», через которую на это нужно смотреть.

Мы перебрали много разных идей. В какой‑то момент начали тащить в «Мертвое озеро» кое‑что из «Твин Пикса», но я бы сказал, многое было абсолютно подсознательно. Я смотрел «Твин Пикс» в детстве и после этого не пересматривал.

— C 2011 года до выхода сериала прошло 8 лет. У «Мертвого озера» тоже была сложная история с множеством переписываний?

— У «Мертвого озера» — 20–25 черновиков. В какой‑то момент даже была идея переписать сериал с женским персонажем в главной роли. Покровский бы угодил в аварию и оказался на больничной койке, а на север вместо него отправилась бы его помощница.

О превращении «Вонгозера» в «Эпидемию»

— С «Эпидемией» было проще или повторился опыт «Мертвого озера»?

— «Эпидемия» — это проект, в котором моя роль была больше. Я участвовал в создании финального продукта. У нас сложилась классная команда единомышленников, и все работали на концепцию.

Сценарно: у меня было видение, и его получилось реализовать. Как говорится, у нас был план, и мы его придерживались.

— Общался ли ты с автором книги «Вонгозеро» Яной Вагнер?

— В самом начале пути мы встретились, познакомились. У нас выстроились нормальные, уважительные отношения. Она хотела понять, кто будет заниматься ее детищем, а я объяснял ей, что будет много изменений, но это не со злого умысла, а потому что они необходимы. Яна все поняла и осознала, что это превращается в свое произведение, в котором работают свои креативные решения.

— Опиши, как ты работал, экранизируя материал. Сколько раз перечитал книжку, делал ли ты закладки на сценах, которые обязательно должны быть в сериале, были ли у тебя заметки на полях?

— Поначалу делал закладки, но потом перестал. В сериале изменены персонажи и их сюжетные линии. У Коэнов как‑то спрашивали, как они адаптируют произведение. Они ответили: «Мы читаем книгу один раз и больше ее не открываем». Для писателя это может прозвучать возмутительно, но суть в том, что экранизация всегда обрастает своими деталями. Я не говорю, что не открывал книгу, — произведение изначально понравилось мне своей идеей. Дальше в своей голове я докрутил книгу до формы сериала.

Например, в книге два ребенка, а нам структурно не нужны два ребенка. Второй перемещается в живот, и героиня становится беременной. От этого выстраивается новая линия, которая дальше живет своей жизнью.

Книжку до меня пытались экранизировать, но не было ключа. Вообще, у каждого проекта есть ключ. Будь это книга, фильм, сериал, газетная статья. У «Эпидемии» было несколько сценариев, но ни один из них не запускали в работу. Я предложил продюсерам свой ключ к книге. Им показалось, что это классное направление.

Были сознательные изменения, а были и вынужденные. Мы очень долго искали актера на роль отца главного героя. Он в книжке был мужиком, который приезжает и начинает разруливать ситуацию. Такой прям образцовый отец, ветхозаветный бог: справедливый, жесткий, знающий все. Мы тупо не нашли такого актера.

Провели огромный кастинг, но не могли найти совпадения. Во-первых, продолжительность жизни в России — 57 лет. Сложно найти в принципе в хорошем состоянии актера, который физически потянет сложную роль зимой в экспедиции. В итоге у нас замечательный Юрий Кузнецов, знаменитый Мухомор из «Улицы разбитых фонарей». У него другая специфика, мы под него адаптировали сценарий, и, на мой взгляд, получилось во многом даже лучше.

Режиссером «Эпидемии» выступил Павел Костомаров

— Книжка — рассказ от первого лица и исповедь. Ты же сделал более традиционную телеисторию с проработкой всех персонажей. Оставил ли ты внутренние монологи главной героини в какой‑либо форме?

