Сценарий тренинга управление конфликтами

Задачи: проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе; показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте; показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

Цели:

  • формирование  представления о природе
    конфликта;
  • развитие способности адекватного реагирования
    на различные конфликтные ситуации.

Задачи:

  • проанализировать конфликт с точки зрения
    положительного и отрицательного воздействия на
    межличностные отношения и на отношение к самому
    себе;
  • показать основные факторы, определяющие
    поведение в конфликте;
  • показать значимость эмоциональной сферы
    человека и ее влияние на общение в ходе
    конфликта.

ХОД СЕМИНАРА

1. Сообщение темы  «Конфликтология»
(Презентация)

2. Упражнение «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает
тот, у кого свободный стул справа. Он должен
пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду».
Следующий участник, у кого справа оказался
пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже».
Третий участник говорит: «А я зайцем», А
четвертый заявляет: «А я с … (называет имя любого
участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть
на пустой стул, и все по аналогии повторяется с
начала.

3. Упражнение «Пишем синквейны»  (Приложение 1)

4. Понятие конфликта

Слово «конфликт» в переводе с
латинского означает «столкновение». 
Английский словарь синонимов дает такие понятия
для термина «конфликт»: борьба, столкновение,
несогласие, враждебность, оппозиция и др.
На основе анализа большого числа отечественных и
зарубежных  работ  Н.В.Гришина 
предлагает определять
социально-психологический конфликт как
возникающее и протекающее  в сфере общения
столкновение,  вызванное противоречивыми
целями,  способами поведения,  установками
людей,  в условиях их стремления  к 
достижению  каких-либо целей.  Определяющим
в происхождении конфликтов выступает
соответствующее сочетание объективных  и 
субъективных факторов.
Конфликт – это противодействие
субъектов по поводу возникшего противоречия,
действительного или воображаемого. Причиной
конфликта может стать различие в целях,
недостаточная информированность сторон о
событии, некомпетентность одной из сторон,
низкая культура поведения и др.
К сожалению общепринятой теории конфликтов,
которая бы однозначно разъясняла природу их
возникновения и влияния их на развитие общества
не существует, как впрочем не существует и единой
классификации, тем не менее большинство авторов
(Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд
иностранных авторов) выделяют  следующие типы
конфликтов: личностные, межличностные,
межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Неизвестный автор выделяет  следующие
основные типы конфликтов,  нарушающих 
успешное  осуществление  соответствующей
связи:
1) конфликты,  представляющие  собой 
реакцию  на  препятствия  достижению 
основных  целей  трудовой деятельности
(например,  трудности выполнения данного 
делового  задания, неправильное  решение
какой-либо производственной проблемы и т.д.);
2) конфликты,  возникающие  как  реакция на
препятствия достижению личных целей работников
в  рамках  их  совместной трудовой
деятельности (например,  конфликт из-за
распределения деловых заданий, считающихся
«выгодными» или «невыгодными»,
недовольство предложенным графиком отпусков и
т.д.);
3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения
членов коллектива как несоответствующего
принятым социальным нормам совместной  
трудовой   деятельности  
(например,   конфликт вследствие 
нарушения  трудовой дисциплины кем-либо из
членов передовой бригады с общим высоким уровнем
отношения  к  труду);
4) сугубо личные конфликты между 
работникам,  обусловленные 
несовместимостью  индивидуальных
психологических характеристик – резкими 
различиями  потребностей,  интересов,
ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

Как возникают конфликты (Приложение
2
)

Первопричины конфликта (Приложение
3
)

5. Упражнение «Алфавит эмоций»

Задача – за несколько минут вспомнить и
записать возникающие в конфликтной ситуации –
по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем
кругу создается единый банк данных (устно или на
доске/флипчарте).

6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как наверное, и на любое явление
действительности можно посмотреть с разных
точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде
нужно будет в режиме мозгового штурма записать
как можно больше позитивных следствий
конфликтных ситуаций, второй команде,
соответственно, – описать негативные
последствия конфликтов. На работу группам дается
10 минут.
Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

  • Конфликт вскрывает «слабое звено» в
    организации, во взаимоотношениях
    (диагностическая функция конфликта).
  • Конфликт дает возможность увидеть скрытые
    отношения.
  • Конфликт дает возможность выплеснуть
    отрицательные эмоции, снять напряжение.
  • Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию
    своих взглядов на привычное.
  • Необходимость разрешения конфликта
    обуславливает развитие организации.
  • Конфликт способствует сплочению коллектива при
    противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • Отрицательные эмоциональные переживания,
    которые могут привести к различным заболеваниям.
  • Нарушение деловых и личных отношений между
    людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается
    социально-психологический климат.
  • Ухудшение качества работы. Сложное
    восстановление деловых отношений.
  • Представление о победителях или побежденных
    как о врагах.
  • Временные потери. На одну минуту конфликта
    приходится 12 минут послеконфликтных
    переживаний.

7. Технология разрешения конфликта (Приложение 4)

6 правил формулирования конфликтной
ситуации

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну
конфликтную ситуацию или найти несколько
вариантов ее формулировки.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет
правильное формулирование конфликтной ситуации.

