ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Медиация – это процедура урегулирования конфликта на взаимовыгодной основе, с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора. Задача медиатора в ходе медиации — внимательно выслушать взгляд каждого участника конфликта, принять его переживания, помочь каждому самому понять происшедшее, понять собственное состояние и отношение к событию.
Основой работы школьных служб примирения является восстановительная медиация. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причинённого вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от деструктивных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения между сторонами становится естественным результатом такого процесса.
— В прошлом учебном году возник конфликт в отношениях учеников, родителей учеников, классного руководителя и администрации общеобразовательной школы одного из подмосковных городов (речь идёт о реальной ситуации). В статье рассматривается вариант проведения процедуры медиации для разрешения данного конфликта.
Описываемые события, к сожалению, типичны для современной школы. Конфликт начался в 2019 году, когда ученики — участники ситуации — учились в первом классе.
Участники конфликта:
- Вася Н. — ученик второго класса, на которого уже с первых дней учёбы (в первом классе) начали поступать жалобы от одноклассников по поводу его агрессивного поведения,
- Иван Н. — папа Васи Н.,
- Наталья Н. — мама Васи Н.,
- Петя М. — ученик второго класса, одноклассник Васи Н.,
- Ольга М. — мама Пети М.,
- Мария Сергеевна — классный руководитель,
- Елена Дмитриевна — директор школы,
- другие одноклассники Васи и Пети и их родители.
Суть конфликта.
Мария Сергеевна по телефону сообщила Ольге М. о том, что после уроков возле здания школы произошла драка: трое ребят напали на Петю М. с кулаками, один из них даже пытался его душить. Драку разняла учительница старших классов, которая проходила мимо и стала невольным свидетелем потасовки. Ольга М. по телефону сообщила об этом происшествии родителям Васи Н. и эмоционально потребовала от них принять меры. Это был уже далеко не первый случай, когда Петя М. подвергался нападкам со стороны Васи Н. Последний серьёзный инцидент произошёл в конце прошлого учебного года. Он закончился тем, что Ольга М. написала заявление на имя директора школы с требованием перевести Васю Н. в другой класс либо в другую школу и была достигнута устная договорённость о том, что этому заявлению будет дан ход со всеми вытекающими последствиями в том случае, если подобный инцидент повторится.
Следует отметить, что Ольга М. (по профессии психолог-конфликтолог), ранее неоднократно предпринимала попытки повлиять на происходящее: регулярно беседовала со своим сыном на тему его отношений с Васей Н. и другими одноклассниками, неоднократно беседовала с Васей Н. по поводу драк с её сыном и другими детьми, а также обсуждала эту сложную ситуацию с одноклассниками мальчиков, их родителями, классным руководителем и администрацией школы. В конце первой четверти второго класса Петя М. начал ходить на секцию борьбы, так как принял решение научиться давать отпор своему обидчику. Несколько раз это ему удалось, и по поводу этих стычек родители друг с другом не говорили. Но в последнем эпизоде Вася Н. напал на Петю М. уже не в одиночку, а вместе с двумя своими приятелями из параллельного класса, и дело приняло серьёзный оборот.
Разговор Ольги М. и Ивана Н. (папы Васи Н.) продолжился в переписке через родительскую группу в социальной сети, и родители нескольких одноклассников также приняли участие в обсуждении. Некоторые из них согласились с позицией Ольги М. и сообщили о случаях агрессивного поведения Васи Н. по отношению к их детям (“Я не говорила вам раньше о подобных ситуациях с моим сыном, потому что он «не хотел быть стукачом»”).
Иван Н. в переписке, наблюдать которую могли все родители, высказал такую свою позицию: “Я считаю, что для мальчиков драка — это нормально. Я хочу, чтобы мой сын вырос настоящим мужчиной, а мужчины всегда выясняют отношения на кулаках. Я не хочу, чтобы мой сын был хлюпиком и маменькиным сынком или выбрал «нетрадиционную ориентацию». И вообще, он первым никогда не задирается!..”
Ольга М. заняла следующую позицию, которую озвучила в переписке: “Отношения нужно не выяснять на кулаках, а выстраивать на принципах сотрудничества. Разве это по-мужски, когда трое нападают на одного и избивают его? Вас разве не тревожит, что Вашего сына остановили, когда он душил ребёнка?! А если бы в этот момент рядом не оказалось взрослого ответственного человека?! Мне даже страшно представить, что могло бы произойти! А если бы Ваш сын оказался на месте моего? Очевидно, если Вася не изменит своего отношения к людям, то когда-нибудь сам окажется в подобной ситуации, только уже в противоположной роли! Я не только возмущаюсь его поведением по отношению к моему сыну, я переживаю за будущее самого Васи и хочу ему помочь.
Но сначала родители должны поменять свой подход к воспитанию, иначе всё останется, как прежде. Поэтому мы, родители, должны прийти к согласию, мы с вами сами должны договориться друг с другом, как, по каким принципам и правилам мы все вместе (родители всего класса) будем воспитывать наших детей. Я сейчас обращаюсь не только к васиным родителям, а к родителям всего класса. Мы должны действовать сообща (и вместе с классным руководителем). Тогда и наши дети научатся по-настоящему сотрудничать, разрешать все возникающие конфликты и строить прочные, доверительные и уважительные отношения не только в школе, но и со всеми другими людьми, без чего в будущем им никак не обойтись…”
К сожалению, провести реальную медиацию для участников данного конфликта возможности не представилось, поэтому ниже описан вариант проведения процедуры медиации в подобном случае.
