Шахматная викторина
На занятиях по истории шахмат
учащиеся не только узнают интересную информацию о происхождении, развитии,
распространении шахмат, но и могут проверить свои знания, отвечая на вопросы
«Шахматной викторины». Данные задания можно также включить в сценарий
шахматного праздника для детей.
— Какое количество клеток на шахматной
доске? 64
— Какая шахматная фигура ходит по диагонали? Слон
— Какие фигуры участвуют в рокировке? Король и ладья
— ?! — это условное обозначение… Сомнительного хода
— Кто сконструировал шахматные часы? Т. Уилсон
— Как называется заключительная фаза шахматной партии? Эндшпиль
— Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом? Два
-Название какой игры в переводе с персидского языка
означает «властитель умер»?(Шахматы.)
-Какую
страну считают родиной шахмат?(Индию.)
-Верно ли, что на Руси шахматы были включены в
перечень запрещённых игр.
(Да. На Руси шахматы появились в IX-Х вв.
Несмотря на противодействие церкви, приравнявшей шахматы к азартным
играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», они всё же
пользовались огромной популярностью.)
-Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Этому
способствуют три совершенно необходимых условия – качества, в которых они
традиционно сильны: математика, музыка и … Назовите третье.(Шахматы.)
-Самый
умный вид спорта – это…(Шахматы.)
-В
какую игру любил играть на досуге крокодил Гена?(Шахматы.)
-Какие девушки-спортсменки внимательнее всех следят за
своими фигурами?(Шахматистки.)
-Какую фразу гоголевского Чичикова можно часто
услышать от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.(«Давненько
не брал я в руки!..»)
-Не
только поисковая, геолого-разведочная, политическая, оперная, но и шахматная.(Партия.)
-Не только первое выступление артиста на сцене, но и
начальная стадия шахматной и шашечной партии.(Дебют.)
—Какое
слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов, музыкантам,
художникам, но и шахматистам?(Этюд.)
—Как
называется игровое шахматное поле?(Доска.)
—Как
называют партию по быстрым шахматам?(Блиц.)
—Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2
партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы
сыграно?(Три.)
—Удел шахматного
тугодума – это… Что?(Цейтнот.)
—Какой шахматной
фигуре можно объявить шах?(Королю.)
—Какая шахматная
фигура бывает белопольной и чернопольной?(Слон.)
—Какая шахматная фигура носит
название непарнокопытного животного?(Конь.)
—Назовите
самую «грамотную» шахматную фигуру.(Конь, он ходит буквой «Г», а
значит, её знает.)
—Какая шахматная фигура может «перепрыгивать»
через другие фигуры?(Конь.)
—На какое максимальное количество клеток
может ходить ферзь за один ход?(На 7.)
—Назовите шахматную
фигуру, нападающую из-за угла.(Конь.)
—Охранитель
шахматных диагоналей – это…(Слон.)
—Не только шахматная
фигура, но город России на реке Тобол.(Тура.)
—Как
по-другому называют шахматную ладью?(Тура.)
—Какой шахматной
фигурой, кроме коня, можно начать партию?(Пешкой.)
—Какая шахматная
фигура обозначается латинской буквой «Q»?(Ферзь.)
—Какая шахматная
фигура обозначается латинской буквой «P»?(Пешка.)
—Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной
доске в начале партии?(Восемь.)
—Какого цвета шахматные фигуры у
игрока, начинающего партию первым?(Белого.)
—Фигуры какого цвета в начале шахматной
партии находятся на восьмой горизонтали?(Чёрного.)
—Первым ходом даже гроссмейстер
может сдвинуть с места только пешку и эту фигуру. Какую?(Коня.)
—Шахматную вилку чаще всего ставят с
помощью этой «коварной» фигуры: угрожает сразу двум, а не могут ответить тем
же.(С помощью коня.)
— Какой шахматной фигурой,
кроме слона, можно поставить детский мат?(Ферзь, или королева.)
—Сколько очков получает шахматист за
ничью в партии на официальных соревнованиях?(0,5 – пол-очка.)
—При каком исходе партии в шахматном
турнире игроки получают по пол-очка?(Ничья.)
—В боксе –
нокдаун, а в шахматах – … (Шах.)
—Сколько
циферблатов имеют шахматные часы?(Два.)
—Сколько клеток насчитывается на самой
короткой диагонали шахматной доски?(Две.)
—В какой
спортивной игре существует термин «гамбит»?(В шахматах.)
—Гамбит –
это вариант начала шахматной партии или её окончания?(Начала.)
—Что
приносят на алтарь шахматного гамбита?(Жертву.)
—Сколько видов рокировок существует в
классических шахматах?(Два.)
—Сколько рокировок может сделать шахматист
в ходе одной партии?(Одну.)
—Вы,
конечно, знаете секундантов как свидетелей дуэли. А вот в 1935 году появилась
вполне официальная профессия секундантов. Сейчас в мире их несколько десятков.
Чем же они занимаются?
(Это
помощники ведущих шахматных гроссмейстеров.)
—На флаге
какой федерации изображена голова лошади?(ФИДЕ – международной шахматной федерации.)
—Над резиденцией Президента Республики
Калмыкия развеваются три флага: триколор России, флаг Калмыкии с цветком лотоса
и этот. Какой?(Флаг международной шахматной федерации – ФИДЕ.)
—Назовите
легендарный завоеватель, обожавшего играть в шахматы.(Тимур.)
—Большая
любительница шахмат Екатерина II предпочитала играть по схеме
«четверные шахматы». В чём состояло их отличие от обычных?(Играли
двое надвое, и в поражении всегда можно было обвинить партнёра.)
—Какой новый этап в жизни шахмат
начался партией между королём Англии Генрихом I и королём Франции
Людовиком V в 1119
году?(Шахматы по переписке.)
—Назовите сильнейшего шахматиста
России 1-й половины 19-го века, автора первого русского учебника шахматной игры.(Петров
Александр Дмитриевич.)
—В каком
виде спорта прославился Владимир Крамник?(Шахматы.)
—В каком
виде спорта прославился Василий Смыслов?(Шахматы.)
—В каком
виде спорта используется сицилианская защита?(Шахматы.)
—К какому
виду спорта относится термин «Защита Каро-Канн»?(Шахматы.)
—Кем был в юности чемпион мира по шахматам
Макс Эйве(Боксёром.)
—Какая профессия роднит российского шахматиста
Алёхина А.А. и российского композитора П.И. Чайковского?(Юрист. И
Алёхин, и Чайковский были юристами, учились в Императорском училище
правоведения, что на Фонтанке.)
—Назовите французского композитора, создателя
жанра комической оперы, который был сильнейшим шахматистом Европы второй
половины 18 века?(Филидор Франсуа Андре, 1726-1795 гг., наст. фам. Даникан
Филидор. Ему принадлежат труды «Анализ шахматной игры», комические оперы
«Садовник и его господин», «Кузнец».)
—В ХХ веке мужская команда этой страны
выигрывала шахматную Олимпиаду 18 раз – рекордное число! Назовите эту
страну.(СССР.)
