Сценарий проведения деловой игры
«Предвыборные дебаты»
Цель: создание условий для обеспечения развития и поддержки у обучающихся активной жизненной позиции .
Правила ведения диалога: На экране.
Предполагается свободный и добровольный обмен мнениями.
Запрещается высмеивать чужие идеи и мнения.
Запрещается перебивать выступающего.
Выступающим рекомендуется соблюдать регламент высказывания: сначала подумай -потом говори; говори кратко и продуманно.
Настоятельно рекомендуется с уважением относиться к мнению оппонента.
Ведущая: Мы все, — за ход истории в ответе!
Вы, Молодежь — хозяева Планеты!
Молодежь — это не возраст, не категория, не гарантия.
Молодежь — это ресурс, потенциал и стратегия.
Молодежь — это ожидания, это намерения, это будущее.
Молодежь — это сила, здоровье и желание.
Молодежь — это мечты, проекты, перспективы.
Молодежь — это возможность, это шанс, это вероятность.
Молодежь — это мнение, это идеи, это развитие.
Молодежь — это изменения, инновации, инвестиции.
Молодежь — это стремление, движение и результаты.
Молодежь — это не эгоизм, не зависть и не корысть.
Молодежь — это уважение, внимание, помощь.
Молодежь — это дети, любовь, созидание.
В этом возрасте перед каждым открыто множество дверей, предстоят многие начинания и открытия. В молодости нас преследует очень много надежд и мечтаний. Очень важно, чтобы они в большей своей части воплотились в реальность. Молодежь необходимо учить управлять государством.
— Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня торжественный день, когда мы с вами собрались чтобы познакомимся с кандидатами на пост главы Тихорецкого района, на пост губернатора Краснодарского края, и на пост Президента РФ. Наша встреча будет проходить в два этапа. На первом этапе игры мы проведем для наших кандидатов «Тест на политическую грамотность». На втором этапе мы познакомимся с кандидатами, организуем «встречи» «кандидатов» с «избирателями», где выступят «доверенные лица» «кандидатов» и сами «кандидаты» со своими предвыборными «программами». «Избиратели» и «представители СМИ» задают вопросы.
На первом этапе игры позвольте провести тест на политическую грамотность. Для этого вам, уважаемые «кандидаты» вместе с вашей группой поддержки необходимо ответить на ряд вопросов.
1. Сколько раз в России принимался основной закон государства, Конституция? (5 раз)
2. Какой праздник отмечают в России 12 июня? (День Независимости России)
3. Сколько лет исполняется последней Конституции РФ. (17 лет)
4. Автор слов гимна России? (Михалков С.В.)
5. Что символизируют цвета флага РФ? (Вера, Надежда, Любовь)
6. У халифов он был жёлтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского «собрата» они есть. О чём или о ком речь? (орёл на гербе)
7. Сколько глав включает в себя действующая Конституция? (9 глав, 2 раздела)
8. День Конституции как праздничный (нерабочий) отмечался по решению?
(В.В.Путина)
9. Действующая Конституция РФ была принята (12 декабря 1993 года)
10. Какой по счёту в нашей стране является действующая Конституция? (пятой)
11. Гарантом Конституции РФ является? (Президент РФ)
12.Кто в России был первым всенародно избранным президентом? (Борис Ельцин)
13. Равнозначны ли наименования «Россия» и «Российская Федерация»? (да)
14. Как разделена государственная власть в Российской Федерации? (Законодательная, исполнительная и судебная)
15. Забота о детях, их воспитание – это право или обязанность родителей? (И право и обязательность)
16. Какое образование обязательно в Российской Федерации? (основное общее)
Ведущая: А теперь давайте поближе познакомимся с нашими «кандидатами».
На пост главы Тихорецкого района баллотируется «кандидат» – это ______________ ученице(ученику) __ класса. Он подготовил нам проект своей программы «Если бы я был Главой, что бы я изменил в своем городе и районе?»; Давайте поприветствуем ее (его) аплодисментами),
На пост «губернатора» баллотируются кандидат – это ______________ ученице(ученику) __ класса. Он представит нам программу «Если бы я был Губернатором» Давайте поприветствуем ее (его) аплодисментами.
