Сценарий святочные забавы

Cкачать: Сценарий игровой программы "Ребятки играют в святки"

Сценарий

конкурсно-игровой программы

«Весёлые Святки»

Цель: совершенствование духовной и нравственной культуры
детей. Познакомить обучающихся с
русскими традициями и забавами.

Задачи:

·        
расширить
знания обучающихся по истории русских народных праздников;

·        
познакомить со
святочными традициями и обычаями народа;

·        
воспитывать
уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Ход развлечения

Скоморох
1
 Все на Святки, все на Святки,

 
                     
Проходите-ка, ребятки!

 
                      И
овсень, и коляда,

 
                     
Будут вместе с нами. Да?

 Скоморох
2
Что такое – Святки?

 
                     Вы
не слышали ребятки?

 
                     Что
ж придется показать,

 
                     И
конечно, рассказать.

1скоморох.
Собирайся народ на наше представленье!

 
                   
 Веселись народ! Всем будет угощение!

2скоморох.
Праздник этот самый длинный.

 
                    Он
веселый и старинный.

 
                    Наши
предки пили, ели,

 
                   
Веселились две недели.

1Скоморох
 Наряжались и шутили,

 
                   
 Праздник  ждали и любили.

2скоморох
 
Так давайте же сейчас

 
                   
 Встретим мы его у нас!

Скоморох 2 Святки, или «святые вечера», — так называют
дни от Рождества Христова до Крещения, т.е. от 7 до19 января. 6 декабря
завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в
веселье. Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице,
гадания. 14 января – это день святого Василия Великого, 1 января по старому
стилю, т.е. первый день нового года. Его ещё называли Коляда, Овсень, Таусень.

Вместе И мы с удовольствием сообщаем о
начале  нашей программы под названием «Веселые святки», который  пройдет в
познавательной и развлекательной форме с включением  различных музыкальных
конкурсов и игр. И самых активных  участников этих конкурсов ждут призы.

Скоморох 1 Обряд ряжений, к которому готовились
заранее,  был обязателен на зимние Святки. Рядились в различных животных и
птиц: козу, медведя, лося. В тех кто скитается по свету: нищих, бродяг,
разбойников, а также в существ иного мира: кикимору, чёрта, беса, ведьму.

И сейчас мы тоже с вами
попробуем себя в роли ряженых

И первый  Музыкальный
конкурс «Ряженые»                                                                 
Все встают в
круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка.
Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент
костюма и надевает на себя.

Музыка для конкурса 1

В конце ряженные танцуют
танец «Арам зам зам»
и кто лучше станцевал, получает приз.

А теперь под
аплодисменты ребят выберем победителя.

Скоморох 2 А у меня есть еще одна игра

Игра «Метатели снежков»                                                                                               
Для игры необходимы снежки и корзины для забрасывания. Задача игроков —
забросить как можно больше снежков в корзину. Игру можно проводить как в
команде, так и индивидуально.

Музыка для снежков 2

скоморох 1 А теперь мы с вами поиграем в
игру

Игра «Валенки- скороходы» Приглашаются 2 команды игроков.
Они выстраиваются в колонну друг за другом. У стартовой черты стоят валенки. По
сигналу ведущего первые игроки надевают валенки, бегут к стульям, обегают их,
возвращаются к команде, снимают валенки, передают эстафету следующим игрокам.
Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.

Та
же музыка что и на метелку

скоморох 2

Раньше, на Руси, не обходился не один праздник без каши. Каши
готовились из разных круп. Наличие каши на столе говорило о благополучии и
достатке в семье. Восьмого января отмечается день «Бабьих каш». В этот день
внуки приходили к бабушкам в гости, помогали им, а те в свою очередь варили
вкусные каши. У меня мешочки с крупами. А вы должны определить, где какая
крупа, правильно ее назвать.

Конкурс игра  «Определи, где какая крупа? ».

скоморох 1 До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками.
Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное,
но и магическое значение.

Считалось,
что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота.
Но больше всего молодцы любили помериться силами и это мы сейчас проверим

«Кто кого
вытолкает из круга»

 упереться лбами, положив руки на плечи друг друга.

Игра «Русская баня»

Ход
игры: 
В центре групповой комнаты разложены два обруча, в каждом из них
установлены по одной табуретке. Выходят любители «попариться», взбираются на
табуретки. Берут веники, сделанные из разрезанной бумаги, и «парят» друг друга
по ногам, «чтобы косточки не болели, а росли и молодели». Кто первым веник
обобьет, тот и победитель.

Песня
«Баня»

скоморох 2 Еще
одна веселая игра не только на быстроту, но и на знания о зиме. Называется она
«Ведьмина метелка».

Игра «Ведьмина метелка»

Музыка 6

(Игроки становятся в круг и передают веник, украшенный бантом,
пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому
загадку про зиму загадывать.)

Ведущий 1 Еще одним развлечением во время святок были
гадания. Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни
святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на
Крещение. Гадали все от мала до велика, 
чтобы
получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, свадьбой, рождением
детей, достатком семьи и т. д.
Больше
всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя
суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто
удерживается.

Раз в
крещенский вечерок девушки гадали,

За
ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.

Снег
пололи под окном, слушали, кормили

Счетным
курицу зерном. Яркий воск попили.

В чашу
с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;

Расстилали
белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.

скоморох 2  Из слов
этого стихотворения видно, что народные приметы в гаданиях очень разнообразны:
гадали на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах; гадали по свечам, снегу, по
воску, по часам и кольцам,  гадали  на курице, на луковицах; гадали у
ворот, у бани,  под окном, на перекрестке;  гадали башмаком, на
полене, на полотенце,  на гребне,  на книге и т. д.

Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки
гадали чаще всего на женихов (на имя, на его характер), люди постарше на
погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай.
 

Гадали
в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика
петуха. В русской деревне гадать умели все. И это важно осознать. Означает это,
что все в той или иной мере видели действенность обряда гадания. Это не было
просто развлечением, как для людей современной культуры. Гадали по одному или
собираясь вместе с другими – девушки, старики или вся семья.

Сегодня мы попробуем погадать на крупе

Гадание на крупе

Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание
и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав
желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их
четное количество — желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.

Играет
музыка
выхода звездочета, выходит парень переодетый в звездочета

Звездочет:  

 Я
звезды знаю

Все
наперечет

Я
самый лучший в мире звездочет

По
звездным картам многое могу я рассказать

Счастливый
Новый год

Могу
я предсказать

Судьбу
свою хотите вы узнать?

