Сценарий торжественной
линейки, посвященной открытию
«Парты Героя»
Ведущий 1:
Подвиг никогда не умирает,
В памяти хранит его народ.
Слава тем, кто жил в заветном крае.
Слава тем, кто ныне в нем живет
Чтец 2: О подвигах – стихи
слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не
умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, учителя,
ребята!
Ведущий 2: Сегодня в жизни нашего образовательного
учреждения знаменательное событие, открытие «Парты Героя» .
Ведущий 1: Мы присоединяемся к Всероссийскому
образовательному проекту. «Парта Героя» — это ученический стол, на котором
размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах.
Право сидеть за Партой Героя будет присуждаться учащимся за отличные оценки, а
также за активную общественную работу по итогам четверти.
Ведущий
2:
Цель проекта – напомнить обучающимся о земляке-Герое, выпускнике нашей школы,
совершившем доблестный поступок, проявивший личное мужество и готовность к
самопожертвованию.
Ведущий 2:Внимание! Смирно! Равнение на знамённую группу!
Государственный флаг Российской Федерации, флаг Чувашской Республики внести!
Звучит
торжественная музыка на вынос Флагов
Ведущий: Торжественная линейка, посвященная открытию парты Героя
Советского Союза Константина
Михайловича Антонова, объявляется открытой! (аплодисменты)
Ведущий2: Сегодня на нашем
торжественном мероприятии присутствуют почётные гости:
Делегация
Межрегиональной общественной организации выходцев из Чувашии – Товарищество
офицеров «Сыны Отечества» в составе:
— Вице – адмирала,
Председателя Правления Межрегиональной общественной организации выходцев из
Чувашии – Товарищество офицеров «Сыны Отечества»Ильина Владислава Алексеевича;
Ведущий 1:Профессора,
доктора военных наук, члена – корреспондента Академии военных наук, первого
заместителя Председателя Правления Межрегиональной общественной организации
выходцев из Чувашии – Товарищество офицеров «Сыны Отечества»Николаева Ивана
Николаевича;
Ведущий 2:
полковника, доктора философских наук Военной Академии Генерального штаба
Вооруженных сил Российской Федерации Музякова Сергея Ивановича;
Ведущий 1:
подполковника, члена Правления
Межрегиональной общественной организации выходцев из Чувашии – Товарищество
офицеров «Сыны Отечества»Исакова Сергея Ивановича;
Ведущий 2:
капитана, члена Правления
Межрегиональной общественной организации выходцев из Чувашии – Товарищество
офицеров «Сыны Отечества»Александрова Михаила Васильевича;
Ведущий 1:
полковника, уроженца деревни Починок Инели Комсомольского района Седлова
Геннадия Николаевича;
Ведущий 2:
капитана Гаврилова Артемия Николаевича;
Ведущий 1: члена Правления
Межрегиональной общественной организации выходцев из Чувашии – Товарищество
офицеров «Сыны Отечества», заведующей библиотекой НАНО ВО «Институт мировых
цивилизаций» Дьяконовой Альбины Васильевны.
Ведущий 1: Глава
администрации Комсомольского района Осипов Александр Николаевич
Ведущий 2: Военный комиссар
военного комиссариата Комсомольского и Яльчикского районов Чувашской
Республики, подполковник запаса Данилов Сергей Юрьевич.
Ведущий
1: Депутат
Государственного Совета Чувашской Республики по Комсомольскому одномандатному
избирательному округу №4 Попов Юрий Алексеевич.
Ведущий
2: Народный поэт
Чувашской Республики, член Союза писателей СССР Тургай Валерий Владимирович.
Ведущий
1: Председатель
Комсомольского районного отделения чувашской республиканской организации
общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана»
лейтенант запаса Гаврилов Виктор Николаевич
Ведущий
2: Слово
для начала торжественного мероприятия, посвященного открытию «Парты Героя»
предоставляется директору школы Соловьевой Ирине Алексеевне.
(Слова директора школы)
Ведущий 1: Слово
предоставляется нашим почетным гостям:
Главе администрации Комсомольского района Осипову Александру Николаевичу.
Ведущий 2: Слово
предоставляется вице – адмиралу, Председателю Правления Межрегиональной
общественной организации выходцев из Чувашии – Товарищество офицеров «Сыны
Отечества» Ильину Владиславу Алексеевичу.
Ведущий 1: Слово
предоставляется профессору, доктору военных наук, члену – корреспонденту Академии
военных наук, первому заместителю Председателя Правления Межрегиональной
общественной организации выходцев из Чувашии – Товарищество офицеров «Сыны
Отечества»Николаеву Ивану Николаевичу.
Ведущий 1: Недавно
у Ивана
Николаевича был день рождения, пользуясь случаем, хотим сердечно поздравить его
и пожелать ему крепкого здоровья.( вручают цветы)
Ведущий 2: Слово
предоставляется военному комиссару военного комиссариата Комсомольского и
Яльчикского районов Чувашской Республики, подполковнику запаса Данилову Сергею
Юрьевичу.
Ведущий
1: Слово
предоставляется депутату Государственного Совета Чувашской Республики по
Комсомольскому одномандатному избирательному округу №4 Попову Юрию Алексеевичу.
Ведущий
2: Народный поэт
Чувашской Республики, член Союза писателей СССР Тургай Валерий Владимирович.
Ведущий 1: Слово
предоставляется председателю Комсомольского районного отделения чувашской
республиканской организации общероссийской общественной организации «Российский
союз ветеранов Афганистана» лейтенанту запаса Гаврилову Виктору Николаевичу.
Танец кадет
Ведущий 1: Мы решили в нашей школе посвятить «Парту Героя»
—Герою
Советского Союза Константину Михайловичу Антонову.
(биографию читают
кадеты)
1 кадет: Константин Михайлович Антонов родился
26 мая 1922 года в селе Луцкое. В июне 1941 года окончил Комсомольскую
среднюю школу. На фронт Константин Михайлович Антонов попал в июле 1942
года в качестве командира минометного расчета. Боевое крещение получил при
форсировании Дона и освобождения города Коротояк Воронежской области.
2 Кадет: …Наступает рассвет 26 сентября 1943
года. Передовые эшелоны 25-ой гвардейской Синельниковской Краснознаменной
дивизии, на сколоченных из подручных средств плотах, бесшумно двинулись на
правый берег Днепра. Враг не ожидал наших воинов здесь.
