Сценарий щелкунчика кратко

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети — Фриц и Мари — строят догадки, что же на этот раз им преподнесёт в подарок выдумщик и искусник крестный, ...

Кадр из фильма «Щелкунчик» (1973)

24 декабря, дом советника медицины Штальбаума. Все готовятся к Рождеству, а дети — Фриц и Мари — строят догадки, что же на этот раз им преподнесёт в подарок выдумщик и искусник крестный, старший советник суда Дроссельмейер, часто чинивший часы в доме Штальбаумов. Мари мечтала про сад и озеро с лебедями, а Фриц заявил, что ему больше нравятся подарки родителей, которыми можно играть (игрушки крестного обычно держали подальше от детей, чтобы те не сломали), а сделать целый сад крестному не под силу.

Вечером детей впустили к красавице-ёлке, возле и на которой были подарки: новые куклы, платья, гусары и пр. Крестный сделал чудесный замок, однако танцующие в нем куклы выполняли одни и те же движения, да и внутрь замка нельзя было попасть, поэтому чудо техники быстро надоело детям — только мать заинтересовалась сложным механизмом. Когда все подарки разобрали, Мари увидела Щелкунчика. Уродливая внешне кукла показалась девочке очень милой. Фриц быстро выломал Щелкунчику пару зубов, пытаясь расколоть твёрдые орехи, и игрушку стала опекать Мари. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Куклы сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой…

Очнулась девочка в кровати с локтем, порезанным разбитым стеклом шкафа. Никто не поверил ее рассказу о ночном происшествии. Крестный принёс отремонтированного Щелкунчика и рассказал сказку о твёрдом орехе: у короля и королевы родилась прекрасная принцесса Пирлипат, но королева Мышильда, мстя за родственников, убитых мышеловками придворного часовщика Дроссельмейера (они сожрали сало, предназначенное для королевских колбас), превратила красавицу в уродца. Успокоить ее теперь могло только щёлканье орехов. Дроссельмейер под страхом смертной казни с помощью придворного звездочёта вычислил гороскоп принцессы — вернуть красоту ей поможет орех Кракатук, расколотый юношей особенным методом. Король отправил Дроссельмейера и звездочёта на поиски спасения; и орех, и юноша (племянник часовщика) были найдены у брата Дроссельмейера в его родном городе. Много принцев сломали зубы о Кракатук, и когда король пообещал выдать дочь замуж за спасителя, вперёд вышел племянник. Он расколол орех и принцесса, сьев его, стала красавицей, но юноша не смог выполнить весь обряд, потому что Мышильда бросилась ему под ноги… Мышь погибла, но парень превратился в Щелкунчика. Король выгнал Дроссельмайера, его племянника и звездочёта. Однако последний предсказал, что Щелкунчик будет принцем и уродство исчезнет, если он победит мышиного короля и его полюбит прекрасная девушка.

Через неделю Мари выздоровела и стала укорять Дроссельмейера в том, что он не помог Щелкунчику. Тот ответил, что лишь она может помочь, потому что правит светлым царством. Мышиный король повадился вымогать у Мари ее сласти взамен за безопасность Щелкунчика. Родители встревожились тем, что завелись мыши. Когда он потребовал ее книжки и платья, она взяла на руки Щелкунчика и зарыдала — она готова отдать все, но когда ничего не останется, мышиный король захочет загрызть ее саму. Щелкунчик ожил и обещал позаботиться обо всем, если добудет саблю — с этим помог Фриц, недавно отправивший в отставку полковника (и наказавший гусар за трусость во время боя). Ночью Щелкунчик пришёл к Мари с окровавленной саблей, свечой и 7 золотыми коронами. Отдав трофеи девочке, он повёл ее в своё царство — Страну Сказок, куда попали через отцовскую лисью шубу. Помогая сёстрам Щелкунчика по хозяйству, предложив растолочь в золотой ступке карамель, Мари вдруг проснулась в своей кровати.

Конечно, никто из взрослых не поверил ее рассказу. Про короны Дроссельмайер сказал, что это его подарок Мари на ее двухлетие и отказался признать Щелкунчика своим племянником (игрушка стояла на своём месте в шкафу). Папа пригрозил выбросить всех кукол, и Мари не смела заикаться про свою историю. Но однажды на пороге их дома появился племянник Дроссельмайера, который наедине признался Мари, что перестал быть Щелкунчиком, и сделал предложение разделить с ним корону и трон Марципанового замка. Говорят, она и поныне там королева.

Пересказала Маус.

Экранизация 🎥

Аудиокнига

Электронная книга

Читайте также


  • Руса­лочка

    Г. Х. Андерсен · сказка

    Из-за любви к принцу руса­лочка меняет рыбий хвост на пару строй­ных ножек. Не сумев добиться вза­им­но­сти, она поги­бает и ста­но­вится мор­ской пеной.

  • Рейнеке-лис

    Иоганн Гёте · поэма

    Действие про­ис­хо­дит во Флан­дрии. Сюжет обще­из­ве­стен и не раз уже под­вер­гался до Гете поэ­ти­че­ской обра­ботке. Обоб­ще­ния, содер­жа­щи­еся в тек­сте, дают воз­мож­ность при­ло­жить фабулу ко мно­гим вре­ме­нам…

  • Ночь перед Рожде­ством

    Николай Гоголь · повесть

    На смену послед­нему дню перед Рожде­ством при­хо­дит ясная мороз­ная ночь. Див­чины и парубки ещё не вышли коля­до­вать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и под­ня­лась ведьма на метле…

  • Золо­той гор­шок

    Эрнст Гофман · повесть

    В празд­ник Воз­не­се­ния, часов около трёх попо­лу­дни, через Чёр­ные ворота в Дрез­дене стре­ми­тельно шёл моло­дой чело­век, сту­дент по имени Ансельм…


  • Три Тол­стяка

    Юрий Олеша · сказка

    Тираны похи­тили маль­чика, а его сестру отдали в цирк. Повзрос­лев, сестра поучаст­во­вала в свер­же­нии тира­нов, спа­сла лидера повстан­цев, узнала о своём про­ис­хо­жде­нии и нашла поте­рян­ного брата.

