Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Шахматное королевство»
(сценарий открытого шахматного турнира)
Подготовила:
воспитатель
Горбунова О.М.
Покачи, 2018 г
Цели: формирование творчески мыслящей личности;
развитие умственной культуры детей;
развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление,
начальное формирование волевого управления поведением;
общение со сверстниками.
Форма мероприятия: шахматный турнир
Оборудование: демонстрационная доска, комплекты шахмат.
Специальная подготовка: подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для шахматных фигур.
Возраст участников: старший дошкольный возраст 5-7 лет
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день уважаемые гости и ребята. Сегодня, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эти игры, но мало кто умеет в них играть.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить ходам
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Ведущий: сегодня в нашем детском саду состоится шахматный турнир среди детей старших и подготовительных групп. Встречайте участников турнира.
Звучит Гимн России (садятся на стулья)
Ведущий: ребята, на открытие турнира мы пригласили очень важную гостью. А вот кого, вы должны догадаться сами. Итак, встречаем.
Под музыку выходит Шахматная королева.
Шахматная королева:
Здравствуйте, ребята!
Вы догадались кто я.
Я — Королева Шахмат,
И в Шахматной стране,
Я правлю королевством,
Здесь всё подвластно мне!
На поле черно-белом
Стоят фигуры в ряд.
Красиво и умело
Веду их на парад!
Шагают пешки, кони
То поперёк, то вдоль.
Одна сижу на троне,
Мне служит сам Король!»
Шахматная королева: Я пришла к вам, чтобы открыть ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. К вам в гости я пришла не одна, а со своей свитой. Встречайте бурными аплодисментами!
Под музыку входят дети в зал в шахматных костюмах.
Танец шахматных фигур
Чтение стихов.
(читает ребёнок в костюме шахматной доски)
1. Вся в квадратах- белых, черных-
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных-
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера
Дети в шахматы играют-
Гениальная игра.
(читает ребёнок в костюме пешки)
2. Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперед.
На войну, не на парад
Пешка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
(читает ребёнок в костюме Ладьи)
3. Видимо, Ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет; прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
(читает ребёнок в костюме слона)
4.Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь,
Он другой не хочет более-
Знает только белый путь.
А когда на поле черном
Слон стоит вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Черной тропкой Слон такой
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
(читает ребёнок в костюме Коня)
5.Прыгнет Конь. Подковы звяк.
Необычен каждый шаг!
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!
И повадки у лошадки
Необычны и смешны!
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
Ведущий: Шахматная королева, но здесь не все шахматные фигуры.
Шахматная королева. Да, да. Не все. Сейчас я проверю, как ваши участники турнира знают названия фигур. Отгадайте мои загадки.
На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывёт», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
(ФЕРЗЬ)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…
(Шах)
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…
(Мат)
Какие животные живут на шахматной доске.
(слон, конь)
Это — важная фигура
И она незаменима.
Выполняет свою роль —
Царствует в игре …
(Король)
Ведущий: Шахматная королева, не пора ли начинать шахматный турнир.
Шахматная королева: Властью данной Королем, даю приказ объявить шахматный турнир открытым. Звучит музыка выходят 2 глашатая.
1 глашатай: (Разворачивая свиток) Внимание! Внимание!
Сегодня на главной площади нашего любимого детского сада состоится важное событие — шахматный турнир!
2 глашатай: (разворачивая свиток)
Внимание! Внимание!
Всем Кирилам и Никитам!
Всем Семенам и Дианам!
Всем Викулям и Машенькам!
Всем Артемам и Коленькам!
Строгий приказ: соблюдать правила турнира, быть внимательными и предельно вежливыми!
Ведущий: Больше вас не будем томить,
Время пришло игроков пригласить
— Ну и как водится в каждой игре
Жюри вам поможет сразиться вполне!
Шахматистов к столам мы приглашаем
И от души вам успехов желаем!
Итак, все на месте? Мы начинаем!
— Не нарушайте правила игры, будьте спокойны и предельно внимательны и вас ждет успех!