3 Кадет: О переправе он догадался только тогда,
когда наши стали подходить к берегу. Когда рассвело, на горсточку наших
храбрецов, немцы пошли волна за волной. Гвардейцы сражались храбро. Отбита
первая атака, вторая, третья. Вместе с автоматчиками разили врага
минометчики Кости Антонова. В критический момент смертельно ранило парторга
батальона. Волей коммунистов парторгом становится Костя Антонов. Парторг
был всегда в гуще воинов, вдохновлял их своим личным примером.
4 Кадет: Целый месяц расширяли наши воины
плацдарм на Днепре, ниже Днепропетровска. А 29 октября 1943 года они
пошли в наступление. Началась знаменитая Корсунь-Шевченковская операция,
закончившаяся полным разгромом немецко-фашистских войск.
5 Кадет: Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 февраля 1944 года Антонову Константину Михайловичу присвоено звание
Героя Советского Союза.
6 Кадет: Но не долго
прожил после этого Герой. 23 марта 1944 года, когда он поднял своих
воинов на врага в атаку под селом Казацкое в Одесской области, вражеская
пуля оборвала жизнь Героя. На его могиле в центре села сейчас высится
Величественный памятник благодарного народа Украины.
Ведущий
2: Подвергать
себя серьёзной опасности ради спасения других – мужество, а делать это, зная,
что за тобой стоит смерть – героизм. И мы заявляем во всеуслышание Константин Михайлович
совершил настоящий подвиг, он настоящий Герой!
Ведущий
2: Неугасима память поколений
И
память тех, кого мы свято чтим,
Давайте,
встанем на мгновенье
И в
скорби постоим и помолчим.
Ведущий
1: Минутой
молчания почтим память всех героев, участников великих сражений во имя Родины.
Звучит
метроном
Ведущий
1: Право открыть « Парту
Героя», носящую имя Константина Михайловича Антонова, предоставляется нашим
почётным гостям Ильину Владиславу Алексеевичу и Осипову Александру Николаевичу,
учащимся 6 кадетского класса Романову Матвею и Тухветуллиной Айше.
(Торжественная музыка)
(Подходят к парте, снимают материал с парты, становятся по краям
парты)
Ведущий
2: Парта
героя, имени Константина
Михайловича Антонова, отдавшего жизнь за свою Родину,
считается открытой.
Гимн РФ
Ведущий
2: Почетное право
первой сесть за «Парту Героя» предоставляется ученице 6 «к» класса, отличнице
учебы, участнице творческих конкурс и предметных олимпиад Романовой Полине.
(Подходит девочка,
садится за парту, после того как девочка села)
Ведущий 1: Слово для
наставления предоставляется директору школы Соловьевой Ирине Алексеевне
(Гордись,
тем, что именно тебе выпала честь стать первой, кто будет сидеть за партой,
которая носит имя такого достойного и отважного человека.)
Ведущий:
ответное
слово предоставляется Романовой Полине
(
Встает, читает клятву)
Я, перед лицом Героев
Отечества, своих товарищей и гостей, торжественно клянусь:
Чтить память героев нашей
Родины!
Быть патриотом России!
Быть честным и справедливым!
Быть образцом в учёбе и
дисциплине!
Вести здоровый образ жизни!
С гордостью сидеть за Партой
Героя!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Кадеты
5 «к» класса читают стихи
1 Ученик Для
дружбы, для улыбок и для встреч
В
наследство получили мы планету.
Нам
этот мир завещано беречь
И
землю удивительную эту!
2 Ученик:
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому,
что красотой зовется.
Пусть
будет мирным небо над землей,
И
вечно детство звонкое смеётся!!!
3 Ученик: Бег
времени не остановишь, и не изменишь ничего…
Нет с
нами тех, кто дорог сердцу, чей образ в памяти ещё…
Плывут
их души облаками, и слёзы льют грибным дождём,
И
наблюдают, наблюдают за тем, как мы вот здесь живём…
4 Ученик:
Дают советы в сновиденьях, оберегают от беды…
А мы
…порой не замечаем слова средь бренной суеты…
Но
память – верный наш хранитель – даёт подсказки …и тогда…
Нам…что-то
в сердце вдруг напомнит: «Он с нами, здесь, и был всегда!»
5 Ученик:
Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!
6 Ученик:
Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки —
Ведь память жива!
7 Ученик:
Эта память корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва…
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!
8 Ученик:
Да! Позади остался страшный час.
Мы о
войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам! Мы очень любим вас!
Поклон
вам от девчонок и мальчишек!
Ведущая : Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя родной
страны совершали подвиги, слагали о ней стихи и песни.
Едино
государство,
Когда
един народ,
Когда
великой силой
Он
движется вперед.
песня
«Россия»
Ведущий
2: Внимание!
Смирно! Равнение на знамённую группу! Государственный Флаг Российской
Федерации, Чувашской Республики вынести!
Звучит торжественная музыка на вынос
Флагов
Ведущий
1: Уважаемые гости, церемония открытия «Парты Героя» подошла к концу.
Ведущий
2: Приглашаем Вас сделать общую фотографию на память. Далее кадеты
покажут свое мастерство в сборке автоматов.
Сценарий торжественной линейки, посвященной открытию
«Парты Героя»
Звучат фанфары
ВЕДУЩИЙ: Подвиг никогда не умирает,
В памяти хранит его народ.
Слава тем, кто жил в заветном крае.
Слава тем, кто ныне в нем живет
ВЕДУЩИЙ: О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
ВЕДУЩИЙ: Добрый день всем собравшимся сегодня на знаменательном событии в жизни ОГАОУ «Губкинской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов», на открытии «Парты Героя», выпускника нашей школы Капцевича Игоря Георгиевича, погибшего в ходе афганской войны.
ВЕДУЩИЙ: Мы присоединяемся к Всероссийскому образовательному проекту, «Парта Героя» — это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах.
ВЕДУЩИЙ: Внимание! Торжественное мероприятие, посвященное открытию «Парты Героя» считается открытой! Под знамя школы смирно!
Звучит гимн РФ
ВЕДУЩИЙ: Сегодня на нашем торжественном мероприятии присутствуют почётные гости: перечисляем _________________________________________
ВЕДУЩИЙ: Слово для начала торжественного мероприятия, посвященного открытию «Парты Героя» предоставляется директору школы Ларисе Николаевне Морозовой
(Слова директора школы)
ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется нашим почетным гостям:
(Выступление гостей)
ВЕДУЩИЙ: Что такое АФГАНСКАЯ ВОЙНА? Это участие советского воинского контингента в гражданской войне в Афганистане на стороне правительства Народно-демократической партии Афганистана с 1979 по 1989 гг.
ВЕДУЩИЙ: Афганистан являлся ближайшим соседом СССР. После государственного переворота, совершенного в апреле 1978 года, в Афганистане разгорелась гражданская война.