На пост «президента» баллотируются кандидат – это ______________ ученице(ученику) __ класса. Он познакомит нас со своими указами, их будет три и они на его взгляд должны быть изданы первыми, так как по его мнению они являются самыми значимыми на сегодняшний день. «Если бы я был Президентом – мои три первых указа»; Давайте поддержим его аплодисментами.
Ведущий проводит с ними жеребьевку
Ведущая: Сегодня они готовы представить свои программы для вас и ответить на все ваши вопросы. Итак, начнем.
-Первым представить свою предвыборную программу готов
______________.
-Приглашаем ______________ (Выступление)
— И завершает ______________ (Выступление)
Ведущая: прежде чем, вы зададите друг другу ваши вопросы, ответьте, пожалуйста, на мой.
Вы знаете, что люди приходят в политику по разным причинам. Одни хотят улучшить жизнь окружающих, другие — только свою жизнь, реализовать свои потребности во власти, третьи – чтобы быть на виду. А для чего вы стремитесь занять Вы каждый свой пост.
(ответы «кандидатов»)
Ведущая: Теперь, пожалуйста, ваши вопросы друг другу (кандидаты задают друг другу заранее подготовленные вопросы).
ВОПРОС: Зависит ли развитие государства от человека, который им управляет?
ВОПРОС: Имеет ли возможность каждый человек повлиять на ситуацию в стране?
ВОПРОС: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать лидер?
Ведущая: Спасибо нашим кандидатам и их доверенным лицам за интересные вопросы. А сейчас наступает очень важный момент, для вас, уважаемые избиратели. Вам необходимо сделать свой выбор в пользу одного из кандидатов. Кто по вашему мнению сегодня был более убедителен в своем выступлении, кто наиболее правильно, точно и интересно отвечал на вопросы и, наконец, чья предвыборная программа показалась вам наиболее интересной и значимой. У вас в руках три жетона, в избирательную урну вам нужно опустить только один. Хочу Вам напомнить, что белый жетон голосует за первого «кандидата» -главу муниципалитета Тихорецкого района, синий жетон голосует за второго «кандидата» в губернаторы края и наконец, красный жетон в пользу «кандидата» в «президенты РФ. Еще раз подчеркиваю, что голосовать можно только за одного из трех «кандидатов». Молодежь — это будущее. С вами связаны надежды любого государства и общества, а выборы – это индикатор гражданской позиции молодежи, ее отношение к демократии и народовластию, к будущему страны, выражение доверия к российской избирательной системе.
Награждение команд, звучит гимн России, вручение подарков.
Ведущая: Ребята, сегодня вы узнали, что такое дебаты и сами участвовали в них, сами вели предвыборную агитацию, защищали свои проекты, и отвечали на вопросы, отстаивали свою точку зрения. Я надеюсь, вы смогли почувствовать интерес к политике, и будете активными участниками политической жизни страны, став взрослыми.
До новых встреч!
«Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее» ( Абу Насир Аль–Фараби). Ваши ответы показали, что наше будущее — в руках активных и деятельных молодых людей.
Сценарий проведения
дебатов кандидатов баллотирующих на пост Президента школы
Цель: создание условий для обеспечения развития и поддержки у обучающихся активной жизненной позиции .
Задачи:
1)ознакомить учащихся с процедурой демократических выборов и правилами предвыборной кампании;
2)обобщить знания учащихся о правилах политического поведения;
3)помочь учащимся в формировании практических навыков, необходимых для участия в избирательной процедуре;
4) осознание учащимися необходимости важности выборов, как элемента демократической системы государства, и понимания, что в органы власти должны избираться люди достойные.
Тип: ролевая игра с элементами театрализации
Основные понятия: демократические выборы , Центральный Избирательный Комитет, независимые наблюдатели, избиратели, кандидаты, предвыборная программа, избирательный бюллетень, права избирателей.
Формы работы: групповая
Оборудование: импровизированная трибуна, российский флаг, бланки протоколов, регистрационные листы для кандидатов на пост Президента РФ, бланки заявления для кандидатов на пост Президента, списки избирателей, памятка избирателя.
