Сценарий тренинга это

Работа по теме: Горбатова Е.А. - Теория и практика психологичес. Глава: Глава 2.2. Разработка сценария тренинга. ВУЗ: КНУ.

— каркас сценария

— содержание
сценария

— пример разработки
сценария

Разработка сценария
тренинга является одним из неотъемлемых
компонентов мастерства практического
психолога. Быть исполнителем чужой
программы не только не профессионально,
но к тому же еще и сложно, т.к. каждая
разработка несет на себе отпечаток
личности ее создателя. Сценарий силен,
прежде всего, своим контекстом, который
складывается из мировоззрения
разработчика, его теоретических
предпочтений, стиля взаимоотношений с
людьми и ведения тренинга, из его опыта,
темперамента, настроения и т.д.

Любой творческий
акт отражает картину мира автора. К тому
же в процессе созидания выделяется
огромная масса энергии; именно поэтому
у создателя каждого психологического
направления его методы работают как
панацея, чем редко могут похвастаться
продолжатели традиции. Также и при
разработке каждого тренинга автор может
«родить» необходимое количество энергии
только в том случае, если вложит в
создание программы достаточное количество
своих душевных сил. А готовую программу
можно использовать только как точку
отсчета.

Разрабатывая
сценарий, тренер проходит два этапа:
сначала строит каркас, а затем – наполняет
его содержанием.

Главное требование
к каркасу
– его
«внутренняя непротиворечивость» [65, с.
96]. Для этого автор должен совместить в
единое целое общие законы работы группы
и возможные ограничения для данного
конкретного тренинга.

Общие законы
группы
в
себя включают:

1) наличие групповой
динамики (каждая группа проходит
следующие стадии: адаптации, конфликта,
плодотворной работы и распада);

2) учет психологического
времени (наиболее продуктивное время
наступает через 2 часа после начала
работы, наименее эффективным является
период адаптации и время, окружающее
обеденный перерыв);

3) присутствие
ритуалов (они помогают быстрее создать
атмосферу в группе и тем самым усиливают
возможности тренинга);

4) учет принципов
тренинговой работы (по мнению исследователей
[37], основными из них являются: добровольное
участие в группе, плавный переход от
простого к сложному, соответствие темпа
работы возможностям участников,
постоянное задействование активности
членов группы);

5) поэтапное
вхождение в процесс работы (сначала
идет диагностика проблем, затем –
выстраивание идеальной модели, и потом
уже – коррекция).

Также необходимо
учитывать возможные ограничения
для конкретной группы.

1). Прежде всего
надо привести в соответствие цель
тренинга и ожидания участников. Если
тренинг делается на заказ под конкретную
группу, то также нужно скорректировать
ожидания заказчика и участников.

2). После чего нужно
учесть состав участников (их пол, возраст,
мотивы, возможности, ожидания, уровень
понимания и количество), продолжительность
работы и пространство, которым располагает
тренер.

После построения
«скелета» нужно «насытить» его
содержанием,
т.е. подобрать упражнения.

Основные требования
к упражнениям
.

1. Их должно быть
больше, чем нужно:

— чтобы было из
чего выбирать, учитывая разворот событий;

— чтобы они легче
всплывали в голове в острой ситуации;

— чтобы быть
уверенным в себе.

Иначе говоря, имея
больший выбор упражнений, тренер имеет
больше свободы [65] и больше возможностей.
Но ни в коем случае не нужно стремиться
дать группе все упражнения. Эта беда
многих начинающих тренеров носит
название: «Уф, все успел, хорошо
получилось».

Случай из практики.

В начале своей
профессиональной деятельности я вела
длительный тренинг (встречи происходили
у раз в неделю по три часа в течение
года). На каждом занятии я старалась
дать как можно больше упражнений,
руководствуясь идеей: «Люди заплатили
деньги, поэтому нельзя тратить их время».
Информация и активные методы работы
обрушивались на моих клиентов шквалом.
Отзывы в конце каждого занятия были
положительные.

На каком-то этапе
я иссякла и предложила участникам
поработать с одной проблемой в маленьких
подгруппах в течение всего занятия.
Сама вся извелась в комплексе вины.

А развязка
наступила в самом конце тренинга, когда
практически каждый (!) участник, давая
обратную связь, вспомнил этот день.
Коллективная мысль сводилась к следующему:
«Все время не покидало ощущение, что мы
куда-то опаздываем, а тут – расслабились,
познакомились наконец-то друг с другом…».

Среди выбранных
упражнений есть смысл выделить
обязательные для проработки, желательные
и запасные.

2. Каждое упражнение
надо прожить. Только таким образом
психолог «насыщает это упражнение своим
стилем и содержанием» [61, с. 151].

3. Психолог должен
иметь представление об ожидаемом
результате.

4. Нужно прогнозировать
время, необходимое для упражнения.

5. Все упражнения
должны быть связаны между собой и
составлять единое целое [61].

6. Надо помнить,
что каждое упражнение в тренинге имеет
три слоя: содержательный (работа на
цель), личностный и групповой (работа
на атмосферу в группе) [20, с. 76].

7. Упражнение должно
быть своевременным. Для этого надо
учесть возможную готовность участников
и варианты этой подготовки.

8. Количество
необходимых для тренинга упражнений
зависит от степени развития группы. Чем
меньше подготовлены участники, тем выше
порог их недоверия и тем больше их
потребность спрятаться от открытого
обсуждения в выполнение упражнений.

И, наконец, составив
программу тренинга, надо быть готовым
к тому, что все пойдет не по сценарию.
По мнению исследователей [61, с. 151],
менять строго продуманный план есть
смысл, если:

— появляется новая
информация;

— возникает
неожиданная ситуация;

— группа предлагает
изменить план действий.

И, в любом случае,
в конце каждого дня нужно менять сценарий
под влиянием произошедших за день
событий.

Возникает
закономерный вопрос, так зачем же нужен
сценарий, который то и дело приходится
менять? Как полагают исследователи [37,
47, 61, 65], его наличие позволяет:

— заострить внимание
на вопросах, требующих подробного
рассмотрения;

— оптимально
распределить и использовать ресурсы;

— увидеть возможные
упущения;

— расставить
приоритеты, т.е. распределить материал
на обязательный и желательный;

— уложить свою
картину мира в единое целое, чтобы не
отвлекаться еще и на это.

Пример разработки
сценария

Городским
психологическим центром был заказан
тренинг «Эффективное разрешение
конфликтов».

1. Полученные
сведения:

— заказчик – местная
администрация – поставил задачу:
улучшить взаимоотношения на уровне
«начальник – подчиненный» в сфере
промышленности;

— ожидаемый результат
– повышение эффективности труда;

— предполагаемые
участники тренинга – начальники среднего
звена ( их средний возраст – 40 лет;
гендерный аспект неизвестен; опыт
прохождения психологических тренингов
скорее всего отсутствует; примерное
количество участников – 12-15 человек);

— мотивация
участников – неглубокая (с одной стороны
– любопытно, т.к. дело незнакомое, к тому
же тренинг должен проходить в рабочее
время; с другой – страшно и смысл
мероприятия – темен);

— продолжительность
тренинга – 3 рабочих дня с 9 до 18 часов;

— пространство –
большое свободное помещение.

2. Мои рассуждения

Очевидный «плюс»
— только один: все участники наверняка
придут на тренинг и будут оставаться
на нем все три дня, т.к. мероприятие –
обязательное и проходит в рабочее время.

