Сценарий святые дочери россии

Святые дочери России классный час

Литературный вечер,

посвященный великим женщинам России .

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы — Денисова Г.К

                                                                                                                               2012 год

( 1 слайд ) ВЕДУЩИЙ (1): На протяжении многих-веков образ женщины, ее очарование, загадочность и склонность к самопожертвованию были предметом восхищения и величайшего преклонения. С любви и уважения к женщине начинается Человек. Ведь не зря женщина от природы обладает необъяснимой силой, огромным обаянием и возможностью дарить на земле небесное блаженство.

( 2 слайд ) ВЕДУЩИЙ (2): Женщины в русской истории… В чем их особенность?.. Ф. М. Достоевский писал: «Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит». Даже в самое трудное время русская женщина не требовала к себе снисходительности. В ее слабости таилась огромная сила.

( 3-4 слайд ) Это подтверждают многие русские женщины, жившие в различные эпохи: княгиня Ольга, Ярославна, Маргарита Тучкова, Екатерина Трубецкая, Наталья Долгорукова, Мария Волконская и многие другие…

(5слайд ) ВЕДУЩИЙ (1): Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Истории неизвестно, где и когда родилась княгиня Ольга, но ее деяния остались в памяти людей. Образ ее встает перед нами, когда мы читаем «Повесть временных лет». Веками ткалось кружево народных преданий об Ольге как о деятельной, мудрой, «вещей» правительнице и защитнице земли Русской.

Христианское имя великой княгини — Елена, в переводе с древнегреческого означающее «избранная, светлая», очень точно отражает ее натуру. Крещение Ольги в 955 году было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты (будешь) в женах русских, ибо оставила Тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

ЧТЕЦ:

Она была такой прекрасной.

Что красотой ее пленясь,

К ней воспылал любовью  страстной

И в жены взял — великий князь!

Была такою умной Ольга,

Что — хоть историка спроси! —

Из всех княгинь ее лишь только

Прозвали Мудрой на Руси!

Она была еще жестока

И проливала кровь за кровь,

Пока Господь в мгновенье ока

Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась

И, не творя отныне зла,

По всей Руси добро и милость,

И слово Божис несла!

Предвидя, что придется внуку,

Крестя вести нас к Небесам,

Не так мечу. седлу и луку Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом

И Русь — крестил!  А Ольгу мы Сравним с зарей перед рассветом.

С подснежником в конце зимы!

Е. Санин. Святая равноапостольная Ольга

( 6 слайд ) ВЕДУЩИЙ (2): Примером идеала древнерусской женщины может стать образ святой Февронии, преданной и благочестивой, мудрой и просветленной спутницы муромского князя Петра. Сначала она спасла его жизнь, потом неоднократно давала мудрые советы, помогала управлять княжеством.

( 7 слайд ) ВЕДУЩИЙ (1): Подлинным трагизмом овеян образ Ярославны — жены князя Игоря, воспетой безымянным автором «Слова о полку Игореве». К несчастью, нам ничего неизвестно о самой Ярославне, как практически обо всех жен шин ах той далекой эпохи.

Ярославна вместе с мужем управляла небольшим городом Новгородом-Севсрским. Когда князь Игорь вместе с братом Всеволодом и сыном Владимиром отправился в 1185 году в злополучный поход на половцев, его жене было около тридцати лет. Чтобы как можно скорее получать вести о своем милом, Ярославна переехала из Новгорода-Северского в расположенный на самой границе со степью Путивль, где ее застала весть о пленении мужа. И «разразилась Ярославна на крепостной стене горьким плачем», донесенным до нас «Словом о полку Игореве».

ЧТЕЦ:

На Дунае Ярославнин голос слышится,

Кукушкою безвестною рано кукует:

«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые раны

На могучем его теле».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

На своих легких крылышках

На воинов моего милого

Разве мало тебе было под облаками веять,

 Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселье

По ковылю ты развеял?»

 Ярославна рано плачет

В Пугивле-городе на забрале, приговаривая:

«О Днепр Славутич!

Ты пробил каменные горы

Сквозь землю Половецкую.

Ты лелеял на себе Святославовы  насады

До стана Кобякова.

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез на море. рано».

Ярославна рано плачет

В Путивле на забрале, приговаривая:

«Светлое и трижды светлое солнце! –

Всем ты тепло и прекрасно:

Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи

Над войной моего лады?

В поле безводном жаждою им луки скрутило,

Горем им колчаны заткнуло?»

Слово о полку Игореве

ВЕДУЩИЙ (2): Этот плач дает нам уникальную возможность соприкоснуться с внутренним духовным миром русской княгини, жившей более восьми столетий тому назад.

( 8 слайд ) ВЕДУЩИЙ (1): Еще один незабываемый женский образ — образ святой Ксении Петербургской. Она родилась в начале XVIII века. О детстве ее нам ничего не известно, можно только сказать, что святая Ксения получила хорошее образование. Когда она подросла, ее взял в жены Андрей Федорович Петров. Он пел в хоре, составленном самой императрицей Елизаветой Петровной. Муж и жена очень любили друг друга. Но счастье было недолгим. Через три года Андрей Федорович умер. С его смертью Ксения будто лишилась рассудка. Она надела на себя его одежду и просила называть себя его именем. Сразу после похорон она раздала все свои деньги, а дом оставила под приют для нищих. Родные подумали, что бедняжка сошла с ума, но потом поняли, что все эти поступки продиктованы добротой сердца и-любовью к людям.

Вот так Ксения стала блаженной. Дни напролет она ходила по городу босая, в мужской одежде. Однажды горожане решили проследить, где ночует Ксения, и увидели, что по вечерам она выходит за город, в поле, и там горячо молится, засыпая лишь перед рассветом, прямо на земле. Во время строительства церкви на Смоленском кладбище блаженная Ксения по ночам тайком раскладывала кирпичи на лесах, чтобы таким образом помочь строителям.

Через некоторое время горожане заметили: куда зайдет блаженная Ксения, туда приходит удача. В лавке процветает торговля, больной ребенок начинает выздоравливать… Всегда она старалась быть полезной людям: делом или добрым советом.

( 9 слайд ) Умерла Ксения через 45 лет после смерти мужа. 14 ад ее могилой на Смоленском кладбище была построена часовня, в которой происходили чудесные исцеления, страждущие получали надежду и успокоение. Эта часовня, названная в честь святой Ксении Петербургской, до сих пор является одной из главных святынь православного Петербурга.

В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви причислил Ксению Петербургскую к лику святых.

( 10 слайд ) ВЕДУЩИЙ (2): Удивительна судьба русской женщины Маргариты Тучковой, родившейся в 1781 году в семье Нарышкиных. Во время всех военных действий она следовала за мужем Александром Тучковым, научилась ухаживать за ранеными. Ее муж был ранен в Бородинском сражении, солдаты пытались вынести генерала с поля боя, но во время обстрела они все погибли.

Маргарита Михайловна на поле боя пыталась отыскать тело Александра. У нее еще была слабая надежда, что он жив или, может быть, в плену. Убитой горем женщине удалось найти лишь место гибели горячо любимого мужа. Маргарита продала драгоценности и воздвигла у края Бородинского поля небольшую часовенку. Пережить страшную потерю ей помог сын: она жила ради него. Но еще одно несчастье постигло Маргариту: в пятнадцатилетнем возрасте умер ее сын. Мать похоронила его под сводами храма Спаса Нерукотворного.

Маргарита продала имение и на вырученные деньги построила дома для солдатских вдов. Позже она обосновала женский монастырь, где стала игуменьей. Все силы и энергию она потратила на то, чтобы облегчить страдания солдатских вдов.