МКДОУ
«Д/С № 32» п.А-Аят Воспитатель 1 категории Богатова В.И
Шахматное
Королевство
Задачи:
Популяризировать шахматы среди дошкольников; расширять кругозор; воспитывать
чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.
Ребятам приходит
письмо:
«Ребята, помогите!
Шахматное
Королевство восстановите!
В Королевстве
плохие перемены –
Рухнули все наши
стены.
Шахматные фигурки
слёзы льют,
Вас, ребята, на
помощь зовут.
Приходите,
помогите,
Королевство
обновите!
Шахматная Королева»
Под музыку заходит
в музыкальный зал Шахматная Королева.
-Здравствуйте,
ребята!
Я – хозяйка
Шахматного Королевства.
И очень рада, что
вы откликнулись на моё письмо и пришли на помощь.
Беда у нас
случилась:
Королевство
развалилось.
Потому случилось
так –
Мальчик был один
мастак
Всё ломать,
крушить и рвать.
С другом в шашки
он играл,
Вдруг на друга
осерчал:
Все фигурки
разбросал,
Поле шахматное
сломал.
И теперь у нас
беда.
Помощь ваша нам
нужна!
Надо всё
восстановить –
Королевство обновить.
Знаю,
В шашки любите
играть,
Игру в порядке
содержать.
Ломать и кидать
фигурки не надо.
Порядок в
Королевстве вам за это награда!
Коль Королевство
мы новое с вами построим,
Порядок в
Королевстве мы восстановим.
Сразу фигурки все
счастливы станут,
«Спасибо огромное»
хором вам скажут.
А я научу вас
новой игре
На этой волшебной
в клетку доске!
«Шахматы» эта игра
называется,
И вам она точно
понравится!
А поможет вам
построить Королевство вот этот чертёж,
Который с
постройкой точь-в-точь должен быть схож!
Ребята, что сидят
напротив меня,
Я приглашаю вас
сюда-
Берите чертёж,
посмотрите внимательно
И приступайте к
постройке старательно!
Дети приступают к
конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета.
Шахматная
Королева:
— Молодцы, ребята!
Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало! Вам нравится?
Вам, ребята, дам
наказ:
Каждый день и
каждый час,
Чтобы играм и
игрушкам впредь больше не страдать,
Надо вам, ребята,
их в порядке содержать!
— В Шахматном
Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы знаете?
Дети называют
пешки, король, королева(ферзь), ладья, слон, конь.
А теперь
ребята давайте посмотрим мультфильм про шахматы.
— Ребята, вы
хотели бы научиться сражаться в шахматы на шахматной доске?
Шахматная
Королева:
— Ребята, теперь я
предлагаю вам принять участие в «шахматных эстафетах».
Дети делятся на
две команды «Белые» и «Чёрные». Шахматная Королева:
Белый отряд,
чёрный отряд –
Друг против друга
два войска стоят.
Строгий порядок в
отряде одном,
Точно такой же – в
отряде другом.
Рядом все стали
плотной стеной
Начинаем мы
эстафетный бой.
Эстафета
«Сделай ход конём»: перед каждой командой выкладываются обручи
буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем
назад, передавая ход другому. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня».
Выигрывают те, кто
быстрее справился с заданием.
Эстафета
«Кольцеброс»:
Сделать бросок
наискосок
На хобот Слона
набросить кольцо. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.
— Эстафета
«Пешки крепкие орешки»:
— Каждая Пешка
знает свою роль:
Если Пешки –
крепкие орешки,
Непобедим наш
шахматный Король!
Пешки той и другой
команды по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают
одного игрока и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды.
Выигрывает самая стойкая и быстрая команда.
-Вот и подошел к
концу наш шахматный праздник. Все вы храбро сражались за победу, все вы
молодцы, вы помогли мне восстановить шахматное королевство. Большое Вам
Спасибо….до новых встреч!
«Ребята, помогите!
Шахматное
Королевство восстановите!
В Королевстве
плохие перемены –
Рухнули все наши
стены.