  • Остров сокро­вищ

    Р. Л. Стивенсон · роман

    XVIII век. В трак­тире «Адми­рал Бен­боу», рас­по­ло­жен­ном непо­далёку от английского города Бри­столь, посе­ля­ется таин­ствен­ный незна­ко­мец — груз­ный пожи­лой чело­век с сабель­ным шра­мом на щеке…


  • Муму 🐶

    Иван Тургенев · повесть

    Жесто­кая, каприз­ная и власт­ная барыня раз­лу­чила глу­хо­не­мого слугу с люби­мой жен­щи­ной и заста­вила уто­пить собачку — его един­ствен­ного друга. Выпол­нив при­каз барыни, слуга вер­нулся в род­ную деревню.

  • Песоч­ный чело­век

    Эрнст Гофман · новелла

    Дет­ский страх моло­дого чело­века — боязнь Песоч­ного чело­века — ожи­вает, втор­га­ется во взрос­лую жизнь юноши и губит его.

  • Крошка Цахес

    Эрнст Гофман · повесть

    В малень­ком госу­дар­стве, где пра­вил князь Демет­рий, каж­дому жителю предо­став­ля­лась пол­ная сво­бода в его начи­на­нии…


  • Снеж­ная коро­лева ❄️

    Г. Х. Андерсен · сказка

    Отрав­лен­ный оскол­ками вол­шеб­ного зер­кала маль­чик Кай попа­дает к Снеж­ной Коро­леве. Его назван­ная сестра Герда нахо­дит маль­чика и рас­тап­ли­вает осколки любо­вью сво­его чистого сердца.

  • Рожде­ствен­ская песнь в прозе

    Чарльз Диккенс · повесть

    Свя­точ­ные духи пока­зы­вают скряге его про­шлое, где он стал жад­ным, насто­я­щее, где его никто не любит, и буду­щее, где он умрёт в оди­но­че­стве, если не изме­нится. Скряга меня­ется и ста­но­вится щед­рым.

  • Вол­шеб­ные сказки

    Русские сказки

    У мачехи живут род­ная дочка и пад­че­рица. Ста­руха решает согнать пад­че­рицу со двора и при­ка­зы­вает сво­ему мужу везти девушку «во чисто поле на трес­кун-мороз». Тот пови­ну­ется…

ПРОЛОГ

Звучит музыка ______________________________

НЕЗНАЙКА. Всем привет!
А я Незнайка. От меня всем балалайка! Бринди-бринди балалайка, под столом сидит
бабайка!

РОМАШКА. (выбегает)
Незнаечка! Незнаечка! (взяла за руку)

Свершилось чудо в эту
ночь,

Умчались все невзгоды прочь.
Пусть распахнутся шире двери,
Входите, счастье и веселье.

Справа от нее, на стене
висят часы. Звучит музыка
 ______________________________

Снежинка
1.
Осыпает Новый год
Землю чудесами.
Вот и сказка у ворот
Ждет уж встречи с нами

Снежинка
2.
В веселый новогодний вечер,
Когда в домах мерцают свечи,
Из-за угла простого дома
Шел человек нам не знакомый.
Снежинка 3. Походкой быстрой, чуть вприпрыжку
Шагал он с ящиком под мышкой.
Снежинки кинулись за ним,
Им скучно в Новый год одним.

Звучит музыка “Вальс
снежинок”.

Девочки-Снежинки начинают танцевать, через зал мимо
них проходит Дроссельмейер.

Сцена
первая

Звучит
музыка ___________________________________________________

Снежинка
1.
Зима, сложив снежинок веер,
“Привет – сказала, — Дроссельмейер.
Спеши! Ты – крестный, дети ждут,
Ты не задерживайся тут!”.

Выходят Фриц и Мари. Девочка
устраивается в кресле, мальчик садится на пол у ее ног.

Справа от елки появляется
Дроссельмейер, напевает, ремонтирует часы.

Снежинка
2.
Тихо песню напевая,
Часовщик смотрел часы (указывает на него)
За стеной в углу играя,
Фриц беседовал с Мари.

МАРИ.
Фриц, прислушайся, за стенкой
Кто-то тихо шебуршит.
Вроде песню напевает,
Чем-то тоненько скрипит…

ФРИЦ.
Ты, Мари, уже забыла? –
Крестный обещал прийти,
Починить у нас в гостиной
Наши старые часы.

МАРИ..
Любит крестный мастерить
И подарки нам дарить.
Интересно, что для нас
Он готовит в этот час.

Звучит музыка ______________________________________

Фриц, Мари рассматривают,
любуются елочкой.

МАРИ.
Шар большой – на ветке нижней.

Снеговик
– на ветке ближней.

Здесь
повесим мишуры,

А
сюда еще шары.

Снежинка
3.
Лапу здесь снежком укроем,

Тут
бы сказочных героев…

Раньше
было много их,
Романтичных, как живых!

Звучит музыка ____________________________________

Дроссельмейер подходит к елке,
любуется ею, говорит на фоне музыки.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.
Вот молодцы! Не елка – загляденье!
(зрителям) Пусть для вас не будет тайной:
Сюда пришел я не случайно…
Ночь новогодняя сказок полна,
А сказка и детям и взрослым нужна!.

Звучит музыка ________________________________________

ФРИЦ.
Смотрите, под елкой подарки!

Снежинка
1
Чудесно! Какие яркие!

ФРИЦ.
Интересно, а что там внутри?

Это
же – солдатики! Поиграем, Мари?

Они
мне очень нравятся!

МАРИ.
А уменя – коробка шоколада 
И я подарку очень рада!

ФРИЦ.
Что у тебя? Дай посмотреть!

ФРИЦ.
Это бы мне не хотелось иметь.
Надо же какой урод –
У него огромный рот!

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.
Человечек не красив,
Но игрушек нет таких.
Он с большою головой,
С маленькими ножками.
Но по виду — боевой,
В лаковых сапожках.
Твой Щелкунчик для всех
Может разгрызать орех!