«Минусов» гораздо
больше:

— мотивация
оставляет желать лучшего, следовательно,
основной упор в первый день надо сделать
на то, чтобы заинтересовать людей;
упражнения и информация должны быть
яркими, зажигательными;

— скорее всего
участники будут чувствовать себя в
новой ситуации неловко, неуверенно, при
этом социальный статус будет заставлять
их маскировать свои ощущения и
рационализировать их мыслями о ненужности
данного мероприятия; следовательно,
надо приготовиться к двум вариантам
течения событий: бережно отнестись к
их чувствам и не подталкивать к открытости
или предложить провокационное упражнение,
чтобы дать почувствовать, что психология
может дать им что-то новое;

— существует
большая вероятность, что аудитория
будет в основном представлена мужчинами
(начальники среднего звена крупных
заводов); следовательно, надо быть
готовой к тому, что участники будут мало
проявлять свои эмоции и постараются
перевести общение в когнитивную
плоскость;

— очевидно, люди
данной категории привыкли ценить свое
время, и деловой тренинг с конкретными
сведениями может оказаться им ближе;
следовательно, надо подготовиться к
двум вариантам течения работы: к тренингу
– семинару с раздаточным материалом и
к тренингу личностного роста (что всегда
более эффективно).

3. Выстраивание
каркаса и насыщение его содержанием

Каждый из трех дней я разбила на четыре
части с учетом перерывов. Получилось
12 отрезков времени.

Временные периоды

1 день

2 день

3 день

9-11

1

5

9

11.15-13.15

2

6

10

14-16

3

7

11

16.15-18

4

8

12

1) Учет групповой
динамики предполагает, что:

— в квадратах 1-3
работа должна быть направлена на
адаптацию группы (нужно собрать сведения
об участниках, провести работу с
ожиданиями и ввести групповые нормы);

— в квадратах 4-6
можно ожидать от участников проявления
активной напряженности;

— на квадраты 7-11
скорее всего придется стадия эффективной
работы.

2) Ориентируясь на
соблюдение поэтапности процесса, есть
смысл:

— первый день
посвятить диагностике проблем;

— второй –
выстраиванию идеальной модели;

— третий – коррекции
поведения.

3) Учитывая психологию
времени, работу в квадратах 3,5,7,9,11, надо
начинать с разминочных упражнений; а
основную интригу тренинга ввести в
квадраты – 3,4. Основная работа приходится
на квадраты – 5,6,7,9,10.

4) Ориентируясь на
содержательный аспект тренинга, материал
я распределила следующим образом:

— в первый день
информация и упражнения должны быть
направлены на выявление индивидуального
стиля поведения в конфликте;

— во второй день
целесообразно показать основы ассертивного
поведения;

— в третий день, —
в зависимости от настроя группы, можно
предложить упражнения, направленные
или на повышение эффективности
бесконфликтного общения(на базе
технологий трансактного анализа и НЛП)
или на проработку личных проблем.

Контрольные
вопросы

1. Каков алгоритм
действий ведущего при разработке
сценария тренинга?

2. Какие законы
групповой работы надо учитывать при
разработке сценария?

3. Назовите основные
требования, которым должны отвечать
упражнения, отбираемые ведущим для
своего тренинга.

Практические
задания

Представьте, что
Вам нужно провести 40-часовой 5-дневный
тренинг для подростков на тему: «Повышение
коммуникативных способностей».
Разработайте сценарий и обоснуйте его
целесообразность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    19.03.201526.21 Mб33Гнидан.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Знакома вам ситуация, когда вы чувствуете вдохновение, силы и готовность создать такую обучающую программу, в которой вы могли бы поделиться своими экспертными знаниями или прожитым опытом с другим людьми? У вас для этого и название есть, и концепция сформирована, и даже некоторые блоки тренинга уже проясняются. Но стоит только погрузиться в тему глубже, как вдруг задаёшься вопросом: «С чего начать? Сначала рассказать про это или про то? В этом блоке тренинга провести игру или упражнение? Дать тестирование или задать вопросы на рефлексию?«. В итоге вся первоначальная концепция распадается на микроэлементы, и зачастую требуется не один день и даже не один месяц (а то и год!), чтобы из идей-фрагментов создать целостную структуру обучающей программы.

Алгоритм 5 шагов, который мы изучаем и сразу применяем на практике тренинге тренеров «Тренер как бизнес-партнёр» позволяет творческому процессу создания тренинга придать целенаправленное движения от идеи до плана тренинга. 5 последовательных шагов создают баланс между полётом творческой мысли и фокусировкой на разработке тренинга и доведении до результата. Результата в данном случае — сценарий тренинга.

Шаг 1. Пред-тренинговая диагностика потребности в обучении

Пред-тренинговая диагностика, как камертон, некий эталон, под звучание которого настраивается музыкальный инструмент. Инструменты пред-тренинговой диагностики позволяют услышать тот самый камертон обучения, под который вы настроите всю свою программу, как на этапе разработки тренинга, так уже и в процессе проведения.

Когда мы говорим о диагностики потребности в обучении, речь не идёт о том, чтобы решить «учить или не учить», всегда учить! Вопрос касается, чему именно учить, на чем сфокусировать внимание, достижению каких бизнес-целей должен способствовать тренинг, на самом деле.

Существует несколько вариантов провести диагностику потребности в обучении:

  • интервью с Заказчиком обучения;
  • анкетирование и сбор ожиданий от участников тренинга;
  • тестирование уровня знаний;
  • наблюдение на рабочем месте.

Проведение качественной диагностики обеспечит вам как тренеру максимальное попадание в потребности группы и ожидания Заказчика. Для вас как для тренера это несёт очевидные преимущества: благодарность, позитивная обратная связь, рекомендации, дополнительные заказы.

Шаг 2. Формулирование целей тренинга

Когда вы знаете тему тренинга, вами проведена предтврениговая диагностика, и вы имеете чёткое представление о запросе и ожиданиях участников и заказчика, самое время сформулировать цели обучения. Цели интерактивного обучающего курса, т.е. тренинга могут касаться трёх областей:

  • Во-первых, изменение уровня знаний участников тренинга;
  • Во-вторых, изменения уровня владения навыками;
  • В-третьих, работа с ограничивающими установками и убеждениями.

Особую ценность очного обучения и внимания тренера заслуживает третий тип целей на обучение.

Сегодня практически вся информация, в том числе «новейшая» и «уникальная» легко может быть найдена в сети интернет или в книгах. Однако тренинги активно посещают в открытом формате и заказывают в корпоративном. Почему? В ожидании, что на тренинге научат действовать, на практике применять новейшие теории и подходы.

Почему новая информация автоматически не становится руководством для применения, и нужен тренер, наставник, коуч, кто поддержит во внедрении новых моделей поведения в жизнь и формировании навыков. Зачастую информация о новом подходе проходит через фильтры старых привычек, стереотипного мышления и поведения. Поэтому для тренера, который заинтересован в успехе своих клиентов так важно создать на тренинге пространство для самоосознания своих установок и ограничивающих убеждений. Если участники осознали свои успешные и неуспешные модели поведения, у них будет больше оснований и выше готовность трансформировать полученные знания в новые навыки.

Шаг 3. Название тематических блоков тренинга

Когда вы определились с темой тренинга и сформулировали цели обучения направленные на изменения уровня знаний, уровня развития навыков и изменения установок, задайтесь вопросом: какие тематические блоки стоит включить в тренинг? Каким должно быть содержание, чтобы в результате обучения цели были достигнуты.

Сформулируйте название тематических блоков.

Шаг 4. Формулирование результатов

Казалось бы, у нас есть тема и цели тренинга. Мы определились с контентным наполнением обучающего курса, самое время подумать о форме. По-тренерски пофантозировать, прикинуть, где будет деловая игра, а где разминка, какой видеосюжет показать, какую метафору выбрать? Все это важно и нужно сделать, но не на третьем шаге, пока рано!

«Почему рано?» — возникнет закономерный вопрос. В качеств ответа и аргументов я поделюсь своими наблюдениями с тренингов, где я была участницей, а также с тренинга тренеров, которые я провожу в качестве эксперта.

