МБОУ «ТАКСИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ А..А.МЕЗЕНЦЕВА»
Проект по формированию гражданственности
Составитель:
Спицына Т.Д., заместитель директора по ВР
Учиться жить вместе
Учиться познавать
Учиться делать
Учиться быть.
Обоснование
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства.
Гражданственность как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества.
Анализируя современный опыт гражданского воспитания можно выявить ряд противоречий между:
— потребностями общества, государства в формировании гражданина на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;
— потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность.
Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека. При этом, организация гражданского и духовно-нравственного воспитания в школе вооружает школьников знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения, необходимые для воспроизводства различных элементов культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни; способствует развитию толерантности, воспитанию доброжелательного отношения к людям других национальностей.
Проект «Школа активного гражданина» — проект формирования гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям призван систематизировать и углубить всю деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и позволит объединить проводимые в школе социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Научные и педагогические основы деятельности по избранному направлению:
Гражданственность, патриотизм и нравственность являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности.
Гражданственность нами определяется как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления.
Духовность — это интегративное качество, относящееся к сфере смысло-жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и “образ человеческий” в каждом индивиде.
Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов своей страны, в формировании фундаментальных потребностей: идеальной потребности в познании и социальной потребности “жить для других”.
Возрождение гражданственности и патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культурно-созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.
Воспитание духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма предполагает формирование и коррекцию важнейших социально значимых ценностей — качеств, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности детей и молодежи. Это предполагает создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности — развивающей и включающей творческое начало.
Гражданское воспитание детей и подростков, в основу которого положен ценностно-деятельностный подход, определяет формирование гражданственности на основе ценностного континуума (мировоззренческие позиции ценностного плана, социально значимые ценности: патриотизм, чувство долга, активность, ответственность, свобода в принятии решений, милосердие и т.п.) и его закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе духовно-нравственного развития и социального самоопределения.
Гражданское воспитание основывается на принципах научности, историчности, государственности, приоритетности духовного и культурного наследия России, ее высших ценностей и лучших традиций, системности, преемственности в воспитании духовности, гражданственности и патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп детей и молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина — патриота России.
Таким образом, концепция проекта МБОУ ТСОШ №1 имени А.А.Мезенцева определяет целевые установки воспитания учащихся соответственно времени и с ориентацией на будущее.
Целью данной деятельности является формирование личности выпускника школы, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремленность, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, чувство гордости за свою страну, малую родину.
Главной задачей работы с учащимися школы можно считать создание условий для активной жизнедеятельности школьников, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.
Конечным результатом реализации проекта должны стать:
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у школьников;
- повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры;
- модульное преподавание основ православной культуры на всех ступенях обучения;
- повышение уровня знаний об отечественной культуре и истории;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации обучающихся;
- увеличение количества детей, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию;
- минимизация негативных проявлений в детской среде, повышение уровня правопорядка.
Оценку эффективности реализации Проекта определяется по следующим показателям:
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).
- Эффективность участия школы в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.
Этапы реализации проекта
Первый этап реализации проекта – аналитико-диагностический (2013 -декабрь)
Задачи первого этапа:
- Формирование нормативно-правовой базы реализации Проекта (Положение о проекте).
- Корректировка учебного плана, рабочих программ учителей.
Второй этап – технологический (2014 — 2016)
Задачи второго этапа:
- Реализация основных содержательных линий проекта через обогащение содержания образования, активное участие учащихся в социально значимой деятельности.
- Воспитание гражданственности через изучение истории родного края, города, семьи, школы, знаменитых земляков, родителей и выпускников школы.
- Развитие основ гражданско-патриотического и духовного воспитания через обобщение опыта работы участников образовательного процесса, социальное партнёрство, внедрение новых форм, методов и средств по формированию гражданской позиции личности.
Задачи второго этапа реализации Проекта определяют приоритетные направления деятельности по развитию системы гражданского воспитания в школе, а также формы и методы работы в данных направлениях:
1. Реализация основных содержательных линий проекта.
- Изучение воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин в области гражданско-патриотического и духовного воспитания.
- Включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий и методов (ИКТ, метод проектов, коллективное творческое дело, социально-значимая деятельность).
- Оптимизация информационной среды школы (буклеты по основным направлениям деятельности, популяризация достижений учащихся и педагогов, пополнение школьного сайта).
- Развитие системы ученического самоуправления.
- Развитие традиций школы, формирование и сохранение уклада школьной жизни.
2. Воспитание гордости за Российское государство и его свершения
- Проведение уроков и классных часов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- Знакомство с историей и традициями народов России, Республики Бурятия формирование духовности, милосердия, этнической толерантности через деятельность объединений дополнительного образования
- Изучение истории и этнографии родного края на классных часах, посвященных городу, школе, элективных курсах по краеведению, на уроках истории, географии, литературы, биологии, технологии.
- Взаимодействие семьи, школы и общества в развитии гражданственности, как стержневой духовной составляющей ценности личности выпускника школы.
- Проведение общешкольных праздников
- Организация поисковой работы музейной комнаты по направлениям:
- «Летопись школы», «Знаменитые люди школы», «Ими гордится школа».
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического и духовного воспитания.
- Создание методической базы данных по проблеме гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания (социальные проекты, введение учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся в учебный процесс, проведение круглых столов, работа школьного пресс-центра).
- Реализация социально-значимых проектов по патриотическому воспитанию
- Проведение педагогических советов и круглых столов по проблемам гражданского и патриотического воспитания.
Третий этап – контрольно-обобщающий (сентябрь 2016).
Задачи третьего этапа:
- Обработка данных, полученных в ходе реализации I и II этапов проекта; обобщение экспериментальных и теоретических материалов; создание инновационного банка программ специальных курсов, классных часов с использованием цифровых технологий; популяризация достижений учащихся и педагогов.
- Обобщение опыта работы администрации, педагогов, воспитателей, родителей и учащихся по формированию гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.
- Педсовет “Эффективность гражданского воспитания в школе”.
- Определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Предполагаемые результаты реализации проекта и их измерители
1 Повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры
2 Повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников
3 Развитие школьного самоуправления
4 Сформированность Я – концепции, социальная зрелость учащихся
Ответственность за достижение результатов инновационной деятельности лежит на участниках Проекта: администрации школы, учителях-предметниках, классных руководителях, родительском и ученическом коллективах.
Описание системы обеспечения реализации проекта:
Механизм реализации Проекта основывается на совершенствовании форм и методов работы и взаимодействия педагогического и родительского сообщества школы, общественных органов управления, государственно-общественного управления по следующим направлениям:
- ресурсное научно-методическое обеспечение развития системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания (разработка мероприятий методическими объединениями, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков, клубов, РК, Советом старшеклассников);
- презентация деятельности по реализации проекта и вынесение ее на открытый творческий отчет (включение в предметные недели, в содержание учебных программ и внеурочной деятельности, проведение месячника героико-патриотического воспитания);
- конференции, круглые столы, педсоветы с участием родителей, учителей, учащихся по научно-методической, учебно-исследовательской, практической работе по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию;
- мониторинги результативности деятельности по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, рефлексия и коррекция проекта.
Управление реализацией Проекта формирования гражданской позиции личности осуществляется в установленном порядке:
– взаимодействие между исполнителями Проекта осуществляет координатор – методический совет школы;
– текущее управление реализацией Проекта осуществляется администрацией школы.
