Сценарий собеседования продавца

Как найти продавца-консультанта или менеджера по продажам. Вопросы на собеседовании с продавцом, идеи деловых игр. Правила разговора о зарплате менеджера.

Нанимая нового работника на должность продавца, консультанта, менеджера по продажам, многие руководители не удовлетворяются прочтением резюме. Чтобы лучше понять мотивацию кандидата, его навыки и особенности характера, РОПы предпочитают самостоятельно проводить собеседования.

Виды собеседований

Собеседования классифицируют на основе их функциональности, структуры и формата проведения. Если делить их по функциональности, то получатся отсеивающие, отборочные и финальные.

На основе структуры проведения собеседования делятся на следующие группы:

  • стрессовые;
  • ситуационные;
  • по компетенциям;
  • в свободном стиле.

Кроме того, собеседования проводят в разных форматах, например массовое или индивидуальное, очное или с использованием средств интернет-связи.

Чтобы выбрать подходящего кандидата, нужно выбрать правильную форму встречи. Например, компании требуется менеджер, который будет заниматься только продажами по телефону. Значит, общаться с ним следует так же. Во время телефонного собеседования может выясниться, что кандидат обладает неприятным голосом, неграмотно формулирует свои мысли, не умеет по телефону передать эмоции. Так неподходящий кандидат отсеется еще до стажировки.

Каких продавцов можно найти на собеседовании

Прежде чем проводить собеседования, необходимо определиться с аватаром сотрудника: составить портрет идеального продавца, определив его тип:

  • продавец супермаркета;
  • продавец элитного салона;
  • продавец рынка;
  • менеджер по работе с ВИП-клиентами;
  • менеджер по работе со входящими заявками;
  • менеджер холодного обзвона.

Ведь все эти специалисты занимаются одним делом – продажами, но от них требуются разные навыки. Например, продавец элитного салона должен уметь не только продавать здесь и сейчас, но еще и выстраивать отношения с клиентом таким образом, чтобы он захотел вернуться за новой покупкой. Менеджер по холодным звонкам, в свою очередь, должен уметь продавать не сам товар, а личную встречу, коммерческое предложение. Кроме того, любой продавец должен ориентироваться в отрасли, разбираться в товарах.

План собеседования

Чтобы собеседование прошло успешно, необходимо заранее разработать план разговора. Он позволит оценить кандидата на наличие всех нужных качеств. Классическая схема собеседования выглядит так:

  1. Знакомство с кандидатом. Руководитель представляется сам, узнает имя потенциального работника. До перехода к следующему этапу руководитель должен создать доверительную атмосферу между собой и кандидатом с помощью small-talk – легкого, необременяющего разговора.
  2. Описание вакансии. Именно руководитель должен первым презентовать то, что он предлагает соискателю, – компанию как работодателя и вакансию. Работодатель должен дать полную информацию о вакансии – выгодно описать должность, но не приукрашивать.
  3. Обсуждение вопросов. После описания должности работодатель задает вопросы, призванные определить компетенцию и уровень навыков соискателя. Вопросы подготавливаются заранее. Желательно задавать открытые вопросы, чтобы кандидат отвечал на них развернуто и давал руководителю как можно больше информации о себе. С помощью вопросов можно выяснить и опытность кандидата, и его манеру общения, и мотивацию к работе.
  4. Ответы на вопросы кандидата. Не только работодатель выбирает работника, но и специалист – работодателя. Потому у кандидата в конце собеседования наверняка останутся вопросы по вакансии.
  5. Завершение разговора. Заканчивать беседу следует так, чтобы у кандидата осталось положительное впечатление о работодателе.

Разбор резюме

На собеседование приглашаются только те соискатели, чье резюме устроило сотрудника-рекрутера. Руководителю отдела продаж, проводящему собеседования, до встречи с соискателем нужно повторно изучить резюме, чтобы потом сравнивать ответы кандидата с информацией, указанной в анкете. При разборе резюме следует обращать внимание на следующую информацию:

  • возраст, семейное положение;
  • образование (хоть и не существует университетской специальности продавца, но будет полезно, если у кандидата образование связано с товарами и услугами, которые продает компания. Или с психологией, взаимодействием с людьми);
  • объем информации, которую кандидат предоставил в резюме. Правильное резюме состоит из двух страниц текста. Но, если на протяжении всего резюме соискатель рассказывает только о своих достоинствах, это должно породить сомнения в его честности;
  • стиль изложения информации, ее четкость и конкретность, правописание;
  • наличие сертификатов, удостоверений о повышении квалификации, например курсов и тренингов;
  • перечисленные профессиональные знания и навыки, в том числе техники продаж;
  • особенности характера, которые, по мнению сотрудника, помогают ему в работе;
  • ожидаемый размер оплаты труда.

Секреты эффективного собеседования

Чтобы найти среди кандидатов хорошего продавца, стоит провести собеседование в формате интервью, объединенное с тестированием. Сперва с помощью вопросов оценивается компетенция соискателя. Вот на что следует обратить внимание:

  • есть ли у кандидата опыт и квалификация;
  • каковы его амбиции и ожидания, способна ли компания их удовлетворить;
  • устраивает ли работодателя манера разговаривать, поведение кандидата.

Чтобы оценить опыт, можно предложить кандидату деловую игру. Например, описать нестандартную ситуацию, которая может произойти на рабочем месте, и спросить, как бы решил проблему соискатель. Если руководитель ищет продавца-консультанта, то можно проверить, как работник поведет себя в таких ситуациях:

  • в магазин входит клиентка с ребенком, за которым покупательница не следит во время консультации с продавцом. Задача продавца – найти способ проконтролировать поведение ребенка в торговом зале и одновременно обслужить покупательницу;
  • в магазин пришел сложный клиент, который при помощи манипуляций требует скидку;
  • в магазине большой наплыв покупателей и каждый продавец должен одновременно работать с несколькими клиентами.

Воображаемые ситуации лучше брать такие, которые реально происходили на рабочем месте. Так можно будет оценить готовность работника справляться с нестандартными ситуациями. Кроме того, руководитель сможет сравнить то решение, которое предлагает кандидат, и те решения, которые реально применялись сотрудниками.

Важные вопросы

С помощью вопросов можно многое узнать о кандидате. А если правильно составить список вопросов, то кандидат расскажет о себе, даже не подозревая об этом.

Собеседование традиционно начинается с вопросов о самом кандидате: потенциальный работник должен рассказать о себе, о последнем месте работы. Эта часть беседы помогает выяснить, какие свои качества сам кандидат считает самыми важными. Есть несколько нюансов, на которые надо обращать внимание:

  1. Насколько соискатель порядочен. Например, кандидат пришел в компанию от конкурента. Он говорит, что у него осталась клиентская база с прошлого места работы, с помощью этой базы он планирует зарабатывать на новом месте. Кажется, что именно такой работник нужен отделу. Однако на самом деле кандидат является нечестным по отношению к прошлому работодателю. Если однажды этот работник уволится из этой компании, есть вероятность, что он так же украдет внутрикорпоративные сведения.
  2. Насколько хорошо соискатель владеет речью. Независимо от того, какие будут обязанности у сотрудника, ему придется общаться с клиентами. Поэтому у кандидата должны быть хорошая грамотная речь и располагающая к себе манера общения.
  3. Насколько хорошо кандидат умеет работать с информацией. Этот навык можно проверить по рассказу соискателя о себе. Если он рассказывает много ненужных подробностей, значит, он не может определить, какая информация важна и уместна. Так же он будет общаться с клиентами, что приведет к случаям недовольства им.
  4. Настрой кандидата на работу. Косвенно охарактеризовать настрой на работу могут слова, которые использует кандидат. Если в его речи много глаголов несовершенного вида (например, «звонил», «делал»), значит, он ориентирован на процесс. Если он использует в речи глаголы совершенного вида («позвонил», «сделал»), значит, он ориентирован на результат.