Звучит музыка
______________________________________________

Крестный отдает Щелкунчика
Мари, уходит
. Мари танцует со Щелкунчиком,
Фриц просит куклу, Мари не дает. Фриц обижается на сестру и Мари уступает ему
игрушку. Фриц танцует, кривляется, бросает Щелкунчика, убегает.

Музыка становится тише. Мари
плачет, берет Щелкунчика на руки, жалеет. Входит Дроссельмейер. Говорит на фоне
музыки.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.Скажи,
что случилось?
Ты плачешь, Мари?

МАРИ.
Жалко очень. Больно крошке.
Голова болит и ножки…

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.Плакать
не надо, слезы утри –
Поломку исправлю к утру – не грусти.
Усни, дорогая, а брата прости.

Кладет Щелкунчика под елку, уводит Мари за
кулисы.

Сцена
вторая

Звучит музыка “Начало волшебства”.

Выходит к елке МариГоворит
на фоне музыки

МАРИ.
Ночь пришла и снег искрится,
Только мне никак не спится:
Как Щелкунчик мой сейчас?
Посмотрю хотя бы раз…

Берет куклу, обнимает, садится в кресло,
укачивает Щелкунчика, засыпает.

Выходит Дроссельмейер и
солдатик.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.Пусть
тебе волшебный сон приснится,
Сто чудес пускай произойдет,
А Щелкунчик превратится в принца
И счастливым будет Новый год! (Стоит рядом)

К Мари подходит Солдатик.
Опускается рядом на одно колено.

СОЛДАТИК.
Если вдруг с тобой беда случится –
Вспомни, сколько у тебя друзей –
Нужен друг, чтоб и повеселиться,
И на помощь чтоб позвать скорей!

Солдатик кладет у ног Мари
саблю. Дроссельмейер берет из рук Мари Щелкунчика. Оба уходят.

Снежинка
2.
Полночь быстро приближалась,
А Мари дремать осталась.
Вдруг из потаенных нор
Слышен стал мышиный хор.

Звучит музыка “Чай:
китайский танец”.

Появляются мыши. Мари просыпается, трет глаза,
наблюдает за происходящим.

МЫШИЛЬДА.
Ах, елочка! Свечи! Какой чудесный вечер!
Меня не замечают, по-царски не встречают.
Я – Мышильда, королева мышей
И все должно быть по воле моей!

ШНЫРЯ.
Всем собраться возле королевы. Стройся, армия мышей!  Гордость
сыра и полей!

Мыши собираются возле
королевы. Мышильда замечает Мари, начинает наступать на нее.

Мари пугается. Вперед выбегает
Щелкунчик.

ЩЕЛКУНЧИК.
Ну нет, хоть смогла ты на праздник попасть,
Мы здесь не допустим мышиную власть!
Гусары мои, выходите скорей!
Разгоним по норам серых мышей.
Их место должно быть в подвале сыром.
За мной! Неприятеля мы разобьем!

Звучит музыка “Битва
щелкунчика”.

. Начинается битва солдат и
мышей. Безоружный Щелкунчик отступает, доходит спиной до Мари, девочка отдает
ему меч и закрывает от страха глаза руками. Щелкунчик ранит Мышильду, она,
взмахнув плащом (забрав маску Щелкунчика), прихрамывая, уходит за кулисы вместе
с мышами

Снежинка
3.
Пока идет мышиный бой – займемся сказкой мы другой! Сказкой
прекрасною, сказкой опасною…

Звучит музыка, на сцене появляются Колдун и Колдунья. Колдун
несет чан, Колдунья кладет волшебную книгу и открывает ее.

Колдун: Красивыми станем, мне ли не знать.
Давай, поскорей, начинай колдовать!
Колдунья: Сыпь побольше «Ариэля»
«Тайд» добавь, немножко хмеля.
Колдун: «Фейри» лить?
Колдунья: Конечно, лей. «Аквафреша» не жалей!
Ложку дегтя, каплю меда,
Опиума для народа.
Колдун: «Комет» — это смерть микробам.
Вроде все. А ну попробуй!
Колдунья: Да ты что? Совсем забыл?
Кубик «Маги», «Сейфгард» мыло,
«Кальве» небольшую ложку.
Колдун: Кетчупа добавь немножко.
Хватит, воду добавляй!
Хорошенько размешай!
Колдунья: Легче стало колдовать
И отвар изобретать
Средств достаточно в рекламе
Колдун: А пропорции мы сами.
Все, колдуем: раз, два, три!
Колдунья: Закипела! Посмотри!
Колдун: Помоги нам смесь гремучая!
Колдунья: Вкус какой?
Колдун: Отрава жгучая.
И этой гадостью дышать?
Колдунья: Скорей давай уж начинать.
Колдун: Маркадун, рутян, надзур
Ятудир, натьва, мардун.
Снежинка 2: И вот девушка стала такой фешенебельной, что колдуну стало
просто не рентабельно!
Раздается грохот, входит снежинка 1.

Снежинка 1.  Бой окончен,
гаснет свет.  И Мышильды больше нет!

Щелкунчик
сидит на колене перед сценой
. Звучит
фрагмент «фея драже». Появляется фея.

Фея. Я – фея!
Вы меня узнали? Я не случайно к вам сюда пришла.

Я знаю, как развеять все печали. Все это –
злые чары!

Мари об этом ничего не знает. Ей кажется,
что это только сон.

Но честность и отвага помогают победу
одержать над колдовством!

И, если сердце доброе, то может, сегодня
чудо здесь произойдет.

Мне палочка волшебная поможет, взмахну ей –
и щелкунчик оживет!

Финал

Звучит музыка “Па-де-де:
танец принца”.

Включается свет. Принц
подходит к Мари, опускается на колено.

ПРИНЦ.
Глаза открой, дорогая Мари
И на Щелкунчика ты посмотри!
Злодейства Мышильды уже больше нет,
Теперь я открою для вас мой секрет:
Развеялись чары злой маски
И снова я принц в своей сказке!

Ведет Мари к елке. Танцуют.

ПРИНЦ.
Прочь прогнали страшный сон,
Теперь мы вместе будем.

МАРИ.
И в этот самый светлый час друзей не позабудем!

ПРИНЦ. Хочу сказать я вам,
друзья,

Что жить без дружбы нам нельзя.
Даже если мы расстанемся,
Дружба между нами останется.