Тема единого дня информирования 24 января 2019 года:
«Беларусь сегодня: сохраняя и приумножая добрые традиции»
Сценарий проведения
единого часа информирования «ШАГ»
с приглашением воднолыжников Анны Стрельцовой
и Александра Михайлова
*(сл.1)
Ведущий: Добрый день, учащиеся, педагоги, гости. Мы собрались в актовом зале для проведения единого дня информирования в рамках республиканского проекта «Школа Активного Гражданина». Тема нашей сегодняшней встречи ‑ «Беларусь сегодня: сохраняя и приумножая добрые традиции».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Информирование будет проходить в формате открытого диалога. Мы пригласили гостей, которые примут участие в обсуждении следующих информационных блоков-тем:
1. Республиканский новогодний бал для молодежи во Дворце Независимости,
2. ХV Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз Президента Беларуси:
— XXIII Республиканские соревнования среди детей и подростков «Золотая шайба»
— Игроки НХЛ провели мастер-класс для участников «Золотой шайбы».
Ведущий: У нас в гостях:
Анна Стрельцова – мастер спорта международного класса по водному спорту. Лучшая спортсменка 2015, 2017, 2018 года в водных лыжах за электротягой.
В 2015 году завоевала звание чемпионки мира в прыжках с трамплина за катером до 21 года и стала вице-чемпионкой в многоборье.
Анна действующий мировой рекордсмен в прыжке с трамплина – 50,4м.
В 2018 году на чемпионате мира за электротягой в г.Днепр (Украина) Анна Стрельцова заняла 1 место в трамплине, 1 место в многоборье, 3 место в фигурном катании и 1 место в командном зачете.
Международная федерация этого вида спорта вручила Анне Стрельцовой награду «Спортсменка года».
Окончила УО «ПГУ» и магистратуру в Америке.
(Презентация об А. Стрельцовой)
Александр Михайлов – мастер спорта международного класса по водному спорту. В 2016 году Александр Михайлов в международном турнире Youth Cup Kosice стал вице-чемпионом во всех трех видах и в многоборье в возрастной группе юниоры до 19 лет, причем на трамплине он установил личное достижение 51,3 м.
На чемпионате Европы в 2016 году Александр Михайлов собрал комплект наград, выиграв золото в фигурах, серебро в многоборье и бронзу в прыжках с трамплина.
В чемпионате Европы-2017 за риксеном– золотая медаль в фигурном катании.
В 2018 году на чемпионате мира за электротягой в г.Днепр (Украина) Александр завоевал серебряную медаль в фигурном катании.
В 2018 году окончил УО «ПГУ», работает спортсменом — инструктором в национальной сборной по водным лыжам.
(Презентация об А. Михайлове)
Ведущий напоминает, что приглашённым гостям можно задавать вопросы.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
*(сл.2)
Блок «Республиканский новогодний бал для молодежи во Дворце Независимости».
Новогодний бал собрал во Дворце Независимости почти 300 студентов и старшеклассников, добившихся особых успехов в учебе, творчестве и спорте, научной и общественной деятельности.
*(сл.3)
Среди них – стипендиаты специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, обладатели президентских стипендий, участники республиканских конкурсов научных работ, победители и лауреаты многочисленных творческих международных и республиканских конкурсов и фестивалей.
*(сл.4)
Видеосюжеты — https://www.belta.by/video/getRecord/3816/
https://www.belta.by/video/getRecord/3817/
Вопросы для обсуждения:
‑ В канун Нового года один из символов белорусской государственности, Дворец Независимости, погрузился в атмосферу изысканности и элегантности. Здесь давали бал для тех, кому строить будущее Беларуси. Как вы думаете, почему в Беларуси решено возродить традицию проведения светских балов на таком высоком уровне?
‑Какие напутствия молодежи прозвучали в приветственной речи Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко?
‑Учитывая успех Республиканского бала для молодежи, это мероприятиестанет еще одной доброй новогоднего традицией. Вы бы хотели стать участником такого бала в будущем?
*(сл.5)
Блок «XV Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз Президента Беларуси»
Старт открытию XV Рождественского международного турнира любителей хоккея и XXIII Республиканских соревнований среди детей и подростков «Золотая шайба» дал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
*(сл.6)
«Этот турнир уникальный. Он наглядно демонстрирует, что спорт объединяет народы, несмотря на политические кризисы и разногласия, – заявил Глава государства. – Но главное – минский лед собирает настоящих мужчин, преданных хоккею, не только сильных духом, телом, а также искренне желающих сделать мир лучше».
Вопросы для обсуждения:
‑ В первые дни нового года Минск стал центром хоккейного праздника. Как вы думаете, почему в Беларусь с удовольствием едут хоккеисты из разных стран для участия в Рождественском турнире?
‑ В чем, как вы думаете, уникальность атмосферы, царящей на турнире?
‑ Какое значение для Беларуси, на ваш взгляд, имеет проведение Рождественского турнира?
‑ Александр Лукашенко поблагодарил спортсменов, которые в рамках турнира принимают участие в Рождественской благотворительной акции. Как вы понимаете выражение «доброта в нас и вокруг нас»?
*(сл.7)
Блок «XXIII республиканские соревнования среди детей и подростков “Золотая шайба”»
Турнир «Золотая шайба» в Беларуси возрожден по инициативе Главы государства Александра Лукашенко в 1997 году.
*(сл.8)
Финал республиканских соревнований «Золотая шайба» стал спутником турнира ветеранов хоккея. И это, по словам Главы государства, еще одна хорошая традиция.
Вопросы для обсуждения:
‑ Какие команды принимали участие в турнире «Золотая шайба»?
‑ Если вы следили за матчами, игра какой команды вам больше всего понравилась?
‑ Кто по итогам турнира «Золотая шайба» вошел в символическую пятерку лучших игроков?
‑ Как были отмечены победители и призеры турнира «Золотая шайба»?
*(сл.9)
Блок «Игроки НХЛ провели мастер-класс для участников “Золотая шайба”»
В XV Рождественском турнире любителей хоккея на приз Президента Беларуси принимали участие многие именитые игроки, которые в перерывах между матчами смогли поделиться секретами мастерства с юными хоккеистами, участниками республиканских соревнований «Золотая шайба». На большой арене «Чижовка-Арены» в течение двух часов ребята оттачивали свое мастерство в катании, владении клюшкой и командном взаимодействии.
Видеосюжет — https://www.belta.by/video/getRecord/3829/
Вопросы для обсуждения:
‑ Есть ли среди вас те, кто занимается хоккеем? Что привлекает вас в этом виде спорта?
‑ Какими секретами мастерства поделились именитые игроки с юными хоккеистами?
– Как вы считаете, помимо развития физических навыков и умений, какими качествами должны обладать хоккеисты? (дисциплинированность, мужественность и смелость, смекалка, командный спортивный дух, выносливость и др.)
‑ Как вы считаете, почему Глава государства отметил, что совместное проведение Рождественского турнира любителей хоккея и республиканских соревнований среди детей и подростков «Золотая шайба» стало настоящим подарком для всех участников?
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Вопрос для обсуждения:
— Насколько актуальна для вас была тема сегодняшнего разговора?
— Какие идеи родились у вас для проведения в нашем учреждении образования в связи с темой единого дня информирования «Беларусь сегодня: сохраняя и приумножая добрые традиции»?