—Центральный дом шахматиста в
Ереване вполне логично носит имя этого чемпиона мира. Какого?(Тиграна
Петросяна.)
—Какой мюзикл в 2003 году представили
общественности в Центральном шахматном клубе имени Тиграна Петросяна?(«Двенадцать
стульев».)
—Чья победа над гроссмейстером Гарри
Каспаровым стала сенсацией 1994 года?(Компьютера.)
—Назовите российского гроссмейстера,
который в октябре 1999 года выиграл в Интернете партию против шахматистов-любителей
из 75 стран мира.(Гарри Каспаров.)
—Какую игру
называют «шахматами на льду»?(Кёрлинг.)
—Когда
отмечается Международный день шахмат?
а)
22
июня;
б) 20 июля;
в)
10
ноября;
г) 12 декабря.
-Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя;
б) Бежит лёжа;
в) Ползает
стоя;
г) Плывёт летая.
-Какой
из этих спортивных терминов не относится к шахматам?
а)
Дебют;
б) Рашпиль;
в)
Гамбит;
г) Эндшпиль.
(Это
напильник.)
-Как говорят о шахматисте, который стал
чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?
а)
Отобрал корону;
б) Свергнул с трона;
в)
Вырвал
мантию;
г) Выхватил скипетр.
-Назовите настоящую «шахматную» фамилию
писателя Алексея Максимовича Горького.
а)
Конев;
б) Слонов;
в)
Пешков;
г) Королёв.
-Кто из российских поэтов жил в Шахматово?
а)
Лермонтов;
б) Есенин;
в) Блок;
г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный
историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока.)
—Какая «шахматная»
английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 1972-1991 годах?
а)
«Пешка»;
б) «Ферзь»;
в)
«Королева»;
г) «Ладья».
(«Куин»/
Queen –
«Королева».)
—Из
скольких клеток состоит шахматная доска?
а)
32;
б) 64;
в)
81;
г) 100.
—Какой шахматной
фигуры не существует?
а)
Пешка;
б) Король;
в)
Конь;
г) Дама.
—Сколько раз во время шахматной
партии чёрные фигуры могут сделать рокировку?
а)
Один;
б) Два;
в)
Три;
г) Четыре.
(Так
же, как и белые.)
—Какая фигура стоит на клетке f1 перед
началом шахматной партии?
а)
Чёрный
король;
б) Чёрная пешка;
в)
Белый
ферзь;
г) Белый слон.
—Какая шахматная фигура может
перепрыгивать через свои и чужие фигуры?
а)
Конь;
б) Ферзь;
в)
Пешка;
г) Слон.
—Какая фигура, кроме пешки, может
начать шахматную партию?
а)
Слон;
б) Ладья;
в)
Конь;
г) Ферзь.
—Какое из
этих названий предметов столового прибора является также шахматным
термином?
а)
Лопатка;
б) Вилка;
в)
Ложка;
г) Нож.
—В какую шахматную
фигуру не может превратиться пешка?
а)
Ферзь;
б) Король;
в)
Конь;
г) Слон.
-Как
в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?
а)
Проходная;
б)
Пробивная;
в)
Пронырливая;
г) Козырная.
-Как
называется середина шахматной партии?
а)
Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в)
Цугцванг;
в) Мидлтайм.
—Какой рукой, согласно правилам,
игроки должны переключать шахматные часы?
а)
Правой;
б) Левой;
в)
Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы
не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
—Назовите самую шахматную республику
в составе России.
а)
Калмыкия;
б) Татария;
в)
Карелия;
г) Мордовия.
—Какую
фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ?
а)
«Мы одна семья»;
б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в)
«Мы все свои в доску»;
г) «Сильнее, хитрее, умнее».
— Как
называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона
мира?
а)
Экс-чемпион;
б) Претендент;
в)
Делегат;
г) Кандидат.
— К
какому виду программ относятся компьютерные шахматы?
а)
Шутеры;
б) Квесты;
в)
Стратегии;
г) Симуляторы.
-Кто
победил первого чемпиона мира по шахматам?
а)
Э. Ласкер;
б) А. Алёхин;
в)
Х.Р.
Капабланка;
г) М. Эйве.
—Кто был первым российским чемпионом
мира по шахматам?
а)
Алёхин;
б) Карпов;
в)
Крамник;
г) Смыслов.
-Кто
из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?
а) Михаил
Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
— Кто из
этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?
а)
Гарри
Каспаров;
б) Марат Сафин;
в)
Владимир
Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
—Кому Бобби Фишер без боя отдал
мировую шахматную корону?
а)
Борису Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
в)
Василию
Смыслову;
г) Анатолию Карпову.
ШАХМАТНАЯ ВИКТОРИНА
• Название какой игры в переводе с персидского языка означает «властитель умер»?
(Шахматы.)
• Какую страну считают родиной шахмат?
(Индию.)
• Верно ли, что на Руси шахматы были включены в перечень запрещённых игр.
(Да. На Руси шахматы появились в IX-Х вв. Несмотря на противодействие церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», они всё же пользовались огромной популярностью.)
• Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Этому способствуют три совершенно необходимых условия – качества, в которых они традиционно сильны: математика, музыка и … Назовите третье.
(Шахматы.)
• Самый умный вид спорта – это…
(Шахматы.)
• В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена?
(Шахматы.)
• Какие девушки-спортсменки внимательнее всех следят за своими фигурами?
(Шахматистки.)
• Какую фразу гоголевского Чичикова можно часто услышать от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.
(«Давненько не брал я в руки!..»)
• Не только поисковая, геолого-разведочная, политическая, оперная, но и шахматная.
(Партия.)
• Не только первое выступление артиста на сцене, но и начальная стадия шахматной и шашечной партии.
(Дебют.)
• Какое слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов, музыкантам, художникам, но и шахматистам?
(Этюд.)
• Как называется игровое шахматное поле?
(Доска.)
• Как называют партию по быстрым шахматам?
(Блиц.)
• Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно?
(Три.)
• Удел шахматного тугодума – это… Что?
(Цейтнот.)
• Какой шахматной фигуре можно объявить шах?
(Королю.)
• Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной?
(Слон.)
• Какая шахматная фигура носит название непарнокопытного животного?
(Конь.)
• Назовите самую «грамотную» шахматную фигуру.
(Конь, он ходит буквой «Г», а значит, её знает.)
• Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры?
(Конь.)
• На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход?
(На 7.)
• Назовите шахматную фигуру, нападающую из-за угла.
(Конь.)
• Охранитель шахматных диагоналей – это…
(Слон.)
• Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол.
(Тура.)
• Как по-другому называют шахматную ладью?
(Тура.)
• Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию?
(Пешкой.)
• Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «Q»?
(Ферзь.)
• Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «P»?
(Пешка.)
• Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии?
(Восемь.)
• Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?
(Белого.)
• Фигуры какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали?
(Чёрного.)
• Первым ходом даже гроссмейстер может сдвинуть с места только пешку и эту фигуру. Какую?
(Коня.)
• Шахматную вилку чаще всего ставят с помощью этой «коварной» фигуры: угрожает сразу двум, а не могут ответить тем же.