Все замерли.

РОМАШКА. Закончилась
сказка, мы все постарались.

Пускай, может быть, нам не все удавалось.

НЕЗНАЙКА.  Мы
вас поздравляем, здоровья желаем,

И наших актеров мы вам представляем.

Под музыку все участники
сказки по очереди выходят их представляют и кланяются гостям.
Звучит
музыка “
Финал

Все артисты выходят на поклон.

ПРОЛОГ

В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Францем, приветливо встречают пришедших на праздник.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В уютном доме все готово к празднику. Дети с нетерпением ждут рождественские подарки. Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы, родители дарят детям подарки. Вдруг на пороге гостиной появляется незнакомец в маске. Он снимает ее, и все узнают доброго Дроссельмейера, крестного Мари. Дроссельмейер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и рассказывает историю этой куклы.

Сказка закончилась, все аплодируют Дроссельмейеру. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Франц отнимает куклу и ломает ее. Дроссельмейер прогоняет несносного мальчишку, чинит Щелкунчика и дарит его крестнице.

Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец – гросфатер. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой. Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейер.

Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают. Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем. Им противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленной армией елочных игрушек. Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы неравны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх. Дроссельмейер подает Мари горящую свечу, которую она в отчаянии бросает в Мышиного короля. В это время Щелкунчику удалось освободиться. Он пронзает саблей Мышиного короля, а остатки «серой» армии разбегаются в панике по своим норам. Противник побежден. Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.

Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Мари и Принц любуются звездным небом. Дроссельмейер неотступно следует за ними. Волшебный шар, на котором они летят, опускается перед стенами сказочного города. Дроссельмейер проходит к воротам замка и открывает их волшебным ключом, потом незаметно исчезает. Мари и Принц входят в тронный зал. Их встречают король, королева и торжественная свита. Жители волшебного города преподносят подарки и устраивают необыкновенный праздник.

ЭПИЛОГ

Неожиданно возникает фигура Дроссельмейера. Все замерло: стены замка исчезают, появляется гостиная дома Штальбаумов. В углу комнаты – спящая Мари с куклой-Щелкунчиком. Проснувшись, девочка видит Дроссельмейера. Она подбегает к нему, чтобы поблагодарить за чудесную рождественскую сказку.

Характеристика персонажей

  • Щелкунчик — безобразная игрушка, внутри которой заточен прекрасный юноша.

  • Мари — очаровательная девочка семи лет, которая отличается добротой, отзывчивостью и искренностью.

  • Мышиный король — злой и безжалостный предводитель мышей.

  • Дроссельмейер — крестный, способный мастерить удивительные вещи.

Пересказ либретто «Щелкунчик»

Далее можно ознакомиться с кратким содержанием либретто «Щелкунчика».

Пролог

В канун зимнего праздника многие устраивают теплые семейные вечера. Родители Мари и Франца — не исключение, отчего юные дети с радостными улыбками на лицах встречают старых знакомых, друзей и дальних родственников.

Действие 1

Краткое содержание либретто Щелкунчик

Уютный дом готов принимать гостей. Мари и Франц в ожидании подарков наслаждаются представлением крестного, который после удивительных фокусов решает рассказать историю своей куклы, Щелкунчика.

После сказочной истории девочка просит дядюшку подарить ей прекрасную игрушку, но внезапно врывается Франц, который отнимает деревянного Принца и ломает его.

Крестный детей, разочарованный поступком мальчика, прогоняет его и принимает за починку игрушки. Тем временем встреча знакомых и родственник подходит к концу. Перед сном Мари с нетерпением пробирается в гостиную, чтобы вновь взглянуть на куклу дядюшки.

И вдруг бой курантов заглушает все, а окружение вокруг преображается. Щелкунчик предстает перед Мари во всей красе, и в комнату врываются маши под командованием Мышиного короля. Кукла и звери начинают сражение, и в пылу борьбы Принц пытается справиться с горечью поражения.

Но крестный протягивает Мари свечу, чтобы та спасла Щелкунчика, и ей это удается. Спустя время Мышиный король и мыши проигрывают. Чары проклятия рассеиваются, и вместо безобразной куклы перед Мари появляется юный красавец.

Действие 2

Мари и Щелкунчик следуют за крестным девочки, который открывает юной парочке ворота огромного замка. Внутри сказочного здания маленькую красавицу встречают король и королева, а также отважные рыцари-защитники в сопровождении радостных жителей. Начинается волшебный праздник, знаменующий счастье и будущее благополучие.

Эпилог

Внезапно все исчезает: огромный замок заменяется на гостиную дома, в углу которой спит, обнявшись с подаренной куклой, очаровательная Мари. Пробудившись ото сна, девочка с лучезарной улыбкой бежит к крестному и благодарит его за чудесный рождественский подарок.

  • Краткие содержания
  • Оперы и балет (либретто)
  • Чайковский — Щелкунчик

Краткое содержание балета Щелкунчик Чайковского сюжет

В преддверии Рождества в прекрасном доме доктора Штальбаума намереваются встретить гостей. Вслед за взрослыми, едва слышно ступая, следуют девочки с куклами, и под мелодию марша твердо ступают мальчики с саблями.

Действие I

Дети хозяина дома Мари и Фриц вместе с ровесниками с нетерпением ожидают подарков. Прибывший последним из приглашенных Дроссельмейер известен способностью оживлять игрушки. Данное обстоятельство раззадоривает и одновременно пугает ребятишек. При снятии маски, все узнают под ней любимого крестного. При желании поиграть с куклами, Мари не обнаруживает их на привычных местах.

Ради предстоящего веселья заботливый крестный преподносит ей Щелкунчика со странной гримасой на лице. Фриц его ненароком повреждает, что чрезвычайно расстраивает сестру. Уложив полюбившийся персонаж в постель, переодевшись в маски мышей, брат с друзьями дразнят Мари.

По завершении торжества, согласно традиции, собравшиеся исполняют танец «Гроссфатер». После гостей дом пустеет. При наступлении ночи комнату с размещенной в ней елкой пронизывает лунный свет. По возвращении в детскую Мари обнимает Щелкунчика.