Мотивация работника

Остальные вопросы на собеседовании можно условно разделить на несколько блоков. Первый смысловой блок нужно посвятить мотивации. Вот какие вопросы может задать работодатель и что понять по ответам кандидата:

  • попросить соискателя с опытом рассказать о своей самой удачной сделке. Кандидат, заинтересованный в профессии, расскажет о ходе сделки, о покупателе, о трудностях и о том, как он с ними справился. Если работа его не слишком интересует, он расскажет только о цифрах – чеке и собственном заработке с него;
  • узнать мнение сотрудников о системе начисления зарплаты. Замечено, что неуверенные в себе продавцы предпочли бы получать фиксированный оклад. Их более уверенные коллеги согласны на процент с продаж, ведь они знают, что собственным трудом могут заработать сумму, во много раз превышающую оклад;
  • поинтересоваться, какой график работы соискатель считает идеальным, готов ли он задерживаться на работе;
  • поинтересоваться планами на будущее. Этот вопрос покажет, в каком направлении соискатель хочет развиваться.

Навыки продаж

Следующий блок вопросов нужно посвятить навыкам работника. Чтобы оценить их, необходимо смоделировать ситуации так, чтобы решением было использование той или иной техники продаж. Например, можно спросить, как кандидат с первого взгляда определит перспективность нового клиента. В этом вопросе кроется навык проведения квалификации клиента. В идеале соискатель расскажет, как проводить квалификацию с помощью вопросов, выяснения потребности.

Вот еще несколько примеров вопросов, которые можно задать в этом блоке интервью:

  • как соискатель определит, какой товар из ассортимента предложить покупателю. Ответ на вопрос покажет, умеет ли менеджер выяснять потребность;
  • как кандидат будет увеличивать средний чек. В идеале собеседник должен рассказать о техниках допродаж;
  • что будет делать соискатель, если клиент попросит о скидке, которую работник не имеет права предоставить;
  • как бы соискатель оценил ассортимент компании. Ответ покажет, умеет ли кандидат находить связи между основными товарами и дополнительными аксессуарами, которые предлагаются для повышения чека.

Личные качества

После выяснения навыков необходимо понять, какие личные качества, нужные в работе продавца, есть у кандидата. Для этого также используются вопросы, заданные в такой форме, чтобы собеседник давал ответ косвенно. Например, не стоит спрашивать прямо, является ли соискатель стрессоустойчивым. Лучше поинтересоваться, какая самая запоминающаяся конфликтная ситуация с клиентом произошла в его практике.

В этом смысловом блоке можно задать еще и такие вопросы:

  • был ли случай, чтобы соискателю, несмотря на все его усилия, не удалось заключить сделку. Если кандидат говорит, что таких случаев не было, значит, он либо врет, либо его опыт еще слишком мал. У любого опытного продавца подобный опыт есть. Когда он будет о нём рассказывать, руководителю надо обратить внимание на два нюанса. Во-первых, хороший менеджер берет на себя ответственность. Другими словами, в числе причин, помешавших заключению сделки, он назовет не внешние факторы, а свои личные или профессиональные качества. Например, сделку не удалось заключить, потому что в тот момент сотрудник не владел техникой отработки возражений. Во-вторых, хороший кандидат расскажет, как он устранил проблему. Например, изучил техники отработки возражений;
  • какие свои стороны соискатель считает слабыми. Этот вопрос – проверка на честность и на умение анализировать себя.

Тестирование

Тестирование используется как замена или дополнение к интервью, если кандидатов на должности слишком много. Тестирование может быть профессиональное или техническое. В первом случае кандидатам предлагается тест на знание ассортимента и функционала товаров. В рамках профессионального тестирования выясняют, что именно знает соискатель об отрасли. Например, знает ли он, как выбрать товар, как его хранить и использовать. Иногда в профессиональный тест включаются вопросы, связанные с второстепенными функциями продавца. Ведь продавец не только обслуживает клиентов, но и получает деньги, оформляет отчетность, выкладывает товар на полки, принимает претензии от покупателей.

Техническое тестирование показывает, умеют ли кандидаты работать с кассовым аппаратом, CRM-системой и другой техникой. Иногда техническое и профессиональное тестирование пересекаются. Например, кандидата на должность продавца в цветочный салон попросят сформировать букет, чтобы он показал свои флористические навыки.

Иногда к профессиональному и техническому добавляется психологическое тестирование. Его задача – выявить психологические особенности соискателя. Например, стиль его общения с клиентами, уровень конфликтности, внимательности, тип мышления. Психологическое тестирование обычно не придумывается самостоятельно, а берется уже готовое. Вот несколько методик, которые можно использовать на собеседовании:

  • «Конфликтное поведение» авторства К. Томаса;
  • «Личностный 16-факторный опросник» Кеттелла;
  • цветовой тест Люшера;
  • «Характер сотрудника» Казанцева, Подлесных, Серовой.

Для трактовки и анализа результатов тестирования необходимо привлекать психологов.

Другие виды собеседования

Иногда интервью и тесты не могут охарактеризовать качества кандидата. В таком случае работодатель может провести собеседование в нестандартном формате. Например, предложить решить проблемную задачу, кейс или пройти стрессовое собеседование. Несколько примеров таких собеседований:

  • дать соискателю три схожих товара из ассортимента и попросить обосновать разницу цен для покупателя;
  • дать три товара на выбор и спросить, какой из них соискатель будет продавать в первую очередь. Многие кандидаты проходят такое собеседование неверно. Они начинают продавать самый дорогой товар. Некоторые, те, кто знаком с понятием рентабельности и маржинальности, постараются узнать, сколько зарабатывает компания с продажи каждого из трех товаров. Однако правильным вариантов будет выбор того товара из предложенных, который соответствует запросам клиента. Иначе говоря, в рамках деловой игры соискатель начнет выявлять потребность клиента-работодателя и выберет из трех товаров тот, который в большей степени удовлетворяет запрос. Не обязательно этот товар будет самым дорогим.

Стрессовое собеседование может включать ролевую игру. Она должна быть основана на любом этапе продаж. Другими словами, можно попросить соискателя провести презентацию выбранного товара, озвучить возражение для отработки, предложить ему повысить чек.

Собеседование в формате деловой игры – наиболее быстрый способ найти специалиста в большую компанию. Как правило, в крупные фирмы приходит много кандидатов. Чтобы провести с каждым индивидуальное собеседование, потребуется много времени, к тому же во время беседы невозможно выяснить, насколько хороши практические знания соискателя.

Отборочная игра проводится не для одного кандидата, а сразу для 10–12 соискателей. Во время игры между ними распределяются роли. Один из участников будет продавцом, а другой – клиентом.

Собеседование методом прямых продаж

Структуру интервью можно сравнить с прямыми продажами. Ведь во время собеседования не только кандидат продает себя как специалиста, но и работодателю надо продать вакансию. Иначе говоря, руководитель отдела должен выяснить потребность соискателя, сопоставить выгоды, которые есть у вакансии. Особенно актуально это для закрытия важных вакансий, например для поиска менеджера по работе с ВИП-клиентами. Как правило, на такие должности рассматривается немного кандидатов, но все с большим опытом и востребованные на рынке труда.

Поэтому собеседование можно проводить по методу прямых продаж, включив такие этапы:

  1. Знакомство и установление контакта с кандидатом.
  2. Выявление потребностей.
  3. Презентация вакансии.
  4. Работа с вопросами и возражениями.
  5. Завершение собеседования.

Установление контакта

Задача первого этапа – расположить к себе собеседника, снизить уровень его стресса. Чтобы вызвать доверие кандидата, можно поинтересоваться, как он добрался, легко ли было ему найти компанию, можно предложить ему чай или воду.

Опытные рекрутеры предлагают кандидату выбор: сперва поговорить о вакансии или об опыте соискателя. Этот вопрос показывает, что на собеседовании работодатель и соискатель равны. Обычно кандидаты чувствуют, что работодатель находится в сильной позиции, то есть управляет ходом беседы и оценивает кандидата. Поэтому кандидату проще сразу расправиться с неприятной частью собеседования рассказом о себе и оценкой руководителя. Но, когда работодатель предлагает выбор, он показывает, что не находится на более высокой позиции, а общается с соискателем на равных.