Участниками процедуры медиации в первую очередь должны быть родители обоих учеников. Васю и Петю следует привлекать к работе в определённые моменты на предварительных встречах каждой стороны с медиатором и в процессе самой медиации (так же, как и классного руководителя).
Подготовке к процедуре медиации для разрешения данного конфликта следует уделить особое внимание. Необходимо заручиться поддержкой администрации школы (директора, завучей) и классного руководителя: обе конфликтующие стороны должны понимать, что проведение процедуры медиации не просто одобрено администрацией, но и настоятельно рекомендовано ею. Результат медиации также в определённом смысле будет влиять и на административное решение (отдать напрямую распоряжение о переводе учащегося в другой класс или о его отчислении администрация не может, но реагировать на заявление родителей с требованием перевести в другой класс учащегося, на которого поступают жалобы от других детей, обязано).
Ещё более важный этап — проведение предварительных встреч с каждой из сторон. И само решение сторон о проведении процедуры медиации или об отказе от неё, и успех самой медиации (в случае согласия сторон на её проведение) во многом зависят от эффективности проведения именно этого этапа. Предварительные встречи необходимо посвятить прежде всего информированию сторон о правилах и законах построения гармоничных отношений в различных социальных системах, в том числе семейной системе, учебном коллективе, общеобразовательной школе, а также об универсальных принципах построения взаимоотношений, то есть о тех глубинных закономерностях, которые лежат в основе любого взаимодействия между людьми. По сути, предварительные встречи с потенциальными участниками процедуры медиации (в описываемом случае) должны стать полноценными психологическими консультациями (целесообразно провести серию консультаций для каждой стороны).
В ходе предварительных встреч медиатором ставится задача выслушать взгляд каждого участника конфликта на ситуацию, выяснить и обсудить предложения каждого по разрешению ситуации, рассмотреть разные последствия происходящего.
Одним из ключевых факторов эффективности проведения предварительных встреч будет являться понимание обеими сторонами того, что разрешить конфликт и найти хорошее решение возможно только при том условии, если каждый участник ситуации будет понимать и учитывать потребности и интересы всех других участников.
Для проведения процедуры медиации следует пригласить участников в приспособленное для этой цели помещение вне здания школы, что будет способствовать созданию подходящей рабочей атмосферы.
Процедуру медиации медиатор начинает (1-ая фаза) с собственного представления в роли медиатора, краткого рассказа о предстоящей работе (цели-задачи, принципы, этапы) и предложения сторонам принять участие в процедуре медиации.
Правила поведения всех участников процедуры медиации (медиатора и обеих сторон) проговариваются с особой тщательностью и записываются на отдельном листе (формата А1), который остаётся перед глазами сторон на протяжении всей работы. Также важно прояснить роль медиатора в процессе медиации.
На следующем этапе (2-ая фаза) медиатор предлагает каждой стороне озвучить своё видение конфликта с тем, чтобы выявить суть конфликта, а также общие моменты и различия в позициях сторон. В данном конфликте общим в позициях сторон, скорее всего, будет понимание того, что всем участникам конфликта необходимо прийти к разрешению ситуации, так как детям предстоит учиться вместе ещё десять лет и именно взрослые (прежде всего родители, а также классный руководитель) должны помочь детям создать атмосферу сотрудничества в учебном коллективе.
Различия во мнениях и позициях сторон, наиболее вероятно, будут проявляться в оценке родителями мотивов и поведения детей в конфликте. После того как обе стороны поделились своим видением ситуации, медиатор подводит промежуточный итог этого этапа работы и озвучивает схожие и различные моменты в позициях сторон, как он это увидел.
Задачей следующего этапа (3-я фаза) процедуры медиации будет выявление глубинных потребностей и интересов каждой стороны и трансформация позиций (в каких-то моментах изначально противоположных) сторон в темы, которые сторонам (с помощью медиатора) следует обсудить в рамках медиации. Разговор о потребностях и интересах друг друга, а также обсуждение нейтрально сформулированных тем позволяет существенно снизить градус эмоций в процессе общения, лучше понять мотивы и поступки другой стороны, а также свои собственные мотивы и поведение в конфликтной ситуации.
Проведение примирительных процедур в школьной среде осложняется тем аспектом, что деструктивное поведение детей во многом связано с их семейной ситуацией и зачастую обусловлено процессами, происходящими в семейной системе. Поэтому для реализации глобальной и мегаактуальной в современном обществе задачи воспитания подрастающих поколений крайне важно наладить конструктивное взаимодействие не только родителей каждого ученика с классным руководителем, со всеми учителями-предметниками, школьными психологами, социальными педагогами и медиаторами, но и всех родителей друг с другом (!) для того чтобы появилась возможность совместными усилиями сформулировать общие правила воспитания детей и создавать новые традиции духовно-нравственного развития и гармоничного взаимодействия детей и взрослых.
Несомненно, задача эта непростая. Для её решения потребуется целый комплекс условий. Но актуальность этой задачи для всего общества трудно переоценить.
Можно смело утверждать, что глубинными потребностями и интересами каждой стороны конфликта всегда являются потребность в доверии, уважении, понимании и признании, потребность в дружбе, взаимной помощи и поддержке, заинтересованность в сотрудничестве, то есть конструктивном взаимодействии на благо всего коллектива и на благо каждого члена коллектива и т. п. (Если человек своими высказываниями или поступками демонстрирует иные цели во взаимодействии с окружающими, это означает лишь то, что он, осознанно или неосознанно, использует привычные защитные механизмы психики, а его истинные потребности, к сожалению, хранятся глубоко в душе (подсознании).) Задача медиатора на данном этапе работы — помочь участникам ситуации увидеть реальность своих отношений по-новому, ощутить и признать бессмысленность перспективы продолжения конфликта, переключиться на общие важные цели, что послужит основой для построения уважительных и доверительных отношений на принципах сотрудничества.