Тогда
скорее карту вы тяните

После
того как ребята вытянули карты, звездочет обращается к воспитателям

А
воспитатели хотят узнать, что этот год грядущий им готовит и подходит к каждому

О
вижу я что звезды говорят

Скоморох 1 Всех не спеть вам славных
песен,

 
                     
Добрых слов всех не сказать.

 
                     
Вечер наш прошел на славу.

 
                      В
Святки любо поиграть.

 Скоморох
2:
 Вам
спасибо

 
                     За улыбки
и за смех,

 
                     И
за игры и за пляски,

 
                     
Благодарствуем
мы всех.

«Святочные забавы и увеселенья»

(Сценарий народного праздника)

Ведущая: Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы познакомимся с народным праздником — зимние святки одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа.

( фольклорный ансамбль исполняет колядку «Щедрый вечер»)

Ведущая: Святки (зимние) — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.

Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Начинались они с сочельника, кануна Рождества — 24 декабря и длились две недели до Крещения — 6 января (по старому стилю). Новый год (1 января) как бы делил святки на две половины.

Святки можно разделить на «святые вечера» (7-13 января) для веселых гаданий и «страшные вечера» (14-19 января) для страшных гаданий. Самыми достоверными считаются гадания на Васильев вечер (с 13 на 14 января), то есть под старый Новый год.

Лучшее время для гадания вечер и раннее утро — до первых петухов. Обязательный атрибут – зажженные свечи. На Святках уменьшается риск встретиться во время гадания с какой-нибудь нечистью. Важное условие во время гадания – отсутствие злого умысла, вера и надежда на лучшее.

Ни один русский праздник не проходил без шумной и весёлой ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам с вертепом и Вифлеемской звездой колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественские песенки — колядки. Содержание их было традиционным – славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение — что-нибудь вкусненькое. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Колядующим много чего разрешалось такого, что в остальное время закончилось бы плачевно: к примеру, если хозяин не дал гостинцев, колядующие могли увести из хлева скот или что-нибудь поломать.

Рождественские святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженных — древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Интересная традиция крещенского сочельника, которая сейчас уже практически нигде не встречается – выгонять нечистую силу. Сюда относили освящение воды, а во многих местах с этой целью обкуривали дом и пристройки ладаном, с топором обходили домашний скот. Кое-где это была задача парней, которую они выполняли ударами кнутов по заборам, размахивая метлами и громко крича.

Итак, дорогие наши гости я предлагаю вместе с нами полностью погрузиться в волшебный мир фольклора и вместе поучаствовать и пройти все обряды этого замечательного праздника.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

(Появляется группа детей, идущих славить Христа. Они держат в руках рождественские звезды, запевают святочную песню.)

Хор детей. У нас на помостье сидели три гостя.

Как первый наш гость — Святое Рождество.

Второй наш гость — Василий Великий.

Третий наш гость — Иоанн-Креститель.

Христос рождается — Бог воплощается.

(Посреди сцены на скамеечке сидит тетушка Федосья)

Федосья. Варится в печке кашка, а в думушку входит сказка. Кашка в печи упреет — и сказка надумается, поспеет.

(ребята оживляются, пересаживаются)

Федосья. Да только не сказку я вам сейчас расскажу, а как нынче у нас сочельник, канун праздника Рождества Христова, то лучше я вам спою песенку про бабку-Колядку.

Федосья. Колядки, колядки, собрались ребятки.

По деревне пошли бабку Коляду нашли.

Наша бабка Коляда по дорожке шла Да топорик нашла.

А топорик не простой, а топорик золотой.

Села на снег Коляда, да задумалася:

Отнесла его Купцу Емельяну молодцу.

За топорик золотой дал он ей гостинцев горой.

Федосья. Вот, ребята угощайтесь! И вам гостинцев осталось!

(берет блюдо с конфетами, пирогами и угощает детей)

Федосья. Ну ребята, не зря я видно старалась тут с вами старину нашу вспоминать. А теперь пора вам по домам. Скоро уж вечер! Небось, пойдете со старшими ребятами Христа славить да коляду петь?

Дети. Пойдем, пойдем! Мы теперь тоже умеем. Спасибо тебе тетушка Федосья, научила нас всему. Да ко времени!

(Хор детей исполняет песню)

Ой Христа славьте, Христа поздравляйте!

Христа поздравляйте, хозяина величайте!

Хозяина с хозяйкой, со кругленькой семейкой.

Нам немножко надо — блинов сковородку!

В заднее окошко давай свиную ножку!

Кто не даст лепешки — разобьем окошки!

Кто не даст нам хлеба — уведем мы деда!

Дети. Что вы величаете, а кого не знаете?

Здесь живет старичок, не подаст и пятачок.

Дети. А вот и нет! Ты что, не видишь, что ли? Какой богатый двор! Это же Петровы ворота!

(хором дети кричат)

Хозяин с хозяюшкой! Скажите кричать ли нам Коляду? Чем вы нам пожертвуете? Или масла горшок, или блюдо кишок?!

(Подходит хозяин, он приглашает заходить)

Петр. Эй, хозяюшка, вставай!

Уж, ты Аннушка вставай!

К нам гости пришли,

Все жданные, все желанные!

(Выходит молодая хозяйка ,хор детей исполняет величание хозяевам)

У Петровых у дверей,

Таусень, таусень.

Вьется, вьется соловей.

Как Петр выходил,

Он Матрену выводил.

Ты Матренушка — душа,

Чем дарила соловья?

Шитой — витой перевитой Косыночкой золотой.

Таусень, таусень.

( Хозяйка подходит к детям, дает им угощение: пироги, пряники.)

Хозяйка. Угощайтесь, гости званные, гости жданные, издалеча пришлые!

(получив это, дети славят хозяев песней)

Дети. Да спасибо хозяюшке, за мягкие пирожки.

Ай ли, ай люли за мягкие пирожки.

Да спасибо тому, кто хозяин во дому.

Ай ли, ай люли, кто хозяин во дому.

СЦЕНА ВТОРАЯ.

(Появляются две девушки и ведут разговор между собой )

Первая. Ой, темень — то какая! Не зря старухи сказывали, что под Новый год] ведьма может месяц красть, да спрятать.

Вторая. А мне тетка Федора не велела долго ходить по улице, говорит: «Ох. страшны те вечера, они Васильевы!» Будто бы вся нечисть на свет Божий выползает, да дела свои темные творит. Поди разбери теперь этих ряженых, что мы встретили, кто они? А вдруг и впрямь черти какие?