ВЕДУЩИЙ: В 1979 г. правительство Афганистана обратилось к СССР с просьбой ввести в страну войска. Первоначально лидеры КПСС отказывались сделать этот шаг, но ситуация обострилась, и было принято решение ввести советские войска в Афганистан «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу».
ВЕДУЩИЙ: Афганская война за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Эта война своим черным крылом коснулась многих семей, принеся с собой цинковые гробы, тяжелобольных молодых людей. Война в Афганистане — это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал.
ВЕДУЩИЙ: 9 лет твоих, Афганистан,
В чутком сердце моего народа,
Будто 9 незаживших ран,
Что саднит больнее год от года.
ВЕДУЩИЙ: Были лицемерие, обман,
И до правды мы дошли непросто:
9 лет, как будто 90,
9 лет твоих, Афганистан.
ВЕДУЩИЙ: Вновь и вновь бредут по тем местам
Мальчики, не зная сна-покоя,
Проклиная времена застоя,
9 лет твоих, Афганистан!
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы отдаем дань памяти солдатам той войны. Всем, кто до конца оставался верен своей клятве, кто ценой жизни исполнил свой долг перед Родиной. Вдали от Отечества советские воины, в числе которых было немало наших земляков, достойно выполнили интернациональный долг, с честью прошли суровую проверку войной, испытали горечь потерь товарищей по оружию.
ВЕДУЩИЙ: О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне. Сегодня в школе будет открыта парта Героям, памятный знак, который вновь и вновь будет напоминать нам о войне, о гибели людей, о материнском, человеческом горе.
ВЕДУЩИЙ: Мы решили в нашей школе посвятить «Парту Героя» бывшему выпускнику Капцевичу Игорю Георгиевичу, который прошёл дорогами Афганской войны и принял участие в локальных военных конфликтах и до конца исполнил свой воинский долг.
ВЕДУЩИЙ: Капцевич Игорь Георгиевич выпускник средней школы №12 1976 года. Родился 27 мая 1960 года в г. Челябинск. Мать – медсестра, отец окончил автомобилестроительный техникум. В первый класс пошел в 1967 году на Кубани, в станице Староминской. Во второй класс уже пошел в школу №6 города Губкина. Затем был переведен в среднюю школу №12. Учился хорошо, был любознательным мальчиком. В 1969 году стал пионером, а 1974 году вступил в ряды ВЛКСМ.
ВЕДУЩИЙ: Школу окончил с тремя четверками (русский язык, геометрия, всеобщая история). Во время учебы был членом комитета комсомола, неоднократно награждался грамотами за активную работу. По окончании школы в 1977 году поступил в Воронежский университет на факультет иностранных языков. Проучился почти два года. Но его мечта – поступить в институт международных отношений (хотел стать военным переводчиком), поэтому добровольно ушел из университета в армию.
ВЕДУЩИЙ: В январе 1980 года прибыл в Демократическую Республику Афганистан и был назначен на должность стрелка, помощника гранатомётчика. В составе первых воинских частей вошел на территорию республики Афганистан.
ВЕДУЩИЙ: Рядовой Игорь Капцевич проходил службу оператором-наводчиком боевой машины пехоты (БМП-1) мотострелкового батальона.
ВЕДУЩИЙ: 7 апреля 1980 года во время проведения боевой операции боевая машина, в которой находился Игорь, подорвалась на мощном фугасе. В результате взрыва рядовой Игорь Капцевич погиб.
ВЕДУЩИЙ: За мужество и отвагу 1 ноября 1989 года Игорь Георгиевич Капцевич награждён орденом Красной Звезды посмертно. Похоронен на кладбище в г. Губкин.
ВЕДУЩИЙ: Наши ребята, честно и беззаветно исполняли свой воинский долг. Они заслужили право на вечную жизнь в памяти будущих поколений.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
ВЕДУЩИЙ: Минутой молчания почтим память всех героев, участников великих сражений во имя Родины.
Звучит метроном
ВЕДУЩИЙ: Право открыть «Парту Героя», носящую имя Игоря Георгиевича Капцевича предоставляется нашим почётным гостям…………………………………………………
ВЕДУЩИЙ: и учащимся отряда «Юнармия» 5г ……………………………………………………………
(Торжественная музыка)
(Подходят к парте, снимают материал с парты, становятся по краям парты)
ВЕДУЩИЙ: Парта героя, имени Игоря Георгиевича Капцевича, исполнивший свой воинский долг до конца, считается открытой.
Фанфары
ВЕДУЩИЙ: Почетное право первыми сесть за «Парту Героя» предоставляется ученице
11 а класса …………………………………. и ученику 11 б класса ……………………..
класса, отличникам в учёбе, неоднократные победители предметных олимпиад различного уровня.
(Подходят, возлагают цветы и садятся за парту. Потом передают эстафету 5 классу)
Затем за парту садятся два пятиклассника
ВЕДУЩИЙ: Слово для наставления предоставляется директору школы Ларисе Николаевне Морозовой.
(Гордись, тем, что именно вам выпала честь сесть за парту, которая носит имя такого достойного и отважного человека.)
ВЕДУЩИЙ: Ответное слово предоставляется пятиклассникам
(Встают, читают клятву)
Мы, перед лицом Героев Отечества, своих товарищей и гостей, торжественно клянёмся:
Чтить память героев нашей Родины!
Быть патриотом России!
Быть честным и справедливым!
Быть образцом в учёбе и дисциплине!
Вести здоровый образ жизни!
С гордостью сидеть за Партой Героя!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
ВЕДУЩИЙ: Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту!
ВЕДУЩИЙ: Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой зовется.
Пусть будет мирным небо над землей,
И вечно детство звонкое смеётся!!!
ВЕДУЩИЙ: Бег времени не остановишь, и не изменишь ничего…
Нет с нами тех, кто дорог сердцу, чей образ в памяти ещё…
Плывут их души облаками, и слёзы льют грибным дождём,
И наблюдают, наблюдают за тем, как мы вот здесь живём…
ВЕДУЩИЙ: Дают советы в сновиденьях, оберегают от беды…
А мы …порой не замечаем слова средь бренной суеты…
Но память – верный наш хранитель – даёт подсказки …и тогда…
Нам…что-то в сердце вдруг напомнит: «Он с нами, здесь, и был всегда!»
Песня 7 в класса
ВЕДУЩИЙ: И пусть над нами будет только чистое мирное небо. Пусть дети никогда не узнают страшное слово «война». И пусть никакие черные силы не смогут разбить наш хрустальный шар с названием Земля!