(С помощью коня.)
• Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский мат?
(Ферзь, или королева.)
• Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях?
(0,5 – пол-очка.)
• При каком исходе партии в шахматном турнире игроки получают по пол-очка?
(Ничья.)
• В боксе – нокдаун, а в шахматах – …
(Шах.)
• Сколько циферблатов имеют шахматные часы?
(Два.)
• Сколько клеток насчитывается на самой короткой диагонали шахматной доски?
(Две.)
• В какой спортивной игре существует термин «гамбит»?
(В шахматах.)
• Гамбит – это вариант начала шахматной партии или её окончания?
(Начала.)
• Что приносят на алтарь шахматного гамбита?
(Жертву.)
• Сколько видов рокировок существует в классических шахматах?
(Два.)
• Сколько рокировок может сделать шахматист в ходе одной партии?
(Одну.)
• Вы, конечно, знаете секундантов как свидетелей дуэли. А вот в 1935 году появилась вполне официальная профессия секундантов. Сейчас в мире их несколько десятков. Чем же они занимаются?
(Это помощники ведущих шахматных гроссмейстеров.)
• На флаге какой федерации изображена голова лошади?
(ФИДЕ – международной шахматной федерации.)
• Над резиденцией Президента Республики Калмыкия развеваются три флага: триколор России, флаг Калмыкии с цветком лотоса и этот. Какой?
(Флаг международной шахматной федерации – ФИДЕ.)
• Назовите легендарный завоеватель, обожавшего играть в шахматы.
(Тимур.)
• Большая любительница шахмат Екатерина II предпочитала играть по схеме «четверные шахматы». В чём состояло их отличие от обычных?
(Играли двое надвое, и в поражении всегда можно было обвинить партнёра.)
• Какой новый этап в жизни шахмат начался партией между королём Англии Генрихом I и королём Франции Людовиком V в 1119 году?
(Шахматы по переписке.)
• Назовите сильнейшего шахматиста России 1-й половины 19-го века, автора первого русского учебника шахматной игры.
(Петров Александр Дмитриевич.)
• В каком виде спорта прославился Владимир Крамник?
(Шахматы.)
• В каком виде спорта прославился Василий Смыслов?
(Шахматы.)
• В каком виде спорта используется сицилианская защита?
(Шахматы.)
• К какому виду спорта относится термин «Защита Каро-Канн»?
(Шахматы.)
• Кем был в юности чемпион мира по шахматам Макс Эйве
(Боксёром.)
• Какая профессия роднит российского шахматиста Алёхина А.А. и российского композитора П.И. Чайковского?
(Юрист. И Алёхин, и Чайковский были юристами, учились в Императорском училище правоведения, что на Фонтанке.)
• Назовите французского композитора, создателя жанра комической оперы, который был сильнейшим шахматистом Европы второй половины 18 века?
(Филидор Франсуа Андре, 1726-1795 гг., наст. фам. Даникан Филидор. Ему принадлежат труды «Анализ шахматной игры», комические оперы «Садовник и его господин», «Кузнец».)
• В ХХ веке мужская команда этой страны выигрывала шахматную Олимпиаду 18 раз – рекордное число! Назовите эту страну.
(СССР.)
• Центральный дом шахматиста в Ереване вполне логично носит имя этого чемпиона мира. Какого?
(Тиграна Петросяна.)
• Какой мюзикл в 2003 году представили общественности в Центральном шахматном клубе имени Тиграна Петросяна?
(«Двенадцать стульев».)
• Чья победа над гроссмейстером Гарри Каспаровым стала сенсацией 1994 года?
(Компьютера.)
• Назовите российского гроссмейстера, который в октябре 1999 года выиграл в Интернете партию против шахматистов-любителей из 75 стран мира.
(Гарри Каспаров.)
• Какую игру называют «шахматами на льду»?
(Кёрлинг.)
• Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя; б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя; г) Плывёт летая.
• Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам?
а) Дебют; б) Рашпиль;
в) Гамбит; г) Эндшпиль.
(Это напильник.)
• Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего чемпиона?
а) Отобрал корону; б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию; г) Выхватил скипетр.
• Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.
а) Конев; б) Слонов;
в) Пешков; г) Королёв.
• Кто из российских поэтов жил в Шахматово?
а) Лермонтов; б) Есенин;
в) Блок; г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока.)
• Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 1972-1991 годах?
а) «Пешка»; б) «Ферзь»;
в) «Королева»; г) «Ладья».
(«Куин»/ Queen – «Королева».)
• Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32; б) 64;
в) 81; г) 100.
• Какой шахматной фигуры не существует?
а) Пешка; б) Король;
в) Конь; г) Дама.
• Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку?
а) Один; б) Два;
в) Три; г) Четыре.
(Так же, как и белые.)
• Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии?
а) Чёрный король; б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь; г) Белый слон.
• Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?
а) Конь; б) Ферзь;
в) Пешка; г) Слон.
• Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию?
а) Слон; б) Ладья;
в) Конь; г) Ферзь.
• Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?
а) Лопатка; б) Вилка;
в) Ложка; г) Нож.
• В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка?
а) Ферзь; б) Король;
в) Конь; г) Слон.
• Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём?
а) Проходная; б) Пробивная;
в) Пронырливая; г) Козырная.
• Как называется середина шахматной партии?
а) Миттельшпиль; б) Гамбит;
в) Цугцванг; в) Мидлтайм.
• Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?
а) Правой; б) Левой;
в) Любой; г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
• Назовите самую шахматную республику в составе России.
а) Калмыкия; б) Татария;
в) Карелия; г) Мордовия.
• Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ?
а) «Мы одна семья»; б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в) «Мы все свои в доску»; г) «Сильнее, хитрее, умнее».
• Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира?
а) Экс-чемпион; б) Претендент;
в) Делегат; г) Кандидат.
• К какому виду программ относятся компьютерные шахматы?
а) Шутеры; б) Квесты;
в) Стратегии; г) Симуляторы.
• Кто победил первого чемпиона мира по шахматам?
а) Э. Ласкер; б) А. Алёхин;
в) Х.Р. Капабланка; г) М. Эйве.
• Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам?
а) Алёхин; б) Карпов;
в) Крамник; г) Смыслов.
• Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?
а) Михаил Таль; б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский; г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
• Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером?
а) Гарри Каспаров; б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник; г) Руслан Пономарёв.
• Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону?