Первая. Что, ты Аннушка? Какие могут быть теперь черти? Это так дурачатся наши девки, да парни. Чертей — то небось, давно всех извели!

( сразу выбегают запевая еще за кулисой песенку, еще две подружки. Сапожок, брошенный ими, падает посреди сцены)

Две подружки. Летел кочеток через бабушкин дворок .

Уронил на снежок девичий сапожок.

Первая. Ты смотри, смотри, подружка сапожок твой лежит, а он в сторону глядит, куда смотрит сапожок — там и твой женишок!

(девушка показывает на кого — либо в зрительный зал.)

Вторая: «Вот выдумала! Да ты погляди, кто там сидит! Да это же дед какой

то!»

( Обе девушки смеются и убегают)

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.

( на сцене декорация горенки, выходят девушки и начинают петь песню, одна из подружек, перебивая пение, кричит: «Хватит петь — то! Засиделись совсем! Давайте, девки, в игры святочные играть, да время коротать!»

Другая подхватывает: «И то верно! Давайте колечко хоронить! Зинушка, ты води игру, у тебя колечко золотое!»

( Подружки сдвигаются на лавке и складывают ладони «корабликом». Водящая игру, Зинушка, запевает, обходя каждую и делая вид, будто положила колечко в чьи — то ладони)

Зинушка. Я по терему, по терему хожу,

Золотое колечкохороню. По молодкам, молодушкам,

По красным девушкам.

Вы, кумушки, вы голубушки,

Вы скажите, не утайте,

Мое золото отдайте!

(Потом говорком, быстро и звонко)

Колечко, колечко! Ко мне на крылечко!

( Девушка у которой было спрятано колечко хочет вскочить и отдать его Зинушке, но подруги, заметив ее движение, успевают ее удержать. Игра начинается снова, и в этот раз одной из девушек удается быстро вскочить и отдать колечко)

Зинушка. А теперь давайте погадаем, складывайте предметы ко мне в шапку! У кого, что есть, кладите сюда, что помельче — булавки, гребешочки, брошки,колечки.

( Девушки складывают в шапку свои предметы и запевают песенку, своего рода загадку)

Девушки. 1. У нас празднички, да все святочки.

Пекли блины, да все ладочки.

Кому песня йта прибудется?

Кому прибудется — тому сбудется!

Чие йта кольцо?

Ведущая игры вынимает наугад чей — либо предмет и спрашивает: «Чье колечко!» Хозяйка колечка откликается; «Мое!» А ведущая разгадывает загадку — песенку: « Сыта будешь в этом году, Танюшка!».

(После общего оживления, поется новая песенка и вынимается новый предмет)

А по сеничкам — переходичкам висят венички все по парочкам.

3. Чия йта серьга? (К замужеству )

Я на печке сижу я чулочки вяжу.

Я еще посижу, я еще повяжу.

Чия йта бусинка? ( К жизни без перемен)

4.Ой шубочка — кожаурочка Под лавицей привалялася

Чия йта пуговка? (Еще год проходить в девках)

5.Сидит петушок все на веточке,

Кричит петушок: «Ку-ка-ре-качку»

Чей йта перстень? (Муж будет не здешний)

6.Живут за рекой все богатыя,

Гребут золото все лопатою,

Чия йта булавка? (К богатой жизни, но на чужой стороне)

Хозяйка избушки. ( выглядывает в окно, подойдя к одному из углов сцены, пока девушки обсуждают хорошее предсказание). Подружки, не видали днем где — нибудь Настю с Натальей? Что — то долго они не идут, а ведь обещались прийти гадать в полночь!

Одна из девушек. А нечто и впрямь собираетесь на зеркале да со свечами гадать, не боитесь? Ведь какие случаи старухи рассказывали? Войдет суженный да и сядет рядом, прямо из зеркала выйдет! И как только ты, Марьюшка, решилась на это?

Марьюшка. Да мне и самой боязно, да интересно, правда ли сказывают будто можно в зеркале свою судьбу увидать?»

Одна из девушек. Знаем, знаем, что Натальюшка хочет узнать, станет ли Иванушка из соседней деревни ее суженным!

Другая девушка. А знаете, девки, что мне бабка Федориха рассказывала? Будто бы огненный змей к Наталье в дом летает да сушит ее горемычную. В трубу — то влетит, а в горенке Иваном то и обернется да и влюбит в себя девицу. А потом опять исчезнет, а она об нем тоскует, мается.

Третья девушка. Да что ты, Аксюша, чепуху мелешь? Сказки все это!

Аксюша. А вот и нет! Старые — то люди все знают, могут и подсказать, как от змея огненного избавиться. Да и дело то нехитрое: вот как наступит Крещение, так надо собрать крещенский — то снежок да на загнетку у трубы его и насыпать. Змей — то как полетит в трубу — тут весь и рассыплется.

( за сценой слышны звуки святочной частушки, в горенку вваливаются гурьбой ряженные в масках медведя, гуся, черта, одеты в тряпье. Они поют, кривляются, приплясывают, ряженные подходят к девушкам, подхватывают их под руки и кружат, весело притоптывая и смеясь, затем появляются дети с песней)

Дети. Что ж вы, девушки, сидите?

На улицу выходите,

Ой, и Лели, али, Лели,

На улицу выходите!

А мы по улицам гуляли

Трое башмачков истоптали.

Выходи ка ты, Арина,

Славная дочь Катерина.

У нас на улице ребята

Молодые скомараты

На удице трынки да волынки,

На улице звонкие гармошки.

(Девушки, надев на себя платки уходят с ряженными. Остается только хозяйка избушки — ей надо дождаться подружек, чтобы вместе с ними в полночь погадать. После ухода ряженных она садится на лавку у стола, но затем, вскрикивает)

Хозяйка. Ой, а про блюдо — то я совсем забыла с этими ряженными (уходит за кулису и тут же возвращается с блюдом. Несет его осторожно, чтобы не пролить воду, и ставит блюдо на стол, раздается негромкий стук в дверь, входят две девушки. Это те, кого ждет Марьюшка — Настя и Наталья)

Марья. (встречает их) Ну вот, наконец — то! Все подружки наши ушли с ряженными, нам поспокойней будет гадание совершить.

Настя. А ты все приготовила? Скоро уж полночь, как бы не опоздать!

Марья. Наталья, Настя, садитесь поближе, давайте — ко ваши колечки!