Предлагая кандидату выбор, нужно быть готовым к тому, что он сперва захочет узнать о вакансии, а уже потом рассказывать о себе. Но пока что работодатель не выяснил мотивы и потребности кандидата, а значит, не знает, с какого ракурса правильно презентовать должность. Поэтому рассказывать о ней нужно только самое основное, а позже можно вернуться к описанию вакансии и акцентировать внимание на нужных деталях.

Выяснение мотивов

Необходимо понять, что именно ищет соискатель на новом месте работы. У него есть свои требования к работодателю. Чтобы узнать о них, можно спросить прямо: «Что для вас важно при выборе работы?», «Какие факторы или обстоятельства заставили бы вас уволиться?», «По каким критериям вы выбирали прошлое место работы?». Ответы на вопросы покажут, что на самом деле важно для кандидата.

Оценка опыта

На этом этапе можно использовать те же вопросы, что и при классическом собеседовании-интервью. Необходимо выяснить, какая мотивация у сотрудника, какие личные качества помогают ему в работе. Кроме того, необходимо узнать о достижениях и ценностях соискателя.

Чтобы оценить достижения, можно спросить об одном или трех главных достижениях на прошлых местах работы. Вопрос можно сформулировать так: «Расскажите, чем вы гордитесь, что считаете своим главным профессиональным успехом». Ответ на этот вопрос станет ключевым в интервью. Ведь по ответу можно сделать такие выводы:

  • становится понятен масштаб личности соискателя. Один человек будет считать достижением закрытие чека на 10 тысяч рублей, а другой – вывод всей компании на новый уровень благодаря удачной миллионной сделке с крупным клиентом;
  • можно узнать о личных качествах, компетенции, типе мышления. Для этого нужно задавать уточняющие вопросы, когда соискатель расскажет о достижении. Например, кандидат гордится крупной сделкой. Можно уточнить, для кого это было важно – только для него лично или для всей компании. Затем можно уточнить, насколько сложно было заключить ту сделку, какие ресурсы потребовались, сколько времени ушло, кто еще участвовал в ней. В конце можно проверить, насколько самокритичен работник и удается ли ему развиваться. Например, спросить, как бы сейчас кандидат провел ту сделку, обладая текущим уровнем знаний.

Если должность не массовая, важно выяснить ценности человека. В идеале у кандидата и у компании ценности будут совпадать. Выяснить ценности можно вопросами о круге интересов или об отношении к тем или иным вопросам. Например, спросить, чем бы занимался соискатель, если бы ему не надо было работать ради денег. Ответ на вопрос хорошо характеризует собеседника, потому что показывает, кто перед вами – зрелая личность или инфантил. Кроме того, ответ на вопрос показывает мотивацию для работы. Например, соискатель отвечает, что даже при отсутствии необходимости зарабатывать он бы всё равно занимался той же работой, потому что она позволяет общаться с людьми. Нужно соотнести мотивы с ролью работника в компании. У продавца действительно много общения во время работы. Но если бы речь шла о найме бухгалтера, то любовь к разговорам во время работы сыграла бы против соискателя.

Презентация вакансии

В результате опроса руководитель уже понимает мотивацию для работы и требования соискателя к должности. Теперь он может презентовать вакансию и сделать акценты на нужных условиях работы. Например:

  • соискатель амбициозен, работает ради денег или повышения качества жизни. Тогда нужно рассказать о зарплате, о системе денежной мотивации, о подарках от работодателя;
  • сотрудника привлекают интересные задачи. Нужно рассказать о ярких проектах компании, в том числе о будущих.

Работа с возражениями

Важно дать кандидату возможность задать интересующие его вопросы. Во-первых, у кандидата должно сложиться полное и верное понимание специфики работы. Во-вторых, работодатель сможет сделать выводы о личности соискателя на основе вопросов, которые он задает. То, о чём спрашивает человек в первую очередь или интересуется несколько раз в разных формулировках, является важным критерием выбора работодателя.

Завершение собеседования

Каждый соискатель ожидает обратную связь от работодателя. Если последний проводит собеседования с несколькими десятками кандидатов, дать обратную связь каждому – сложно. Но договориться о возможной обратной связи нужно, чтобы соискатель понимал, когда ему стоит ждать звонка, а когда можно перестать ждать. Потому в конце беседы необходимо обозначить сроки, в течение которых соискателю может поступить приглашение на следующий этап отбора или оффер.

Зарплатные ожидания

Во время собеседования работодателю придется обозначать размер зарплаты, которая будет выплачиваться при трудоустройстве. Важно выбрать верный момент, когда можно переходить к разговору о деньгах. Если в резюме кандидат указывает уровень ожиданий и возможности компании с ним совпадают, то поговорить о зарплате можно на собеседовании. Если ожидания соискателя не прописаны, то лучше выяснить их еще до собеседования. Например, когда работник отдела кадров приглашает специалиста на интервью. Если ожидания и возможности не совпадают, то лучше не тратить время на личные встречи.

Заключение

Проведение собеседования на должность продавца различается в зависимости от того, какие задачи будет решать работник. Если должность массовая, в компании много работников с этим функционалом, то собеседование состоит из двух частей: короткое личное интервью, во время которого работодатель выясняет соответствие резюме реальным навыкам, и тестирование.

Но если должность важная и в компанию подбирается «штучный» специалист, то собеседование проводится лично с руководителем предприятия. Беседа может напоминать продажу и так же строиться на пяти этапах. Цель такого собеседования – не только выяснить информацию о кандидате, но и презентовать компанию в выгодном свете.

Какие задают вопросы на собеседовании при приеме на работу продавца консультанта? Как проходить его правильно и как провести?

sobesedovanie_prodavets_4

При собеседовании на должность продавца сотрудник по кадрам должен учесть множество факторов.

Квалификационные требования к этой профессии достаточно просты, но требуют от работника определенных профессиональных навыков, умения взаимодействовать с покупателем, заинтересованности в получении прибыли.

Именно поэтому важно понимать какие вопросы на собеседовании при приеме на работу продавца нужно задать и как на них стоит ответить.

Скрыть содержание

  • Характеристика профессии
  • Специализации
  • Требования
  • Разбор резюме
  • Алгоритм собеседования
  • Вопросы для интервью
  • Тестирование
  • Нестандартные виды собеседования

Характеристика профессии

Рекрутер, проводящий собеседование с кандидатами на должность, должен понимать особенности той или иной профессии.

Продавец это прежде всего посредник, он выступает в роли доверенного лица между тем, кто производит товар и тем, кто его покупает.

Предлагая и передавая конкретный товар клиенту, получая за него деньги, продавец осуществляет сделку купли-продажи.

Работа продавца заключается во взаимодействии с покупателем, знании товара, умении его предложить, правильном осуществлении расчета.

Специализации

Подбор вопросов, тестов, ситуативных и ролевых игр для собеседования рекрутер проводит исходя из специализации требуемой работодателю.

Различают:

  • продавцов отпускающих товар, размещающих товар в зале, витринах, стеллажах, консультирующих покупателя, непосредственно осуществляющих сделку;
  • продавцов-консультантов, которые предлагают товар покупателю, подсказывают местоположение необходимого товара в торговом зале, консультируют покупателя о свойствах, производителе, товара;
  • продавцов-кассиров, производящих расчет за товар с помощью кассового аппарата;
  • продавцов активных продаж, которые ищут, изучают потребности клиентов, активно предлагают и рекламируют товар, оказывают психологическое влияние на покупателя.

Отличаются обязанности продавцов работающих в разных условиях: на рынке, в сетевом супермаркете, сельском магазине, бутике, киоске.

В зависимости от категории продукции различают продавцов промышленных и продовольственных товаров.