Следующий этап процедуры медиации (4-ая фаза), как правило, является в определённом смысле индикатором эффективности работы на всех предыдущих этапах (фазах), особенно это относится к предыдущему этапу (3-ей фазе). Медиатор предлагает сторонам применить один или несколько креативных способов поиска решения в конфликте, например, так называемый “мозговой штурм”. Если предыдущие этапы работы проведены успешно, то на данном этапе стороны уже готовы взаимодействовать друг с другом по-новому, на основе взаимопонимания и сотрудничества. В результате конструктивного общения стороны вырабатывают ряд положений (пунктов, шагов) как в отношении сегодняшней конфликтной ситуации, так и в отношении дальнейшего взаимодействия друг с другом (помочь сторонам сохранить и даже улучшить отношения — одна из основных целей медиации). Задача медиатора — поддержать креативную деятельность и атмосферу сотрудничества в коммуникации сторон. На этапе “экологической проверки” медиатор помогает сторонам трезво (насколько это возможно) оценить свою готовность и свои возможности следовать принятым решениям в будущем и скорректировать намеченные шаги.
Представляется целесообразным Васю и Петю приглашать в качестве участников процедуры медиации на каждом этапе процедуры после того, как уже будет проведена работа с их родителями: мальчикам важно видеть и понимать, что взрослые и самые авторитетные для них люди сумели прийти к взаимопониманию и договориться о сотрудничестве, и такой пример станет лучшей мотивацией для того, чтобы ребята приняли осознанное ответственное решение строить отношения друг с другом (и с другими детьми и взрослыми) по-новому.
На заключительном этапе процедуры медиации (5-ая фаза) составляется Меморандум о взаимопонимании (на предпоследней встрече) и Медиативное Соглашение, которое стороны и медиатор подписывают на заключительной (в рамках процедуры медиации) встрече.
Одним из существенных результатов успешно проведённой медиации будет планомерная реализация всеми участниками ситуации зафиксированных в Медиативном Соглашении шагов по решению конфликта и построению отношений между сторонами на принципах сотрудничества в дальнейшем.
По глубокому убеждению автора статьи, в общеобразовательной школе с первого класса необходимо проводить полноценные еженедельные уроки (оптимально 3-4 урока в неделю) по предмету “Человековедение”, в рамках которого должны изучаться и в теории, и на практике правила и законы построения гармоничных взаимоотношений во всех системах (в семье, в дружбе, в учебном/ рабочем и т. п. коллективе, в сообществе, в мире): принципы и приёмы разрешения конфликтов (внутриличностных, межличностных, межгрупповых и т. п.), способы конструктивного проживания чувств и эмоций, этапы (стадии) и принципы гармоничного развития человека (и общества) и многие другие темы. Тогда юноши и девушки, закончив школу, будут в значительной степени подготовлены ко взрослой жизни во всех её ипостасях, что со временем будет способствовать интенсивному духовно-нравственному, а следовательно, и научно-техническому, и экономическому, и культурному развитию всего общества.
Конспект мероприятия пиар-час «Азбука медиации»
Составила: Писарева Н.Н.,
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 2 г. Канска
Цель: популяризация метода восстановительной медиации среди родительской общественности посредством активных медиативных технологий, методов, приёмов, направленных на профилактику конфликтного поведения.
Оборудование: «Азбука медиации» (см. приложение) по количеству участников; ручки, маркеры, ноутбук, проектор, колонки, раздаточный материал (см. приложение).
Слайд 1
Добрый день, уважаемые родители, педагоги, ребята! Спасибо, что нашли время посетить открытое мероприятие.
Надеюсь, что вы не пожалеете, что выбрали наш модуль.
Итак, мы начинаем!
Сейчас ребята, которые состоят в «группе равных» презентуют вам нашу школьную службу медиации «Примирение». Ваша задача внимательно смотреть и слушать. И в конце ответить, что же такое медиация.
Агитбригада
Спасибо, ребята!
А мы продолжаем работать.
Каждый из вас получил «Азбуку медиации», откройте её.
Слайд 2
Первое задание. Запишите что такое медиация своими словами.
Слайд 3
Медиация – это…… (несколько высказываний озвучить)
Слайд 4
Ключевым моментом процедуры медиации является урегулирование конфликта, определение путей выхода….
Что такое конфликт?
В «Азбуке» попробуйте сформулировать, что такое конфликт….
Слайд 5
Конфликт – это….(несколько высказываний озвучить)
Конфликты всегда возникают по каким-то причинам.
Запишите, несколько причин…
Слайд 6
Каковы бы ни были причины, важно какую стратегию поведения выбирает человек.
Давайте сейчас выясним, какой стратегии или модели поведения в конфликте придерживаетесь вы.
Для этого Вам необходимо ответить на вопросы теста Томаса «Поведение в конфликте»
Вопросы теста у вас на столе. Работаем в «Азбуке».
Прочитайте интерпретацию. Можете делать какие-то пометки у себя в листах, если вам это необходимо.
Как вы думаете, какая стратегия самая эффективная?
Как вы думаете, что нужно делать, чтобы как можно реже быть участником конфликтных ситуаций?