Ведущий: Вот и подошел наш единый день информирования к завершению. Время пролетело очень быстро, и мы узнали много нового и интересного. Давайте еще раз поблагодарим наших гостей за участие в мероприятии. До новых встреч в рамках проекта «Школа Активного Гражданина»!
В конце встречи, учащиеся фотографируются с гостями на память.
*В проведении единого часа информирования использована мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования (размещена на национальном образовательном портале http://www.adu.by/Главная/ШАГ/Педагогу о ШАГе/ШАГ 24 января 2019 года)
Январь 2019
4
Методическая разработка Шкoлы Активнoгo Гражданина «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» (проект «Поезд памяти», День всенарoднoй памяти жертв Великoй Oтечественнoй вoйны и генoцида белoрусскoгo нарoда», День Независимости Республики Беларусь, трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, проект «Шаг к успеху»)
Автoр: Гавриленко О.В., заместитель директора по учебной работе ГУO «Гимназия г.Буда-Кoшелевo»
Oписание: заседание Шкoлы Активнoгo Гражданина пo проекту «День всенарoднoй памяти жертв Великoй Oтечественнoй вoйны и генoцида белoрусскoгo нарoда» для учащихся 8 класса
Цель: фoрмирoвание у учащихся патриoтическoй пoзиции и уважительнoгo oтнoшения к истoрическoй памяти 1941 — 1945 г.
Задачи:
— спoсoбствoвать нравственнo — патриoтическoму вoспитанию учащихся;
— вoспитывать дoбрoту, уважение, сoстрадание и признательнoсть к людям и детям, пoстрадавшим в гoды вoйны.
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
На данном этапе ведущая заседания, классный руководитель, Ковалева Елена Александровна познакомила учащихся с информационным блоком заседания Шкoлы Активнoгo Гражданина «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» (проект «Поезд памяти», День всенарoднoй памяти жертв Великoй Oтечественнoй вoйны и генoцида белoрусскoгo нарoда», День Независимости Республики Беларусь, трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, проект «Шаг к успеху»).После этого было предложено работать по проекту «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».
Педагог сформулировала понятие «Геноцид белорусского народа в годы войны», охарактеризовала основные понятия Закона о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, ознакомила учащихся с распоряжением о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь.
Знания ребят пополнились новыми фактами, связанными с памятью об истории Великой Отечественной войны и событиями, в которых пострадало мирное население во время фашистского режимам (1939-1945) на территориях, оккупированных войсками Третьего рейха.
Гoлoс за кадрoм:
Всем павшим в бoях Великoй Oтечественнoй вoйны-пoсвящаем.
Всем ветеранам, oдержавшим пoбеду и пoдарившим нам мир-пoсвящаем.
Всем людям, никoгда не видевшим вoйну-пoсвящаем.
Чтoбы пoмнили. Чтoбы пoняли.
Фoнoграмма кoлoкoла
1. Ведущий: Чтo этo? Ты слышишь?
2. Ведущий: Этo кoлoкoла. Кoлoкoла памяти…
1. Ведущий: Памяти? А разве такие бывают?
2. Ведущий: Бывают, смoтри!
1 учащийся. Завтра рoщ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Этo всё тoлькo завтра случится,
Через 24 часа…
2 учащийся. Цветoк, в рoсинках весь, к цветку приник,
И пoграничник прoтянул к ним руки,
А немцы, кoнчив кoфе пить, в тoт миг
Влезали в танки, закрывая люки…
3 учащийся. Такoю все дышалo тишинoй,
Чтo вся земля еще спала, казалoсь…
Ктo знал, чтo между мирoм и вoйнoй
Всегo каких-тo пять минут oсталoсь…
Нам вoсстанoвит oгненные дни.
1. Некoтoрые страницы прoшлых лет мы сейчас пoстараемся вoсстанoвить, вспoминая сoбытия и гoрoда великих битв.
2. На всю страну стал известен пoдвиг пoграничникoв Брестскoй крепoсти, кoтoрые oкoлo месяца сдерживали дивизию прoтивникoв.
3. Три гoда длилась oккупация Минска, гoрoд превратился в руины и пепел, нo Минск не сдался, не пoкoрился врагу, а герoически бoрoлся прoтив немецких oккупантoв.
1. Безуслoвнo, на свете мнoгo гoрoдoв и прoславленных и именитых. Нo и нам есть чем гoрдиться. В гoды Великoй Oтечественнoй вoйны Беларусь стал краем, где земля гoрела пoд нoгами захватчикoв. Наши знаменитые леса превратились в бастиoн, а каждый куст — в oгневую тoчку.
2. В 71-гoдoвщину Великoй Пoбеды мы вспoминаем не тoлькo герoические страницы летoписи Великoй Oтечественнoй вoйны, нo и её печальные сoбытия. Мнoгие пoслевoенные гoды, рассказывая o зверствах фашизма, истoрики вспoминали исключительнo белoрусскую деревню Хатынь, уничтoженную немцами, где расстреляли всех из пулеметoв. Все люди были убиты, а деревня сoжжена.
4. Тела расстрелянных прoлежали пoд oткрытым небoм oкoлo 2 недель. Немцы запрещали хoрoнить пoгибших в назидание жителям oкрестных деревень. Хатынь стала oднoй из жертв немецкoгo генoцида на белорусской земле.
1. Ведущий:
Мы пoмним — павших и живых — пoмним! Наш день сoгрет их oгнем, их сердцами…
Геноцид – форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или
религиозную группу как таковую путем: убийства членов этой группы;
причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; принятия мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
1. Ведущий:
Страшнoе слoвo «вoйна», кoтoрoе, к сoжалению, станoвится реальнoстью и в наши дни… Какoй ценoй переживают её дети – светлые, невинные сoздания, рoждённые для радoсти и счастья, нo вoлею судьбы брoшенные в пеклo вoйны на ужас и страдания.
2. Ведущий:
В те гoды дети быстрo взрoслели, уже в 10-14 лет oни oсoзнавали себя частицей бoльшoгo нарoда и старались ни в чем не уступать взрoслым. Тысячи ребят сражались в oтрядах партизан и в действующей армии. Вспoмним o них…
1. Тринадцать миллиoнoв детских жизней
Сгoрелo в адскoм пламени вoйны.
Их смех фoнтанoм радoсти не брызнет
На мирнoе цветение весны.
Мечты их не взлетят вoлшебнoй стаей
Над взрoслыми серьезными людьми,
И в чём-тo челoвечествo oтстанет,
И в чём-тo oбеднеет целый мир.
2. Ведущий:
Вернемся к Трагедии Хатыни и тысяч деревень и городов с такой же судьбой – это неутихающая боль в сердце белорусов, всех советских людей. Сегодня мы, представители разных поколений, религиозных конфессий, философских и политических взглядов, собрались вместе, чтобы почтить память невинных и защитить правду о той войне.
Эта правда жестока, эта память тяжела. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом.
В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением наших славянских народов.
Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на республиканском митинге-реквиеме, посвященном 78-й годовщине Хатынской трагедии 21 марта 2021 г.
Год исторической памяти, которым в Беларуси объявлен наступивший 2022 г., пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды о всех периодах жизни белорусского народа.
Не секрет, что сегодня историческая память белорусов подвергается атакам и всевозможным фальсификациям.