Внутри этих двух основных категорий существует своя градация. К продавцу рыбы предъявляются отличные требования, чем к продавцам кулинарных, хлебо-булочных изделий, овощей и фруктов, вино-водочной продукции. А продавец-флорист выполняет дополнительные функции отличные от обязанностей продавца бытовой техники.

Требования

К кандидату на должность продавца предъявляется ряд требований:

  1. Продавец несет материальную ответственность, поэтому должен быть не моложе 18 лет. Некоторые работодатели выставляют возрастной ценз до 25- 30 лет, полагая, что соискатель этого возраста способен более активно предлагать товар, легче выдерживает физические нагрузки.
  2. Наличие санитарной книжки, хорошее состояние здоровья.
  3. Кандидат на должность продавца должен обладать коммуникабельностью, иметь навыки межличностного общения, обладать стерссоустойчивостью, уметь решать конфликтные ситуации.
  4. В некоторые торговые организации с круглосуточным, плавающим, ненормированным графиком работы, предпочитают брать продавцов, необремененных семьей и детьми.
  5. Аккуратный внешний вид, соответствующий имиджу магазина, грамотная речь, навыки быстрого арифметического счета.
    Хорошая долговременная и оперативная память, внимательность.
  6. Законченное среднее образование. Когда проходит собеседование будущий продавец консультант или
    продавец активных продаж, работодатели отдают предпочтение соискателям со средне-специальным, высшим образованием, кандидатам прошедшим тренинги активных продаж, успешного продавца, бесконфликтного общения с клиентом.

Разбор резюме

Работая с резюме кандидатов менеджер по кадром обращает внимание на:

  • данные о возрасте, семейном положении, образовании, опыте работы;
  • объем представленной информации. Опытные HR-менеджеры считают, что резюме из 3-4 предложений не дает достаточного представления о кандидате, а слишком подробное описание своих достоинств вызывает подозрение в искренности и правдивости кандидата. «Рабочее», правильное резюме умещается на двух страничках печатного текста;
  • правописание, стиль изложения, четкость и конкретность информации, навыки работы с компьютером, множительной и копировальной техникой;
  • наличие удостоверений о прохождении тренингов, курсов повышения квалификации, рекомендаций с прежнего места работы, характеристики с места учебы;
  • адекватное фото;
  • перечисленные профессиональные знания, умения, навыки: знание кассового аппарата, правил активных продаж, инкассации денег, ведения учета товара, знание правил выкладки товара;
  • психологические черты: аккуратность, вежливость, доброжелательность, оптимизм, внимательность, активность, психологическая устойчивость, не конфликтность, стремление к самообразованию и личностной реализации;
  • желательный размер оплаты труда, требования к условиям работы, наличию социальных гарантий и льгот;
  • вредные привычки, хобби, увлечения.

Алгоритм собеседования

Собеседование с соискателем на должность продавца чаще всего проводят по стандартной схеме.

Это знакомство, сообщение рекрутером информации о вакансии, требованиях к кандидату, интервью, встречные вопросы кандидата, подведение итогов, назначение времени и места следующей встречи или отказ от дальнейшего сотрудничества.

При отборе продавца в элитный бутик, поиске грамотного продавца-консультанта, сотрудника активных продаж, персонала крупных сетевых компаний все чаще в арсенал методов отбора, кроме собеседования или в качестве его составляющей, включаются: профессиональное, техническое и психологическое тестирование, ролевые и ситуационные игры, решение проблемных задач и кейсов.

Как проходить собеседование на работу продавца консультанта? Тщательно подготовится к нему. А как проводить собеседование при приеме на работу продавца? Ответ тот же.

Вопросы для интервью

Подводя итоги проведенного интервью HR-менеджеры анализируют полученную информацию о культурном уровне соискателя, грамотности, профессиональных компетенциях, психологических особенностях, соответствии требованиям нанимателя, чтобы на сто процентов понимать какие вопросы задавать на собеседовании продавцу консультанту?

Как проходить собеседование на продавца консультанта? Что спрашивают на собеседовании продавцом? Для начала стоит изучить вопросы, которые могут задать. Они формулируются таким образом, чтобы кандидат мог дать развернутый ответ, вынужден был обосновывать свое мнение, выдавал как можно больше личностной информации.

Собеседование на должность продавца консультанта вопросы:

  1. ФИО, возраст, образование, семейное положение.
  2. Вы раньше работали в сфере торговли?
  3. Опишите профессиональные качества продавца?
  4. Как вы ведете себе во время семейной ссоры? Если вам нагрубили в транспорте? Магазине?
  5. Какие люди вас раздражают?
  6. Опишите идеального покупателя?
  7. Какой график работы наиболее приемлем для вас?
  8. Ваши планы на будущее?
  9. Хотели бы вы принять участие в тренингах? Пройти курсы повышения квалификации? Участвовать в конкурсе на лучшего продавца?
  10. Какие функциональные обязанности вы исполняете лучше? Что не совсем получается?

Дополнительные вопросы на собеседовании продавца консультанта:

  1. Как вы можете оценить ассортимент товара в нашем магазине? Что вы можете рассказать о нем?
  2. Приятно ли вам продавать такой товар?
  3. Что вы подавали на прошлой работе? Какова была эффективность ваших предложений клиентам?
  4. Товары какого качества, производителя, соответствующие нашей ассортиментной линейки, будут, по вашему мнению, пользоваться покупательским спросом? Какая продукция будет «залеживаться»? Почему?
  5. Как вы отреагируете если вам вернут товар? Предъявят претензии к качеству продукции?
  6. Какую документацию вы вели на прошлом месте работы? Как отчитывались о продажах? Наличии товара? Делали заявки?
  7. Задайте мне три вопроса о вашей будущей работе.

Тестирование

При большом количестве претендентов на вакансию или желании заказчика получить высокопрофессионального продавца дополнительно проводят профессиональное и техническое тестирование.

При проведении профессионального тестирования кандидатам предлагают ответить на ряд вопросов о предполагаемом функционале и ассортименте товаров.

А также о способах получения, хранения и передачи денег, оформления отчетности, правилах выкладки товара, сроках хранения, правилах поведения при предъявлении претензий.

На техническом тестировании претендентам предлагают продемонстрировать умение пользоваться кассовым аппаратом, калькулятором, компьютером, копировальной и множительной техникой.

Продавцы бытовой, компьютерной техники, спортивных тренажеров, механических приспособлений для садовых участков могут продемонстрировать работу механизма, проверить работает ли он. Продавца-флориста могут попросить составить букет, красиво упаковать товар.

Психологическое тестирование используют для выявления психологических особенностей претендента: стиля межличностного общения, уровня конфликтности, стрессоустойчивости, трудоспособности, толерантности, уровня внимания, памяти, типа мышления, самооценке, ведущем способе взаимодействия с клиентом.

В пакет наиболее часто используемых методик входят: «Стиль поведения в ситуации выбора», «Конфликтное поведение» К. Томаса, «Модели поведения в конфликте», «Личностный 16-факторный опросник» Р. Кеттелла, «Якоря карьеры» Э. Шейна, «Характер сотрудника» Казанцева-Подлесных-Серовой, цветовой тест Люшера, «Склонности к продажам», «Качества продавца» (Vision Trainings).

Психологическое тестирование должен проводить, интерпретировать, оформлять результаты психолог или специалист прошедший дополнительное обучение.

Нестандартные виды собеседования

Вопросы на собеседовании для продавца консультанта не всегда бывают простыми и однотипными. Кандидату на должность продавца могут предложить решить проблемную задачу, кейс, либо пройти стрессовое собеседование.

Например, сравнить характеристики и обосновать для покупателя разницу цен трех разных смартфонов. Продавец ориентированный на покупателя выяснит у него цель покупки, пожелания и подберет оптимальный вариант. Не обязательно самый дорогой.

Что еще спрашивают на собеседовании продавцом? Собеседование может включать в себя ролевую-игру: мини-презентацию товара, встречу со склочным клиентом.