Шахматные фигурки
слёзы льют,
Вас, ребята, на
помощь зовут.
Приходите,
помогите,
Королевство
обновите!
Шахматная
Королева»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр
дополнительного образования «Одаренность»
Сценарий познавательного часа «Путешествие
в шахматное королевство»
Место проведения:
МАОУ «ОК лицей №3 им. С.П. Угаровой»
Дата проведения: _____________________
1.Сообщение темы и
целей урока. (Слайд №1)
Это чудо из чудес
Нам известно с
детства,
Ждет ребят, как
дар небес,
Шахмат
королевство.
Там и ныне, словно
встарь,
На высоком троне
Восседает грозный
царь
В шахматной
короне.
Там отважны и
сильны
Пешки храбро
бьются,
Там и кони и слоны
Доблестно дерутся.
Ферзь с ладьей —
на страх врагам
Поспевают всюду.
Ребята, многие из
вас умеют играть в шахматы, знают все шах. Фигур, способы их передвижения на
шахматной доске.
А сегодня мы с
вами отправимся в волшебное путешествие по шахматной стране – в шахматное
королевство.
2. Кроссворд «Угадай
фигуру» (Слайд №2)
1. Маленькая,
удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет. (Пешка) (клик мышки)
Она как гадким утенок
может превратиться в прекрасную лебедь, стоит ей дойти до горизонтали 8 — для
белых, 1 — для черных. Она ходит только вперед и прямо, и не делает ни шагу
назад. Она может сделать ход сразу на два поля — клетки вперед, а потом ходит
только вперед на одно поле. Берет наискосок: влево или вправо (Пешка).
2. Узнать его
легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это… (Конь) (клик мышки)
В начальном положении стоит между ладьей и слоном. Он
любит прыгать буквой Г — на два поля в сторону и на одно вперед, или на два
поля вперед и на одно в сторону. Он может перескакивать через свои и фигуры
противника. Наибольшее число ходов у него 8.
3. “Не люди, не
звери, не часы, а ходят?”(Шахматные фигуры)
Не звери, но приходится но
клеткам их ходить, и не настенные часы, но тоже могут бить.
4. Я смел, и строен, и высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок. (Слон) (клик мышки)
Ходит только по диагонали
в любую сторону и на любое расстояние свободным от своих и фигур противника. 13
ходов центрального поля
5
Стою на самом краю,
Путь откроют- пойду.
Как зовут, не скажу (Ладья). (клик мышки)
У нее прямой характер. Эта
фигура ходит по горизонталям и вертикалям, во все стороны на любые расстояния.
Она стоит по углам доски. Наибольшее число ходов — 14.
6. Всех он смелее и сильней,
И не узнать его
нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал… (Ферзя)
(клик мышки)
Самая сильная фигура.
Стоит рядом со слоном на поле своего цвета. Он может ходить, как ладья и как
слон. 27 ходов с центрального поля .(Ферзь).
7 .Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это такой? (Король)
(клик мышки)
Какое слово получилось но
вертикали? Что знаете об этой фигуре? (Король ходит во все стороны, но только
на одно поле. Нельзя короля ставить на атакованное поле. Королю делают шах и
ставят мат.)
3. Викторина (Слайд №3)
1. Как ходит пешка?
(вперед по вертикали). (клик мышки)
2. Какие фигуры остаются
на доске до конца игры? (короли). (клик мышки)
3 Почему король слабее ферзя,
но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).
4 Сколько всего шахматных
фигур 32 (клик мышки)
5. Является ли рокировка
обязательной? (нет).
6. Между какими фигурами
на доске стоит король? (между ферзей и слоном). (клик мышки)
7 Почему слон и конь
называются легкими фигурами? (подвижные малоценные фигуры расчищают путь ценным
фигурам).
8 Сколько клеток на
шахматной доске- 64
9 Может ли ладья побить 2
пешки (нет).