Когда ты участник тренинга, если тренер опытный и прекрасно владеет навыками работы с группой, ты попадаешь под его влияние и всецело поглощён процессом. В такие моменты ты чувствуешь интерес, воодушевление, присоединение к тренеру: «правильно говорит — молодец!» После тренинга проходит день. Неделя. Месяц. Неожиданно приходит понимание, на тренинге было интересно, а в практику ничего не привнёс до сих пор. Ведь так бывает?

Другая ситуация на тренинге тренеров, когда мои участники проводят свои первые демо-тренинги. Как правило, все проходит очень ярко, креативно по форме, интересно по содержанию. От группы тренеры получают овации, по аудитории разносится: «Вау!«. Как ведущий тренер я присоединяюсь и к овациям, и к «вау», а потом задаю вопрос: «Вы сейчас провели этот фрагмент тренинга, сказали это…, сделали то-то… Для чего? Какой результат вы, тем самым, планировали дать участникам?». В аудитории повисает целительная трансформационная тишина.

Профессиональному бизнес-тренеру стоит всегда держать фокус как на форме проведения тренинга, так и на содержании. Чтобы создать сильное содержание тренинга, уделите особое внимание шагу 3 в алгоритме создания тренинга.

После того как у вас появились названия тематических блоков, сформулируйте результат для участников по каждому блоку. Для это используйте глаголы, например:

  • сформируют;
  • осознают разницу;
  • осознают преимущества;
  • сформулируют;
  • получат опыт;
  • узнают;
  • изучат;
  • отработают на практике и т.д.

Шаг 5. Наполнение программы тренинговыми активностями

На данном этапе, когда у вас как у разработчика прояснились цели проведения тренинга и вы их соотнесли с ожиданиями заказчика и участников, вы выбрали наиболее подходящие тематические блоки, вы имеете чёткое представление, какие результаты получат участники по каждому из блоков, самое время подумать о том, как по форме стоит реализовать задуманное.

При подходе к разработке тренинга первоначально от запроса и ожиданий целевой аудитории, в итоге, к выбору игр и упражнений, вы сможете сохранить концепцию тренинга и, действительно, сфокусируете и своё внимание, и внимание ваших будущих участников на самом главном.

Чтобы получить практический опыт создания своего авторского тренинга участвуйте в программе «Тренер как бизнес-партнёр».

Создавайте тренинги с вдохновением! Будьте смелы и решительны в экспериментах и, вместе с тем, сохраняйте фокус, двигайтесь планомерно в создании своего уникального авторского дизайна тренинга! Благодарных Вам участников!

Программа тренинга — документ с полным и четким описанием последовательности всех этапов  обучения. В ней прописано все, что нужно говорить и делать для полного и последовательного изложения материала. Для тренера это своего рода «расписание», поминутный план действия, с помощью которого он сможет организованно и грамотно провести тренинг и уложиться в отведенное время.

Содержание

  • Этапы разработки плана тренинга
    • Постановка целей и задач
    • Разработка общего содержания и структуры
    • Детализация этапов
    • Завершение проектирования
  • Видео по теме
  • Комментарии

Этапы разработки плана тренинга

Девушка показывает сценарий тренинга изображенный на флипчарте

План тренинга – это порядок, в котором тренер предполагает подавать информацию в процессе обучения. По сути, это его базовая программа, и на ее основе даже начинающий тренер сможет создать свой тренинг с нуля. Но с чего начать ее разработку?

В начале рекомендуется ознакомиться с концепцией Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 29990 — 2012 «Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов. Основные требования к поставщикам услуг».

Далее следует выбор одного из вариантов – разработать программу тренинга под потребности заказчика или под собственную идею. Рассмотрим случай, когда обучающая программа создается под реалии компании-заказчика — технология создания такого тренинга предполагает прохождение нескольких этапов.

Постановка целей и задач

В классической трактовке учебные цели тренинга определяются навыками, знаниями и умениями, которые его участники должны усвоить по завершении обучения. Под задачами тренинга обычно понимают проблемы, решаемые на пути к достижению его цели. Все задачи и цели тренинга составляют его «конечное явление» — то, что должны знать, понимать и уметь делать участники после его окончания.

Определению целей и задач корпоративного тренинга предшествуют определенные диагностические процедуры.

Шаг 1 – Определение потребности клиента. Предполагает интервью с заказчиком или систематизированный опрос руководителей подразделений предполагаемой тренинговой группы. В процессе консультаций необходимо выяснить:

  • причину возникновения идеи о проведении тренинга;
  • какие цели заказчик ставит перед тренингом (проблема, которую он хочет решить с его помощью);
  • для какой группы работников он предназначен;
  • что не устраивает в действиях сотрудников этой категории на данный момент, что нужно развить и улучшить;
  • чего (знаний, навыков, уверенности в себе, мотивации) им не хватает, чтобы действовать по-новому;
  • каких изменений в их действиях и поведении он ожидает после обучения;
  • какие тренинги эти сотрудники уже прошли, какой результат обучения;
  • как он будет оценивать результаты этого тренинга.

Сразу дать на них полные ответы руководство организации вряд ли сможет. Свое видение целей обучения заказчики обычно определяют очень обобщенно и не называют конкретных навыков и умений, которым нужно учить. Тренеру важно прояснить результат обучения и понять, каким должно стать рабочее поведение сотрудников после обучения.

Например: поступил запрос о серии тренингов продаж для сети мебельных салонов. В качестве результатов обучения менеджер одного из магазинов пожелал «Чтобы сотрудники стали продавать больше». Тренеру следует объяснить, что продажа включает несколько этапов (установление контакта, презентацию, работу с возражениями и пр.), и конкретизировать то, на чем нужно сделать акцент. Также можно привести примеры из практики: «Недавно мы работали с транспортной компанией. Там ситуация была такая… с помощью тренинга мы… А на прошлой неделе работали с банком, там запрос был другой… руководителя не устраивало … А какая у вас ситуация? Как в транспортной компании, в банке, или другая?».

Шаг 2 – Прояснение существующей ситуации — выявление причин, по которым персонал не действуют сейчас так, как должен. Этим шагом, по сути, определяется то, чему надо обучать сотрудников, и зачастую он требует применения дополнительных инструментов диагностики (интервью с непосредственным руководителем подразделения; опрос коллег; наблюдение за работой сотрудников; анкетирование; тестирование). С их помощью раскрываются такие факторы, как исходный уровень знаний, навыков и умений участников; наличие или отсутствие у них эффективных техник решения задач, стереотипного мышления или ошибочных представлений; уровень мотивации. Чтобы увидеть, какие качества требуются сотрудникам, и что развивать в процессе тренинга, также рекомендуется изучить должностные инструкции и протоколы аттестаций.

В продолжение примера о тренинге продаж. В ходе наблюдений за работой продавцов выяснилось: те боятся проявлять инициативу и испытывают трудности на всех этапах общения с клиентами. Тренер совместно с директором магазина пришли к выводу, что сотрудники не «вытягивают» план продаж, поскольку не владеют соответствующими техниками. Было решено провести классический тренинг продаж для продавцов розничного магазина и обучить их стандартным приемам работы.

Шаг 3 — Сбор ожиданий участников — какие профессиональные задачи они хотят решить для себя в результате этого тренинга? Не выяснив это, тренер рискует столкнуться с а) неожиданностями вроде « Мы думали, что будут другие темы… мы это уже знаем…» и б) апатией, отсутствием интереса, невключенностью группы. Тренинг должен решать проблемы участников, и если те не разделяют его цели и задачи, требуемых изменений добиться вряд ли удастся.

Сбор ожиданий участников в ходе разработки программы тренинга можно провести при помощи предтренинговой анкеты или посредством личных встреч тренера с группой. В рамках него нужно выяснить:

  • чему участники хотят научиться;
  • что в их профессиональной деятельности получается лучше всего, с какими трудностями и в каких ситуациях они сталкиваются;
  • какой видят траекторию своего профессионального развития.

