Предлагаем вашему вниманию интересный сценарий пьесы на основе Мифов Древней Греции«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА» — для учеников средних и старших классов школы. Этот сценарий написал сценарист Андрей Гурков.
Спасибо автору за замечательный сценарий, талант и доброту. Мы предоставляем для ознакомления лишь первую часть сценария. Полную версию Вы можете купить у автора за небольшую плату.
Сценарий веселой сказки основанной на мифах Древней Греции.
Новая версия подвига Геракла, сына Великого Громовержца Зевса.
Геракл, по приказу своего брата Эврисфея, отправляется к трехглавому псу Церберу. В пути он со свойственной ему изобретательностью и смекалкой преодолевает все трудности приготовленные ему греческими богами. Сумеет ли он добыть Трехглавого цербера или нет, вы узнаете посмотрев эту пьесу.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1 ГЕРА — одна из 12-ти главных богов – олимпийцев в древнегреческой мифологии. Сестра и одновременно жена Зевса. Выступала в роли покровительницы брака и помощницы матерям во время родов. Ее символами были – диадема – символ старшинства принадлежащего ей как жене Зевса и павлины.
2 ПОСЕЙДОН- в древнегреческом мифологии сын Кроноса и Реи, один из важнейших богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими при помощи своего трезубца. в древнегреческом мифологии сын Кроноса и Реи, один из важнейших богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими при помощи своего трезубца.
3 АИД- в древнегреческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых [или царства теней (душ умерших)]. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры.
4 АТЭ- богиня заблуждения, помрачения ума
5 АРТЕМИДА- в древнегреческой мифологии богиня, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально Артемида — богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня луны, позднее — покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц. Изображалась Артемида в виде прекрасной девушки-охотницы с луком и стрелами
6 МИНОТАВР- чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит.
7 ЭВРИСФЕЙ- Микенский царь, двоюродный брат Геракла
8 ХАРОН- в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты.
9 ЦЕРБЕР- в греческой мифологии подземный пес, охраняющий вход в царство Аида.
10 ЭМПУЗА- Древнегреческий мифология, это женщина — демон, находилась в свите богини Гекаты, которая посылала Эмпусу пугать женщин и детей, также Эмпуса была типа вампира высасывала кровь.
11 ЛАМИЯ- крадущая по ночам маленьких детей у матерей.
12 ГИПНОС- бог сна и сновидений, сын богини Никты (Ночи), младший брат-близнец бога смерти Танатоса, богинь судьбы мойр
13 ОРФЕЙ- легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства.
14 АФИНА- в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел
15 АФРОДИТА- в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, Афродита возникла из морской пены).
16 ДЕМЕТРА- в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, Афродита возникла из морской пены).
17 ПЕРСЕЙ — герой, сын Зевса и Данаи. Победил Медузу Горгону и спас Андромеду от морского чудовища.
18 ГЕРМЕС- в древнегреческой мифологии первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путников, купцов, бог торговли и прибыли, изобретатель лиры и пастушеской флейты, предводитель в хороводах нимф.
19 ПЕРСЕФОНА- в древнегреческой мифологии богиня плодородия и подземного царства. Дочь Деметры и Зевса
20 ЗЕВС- в древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи.
21 ГЕРАКЛ- самый могучий герой древнегреческих мифов, сын Зевса и Алкмены. Совершил свои знаменитые «двенадцать подвигов» (победил Лернейскую Гидру, пса Цербера, Немейского льва и т.д.) и освободил Прометея. Участник похода аргонавтов.
22 МЕДУЗА ГОРГОНА- чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень
Греческая музыка. На сцене появляется Орфей, он в тунике с арфой и плеером.
Орфей — Сегодня я выступлю перед вами в немного необычной для себя роли. Как вы поняли, я — Орфей, знаменитый древнегреческий певец. И пусть по поводу моей персоны до сих пор идут споры, жил ли я на самом деле или был просто героем различных мифов — это не так важно, важно то, что я сегодня перед вами в роли экскурсовода. Да, вы не ослышались, я устрою вам экскурс в один из мифов о великом греческом герое Геракле. Прежде, чем начать, маленькая справка о нашем сегодняшнем герое. Геракл для древних греков был кем-то вроде нынешних Шварценеггера и Сталлоне в одном лице, единственная разница в том, что ему не пришлось глотать анаболики и заниматься бодибилдингом, свою силу он получил от главного греческого бога Зевса. Итак, как всё это начиналось…
Гера — Ах, дорогая соседка, что за времена настали? Вчера зашла на Олимпийский рынок, и ты знаешь, кто теперь его директор?