— Это и была самая сложная задача. В книге читатель все воспринимает через героиню и постоянные отсылки в прошлое. Мы хотели сделать увлекательную, адреналиновую историю, которую переживали бы здесь и сейчас. Каждый раз когда выскакивал бы флешбэк, терялись бы нерв и ритм происходящего. В сериале к внутреннему миру есть подход, но в повествовании практически нет прошлого.

В сериале она даже не совсем главный герой. Вообще, сложно сказать, кто главный герой в «Эпидемии». Каждый зритель может выбрать главного — будет даже интересно спросить, кто кого будет воспринимать как ключевого героя.

— У «Вонгозера» есть продолжение — книга «Живые люди». События продолжения отражаются в сериале?

— Сейчас мы действительно думаем над следующим сезоном. Я не знаю, как он сложится, но мы уже начали мысленную работу. Первый сезон только на книге «Вонгозеро» основан. И, судя по всему, следующий сезон, если будет, то в мире сериала без связи с книгой.

О сериале в Каннах

— «Эпидемия» ездила в Канны на фестиваль Canneseries. Расскажи об этом опыте и что это за ивент.

— Есть Каннский кинофестиваль — сложившаяся институция с весом, жюри и традициями. А это то же место, тот же кинотеатр, тот же маленький городочек, у которого, как кажется, нет другого смысла, кроме фестиваля, но что‑то очень новое.

За такими сериальными фестивалями будущее. Даже если Канны не приобретут особый статус, найдется другой. В одном зале собираются авторы, профессионалы, байеры, критики и даже обычные зрители. Байеры могут купить твое шоу прямо там. Пока показы проходят без сессий «вопрос-ответ», вокруг уже выстроили прикольный ритуал: ковровая дорожка, музыка при входе в зал.

Часть сериалов показывали в программе, а часть — вне ее. Были и премьеры задолго до выхода, например, британский сериал «Годы». Парадокс в том, что этот маленький фестиваль обращается к большей аудитории, чем всем известный Каннский киносмотр. Сериалы выходят на платформах, и их смотрят миллионы, а с кинофестиваля до миллионных аудиторий доходят 2–3 фильма.

На премьере «Эпидемии» в Канне

© Пресс-служба компании Premier Studios

— Топовый сериал Canneseries лично для тебя?

— «Баухаус — новая эра». Это история создания школы строительства и художественного конструирования Баухаус в Германии. Лучшее высказывание и в кино и в сериалах на тему, что такое быть художником. Никто так классно не показывал эту тему. С этим сериалом ты сразу попадаешь в среду гениев. Снято потрясающе. Не так много людей знают, что такое Баухаус и чем он важен.

Очень специфическая вещь и один из лучших сериалов, что я видел за последние годы. После показа я подошел к режиссеру, потому что чувствовал, что с ним надо поговорить. Он вышел на сцену и чувствует, что зал холодный. А я был в восторге, хотел повернуться и сказать всем: «Это гениально!» Просто в «Баухаусе» нет супергероев, нет ярких моментов, не начинается сериал с расстрела демонстрации, нет попытки сыграть на современных темах. Хотя это чуть ли не лучший феминистический сериал, поскольку там главная героиня — женщина, охренительный персонаж. Непонятно, доберется ли «Баухаус» до зрителя в России и вообще найдет ли своего зрителя по миру.

О «Серебряных коньках»

— Мне кажется, этот фильм круто получился, и у нас такого не было. Это зрительский жанровый фильм. Я всегда мечтал делать блокбастеры здорового человека, считаю это своего рода миссией.

Когда я делал «Коньки», пытался сделать жанровый фильм про то время, про наше время. Внутри себя проводил очень простой тест — я пропускаю написанное через призму [восприятия] своей мамы. Этот фильм моей маме понравится, она его поймет. Значит, это зрительское кино.

— Судя по трейлерам, большое внимание уделяется визуалу: цветам, костюмам, декорациям. Насколько подробно прописан визуал в сценарии?

