Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
Воспитательное мероприятие
«Живи, родник, живи!»
Автор:
Костырченко Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Адрес: 309920, Белгородская область Красногвардейский район г. Бирюч, ул. Павловского, д. 7, тел. 8-47(247)-3-43-27
Бирюч, 2015
Название разработки: воспитательное мероприятие.
Название и форма проведения: «Живи, родник, живи!», праздник
Пояснительная записка
Цель: формирование у учащихся бережного отношения к охране водных ресурсов.
Задачи:
- познакомить учащихся с ролью воды в жизни человека; со значением и пользой родниковой воды; расширить кругозор учащихся о родниках своего края;
- развивать интерес работать с другими источниками информации;
- воспитывать заботливое отношение к водным источникам.
Форма проведения: праздник.
Метод проведения: словесный, наглядный, беседа.
Возраст детей: 11-12 лет.
Условия для проведения: кабинет экологии.
Оборудование: фотографии и рисунки детей с родниками, плакат «Капля воды дороже золота», экологические знаки «Сохраним родники», музыкальное сопровождение (звуки водопада, журчание ручья, щебетание птиц)
Методические советы на подготовительный период: учащиеся посещают родники нашего края, делают выставку рисунков и фотографий родников.
План мероприятия
- Организационный момент.
II. Основные этапы.
- Вступительное слово педагога.
- История родника «Крещенский» с. Весёлое.
- Конкурс «Поэтический».
- Экологическая азбука «Сохраним родники».
- Конкурс «Найди ошибку».
- Музыкальные ступеньки.
III. Итог мероприятия.
IV.Рефлексия.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие друзья. Я приветствую вас сегодня на нашем празднике. А что бы узнать его тему, давайте послушаем стихотворение:
Родничок журчит, струится
День и ночь из года в год:
Чтобы смог воды напиться,
Кто захочет, кто придёт.
Мать-Земля меня послала
Для своих живых детей:
Для зверушек и растений,
И, конечно, для людей.
Чтоб напились, чтоб умылись,
Чтоб здоровыми росли,
Чтоб любили, понимали
И Природу берегли.
Родничок не умолкает
Чистый, вкусный сок Земли
Всех напоит:- что осталось, —
В воды Матушки – Реки.
Ченин А. [2]
Педагог: И как вы уже догадались, мы сегодня поговорим о родниках.
II. Основные этапы мероприятия.
1. Вступительное слово педагога.
Педагог: Тема нашего мероприятия «Родник- источник жизни на Земле». Ребята, а что вы себе представляете при произношении слова «родник».
(Ответы детей: вода, явление природы, красота, дар божий, родина и т.д.)
Посмотрите на доску и прочитайте высказывание «Капля воды дороже золота». Эти слова принадлежат Дмитрию Ивановичу Менделееву — великому химику. Это говорит о большой роли воды для растений, животных и человека. Но не вся вода пригодна для питья, а только пресная. И источником её являются реки, озёра и конечно же родники. Но не вся вода пригодна для питья. Именно родник содержит ту воду, которая способна утолить жажду особенно в жаркий день.
2. История родника «Крещенский» с. Весёлое.
Педагог: Каждый родник богат своей легендой, сказанием. И наш родник встречается в летописи села Весёлое, как источник чистой и полезной воды. А теперь давайте послушаем сообщения детей о роднике.
Сообщение: В нашем районе очень много родников, но живя в таком прекрасном селе Весёлое, хочется рассказать о «Крещенском роднике» или как его в народе называют «Безодена»- без дна. Его так называют потому, что там погибло много скота и людей. Этому роднику более 100 лет. Вода в нём зимой и летом одной и той же температуры + 8. Она очень мягкая и вкусная, поэтому большинство жителей используют её для питья. А ещё она обладает целебными свойствами, поэтому больные люди лечатся ею. Из родника вода стекает в ручей, который затем впадает в реку Тихая Сосна. В 2009 году родник обустроили. В 2010 году сделали купель, и на Крещение благочинный г. Бирюча отец Олег и настоятель храма Святителя Николая Чудотворца отец Владимир освятили родник и купель. Все люди нашего села посещают «Безодену», кто водички набрать, а кто окунуться в купели.
3. Конкурс «Поэтический»
Педагог: Дорогие, ребята, о красоте это чудесного творения природы, было сложено много стихов. И я вам предлагаю почувствовать себя поэтами и сочинить стихотворение, используя предложенные рифмы.
Рифмы первой команде: Рифмы второй команде: Рифмы третьей команде:
……….бежишь ………белый ……..маленький
……….журчишь ……….смелый …….удаленький
……….спешишь ……….ручеёк ……..снег
……….не спишь ……….прыг-да-скок ……..на проталинке
4.Экологическая азбука «Сохраним родники»
Педагог: Я хочу вам привести слова одной пословицы «Что имеем- не храним, потерявши — плачем». Это говорит о том, что только одно человечество виновато в загрязнении окружающей среды. Мы не ценим того, что нам даёт природа. Каждому человеку стоит задуматься над этим. И тогда мы сделаем наш мир чище и красивее. А сейчас давайте вместе с вами составим экологические знаки, сохраняющие наши родники. Если их не беречь, они погибнуть, и мы навсегда их потеряем. А родники обязательно должны жить.
(Дети составляют и зарисовывают экологические знаки, сохраняющие родники)
— не мусорьте на территории родника;
-не мойте свои автомобили водой из источника;
— не выгуливайте животных;
-не разводите костры;
— не используйте воду родника для бытовых нужд.
5. Конкурс «Найди ошибку».
Педагог: Вокруг родника обычно существует своя жизнь. Здесь выше и пышнее деревья, сочнее и зеленее трава, звонче и мелодичней поют птички. Растительный и животный мир самый разнообразный: сюда на гнездование прилетают птицы, попить водички идут животные, завернёт сюда и случайный прохожий. Родник всем дарит радость!
Ручеёк, куда бежишь?
Ты так весело журчишь!
-Тороплюсь я на поля.
Позвонила мне земля
И сказала: — Умираю,
Жажда мучает меня!
Всё, пока! Надо спешить,
Буду землю я поить.
Ей весной вода нужна,
Чтоб всходили семена.С. Пригоцкая [3]
Ребята, давайте с вами найдём биологические ошибки и объясним их.
Глухари вернулись с юга –
Дома очень много дел:
Гнезда нужно свить повыше,
Чтобы их медведь не съел.
Ананасы собираем
Мы с деревьев поскорей,
Их склюёт иначе стая
Перелетных глухарей. [1]
(Ответы детей)
6. «Музыкальные ступеньки».
Педагог: В музыке встречаются характерные для творчества певцов образы родника или других водоёмов. Много строк русские композиторы посвятили роднику, как вечному спутнику человека, источнику жизни, близкому другу или собеседнику. В своих песнях родник часто наделяют человеческими качествами. Образ родника тесно связан с родным краем, мечтами о чём-то дорогом и любимом.
