Сценарий школьный этикет

Внеклассное мероприятие для учителя начальных классов для всех классов по ФГОС. Методические разработки для всех классов.

Конспект занятия

«Этикет — дело серьёзное»

Цель: организовать деятельность учащимся по изучению правил этикета.

Задачи:

познакомить с правилами этикета

способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию эстетического вкуса.

Форма проведения: беседа с элементами групповой работы.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.

Ученик Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.(А. Усачёв)

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на нашем классном часе?

(обсуждение, в ходе которого учитель выводит на тему беседы)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям, но вначале небольшая историческая справка.

Знаете ли вы, что первые письменные правила поведения на Руси были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего, чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности. Сейчас правилами этикета должен владеть каждый человек.

Учитель: Что же это такое этикет? ( ответы детей )

Учитель: «Этикет» — это установленные правила и нормы поведения в обществе

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения. В этих карточках прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.

Учитель: Вы узнали, что такое этикет, а сейчас предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос : какого человека можно назвать культурным и вежливым? (работа в группах)

Учитель: Ребята, а где человек получает первые навыки этикета?

— Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым?

— Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться?

( ученики отвечают на вопросы, начинается дискуссия)

Учитель. Молодцы , а сейчас поработаем в группах . Каждой я предлагаю ситуацию, вам нужно её обсудить и через 2 минуты вам нужно дать ответ( работа в группах).

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

Ситуация 3.

У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности. Ваши действия.

Ситуация 4.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней? (разбор ситуаций, обсуждение)

Учитель. Молодцы, хорошо справились с заданиями, а теперь, проверим, насколько хорошо вы владеете правилами этикета. Вам нужно не только найти правильный вариант ответа , но и показать эту ситуацию.

Ситуация 1 группе

Задание 1. «Встреча гостей», роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представьте себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь?

Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.

Ситуация 2 группе.

«Приветствие». Вопрос: как нужно здороваться? Роли : пожилой человек, мужчина, женщина, одноклассник ?

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку — очень невежливо и даже оскорбительно.

Учитель. А сейчас поиграем. Любите ли вы получать подарки? Умеете ли вы их дарить? Вот сейчас и проверим. От каждой команды мне потребуется по три человека — один будет выбирать, и дарить подарки, двое других — принимать их.

(На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка)

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.

Учитель. И в заключении блиц опрос «Да — нет». Каждой команде по очереди я буду задавать вопрос, на который нужно отвечать только да или нет. Вопросы для команд :

-За столом ведут громкие разговоры? (нет)

-Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)

-Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)

— Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

-Мальчик первым входит в темную комнату? (да)- Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)

-На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

-Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

— Кусают ли хлеб за столом? (нет, отламывают от куска)

— Может ли девочка не снимать шапку и варежки в помещении? (нет)

— Можно ли обсуждать отсутствующих ? ( нет)

Учитель. Подведем итоги (объявляются итоги работ групп)

Учитель. В современном мире не знать правил этикета — значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.
На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.
Уважение вызывает тот человек, который, следует этикету, не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом — грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

В заключении послушайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы»

( подготовленные ученики читают отрывки из стихотворения)

Ученик 1.Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

То место без протеста

Уступите старухе.

Ученик 2.Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

Ученик 3. И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

Ученик 4. И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы-то есть сами.

Ученик 5. И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

Ученик 6. И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

Ученик 7. И ежели вы вежливы, —

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Учитель. До свидания, до новых встреч.

ЭТИКЕТ И МЫ

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.  
  4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

Ход занятия.

Ребята я приглашаю вас пролистать страницы нашего журнала «Этикет и мы».

— А что такое этикет?

Этикет – совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения. В словаре Даля сказано: «Этикет – чин, порядок, соблюдение внешних обрядов и приличия; церемониал, внешняя обрядливость.» Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.

Давайте пролистаем страницы нашего журнала.

Страница первая. Рубрика «Спасибоград».

 Слово редакторам этой рубрики:

В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова.

— А какие слова мы называем вежливыми?

С помощью вежливых слов  можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.

— А что значит слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете

«Здравствуйте!»- Это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете!

— Какие еще вежливые слова вы знаете и когда их нужно употреблять?

Игра «вежливые слова» (из разрезанных букв составить волшебное слово, соревнуются три человека) (слова: благодарю, пожалуйста, извините.)

Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” —
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” —
Волшебные слова.

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и со всеми быть полезными людям.

Страница вторая. Рубрика «Знакомск»

— Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

— Какие правила знакомства вы знаете?

Слово редакторам…

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами

представляются старшим.

     То же  при  очевидной разнице в общественных положениях:  младший

представляется старшему.

     Женщина, вне  зависимости  от  возраста  и положения,  никогда не

представляется мужчине первой.

     Из последнего  правила  могут быть исключения,  например если эта

женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.

     Когда вы  кого-либо  знакомите  или  знакомят  вас,  постарайтесь

смотреть собеседнику в  лицо.  И  улыбнитесь.  Знакомство,  начатое  с

доброжелательной  улыбки,  наверняка будет иметь для вас положительное

продолжение.

      Представляя человека,   следует   четко  произносить  его  имя  и

фамилию.

     Среди ровесников  вполне допустимо при знакомстве называть только

имя.

Страница третья. Рубрика «Приветск».

— А о чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

Слово нашим редакторам

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, потараторили и разбежались.

— Какой же вообще смысл приветствия?

-Кого можно приветствовать словом «здорово», «привет»?

-Откуда пошел обычай снимать перчатки?

. Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие — это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят «Крепкое рукопожатие», это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая «кошачья лапка».

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, — это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

 — Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя!»

Снять или не снять сейчас головной убор — зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

-Кому можно сказать «пока»?

— Как общаться с взрослыми?

— Как надо прощаться с детьми, с взрослыми?

Существует другая форма прощания: «Счастливого пути».

Усталый человек идет, рукой стирает пот. Счастливого пути!

Карета кое-как ползет, усталый конь ее везет. Счастливого пути!

А в океанах корабли, от родины своей вдали. Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет, всегда свой путь домой найдет. Счастливого пути!

— Как прощаетесь, уходя из школы, с ребятами, с учителями?

— Как прощаетесь с родителями, ложась спать?

Наши корреспонденты побывали в одной из школ. Вот что они там увидели.

II. Обсуждение разыгрываемых детьми сценок.

1. Встреча двух друзей (сценка) 

Два мальчика встречаются друг с другом.

— Как дела, чувак? — хлопает друга по плечу первый со всей силой

— Будь здоров, кабан, — отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: «Здравствуйте, Лилия Николаевна!»

3. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: «Здорова, Петрова!»

 4.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Правильно ли поступил Олег?

По — разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни — встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Страница четвертая. Рубрика «Гостийск».

Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?

На это, наверно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем — и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями — и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Слово нашим редакторам…

Окружение любого человека — это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.

Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то, как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.

У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.

В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.

Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.

За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.

— Итак, вас пригласили на день рождения. И теперь важно продумать, как вы оденетесь.

Игра «Идем в гости»: на столе стопки карточек, нужно выбрать карточку и объяснить, почему данный предмет одежды подходит для данной ситуации.

— Вас пригласили в гости, вы продумали, что оденете. А теперь поговорим о том,  как поздравите своего друга, что ему пожелаете.

Выбирая подарок, нужно постараться подобрать то, что понравиться не вам, а имениннику. Оцените ситуации.

  1. Старая любимая игрушка.
  2. Аппликация, сделанная своими руками.
  3. Цветы.

Подарок нужно красиво упаковать (конкурс)

— Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

— Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

— Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

— Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

— Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

— А у меня уже есть такая игра!

— Спасибо, это очень хороший подарок!

Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключение, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за все хозяйку.

За вниманье и участье,

За гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья.

И расстанемся на том.

С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином.

Страница пятая. Рубрика «Общественск»

— Какие места называют общественными? О чем же пойдет разговор?

Слово нашим редакторам…

Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине, театре, музее. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем, фильмом или экскурсией, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, выполнять правила вежливости. Какие?

Собираясь в кинотеатр, изменишь ли ты свой внешний вид?

— Стоит ли спешить к началу сеанса или представления?

Есть в кино один закон.

Знай, что очень важен он:

Тем, кто фильм пришел смотреть,

Нужно в зал пройти успеть

После третьего звонка.

А задержишься слегка –

Не пропустят в кинозал,

Потому что опоздал.

Вот, ты слышишь, зазвучал

Третий раз уже сигнал.

Тут же в кинозал иди,

Место там свое найди,

Сядь, устройся поудобней

И начала фильма жди.