В крупных компаниях популярно проведение отборочных игр, тренингов продаж для групп из 10-12 претендентов. Во время игры кандидатам предлагается распределить роли, решить задачи, выполнить упражнения, совершить процедуру купли-продажи.

При всей кажущейся обыденности приема нового продавца, личная встреча, беседа с соискателем является определяющим фактором при принятии решения. Именно собеседование дает возможность оценить профессиональные и личные качества, квалификацию, выявить предпочтения. А вы теперь знаете как пройти собеседование на работу продавца консультанта и как провести собеседование при приеме на работу продавца тоже.

Вопросы для проведения собеседований с кандидатами на должность «продавец-консультант» (примерный перечень)

1. Легко ли вы добрались до нашего офиса?

2. Вы были в нашем магазине раньше?

3. Что думаете о товаре?

4. Сможете продавать такой товар?

5. Мне интересно узнать о вас как о специалисте по продажам. Расскажите, пожалуйста, что входило в ваши обязанности на предыдущем месте работы. (Чем вы занимались на прошлой работе?)

6. Какими товарами вы торговали?

7. Вам нравился товар, с которым вы работали? Почему?

8. Что пользовалось наибольшим спросом?

9. Как вы стали продавцом-консультантом? (Почему выбрали этот вид деятельности?)

10. Расскажите о своем рабочем дне. (Опишите подробно в хронологическом порядке, какими действиями был заполнен ваш рабочий день?)

11. Что вам больше всего нравилось в вашей работе?

12. Как вы использовали свободное время на работе?

13. Расскажите, как вы работали с посетителями.

14. Расскажите мне о каком-либо товаре из магазина.

15. Что делать, если у покупателя не хватает денег на тот товар, который ему понравился?

16. Вы высказывали покупателю свое мнение о выбранном им товаре? (Вы давали советы посетителям?)

17. Что вы делали, если, по вашему мнению, покупатель делал неверный выбор?

18. Сколько постоянных покупателей приходило именно к вам?

19. Какая средняя сумма покупки была в магазине?

20. Сколько возвратов делали покупатели?

21. По каким причинам возвращали товар?

22. Опишите, как вы общались с клиентом, который приходил возвращать покупку.

23. Какие юридические тонкости вы узнали о процедуре возврата товара в том магазине?

24. Что вы делали, если заходили несколько посетителей сразу и каждый требовал к себе консультанта?

25. Можно ли по внешнему виду оценить платежеспособность посетителя?

26. Сколько в среднем времени занимало у вас общение с одним клиентом?

27. Что делать, если один посетитель задает вам слишком много вопросов, вы тратите на него то время, которое могли бы уделить другим клиентам, но пытливый посетитель намерен задать вам еще множество вопросов и не факт, что в итоге он сделает покупку?

28. Какие жалобы и претензии поступали от покупателей?

29. Что вы могли сделать для недовольного клиента?

30. Какими словами вы заканчивали общение с посетителем магазина?

31. Сколько человек работало в магазине?

32. С какими сотрудниками (на каких должностях) вы взаимодействовали при выполнении своих обязанностей?

33. Проводили ли вы время в компании коллег после работы?

34. Кто был вашим непосредственным руководителем?

35. Опишите своего руководителя, какой это человек?

36. Вы сразу нашли общий язык со своим начальником?

37. Как вы получали задания (письменно, устно)?

38. Были ли у вас неприятные ситуации по работе? (Со всеми ли коллегами у вас были нормальные отношения?)

39– Какие отчеты вы представляли после своей работы?

40. Какая информация была в отчетах?

41. Отчеты были письменными или устными?

42. Как часто вы отчитывались о проделанной работе?

43. Какую работу ищете? (Опишите, что вы хотите от новой работы.)

44. Чем бы вам хотелось заниматься?

45. А что вы не хотите делать? (Что вам не нравится делать?)

46. Чем вы увлекаетесь?

47. Вы проживаете в своей квартире или снимаете жилье?

48. Планируете в этом году крупные покупки? Какие?

49– Будете покупать в кредит или копить?

50. Сколько вы планируете зарабатывать на новой работе? (От какой суммы заработка готовы рассматривать предложения по работе?)

51. Задайте мне вопросы. (Задайте мне три вопроса.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Опубликовано 2018-01-09 14:08 пользователем

Менеджер по продажам — одна из самых востребованных профессий по статистике украинских сайтов работы. Например, на сайте work.ua общее количество резюме в сфере продаж в июне превышает 320 000. В статистике «ТОП-100 должностей» менеджер по продажам занимает 1 место по вакансиям и 4 по резюме. 

А на сайте rabota.ua на 15 219 вакансий 168 049 кандидатов. 

Просматривая динамику роста количества соискателей на рынке труда, как не ошибиться при подборе «того самого» менеджера по продажам? Неплохо рекрутеру иметь список вопросов, которые помогли бы определить личность и профессионализм кандидата. Вопросы, ответы на которые показали бы его желание работать, умение адаптироваться, лидерские качества, ценности и цели.

21 вопрос для телефонного интервью

Перед тем, как приглашать будущего сотрудника на собеседование, проведите мини интервью по телефону. Так вы сэкономите свое время и удаленно протестируете кандидата.

Знакомство и выявление потребности кандидата

  1. Расскажите немного о себе.
  2. Расскажите о вашем опыте в продажах.
  3. Что вы знаете о нашей компании?
  4. Каковы ваши ожидания по заработной плате?
  5. По каким критериям рассматриваете предложения?

Лидерство и командная работа

  1. Как бы вы описали свой стиль работы?
  2. Расскажите мне о ваших последних трудностях на рабочем месте. Что вам не нравилось больше всего?
  3. Какое ваше самое большое достижение вне работы, которым вы гордитесь? Как вы этого достигли?

Профессионализм и конкурентоспособность

  1. Приведите пример в своей карьере, где вы преуспели и достигли хороших результатов?
  2. Почему мы должны нанимать вас вместо любого другого кандидата? Что вы можете дать компании, что другие не могут?
  3. Какая ваша средняя конверсия за последние 12 месяцев?
  4. Работаете ли вы по скриптам продаж?
  5. Расскажите о продукте, который вы продаете или продавали ранее. Почему он ценный и чем он отличается от ваших конкурентов?
  6. С какими возражениями чаще всего сталкиваетесь? Как их преодолеваете?

Желание работать

  1. Какой самый важный навык вы развили в продажах?
  2. Что вы можете сказать мне, чего нет в вашем резюме, но важно знать о вас?
  3. Почему вы работаете в сфере продаж?
  4. Почему выбрали именно нашу компанию?

Целеустремленность и организованность в работе

  1. Каковы ваши профессиональные цели?
  2. Что вас мотивирует?
  3. Как вы организовываете свое рабочее время? Составляете ли вы to-do списки?