(Дети исполняют песню О. Погудина «Родник»)
А теперь, попытайтесь заполнить музыкальные ступеньки. В горизонтальные ряды впишите названия рек, морей и озёр.
д |
о |
|||||||
д |
о |
|||||||
д |
о |
|||||||
д |
о |
|||||||
д |
о |
р |
е |
|||||||||
р |
е |
|||||||||
р |
е |
|||||||||
р |
е |
|||||||||
р |
е |
Ответы:
л |
а |
д |
о |
ж |
с |
к |
о |
е |
д |
о |
н |
||||||
р |
у |
д |
о |
л |
ь |
ф |
||
к |
о |
л |
о |
р |
а |
д |
о |
|
л |
а |
б |
р |
а |
д |
о |
р |
м |
у |
р |
р |
е |
й |
|||||
р |
е |
й |
н |
|||||||
т |
о |
р |
р |
е |
н |
с |
||||
б |
а |
р |
е |
н |
ц |
е |
в |
о |
||
с |
р |
е |
д |
и |
з |
е |
м |
н |
о |
е |
III. Итог мероприятия.
Педагог: Педагог: Ребята, побыть на роднике и не набрать водички это большая утрата. А вы знаете, как нужно правильно набирать родниковую воду? Лучше всего в стеклянную баночку и не следует набирать впрок, так как она быстро теряет свои свойства— 3–4 дня. А самое главное правило- это чистая душа и хорошие мысли, только тогда водичка принесёт вам пользу. А если собрать воды с 9 родников — это сильное лекарство от всех болезней.
Течет, переливается
Весенний ручеек.
В нем небо отражается
И солнечный денек.
Кораблик с папой делаем,
Чтоб плыл он по волнам.
– Какие вы умелые! –
Сказала мама нам.
Мы закивали мамочке, –
Все правильно, все так!
Вдруг «улыбнулись ямочки»
На маминых щеках.
И в десять раз красивей
Стал солнечный денек.
Тебе за все спасибо!
Веселый ручеек
А. Смоляков [3]
Педагог: А в заключение праздника я хочу вас попросить помочь ветеранам нашего села. Старожилы с. Весёлое говорят, что если выпьешь водички из родника «Крещенский» сразу проходит вся «хворь». Поэтому давайте вместе с вами возьмём шефство над нашим родником и будем помогать тем людям, которые не имеют возможности испить этой лечебной водицы.
IV.Рефлексия
Педагог: Ребята, давайте выясним, что вам понравилось и запомнилось на нашем празднике. На доске плакат, на котором нарисован родник. Чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а ручеёк не грустил, давайте украсим его разноцветными капельками. Если вам было интересно на празднике, и вы узнали много нового, то разместите капельку синего или жёлтого цвета, а если вам было неинтересно, скучно – чёрного.
— Я рада, что у нас получился такой весёлый родничок. Это означает, что праздник вам, понравился, и время мы провели сегодня не зря. Большое вам спасибо за праздник.
Методические советы организаторам и постановщикам
Мероприятие нужно проводить в кабинете экологии. Оформляется он фотографиями, рисунками детей с пейзажами родников или других водоёмов; выставкой книг о родниках; плакатами с высказываниями известных людей. Для создания эмоционального настроя использовать музыку- пение птичек, шум водопада, журчание ручейка.
Методические советы на период ближайшего последействия
Итог мероприятия подводятся в следующей форме: участникам праздника предлагается оказать помощь и шефство над ветеранами и нуждающимися людьми в родниковой воде. Для закрепления полученного результата предложить учащимся подготовить проект-дизайн обустройства заброшенного источника в урочище Горноватка с. Весёлое.
Список литературы:
- Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2002.-154 с.
- http://www.stihi.ru
- http://www.numama.ru
- Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. –Смоленск: Русич, 1999.-256 с.
МБОУ «Князевская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского района РТ
Внеклассное мероприятие «Живи, родник»
Автор: заведующая библиотекой
Романова Галина Николаевна
Мероприятие для среднего звена
2014 год
Поселок Татарстан
Родник – не просто источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость
Родники, родники
Вы начало всех рек и морей
Родники! Родники!
Вы истоки всей жизни моей
Н. Шумаков
Звучит песня С. Беликова «Живи родник живи»
Дорогие друзья, малые и взрослые. Добро пожаловать к нам на праздник, праздник Родника. Желаем всем доброго здоровья и процветания.
«Земля – казна, вода – золото», так говорят люди о воде. А еще: «Была бы водится, а зелень уродится», «Где вода есть, там саду цвесть». Биологи называют ее «колыбель жизни. Ни одно живое существо не может обойтись без воды.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! Е.П. Богомолова
Зовут воду в народе не иначе, как “матушка”, “царица”. Водица-царица, красна девица. Матушка-водица. К ней раньше всегда обращались уважительно. У татар сохранилось название “Водяная” – “Су анасы”, что в дословном переводе означает “Мать воды». В воду нельзя было плевать – плевать в воду – все равно, что матери в глаза; в воду грех плевать; не плюй в колодец, случится напиться – говорили в народе.
Ведущая: А какие вы знаете пословицы и поговорки о воде?
Где кончается вода, кончается и земля;
лес да вода поле красит;
вода – всему господин;
воды и огонь боится;
вода сама себе царь;
и царь воды не удержит;
вода – кровь матери земли;
вода божья, за нее деньги брать грешно;
за водопой деньги брать – вода пропадет;
без воды и борщ не сваришь;
Не плюй в колодец воды придется напиться;
Доброе дело в воде не тонет;
Не пей из чужого колодца, своя не потечет.
Всяк кулик свое болото хвалит.
В своей водице и лягушка певица.
В решете воду не носят.
Дружбу водой не разольешь.
Вода — самое обыденное и в то же время самое удивительное вещество на нашей планете. Во-первых, она согревает нас. Вода поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает таких резких перепадов температур.
Во-вторых это водяные пары, которая содержит наша атмосфера, они не дают космическим холодам добраться до земли и заморозить все на свете
А ведомо ли вам, ребята, что мы живем на планете воды. Во всей Вселенной нашей Солнечной системы такой водяной планеты больше нет. Вода занимает более 70% нашей суши.
Если на карту земли посмотреть,-
Земли на земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода!
«Земля» А.Усачев
Вода кормит нас, поит, но всегда ли люди бережно, с уважением относятся к ней? Ученые бьют тревогу, призывая сохранить чистоту водных источников.
Ведь чистой пресной воды, которую мы с вами пьем, с каждым годом становится все меньше.
2013 год объявили годом экологической культуры и охраны окружающей среды.
Издавна на Руси, когда не было водопроводной воды, люди пользовались колодезной, ключевой и родниковой водой.