— Очень подробно. Конечно, сценарист не прописывает костюмы, только если это важно по сюжету. Есть эпизод с маскарадом, и в нем уже на бумаге уделялось внимание костюмам. Но надо было решить вопрос, будем ли мы тратить деньги на костюмирование. Всех актеров нужно было переодеть в костюмы XVI века. В итоге маскарад в фильме есть, и сделан он классно. Но решились мы на него только когда посчитали, что маскарад будет стоить столько же, сколько и обычные костюмы для фильма.

В «Серебряных коньках» много экшена: сцены на коньках, которые часто снимались на натуре, конкретно на замерзшей Неве и каналах. Вообще, все должно было сниматься на натуре, нам просто не повезло с погодой. Некоторые [водные] локации просто не замерзли.

Из‑за того, что мы не смогли снять ключевые сцены ярмарки на натуре, пришлось строить павильон. Внутри павильона 100-метровый канал с мостами и каток, по которому катались внутри. Внутри павильона было холодно, как будто на улице.

— Во время просмотра трейлера у меня возникла ассоциация с «Титаником». Насколько она вообще уместна?

— Я продавал этот фильм как «Титаник» на коньках. Это история любви, по ходу которой поднимается много интересных тем, озвучиваются интересные комментарии про то и наше время. Также были ассоциации с «Ромео и Джульеттой», «Аладдином».

Я люблю «Титаник», и в фильме есть сознательные отсылки. Мне как раз это нравится. В массовом кино есть подход к работе с поп-культурой. Любой фильм постоянно отсылает тебя к чему-то. Так было всегда. Видите вы отсылки или нет, это вопрос насмотренности и информированности.

Мои отсылки построены на любви к советскому кино. Так, в «Мертвом озере» есть сцена, когда герой показывает удостоверение, а другой персонаж ему отвечает: «У вас удостоверение просрочено». Это цитата из фильма Глеба Панфилова «Начало». В «Серебряных коньках» огромное количество таких штук.

О работе сценаристом

— Как выглядит твой рабочий день?

— Не люблю работать в кафе или общественных местах. Я работаю в офисе, потому что там не отвлекаешься и есть рабочая обстановка.

Я рано встаю, но не могу работать с утра. В начале дня читаю, исследую, редактирую, встречаюсь с людьми. Все мои деловые встречи — это первая половина дня. С 12–13 часов начинаю работать и потихоньку вкатываюсь. Каждый день разный: бывает, что с соавторами придумываем синопсисы или концепцию, бывает — редактирую сценарии, сам пишу. Вечером ко мне может прийти другой автор, с которым мы новый проект обсуждаем.

По ночам писать не люблю, но могу сидеть допоздна. Вечер — самый продуктивный период. С шести-семи вечера и до одиннадцати.

Люблю музыку: могу подобрать что‑то, совпадающее с темой сценария, настроением, эмоцией. Люблю этим пропитаться и потом писать. Иногда пишу под музыку — это придает какой‑то ритм, какую‑то эмоцию, какой‑то смысл.

— Сколько сейчас проектов в работе одновременно?

— Сейчас много занимаюсь сериалами. В разной стадии написания находятся 5–6 проектов.

Рассказываем, чем примечателен первый сезон популярного сериала и чего мы ждем от его продолжения, которое можно смотреть прямо сейчас.

Пандемию коронавируса, расколовшую нашу жизнь на «до» и «после», официально объявили 11 марта 2020 года. Чрезвычайной ситуацией вспышку COVID-19 назвали в январе. В декабре 2019-го ее впервые зафиксировали. Но еще раньше, в апреле, на ММКФ состоялась премьера фильма «Эпидемия. Вонгозеро» по роману Яны Вагнер, из которого позднее вырос одноименный сериал (первые эпизоды вышли в ноябре). И пророческая сила этого произведения поражает до сих пор. Оно предсказало сам факт появления ковида и блестяще отразило тревожную атмосферу тотальной неразберихи, где привычные связи между людьми разрушаются, и общество оказывается на грани хаоса.