31 вопрос для интервью тет-а-тет

  1. Какой момент вы считаете ключевым в переговорах?
  2. Опишите свой подход в заключительном звонке перед выставлением счета. Что вы обычно говорите в конце разговора?
  3. Какие бывают стоп-сигналы в процессе продаж, которые подсказывают, что продавать больше не стоит?
  4. Какие вопросы вы задаете, если клиент колеблется и ему трудно принять решение о покупке?
  5. Какие ваши три первых открытых вопроса для первичного звонка клиенту?
  6. Какие у вас есть недостатки при процессе продаж? Как вы с ними справляетесь.
  7. Опишите ситуацию с клиентом или потенциальным клиентом, в которой вы допустили ошибку. Какой вывод вы сделали?
  8. Расскажите о вашем худшем месяце в продажах. Какие ошибки вы допустили, и какие выводы сделали для себя?
  9. Как вы думаете, почему менеджер может не выполнить план продаж и как бы вы с этим справлялись?
  10. Какие навыки вы считаете наиболее важными для достижения успеха в продажах?
  11. Замечаете ли вы изменения в поведении покупателей в этой отрасли за последние несколько лет? Если да, то какие?
  12. Как вы думаете, процесс продаж, который мы знаем сегодня, изменится в течение следующих пяти лет?
  13. Опишите свой день в роли менеджера по продажам.
  14. Что для вас значит «выявление потребности»?
  15. Какие показатели продаж вы отслеживаете?
  16. Что вы знаете о прогнозировании продаж и какие инструменты вы используете?
  17. Какие у вас отношения со своей командой и коллегами?
  18. Как бы ваши коллеги описали вас и вашу работу?
  19. Какие у вас отношения с вашим тим лидером/руководителем отдела продаж? Применяете ли вы его советы и обратную связь, которую он дает?
  20. Если бы кто-то из вашей команды был недостаточно эффективен, как бы вы ему помогли?
  21. Что вы обычно делаете, когда потенциальный клиент не перезванивает вам или не берет трубку?
  22. Что вы делаете, когда потенциальный клиент говорит, что цена слишком большая?
  23. Что вы делаете, когда потенциальный клиент говорит: «Мне нужно подумать»?
  24. Что вы делаете, когда потенциальный клиент говорит: «Пришлите мне информацию на почту»?
  25. Что вы делаете, когда потенциальный клиент говорит, чтобы вы перезвонили позже?
  26. Расскажите о сделке, которой больше всего гордитесь.
  27. Почему вы хотите работать в нашей компании?
  28. Что вы делаете вне работы, чтобы развивать свои навыки продаж?
  29. Какие книги вы читаете или смотрите видео по продажам?
  30. Какие ваши личные цели на ближайший год/три года?
  31. Какие 3 навыка вам необходимы для успешной работы в _____________ (название вашей компании)?

3 ролевых ситуации для менеджера по продажам

Проверьте на практике компетенции кандидата. Для этого разыграйте с ним телефонный разговор и попросите его продать вам тот или иной продукт. В этих играх есть 2 роли: продавец и потенциальный клиент. Вот 3 ситуации, которые вы можете использовать:

  1. Менеджер продает курс по английскому языку. Клиент настойчиво просит скидку, но предоставить ее невозможно. Как менеджер поведет разговор?
  2. Клиент уходит от разговора, тянет время, просит скинуть информацию на почту и говорит, что у него нет времени. Как менеджер поведет разговор?
  3. Выберите любой фильм. Пусть менеджер попытается уговорить вас посмотреть этот шедевр.

10 контрольных вопросов для работы с рекомендациями

Если вы хотите узнать кандидата лучше, возьмите рекомендации у его бывших коллег, тим лидера или руководителя отдела продаж. Вот 10 вопросов, которые помогут вам при разговоре. С ответами на них вы получите развернутую независимую информацию о будущем сотруднике.

  1. Кем вы были для ___ (имя кандидата) и сколько он у вас проработал?
  2. Проявлял ли он инициативу в работе?
  3. Насколько быстро он обучается чему-то новому?
  4. Какие отношения у него были в команде?
  5. В чем он преуспел и в каких областях, по вашему мнению, он должен совершенствоваться?
  6. Можете ли вы рассказать о работе этого человека в качестве менеджера по продажам? Как часто он выполнял/не выполнял план?
  7. Что кандидат делал, если не справлялся с планом продаж? Как он справлялся в «не сезон»?
  8. Есть ли какие-либо проблемы, которые, по вашему мнению, мы должны знать, прежде чем нанимать этого человека?
  9. Как он реагировал на критику и придерживался ли советов руководства?
  10. Если бы была возможность, вы бы взяли данного кандидата к себе на работу вновь?

КАК СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА

Доверьте это Smart Solutions. Мы занимаемся подбором сотрудников всех уровней квалификации, а также кандидатов на руководящие должности, вплоть до топ-менеджеров. Оставьте заявку на подбор персонала и получите бесплатную консультацию от ведущего HR-провайдера

Преимущества рекрутинга и кадрового аутсорсинга Smart Solutions:

  • Точный и быстрый подбор специалистов по заявленным параметрам.
  • Наши сотрудники имеют высокую квалификацию в отрасли HR, при этом каждый из них специализируется в своей профессиональной отрасли.
  • Использование как классических, так и инновационных методов работы по поиску и отбору кадров.
  • Огромная актуальная база специалистов.

Источник: smart-hr.com

«

Рубрика: 

  • Карьера и Саморазвитие

Ключевые слова: 

  • Собеседование

Продавец – посредник между кошельком клиента и прибыльным счетом компании. Он же – лицо магазина: работа некомпетентного человека отразится не только на доходе, но и на репутации бренда. Поэтому правильный выбор продавца – один из самых важных моментов в организации работы торговой точки.

Мы предлагаем алгоритм, который позволит выявить личностные и профессиональные черты кандидата. Конечно, ответить на вопрос: «Какой продавец для моего магазина – идеальный?» –сможет только руководитель, но для этого ему нужно понять, что за человек перед ним находится.

Стратегия собеседования

К собеседованию нужно подготовиться – создать портрет идеального продавца. Вот 3 пункта (можете добавить свои):

  1. Чем мотивирован. Хорошо, если мотивация продавца совпадает с тем, что вы можете ему предложить. Это не обязательно деньги как таковые. Человека может интересовать карьерный рост, опыт работы, новые знакомства, полезные связи.
  2. Навыки продаж: что должен сразу уметь новый сотрудник и чему вы готовы его научить.
  3. Личные качества.

Под каждый из этих пунктов есть классические вопросы. Бояться того, что ответы давно «загуглили» и заучили, не нужно: во-первых, в большинстве случаев важен не сам ответ, а реакция и поведение кандидата, во-вторых, всегда видно, если человек отвечает заученными фразами.

Опоздание на собеседование

Если кандидат опаздывает на собеседование или неопрятно выглядит, то лучше вовсе не начинать интервью

Не слишком ли много вы требуете?

Старая шутка: «При поиске работы осознаешь, что всем нужны люди не старше 20 лет с 10-летним опытом работы и уже взрослыми детьми». Не нужно завышать свои требования. Например, если иностранцы заходят в магазин раз в год, то всему персоналу не обязательно знать английский.

Под разные роли в магазине выдвигают разные требования. Продавец-консультант обязан обладать складной речью, быть коммуникабельным и находить выход из нестандартных ситуаций. А кассиру не обязательно уметь продавать: кросс-продажи и сбор информации можно осуществлять по сценарию.

Самые важные вопросы

Вопросы – это не все, что поможет выявить хорошего продавца. Часто кандидаты рассказывают о себе своими действиями, даже не подозревая об этом. Важно внимательно слушать и уметь «читать между строк».

Традиционно начинают с просьбы рассказать о себе, о предыдущем месте работы. Наверное, это самая важная часть собеседования, так как она помогает выявить основные качества кандидата. Всему остальному, при наличии ресурсов и желания, можно научить. Нужно обращать внимание на:

  • Порядочность. Если человек говорит, что у него есть хорошая клиентская база или важная информация о конкуренте, он думает, что проявляет свое желание работать в компании. На самом деле такой кандидат показывает свою нечестность по отношению к прошлому работодателю и готовность так же поступить по отношению к вам.
  • Речь. Хорошая грамотная речь и располагающий к себе голос важны независимо от того, какую роль в торговом зале будет играть человек: кассира, менеджера, консультанта.
  • Уместность информации. Если человек рассказывает все слишком подробно и превращает короткий рассказ в длинную речь, он так же будет общаться с клиентом.
  • Глаголы. Кандидат, использующий в речи совершенные глаголы («сделал», «продал»), ориентирован на результат, несовершенные глаголы («делал», «пытался») выдают ориентированность на процесс, неготовность брать на себя ответственность за итог своих действий.

Мы разбили вопросы на три блока, чтобы было понятно, для чего они нужны. Задавать их в предложенном порядке не обязательно. Часто при общении одни вопросы вытекают из других.

Мотивация

  • Вопрос: «Расскажите о своей самой удачной сделке».

Хороший менеджер расскажет о процессе продажи, клиенте, трудностях, которые возникли на пути к сделке, и о том, как он с ними справился. Это покажет заинтересованность своей профессией. Продавец, которого не слишком занимает работа, ограничится в рассказе несколькими цифрами.