а) Борису Спасскому; б) Тиграну Петросяну;
в) Василию Смыслову; г) Анатолию Карпову.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
План — конспект
занятия
Викторина на шахматную эрудицию
«Шахматный мир»
Разработала: Семенова З.В. педагог
дополнительного образования
Объединение: «Юный шахматист»
Программа: «Шахматы»
Возраст обучающихся:7-10 лет
г. Новый Уренгой, 2019
Форма «План-конспект открытого учебного занятия»
|
Образовательная область (направленность) |
Социально-педагогическая |
|
Дата и время проведения |
23.01.2019 14.50-15.35 |
|
Раздел, тема занятия |
«Шахматный мир » |
|
Цель: |
Повторение и закрепление пройденных тем: названия шахматных фигур, названия горизонтальных и вертикальных линий, диагоналей; На практике закрепляются названия фигур, их свойства; Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к шахматной игре; Развитие наблюдательности, внимания, умения думать и составлять план действий, расширение кругозора учащихся |
|
Задачи: |
|
|
Образовательные |
Повторить и закрепить знания обучающихся по курсу “Шахматы”, полученные в первом полугодии, расширение кругозора детей, повышение интереса и спортивного мастерства юных шахматистов. |
|
Воспитательные |
Вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах в игре, доброжелательность; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; воспитывать навыки работы в группе и команде. Воспитывать любовь и уважение к шахматам через игру, уважение друг к другу. |
|
Развивающие |
Развитие интереса к шахматам, как настольной интеллектуальной игре, активизация мыслительной деятельности; развитие творческую активность; развитие умений обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. |
|
Материально-техническое оснащение занятия |
Магнитная доска — 1 шт.; магнитные шахматы — 1 набор; набор настольных шахмат — 6 шт.; видеопроектор; экран; слайды презентации; карточки-задания на бумажном носителе; |
|
Учебно-методическое оснащение занятия |
Дидактический материал для педагога: образовательная программа, демонстрационная доска, раздаточный материал, план — конспект открытого занятия, презентация PowerPoint Дидактический материал для детей: набор настольных шахмат, ручки, карандаши. |
|
Тип учебного занятия |
Викторина |
|
Используемые методы и приемы обучения |
Словесные: объяснение, беседа, работа с дидактическим материалом, поощрение, напоминание Наглядные: метод иллюстраций, работа на демонстрационной доске Практические: устные и письменные упражнения самостоятельная работа на шахматной доске. |
|
Используемые педагогические технологии |
Коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая |
|
Формы организации занятия: |
Фронтальная, индивидуальная работа, коллективная. |
|
Предварительная работа |
Подготовка презентации PowerPoint, изготовление наглядных пособий |
|
Используемая литература, Интернет-ресурсы |
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство АСТ, 2005. – 44 |
План занятия
№ п/п |
Этап занятия |
Время, мин. |
1 |
Организационная часть. Сообщение темы и целей занятий. |
4 минуты |
2 |
Актуализация знаний обучающихся. |
30 минут |
3 |
Физкультминутка. |
5 минут |
4 |
Подведение итогов |
2 минуты |
5 |
Рефлексия. Заключение |
4 минуты |
Викторина на шахматную эрудицию
Тема урока: «Шахматный мир». Повторение.
Oформление доски: название мероприятия, эпиграф “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”.
Владимир Путин
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что ближайшие 40 минут, мы проведем с вами максимально эффективно и плодотворно, многому научимся и узнаем много интересного! Но прежде чем начнем наше занятие, я хочу поиграть с вами интересную игру.
Игра «Тот, кто» (помогает снять психологическое напряжение)
Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.
Тот, кто любит кошек, скажет мяу.
Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.
Тот, кто любит лето, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.
Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, крикнет «ура».
Молодцы!
II. Актуализация опорных знаний.
— Итак, начнем наше занятие. Занятие будет в виде викторины, у нас будет различные задания. Но прежде, чем перейти к рассмотрению темы урока сегодня, мне хотелось бы, чтобы вы сами озвучили нашу тему. Перед вами шифр. Нужно его расшифровать и тогда мы узнаем тему занятия.
h1, g2, f3, e3, d2, c1 e6, d7, c8
h8, g7, f6
Шахматный мир
Молодцы ребята!
1. Наше первое задание называется «Найди лишнее слово».
1. Диагональ, вертикаль, пересекаль, горизонталь
2. Греция, Россия. Англия, Индия
3. Конь, пешка, король, слон
4. Ложка, вилка, ножик, лопата
2. «Кроссворд»
Записать в пустые клеточки названия шахматных фигур.
Сейчас покажите на демонстрационной доске как по шахматным правилам ходят фигуры из кроссворда.
Ходит очень осторожно
На один шажок,
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок. (Король)
Покажите на доске, как ходит король.
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.
(Ферзь)
— Покажите на доске, как ходит ферзь.
Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали.
(Ладья)
— Покажите на доске, как ходит ладья.
Он наискосок идет
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.
(Слон)
— Покажите на доске, как ходит слон.
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне.
(Конь)
— Покажите на доске, как ходит конь. (Прыг, скок, вбок)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
Молодцы ребята, вы успешно справились с этим заданием!
3. Шахматная доска
— Узнаёте?
Да, это шахматная доска.
— Сколько на ней полей?
— Что находится по вертикали? (буквы) По горизонтали? (цифры)
Каждая команда получает доску. На ней пропущены некоторые цифры и буквы.
За 1 минуту дописать всё, что пропущено и вписать согласно шахматной нотации первоначальную расстановку шахматных фигур.
III. Физкультминутка:
— А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы совращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.(приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
4. Замени букву( поочередно выбирают карточки со словами)
БАДЬЯ, КОРЬ, ПЕЧКА, ПОРОЛЬ, СЛОГ, ЖЕРЗЬ,
Такие слова получились, когда в названиях шахматных фигур изменилась одна буква. Что это за фигуры? (Ладья, конь, пешка, король, слон, ферзь)
5.Блиц – турнир загадки в рифму.
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(Мат)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен… (Шах)
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -… (Король)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют… (Рокировка)
Ребята, скажите что такое рокировка? Кто сможет показать на демонстрационной доске рокировку? А, сейчас я предлагаю вам составить как можно больше слов за 1 минуту из букв слова РОКИРОВКА.
6. Правила поведения за шахматной доской(вычеркните лишнее)
На карточках правила. Вы выбираете нужные.
Во время игры нельзя отвлекать противника.
Во время игры можно поболтать с противником, чтобы было веселее.
Если тронешь свою фигуру, то можно поставить её обратно.
Если тронешь свою фигуру, то ею нужно обязательно сделать ход.
Если дотронешься до фигуры противника, то придется её побить (если возможно).
Если дотронешься до фигуры противника – ничего не надо делать.
Во время игры можно подсказывать игрокам.
Во время игры нельзя подсказывать игрокам.
Если выиграешь – смейся над проигравшим.
Если выиграешь – нельзя зазнаваться и насмехаться над партнёром.
Проигравший после окончания партии громко плачет.
Проигравший после окончания партии пожимает противнику руку – в знак уважения.
7. Следующее задание называется «Теория». Возьмите пожалуйста шарики и лопните их и найдите там листочки, на этих листках написано интересные факты про шахматы и прочитайте их и запомните, потому что у нас в конце будет викторина и вы должны ответить на вопросы и мы поймем как вы запомнили и поняли. Как раз будет игра на внимания.
-
Самое большое количество фигур, которое можно «съесть» на одной и той же клетке – 15. Эту клетку даже прозвали «черной дырой».
-
Самая длинная партия в шахматы была сыграна в Белграде в 1989 году между И. Николичем и Г. Арсовичем. Она длилась более 20 часов и закончилась ничьей на 269 ходу.
-
В Европе шахматная доска с привычным чередованием тёмных и светлых клеток впервые появилась в 1090 году.