В апреле 2022-го, когда, казалось бы, пандемия ослабила свои тиски, Шанхай накрыл новый локдаун. Крупнейшая вспышка вируса отправила на изоляцию 25 млн жителей. Город столкнулся с угрозой гуманитарной катастрофы. И одновременно с этим вернулась «Эпидемия»: 21 апреля на сервисе Premier появились первые серии второго сезона. Чего от него стоит ждать? И почему предыдущий сезон примечателен не только тем, что идеально попал в нерв нашего горячего времени? Читайте в нашем материале.

В тексте присутствуют спойлеры. 

Что происходит?

Для тех, кто все пропустил или забыл, вкратце рассказываем, о чем поведали сценарист Роман Кантор и режиссер Павел Костомаров в первом сезоне «Эпидемии». Сергей (Кирилл Кяро) жил не тужил в красивом доме с женой Аней (Виктория Исакова) и ее сыном Мишей (Эльдар Калимулин). Беда пришла внезапно: Россию захлестнул смертельно опасный вирус. Среди основных симптомов – быстрое поражение легких, обесцвечивание радужной оболочки глаз, кашель с кровью. Инфекция передается через рукопожатие, воздушно-капельным путем и прочими способами. Зараженные сгорают за 3–4 дня.

Пока с телеэкранов заявляют, что все под контролем, заболевание распространяется стремительными темпами. Нарастает напряжение. Закрываются аэропорты. Вводится комендантский час. Москва оказывается в изоляции до особого распоряжения. Иллюзию порядка поддерживают суровые мужчины в спецодежде с автоматами наперевес. В реальности же они творят страшный произвол, от которого герои пытаются сбежать. Сергея сопровождают отец (Юрий Кузнецов), бывшая супруга (Марьяна Спивак) с сыном (Савелий Кудряшов), приятель Леня (Александр Робак), его дочь (Виктория Агалакова) и беременная жена (Наталья Земцова).

Кадр из сериала

8 эпизодов первого сезона – это апокалиптическое роуд-муви с обилием побочных сюжетных линий и центральной, самой важной: герои направляются в Карелию, где на острове посреди Вонгозера папа Сергея организовал временное пристанище. Попутно они отбиваются от озверевших силовиков и мародеров, сталкиваются с некогда мирными гражданами, готовыми перерезать им глотку за банку тушенки, и встречают неожиданных союзников вроде медсестры Ольги (Анна Михалкова) и доброго доктора Паши (Александр Яценко) с иммунитетом к вирусу.

В процессе они ссорятся, мирятся, молодые влюбляются, взрослые разбираются в своих чувствах, время от времени кто-то хватается за автомат… И все так или иначе понимают, что в любой ситуации «нужно людьми оставаться», как сказала мудрая Аня. Пусть это и кажется задачей не из легких.

Зачем смотреть?

Кадр из сериала

Наделав немало шуму в России, «Эпидемия» стала заметным явлением и на Западе. Стриминговый сервис Netflix приобрел права на показ сериала за $1,5 млн – рекордная на тот момент сумма для отечественных проектов. Его перевели на 12 языков. В 59 странах он вошел в десятку популярнейших шоу стриминга. Вдобавок «Эпидемии» щедро отсыпал комплиментов Стивен Кинг, отметивший, что здесь свирепствует чума, все пьют водку, оператор (Давид Хайзников) постарался на славу, да и вообще – настоящий спагетти-вестерн получился. Только зимний и холодный.

Стартует сериал вполне себе в духе «Выжившего» – бородатый мужик в мехах ползает по снегу и истекает кровью. В целом же в «Эпидемии» комфортно уживаются сразу несколько жанров. В рамках общего survival’а нашлось место и любовным историям, и семейным драмам, и превосходным экшен-сценам. Например, в серии с упомянутой Анной Михалковой, героиня которой собирает народное ополчение для сопротивления силовикам. То есть каждый зритель найдет для себя отдушину. Обнаженка имеется. Романтика присутствует. Юмор тоже включается. А порой и вовсе начинается чуть ли не хоррор – со скримерами и горами трупов.