Афина — Насколько я помню, директором рынка был господин Гермес.
Гера — Был, да весь вышел. Зачем ему, теперь рынок, он сейчас птица высокого полета. Ты разве не слышала, он сейчас концерн возглавляет, кстати, этот концерн так и называется «Гермес».
Афина — Кто бы мог подумать. Но тогда кто же сейчас рынком управляет?
Гера — Теперь директором рынка Атэ числится, но ты знаешь, меня не это так расстроило. Захожу я, значит, туда купить себе пряжи на новую тунику, а наша новоявленная бизнесменша Ариадна…
Афина – Ариадна, это что за богиня такая, почему не знаю?
Гера – Да, какая она там, к Зевсу, богиня, она из мифа про Тесея и минотавра, ну помнишь, та, которая Тесею клубок ниток дала.
Афина – Вспомнила, вспомнила.
Гера – Так вот, она сейчас на рынке нитками и торгует…
Входит Зевс и другие.
Зевс — Гера, Афина, прекратите сплетничать. Сегодня у нас великий день! Там внизу, в городе Фивы должен родиться новый герой, которого я нарекаю именем Геракл.
Посейдон — Простите, уважаемый, а откуда вы об этом узнали? Хотя впрочем, о чём это я? Вы же всезнающий.
Зевс — Совершенно верно, дорогой Посейдон. Итак, Геракл будет великим героем…
Деметра — Но для этого ему нужно создать какие-нибудь трудности, что за герой без трудностей? Пусть он с ними борется, преодолевает. Одним словом героически себя ведет!
Зевс — Прекрасная мысль. Поэтому, в городе Микены родится еще один, так сказать, отрицательный герой Еврисфей, он-то и будет устраивать Гераклу проблемы.
Афродита — А может, мы проблемы ему как-нибудь сами создадим? Думаю, нам это большого труда не составит.
Зевс — Нет уж, хватит, обойдемся без вашей помощи. Вон до чего Прометея довели, как подойду к скале, где он прикован, так сердце кровью и обливается. Всё думаю, может отпустить? Уж больно жалобно сердешный стонет. Да еще этот орел, его печень клюет. Ему же больно, наверно. Кстати, чей это орел? Артемидин что ли?
Афина – Артемида здесь не причем.
Зевс – Так он твой что ли, Афина?
Афина – Да это же ваш орел.
Зевс – Точно…и впрямь мой. Вот я и говорю, жалко мне этого бедолагу Прометея.
Гера — Так пусть ваш Геракл его и освободит!
Зевс — Неплохая идея! Эй, Деметра, ну-ка принеси мне инструкции дальнейших действий. Где там у нас последнее издание мифов древней Греции?
Вносят “Мифы Древней Греции”
Зевс — Читай!
Деметра- Значит так. Ага, вот нашла. Миф о Великом герое Геракле, сыне Зевса и смертной женщины.
Гера – Что?
Зевс – Да, прекрати ты Гера, врут, все врут. Ну, скажи. Кто сейчас этой желтой прессе верит? Все это происки злопыхателей. А ты, тоже, Деметра, нечего заострять внимания на мелочах. Давай нам суть читай.
Деметра – Хорошо. Так, дальше, значит, Атэ отвлекает Зевса.
Зевс – Ага, вот видишь, Гера. Я говорил тебе. Что я не причем. Меня отвлекли!
Деметра — Да, подождите вы, дайте дочитать. Затем, Гера засылает в люльку к Гераклу и его брату Ификлу двух змей, тот их душит…
Дорогие авторы! Присылайте нам свои интересные сценарии праздников и мы с удовольствием их опубликуем для наших читателей!
Литературная игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя-тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить корабль». Заранее готовится игровое поле и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В). В случае правильного ответа количество баллов поступает на счёт команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество «кораблей».
Ход игры.
Учитель. Истинный писатель несёт с собой целый мир, причём свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, своё отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнаёт об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.
Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же сам участвует в их внутренней борьбе.
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьёзна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убеждён, что «юмор делает серьезное ещё более серьёзным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И ещё одно я твердо понял: всё потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть ещё никто не находил». Ф Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
Игровое поле.
А
Б
В
Г
Д
1
10
10
30
10
5
2
5
20
40
50
5
3
10
10
50
30
40
4
20
50
40
10
20
5
30
40
10
20
30
1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными).
2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками).
3А. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок).
4А. Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие – это делать человека смешным).