Маргарита умерла ранней весной 1852 года. В ее руках нашли небольшой листок бумаги. Это было письмо на французском языке со словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»

Такова судьба этой удивительной русской женщины, жены и матери.

( 11 слайд ) ВЕДУЩИЙ (1): Ярким примером бескорыстной любви и преданности является подвиг поистине «святых» женщин России — жен декабристов.

Екатерина Ивановна Трубецкая урожденная Лаваль, первой покинула дом, отвергла блеск и роскошь. отказалась от богатства и доброго имени, порвала с прошлым и бросилась, как в пропасть, в неведомую Сибирь. А ведь ей тогда было лишь двадцать шесть лет. Она решила разыскать своего мужа — князя Сергея Трубецкого, «государственного преступника», осужденного по делу о восстании 1825 года на Сенатской площади. Умерла Екатерина Трубецкая в городе Иркутске. Рядом с ее могилой на территории бывшего Знаменского женского монастыря похоронены ее дети.

( 12 слайд ) Вслед за Трубецкой выехала к мужу двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812 года.

Она умерла в 1863 году, оставив после себя «Записки» с ярким описанием тюремно-каторжного режима характеристикой многих декабристов, сведениями о быте, нравах  культуре и отношении населения Сибири к декабристам.

( 13 слайд ) На Северном Урале в небольшом  городке  Пушкинске похоронена жена  декабриста Василия Ивашева – Камилла. Она родилась  в 1808 году  в семье француза Пьера Рене Ле-Дантю, который  переехал: в Россию, где женился на своей соотечественнице. В 1812 году семья переселилась из Петербурга в

Симбирск. Там мать Камиллы поступила гувернанткой на службу в семью помещиков Ивашевых В имении Ивашевых Камилла впервые увидела сына хозяев Василия Петровича. Молодой человек произвел на Камиллу глубокое впечатление. Через несколько лет Камилла тоже стала гувернанткой в Петербурге. После того как произошли выступления декабристов, Камилла узнала о том, что Василий Ивашев арестован.

В 1828 году Камилла направила царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь и получила разрешение в сентябре 1830 года. В июне 1831 года Камилла выехала к своему возлюбленному.

Более ста семидесяти лет прошло с тех пор, но и сегодня люди помнят о подвиге жен декабристов и навешают их могилы.

( 14 слайд ) ВЕДУЩИЙ (2): А женскому подвигу Натальи Долгоруковой «уже почти три столетия, но имя ее тоже не кануло в Лету, хотя никаких особых заслуг перед Отечеством на ее счету нет. Полюбив в шестнадцать лет фаворита Петра II — Ивана Долгорукова, она обручилась с ним в 1729 году.

После смерти Петра II ее родные, зная нерасположение Анны Ивановны к Долгоруковым, уговаривали ее отказать князю Ивану, но Наталья с негодованием отвергла эти советы. Свадьба состоялась в

1730 году, а через три дня семью Долгоруковых постигла ссылка. Наталья была сослана вместе с Долгоруковым. В Березове у Долгоруковой родился сын. Первые годы пребывания в Березове тяготы ссылки смягчались для нее любовью мужа и привязанностью к сыну. В 1738 году у Натальи родился второй сын, а Долгорукова отправили в Тобольск. Только в конце 1739 года Наталья

Долгорукова узнала о казни мужа и  получила разрешение жить у брата. ВЕДУЩИЙ (1): Может, сущность  женщины и заключается в том, чтобы оставаться ею при любых, даже самых трагических обстоятельствах, а женский талант ». заключается в готовности к самопожертвованию вплоть до самоотречения.

( 15 слайд ) 1 ЧТЕЦ:

Женщина!

Все победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка. Мать. и Сестра,  и Жена -.

Сколько ей горя и счастья   досталось!

Пусть продолжается праздник  весны,

И ничего ей не нужно на свете, —

Только бы не было в мире войны,

Только счастливыми были бы дети.

ВЕДУЩИЙ (2): Великая Отечественная война… Она навсегда останется в памяти народа. И, пожалуй, самой трагичной в  этой войны была судьба женщины-солдатской вдовы.  Мало  их уже осталось в живых — тех, кто провожал на великую битву своих сыновей-солдат и  их возращения.

( 16 слайд ) У писателя  Александра Фадеева  строки, обращенные к матери: «Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и — если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в  домне, и чья-то незримая  сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, — все это делали руки  матери моей — моей и его».

ВЕДУЩИЙ (1): Женщина и дойна,.. Что может быть более  противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и

война; уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти

понятия несопоставимы…

ЧТЕЦ:

Я сына родила не  для  войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой-нибудь окраины страны.

Я сына родила не для войны

Еще вчерашний звонкий голосок

А ныне жизнерадостный  басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где-то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы —

Работают холодные умы…

Я сына родила не для войны.

Н. Бурова «Я сына родила не для войны!..»

( 17 слайд ) Наш земляк донской писатель В.Закруткин написал повесть «Матерь человеческая». Он создал образ женщины Марии, которая потеряв сына и мужа, сумела найти силы и выжать. И не только выжить среди пепелища, но и родить ребенка, спасти эвакуированных детей.

«Таких как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время – люди воздадут им должное»

Пусть сисяет над землей образ Матери Человеческой, образ вечной нашей любви и веры.

( 18 слайд ) ВЕДУЩИЙ (2): Прошли годы… А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг — растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.

Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты появляются «горячие точки». И вспыхивают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

ЧТЕЦ:

Жизнь не прожить безмерных  дней,

Но в час беды и в час бессилья

Вы не кляните матерей

За то, что вас они родили.                

Им не дано предугадать

Все, что детей их ждет на свете,

Но всякая на свете мать

Желает только счастья детям.

Баюкая детей грудных,              

От века матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их,

Чтоб на дороге не упали.

И ни одна на свете мать,

Какими б ни были мыс вами,

Нам, детям, не желала стать,

 Ни жертвами, ни палачами.

Пусть многое не привелось

Им обрести самим когда-то,

 Они мечтали, чтоб жилось,

 Их детям вольно и богато.  

И если это не сбылось,

Кто-кто, а мать не виновата.

 Поэтому и в черный час,

 Когда наш путь тернист и труден,

Клясть матерей своих не будем -,

 Зато, что породили нас.      ^ К. Кулиев. О матери

( 19 слайд ) ВЕДУЩИЙ (1): Подводя  итог нашему разговору о святых женщинах России, хочется поклониться им до земли.  Судьба не баловала их, возлагая        на хрупкие плечи тяжкие испытания. Но как бы сурова ни была к ним жизнь, русские женщины достойно исполняли свое земное предназначение.

ЧТЕЦ:

Держа светильники зажжены,

Шли до конца на Божий глас

Святой Руси святые жены,

С икон глядящие на нас.

Равноапостольная Ольга —

Первоугодница  еси,

Монахини, княжны…

О, сколько Святых заступниц на Руси!

Какие бури и метели — Людскую зависть, гнев и злость

Им, о душе, а не о теле

Радевшим, потерпеть пришлось!

В духовной битве пораженный,

Враг отступал от них не раз.

Святой Руси святые жены,

Молите Господа о нас!

Одни за веру жизнь отдали,

Другие в подвиге святом,

Терпеньем Богу угождали,

Трудом, молитвою, постом.

Мгновеньем пронеслись столетья.

Но, не забыв земли родной,

Вы были с нею в лихолетья —

Глотком воды в духовный зной.