Кадр из сериала

Хлеба и зрелищ, стало быть, в «Эпидемии» в избытке. На артистов приятно смотреть, да и герои адекватно эволюционируют. С пафосного бизнесмена Лени мигом слетает апломб, едва он понимает, что от старухи с косой не откупиться пачкой наличных. Его дочь Полина, взбалмошная оторва, учится прощению и состраданию. А в робком Мише пробуждается истинное мужество. И в этом, пожалуй, главное достоинство сериала: перед нами не просто эффектный и все еще актуальный триллер, но и набор пронзительных историй об обычных людях, таких, как мы с вами.

Обычных людях в необычных (но ничуть не фантастических) обстоятельствах. Взвинченных, напуганных, рассерженных мужчинах, женщинах и детях на грани нервного срыва. И каждый из них может оказаться настоящим героем или законченной тварью – однозначных грешников и святых в «Эпидемии» не найти. Во всех персонажах кроется источник яркого света. Но в потемках их душ клубится непроницаемая мгла.

Неужели все идеально?

Кадр из сериала

Отнюдь. Несовершенств в «Эпидемии» тоже хватает, пусть критичными их и не назвать. С одной стороны, создателей легко понять: героев много, драматизм должен зашкаливать, и связать воедино все причинно-следственные спайки непросто. С другой стороны – даже в контексте столь сложной ситуации отдельные сюжетные решения выглядят полной нелепицей.

Когда ваша машина упорно не хочет заводиться, а сами вы находитесь in the middle of nowhere, последнее, чего можно ожидать, –  как из-под земли появившийся священник-автомеханик. Который и автомобиль починит, и на путь истинный наставит. Да и Кирилл Кяро в интервью «КиноРепортеру» признавался, что к своему герою у него накопился ряд претензий. Он, дескать, порой был явно глупее, чем сам Кирилл, и его действия не всегда поддавались логическому объяснению. Хотя кто из нас не вел себя странно, окончательно и бесповоротно выпав из зоны комфорта?

Вдобавок зло здесь не персонифицировано. В первой серии вроде бы объявился антагонист, безжалостный силовик-мародер, намеренный отомстить героям за смерть товарища (того застрелили в целях самообороны). Но в финале эпизода его линия оборвалась, а нового Главного Злодея, кого-нибудь типа Нигана из «Ходячих мертвецов» или кровососа Клима из «Вампиров средней полосы», так и не появилось. Да, происходящее по-прежнему пугающе реалистично. Но почему бы не возложить ответственность за зверские каверзы на плечи колоритного, постоянно действующего негодяя?

А еще… откуда под занавес восьмой серии (в Карелии!) взялись китайцы? Что ж, именно этот вопрос и подводит нас к прогнозам на второй сезон.

При чем тут Юра Борисов и что будет дальше?

Начнем с того, что сезон №2 уже не имеет ничего общего с книгами Яны Вагнер – будь то «Вонгозеро» или его сиквел «Живые люди». Сценарий создавался специально для сериала. По словам Романа Кантора, история зажила своей жизнью, и судьба экранных героев должна была быть иной, чем будущее персонажей из книги. Он работал над сюжетом вместе с постановщиком Дмитрием Тюриным («Триггер», «Магомаев»), сменившим в режиссерском кресле Павла Костомарова. И первая серия сразу радует посвежевшим подходом к знакомому материалу. Пока Сергей со товарищи проезжали блокпост, авторы решили на нем задержаться. И показать, что силовики – отнюдь не такая безликая пугающая масса, как мы могли подумать.