Собранная информация поможет наметить основные точки приложения усилий.

Шаг 4 – Формулирование целей и задач тренинга. С появлением четкого представления о проблеме и ожиданиях клиента и участников самое время сформулировать цели обучения. Они могут быть направлены на изменение уровня:

  • знаний;
  • владения навыками;
  • установок и убеждений.

Цели формулируются в терминах совершения действий или поступков, которые можно наблюдать и измерять: участник тренинга должен быть в состоянии продемонстрировать выполнение конкретных действий и процедур, владение определенными навыками или применение полученных знаний.

Цели описывают ожидаемый результат тренинга, и сразу после их согласования с заказчиком необходимо договориться – как тот будет оценивать результаты обучения. Например, в тренинге продаж в качестве индикатора уровня знаний и умений продавцов можно использовать конверсию по магазину (соотношение числа чеков покупателей и количества посетителей) до и спустя некоторое время после обучения.

Когда цели определены, следует сосредоточиться на задачах, т.е. на том, что участники должны делать для достижения поставленных целей. Их формулировки выглядят так: в результате тренинга участники должны получить…, понять…, быть в состоянии продемонстрировать…, овладеть … и т.д.

Таким образом, цели корпоративного тренинга можно определить как желаемые изменения в рабочем поведении сотрудников, а его задачи – как необходимые изменения в сотрудниках.

Разработка общего содержания и структуры

Разобравшись с тем чего нужно достичь, можно переходить непосредственно к планированию тренинга. Вначале следует определить, каким будет его содержание, т.е. что участники должны узнать в процессе обучения. Тренеру необходимо владеть этим материалом в полной мере, но, планируя конкретный тренинг и учитывая его ограниченное время, включать в него темы исходя из критериев:

  • что участникам абсолютно необходимо узнать в связи с данной темой;
  • что было бы полезным, но не абсолютно необходимым;
  • о чем участникам было бы желательно узнать, если бы не лимит времени.

Рассматриваемые темы следует разбить на 3-7 пунктов (подтем) и объединить по содержательным блокам — в порядке, необходимом для последовательного решения задач и развития участников до состояния, когда они станут действовать в соответствии с ожиданиями заказчика. В каждый содержательный блок также необходимо включить установочный (презентация учебной программы, знакомство с участниками и их ожиданиями и т.д.) и завершающий (подведение итогов) блоки. Общее содержание блоков должно:

  • быть ориентированным на последовательное достижение запланированных изменений;
  • давать ответы на реальные потребности и проблемы участников;
  • влиять на формирование знаний, умений, навыков и ценностей, являющихся основой поведения.

Чтобы верно выстроить порядок передачи знаний для решения конкретных образовательных задач, крайне рекомендуется составить план тренинга. Помимо последовательности изложения материала в нем также стоит прописать временные промежутки каждого блока. Это не означает, что тренинг пойдет полностью так, как запланирован – в процессе обучения обязательно возникают «побочные» проблемы, и обсуждение их более или менее важно участникам. Между тем, время занятия истекает, и обязательные вопросы могут остаться без рассмотрения. План помогает придерживаться темы и достичь поставленной цели.

Таблица 1 – Пример плана тренинга

Рабочая сессия Время Тема Решаемые задачи
1 9.30 – 9.50 Знакомство, сбор ожиданий, правила тренинга В итоге прохождения блока участники овладеют технологией противостояния манипуляции при работе с возражениями
9.50 – 10.00 Разминка
10.00 – 11.00 Тема 1 — Работа с возражениями
11.00 – 11.15 Кофе-брейк
2 11.15 – 11.25 Разминка
11.25 – 13.00 Завершение темы 1 или раскрытие новой темы
13.00 – 14.00 Обеденный перерыв
3 14.00 – 14.10 Разминка
14.10 – 15.30 Продолжение темы 2
15.30 – 15.45 Кофе-брейк
4 15.45 – 15.55 Разминка
15.55 – 17.30 Завершение темы 2
17.30 – 17.40 Разминка
17.40 – 18.00 Подведение итогов

Составляя план тренинга, тренер создает своего рода каркас. Далее необходимо наполнить его содержанием — подобрать соответствующие методы обучения и учебный материал (упражнения) для каждого содержательного блока.

Детализация этапов

Это стадия методической разработки тренинга. Для каждого тематического блока подбираются методы и техники подачи информации, прорабатываются детали программы и составляется сценарий тренинга.

Тренер передает содержание тренинга его участникам при помощи целого арсенала методов, и каждый более или менее подходит для достижения той или иной цели:

Область, в которой нужны результаты Наиболее приемлемые методы
Знания

Мини-лекция

Видеопросмотр материалов

Групповая дискуссия

Експресс-опрос

Навыки

Ролевая игра

Моделирование

Решение практических ситуаций (кейс-метод)

Поведенческие установки

Упражнения

Имитации

Психологический тренинг

Рассмотрение проблемной ситуации

Ситуационные задачи

Обмен опытом

Дебаты

При выборе учебного метода также следует ориентироваться на особенности данной аудитории. Например, рисуночные техники, визуализация уместны лишь в группе доброжелательных, позитивно настроенных участников. В ином случае есть вероятность, что они станут им сопротивляться.

Далее для каждого вида активности необходимо подготовить содержательные (учебные) материалы:

  • тексты мини-лекций;
  • презентации, видеоматериалы;
  • задания – для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы;
  • вопросы — для экспресс-опросов, мозговых штурмов и дискуссий;
  • сценарии ролевых игр;
  • контрольные вопросы (тесты, задачи с множественным выбором, задания с развернутым ответом и пр.).

На этом шаге у начинающих тренеров часто возникают трудности – какую информацию «заложить» для передачи тем или иным способом? Что вынести на мини-лекцию, а что преобразовать в игровую форму? Чтобы правильно составить учебный материал для тренинга, за ориентир следует взять то, что участники должны знать, понимать и уметь делать после его окончания.

В продолжение примера о тренинге продаж. Один из его обязательных тематических блоков – «Работа с возражениями». Цель прохождения – научить продавцов грамотно и эффективно работать с возражениями покупателей. Одна из задач – чтобы они умели справляться с возражениями вроде «дорого», «я вам перезвоню», «в той компании быстрее». По прохождении блока продавцы должны показать способность противостоять манипуляциям при работе с возражениями. Для этого им нужно:

  • узнать что такое манипуляция (донести знание поможет мини-лекция);
  • научиться отличить ее от возражения (различия лучше всего видны в процессе демонстрации);
  • стать способными не поддаваться ее воздействию и контролировать ситуацию (вот и тема для упражнения на навыки);
  • научиться перехватывать инициативу (лучше всего в игровой форме);
  • овладеть техниками работы с манипуляциями (этому стоит посвятить целый блок упражнений).

Опытные тренеры обычно переводят книжную информацию в учебную еще на этапе проработки спецлитературы по теме – из чего-то делают слайд, что-то преобразуют в раздаточный материал или игру. В будущем, чтобы не перечитывать книги по нужным темам еще раз, при написании содержания тренинга стоит заносить интересные мысли в компьютер или блокнот — на этом этапе они найдут свое применение.

Новичкам при разработке программы тренинга удобно использовать технику стикеров:

  • записать на отдельных листочках все планируемые идеи по каждой теме (теоретический блоки, игры, обсуждения, мозговой штурм и др.);
  • наклеить стикеры на лист А3;
  • сгруппировать их соответственно темам и задачам.

При взгляде на лист, обклеенный стикерами, хорошо видно — по каким-то задачам не достаточно теоретического материала, а где-то могло быть больше практических упражнений и игр. Тогда по этой теме стоит добавить дополнительную информацию.