ВЕДУЩИЙ: Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену
Вспоминая хороших людей…
ВЕДУЩИЙ:
На этом торжественное мероприятие считается закрытым. Приглашаем Вас сделать общую фотографию на память.
Звучат афганские песни
МКОУ «Жигаевская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий открытия
Парты Героя
(Звучат фанфары)
1.Высока, высока над землёй синева — это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом».
Это значит, что этой награды достоин наш земляк, твой сосед, наш герой.
Это он, глядя смерти в глаза, поднял знамя России над той высотой!
2. Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх
1. Жизнь героя не знает предела,
Средь живых он остался живой.
Песня грянула и загремела,
Знамя вспыхнуло над головой.
2. О подвигах — стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!”
Учитель. Добрый день, дорогие ребята, учителя и гости нашего праздника!
Сегодня в жизни Жигаевской школы происходит знаменательное событие: открытие Парты Героя в честь нашего земляка, Героя Советского Союза Гранкина Павла Николаевича.
Торжественная линейка объявляется открытой!
Учитель. Всероссийский образовательный проект «Парта Героя», является частью партийного проекта «Единой России» «Новая школа». Инициатор проекта — заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин. В рамках образовательной инициативы школьники смогут ознакомиться с героизмом своих земляков за школьной партой при помощи смартфона: на Парте Героя размещен QR-код для мобильных устройств, отсканировав который школьник попадет на официальный портал, где представлена информация о Герое.
Цель проекта – в доступной форме рассказать детям о земляках, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество и готовность к самопожертвованию. Каждый Герой имеет непосредственное отношение к той школе, в которой устанавливается Парта Героя.
-
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
-
Сегодня — день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня — день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
-
Ранним солнечным утром в июне
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
-
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…
Учитель. За годы войны на фронт ушли миллионы советских солдат и в их рядах 17-летний юноша Павел Гранкин.
(Демонстрация фильма о Гранкине П.Н.)
Школа, внимание! Наступает торжественный момент – открытие Парты Героя.
Почетное право открыть Парту Героя предоставляется начальнику управления образования Администрации Конышевского района Щербаковой Оксане Вячеславовне и директору Жигаевской средней общеобразовательной школы Пахомовой Ольге Николаевне.
Слово предоставляется начальнику управления образования Администрации Конышевского района Щербаковой Оксане Вячеславовне
Слово предоставляется директору Жигаевской средней общеобразовательной школы Ольге Николаевне Пахомовой
-
Служивый люд: он был, он есть, он будет.
Он славу для страны в бою добудет!
Не за награды он на смерть идёт:
Он в сказках и былинах оживёт!
-
Честь воинскую он не запятнает,
Придёт пора, и он её прославит!
Пока он на посту, нет войн и бед.
Мир на земле важнее всех побед!
Учитель. Предлагаем Вашему вниманию электронное письмо внучки Павла Николаевича – Кристины Юрьевны Гранкиной, адресованное всем нам, участникам сегодняшнего мероприятия.
(Демонстрация обращения Гранкиной К.Ю.)
-
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
(Приветствие обучающихся начальных классов)
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым.
Пусть на Земле цветут сады,
Здоровы будут дети,
Не нужно нам войны-беды,
Пусть солнце ярко светит!
Человек живёт во имя жизни,
Любит мир, и близких, и друзей,
Остаётся память у Отчизны
Из поступков, подвигов, идей,
И, неся цветы к мемориалу, —
Средь забот житейской суеты —
Верим — будут доброму началом
Символ нашей памяти — цветы!
(Возложение цветов к Парте Героя)
Торжественная линейка, посвящённая открытию Парты Героя Советского Союза Гранкина Павла Николаевича, считается закрытой.
(Звучит Гимн России)
12.04.2022
Учитель истории и обществознания
Торжественное мероприятия посвящено открытию «Парты героя» выпускника школы воина-интернационалиста Валерия Воробьёва. За мужество и отвагу награжденный орденом Красной Звезды (посмертно) в МКОУ СОШ№8 с.Садового Арзгирского района.
Оценить
1847
Содержимое разработки
Сценарий торжественного мероприятия, посвященного открытию «Парта героя» выпускника нашей школы воина-интернационалиста Валерия Воробьёва. За мужество и отвагу награжденный орденом Красной Звезды (посмертно)в МКОУ СОШ№8 с.СадовогоАрзгирского района.
ВЕДУЩИЙ 1. Жизнь героя не знает предела,
Средь живых он остался живой.
Песня грянула и загремела,
Знамя вспыхнуло над головой!
ВЕДУЩИЙ 2. Добрый день всем собравшимся сегодня на знаменательном событии в жизни Садовской школы, на открытии парты героя выпускника нашей школывоина-интернационалиста Валерия Воробьёва. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
ВЕДУЩИЙ 3. Сегодня на наше мероприятии присутствуют почетные гости:
ГороховаГалинаИвановна председатель совета ветеранов села Садового
Коваленко В. А специалист 2 категории администрации с.Садового
Купро Нина Харитоновна родная тётя Валерия Воробьева
Одноклассницы Валерия Петросова Светлана Ивановна, Захарова Светлана Васильевны
ВЕДУЩИЙ 4.
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
В феврале 2008 года был дан старт проекту «Парта героя».Цель проекта «Парта героя» – в доступной форме рассказать школьникам о земляках, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество и готовность к самопожертвованию. Каждый Герой имеет непосредственное отношение к той школе, в которой устанавливается Парта Героя. Парта Героя — это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, его биография и заслуги.
ВЕДУЩИЙ 1.
Примечательно, что открытие парты в нашей школе проходит в канун празднования 100 -летия комсомола.
1918 год. В стране шла Гражданская война. В Красной Армии против белогвардейцев и интервентов сражались молодые рабочие и крестьяне.
В это время во многих городах возникали организации рабочей молодежи. Для объединения их в одну организацию 29 октября в Москве открылся 1-й съезд рабочей и крестьянской молодежи (194 делегата)
День открытия съезда – считается днем рождения комсомола. Комсомол был надеждой и гордостью Советского народа. В его рядах выросли миллионы молодых патриотов, активных строителей общества. В трудную минуту комсомол доказывал свою любовь к народу, своей Родине.От одного поколения к другому передавались его славные традиции – горячо откликаться на зов Родины, быть там, где трудно. В любом деле проявлять свою инициативу и почин, во всем быть верным, надежным помощником.