Приведем правила, делающие эту процедуру
наиболее эффективной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация
– это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся формулировки типа:
«конфликтная ситуация – в этом человеке»,
«в социально-экономической ситуации», «в
нехватке автобусов на линии» и т.п., ибо мы не
имеем никакого права устранить человека вообще,
социально-экономическую обстановку в одиночку
ни один из нас не изменит и числа автобусов на
линии не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда
возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом.
Таким образом, конфликтная ситуация
предшествует и конфликту и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом
месте стоит КС, затем И и уже потом К.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать,
что делать.
Например, в последнем случае конфликтные
ситуации показали, что нужно впредь вести себя
более воспитанно (не плеваться, в частности); не
допускать падения своего имиджа, авторитета.
Правило 4. Задавайте себе вопросы
«почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до
первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это
означает: не вырывайте только часть корня,
оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило 5. Сформулируйте конфликтную
ситуацию своими словами, по возможности не
повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно
много говорится о его видимых сторонах, то есть о
самом конфликте и об инциденте. К пониманию
конфликтной ситуации мы приходим после
некоторых умозаключений и обобщения
(объединения) разнородных составляющих. Так и
появляются в ее формулировке слова, которых не
было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь
минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна,
появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде
уместен афоризм «краткость – сестра
таланта».
Конфликтная ситуация – это диагноз болезни под
названием «конфликт». Только правильный
диагноз дает надежду на исцеление.

8. Как избежать конфликтогенов (Приложение 5)

Правила бесконфликтного общения (Приложение
6
)

9. Упражнение «Я в конфликте»

Цели:

  • выразить свое видение самого себя в сложной
    ситуации
  • дать возможность освободиться от накопившихся
    эмоций.

Участникам раздаются листы бумаги, все
необходимые для рисования материалы, и они
занимают любое уединенное место. В течение 10
минут им нужно буде нарисовать картину, главная
идея которой выражается в ее названии – «Я в
конфликте». Это может быть автопортрет или
абстрактное произведение. Главное – чтобы
работа передавала эмоции, которые автор чаще
всего испытывает в конфликтных ситуациях,
говорила о его способах реагирования на
конфликты и способностях поведения в них. В
процессе рисования важно не оценивать себя со
стороны, а передать реальное положение вещей.
Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и
перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где
чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и
далее они должны обсудить, кто является творцом
той или иной работы. Рисунки предъявляются
ведущим по очереди. Естественно, автор старается
никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие
участники, поскольку часто авторство
устанавливается неверно, имеют возможность
получить обратную связь о том, что думает группа
об их поведении и переживаниях в конфликтах,
какими видит их в преодолении сложной ситуации.
Когда все авторы определены, участники
обмениваются впечатлениями как от самого
процесса рисования, так и от последующего
обсуждения рисунков в группе.

10. Тест  «30 пословиц» (Приложение
7
)

11. К. Томас выделяет пять способов выхода из
конфликтной ситуации.

Конкуренция (соревнование) предполагает
сосредоточение внимания только на своих
интересах, полное игнорирование интересов
партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется
отсутствием внимания как к своим интересам, так и
к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения
«половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное
внимание к интересам другого человека, при этом
собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией,
позволяющей учесть интересы обеих сторон.

  • «акулы» чаще используют соревнование»;
  • «черепахи» – уклонение;
  • «медвежата» – приспособление;
  • «лисы» – компромисс»;
  • «совы» – сотрудничество.

В педагогической практике существует мнение,
что наиболее эффективными являются такие
способы выхода из конфликта, как сотрудничество
и компромисс. Однако любая из представленных
Томасом стратегий может оказаться в разных
ситуациях эффективной, поскольку имеет как
положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно
представить и тем более осуществить совершенно
бесконфликтное взаимодействие между людьми.
Иногда даже важнее не избежать конфликта, а
грамотно выбрать стратегию поведения в
конфликтной ситуации и привести стороны к
конструктивному соглашению.

Способы регулирования конфликтов (Приложение
8
)

12. Упражнение «Достойный ответ» (Приложение 9)

13. Типология конфликтных личностей (Приложение 10)

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают
техники, снижающие и повышающие напряжение.

14. Техники, снижающие напряжение:

  1. Предоставление партнеру возможности
    выговориться.
  2. Вербализация эмоционального состояния:
    • Своего;
    • Партнера.
  3. Подчеркивание общности с партнером (сходство
    интересов, мнений, единство цели и др.)
  4. Проявление интереса к проблемам партнера.
  5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в
    ваших глазах.
  6. В случае вашей неправоты – немедленное
    признание ее.
  7. Предложение конкретного выхода из сложившейся
    ситуации.
  8. Обращение к фактам.
  9. Спокойный уверенный темп речи.
  10. Поддержание оптимальной дистанции, угла
    поворота и контакта глаз.

Техники, повышающие напряжение:

  1. Перебивание партнера.
  2. Игнорирование эмоционального состояния:
    • Своего;
    • Партнера.
  3. Подчеркивание различий между собой и партнером,
    преуменьшение вклада партнера в общее дело и
    преувеличение своего.
  4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме
    партнера.
  5. Принижение партнера, негативная оценка
    личности партнера.
  6. Оттягивание момента признания своей неправоты
    или отрицание ее.
  7. Поиск виноватых и обвинение партнера.
  8. Переход на «личности».
  9. Резкое убыстрение темпа речи.
  10. Избегание пространственной близости и наклона
    тела.

15. Упражнение «Быстроногий олень и
звенящая струна»
(Приложение
11
)

16. Упражнение «Четыре квадрата» (Приложение 12)

17. Упражнение «Нас с тобой объединяет» 
(Приложение 13)

Используемая литература:

  1. Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс
    «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2007.
  2. И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг
    взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2008.
  3. И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые
    и коррекционные программы», С-П «Речь» 2007.
  4. В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни,
    возникновение, развитие и разрешение
    конфликтов», интернет-статья.

Занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его решения».

Цель: формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования; развитие способности толерантного поведения в конфликтной ситуации.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием конфликт, со стилями поведения в конфликте.

  2. Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

  3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

  4. Разобрать игровые ситуации, для приобретения опыта разрешения конфликта.

Возрастная группа: 14-17 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рекомендации.

Эпиграф:

1.Приветствие. Упражнение «Знакомство»

    1. Упражнение. Алексей – апельсин – Амстердам

Незамысловатая и весёлая игра-знакомство для тренинга, позволяющая создать легкую атмосферу, без труда выучить имена, развить ассоциативное творческое мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

— первое слово – его имя,

— второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

— заключительное слово – название города.

Закавыка в том, что все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д.

— Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.

    1. Разминка. Упражнение «Карандаши» (А.Г. Грецов)

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Обсуждение.

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

2. Основная часть занятия.

2.1. Упражнение «Руки»

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

— Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?

  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

— Вот так и возникает конфликт, то есть противоборство, сопротивление.

2.2. Игра «Собери пазл»

(Студенты садятся по группам, образуя три круга)

— объединение в 3 группы .Ситуативные картинки конфликтных ситуаций. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?( Ответы ребят)

2.2. «Мозговой штурм» — конфликт это….

— А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликт.

— Сейчас, группам необходимо сформулировать своё определение термина «конфликт». ( время 2 – мин.выступают от группы лидеры)

(Ответы ребят)

Психолог. Вы правы, конфликт — это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

2.3. Работа в группах: обсуждение

Мама решила проверить конспекты своей дочери — студентки. Когда она взяла один из конспектов в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
— Кто участвует в конфликте?
— Кто виноват в конфликте?
— Каковы позиции участников конфликта?

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

Причины возникновения конфликтов:

Конфликтогены — слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет») — на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) — «последняя капля»= конфликт.

Конфликтная ситуация— это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

2.4. Практическое задание бесконфликтного поиска

общего решения

Психолог: Мы теоретически обосновали это понятие.

Теперь я предлагаю вам практически применить приёмы бесконфликтного поиска

общего решения, хотя мнений будет столько, сколько вас в команде.

Каждая команда должна доказать достоинства каждого предмета.

  1. группа – чем полезна капуста,

  2. группа – чем полезен ананас

  3. . группа – чем полезна вода.

В кругу поделиться ощущениями, эмоциями.

(Каждый уверен в своей правоте и каждый прав, мнение каждого имеет право на существование).

Инцидент— это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).

— А теперь давайте попробуем найти пути решения конфликта.

(Ситуации работа в группах.)

2.5. Игра: Сказка о тройке.

Участники 3 – х групп выбирают по 1 участнику.

Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Затем ведущий

сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой

цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый

игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А – слепой, но слышит и говорит.

В – глухой, но может видеть и двигаться.

С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться.

Предложить завязать глаза, заткнуть уши, привязать себя к стулу.

— Все остальные учасники находятся в роли экспертов и анализируют поведение каждой

Тройки.

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего

решения?

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

Психолог: На этапе возникновения инцидента конфликт еще можно предотвратить, так как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность всё же вступает в конфликт, то он начинает жить своей жизнью – развивается. В него втягиваются новые силы и способы конфронтации.

Последний этап — это спад конфликта и его разрешение.

— В зависимости от способов разрешения конфликт может быть конструктивным и деструктивным.

— Приведите примеры своих личных конфликтов и поделитесь своими ощущениями.

— Прослушав ваши примеры давайте посмотрим на модель конфликта.

— И так для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

2.6. ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играем по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Пример:

— Это хорошо я люблю кушать пирожные.

— Это хорошо, что я вышла вечером гулять.

— Это хорошо, что задали много домашнего задания.

— Это хорошо, что я решаю все сама.
— Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?

В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.

2.7. Работа по группам

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы.

Студенты с помощью считалочки объединяются в 2 группы (+ — )

Объединяются в на 2 команды с помощью …..

— Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся5 минут.

— Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

  • Плюсы

  • конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях;

  • дает возможность увидеть скрытые отношения;

  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

  • пересмотр своих взглядов на привычное;

  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;

  • ухудшение качества работы — сложное восстановление деловых отношений;

  • представление о победителях или побежденных как о врагах;

  • временные потери — на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

— А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. 

Разрешение конфликта.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Психолог.

-Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10)

Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения…

Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.

Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В нутрии группы конфликты неизбежны, так как Вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы — создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д.

В одной группе собираются студенты , имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, возможны конфликты не только между студентами, между преподавателями и студентами, между родителями и студентами.

— А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. 

2.8. Упражнение «Другими словами«

Студенты объединяются в три группы . В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен…», «Это твоя обязанность…», «С тобой невозможно разговаривать…», «Ты безответственный человек» и т.п.

Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями   ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, «Ты должен принести мне книгу». (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

  • «Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);

  • «Ты не должна была ходить на ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);

  • «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);

  • «Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»); «Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);

  • «Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);

  • «Он — упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);

  • «Он меня унизил». («Мне было неприятно»);

  • «Прекрати меня злить!» («Я начинаю злиться»);

  • «Ты должна мне дать программу, книгу» («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).

Обсуждение: просто — сложно перефразировать? 

Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

    1. Завершение занятия

3.1.Работа в группах правила управления конфликтом.

Психолог. Причины конфликтов в подростковой среде борьба за лидерство, психологическая несовместимость, не подтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

А сейчас я попрошу каждую группу предложить свои правила управления конфликтом.

( Работа в группах ученики составляют сами правила управления конфликтом.)