4. Собери поле
Вам необходимо из предложенных квадратов верно собрать
поле игры шахматы, та команда, которая выполнить это задание раньше, получит
наибольшее количество баллов
5. Найти меня, если
сможешь
Сейчас я вам раздам листы,
ваша задача прочитать и с помощью клея, приклеить недостающую частицу
1 Не фигура, а насмешка –
Эта маленькая … ПЕШКА
2 Есть сестра у корабля –
Очень важная … ЛАДЬЯ
3 Шустрый, быстрый, как
огонь
Шахматный, но всё же …
КОНЬ
4 Не отвесит вам поклон
Не индийский, хоть и …
СЛОН
5 Самый главный в войске
есть,
А для вас он просто …
ФЕРЗЬ
6 У него большая роль,
А зовут его … КОРОЛЬ
Молодцы, справились с этим
сложным заданием .
6 Собери и ответь
Ваша задача собрать из
деталей картинку шахматных фигур
7 Мультфильм «Шахматы»
из цикла «Фиксики»
Что больше всего вам
запомнилось?
Спасибо! Очень радует, что
вам удалось запомнить много нового и интересного о шахматном царстве.
Сценарий познавательно-театрализованной постановки
«Шахматное королевство»
Авторы: Зотова Татьяна Львовна
и Зиннурова Ольга Юрьевна
Цель. Развитие интеллекта дошкольника в игровой форме.
Действующие лица: дети старшего дошкольного возраста.
1 эпизод сцены. Гномы находятся на шахматном поле, расположенном в центре зала. Со своими шахматными досками, один гном ходит важно и проверяет как играют в шахматы остальные гномы. На экране дом гномов лес. Под музыку приходит Белоснежка в гости к гномам-шахматистам.
Белоснежка:
Я пришла вас навестить,
Чем вы заняты друзья?
Гномы. Мы сегодня отдыхаем,
Просто в шахматы играем
Белоснежка.
«Шахматы? А что это такое?»
Гномы: «Ты не знаешь, что такое шахматы?»
Белоснежка.
Нет, не знаю
Гномы: Тогда слушай и смотри.
Гномы начинают рассказывать про шахматы.
1-й гном:
Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
2-й гном:
Без сомнений начинай
Все фигурки расставляй.
На экране появляются слайды с фигурами
Пешка, ферзь, король, лошадка,
Слон, ладья …и все в порядке!
3-й гном:
А еще нужны часы нам (появляются часы шахматные на экране)
Чтобы время узнавать,
Не успеешь мат поставить,
Значит можешь проиграть!
Выходят часики 2–а ребенка встают в центре шахматной доски.
Песня и танец «Тик-так, тик-так, нам без часиков никак».
Гномы тоже подтанцовывают.
Часы убегают из зала.
Гном:
Пора фигуры приглашать,
Чтоб Белоснежке показать:
В чем заключается игра
И интересна как она.
2 эпизод сцены. Световой эффект.
Гномы потихоньку под музыку уходят из зала, в это время на экране слайд как идут гномы, Белоснежка отходит в сторону замка и присаживается.
На слайде появляется один из гномов и говорит:
4-й гном:
Также есть у нас слоны
Дальнобойные они,
ВЫХОД СЛОНОВ
Слон белый:
Слона зовут фигурой легкой
Он ведь легок на подъем,
Слон черный:
Все отлично со сноровкой —
Для Ферзя помощник ловкий.
Танец слонов (только по диагонали, один по чёрной, другой по белой)
На слайде появляется один из гномов и говорит:
5-й гном:
Ферзь тяжелая фигура,
Слишком тонкая натура.
Самый сильный Ферзь и быстрый
Стал он шахматным министром.
Белый Ферзь (любят свой цвет):
Очень я люблю на ужин
Что-то вкусное покушать.
Беззащитная Ладья?
Проглочу-ка, ее я!
Черный Ферзь (любят свой цвет):
Я женская фигура, но с именем мужским.
Ходы бывают жёсткими, и не похожий не один.
Танец Ферзей.
На слайде появляется один из гномов и говорит:
1 гном:
Не мила коню неволя,
Перед ним простор широк,
Очень ловко на два поля
Совершает конь прыжок
Замечательный прыжок:
Поле — прямо, поле — вбок!