Вступая в жизнь поколения юношей и девушек, получали алую книжечку с силуэтом В.И. Ленина, что означала, что ты комсомолец. Комсомолец всегда шел впереди, выполнял все поручения Родины, какими бы они ни были трудными. У меня в руках комсомольский билет нашего героя. Комсомолец Валерий Воробьёв с честью выполнил долг перед Родиной, ценой своей жизни.
ВЕДУЩИЙ 2. О подвигах — стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!”
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть,
Время выбрало вас
ВЕДУЩИЙ 3. Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. И тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.
25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
ВЕДУЩИЙ 4. 9 лет 1 месяц и 18 дней продолжалась война в Афганистане.
ВЕДУЩИЙ 1…18 лет. Они перешагнули порог зрелости и уезжали от матерей, расставались с любимыми, думая, что готовы к испытаниям. И никто из них не предполагал, что ждет их, вчерашних мальчишек, в Афгане. И многие из них не знали, что ценой этим испытаниям будет их жизнь. Среди таких молодых ребят был и наш земляк Валерий Воробьёв
Хасаева Милана
Как мало лет он прожил.… Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
Гнедаш Даша
Одна из войн 20 века, Афганская, вызывает противоречивые, неоднозначные оценки, но там не было правых и виноватых, а были солдаты, честно выполнившие свой долг. Солдаты, ставшие героями. За самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тысяч награждены орденами и медалями. В газете «Ставропольская правда» от 13 декабря 2008 г. есть статья «Они не вернулись с войны». В ней рассказывается об одиннадцати войнах — афганцах Ставрополья, награжденных за мужество и отвагу орденом Красной Звезды (посмертно), среди них и наш земляк Валерий Воробьёв.
Он родился 18сентября 1965 г. в селе Садовом, здесь окончил школу, потом учился в Прикубанском совхозе-техникуме. В Вооруженные силы СССР был призван 29.10.1983 г. Малокарачаевским РВК Карачаево-Черкесской АО.С февраля 1984 г.Валерий служилв Республике Афганистан, в в/ч 86997 в 682-м мотострелковом полку, рядовым пулемётчиком.
Дубяга Рита
К началу 1984-го года командование 40-й Армии осознало крайнюю необходимость постоянного военного присутствия в Панджшерском ущелье. Данное 120-километровое ущелье являлось главной транспортной артерией для душманов, по которой они вьючными караванами получали помощь вооружением, боеприпасами, амуницией, людскими резервами, медикаментами и многим другим из Пакистана. Помимо этого ущелье, имея сложный горный рельеф, служило для душманов хорошей базой для сосредоточения и подготовки личного состава.Своим присутствием в Панджшеремотострелки и десантники значительно сковывали действия противника по снабжению своих формирований и переброске сил. Резко снизилось количество нападений на автоколонны, снабжавшие советские войска в районе Чарикарской Равнины и южной части перевала Саланг.
Хасаева Милана
682-й мсп являлся своеобразным «громоотводом», стягивавшим на себя основной удар моджахедов. Противник не оставлял попыток выбить мотострелков из Рухи. Полк дислоцировался на небольшом плато на месте заброшенного кишлака Руха, окружённого со всех сторон горами. Логово «панджшерского льва» называли это место. Фактически, полк жил в каменном мешке, и условия существования были суровые. Передвигаться, не рискуя жизнью,можно было только в окопах, разветвленная сеть которых охватывала весь кишлак. Издали виднелся лишь покинутый кишлак, и никакого движения. Ежедневно с шести часов вечера по московскому времени, когда спадала жара, моджахеды напоминали о том, кто в доме хозяин. Поэтому жизнь в окопах для советских парней стала привычной. Несмотря на то, что полк находился у врага как на ладони, завладеть кишлаком моджахеды никак не могли…
Бутенко Настя
24.08.1984 г. мотострелковая рота, в которой Валерий проходил службу, при выполнении боевой задачи была обстреляна противником. Действуя смело и решительно, метким огнем Валера подавил две огневые точки, но в ходе боя был сражен пулеметной очередью.
Улица, на которой я живу, с 1986 года носит имя Валерия Воробьёва.На дому где родился и жил герой, прикреплена мемориальная доска.
В письме, которое получила его мама, Мария Ивановна (в 2012году умерла), от командования части, говорилось о том, что за время прохождения службы он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Был отличником боевой и политической подготовки, неоднократно поощрялся командованием части и командиром подразделения. Всегда служил примером для своих товарищей в выполнении своего воинского и интернационального долга.
Кузнецова Александра
В школьном музеи сохранились воспоминания классного руководителя Мотасовой Марией Григорьевной, одноклассников Валеры, проживающими в нашем селе.(среди них работники нашей школы Захарова С.В., Строева А.В. Петросова Светлана Ивановна. Все, как один, рассказывали о скромном, на первый взгляд, ничем не приметном пареньке, но очень добром. Своими воспоминаниями о нём поделилась Светлана Васильевна Захарова: « Валера был моим одноклассником. Из почти двух десятков шумных и озорных парней выделялся скромностью, добротой, был мягким и застенчивым. Помню: смеялся он всегда искренне, до слез. Жизнь его оказалась очень короткой: школа, год учебы в Первомайском совхозе-техникуме, встреча с первой любовью, призыв в армию… Его гибель стала для всех нас всеобщим горем, а для меня глубоким потрясением, сердце было переполнено печалью и скорбью. Попрощаться с ним пришли все односельчане, несмотря на сорокаградусную жару и обжигающий лица степной суховей. Я помню тот день до мелочей, поражала тишина, прерываемая воем ветра. Мысли путались в голове, никак невозможно было сжиться с тем, что Валера ушёл навсегда.
Идут годы. Мы никогда о нем не забываем, встречаясь, ходим на его могилу, чаще просто молчим. Каждый вспоминает его по-своему, но представляет одинаково — молодой и с улыбкой на лице».
ВЕДУЩИЙ 1. Умирая, не умрет герой
Мужество останется в веках.
Имя прославлял свое борьбой
И оно не смолкло на устах.
ВЕДУЩИЙ 2. Слово предоставляется
Гороховой Галине Ивановне
ВЕДУЩИЙ 3. Право открыть парту героя предоставляется тёте Валерия Воробьёва Купро Нине Харитоновне и президенту республики «Исток», члену отряда «Поиск» Рабадановой Диане.
Рабаданова Диана
Я предлагаю в школе ввести новую традицию право сидеть за партой Валерия получает лучший ученик класса. Честь первой сесть за памятный стол предоставляетсяученице 7 класса Бутенко Анастасии. Настя отличница, активно участвует в мероприятиях класса, школы, района, с этого года член отряда «Поиск».