Проходя через сиденья,

К людям повернись лицом

И скажи: «Прошу прощенья»,

Будешь просто молодцом!

Спектакль или фильм идут 1-2 часа. Многие, проголодавшись, начинают шуршать оберткой от конфет, грызть семечки.

— А можно ли было это сделать иначе?

А в течение спектакля

Есть нельзя, нельзя болтать:

Будешь зрителям мешать

И актеров отвлекать.

Актеры не прочитали последние слова, еще не закрылся занавес, не зажегся свет, а в зале шум и топот, все встают и спешат к выходу.

— Почему этого нельзя делать?

Эти правила давно каждый школьник знает.

Нужно тем ходить в кино, кто их соблюдает.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

автор: Кузьмина Елена Васильевна

педагог дополнительного образования МБУДО “Центр внешкольной работы Советского района” г.Брянска

Сценарий познавательно-игровой программы “Уроки тетушки Этикет”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО РАЙОНА» г. БРЯНСКА

Сценарий познавательно – игровой программы

для младших школьников

«Уроки тетушки Этикет»

г.Брянск-2018

Цели: систематизация знаний об этикете,  правилах поведения в школе.

Задачи:

–  закрепить знания о правилах поведения человека среди людей;

–  закрепить знания о правилах поведения школьника;

–   расширить кругозор, обогатить словарный запас;

–   воспитывать уважение, доброту, культуру поведения;

–   развитие интереса к продуктивной деятельности;

–   воспитание потребности здорового образа жизни;

–   создать у детей положительно-эмоциональный настрой.

Возрастная категория: младший школьный возраст (учащиеся 1 класса).

Продолжительность: 1 час.

Оформление помещения: зал празднично оформлен: плакаты с тематикой этикета.

Музыкальное оформление: фонограммы музыкальных  подборок для сопровождения  игр и конкурсов.

Действующие лица:

– сказочные персонаж (куклы): Этикет, Текитэ, Мышь, Лягушка, Матрешка, Барбос, Мурзик;  

– ведущие – учащиеся 3 класса.

Реквизит:

  1. Веревка или коса из лент;
  2. 10 вешалок;
  3. 2 больших бумажных пакета;
  4. 10 кофточек;
  5. 10 жетонов;
  6. Карточки с правилами этикета;
  7. Карточки с эскизом десерта;
  8. Ширма;
  9. Театральные куклы.

Ход мероприятия

На краю сцены или где-то сбоку стоит ширма. Звучит музыка, постепенно затихая. На ширме появляется кукла, Дядюшка Текитэ. Он бегает по ширме и возмущенно бормочет.

Текитэ: Дядюшка Текитэ такой, дядюшка Текитэ сякой!  Ну, не поздоровался, не попрощался, ну, не сказал, пожалуйста, ну и что с того? Спешил я, некогда мне было! Все учат меня, учат! Можно подумать больше некого!!!

С другого края ширмы появляется тетушка Этикет.

Этикет: Текитэ, чем ты опять не доволен? Почему опять резкий тон?

Текитэ: Я не как не пойму, зачем все эти условности? Здрасте, до свидания, будьте так любезны, пожалуйста…(говорит с иронией).

Этикет: Этого требует, дорогой мой, Тэките, этикет.

Текитэ: А что это за этикет?

Этикет: Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль  одежды. Этикет, требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Культура поведения складывается из уважения к другим людям, доброжелательности и знаний этикета.

Текитэ: Но кто же придумал правила этикета? Кто заставил считаться с ними, как с законами?

Этикет: Конечно же, люди. Но не вдруг, не сразу. Эти правила возникли и складывались на протяжении столетий. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». К сожалению, содержание книги до нас не дошло. А вот первая дошедшая до нас книга о поведении была издана в 1204 году. Называлась она «Дисциплина Клерикалис», и написал ее испанский священник Педро Альфонсо. И лишь позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. Правила поведения и общения людей со временем менялись, но основные нормы поведения людей в обществе остались неизменными.

Текитэ: (уныло) Да, значит здороваться все-таки, придется.

Этикет: Да, дорогой мой, Текитэ. Иначе люди тебя будут считать не воспитанным и не захотят с тобой общаться. Такие люди не привлекают, а наоборот отталкивают всех от себя. Тебе пора записаться в нашу школу этикета и немного поучиться. Согласен?