— Выступают лидеры с каждой подгруппы и зачитывают.

— А сейчас обратите внимание на доску.

Чтобы управлять конфликтом, нужно:

1.Нужно знать о характере возникновения, развития, завершения конфликтов.

2.Владеть информацией и быть компетентным в конкретном конфликте.

3.Попытаться избежать противостояния.

4.Нужно найти пути сотрудничества и компромисса.

3.2.Рефлексия:

Студенты 1 группы образуют внутренний круг, студенты 2 и 3 группы внешний круг повёрнуты лицом к лицу.

— Упражнение «Пожелание»

( Друг – другу и себе по кругу)

Подведение итогов.

Беседа:

Что нового вы узнали для себя сегодня?

— Какие стили поведения существуют в конфликтах?

— Какой стиль считается наиболее конструктивным?

-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

Список использованной литературы:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005

  2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.

Упражнение 1. «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое- либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение: Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
Ты никогда никому не помогаешь
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

Упражнение 2. «Быстроногий олень и звенящая струна»

Еще одна процедура для анализа своих субличностей или стилей поведения в конфликте может принять форму «игры в индейцев». Она может проводиться в продолжение предыдущего упражнения (но лучше не сразу после него, а через некоторое время, например, на следующий день в качестве разминки) или как отдельная аналитическая работа. Условие использования этого упражнения — довольно мощный креативный потенциал участников группы и высокий уровень их вербального интеллекта.
Работа проводится в индивидуальном режиме.
Потребуются дополнительные материалы:
— вырезанные из плотного картона перья (длина пера около 20 см, не менее пяти перьев на одного участника);
— широкая плотная нескользкая тесьма (примерно 0,5 м. на человека);
— цветные карандаши или фломастеры (несколько комплектов, чтобы у участников была возможность выбора);
— записи индейской музыки;
— фотоаппарат.
Участникам предлагается подумать над тем, какие роли они обычно играют в межличностных конфликтах, и обозначить эти роли двумя-тремя словами по аналогии с именами, которые носили индейцы (Усмиряющий Шторма, Мирная Голубка, Разгорающийся Огонь и т. д.). Если человек во всех выпадающих на его долю конфликтных ситуациях ведет себя примерно одинаково, он может выбрать себе только одно имя, если же в разных обстоятельствах и с разными людьми стиль его поведения варьирует, имен может быть несколько.
Каждое из имен пишется на обратной стороне пера, а лицевую сторону пера участники имеют возможность раскрасить по своему желанию.
Обдумывание ипостасей и подготовка перьев для усиления эффекта может проводиться с аудио сопровождением: тренер может включить записи индейских песен или стилизованную инструментальную музыку.
После того как этот этап завершен, участники могут примерить на себя эти перья: тесьма плотно завязывается на головах участников, и перья фиксируются под ней. Если позволяют условия, можно провести короткую фотосессию.
В ходе обсуждения участники делятся впечатлениями от работы: сложно ли было анализировать свою линию (или линии) поведения в конфликте; много их или мало и почему; что предшествует выбору той или иной линии поведения и т. д.

Упражнение 3. «Нас с тобой объединяет»

Это упражнение может быть включено в блок тренинга, где речь идет о эмоциональной регуляции и саморегуляции, о восстановлении отношений после конфликта и т. п. Оно, как и многие другие разминки, выполняется в кругу с использованием мяча. Первый игрок — тот, у которого в руках мяч, — кидает его кому-то из своих коллег по группе, заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет…» (например «…любовь к путешествиям» или «…то, что мы оба предпочитаем решать конфликты путем переговоров» или «…знак зодиака»). Тот, с кем объединились, ловит мяч; если он согласен со сказанным, он говорит: «Да, спасибо»; если сказанное его удивило: «Спасибо, я подумаю». И объединяется уже со следующим игроком, заново заканчивая фразу: «Нас с тобой объединяет…»
Если эта игра проводится в середине тренинга, она может предоставить тренеру и дополнительную социометрическую информацию. В конце тренинговой работы основная задача ее использования — создать позитивный эмоциональный настрой и напомнить участникам группы о событиях и впечатлениях, которые они «собрали» за эти дни.
Игру лучше не ограничивать по времени; важно, чтобы у каждого участника была возможность объединиться со всеми, с кем он хочет, и повеем признакам, которые придут ему в голову. Бывают группы, которые по ходу игры демонстрируют «цепную реакцию». Эта реакция заключается в том, что признак объединения, предложенный первым участником и принятый вторым, используется и для объединения второго с третьим, третьего с четвертым и так далее. Это не является нарушением правил игры, а тоже работает на создание благоприятного эмоционального и энергетического фона и групповой принадлежности (что особенно важно, если тренинг проводится в реальной группе, которая продолжит свое функционирование и после окончания работы на тренинге).
Результаты этой игры можно представить и графически. На листах бумаги (для пущего эффекта окрашенных в теплые цвета спектра) рисуется «солнышко» — круг с именем адресата в центре и лучи по числу оставшихся участников. На конце луча человек пишет свое имя, а вдоль луча — то качество, которое, по его мнению, объединяет его с «солнышком». Важно, чтобы на всех листах, у каждого солнышка все лучики были заполненными. Поэтому если группа, несмотря на все усилия тренера, не очень склонна к такого рода обратной связи, недостаточно креативна или в ней остались неразрешенные межличностные конфликты и есть риск, что кто-то кому-то «из принципа» ничего не напишет, лучше ограничиться лишь перекидыванием мяча. Риск при такой форме проведения заключается и в том, что у адресата нет возможность откомментировать признак объединения.