(девушки отдают подруге колечки, и она опускает их в блюдо с водой, приговаривая)

Ой ты ковшец да со водицею, со водицею не простою,

Со водицею ключевою! Ты колечко прими,

Чисту правду скажи. Красным девицам,

Свет красавицам судьбу предскажи!

( после заговора Марья запевает)

Колечко мое посеребрянное,

Полежи в воде да на самом дне!

Правда сбудется, не минуется, ух!

(снова приговаривает, обращаясь к подружке)

Глядь, Натальюшка! Твое колечко по дну бежит, спокойно не лежит.

В этом году тебе замужем быть, далече от дома жить, возьми свое колечко!

(девушка берет колечко, радуется, обнимает подружку, а та говорит)

Марья. Погоди, Натальюшка, мы сейчас посмотрим, что нам скажет Настино колечко.

( Марья смотрит в воду, и обе подружки тоже заглядывают в блюдо с водой, Марья снова поет: «Колечко мое…» и т. д.

Марья. Глядь, Настенька! Твое колечко плашмя лежит.

Оком судьбы на тебя глядит.

Этим годом тебе замужем не быть,

Этим годом еще в девках жить.

Возьми свое колечко!

(Настя берет кольцо, но не огорчается предсказанием)

Марья. Тебе, Настенька, еще подождать надо, пусть подрастет твой женишок, Иванов дружок.

(Наталья сидит на лавке пригорюнившись, и Марья спрашивает)

Марья. Что же ты, Натальюшка, пригорюнилась, ведь твое колечко предсказало тебе замужество?

Наталья. Да ведь колечко не указало, а кто мой суженный? А вдруг Иванушка другую найдет?

Марья. Ну коли ты сомневаешься, давай рискнем на зеркале погадать, тут уж ты сама увидишь своего суженного.

(Подружки совещаются, решиться ли им на такое страшное гадание: они мимикой, жестами изображают свой страх, но потом Марья решительно уходит за кулису и выносит два зеркала и две свечи, которые укрепляет на столе и зажигает их перед зеркалом)

Марья. Ну, девки, сами захотели! Если что не так, кричите: «Чур меня!»

( Марья и Настя отходят в сторонку, а Наталья садится прямо перед зеркалом и со страхом напряженно в него всматривается, потом запевает заговор)

Наталья. Ты гори, свеча, ты гори друга.

Отразикося в чистом зеркале.

Ты гори, свеча, ты гори друга.

Покажи ко мне дорогу огненну.

По дороге той да по огненной Пусть мой суженный да приблизится.

Пусть мой суженный да приблизится мне во зеркале да привидится.

Ты гори, свеча, ты гори друга.

Чтоб гаданью сбытися, не миноватися!

Наталья. (вскрикивает) Иванушка в зеркале привидился!!!

(Подруги бросаются к ней, А в этот момент в горенку вбегает ряженный и кричит: «Ка-ка-ре-ку!». Девушки с испугу роняют свечи, они затухают, дети исполняют песню)

Дети. (хором) Куры рябые, не пойтя рано.

Святой вечер, добрый вечер!

Уставайте братья, надевайте братья.

Мы поедем на охоту за куницами.

За куницами, за лисицами.

Кому куница, кому лисица.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Старинный и весёлый праздник Святки»

Пояснительная записка

Актуальность

На дворе XXI век. Как много мы потеряли, порвав нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Разговор о старинных праздниках – попытка в становлении исторического, гражданского, национального самосознания личности школьника, восприятии учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре, сохранении и приумножении народных традиций; упрочнение в сознании и поведении учащихся патриотизма. Это принятие личностью категорий человеческой морали, чести, достоинства, высокой духовности, эстетического отношения к искусству и реальной действительности. Проблема сохранения культурной и исторической самобытности Русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Начнем с праздников. Наши старые, подзабытые христианские праздники, вспомним традиции и обычаи, сопровождавшие их. С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.

Конкурсно — игровая программа «Старинный и весёлый праздник Святки» разработана для детей среднего школьного возраста 10-14 лет.

Цель: создать условия для восприятия учащимися нравственных, эстетических корней, присущих русской культуре через традиции празднования Святок.

Задачи

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к народной культуре.

Воспитательные:

  • формировать у детей чувства уважения к старшему поколению;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • развивать эмоциональную сферу детей.

Образовательные:

  • овладеть знаниями, умениями и навыками проведения игр и забав, в которые играли во время Святок;
  • углубить и расширить знания в области истории и развития культуры русского народа.

Мотивационные:

  • создать комфортную обстановку во время проведения конкурсно — игровой программы, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
  • развивать активную деятельность.

Эстетические:

  • воспитывать культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту праздника «Святки».

Цели учащихся

Знать:

  • традиции праздника «Святки»;
  • культуру празднования Святок.

Уметь:

  • играть в старинные игры.

Ожидаемый результат: основным ожидаемым результатом проведения конкурсно-игровой программы является привитие детям любви к традициям празднования «Святок».

Участники: Ученики класса

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Подготовительный период:

  • Готовится реквизит.
  • Готовятся призы.
  • Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.

Ход конкурсно — игровой программы «Старинный и весёлый праздник Святки»

1. Вступительная часть.

Выходит ведущая. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Ученик: 

Праздник Святки самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели
Веселились две недели.
От Рождества до Крещения
Приготовив угощение.
Пели разные колядки.
По дворам ходили в Святки.

Педагог: Наиболее ярким торжественным и, пожалуй, самым древним  и главным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Теперь мы их не празднуем, а празднуем Крещение, Новый год и Рождество Христово. Однако по времени эти наши праздники остались почти на том же месте в году, что и древние Зимние святки – время зимнего солнцеворота.

Считалось, что в период от рождества Христова (7 Января) до Крещения (19 января) по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь издавна говорят и верят в то, что чем больше добра отдаешь, тем больше его в ответ получаешь.

Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Всем весело и все нарядны. Кругом любовь и согласие. Недаром говорят «На Святки свои порядки – обряды, обычаи, да колядки».

Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом. И я предлагаю сейчас окунуться в празднование этих дней.

2. Основная часть.

I. Обряд ряжения

Педагог: Обряд ряжения, к которому готовились заранее, был обязателен на зимние Святки.

Ученик: Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. 

Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «лохмотьев» — старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую.

Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.

Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцать—двадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.

Игра 1. Музыкальный конкурс «Ряженые»

Все встают в круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка. Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент костюма и надевает на себя.

В конце игры общее фото на память о классном вечере.

Игра 2.  «Отгадай Ряженного»

Дети дома наряжаются так, чтобы их не узнали и фотографируются. Мне присылают фото.         