В виде доброго волшебника появляется Дроссельмейер. При взмахе его руки окружающее пространство удивительным образом начинает преобразовываться: раздвигаются стены и растет елка, украшения которой перевоплощаются в отважных солдатиков. При торжественном шествии Мышиного Короля возникают его подданные. Храбрый Щелкунчик вступает в схватку с полчищем мышей.

Оба героя сталкиваются в схватке. Мари замечает о потере равновесия в отряде солдатиков. Вражеское войско значительно их превосходит. В порыве отчаянии, сбросив туфлю, девочка запускает ее в Мышиного Короля. Неприятель покидает поле сражения. Солдатики с триумфом возносят славу Мари.

Все замечают перемену на его лице. Перестав быть Щелкунчиком, он таинственно перевоплощается в чудесного Принца. В окружении порхающих снежинок Мари оказывается под, полным звезд небосклоном с обворожительной елкой.

Действие II

На этот раз при атаке мышей Принц наносит им сокрушительный удар. Зал наполняет ощущение праздника. Арабская, а также привезенные из Испании, России и Китая куклы несказанно благодарят героиню за спасение их жизней.

Вокруг в задорной пляске отмечают успех завораживающие феи и пажи. Дроссельмейер в который раз совершает перемены. Все готово к свадьбе Мари и Принца. Пробудившись, девочка обнаруживает в собственных руках Щелкунчика. Находясь в знакомой комнате, она осознает, что увиденное ни иное, как сказочный сон…

Повествование заставляет задуматься о происходящих вокруг вещах, о том, как иногда приятно и полезно оказаться в добром, увлекательном мире сновидений.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Чайковский — Щелкунчик. Картинка к рассказу

Чайковский - Щелкунчик кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Три товарища Осеевой

    Главным героем произведения является школьник Витя, который в один из дней обнаруживает на перемене пропажу своего завтрака. Расстроенный мальчик делится своей бедой с товарищами Мишей и Колей

  • Краткое содержание Осеева Кто хозяин?

    Коля и Ваня были друзьями. Однажды они подобрали на улице чёрного пса с перебитой лапой. Он назывался Жук. Ребята вместе выхаживали его, но каждому очень сильно хотелось, чтобы животное принадлежало только ему. И

  • Краткое содержание Чехов Счастье

    Два пастуха охраняли стадо овец. Молодой — у него росли густые чёрные брови и на лице, не было усов.И старый — без зубов, с трясущимся, от старости лицом. Они лежали на ночной, прохладной траве в поле

  • Краткое содержание Хрупкая веточка Бажова

    У Данилы (мастера по малахиту), его жены Кати (она спасла своего мужа от Хозяйки Медной горы) родилось восемь сыновей. Один мальчик, Митька, упал в детстве и стал горбатеньким

  • Краткое содержание Линдгрен Мио, мой Мио

    Мальчик по имени Боссе живет одиноко и не слишком весело, так как он – сирота. Он жил в приютском доме, но вскоре его приютила семья. Но в семье пожилых приемных родителей мальчика не любили

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»

Щелкунчик

Самое волшебное и новогоднее произведение П.И. Чайковского, известное по всему миру – балет «Щелкунчик». Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей?!

Краткое содержание балета Чайковского «Щелкунчик» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Штальбаум советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события
Мари дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика
Фриц брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике
Дроссельмейер крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе
Щелкунчик заколдованный принц
Фея Драже правительница в волшебном городе Конфитюренбурге
Принц Коклюш принц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика
Король мышей злой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика

Краткое содержание «Щелкунчика»

балет Щелкунчик

Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника — Рождества.

В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.

Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.

Щелкунчик содержание балета

Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Но Мари вместе с Щелкунчиком отправляются в эту страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает Мари вернуться домой из своего чудесного путешествия.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт
50 мин. 50 мин.


Фото
:

Чайковский Щелкунчик танец феи драже

Щелкунчик краткое содержание балет щелкунчик краткое содержание

Интересные факты о Щелкунчике

  • Сохранились сведения, что на первом представлении балета в Мариинском театре (декабрь 1892 года) публика была необычайно удивлена именно силой звучания оркестра. В особенности привлек их внимание музыкальный инструмент челеста.
  • Начиная с постановок «Щелкунчика», появилась традиция отдавать второстепенные роли ученикам хореографических училищ.
  • Танец «Кофе» основан на народной грузинской колыбельной.
  • Согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.

Щелкунчик

  • Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
  • Во время нежного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
  • За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
  • Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
  • Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
  • На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.

Танец Феи Драже

  • Существует некая путаница в именах девочки (Мари, Маша или Клара). На самом деле, как указано в первоисточнике, Клара – это всего лишь кукла девочки, которую зовут Марихен. На французский манер ее имя звучит как Мари, именно такая версия досталась директору Императорских театров Всеволжскому. В советских постановках, начиная с 1930 года, балет русифицировался и девочка Мари получила имя Мария, а ее брат стал Мишей. Также праздник Рождество заменили на Новый Год.
  • Перед тем как приступить к написанию балета, Чайковский сначала полностью написал сюжет со слов Всеволжского и уже после принялся сочинять музыку.
  • Волшебный город Конфитюренберг из второго акта так же придумал Всеволжский.
  • Самый большой шелкунчик был сделан в Германии и имел высоту более 10 метров.
  • Франк Рассел Гэли исполнил партию Щелкунчика в рекордном возрасте, на тот момент ему было 74 года и 101 день.
  • Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1816 году.

Популярные номера «Щелкунчика»

Вальс цветов (слушать)

Марш из I действия (слушать)

Танец Феи Драже (слушать)

Вальс снежных хлопьев (слушать)

Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада-Коклюша — адажио (слушать)

Музыка

Чайковский

Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность и глубочайший психологизм.

Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.

Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.