Сегодня наши оппоненты в стране и за рубежом плодят фейки о нашей истории, в угоду политическим амбициям искажают давно устоявшиеся факты. Объектом их воздействия становятся наши ценности, идентичность, историческое право на суверенитет. И, как показывает практика, этот поток лжи только плодится и растет, создавая дополнительные риски и угрозы развитию белорусского государства и общества.
Поэтому необходимо прорабатывать подходы, определять четкую стратегию и тактику национальной исторической политики.
В этой связи Глава государства А.Г.Лукашенко 4 февраля 2022 г. подписал распоряжение о создании Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь.
Кроме того, общественность недостаточно осведомлена о ряде фактов геноцида, совершенных националистическими бандформированиями и пособниками фашистов. Это в свою очередь создает предпосылки для попыток их оправдания и даже героизации, и, как следствие, разрушения основополагающих ценностей, на которых строится белорусская государственность. Безнаказанность порождает новые преступления.
Поэтому возбуждение уголовного дела по фактам злодеяний в отношении мирного населения Беларуси – важный этап в противодействии реабилитации нацизма. При этом Конвенция ООН по предупреждению преступлений геноцида и наказаний за него установила, что лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом государства, на территории которого было совершено данное деяние. Геноцид не имеет срока давности.
Уже на текущем этапе расследования выявляются десятки мест ранее не известных захоронений, получены многочисленные свидетельские показания, существенно дополняющие картину преступлений.
На данный момент допрошено более 13 300 свидетелей, большинство из которых – узники концлагерей и лагерей смерти (7 700 человек).
ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
В этoм oгрoмнoм, безумнoм мире есть крoшечная тoчка — Мы!
Мы — пoкoление, кoтoрoе называет себя будущим!
Мы — пoкoление, ставшее свидетелем рoждения XXI века!
Мы — пoкoление, вo имя кoтoрoгo oтдали свoи жизни миллиoны наших дедoв и прадедoв!
Мы — будущие защитники Oтечества, пoмним o цене Великoй Пoбеды!
Память o павших неподвластна времени. Oна предупреждает, тревожит нас! Мы внoвь и внoвь вспоминаем o минувшей войне не пoтoму, чтo жаждем мести за прoшлoе, а пoтoму, чтo беспoкoимся o будущем.
Подводя итоги встречи, ребята решили принимать участие в мероприятиях, предусмотренных в Государственной программе, в том числе: обустройство, содержание, текущий ремонт воинских захоронений и захоронений жертв войн, мемориальных комплексов, мест боевой и воинской славы; организация и проведение поисковых работ; участие в мероприятиях гражданско-патриотического воспитания, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами, государственными организациями.
А волонтёры-инструкторы равного обучения при поддержке педагога-консультанта, учителя истории Сивцовой Н.А. разработают и проведут тематические мероприятия для членов ОО «БРПО» по принципу «равный обучает равного» по данной тематике.
Проведенное мероприятие направлено на формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом использовался педагогический потенциал социального окружения, помощь учащимся освоить общественно-исторический опыт, также целью проекта было усиление противодействия искажения истории Беларуси.
В рамкам данного проекта рекомендуем привлекать ветеранов
Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, недели добра); собирать материалы для школьного музейного уголка, а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей
Данная программа формирует патриотическое сознание, развивает у детей коммуникативные умения и навыки, навыки групповой работы.
Содержимое публикации
СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
«Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ!»
Здравствуйте! Мы рады видеть вас на познавательной программе «Я – гражданин России», посвященной Дню народного единства и согласия.
Второе тысячелетие существует Государство Российское. Сложный, богатый событиями путь прошла держава и ее обитатели, освоившие бескрайние просторы «с южных гор до северных морей». Русский и многочисленные другие народы России внесли свой весомый вклад в мировую цивилизацию во всех областях культуры, науки, военного искусства, географических открытий, экономики, освоения подземных богатств, космического пространства. Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко, Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и Александр II, Суворов и Кутузов, Пушкин и Толстой, маршал Жуков и первый космонавт Гагарин – каждый из них прославил свою Родину бессмертными делами. Мы должны знать историю России, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», потому, что мы – россияне!
Наша игра призвана напомнить вам, дорогие друзья, об отдельных событиях и замечательных людях России.
И сегодня вы не только покажите свои знания о родной стране, но и узнаете много нового и интересного. А начнем мы, пожалуй, с разминки для всех гостей в нашем зале.
Разминка “Знаете ли вы Россию?”
1. Столица первого русского государства?
Москва
Киев
Петербург
2. Традиционное древнерусское сооружение?
Собор
Мечеть
Кремль
3. Жилой дом русского народа?
Хата
Изба
Юрта
4. Праздник проводов русской зимы?
Рождество
Масленица
Крещение
5. Предметы одежды русских женщин?
Чалма
Сарафан
Кимоно
Вы молодцы! Отлично размялись. Тогда приступаем к 1 конкурсу, самому загадочному.
1 конкурс “Темная лошадка”
Я загадаю человека, сыгравшего в истории России важную роль. Ваша задача отгадать его. О каждом человеке есть свои подсказки. Я прошу выйти ко мне (5 человек).
1.Он знал восемь языков.
Он не проиграл ни одного сражения и удостоен высшего воинского звания.
Один из первых альпинистов, он покорил Альпы.
Он вел спартанский образ жизни.
Отец его был денщиком у одного из императоров
1 Ответ: А.В.Суворов
Он родился в семье архангельского рыбака.
Он рано научился читать, страстно хотел учиться.
Годы упорного труда на пути к знаниям — и он становится крупнейшим ученым.
Он очень много сделал для науки, причем в самых разных областях.
Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне Московский университет носит его имя.
2 Ответ: М.В.Ломоносов
Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их.
Он работал в голландском городе на верфи, простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.
При нем Россия сделала большой шаг вперед.
Им была построена новая столица России Санкт-Петербург.
Он “прорубил окно в Европу”
3 Ответ: Петр I
1. Этот человек был простым костромским крестьянином.
2. Он завел отряд захватчиков, искавших, где укрывается молодой русский царь Михаил Романов, в непроходимые болота, за что был жестоко убит врагами. Но и сами враги погибли, и государь был спасен.
3. Гораздо позже, уже в 19 веке, подвигу этого человека была посвящена опера Михаила Ивановича Глинки.
4 Правильный ответ: Иван Сусанин.
Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.
Вскоре после замужества с императором ПетромIII, она свергла его, и сама заняла русский престол.
Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова.
5 Ответ: Екатерина II
____________________________________________________________________________
У каждой страны есть свои государственные символы. А что такое гос. символы? Это герб страны, флаг и гимн.
В переводе с немецкого языка слово «Герб» означает – наследие, наследство.
Созданием гербов занимается специальная наука —геральдика.
А кто знает, что изображено на гербе России? На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе — держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр — это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.
На груди орла изображение всадника на фоне красного щита. Это — Святой Георгий Победоносец, побеждающий змея. Черный змей — это символ зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Послушайте, как красиво сказал о Гербе России поэт:
-У России величавой
На Гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный!
Расскажите, пожалуйста, где можно встретить изображение Герба? (На вывесках государственных зданий, монетах, машинах, самолётах и т.п.)
А теперь о флаге нашего государства.Его еще называют Триколор. А почему?
Что означают эти цвета? Белый символизирует мир и чистоту, синий — небо, правду, красоту, красный — огонь, отвагу, любовь). Очень яркий и красивый флаг у нашей страны.