II. Обряд колядования

Педагог: Начинались Зимние святки, как правило, с обряда колядования.

Ученик: Обряд колядования очень прост и не  нарушает  обычного  течения жизни:  группа  колядников  ходит  по  дворам,  поет  заклинания  и пожелания  всяческих  благ  каждому  дому   и   собирает   съестные  пожертвования в общий «мех» (большой мешок), которые потом коллективно поедаются.

В течение святок каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

Педагог: Как проходил обряд колядования?

Ученики: Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались вместе и обходили крестьянские дома. Колядников возглавлял мехоноша с большим мешком. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», что означало спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся «колядками». Колядки содержали добрые пожелания благосостояния, доброго здравия, богатого урожая, благополучия в семье на весь год.

Сначала эти песни сочинял народ, позднее появились поэты-сочинители. Песни эти исполнялись хором, громко (кричащим голосом). После исполнения песен колядники просили у хозяев вознаграждения. И угощение просили жалобно, плаксиво. Потом щедрого хозяина – благодарили, жадного – хулили и дразнили (могли ему и напроказить).

Но и без этой просьбы хозяева старались одарить колядников, потому что к их приходу относились очень серьезно, с удовольствием принимали все пожелания, старались их, по возможности, щедро отблагодарить. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия, и накануне Рождества выпекали «козульки» (особое обрядовое печенье) специально для раздачи колядующим.  «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.

Игра 3. Каждая команда должна исполнить песню-колядку с инсценировкой:

1. Пришла Коляда на кануне Рождества!

Здравствуй хозяин с хозяюшкой!

Коляд – коляд – колядую,

Всем здоровья я вещую,

Денег, радости желаю,

С рождеством вас поздравляю!

 Пусть из снежинок хоровод

Грусть и несчастье заметёт,

Чтоб от яств столы ломились,

Друзья – гости веселились!

Пусть Ангелок взмахнёт крылом,

Согреет лаской и теплом,

Защитит всех от напастей

И наполнит дом вам счастьем!

2. Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Тётенька добренька,

Пирожка – то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка – то хочется!

3. Коляда, коляда

Отворяй ворота,

Доставай сундучки,

Подавай пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Коляда, коляда,

Будете нас дарить –

Будем Вас хвалить.

А не будете дарить,

будем вас хулить.

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышку,

Я овцу под мышку.

Кто не даст киселю –

У ворот напылю.

III. Посиделки

Ведущая: После шумного веселого обхода молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир, съедали все, чем их одаривали односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками. Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное, но и магическое значение.

Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.

Игра 4. Испытания для молодцев: 

1) Кто кого вытолкает из круга: упереться лбами, положив руки на плечи друг друга.

2)  Игра «Русская баня»

Ход игры: В центре групповой комнаты разложены два обруча, в каждом из них установлены по одной табуретке.

Выходят любители «попариться», взбираются на табуретки. Берут веники, сделанные из разрезанной бумаги, и «парят» друг друга по ногам, «чтобы косточки не болели, а росли и молодели». Кто первым веник обобьет, тот и победитель.

Призы: березовый веник, стакан кваса.

3) Динамическая пауза с элементами гадания «Хоровод»

Все выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу. Водящему (по очереди девочка или мальчик) завязывают глаза и дают в руки красивый платочек. Он ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.

Хоровод поёт: 

Ходи, ходи, хоровод, 

Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, 

Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, 

Да смотри не прогадай!»

Примечание: если водящая девочка – вперед круга выступают мальчики и, наоборот.

Водящий отвечает словами:

Все собою хороши, 

Выбираю для души! (платочек передаёт выбранному человеку).

4) Конкурс для мальчиков проводят девочки        

Девочки готовят заранее различные предметы и загадывают слово — что-то определенное, которое является символом данного предмета. Девочка выбирает против кого она играет и показывает ему предмет. Мальчик в свою очередь должен отгадать (записать) это слово. Выигрывает тот, кто отгадал больше. Чем большее количество слов он угадает, тем больше он понимает эту девочку. (Или баллы по количеству отгаданных слов)  

IV. Обряд гадания

Педагог: Еще одним развлечением во время святок были гадания. Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на Крещение.

Ученик: Гадали все от мала до велика, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, свадьбой, рождением детей, достатком семьи и т. д.

Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.

Снег пололи под окном, слушали, кормили

Счетным курицу зерном. Яркий воск попили.

В чашу с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;

Расстилали белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.

Из слов этого стихотворения видно, что народные приметы в гаданиях очень разнообразны: гадали на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах; гадали по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам,  гадали  на курице, на луковицах; гадали у ворот, у бани,  под окном, на перекрестке;  гадали башмаком, на полене, на полотенце,  на гребне,  на книге и т. д.

Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов (на имя, на его характер), люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай. 

Гадали в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В русской деревне гадать умели все. И это важно осознать. Означает это, что все в той или иной мере видели действенность обряда гадания. Это не было просто развлечением, как для людей современной культуры. Гадали по одному или собираясь вместе с другими – девушки, старики или вся семья.

Ученик: Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас в самом разгаре зимний вечер, и  давайте-ка мы погадаем с вами вместе! Вы спросите, как?

Педагог: Гадать , бросая перед собой башмачок с левой ноги, мы не будем, потому что

так девушки узнавали, откуда, с какой стороны жених появится или в какую сторону девушке предстоит уезжать из дома. А так нам женихов выбирать рано и уезжать ещё не надо, то я предлагаю погадать по-другому. Знаю «гадание на бобах (крупе)» — это гадание на исполнение желания. 

Гадание на крупе

Педагог дает инструкцию, а несколько желающих детей, приступают к её исполнению:
Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их четное количество — желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.

Гадание  – что ждёт впереди

Женщина ставит корзинку перед собой на столик, вызывает по очереди детей. Из корзинки достается предмет, который определяет что, ждет каждого. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется,

Тому сбудется,

Скоро сбудется,

Не минуется!

Атрибуты:

Лента – к долгой, счастливой жизни.

Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.

Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

Денежка, монета – к богатству, прибыли.

Карандаш – хорошие успехи в школе.

Звоночек – к хорошим новостям. 

Конфета — весь год ждет сладкая жизнь

Пиратские предметы — год будет полон приключений

Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

Картошка – ждет большое счастье.

Гвоздь – на пороге будет гость. Или к вам гости, или вы в гости.

Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

Смайлик, погремушка — год будет хорошим и веселым, ждет много праздников, т.е тебя ждёт веселая жизнь.