-
Шахматная игра встречается во многих литературных произведениях. Гарри Поттеру даже удалось пройти через волшебную комнату, благодаря умению играть в шахматы.
-
Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.
-
Дурацкий мат состоит из двух ходов. Ничья или проигрыш может также произойти и до начала игры
-
Гарри Каспаров однажды сказал, что «шахматы — это муки разума». Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс.
-
Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат.
-
Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске. (ну у арабов ферзь был самой слабой фигурой)
-
Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах.
Молодцы ребята, а теперь поиграем в викторину:
Вопросы:
1. Сколько фигур можно было «съесть» на одной и той же клетке и еще как назвали эту клетку?
2. Кто приказал сделать ферзя?
3. Что стало настоящим шоком для всего мира шахмат?
4. Какой мат состоит из двух ходов?
5. Кто написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы и в каком году?
6. Что однажды сказал Гарик Каспаров про шахматы?
7. Сколько времени длилась самая длинная партия и как закончилась?
8. В каком году появилась шахматная доска с привычным чередованием тёмных и светлых клеток и где?
9.Кому удалось пройти через волшебную комнату, благодаря умению играть в шахматы?
10. Какая книга стала вслед за рассказами о Троянской войне?
IV. Подведение итогов.
Ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и упражнениями, которые вам предлагались. Вы оказывали взаимовыручку, поддержку своим друзьям.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
V.Рефлексия.
— А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии. На доске у нас разноцветные магниты со значением. Красный- означает
Желтый-
Зеленый-
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.
Заключение.
Сегодняшнее занятие я хочу закончить словами нашего президента: “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”.
Владимир Путин
Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.
Цели:
- Повторить и закрепить знания по курсу
“Шахматы” о тактике и стратегии игры, ключевые
термины. - Развивать мыслительную деятельность детей,
тренировать логическое мышление и память,
наблюдательность, внимание. - Вырабатывать у подростков настойчивость,
выдержку, волю, спокойствие в ходе игры.
Формы работы: коллективная.
Оборудование:
- ПК, проектор
- интерактивная доска
- презентация PowerPoint с заданиями
- листы с заданиями конкурсов для команд
- бланк для жюри
- листы ответов для жюри
Oформление доски: название
мероприятия, эпиграф “Шахматы — это не просто
спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько
ходов вперёд”. Владимир Путин
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычный день. Мы проводим
Интеллектуальную игру “Своя игра”. Встречаются
две команды. Им предстоит нелегкая борьба.
Выиграет тот, кто лучше справится со всеми
заданиями.
Представление команд (представляют капитаны).
- Команда “Почему?”. Наша
команда называется “Почему?”. В ней играют … Мы
пойдем под лозунгом “Не оставляй загадку без
разгадки, вопрос без ответа”! - Команда “Отчего?” Наша
команда называется “Отчего?”. А в нашей команде
играют…. Мы пойдем под лозунгом “Береги каждую
минуту, старайся узнать что-то новое”.
2. Знакомство с ходом и содержанием занятия
“Своя игра” — излюбленная игра и младших, и
старших школьников.
Главная цель — ответить на вопросы и
набрать большее количество балов.
В эту игру играет 2 команды. Игровое поле — одно
для всех команд. Команды получают игровое поле с
темами и ценой вопроса (с увеличением цены
вопроса увеличивается и сложность задания).
Участникам необходимо по очереди выбирают тему
и цену вопроса. Ведущий открывает указанный
квадратик. На обдумывание ответа — 10 с. Если
ответ правильный, команда набирает балы и ход
переходит следующей команде. Игра завершается
после того, как участники ответят на все вопросы.
Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество очков.
3. Основная часть
Перечень вопросов:
Азбука шахмат
10
Слово по-персидски взял,
К нему другое приписал
Да прибавил букву “Ы”.
Как название игры? (шахматы)
64 близнеца
На два лица:
Половина белых,
Половина чёрных.
Что это? (клетки, поля шахматного поля)
20
Дважды шагает однажды и то вначале.
Самая слабая, а всем фигурам – мерило.
Силу если их сложить,
Можно восемь получить.
Что за птица в ферзи стремиться?
Кто никогда назад не ходит? (пешка)
В какую фигуру пешка не может
превратиться?(Ферзь)
30
Cами одного цвета, а дороги их – разного. Что
это?(Слоны)Вот так фигура: любые преграды ей нипочём.
Что такое: “хитраста”, “глазаста”, “гриваста”,
“копытаста”?(Конь)
40
Какая фигура сильнее всех?
Фигура эта так сильна,
потерять её — беда.
Скорей всего потеря эта –
Конец игре, тут песня спета.
50
В начале игры углы сторожат.
От мощи тяжёлой их в войске дрожат. (Ладья)
О правилах
10
Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
20
Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают,
а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)Что такое пат? (Ничья
30
Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)
40
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от
шаха вы знаете. Назовите их:
– первая защита – отойти на свободное соседнее
поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.
50
Что такое рокировка? (Одновременный ход
Короля и Ладьи).
“Блиц опрос”
10
Каких клеток больше, черных или белых?(равное
кол-во)
20
Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
30
Какая фигура может поставить шах и мат Королю?
(любая, даже пешка.)
40
Между какими фигурами стоит конь в начале игры?(
Ладья, слон)
50
Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква?
(Конь.)
Загадки
10
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(Мат)
20
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен… (Шах)
30
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -… (Король)
40
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют… (Рокировка)
50
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный… (Пат)
Угадай фигуру
10
Родиной шахмат считается ……..? (Индия)
20
Назовите дату Международного дня шахмат?
30
Назовите дату Всекузбасского дня шахмат?
40
Первый чемпион мира?
50
Знаешь ли ты чемпионов? Кто есть кто?
1. Михаил Нехемьевич Таль
2. Анатомлий Евгемньевич Камрпов
3. Каспаров Гарри Кимович
5. Подведение итогов. Награждение
участников.
- какие трудности возникли в ходе работы?
- что было проще выполнять?
- какой вопрос наиболее интересен вам? (при
подведении итогов игры)
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.
Список литературы для педагога
- Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное
пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение,
2004.– 64 с. - Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб.
пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. –М:
Просвещение, 2003.– 82 с. - Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для
школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.- М:
Просвещение, 2008.– 102 с. - Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст
] / А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с. - Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное
пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М.: Просвещение,
2005.– 128 с. - Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное
пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство
АСТ, 2005. – 44 с. - Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной
стране: занимательное пособие для родителей и
педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов-н/Д : Феникс,
2004. – 320 с.
автор: Дзебисова Галина Викторовна
педагог дополнительного образования по шахматам ГБОУШИ “Аланская гимназия”, г.Владикавказ
Шахматная викторина
«Шахматная викторина»
Сценарий викторины – игры в ГБОУШИ «Аланская гимназия».
РСО-Алания г.Владикавказ
Составила преподаватель дополнительного образования по шахматам
Дзебисова Г.В.
Задачи:1.Закрепить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правило игры в шахматах, умение отвечать на простые шахматные вопросы, решать простые шахматные задания,
2.Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение, сообразительность и другие положительные качества личности.