На слайде появляется один из гномов и говорит:
2 гном:
Ну, а если угрожает
Окружения заслон,
Через тех, кто окружает,
Перепрыгивает он.
ВЫХОД КОНЕЙ
Белый конь:
И только лошади играют вдохновенно,
И вы без лошади продуди бы мгновенно.
Черный конь:
И только пары черно-белых лошадей
Кружатся в вальсе на доске твоих идей.
Ход коней (ходят буквой Г, итог вернуться на место)
На слайде появляется один из гномов и говорит:
6-й гном: идёт аудиозапись
А сейчас я вам, друзья,
Расскажу про Короля.
Самый главный, самый важный
Наш Король — боец отважный.
ВЫХОД КОРОЛЕЙ
Белый Король:
В заварушке не струхну —
Черный Король:
В рукопашную пойду.
Короли делают несколько движений под музыку: (сражение) по одной клетке продвижение вперед (в стороны, по диагонали) и встречаются друг против друга, но через клетку).
На слайде появляется один из гномов и говорит:
7-й гном: идёт аудиозапись.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди.
ВЫХОДЯТ ЛАДЬИ
Белая Ладья:
Я — ладья, и так упряма,
Что хожу я только прямо,
Не петляю — прыг да скок,
Не шагаю наискосок.
Так от края и до края
Могу двигаться всегда я.
Черная Ладья:
Ладья имеет крепкий вес,
Она матует там и здесь.
Хоть она не грациозна
К ней относятся серьезно.
И словно подлодка
Прямою наводкой
В несчастного короля.
Прицельно стреляет ладья.
Делают ходы под музыку и обе ладьи делают королю шах, громко об этом произносят «ШАХ».
Белоснежка:
Встает со стула подходит к шахматному полю и произносит:
Как всё интересно, а что же дальше?!
ВЫХОД ПЕШЕК с выполнением движений.
Пешка белая.
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперёд.
На войну, не на парад,
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Белоснежка.
Ну, а как же пешка бьёт?
Пешка Черная.
Бьёт наискосок.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратится там она
В грозного бойца.
Кем ей стать – ферзем, ладьей?
Может быть, конем?
Как решить вопрос такой,
Мы потом поймем.
Белоснежка
(встает и говорит):
Я поняла, что шах – предупрежденье,
А где конец в игре?
Черный Король:
Конец игры, когда объявлен «МАТ».
Белая ладья:
Но мы не будем делать грустной сказку,
Мы вам станцуем менуэт.
Все фигуры танцуют, Белоснежка присоединяется к фигурам и занимает место на шахматном поле, в конце танца замирают на месте.
На последнем слайде слова:
И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматистов нет.
«Путешествие в шахматное королевство».
Цель: расширение кругозора, воспитание умственной культуры, пропаганда шахмат.
Форма проведения: интеллектуальная игра с элементами «Веселых стартов».
Оформление игры: магнитная шахматная доска; нагрудные значки с изображением шахматных фигур; большие бумажные конусы с изображением белой и чёрной ладей для проведения конкурса «Игра в слепую»; четыре стула и чайные ложечки для проведения Конкурса слонов; кегли для проведения конкурса пешек.
О той войне я начинаю речь, которой
не нужны ни лук, ни мечь, ни панцири, ни латы.
Без пушек там обходятся солдаты, не выезжают
на поле в седле и битва происходит на столе.
Я. Кохановский. Шахматы.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА БИТВА?
Правильно. Шахматы.
У шахматного королевства много друзей во всех концах земного шара. Разные люди, независимо от возраста, профессии, языка, цвета кожи играют в шахматы. А это значит, что шахматы помогают дружбе людей.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в это королевство и больше узнаем об этой замечательной игре. Путешествие будут совершать две команды: Белые и Чёрные, соревнуясь друг с другом.
Прошу подойти ко мне представителей обеих команд, чтобы разыграть, кто каким цветом играет.