Ответы участников
Слайд 7
Человек должен уметь владеть своими эмоциями, правильно выражать свои намерения и желания, а также не только говорить, но и слышать собеседника. Давайте об этом сейчас и поговорим…
Итак, существуют техники и приёмы, которые помогают нам вести конструктивный диалог с другим человеком.
И, первая такая техника «Я – высказывание»
«Я-высказывание» — это форма высказывания, в котором человек говорит о своих намерениях и состоянии, о своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять своего собеседника.
Техника «Я-высказывание» — эффективный приём в общении, смягчающий эмоциональное напряжение и предупреждающий возникновение конфликтных ситуаций.
С чего начинается обычная, на первый взгляд, безобидная ссора? С определенных возражений или недопонимания, скажете вы. И будете правы. А почему же зачастую такие вот житейские ссоры перерастают в конфликт? А потому что мы все совершаем одни и те же стратегические ошибки, нападая и обвиняя партнера. При этом критикуем его личные качества и обобщаем все ситуации, поступки и действия.
Такие обвинения чаще всего начинаются с нападающих на партнера местоимений «Да, ты…»: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже», «Ты никогда не говоришь мне ничего хорошего, только ругаешься», «Вас на самом деле это не волнует, вы думаете только о себе».
На слайде 8 представлена примерная схема «Я- высказывания».
Работаем в «Азбуках», пишем свой пример.
Трудно и долго, скажете вы? Зато эффективно!
Слайд 9 , 10
Что значит уметь слушать человека?
Существуют специальные приёмы слушания, активного слушания.
Активное слушание – это способ вести разговор, который позволяет понимать состояние, чувства и мысли человека.
Давайте рассмотрим некоторые из них….
— эмпатия или эмпатическое слушание — установление контакта с собеседником на эмоциональном уровне. Приём позволяет создать атмосферу доверительного общения и показать уважение к чувствам человека.
Знаете ли Вы, что первое впечатление о человеке…
— на 38% зависит от звучания голоса (тона и тембра);
— на 55% от визуальных ощущений (языка жестов);
— на 7% от вербального компонента (слов и их смысла).
— задавать открытые вопросы: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? КАКОЙ?
Что вы имеете в виду, когда говорите о….?
Почему для вас это важно?
— уточнение – помогает уточнить, правильно ли вы поняли информацию, прояснить какие-то детали.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о…
Вы могли бы уточнить, что для вас …..
Я правильно вас понимаю, вы говорите о….
Слайд 11
А сейчас, давайте отдохнём. Сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное наливное яблоко, которое висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Чтобы вы ответили червяку?
Откройте глаза, запишите свой ответ в «Азбуке».
Зачитайте по желанию фразы.
Как вы думаете, после такого ответа, мог бы возникнуть конфликт?
А как можно отвечать на грубость?
На столах лежат листы «Как отвечать на грубость?»
Выберите предложение, которое вам понравилось, и запишите в «Азбуку».
Слайд 12
Мне хочется поделиться с вами мудрым советом Брене Браун, американской писательницы, профессора Хьюстонского университета, доктора философии,
которая предлагает взять квадратный кусочек бумаги в 1 сантиметр и записать на нём имена людей, чье мнение имеет для нас значение, а также тех, кто любит и принимает нас со всеми нашими странностями и недостатками.
“Если вам требуется больше бумаги, ваш список нуждается в редактуре”, – заявляет она. Оказалось, я более не нуждаюсь в том, чтобы нравиться кому-то, потому что я решила, что нравлюсь себе.
Слайд 13
Рефлексия «Дерево мира»
Будьте открытыми, добрыми, честными, чаще улыбайтесь, говорите людям добрые слова.
Напишите на цветных листочках добрые позитивные послания людям, приклейте на «Дерево мира».
Слайд 14
Подходит к концу наше мероприятие. Хотелось бы получить от вас отзывы.
Заполните, пожалуйста, анкеты и прикрепите на стенде смайлик соответствующий вашему настроению.
Слайд 15
Спасибо, что были с нами этот час. Надеюсь, мы оправдали ваши ожидания.
Приложение 1
Практическая работа : поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)
Инструкция. Этот тест помогает увидеть некоторые особенности своего поведения в конфликтных ситуациях. Если высказывание отражает ваше обычное поведение, поставьте рядом с его номером плюс, если нет — минус.
Бланк
1 |
5 |
9 |
П |
2 |
6 |
10 |
И |
3 |
7 |
11 |
С |
4 |
8 |
12 |
К |
Высказывания
1. Я стремлюсь оправдать ожидания других.
2. Я пытаюсь избежать втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.
3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.
4. В споре я стремлюсь показать свою правоту.
5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.
6. Я избегаю споров.
7. В решении проблем я обмениваюсь информацией с другими.
8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.
9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других.
10. Я стараюсь держать несогласие с другими при себе.
11. Я стремлюсь сделать все, чтобы мы вместе пришли к оптимальному решению.
12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.
Интерпретация результатов
Запишите число плюсов в каждой строке
1-я строка — приспособление, т.е. принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
2-я строка — избегание, или уход, — уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе.
3-я строка — сотрудничество, или кооперация—поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
4-я строка — конкуренция, или соперничество, — стремление добиться преимуществ за счет другого. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
Приложение 2
Какими фразами отвечать на грубость
-
Павел, я не вижу смысла продолжать разговор в подобном ключе. Дайте знать, когда Вы будете готовы к конструктивному диалогу.
-
Дарья, подобное поведение Вам совершенно не подходит. Вы же такая привлекательная женщина. Я чувствую всю силу Вашего природного обаяния. Вам совершенно не идет разговаривать в подобной острой и неприятной форме.