Когда стикеры сгруппированы по блокам, появляется четкое представление о том, какое содержание и каким образом будет прорабатываться в каждом блоке. Представив весь процесс тренинга, можно просуммировать время, необходимое для реализации того или иного метода или упражнения и составить текстовый сценарий тренинга.

Шаг 1 – создание временного каркаса:

  • чистый формат А3 разбить на колонки по числу дней тренинга;
  • поперек колонок провести «линию обеда»;
  • параллельно ей, пунктирными линиями выделить перерывы на чай-кофе.

Шаг 2 — заполнение временного каркаса. Названия всего имеющегося материала (мини-лекция «Что такое манипуляция», упражнение «Продай попугая» и пр.) переносятся на лист соответственно блокам. Повторяющиеся виды активностей следует ставить как можно дальше друг от друга. Например, между двумя отработками в парах поставьте мозговой штурм или игру-разминку. При последовательном использовании различных обучающих методов лучше усваивается материал, а программа тренинга не кажется однообразной и скучной.

Шаг 3 – определение временных параметров тренинга. Для этого нужно мысленно представить, как будет реализован тот или иной метод. Например, планируется общее обсуждение 3 вопросов с 3 участниками. Тренер дает установку – определяет тему, раскрывает ее практическую значимость и связь с предыдущими темами (на все – 2-3 минуты), и задает первый вопрос. На высказывание каждому участнику отводится по 1 мин.; у 15 человек это займет 15 мин. Тренер резюмирует основные мысли участников и задает новый вопрос – 3-5 мин. И так – по всем тренинговым упражнениям. Время на выполнение каждой активности следует прописать соответственно блокам. В случае, когда временные рамки тренинга заданы заказчиком, следует отобрать те виды активностей, которые наиболее способствуют достижению ожидаемых результатов.

Шаг 4 — оформление текстового сценария тренинга. На новом листе создать таблицу из 3 колонок:

  • 1 – вид активности (мини-лекция, просмотр видеофрагмента и пр.) и выделяемой под нее время;
  • 2 – содержание (тезисы лекции, инструкции к упражнениям, вопросы фасилитауции и пр.);
  • 3- ожидаемый результат упражнения (создана рабочая атмосфера и т.п.). Если его не сформулировать участникам, те могут не понять, зачем это делают.

Таким образом, сценарий объединяет все элементы и эпизоды тренинга в одно полотно.

Завершение проектирования

Включает рассмотрение нескольких учебно-организационных моментов.

Подготовка раздаточных материалов. Сюда обычно входят конспекты или сброшюрованные листы с тезисами по тематике тренинга и рабочие тетради участников с заданиями и упражнениями соответственно количеству тем. По необходимости также могут быть использованы книги (лучше электронные), аудио- и видеокурсы. Раздавать их рекомендуется последовательно, перед началом соответствующего содержательного блока. При выдаче желателен комментарий тренера по их содержанию и использованию.

Создание комфортной среды обучения. Выберите место проведения тренинга. Оно должно быть просторным настолько, чтобы можно было передвигать мебель, светлым, с хорошей вентиляцией. Позаботьтесь об обеспечении канцтоварами (листы в клетку для флипчарта, маркеры, скотч) и техническом оснащении тренинга (проектор, компьютер, флипчарты, аудиоколонки, MP3-плеер и т.д.). Продумайте организацию обедов и кофе-брейков.

Важные моменты

При разработке программы тренинга следует помнить:

  • наиболее эффективно обучение, в основе которого — личный опыт участников. Они должны быть активными персонажами тренинга, практически непрерывно говорящими или действующими;
  • по той же причине большинство заданий следует строить на взаимодействии. Кроме того, это повысит срабатываемость участников в повседневной практической деятельности;
  • переходы от одного элемента тренинга к другому должны быть логичными для участников, а сам он в целом – связным;
  • цели занятий должны быть актуальными, а процесс их достижения — ясным для каждого участника;
  • тренинг – живое мероприятие, в процессе которого неожиданно рождаются важные вопросы, требующие обсуждения. Будьте готовы к возможным отступлениям от первоначального плана, но не в ущерб ключевым вопросам.

Тренер, который тщательно прописал содержание тренинга, может считать, что большая часть работы уже сделана, и чувствовать себя комфортно. Остается лишь еще раз проверить комплектацию предназначенных участникам материалов, сделать кое-какие дополнительные заметки, и наконец-то расслабиться.

Сценарный подход в обучении

Как пошаговые планы тренингов помогают компаниям точно передавать стандарты и быстро менять образовательные программы

Компании масштабируют обучение на десятки-сотни филиалов и хотят быть уверены в качестве передачи своих стандартов. Особенно — в синхронных массовых программах по развитию навыков.

Если по такой программе работает много тренеров, то всегда будет риск отхода от стандарта ее проведения. Тренер может проигнорировать те инструменты и активности, которые уже были запланированы методологом. Или добавить что-то от себя. Это приводит к тому, что методологически выверенная программа перестает работать так, как это нужно для достижения целей обучения.

Кроме того, в условиях постоянных изменений контент еще и нужно быстро подстраивать под запросы бизнеса и пользователя — и так же строго следить за качеством.

Решать такие задачи помогает сценарный подход.

Что такое сценарный подход

Сценарий тренинга — это подробный план упражнений и активностей. Обычно его пишет методолог. Занятие ограничено заданной структурой как по времени, так и по изложению контента. Тренер отойти от него не может. Так компании с большим тренерским штатом избегают вольной интерпретации стандартов.

Сценарии могут быть с жесткой структурой и нет: тренеры или пошагово работают по эталонной учебной программе, или ограничены только темой и внутри тренинга могут использовать авторские подходы. Мы придерживаемся мнения, что первый вариант предпочтительнее для компаний с большими региональными охватами, когда T&D-функции нужно быстро внедрять изменения и обучать сотрудников, оценивать эффективность обучения.

Узнали, что думают о сценарном подходе эксперты из крупных компаний.

    • Иван Булавкин

      Заместитель начальника Центра информационных технологий Корпоративного университета РЖД

      «Мы должны опираться и на методику, а не только на преподавателя или тренера»

      Для меня как для разработчика электронных курсов такой подход — единственно возможный из всех существующих. Тренинг, урок или лекция должны быть подробно расписаны в детализированном сценарии, с пошаговыми репликами и активностями. Образовательный продукт создается именно так — когда для каждого элемента и действия обозначена своя методическая цель.

      Где используется сценарный подход

      В Корпоративном университете РЖД сценарный подход обязателен в масштабных или повторяющихся программах для большого количества человек. В любой потоковой программе, которую будут вести несколько тренеров. T&D-функции важно отслеживать, как преподносится материал, поэтому мы пишем примечания вплоть до заметок в духе «когда участники могут задать такие-то вопросы и как на них отвечать».

      Исключение — разовые мероприятия: например, авторский мастер-класс приглашенного эксперта. Для его выступления, конечно, жесткого сценария не пишется, но допускается сценарный план. Не детализированный и пошаговый, а описание последовательности — например, к чему переходить на такой-то минуте. Его использование зависит от мероприятия и спикера.

      Плюсы сценарного подхода

      Первый плюс — контроль качества обучения и стандартизация результатов. Знания и умения сотрудников, их поведение — та конкретика, которую мы ждем по завершению тренингов. Через них мы приходим к достижению целей, прописанных в модели компетенций. Поэтому важно не просто дать тренеру тему, а знать, что он решит определенные задачи. Здесь и нужны детализированные сценарии.

      Второй — масштабируемость. Наши образовательные программы за 2−3 года охватывают десятки тысяч людей: руководителей холдинга, кадровый резерв. Поэтому важно, чтобы при такой масштабируемости стандарты качества не терялись. Здесь как раз и помогает сценарий — внутренние и внешние преподаватели из раза в раз транслируют аудитории одинаковые стандарты. Это очень важно.