В третьей трилогии «Звездных войн» подобным образом приобрел узнаваемое лицо штурмовик Финн в исполнении Джона Бойеги. А одного из силовиков в «Эпидемии» сыграл Юра Борисов, персонажу которого, Жене, ничто человеческое не чуждо. Он с удовольствием набирает в легкие свежий морозный воздух да верхушками сосен любуется. И семья у него где-то есть. Только не знает он, что произошло с близкими в его отсутствие. Когда его сослуживцы хотят расстрелять очередную группу потенциальных зараженных, он поднимает бунт. Потом сбегает. И в итоге, окоченевший от холода, падает на пороге домика в лесу.

Там притаились компания других новичков «Эпидемии», парней и девушек, коротающих время за самокрутками и крепкими напитками. В их числе – фотограф, тату-мастер, социолог и художница. Верховодит ими наглый блондин Тарас (Никита Еленев), любитель шуб эксцентричной расцветки. Сериал «Топи» от его внимания явно не ускользнул. Но на воплощение вселенского зла этот избалованный мажор явно не тянет. Зато параллельно мы узнаем о существовании некоего генерала, отдающего силовикам приказы. Правда, детали его участия в событиях пока не раскрыты.

Фрагмент постера сериала

Встреча новых и старых героев происходит в конце первой серии. Все заросли бородой – с визита на Вонгозеро прошел не один месяц. Сергея терзают вьетнамские флэшбэки, отсылающие к интригующему клиффхэнгеру, которым завершился предыдущий сезон. Произошла трагедия. Нужно как-то существовать дальше. Раньше у персонажей была конкретная цель – добраться до убежища. Сейчас цель иная, более абстрактная. Просто выжить. Что люди и делают – в присутствии отрядов вооруженных сил Китайской Народной Республики. Которые выглядят весьма угрожающе, хотя по радио можно услышать, что они вроде бы миротворцы.

Дальнейшее неясно. Как неясно и место, отведенное в сюжете… язычникам. Да-да, самым настоящим. Ничего хорошего наверняка ждать не приходится, но кто знает? Пока же на дворе весна. Юра Борисов поет «Бошетунмай» под укулеле. «Эпидемия» окончательно обрела независимость от первоисточника и задышала полной грудью. Саспенса по-прежнему предостаточно. Никуда не делся и юмор, что порой находит отражение в забавных сюрреалистических эпизодах. Но главное – сериал продолжает говорить о важных, нетленных ценностях, которые даже во время апокалипсиса нельзя игнорировать.

«Оказавшись вне цивилизации, человек должен очиститься, – говорит Дмитрий Тюрин. – Освободиться от вещизма, искусственных смыслов, ложных целей, к которым мы часто стремимся. И начать ценить какие-то простые вещи. Пережив суровую зиму, наши герои и проходят эту трансформацию».

Первые две серии второго сезона «Эпидемии» уже доступны на Premier. Выход третьего эпизода запланирован на 28 апреля. Финальная, 8 серия появится 2 июня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сериал «Эпидемия»: как снимали триллер по роману Яны Вагнер

  • Идея
  • Подготовка
  • Съемки
  • Реакция автора

12 октября 2020 года на канале «ТВ-3» зрители увидели сериал «Эпидемия». Проект также приобрела платформа Netflix, где он вошел по просмотрам в топ-5 лучших фильмов сервиса. Что осталось за кадром многосерийного фильма, который в некотором смысле стал пророческим после премьеры 14 ноября 2019 года, и как снимали апокалипсис в России – в материале 24СМИ.

Идея

Сериал «Эпидемия» родился на основе романа Яны Вагнер «Вонгозеро». Автор сценария Роман Кантор признался, что для экранизации потребовалось изменить персонажи и сюжетные линии. До этого идея создать проект на основе произведения появлялась неоднократно, но докрутить до формата многосерийного фильма материал не удавалось.

Сценарист признается, что некоторые изменения были сознательными, а некоторые вынужденными. Одной из авторских находок стало отсутствие ключевого героя, тогда как в романе сложившаяся ситуация воспринимается через внутренние монологи женского персонажа.