-
Егор Степанович, вне всяких сомнений, у Вас есть причины для недовольства. Но, если честно, это совершенно не дает Вам никакого права разговаривать со мной в подобном ключе. Давайте сбавим обороты и спокойно во всем разберемся.
-
Николай, если у тебя плохое настроение, показывай его, пожалуйста, где-нибудь в другом месте. У нас с тобой профессиональные, деловые отношения. Давай сосредоточимся на том, что, действительно, важно.
-
Елена, я вижу, что Вы уже догадались, как обратить на себя внимание. Правда последняя фраза была лишней.
-
Василий, кажется, Ваш день сегодня не задался. Поверьте, мне тоже это знакомо. Давайте успокоимся и во всем спокойно разберемся.
-
Антон, вижу, что наш разговор принял неверное направление. Давайте с самого начала попробуем во всем разобраться.
-
Андрей, скажите, а почему Вы считаете, что Вы вправе делать мне замечания?
-
Александр, я вижу, Вы стараетесь оскорбить меня. Пожалуйста, не старайтесь. У меня иммунитет к неконструктивной критике.
-
Ты это говоришь, будто хочешь, чтобы я хуже выглядел в твоих глазах. Скажи на милость, зачем тебе это?
-
Катя, знаешь, я серьезно опасаюсь, что мы сейчас с тобой наговорим друг другу лишнего. Ты же знаешь, слово – не воробей. Давай сделаем паузу, отвлечемся, а потом перезагрузим разговор и попробуем заново во всем спокойно разобраться.
-
Сергей Петрович, мы же с Вами знаем, что Вам неинтересен мой ответ. Зачем же Вы тогда меня спрашиваете об этом?
-
Георгий, если Вы закончили и все сказали, позвольте теперь мне рассудительно выразить встречное недовольство.
-
Знаешь, если честно, мне меньше всего хочется с тобой ссориться. Давай отложим в сторону эмоции и поговорим о том, что действительно имеет значение. Я искренне настроен во всем основательно разобраться и внимательно тебя выслушать.
Успехов Вам и хорошего настроения!
Приложение 3
Бланк для работы
МЕДИАЦИЯ – ЭТО …
КОНФЛИКТ – ЭТО…
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ:
ТЕСТ «Поведение в конфликте» (модификация методики К. Томаса)
1. |
5. |
9. |
П |
||||
2. |
6. |
10. |
И |
||||
3. |
7. |
11. |
С |
||||
4. |
8. |
12. |
К |
СХЕМА «Я – ВЫСКАЗЫВАНИЯ»:
КОГДА…________________________________________.
Я ЧУВСТВУЮ… _________________________________.
МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ… ____________________.
Я ХОТЕЛ(А) БЫ… ______________________________,
ПОТОМУ ЧТО __________________________________.
Упражнение «ЯБЛОКО И ЧЕРВЯК»
ВЫБЕРИТЕ И ЗАПИШИТЕ ФРАЗУ, КОТОРУЮ ВЫ МОГЛИ БЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ОТВЕЧАЯ НА ГРУБОСТЬ:
___________________________________________________________________
МУДРЫЙ СОВЕТ:
«ЧЕМ БОЬШЕ Я НАЧИНАЮ ЛЮБИТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ, ВИДЕТЬ МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ БЕЗ КАКОГО-ЛИБО СТЫДА, ТЕМ СЧАСТЛИВЕЕ Я СТАНОВЛЮСЬ. ЧЕМ БОЛЬШЕ МИЛОСЕРДИЯ Я ОБРАЩАЮ К СЕБЕ И УЧУСЬ ОТКАЗЫВАТЬСЯ СТРАХОВ, СОМНЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ, ТЕМ БОЛЕЕ ОТКРЫТОЙ И ЧЕСТНОЙ Я СТАНОВЛЮСЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ»
БРЕНЕ БРАУН
16.01.2019
Сценарий мастер-класса по медиации
Сценарий проведения мастер-класса по медиации для подростков
Оценить
4786
Содержимое разработки
Сценарий мастер-класса по медиации
Слайд 1
Ведущая: Добрый день уважаемые коллеги! Ребята! Я рада приветствовать вас на мастер-классе по медиации. Сегодня я познакомлю вас с работой медиаторов Канской воспитательной колонии.
Слайд 2
Ведущая: Сегодня вместе с нами будут работать наши воспитанники, которые являются членами школьной службы примирения, которая носит название
«От конфликта к согласию», ребята, так же как и мы занимаются вопросами медиации и учатся быть медиаторами. Разрешите представить наших ребят (представление ребят).
И сегодня у нас с вами пойдёт разговор о конфликтах и способах их разрешения. Внимание на экран.
ВИДЕОРОЛИК «КОНФЛИКТ»
Ну, а какой способ решения данной конфликтной ситуации мы применили, мы расскажем вам чуть позже.
Слайд 4
Вы, наверное, обратили внимание, что наш мастер-класс называется «Мы делили апельсин» Причем тут вообще апельсин, спросите вы? В моем представлении медиация связана, знаете такой детский стишок «Мы делили апельсин, много нас, а он один».