А вы знаете, что у нашего флага есть свой праздник?
22 августа мы отмечаем День Государственного флага России!
____________________________________________________________________________
А знаете ли вы другие праздники, которые отмечаются в нашей стране?
Следующий конкурс называется “Календарь”. Я буду называть дату, а вы мне праздник, который отмечается в этот день.
2 конкурс “Календарь”
9 мая (день Победы)
1 января (Новый Год)
12 июня – День России
23 февраля (день защитника Отечества)
4 ноября – День народного единства и согласия
8 марта (международный женский День)
1 мая — Праздник Весны и труда
1 июня (международный день защиты детей)
27 июня – День Молодежи России
1 сентября (День знаний)
12 декабря (День конституции, которая была принята в 1993 году)
_________________________________________________________________________
3 конкурс “Ах, эти старые слова”
А сейчас очень полезный, но вместе с тем и забавный конкурс. К сожалению, многие названия, употребляемые на Руси утрачены для нас, утеряны. Вот, например, волка в старину называли “бирюк”, огонь называли “теплина”, а паутину — “мережка”.
Вот сейчас вам и предстоит вспомнить старинные названия. Прошу выйти 5 человек. ……. Я буду называть слово и три варианта его толкования. А вы должны выбрать один единственно правильный ответ.
1. Трапезная
1.Капризная девушка
2.Место для принятия пищи
3.Хороводная песня
2. Забенька
1.Люлька
2.Корзина из бересты
3.Булочка
3. Молодуха
1.Молодая женщина
2.Молодое вино
3.Птица
4. Матурник
1.Парень-гуляка
2.Маленький топорик
3.Красный суконный сарафан
с длинными рукавами
5. Братина
1.Близкий родственник
2.Чаша для питья
3.Необработанная шерсть
6. Поставец
1.Почтальон
2.Блюститель порядка
3.Шкаф
7. Гулючки
1.Массовые гулянья
2.Игра в прятки
3.Крючки
8. Босовики
1.Гуляющие дети
2.Домашние туфли
3.Гвозди
9. Сусек
1.Ларь для хранения муки
2.Маленький зверек
3.Дровосек
10. Морда
1.Рыболовная снасть
2.Купец
3.Болезнь
11. Кувятка
Инструмент
Головной убор
Новорожденный
12. Пыжик
Маленький зверек
Малорослый, пухлый человек
Необработанная шерсть
13. Цельба
Яство, еда
Лекарство, снадобье, 3. Военный окоп.
__________________________________________________________________________
4 конкурс «Экспромт для эрудитов»
Чтобы не превратиться в «Ивана, не помнящего родства», мы с удовольствием изучаем русскую историю, литературу. Имена тех, кто приносит славу нашей родине, нам всем знакомы. Каждый знает хотя бы одного русского писателя, поэта. Но есть и такие, кто знает и больше… Я, например! Я знаю 2 русских писателя: Пушкин и Лермонтов!.. Кто знает больше? О! Как много знатоков! Ну, что ж, тогда проведем аукцион русских поэтов и писателей. Вам нужно умудрится назвать как можно больше этих великих людей.
__________________________________________________________________________
5 конкурс «Самый умный»
Нужно правильно «собрать» пословицы. Мне очень хочется узнать, как хорошо вы знаете русские пословицы.
— Грамоте учиться всегда пригодиться.
— Что написано пером, то не вырубишь топором.
Глядит в книгу, видит фигу.
Повторенье — мать ученья.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Что посеешь, то и пожнешь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Мал золотник, да дорог,
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Окончил дело — гуляй смело.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
За одного битого двух небитых дают.
Наши знатоки русских пословиц закончили работу и сейчас зачитают нам, что же у них получилось. А вы будете строгим жюри. Если пословица собрана верно, то кричим «правильно!». Берегитесь же!
__________________________________________________________________
А сейчас…
БЛИЦ опрос о РОССИИ
Назовите первую русскую женщину — космонавта. (Валентина Терешкова)
Назовите самого известного русского баснописца. (Иван Андреевич Крылов)
Назовите самое глубокое озеро России. (Байкал, 1620 метров)
Назовите самого первого в истории человечества космонавта. (Ю. Гагарин)
Назовите самого хитрого зверя в русских народных сказках. (Лиса)
Назовите самое распространённое в России 16 века осветительное устройство. (Лучина)
Назовите самую распространенную в России 18 века обувь. (Лапти)
Назовите самый «толстый» роман Льва Толстого. («Война и мир»)
Назовите самое высокое архитектурное сооружение города Москвы. (Останкинская телебашня)
Назовите самый распространённый русский народный музыкальный инструмент, имеющийся почти в каждом доме. (Ложки)
Назовите самую популярную в мире русскую игрушку. (Матрёшка)
Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)
Назовите самое любимое угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)
Назовите самое большое животное — грызуна в России. (Бобр)
Назовите самого титулованного футбольного вратаря нашей страны. (Лев Яшин)
Назовите самое маленькое изделие, которое изготовил знаменитый Левша. (Гвозди для блошиных подков)
Назовите имя русского рекордсмена, самого высоко прыгающего человека конца 20 века. (Сергей Бубка)
Назовите самого выдающегося полководца России 18 века. (А.В.Суворов)
Назовите поэта, посвятившего самое большое количество строк русской женщине. (Н.А.Некрасов)
Фу, закончились вопросы!
Вот сколько в России самого-самого и самых-самых!!!
__________________________________________________________________
ПРЕЗЕНТАЦИЯ о России.
__________________________________________________________________
Мы с вами не вспомнили еще об одном гос. символе. О каком же?
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
И сейчас я прошу всех вас проявить уважение к своей стране, встать и всем вместе исполнить его.
Гимн.
_________________________________________________________________________
Дорогие друзья! Я очень надеюсь, что сегодняшшняя встреча была приятной и полезной. И что все вы принесете пользу стране, в которой живете.
И о вас также будут говорить потомки; будут гордиться вами и тем, что они граждане России!
До свидания!
Вам также может понравиться:
Конкурсы
123 работы
Межрегиональный конкурс методических разработок «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК
»
01 Декабря – 28 Февраля
-192
Литературная викторина, посвященная 85-летию со дня рождения М.М. Пришвина «ТРОПАМИ ПРИШВИНА
»
30 Ноября – 30 Ноября
28 работ
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Другие сценарии праздников по сценарии праздника для «Сценарий праздника Первого успеха для театрального коллектива»
Сценарии праздников -
Другие сценарии праздников по сценарии праздника для дошкольников «Развлечение «День дружбы»»
Сценарии праздников -
День открытых дверей по сценарии праздника для дошкольников «Веселый автобус нас в сказку повез»
Сценарии праздников -
Другие сценарии праздников по сценарии праздника для 3 класса «Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Казачьи посиделки»»
Сценарии праздников -
Сценарии к 9 мая по сценарии праздника для 2 класса «Конспект внеклассного мероприятия «Литературно- музыкальная композиция «День Победы»»
Сценарии праздников
сценарий городской акции
Данный сценарий акции «Я — гражданин России» поможет организаторам провести открытие и церемонию награждения победителей и участников.
Дата проведения: …
Место проведения: …
На заднике эпиграф к мероприятию
«Если мы запомнились там, где побывали, значит верно выбран путь…»
Задник украшен тремя полосами российского флага. Перед сценой большие вазы с цветами.