3.Воспитывать волю, организованность. уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении. Укрепление партнёрских отношений между детьми, умение работать в команде.
Цель. Закрепить ориентацию на шахматной доске, знание шахматных фигур, их ходов. Отвечая на вопросы, дети покажут свои знания полученные за год обучения в шахматном клубе.
Место проведения: ГБОУШИ «Аланская гимназия».
Шахматный клуб «Шахматное королевство».
Продолжительность: 40 мин
Участники: учащиеся 1» а» и1»б» классов, жюри(директор, заучи и педагоги)
Оборудование и материалы:
-оформление помещения (воздушные шары)
-карточки с записями шахматной нотацией
-конверты с заданием
-шахматные часы
-грамоты
-2 кубка для команд
-магнитная шахматная демонстрационная доска с фигурами
-деревянные шахматные доски и фигуры
-два сундучка с конфетами
-короны из золотистого картона для участников
Предварительная подготовка: беседы об истории шахмат, повторение за год пройденного материала по шахматам, решение простых шахматных заданий, отгадывание загадок. Преподаватель из картона делает короны и два сундучка.
Ход викторины. Под торжественный марш и хлопушки дети заходят в шахматный клуб «Шахматное королевство». Детей возле клуба встречают почетный солдатский караул. Жюри и ведущий рассаживают детей на две команды напротив друг другу. Команда белых шахматных фигур и команда черных шахматных фигур.
К детям выходит ведущий:
Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня я вас приглашаю в удивительный мир шахматных фигур в наше «Шахматное королевство». Мы будем отгадывать загадки, отвечать на вопросы, играть, значит, будет интересно. В нашем шахматном королевстве есть королева (наш директор школы), так как вы дети нашего королевства, то вы все принцы и принцессы. Итак, короны в студию.
Солдаты вносят короны и одевают детям и директору.
Ведущий: у нас сидят две команды, команда белых и команда чёрных. Каждая команда поочерёдно будет отвечать на вопросы. Если команда не может ответить на вопрос, то на этот вопрос отвечает другая команда. За правильный ответ- дается очко. Чья команда наберет большее количества очков, та и станет победителем.
Задание первое: выберем короля.
Ведущий задает сложный вопрос, кто ответит на вопрос тот и будет королем белого или черного войска.
-Только король знает силу своего войска. Чему она равна в пешках?
(пешки+ ладья +конь +слон +ферзь +слон +конь +ладья)
(Получается 8+5+3+3+9+3+3+5=39)
-Какова будет сила войска если войско потеряет ферзя?
(8+5+3+3+3+3+5=30)
Короли выбраны.
Королям одевают большие короны и сажают на отдельный стул.
Ведущий: приступаем к следующему заданию.
Задание второе: Расставьте правильно фигуры на скорость.
Ведущий в кулёчке смешивает фигуры, вызывает участника, включает время на шахматных часах 2 минуты. За это время участник должен расставить фигуры на доске.
Задание третье: Игра вслепую.
Ведущий ставит участника спиной к демонстрационной доске и задает вопрос:
-На каком поле изначально стоит белый король?
-На каком поле изначально стоит чёрный ферзь?
-На каком поле стоит изначально белый королевский Слон?
-На каком поле стоит изначально чёрный ферзевой Конь?
Задание четвертое: Королю пришло письмо. Надо разгадать, что там написано.
Ведущий протягивает письмо королю каждой команды.
-Ф: е5+
0-0-0
Задание пятое: Чья команда больше знает?
Ведущий ставит на три минуты шахматные часы, в течении этого времени команда должна ответить на максимальное количество вопросов.
Вопросы:
- В какой стране появились шахматы?
- Как переводятся» шахматы»?
- Первый российский чемпион?
- Сколько всего чемпионов мира?
- Какие фигуры одного войска не встречаются?
- На какую математическую фигуру похожа шахматная доска/
- Какая шахматная фигура не ходит назад?
- Сколько может быть ферзей?
- Какие фигуры ставят вилку?
- Как называется ход, когда короля прячут в башню?
- Нынешний чемпион мира?
- Что такое шах?
- Какие поля любят шахматные фигуры?
- Какой шахматной фигуре можно объявить шах?
- Какая фигура самая главная?
- Сколько пешек бывает в начале игры?
- Кому раньше можно было играть в шахматы?
- Кто такой Стейниц?
- Какая фигура стоит возле ладьи?
- Какая фигура стоит 5 пешек?
- Что делают перед тем, как начать игру?
- Какая фигура самая сильная?
- Какие две фигуры с разного войска не подходят к друг к другу?
- Какой по счету последний чемпион мира?
- Какая фигура не ходит по горизонтали и вертикали?
- Какую фигуру нельзя убивать?
- При рокировке первого берут…?
- Что такое мат?
- Что нужно поставить противнику. чтобы победить?
- Какие фигуры называются «лёгкими»?
- Какие фигуры называются «тяжёлыми»?
- Какими буквами обозначаются вертикальные поля?
- Какую фигуру нельзя брать, когда пешка доходит до конца?
Задание шестое: Отгадайте загадку
Загадки для первой команды:
1.На шахматной доске -сильнейший он
«Плывёт», ну как ладья,
И «топает» как слон. (ферзь)
2.Быть особо защищенным-
У него такая роль,
Это правило резонно.
Потому что он…(король)
Загадки для второй команды:
1.Если в шахматы играешь
То, конечно, это знаешь-
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…(мат)
2.Их на поле всего два,
Из-за них идёт война.
Одного поймать в ловушку –
Прекращается игра(король)
Задание седьмое: называется» Мы очень спешили, Ваше Величество»
Ведущий: С каждой команды мне нужна одна принцесса.
Выходят две девочки к доске. На доске каждой девочке ведущий быстро пишет цифры приговаривая:
Я очень спешил за вашим войском Ваше Величество. Кого-то я забыл?
Только бедующая королева знает силу своего войска.
-8+5+9…
-8+3+5…
Учащиеся дописывают не достающих солдат.
Задание восьмое: Найдите клад.
Ведущий протягивает письмо королю каждой команды, король с командой должен по письму узнать, где спрятан клад.
Письмо для чёрного короля: «Ваше Величество Белый король спрятал сундук с сокровищами. Когда мы взяли его в плен, он садился на ферзевого слона.»
(Надо найти белого ферзевого слона)
Письмо для белого короля:» Ваше Величество чёрный король спрятал сундук с сокровищами. Когда мы взяли его в плен он садился на своего коня.»
(Надо найти черного королевского коня)
Ведущий выносит при правильном ответе небольшой сундучок с разноцветными конфетами.
Подведение итогов: Ведущий: Наша викторина подошла к концу, и, прежде чем объявить победителя хочу вас спросить. Вам понравилась наша викторина? Что нового вы для себя узнали? Ведущий благодарит за участие детей.
Выходит королева (директор школы):» За год обучения вы многому научились, писать, читать, считать и сегодня мы увидели ваши знания в шахматах, но в любой шахматной партии кто-то выигрывает или проигрывает, бывает и ничья. Вы все очень старались и все просто молодцы!