( 20 слайд ) И ныне, в век наш прокаженный,

Не слушающий Божий Глас,

Святой Руси святые жены,

Молите Господа о нас!

Презентация (приложение №1)

Сценарный план мероприятия.

К моменту начала концерта свет на сцене прибран. Основным элементом сценического оформления является проекционный экран, справа от него место чтеца.
Зрительный зал наполняется «Звонами» В. Малярова. Прибавляется свет.
На авансцену выходят два ведущих, своё место занимает чтец.

Пролог

Ведущий 1 (музыка играет тише):
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Евангелие от Матфея, глава седьмая, стих шестнадцатый. (Музыка смолкает)

Ведущий 2:
Испокон веков образ женщины, ее очарование, загадочность, прелесть и самопожертвование были предметом восхищения и преклонения. С любви и уважения к женщине начинается Человек.

Чтец (звучит «У иконы Богородицы» из «Сюиты в монастыре» В. Малярова):
С небес полночных падает звезда,
И птицы улетают в рай далекий,
Но с нами остается навсегда
Свет женщины, прекрасный и высокий.

От сердца к сердцу,
От мечты к мечте,
Свет женщины продолжит путь незримый,
Открытый только вечной доброте,
И правде, и любви неповторимой.

Сверкают росы, тают облака,
Приходит новый день обыкновенно
И светиться Вселенная, пока
Свет женщины расплескан во Вселенной.

Ах, женщины, и красота, и праздник,
И героини юношеских снов!
С рожденья в дочерях весны прекрасной
Надежда наша, вера и любовь.

Они всю жизнь нам
Солнцем ярким светят,
И как сказал восторженный поэт:
«Без женщин разве можно жить на свете?
Без женщин жить нельзя на свете, нет!»

Часть I

Ведущий 1:
У господа нашего Иисуса Христа было много учеников и учениц. Многие женщины, оставив все свое, следовали за Господом, сопутствовали Ему и служили со всей силой своей души.
Христос был милостив к женщинам  никто из Евангелистов не запомнил ни единого слова Спасителя, обличающего женщину. Только милостивое  «не плачь!»; «ты освобождена от недуга своего!»; «иди в мире!»; «Я не осуждаю тебя»; «иди и больше не греши!».

Ведущий 2:
Женщины сопровождали Христа постоянно в течении Его земной жизни. Мария Магдалина, Мария Иосиева, мать Зеведеевых, Мария, Есфирь и Фамарь  названные сестры Христа по обручнику Богородицы  праведному Иосифу, Мария и Марфа  сестры Лазаря, Суссана и многие другие, среди которых самой преданной ученицей конечно являлась Его Пречистая Мать.
Их преданность и верность привела их туда, где не было даже апостолов

Песня «Мироносицы» (слова В. Городецкого, музыка прот. Игоря Лепишинского):

I куплет: Солнце плыло из-за утренней земли,
Мироносицы ко гробу тихо шли,
Скорбь овеяла их облаком седым.
Кто у входа тяжкий камень сдвинет им?

Ведущий 1:
Вот о чем беспокоились святые жены, шедшие помазать тело Господа. Их не страшила темнота ночи, иудейская злоба, которой испугались апостолы. Скорбь не заставила их усомниться в Спасителе, не умалила их любви и доверия

II куплет: Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах.
Озаряет солнце тёмный, низкий вход.
Камня нет! Отвален камень. Ангел ждёт.

Ведущий 2:
Что же было причиною такой неустрашимой этих жен, по самой природе боязливых и слабых? Любовь!  вот движущее начало их редкого, дивного изменения в женской природе, достойного самой великой награды!

III куплет: Ангел белый над гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:
 Не ищите Иисуса: Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

Ведущий 1:
Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса пред всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха  любовь преодолела все!

IV куплет: Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец двух жен исторг.
Лобызают ткани праздные пелен.
Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон.

Ведущий 2:
Любовь, как смерть крепка, говорит нам Священное Писание. Она единственная может сразиться со смертью  и победить.

Чтец (отрывок стихотворения К.Р., на экране лики святых жен-мироносец):
Любовью ль сердце разгорится,
О, не гаси её огня,
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня.

Угаснет в срок определённый
Наш мир, угаснут тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возжённый,
Пребудет в вечности веков.

Часть II

Ведущий 1:
Итак, в европейских Православных Церквях прославлены 19 благоверных жен, русская же православная Церковь почитает более пятидесяти наших соотечественниц, чьи имена мы произносим с приставкой «Святая». Что же ценилось на Руси в женщинах превыше всего?

Ведущий 2:
Как правило, ореолом святости окружались в нашем народе матери, жёны, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома и церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа, с 17 века, к ним прибавились ещё блаженные и юродивые.

Ведущий 1:
Русская женщина  за этим словосочетанием кроется нечто удивительное, сильное, способное повлиять на судьбы других людей, на судьбы государства. История России дает примеры того, как в самые тяжелые времена русская женщина была не только хранительницей домашнего очага, но и верным защитником нравственных и культурных ценностей.

Чтец (звучит Вальс из оперы «Елка» В. Ребикова):

Есть в русской женщине Божественная сила:
Не помня зла, не зная похвальбы,
Уж как бы подло жизнь порой ни била,
Не падать под ударами судьбы.

И выстоять, и быть непобедимой,
И оставаться женщиной притом,
По-русски доброй, ласковой, любимой.
Хранить очаг. Держать в порядке дом.

Из ничего устроить званый ужин,
Из топорища  праздничный обед.
Обнять детей и успокоить мужа,
Мол, не беда, что в доме денег нет.

Мол, проживём, потерпим,  всё проходит,
Пройдёт и это. Впереди  весна
Весна! И снова чудо происходит
Природа пробуждается от сна!

Ведущий 2.
Имя великой равноапостольной княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Образ ее встает перед нами с первых страниц «Повести временных лет».

Справа на заднем плане свет высвечивает исполнительницу в образе княгини Ольги.

Княгиня Ольга:
Осенью 945 г. мой муж, князь Игорь, собрав дань с древлян, решил, что она невелика, и снова вернулся за данью. Древляне восстали и убили князя. Обычай кровной мести заставил меня покарать убийц мужа. (Свет гаснет, Ольга исчезает).

Ведущий 1.
Ольга доказала, что способна править самостоятельно, что сильна и горда и может покарать обидчиков и бунтарей. Все увидели, что она бесстрашна и умна, а значит, может возглавить княжеское войско и выступить против врагов.

Ведущий 2.
После смерти мужа Ольга не только сохранила единство территории страны, она укрепила княжескую власть, стала полновластной правительницей земли Русской.

Чтец читает стихотворение Е. Санина «Святая равноапостольная Ольга», звучит «Вокализ» К. Молчанова):

Она была такой прекрасной.
Что красотой ее пленяясь,
К ней воспылал любовью страстной
И в жены взял великий князь!

Была такою умной Ольга,
Что  хоть историка спроси
Из всех княгинь ее лишь только
Прозвали Мудрой на Руси!

Она была еще жестока
И проливала кровь за кровь,
Пока Господь в мгновенье ока
Не дал ей веру и любовь.

Крестившись, Ольга изменилась
И, не творя отныне зла,
По всей Руси добро и милость,
И слово Божие несла!

Предвидя, что придется внуку,
Крестя вести нас к небесам,
Не так мечу, седлу и луку
Его учила, как псалмам!

Владимир не забыл об этом
И Русь крестил! А Ольгу мы
Сравним с зарей перед рассветом,
С подснежником в конце зимы.