О чем это стихотворение? Это стихотворение во- первых о ценностях. Но это стихотворение о ценностях, которые появляется только при одном условии, если это дефицит. Ценность не может быть недефицитна, если что то не является дефицитом, то это не ценно. А где ценность является дефицитом, там и появляется конфликт. Давайте с вами вспомним продолжение стихотворения «А для волка кожура .Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!». Здесь уже просматривается конфликт. Мы с вами знаем о том, что медиация работает с конфликтом, конфликт это когда есть какая -то ценность, а на эту ценность претендуют как минимум два субъекта. И сегодня мы на практике покажем, какие способы решения конфликтов являются самыми эффективными.
Слайд 5
Медиация для нас это новое направление в работе с конфликтными ситуациями, которые возникают в любом подростковом коллективе. Особенность пенитенциарного конфликта заключается в том, что он возникает в закрытом социуме, и стороны конфликта не могут разойтись, разъехаться.
Слайд 6
И поэтому для разрешения конфликтов между воспитанниками сотрудники воспитательной колонии применяют две основные формы воздействия — профилактика (на ранней стадии развития конфликта) и пресечение (на стадии его активного развития). На наш взгляд, перспективным направлением в разрешении конфликтов в рамках профилактики является медиация. Что же такое медиация? На слайде вы видите, что медиация это способ разрешения конфликта с привлечением нейтральной стороны т.е с привлечением посредника.
Слайд 7
Поэтому в октябре 2015 году в Канской воспитательной колония была создана служба примирения (медиации). 21 сотрудник прошёл обучение в учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева» по программе «Ювенальная восстановительная технология «Медиация». В состав службы примирения входят не только сотрудники ВК, но ивоспитанники, обучающиеся в старших классах.
Слайд 8
Ведущая: Педагогами нашей школы разработаны специальные тренинги и обучающие занятия по программе «Восстановительная медиация», так же разработана и реализуется «Программа подготовки ведущих службы примирения». Особенностью этой программы является вовлечение самих воспитанников в процесс урегулирования конфликтов среди их сверстников.
В ходе таких обучающих занятий ребята выполняют различные упражнения, которые направлены на то, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации, занятияпроходят в игровой форме, с использованием психотехнических игр и упражнений для практического освоения методов восстановительной медиации.
Сейчас вашему вниманию мы покажем сюжет о работе ШСП.
СЛАЙД 9 Видео сюжет тренинга с 5 канала (2.03)
На примере этого сюжета мы хотели, показать какая работа ведется с воспитанниками в рамкахподготовки ведущих службы примирения. Такие занятия проводятся 2 раза в месяц. Для вновь прибывших ребят, мы проводим вводные мероприятия, на которых рассказываем о работе службы. Нами разработана анкета для отбора потенциальных медиаторов, по результатам которой формируется состав ШСП.
Слайд 10
Мы идем дальше и сейчас мне понадобиться два добровольца (из участников)
ИГРА ПРОВОКАЦИЯ
Участники выходят, ведущий дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Участники начинают рисовать. Ведущий останавливает игру и просит начать все сначала, потому что участники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает участников и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем ведущий дает возможность участникам закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Обсуждение:
— Вам было комфортно в этой игре? (Участники после выполнения задания расстроены)
— Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)
— Почему рисунок не получился? ( Ведущий плохо объяснил, участники не поняли и т.д)
— Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)
— Можно было избежать конфликта? (Можно)
— Как? (ответы участников)
Ведущая: В этой ситуации мы пришли к выводу, что конфликта можно было бы избежать, если бы мы в самом начале оговорили правило выполнения задания. Но бывают ситуации, когда конфликт уже произошел и для того чтобы его разрешить мирным путем нужно научиться слушать и слышать другого участника конфликта, а так же понимать его чувства и переживания.
Сейчас бы мы хотели провести с вами еще одно упражнение, которое называется «Отражение чувств». Вам необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием. У каждого из вас есть карточки на которых написаны названия чувств, после того как ребята озвучат высказывания вы должна поднять карточку с тем чувством которое вы считаете, подходит к этому высказыванию.
1: Может быть, я сделал что-то не так?
Ответ: Неуверенность, тревожность, сомнение
2: Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал.
Ответ: Раздражение, обида, возмущение, злость
3: Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются.
Ответ: Успокоение, уверенность
1: Как он мог так поступить со мной, я же был его другом.
Ответ: Сожаление, обида, унижение, предательство
2: Он обозвал мою сестру, а я что молчать буду?
3: Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть.
Ответ: Злость, гнев, раздражение
1: Не хочу я с вами разговаривать, оставьте меня в покое.
Ответ:Обида, раздражение, злость
2: А если он снова начнет обзываться.
Ответ:Тревожность, беспокойство, страх
3: Я все делаю неправильно!
Ответ:Страх, раздражение, огорчение
Спасибо ребята, присаживайтесь, все справились с этим заданием. Этим упражнением, мы хотели показать, что когда возникает какой то спор ,очень важно уметь слушать и слышать, а главное понимать чувства и переживания другого человека, тогда спор не перерастет в конфликт.
Ведущая: Сейчас я хочу провести с вами еще одно упражнение
СЛАЙД 11
Упражнение «Яблоко и червяк».
Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко, Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Обращаю ваше внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. В психологии выделяют несколько способов выхода из конфликтной ситуации.
Способы выхода из конфликтных ситуаций
Стратегии Характеристики |
Приспособление |
Избегание |
Соперничество |
Сотрудничество |
Поведение |
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого |
Уклонение от принятия решений |
Стремление добиться своего за счет другого |
Поиск решения, устраивающего обе стороны |
Характеристика людей |
Люди, неуверенные в себе |
Кроткие, слабые, уступчивые люди |
Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные |
Сильные, зрелые, уверенные в себе люди |
Символ |
Воробей — боится потерять отношения, уступает молча |
Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта |
Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу |
Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда |
А теперь давайте посмотрим ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесем со способами выхода из конфликтных ситуаций. Например:
Начнем с ребят, что вы написали
Валера: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» — Валера выбрал для себя такой способ как соперничество.