Режиссер проекта Павел Костомаров выбрал съемки «Эпидемии» из 5 предложенных сценариев и признался, что разглядел в сюжетной линии человеческие отношения. А глобальная катастрофа оказалось катализатором, обостряющим переживания героев.

Кроме того, сценарист Роман Кантор старался прописать образы так, чтобы в лице героев можно было разглядеть соседей, знакомых, родственников. Постановщик с успехом реализовал авторские идеи, а после ситуации с коронавирусной инфекцией коллеги приняли сериал как пророческий и просят снять что-то жизнеутверждающее.

Подготовка

Создатели проекта в одном интервью признались, что в процессе подготовки долго не могли найти артиста на главную роль. Искали незвездного актера. Но таких лиц среди исполнителей за 30-35 лет уже нет.

Часть кастинга проводил режиссер, который был счастлив работать с выбранными знаменитостями. «Они были прекрасны, и если бы у них отняли на время съемок их чертовы «айфоны» и «инстаграмы», они бы стали еще лучше. Но я на это не решался», – иронично подчеркнул Павел Костомаров.

Кстати, оказался в прекрасной физической форме и актер Юрий Кузнецов, который блестяще справился со съемками в сложной зимней экспедиции. Чтобы артисту было комфортно, под него адаптировали сценарий, и получилось даже лучше, чем ожидалось.

Создатели стремились раскрыть атмосферу хаоса и ужаса. В этом помогла слаженная работа художника-постановщика Марии Рикша и оператора Давида Хайзникова.

«Нам повезло, и достаточно быстро удалось найти живописные, холодные, местами мрачные, но при этом невероятно красивые северные пейзажи в городе Онега», – поделился воспоминаниями о съемках Павел Костомаров. Локациями сериала также стали задворки Москвы.

Съемки

Режиссер Павел Костомаров за 1,5 месяца до съемок собрал съемочную группу, чтобы услышать предложения актеров. Сериал «Эпидемия» сняли за 66 дней. Из них 16 дней оказались павильонными или интерьерными, а остальное – в условиях суровой зимней погоды. Иногда мороз держался до –26 градусов и техника выходила из строя. Уже к 15-му дню съемок пришлось менять машины, которые «работали» в кадре.

Интересным оказался тот факт, что в лесах Архангельской области, где велись съемки, водились дикие животные и группе повстречалась стая волков, а актрисе Виктории Исаковой довелось увидеть рысь.

Исполнитель роли Сергея, Кирилл Кяро, рассказал, что во время съемочного процесса многое меняли на ходу. А еще ему приходилось спорить с создателями по поводу своего персонажа. Актеру казалось, что тот сильнее, чем это прописано. Но не все предложения были приняты в силу предстоящих сценарных ходов.

Поделился впечатлениями от съемок и режиссер проекта, который разглядел беспредельное погружение в персонажа в сцене с участием Марьяны Спивак. «Там я впервые увидел, что такое актерский гений», – признался постановщик и добавил, что беспокоится о том, сумел ли передать на пленке перевоплощение артистки.

Реакция автора

Автор книги «Вонгозеро» Яна Вагнер охарактеризовала сериал «Эпидемия» как «громкий жанровый проект, амбициозный и яркий, со звездным составом актеров и талантливым режиссером». Яна призналась, что многосерийный фильм состоялся, хотя фокус сместился и история стала мужской.

По словам автора, она не принимала участие в работе над сценарием, но высказала свои пожелания и надеется, что некоторые из них оказались полезны. Мужской актерский состав создатель романа назвала бесподобным, а исполнительницы героинь переросли жанровые рамки и сумели раскрыть драму ситуации. А вот появление китайских военных в Карелии создатель книги восприняла как курьез.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий сериала громовы
  • Сценарий сериала чернобыль зона отчуждения читать
  • Сценарий сказки всем на удивленье конкурсная программа
  • Сценарий сериала чернобыль 2019
  • Сценарий сказки волшебная лампа аладдина