Настя Бутенко
В Афганистан наших ребят послала Родина. И они с честью выполнили свой интернациональный долг — долг солдата перед Родиной, клятву, на верность которой, они произносили вместе со словами присяги. Я горжусь тем, что среди них был мой односельчанин Воробьёв Валерий Николаевич. Мы помним, и всегда будем помнить об отваге и героизме наших солдат, погибших на полях сражений.
ВЕДУЩИЙ 1.
Зажгите свечи! Пусть молчат колокола!
Зажгите свечи! Остановите бой часов!
Зажгите свечи…пусть озарятся их имена.
ВЕДУЩИЙ 2.
Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.
(Зажигается свеча и объявляется минута молчания)
Песня Зажгите свечи
ВЕДУЩИЙ 1. Торжественное мероприятие, посвящённое открытию «Парты героя» выпускника нашей школы воина-интернационалиста Валерия Воробьёва подошло к концу. Мы благодарим всех присутствующих за участие в важном нашей школы событии. Желаем всем счастья, здоровья и мирного неба над головой.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491993-scenarij-torzhestvennogo-meroprijatija-posvja
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Ход мероприятия:
Сценарий торжественной линейки, посвященной открытию
«Парты Героя»
Ученица:
Подвиг никогда не умирает,
В памяти хранит его народ.
Слава тем, кто жил в заветном крае.
Слава тем, кто ныне в нем живет
О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
Ведущий : Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята!
Ведущий: Сегодня в жизни нашего образовательного учреждения знаменательное событие, открытие «Парты Героя» .
Ведущий: Мы присоединяемся к Всероссийскому образовательному проекту. «Парта Героя» — это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Право сидеть за Партой Героя будет присуждаться учащимся за отличные оценки, а также за активную общественную работу по итогам четверти.
Ведущий: Цель проекта – напомнить обучающимся о земляке-Герое, совершившем доблестный поступок, проявивший личное мужество и готовность к самопожертвованию.
Ведущий: Внимание! Смирно! Равнение на Государственный флаг Российской Федерации и КЧР.
Звучит торжественная музыка.
Ведущий: Торжественная линейка, посвященная открытию парты Героя!
Ведущий: Сегодня на нашем торжественном мероприятии присутствуют почётные гости: Перечисление гостей.
1.Джужуев Крым Мурадинович ,председатель совета старейшин а.Инжич-Чукун
2.Джантемиров Фуад Темботович, глава сельского поселения
3.
Ведущий: Слово для начала торжественного мероприятия, посвященного открытию «Парты Героя» предоставляется директору школы Хатковой Фатиме Еруслановне.
(Слова директора школы)
Ведущий:Слово предоставляется нашим почетным гостям:
Выступление гостей.
Слово предоставляется
Слово предоставляется
Ведущий : Мы решили в нашей школе посвятить «Парту Героя» -Герою Балову Шугаибу Шамовичу
Балов Шугаиб Шамович (1904-1942), подполковник.
Родился в 1904 г.
Уроженец Хабезского района, аула Инжич- Чукун ныне Карачаево-Черкесской республики.
Абазин.
В ОГПУ-НКВД с 1928 по 1940гг. До 16.08.1940г. капитан Балов Ш.Ш. младший помощник начальника отделения штаба 49-гоДжаркентского пограничного отряда пограничных войск Казахского округа. В Красной Армии с 1941г.
Участник Великой Отечественной войны на Южном фронте.
Капитан Балов Ш.Ш. назначается помощником начальника 2-го отделения штаба 35-й отдельной кавалерийской дивизии.
Храбрый и самоотверженный разведчик.
Погиб в 1942г.
Похоронен на ст.Лозовая, Ростовская область.
В Отечественной войне участвовал с первых дней. Командир 35 ОКД полковник Скляров и военком полковой комиссар Трубников отзывались о капитане Балове, как о храбром и самоотверженном разведчике.
28 октября 1941 года они написали на Шугаиба Балова представление:
(биографию читают дети)
1 ученик: «В особа напряжённый для дивизии период действий в тылу противника в направлении Федоровка-Марьевка лично разведал расположение и силы фашистских захватчиков, возглавив разъезд в 15 всадников. Провёл разведку в тылу противника на удалении 25 килметров.
2 ученик: За разъездом увязался самолёт противника. Капитан Балов открыл по нему огонь залпами, продолжая выполнять задачу, добыв точные разведывательные данные о противнике.
3 ученик: У хутора Черевковского разъезд захватил и уничтожил немецкую автомашину с экипажем, убитым во время перестрелки, добыл и доставил в штаб дивизии ценные документы, раскрывающие нумерацию и дислокацию одной из частей СС.
4 ученик: В бою 21 октября 1941 год под Колпаковкой капитан Балов проявил большое мужество. Приняв на себя командование одним эскадроном вместо убитого командира, он прикрывал отход 162 кав полка, разгромив два взвода немецкой пехоты».
Ведущий: Постановлением Верховного совета Южного фронта №06/н от 5 ноября 1941 года Балов Ш.Ш. награждён орденом Красного Знамени.
Ведущий: Подвергать себя серьёзной опасности ради спасения других – мужество, а делать это, зная, что за тобой стоит смерть – героизм. И мы заявляем во все услышание Балов Шугаиб Шамович совершил настоящий подвиг!
Ведущий : Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Ведущий : Минутой молчания почтим память всех героев, участников великих сражений во имя Родины.
Звучит метроном
Ведущий : Право открыть « Парту Героя», носящую имя , предоставляется нашим почётным гостям : Два почетных гостя открывают Парту Героя.
(Торжественная музыка)
(Подходят к парте, снимают материал с парты, становятся по краям парты)
Ведущий : Парта героя, имени Балова Шугаиба Шамовича , отдавшего жизнь за свою Родину, считается открытой.
Гимн РФ
Ведущий : Почетное право первой сесть за «Парту Героя» предоставляется ученице 3 «б» класса: Джантемировой Риане ФИ ученицы.
(Подходит девочка, садится за парту, после того как девочка села)
Ведущий : Слово для наставления предоставляется директору школы
(Гордись, тем, что именно тебе выпала честь стать первой, кто будет сидеть за партой, которая носит имя такого достойного и отважного человека.)
Ведущий: ответное слово предоставляется Риане Джантемировой
( Встает, читает клятву)
Я, перед лицом Героев Отечества, своих товарищей и гостей, торжественно клянусь:
Чтить память героев нашей Родины!
Быть патриотом России!
Быть честным и справедливым!
Быть образцом в учёбе и дисциплине!
Вести здоровый образ жизни!