Александр: «Вон посмотри, какая там красивая груша» — избегание.
Всеволод: «Такая, видно, у меня доля тяжкая» — приспособление.
Ну, а примером сотрудничества «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»
Ведущая:Для медиации характерна стратегия сотрудничества, так как она предполагает поиск решений, которые бы устроили обе стороны. В таблице вы видите, что символом сотрудничества является голубь, в медиации роль голубя исполняет медиатор т.е посредник. Давайте с вами методом мозгового штурма ответим на вопрос: «Какими качествами и навыками должен обладать медиатор?»
СЛАЙД 12
Я буду записывать, а потом мы с вами подведем итоги.
Подведя итоги мы с вами пришли к выводу, что медиатор должен обладать такими качествами как: как умение слушать, умение налаживать контакт, уверенность в себе, умение оказывать помощь, умение найти факты, определить проблемы и решения этих проблем, понимание ситуации и людей, умение учиться на опыте, искренность, открытость, беспристрастность, гибкость, уравновешенность, умение быть внимательным, умение выстраивать коммуникации и задавать правильный тон, творческие способности профессионализм и конечно же НЕЙТРАЛЬНОСТЬ.
Сейчас я предлагаю вам, познакомится с раздаточным материалом.
Это программа примирения её этапы и задачи.
Исходя из этого материала мы выделяем следующие четыре этапа проведения медиации с подростками: подготовительный, предварительные встречи, примирительная встреча и выполнение договора.
Программа примирения
Подготовительный |
Получив информацию о событии, определить (конфликте подходит ли оно по критериям для работы с использованием восстановительных программ) |
Предварительные встречи |
Представиться и установить доверительные отношения. Выслушать личную историю человека. Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах. Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации. Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней. Учесть пожелания каждой стороны в организации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения) |
Примирительная встреча |
Создать условия для проведения примирительной встречи Представить участников и обсудить правила встречи. Помочь выразить сильные эмоции сторон Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуаций Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего. Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения. |
Выполнение договора |
Проверить выполнение договора. Организовать при необходимости дополнительную встречу Написать отчет по программе |
В самом начале нашего мастер-класса вашему вниманию был показан сюжет, где между воспитанниками произошла конфликтная ситуация, а сейчас предлагаю вашему вниманию сюжет сеанса по восстановительной медиации.
Видеоролик Слайд 13
Мы с вами увидели, что с помощь технологии восстановительной медиации можно безболезненно урегулировать конфликт, который может возникнуть в любом подростковом коллективе.
И в целях практического закрепления материала я предлагает вам ролевую игру под названием «Мы делили апельсин…»
СЛАЙД 14
Действие 1: На столе лежит апельсин, в комнату заходит два брата и направляются к апельсину.
Действие 2: Начинают выхватывать апельсин друг у друга, начинается драка
Действие 3: В комнату входит мама, останавливает драку, берет апельсин и разрезает на две половины, и отдает сыновьям. Они расходятся по разным углам недовольные.
Ведущая: И так сейчас перед вами наши ребята разыграли конфликтную ситуацию.
Скажите, пожалуйста, тот способ разрешения конфликта который выбрала мама, привел к желаемому результату? ( Происходит обсуждение)
Ведущая:Я поясню, мама в этой ситуации для решения конфликта выбрала такой способом как — «Компромисс».
А ведь для того чтобы эффективно разрешить этот конфликт, нужно понять, почему стороны этого конфликта ведут себя, так или иначе.
Кто из вас хотел бы сейчас попробовать провести процедуру примирения и помочь участникам решить конфликтную ситуацию.(Проведение процедуры)
Ведущий : Вспомним нашу таблицу, какой способ решения конфликта характерен для медиации? Правильно сотрудничество! Это когда решение устраивает обе стороны. (направляет участника на выбор конструктивного поиска решения конфликта- узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть)
Ведущая: Благодарю наших участников!
Подводя итоги нашей встречи можно сказать, что внедрение в деятельность любого учреждения медиации, которая культивирует мирные отношения, позволит снизить конфликтность, социальную напряженность и агрессию.
Хочу отметить, что сегодня имеются ключевые предпосылки для дальнейшего развития данного направления практической медиации.
На этом наш мастер- класс подошел к завершению. Я благодарю всех участников за плодотворную работу. И мы хотим подарить вам апельсин, который символизирует медиацию (на апельсине наклейка Мастер-класс «Мы делили апельсин…» Канская ВК)
Мы вам желаем большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.
Разрешайте конфликты цивилизованно!
Спасибо за внимание!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/342600-scenarij-master-klassa-po-mediacii
Также вас может заинтересовать
- Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы Моя мама лучшая на свете Она мне как солнце в жизни светит
- Психологический КВН
- Классный час на тему «Дружба и отношения между мальчиками и девочками»
- Cтатья «Смысл и значение понятия «агрессия» в зарубежных и отечественных школах.
- Психологическое занятие: «Остров Внимания» (по авторской программе «Путешествие в мир познавательных способностей»)
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Заседание муниципальной службы школьной медиации
Дата проведения: 13.12.2017г.
Место проведения: зал для заседаний МКУ ДО Комсомольского ДДТ
Цель: информирование школьников о службе школьной медиации.