  • Вопрос: «Какая система начисления заработной платы вас больше устраивает: крупная ставка и небольшой процент или символическая ставка и крупный процент?»

Желание получать стабильную ставку говорит о неуверенности в себе, о нежелании работать на результат и улучшать свои навыки. Такие продавцы никому не нужны.

  • Вопрос: «Какой рабочий график вас устроит? Готовы ли вы задерживаться?»

Вряд ли в розничном магазине сложится ситуация, из-за которой работникам придется часто задерживаться. Но этот вопрос покажет готовность человека посвящать себя своему делу и работать на результат.

  • Вопрос: «Кем вы видите себя через пять лет?»

Вопрос поможет понять, чем хочет заниматься человек и в каком направлении себя развивать. Станет понятно, зачем ему эта работа: чтобы просто заработать денег или чтобы получить больше опыта, реализовать себя.

Навыки продаж

Навыки продаж

В каждом магазине – своя специфика работы, которой нужно обучать. Лучше требовать от кандидатов основ, которые не меняются в зависимости от конкретной сферы

  • Вопрос: «Что вы будете делать, если клиент потребует скидку, которую вы не можете предоставить?»

В розничной торговле у продавца есть как минимум два приема: предложить что-то взамен скидки (услугу, подарок, поощрение), предложить требуемый дисконт при закупке определенного количества товара.

  • Вопрос: «Как с первого взгляда определить, перспективен ли клиент?»

Опытный продавец знает, что можно только сделать предположение на основе реакции на цены, внешнего вида и прямых высказываний. Но расставлять «ярлыки» ни в коем случае нельзя: часто встречаются скромно одетые люди, которые имеют внушительный доход.

Личные качества

  • Вопрос: «Расскажите о случае, когда, несмотря на все усилия, у вас не получилось заключить сделку».

Подобный опыт есть даже у самого результативного менеджера. Если вас заверяют, что его не было, можно сделать вывод: либо стаж кандидата очень мал, либо он просто врет, стараясь казаться лучше. При рассказе о неудачной сделке следите за двумя вещами:

  1. Способность принимать ответственность. Если человек винит во всем внешние факторы, он не способен к самокритике, а значит – к профессиональному росту.
  2. Способность к анализу ситуации. Грамотный продавец выявит свои ошибки и расскажет, как их можно было избежать.

Удивление

Не бойтесь задавать неудобные вопросы – они выводят из равновесия и показывают, как человек будет себя вести, если покупатель начнет переходить на личности или хамить

  • Вопрос: «Какие ваши самые сильные стороны?»

Этот вопрос – проверка на честность и умение анализировать себя. Лучше всего задать его в начале собеседования и сопоставлять ответ с тем, что кандидат будет говорить на протяжении интервью.

Хорошие вопросы для собеседования с менеджером по продажам

Вопросы – это переговорный мультитул, с их помощью можно решить практически любую задачу. Хорошие вопросы помогут выявить и оценить и компетенции, и мотивацию, и характер, и «тёмные стороны» кандидата в отдел продаж.

Какие вопросы не стоит использовать на собеседовании

Методы проведения интервью в отдел продаж тоже имеют срок годности:

  • Пока приём свеж, он «ловит» кандидата и даёт прекрасную пищу для оценки.
  • Постепенно «популяция» соискателей адаптируется, всё больше кандидатов готовят ответ на этот уже типичный ход работодателя. Эффективность приёма снижается, мы не можем быть уверены, какой ответ получили – искренний или социально желательный.
  • На третьей стадии метод вредит, отпугивает, поскольку кандидаты начинают его воспринимать как дремучий колхоз класса: «продай мне ручку» (кстати, отличный приём, вы могли буквально за три минуты узнать о продажнике всё, если проводили собеседование примерно с 1995 по 2005 год).

Бородатый экономист символизирует устаревшие методы проведения собеседований с менеджерами по продажам.

мужественно отправляйте «бородатые» подходы на заслуженный отдых!

Задав на собеседовании с менеджером по продажам вопрос «из интернета», вы получите ответ оттуда же. Так вы проверите только способность кандидата пользоваться гуглом.

Несколько примеров неудачных вопросов и варианты замены

Почему вы ушли с прежнего места работы?

Ни истинных мотивов, ни ценностей вы не услышите, только социально желательную заготовку. Если так уж нужно копнуть острую тему, зайдите с фланга:

  • Что вам дала смена работы?
  • Как расставались с работодателем? На каких условиях были готовы остаться? Что вам предложили в ответ?

Расскажите о ваших недостатках.

В ответе прозвучат «плюсовые минусы»: вам скажут «трудоголик» и не скажут «алкоголик». О сильных сторонах и недостатках кандидата лучше поговорить с его бывшими руководителями и коллегами. Завершив собеседование, проверьте рекомендации потенциального сотрудника.

Некоторые вопросы требуют безопасного обрамления, например:

  • Эксперт – человек, который допустил все возможные ошибки. Какие ошибки научили вас лучше всего?

Почему вы хотите работать в нашей компании?

Сразу вспоминается достойный ответ: «Каждое утро я открываю Forbes и проверяю список богатейших людей планеты. Не нахожу там себя и тащусь на работу».

Если ваша компания лидирует в списках самых привлекательных работодателей, вам не надо задавать этот вопрос, ответ очевиден: «Потому что вы – это вы».

Если вы не очень знамениты, вы этим вопросом просто просите кандидата вам соврать польстить, ибо честный ответ только один: «Я пока выбираю, если не будет предложений получше, придётся принять ваше».

На первом собеседовании этот вопрос глуп или неуместен, а вот к финальной встрече ваш «почти коллега» уже должен был его как следует обдумать. Чтобы сама популярная формулировка не раздражала, можно её чуть изменить:

  • Зачем вы нам?
  • Какие ваши цели и желания вы сможете у нас реализовать?
  • Какие сильные стороны вы сможете применить в нашем бизнесе?
  • Чему сможете нас научить?

Где учились, где работали?

Странно, когда спрашивают о том, что написано прямо перед глазами (даже, если вы воспользовались моей рекомендацией в статье о видах собеседования и НЕ смотрели резюме менеджера по продажам до встречи).

Пара небанальных вопросов про curriculum vitae кандидата:

  • Какой опыт / умения вы НЕ указали в резюме?
  • Какую работу не включали в список в резюме?

Общеизвестно, что большие перерывы или частая смена мест работы «напрягают» работодателей, поэтому в хорошо подготовленном резюме вы их не увидите. При этом всегда есть то, что мы не включаем в резюме: временные подработки, практика во время учёбы, поэтому вопрос не несёт в себе негативного подтекста и может раскрыть кандидата с неожиданной стороны. Интересна и реакция кандидата на эти вопросы, и опыт или навыки, которые он посчитал незначительными.

18 вопросов для выявления мотивации менеджера по продажам

Деньги, власть, азарт, лень – мотивы кандидатов могут быть любыми, чтобы их выявить, стоит использовать специальные вопросы.

Есть у меня «пунктик»: я не брал в свой отдел продаж менеджера, если не понимал его мотивацию.

Во-первых, слушая рассказы кандидата о предыдущей работе и разбираясь в его компетенциях, я параллельно обращал внимание на мотивы, они всегда звучат между строк. Можно даже подсчитывать количество сигналов: чем чаще проявляется мотив, тем он сильнее.

Во-вторых, я задавал специальные вопросы, например такие:

1. Смена работы – это перемены в жизни. Что именно вы хотите изменить? Что хотите оставить без изменений?

2. Какую работу ищете? Что важно в работе?

3. В какой отрасли хотели бы работать, в каких – нет, что привлекает, что отталкивает?

4. С какими клиентами и проектами интересно работать?

5. В каком коллективе хотели бы работать?

6. Какая работа не устроит?

7. Что не готовы делать даже за хорошие (не космические, но очень хорошие) деньги?

8. Какие задачи, связанные с продажами, любите?