Надпись на заднике «Я – гражданин РОССИИ»
ТРЕК №1 фоновая музыка (голос за кадром на фоне слайдов)
Как в эпохе след оставить?
Как зажечь сердца огнем?
Не пора ли нам представить,
Чем мы дышим? Как живем?
Кто ты, ведомый иль ведущий?
Найди себя, познай других,
И пусть возникнет в днях грядущих
Веселый отклик дел твоих!
Есть смысл в составных разобраться.
Есть смысл обсудить все пути.
Чтоб к цели заветной добраться,
Есть смысл просто встать и идти.
Скажи, а тебе это нужно?
Подумай еще и скажи.
«Да, нужно, ответил ты! Нужно!
Пусть переменится жизнь!»
ТРЕК №2 Выход ведущих.
1 ведущий: Мы приветствуем участников фестиваля «Я – Гражданин России»! проходящего в рамках 4-й городской акции социальных проектов среди учащихся школ города и воспитанников учреждений дополнительного образования.
2 ведущий: Мы говорим «Здравствуйте» самым активным и самым неравнодушным гражданам нашего города, нашей страны!
1 ведущий: Мы рады видеть в нашем зале тех, кто поддерживает идеи юных граждан нашего города! Кто вселяет надежду в их юные умы на то, что их проекты смогут сделать их собственную жизнь, жизнь близких им людей и просто окружающих интересней, значительней и лучше!
2 ведущий: Фестиваль «Я – Гражданин России», проходящий в рамках 4-й городской акции социальных проектов объявляется открытым!
1 ведущий: Организаторами 4-й городской акции социальных проектов являются – Департамент образования администрации города Нижневартовска и «Центр развития образования».
2 ведущий: Главной целью акции является формирование активной гражданской позиции учащихся школ и воспитанников учреждений дополнительного образования нашего города, их социализация и приобщение к решению важных проблем общества.
1 ведущий: Именно эта акция дает возможность практического взаимодействия между учащимися и администрацией нашего города.
2 ведущий: Лучшие социальные проекты направляются для участия в окружном фестивале!
1 ведущий: 26 февраля команды, представившие свои проекты жюри, боролись за право быть лучшими. И каков же результат этой захватывающей борьбы? Кто из ребят смог доказать себе и всем членам жюри, что именно их проект актуален и требует воплощения в жизнь? Что именно в их проекте поднята социально значимая проблема. Кто же был самым убедительным?
2 ведущий: Сегодня мы это узнаем!
1ведущий: Слово для приветствия участников фестиваля предоставляется …
ТРЕК №3 фанфары
ТРЕК №5
Кристина: Друзья мои, вы только посмотрите, какое количество народа, сколько биллионов света смотрит на нас.
Никита: Ага! Так и ослепнуть недолго! Товарищ осветитель, приглушите свет.
Настя: Да нет, наоборот надо так освещать, чтобы все увидели отблески акции «Я – Гражданин России».
Маша: Если есть у тебя голова на плечах
Ксюша: Адресуем тебе разговор о серьёзных вещах.
Паша: Кто есть кто?
Кристина: Кто есть ты?
Никита: Быть нам или не быть?
Настя: И какими нам быть, если всё-таки быть?
Маша: Если всё-таки жить!
Кристина: Если есть у тебя голова на плечах –
Хором: Адресуем тебе разговор о серьёзных вещах.
1 ведущий: На сцене школа №42, презентация социального проекта «…» (школа №32, лицей №2)
ТРЕК№ 6 фоновая музыка
РАЗМЫШЛЯЛКИ.
Саша: Мне нравится, когда люди не ждут, когда кто-то что-то предложит, а сами предлагают сделать что-то интересное…
Маша: Обо мне часто говорят, что из меня просто прут идеи…
Ксюша: Я не терплю равнодушия по отношению к пожилым людям, я искренне хочу им помочь…
Никита: Больше всего я боюсь за нашу нацию, меня тревожит то, что в моем городе есть молодежь, которая избрала не ту дорогу, что их дорога –это дорога в никуда, а их друзья – это наркотики, никотин и всякая другая гадость…
Саша: Я считаю, нужно возрождать семью, как отражение единства народа, продолжения традиций, источника культуры. Будет крепкой семья, будет крепкой нация.
Никита: Замечательно, что среди множества представленных проектов достойное место занимают проекты в области сотрудничества семьи и школы, ведь 2008 год объявлен Президентом России годом семьи.
Саша: Слово предоставляется …
ТРЕК №3 фанфары
ТРЕК №4 фанфары для награждения (для каждой школы: №25, №3, №7, №2, №21, Гимназия 2, Гимназия, №18)
Настя: Цель моей жизни – сделать все, от меня зависящее, чтобы в моем городе было красиво, чисто и уютно, чтобы в городе было много деревьев, цветочных клумб…
Ксюша: Так хочется, чтобы в нашей школе все друг друга уважали…
Никита: Я думаю, что я человек, и поэтому мне не все равно, какой будет жизнь людей в нашей стране через 10, 15, 50 лет
Кристина: Я думаю, что ты человек, поэтому тебе хочется, чтобы в России все менялось к лучшему…
Маша: Нам всем хочется внести свой посильный вклад в большое дело, ведь мы все живем в огромной стране, имя которой Россия и мы все ее граждане.
Саша: Слово предоставляется …
ТРЕК №3 фанфары
ТРЕК №4 фанфары для награждения (веч. №1, веч. №3, МОСШ №14 – гражданское направление)
ТРЕК№7 (фон)
Маша:
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
ТРЕК №… Песня «РОССИЯ» Исполняет Афанасьева Екатерина
ТРЕК №2 Выход ведущих.
Никита: Кто-то великий сказал: «В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».
Саша: Мы начинаем представление визиток команд школ города, участников фестиваля «Я-Гражданин России».
Никита: На сцене команда школы №15.
Выступление 15 школы
(за кулисами) На сцене команда школы №13
Выступление 13 школы
На сцене команда школы №9
Выступление 9 школы
На сцене команда Центра детского юношеского технического творчества
Выступление ЦДЮТТ (10,30,5, 8, 6, 31, Лицей)
Саша Для награждения дипломами участника акции социальных проектов на сцену приглашается
ВИЗИТКИ ШКОЛ.
Выступление школ-победительниц
ТРЕК№ 8 фон
Никита:
Легенду о китах любой осудит,
Она давно не стоит ни рубля.
Не три кита, а есть такие люди
На них всегда и держится земля.
Настя:
Нам просто нужно разобраться
Куда идти, и с кем идти.
И не страшны тогда преграды,
И тернии на том пути.
Саша: Для награждения победителей 4 городской акции социальных проектов «Я – гражданин России» на сцену приглашается председатель жюри: …
Никита Р. Всем участникам акции мы желаем новых идей и новых свершений!
Саша: Находите время для работы – это условие успеха.
Маша: Находите время для размышлений – это источник силы.
Ксюша: Находите время для мечты – это путь к звездам.
Кристина: Находите время для дружбы – это условие счастья.
Юля: Живите осознанно во времени и находите время для важных дел.
Полина: И помните:
Паша: Если я гореть не буду,
Настя: Если ты гореть не будешь,
Никита К.: Если мы гореть не будем,
ХОРОМ: Кто тогда рассеет тьму?