Текитэ: Да…. (задумался). Ну, что ж я согласен. Учите меня.

Этикет: А вот и наши помощники, мои ученики (к ширме подходят дети). Итак, школа этикета – открывается! (звучат фанфары).

1 ученик: Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

2 ученик:  Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

3 ученик: И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить.

И воспитанными быть!

Этикет: Мы часто слышим выражение «Вежливый человек». Какого человека называют вежливым?

(Ответы детей: вежливый – воспитанный, учтивый, соблюдает правила приличия)

Этикет: В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными» (обращается к детям) Ребята, а вы знаете такие? (дети называют).

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»? Ну-ка, мои ученики, помогите нам!

1 ученик: «Волшебные слова»

Извини, пожалуйста, и разреши.

Это не слова, а ключик от души

Таблица умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

2 ученик: Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова!

3 ученик: Всюду, где нескромному

Укажут от ворот.

Вежливый попросит

И пройдет.

4 ученик: Перед словом вежливым

Двери отворяются.

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните как азбуку

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» –

Волшебные слова!

1 ученик: Дорогие ребята, вашему вниманию предлагается игра «Вежливо – невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

Итак, будьте внимательны:

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить  (топают)

  1. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить (топают)

  1. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо» (хлопают)

  1. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»! (топают)

  1. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу (хлопают)

  1. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим (хлопают).

1 ученик: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

Этикет: Ну, что, Текитэ, видишь, даже маленькие дети знают «волшебные слова», А ты их запомнил?

Текитэ: (вздыхает) Теперь-то я их точно не забуду, уважаемая Этикет.

Этикет: Это у нас были задания 1 ступени сложности. Переходим на вторую ступень. Посмотрим, справятся ли с ним наши дети и ты дядюшка Текитэ? Итак, где мои помощники? (выходят 3 ученика).

2 ученик: Вторая ступень обучения – школьный этикет. И что бы разобраться и понять все правила этикета, мы отправляемся в путешествие по школе. Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школу. Куда вы идете в первую очередь?

Дети: Мы проходим в раздевалку –  гардероб, чтобы снять верхнюю одежду.

2 ученик: Правильно, открывайте глаза. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашем гардеробе? (ответы детей). Почему?

Дети: Иногда кто-то толкается, мешает, раскладывают свои вещи, вешают вещи, где попало.

2 ученик: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.

Игра «В гардеробе»

Игра идет в два этапа. 1 этап: Двое помощников держат веревку, на которой висят вешалки. Рядом стоят корзины с  одеждой. Дети выстраиваются в две команды по 3-5 человек. По одному человеку от команды бегут, снимают с вешалки жетончик, на вешалку одевают одежду. Для следующего участника другая вешалка и т.д. У каждой команды в руках жетоны. 2 этап: (на втором этапе могут играть другие дети) Все вешалки с одеждой меняются местами. Дети бегут с жетонами, находят вешалку со своей одеждой, складывают ее обратно в коробку, жетон крепят к вешалке.

2 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в гардеробе (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая –  перевернута. Дети должны продолжить предложение)

  • Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
  • Варежки, перчатки положи в карман, головной убор – в рукав.
  • Одежду вешай аккуратно.
  • В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
  • Увидел упавшую одежду – подними.
  • В карманах ничего не оставляй.
  • Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

3 ученик: Наше путешествие продолжается, и мы  отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это?

Дети: В школьную столовую.

3 ученик: Вот сейчас мы и узнаем все ли правила вы соблюдаете? Предлагаю вам игру «Мы в столовую идем» (объясняет правила игры).

Игра «Мы в столовую идем»

Дети стоят в кругу. По команде ведущего выполняют движения. Фоном звучит музыка.

3 ученик:  Взявшись за руки, друзья мы в столовую идем, а как?

Дети: Вот так (маршируют на месте).

3 ученик:  А как тихо идем?

Дети:  Вот так (идут на носочках).

3 ученик:   А как руки моем?

Дети:  Вот так.

3 ученик:   А как едим в столовой?

Дети:  Вот так (показывают).

3 ученик:   А как жуем?

Дети:  Вот так.

3 ученик:  А что говорим после обеда?

Дети: Спасибо!

3 ученик:  Вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду? А сейчас мы узнаем, что сегодня в столовой приготовили на десерт?

Игра «Десерт на ладони»

Дети встают друг за другом в две колонны, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением какой-нибудь фигуры ( стакан, крендель, яблоко и т.д.) и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.

3 ученик:  Ну, как понравился десерт? (дети отвечают).

3 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в школьной столовой (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая –  перевернута. Дети должны продолжить предложение).

  1. В столовой есть закон такой – руки мой перед едой!
  2. Очень пища хороша – кушай пищу не спеша!
  3. Если будешь все съедать – шанс учиться есть на пять!
  4. Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси ее скорей-ка!
  5. Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!

3 ученик:  И, конечно же, самое главное правило в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А если вдруг тебе делают замечание, то нужно…. А вот как нужно и не нужно вести себя мы узнаем, посмотрев кукольный спектакль.

Кукольный спектакль «Капризка» (Приложение №1)

3 ученик:  Ребята, вам понравился спектакль? (дети отвечают) А из вас кто-нибудь глотал Капризку? (ответы детей). Если так и случалось, то теперь точно не повториться, правда, ребята? (ответы детей).

4 ученик:  А мы с вами продолжаем наше путешествие. И куда мы сейчас попадем, вы узнаете, отгадав загадку.

Комната – хранилище.

Царит в ней тишина.

Там много интересного

Узнаешь для себя.

Дети: Это библиотека.

4 ученик:  Правильно. Для чего в школе нужна библиотека? (ответы детей.)

Ребята, посмотрите, что там за шум?

Кукольная миниатюра «Совет подружке»

На ширме  с шумом появились Лягушка и Мышь. Что – то доказывают друг другу, перебивая. С другой стороны выходит Матрешка.

Матрешка: Лягушка книжек не читала,

И хоть заданья выполняла,

Училась слабо. И подружка

Такой совет дала Лягушке.

Мышка: Меня послушай, дорогая,

Я абсолютно твердо знаю,

Пятерки хочешь получать –

Так больше книг должна читать. 

Ты каждый раз в часы досуга

За чтение садись, подруга.

Немного книжку почитай –

Умнее будешь, так и знай!

4 ученик: Главное сокровище библиотеки – конечно же, книга, источник знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Может случиться так, что книга может «заболеть». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Берегите книги! Это самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. А как правильно вести себя в библиотеке? (ответы детей)

4 ученик: А теперь, все дружно давайте определим правила поведения в библиотеке (на доске карточки состоят из двух половинок: первая – открыта, а вторая –  перевернута. Дети должны продолжить предложение).

  • В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, разговаривать не громко.
  • Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».
  • Книгу надо брать только чистыми руками.
  • В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.
  • Если книга повреждена, ее надо «полечить».
  • Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.

4 ученик: Запомнили правила? (ответы детей). Давайте их проверим играя.

Игра пантомима «Музыкальный стоп-кадр»

Подобрано 8-10 музыкальных нарезок:2-3 просто танцевальных, в библиотеке, в спортивном зале, в столовой, в гардеробе, в бассейне. Детям показываются нарезки и на каждую из них они выполняют определенные движения. В библиотеке – замерли, читают, в спорт. зале – выполняют какие-то физические упражнения, в столовой – присели-кушают, в гардеробе – одеваются-раздеваются, в бассейне – плавают и т.д. При паузе они должны замереть в позе данного образа.

4 ученик: Молодцы, ребята, хорошо усвоили все правила этикета. Вот мы и закончили путешествовать по школе.

Этикет: Да, да, да (появляется на ширме) вот вы и закончили обучение на второй ступени «Школы этикета». Хоть я и не участвовала в обучении, но я за вами все время наблюдала. И вы меня порадовали! Способные у нас подобрались ученики. Все задания выполнили на 5 (оглядывается по сторонам) А где же наш дядюшка Текитэ? (слышится храп) Не может быть! Он опять все проспал! Ну, что с ним делать? Оставляем его на повторный курс обучения. А наша школа не закрывается. У нас каникулы! Ребята, мы вас ждем на следующую ступень обучения. (к ширме подходя все 4 учеников) Правда, мои помощники?

(все вместе) До свидания! До новых встреч!

(звучит музыка)

Приложение №1

Сценарий кукольного спектакля

«Капризка»

Матрешка: (выходит и останавливается в центре, капризничает, закрывает лицо руками).

                                              Не хочу я руки мыть!

                                              Не хочу я кушать!

   Целый день я буду ныть,

                                              Ни кого не слушать!

(Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на Матрешку и тихо переговариваются между собой).

Барбос: Что случилось с нашей Матрешкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!

Мурзик: Поговорим, утешим! (подходят).

Барбос: Матрешка, пойдем, погуляем! Смотри, какая хорошая погода!

Матрешка: А я хочу плохую! Пусть идет дождь! (плачет).

Мурзик: Тогда ты промокнешь.

Матрешка: Хочу промокнуть! (плачет).

Барбос: Может быть, ты хочешь есть? А принесу тебе…

Матрешка: (перебивает) Ничего я не хочу. Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао (плачет).

Мурзик: И мороженого не хочешь? Сливочного…. шоколадного…клубничного… брусничного?

Матрешка: Ни мороженого, ни пирожного! (плачет).

Барбос: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?

Матрешка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо (плачет).

Мурзик: А почему же ты плачешь и кричишь?

Матрешка: Почему я все кричу?

                     Вам какое дело?

                     Ничего я не хочу,

                     Все мне надоело! (плачет).

Барбос: Может быть, ты больна? Скажи: а-а-а!

Матрешка: Бээ-э!

Мурзик: Дыши!

Матрешка: Сами дышите!

Барбос: Сейчас мы тебя выслушаем (прижимаются ухом к Матрешке с разных сторон).

Мурзик: Ага!

Барбос: Ого!

Матрешка: Что «ага» и что «ого»?

Барбос: Определенно!

Мурзик: Это самое!

Матрешка: Что вы говорите? (Барбос и Мурзик отходят от Матрешки и шепчутся).

Барбос: Хорошо! Так и быть, скажем, тебе по секрету.

Мурзик: Только никому не говори.

Матрешка: Никому не скажу. Но что?

Барбос: Ты проглотила Капризку!

Мурзик: Он летел тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала.

Матрешка: (смотрит на Барбоса и Мурзика) Я проглотила Капризку? А какой он?

Барбос: Он сердитый, не умытый, страшный зверь!

Мурзик: Бука, злюка, любит скуку. Он залез в тебя теперь!

Барбос: (указывает на живот, потом на спину Матрешки)

              Тут он! Тут он! Рядом, близко! И зовется он – Капризка!

Мурзик: Он залетел в тебя, и ты стала сама Капризкой!

Матрешка: Не хочу быть Капризкой!

Барбос: Тогда скажи весело и громко: «Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать. Капризка, уходи вон!»

Матрешка: Не хочу быть Капризкой! Капризка, уходи вон!

Барбос и Мурзик: Вылетел! Вон, вон, полетел Капризка! Гоните его! (бегут и машут лапами).

Матрешка: А куда же он полетел теперь?

Барбос: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут  и капризничают. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!

Матрешка: Я больше не буду плакать, и открывать рот.

Все: (вместе) Лучше съешьте вы ириску

                       Или сладких сухарей,

                       А Капризку, а Капризку

                       Прочь гоните поскорей!

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших
    манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего
    тона, принятыми у нас в обществе и в других
    государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его
    понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Живите так, как будто перед вами зеркало.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, — 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста — всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой
    платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга,
    мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей,
    зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки
    подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

ХОД УРОКА

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы
попросим выступить в роли жюри сегодняшних
конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно
происхождения, держитесь каких угодно убеждений,
вежливость и тактичность вас никогда не
испортят.

Сколько раз вы слышали: «сними головной убор
в помещении», «приветствуй знакомых»,
«пропускай девочек впереди себя» и многое
другое. Всё это – правила хорошего тона или,
по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о
происхождении хороших манер: “Однажды мокрый
снег застал большую компанию ежей на каменном
плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в
кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину,
задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак
не могли отыскать золотую середину – то они
кололи друг друга иголками, то замерзали, то
сталкивались, то разбегались по углам. А потом
договорились: уступать друг другу. Погрелся в
середине – иди на край и снова жди своей
очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики
– договорились, они установили свой порядок
поведения.

А установленный, принятый в обществе
порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете
историю происхождения этикета, познакомитесь с
правилами поведения некоторых народов, узнаете,
зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда
появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике
14. На одном из пышных приемов короля всем
приглашенным были вручены карточки с правилами
поведения, которые должны соблюдать гости
. Эти
карточки назвали “этикетками”. Отсюда и
произошло понятие “этикет”- воспитанность,
хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье.
Например: снимать шляпу и ли перчатку при
приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая
показать, что он находится в кругу друзей и ему
нечего опасаться, снимал шлем или поднимал
забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место
другим головным уборам, дворянин снимал или
приподнимал шляпу с той же целью показать, что он
находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали
снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя
равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин
всегда приветствовали, снимая головной убор. И в
таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не
меняясь на протяжении столетий. Даже короли
Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем,
дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У
нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет
более древнюю историю. Человек протягивал
невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами
правой руки в знак отсутствия враждебных
намерений. До наших дней сохранилась традиция,
согласно которой младший по возрасту или
положению никогда не протягивает руку первым,
так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило
до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет
делает королей рабами двора”
.

Ученик. В истории были случаи, когда
стремление соблюсти этикет могло стоить людям
жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета
пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в
котором слишком сильно разгорелся огонь, король
не позволил никому из придворных поставить
заслонку и не отодвинулся сам. Придворный,
который должен был следить за огнем в камине,
отсутствовал. Король решил не двигаться с места,
хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись
кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он
умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного
поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение
этикета приводило к принесению в жертву
человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа
II королева однажды упала с коня, застряв ногой в
стремени. Конь поволок королеву за собой, но
никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее
величество прикосновением к ее ноге. Когда двое
придворных все же решились спасти полумертвую
королеву, то они поспешили немедленно скрыться
от гнева короля за грубое нарушение правил
этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет
вошло в начале XVII века. Сначала этикет
использовался как придворный церемониал. При
появлении книгопечатания, стали появляться
первые пособия по этикету. Первая книга по
этикету называлась “Домострой”. В ней были
изложены правила поведения человека в
повседневной жизни. Петр 1, который много
путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его
подданные были похожи на европейцев. Он хотел
перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году
вышла в свет книга о хороших манерах под
названием “Юности честное зерцало”. Эта книга
была адресована молодежи и рассказывала о
правилах поведения в обществе. Воспитанному
дворянину полагалось, например, быть всегда
вежливым и учтивым, знать иностранные языки,
уметь красноречиво говорить, с почтением
относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу
внимательность.

— Как называлась первая на Руси книга по
этикету? ДОМОСТРОЙ.

— Как называлась книга, изданная при Петре I? “
ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

— О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В
ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет
национальные черты. Одни и те же правила в разных
странах трактуются по-разному. Возьмем самое
простое – приветствие. Как мы приветствуем друг
друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных
странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу
    руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты:
у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар –
нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”.
(физкульт. минутка)

— Довольны ли вы сегодняшним днем?

—  Много ли домашнего задания вы получили на
завтра?

— Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость,
развязность, незнание приличий отталкивают от
нас людей, которые могли бы любить и уважать нас,
если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры
прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы
поступили с вами.

— Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как
ты собираешься пошутить с другом?

— Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой
портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и
веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к
себе на день рождения. И многое зависит от того,
как вы их пригласите, с каким настроением они
придут к вам. Пригласить в гости можно в
письменной или устной форме. Ваша задача –
написать пригласительные открытки другу или
подруге. Но сначала разминка:

Как поступить, если тебя пригласили в гости?
(поблагодарить, спросить разрешения у
родителей)

— Можно ли пригласить на день рождения по
телефону?
(можно, но только очень близкого
друга)

— Прилично ли опаздывать в гости?
(неприлично)

Если по какой-то причине ты не можешь
принять приглашение, как поступить, чтобы не
обидеть приглашающего?
(извиниться и
обязательно назвать причину отказа)

Как нужно пригласить на день рождения: за
несколько часов до празднования или заранее?

(заранее)

Как нужно вести себя в гостях? (быть
веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе
особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило
вежливости
. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения).
Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено,
теперь нужно подобрать подарок, следующий
конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки.
Преподносить подарки так же приятно, как и
получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он
может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За
свою многовековую историю вручение подарков
превратилось в настоящий ритуал со своими
правилами, нормами и требованиями, согласно
которому следует выбирать и преподносить
подарок, так, что бы он понравился тому, для кого
он предназначен, а момент вручения выглядел
достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см.
пакеты)

— Вы видите на столе много подарков. Участник
команды должен выбрать тот подарок, который бы он
хотел подарить своему другу, подруге, маме.
Учтите главное: вам необходимо будет объяснить,
кому именно (другу, дедушке, итд) вы
преподнесете этот подарок и почему ваш выбор
пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет
свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но
на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик
человека – это тоже очень важно! Неряшливый и
неопрятный человек проявляет неуважение к
чувствам и вкусам других людей. Каждая команда
сейчас должна составить правила внешнего вида
воспитанного человека
. (1мин)

— Одежда должна быть чистой.

— Волосы должны быть уложены в прическу.

— Одежда должна быть аккуратной.

— Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы
действительно готовы. Можно идти в гости. В
гостях вас уже просят занять место за столом.
Теперь необходимо вспомнить правила поведения
за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы
с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

— как только вошли в комнату.

— только после того, как сядут хозяева.

— после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

— заправляете за воротник.

— кладете на колени +

— кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо,
которое вы не очень любите?

— гневно отказаться.

— отказаться, назвав причину отказа.

— взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время
еды?

— о болезнях +

— о погоде

— о новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

— чтобы отделять мясо от костей +

— чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

— чтобы придерживать кусок, когда пользуются
вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

— самые большие.

— самые маленькие.

— те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой
руке следует держать нож, а в какой вилку?

— в правой руке – вилка, в левой – нож.

— в правой руке – нож, в левой – вилка +

— по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол
вилку, нож или ложку?

— поднять и продолжать есть.

— попросить другой прибор.

— извиниться и попросить подать другой прибор +

Оценка жюри

Учитель. Главной целью дружеской
встречи является не угощение, а атмосфера

приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только
знать и соблюдать основные нормы этикета, но и
понимать необходимость определенных правил
взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с
этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша
задача: внимательно прослушав вопрос, ответить
“да” или “нет”. После чего все посчитают свои
баллы и узнают, как же вы знаете этикетные
правила. Старайтесь быть предельно честными.
Готовы? Внимание вопрос.

Тест:

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и
здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда
уступаешь место пожилым людям, больным и с
детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно
сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы
он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми,
даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься
заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что
происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери,
чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и
скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо
ждать, пока они не придут, и только потом
приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами
смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь
пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас
получилось. Ответы “да” должны быть под
номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое
совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас
получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил
    этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в
    доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите
    слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока
этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки
пословиц:

1. Чего в другом не любишь, — а честь смолоду
2. Береги платье снову, — того и сам не делай.
3. В чужой монастырь — со своим уставом не ходят.
4. Мил тот гость, — а думай быть опрятным.
5. Не думай быть нарядным, — что недолго гостит.

Оценка жюри

Учитель. Через этикет человек учится хорошим
манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня
мы познакомились с несколькими видами этикета:
рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие),
дворцовый этикет, пригласительный, подарочный,
застольный этикет. Большое значение в общении
между людьми имеет речевой этикет.

С помощью некоторых фраз мы можем настроить
окружающих людей на доброжелательное отношение
к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду,
недовольство. Примеры нарушения речевого
этикета (продавец на “ты”, знакомый не
поздоровался при встрече, не извинился за
нехороший поступок, не поблагодарил за услугу).
Отсутствие уважения к чувствам других приводит к
жестокости и грубым манерам. А грубость
отталкивает нас от таких людей.

Задание № 2

За 30 секунд запишите как можно больше
“вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Оценка жюри

  • А как звучат “волшебные” слова на других
    языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним
примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Учительница чихнула на уроке. Нужно ли
говорить ей: “Будьте здоровы!”?
Нет. Пожелание “Будьте здоровы”
приемлемо только в отношениях между самыми
близкими людьми в неформальной ситуации,
например, в семье. В официальной обстановке
неприлично акцентировать внимание на
проявлениях физического недомогания у кого-либо,
особенно, если человек сам не говорит об этом. В
этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не
заметили.

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил
поведения в обществе, об этикете. Давайте
подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы
должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения
фломастерами запишите на плакате.

( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри — называет победившую
команду и вручает ей призы. Вторая команда так же
награждается.

Большое спасибо жюри. Большое спасибо
участникам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий что мы родиной зовем
  • Сценарий шея золотой теленок
  • Сценарий шуточного новогоднего поздравления
  • Сценарий школьный переполох
  • Сценарий что дороже