      Третий — быстрая адаптация к форматам. В пандемию все переводили контент из офлайна в онлайн, и без детального сценария его сначала нужно было оцифровать — сделать электронный курс, продумать конкретные активности. С изначальным сценарием было легче — уже понятна логика курса. Можно любой образовательный продукт доработать и превратить в другой формат. Или вторично использовать какие-то элементы: взять интересный блок из сценария тренинга и добавить его в другой. Это позволяет снижать затраты на разработку учебного контента.

      И четвертый плюс, если говорить об этом подходе внутри технологий, — жесткий сценарий помогает точно и быстро улучшать образовательные программы. Например, в центре аналитики ТренингСпэйса можно увидеть, на какой активности снизилась вовлеченность слушателей, и переработать эту часть тренинга. Если же опираться только на анкету обратной связи с абстрактным вопросом «Вам понравилось или нет?», то не знаешь наверняка, что и где конкретно идет не так. Поэтому, если в функциях платформы предусмотрен такой подход, — это большое преимущество.

      Для бизнеса

      Когда мы прописываем детальный сценарий, то понимаем, почему обучаем человека именно так. И главное — можем показать это бизнесу, что в корпоративном обучении очень важно. Почему мы делаем тренинг именно таким? А потому, что ждем конкретный результат, путь к которому прописан через пошаговое использование конкретных элементов и активностей. А не потому, что кому-то просто так нравится. Мы всё можем обосновать — бизнес видит прозрачные процессы.

      Помощь тренерам

      Тренеры чувствуют почву под ногами, опираются на хорошо детализированный сценарий. Это позволяет снизить нагрузку на тренера.

      Проверенная практика

      Я бы не назвал сценарии новым подходом в обучении. Кто в педагогических вузах учился, тот знает: первое, что делаешь, когда приходишь в школу на практику, — пишешь подробный план урока. Каждый учитель раньше так делал. Мы должны планировать деятельность со слушателями на тренинге или мастер-классе и опираться именно на методику, а не только на личность преподавателя или тренера.

        • Надежда Фомина

          Руководитель управления обучения и развития руководителей и офисного персонала, Корпоративная Академия сети розничных магазинов «Магнит»

          «Когда мы передаем команде методологию, то должны быть уверены, что стандарты качества будут соблюдаться»

          Для меня сценарный подход является методологической основой любой синхронной программы с ведущим. Мы называем его по-разному: тренерский мануал, гайд или сценарий, но сути это не меняет — программа для передачи тренерам всегда состоит из подробного плана с таймингом, теоретическими блоками и упражнениями со скриптами (прямой речью ведущего). И с обязательным указанием образовательных целей каждого блока, что особенно важно для софтовых тренингов (soft skills), когда опытный тренер может отходить от сценария — отказаться или заменить упражнение, если того требует групповая динамика.

          Зачем нужен сценарный подход

          Подробные сценарии отлично работают, когда нужно поддержать уровень качества при тиражировании программ большой командой внутренних тренеров. Передавая программу с таймингом и скриптами, вы точно повысите вероятность соблюдения единых стандартов качества программ. Особенно это важно, если компетенции команды тренеров только формируются.
          Также сценарий помогает при супервизии тренерских навыков — проще давать конкретную обратную связь, опираясь на подробный тренерский мануал, чем на абстрактные представления о структуре материала.

          Софты и харды

          Сценарный подход незаменим в обучении профессиональным навыкам (hard skills), когда нужно передать какую-то технологию или научить продукту. В развитии софтов (soft skills) или мета-компетенций реакция участников может быть незапланированной и требовать мгновенной обратной связи от тренера за рамками заготовленного сценария.

          Методология и технология

          При этом я бы не стала категорично говорить, что сценарии нужны только в обучении профессиональным навыкам. Это зависит от целей — передать конкретные знания, сформировать умения, изменить установки. Кстати, в последнем случае можно говорить о вариативном сценарии тренинга: когда варианты активностей заранее прописываются под образовательный результат в зависимости от реакции группы. В случае «звездного» состава команды тренеров, конечно, можно ограничиться фиксированием тайминга теоретических блоков программы, примерами упражнений и их образовательными целями. Без жесткой структуры скриптов и прямой речи тренера.

          Подходы к написанию сценария будут разными и в зависимости от инфраструктуры: синхронный или асинхронный онлайн, какие технические особенности платформы, офлайн-формат в аудитории. Например, на платформе ТренингСпэйса мы получаем жесткую структуру с пошаговым описанием действий и скрипта для тренера на каждом слайде. А еще можем зайти через невидимый режим супервизии, чтобы оценить работу тренера без отвлечения участников.

          Структура сценария

          Удобно пользоваться сценарием, когда он разбит на так называемые макро и микро дизайны тренинга.

          Макро — общее содержание с таймингом (onepager тренинга): из каких блоков состоит программа, какая теория в основе каждого блока, какие учебные цели.

          Микро — подробный сценарий: с управляющей презентацией и прямой речью тренера, описанием упражнений и образовательных результатов.

          В условиях неопределенности

          Стандарты и методологии корпоративного обучения подстраиваются под новый контекст в бизнесе. И требовательные бизнес-заказчики, работающие в продуктовом подходе, ожидают оптимальный пользовательский опыт и от наших образовательных продуктов. Тренерская роль тоже меняется — от преподавателя к партнерскому, коучинговому стилю ведения группы. С увеличивающимся пространством для социального (peer-to-peer) взаимодействия участников друг с другом и с индивидуальным подходом к каждому.

          Появляется запрос на проведение модерационных и мастермайнд-сессий, когда основной образовательный опыт участники получают через обмен практиками и социальное взаимодействие с коллегами. Конечно, у таких форматов тоже есть заранее заготовленные сценарии, но менее заскриптованные и более гибкие. При этом жесткий сценарный подход по-прежнему востребован для масштабирования единых стандартов на больших объемах.

          • Тренинг и любое занятие должны иметь сценарий. Исключение — разовые мероприятия.

          • Сценарии бывают с жесткой и гибкой структурами. В первом случае занятие расписано пошагово и отойти от плана нельзя, во втором — ограничено только темой и общими рекомендациями.

          • Жесткая структура сценария нужна компаниям с большим количеством филиалов и преподавателей, в потоковом обучении. И для T&D-функции с молодым штатом тренеров.

          • Гибкая структура сценария нужна для обучения в условиях изменений — но только для опытных тренеров.

          • Детализированные сценарии хороши в хардовом обучении, в софтовом — зависит от задачи.

          • Сценарии помогают следить за качеством обучения и достигать запланированных целей. Масштабировать обучение на большую аудиторию и сохранить единый стандарт.

          • Адаптировать пошаговые программы под разные форматы обучения со сценариями легче.

          • Детальные сценарии показывают путь до конкретного результата — это позволяет обосновывать бизнесу те или иные выбранные форматы и подходы в обучении.

          • Если в функции цифровой платформы включены инструменты для сценарного подхода — это маст-хэв для компании.

          Поделитесь статьей с друзьями и коллегами

          Читайте также

          План

          1. Проблема планирования и составления программы тренинга
          2. Принципы планирования и составления программы тренинга
          3. Девятишаговая модель подготовки к тренингу И.В. Вачкова.
          4. Оформление программы психологического тренинга.
          5. Структура тренингового занятия.
          6. Анализ тренингового занятия.

          Список литературы

          1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
          организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
          2. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
          3. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге [Текст] / Е.В. Емельянова. — СПб.: Речь, 2008. — 336 с.
          4. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг [Текст]: учеб. пособие / В.Э. Пахальян. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.