С гордостью сидеть за Партой Героя!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Ведущий : Во все времена люди любили свою Родину. Во имя родной страны совершали подвиги, слагали о ней стихи и песни.
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Ведущий : Уважаемые гости, церемония открытия «Парты Героя» подошла к концу.
Ведущий : Приглашаем Вас сделать общую фотографию на память.
Сценарий торжественного мероприятия, посвященного открытию парты героя в 3 В классе
МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка
Дата: 24 апреля 2019 г.
Приглашенные гости: Старкин Владимир Павлович, сын Старкина Павла Семеновича, протоиерей Виталий, благочинный Чамзинского района, настоятель Михайло-Архангельского храма пос. Чамзинка, директор МБОУ «Лицей №1» Курочкина Наталья Николаевна, родители учащихся.
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, ребята! Сегодня мы присоединяемся к Всероссийскому Образовательному проекту, «Парта Героя» — это ученический стол, на котором размещена фотография Героя, информация о фактах его биографии и заслугах. Право сидеть за Партой Героя будет присуждаться учащимся за отличные оценки, а также за активную общественную работу по итогам месяца. Цель данного проекта – сохранить память о мужественном человеке, воине, Учителе с большой буквы, бывшем директоре нашей школы – Старкине Павле Семеновиче. (Обращение к 1 и 2 слайдам презентации)
(Обращение к 3 слайду презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Эти стихи напоминают то время, когда в августе 1946 года в Чамзинскую школу по направлению пришел фронтовик, учитель словесник Старкин Павел Семенович. С тех пор прошло более 70 лет!..
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
Павел Семенович родился 28 августа 1912 года в селе Вертелим Майданской волости, Инсарского уезда, Пензенской губернии, в семье мордовских крестьян. Только в двенадцать лет он пошел в школу, в 16 лет закончил начальную. Смеялись над ним – детина. А ему главное – учеба. Жизнь в селе была нелегкой, семья была большая, надеяться было не на кого, поэтому Павел сначала помогал родителям по хозяйству, а затем два года работал в колхозе. Несмотря на большую занятость, он много читал. Ему шел 20 год, когда он, подобно Ломоносову, ушел из своей Сарги пешком в Саранск, где сначала учился на рабфаке, а затем окончил педагогический институт. У самого ни обуть, ни одеть. Ни пальто, ни костюма. А как зимой? (Обращение к 4 слайду презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Уже тогда, в студенческие годы, он мечтал передать свою любовь к литературе детям. Именно в Саранске он познакомился со своей будущей супругой Марией. Вскоре они поженились, в 1939 году родился сын Анатолий и в 1940 году молодая семья переехала в с. Атемары, где Павел Семенович стал работать учителем русского языка и литературы, а затем был направлен в село Николаевка Саранского района. (Обращение к 5 слайду презентации)
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
12 ноября 1940 года он был призвали в Красную Армию. Его служба проходила в 265 горнострелковом полку 20-й горнострелковой дивизии. Вскоре из письма жены он узнал о том, что, как и первенец, умер второй сын Рудик, не выдержав тяжелого голодного времени. Он очень тяжело переживал это сообщение. Разве мог тогда подумать будущий педагог, что пройдет совсем немного времени и вместо того, чтобы после службы вернуться домой и учить детей, ему, как и тысячам других, придется взять в руки винтовку?
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Его полк получил боевое крещение уже в августе 1941 года. О том, как проходила его боевая служба, родные узнавали из писем, часть которых сохранилась у старшего сына до сегодняшнего дня. Читая их спустя годы, дети обращали внимание на то, что часть строк была по известным причинам военного времени, написана на эрзянском языке. Читаешь их и видишь перед собой человека, который уверен в победе и надеется в ближайшее время вернуться домой, чтобы наладить мирную жизнь. В составе 46-ой армии он принимал участие в Иранской военной компании, а с октября 1941 года по август 1942 года оборонял Черноморское побережье Кавказа. Во время сражения за станицу Смоленскую в 1943 году, он был ранен в ногу… (Обращение к 6 слайду презентации)
Ведущий 3 (Клемин Ярослав)
… 3 октября наш полк участвовал в тяжелом бою, мы понесли большие потери. А меня ни одна пуля не брала, подходил то к одному бойцу поддержать шуткой и словом, то к другому, чуть ли не в открытую ходил – и хоть бы что! И вот бой уже закончился, шальной снаряд, тяжелое ранение.
Надрывно ревут моторы самолетов. Ближе, ближе, санитары, которые несли меня на носилках, попадали рядом. Мать-земля, спрячь, укрой! Чтобы не слышать этого гула, не видеть этого ада… Нет! Смотри, смотри, учитель, как охотятся фашистские стервятники за вами, ранеными , безоружными солдатами.
Весь в бинтах, я лежал прямо на дороге, что может быть ужаснее беспомощности и беззащитности? Смотри, чтобы потом, спустя годы, рассказать об этом своим детям и ученикам. (Обращение к 7 слайду презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Четыре месяца пролежал он тогда в госпитале в городе Сочи. После выздоровления его направили в госпиталь — заместителем начальника госпиталя в город Краснодар. За мужество и героизм, за освобождение городов Западной Европы, он был награжден боевыми орденами и медалями — “За боевые заслуги”, “За оборону Кавказа”, “За победу над Германией”. Многие награды были позднее переданы на хранение в районный краеведческий музей.
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
В 1946 году, вернувшись на родину, он получил право выбора устройства на работу в три района и по распоряжению РОНО, был назначен директором нашей Чамзинской школы. Вскоре в 1947 году родился сын Евгений, затем Владимир. Постепенно налаживалась мирная жизнь, но забот у директора прибавлялось. Росло число учеников, ставились новые задачи, требовали разрешения новые школьные реформы. (Обращение к 8 и 9 слайдам презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Учителя и бывшие ученики школы вспоминают его как требовательного и грамотного учителя, который пользовался огромным уважением учеников, родителей, жителей поселка. Он был строгим и добрым, его способности как учителя проявлялись во всем: учил детей и их родителей, стремился помочь молодым педагогам, сам служил примером для всех как на работе, так и в семье.
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
Вот как описывает встречу с ним бывший журналист Н. Мирская, которая специально, чтобы познакомиться со Старкиными, этими талантливыми, авторитетными педагогами, заботливыми воспитателями, приехала в 1972 году по заданию редакции газеты «Советская Мордовия»: (Обращение к 10 слайду презентации)
Инсценировка в кабинете директора
(Действующие лица:
Н. Мирская, корреспондент «Советской Мордовии» — Канцарина Алина
Завуч – Трошина Анастасия
Старкин П.С.- Клемин Ярослав
Мария Даниловна, супруга Павла Семеновича – Зазулина Варвара)
Н. Мирская — Директора в кабинете не было. Завуч сообщила, что он на крыше.