5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный).
1Б. Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся).
2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей. И всё свободное время до уроков играл в футбол).
3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «чёрным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика).
4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Мальчик слишком оживлённо жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.
5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны).
1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно).
2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз»).
3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Литературная игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». »
Литературная игра «Морской бой» по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Описание игры. Игру можно провести как со всем классом, так и между двумя-тремя командами. Цель игры – ответив на вопросы верно, открыть нужный квадрат, чтобы «подбить корабль». Заранее готовится игровое поле и вопросы, по трудности соответствующие баллу. Игроки самостоятельно выбирают вопрос и называют его код (3В). В случае правильного ответа количество баллов поступает на счёт команды и открывается расположение «корабля». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и «подбившая» большее количество «кораблей».
Ход игры.
Учитель. Истинный писатель несёт с собой целый мир, причём свой, особый, присущий только ему одному. У нашего современника, писателя Фазиля Искандера, свой мир, свои герои, своё отношение к жизни, свой оригинальный язык, а главное – свой, неповторимый тон повествования. Автор так рассказывает о самых обыденных вещах, что читателю начинает казаться, будто он узнаёт об этом впервые. Писателю свойственна такая психологическая достоверность, такая неопровержимая правда факта, такая меткость каждой детали, что «вечные вопросы» чести, совести, трусости, предательства становятся конкретными и близкими каждому человеку.
Фазиль Искандер часто ставит своих героев в такую ситуацию, когда им приходится выбирать между добром и злом, когда грань между ними зыбка, что особенно затрудняет выбор. Читатель же сам участвует в их внутренней борьбе.
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьёзна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот, вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает повествование от первой до последней фразы.
Писатель умеет говорить о серьезных и важных вещах с юмором, он убеждён, что «юмор делает серьезное ещё более серьёзным»: «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И ещё одно я твердо понял: всё потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть ещё никто не находил». Ф Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя.
Игровое поле.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1 |
10 |
10 |
30 |
10 |
5 |
2 |
5 |
20 |
40 |
50 |
5 |
3 |
10 |
10 |
50 |
30 |
40 |
4 |
20 |
50 |
40 |
10 |
20 |
5 |
30 |
40 |
10 |
20 |
30 |
1А. Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? (Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными).
2А. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий – оба были греками и математиками).
3А. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? (Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок).
4А. Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? (Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие – это делать человека смешным).
5А. Почему смех был очень действенным средством воспитания? (Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный).
1Б. Каким был директор школы? (Он всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся).
2Б. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей. И всё свободное время до уроков играл в футбол).
3Б. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «чёрным лебедем»? (Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика).
4Б. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? (Мальчик слишком оживлённо жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание.
5Б. Когда происходит действие рассказа? (Во время Великой Отечественной войны).
1В. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? (Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно).
2В. Почему герой не боялся уколов? (Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз»).
3В. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния? (Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою).
4В. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? (Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не без участия его еченика).
5В. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый. Он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал чётки с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза.( Харлампий Диогенович).
1Г. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? (Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой).
2Г. Какова главная мысль этого рассказа? (Надо относиться к собственной персоне достаточным чувством юмора. Это поможет сохранить нравственное здоровье человека).
3Г. Случайно ли автор даёт учителю отчество Диогенович? ( Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности).
4Г. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? (Шурик Авдеенко).
5Г. Как изменился герой после этой истории? («с тех пор я стал серьезнее относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам»).
1Д. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? ( Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадёт в кость).
2Д. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? (Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал).
3Д. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? (Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершён подвиг, только Геракл совершал их из храбрости, а наш герой – из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг»).
4Д. С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? (С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души).
5Д. Отчего, по мнению героя, погиб мужественный Древний Рим? («Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны»).
Подведение итогов.
Награждение.
Белая шляпа:
Давайте вспомним, в чем заключается сюжет рассказа? Что такое сюжет и из каких основных частей он состоит?
1.Математик – экспозиция
2.Футбол
3.Докторша завязка
4.Укол
5.У доски – кульминация
6. Звонок- развязка
— Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).
— Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
Ответьте на вопросы :
Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их, впишите характеристику мальчиков в таблицу . (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).
Шурик Авдеенко |
Отличник Сахаров |
Адольф Комаров |
Загорелое угрюмое лицо; Показывая мощные усилия ума и воли; Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом; Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе. Чёрный лебедь (сравнение) |
Умное добросовестное лицо; Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония) |
– Опрятный, худой и тихий; Привычка держать руки на промокашке; Считался способным троечником; Волосы светлые; Веснушки. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. Адольф стал Аликом. |
Красная шляпа:
Подготовьтесь к беседе с комментированным чтением.
1. Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр.)
2. Как звали учителя? Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним. Что означает имя Харлампий: «светящийся милостью». Диоген? философ
3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
— Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным…
5. А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
Черная шляпа:
А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?
— С палачом, выбирающим жертву.
Желтая шляпа:
Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.
Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?
— Геракл – герой древнегреческих мифов. Сколько подвигов он совершил? Какие вы знаете? Геракл — герой древнегреческих мифов, наделенный невероятной доблестью и силой. При рождении же его звали Алкидом. Геракл — это что-то вроде почетного прозвища, по-гречески Ἡρακλῆς означает «прославленный герой».
— Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.
Зеленая шляпа:
Какой главный способ использует автор в своем рассказе? Иронию
Что такое ирония? Определние на слайде. Посмотрите на таблицу, запишите, какая была реакция у класса в разные моменты состояние главного героя.
Состояние главного героя |
Реакция класса |
Звонок – погребальный колокол. Как называется такой прием? Это – метафора. Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.Еще один прием комического- Несоответствие. |
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее. Автор использует градацию. |
Синяя шляпа:
Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Накричал, поставил «2».
— Начал бы ругаться, спрашивать.
— Вызвал родителей.
— Повёл к директору.
11. Как поступил Харлампий Диогенович?
— выразительное чтение кульминации.
12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.
13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
– Какой урок извлёк герой?
-Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? Нужно серьёзнее относиться к выполнению д/з, не обманывать. Ну, и, конечно, относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем.
— Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
В чем состоит главная идея рассказа? Она состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям» . Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» . Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого»
30.10.2018
учитель русского языка и литературы
Конспект представляет собой разработку урока по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Оценить
7648
Содержимое разработки
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о стиле писателя Фазиля Искандера; заинтересовать рассказом о жизненном и творческом пути поэта; пробуждать интерес к рассказам писателя и его героям; помочь проникнуть в художественный мир Искандера.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: выявлять в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками анализа выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям Ф. А. Искандера, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;
эстетическая сфера: определять художественные функции изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуальной в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражениясвоих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: юмор, ирония, метафора, градация, юмористическая ситуация.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
—Здравствуйте, ребята! Садитесь. В начале урока я предлагаю вам рассмотреть следующую картинку.Слайд 1.
— Кто изображен на ней? А кто остался за кадром? Какое настроение создает картинка?
— Как вы думаете, о чем и ком пойдет наш разговор?
II. Вступительное слово учителя.
— Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чья-то история или литературное произведение. На прошлом уроке мы прочитали рассказ абхазского писателя Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Слайд 2.
— Сегодня мы поговорим о влиянии учителя на формирование детского характера и о чувстве юмора как об одном из ценных качеств человека. Слайд 3.
Итак, начнем.
III.Проверка домашнего задания.
— Героями рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» являются… (отличник Сахаров, «самый мрачный человек класса» Шурик Авдеенко, «тихий, скромный» Алик Комаров, рассказчик, учитель Харлампий Диогенович и другие).
— Я предлагаю вам разгадать кроссворд на тему «Герои рассказа», поработав в парах (со следующей проверкой).
— Почему каждый герой запоминается рассказчику надолго?
Вывод. Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
IV. Беседа с комментированным чтением.Влияние учителя на формирование детского характера.
— Слайд 4. Одним из главных героев является учитель математики. Вспоминая о нем, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был».
—Итак, учителя звали? (Харлампий Диогенович)
— Случайно ли автор дал ему такое отчество? (Диоген – древнегреческий философ. У героев Искандера «говорящие» имена. Продолжая эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним. ИЛИ Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски.)
— Чем отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? Найдите ответ в тексте рассказа – стр. 144 (Особый секрет воспитания. Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным).
—Почему учитель обращается к пятиклассникамна вы? (Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.)
—Слайд 5. А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом?
(- Вспомните: «Все смеются против одного. Если смеется один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным может оказаться каждый».
— Конечно, мало приятного, когда смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».)
— И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушаться раскаты смеха. Помните,с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник? Стр. 146 (С палачом, выбирающим жертву.)
— Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомните, как это было.
— Слайд 6. С какой целью учитель рассказывает о подвигах Геракла?А кто такой Геракл? (Геракл – герой древнегреческих мифов. Он совершил 12 подвигов. Что такое подвиг? Подвиг – героический, самоотверженный, смелый поступок. Можно ли назвать подвигом поступок главного героя? Учитель догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом. Что такое ирония? (по словарю)
Ирония(от греч. eironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Слайд 7.