          Проблема планирования и составления программы тренинга

          При подготовке к психологическому тренингу у специалиста, особенного молодого, могут возникать следующие вопросы: нужно ли готовиться к проведению каждого психологического тренинга? надо ли для каждой новой группы разрабатывать программу тренинга? можно ли использовать готовые программы тренинга?
          — Подготовка к тренингу необходима, во-первых, в плане внутреннего настроя на предстоящую работу, во-вторых, в плане знакомства с особенностями группы.
          — Для каждой новой группы необходимо разработать программу тренинга. В.Э. Пахальян отмечает, что наличие программы является обязательным условием эффективной работы, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.
          — При проведении тренинга можно использовать материалы тренинговых программ, разработанные другими авторами. Но важно создать программу тренинга «под себя» и под конкретную группу, с которой ведущему предстоит работать.
          Работа над программой тренинга основана на определенном профессиональном мировоззрении автора. Каждый из специалистов, опираясь на определенную концепцию, определяет цели, задачи и предмет работы, формирует основное содержание групповой работы в зависимости от его опыта, цели и конкретных задач.

          Принципы планирования и составления программы психологического тренинга

          Существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планировании тренинга и составлении программы. Среди них выделяют принцип преемственности тренинговых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы.
          Принцип преемственности состоит в том, что каждое действие и занятие должно быть содержательно согласовано с предыдущим и являться основой для следующего занятия.
          Принцип поэтапности развития группы состоит в учете закономерностей групповой динамики при составлении программы тренинга, а также планировании работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа проходит определенные стадии своего и развития. Каждая стадия предъявляет определенные требования к методам и упражнениям. Поэтому неадекватное включение упражнений будет неэффективным и может приводить и к повышению групповой напряженности. Обычно на первых этапах планируют процедуры, направленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике тренинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ведущий организует работу, направленную на формирование групповых норм и правил, развитие мотивации, формирование работоспособности участников, сплочение группы.
          При планировании программы ведущему следует учитывать, что любой групповой психологический тренинг состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового. Содержательный слой включает в себя программу тренинга в соответствии с основными целями и в совокупности используемых в нем методов и упражнений. Личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каждого участника группы, которые заранее могут быть не известны. Групповой слой проявляется в социально-психологической атмосфере в группе, протекающих в ней межличностных процессах и степени развития.
          Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне личностного и группового слоев. Поэтому эффективность использования в тренинге методов и техник зависит от их адекватного включения в личностный и групповой слои. Выполнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмотреть все детали до начала тренинга.
          Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последующий план работы, подстраивая его под индивидуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержательное продвижение. Однако это не значит, что не нужно планировать программу тренинга, скорее это может сигнализировать о недостаточной подготовленности ведущего к тренингу. Перед каждым занятием ведущему следует иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждаться, и предположительных упражнений. В случае программного ведения нужно спланировать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессионально гибким и иметь в запасе достаточный выбор процедур (упражнений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.

          Девятишаговая модель подготовки к тренингу И.В. Вачкова

          Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.
          При определении темы и цели тренинга следует исходить из реальных запросов и трудностей реальных людей. Важно ответить себе ряд вопросов для того, чтобы построить конкретный образ будущего результата тренинга:
          1) Что хотят получить будущие участники группы?
          2) Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь?
          3) Что я смогу и должен для этого сделать?
          4) Каков будет конечный результат нашей работы?
          Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.
          Для определения состава тренинговой группы ведущему необходимо
          знать:
          1) Кто будет в группе?
          2) Сколько человек?
          3) Каково будет соотношение мальчиков и девочек?
          4) В чем заключаются психологические особенности участников? Рекомендуется заранее встретиться с будущими членами группы,
          познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего).
          Шаг третий. Определение временных ресурсов.
          Нужно сразу спланировать,
          1) Сколько всего будет проведено тренинговых занятий?
          2) Как часто будут проходить встречи?
          3) Сколько времени будет длиться каждое занятие?
          4) Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев? Существуют три основные формы организации тренинговых
          занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизодические встречи. Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 3-8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Он способствует глубинной проработке Я-концепций участников и более быстрому усвоению навыков и умений.
          Регулярные занятия обычно проводятся 1-2 раза в неделю по 3-4 часа в день. Они позволяют систематически и последовательно производить изменения.
          Эпизодические встречи— занятия могут происходить 1-2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хотя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завершенным событием.
          Шаг четвертый. Формулировка проблем.
          Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Проблема — вопрос, на который в данный момент не существует однозначного ответа [1]. Следовательно, формулировать проблемы нужно в вопросительной форме. Например, Что нужно сделать, чтобы развить толерантность в отношении не похожих на тебя людей? Как снизить уровень агрессии подростков друг на друга? Каким образом повысить коммуникативную компетентность подростков? Как сделать класс сплоченным?
          Шаг пятый. Формулировка задач.
          Задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу следует формулировать утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по достижению цели. Задачи, по мнению И.В. Вачкова, могут быть сформулированы для работы в системе представлений, отношений и умений участников. Например:
          — для работы в системе представлений участников тренинга — помочь подросткам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим,
          — для работы в системе отношений участников тренинга — дать подросткам опыт личного проживания ситуации общения с« похожими» и «непохожими» на них людьми для изменения привычно-негативного отношения к непохожим,
          — для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия.
          Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.
          Важно, чтобы эти психотехники были направлены на решение поставленных задач.
          Для каждой задачи подбирается по три упражнения и, желательно, разных типов, т.е.требующих разных способов активности — вербальной, двигательной, образной. В тренинг ведущий может включить только одно упражнение, но у него обязательно должен быть их запас, чтобы при необходимости легко можно было осуществить замену. В случае если тренинг планируется достаточно длительный, то уместно применение всех подобранных психотехник. Так, для решения задачи об осознании своего отношения к «своим» и «чужим» (см. пятый шаг) можно применить 1) групповую дискуссию на тему «Кто такие «свои» и «чужие»?». 2) Прочитать и обсудить «Притчу о слепцах и слоне». 3) Создать рисунок на тему «Люди, похожие и не похожие на меня».
          Для успешной работы очень важно правильно подобрать упражнение и своевременно его использовать. Для выбора каждого последующего упражнения необходимо определить:
          1) С чем вы хотите работать: характеристиками группы как объекта; индивидуальными особенности участников?
          2) Какие изменения вы хотите произвести? 
          3) Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изменения?
          4) Насколько группа будет готова к выполнению данного
          упражнения?
          5) Как можно подготовить группу к выполнению данного
          упражнения?
          6) Какой будет получен материал (результат) для продвижения группы в содержательном плане после выполнения процедуры?
          7) Что вы будете делать с этим результатом?
          Кроме этого, при подборе упражнений ведущему следует учитывать, насколько они интересны ему лично, соответствуют его стилю ведения группы. Тренер должен чувствовать и понимать психотехническую наполненность упражнения и программы занятия в целом
          Шаг седьмой. Выделение модулей тренинга.
          В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге.

          рефлексия

          Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до осенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.
          Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.
          Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных упражнений по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:
          1) важнейшая решаемая упражнением задача;
          2) время, которое необходимо затратить на упражнение;
          3) совместимость упражнений друг с другом;
          4) стадия групповой динамики, когда будет применено упражнение;
          5) тип и степень активности участников, инициируемые упражнением
          (физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу);
          6) уместность применения упражнения в данный момент, готовность к нему участников).
          Шаг девятый. Написание сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.
          Записать сценарий тренинга необходимо максимально подробно, обращая внимание на детали при описании упражнений. Ведущему необходимо составить план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Все перечисленные в сценарии занятия материалы нужно приготовить заранее и оставить в тренинговом зале.