На Руси, колодезники — мастера были самыми почетными людьми. Они чинили старые колодцы и рыли новые. Место для нового колодца мастера находили, пользуясь приметами, которые передавались из поколение в поколение. Особое внимание они обращали на растения, по которым можно найти не только «водяную жилу», но и определить глубину залегания подземных вод. Каждый мастер знал, что ближе вода там, где растет рогоз широколистный. Другие известные растения, которые помогают в поисках воды это камыш песчаный, грунтовые воды под ним текут на глубине 1-3 метра, тополь черный глубина до 3 метров.
Животные и насекомые так же могут подсказать, где есть вода.
Например: Вьющиеся столбы комаров и мошек после захода солнца показывают, что здесь, под землей должна быть близко вода.
Над водяными жилами собака лежать не любит, а кошка – наоборот.
Курица не станет нести яйца в том месте, где высоко стоит вода; гуси же как раз несут яйца на пересечении водяных жил.
Ребята, а вы еще какие знаете народные приметы? Ответы ребят
Славяне испокон веков поклонялись духам природы: водяные, русалки, болотники требовали от людей доброжелательности и честности по отношению к воде.
С водой связаны многие христианские праздники: Крещение, Троица, Ивана Купала и другие
У русского населения сохранились традиции охраны родников и колодцев – оберегая их чистоту, не распахиваются склоны возле берегов рек и озер. Охраняются от загрязнения святые озера.
Известен ряд традиций, связанных с использованием воды. За водой полагается ходить с чистыми ведрами; если женщина вымоет их у колодца, ее ославят как нерадивую хозяйку. Запрещается засорять колодец и место вокруг него, шуметь, бросать в него предметы, мутить воду.
В колодцах солнца не бывает,
Бывают звезды иногда
Она в жару не убывает,
Не убывает в холода.
И сколь ни черпай не убудет
Не потемнеет и во мгле…
Тропинки протоптали люди
Ко всем колодцам на земле.
И хоть не храмами с крестами
Они стоят всегда чисты,
Ты без поклона не достанешь
И капельки живой воды.
Не той, которая по трубам
Дойдет до крана и молчит
А той, что там в глубинах сруба
Сердечком солнечным стучит.
И так стучит она от века,
Не умолкает никогда.
В жару напоит человека
И обогреет в холода
И в час
Когда заря по кленам
Скользит и тонет в высоте,
Россия
Отдает поклоны
Живой колодезной воде. И. А. Калинин
Уважительное отношение к воде проявляется и в запрете ночных купаний: они воспринимаются как опасные.
Полезно для сохранение сил у человека обливание водой; считалось, что для этого нужно
смешать воду семи источников.
Татарский танец “У родника”.
библиотекарь:
А теперь поговорим о родниках, чем же они отличаются от колодцев?
Только тем, что грунтовые и подземные воды имеют естественный выход на поверхность.
А откуда начинает свой путь вода? Давайте послушаем стихотворение И.А. Бунина «Родник»:
2-ой ребенок: В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит. И.А. Бунин
Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Особой силой наделяли наши предки родники — студенцы и относились к ним с особым благоговением.
Родник всегда поражал воображение людей; зимой не замерзал, а летом в зной, вода в нем холодная и студёна. Отсюда и название студенец.
Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в Родниках силу плодородия. Перед севом люди выходили к роднику и смачивали семена, веря, что студеная водичка разбудит семя, наполнит его силой.
За века Родник вспоил сладкой водицей тысячи людей и продолжает, это делать и по сей день.
Одно слово – Божий источник. Поэтому и существует притча: помоги Роднику – грехи снимешь и «с души как бремя скатиться».
Лечили родниковой водой болезни. В родник бросали деньги, серьги, кольца. Это была своеобразная жертва, чтоб откупится от болезней.
Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе.
Пронеслась молва по свету:
«Где-то, за рекой,
В зарослях, зимой и летом,
Бьёт родник живой!
Кто воды его напьётся,
Многое поймёт,
И, чьё сердце еле бьётся,
Сразу оживёт!
Если только потрудиться –
Тот родник сыскать,
Можно многого добиться,
И счастливым стать.
Если ты не можешь счастье
До сих пор найти,
Хоть в жару, хоть в день ненастный
К Роднику иди! Э. Рейнке
Вокруг святых источников существовало много легенд, с ними связаны и некоторые обряды. Совершаются крестные ходы, служат молебны.
Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы.
Учащиеся рассказывают о святых источниках.
Чудотворный источник преподобного Серафима в Сарове, явивший многие чудеса и исцеления при его жизни и после его кончины, был засыпан в советские годы.
В 60-х годах, когда место нового источника еще входило в запретную зону, охранникам явился старичок в белом балахончике. Пограничники спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом — забила вода и открылся источник. Колючую проволоку отодвинули за источник.
Позже его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался.
На источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня, освященная Святейшим Патриархом Алексием II в честь преподобного Серафима 1 августа 1993. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны.
Возле часовни устроена купальня. Изменено русло протекающей здесь реки Сатис. Теперь ее русло огибает источник, в результате чего у часовни образовалось живописное озеро с чистой родниковой водой.
К роднику в Боровецком лесу народная тропа не зарастает ни зимой, ни летом. Горожане приходят и приезжают сюда, чтобы набрать чистой ключевой воды. Посещение родника стало обязательным ритуалом и для молодоженов – в конце недели вся здешняя площадка забита свадебными кортежами. А ночью сюда приезжают любители свиданий при луне.
Родник питает пруд, который тут образовался, и является сейчас украшением ландшафта. Лишняя вода из пруда просачивается дальше и питает реку Шильна. К тому же родник в какой-то мере имеет и историческое значение.
Издревле этот ключ считается родником святой Параскевы. По рассказу жителей села Боровецкое, такое название он получил еще в XVII веке. Легенда гласит, что одной женщине было видение, где Всевышний указал ей путь на этот родник. Когда она нашла его, обнаружила здесь крестик и икону. А людям, пришедшим за водой, наказала назвать ключ именем святой Параскевы и выстроить неподалеку часовню. Она получилась добротная, с железной крышей, что по тем временам было очень дорого. Часовня всегда была полна народу, особенно в большие церковные праздники.
К святому ключу приезжали паломники, среди которых было много больных людей, особенно так называемых блаженных.
В засуху у родника святой Параскевы проводили обряд вызывания дождя. Возле часовни собирались старушки и читали молитвы. В это время ребятня поливала часовню водой до самого креста. Для полного завершения обряда надо было вылить на нее 40 ведер воды.
Часовню разрушили в советское время, в годы коллективизации. Железо с крыши использовали для колхозных нужд. Люди успели спасти крест и иконы, которые попрятали по домам. В конце концов они бесследно исчезли, как и название родника.
Я хочу рассказать о знаменитом роднике “Святой ключ” на земле древнего булгарского города Биляр. Этот родник берет свое начало на вершине горы “Хужалар Тавы”, где установлен мемориальный камень из мрамора, символизирующий единство народов Татарстана.