Завуч — Прохудилась. А тут еще и дождь, мигом протечет. Да вы не удивляйтесь. Он у нас вообще такой. Как увидит где что не так, тут же сам и исправляет. Как хороший хозяин в своем доме. Наша школа старенькая, только его заботами и держится.
Н. Мирская Широко распахнулась дверь, вошел Павел Семенович, просто представился:
Старкин П.С. — Старкин. (Пожимает руку Н. Мирской)
Н. Мирская Рука широкая, знакомая с физическим трудом. Сам широкоплечий, высокий. И все в нем: слегка басовитый спокойный голос уверенного человека, пытливые глаза интеллигента,- все говорило о широте его натуры, добром нраве, уме, незаурядных способностях. Таким и представляли его в своих отзывах выпускники школы, учителя, все, кто его знал. И говорили и о нем, и о его жене с восторгом. Будь тогда рядом художник, он запечатлел бы, наверное, на холсте эту большую ветхую школу, подарившую стольким детям поселка знания, подсказавшая путь в большую жизнь, и Павла Семеновича рядом.
Старкин П.С. (Присаживаясь за стол) — Я уверен, что потребность в образовании в людях всегда жила и живет, да и будет жить. (Обращение к 11 слайду презентации)
Н. Мирская На мой вопрос: какой человек становится героем, он ответил:
Старкин П.С. — Дисциплинированный, трудолюбивый. Труд. Только труд делает человека героем. Труд — первооснова всего. Нет привычки работать – хорошего человека не будет. Ничего доброго он и в жизни не сделает. А героизм — это, прежде всего высокое сознание. (Пожимает руку корреспонденту и уходит. Появляется супруга Павла Семеновича, Старкина Мария Даниловна)
Н. Мирская Спокойно и ненавязчиво поделилась Мария Даниловна школьными заботами мужа.
Мария Даниловна — Он и торф заготавливал, и дрова для школы в лесу пилил. За все брался, чтобы и других поддержать. Считал так: сам не начнешь — никакого дела не будет. Рос с отчимом. Отец — то на войне погиб еще в 1915 году. Огорчался, что не получил нужного образования в детстве. « Я бы, — говорил, не таким был. Эрудированнее. Очень много читал, особенно по литературе и методике преподавания. Хотел все знать, чтобы не попасть впросак перед детьми или учителями. Так и жил до самого своего последнего часа в силу характера человека, живущего по хорошему правилу: «Если не я, то кто же?» Спрос всегда вел прежде всего с себя. (Обращение к 12 и 13 слайдам презентации)
Н. Мирская Благодаря стараниям Павла Семеновича было построено новое трех этажное здание школы в 1969 году вместо старого деревянного. Ее строительство началось в 1966 году. Вместе со строителями работали учителя и ученики, входившие в ученическую строительную бригаду. Новая, светлая школа широко распахнула свои двери. Ни печей в ней нет, которые надо топить, ни тяжелых, скрипучих дверей деревенских изб. Прекрасно оборудованные кабинеты и классы приняли 1016 учеников!.. (Обращение к 14 слайду презентации)
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
Радовало то, что дети Старкиных Павла Семеновича и Марии Даниловны, Евгений и Нина закончили школу с золотой медалью. До четвертого класса воспитанием детей занимался Павел Семенович. Считал: что заложишь в это время, то в них и будет. Вместе с женой они стремились воспитать в своих детях чувство прекрасного, не случайно сыновья Евгений и Владимир, дочь Нина, показывали отличные знания по литературе, а Евгений к тому же был активным участником художественной самодеятельности в драмкружке, который вела Мария Даниловна. (Обращение к 15 слайду презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Жители поселка считали Старкиных людьми особенными : «За чем угодно к ним можно прийти запросто. Никогда не скажут: заняты сейчас, придите завтра. Всегда находили возможность помочь». Павел Семенович был активным участником общественной жизни школы и поселка, избирался депутатом сельского и районного советов. За долгую добросовестную работу ему присвоено звание “Заслуженный учитель Мордовской АССР”. Это было 5 ноября 1957 года. В семейном архиве бережно хранятся Почетные грамоты и многочисленные Благодарности. (Обращение к 16 слайду презентации)
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
Вместе с Марией Даниловной, тоже учителем – языковедом, впоследствии — заслуженным учителем РСФСР, он дал высшее образование своим детям. С отличием старший сын закончил и Пензенский политехнический институт, Владимир – исторический факультет Мордовского госуниверситета, Нина – Казанский авиационный институт… (Обращение к 17 слайду презентации)
Мини-сценка
(Действующие лица:
Нина, дочь Павла Семеновича- Тимонина Кристина
Старкин П.С.- Клемин Ярослав)
Нина — Пап, ты так стонешь…
Старкин П.С.- А, ничего. Опять погода меняется. Нога болит, дочь… Осколок о себе дает знать. Видимо придется подумать об «отпуске», бессрочном…
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
В 1972 году Старкин П.С. ушел на пенсию. Фронтовые раны все чаще давали о себе знать, непосильные нагрузки, постоянное беспокойство о школе, детях, обострили болезнь. Он умер 8 сентября 1978 года.
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
Именно школа, глубокие знания, переданные ученикам, выпускники , которые являются гордостью района и республики, стали прекрасным памятником доброго дела бывшего директора школы, в которой продолжали работать его младший сын Владимир со снохой Светланой, продолжая дело прекрасных педагогов. (Обращение к 18 слайду презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)
Время вносит свои поправки: все дети уже на пенсии, занимаются воспитанием внуков, а их немало: Павел Семенович с Марией Даниловной были бы рады узнать о том, что сегодня у них 2 внука, три внучки, два правнука и пять правнучек. Он остается живым в памяти тех, в кого вложил любовь к литературе, тех, кого мудрым учительским словом учил жить, давая глубокие знания, кто испытывает к нему искреннюю благодарность за мудрые советы и наставления. (Обращение к 19 слайду презентации)
Ведущий 1 (Чавкина Дарья)
В школьном музее, в зале школьной славы, на большом директорском столе, за которым он проработал 26 лет, лежат стопочкой методические сборники, учебники, «Вестники…», ученические тетради и письменные принадлежности тех лет. В центре стола фотография Павла Семеновича, который как бы спрашивал: «Ну как, дети мои, как сложилась ваша жизнь, чем порадуете?» (Обращение к 20 слайду презентации)
Ведущий 2 (Асташкина Милана)