Педагог:  И последнее, на гадания надейся – сам не плошай. Девочки, не нужно полагаться только на судьбу и ждать принца, ничего не предпринимая для встречи с ним. Попробуйте сами устроить вашу жизнь так, как вы ее видите в мечтах — у вас обязательно получится, ведь главное — быть уверенной в своем счастье.

V. Подведение итогов.

Педагог: Вот друзья, наше время и закончилось. Сегодня я поняла, что каждый из вас со своими друзьями сможет самостоятельно организовать празднование Святок.

Будьте же здоровы и счастливы, дорогие ребята! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! А я желаю вам, чтобы все ваши желания исполнялись. Счастья вам успехов во всех хороших делах.

VI. Награждение.

Звучит веселая русская народная музыка. У детей жетоны меняются на сладости. (Шоколадки, конфеты). Самые активные поощряются призами и сувенирами.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам и традициям русской культуры в МБДОУ «Аистенок» сложилась добрая традиция проведения праздника «Святочные посиделки». Это самый весёлый и светлый зимний народный праздник, удивительное время, полное счастья, веселья и любви! Участниками фольклорного праздника были сотрудники дошкольного учреждения, дети старшей и подготовительной группы. Дети получили море радости, хорошего настроения и положительных эмоций.

Цель: Расширить и обогатить знания детей о традициях русского народа, о его культуре.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
  • Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
  • Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
  • Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
  • Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Оборудование: Музыкальный центр, две палочки, привязанные к разным концам веревки, к середине которой прикреплена снежинка-2; мешки для прыжков-2; метелка; горшочек; таз с водой; звезда; звездочки по количеству детей; угощения; стол; скатерть в народном стиле; самовар; народные костюмы для хозяйки и хозяина.

Предварительная работа:

  • беседы: «Рождество Христово», «Святки», «Коляда»
  • разучивание колядок, стихов, русских народных игр
  • привлечение родителей к изготовлению масок обрядовых животных
  • обыгрывание сценки «Коза и медведь»
  • просмотр презентации «Колядки»
  • изготовление поделок: коллективная работа «Рождественская звезда»

Предполагаемый результат: Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

Действующие лица:

  • Взрослые: Ведущая, Хозяйка, Хозяин, Цыганка, Баба Яга
  • Дети: колядовщики, Медведь и Коза (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Росинка»).

Ход праздника

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в зал, в зале их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяйка: Ох, и рада я, радёшенька, что ко мне гости пожаловали. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рассаживайтесь, кому куда залюбуется, в нашей избе всем места хватит.

Дети рассаживаются.

Хозяин:

Наступило Рождество,
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.

Хозяйка:

Развесёлые Святки — хороводы и колядки!
А вы знаете, pебятки, что такое – Святки?
Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
Те, кто знает, выходите и про Святки расскажите.

Ребенок.

Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.

Ребенок.

От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Ребенок.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас. 

Хозяйка:

Гости дорогие, гости званые!
С новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили!

Хозяин:

Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас,
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!

Игра «Волшебный клубочек»

Дети катают клубок друг к другу по кругу, пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”.

Встанем вместе мы в кружок,
Будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет,
Тот для нас плясать пойдет.

Хозяйка (по окончании игры):

Вот клубочек покатился,
У ворот остановился.
Дверь скрипучая “ поет”…
Кто-то в гости к нам идет.

Колядовщики идут в «горницу» с колядками.

– Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

– Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте, 
Малым детям раздавайте.

– А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.

– Житья вам сто лет!
Всем вам — всегда здравьице!
И всем деточкам: девочкам и мальчикам 

Все:

Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!

Звучит рус. нар. мелодия выходят ряженые медведь и коза.

Сценка «Медведь и Коза»

Коза:

А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.

Медведь:

Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.

Коза:

Выходи плясать Медведь, я частушки буду петь!
Мы частушки пропоем, а потом плясать пойдем.

Медведь:

Ты когда поешь Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.

Коза:

А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо – ни голоса, ни слуха!

Медведь:

Ах, Коза, ты Коза, серенькая Козочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.

Коза:

Ах, мой Миша дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ повеселили!

Хозяйка: (считалка)

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок ёлок
Скину шубку на снежок,
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит
Первым пусть выходит!

Игра «Гори, гори ясно»

Дети поют песню:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Взглянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Хозяйка:

А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.

(Достает из мешка палочки для игры):

На концах бечевок палки называются „моталки”.
Посреди бечевок снежинка, ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает, тот и снежинку получает.

Игра «Мотальщики»

Ведущий:

Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок,
Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!

Игра «Прыжки в мешках»

Звучит музыка выходят ряженные цыганки.

Цыганка:

Чтоб у ваших детушек головки не болели,
Чтоб щечки краснели, чтоб кусался зубок, 
Да смеялся роток, и дай Бог всего тому,
Кто в этом дому.

1 цыганка – девочка:

Мы, колядовщики, пришли прославлять,
Хозяев величать! Хозяюшке — житья сто лет!
А детушкам — здоровьица!

2 цыганка – девочка:

И наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством.
А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Достают горшочек:

Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется!

Желающие подходят, достают предмет из горшочка. Цыганки комментируют.

– Хлеб — житье в достатке.

– Колечко — колечко, сей мать муку, пеки пироги.

– Вата — кому станется, мягкая жизнь достанется.

– Монетка — к достатку, жить будешь богато.

– Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

– Кусочек спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.

– Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

– Зеркальце–собою любоваться. Делом не заниматься.

Летит веник.

Цыганка (руки в боки):Это что еще за шутки?

Слышится голос.

Баба-Яга: Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Цыганка: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила!

Летит башмак.

Цыганка: Ах, так! Ну, терпенье мое лопнуло.

Идет, вытаскивает Бабу-Ягу.

Баба-Яга: И мне погадайте. Я тоже счастья хочу!

Достает из горшочка веточку.

Что это? Растолкуйте!

Цыганка: Видно к новому помелу!

Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек.

Баба-Яга: А колечка там нет?

Цыганка: Так, кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ах, так! Ах, вот ты как?

Разгоняет всех помелом.

Сейчас я буду хозяйкой, попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Я – Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»

Дети стоят в кругу, баба Яга в центре. 

Дети: Здравствуй, бабушка Яга! 

Б.Я.: Здравствуйте, ребятки! 

Дети: Костяная ты нога! топают ногой 

Б.Я.: Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас! 

Дети: А мы не боимся! машут руками перед лицом 

Б.Я.: Заколдую я вас! 

Дети: А мы разбежимся! 

Звучит тревожная музыка. Баба Яга крутится (колдует). Дети бегают врассыпную по залу. 

Б.Я.: Стоп! (Стучит метлой.

Все замирают в различных позах. Под `страшную` музыку баба Яга ходит между детьми — ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д. 

Баба Яга: А знаете, есть такая народная примета — кто на Рождество чихнёт, тот здорово год проживёт! Кто болеть не хочет — чихнём-ка разок все вместе, а? Три-четыре — «Апчхи!!!!!!!!!»

Все чихают.

Дети (хором): Дай Вам Бог здоровья!!!

Б-Я вносит тазик с водой и веник.

Снегу маленько я растопила… Кто Рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!!!

Б-Я бежит по залу, брызгая на детей и взрослых.

Хозяйка:

А ещё есть такая примета — если звёздочку с неба поймаешь… И желание загадаешь…- То оно непременно исполнится!

Лопают воздушный шар и оттуда вылетают блестящие конфетти-звёздочки.

Ведущий: Загадывайте все желания!

Все колядовщики.

Сеем, веем, посеваем!
С Новым годом поздравляем,
На телят, на жеребят, и на маленьких ребят,
Чтоб здоровы были, много лет жили.

Баба-Яга:

Что с ногами не пойму вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте так плясать и просятся!

Общая пляска с героями праздника

Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и играли. А теперь пора, угощаться детвора.

Авторы работы:

Гапеева Евгения Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Хмырова Алена Юрьевна

Инструктор по физической культуре

МБОУ начальная школа -детский сад №76 города Тюмени.

Сценарий развлечения

«Игры в Святки»

Цель: Познакомить детей с русскими традициями и забавами.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием Святки, Колядки, Гадание.

Познакомить с традициями, обычаями, обрядами русского народа.

Развивающие:

Творческую и физическую активность.

Развивать ловкость, силу, быстроту реакции.

Умение работать в команде.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и любовь к народным праздникам и традициям.

Предварительная работа:

Беседы «Что такое Рождество», «Святки – от Рождества и до Крещения».

Разучивание народных игр, хороводов.

Материалы:

Музыкальная колонка с записями; шары; 2 корзины; обруч; валенки; украшенный веник.

Ход развлечения.

Ведущий 1 — Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки! Здравствуйте уважаемые взрослые!
А у нас наступили праздничные дни!
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный.
Наши прабабушки и прадедушки,
Веселились две неделюшки,
От Рождества и до Крещения

Приготовив угощение. 
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили!
Приглашаем всех  в дружный хоровод!

(хоровод «Уж как шла Коляда»)

Ведущий 2 – Во время Святок дети и взрослые ходили колядовать. А чтобы их не узнали, наряжались в необычные костюмы. Выворачивали шубы наизнанку, приклеивали бороды. Наряжались в различных животных. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное».

(Сначала угадывают голос животного, затем под музыку изображают его)

Ведущий 1 – Детей, которые переодевались и ходили по домам называли колядовщиками. Колядовщики пели колядки (короткие  песенки прославляющие Рождество) и за это хозяева угощали их конфетами.

Посмотрите, сколько у нас много конфет. Становитесь в две колонны, будем собирать конфеты.

Игра – эстафета «Собери конфеты»

(Игроки выстраиваются в две колонны, и на перегонки собирают для своей команды по одной конфете.)

Ведущий 2 – Гадание на Святки было любимое занятие и для детей, и для взрослых. Девушки кидали валенки за ворота и глядели,  куда нос валенка покажет, там и суженный живет. Мы тоже будем кидать валенок, но при помощи его будем не гадать, а измерять силу. Кто дальше кинет.

Игра «Кто дальше кинет валенок»

(игроки становятся по двое и одновременно кидают валенок, кто дальше кинул, тот и победил)

Ведущий 1 – Хоть и коротки дни зимой, но на все время хватало! На Святки любили взрослые и дети веселиться, играть,  в гости к друг другу ходить. Любимая забава детворы катание на санках.

Игра «На саночках»

(Игра проводится при помощи взрослых. Ребенок садится  на санки, взрослые оббегают конус – елку и возвращаются обратно.)

Ведущий 2 – Еще одна веселая игра не только на быстроту, но и на знания о зиме. Называется она «Ведьмина метелка».

Игра «Ведьмина метелка»

(Игроки становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.)

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)

Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал… (снег)

С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой… (снежинки)

Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал… (мороз)

Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние… (метели)

Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)

Ведущий 1 –

 День чудесный! Праздник Святки!
Веселится весь народ.
Кто гадает, кто танцует,
Кто с подарками идёт!

Святки празднует народ

Становитесь в хоровод!

Хоровод «Рождественские колядки, святки».

Ведущий 2 – А теперь пришла пора погреться.

Мы приглашаем вас на чай!                     

Используемая литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/01/22/stsenariy-razvlecheniya-svyatki-v-detskom-sadu
  2. http://referad.ru/kartoteka-russkih-narodnih-igr-igra-vedemina-metelka/index.html
  3. http://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-zimu-dlya-detej-4-5-let.html
  4. http://www.stihinasheylyubvi.ru/stihi-pozdravlenija/stihi-na-vse-prazdniki/368-pozdravlenija-so-svjatkami-stihi-na-svjatki.html

 Фотографии из архива воспитателя Гапеевой Е. Н.

«Свидетельства о публикации в СМИ»  № 0005601, №0005602

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Праздничное развлечение

«А у нас сегодня святки!»

Цель праздника: познакомить детей с русскими традициями  празднования Рождества Христова, Святок.

Задачи: поддерживать интерес детей к истокам русской культуры,

продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками,

прививать любовь и уважение к традициям и культуре

своей страны.

Оборудование и атрибуты: мультимедийное оборудование, ноутбук, горшочек с предметами для гадания, уголок с атрибутами «Русская изба», канат, мешки для бега, шапочки «Петушок».

Предварительная работа: разучивание стихов и колядок,  подготовка сценок «Коза и медведб», «Коляда», беседы о праздновании Святок,

               Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются.   В центр выходят дети и Хозяйка (воспитатель в русском костюме)

Ведущая: — Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие!

Зима – это не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками время. Недавно мы встречали Новый год, водили хороводы, веселились, получали подарки от Деда Мороза.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1.В ночь с 6-го на 7-е января  мы отмечаем праздник Рождество Христово. Это один из самых главных и любимых христианских праздников.

2.Называется праздник Рождество Христово потому, что именно в это время 2018 лет тому назад  родился младенец – Сын Божий, и его мать Дева Мария дала младенцу имя  Иисус, что означает Спаситель  мира.  3.Благая весть о рождении Иисуса облетела весь мир. Все радовались этому событию.

  1. И в честь рождения Иисуса было принято наряжать вечнозелёную ель в каждом доме.
  2. А Ангел достал с неба самую яркую звезду и посадил её на  макушку ели. Поэтому ёлочка – это символ не только Нового года, но и символ Рождества. Давайте еще раз споем песенку про зеленую красавицу.

Песня  «В лесу родилась елочка»

1 ребёнок: В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.

2 ребёнок: Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы — сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.

3 ребёнок:  Посиделки тут у нас

Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песни запевать.

5-й ребенок:  Праздник этот самый длинный. 
Он веселый и старинный. 
Наши предки пили, ели, 
Веселились две недели. 

6-й ребенок:  От Рождества и до Крещения, 
Приготовив угощенье, 
Пели разные колядки, 
По дворам ходили в святки. 


7-й ребенок: 
Наряжались и шутили, 
Праздник ждали и любили. 
Так давайте же сейчас 
Встретим мы его у нас. 

Дети уходят и садятся на стульчики

Ведущий: /презентация/

  1. Святки, или, как их еще называют, Святые вечера – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения.
  2. В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния – по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.
  3. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
  4. Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками».
  5. Козюльки – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
  6. Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались.Ряженых ни чем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругальные.

Ведущий: —В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги:

-Коляда, коляда,
Ты не хочешь пирога?

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию)

Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

Ведущий: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? На Святки было принято гадать. Особенно радовались этому молодые девушки, которые гадали да суженого-ряженого поджидали. Садитесь на стульчики, начнём гадание.

Выключается свет, зажигаются фонарики на ёлке, ведущая берёт горшок , в нём спрятаны разные вещи, хозяйка садится на стульчик посередине зала и говорит:

-Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек,

Что сбудется, станется,

Плохое пусть останется!

Вызывает детей желающих по одному-они достают один предмет.

  • Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
  • Морковь- не будете болеть целый год
  • Пуговица-появится у вас в этом году братик или сестричка…
  • Карандаш-к успехам в учёбе…
  • Звоночек -весь год вас ждут только хороши
  • Расчёска –весь год будетеходить опрятным и красивым.
  • Бусы- получите в этом году много подарков
  • Конфета – весь год сладости есть будете
  • Нитки – будетев этом году много путешествовать.
  • Буква – скоро научишься читать
  • Машинка – будешь шофёром, или хорошим водителем
  • Монета – скоро разбогатеешь
  • Губка- будешь маме помогать по хозяйству
  • Матрешка- у тебя будет большая семья…

Ведущий:   А сейчас давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник в давние времена. 

Дети колядовщики, встают и говорят:

Не велит мороз стоять, 
Нам пора колядовать! 

Под плюсовку  «Коляда-маледа» подходят к домикуВыходят из домика Хозяйка и Хозяин.

Дети (вместе):

 Мы ходили, мы искали коляду святую.

По всем дворам, по проулочкам.

А нашлась коляда да у вашего двора!

Хозяин
Здравствуйте, люди добрые! 
Вот вам угощенье: 
Сыр да печенье, 
Пряники, конфетки — 
Покушайте, детки! 

Колядовщик: 
Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы!

Живите без бед много-много лет!

Все колядовщики:

Сеем, веем, посеваем, 
С Новым годом поздравляем! . 
Хозяйка с Хозяином:  Спасибо!

1 Колядовщик:  Дай вам, боже, урожай хороший:

Рожь да пшеницу, овес, да чечевицу,

В поле – зерно, в доме – добро!

3 Колядовщик:  

Коляда, коляда, жили-были три кота.

Три кота и котик, дайте срочно тортик!

4 Колядовщик:  

 Тетенька добренька, подай что-то сдобненько:

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Все колядовщики:

 Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!

( в это время, дети, которые не поют колядки, производят обряд «посевание )

5 Колядовщик:  

Чтоб гостей невпроворот 
Было в доме целый год! 
На столе всегда пирог. 
Легких-легких вам дорог! 

6 Колядовщик:  
А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением? 

Колядовщики садятся на лавочке около дома.Разыгрывается сценка

                                                 «Коза и Медведь»
Девочка и мальчик в масках козы и медведя
Коза. 
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой, 
Повесели гостей немножко. 
Медведь. 
Давай, Коза, покажем, 
Как мы лихо пляшем. 
(Перепляс). 

Коза. 
Выходи плясать, Медведь, 
Я частушку буду петь. 
Мы частушки пропоем, 
А потом плясать пойдем. 
Медведь. 
Ты когда поёшь, Коза, 
Не закатывай глаза. 
Петь ты не умеешь, 
Не поешь, а блеешь. 
Коза. 
Ах ты, Мишенька-медведь, 
Сам ты не умеешь петь, 
Ты тугой на ухо — 
Ни голоса, ни слуха. 
Медведь. 
Ах, Коза, ты Козочка, 
Серенькая розочка. 
Хватит нам браниться, 
Давай с тобой мириться. 
Коза. 
Ах, мой Миша, дорогой, 
Не ругались мы с тобой. 
Мы с тобой шутили, 
Народ повеселили. 

Ведущий:  -Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований?

Игра русская народная «Козлик»

Один ребёнок в маске козлика. Остальные его дразнят:   «Козлик, козлик, озорной! Погоняйся ты за мной!». Козлик отвечает:  «Сейчас как побегу, хвосты всем накручу!». После этих слов  дети разбегаются, а козлик должен кого-нибудь поймать. Пойманный выполняет фант. К примеру, изобрази петушка или попрыгай как заяц и помаши ушами как заяц.

Ведущий: 

А сейчас, я предлагаю вам игру

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаю я ребят

Ну-ка, станьте силачи, в потешный ряд!

Русские народные забавы

«Перетяни канат», «Бег в мешках», «Петушиные бои»

Ведущий:

Святки празднует народ!
Становитесь в хоровод!

Хоровод-игра на ускорение «Мы пойдем сначала вправо…»

Ведущий: 

Ну вот и закончились наши посиделки.

Мы говорим вам: до свидания,

Мир тому, кто в этом дому.

До новых встреч, до новых праздников!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий семейных спортивных соревнований
  • Сценарий святочного концерта
  • Сценарий семейные увлечения
  • Сценарий святое имя мать
  • Сценарий семейные традиции семейные праздники