Реквизиты: Стенды: «Наши кандидаты», «Предвыборные программы»
Участники:
Инициативная группа из учащихся 8-11 классов школы
Школьная избирательная комиссия – формируется из актива школы, ведет контроль за ходом избирательной кампании и организовывает процедуру выборов.
Кандидаты – по 1 человеку из числа учащихся 8-11 классов
Наблюдатели – набираются из инициативной группы, следят за действиями конкурентов, участвуют в мероприятиях соперников, готовят вопросы для уточнения позиций, следят за ходом выборов, подают жалобы в ШИК.
Избиратели – учащиеся 5-11 классов школы, а так же учителя школы. Ответственные за мероприятие — учащиеся 8 «а» класса
Ведущая:
— Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня торжественный день, когда мы с вами собрались чтобы познакомимся с кандидатами на пост президента школы.
Ведущая: Выборы – это одна из форм коллективной деятельности, при которой каждому участнику приходится принимать самостоятельное решение и отдавать предпочтение тому или иному кандидату.
Ведущая: Для того чтобы выбрать из общего числа достойного кандидата и не запутаться в их обещаниях, а также знать правила предвыборной кампании и процедуры выборов, мы предлагаем вашему вниманию данное мероприятие.
Ведущая: Республике Школа необходим президент. Тот, самый достойный, который сможет представлять ее на всех мероприятиях, отстаивать честь граждан-учеников, бороться против злостной неуспеваемости, оказывать всяческую поддержку и защиту общественной жизни школьников, участию в олимпиадах и конкурсах!
Время перемен настало, и они могут стать лидером нашей республики!
Ведущая: Пройдут выборы, и настанет новая эпоха для школы – с новым президентом! Не упустите свой шанс повлиять на судьбу школы!
Ведущая: А теперь позвольте представить наших кандидатов на пост Президента.
В этом году на пост баллотируются _______кандидата – это ______________ ученице(ученику) __ класса (Давайте поприветствуем ее аплодисментами), ________________ обучающийся __ класса, поприветствуем его и обучающаяся____ класса ____________!
Ведущий представляет кандидатов в Президенты школы, проводит с ними жеребьевку, знакомит избирателей с составом ШИК (председатель – 1 человек, члены ЦИК — по 2 человека от класса), с составом группы независимых наблюдателей (по 2 человека от каждого кандидата в президенты).
Ведущая: Как вы поняли перед тайным голосованием кандидаты имеют право на предвыборную кампанию, агитацию. Сегодня мы объявляем о начале предвыборной кампании. Слово предоставляется Председателю ШИК. (Председатель ШИК знакомит о правилах проведения предвыборной кампании, о наказаниях за их нарушение.)
Ведущая: Сегодня они готовы представить свои программы для вас и ответить на все ваши вопросы. Итак, начнем.
-Первой представить свою предвыборную программу готова ______________.
(Выступление)
-Приглашаем ______________ (Выступление)
— И завершает ______________ (Выступление)
Ведущая: прежде чем, вы зададите друг другу ваши вопросы, ответьте, пожалуйста, на мой.
Вы знаете, что люди приходят в политику по разным причинам. Одни хотят улучшить жизнь окружающих, другие — только свою жизнь, реализовать свои потребности во власти, третьи – чтобы быть на виду. А для чего вы стремитесь занять пост Президента? (ответы кандидатов)
Ведущая: Теперь, пожалуйста, ваши вопросы друг другу (кандидаты задают друг другу заранее подготовленные вопросы).
Ведущая: наконец пришло время вопросам из зала. Уважаемая аудитория, пожалуйста, задавайте интересующие вас вопросы нашим кандидатам. ( вопросы из зала, ответы кандидатов).
Ведущая: А сейчас наступает не менее важный момент, это вопросы, которые я приготовила для вас.
ВОПРОС: Необходимо ли в школе ученическое самоуправление?
ВОПРОС: Что, по-вашему, необходимо, чтобы самоуправление работало более плодотворно?
ВОПРОС: Что вам лично может дать участие в школьном самоуправлении?
ВОПРОС: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать лидер?
ВОПРОС: Что вы сделаете для того, чтобы привлекать обучающихся в активную школьную деятельность?