Королева объявляет победителя и награждает призами.
Викторина в «Шахматном королевстве заканчивается праздничным салютом (хлопушкой).
Муниципальное бюджетное учреждение
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Шахматная доска».
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка, поле, горизонталь, вертикаль, диагональ; расположением доски между партнерами. Количество полей в горизонтали, вертикали, диагонали. Количество горизонталей, вертикалей, диагоналей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали, вертикали и диагонали. Дать начальное представление о шахматных фигурах и правилах хода.
Развивающие:
Развивать ориентирование на плоскости, память, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству, терпеливость.
Словарная работа: шахматная доска, белые поля, черные поля, противник, партнеры, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности: Игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; продуктивная; двигательная; восприятие художественное культуры.
Методические приемы:
Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровой упражнение.
Наглядные: ИКТ, демонстрационный материал, рефлексия.
Словесные: вопросы, указание, поощрение, решение проблемных ситуаций, беседа, рефлексия.
Практические: продуктивная деятельность.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, шахматная доска, костюмы в виде шахматных фигур, указка.
Демонстрационный материал: Презентация: «Внешний вид и правила хода шахматных фигур».
Раздаточный материал: разрезные линии (диагональ, вертикаль, горизонталь), медали на память в виде шахмат.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель встречает детей в костюме клеточки
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся:
У меня есть волшебный кубик, (показывает кубик черно – белый) тот, кому я его брошу, называет свое имя.
(воспитатель кидает кубик каждому ребенку по очереди, ребенок называет свое имя)
Воспитатель: Ребята, меня зовут Клеточка. Я приехала к вам из Шахматной страны и приглашаю вас в путешествие. Вы согласны отправиться со мной?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Итак, наше путешествие начинается!!! Давайте пройдем к столу.
(Воспитатель берет детей за руки и ведет к первому столу.)
Воспитатель: Это Шахматная беседка. Посмотрим, что же у нас здесь.
(На столе лежит большая квадратная доска с множеством темных н светлых клеток.)
Воспитатель: Это шахматная доска. На ней ведется шахматное сражение. Что вы видите на доске?
(Ответы детей)
Воспитатель: Одинаковые ли эти квадратики?
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем они отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются друг от друга – белые и черные клеточки. А называются они поля. Светлые квадратики – белые поля. Темные квадратики – черные поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их. Сколько у вас получилось белых квадратиков?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сколько черных?
(Ответы детей)
Воспитатель: Видите и белых и черных одинаковое количество -32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля. А теперь запомните : Шахматная доска – это 64 клеточки.
(Под доской лежит лист из тетради. Дети находят его, клеточка (воспитатель) читает):
Воспитатель: “Загадки из тетрадки”. Это листок из тетрадки моего друга Загадая. Хорошо, что вы нашли ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Наше путешествие становится все интереснее. Будем понемногу решать их и научимся играть в шахматы. Начнем?
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
Воспитатель: Итак, первый вопрос.
- Покажи шахматную доску?
- Покажи какое-нибудь белое поле?
- Покажи черное поле?
- Какие поля больше: белые или черные?
- Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная?
- Какая форма у шахматного поля?
- Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
- На каких полях ничего не растет?
- Из каких досок не строят теремок?
- В каких клетках не держат зверей?
- Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?
- Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная …
Раздался голос Короля:
Найдите на доске …
- О какой игре идет речь в стихотворении:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Воспитатель: Какие мы молодцы!!!! Со всем справились!!! Продолжаем путь!!!
(Воспитатель берет детей за руки и ведет ко второму столу)
Воспитатель: А вот и наша вторая остановка.
(Второй стол линии, возле стола стоят 2 стула)
Воспитатель: В шахматы обычно играют два противника. Их еще называют партнеры. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета… Как нам правильно сесть за шахматную доску?
(Воспитатель усаживает за стол девочку, с противоположной стороны стола садится сама).
Воспитатель: Белое поле справа, – слова воспитателя
Воспитатель: Как правильно поставить шахматную доску? Вам надо запомнить одно важное правило: поле а1, должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.
Посчитайте сколько белых и черных полей в одной горизонтали?….
Дети: 4/4
Воспитатель: А теперь сосчитайте, сколько горизонталей на шахматной доске?…
Дети: 8
Воспитатель: Может ли быть в горизонтали два белых поля рядом: да или нет?
Дети: нет.
Воспитатель: Совершенно верно, а теперь давайте вместе обозначим каждую горизонтальную линию цифрой. Цифра ставиться сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…..8-я).
Молодцы, а теперь покажите, на доске какие еще есть прямые линии.
(Дети задумались, и кто-то говорит (показывает) снизу вверх, а кто-то сверху вниз.)
Воспитатель: Правильно, и как называются эти линии……
Дети: ответы детей…….
Воспитатель: ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ВЕРТИКАЛЬ – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит снизу вверх.
Их на доске, как и горизонталей, также восемь.
Горизонтальные линии имеют обозначение цифр….., а вертикальные линии?
Дети: буквами.
Воспитатель: Правильно буквами ( a,b,c,d,e,f,g,h). Да, трудновато сразу все запомнить, вначале некоторые буквы будут непривычны для вас – но их надо запомнить и выучить наизусть. У меня для вас есть специальная веселая считалка, облегчающая запоминание вертикальных линий: А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-ашь, е-го ф-амилия Ж-е а-ш. Запомните правило: сначала буква, потом цифра!
(Воспитатель достает из под доски листок с загадками и два небольших конверта)
Воспитатель: Что это? (ответы детей)
Дети: Это листок/ конверты
Воспитатель: Как вы считаете, откуда все это?
Дети: из тетрадки Загадая (иные ответы детей).
Воспитатель: Правильно, из тетрадки Загадая, Давайте посмотрим, что он приготовил нам на этот раз.
Воспитатель: (читает):
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
Игра-эстафета “Волшебные линии”.
Задача: собрать из линий шахматную доску.
Делим детей на две команды. Воспитатель раскладывает на столе вертикальные, горизонтальные линии перемешав их.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте разделимся на две команды. И поиграем!!! Команда выполнившая задание – поднимает руки!!! (распечатывает конверты и достает линии). Кто мне напомнит, что нам нужно сделать с линиями?
Дети: собрать шахматную доску
Воспитатель: Все готовы?
Дети: Да!!!!
Воспитатель: 1,2,3 – начни!!!!
(дети собирают из линий шахматную доску)
Воспитатель: Какие мы молодцы!!! Со всем справились.
А сейчас давайте еще немного разомнемся!!!
Физминутка:
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, встаньте в круг.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
В путь мы снова все спешим. (садятся за столы)
ДИАГОНАЛЬ
Воспитатель: Продолжаем путь. (Воспитатель берет детей и ведет к третьему столу).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что нас ждет здесь…
(На столе лежит указка, воспитатель берет ее в руки и спрашивает):
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за палка?
Дети: Не палка, а указка.
Воспитатель: Она нам пригодится – подтвердила Клеточка.
Воспитатель: Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.
(Воспитатель показала самые короткие диагонали).
Воспитатель: Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей.