Выбирайте… .Благодарю Вас. Можете вернуться на место. Итак, белыми играет ваша команда, черными – ваша. (Вручает командам фигуры-символы определенного цвета.)
Команды выбирают капитана (короля).
Начинаем путешествие. Это королевство существует на специальном поле-доске, где и разворачивается сражение.
Ребёнок представляет «Шахматную доску».
Вся в квадратах белых, чёрных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точёных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают –
Коротая вечера,
Дети в шахматы играют –
Гениальная игра!
2 -ой ребенок
Чтоб различить в бою, кто свой, а кто чужой —
весь в белом ,стан один, весь в чёрном стан другой.
Два короля стоят друг против друга
Два войска равных – с севера и с юга.
Ну а сейчас первый конкурс: «Расстановка фигур» (Кто быстрее и правильнее).
Участникам команды вручается по комплекту фигур, которые они должны расставить на магнитной шахматной доске.
Теперь поговорим о пешках.
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперёд.
На войну не на парад
Пашка держит путь
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой
Первым ходом можно ей
Сделать ход двойной.
А потом – вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратится там она
В генерала, не в бойца.
А сейчас пешки посоревнуются.
«Пешечная цепь»
В шахматах есть такое выражение «пешечная цепь». Сейчас пешки каждой команды должны выстроиться в одну шеренгу. Начали, Кто быстрее?
А теперь надо образовать цепь: отвести руки в стороны (показывает) и затем взяться за руки через одного. Потренируйтесь. А теперь на скорость. Кто быстрее?
«Змейка»
Пробежать «змейкой» между предметами, не задевая их.
Теперь соревнования для других фигур.
Кони.
Прыгнет Конь. Подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнёт из – за спины.
«Бой коней» Прыгая на правой ноге (левая поджата и поддерживается рукой) «Кони», толкая друг друга плечом, стараются выбить противника из круга.
Слоны.
Слон идёт, не уставая,
От угла к углу шагая,
Защищаясь, нападает,
Всем фигурам угрожает,
Верно, знает мудрый Слон –
Приведёт к победе он.
«Состязания слонов»
У слонов больше всех различных названий. В России его называли офицером, в Югославии – гонцом. Наши Слоны будут переносить пешки в чайной ложечке со стула на стул. Кто быстрее?
«Соревнования мудрецов»
«Ферзь» задаёт три вопроса, имеющих отношение к шахматам, команде противника.
Ладьи.
Видимо, Ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
«Соревнование «Ладей»
Как вы знаете, ладья ходит по вертикали и горизонтали. Соревнуются две ладьи. Встаньте, пожалуйста, каждая на своё место. Вы лицом в эту сторону, а вы в противоположную. По моему сигналу «Ладьи» поочерёдно делают ход. Сначала восемь шагов вперёд, затем повернуться на 90* (под прямым углом) «белая» — направо, «чёрная» — налево. И каждая делает ход на три клетки (шага). По третьему сигналу обе «Ладьи» возвращаются на свои места. Порепетируем. А теперь «шахматная игра» будет идти «вслепую» (надевает на головы играющим колпаки).
Конкурс капитанов «Чемпионы мира»
Капитаны должны называть чемпионов мира по шахматам (по очереди). Кто больше?
«Аукцион шахматных терминов»
Команды поочередно отвечают на вопросы:
-
Какие линии есть на шахматной доске, как они называются?
-
На каких линиях располагаются белые и чёрные войска перед началом сражения?
-
Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?
-
Может ли пешка стать фигурой, в каких случаях?
-
Какая фигура остаётся на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается?
-
Что является единицей измерения силы фигур?
-
Что такое шах?
-
Что такое мат?
-
Когда шахматная партия считается выигранной?
-
Какие фигуры называются легкими?
-
Назовите дальнобойные фигуры.
-
Чем отличается пат от мата?