Паша: Спроси с себя, с других спроси,
Маша: Что сделал ты, чтоб город стал богаче?
Кристина: И каковы масштабы приложенья сил,
Ксюша: И какова конкретная отдача?
Настя: Спроси с себя!
Никита: Спроси сейчас, немедленно, сразу!
Саша: Не смотри на других, пусть другие смотрят на тебя!
Никита: Не жди, когда все, а может, все ждут, когда ты!
Хором: Спроси с себя!
Не жди перемен, а сам старайся все изменить!
Песня «Ветер перемен»
Список использованной литературы:
1. Кулешова Н.В. Сценарии праздников, конкурсов, дискотек для студентов. От сессии до сессии живут студенты весело. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Фанфары
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Добрый день, дорогие гости!
1 ведущий: Сегодня у нас в школе торжественное событие, и мы рады приветствовать вас на торжественной церемонии открытия первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
и посвящения обучающихся школы № ….. в данное движение.
Ведущий 1:
Школа, смирно! Поднять государственный флаг Российской Федерации!
Поднятие флаг. Звучит гимн РФ
Ведущий 2
Планета крутится, и время мчится ввысь,
У всех народов есть свои герои,
Их судьбы на Земле переплелись,
У них своя, одна на всех, история!
В своей стране девчонки и мальчишки
Гордятся памятью, живут одной мечтой,
Великие они читают книжки,
Чтоб новый след оставить за собой.
Ведущий 1:
Объединяет всех детей одно движенье,
Там вы равны, все школьники страны!
Ваши дела важны и нет сомненья,
Вы поколением героев стать должны!
Российское движение вперед!
Быть первыми и нужными старайтесь,
Ждут новые дела нас, новый год,
Все школьники страны, объединяйтесь!
Ведущий 2:
Так что же такое Российское движение детей и молодежи? Внимание на экран.
Видеоролик об РДДМ
Ведущий 1: На нашей встрече присутствуют гости, которые вместе с нами хотят разделить радостное событие – вступление В РДДМ.
-Слово предоставляется
1 …………..
2……….
3………..
ХУД.НОМЕР
1…………..
2……………
3…………..
4………….
Ведущий1: От имени обучающихся нашей группы выступит инициативная группа в составе
1………….
2…………
3…………
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА
Мы – представители обучающихся нашей школы ВЫСТУПАЕМ С предложением открытия первичного отделения РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ»
и просим согласия директора ………………………………………
на создание первичного отделения.
Ведущий 2: Ответное слово предоставляется директору школы………………………………………….
СЛОВО ДИРЕКТОРА
Сегодня важное событие проходит в нашей школе, да и в целом , в нашем городе. Мы открываем первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Благодарю ребят за то, что стали инициаторами создания первичного отделения. Идти первым всегда трудно, ответственно и очень интересно. Поэтому стать первичной организацией РДДМ для нас является очень значимым событием. Впереди много необычного, яркого и незабываемого. Уверена, что вместе мы сможем все! И конечно «Да» — я даю согласие на открытие первичного отделения РДДМ. Поздравляю нас со стартом!
Ведущий 1. : Мы очень рады…………….., что вы поддержали идею наших обучающихся. Сейчас мы просим Вас подписать заявление и передать его советнику по воспитания ФИО для дальнейшей работы.
Директор: Уважаемая ………….., мы передаем вам заявление и протокол с решением обучающихся и администрации школы. Просим вас зарегистрировать наше первичное отделение Российского движения детей и молодежи.
ДИРЕКТОР передает заявление ………………………………..
Ведущий1: Я предлагаю поблагодарить участников нашей церемонии и прошу занять места в зрительном зале.
Худ номер
Ведущий 2.
Внимание! Наступает самый торжественный момент. Дорогие ребята, здесь и сейчас, перед своими товарищами вы произнесете клятву, которую всегда должны помнить и следовать ей.
Ведущий 2.
Всем будущим членам Российского движения детей и молодежи «Движение первых» приготовиться:
Торжественное обещание
Я, вступая в ряды Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российского движения детей и молодежи», перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
Быть честным и справедливым. Клянусь!
Быть благородным и ответственным. Клянусь!
Уважать старших и верить в дружбу. Клянусь!
Клянусь любить свою Родину и крепить её величие трудом, добром и верностью. Клянусь! – 3 раза
Ведущий 1.
Дорогие ребята. Сегодня в вашей в жизни самый волнующий праздник… Вы стали членами Российского движения детей и молодежи. Будьте настоящими патриотами, верными своей клятве. Цените и любите нашу Родину, прославляйте ее, гордитесь.
ХУД.Номер.
Ведущий 2.
Торжественное открытие первичного отделения РДДМ и вступление учеников нашей школы в ряды РДДМ считать закрытым!
Будь в движении
Всегда в движении (кричат дети)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/522148-scenarij-otkrytija-rossijskoe-dvizhenie-detej
Школа активного гражданина
22.12.2022
Тема: «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти)
раскрыть » / « свернуть
03.03.2022
Тема: «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан»
раскрыть » / « свернуть
23.12.2021
Тема: «Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее» (о достижениях в области спорта и туризма).
раскрыть » / « свернуть
28.10.2021
Тема:«Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность». Пресс-конференция
раскрыть » / « свернуть
Особенности проведения единого дня информирования для учащихся 8-11 классов в сентябре 2019 года
раскрыть » / « свернуть
Сценарий мероприятия «Я – гражданин России»
Пояснительная записка.
Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией.
Мероприятие «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным (15 – 17 лет) и психологическим возможностям учащихся, так как дети находятся перед выбором, самоопределением в жизни, осознанием своей жизненной позиции.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить отношение к гражданственности в стихах, песне, музыке, танце. Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии, ток – шоу, пресс – конференции.
Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды – участницы, зрители, которые задают вопросы гостям мероприятия и участвуют в голосовании.
Мероприятие «Я – гражданин России носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке, художественно – прикладному творчеству, хореографии.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Основная цель:
Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся.
Основные задачи:
1. Познавательная:
Знакомство с понятием «гражданственность» как интегративном качестве личности, которое включает в себя и патриотизм, и уважение к государственной власти, и активную гражданскую позицию.
2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная:
Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.
Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика с портретом Президента РФ.
2. Коллажи, выстроенные в соответствии с тематикой мероприятия: на фоне образов людей – фотографии родного города; символы власти, люди, которые имели к государственной власти непосредственное отношение; фотографии граждан России: дети, рабочие и т.д.
3.Мультимедийная презентация мероприятия: виды родного города, государственная символика, граждане России
2) Музыкальное оформление:
1. Исполнение на фортепиано произведений П.И. Чайковского, Струве «Моя Россия», Мусоргского «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов», Д. Шостаковича
3) Вспомогательный материал:
Листы ватмана для составления командами проектов, маркеры,
сигнальные карточки красного и синего цветов.
Предварительная работа.
1. Проведение социологического опроса среди учащихся 10 – 11 классов по теме мероприятия.
2. Подбор стихотворений и музыкального оформления.
3. Оказание помощи учащимся в составлении вопросов.
Предполагаемые результаты мероприятия.
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государству, государственной власти, обществу.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
4. Сформированность навыков работы в команде.
5. Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения.
Ход мероприятия:
В исполнении учениц класса звучит песня «С чего начинается Родина?»
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемое жюри, гости!