История создания «Щелкунчика»

История создания Щелкунчика

В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили сочинить оперу, состоящую из одного акта и балет. По замыслу эти произведения должны были исполняться в один вечер. Работать над балетом он начал вместе с Мариусом Петипа. Примечательно, что при написании партитуры Чайковский постоянно советовался с ним, даже по поводу музыки. Работа протекала достаточно быстро, однако, весной 1891 года, Петр Ильич вынужден был сделать паузу. Причина была уважительной – он отправился в США, где проходило долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. Сохранились сведения, что Чайковский умудрялся сочинять даже в дороге на пароходе, так как боялся не успеть к сроку.

Несмотря на все свои старания, композитор был вынужден послать Всеволжскому письмо из Парижа и попросить немного перенести премьеру. Как только Чайковский вернулся, работа пошла гораздо продуктивнее. Так, к февралю 1892 года он полностью закончил свой спектакль. Премьера сюиты из «Щелкунчика» состоялась в Русском музыкальном обществе под управлением автора. Публика восторженно встретила новое произведение композитора. В этом время Петипа тяжело заболевает и роль балетмейстера теперь уже исполняет Л. Иванов, который  как раз заканчивал свою карьеру танцовщика и ранее попробовал себя в роли хореографа. Так как Петипа не мог уже работать над либретто, его созданием продолжил заниматься брат композитора Модест Чайковский. Работа в театре над постановкой началась осенью 1892 года, премьера же была назначена на декабрь этого же года.

премьера балета Щелкунчик

Литературная основа балета «Щелкунчик»

Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году. По сюжету Марихен Штальбаум получает от своего крестного в подарок на Рождество небольшую куклу, предназначенную для колки орешков. Этой же ночью Щелкунчик чудесным образом оживает и вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Утром крестный Дроссельмейер поведал девочке одну интересную историю про своего племянника, заколдованного злобным королем мышей. И ночью Марихен, вместе со своей куклой Кларой и Щелкунчиком снова были атакованы врагами. Сумев одолеть коварное войско, они все вместе направились в сказочное царство, где девочку избрали принцессой.

первоисточник балета Щелкунчик

Эта сказка была переведена литератором Эмилем Лабедолльером на французский язык в 1838 году. Именно этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма. Любопытно, что он решил создать уже свой вариант произведения. Эта немного измененная версия сказки с некоторыми отступлениями и попалась И.А. Всеволжскому, решившему создать балет.

Постановки «Щелкунчика»

постановки Щелкунчика

Впервые постановка «Щелкунчик» вместе с оперой «Иоланта» состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Разработкой костюмов занимался сам Всеволжский, за дирижерским пультом стоял Р. Дриго. Успех был широчайшим, хотя и сохранились сведения о том, что опера публике понравилась поначалу больше. Несмотря на то, что единого действа не получилось, как планировал директор театров, по отдельности это были замечательные спектакли и в одной программе они больше не использовались. Работу Л. Иванова признали великолепной, особенно критики отметили созданный им танец воздушных снежинок. После своей премьеры балет оставался в репертуаре театра еще на протяжении 30 лет. В 1923 году балетмейстер Ф. Лопухов вновь обратился к спектаклю Чайковского, и в 1929 вышла обновленная версия «Щелкунчика». После этого балет еще неоднократно был поставлен на разных мировых сценах. Среди наиболее ярких постановок можно отметить версию балетмейстера Джорджа Баланчина, осуществленную в 1954 году в Нью-Йорке. Причем эта постановка вот уже более 50 лет ежегодно собирает все больше восторженных зрителей. Наряду с театральными постановками, балет также неоднократно был экранизирован.

На музыку «Щелкунчика» обратили внимание и многие мультипликаторы. В 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм «Фантазия», в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана, также с музыкой Чайковского. Подробнее познакомиться с этими версиями, можно в специальном разделе «Музыка из мультфильмов».

музыка балета Щелкунчик в Фантазии Диснея

К необычным постановкам можно отнести версию Мэтью Боурна – британского хореографа. Она не имеет ничего общего с классической версией балета, тем не менее, хорошо отражает музыку. В частности, он дал другую интерпретацию Па-де-де из второго акта. События перенесены в приют для беспризорных детей, где за ними присматривает доктор Дросс. Сон главной героини оказывается совсем не таким, как в первоначальной версии. В нем все неустойчиво и любые объекты внезапно превращаются в различные вещи, иногда даже зловещие. А сами герои разлучаются из-за соперницы Мари, причем сам Щелкунчик и вовсе теряет память.

Вполне заслуженно спектакль является настоящей жемчужиной мирового балета. Со времен первой премьеры он с успехом ставится на всех известных мировых сценах. Музыку из «Щелкунчика» можно услышать в кино, в разнообразных мультфильмах и даже в компьютерных играх. Современные хореографы с удовольствием используют этот балет, привнося в него новшества, изменяя сюжет, место действия, вводя современные танцы. Лишь одно остается нетронутым – это удивительно прекрасная, завораживающая слушателей буквально с первых волшебных звуков музыка Чайковского.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик»

Балет в двух действиях с прологом

Композитор: П.И.Чайковский

Либретто: Мариус  Петип по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Первая постановка:  Санкт-Петербург, Мариинский театр, 18 декабря 1892 года.

Действующие лица:

Штальбаум.
Его жена.
их дети:
Клара (Мари, Маша), принцесса
Фриц (Миша)
Марианна, племянница
Няня.
Дроссельмейер.
Щелкунчик, принц
Фея Драже
Принц Коклюш
Кукла.
Паяц (шут).
Король мышей.
Кордебалет: гости, родственники, слуги, маски, пажи, цветы, игрушки, солдатики и т. д.

Пролог

В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки с куклами и маршируют мальчики с саблями.

Действие I

Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.
Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.
Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой.

Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.
В отчаянии она снимает с себя туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

Действие II

Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.
Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.
Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Но также есть так называемый Фрейдитский вариант балета разработаный Нуреевым. Согласно ему, после танца с принцем, Мари просыпается и щелкунчиком оказывается помолодевший Дроссельмайер.

Цель: развивать интерес к сценическому
искусству, воображение и веру в сценический
вымысел.

Интеграция образовательных областей

Образовательные области Задачи
Социализация Развивать творческую
самостоятельность, эстетический вкус в передаче
образа.
Труд Готовить атрибуты для будущего
спектакля.
Познание Расширять представления детей о
крупных музыкальных жанрах (балет), знакомить с
театром оперы и балета.
Коммуникация Совершенствовать
художественно-речевые исполнительские навыки в
драматизации.