Семь столетий, как нет уже на Земле этого города, но его священные родники до сих пор полноводны. Этот ключ почитают и русские, и татары, и чуващи. Люди, которые побывали на этой священной земле, верят в целительную силу этого источника.
ребенок: Биләрләрдә изге бер чишмә бар,
Чишмә өсләрендә чатыр бар.
Сусаганнар анда су эчкәннәр,
Яраларын юган батырлар.
“Хуҗалар тавы”, изгеләр суы,
Хисләр ташкыны, күңел ярсуы.
Һаман да исән, һаман да тере,
Бу Изге чишмә — Болгар хәтере.
“Изгәләр чишмәсе” Нур Әхмәдиев.
Родник, о котором расскажу я, находится в поселке Ямаш и называется он родник «Святой». Раньше этот родник был безымянным. По преданиям на этом месте кто-то нашел крест, а потом прорвалась святая вода. Этот родник расположен в красивом, живописном месте. Его можно назвать приютом покоя. Люди приходят туда и в печали, и в радости. Вода из этого родника прозрачная, студеная. Считается, что она имеет чудотворную силу.
В рабочем поселке Русский Акташ, имеется несколько родников. А я расскажу о роднике «Чишма», который расположен на улице Никитина. Этот родник расположен на высоком берегу речки Акташки, куда он и впадает и виден с самой дороги всем путникам. В любую погода здесь можно попить воды, отдохнуть и даже укрыться от дождя или жаркого солнца под красивой беседкой.
Святой ключ
Так называлось село на левом берегу Камы возле Нижнекамска.
Красным Ключом стали называть его после Октябрьской революции по воле новой власти.
«…Святой ключ, находящийся в лесу в середине горы. Ключ течет из вершины, изобильной водою. Часть оного проведена вроде бассейна или ямы, обложенной камнем, подле оного часовня, кружка для сбору, а из ямины сделан проток гребнем в три пальца шириною и в два вершка глубины, по которому вода стекает в Каму. Вода весьма чистая и вкусная…»
Это описание из дневника А.Н.Радищева, побывавшего на Святом ключе в июне 1797 года.
По преданию, здесь, в роднике, в незапамятные времена была найдена икона Святителя Николая Чудотворца, с тех пор и стали звать родник святым.
Святой он и есть. Вода тут особенная, «живая». Здесь и часовня стояла, а во времена Стахеевых Святой Ключ стал местом паломничества, сюда и святой праведный Иоанн Кронштадтский приезжал проповеди читать по приглашению тех же купцов–меценатов Стахеевых.
Святой Ключ – принадлежит купцам Стахеевым, имя которых известно по всему Камскому краю».
Ведущая: Ценим ли мы этот дар, доставшийся нам в наследство? Давайте посмотрим, что сейчас происходит на берегах наших водоемов.
Сценка «Отдых на реке».
Действие первое.
К реке подходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся. Звучит веселая музыка.
1-ый отдыхающий: Мы приехала на речку
Воскресенье провести
2-ой отдыхающий: Но свободного местечка
Возле речки не найти!
3-ий отдыхающий: Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид,
Прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!
4-ый отдыхающий: Мы купались,
Загорали.
5-ый отдыхающий: Веселились, как могли!
Пили сок, консервы ели.
Все вместе: Отдохнули и ушли! (уходят).
Действие второе.
Ведущая качает головой, собирает мусор. Звучит грустная музыка. На берегу сидит Русалка и плачет.
Ведущая: И остались на поляне
У потухшего костра:
Пара банок из жестянки,
Апельсина кожура,
Клочки порванной бумаги –
Словом, мусора гора! (замечает Русалку и обращается к ней).
Что с вами случилось?
Русалка: Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Шешме.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
В речке чистой я жила
И красавицей слыла.
А теперь краса угасла
Из-за дизельного масла
В пятнах краски чешуя…
Ох, не выживу здесь я! (Русалка плачет).
Водяной (утешает ее): Не плачь Русалка, теперь ты не одна. (обращается к детям).
Я охраняю родники
И мускулы мои крепки,
Но люди извели меня –
Боюсь теперь их как огня!
Когда приходят отдыхать,
Покоя мне уж не видать.
Они уйдут своей тропою,
А я от горя плачу, вою,
Ногами грозно топочу,
«Не загрязняйте!» — вслед кричу.
Надо беречь каждый Родник, каждый ручей!
Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет напитка лучше, чем стакан родниковой воды.
Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает. М.Г. Прохорова
Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.
Ученица: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
Ученик:
Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.
Ученик:
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник… И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова… С. Бодаговский
5-ый ребенок: К холму темно-зеленому край родной приник,
Струится у подножья смеющийся родник,
Его вода с мальчишества казалась сладкой мне –
И может ли иначе быть в любимой стороне!
Из стихотворения “Родная деревня” Г.Тукай
Зимой родниковая вода не замерзает, так как у родниковой воды плюсовая температура.
Вода является самым полезным ископаемым. Человек на две трети состоит из воды. При помощи воды в организм человека поступают все жизненно важные питательные вещества и выходят продукты метаболизма
Родник — самое настоящее чудо: вода в нем чистая, холодная даже в самый жаркий день и, как правило, очень вкусная. «Родниковая свежесть» — это поэтическое определение часто используется для того, чтобы похвалить что- то особенно вкусное, душистое, морозное.
Вода в родниках – настоящая «живая вода»
Она имеет правильную структуру, так как проходит в родниковой жиле многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется, приобретая правильную структуру живой воды. Температура родниковой (ключевой) воды в родниковой жиле около 4 град. С, что не позволяет в ней поселяться болезнетворным бактериям.
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Веками доказано, что чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни.
Ученик:
Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою,
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты М.Г. Прохорова
Конкурс загадок
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?
1. Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)
2. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча)
3. Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
5. Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по лесенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
А сколько сказок хранит их память, сколько песен. (Обзор книг)
Ведущая: В жизни каждого человека обязательно встречается, а иногда долго-долго живет рядом родник. Люди называют его поразному, почтительно ключ, кто-то ласково родничек, а где-то за свою пользу здоровью и чистоте души – его называют источник. А все это одним словом – Родник. Однокоренные слова к слову родник. (Родной, Родина).Произошли эти слова от одного слова род, то есть самый близкий, самый родной. И возрождая родники, мы, в конечном счете, заботимся о будущем родного края, будущем наших детей и внуков.
Песня “Родной край”
Ведущая:
Пусть чистые воды родной Земли и дальше исцеляют больных, придают силы труженникам, укрепляют дух народа. Ибо родник – это не только вода, это душа. А мы с вами будем делать все от нас зависящее, чтобы и дальше сохранить этот бесценный дар доставшийся нам в наследство.
Список использованной литературы
1.Волшебница вода . Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
2.Стихи Ю.П. Анненкова “Души прекрасные порывы” г. Аткарск. 2005 г.