Ведущий 1:
Веками ткалось кружево народных легенд о княгине Ольге. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь  Святою, история  Мудрою»  так сказал об этой замечательной деятельнице Древней Руси Карамзин.

Ведущий 2:
Ольгино крещение в 955 году в Константинополе связано с легендарной историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя Константина VII.

Слева на заднем плане свет высвечивает исполнительницу в образе княгини Ольги.

Княгиня Ольга:
Константин захотел взять меня в жены, но я отвергла его притязания, сказав, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда царь с патриархом крестили меня. Когда же Константин снова стал домогаться меня, я указала на то, что прихожусь теперь ему крёстной дочерью. Только тогда тот отпустил меня домой. В Киев я вернулась с иконами и богослужебными книгами. (Свет гаснет, Ольга исчезает).

Ведущий 1:
И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I. И началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда  первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила к Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Чтец (звучит «Вокализ» С. Прокофьева»):

Равноапостольная Ольга,
Твой день для нас, твоих потомков  славен!
Ведь в становлении Руси: трагичном, долгом,
Деяния твои  предтеча православия!

Ты славно княжила при жизни,
Сыновья рать хазар громила,
Внук стал Крестителем Отчизны,
Ты и любила, и казнила.

В Царьграде с именем  Елена, крещена,
Для укрепления пути великого,
Чтобы единой становилась вся страна
От Балтики до Поля дикого!

Ведущий 2:
Христианское имя великой княгини  Елена (в переводе с древнегреческого «факел») стало символом горения ее духа. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты (будешь) в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!».

Ведущий 1:
А Н. М. Карамзин, основываясь на летописях, писал: «Она мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами».

Звучит Гимн равноапостольной княгине Ольге (на экране проявляется икона равноапостольной княгини Ольги).

Часть III

Ведущий 2:
Анализируя жизнеописания святых жен русских, следует отметить, что большинство из них носили княжеские титулы. Духовная литература в основном писалась на греческом языке. И кто как не власть имущие могли познать ее. Имея хлеб насущный, ищет дух русской княжны иную пищу, часто становясь на путь аскезы.

Ведущий 1:
Боярыня Мария, жена Мария, мать Мария, преподобная Мария Образ матери Сергия Радонежского  собирательный образ русской женщины Древней Руси. Она узнала богатство и бедность. Пройдя свой мирской путь, она по примеру сына ушла в монастырь, чтобы дать своему духу покой.

Свет освещает «княжеские палаты». За столом сидит мужчина (Кирилл), рядом стоит женщина (Мария), дети играют на полу.

Мария:
Жизнь  таинство! Но жизнь  и жертвоприношенье.
Признанью верен тот, кто средь земных тревог
Смиренно совершит священное служенье
И верует тому, чего постичь не мог.

Кто немощи души молитвою врачует
И, если душу жизнь обманом уязвит,
Скорбя, без ропота свой тяжкий крест целует
И плачет на земле, и на небо глядит.

Звучит «О сладкого Твоего Гласа» (авт. Трубачев)

Ведущий 2:
Рассказывая о родителях Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый писал: «Не допустил бы Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей». Святость Марии  это святость любой русской женщины.

Мария:
О, вера чистая, святая,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря,
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай.

Звучит «Богородице Дево, радуйся» (авт. Трубачев)

Ведущий 1:
Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

Кирилл (из наставления Вл. Мономаха своим сыновьям; звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиера, ч.1):
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

Ведущий 2:
Праведность Кирилла и Марии была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы». Тому же учили они и трех сыновей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника». И вот средний сын, Варфоломей, привел в дом старца, которого встретил в поле под дубом.

Мальчик  средний сын  подводит к родителям старца.

Старец:
«О, добрые супруги! Вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына! Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь! Сей отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы и многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей».

Звучит «Тебе Бога хвалим» (Д. Бортнянский).

Ведущий 1:
Гостеприимные хозяева Мария и Кирилл проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что они невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну?

Кирилл:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я  медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Мария:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Кирилл:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Звучит «Величит душа моя Господи» из «Сюиты в монастыре» В. Малярова.

Ведущий 1:
Вскоре всё семейство переселилось в Радонеж близ церкви Рождества Христова. Там же Святые Кирилл и Мария приняли пострижение. Сыновья Стефан и Петр избрали супружескую жизнь, а Варфоломей и там продолжал говорить отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь».

Кирилл (звучит «В келье» из «Сюиты в монастыре» В. Малярова):
«Помедли, чадо, сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому  у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание».

Ведущий 2:
Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых мощей его родителей  праведных Кирилла и Марии  в Хотьковском монастыре. За их родительским благословением множество боголюбивых паломников идет в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы.

Кирилл:
Изливая перед святыми родителями преподобного Сергия свои скорби и радости.

Мария:
Испрашивая помощи, утешения, исцеления и благословения на добрую жизнь.

Чтец:
Кирилл и Мария, спасите
От тех, кто пытается вновь
Родную Россию похитить,
Пролив неповинную кровь.

Прошу вас, святые Хотькова
Взывать перед Сыном своим,
Пусть вымолит Родине снова
Путь в горний Иерусалим.

Ведущий 1:
«Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели».

Детский хор исполняет песню «Наши православные родители» (авторы П. Синявский, А. Журбин).

Часть IV

Ведущий 2:
Путь святых русских жен  воплощение радости и любви, подвиг духовного делания и служения земле русской. Дух святых жен русских жив. Русская женщина несет свой подвиг духовного делания в миру, будучи «спутницей, другиней, вдохновительницей»» тому, кто идет с ней рядом.

Ведущий 1:
Княгиня московская Евдокия (в монашестве Евфросинья)  покровительница Москвы, земная и небесная,  как раз и была такой спутницей, другиней, вдохновительницей великого князя Дмитрия Донского. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением Сергия Радонежского.

Чтец:
Пред Богом предстает как Небожитель,
Земного материнства покровитель.
Раскрыта в ней любви небесной сила.
Моли за нас, святая Евфросиния!

Ведущий 2:
Сперва это была Евдокия, дочь князя Суздальского и Нижегородского Дмитрия. Символично, что женитьба на белой лебёдушке Евдокии совпала с решением сделать Москву белокаменной, ведь немногим раньше она сгорела.
Как за каменной стеной и в прямом и переносном смысле должна была жить за мужем Евдокия.

Ведущий 1:
А каким чадолюбием отличались наши предки, не в пример нынешнему времени. После смерти старшего Данила, Евдокия рожала детей чуть ли не каждый год. Ведь самое время заводить на Руси большие семьи, вить заново Большое Гнездо. Крепких рук нужно больше и душ горячих тоже. Трудов край непочатый. Двенадцать детей произвела на свет великокняжеская чета: 8 сыновей и четыре дочери.

Чтец читает стихотворение В. Шурбакова (звучит мелодия Романса Г. Свиридова из сюиты «Метель»):

Евдокия-Евфросинья
Князя Дмитрия жена
Богом, Верою, Россиею
И семьёй своей жила.
Мужу верная соратница,
Мать двенадцати детей
Оставалась и останется
Образцом для всех семей,
Идеалом русской женщины
И воистину святой
Все деянья её вещие
Осеянны добротой,
Благородным бескорыстием
Перед миром и казной,
И к Христу любовью истинной,
А не светски-показной
За рубли её надёжные
И в престольной и за ней
Воздвигались храмы божии
И ряды монастырей,
Обиходились убогие,
Пополнялись закрома
Вместо слуг работы многие
В доме делала сама.
Не пугаясь эпидемии,
К москвичам болезным шла
И сестрою милосердия,
И сиделкою была

Ведущий 2:
Это чадолюбие «было сполна осознанным стремлением противостоять ненавистной погибели Русской земли». 8 сентября 1380 года, в день Рождества Богородицы, во главе русского войска князь Дмитрий Иванович, надев доспех простого ратника, бился насмерть с ордынцами Мамая.