Побуждать детей пользоваться
визуальными формами общения (мимика, позы, жесты)

Чтение художественной
литературы
Воспитывать способность
сострадать героям, отождествлять себя с
полюбившимся персонажем.
Музыка Обогащать музыкальные
впечатления детей, вызывать эмоциональный
отклик на восприятие симфонической музыки П.И.
Чайковского.

Способствовать развитию
творческой активности детей в музыкальной
исполнительской деятельности (танцевальные
движения).

Оборудование

1. CD с музыкой из балета П.И.Чайковского
“Щелкунчик”.

2. Костюмы для детей.

  • Щелкунчик.
  • Солдаты.
  • Мыши.
  • Куклы.
  • Снежинки.

3. Костюмы для взрослых.

  • Дроссельмейер.
  • Мышильда.

4. Детские игрушки.


  • Щелкунчик.
  • Кукла.
  • Книга.
  • Лошадка.
  • Солдатики.

5. Елочные игрушки.


  • Снеговик.
  • Шары.
  • Мишура.

6. Султанчики для Снежинок (12 шт.).

7. Коробка Долссельмейера.

8. Детское кресло.

9. Ёлка.

Предварительная работа


  1. Знакомство с эпохой XIX века (архитектура,
    музыка, костюм, этикет).
  2. Знакомство со сказкой Гофмана “Щелкунчик” и
    частичное знакомство с балетом “Щелкунчик” П.И.
    Чайковского.
  3. Просмотр одноименных мультипликационных и
    художественных фильмов.
  4. Проживание содержания сказки через игровую и
    продуктивную деятельность.

Действующие лица

Дети:

Мари,

Фриц,

Гости (2 мальчика и 2 девочки),

Щелкунчик/ Принц,

Снежинки (6 девочек),

Куклы (2 девочки),

Мыши (4 мальчика),

Солдатики (3 мальчика).

Взрослые:

Дроссельмейер,

Мышильда,

Ведущая.

Пролог

В зале приглушен свет. На переднем
плане – нарядная елка. Справа от нее, на стене
висят часы. Выходит ведущая.

ВЕДУЩАЯ.

Осыпает Новый год
Землю чудесами.
Вот и сказка у ворот
Ждет уж встречи с нами

Звучит музыка “Сцена в сосновом бору”.

Ведущая говорит на фоне музыки.

ВЕДУЩАЯ.

В веселый новогодний вечер,
Когда в домах мерцают свечи,
Из-за угла простого дома
Шел человек нам не знакомый.
Походкой быстрой, чуть вприпрыжку
Шагал он с ящиком под мышкой.
Снежинки кинулись за ним,
Им скучно в Новый год одним.

Ведущая уходит. Звучит музыка “Вальс
снежинок”.

Девочки-Снежинки начинают танцевать,
через зал мимо них проходит Дроссельмейер.
Приподнимая выше воротник и прижимая к себе
коробку с подарками, он уходит за кулисы.

Снежинки, закончив свой танец, садятся
в зрительный зал.

Сцена первая

В зале включается полный свет. Ведущая
ставит на передний план (слева от елки) детское
кресло, кладет рядом книгу и игрушки.

Звучит музыка “Начало волшебства”.

Ведущая говорит на фоне музыки.

ВЕДУЩАЯ.

Зима, сложив снежинок веер,
“Привет – сказала, — Дроссельмейер.
Спеши! Ты – крестный, дети ждут,
Ты не задерживайся тут!”.

Выходят Фриц и Мари. Девочка
устраивается в кресле, мальчик садится на пол у
ее ног. Брат с сестрой играют игрушками.

ВЕДУЩАЯ.

Фриц с Мари и вправду ждали,
В углу с игрушками играли.

Справа от елки появляется
Дроссельмейер, напевает, ремонтирует часы.

ВЕДУЩАЯ.

Тихо песню напевая,
Часовщик смотрел часы (указывает на него)
За стеной в углу играя,
Фриц беседовал с Мари.

МАРИ.

Фриц, прислушайся, за стенкой
Кто-то тихо шебуршит.
Вроде песню напевает,
Чем-то тоненько скрипит…

ФРИЦ.

Ты, Мари, уже забыла? –
Крестный обещал прийти,
Починить у нас в гостиной
Наши старые часы.

МАРИ.

Любит крестный мастерить
И подарки нам дарить.
Интересно, что для нас
Он готовит в этот час.

Звучит музыка “Рождественская ёлка”.

Фриц, Мари и дети-гости подходят к елке.
Украшают, рассматривают, любуются елочкой.
Говорят на фоне музыки.

МАРИ.

Шар большой – на ветке нижней.

1 ДЕВОЧКА.

Снеговик – на ветке ближней.

2 ДЕВОЧКА.

Здесь повесим мишуры,

1 МАЛЬЧИК.

А сюда еще шары.

1 ДЕВОЧКА.

Лапу здесь снежком укроем,

2 ДЕВОЧКА.

Тут бы сказочных героев…

МАРИ.

Раньше было много их,
Романтичных, как живых!

ФРИЦ.

В ночь герои оживали,
Детям сказку создавали,
Уводя детей с собой! (Пугает девочек)

2 МАЛЬЧИК.

Ты и так у нас герой!
Не пугай девчонок волком,
Лучше танцевать у елки!

Детский танец “Трепак”.

Дети взявшись за руки, танцуют перед
елкой. С большой коробкой в руках на заднем плане
появляется Дроссельмейер. Наблюдает за детьми, в
конце танца приглашает их за стол.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.

Прошу за стол,
Готово угощение!

Дети, взявшись за руки, обегают вокруг
елки, скрываются за кулисами.

Звучит музыка “Cцена в сосновом бору”.

Дроссельмейер подходит к елке,
любуется ею, говорит на фоне музыки.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.

Вот молодцы! Не елка – загляденье!
(зрителям) Пусть для вас не будет тайной:
Сюда пришел я не случайно…
Ночь новогодняя сказок полна,
А сказка и детям и взрослым нужна!