Упражнение 4. «Четыре квадрата»

Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.
«Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».
После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».
После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».
После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».
После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!
Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».
Иногда участники испытывают затруднения при переформулировании своих качеств. Нужно предоставить им возможность обратиться за помощью к тренеру или к группе в целом (в этом случае процесс может стать увлекательной тренировкой для всей группы).
Обсуждение может касаться того, какие качества было анализировать и переформулировывать, положительные или отрицательные, в каких ситуациях может пригодиться этот навык.
Тренер может предложить участникам проанализировать по той же схеме своих оппонентов по потенциальному или уже разгоревшемуся конфликту. Такой подход к «противнику» помогает найти в нем позитивные качества и иногда меняет отношение к нему, минимизируя риск конфликтного развития событий. Полезным может оказаться и анализ своих качеств с точки зрения оппонента.


Упражнение 5. Игра-тренинг

I. Цель игры. Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.
II. Участники игры.
1. Чиновник (Ч).
2. Начальник чиновника (Н).
3. Представитель общественности (ПО).
4. Проситель (П).
5. Представитель местной мафии (М).
6. Жена чиновника (Ж).
7. Совесть чиновника (С).
8. Группа экспертов (Э).
В игре могут принять участие от 7-8 до 30 и более человек.
III. Установка.
1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник Ч. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских спортивных, игровых и иных площадок
для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника Н интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.
2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители:
а) представитель общественности ПО, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки;
б) проситель П, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории;
в) представитель местной мафии М, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана ею людям.
3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее:
а) диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день;
б) разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети — без отца; жена — без мужа»).
В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома в семье. 
Схема проведения игры-тренинга.
IV. Порядок проведения игры.
1. Распределить все вышеперечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.
2. Игра начинается с разговора начальника Н с чиновником
Ч. Дальнейший порядок игры описан в Установке.
3. В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.
4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.
V. Предостережение (для руководителя игры). Игра-тренинг «Внутриличностный конфликт» предполагает высокое эмоционально-психологическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим состоянием «чиновника», а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести «реабилитацию» всех «чиновников»; сделать всесторонний анализ ситуации и выходов из них; ознакомить всех участников игры со способами зашиты от фрустрации.

Источник: Конфликтология социальной сферы: учебное пособие / А. К. Бисембаева, В.Ф. Жеребкина, Е. В. Моисеева, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, С. В. Рослякова, Н. В. Сиврикова, Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова, Е. М. Харланова / под ред. Н. А. Соколовой ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. — [Челябинск]: Южно-Уральский центр РАО, 2021. — 266с.

Тренинг

Часто студенты, приходя на педагогическую практику, сталкиваются с конфликтными ситуациями, чтобы грамотно выходить из конфликта нужно обладать определенными навыками, чтобы разряжать обстановку.

Цель тренинга: повышение уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике.

Упражнение №1 «Тонущий корабль».

Время: 10 минут

Цели:

  • разряжение обстановки между участниками тренинга;

  • снятие напряжения перед тренингом;

  • сплочение коллектива, развития желания в дальнейшем работать сообща.

Реквизиты: Несколько листов газеты, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все вместе могли на них стать.

Инструкция: Когда ведущий говорит: «Начали!» , все участники должны поместиться на газете, но не на голом полу-это единственное условие. Затем нужно уменьшить газету наполовину, и снова даётся команда: «Начали!». Уменьшить газету еще раз наполовину и вновь команда «Начали!». И таким образом уменьшать газету до того момента, когда кусок газеты будет размером, достаточным для того, чтобы все могли лишь коснуться, но не устоять на нем.

В конце упражнения обсуждение. Обратить внимание участников, что решить задачу можно, объединив свои усилия.

Методические замечания: Группа может находить разные решения на каждом этапе, Как правило, после первой команды все стоят на газете. После второй все стоят на ней на одной ноге. После третьей – или у них получается то же самое, поддерживая друг друга, или участники разрывают газету на мелкие части и каждый стоит на одной из них. После четвертой команды задание все еще выполнимо, если каждый удержится на носках, и подпрыгивая в воздухе. Но нужно, чтобы группа работала самостоятельно, не давать советов!

Вопросы для обратной связи:

1)Что было самым сложным?

2) Что помогло выполнить упражнение?

Упражнение №2 «Чиновник»

Цель: Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

Участники игры:

• Чиновник.

• Начальник чиновника.

• Представитель общественности.

• Проситель.

• Представитель местной мафии.

• Жена чиновника.

• Совесть чиновника.

• Группа экспертов.

В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.

Время: 30 минут.

Игровая ситуация

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.

Порядок проведения игры:

1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в «Игровой ситуации».

3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

Методические замечания: очень важно проследить, чтобы участники правильно поняли, что требуется от них в этом упражнении.

[ http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/686-psychological-training-conflict-management]

Упражнение №3 «Выход из контакта»

Задачи:

1) выявить и зафиксировать в сознании приемы дистанционирования в общении.

2)зафиксировать элементы поведения участника, которые «знакомый» считывает как сигнал к продолжению разговора.

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете на урок. Можно в качестве примера взять две ситуации, в которых будет показан правильный и неправильный выход из контакта.

Например, студент практикант спешит на свой открытый урок, и тут не вовремя вы сталкиваетесь с мамой вашего ученика и она начинает интересоваться успехами своего ребёнка. Для неё сверх важно узнать, как учится её ребёнок, а для вас сверх важно не опоздать на него. И в данной ситуации нужно уметь грамотно выйти из контакта, при этом не вызвать конфликта. Чтобы правильно выйти из сложившейся ситуации нужно вежливо извиниться и корректно сказать что, к сожалению, вы опаздываете и вам срочно нужно идти и предложить поговорить в другое время удобное для обеих сторон.