Задачи:
— познакомить школьников с понятием школьная медиация;
— определить, кто такой медиатор;
— определить качества медиатора
— определить способы реагирования людей в конфликтных ситуациях.
Ход занятия.
Регистрация участников мероприятия.
Ребята, добрый день! Я рада приветствовать вас на первом рабочем заседании Муниципальной службы школьной медиации. Сегодня я хотела бы познакомить вас с понятием школьной службы медиации, с принципами и методами работы данной службы.
Я думаю, что в школе не один раз вы были участниками конфликтов (с другими детьми, педагогами, родителями) и был в таких ситуациях в разной роли, например жертвой, может быть приходилось быть обидчиком, или свидетелем.
Чаще всего конфликты решаются сразу либо самими участниками, либо учителями. Но есть такие конфликты, которые затягиваются, становятся болезненными и в конечном итоге мешают не только учебному процессу, но и нормальному сосуществованию в школе и дома.
Как вы думаете, возможно ли изменить ситуацию в школе в целом, и как это можно сделать? Думаю это реально. Для этой цели и была создана школьная служба примирения.
Во исполнение Указа Президента РФ от 01.06.2012г. №761 с целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуаций, на основании принципов восстановительного подхода, при разрешении конфликтов среди несовершеннолетних в Муниципальном казенном учреждении дополнительного образования Комсомольском Доме детского творчества создана с 1 сентября текущего года Муниципальная служба школьной медиации. На основании этого же указа в ваших школах также созданы такие службы, членами которых являетесь вы – медиаторы.
Итак, кто же такой медиатор, и чем занимается служба школьной медиации. Может мне кто-то уже сможет ответить.
А теперь я предлагаю посмотреть один видеоролик. (На мосту)
На мосту
MP4 / 8.19 Мб
Давайте обсудим, что же нам хотел донести автор данного мультика?
Медиация в современном ее понимании – это альтернативный способ урегулирования споров. Какие еще вы знаете способы урегулирования конфликтов? (Например, через суд, через администрацию школы). Также в своей работе вы часто будете слышать, и использовать термин — школьная служба примирения.
Цель «Школьной медиации» и медиативного восстановительного подхода в общеобразовательных учреждениях является формирование и поддержание безопасной среды, то есть предотвращение конфликтных ситуаций, либо решение конфликта мирным путем.
Теперь давайте разберем, чем занимается школьная служба медиации и ее состав. В вашей школе по приказу директора должен быть утвержден куратор данной службы (из числа педагогов) и постоянный состав медиаторов-учащихся. Эта информация у вас в школе должна быть размещена на видном месте, чтобы любой заинтересованный мог всегда знать, к кому обратиться в конфликтной ситуации за помощь. (Домашнее задание – оформить стенд в школе).
Видеоролик и притча «Апельсин». Обсуждение, кто же такой медиатор.
«Апельсин»
DOCX / 13.57 Кб
Видеосопровождение
MP4 / 80.84 Мб
Школьная служба медиации занимается не только решением конфликта, но и проводит профилактические мероприятия. Так если сами конфликты будет помогать решать куратор-взрослый, то профилактикой занимаетесь как раз вы – медиаторы.
Для грамотной работы в вашем учреждении должен быть разработан и утвержден план работы службы школьной медиации. Для этого вы можете использовать все доступные формы работы: классные часы, акции, конкурсы, тренинги и т.п. Особое значение следует уделить просвещению родителей. (буклеты)
буклет
DOCX / 317.41 Кб
Сейчас я вам предлагаю заполнить тест на конфликтность ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ» К.Н ТОМАСА. Цель данной методики — определить стиль поведения в ситуации разногласий. Всего существует пять таковых стилей:
Сотрудничество — почти всегда оптимально, где каждый из участников находит для себя благоприятный выход;
Компромисс — приемлемо в ряде случаев, когда не возможно сотрудничество, где каждый из участников конфликта идет на какие-либо уступки;
Избегание (уход) – может быть применен, когда невозможно договориться с другим участником;
Приспособление – реально в тех случаях, когда другой действительно прав;
Соперничество — наиболее распространенный способ поведения в конфликтах, чаще всего разрушителен в отношениях.
Ребята самостоятельно заполняют и обрабатывают методику. Далее идет подсчет, какой из данных стилей чаще используют школьники в конфликтных ситуациях.
тест
DOCX / 17.7 Кб
Я предлагаю использовать данную методику в своей работе в школе. Например, провести диагностику всех учащихся старшего и среднего звена и выявить детей, у которых преобладает деструктивная форма поведения в конфликте.
Упражнение «Ладони». Ребята разбиваются на пары. Один человек создает некомфортную среду для другого, посредством близкого расположения ладоней к глазам оппонента. Задача другого освободиться от ладоней.
Анализ поведения и действий ребят в некомфортной ситуации. Наиболее правильный способ должен быть словесный. Просто попросить другого человека убрать ладони. Но как показывает практика, чаще всего дети приходят к насильственным действиям, просто убирая или отталкивая ладони. Так же очень часто встречается избегание и уход от ситуации.
Ну и в заключение нашего рабочего заседания я предлагаю вам посмотреть еще один видеоролик. (Мультфильм конфликт) Сегодня мы только посмотрели этот ролик, а более подробный его разбор мы будем проводить на следующем заседании. Таким образом, тема следующей встречи – «Конфликт. Пути решения».
«Конфликт»
MP4 / 22.12 Мб
Ну а теперь по традиции – обратная связь. Выскажитесь, что вам дало сегодняшнее мероприятие, что вы узнали нового.
Спасибо всем за работу.