Крестный открывает свою коробку и
кладет под елку подарки (коробку конфет, куклу,
коробку с солдатиками, Щелкунчика). Уходит.

Звучит музыка “Рождественская ёлка”.

К елке из-за кулис выбегают мальчики.

1 МАЛЬЧИК.

Смотрите, под елкой подарки!

ФРИЦ.

Чудесно! Какие яркие!

2 МАЛЬЧИК.

Интересно, а что там внутри?

ФРИЦ.

Подойди поближе – сам посмотри.

2 мальчик берет под елкой коробку с
солдатиками.

2 МАЛЬЧИК.

Это же – солдатики! Поиграем, Фриц?

1 МАЛЬЧИК.

Они мне очень нравятся!

ФРИЦ.

Я тоже очень рад! (Садятся в зал)

Звучит “Марш деревянных
солдатиков”.

Исполняется танец солдатиков.

Звучит музыка “Рождественская ёлка”.

К елке выходят девочки.

1 ДЕВОЧКА.

У меня – коробка шоколада
И я подарку очень рада!

2 ДЕВОЧКА.

А мне досталась куколка – красавица,
Она мне тоже очень нравится!

Звучит музыка “танец феи Драже”.

Свой танец исполняют Куклы.

Звучит музыка “Сцена в сосновом бору”.

К елке выходят Дроссельмейер и Мари. С
другой стороны от елки выбегает Фриц.

ФРИЦ.

Что у тебя? Дай посмотреть!

Дроссельмейер показывет Мари
Щелкунчика
.

ФРИЦ.

Это бы мне не хотелось иметь.
Надо же какой урод –
У него огромный рот!

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.

Человечек не красив,
Но игрушек нет таких.
Он с большою головой,
С маленькими ножками.
Но по виду — боевой,
В лаковых сапожках.
Твой Щелкунчик для всех
Может разгрызать орех!

Крестный отдает Щелкунчика Мари,
уходит
.

Звучит “Танец мари и фрица”.

Мари танцует со Щелкунчиком, Фриц
просит куклу, Мари не дает. Фриц обижается на
сестру и Мари уступает ему игрушку. Фриц танцует,
кривляется, бросает Щелкунчика, убегает.

Музыка становится тише. Мари плачет,
берет Щелкунчика на руки, жалеет. Входит
Дроссельмейер. Говорит на фоне музыки.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.

Скажи, что случилось?
Ты плачешь, Мари?

МАРИ.

Жалко очень. Больно крошке.
Голова болит и ножки…

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.

Плакать не надо, слезы утри –
Поломку исправлю к утру – не грусти.
Усни, дорогая, а брата прости.

Кладет Щелкунчика под елку, уводит Мари
за кулисы.

Сцена вторая

Гаснет свет. Звучит музыка “Начало
волшебства”.

Выходит к елке Мари. Говорит на фоне
музыки

МАРИ.

Ночь пришла и снег искрится,
Только мне никак не спится:
Как Щелкунчик мой сейчас?
Посмотрю хотя бы раз…

Берет куклу, обнимает, садится в кресло,
укачивает Щелкунчика, засыпает.

Выходит Дроссельмейер и солдатик.

ДРОССЕЛЬМЕЙЕР.

Пусть тебе волшебный сон приснится,
Сто чудес пускай произойдет,
А Щелкунчик превратится в принца
И счастливым будет Новый год! (Стоит рядом)

К Мари подходит Солдатик. Опускается
рядом на одно колено.

СОЛДАТИК.

Если вдруг с тобой беда случится –
Вспомни, сколько у тебя друзей –
Нужен друг, чтоб и повеселиться,
И на помощь чтоб позвать скорей!

Солдатик кладет у ног Мари саблю.
Дроссельмейер берет из рук Мари Щелкунчика. Оба
уходит.

ВЕДУЩАЯ.

Полночь быстро приближалась,
А Мари дремать осталась.
Вдруг из потаенных нор
Слышен стал мышиный хор.

Звучит музыка “Чай: китайский танец”.

Появляются мыши. Мари просыпается, трет
глаза, наблюдает за происходящим.

Звучит музыка “Битва щелкунчика”.

Справа от елки появляется Мышильда.
Говорит на фоне музыки.

МЫШИЛЬДА.

Ах, елочка! Свечи! Какой чудесный вечер!
Меня не замечают, по-царски не встречают.
Я – Мышильда, королева мышей
И все должно быть по воле моей!

Мыши собираются возле королевы.
Мышильда замечает Мари, начинает наступать на
нее. Мари пугается. Вперед выбегает Щелкунчик,
Мыши отступают.

ЩЕЛКУНЧИК.

Ну нет, хоть смогла ты на праздник попасть,
Мы здесь не допустим мышиную власть!
Гусары мои, выходите скорей!
Разгоним по норам серых мышей.
Их место должно быть в подвале сыром.
За мной! Неприятеля мы разобьем!

Музыка звучит громче . Начинается битва
солдат и мышей. Безоружный Щелкунчик отступает,
доходит спиной до Мари, девочка отдает ему меч и
закрывает от страха глаза руками. Щелкунчик
ранит Мышильду, она, взмахнув плащом (забрав
маску Щелкунчика), прихрамывая, уходит за кулисы
вместе с мышами. Щелкунчик сидит на колене перед
сценой
.

Финал

Звучит музыка “Па-де-де: танец принца”.

Включается свет. Принц подходит к Мари,
опускается на колено.

ПРИНЦ.

Глаза открой, дорогая Мари
И на Щелкунчика ты посмотри!
Злодейства Мышильды уже больше нет,
Теперь я открою для вас мой секрет:
Развеялись чары злой маски
И снова я принц в своей сказке!

Ведет Мари к елке. Танцуют.

ПРИНЦ.

Прочь прогнали страшный сон,
Теперь мы вместе будем.

МАРИ.

И в этот самый светлый час друзей не позабудем!

Звучит музыка “Финал

Все артисты выходят на поклон.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий школа года 2020 конкурс
  • Сценарий щелкунчик фея
  • Сценарий шоу битва экстрасенсов
  • Сценарий школа глазами детей
  • Сценарий что такое сцена