Пример неправильного выхода из контакта «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что опаздываете и, не задумываясь, говорите что у вас нет времени на пустую трату времени.

Чтобы провести процедуру выхода из контакта нужно разделить участников по парам и предложить одну из данных ситуаций для решения правильного и неправильного выхода.

Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает: 1)сначала каждый участник группы 2) а затем «знакомый».

http://azps.ru/training/outgo.html

Упражнение №4 «Мнение обо мне»

Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это «социальное эхо» помогает сориентироваться в коллективе.
Для его проведения нам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:
   — Удивил ли меня чей-либо отзыв?
   — Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
   — Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
   — Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
   — Как я хочу выглядеть в группе?
   — Моя восприимчивость — это, скорее, достоинство или недостаток?

Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.

http://iemcko.narod.ru/2533.html

Упражнение №5 «Техника вежливого отказа»

Инструкция: «Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или еще с каким-то подобным навязчивым намерением. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Выгнать – не удобно… А время идет… Рекламный агент специально обучен, действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Нужно как-то решить эту проблему.

У вас три цели: 1. Не потерять время.

2. Не выйти из себя.

3. Не поддаться на уговоры.

Предлагаем вам поиграть в эту игру в парах. Объединитесь, пожалуйста, в пары.

Один из вас – рекламный агент, другой – сопротивляющийся клиент. Стратегия агента: всеми способами пытаться «зацепить клиента», не давать ему возможность повторять один и тот же «заезженный отказ», пытаться тем или иным способом переиграть его. Стратегия клиента: отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны», «Вы так внимательны и добры», и «нет» делу: «Спасибо, но я в этом не заинтересован». При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою «игру» — применяется «принцип заезженной пластинки»: что бы ни говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза, например: «Спасибо, но меня это не интересует». Если коротко, то схема поведения клиента может быть сведена к трем пунктам:

1. Что вам надо?

2. Спасибо, вы очень любезны.

3. «Заезженная пластинка».

Итак, попробуйте провести первый раунд этой игры.

Во втором раунде поменяйтесь местами: пусть клиент станет агентом и наоборот».

http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/45-trainings/686-psychological-training-conflict-management

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

          Цель тренинга:

предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций

Задачи тренинга:

  •  обучить  методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
  •  помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
  •  помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
  •  сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Временные границы тренинга:  3 встречи  по 2 часа

Численность группы: 12-15 человек.

Ориентировочно-диагностический этап.

Этот этап включает в себя первичную психодиагностику кандидатов  группы. Диагностика проводиться при помощи:

  • теста К. Томаса (выбор стратегий в конфликтных ситуациях).
  • метода беседы для сбора дополнительной информации.

Вступление:

Конфликт — это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера.

Причины конфликтов:

1). Информация, приемлемая для одной стороны, но не приемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинфомирует партнеров по общению; подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародование; сомнение в надежности и ценности источников информации.

2). Структурные факторы связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть включены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания, географическое положение, распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.

3). Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

4). Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу взаимоотношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений и т.д.

5). Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной и социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Классификация конфликтов.

По объему:

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что определенные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями человека.

Межличностные конфликты возникают из-за  противоречия между интересами отдельных сторон или другими характеристиками.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения.

Межгрупповые конфликты внутри формальных (неформальных) групп, а также между формальными и неформальными группами.

По длительности протекания:

Кратковременные;

Затяжные.

В зависимости от ценностей и интересов:

Конфликт «плюс-плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив);

Конфликт «минус-минус» ( оба варианта нежелательны);

Конфликт «плюс-минус» ( сталкиваются хороший и плохой варианты).

Способы и правила разрешения конфликтов.

Разрешение конфликтов обычно подразделяют на:

Уклонение— это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта.

Сглаживание— это удовлетворение интересов другой стороны через «приспособление», чаще всего оно предполагает незначительное удовлетворение собственных интересов.

Компромисс— это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон.

Конкуренция— может привести к доминированию и в конечном итоге уничтожению одного партнера другим.

Сотрудничество— это форма разрешения конфликта, при которой удовлетворение интересов обеих сторон более важно, чем решение вопроса.

Таким образом, конфликт преодолевается различными средствами и успех его разрешения зависит от характера противоборства, степени его затянутости, стратегии и тактики конфликтующих сторон.

  Приветствие

Цель упражнения:

формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов;

— создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или

«Привет, ты как всегда энергичен и весел». Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Чемпионат борьбы на пальцах.

Цель: проведение разминки, снятие напряжения среди участников.

Инструкция: по команде ведущего участники группы разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объявляет о начале необычайного соревнования – чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы ведущий показывает как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх (знак «Во!»), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока – производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победитель проводят поединок между собой до выявления абсолютного чемпиона.

Вавилонская башня

Участники делятся на две команды. Каждый игрок команды получает задание-инструкцию, которое ему обязательно нужно выполнить при построении башни. Играют все молча.

Варианты заданий:

Для двух команд:

Первый этаж красного цвета

Первый этаж синего цвета

Строить башню одному

Башня должна иметь 7 этажей

Башня должна иметь 3 этажа

Последний этаж зеленого цвета

Последний этаж желтого цвета

Все этажи башни должны быть только одного цвета

Все этажи башни должны быть разноцветными

Поймай взгляд

Цель: достичь договоренности с партнером по общению без использования вербальных средств.