3.“Родники Саратовской губернии”. А.А. Орлов, А.П. Зотов. Саратов. 2004.
4.“Воспитываем бережливых” (из опыта работы МО учителей начальной школыГОУ № 719).
5.Областной конкурс “Вода на Земле”. Исследовательская работа Трапезникова Л.Е.
С Ц Е Н А Р И Й
« ЖИВЁТ НАШ РОДНИК»
( Сценарий для учащихся 6-7 классов)
г. Качканар Дом детского
творчества 2020г
действующие лица: Сказочница, царь, Мудрецы, ЭКО –
отряд.
Сказочница: В некотором царстве-государстве при
служивых и боярстве
Жил, да был с семьёю царь, всемогущий государь.
Раз царю приснился сон, что воды лишился он,
В царстве том родник пропал, что полцарства орошал.
Царь: Вот уж горе мне, так горе, хоть повесся на
заборе!
Как без родника нам жить? Как не плакать, не
тужить?
Издаю для вас указ: суров он будет на сей раз:
Мудрецов ко мне позвать, родник не медля отыскать!
( Прибегают мудрецы)
Мудрецы: Не вели казнить нас царь, лучше раз, иль
два ударь
Мы сейчас на всё согласны, мы всегда
тебе
Подвластны.
Царь: Цыц, сейчас же замолчать и родник мне отыскать!
Ищите где хотите, но родничок найдите!
Берите в руки бороды и бегом по городу!
Потому что без воды ни туды, и ни сюды!
Сказочница: Мудрецы бегом помчались и с отрядом
повстречались.
(Выходит отряд с песней, мудрецы ему
навстречу.)
Песня: Мы » Эко – Око» все так
называемся,
И в экологии помочь стараемся,
Родник «Журавушкой» назвали
ласково,
За чистотой воды следим все очень
часто мы.
Припев: Журчит родник, родник течёт, все воду пьют и
нам
дают
Журчит родник, родник течёт, поит
водицею
Родной народ.
Мудрецы: Люди добрые, спасите, коль могёте –
помогите.
Наш родник совсем исчез, был родник, да
вышел
Весь.
Посоветуйте — как быть, где нам
родничок найтить?
Эколог: Вам любить природу надо, надо родники
все знать
И стихи о них писать, как писали все
ребята.
(слайд о номинации » Родник – от
слова Родина»)
На слайде фотографии и стихи
ребят.
Песня: Стихи хорошие о родниках писали мы, и
говорить
О них да не устали мы.
Считаем долгом все сберечь наш общий
дом,
Мы нашей Родиной его зовём.
Припев: Журчит родник, родник течёт, все воду пьют и
нам
И нам дают.
Журчит родник, родник течёт, водицей
радует
Родной народ.
Мудрецы: Мы тут рифмы сочиняли и о роднике писали.
( читают стихотворение).
Стих: Струится с родника кристальная вода,
Она прозрачна и чиста собою
И, словно жизни нашей берега, она
журчит и
Она журчит и говорит с мечтою.
Эколог: Хорошо, но этого мало, наши ребята ещё
картины
Рисовали и писали плакаты.
Слайды: « Экологические плакаты и
рисунки
« Мы за воду в ответе».
песня: Призывы, лозунги, плакаты яркие, кипит
в руках
Работа жаркая.
Всё нарисуем мы, подпишем, пропоём,
природу –
Матушку мы сбережём.
Припев: Журчит родник, родник течёт, все воду пьют и
нам
Дают.
Журчит родник, родник течёт, водицей
радует
Честной народ.
( на фоне песни мудрецы рисуют плакат)
Плакат: Рисунок, надпись:
Без родников
никогда бы мы не прожили,
Из родников наши деды и прадеды пили.
Отряд: Ах, какие мудрецы, скажем прямо, — молодцы!
Но царю подтверждение надо, родники
Фотографировали ребята.
Слайд фоторабот: «Родник –
источник жизни»
Поют: Фотоработы мы на выставку сдаём,
Экскурсии по ним мы в школе проведём.
Чтоб каждый гражданин природу сберегал,
А дружный наш отряд всем помогал
Припев: Журчит родник, родник течёт, все воду пьют и
нам
Дают.
Журчит родник, родник течёт, водицей
радует
Честной народ.
Мудрецы: Это скажем не беда, сфотографируем мы вас
тогда.
Ведь вы – природы любители, чай царь
батюшка
Нас не обидит.
( фотографируют экологический отряд)
Эколог: Получилось красиво, вроде,
Говорить о нас будут в народе.
Но и это не всё, посмотрите, напрягитесь,
Да у ребят знаниям поучитесь.
Слайд » Методические разработки, сценарии,
занятия по
Экологии».
Поют: Мы учим всех детей и сами учимся, а на
занятиях
С душою трудимся
Знать надо химию и биологию,
Тогда улучшим мы все экологию.
Припев: Журчит родник, родник течёт, все воду пьют и
нам
Дают.
Журчит родник, родник течёт, водицей
радует
Честной народ.
Мудрецы: Подучиться нам бы надо, чтож мы к вам идём,
Ребята!
Будем учиться, трудиться, не прожить нам
без
Водицы.
Отряд. Верное решение вы приняли сейчас, царь батюшка
Порадуется за вас!
Только поближе надо вам к народу быть,
Вот тогда и водицу из родника будете
пить.
Наши – то ребята к ветеранам ходят,
водицу
Родниковую водицу им приносят
Слайд » Вода ветеранам».
Песня: О ветеранах мы заботимся всегда, чтобы
была у них
Чистейшая вода.
Мы к родничку с ведром с охотою идём,
Для пожилых людей водицы принесём.
Припев: Журчит родник, родник течёт, все воду пьют и
нам
Дают.
Журчит родник, родник течёт, водицей
радует
Честной народ.
Мудрецы Так ведь и мы свой народ любим и уважаем,
Можно даже сказать: «Обожаем!»
(выносят бутыль с родниковой водой).
Мудрецы: Мы родничок пол — дня очищали,
Родниковой водицы для царя –
батюшки набрали,
Будем мы всегда роднички очищать,
И экологию улучшать.
Слайд: Фотография родника «
Журавушка». ( фонограмма: журчание воды.)
Выходит царь: Братцы, счастье – то какое, родник
Наполнился водою!
И резвится, и журчит, и по
камушкам бежит!
Вы на славу постарались, все
водицей
Напитались.
Веселись, ликуй, народ, наш
родник струёю бьёт!!
(Все вместе поют песню.)
Песня: Старались от души, но не устали мы,
хоть мудрецы,
А всё ж мудрее стали мы.
Бежит, течёт родник и сколько силы в
нём! Все
Родниковую водицу пьём!
Припев: Журчит родник, родник течёт, Все воду пьют и
нам
Дают.
Журчит родник, родник течёт, водицей
радует
Честной народ.
Хором: Выступлению конец, а кто слушал – молодец!