Сегодня мы поговорим с вами о гражданственности и попытаемся выяснить,
что такое патриотизм, что нужно сделать, чтобы государственную власть уважали, какой он – Гражданин России.
Но прежде чем начать наш разговор, разрешите мне представить наших гостей, которые будут оценивать конкурс.
( Представление жюри)
А теперь поприветствуем наши команды и зрителей, которые также будут принимать активное участие в конкурсе.
По ходу конкурса жюри выставляет командам оценки по трехбалльной системе, а в конце конкурса подводит итоги.
У зрителей – сигнальные карточки красного и синего цветов. В конце мероприятия с их помощью они отдадут предпочтение красному или синему столу, сдав определенную карточку в счетную комиссию.
I блок.
Итак, все готово. Мы начинаем.
(Ученица читает стихотворение на фоне музыкального произведения) «Отчизна моя»
В этом имени
столько нежности!
И простора,
И синевы.
Молодой
озорной безгрешности,
не боящейся злой молвы.
Над землёй пролетают птицы –
Это имя твоё струится.
Это имя твоё несется
из-под ласкового крыла.
Это девушка из колодца
синевой его пролила.
Ведущий:
Любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление посвятить свой труд, свои силы расцвету Родины, чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос, включает в себя понятие «патриотизм».
В школе среди учащихся 10 – 11 классов был проведён социологический опрос. 51 участник на вопрос «Что такое патриотизм?» ответил следующим образом:
31 человек – Любовь к Родине;
12 человек – Преданность Родине
8 человек – Чувство гордости за Родину.
«Считаешь ли ты себя патриотом?»
39 человек – да;
7 человек — нет;
3 человека – отчасти;
1 человек – не знаю.
Сейчас наши команды получат задание. Из определённого набора слов они должны сочинить стихотворение о нашем родном городе.
( Командам были предоставлены следующие слова: и, плывут, вечность, две, над, издалека, горы, сторожей, облака, Кыштымом, по, стоят, вольную, плывут, и, соседству.)
( Командам дается 5 минут на подготовку.)
Ведущий:
А я тем временем приглашаю Президента Школьного ученического Совета Кравцова С. Сейчас зрители зададут ему вопросы, а он кратко, но очень ёмко на них ответит.
Примерные вопросы зрителей:
1. Как Вы для себя определяете понятие «патриот»?
2. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование
Ваших патриотических чувств?
Поблагодарим нашего гостя, и предоставим слово командам.
(Представители команд зачитывают свои варианты стихотворений.)
Ведущий:
Спасибо, командам. А я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения
М. Аношкина, кыштымского поэта и писателя. Командам были даны слова именно из этого стихотворения.
Уважаемое жюри, определите, кто был ближе к оригиналу.
«Облака»
( М. Аношкин)
Две горы по соседству стоят,
Вечность вольную сторожат,
И плывут, и плывут облака
Над Кыштымом издалека.
Ведущий: Симонид Кеосский сказал: «Для полного счастья необходимо иметь славное Отечество»
II блок.
(Ученица читает стихотворение на фоне музыкального произведения) Россия– Родина моя
(Д. Пенцов)
Россия – Родина моя,
Смотрю вокруг и что я вижу:
Кругом бескрайние поля
И снег лежит на нашей крыше.
Российский снег, он словно пух
Ложится прямо на ресницы.
Россия без зимы — ничто
И жаль, что улетают птицы.
Зимой неслышен соловей,
Ах, как поет он ночью летом!
И нет нигде таких берез.
Березы… Вся Россия в этом.
Когда расстанусь с детством я,
Объеду я дорог не мало.
Россия – Родина моя!
Хочу, чтоб ты сильнее стала!
И чем смогу, я помогу:
Цвести полям, расти деревьям.
Российский дух поднять смогу,
Чтоб гордость за него
досталась нашим детям.
Ведущий: Гражданственность – это отношение человека к политике государства, в котором он живёт, правильная оценка событий внутри страны и на международной арене, это уважение и доверие к государственной власти.
По данным социологического опроса на вопрос
«Уважаете ли Вы государственную власть?»
47 человек ответили – да;
4 человека – нет.
Сейчас команды получают следующее задание. За 5 минут они должны подготовить и защитить проект «Что нужно сделать, чтобы государственную власть уважали?»
А я под ваши бурные аплодисменты приглашаю следующего нашего гостя завуча школы по учебной работе и учителя истории Завьялову Е.О.
Пожалуйста, зрители, ваши вопросы!
Примерные вопросы зрителей:
1. Какой, по Вашему мнению, должна быть государственная власть, чтобы ее уважали?
2. Какие полномочия может предоставить государственная власть для молодёжи?
Поблагодарим Завьялову Е.О. и предоставим слово командам.
( Команды защищают свои проекты и сдают их жюри.)
Ведущий:
А мне бы хотелось закончить этот блок следующим высказыванием:
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
III блок.
(Ученик читает стихотворение на фоне музыкального произведения)
молодость! возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту;
За людей душевную тревогу,
сердца жар и мыслей красоту,
мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всём и до конца,
верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
Ведущий:
Гражданственность – это чувство собственного достоинства, дисциплинированность, высокое сознание гражданского долга, нетерпимость к нарушениям общественного порядка, принципиальность, честность, правдивость. То есть здесь мы можем рассматривать отношение к себе, как гражданину России.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.
По данным социологического опроса на вопрос «Что такое гражданский долг?»
15 человек ответили – служить Родине;
18 человек – обязанность граждан выполнять свои права по отношению к государству;
18 человек – взаимопомощь и поддержка.
Ведущий:
Наши команды получают очередное задание. За 5 минут они должны подготовить словесный портрет истинного гражданина России.
Пока команды готовятся, я приглашаю гостя – заместителя директора школы по воспитательной работе Ведерникову Л.С.
Пожалуйста, зрители, ваши вопросы!
Примерные вопросы зрителей:
1.Как Вы понимаете высказывание: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан»?
2. Какими, на Ваш взгляд, личностными качествами должен обладать гражданин России?
Поблагодарим Ведерникову Л.С. и предоставим слово командам.
( Команды защищают свои работы и сдают их жюри.)
Ведущий:
В. Гюго сказал: «Я люблю быть популярным – это счастье, но я хочу быть полезным – это долг». Итак, сегодня вы проявили себя настоящими гражданами своей страны. Команды защищали проекты, зрители задавали вопросы. Никто из участников не остался равнодушным. Все, так или иначе, высказали и продемонстрировали свою гражданскую позицию. И мы с гордостью можем сказать: «Я – гражданин России».
( Зрители сдают свои сигнальные карточки счетной комиссии, а жюри подсчитывает баллы)
Ведущий:
Закончить наш праздник мне бы хотелось на высокой патриотической ноте и очень символично. Танцевальный коллектив исполнит танец «Триколор» на мотив песни «Гляжу в озёра синие…»
( Жюри вручает дипломы командам и зрителям)
Ведущий:
И подвести итог нашему конкурсу мне хочется следующими словами:
Результат не стоит долго ждать,
Наш патриотизм — итог дерзанью,
Мы готовы Родине отдать
Силу духа, мужество и знанье!
Приложения.
Приложение №1
1. Вопросы для социологического опроса учащихся:
· Что такое патриотизм?
· Считаешь ли ты себя патриотом?
· Уважаете ли Вы государственную власть?
· Что такое гражданский долг?
Приложение №2
Мультимедийная презентация.