Участники стоят в кругу, их задача поймать чей-то взгляд (наладив коммуникацию) и поменяться с ним местами.

Если бы…, я стал бы…

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру : «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «… я стал бы требовать жалобную книгу».

Если бы тебе сказали, что ты никогда никому не помогаешь

Если бы тебе сказали, что себя ведешь, как будто ты самый главный

Если бы тебе сказали, что с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно забудешь

Если бы тебе сказали, что ты не умеешь красиво одеваться

Если бы тебе сказали, что у тебя скрипучий голос и он действует всем на нервы

Если бы тебе сказали, что ты на всех смотришь волком

Если бы тебе сказали, что у тебя напрочь отсутствует чувство юмора

Если бы тебе сказали, что ты слишком высокого о себе мнения

Если бы тебе сказали, что ты как не от мира сего

Если бы тебе сказали, что ты плохо воспитан

Если бы тебе сказали, что ты не умеешь договариваться

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»

Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

Время: 40 мин.

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий — играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

— Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

— Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

— Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Примеры ситуаций:

2. Вы дали человеку дорогую вещь, а вам ее возвратили в испорченном виде

3. Вы  уходите из дома, а к вам пришли родственники, которых вы давным-давно не видели

4. Вы слушаете интересный доклад, а вас отвлекают ненужными и глупыми комментариями

5. Вы пришли на работу, ваш начальник говорит вам, что ваш внешний вид не соответствует общепринятому дресс-коду

6. Вы ждете подругу в гости, она приходит не одна, а с совершенно незнакомым для вас человеком без предупреждения

7. Вы являетесь главным приглашенным на празднике, но неожиданно меняете свои планы и туда не идете

8. Ваш разговор с коллегой, где вы нелестно высказывались о начальнике был подслушан и передан начальнику, при встрече с вами он потребовал объяснений

9. Вам указывает начальник, что на работе вы занимаетесь не своими обязанностями, в ущерб своим прямым обязанностям, что вы скажете…

10. На работе аврал… Срочное задание, вы не успеваете всё сделать в срок. И вдруг вы обнаруживаете, что вам надо срочно уехать на два дня.

 Обратная связь.

Игра Доверяющее падение

Цель упражнения:

формирование навыков психомоторного взаимодействия;

— сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить.

По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения.

Броуновское движение

Цель упражнения:

формирование навыков психомоторного взаимодействия;

— сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен доверить себя своим партнерам. Они ловят его руками и нежно передают друг другу.

Конфликтные ситуации.

Цель:

Показать способы взаимодействия в конфликтах: избегание, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

Участники разбиваются на пары. Каждой паре дается определенный тип выхода из конфликтной ситуации, который она должна разыграть.

Ситуация №1. «Парикмахер и клиент»

Парикмахер очень плохо подстриг клиента, при этом сказал, что это супер модная стрижка, потребовал двойную оплату. Клиент недоволен, но действует в соответствии с типом, указанным в карточке.

Ситуация №2. «Продавец и покупатель»

Продавец обсчитал покупателя на 50 рублей и в этот момент его срочно позвали к телефону. Когда продавец вернулся и покупатель сказал ему о случившемся, продавец ответил, что он не помнит этого покупателя. Покупатель действует в соответствии с типом, указанным в карточке.

Упражнение «Чемодан».

Материалы: бумага, ручки (карандаши).

Цель: дать участникам обратную связь, продемонстрировать их достижения и недостатки.

Инструкция: участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан», в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему успешно адаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила:

  • класть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств;
  • указывать те качества, которые проявились во время занятия.

Руководитель в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на листе бумаги указанные качества. Тот, кому собирается чемодан, может задать любой вопрос, что написал секретарь. Свой чемодан получает каждый участник.

 Заключительный этап «Что я почти забыл?».

Время выполнения: 15-20 минут.

Цель: возможность сказать, то, что не успели обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее…

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу… В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось не высказанным или не сделанным. (1 минуту участники сидят в молчании)

Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели раньше.

Тренинг
«Война и мир»

Цель
тренинга: Научить
участников эффективным поведенческим
стратегиям профилактики и разрешения
конфликтных ситуаций.

Упражнение
Приветствие.

Цель: формирование
доверительных отношений в группе,
создание позитивных эмоциональных
установок.

Инструкция:
любым способом по очереди поприветствовать
друг друга.

Упражнение
«Ассоциации».

— Сегодня мы
занимаемся конфликтами. Сейчас я
предлагаю встать тем, кто ни разу в
жизни не был в конфликте, кто не знает
и не представляет себе, что такое
конфликт…

Никто из нас не
встал.

— Пусть каждый
скажет, с чем у него ассоциируется слово
« конфликт»? Какой образ подскажет ваше
воображение? Какие мысли, чувства,
ощущения возникают при этом? На что «
похож» конфликт?

Конфликт – это
ситуация, в которой на индивида действуют
одновременно противоположно направленные
силы.

Упражнение
«Конфликт или взаимодействие?»

Цель
упражнения:
продемонстрировать, что часто люди
относятся к жизненным ситуациям как к
соревнованиям, в которых есть победители
и проигравшие.

Инструкция:
Участники рассаживаются парами за
столами лицом друг к другу (как в
армрестлинге). «Ваша задача – за 30 секунд
«уложить» руку партнера как можно больше
раз. Как только его рука коснется стола,
возвращайтесь в исходное положение и
начинайте снова. Выиграет та пара,
которая наберет наибольшее количество
очков (1 касание – 1 очко)».