Педагог – организатор Олина Т. П.
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов
Тема: Живи родник!
Цель: формирование у учащихся бережного отношения к охране водных ресурсов.
Задачи:
-
познакомить учащихся с ролью воды в жизни человека; со значением и пользой родниковой воды; расширить кругозор учащихся о родниках своего края;
-
развивать интерес работать с другими источниками информации;
воспитывать заботливое отношение к водным источникам.
-
Воспитание любви к природе, к своей малой Родине.
-
Развитие творческих способностей детей, наблюдательности
Ход мероприятия:
-
Организационный момент
-
Слушание песни С. Беликова «Живи родник» и просмотр видео.
Поёт день и ночь в стоpонке pодной
Заветный pодник лесной.
И нет холодней, и нету вкусней
Воды во Вселенной всей.
Я помню, в жаpкий день июля
Земля, pучьём звеня,
Как будто ковш мне пpотянула,
Чтоб напоить меня.
Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной!
Вода pодника — живая вода,
Она как любовь чиста.
Пусть стpуйка тонка, тонка и легка,
С неё началась pека.
А мне всегда pодник бессонный
Слышен в любой дали,
Словно звучит с глубин бездонных
Голос pодной земли.
Живи, pодник, живи,
Pодник моей любви,
Любви к земле одной,
К земле навек pодной!
-
Анализ услышанного:
-
Ребята, вы прослушали песню С. Беликова. Какое название вы дадите этому произведению? (дети предлагают свои варианты)
-
Песня С. Беликова называется «Живи родник». Чему будет посвящено наше занятие? (родникам)
-
Вводная часть
-
Кто знает, что такое родники? (высказывания детей)
Учитель: Родники — это воды, выходящие на поверхность земного шара из самых недр планеты. Подземное движение жидкости не всегда является одинаковым. Иной раз это самая настоящая река, протекающая под грунтом по водоупорному слою, в другом случае — всего лишь тоненький ручеёк. В некоторых местах струя вырывается из источника фонтаном. Это явление называют грифоном. А иногда на поверхности образуются только небольшие капельки, медленно накапливающиеся в природном бассейне.
На доске фотографии различных видов родников:
-
Добираясь до поверхности земли, родниковая вода подвергается естественной фильтрации, обеспечивающей чистоту. Многочисленные слои песка и породы не пропускают грязь. Главное, что подобный род очистки не убирает из воды полезных свойств, не влияет на её структуру, не затрагивает гидрохимический состав. По этим причинам воду из родника можно и нужно пить, не очищая её дополнительными методами. Она является «живой водой» и ее не надо кипятить.
-
Представьте летний знойный день. Хочется пить. И вдруг перед тобой маленькое чудо природы –родник и глоток этого студеного кристально-чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей — отчего дома, края, где вырос, Родины. Родина, родители, род, родники – у этих слов есть один общий корень, который объединяет всех русских людей.
Учащиеся:
1. Чистый, звонкий родничок –
Как глоток Отчизны,
Как начало всех начал,
Как начало жизни.
2. И хоть не храмами с крестами
Они стоят, всегда чисты,
Ты без поклона не достанешь
И капельки живой воды.
3. И в час, когда заря по кленам
Скользит и тонет свысока,
Россия отдает поклоны
Живой воде из родника.
Учитель: Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой воде.
Сообщения детей:
1) У русского человека напоить путника -не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. За воду спасибо говорят. «Плевать в колодец-все равно, что в лицо матери»,говорили на Руси.
2) Кружку холодной воды — первое, что попросит уставший путник переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.
3) У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя»
-А марийцы говорят так:»Дорогой родник! Я пришел за твоей водой ,дай мне ее для здоровья! «
На доске высказывания великих людей о простой воде.( учащиеся читают)
«Капля воды дороже золота» Д.Менделеев.
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды.» В.Песков.
«Вода-красота природы» С.Аксаков.
«Вода!..У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются ,не ведая, что ты такое! Ты -сама жизнь. С тобой возвращаются все силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты- самое большое богатство на свете..»Антуан-де Сент Экзюпери.
-
Основная часть.
1). Сказка “Висляткин ключ” (инсценировка)
Учитель: Согласно православному календарю, 25 июля все россияне в прошлом праздновали Проклов день – день родников. В этот день все росы да родниковые воды становятся целебными, помогают вылечить слепоту.
-
Хотите послушать сказку, в которой есть и вымысел, и правда, и свой намек.
Сказка “Висляткин ключ” (инсценировка)
Жили – поживали муж с женой. Работали, не ленились, с утра до ночи трудились, зато у них денежки водились. Да все они не могли решить, что им с этими деньгами делать. Бывало вечерком – то сидят вдвоем и все спорят – спорят.
А на печи тихо – тихо дочка Аннушка и старый дедушка сидят. Аннушка – добрая душа, деду как могла помогала. Вот у нее вечерком сердечко екнуло как услышала она, что родители про богадельню для старика разговаривали. Была неподалеку такая богадельня, где старики жизнь свою доживали.
Всю ночь она проплакала, а к утру решилась. Встала она спозаранку, взяла глиняную крынку да и пошла вон из дома. День то этот был не простой: Проклов день, 25 июля. День когда росы да воды ключевые целебными становятся, слепоту вылечить помогают. Пошла она к Висляткину ключу. А идти туда далеко, и пальчики у девочки на ножках совсем закоченели. Дорога лесная, по которой Аннушка шла, с ухабами да канавами, с пнями да корягами. Дошла она до Висляткина ключа, набрала водицы в крынку, сама водицы попила, а сил домой идти нет. Присела она возле воды да и задремала, добрая душа. И показалось ей, будто из ключа маленький мальчик вышел и подошел к ней.
Зачем, — говорит, — пожаловала?
Аннушка не испугалась и все ему про дедушку рассказала, что ослеп он, родители хотят отправить его в богадельню.
Да, — говорит мальчик, — важное у тебя дело. Деду глаза вернуть надобно. Да и родителям тоже не помешало бы.
В мои именины ты сегодня угодила. Я ведь один раз в году 25 июля лесным воздухом подышать выхожу. Пора и домой возвращаться. А ты не робей, моя ключевая водица тебе поможет.
Прощай, Прокл! – сказала Аннушка и проснулась.
Без воды идти тяжело было, а с водой еще тяжелее. Уж солнце село как она домой пришла. А в деревне уж с обеда переполох: Аннушка в лес ушла и пропала. Мать с отцом места себе не находят. Дед и тот с печки слез.
Девочка вошла в избу, крынку поставила и говорит:
Это дедушка целебная вода глаза лечить. Это мне Прокл дал, нести приказал.
Девочку родители спать уложили, а утром ей сказали, что деде дома останется. Дедушка и родители Аннушки от ключевой воды, видать прозрели.
-
С тех пор в Проклов день 25 июля ходят люди по ключам. Вода – то ключевая и глаза и сердце людям лечит. Целебная она значит.