Ведущая: Спасибо нашим кандидатам, спасибо аудитории за интересные вопросы. Школе необходим Президент, тот, самый достойный, который сможет представлять ее на всех мероприятиях, оказывать всяческую поддержку и защиту общественной жизни обучающихся. Время перемен настало, и вы можете стать лидером нашей школы!
Ведущий: На этом наша предвыборная программа подошла к концу. Надеемся, что они помогут вам сделать правильный выбор на голосовании. Как и положено, по закону, вся предвыборная кампания заканчивается за день до голосования. Поэтому завтра 26 сентября _______года в актовом зале.
ШИК объявляет день тишины (прекращение предвыборной агитации кандидатов, ответственные организовывают избирательный участок для проведения голосования), будут проведены выборы президента школы. Результаты голосования будут обнародованы на школьной стенде ,в группах социальных сетей. Несмотря на то, что мы проводим игру, вам следует подойти к выборам ответственно, голосовать за того или иного кандидата не потому, что вы друзья или она красивая, а он не очень, а исходя из личностных деловых качеств кандидата. Ведь ваш выбор – это ваше будущее.
На экране «Памятка избирателя »
— Каждый ученик может отдать только один голос за одного кандидата!
— Никто не имеет права давить на обучающегося и навязывать свое мнение .
— Во время голосования, как и всегда, соблюдается дисциплина, сохраняется порядок!
Ведущий: Ждем всех на выборы. До свидания!
Суть
дебатов – убедить
нейтральную сторону, то есть судей, что аргументы вашей команды лучше, чем у
оппонентов. Перед началом озвучиваются правила дебатов и формат дискуссии.
Состав участников зависит от вида дебатов.
Есть такие роли:
Команда
Судьи
Time-Keeper — таймкипер
Слушатели
Почему дебаты нужны именно в школе?
Во-первых
Дебаты
– это умение не только хорошо говорить и доказывать, но главное – хорошо
слушать, вникать, понимать и анализировать.
Бесценные
навыки для процесса учёбы.
Во-вторых
Для
успеха в дебатах школьнику необходимо быть эрудированным и иметь в запасе
различные факты, а также хорошие базовые знания. Дебаты наглядно показывают
необходимость интересоваться информацией, которую дают в школе, а также искать
новые данные самостоятельно.
Таким
образом, участие в дебатах мотивирует учеников внимательнее слушать учителей на
уроках, заниматься тщательной проработкой материалов и тренировать поисковые
способности. Кроме того, дебаты помогают нивелировать конфликты в школе.
В-третьих
Чаще
всего школьные программы не предусматривают сознательного обучения искусству
устной речи. Из-за этого у многих учеников публичные выступления и обсуждение
спорных тем вызывают стресс и растерянность. Такие интеллектуальные игры для
школьников как дебаты ставят участников в положение, когда для победы
необходимо быть хорошим спикером, работать над своей речью и невербальной
коммуникацией.
Главные принципы дебатов:
1.
уважение к
оппонентам,
2.
честность,
3.
отсутствие
проигравших.
Дебаты ни в коем
случае не должны провоцировать конфликт в школе.
Скорость, строгость и спокойствие: чему учат дебаты?
«А, что вы
можете рассказать о своих soft skills?» – так звучит любимый вопрос
hr-специалистов, которые проводят собеседования перед приемом на работу.
«Гибкие навыки» очень интересуют работодателей, потому что от их наличия
напрямую зависит успешное и плодотворное участие соискателя в рабочем процессе.
Soft
skills – это
комплекс неспециализированных надпрофессиональных умений, к которым относятся
командная работа, публичные выступления, эмпатия, способность налаживать
коммуникации, быстрая реакция, самостоятельность в принятии решений, наличие
четкой позиции и, конечно, умение её отстаивать.
Кстати,
они все эти навыки имеют немалое значение и в процессе учебы, и в бытовых
вопросах, и в повседневном общении. Уделить время их развитию — хорошая идея
для урока. Дебаты – универсальная методика, которая дает возможность развивать
сразу все упомянутые soft skills.
А чему еще они точно научат
школьника?
●
Умению
беспристрастно оценить правоту оппонента.
●
Умению критически
мыслить.
●
Умению быстро
ориентироваться в большом количестве информации и концентрироваться на сути
проблемы.
●
Умению решать
конфликты в школе.
●
Умению
формировать изначально свою позицию глубокой, осознанной и корректной. Такой,
чтобы мочь отстоять её.
●
Умению управлять
своими эмоциями.
●
Умению быстро
ориентироваться.
●
Умению
формулировать и находить точные аргументы, оперировать статистикой, фактами,
датами и цифрами.
●
Умению оценивать
предел своих знаний.
●
Умению искать
лучшее решение проблемы, а не просто добиваться своего.
●
Умению оценивать
последствия действий, убеждений и идей.
●
Умению писать
хорошие речи и эффектно выступать.
Кроме
этого, во время обсуждения важных тем у школьников формируются собственные
жизненные позиции. А успех на дебатах вдохновляет узнавать ещё больше нового, а
также брать ответственность за обогащение своих знаний.
Такая
осознанность помогает достигать гораздо более высоких показателей в учебе.
Кто побеждает
на дебатах?
Разумеется,
сильнейший. Но чтобы им стать, нужно обладать логикой, быстротой, спокойствием,
уверенностью, интересоваться, просчитывать аргументы соперника наперёд и
грамотно подбирать собственные, хорошо пользоваться жестами, мимикой и речью,
уметь отвечать на вопросы и уметь задавать их.
Важно
помнить, что дебаты — это именно интеллектуальная игра для школьников, и не
столь важно, какой позиции они придерживаются на самом деле.
Сценарии дебатов для школьного урока
Существуют
различные виды дебатов. Они отличаются по времени, количеству участников и
порядку обсуждения. Кроме того, могут отличаться правила дебатов.
При
выборе сценария нужно ориентироваться на возраст и особенности учеников, а
также ресурсы, которыми вы располагаете как учитель. Интересная идея для уроков
— провести разные форматы дебатов, а затем обсудить с ребятами в рамках
дискуссии плюсы и минусы регламентов.
1.
Классические
дебаты:
В
классе формируют две команды по 3-10 человек, остальные становятся слушателями
или судьями. Тема выдаётся заранее, спикеры готовятся самостоятельно. Такие
дебаты обычно занимают весь урок или большую его часть. В конце дискуссии
спикеры задают друг другу перекрёстные вопросы: практические (уточняют тезисы
оппонентов) и стратегические (выявляют изъяны аргументов оппонентов).
2.
Экспресс-дебаты:
Такие
же, как классические, но команды готовятся прямо на уроке в течение 10-15 минут
после объявления темы. Для подготовки может быть использован материал учебника,
объяснения педагога или другие доступные источники.
3.
Модифицированные
дебаты:
Регламент
трансформируется под конкретный класс и условия. Можно сократить время на
выступления, добавить больше игроков, добавить группы поддержки, вопросы из
зала, команду экспертов или что-то ещё.
Всё
зависит от творчества и задач учителя, а также пожеланий детей.
4.
Скоростные
дебаты:
Учитель
озвучивает несколько мини-проблем, затем по каждой из них заслушивается пара
конкурирующих спикеров, а остальные учащиеся записывают выводы, которые в конце
обсуждаются в классе. Такая форма школьных дебатов может применяться на этапе
актуализации, изучения нового материала, закрепления.
Главные моменты в проведении
дискуссии:
●
Соблюдение правил
дебатов, тайминга и очередности выступления;
●
Уважение
оппонентов и судей;
●
Аккуратность и
четкость аргументации;
●
Недопустимость
крика и посторонних разговоров.
Главные
моменты в проведении дискуссии:
Кроме
того, нужно проговорить, как именно судьи будут принимать свое решение, чтобы
избежать конфликта в школе. Наиболее распространена балльная система.
Универсальный способ оценки по трем критериям:
●
содержание
(подготовленность спикера, актуальность аргументов, использование понятийного
аппарата, отклонение от темы),
●
структура
(логичность высказываний, причинно-следственные связи, соблюдение регламента)
●
и способ
(поведение, мимика, жестикуляция, речь).
Спасибо за внимание!
Источники
●
Гугл галлерея
●
https://education.yandex.ru/teacher/posts/spor-vmesto-uroka-zachem-pr
ovodit-debaty-v-shkole
●
https://media.voog.com/0000/0041/5206/files/KK-formaat_uus_(vene_keel
es).pdf
●
Развивающие цели игры:
- Создание условий для формирования жизненной
позиции школьника, его ценностей, жизненных
установок; - Развитие умения аргументировано защищать своё
мнение, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные цели игры:
- Развитие коммуникативных качеств,
толерантности; - Сплочение классного коллектива.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран;
- Схемы, диаграммы, стенгазеты;
- Информационные выставки по темам.
Этапы подготовки к игре:
- Формирование 4 команд по 6 человек.
- Выбор одной из предложенных тем (Приложение
1) - Подготовка музыкальных конкурсов, выставок.
План игры:
- Вступительное слово ведущего.
- Выступление творческих групп учащихся.
- Защита проектов.
- Доклад члена актива ДО “РОСТ” по итогам 1
четверти 2007-2008 уч.года. - Музыкальное выступление учащихся.
- Подведение итогов.
- Награждение команд.
Сценарий игры.
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята,
учителя и родители! Мы приветствуем Вас на
интерактивной игре “Дебаты” — “ Во мне, как в
спектре, семь различных “Я”. Приступая к игре,
хотим напомнить зрителям и участникам наши
правила.
В проекте участвует группа из 6 человек. Время
выступления группы- 3 минуты для презентации
своего проекта и 3 минуты — для её защиты.
Время выступления звуковым сигналом будет
ограничивать наш помощник.
Просим по 1 игроку от каждой команды перейти за
стол “Экспертной группы” для работы по вопросам
проекта.
Прежде чем передать слово ребятам,
представляем Экспертный совет, который поможет
разобраться в спорных вопросах, К ним может
обращаться как одна, так и другая сторона для
своей защиты.
Соведущий: Председатель Экспертного совета
– социальный педагог Батура Людмила Алексеевна,
члены Экспертного совета: педагог-психолог
Красовская Надежда Александровна,
педагог-организатор Анищенко Анна Борисовна.
Членам жюри раздаются оценочные листы. (Приложение 2).
Ведущий: И первыми на сцену мы приглашаем
творческую группу 9-а класса.
Выступление 9-а класса (Приложение 3).
Соведущий: Просим Экспертную группу задавать
вопросы по теме проекта, а творческая группа
будет себя защищать. Зрители могут
присоединиться и задать свои вопросы.
Время — 3 минуты.
Ведущий: Спасибо нашим конкурсантам и
зрителям за активность и мы приглашаем вторую
творческую группу 9-б класса.
Соведущий: Просим Экспертную группу и
зрителей задавать свои вопросы.
Ведущий: Благодарим команду 9-б класса и
приглашаем на сцену команду 9-в класса.
(Приложение 4).
Соведущий: Спасибо 9-в классу за интересное
выступление, И завершает конкурсную программу
творческая группа 9-г класса.
Ведущий: Просим Экспертную группу и зрителей
задавать свои вопросы.
Соведущий: Благодарим всех участников
конкурсной части игры и просим Экспертный совет
подвести итоги презентаций проектов.
Ведущий: А пока жюри подводит итоги конкурса,
мы немного отдохнём и посмотрим выступления
творческих групп с их музыкальными номерами.
Соведущий: Дорогие зрители! Вашему вниманию
предлагается доклад члена актива детского
объединения “РОСТ” о работе классных
коллективов за 1 четверть 2007-2008 уч.года.
Ведущий: Ещё раз благодарим всех участников
нашей игры за активность. Мы сегодня ещё раз
убедились, что у нас в стране растет достойное
уважения поколение.
А сейчас мы просим Экспертный совет огласить
результаты игры.
Жюри подводит итоги. Награждает команды.
Соведущий: На этом наше мероприятие окончено!
Мы ждём ваших предложений и идеи.
До свидания! До новых встреч!
Сценарий литературных дебатов по теме «Разум или чувства»
(9-11классы)
Цель:
-отрабатывать умение вести дискуссию, умение отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.
Задачи:
-вовлечь в диалог всех учащихся;
-концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;
-избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии;
-исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
План проведения дебатов
Этап подготовительный
Распределение ролей в дебатах:
— 2ведущих
— таймкипер
— 2 команды по 5 человек
К дебатам подготовили тезисы и аргументы в защиту разума и чувств.
— эксперты(3 человека), секретарь (Приложение1)
— зрители
Основной этап
1.Выступление капитана: представление команды и тезиса
2.Дебаты (каждый спикер выступает 3 мин.)
3.Раунд вопросов
4. Итог дебатов
5. Голосование экспертов. Объявление результатов
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы собрались, чтобы опробировать новую для нас современную педагогическую технологию – технологию дебатов. Данная технология учит вести полемику, отстаивать собственные взгляды и интересы, способствует развитию коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Дебаты предполагают чёткое распределение ролей: именно поэтому мы выбрали ведущего, определили команды участников (спикеров), пригласили в жюри («Совет справедливых») учителей, а также ваших одноклассников. Мы подобрали тему диспута, помогли вам подготовить выступления, разработали критерии их оценивания. На самом деле, это очень непросто высказываться на определённую тему, да ещё с привлечением литературного материала. Но мы видим в вас умных и думающих людей, поэтому надеемся, что у нас всё получится! Итак, слово предоставляется ведущим нашего диспута.
1ведущий:
Сегодня мы здесь собрались, чтобы провести дебаты и ответить на вопрос: что правит миром — разум или чувство? Разум и чувство влияют на поступки человека?
2ведущий:
Мы должны решить, что будет правильным: действовать по велению сердца или присушиваться к своему разуму. Но прежде чем начать наши дебаты, давайте установим правила их проведения.
(Ведущие по очереди оглашают каждое правило дебатов)
1,2ведущий:
Правило 1: каждая команда вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (2-3 минуты каждому спикеру);
Правило 2: каждый участник команды может выступить один раз;
Правило 3: таймкипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при тайм-аутах;
Правило 4: эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по определенным критериям и заносят результаты в экспертные карты, (оценивается не тезис, а аргументы!);
Правило 5: диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;
Правило 6: команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.
1ведущий:
Итак, начинаем…
Слово предоставляется капитану 1 команды.
Выступление капитана команды «Мы за Разум»
Капитан представляет команду и заявляет, что человек должен руководствоваться в своих поступках, прежде всего, разумом. Когда мы говорим РАЗУМ, то мы имеем в виду способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Великий персидский поэт Фирдоуси ещё в 10 веке говорил, что лишь в разуме счастье, беда без него, Лишь разум — богатство, нужда без него.
Выступление капитана команды «Мы за Чувства»
Капитан представляет команду и заявляет, что чувства правят миром и доминируют над разумом.
Чувства — это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Большинство писателей, как русских, так и зарубежных утверждают, что мир человеческих чувств интересен, а мир разума – скучен. Разум — это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова « чувства» веет теплом.
Вдохновенье и Веселье
Влюбленность, Воодушевление, Волненье,
Восторг, Восхищение, Гордость, Достоинство
Наслаждение, Нежность и Радость
Сопереживание, Спокойствие, Сопричастность
Сострадание, Сочувствие — Страсть!
Это лишь малый перечень чувств, которые может испытать человек! Без них
жизнь бесцветна, тускла и безрадостна, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания.
Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» и с этим нельзя не согласиться!
Выступления спикеров разных команд (поочерёдно)
Тезисы и аргументы команды «Мы за разум» (кратко)
1спикер. Человек должен всегда думать о правильности своего решения. Подходить к принятию решения разумно. Особенно государственный человек. Когда человек руководствуется чувствами, им управляют страсти, то случается беда.
Литературный пример: «Слово о полку Игореве». Пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.
2спикер. Н.В. Гоголь писал: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями». Разумным человеком мы можем назвать Е.Онегина.
Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин».
Таким образом, разум помог Онегину поступить в этой ситуации порядочно и спасти честь девушки.
3спикер.М.М. Пришвин говорил, что«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».
Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин». В борьбе чувств и разума победил разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.
4спикер. «Один только разум может обеспечить безмятежный покой» — это слова Сенеки. Справедливо будет отнести их к судьбе героини повести Карамзина «Бедная Лиза».