  • Как
    вы думаете, почему некоторые пары
    соревновались, а некоторые действовали
    вместе?

  • Часто
    и в реальной жизни мы рассматриваем
    некоторые ситуации как состязание –
    с победителем и проигравшим, в то время
    как сообща можно достичь больших
    результатов. Вспомните такие ситуации.

  • Как
    люди договариваются, кто будет решать,
    а кто – подчиняться решениям?

Тренер: очень часто
в конфликте разгорается такая буря
страстей, что эмоции просто невозможно
удержать. И в тоже время, мы говорим о
том, что конфликты необходимо решать
уже «остывшими». Но как же нам достичь
такого состояния? Для этого существуют
определенные техники. С некоторыми из
них мы сейчас познакомимся.

«Конфликт
нападающего и защищающегося»

Цель:
Дать возможность глубже почувствовать
собственную позицию в конфликте;
актуализировать психологическое
переживание конфликта.

Инструкция: Сядьте
лицом к лицу с партнером и решите, кто
из вас будет играть роль «нападающего»,
а кто – «защищающегося». Затем ведите
диалог. Твердо стойте на своей позиции,
старайтесь не сдаваться. Если вы
«нападающий», говорите своему партнеру,
как он должен вести себя и что должен
делать. Ругайте и критикуйте с позиции
явного превосходства и уверенности в
себе. Если вы «защищающийся», постоянно
извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите
своему партнеру, как вы стараетесь, как
хотите угодить и как что-то мешает вам
выполнить его требования. Через
пять-десять минут завершите эту часть
опыта.

Поменяйтесь ролями.
Постарайтесь полностью испытать власть,
авторитет «нападающего» или манипулирующую
пассивность «защищающегося». Через
пять или десять минут остановитесь.
Поделитесь своими переживаниями. (Одни
члены группы могут отметить, что они
чувствовали оживление, играя роль
«нападающего», другие могут отметить,
что чувствовали себя уверенно в роли
«защищающегося».) Сравните сыгранные
вами роли с вашим способом действия в
реальной жизни.

Обсуждение.
Что вы чувствовали? Изменилось ли это
ощущение и как? Какую роль вам было
играть легче, как вы думаете почему?

Упражнение
« Гляделки».

Инструкция:
встаньте в круг, посмотрите внимательно
друг на друга и опустите глаза вниз.
После сигнала (хлопок) все должны поднять
голову и указать пальцем на одного из
присутствующих. Если выбор совпадает,
пара отходит в сторону. Вся группа таким
образом разбивается на пары.

Один
занимает место на стуле, другой встает
перед ним. Ладонями соприкоснуться.
Один – давит на ладони, другой –
сопротивляется. Затем поменяться
местами.


Что вы чувствуете, когда другой человек
давит на вас?


В каком виде поведения в конфликте
партнер «давит»?


В каком виде поведения в конфликте
партнер может почувствовать себя
«задавленным»?

Игра
«Конфликт в транспорте»

Цель
игры:
приобрести опыт умения договариваться
в условиях столкновения интересов и
диагностировать конфликтные ситуации.

Инструкция: В
комнате ставят стулья: два – рядом
(имитируя парные сиденья в автобусе),
один – впереди. Участников игры трое
(два плюс один). Двое получают инструкцию
втайне от третьего, третий – втайне от
двоих. Задача двоих: «войти в автобус»
и сесть рядом, чтобы поговорить на важную
для обоих тему. Задача третьего участника:
занять одно из спаренных мест, например,
«у окна» и уступить место только в том
случае, если действительно возникнет
такое желание.

Обсуждение:
участники игры отвечают на вопросы:

  • Почему
    «третий» все-таки уступил (или, напротив,
    не уступил) свое место?

  • Были
    ли моменты, когда «третьему» хотелось
    освободить это место?

  • Какие
    чувства испытывали играющие?

  • Чей
    способ решения проблемы самый успешный?

  • Что
    именно было причиной успеха (или,
    напротив, неудачи)?

Упражнение
« Если бы …, я стал бы …»

Цель:
выработка навыков быстрого реагирования
на конфликтную ситуацию.

Инструкция:
Упражнение выполняется по кругу: один
участник ставит условие, в котором
оговорена некоторая конфликтная ситуация
(«Если бы меня обсчитали в магазине …»),
следующий участник заканчивает
предложение («Я стал бы требовать
жалобную книгу»)

Упражнение
Восточный базар».

Цель:
отработать навыки конструктивного
взаимодействия.

Инструкция:
каждый участник получает несколько (по
кличеству участников) бумажек, на которых
он пишет свое тренинговое имя. Затем
все бумажки сворачиваются и собираются.
Это так называемые «именные деньги».
Каждый участник, не глядя, берет из общей
кучи столько денег, сколько отдал. Когда
все деньги разобраны, можно посмотреть
кому чьи достались. Задание: любым
способом вернуть себе свои «именные
деньги».

Обсуждение.
Рефлексия своих чувств.

Упражнение
« Скульптура»
:

вылепите
из себя самого скульптуру под названием

«Бодрость,
уверенность, жизнерадостность,
сила».Запомните позу и мимику. Надевайте
и носите эту позу три раза в день.

Тренер:
как вы себя сейчас чувствуете? Как вы
считаете, эффективно ли это упражнение?

Заключительная
рефлексия + раздаточный материал.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий турагентство бабы яги на елке у ребят
  • Сценарий тренинга управление изменениями
  • Сценарий туманность андромеды
  • Сценарий тренинга профессионального самоопределения
  • Сценарий туган ягым яшел бишек

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии