Развлечение. Драматизация по сказке Г.Тукая
«Шурале» для детей старшего дошкольного
возраста.
Ведущая: Меж селений под Казанью есть старое село, Кураем называли в старину его.
Ну, а рядом, у селенья лес со всех сторон густой, Там луга травы весенней – словно бархат красотой.
В том лесу от красных ягод всё вокруг пестрым – пестро, Наберёшь без всяких тягот сразу полное ведро.
В рощах – липы и берёзы, тьма грибов и щавеля, Где кустарники – там розы, ярки от цветов поля.
Белых, синих, жёлтых, красных там цветов ковёр густой, Полон запахов прекрасных пряный воздуха настой.
/ Девочки исполняют «Вальс цветов — муз.С.Сайдашева/.
Ведущая: Бабочек цветная стая льнёт к раскрывшимся цветам — То слетая, то взлетая, вьётся всюду тут и там.
/Девочки исполняют «Вальс бабочек с цветами» — муз. С.Сайдашева/.
/С татарской народной песней «Родной край» в зал входят 4 мальчика и 4 девочки, они парами гуляют по залу и собираются в две группы: мальчики и девочки. Девочки шепчутся в кружочке, смеются/.
Джигит1: Это о чём наши девушки – красавицы шепчутся?
Девушка1: Да вот, женихов выбираем.
Джижит2: И за кого же ты, такая голосистая, замуж собираешься? Уж, не за меня ли?
Девушка1: Вот ещё! То же мне жених нашёлся. Я выйду за генерала!
Девушка2: А мне генерал не нужен! Они все старые. Я выйду за солдата. Он всякую работу быстро выполняет. Я буду только командовать: — «Альгузар, кругом! На базар – бегом! Постирай! Мой пол! Накрывай на стол!»
Джигит3: Да, ты, голосом не вышла, чтоб командовать!
Девушка3: А это мы ещё посмотрим. А ну, девчата, запевай!
/Девочки исполняют песню Л.Батыр-Болгари «Калфак» с танцевальными движениями/. Джигит4: Джигиты, покажем себя!
/Мальчики исполняют песню Л.Батыр-Болгари «Тюбетейка» с танцевальными движениями/.
Девушка4: Ну и кто из нас голосистее?
Джигит1: Спору нет! Конечно, я! Да и я пою лучше всех!
Девушка1: Он – поёт! Да, ты, как соседский петух кричишь.
/Появляется гармонист, играет татарские наигрыши, останавливается на середине зала/.
Гармонист: О чём спор? На краю села вас слышно.
Девушка: Тахир хвастает, что лучше всех поёт.
Гармонист: С этим вопросом мы и до утра можем спорить. Лучше перейдём к пляскам.
/Гармонист переходит к боковой стене, садится на пенёчек, начинает играть/.
/Общая пляска – перепляс с пением «Тюбетейка и калфак» — Л.Батыр-Болгари /.
/По окончании пляски, с татарской народной песней «Родной край», все уходят из зала/.
Ведущая: Вот и солнце закатило за высокие леса, И веселье молодёжи затихают голоса.
Шире моря – океана лес простёрся на весь свет — Словно войску Чингизхана, ни конца, ни края нет.
В чащи есть такие толки – хищники похоже есть, И медведи там , и волки, и лисицы тоже есть.
Есть и джинны, то – не враки, тёмный бор уж очень густ, Шурале и вурдалаки прячутся за каждый куст.
Ночь…Луна,,,и звёзд мерцанье всё таинственно молчит, Кто – то едет в чащу леса, слышится телеги скрип
/Появляется мальчик – дровосек с топором, ходит меж деревьев, осматривается, начинает рубить дерево/.
Ведущая: Дровосек приехал в чащу бора, путь его был прям и скор, Стал дрова рубить он споро – «тук да тук»- кричит топор.
Вот присел, притих усталый, с топором в руке на миг- Чу, раздался небывалый, сонный лес пронзивший крик. /С громким криком «А – а –а» выскакивает Шурале/.
Ведущая: Вздрогнул парень оробело, от испуга весь обмяк, Не понял ещё в чём дело, видит – перед ним «чужак».
Дровосек: /говорит испугано, Шурале перед ним кривляется/ Что за вид, чудной и дивный, это – призрак или бред? Что за выродок противный – ничего страшнее нет! Безобразнее коряги, нос изогнут, словно крюк, Ноги – как у раскоряки, и корявы сучья рук.
Тощий – то, и совсем раздетый, с человеком схож на вид, Но бесовскою приметой рог на лбу его торчит.
Шурале (весело):
Мои пальцы не коротки, Ты меня не бойся, малый, успокойся, — я, не вор. Я, хоть и чист, пожалуй, но не грабил до сих пор.
Встречных – это мой обычай – всех я насмерть щекочу, Ты вот стал моей добычей – я от радости кричу.
Мои пальцы не коротки, щекотанье им под стать; Жертвы гибнут от щекотки, начиная хохотать.
Молодец, и ты попробуй, меня тоже щекотнуть, И давай друг друга оба пощекочем мы чуть – чуть!
Дровосек (бодрее): Ладно, я готов, изволь – ка, поиграем, решено, Да согласен ли ты только на условие одно?
Шурале: Сделать всё готов тебе я, в чём условие – ответь, Ну давай играть скорее, я не в силах уж терпеть!
Дровосек: Слушай, разговор недолог и понятьем тяжёл, Видишь, там лежит у ёлок, длинный и тяжёлый ствол.
Так, давай, возьмёмся вместе и управимся мы с ним — То бревно мы часть по части на телегу поместим.
/Оба подходят к бревну/.
Дровосек: Видишь, леший , щель отверста, вон на том конце ствола, Ты возьмись за это место, вот и все твои дела!
Ведущая (Шурале выполняет действия по тексту ведущей): Шурале, увидев это, смотрит – вправду щель видна, И, послушавшись совета, потрусил к концу бревна.
И едва в ту щель глубоко пальцы Шурале вошли, Наш хитрец в мгновенье ока выбил клин, что был в щели.
Малый выбил клин удало, щёлк раздался в тишине, Пальцы Шурале зажало – защемило их в бревне.
/Крик Шурале «А –а –а» /.
Шурале: Нестерпимо больно руки, отпусти меня, дружок, Шурале подвергнуть муке что за смысл тебе и прок?
Боль моя уже ль не тронет, бессердечный плут, тебя, Кем я так жестоко донят, кто ты, как зовут тебя?
Если буду жив к рассвету и сберутся здесь друзья, — Кто свершил проделку эту, им бы смог поведать я.
Дровосек: Что ж, браток, это не тайна, моё имя – Прошлый год, — Это я тебе случайно столько причинил невзгод!
/Дровосек уходит из леса/.
Ведущая: Рвётся, и кричал и воя, из капкана Шурале, Отомстить за дело злое рвётся рьяно Шурале.
Шурале: Помогите! Помогите! Губит Прошлый год меня, Ах, умру я – из неволи кто ж теперь спасёт меня?
/Прибегают шуралята, смеются/.
Ведущая: На рассвете прибежали шурале на этот вой, Рассмеялись и сказали: …
Шуралёнок 1: Ты уж не сошёл с ума ли, не рехнулся головой?
Шуралёнок 2: Не срамись перед народом, не ори, не кличь беду, — Кто ж обижен прошлым годом, воет в нынешнем году?
/ «Танец шуралят» на муз Э.Грига «В пещере горного короля». Шуралята убегают./
Ведущая: На этом б сказку завершить, но Шурале ведь тоже хочет жить. И как ни как хозяин чащи леса – он, А без воды и пищи он явно обречён. Не выбраться ему из этого капкана — Печальнее истории я и не знала. Может нам его простить и из капкана освободить? Но перед этим честное слово взять, Что в лесу людей не будет обижать.
Дети: Освободим! Освободим!
Ведущая подходит к Шурале: Ну, так как, Шурале, будешь в мире жить с людьми И не пугать их на своём пути?
Шурале: Обещаю, в лесу людей не пугать, не обижать, не щекотать, Только сжальтесь, освободите, от верной смерти меня спасите!
/Ведущая освобождает Шурале/.
Ведущая: Что ж, тебя освобождаем и в хоровод наш приглашаем.
/Дети водят с Шурале хоровод «Шурале» — муз.Ф.Шемардановой/.
Шурале: Как много стало у меня друзей и жить на свете стало веселей. Спасибо, вам, что меня освободили и в свой хоровод пригласили. Весело с вами песни петь, играть, но пора и время знать, Заждались в лесу меня, что ж, прощаться нам пора. До свидания, детвора! Приглашайте на праздники меня! Дети: До свидания, Шурале!
/Шурале уходит из зала/.
Ведущая: Закончилась сказка и подошёл к концу наш праздник.
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»
Выполнила: воспитатель I квалификационной категории
Цыганкова Л.В.
г. Мензелинск, 2016 год.
Описание работы: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, будет интересен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей, руководителей театральных кружков.
Эта театральная постановка по мотивам сказки татарского писателя Габдуллы Тукая «Шурале».
Шурале – это мифическое существо татарских и башкирских сказок, лесной дух. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Это старая и мудрая сказка, где представлен татарский колорит деревенской жизни, а егет–дровосек народной хитростью и смекалкой обдурил лесное чудище Шурале.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги и находятся в извечной борьбе. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Цель: формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Задачи: развивать умение узнавать сказки и их героев;
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость.
Сказка «Шурале».
Действующие лица: Рассказчик, Шурале, другие Шурале, Дровосек, курочки, птички.
слайд №1
Рассказчик: Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
слайд №2
Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!
«Выход курочек» Валерия, Эвелина, Саша, Алина, Диана
(поют, открывают представление)
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
слайд №3
А река, народа гордость,— просто маленький родник.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
слайд №4
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Слайд№5
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
слайд №6
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.
«Танец птиц» (Алсу, Кира, София, Лиана)
Рассказчик:Разумеется, что в этом удивительном лесу
Встретишь волка, и медведя, и коварную лису.
(выходит Лиса, поёт)
ЛисаЯна (Песня)
Ах, какой пушистый хвост,
Любопытный черный нос,
Очень хитрые глаза-
Это рыжая лиса!
Припев:
Кто хитрее всех в лесу?
Все покажут на лису.
Кто в лесу пушистей всех?
Полюбуйтесь-ка на мех!
2. Хоть полсвета обойдешь,
Но прекрасней не найдешь.
Шубка у красавицы
Даже взрослым нравится!
3. Лис когда-нибудь придет
И лисичку уведет.
Эта шубка, этот мех
Точно принесут успех!
Я лиса, хитра я очень,
Жду, когда наступит осень.
Видеть будет далеко.
Зайчиков ловить легко.
(Выходят зайцы.Танец зайцев.)
Заяц Кирилл:
Ну, и хитрая, лисица,
Не боюсь тебя, сестрица!
Не поймаешь, убегу
Быстро бегать я могу.
Три весёлых зайчика
Прыгали в лесу
На опушке встретили
Рыжую лису.
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От лисички рыженькой
Прыг да скок.
2.Три весёлых зайчика
Сели на пенёк.
Вдруг откуда ни возьмись
Появился волк.
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От серого, зубастого
Прыг да скок.
3.Три весёлых зайчика
Стали дружно петь
Неуклюже, невпопад
Стал реветь медведь
припев:
Зайка Петя, зайка Федя,
Зайка Филиппок
От ревущего медведя
Прыг да скок.
Входит Медведь рычит.
Медведь Марат:
Я медведь-любитель меда,
Силы много у меня.
Я могу валить деревья
Не останется и пня.
(уходят)
Рассказчик:Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джиннах, и о пери, и о страшных Шурале.
слайд №7
Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
Выход Дровосека(конь,Конь Данил запряженный в телегу)
Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.
слайд №8
Дровосек Богдан О.
Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!
Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро.
(Шурале пробирается за деревьями.)
Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит,
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)
Дровосек Богдан О.
Это кто еще такой?
«Кто же это -человек?
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
И глаза твои пугают и горят, как два огня,
Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»
Шурале Вадим:
Кто? Хозяин я лесной
Я с тобою поиграю(в сторону)
Я щекоткой убиваю.
«Я щекоткой устрашать привык людей.
Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Дровосек Богдан О.:
Ну, не здесь же нам играть(в сторону)
Какой хитрый – щекотать
Пойдем в чащу – там поляна
Здесь играть нам места мало.
(уходят, выбегают звери, лиса пугает зайца)
Лиса Яна
Вот, попался зайка,
Зайка побегайка!
Медведь Марат:
Хватит, звери воевать,
Парня надо выручать.
Здесь я дерево свалю.
Клин ищи, туда вобью.
(Медведь валит дерево, заяц находит клин, медведь вбивает его в ствол, звери прячутся за дерево.Выходят Шурале и Джигит.)
Дровосек Богдан:
Шурале, смотри, бревно.
Шурале Вадим:
Ох, тяжелое оно
Дровосек Богдан О.:
«Хорошо, я поиграю,—
Только при одном условье… Ты согласен или нет?»
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»
(шурале пытается поднять то с одной стороны, то с другой)
Зря стараешься, чудак. Надо руки вставить так: (показывает)
Так удобно поднимать, а потом начнем играть.
Рассказчик: Тут джигит, егет бесстрашный
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он сидит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы Шурале.
(дровосек выдергивает клин, Шурале кричит)
Шурале Вадим:
«Сжалься, сжалься надо мною!
Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына, не обижу я вовек.
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?
Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений Шурале?»
Ты прости меня, джигит, по-другому буду жить.
Засмеют меня друзья, как попался глупо я.
Рассказчик:Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой.
Дровосек его не слышит, собирается домой.
Шурале Вадим:
«Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,
На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чьё я имя назову?»
Дровосек Богдан О.:
«Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»… А теперь — пора мне в путь».
Рассказчик: Шурале кричит и воет, хочет силу показать,
Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.
Шурале Вадим: «Я погиб. Лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!»
Рассказчик: А наутро прибежали Шурале со всех сторон.
слайд №9
«Пляска Шурале»
Другие Шурале: «Что с тобою? Ты рихнулся? Чем ты, дурень, огорчен?
Шурале Вадим (кричит): «Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей»!
Другие Шурале:
Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.
Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?» слайд №2
«Выход курочек» (поют, закрывают представление)
Слайд 1
Рассказчик:
Дети! Вас хотим предупредить ночью в лес нельзя ходить,
Лучше дома посидите, маму с папой подождите.
Музыкально-театрализованное представление «Шурале»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Сафина Г.А., музыкальный руководитель,
Демьянова Е.А., воспитатель.
Цели:
-
Формировать у детей интерес к национальной культуре татарского народа, воспитывать уважение к прошлому народа; развивать творческие способности детей.
-
Расширять музыкальный кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальным творчеством композиторов родного края.
-
Формировать умение детей высказываться об эмоционально – образном содержании, о характере и настроении музыки.
-
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку композиторов родного края, обогащать их музыкальные впечатления.
-
Раскрыть музыкальными и художественными средствами образы героев балета-Былтыра, Сююмбике, Шурале.
-
Формировать культуру посещения театра оперы и балета, классических спектаклей.
Предварительная работа: знакомство детей со сказкой – легендой Г.Тукая «Шурале» (Леший) на занятиях татарского языка; рассматривание картин и иллюстраций к сказке различных художников. Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, слушание музыкальных отрывков из балета. Просмотр презентации «Театр оперы и балета им. М.Джалиля», иллюстраций к татарской сказке – легенде Г.Тукая «Шурале» (Леший), картинок с изображением танцев: «Танец Огненной ведьмы и Шайтана», «Вальс», «Детский танец».
Материалы, оборудование: мультимедийная установка , музыкальный центр, CD диски с фрагментами музыки балета, фильм- балет «Шурале» (Ленинградский Государственный Академический Театр Оперы и Балета им.С Кирова 1980 год)
Взаимодействие с семьей: изготовление костюмов и декораций
Ход занятия:
Центральная стена музыкального зала украшена декорациями леса.
Музыкальный руководитель:
…В зрительном зале люстры горят,
В билете указаны место и ряд.
Вот ложи, партер, бельэтаж и балкон,
И сцена, и занавес – это не сон.
Сцена открылась, оркестр заиграл!
Каждый ребенок зрителем стал…
— О чем эта загадка?
Дети: зрительный зал в театре
— Сегодня у нас произойдет необычная встреча – встреча с первым татарским балетом (на мультимедийной установке показ главного героя балета)
Воспитатель:
…Нос изогнут наподобие рыболовного крючка,
Руки, ноги – словно сучья устрашают смельчака…
Он похож на человека, очень тонкий и босой,
Узкий лоб украшен рогом в палец нам величиной… (Г.Тукай)
-Что же это за лесное чудовище?
Вы узнали сказочного персонажа этого балета?
Дети: Шурале
Музыкальный руководитель: Верно. Это герой сказки – поэмы татарского писателя Габдуллы Тукая (на мультимедийной установкепоказ иллюстрации сказки). Сегодня я хочу вас познакомить с балетом, созданным по одноименной сказке – поэме «Шурале» (Леший) выдающимся татарским композитором Фаридом Яруллиным, который является создателем первого татарского балета (на мультимедийной установке показ портрета композитора).Балет «Шурале» до сих пор остается лучшим произведением татарской музыки. Очень интересен сюжет балета, в него включены персонажи из других татарских сказок, например, Огненная ведьма с Шайтаном, девушки – птицы, среди которых и прекрасная Сююмбике. В балете так же красочно представлены сцены народных гуляний, среди которых есть и детские пляски.
Первое действие
На мультимедийной установке идет начало балета «Шурале»
Ф. Яруллина
Воспитатель: (на музыкальном центре звучит главная тема балета)
Я о лете создал строки, о зиме ещё не спев,
Не воспел я темнооких, чернобровых наших дев.
Не воспел я сабантуя, сходок, праздников мирян,-
Думал, далеко зайду я и легко впаду в изъян.
Не по той шел колее я и отвлекся без причин,
А спою про Шурале я, эти строки – лишь зачин.
Как припомню то селенье – вмиг теряю разум я,
Очитатель мой, терпенье! Расскажу все разом я.
Звучит отрывок из балета Ф.Яруллина «Шурале», появляется Былтыр (он выполняет все действия по тексту)
1-й ребенок
Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.
2-ой ребенок:
Как бывает часто летом, ночь была свежа, влажна,
Оттого, что птицы спали, нарастала тишина.
Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит,
На мгновение забылся очарованный джигит.
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.
Звучит отрывок из балета «Шурале» Ф. Яруллина, появляется Шурале (выполняет действия по тексту)
3-й ребенок:
Смотрит — и глазам не верит. Кто же это? Человек?
Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
4-й ребенок:
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.
Даже днем, не то, что ночью, испугает этот взгляд.
5-й ребенок:
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол аршина пальцы на руках кривых,-
Десять пальцев безобразных, острых, длинных
и прямых.
Звучит отрывок из балета «Шурале» — тема битвы Былтыра и Шурале (исполнители этих ролей показывают танец — «сражение», уходят)
Второе действие
Звучит отрывок из балета «Шурале» — тема «Сююмбике»
Воспитатель:
Над лесом пролетала стая птиц, среди них прекрасная Сююмбике. Она не подозревает, что за ней следит Шурале. Она хочет убежать от него, но Шурале тащит её в своё логово.
Звучит отрывок из балета – тема «Шурале», исполнители ролей показывают сцену – Шурале пытается затащить Сююмбике в свое логово.
Воспитатель:
Но тут появляется Былтыр и бросается ей на помощь (на мультимедийной установке отрывок из фильма-балета «Шурале»)
Третье действие
Воспитатель:
Ярко сияет солнце над празднично убранным двором Былтыра. Вся деревня собралась на обручение Былтыра с девушкой-птицей. Даже дети радуются предстоящей свадьбе.
Татарский танец (подготовительная группа)
Воспитатель:
Веселятся и взрослые
(Показ отрывка из фильма-балета «Танец девушек с платком»)
Четвертое действие
Воспитатель:
И опять мы в логове Шурале. Былтыр решает поджечь лес, в котором живет страшный Леший. Огненный смерч охватывает логово Шурале, в страхе он мечется и погибает
.
Танец «Огня» (старшая группа)
Музыкальный руководитель:
Былтыр и Сююмбике остаются вместе навсегда. Народ выходит встречать молодых. Желает им счастья и долголетия.
(Показ отрывка из фильма -балета «Шурале»)
Список литературы:
1.Габдулла Тукай «Шурале», Поэма-сказка (Татарское книжное издательство, 1989 г.);
2. Н.Жиганов «Фарид Яруллин» (электронная библиотека);
Музыкаль-театральләштерелгән тамаша “Шүрәле”
( өлкән мәктәпкәчә яшьтәге балалар өчен)
Максатлар:
-
Балаларда татар халкының милли культурасына кызыксыну формалаштыру, халыкның үткәненә хөрмәт тәрбияләү; балаларның иҗади сәләтен үстерү.
-
Балаларның музыкаль белемнәрен музыка мәдәнияте һәм туган як композиторларының музыкаль иҗаты аша танышу белән киңәйтү.
-
Балаларда хисләр белән сугарылган образлы эчтәлек, музыкаль үзенчәлек һәм кәеф турында сөйләү үзенчәлеген формалаштыру.
-
Балаларда туган як композиторларының музыкасына эмоциональкызыксыну уяту , музыкаль тәэсирләрен баету.
-
Музыка һәм сәнгать алымнары белән балет геройларының — Былтыр, Сөембикә, Шүрәле образларын ачу.
-
Опера һәм балет театрына, классик спектакльләргә йөрү культурасынформалаштыру.
Әзерлек эше: балаларны Г.Тукайның “Шүрәле” әкият-легендасы белән татар теле дәресләрендә таныштыру; төрле рәссамнарның иллюстрацияләрен һәм рәсемнәрен карау. Төрле музыкаль жанрлар турында сөйләшү, балеттан музыкаль өзекләр тыңлау, “Муса Җәлил исемендәге опера һәм балет театры” буенча презентация карау, Г.Тукайның “Шүрәле” әкият-легендасыннан иллюстрацияләр, биюләр сурәтләнгән рәсемнәр: “Ялкынлы убыр белән шайтан биюе”, “Вальс”, “Балалар биюе”.
Материал, җиһазлар: мультимедиа җайланмасы, музыкаль центр, балет музыкасы СD дисклар, фильм-балет «Шүрәле” (С.Киров исемендәге Ленинград Опера һәм балет театры 1980).
Гаилә белән үзара бәйләнеш: костюмнар һәм декорацияләр әзерләү.
Дәрес барышы:
Музыкаль залның үзәк стенасы урман декорациясе белән ясалган.
Муз.җитәкче:
…Тамашачылар залында утлар яна,
Билетларда урын һәм рәт күрсәтелгән.
Менә ложа, театр, бельэтаж һәм балкон,
Сәхнә, пәрдә – бу төш түгел.
Сәхнә ачылды, оркестр уйный!
Һәрбер бала тамашачы булды…
Балалар, бу шигырь нәрсә турында?
Балалар: Театр турында.
-
Бүген бездә гадәти булмаган – беренче татар балеты белән очрашу.
(мультимедия җайланмасында балетның төп героен күрсәтү)
Тәрбияче:
-
Балетның әкияти персонажынтаныдыгызмы?
Борыны кәп-кәкре — бөгелгәндер тәмам кармак кеби;
Төз түгел куллар, аяклар да — ботак-тармак кеби.
Ялтырый, ялт-йолт киләдер эчкә баткан күзләре,
Кот очар, күрсәң әгәр, төнлә түгел — көндезләре.
Яп-ялангач, нәп-нәзек, ләкин кеше төсле үзе;
Урта бармак буйлыгы бар маңлаенда мөгезе. (Г.Тукай)
Нинди урман җанвары бу?
Балалар: Бу – Шүрәле!
Муз.җитәкче:
Дөрес. Бу – татар язучысы Г.Тукай әкиятенең герое. (мультимедия җайланмасында әкияттән иллюстрацияләр күрсәтү).
Бүген минем сезне “Шүрәле” әкият-поэмасы буенча беренче татар композиторы Фәрид Яруллин язган балет белән таныштырасым килә (мультимедия җайланмасында композиторның портретын күрсәтү). “Шүрәле” балеты бүгенге көнгә кадәр татар музыкасының иң бөек әсәре булып тора. Балетның сюжеты бик кызыклы, монда башка татар әкиятләреннән персонаңлар кертелгән. Мәсәлән, Ялкынлы убыр белән Шайтан, кызлар-кошлар, алар арасында искиткеч Сөембикә дә бар. Шулай ук балетта халыкның күңелле итеп бәйрәм итүе бар, алар арасында балалар биюе дә бар.
Беренче күренеш
Мультимедия җайланмасында Ф.Яруллинның “Шүрәле” балетының башы күрсәтелә.
Тәрбияче текст укый(музыкаль центрдабалетның төп темасы яңгырый)
Җәй көнен яздым бераз; язмыйм әле кыш, көзләрен,
Алсу йөзле, кара кашлы, кара күзле кызларын.
Бу авылның мин җыен, мәйдан, сабаны туйларын
Язмыймын куркып, еракларга китәр дип уйларым…
Тукта, мин юлдин адашканмын икән бит, күр әле,
Әллә ник истән дә чыккан, сүз башым бит – «Шүрәле».
Аз гына сабрит әле, и кариэм! хәзер язам;
Уйласам аулымны, гакълымнан да мин хәзер язам.
Ф.Яруллинның “Шүрәле” балетыннан өзек яңгырый, Былтыр чыга (бөтен хәрәкәтләрне текст буенча эшли)
1нче бала
Бик матур бер айлы кичтә бу авылның бер Җегет
Киткән урманга утынга, ялгызы бер ат җигеп.
Тиз барып җиткән Җегет, эшкә тотынган баргач ук,
Кисә башлаган утынны балта берлән тук та тук!
2нче бала
Җәйге төннең гадәтенчә төн бераз салкын икән;
Барча кош-корт йоклаган булганга, урман тын икән.
Шундый тын, яхшы һавада безнең утынчы исә
Алны-артны, уңны-сулны белмичә, утын кисә.
Балтасы кулда, Җегет эштән бераз туктап тора;
Тукта, чү! Ямьсез тавышлы әллә нәрсә кычкыра.
Ф.Яруллинның “Шүрәле” балетыннан өзек яңгырый, Шүрәле чыга (бөтен хәрәкәтләрне текст буенча эшли)
3нче бала
Сискәнеп, безнең Җегет катып кала аягүрә,
Аңламастан, каршысында әллә нинди «ят» күрә.
Нәрсә бу? Качкынмы, җенме? Йә өрәкме, нәрсә бу?
Кот очарлык, бик килешсез, әллә нинди нәрсә бу!
4нче бала
Борыны кәп-кәкре — бөгелгәндер тәмам кармак кеби;
Төз түгел куллар, аяклар да — ботак-тармак кеби.
Ялтырый, ялт-йолт киләдер эчкә баткан күзләре,
Кот очар, күрсәң әгәр, төнлә түгел — көндезләре.
5нче бала
Яп-ялангач, нәп-нәзек, ләкин кеше төсле үзе;
Урта бармак буйлыгы бар маңлаенда мөгезе.
Кәкре түгелдер моның бармаклары — бик төз төзен,
Тик килешсез — һәрбере дә ярты аршыннан озын.
Ф.Яруллинның “Шүрәле” балетыннан Былтыр белән Шүрәле көрәшү өзеге яңгырый (бу рольләрне башкаручылар көрәшү биюен күрсәтәләр, кереп китәләр)
Икенче күренеш
“Шүрәле” балетыннан Сөембикәгә багышланган өзек яңгырый.
Тәрбияче:
Урман өстеннән бер төркем кошлар очып бара, алар арасында Сөембикә. Үзе артыннан Шүрәле күзәткәнен күрми дә. Ул Шүрәледән качмакчы була, ләкин Шүрәле аны үзенең өненә өстери.
Балеттан Шүрәлегә багышланган өзек яңгырый, рольләрне башкаручылар Шүрәленең Сөембикәне үз өненә өстерәү күренеше башкарыла.
Өченче күренеш
Тәрбияче:
Бәйрәмгә бизәлгән Былтырның өе өстендә якты итеп кояш балкый. Бөтен авыл Былтыр белән кош-кызның ярәшү мәҗлесенә җыелган. Хәтта балалар да булачак туйга бик шатланалар.
Татар биюе (мәктәпкә әзерлек төркеме)
Тәрбияче:
Олылар да күңел ача.(Балеттан “Яулык белән кызлар биюен” күрсәтү)
Дүртенче күренеш
Тәрбияче:
Без тагын Шүрәле өнендә. Былтыр Шүрәле яшәгән урманны яндырмакчы була. Ут өермәсе Шүрәленең өнен камап ала, куркуыннан ул нишләргә белми һәм үлә.
“Ут биюе” (өлкәннәр төркеме)
Муз.җитәкче: Былтыр белән Сөембикә мәңгегә бергә калалар. Халык яшьләрне каршы алырга чыга. Аларга бәхет һәм озын гомер тели. (“Шүрәле балетыннан өзек карау)
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: доставить детям радостное новогоднее праздничное настроение.
Задачи:
— развивать творческие и музыкальные способности детей, эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;
— создать радостное настроение, раскрепостить детей, обогатить новыми впечатлениями, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
— закрепить полученные знания, совершенствовать умение играть роли, уверенно держать себя на сцене.
Виды деятельности:
— детское музыкальное исполнительство ( пение, музыкально-ритмические движения);
— игровая деятельность.
Индивидуальная работа:
— постановка танцев «Снежинок», «Ковбоев», «Бабки-Ежки».
Словарная работа:
— работа над текстом песни «Чыршы».
Предварительная работа: подготовка декораций новогоднего леса; костюмов; атрибутов; заснятие на видео сюжета в лесу.
Оборудование: музыкальный центр, музыкальный инструмент, световые принадлежности (гирлянды, светоотражатели), экран ИКТ, ноутбук, монитор.
ХОД РАБОТЫ
Музыкальный материал:
- ПЕСНЯ «Новогодний детский сад»
- ПЕСНЯ «Чыршы»
- ПЕСНЯ «В просторном светлом зале»
- Танец Снежинок
- Полька
- КОВБОЙский танец
- ТАНЕЦ «БАБКА-ЕЖКА»
- ПЕСНЯ «БЕЛЫЙ СНЕГ»
Действующие лица:
- Взрослые – Дед Мороз, Снегурочка, Шурале, Баба Яга, Ведущая.
- Дети — Новый Год, Снежинки, Ковбои, Бабки-Ежки.
Под весёлую музыку в зал вбегают дети и останавливаются полукругом возле ёлки.
Реб1: Есть немало праздников прекрасных,
Каждый наступает в свой черёд.
Но на свете самый добрый праздник,
Самый лучший праздник – это Новый год!
Он приходит зимнею порою,
Закружив снежинок хоровод,
Красотой таинственной и строгой
Наполняет сердце Новый год!
Реб2: За что мы любим Новый год?
За то, что он с собой несёт
Подарки, поздравленья,
Концерты, представленья,
Хороводы и веселье
Под густой смолистой елью.
Реб3: Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?
Дети: Новый год!
Реб.3: День чудесный настаёт –
Наступает Новый год!
ПЕСНЯ «НОВОГОДНИЙ ДЕТСКИЙ САД»
4 бала: Здравствуй, елка дорогая,
Снова ты у нас в гостях.
Огоньки опять сверкают
На густых твоих ветвях!
5 бала: Мы все на елочку любуемся сегодня,
Она нам дарит нежный аромат.
И самый лучший праздник новогодний
Приходит вместе с нею в детский сад.
6 бала: Урманнан безгэ бэйрэмгэ
Ямь-яшел чыршы килгэн,
Яна елны каршыларга
Матур кулмэген кигэн.
7 бала: Бизэклэрен тагын да
Матурырак балкысын,
Сэйлэннэрен нур сипсен,
Жем-жем утлар кабынсын!
(на елочке загораются огоньки, все хлопают)
8 бала: Стала ты еще красивей,
Стала ты еще чудесней
В этот долгожданный праздник
Мы тебя согреем песней.
ПЕСНЯ «ЧЫРШЫ»
9 бала: Снега прилетели и землю укрыли,
Пурга и холодные ветры завыли,
Но пусть непогода бушует и злится,
На празднике будем мы веселиться.
10 бала: На празднике мы от души потанцуем,
Любимые песни споем.
А с Дедом морозом чуть-чуть поколдуем
И в сказку его попадем.
11 бала: И сказка будет вся из чудес,
Нас ждут приключения, загадочный лес.
Речка – замерзшие берега,
Баба Яга – костяная нога…
12 бала: И кажется, если ёлки коснуться
Сразу волшебники все отзовутся…
Что будет у нас – никому неизвестно,
Но все интересно, все интересно!
ВСЕ ВМЕСТЕ: Раз, два, три, четыре пять –
Будем НОВЫЙ год встречать!
ПЕСНЯ «В просторном светлом зале»
(садятся на стульчики)
Гаснет свет. Световые эффекты. Издалека раздаются шум, крики: “ а-а-а!”. В зал вбегает Шурале, падает, лежит несколько секунд не шевелясь. Потом медленно поднимает одну ногу, другую, потирает бока, охает, садится.
Шурале: Ну что же это такое? Я, Шурале, самый умный, самый ловкий, всё знаю и умею, хотел вот на лыжах покататься да упал. И как это я с горы не смог съехать? (Чешет затылок). Уж чего-чего, а это я умею! А всё Дед Мороз виноват! Снегом всё запорошил, морозу напустил, туманом все деревья закрыл, вот я из-за него какую шишку набил! (Показывает лоб). Вот пожалуюсь Бабе Яге, своей невесте и мы придумаем какую-нибудь пакость, и отомститм этому старому деду и его внучке Снегурке. (Грозит кулаком). Бр-р-р, что-то холодновато. (Ёжится).
Издалека слышится звон колокольчиков.
Шурале: (тихо) Сюда кто-то идет. Спрячусь я за ёлку, подслушаю и подсмотрю кто это! (Прячется).
Звучит музыка. Входят Снегурочка и Новый Год.
Новый год: Снегурочка, ну пойдём же скорей к ребятам в детский сад на праздник!
СНЕГУРОЧКА: Ты, Новый Год, не спеши, сил набирайся, путь у нас впереди дальний…
Новый год: А я уже сильный, вот посмотри, какие мускулы!
СНЕГУРОЧКА: (смеётся) Ах ты, силач! Силу-то Новый Год не сразу набирает. Для этого тебе идти нужно целых 12 месяцев, а по дороге и окрепнешь, и повзрослеешь. Вот отправимся в путь – всё сам увидишь!..
Новый год: (капризно) Я уже сильный и умный!
СНЕГУРОЧКА: Ах ты, хвастунишка! Ну, если ты такой умный, разгадай загадку:
Кто поляны побелил,
Покрывалом лес укрыл,
Ходит-бродит по дворам,
Разукрасил окна нам?
Новый год: (думает) Ну и ну! Вот это загадочка!
СНЕГУРОЧКА: Ты, Новый Год, садись вот на этот пенёк и подумай, а я схожу на Серебряную поляну, помогу Деду Морозу приготовить подарки для ребят и уложить их в мешок, чтобы не опоздать на праздник в детский сад. Смотри, никуда не уходи. Я скоро! А чтоб не скучно было, тебя повеселят мои подружки – снежинки.
А ну-ка, подруги – снежинки,
Летите скорее сюда!
Вы Новый Год веселите,
Танцуя, резвясь и кружа!
Снегурочка уходит.
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК.
Новый Год сидит, задумавшись, с другой стороны, из-за ёлки, высовывается Шурале.
Шурале: Чтобы такого сделать плохого?.. А-а-а, придумал! Я украду Новый Год и спрячу его у Бабулечки Ягулечки. Она меня за это похвалит, вкусно накормит, орден мужества даст! А Дед Мороз со своей внучкой Снегуркой будут искать Новый Год и не придут тогда в детский сад. А без них праздника не будет, подарочков не будет, ни-че-го не будет! (Громче) Ни-че-го не будет! (Приплясывает).
Новый год: Ой, кто-то здесь есть!
Н.Г. и Шурале с разных сторон пятятся за ёлку, раздаётся крик, они выбегают
навстречу друг другу, перед ёлкой сталкиваются, падают.
Новый год: Ой, ты кто?
Шурале: Я?.. Заяц!
Новый год: Нет, ты не заяц! (Неуверенно).
Шурале: Ну, тогда я белка!
Новый год: Не-е-т, ты не белка!
Шурале: Может я лиса?
Новый год: Нет, уж точно, ты не лиса!
Шурале: А-а-а! Вспомнил! Я волшебник!
Новый год: (удивлённо) Да? Вот здорово! Покажи какое-нибудь волшебство?
Шурале: Запросто!
Ставит кувшин, играет на дудочке — поднимается змея, перестаёт играть — змея падает, играет вновь – змея поднимается и опускается в кувшин.
Шурале: (гордо) Ну? Как?
Новый год: (с восхищением) Ух ты! Ты настоящий волшебник! А может ты мне поможешь отгадать загадку?
Шурале: Загадку? Конечно помогу! Пойдём ко мне домой, чаю попьём, загадку отгадаем… (Уводит Новый Год, оглядывается в зал, хихикает).
Гаснет свет. Световые эффекты. Звучит музыка. На метле влетает Баба Яга, пляшет, устала, садится на пенёк. Из-за ёлки выходят Шурале и Новый Год, Баба Яга нюхает…
Баба Яга: Чую, чую, Новогодним духом пахнет! С чего бы это? (Увидела Шурале и Н.Г.).
Ой, какие люди и без охраны! Милости просим!
Новый год: Здравствуйте, бабушка! Я Новый Год, а это мой друг — волшебник!
Баба Яга: Хто – хто? Волшебник? Ха-ха-ха! Ой, уморил! Ой, щас умру!
Шурале подмигивает, подталкивает Бабу Ягу, делает ей знаки, чтоб молчала.
Б.Я., наконец, поняла.
Баба Яга: На-ка, внучок, тебе чупа-чупс, плейер, послушай музыку. (Затыкает Н.Году уши наушниками, в рот засовывает леденец).
Шурале: Слушай, Бабулечка Ягулечка, давай спрячем Н.Г.. Дед Мороз и Снегурка эта противная будут его искать долго – долго, на праздник в детский сад не попадут и все подарки нам достанутся!
Баба Яга: Ой, молодец! Ой, умница! А я все дорожки в лесу замету своей метлой, все тропинки запутаю – перепутаю, подниму такую метель, что Дед Мороз со своей внучкой заблудятся!
Колдует, машет метлой:
Мети, мети, моя метла!
Пусть поднимется пурга!
Все тропинки заметёт,
Мороз дорогу не найдёт!
Шурале и Баба Яга танцуют, затем хватают ничего не подозревающего Нового Года и уносят.
Вбегает ВЕТЕР, рассыпает на пол снежки, на этом фоне звучат голоса Деда Мороза и Снегурочки.
Дед Мороз: Ну что, внучка, все подарки готовы?
СНЕГУРОЧКА: Да, дедушка.
Дед Мороз: Тогда пошли скорей. Новый Год уж наверно заждался, да и к ребятам в детский сад пора. Ах, какая пурга началась! Все дорожки замело, ничего не видно. Как же дорогу найти?
ВЕДУЩАЯ: Ребята, давайте поможем Деду Морозу и Снегурочке. Почистим дорогу от снега.
ИГРА «ПОЧИСТИ ДОРОГУ»
Ведущая: Дороги почистили, а теперь ребята, давайте громко позовем Деда мороза и снегурочку, чтобы они услышали нас и пришли к нам на праздник.
Звучит музыка. Входят Д.М. и Снегурочка. Здороваются.
Дед Мороз: Спасибо, ребята, что вы помогли нам найти дорогу.
С новым годом, с новым счастьем,
И Снегурочка, и я,
Поздравляем вас, друзья!
СНЕГУРОЧКА: Поздравляем, поздравляем,
Быть здоровыми желаем!
Дед Мороз: Желаем радости и смеха!
СНЕГУРОЧКА: Желаем счастья и успеха! Становитесь все в кружок, и станцуем –ка чуток!
ТАНЕЦ «ПОЛЬКА»
(после танца садятся)
ВМЕСТЕ: С новым годом вас, друзья!
Дед Мороз: (обращается к Снегурочке) А где же Новый Год?
СНЕГУРОЧКА: Не знаю, дедушка. Он вот здесь на пенёчке сидел. Куда же он делся? Дедушка, давай у ребят спросим.
Дети рассказывают, что его спрятали Б.Я. и Шурале.
Дед Мороз: (сердится) Опять Баба Яга пакостит! Ох уж я ей покажу! Заморожу её вместе с Шурале!
СНЕГУРОЧКА: Дедушка, а как же мы Новый Год найдём?
Дед Мороз: А у меня, внучка, есть волшебный экран. Вот он нам и покажет, куда Баба Яга с Шурале спрятали Новый Год.
Засветись экран чудесный,
Покажи лесной народ!
Расскажи секрет заветный,
Где же спрятан Новый Год?
На экране фрагмент(заранее заснять на видео) : Б.Я. с Шурале у елки лесу ходят вокруг Нового года, а он сидит связанный.
Дед Мороз:
А ну, злодейка, Баба Яга,
Со своею нечистой силой,
Коль хочешь остаться жива,
Веди Новый Год сюда!!!
А не то тебя в сосульку
Превращу я в тот же час!
1000 лет сидеть ты будешь
Во льдах, на севере у нас!
В кадре Б.Я. и Шурале пугаются, бегают туда-сюда, мечутся.
Баба Яга: Ой, Морозушко, а мы чаво? А мы ничаво! Счас, счас привядём.
Развязывают Н.Г., хватают его под руки, мечутся, а дорогу найти не могут.
Шурале:
Ах ты, старая Яга,
Все дорожки замела,
Ни проехать, ни пройти,
Как дорогу нам найти?
Замирают…
Дед Мороз: Стой, нечистая, на месте! Сейчас пошлю за вами своих друзей, богатырей, они дорогу и покажут!
Экран гаснет.
Дед Мороз: А ну-ка, друзья мои, богатыри, помогите нам Новый Год освободить, приведите сюда Б.Я. с Шурале.
ТАНЕЦ КОВБОЕВ
В конце танца ковбои выстраиваются дорожкой, показывая путь к Д.М.
Появляются Б.Я., Шурале и Нов. Год.
Баба Яга: Ой, Морозушко, я вот шла лесочком, да и нашла Новый Год…
Шурале: Нет, нет, это я нашел…
Ссорятся, ругаются, сваливая вину друг на друга.
Дед Мороз: (стучит посохом) Тихо, нечистая сила! Не шуметь! Заморожу!
Баба Яга: Ой, прости меня старую, бес попутал! Я же старенькая пожалей меня, я больше не буду.
Шурале: больше не буду. Простите меня, пожалуйста.
Дед мороз: Я вас должен поучить!!! Раз, два, три, посох, морози!!!!
(Б.Я. и Шурале замирают)
СНЕГУРОЧКА: Дедушка, сегодня праздник, может быть, простим их? Они исправятся!
Дед Мороз: Ну что, поверим им, ребята?
ДЕТИ: Да!!!
Дед Мороз: Ну, раз вы обещаете быть хорошими, так и быть оставайтесь на празднике, только, чур, веселиться и не пакостить! А плясать-то вы умеете?
Баба Яга: Эй, бабки-ёжки, мои подружки и вся нечистая сила, помогите нам!
ТАНЕЦ Бабок-ежек.
Дед Мороз: Молодцы! Весело пляшете! Ну, Баба Яга, научи кататься ребят на своей метле!
Баба яга: Сию минутос, Дед Мороз!
Игра-эстафета «Полет на метле»
ВЕДУЩАЯ: Д.М., ты наверно устал, садись, отдохни и послушай, дети тебе стихи почитают.
СТИХИ.
Когда зимой закружится
Снежинок хоровод
И превратятся лужицы
В прозрачный крепкий лед,
Идет по лесу весело
Меж елок и берез
И напевает песенку
Наш добрый Дед Мороз.
По лесным дорожкам вьюжным
По запутанным следам
Сквозь метели, снег и стужу
Дед мороз спешит к нам сам.
Каждый год он к нам приходит
Зиму снежную приводит,
И снежинок хоровод
Дед Мороз: Спасибо ребята! Порадовали дедушку!
Ведущий: Дед мороз, Снегурочка! Наши дети приготовили в подарок еще одну песню.
Дед Мороз: послушаем с удовольствием!
ПЕСНЯ «БЕЛЫЙ СНЕГ»
Ведущий: Мы играли и плясали,
Пели и стихи читали.
Д.М., а подарки ты
Нашим детям принёс?
Дед Мороз: Ох, что я, старый, натворил, в лесу подарки все забыл!
Внученька, что же делать?
СНЕГУРОЧКА: Дедушка, не расстраивайся, это дело поправимое! Мешок-то у тебя волшебный, сам может сюда прийти.
Дед Мороз: И то верно!
Раз, два, три –
Мой мешок сюда иди!
Под музыку входит мешок, останавливается возле Д.М. и Снегурочки. Д.М. громко говорит:
— Вот они, подарочки!
Мешок в это время уходит назад. Д.М. поворачивается – мешка нет. Опять говорит слова:
— Раз, два, три –
Мой мешок сюда иди!
Опять под музыку входит мешок, останавливается. Д.М. говорит громко:
— Вот они…
Мешок собрался уходить…
Дед Мороз: Куда? А ну-ка, стой! Ну, мешочек мой волшебный, выдай детям подарки!
Из мешка вылетают предметы одежды.
Дед Мороз: Стой, стой! Ты чего это делаешь? Тебе велено подарки выдать детям, а не тряпки! Конфетки, орешки и прочие сладости. Выполняй!
Из мешка вылетают конфеты, орехи, яблоко…
Дед Мороз: Ты что вытворяешь? Прекрати немедленно!
СНЕГУРОЧКА: Дедушка, он что испортился? Может его по-другому нужно попросить?
Дед Мороз: ( говорит мешку ) Ну пойми, не могу же я детям по одной конфете дарить. Подарки должны быть в мешочках, чтоб детки их не потеряли. Начнем сначала: ну, мешочек мой волшебный, выдай детям подарки!
Из мешка выглядывает пакет с подарком.
Дед Мороз: Ну вот и молодец!
Дед Мороз раздает подарки.
Дед Мороз: Ну что ж, пора нам попрощаться,
Хоть очень грустно расставаться!
СНЕГУРОЧКА: Под этой ёлкой новогодней,
Где льются песни, звонкий смех,
Шурале и БАБА ЯГА: Мы поздравляем с Новым Годом
Всех, всех, всех!
Прощаются, уходят…
Поздравление воспитателей, родителей с Новым годом!!!
Список литературы:
- «Кунел ачып жырлыйбыз» сборник татарских песен для детей.
- «Зимние праздники» сборник новогодних сценариев для дошкольных учреждений.
Развлечение для детей старшей и подготовительной группы
Цель: Создание благоприятного эмоционального состояния у детей, проявляя свои творческие способности.
Задачи:
- Закрепить знания детей, связанные с осенней тематикой;
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
- Совершенствовать умения и навыки, полученные в музыкальной ОД, и в ОД по татарскому языку.
Место проведение: на свежем воздухе.
Материалы и оборудование: магнитофон, конверт-письмо, сундучок, осенние листья, грибы, овощи, корзинка, канат, угощения.
Предварительная работа: заучивание стихов и песен, подготовка атрибутов и материалов для развлечений.
Ход занятия
Ведущий: Стих об осени.
Дорогие ребята, мы всех вас приглашаем сегодня на осеннее развлечение, которое пройдет на улице. А поможет нам весело провести время наша красавица Сюмбеля. Пойдемте, поприветствуем ее.
Выходит Сюмбеля:
Мин – Көз кызы, киләм сезгә,
Көзге байлык кулымда.
Муллык белән байлык телим
Кем очраса юлымда.
Исәнмесез, балалар, кунаклар! Хәлләрегез ничек? Сезне күрүемә мин бик шат! Мин Көз кызы – исемем Сөмбелә. Я — Сөмбелә. К вам пришла, праздник осенний вам принесла. Ребята, посмотрите как красиво вокруг! Осень землю покрыла пестрым ковром из зеленых, желтых и красных листьев. Сколько смного красивых стихо написано про осень! А вы знаете стихи? Расскажите мне, пожалуйста, стихи про осень.
Стихи детей для Сюмбеля (на усмотрение педагога).
Сюмбеля: Я приготовила для вас сундучок с осенними подарками, но пока я собиралась, он куда-то пропал. А вместо сундучка, я нашла вот этот конверт.
Конверт не простой, в нем послание. Давайте узнаем, кто же его нам прислал? (читаем)
«Красавица, Сюмбеля! Твой сундчок украл я, Шурале. И чтобы получить его обратно, нужно выполнить задания. Задания находите, следуя указанному маршруту. За каждое, выполненное задание, вы должны принести мне доказательство. До встречи в лесу! Шурале.» Ребята, вы поможете мне выполнить задания? Я, думаю, что мы справимся с ними. Ну что, готовы? Тогда вперед!!! В пути нам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Итак, первое задание – ЗАГАДКА. Найдя отгадку, вы поймете, куда необходимо отправиться.
Жёлто-красная одёжка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это… (Клен)
Стихи для детей.
За окошком осень (Л.Алейникова)
За окошком осень,
Листопад шуршит,
Клён листву всю сбросил,
Кажется, он спит.
И берёзка гнётся
От шального ветра,
Дождь из тучек льётся,
Убежало лето.
Со своим котёнком,
Сяду у окна,
Наблюдать за звонкой,
Струйкой от дождя.
Октябрь. (В.Берестов)
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Мы с вами отгадали загадку и, теперь знаем, куда нам идти. Необходимо найти это дерево на площадке. На нем задание.
Задание:
1. «Найти листок по дереву».
2. «С какого дерева листок?» (Собрать разрезанные листья и угадать с, какого дерева данный лист).
— Ребята, посмотрите, сколько красивых кленовых листьев. Приглашаю вас на танец с листьями.
«Танец с листьями»
— Молодцы! Танцуете вы все красиво. А песню осеннюю на татарском языке споете?
Песня «Яфрак бөйрәме» муз. Р.Еникеева, сл.Л.Лерон
Сюмбеля: Ну что ж. С первыми заданиями мы справились. Желтый осенний листочек будет нашим доказательством того, что мы выполнили задание. Теперь идем дальше, в огород. В письме указано, что мы должны следовать по маршруту, который нам указывают стрелки, и выполнить там задания. Следуем по заданному маршруту веселыми прыжками! (Идем по дороге и выполняем задание).
Динамическое упражнение «По дорожке» (модель В.И.Ковалько)
По дорожке, по дорожке (подскоки на правой ноге).
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге).
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед (выравнивание осанки).
Замечательный народ!
По тропинке побежим (легкий бег на носочках),
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке (прыжки на месте).
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись (руки вверх, потягиваются),
Всем улыбнулись.
Ведущий: Вот и мы пришли в огород. А кто же это нас там встречает? (Встречают бабай и әби).
Бабай, әби: Исәнмесез балалар! Хәерле көн сезгә! (Взаимное приветствие на татарском языке)Ребятки, видим не спроста вы к нам пришли? Расскажите-ка, что вас к нам привело?
Дети: Мы ищем Шурале. Он забрал у Сөмбелә сундучок с осенними подарками (беседа с детьми).
Бабай, әби: Все понятно.А мы то думаем, что за конверт появился на нашем огороде. А конвер — то оказывается не простой. Ну, давайте мы его посмотрим, и узнаем, что за задание вам необходимо выполнить.
Задание:
В нашем огороде овощи росли,
Но вдруг появились вредные сорняки.
Семена вокруг бросали, огород наш засоряли!
Постарайтесь-ка, ребята, огород нам чистить надо.
Семена все соберите, на репейник прикрепите!
(стоит «Репейник» в огороде, дети прикрепляют «прищепки-сорняки»).
ИГРА «Сорняки в огороде»
Әби: Вот, мы с бабаем собрали целую корзину овощей. А вы знаете, какие овощи растут в огороде? (ответы). А теперь посмотрите и назови овощи, которые лежат в корзине, на татарском языке (ответы детей). Молодцы, ребята! Предлагаем вам поиграть!
Игра «Собери овощи»
Сөмбелә: Ребята, давайте порадуем бабая и әби стихами и татарской песней!
Стихи для детей
Көз көннәре бик күңелле,
Бик күп җимешләр пешә.
Помидор, карбыз өлгерә,
Алмалар өзелеп төшә.Үтте-китте матур җәйләр,
Көзләр килеп җиттеләр.
Ак каенның яфраклары
Саргаешып киптеләр.
Песня «Бар матур бакча» УМК “Татарча сөйләшәбез” (старшая группа)
Әби: Рәхмәт, балалар. Помогли нам в огороде. А теперь вам пора идти дальше. А это угощение передайте Шурале, когда его увидите, и он будет знать, что вы выполнили его задание (Бабай и әби дают деткам репку).
Бабай: Путь к Шурале не легок. Он живет в лесу. Вам нужно пройти по болоту и сразу попадете в лес, где живет Шурале. Удачи вам ребятки! В добрый путь!
Препятствие. Пройти по кочкам через болото
Встречаем Белмәмеш (Незнайка)
Белмәмеш: Исәнмесез, балалар. Я — Белмәмеш. И куда это вы так дружно шагаете? (Ответы детей).
Белмәмеш: Ребята, в лесу я собрал грибы, но что это за грибы,я не знаю. Помогите, мне разобраться, где съедобные грибы, а где не съедобные.
Игра: «Узнай гриб»
Белмәмеш: Рәхмәт, балалар! Вы мне очень помогли. Теперь буду знать, какие грибы нужно собирать (уходит).
Ведущий: Вот и мы и пришли на конечный маршрут.Конверта здесь нет. Но…посмотрите, ребята, кто это к нам идет?
Шурале: Это кто в саду гуляет?! Это кто здесь мне мешает? Вот возьму, защекочу, всех с полянки прогоню! Почему ко мне пожаловали?
Сөмбелә: Шурале. Верни нам сундучок. Ведь там подарки для моих друзей! Все твои задания они выполнили честно и принесли тебе доказательства!
Шурале: Ну, молодцы! Но, чтоб сундучок получить, его нужно заслужить! Вот живу я тут в лесу, один, и друзей у меня нет, и повеселить меня некому. Выполните последнее задание, верну сундучок, не выполните, себе заберу подарки! Коль ко мне пришли сюда, веселите вы меня!
Сөмбелә: Ребята, в самом деле, давайте, повеселим Шурале. В круг скорее все вставайте, Шурале вы приглашайте. Заведем мы хоровод, веселись честной народ!
Хороводная игра «Шурале» сл. З хуснияр, муз. Алмаз Имаев
Шурале: А теперь помиримся силами, кто сильнее.
«Перетягивание каната»
Шурале: Эх, проиграл! Сильные вы и дружные ребята! Уйду я от вас! (хочет уйти)
Сюмбеля:
Ребята, за руки скорей беритесь,
Шурале все окружите.
Хочет он от нас сбежать
И подарки не отдать!
Игра «Не выпустим из круга!»
— Ну что, Шурале, отдавай сундук с подарками. (Шурале идет за сундучком)
Шурале: Просто так я вам сундучок не отдам. Последнее испытание для вас!
Дружно в ряд скорей вставайте
Вежливые слова вспоминайте.
Не на русском, на моем,
На татарском, на родном!
Дети, делая шаг, называют вежливые слова на татарском языке (исәнмесез, хәерле иртә, рәхмәт, хәлләр ничек, бир әле, зур үс, ашыгыз тәмле булсын, тыныч йокы, сәләмәт бул, сау бул, сау булыгыз)
— Ну, молодцы! Порадовали меня. Держи Сөмбелә, свои угощения для детей. Шурале отдает сундук и уходит.
Сөмбелә:
Шурале, Шурале! Безнең яңга кил әле!
Шурале мы угощаем
Сладкое яблочко вручаем.
Не грусти, не скучай
Нас, ребяток вспоминай!
Заключительная песня про осень
Сембеля: Вот мы с вами и добыли наше угощение! Вы самые ловкие, умелые, дружные и сильные ребята! Молодцы! Ну, а теперь пришла пора прощаться. Встретимся в следующем году!