-
Слова ведущей «Вода – то ключевая и глаза и сердце людям лечит», оформляются в виде табличек, вывешиваются на доску.
-
Ребята, как вы понимаете слова ведущей.(высказывания учеников).
Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами и поэтому в народе предпочтение отдается именно родниковой воде.
Употребление родниковой воды — наилучший выход в современных условиях. От природы чистая, сбалансированная по физико-химическому составу, природная родниковая вода дарит энергию тем, кто ее пьет.
2). Легенды, предания, поверья и приметы:
Учитель: Родники… Сколько 6ылин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть и жизнь. Есть родник — значит, живет и здравствует русское поселение. А в старину родники на Руси пользовались почитанием, их называли живунами, то есть дающие жизнь. За родниками ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливались навесы, а рядом оставляли ковшик- черпачок, вырезанный из липы или сплетённый из бересты. Живуны обсаживали веpбой. Считалось, что добpые духи сидели на ветках и стоpожили, чтобы злые духи не пpоникли в родники. Там, где родники погибали, земля сиротела. О родниках слагались легенды и притчи, народные поверья и приметы. Вот послушайте некоторые из них:
Ученики:
-
В старину бывало так:
Если милый назначал
У истока вам свиданье —
Значит, свадьбу намечал.
Льется светлая вода,
Словно девичья фата.
-
У родников вешается расшитый рушник с надписью: «У родника проститься — домой возвратиться».
Пока же есть дорога — оглянись.
Пойми, что нет роднее ничего,
Чем тот родник.
Вернись и прикоснись
И дай напиться детям из него.
-
Путник, отправляясь в странствие, непременно оставлял у родной криницы какую–то свою вещицу. Это гарантировало удачную дорогу и счастливое возвращение домой. А уставшие от войны воины топили в ближайшем колодце собственное оружие, что способствовало скорому прекращению боевых действий.
-
Пословицы ( на доске):
За чистой водой к роднику идти надо.
Если исток родника чист, то и устье его чистое
Умный человек подобен роднику
Пей воду — и не мути родник
Как ни мути родник, он все равно очистится.
Пей воду — и не мути родник.
Сидеть у родника и воды не пить — так не бывает.
3). Презентация и беседа по ней.
— Ребята, а у нас в селе есть родники? Где они находятся?
2 слайд — Название родника «Белый ключ»
Местонахождение родника с. Лозовое-2.
Вид угодий (пашня, луг, лес) луг
Размеры и конфигурация родника (диаметр по урезу воды, глубина воды):
глубина воды от 0, 2 м до 0,5 м.
диаметр 10 м.
Характеристика пород, почв, грунтов (скальные, песок) скальные
Качество воды пригодна для питья
Характеристика истечения (напорный донный ключ, выход из стенок, безнапорное донное
подпитывание) выход из стенок, источник просачивается из-под меловой горы. Донный. Нисходящий. Пресный. Холодный. Вода слегка бурлит.
Состояние обустройства родника (каменная кладка, деревянный сруб, труба, естественный дерн) естественный дерн.
Куда втекает родник (в овраг, речку, озеро) источник дает начало речке Гнилуше.
Расстояние до ближайшего водоема (пруд, река, озеро) 6 км
3-4 слайд — Краткая история, легенда, связанная с родником
О существовании источника известно с момента образования села, более 300 лет. Данный исток дает начало речке Гнилуше. Впервые годы существования поселения являлся единственным источником питьевой воды. Протекает 30 км. и сливается с другой такой же речушкой Мамоновка у самого впадения в Дон. Длина русла 13 км., площадь водостока 304 кв.км. В настоящее время Гнилуша отнесена к рекам, потерявшим свой статус. «Белый ключ» освящен, имеется купель.
5 слайд — Название родника «Борисов»
Местонахождение родника луг, ул. Советская
Вид угодий (пашня, луг, лес) луг
Размеры и конфигурация родника (диаметр по урезу воды, глубина воды):
глубина воды 4,5 м.
диаметр 1,5 м.
Характеристика пород, почв, грунтов (скальные, песок) подзона обычного чернозема
Качество воды пригодна для питья
Характеристика истечения (напорный донный ключ, выход из стенок, безнапорное донное подпитывание) выход из стенок
Состояние обустройства родника (каменная кладка, деревянный сруб, труба, естественный дерн) деревянный сруб с трубой
Куда втекает родник (в овраг, речку, озеро) в речку Гнилушу.
Расстояние до ближайшего водоема (пруд, река, озеро) 1 км. до р. Гнилуша.
6-7 слайд —
Краткая история, легенда, связанная с родником
История Борисова колодца – это целая легенда, корни которой уходят в эпоху Кутузова и Бонапарта.
Старейшая жительница здешних мест Дарья Михайловна Боева, разменявшая девяносто шестой год, слышала эту быль от своей бабушки. В лощине, что выходит в Угольную балку (неподалеку от Чеканова моста), с недавних пор били сильные ключи. Борис Золотухин смастерил на ключах сруб и посадил его в пучину родниковую на четырехметровую глубину. Не мелел тот колодец в любую сушь, а вода в нем – льда холоднее.
Было у Бориса три сына: Павел, Алексей и Борис. В Гнилуше (с. Лозовое) остался только Павел. Он прожил свой век и умер в 1941 году в глубокой старости. Род его продолжили сыновья Иван и Федор, потом их дети, внуки, правнуки. Все они по фамилии Золотухины, а по уличному несут родословную печать прапрадеда – Борисовы.
В пятидесятом году жена Ивана Павловича спустилась за огородом в лощину и обнаружила колодец заиленным. Прокопала на два штыка, до воды не дошла. Позвала людей. Углубились до воды. Очистили. Окультурили. Так обрел Борисов колодец вторую жизнь. Со всей округи идут и едут сюда за водой. Чистая, что слеза, и зубы холодом ломит. Там чистая природная водица, которая нынче в острейшем дефиците. Любые очищенные фильтрами воды не годятся в сравнение с родниковой.
А весной 2008 года на славу поработали здесь энтузиасты: коренные жители и выходцы из этих мест. Михаил Егорович и Владимир Егорович Цыбины, Василий Иванович Вожов, Владимир Викторович Цыбин, Иван Егорович Пахомов, Николай Иванович Денисов. Проторили они к колодцу просеку через заросли и бобровые плотины, выкачали до дна воду из сруба, очистили его от ила, поставили на старый сруб (тот самый, вербовый, который сработал топором и руками мастеровыми предок Борис почти два века тому назад) бетонное кольцо. Окультурили колодец обработанной доской, покрытой лаком, вывершили такой же декоративный навес. Трубу в бок вывели из колодца, вокруг нее вымостили камнем. Чуть поодаль колодца сделали беседку для отдыха, а большая и поменьше колоды под ней – в качестве стола и стульев. В июне 2008 года состоялось торжественное открытие и освещение родника настоятелем Свято-Митрофановского храма иереем Сергием.
Замечательный уголок сотворили Лозовские мужики, а природа здесь такая, как описывают в русских сказках.. Одним прекрасным местечком в краях наших стало больше, а рукам, его сотворившим, всеобщая людская хвала.
4). Учитель: Связь людей и родников очевидна. Жив родник – живо село. Но порой приходится наблюдать, как умирает источник, когда уходит в мир иной человек, который заботился о нем, приводил в порядок и благоустраивал прилегающую территорию.
-
А вы знаете, что вода бывает “мертвой”?
-
В каждом ли роднике находится полезная вода? Родники — это источники полезной чистой воды. Так думает большинство людей, и, к сожалению, они ошибаются. Родников с водой, обладающей целебными свойствами, на самом деле очень мало. В большом проценте источников жидкость не только не имеет полезных веществ в составе, но и вполне сама может навредить человеку, вызвав у него ряд серьёзных заболеваний. Причины тому следующие: водный слой, из которого рождаются родники, находится в непосредственной близости к поверхности земли, а, значит, в него могут проникнуть вредные вещества снаружи. Особенно опасно пить воду из источника, находящегося близ свалок или заводов.
При пользовании родниками следует помнить, что, чем толще фильтрующий слой земли, тем чище в нем вода. Необходимо также учитывать заселенность и хозяйственное использование территории над родником и рядом с ним. Эффективное хозяйственное использование территории над родником и наличие построек без канализационного слива способствуют загрязнению грунтовых вод. Грязная вода подводных рек плохо очищается, прежде чем выйти на поверхность. Ее используют в качестве питьевой. В результате увеличиваются случаи заболевания людей, потому что они пили неочищенную воду. Регулярное употребление загрязненной воды способствует появлению некоторых инфекционных и хронических заболеваний. Иногда некоторые люди могут и не знать, что причина проблем со здоровьем – это грязная вода.
5). Конкурсы:
Учитель: Как больно видеть умирающие родники. Поэтому очень приятно, когда и наши дети не остаются равнодушными к судьбе водных источников, очищая их от грязи и ила, укрепляя русло.
-
Учитель: Ребята, давайте придумаем (нарисуем) запрещающие знаки, которые помогут спасти родник и наши пруды.
Ребята: (пишут, рисуют, в это время звучат звуки родника):
Запрещающие знаки (примерные):
-
“въезд автотранспорта запрещен”;
-
“мойка машин запрещена”;
-
“свалка мусора запрещена”;
-
“выпас коров запрещен”;
-
“разведение огня запрещено”.
Учитель: Вот сколько запрещающих знаков, но что поделаешь. Речную и родниковую воду людям пить. Вот и приходиться ее охранять. А ваши знаки мы разместим возле водоемов.
-
Учитель: Предлагаю провести аукцион «Какая бывает родниковая вода» Кто последний придумает и назовет прилагательное, характеризующее родниковую воду, тот и выиграл.
-
Учитель: « Отгадай загадки»
Загадки про родник
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Ответ: Родник
Он бьет фонтаном из земли.
Впадает в русло он реки.
Из недр земных он к нам проник.
И все зовут его …
Ответ: Родник
Кто напоит нас с тобой
Чистой ключевой водой?
Он из-под земли возник.
Весело журчит…
Ответ: Родник
Под землю ходит,
На небо смотрит.
Ответ: Родник
Там, где корни вьются,
На лесной тропе,
Маленькое блюдце
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдет — нагнется
И опять в дорогу
Силы наберется.
Ответ: Родник
-
Заключительная часть.
Учитель: В заключении нашего мероприятия я предлагаю вам послушать легенду.
Ученик: легенда «Голубое ожерелье»
Жили-были Земля-матушка да Океан-батюшка, и была у них дочка Росиночка, красоты необыкновенной. Голос имела звонкий, переливчатый. Как начинала петь Росинка, так все живое замолкало. Лес и тот шуметь переставал. Озорной была дочка: то подснежники зимой появятся, то летом град пройдет, то осенью яблони зацветут — ее рук дело. Носила она сапфировое ожерелье — матушка с батюшкой подарили. Голубым светом даже в темную ночь полыхало. Вот однажды, проказничала Росинка, как обычно, на лугу. Со шмелями, да с бабочками в прятки играла. Шла мимо старая бабушка, да и говорит девушке: «Взрослая уже стала, а все забавляешься, как маленькая. Пора людям добро приносить, Матушке-Земле помогать». Стыдно стало Росиночке, призадумалась она, чем бы отцу с матерью помочь, чтобы не стыдно людям в глаза было посмотреть? Думала-думала, да придумала, но и тут не удержалась от озорства. Поднялась она на самую большую гору, сняла любимое ожерелье, все до камешка собрала в ладони, зажмурилась, да и разбросала голубым дождем по родной земле. Где камушки из ожерелья упали, там забил родник.
Ученик (на фоне видео «Ручеёк. Родник, звуки природы»):
1)Пусть на земле не умирают родники,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода
2) Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
Учитель: Пусть раскинутся снова по всем российским поселениям светлые родники и колодцы, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь российской деревни.
Литература:
-
http://songspro.ru/17/Sergey-Belikov/tekst-pesni-Jivi-Rodnik
-
http://fb.ru/article/246488/rodniki-chto-takoe-rodnik-poleznyie-svoystva-rodnikovoy-vodyi
-
Стихи Ю.П. Анненкова “Души прекрасные порывы” г. Аткарск. 2005 г.
-
-
Сценарий «Живи, родник»
Предмет: | Классному руководителю |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Народный уличный праздник с участием учеников школы , их родителей , бабущек и дедушек. Предварительная работа- конкурсы рисунков , сочинений , стихов и пословиц о воде и родниках.Издревле население испытывало особое, навеянное легендами отношение к этим источникам, многие из них считались святыми, с ними рядом строились монастыри или часовни. Сюда специально приезжают и жители соседних районов, чтобы отведать вкусной и полезной воды.Родина, родители, род, родники – у этих слов есть один общий корень, который объединяет всех русских людей.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 54.5 Kb |
Количество скачиваний: | 87 |
Скачать
Просмотров: 193
Похожие материалы
- Игра «Голубые очи планеты»
- Методическая разработка круглого стола на тему: «Венчание – дань моде или духовная основа семьи?»
- Конспект классного часа «Сплетни в наше время»
- Классный час «Питание и здоровье»
- Технокарта урока татарского языка в 3классе
- Урок-конференция в 8-м классе по теме «Планета — наш общий дом»
- Сценарий классного часа «Семья и семенные ценности»
- Сценарий «Последний звонок» для 9 класса
- Внеклассное занятие по ЗОЖ «Судьба не дело случая, а результат выбора»
- Желтоқсан — кеш
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.
Политика Конфиденциальности сайта uroki.me