9. Какие задачи, связанные с продажами, не любите?

10. Какой максимум удавалось заработать? Когда, как?

11. Какую систему оплаты считаете справедливой / эффективной?

12. Сколько зарабатывали? Как формировался заработок?

13. Чем увлекаетесь?

14. Что для вас является однозначным поводом покинуть компанию?

15. Уместны ли принципы на работе? Какими принципами руководствуетесь в жизни и работе?

16. Когда вам принципы помогли, а когда мешали?

17. Кто для вас авторитет?

18. Чем гордитесь?

Понять мотивы – ключевая задача собеседования, они вам пригодятся:

  • Уже во время встречи, чтобы «продать» соискателю свою компанию и вакансию.
  • После интервью, чтобы выбрать наиболее подходящего из доступных кандидатов.
  • В последующие годы плодотворного сотрудничества, чтобы максимально эффективно эксплуатировать использовать возможности сотрудника.

Как на собеседовании оценить компетенции продавца

Увеличительное стекло и слово компетенции в фокусе.

Естественно, список требуемых компетенций напрямую зависит от особенностей вашего бизнеса. Зачем вам тюнинг в зоопарке навыки жёстких переговоров в интернет-магазине элитной мебели?

Сначала составьте свой список требований к знаниям и навыкам менеджера по продажам, а потом уже подбирайте формулировки вопросов. Думаю, примеры ниже помогут создать собственные заготовки для тотальной проверки багажа потенциального продажника.

«Зайти» на оценку знаний и навыков менеджера по продажам можно с трёх сторон. Вы можете:

  • копнуть поглубже опыт продажника;
  • обсудить цифры, пройтись по воронке продаж;
  • перебрать компетенции по одной, сочетая вопросы и кейсы.

У всех трёх подходов есть только один недостаток: тому, кто проводит собеседование, очень желательно быть в теме и самому уметь продавать.

Компетенции можно «услышать», интересуясь опытом менеджера

Чтобы оценить профессионализм коммерсанта, я просто:

  • интересуюсь нюансами его опыта;
  • присматриваюсь к нестыковкам;
  • прошу привести примеры;
  • предлагаю сравнить разные места работы кандидата с точки зрения заданного вопроса;
  • спрашиваю, как может выглядеть эта задача в моей компании.

Искренний интерес плюс некоторое понимание специфики различных бизнесов творят чудеса. Бонусом к этому подходу идёт возможность почти на каждом собеседовании услышать если не новую, то любопытную информацию. Интервьюируя кандидатов с багажом, вы можете перенять часть их опыта. Это бесплатно.

Примеры вопросов об опыте менеджера по продажам, вскрывающих его компетенции и отношение к работе:

1. Расскажите о своих продажах.

2. Как были организованы продажи?

3. Почему именно так?

4. Как была построена система оплаты?

5. Опишите её плюсы и минусы?

6. Сколько зарабатывали? Что нужно было сделать, чтобы зарабатывать больше?

7. Какой был план продаж?

8. Как он формировался? Насколько был реален?

9. Как часто выполняли?

10. Когда не выполняли? Почему?

11. Какие самые интересные задачи приходилось решать?

12. Расскажите, как нашли ответ (добились результата)?

13. Насколько были знакомы с темой? Чему пришлось учиться?

14. Как учились продажам?

15. Что можете порекомендовать?

16. Какие инструкции, подсказки и скрипты были у вас?

17. Что из этого помогало, что мешало?

18. У каждого продавца есть «звёздные» истории, когда нам удалось убедить сложного клиента. Расскажите о продажах, которыми гордитесь.

19. Что помогло вам заключить эти сделки?

20. Кто из ваших клиентов может нам вас порекомендовать?

21. Кто из ваших клиентов вам по-настоящему доверял? Почему вы так думаете? Как вы завоевали это доверие?

Исследуем воронку продаж

Многое о коммерсанте может сказать статистика, просто пройдитесь вместе с ним по воронке продаж:

1. Какие показатели вы отслеживали?

2. За какими показателями следили ваши руководители?

3. Что было на входе воронки:
Сколько холодных звонков делали?
Сколько в день /неделю / месяц поступало звонков от клиентов?
Из каких каналов поступали запросы?

4. Какие промежуточные результаты измеряли?

5. Сколько встреч с клиентами было в неделю, в месяц?

6. Какая была конверсия? Сколько получалось продаж из 100 первых контактов?

7. Какие результаты были у других менеджеров?

Оцениваем компетенции потенциального сотрудника отдела продаж

Карта компетенций, для выявления которых на собеседовании есть примеры вопросов.

пример списка компетенций менеджера по продажам

Любую компетенцию менеджера по продажам можно проанализировать и прямым вопросом:

1. С какими клиентами работали?

2. На какие группы их можно разбить? Что важно для каждой группы клиентов?

3. Как клиенты принимали решение? Сколько длились сделки, на какие этапы их можно разбить? Какие задачи были у вас на каждом этапе? От чего зависел успех на каждом этапе?

4. Кто со стороны клиентов участвовал в сделке? Что важно для каждого типа клиента?

5. Как готовились к переговорам?

6. Какие вопросы вы задаёте клиентам?

7. Зачем вам нужны ответы на эти вопросы?

8. Кто должен управлять разговором – продавец или покупатель?

9. В каких случаях вы отдадите инициативу клиенту?

10. Что значит – управлять разговором? Как понять, что инициатива у вас? Какими приёмами вы пользуетесь для управления разговором?

11. Какие преимущества были у вашей компании?

12. С кем конкурировали? Опишите сильные и слабые стороны вашей компании и основных конкурентов?

13. Что нужно сделать, чтобы клиент купил?

14. Как вы убеждали клиентов?

15. Какие доводы были вашими любимыми, давали наилучшие результаты?

16. Какой был средний чек?

17. Что делали для его увеличения?

18. Как выстраивали отношения с постоянными клиентами?

19. Что делали для увеличения объёмов продаж?

20. Как выглядел ваш рабочий день?

21. Каких клиентов и какие сделки вы считаете наиболее приоритетными, кому уделите внимание в первую очередь (потратите больше всего времени)?

22. Какие у вас цели, ради чего работаете?

23. Опишите очень организованного и успешного продавца. Опишите неорганизованного и не очень результативного менеджера. От каких качеств и привычек, на ваш взгляд, зависит успех в продажах? Какие качества у вас присутствуют, чего не хватает?

24. Какие трудные ситуации возникали с клиентами?

25. Почему клиенты возражают?

26. С какими возражениями сталкивались? Как реагировали?

27. В каких случаях менеджеру стоит «бороться» с возражением клиента, а в каких – нет? Почему?

28. С какими клиентами вы бы отказались работать?

29. Как вы считаете, в каких случаях продавец вправе «уволить» клиента?

30. Какая ситуация или какое поведение могут вывести вас из себя?

31. Что делаете в таких случаях?

32. Чем рисковал клиент, когда покупал продукт (услугу), которую вы продавали?

33. С какими рисками и опасениями были связаны продажи? Как вы работали с сомневающимися клиентами?

34. Какие переговоры вы бы назвали жёсткими? Приведите пример. Как действовали? Что это дало?

35. Что бы вы сделали, чтобы увеличить продажи (условно в два раза) на предыдущем месте работы? Предлагали? Что было реально сделано?

36. На какую встречу вы поедете не один? Кого возьмёте? В каких случаях менеджеру стоит попросить помощи (участия) руководителя?

37. В каких случаях можно заключить сделку без прибыли?

Безусловно, столько вопросов вам не нужно. Выберите 10 – 12 и, главное, разным кандидатам задавайте одни и те же вопросы. Только так вы сможете сравнить их мотивацию, опыт и профессионализм.

Николай Шевыров, бизнес-тренер

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий омерзительная восьмерка на русском читать
  • Сценарий празднования юбилея 30 лет девушке прикольные
  • Сценарий про царя на юбилей
  • Сценарий собеседования пример
  • Сценарий нюрочка дурочка