Литературный пример: Карамзин «Бедная Лиза». Автор восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок — царь чувств твоих?»
5спикер. Л.Н. Толстой считал, что разумное и нравственное всегда совпадают. Следовательно, безрассудные поступки безнравственны.
Литературный пример: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец.
Выступления спикеров разных команд (поочерёдно)
Тезисы и аргументы команды «Мы за чувства» (кратко)
1спикер. Чувства порождают лучшие качества человек, они трогают душу человека и приводят её в волнение, изменяя человека в лучшую сторону.
Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин».
2спикер. Чувство справедливости и правдолюбия приводят людей к неустанным поискам и к историческим открытиям.
Литературный пример: В.Каверин «Два капитана»
3спикер. Жизнь без чувств была бы пустой и неинтересной. С помощью чувств мы можем постичь то, что мы ещё не знаем, найти то сокровенное, что нужно нашим душе и сердцу.
Литературный пример: В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
4спикер. Чувства любви и патриотизма спасают жизнь человека, заставляют его бороться за неё, несмотря на полное отсутствие сил.
Литературный пример: Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
5спикер. Чувства преданности и верности спасают жизнь человека.
Литературный пример: А.Пушкин «Капитанская дочка»
Раунд вопросов
1ведущий
Итак, уважаемые зрители вы послушали выступления спикеров, думаю, что у вас появились вопросы.
2ведущий
У вас есть 3 минуты для того, чтобы определиться: какие 3 вопроса вы зададите противоположной команде.
Команды задают друг другу вопросы. На обсуждение ответа даётся 2минуты.
Итог дебатов
1ведущий
Анализируя поступки литературных героев, мы пришли к выводу, что от выбора между разумом и чувством зависят не только отношения между людьми, но и судьба человека и даже целого государства.
2ведущий
Итак, что правит миром – разум или чувства? Должен ли разум брать верх над чувствами? Или человек должен слушать свое сердце?
1ведущий
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу разума, а в других ситуациях, напротив, нужно поступать в согласии с чувствами.
2ведущий
Человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
Голосование экспертов. Объявление результатов
Приложение 1
В помощь экспертам
«Совет справедливых»
1этап. Выступления спикеров
Содержание
1. Понимание задания
— выступление демонстрирует точное понимание задания, тезис сформулирован чётко – 2б.
-присутствуют неточности в ответе, тезис сформулирован чётко – 1б.
— тезис не сформулирован — 0б.
2. Аргументация позиции
— убедительная, приводятся конкретные факты и примеры -2б.
— аргументация убедительная, но неполная – 1б.
-аргументация отсутствует -0б.
3. Логика изложения информации
-логичное изложение материала – 2б.
-нарушение логики – 1б.
-отсутствие логики-0б.
4. Культура речи, умение высказываться
-спикер грамотно владеют речью, уверенно держатся перед аудиторией, регламент соблюден – 2б.
— спикер допускает негрубые речевые ошибки, незначительно нарушает регламент, пользуется конспектом – 1б.
— спикер теряется перед аудиторией, допускает грубые речевые ошибки, не может удержать внимание аудитории – 0б.
1этап – выступления спикеров Содержание |
всего |
||||
критерии |
Понимание задания 2б.-0б. |
Аргументация позиции 2б.- 0б. |
Логика изложения информации 2б.- 0б. |
Культура речи, умение высказываться 2б.- 0б. |
|
РАЗУМ |
|||||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
ЧУВСТВА |
|||||
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
Член жюри ______________________________
2этап. Вопросы. Работа в команде
РАЗУМ |
ЧУВСТВА |
|
1.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. — 0б.) |
||
2.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. — 0б.) |
||
3.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. — 0б.) |
||
Дан убедительный ответ на 1 вопрос(1б. — 0б.) |
||
Дан убедительный ответ на 2 вопрос(1б. — 0б.) |
||
Дан убедительный ответ на 3 вопрос(1б. — 0б.) |
||
Спикеры доброжелательны к собеседникам, не проявляют агрессии (1б. — 0б.) |
||
В обсуждении участвует большая часть спикеров (1б. — 0б.) |
||
всего |
Член жюри ______________________________