Ведущий 1:
А княгиня Евдокия вместе с детьми и великокняжеским двором стояла в церкви, умоляя Силы Небесные даровать победу русскому воинству. Вслед за ней в храмы устремился народ, впавший было в оцепенение, ибо ожидание неведомого бывает страшнее его. В память о Куликовской победе княгиня повелела возвести белокаменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Чтец продолжает читать стихотворение В. Шурбакова (звучит «Вокализ» С. Рахманинова):

А когда с Ордой бесовскою
Биться Князь ушёл на Дон,
То всю битву Куликовскую
Простояла у икон,

Умоляя богородицу
Князю Дмитрию помочь
Не с того ль Мамая конница
Убежала с поля прочь?

Так вот эта божья женщина
От болезней, бед и зла
В дни для всех людей зловещие
Русь Святую сберегла!
А потом, когда преставился
Муж её  Великий Князь,
Эта умница, красавица
За державный руль взялась.
И страною мудро правила
До поры, когда всерьёз
Для Руси Святой во здравие
Старший сын её подрос,
А сама, сняв бремя тяжкое
И ответственность за власть,
Целиком, чтоб стать монашкою,
Службе Богу отдалась.

Ведущий 2:
Дмитрий Донской умер в возрасте 39 лет в 1389 году. Сохранились слова плача, наполненного безутешным горем, великой княгини над телом скончавшегося супруга.

Свет направлен на женщину (Евдокию), плачущую над своим умирающим мужем.

Евдокия (плач):
Как же ты умер, жизнь моя бесценная, меня одинокой вдовой оставив! Почему я раньше не умерла? Померк свет в очах моих! Куда ушел ты, сокровище жизни моей, почему не промолвишь ко мне, сердце мое, к жене своей? Цветок прекрасный, что так рано увядаешь? Сад многоплодный, уже не даруешь плода сердцу моему и радости душе моей?.. Солнце мое,  рано заходишь, месяц мой светлый,  скоро меркнешь, звезда восточная, почему к западу отходишь? Царь мой милый, как встречу тебя и как обниму тебя или как послужу тебе? Где, господин, честь и слава твоя, где господство твое? Господином всей земли Русской был  ныне же мертв лежишь, никем не владеешь!.. Свет мой светлый, почему ты померк? Гора высокая, как ты рушишься? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, о своей княгине: вместе с тобою жила, вместе с тобою и умру ныне, юность не оставила нас и старость не настигла

Ведущий 1:
Еще при жизни супруга Евдокия жила истинно по-христиански, а после кончины его повела монашескую, подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под великокняжеской одеждой тяжелые вериги, никому не рассказывая о своем подвиге. Помогая сыну управлять государством, жила она монашенкой в миру. Поминая покойного супруга, княгиня делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой.

Ведущий 2:
После видения архангела Михаила, возвестившего ей о скорой кончине, она решила принять монашество. Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, всецело посвятила себя Богу. Она основала Вознесенский женский монастырь у Фроловских (ныне Спасских) ворот Московского Кремля (там она встречала мужа с Куликова поля) и Горицкий в Переяславле.

Ведущий 1:
Скончалась Евфросиния в возрасте 53 лет, на 18 лет пережив своего любимого. Евдокия  «благоволение», Ефросиния  «Радость».

Чтец читает стихотворение В. Шурбакова (звучит Пастораль из «Метели» Г. Свиридова):

Для смиренной Евфросинии
Вознесенский монастырь
Был как птице небо синее,
Где виднее даль и ширь
Удлинив в его обители
И молитвы и посты,
Жизнь она свою увидела
Как бы с божьей высоты
Показалось  мало сделала
Для людей и для Творца
И от чувства оробелого
Слёзы хлынули с лица.
Не считавший прегрешением
Жизнь её в святой любви,
Бог княгине в утешение
Снова ангела явил.
Тот сказал ей: «Сделав многое,
Ты, страдая, но без слёз
Шла всегда лишь той дорогою,
По которой шёл Христос,
Всё, что он хотел, исполнила
В этом  Веры идеал»
И сверкнув крылом как молния,
Душу в Рай с собой забрал.
С ней прощаясь, люди плакали,
Видя плоть святой в гробу
Ангел же в то время знаками
Про её вещал судьбу:
То склонялось небо знаменем,
Благодать неся толпе,
То взгорались ярким пламенем
Свечи сами по себе,
То вдруг аромат целительный
Изливался на народ
Вот таким был удивительным
Евфросинии уход.

Звучит Акафист преподобной Евфросинье (Икос 1):

Радуйся, от младых лет спасение взыскавшая.
Радуйся, в молитвах к Богу прилежавшая.
Радуйся, в напастех на Него Единаго упование полагавшая.
Радуйся, в сане княжестем смирение сохраншая.
Радуйся, во власти державней кротость во всем соблюдшая.
Радуйся, к нищим милосердие неоскудное показавшая.
Радуйся, в чертозе княжестем иночески пожившая.
Радуйся, неговании двора царскаго постническое житие явившая.
Радуйся, преподобная княгине Евфросиние.

Заключение

Ведущий 1:
Святые жены веры православной, как и все женщины мира,  мироносицы по своему призванию. И каждая да пребудет в благодарности Богу за эту великую милость и ответственность  родиться на земле в женском естестве.

Ведущий 2:
Та, что называется женой и матерью, сестрой и подругой, матушкой, бабушкой, дочерью, внучкой, племянницей и теткой, свекровью, тещей, и наконец, та, к которой обращаются с выражением величайшего нашего назначения на земле  женщина!

Ведущий 1:
Все женщины  мироносицы, потому что они носят в груди своей величайший сосуд  женское сердце. Наполним же его драгоценнейшим миром  всепобеждающей и всепоглощающей любовью к Богу и нашим близким.

Ведущий 2:
Святые женщины православной Руси!.. Их имена окружены ореолом святости, их прекрасные лики взирают на нас с православных икон, им мы с благоговением ставим свечи. Это русские женщины, «мироносицы вземшие чин», к которым мы обращаемся в скорбях и нуждах.

Исполняется гимн «Святой Руси святые жёны» (на экране лики святых женщин Руси):

Держа светильники зажжёны
Шли до конца на Божий глас
Святой Руси Святые жёны
С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга
Первоугодница еси
Монахини, княжны
О, сколько святых заступниц на Руси
Какие бури и метели,
Людскую зависть, гнев и злость
Им о душе, а не о теле
Радевшим потерпеть пришлось
Одни за веру жизнь отдали
Другие в подвиге святом
Терпеньем Богу угождали
Трудом, молитвою постом.
Мгновеньем пронеслись столетья,
Но, не забыв земли родной
Вы были с нею в лихолетья
Глотком воды в духовный зной.
В духовной битве поражённый
Враг отступал от них не раз
Святой Руси святые жёны,
Молите Господа о нас!

Ведущий:
Святые жены мироносицы и
все святые жены веры православной
молите Бога о нас!

Конец


1


«Святые дочери России» Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.


2


Княгиня Ольга «…Ольгу мы Сравним с зарей перед рассветом, С подснежником в конце зимы!» Часовня Княгини Ольги


3


Феврония Петр и Феврония Церковь Петра и Февронии


4


Ярославна «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки На своих легких крылышках На воинов моего милого? Разве мало тебе было под облаками веять, Лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье По ковылю ты развеял?»


5


Ксения Петербургская Храм-часовня Ксении Петербургской Горожане заметили: куда зайдет блаженная Ксения, туда приходит удача. Всегда она старалась быть полезной людям: делом или добрым советом.


6


Маргарита Тучкова После гибели мужа Маргарита продала имение и построила дома для солдатских вдов. Позже она обосновала женский монастырь, где стала игуменьей. Все силы и энергию она потратила на то, чтобы облегчить страдания солдатских вдов.


7


25 декабря 1825 года — восстание декабристов Сенатская площадь


8


Екатерина Ивановна Трубецкая Она первой покинула дом, отвергла блеск и роскошь, отказалась от богатства и доброго имени, порвала с прошлым и бросилась, как в пропасть, в неведомую Сибирь. Она решила разыскать своего мужа – князя Сергея Трубецкого, «государственного преступника».


9


Мария Волконская После смерти она оставила «Записки» с ярким описанием тюремно-каторжного режима, характеристикой многих декабристов, сведениями о быте, нравах, культуре и отношении населения Сибири к декабристам.


10


Камилла Ивашева После того, как произошли выступления декабристов, Камилла узнала о том, что Василий Ивашев арестован. В 1828 году она направила царю письмо с просьбой разрешить ей ехать в Сибирь и получила разрешение. В июне 1831 года Камилла выехала к своему возлюбленному.


11


Наталья Долгорукова Несмотря на уговоры родителей, вышла замуж за Долгорукова, который впал в немилость к царю. Через три дня они были сосланы. Через 9 лет муж был казнен.


12


Великая Отечественная война 1941 – 1945гг Женщина! Все победила она: Боль и разлуку, И смерть, и усталость. Девушка, Мать и Сестра, и Жена – Сколько ей горя и счастья досталось! Пусть продолжается праздник весны, И ничего ей не нужно на свете, — Только бы не было в мире войны, Только счастливыми были бы дети.


13


Женщина — Мать


14


Русская женщина смело пойдет за тем, во что верит.

МБУК  МЦБС  Грачевского  района

Центральная  районная  библиотека

«Святые  женщины  России»

(Женщины  в  войну  1812  года)

Грачевка, 2017 г.

Цель: знакомство  с историей  Отечественной войны 1812 года  и  роли  женщины в борьбе  за  освобождение своей  страны.

Задачи:

1. Воспитание гражданина — патриота

2. Приобщение к культурным ценностям страны

3. Формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.

Целевая аудитория:  учащиеся 9-11 классов

Оформление:

Выставка «Листает  ветер  летопись  времен»

Портреты   женщин,  вложивших  свой  вклад  в  Победу  1812  года.

Плакат  с  названием  вечера.

Действующие  лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Ведущий 1:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,

Ты подарило далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и долгую добрую память.

Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни —

Радость работы на мирной, счастливой земле.

Ведущий 2: Здравствуйте,  уважаемые гости! Сегодня наша  встреча  посвящена героической  странице  нашей  истории – Отечественной  войне 1812  года. Мы предлагаем всем сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие  предки,  среди  которых были  и  женщины. Именно  о  них сегодня пойдет наш рассказ.

Ведущий 1:Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.

Ведущий 2: Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…

Исполняется русская народная песня (или звучит запись).

Ведущий 1:Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от врагов защищать, а их-то у нашего народа было немало.

Ведущий 2: 7 сентября (26 августа  по старому  стилю) 1812 года вошло в русскую историю как день битвы  у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы, день Бородинской битвы. Трагическое событие войны, которое, однако, стало переломным. На поле брани погибли тысячи воинов, которых дома ждали матери, сестры, дочери и жены. Красавицы и не очень, они ждали и верили, что будет победа и многие из них делали все, что в их силах для этого.

Ведущий 1: Как-то великий Генрих Гейне изрек очень правильную мысль на этот счет: «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин.» А ведь верно: мы хорошо знаем имена полководцев 1812 года, имеем их галерею в Зимнем дворце, но,  а как же женщины? Может быть,  только троим из них — Маргарите Тучковой, кавалерист-девице Надежде Дуровой, да крестьянке Василисе Кожиной — оказана честь остаться в истории Великой Отечественной войны 1812 года, а как же остальные, те которые ждали?

Ведущий 2: Ждали, не значит сидели около окна. Патриотические чувства стали причиной того, что в русском обществе этого периода стало появляться то, что именуется ныне благотворительной деятельностью. На тот момент это была одна из самых доступных форм помощи русской армии, воевавшей с Наполеоном.  И у истоков как всегда стояли Романовы, начиная от императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I и заканчивая великими княжнами и их фрейлинами.

Ведущий 1: Маргарита Тучкова. Она не была святой, не совершала чудес… но на самом деле Маргарита Тучкова ею была — точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца.

В 1806 году в Москве полковник Александр Тучков обвенчался с прелестной девушкой из русских аристократок. Ее звали Маргарита Михайловна Нарышкина.После свадьбы Тучков уходил на очередную, на этот раз русско-шведскую, войну. И его молодая жена вместо того, чтобы махать чепчиком с крыльца и лить слезы, переоделась в солдатский мундир, вскочила на коня и под видом денщика Тучкова,  последовала за ним в тяжелейший зимний поход. Морозы, обледенелые дороги, неверный лед Ботнического залива, через который двигались русские войска, были даже более опасны, чем шведские пули и ядра. Маргарита выдержала это испытание, став настоящей боевой подругой свежеиспеченного генерала с двумя новыми орденами и славой отважного воина.

В 1811 г. она родила сына Николая, так что с началом войны 1812 года уже не могла следовать, как прежде, за мужем. Она проводила его только до Смоленска, а потом вернулась к родителям в Москву.

А потом настал день Бородина — 26 августа.  В  этот  день  её муж.Французская бомба — начиненный порохом чугунный шар — попала в носилки, на которых солдаты выносили командира, и от его тела ничего не осталось — оно исчезло, растворилось в этом аду…

В ноябре вместе с одним монахом, она пыталась среди гор непогребённых воинов найти останки мужа. Чего ей это стоило, — просто трудно и вообразить. Поиски оказались напрасными. И тогда вдова решает поставить памятник на месте героической гибели русских воинов. Продав всё своё имущество, в 1820 году она осуществляет свое намерение. А после смерти сына постригается в монахини.

Она, как и многие  женщины, несла свой крест — как умела — и, наверное, до своего смертного часа не ведала сомнений на избранном пути.  Именно ей мы обязаны тем, что есть ныне Бородинское поле и Спасо-Бородинский монастырь, построенный на ее деньги в память о муже и всех убиенных на поле Бородинском.

Ведущий 2: Но  даже  на  войне  не  возможно обойтись  без  любви. Им,  всем тем,  кто  ждал  и  поддерживал  своих  мужей, братьев, друзей,  отцов, посвящали   стихи  поэты. Одним из  них был  современник,герой Отечественной  войны 1812 года  Денис Давыдов.

Напрасно думаете вы,

 Чтобы гусар, питомец славы,

 Любил лишь только бой кровавый

 И был отступником любви

 Он часто храбрости огонь

 Любовным пламенем питает —

 И тем милей бывает он.

 Он часто с грозным барабаном

 Мешает звук любовных слов…

Клип:  Романс  «Не пробуждай» ( из  фильма «Эскадрон гусар  летучих»)

Ведущий 1: Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет. Писали полководцы и государственные деятели, войны и поэты, простые люди, вплоть до московской дворовой женщины. Из этих писем мы узнаем, что женщины всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года.

  И, в первую очередь, это относится к знаменитой “кавалер девице” — Надежде Андреевне Дуровой, чья удивительная судьба еще при ее жизни стала легендой. В своих многочисленных походах она вела записки, нечто вроде дневника, по которым и были написаны впоследствии многие ее произведения.

Ведущий 2: Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра. Матушка ее очень хотела сына, и когда ей принесли новорожденную дочь, сразу невзлюбила ее. Неудивительно, что дочь стала тянуться к отцу. Уже маленькой она проводила много времени в седле его лошади.

С детства она была бесстрашна. Верила вздору о леших и мертвецах, разбойниках и русалках, но в глухую полночь могла одна пойти на кладбище, в лес, войти в пустой темный дом, в пещеру. Она просто искала опасности. Она  выучиться ездить верхом, стрелять из ружья и  просто  мечтала сбежать  из  дома.

И вот, в сентябре 1806 года она, переодевшись в мужское платье, тайно покинула дом и вступила в казачий полк под именем Александра Васильевича Дурова.

Уединяясь на биваках, Дурова кипела необыкновенной энергией в сражениях, — она ходила вместе с товарищами в тяжелейшие атаки на французов. Командир выговаривал ей даже, что она ходит в бой со всеми эскадронами полка поочередно, а не только со своим, как полагается. Журили ее и за то, что она, рискуя жизнью, стремится спасать “встречного и поперечного”, выводит раненых из боя. За подлинный подвиг, за спасение от гибели русского офицера (женщина с пикой в руке бросилась на нескольких французских кавалеристов) ей был дан самый почетный воинский орден — Георгиевский крест.

Днем и ночью, в любую погоду — в седле, бесконечные стычки с неприятелем, ночевки на земле, заплесневелые сухари и питье из лужи, невозможность обогреться или сменить мокрый мундир… Обо всем этом Дурова говорит в своей книге  «Записки  Кавалер – Девицы».

Ведущий 1: Ни  одна Дурова  разделила тяжелую долю  мужчин  в  боях  и  походах. Другая  её сверстница – жена генерала Михаила Ефграфовича Храповницкого — Софья Алексеевна (урожденная Дедеева) всюду  сопровождала своего  мужа, одетая казаком. Она  бывала  вместе  с  ним в  боях и  даже получила  медаль. Но  маскарад Храповницкой никого  не  обманывал.

Семья оставалась семьей и при военно-походной жизни. Были и еще женщины в то время, так или иначе ломавшие не нравившийся им уклад жизни. И все же Дурова изумила всех. Никто не в силах был преодолеть таких трудностей, какие взвалила на себя она.

Ведущий 2: Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. Но общая беда, как известно, сближает людей. В пострадавших от нашествия губерниях женщины и дети помогали своим мужьям, отцам, уходили в партизаны.

Так поступила Василиса Кожина, которая возглавила отряд из женщин и подростков. Они выслеживали и уничтожали отдельные небольшие группы наполеоновских солдат.

Ведущий 1: Сколько их полегло от кос и рогатин мужественных  женщин, не счесть, еще больше попало в плен. Летом это были наглецы и истязатели, а в начинавшуюся стужу, пришедшие от голода в отчаяние люди по своему виду более напоминали бродяг. Позднее слова Василисы, обращенные к ним, нашли отражение в стихах.

Добрых людей

Да званых гостей

С честью у нас встречают

И в передний угол сажают.

А незваных нахалов,

Грабителей басурманов

С бесчестием прогоняют

И кулаком провожают.

Знать, в Москве-то не солоно хлебали,

Что хуже прежнего и плоше стали,

А кабы занесло вас в Питер,

Он бы вам все бока вытер.    

Ведущий 2: Так же действовал  и отряд под командой крестьянки Прасковьи из деревни Соколове. Оставшаяся для потомства «кружевница Прасковья» поступила, как подсказывала  ей совесть. Губернатор Смоленска Жомини, назначая за голову Прасковьи «большую сумму», не подозревал, что имя ее окажется бесценным для истории, а в золотых кладовых народной памяти навсегда сохранится ее образ.

Не требовала для себя никакой награды Анфиса из деревни Юхны Вяземского уезда Смоленской губернии. Стоны, проклятия, жалобные крики, ругательства часто оглашали лес и дороги. На них бесследно исчезали конные и пешие солдаты и офицеры. В плен «команда Анфисы» никого не брала. Это было в некотором роде соперничество в уничтожении врага. О послевоенной судьбе Анфисы и ее боевых подруг вдов Лукерьи и Настасьи, девушек Марии, Ульяны, Анны и других ничего не известно.

Вот как он написал о партизанских отрядах Кондратий Рылеев:

 Вкушает враг беспечный сон;

 Но мы не спим, мы надзираем —

 И вдруг на стан со всех сторон,

 Как снег внезапный налетаем.

 В одно мгновенье враг разбит,

 Врасплох застигнут удальцами,

 И вслед за ними страх летит,

 С неутомимыми донцами.

Ведущий 1: “… Русский народ поднялся, как один человек, и для этого не требовалось ни прокламаций, ни манифестов… воины проходили всюду с песнями; иногда за ними шли их жены и, чтобы помочь мужьям, несли их оружие и их вещи…” – это  отрывок  из   письма Г. Фабера, чиновника русского министерства иностранных дел.

Песня «Я  люблю  кровавый  бой» (Д.Давыдова)

Ведущий 2: Так мужественно вели себя простолюдины в деревнях. А что же в городах? Вот, например, в Пензе, как мы узнаем из записок Ф. Вигель: “Дворянство по-своему старалось высказать патриотизм. Дамы отказывались от французского языка… Многие из них, почти все, одевались в сарафаны, надевали кокошники и повязки”. Это было в провинции, а в Москве?

Ведущий 1:15 ноября 1812 года императору Александру I был представлен проект создания Патриотического Женского общества, который получил его одобрение, уже 12 ноября 1812 года в «Прибавлении к СПб ведомостям» было помещено Объявление такого содержания: «Сим извещается, что особы, желающие вступить в Патриотическое Женское общество или участвовать в сем заведении, могут записываться в Русской конторе гг. Петербургских банкиров братьев Ливио. Ежедневно с 10 утра будут приниматься деньги и приношения всякого рода, которые сострадательными людьми будут приносимы, или присылаемы несчастным пострадавшим от войны.»

Ведущий 2:  Среди  женщин,  записавшихся  в Патриотическое  Женское  общество была Великая княжна Мария Павловна.

В 1813 году, во время военных действий в Европе, Мария Павловна заложила свои драгоценности, чтобы на полученные средства устроить госпитали для русских солдат.

Ведущий 1: Имя  Великой княгини Екатерины Павловны так же  числилось  в списках Общества.

Благотворительная забота о раненых, уход и попечение за ними великой княгини Екатерины Павловны – это продолжение традиции ее матери, императрицы Марии Федоровны.  В 1812 году Екатерина Павловна горячо поддерживала мысль о созыве народного ополчения и из своих удельных крестьян сформировала Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон, участвовавший почти во всех главных сражениях той эпохи. В 1813-1815 гг. она сопровождала императора Александра в походах и не оставалась без влияния на ход совещаний во время Венского конгресса. Руководствуясь девизом «Экономь сейчас – не будешь нуждаться в беде», она основала первые и по сей день существующие сберегательные кассы.

Ведущий 2: С 1813 года членом Патриотического Общества была и дочь знаменитого полководца А.В.Суворова графиня Наталья Александровна Зубова.

С самого начала деятельности Общества, среди его основательниц мы находим имя Елизаветы Марковны Олениной, жены президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.Н.Оленина. Впоследствии в члены Общества в 1814 году вступили ее мать, Агафоклея Александровна Полторацкая и сестра Агафоклея Марковна Сухарева. Следовательно, почти вся женская половина семьи Олениных имела отношение к деятельности общества, принимала в ней активное участие. Да, это те самые Оленины…пушкинские.

Членом Общества была с 1813 года Зинаида Александровна Волконская, превратившая проводы М.Н.Волконской в сибирскую ссылку в политическую демонстрацию. Это о ней Пушкин написал:

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений.

 Император Александр 1 почитал  её «прекраснейшим украшением своего  дворца».

Ведущий 1:  В Патриотическом  обществе  Санкт-Петербургских  дам   состояла  и  Софья Григорьевна Волконская, сестра будущего декабриста С.Г.Волконского  и ближайшая подруга  и соратница императрицы Елизаветы Алексеевны.

Конечно  это  не  все женщины,  которые  внесли  свой  посильный  вклад  в  освобождение  своей  страны. Сегодня  вы  услышали лишь некоторые  из  многочисленных  имен. Но  нам  хотелось, что  бы хоть  о  некоторых  люди  помнили.

А  сейчас  для  вас пройдет  викторина  на  лучшего  знатока  истории.

(вопросы  викторины  прилагаются)

Подводятся  итоги,  награждаются  победители.

Ведущий 2:  На  протяжении многих веков образ женщины, её  очарование, загадочность и  склонность к  самопожертвованию были предметом восхищения  и  величайшего  поклонения.

Женщины  в  русской  истории… В  чем  их  особенность? Федор  Михайлович  Достоевский  писал: «Русская  женщина смело пойдет  за  тем, во  что  верит».

Даже  в  самое  трудное время женщина  не  требовала к  себе  снисходительности. В  её  слабости таилась  огромная  сила. Это  подтверждают многие русские  женщины,  жившие  в  различные  эпохи.

Ведущий 1: Подвиг русских  женщин достоин  самого  искреннего уважения и  высокого почитания потомков.

Женщина!

Всё победила она:

Боль  и  разлуку,

Смерть и  усталость.

Девушка,  Мать  и Сестра  и  Жена-

Сколько  ей  горя  и  счастья досталось!

Женщина- нет на  вечной  земле создания  гармоничней!

 Героиням  нашего  сегодняшнего  рассказа,  всем  женщинам посвящается  песня.

Звучит  песня «Не женщины  придумали  войну»

Ведущий 2: На  этом  наша  встреча  заканчивается.  До  новых  встреч!

Викторина  по 1812 году

1.      Назовите дату  Бородинского  сражения (7 сентября (26 августа  по старому  стилю) 1812 года

2.      Кто  командовал  русской армией  в  Бородинском  сражении? ( генерал Кутузов)

3.      Назовите  имена героев,    принимавших  участие  в  войне 1812  года. (Генерал Ермолов, Князь Пётр Иванович Багратион, полковник Николай Николаевич Раевский,  Барклай-де-Толли,  Коновницин, генерал Кутайсов, Никита Муравьёв, братья Тучковы, Дохтуров и многие другие, в том числе и Денис Давыдов).

4.          В какой подмосковной деревне собрались на военный совет генералы русской армии, чтобы решить судьбу Москвы? (  После Бородинского сражения русская армия отошла к Москве и ранним утром 1 (13) сентября расположилась у небольшой подмосковной деревни Фили. В избе крестьянина Фролова собрался военный совет во главе с командующим русской армией М. И. Кутузовым, на котором надо было решить судьбу Москвы.)

5.      Какое  решение  было  принято на  совете  в Филях? ( отступление и  сдача  Москвы  французам.)

6.      По какой дороге наполеоновские войска уходили из Москвы? ( По  старой  Калужской  дороге. После  битвы  за  Малоярославец  начала  отступление  по  Смоленской  дороге)

7.      Когда  состоялась  битва  при  Березине? (14 ноября 1812  года) И  чем  она  примечательна?  (разгром  французского  войска.)

8.      Кому принадлежат знаменитые слова: «Лучше умереть на поле славы, нежели на кровати», «Счастье и наивеличайшая честь — носить русский мундир»? (Дмитрий Сергеевич Дохтуров.  Барклаю-де-Толли, спросившему, сможет ли он руководить обороной Смоленска из-за ухудшения здоровья, Дохтуров ответил: «Лучше умереть на поле славы, нежели на кровати». )

9.      Как назывались военные формирования, создававшиеся во время Отечественной войны из горожан,  свободных крестьян и  дворян? (Народное  ополчение)

10.    Назовите  имя  крестьянки- участнице  партизанского  движения, которая возглавила отряд из женщин и подростков. (Василиса Кожина).

11.    Назовите  имя  женщины,  благодаря  которой  был  построен   Спасо-Бородинский монастырь на поле Бородинском. (Маргарита  Тучкова. Сначала  была  построена церковь   на ее деньги в память о муже и всех убиенных,  а  затем  основан  монастырь).

12.    Назовите  имя  известной  кавалер-девицы. (Надежда Андреевна Дурова).

13.    Имя  женщины, которая  так же, как  и Надежда  Дурова вела  военно-походную  жизнь в 1812  году. (Софья Алексеевна Храповницкая)

14.    Каким  образом  выказывали  патриотизм  дамы  из  провинциальных  городов  России? (Дамы отказывались от французского языка… Многие из них, почти все, одевались в сарафаны, надевали кокошники и повязки).

15.    Как называлась  организация женщин,  основанная  в  Санкт-Петербурге? (Патриотическое Женское общество)

16.    Назовите  имена  наиболее  известных  женщин,  входящих  в  эту  организацию. (Великая княжна Мария Павловна, Великая княгиня Екатерина Павловна, дочь знаменитого полководца А.В.Суворова графиня Наталья Александровна Зубова, Елизавета Марковна Оленина, жена президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.Н.Оленина, Зинаида Александровна Волконская и  другие).

17.    Скажи-ка, дядя, ведь не даром

           Москва, спаленная пожаром,

 Французу отдана?…   Кому  принадлежат  эти  строки? (М.Ю.Лермонтов)

18.    Какие  художественные  произведения   посвящены  Отечественной  войне 1812 года? (Л.Толстой «Война  и  мир»,  Голубов С. Н. «Багратион». Данилевский Г. П. «Княжна Тараканова» и «Сожженная Москва»,  Задонский Н. «Денис Давыдов», Шевцов И. М. «Бородинское поле», Загоскин М.И. « Рославлев, или Русские в 1812 году»)

Литература: 

1.     Военная  литература .- militera.lib.ru ›bio/pushkin_kostin/04.html

2.     Женщины  1812 года.- history- life.ru ›post183610727

3.      Дурова Н. Кавалерист – девица. Происшествие в России. 1985 г.

4.     Дурова  Н.А  Избранные сочинения/ Н.А.Дурова.- М.: Московский рабочий, 1988. —

5.     Сироткин В.Г. Отечественная Война 1812 год/ В.Г.Сироткин.– Москва.: Просвещение, 1988.- 255 с. 

6.     Орлик О. В. Гроза двенадцатого года…/ О.В.Орлик.- М.: Наука, 1987.- 192 с.

Составитель: А.В.Нагаева – заведующая методико-библиографическим  отделом Грачевской  ЦРБ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий семинар практикум
  • Сценарий святочные забавы
  • Сценарий семейных спортивных соревнований
  • Сценарий святочного концерта
  • Сценарий семейные увлечения