          Оформление программы психологического тренинга

          Оформление программы психологического тренинга связано с формальными требованиями ведения документации и, в то же время, выступает одним из средств организации самого процесса подготовки и проведения. Как правило, здесь обращается внимание на такие составляющие, как: а) «внешний вид» программы, т. е. собственно оформление; б) структура и содержание программы [4].
          Титульная страница. На титульной странице вверху обычно указывают название учреждения, в котором разработана программа тренинга или в котором проводится тренинг. Далее четко формулируют название программы и указывают автора-составителя, так как специалисты редко создают с нуля новые программы, а составляют их из уже известных, ранее опубликованных и используемых частей. В нижней части титула пишут место и год создания программы.
          Пояснительная записка. В ней обозначают цели и задачи тренинга, раскрывают теоретические основания проводимого тренинга, его принципы, обосновывают содержание программы и используемые методы, указывают организационные условия проведения занятий и общее количество часов.
          Тематический план занятий содержит номера и названия тем, примерное количество занятий и часов, порядок их реализации.
          Структура занятий включает перечисление и краткое описание этапов, присутствующих в каждом занятии.
          Содержание тренинга является основной частью программы. В нем представляют планы каждого занятия с указанием темы, целей, задач, оборудования и материалов, этапов проведения с подробным описанием используемых упражнений, форм и способов контроля. Упражнения, которые являются оригинальными авторскими разработками, рекомендуется выделить, например звездочкой после названия; упражнения, заимствованные из литературных или иных источников, — даже в случае их модификации — желательно снабдить ссылками или примечаниями с указанием номера источника из списка литературы.
          Список литературы. Здесь указывают источники, которые использованы при создании программы, и источники дополнительной информации, с помощью которой участники могут выполнять самостоятельную работу в определенном целями и задачами данной программы направлении.

          Структура тренингового занятия

          В.Э. Пахальян предлагает следующий вариант структурирования тренингового занятия [4].
          1) Ритуал приветствия. Ритуал приветствия — это повторяющееся в начале тренингового занятия действие, направленное на то, чтобы побудить участников группы поздороваться, вспомнить имена друг друга, обратить друг на друга внимание, выделить привлекательные качества.
          2) Разминка. Функция разминки — настрой на продуктивную групповую деятельность. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников тренинга — уменьшает напряжение, нормализует настроение, способствует концентрации внимания, повышению работоспособности, снятию усталости. Для проведения разминки используют психогимнастические упражнения. Разминка может быть проведена в начале занятия, но между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние членов группы. Поэтому разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.
          Если актуальное состояние детей вполне отвечает задачам занятия, можно проводить тематические разминки. Они, кроме психофизического и эмоционального настроя, вводят участников в тему занятия.
          3) Рефлексия прошлого занятия. Рефлексия — это ретроспективная оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что участники тренинга вспоминают, какие упражнения они выполняли в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, как использовали приобретенные знания и умения, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.
          4) Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание). Функция этот этапа состоит в том, чтобы довести до сведения участников тему и основную задачу встречи, мотивировать их на серьезную глубокую работу. Для введения в содержание занятия могут быть использованы разные приемы. Их важная особенность в работе психолога, ведущего тренинг, — мотивировать участников не только на получение новой информации, но и на самоизменение, овладение новыми способами поведения и деятельности.
          — Тема может быть просто сообщена, а задачи перечислены. Это бывает эффективно (т. е. тема услышана и мотивация на ее проработку сформировалась) в тех случаях, когда участники доверяют ведущему и охотно настраиваются на любое предлагаемое им содержание. А также в тех случаях, когда тема бесспорно интересна или актуальна.
          — Можно сформулировать тему и вместе с участниками поставить задачи к занятию, исходя из их интересов. Такой подход бывает действенным при одном условии: у участников должен быть опыт самостоятельной постановки задач к собственной деятельности.
          — Эффективное применение проблемного метода: перед участниками ставится открытый вопрос, связанный с темой, и в процессе обсуждения устанавливается, какая информация для ответа на него у группы уже есть, а какую требуется получить на этом занятии.
          — Можно заинтересовать участников каким-нибудь потрясающе ярким фактом и работать дальше на энергии непроизвольного интереса.
          5) Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия. На этом этапе ведущий использует информационные и имитационные методы. В зависимости от возраста участников планируют упражнения, реализующие эти методы. В тренинговых занятиях для дошкольников и младших школьников доминируют психогимнастические упражнения и ролевые игры. В программах тренингов для подростков и старшеклассников старших планируют проведение мини-лекций, дискуссий. Используя в тренинге игры, важно помнить, что игра -средство самопознания и саморазвития участников. Конечно, осознанно относиться к игре как к инструменту обучения могут только старшеклассники, но формировать такую позицию нужно начинать уже в начальной школе.
          6) Рефлексия прошедшего занятия Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что участники группы сами или с помощью ведущего дают эмоциональную обратную связь друг другу и ведущему, отвечают на вопросы о приобретенных на занятии знаниях и умениях, о том как и для чего их можно использовать в жизни.
          7) Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу. Домашнее задание в тренинге выполняет функцию актуализации знаний, усвоенных на занятии, применении приобретенных умений в жизни, актуализации информации, умений, необходимых для работы на следующем занятии. Домашним заданием могут быть: выполнение упражнения, проведение наблюдения, закрепление отработанного в группе упражнения, чтение специальной литературы, ведение дневника. Чтение специальной литературы можно рекомендовать участникам только после того, как у них возникнут соответствующая заинтересованность и потребность в концептуальном осмыслении своего опыта. В процессе ведения дневника участник может делать описание происходящего с ним в группе, отмечая, что он делал, что он чувствовал, что он думал, каковы были особенности его реакций в той или иной ситуации. Последующий анализ записей в дневнике позволяет ему отслеживать развитие своего понимания и личные изменения
          8) Ритуал прощания. Ритуал прощания — выполнение ведущим и участниками группы в конце каждого занятия действия, означающего его завершение. Например, это может быть рассказывание ведущим новой, подобранной в соответствии и темой занятия метафоры или ритуал аплодисментов, которыми участники благодарят друг друга за хорошую работу.

          Анализ тренингового занятия и программы тренинга

          По завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть достижения и ошибки, обобщить накопленный опыт. Такой анализ будет эффективным, если при планировании работы тренер предусмотрел средства, позволяющие ему фиксировать важнейшие параметры процесса реализации программы. Для облегчения проведения такого анализа целесообразна постоянная фиксация важнейших параметров работы ведущего и группы в течение всего периода реализации программы. Итоги каждого занятия необходимо анализировать сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного занятия, можно воспользоваться представленной ниже схемой. Регулярное заполнение этого бланка позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который наверняка пригодится в дальнейшем.
          1) Тема, цель, задачи, время и место проведения.
          2) Состав участников занятия.
          3) План занятия (проводимые упражнения):
          а) запланированное;
          б) реально проведенное.
          4) Особенности группы: характер отношений; психологический климат; личностные изменения участников.
          5) Успешность в использовании упражнений и психотехники.
          6) Особые ситуации.
          7) Важные достижения, методические находки.

          Контрольные вопросы
          1) В чем состоит проблема планирования и составления программы тренинга?
          2) Назовите принципы планирования и составления программы тренинга.
          3) Какие девять этапов подготовки психологического тренинга выделяет И.В. Вачков?
          4) Какие этапы ведения тренингового занятия выделяет В.Э. Пахальян? Дайте характеристику каждого этапа.
          5) Для чего в работе психолога необходим анализ тренингового занятия и реализованной программы тренинга?
          Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

          Понравилась статья? Поделить с друзьями:
        • Сценарий украденный день рождения
        • Сценарий туристический калейдоскоп
        • Сценарий тренинга холодные звонки
        • Сценарий узоры творчества
        • Сценарий туристическая тропа

        • 0 0 голоса
          Рейтинг статьи
          Подписаться
          Уведомить о
          guest

          0 комментариев
          Старые
          Новые Популярные
          Межтекстовые Отзывы
          Посмотреть все комментарии