Подведение итогов. Награждение
ЦЕЛИ урока:
- познакомить дошкольников в игровой форме с
историей шахмат; - дать представление о шахматной доске, шахматных
полях, шахматных фигурах; - вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
ОБОРУДОВАНИЕ: декорация “Шахматное
королевство”, большая шахматная доска,
шахматные фигуры, “шапочки” для детей с
изображением шахматных фигур.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение “Шашечного
турнира”, определение победителей.
УЧАСТНИКИ ДОСУГА:
Ведущий
Королева
Король
Старик Хоттабыч
Шахматные фигуры – дети
ХОД ДОСУГА
ВЕДУЩИЙ: Сегодня, ребята, мы пригласили
вас в этот зал, чтобы совершить волшебное
путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете
эту игру, но мало кто умеет играть.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ,
ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.
СТ. ХОТ.: О, отрада для моего сердца,
какое ослепительное великолепие, я попал в
дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы
жизни!
Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие
из мудрейших, славные воспитатели! Тысячу лет я
просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал
сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же
великая игра царей, настоящее военное сражение.
Вы умеете играть в шахматы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют
этим мастерством, но все хотят научиться.
1-й РЕБЕНОК:
У кого же мне узнать,
Кто мне может подсказать,
Где могу я научиться
Сильно в шахматы играть?
Папа мне сказал:- Сынок,
Иди в шахматный кружок.
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.
2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
/ЩербаковГ./
Старик Хоттабыч: Вам несказанно
повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток
этой древнейшей игры, я познакомлю вас с
шахматными фигурами, но все по порядку.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее
когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска
изображает поле сражения, на котором борются две
армии. В давние времена армия не могла выступить
в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в
шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по
размеченным шахматным полям по знаку правителя
передвигались специально назначенные для этого
люди. Позже людей заменили фигуры.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король-
Его хранит отряд.
Давайте познакомимся с шахматными
фигурами.
ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА.
КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.
КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.
Мы партии познаем соль
Когда найдем защиту слева.
КОРОЛЕВА: Мой Король – отважный воин
Пешке помогать идет.
Ее грудью защищает
И в обиду не дает.
У меня есть и другое название – ФЕРЗЬ,
что в переводе значит “советник”. Я могу
рассказать о всех фигурах шахматного
королевства.
ВХОДИТ “ ПЕШКА”. СТАРИК ХОТТАБЫЧ
РАССТАВЛЯЕТ ФИГУРЫ НА ДОСКЕ.
Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.
ВХОДИТ “ КОНЬ”.
Конь шахмат – вовсе и не конь.
Он мудрый, хитрый дипломат.
И скачет буквой хитрой он.
И объявить желает мат.
ПОЯВЛЯЕТСЯ “ СЛОН”.
Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
ВХОДИТ “ЛАДЬЯ”.
Её манёвр – сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали…
Ладье по нраву – «тихий» ход,
Но вот – удар, и враг в печали!
Старик Хоттабыч: Хочу задание вам
дать:
Игры названье угадать!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Шахматы.
Старик Хоттабыч :Вот вам еще
несколько загадок.
- На каких полях ничего не растет? (шахматных)
- Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
- В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
- Какой формы шахматная доска? (квадратная)
- Закончите строку:
- Раздался голос Короля
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная (доска).
Найдите на доске (ферзя)
Молодцы!
Старик Хоттабыч: Шашки – игра тоже
очень древняя, играют в нее тоже на шахматной
доске, но по другим правилам и другими фигурами.
Есть среди вас ребята, которые принимали участие
в шашечном турнире. Мы хотим поздравить их,
пожелать удачи в освоении более сложной игры, с
фигурами которой мы познакомились, – шахмат.
НАГРАЖДЕНИЕ.
Старик Хоттабыч : Пора прощаться. Я
снова появлюсь у вас, как только в вашем
прекрасном детском саду состоится шахматный
турнир.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, старик Хоттабыч не
знает, что в нашем современном мире играть в
шахматы могут на только люди, но и умные машины –
компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров
по игре в шахматы. Вы сегодня очень много узнали,
побывав в Королевстве Шахмат. Расскажите
родителям о том, что вам понравилось, и попросите
их научить вас играть в шахматы.