(имя. …..)покажет нам большую белую диагональ.
Воспитатель: Вот вы и познакомились со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь посмотрим, где же центр.
Воспитатель: Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных. Давайте их покажем. (…..)покажи центр (опросить 2-3 ребенка).
(Под центром аккуратно спрятаны задачки и воспитатель их достает).
Воспитатель: Ого!! Что это!!! Снова задачки!!! Давайте посмотрим!!!!
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
Воспитатель: Первый вопрос.
- Покажи какую-нибудь диагональ,
Покажи большую белую диагональ.
Сколько в ней полей?
- Покажи большую черную диагональ.
Сколько в ней полей?
- Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?
- Покажи одну из самых коротких диагоналей.
Сколько в ней полей?
- Покажи диагональ из трех полей.
Покажи диагональ из четырех полей.
Покажи диагональ из пяти полей.
Покажи диагональ из шести полей.
Покажи диагональ из семи полей.
Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?
- Покажи центр.
Сколько в нем полей?
- Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?
- Сколько белых полей в центре?
А черных?
- Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы!!!! Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Давайте пройдем к стульчикам и посмотрим, как выглядят шахматные фигуры. (Воспитатель рассаживает детей на стульчики и рассказывает по слайдам).
Воспитатель: Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Найдите пешку и поставьте ее на доску. Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Переходим к фигурам. Ладья, поставьте ее на доску. Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям. Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки. Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим. Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что это?
(Воспитатель указывает в сторону большой шахматной доски.)
Дети: это шахматная доска.
Воспитатель: Это же какими должны быть фигуры, что бы играть на этой доске? Ребята, я предлагаю вам побыть шахматными фигурами, у меня даже костюмы имеются.
(Воспитатель помогает надеть детям накидки с изображением шахматных фигур.)
Воспитатель: Итак, всё шахматное войско перед нами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?
(Дети пробуют ходить как фигуры.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
Но не огорчайтесь , увлекательные шахматные сражения не утихают в течении многих столетий, приоткрывая своим поклонникам все новые и новые тайны.
В заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали:
Покажите, пожалуйста, белое поле, пройди по нему (имя….), черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
– Сколько всего полей на шахматной доске?
– Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?
– Как правильно сесть за шахматную доску?
– Сколько в центре полей? Какие?
– Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?
– Сколько на доске горизонталей?
-Сколько вертикалей всего?
– Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?
– Покажи черную диагональ из 5-ти полей.
– У какой фигурки головка круглая?
– У какой фигуры на верхушке маленький шарик?
– Какая фигура выше: пешка или ладья?
– Какая фигура ниже: слон или ферзь?
– Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?
На этом наши приключения подошли к концу. Давайте снимем костюмы. И на прощание я хочу вам подарить значки – смайлики. Чтобы вы вспоминали наше путешествие (воспитатель помогает детям снять костюмы и дарит медали). До свидания.
Викторина
«Что ты знаешь о шахматах»
Научиться играть в шахматы — легко,
но трудно научить играть хорошо.
Х.Р.Капабланка
Подготовка и организация викторины
Данная викторина командная и разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл, за не правильный ответ — 0 баллов.
Длительность викторины 30-35 минут.
Цель: определить уровень знаний детей о шахматной игре.
Материалы: Бочонки с номерами, конверты с вопросами по теории и задания по практике игры.
Ход викторины:
Педагог: Сегодня, у нас будет проходит викторина «Что ты знаешь о шахматах». На этой викторине мы вспомним, что мы знаем о шахматной игре. Сейчас мы разделимся на две команды (детям раздаются эмблемы команд).
Как будет проходить викторина? В начале будет разминка, т.е. вы будете отгадывать загадки о шахматах. Затем вы будете отвечать на вопросы. Чтобы узнать какой будет вопрос, вы по очереди достаете из коробки бочонок с номером, потом берете конверт с этим номеров, там будет лежать вопрос. Я зачитываю вам вопрос, а вы будете отвечать на него четко и полно. И так, каждый участник команды.
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл (педагог выставляет кружок кружок на доске под эмблемой команды).
После ответов на все вопросы и задания по теории шахмат, педагог вместе с детьми подсчитывает баллы и подводит итоги викторины.
Приложение №1
Контрольные вопросы и практические задания к викторине
“Что ты знаешь о шахматах”
Что такое МАТ? (Шах королю, и он не может спастись от шаха).
Каких знаменитых шахматистов ты знаешь? (А.М. Чичорин, Р. Капабланка, Л. Алехин, Г. Каспаров, А. Карпов и др.).
Во сколько очков оценивается ладья, слон, ферзь? (5, 3, 9).
На каком расстоянии могут сблизиться короли? (Одна клетка).
С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г).
Как бьет пешка? (Впереди себя, наискосок).
Какая фигура может перескакивать как через свои фигуры, так и через фигуры противника? (Конь).
8. Как называется результат беспроигрышной партии? (Ничья).
9. Что такое рокировка? (Это ход двумя фигурами одновременно).
10. Что такое шах королю? (Это такая позиция, когда любая фигура противника объявляет бой королю).
Цель шахматного боя? (Поставить МАТ королю противника).
Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).
Какая фигура может превратиться в другую любую фигуру и как? (Пешка).
Что такое шахматное поле? (Это квадратная клеточка белого или черного цвета на шахматной доске).
Может ли пешка перейти с белого поля на черное? (Да).
Сколько на шахматной доске всего слонов? (4).
Может ли ферзь ходить как слон? (Да).
Назвать поле, где стоит данная фигура (Задание на демонстрационной доске).
Исправь ошибку в расстановке фигур на доске.
Назови место расположения пешки, которая может пройти Ферзя (Задание на демонстрационной доске).
Назови фигуру, которая поставила шах королю противника и ее месторасположения на доске (Задание на демонстрационной доске).
Поставлен ли мат королю противника или нет. Объясни ситуацию. (Задание на демонстрационной доске).
Назови фигуру и ее месторасположения, которая сделала “вилку”.
Загадки о шахматах
1. Стою на самом краю, 2. Я силой и мощью своей
Путь откроют – пойду. Лишь по прямым полям
Только прямо хожу, И линиям прокладываю путь.
Как зовут, не скажу. И горе тем, кто на пути моем
(Ладья) Пытается “вздремнуть”.
(Ладья)
3. Не живет в зверинце, 4. Когда мы станем в строй,
Не берет гостинцы, Нас спутает любой.
По косой он ходит, Но лишь начнется бой.
Хоботом не водит. У каждого путь – свой.
(Слон) (Белопольные и
Чернопольные Слоны)
5. Два братца в одной армии служат,
А встретиться друг с другом не могут.
(Белопольные и
Чернопольные Слоны)
6. Я смел, и строен, и высок:
Предпочитаю ходить и бить
Всегда по-своему: наискосок.
(Слон любого цвета)
7. Передвигается не косо и не прямо,
А буквой “Г” – так шахматисты говорят.
(Конь)
8. Гладкий люблю я, расчищенный путь:
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
9. Два братца через грядку смотрят,
А подойти друг к другу не могут.
(Короли)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/299059-viktorina-chto-ty-znaesh-o-shahmatah