— Чтобы вызвать наш смех, Ф.Искандер использует особые приемы, которые называются художественными средствами, или иначе изобразительно-выразительными средствами: одним из таких средств является прием иронии. Весь рассказ проникнут иронией.
— Слайд 8. Представьте другого учителя. Как бы он отреагировал на такой поступок?
— Как поступил Харлампий Диогенович?
— Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Стр. 154: «Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса».
— Давайте проследим по тексту (стр. 153-155), каково было душевное состояние рассказчика на уроке математики и какова реакция класса. Слайд 9.
— Как называется прием: «звонок, как погребальный колокол». (Сравнение).
— Обратите внимание на слова: сдержанные хихиканья, смеялся, хохот. Что вы заметили?(С каждым разом смех становится сильнее.) Автор использует градацию.Слайд 10.
— Урок математики заканчивается всеобщим смехом. Как вы понимаете слова героя:«Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?То есть как надо относиться к себе и людям? (Мальчик научился относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.) Стр. 156. – зачитать. Слайд 11.
Вывод по теме «Влияние учителя на формирование детского характера»:
—Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?Физкультминутка
V.Чувство юмора как одно из ценных качеств человека (практическая деятельность: подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор»).
— Одним из важных качеств учителя, впрочем, как и любого человека, можно считать чувство юмора. А что такое юмор? Слайд 12.
— Можно ли назвать рассказ Искандера юмористическим? (Да.)Слайд 13.
— Приведите примеры из текста рассказа, иллюстрирующие понятие «юмор». (Как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «черным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «…на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина…»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».
Учитель: писателю удается вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.)
Вывод по юмору:Ребята, а вы обладаете чувством юмора? («В ком юмор вызывает зло, тому с умом не повезло» – гласит народная пословица. Действительно, встречая в жизни людей, не понимающих шутки и не умеющих шутить над своими промахами, мы искренне удивляемся. Ведь улыбка дарит заряд бодрости, поднимает настроение и помогает преодолеть трудности. Более того, уже давно доказано, что продолжительный смех продлевает нашу жизнь до 5 минут).
VI. Итог урока. Выводы.
— Слайд 14. Самостоятельная работа. Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в ходе нашей беседы? (Нужно серьёзнее относиться к выполнению д/з, не обманывать. Ну, и, конечно, относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем. Смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.) Выводы. Слайд 15.
–Я считаю, что писатель и его герои подарили нам прекрасное настроение! В жизни, действительно, происходит множество разных историй. Автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» не мог не рассказать о необыкновенном и по-своему уникальном учителе, который был в его жизни, – Харлампии Диогеновиче. Уникальность прежде всего видится в его отношении к детям и, конечно, в его методе воспитания смехом. Рассказчик благодарен учителю за то, что научился еще в школе «относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
Итак, по мысли Фазиля Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться с пути.
VII. Домашнее задание: на карточках (по выбору)
VIII.Рефлексия деятельности.
— Оцените свою работу на уроке. Слайд 16.
Какую бы оценку вы поставили себе?
О чем заставил задуматься вас этот урок?
Какая прививка вам была сегодня поставлена?
Затем дарю ученикам смайлики с улыбкой
Домашнее задание (по выбору) |
Домашнее задание (по выбору) |
Творческое задание в учебнике №1, стр. 157 Выполнить тестовую работу. Написать юмористический рассказ |
1.Творческое задание в учебнике №1, стр. 157 Выполнить тестовую работу. Написать юмористический рассказ |
Домашнее задание (по выбору) |
Домашнее задание (по выбору) |
Творческое задание в учебнике №1, стр. 157 Выполнить тестовую работу. Написать юмористический рассказ |
Творческое задание в учебнике №1, стр. 157 Выполнить тестовую работу. Написать юмористический рассказ |
Самостоятельная работа
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Какие нравственные уроки вы вынесли для себя, прочитав рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Писатель Фазиль Искандер вообще отличается тонким чувством юмора, которым он щедро делится со своими читателями. Вот и рассказ «13 подвиг Геракла» наполнен искрометным юмором, который мы видим во всем. В описании самой школы и лежащего рядом стадиона, в описании директора, завуча:
В описании учителя математики Харлампия Диогеновича, чьи имя и отчество уже способны вызвать у читателя улыбку. По рассказу этот учитель использовал смех, чтобы воспитать учеников. Он шутил над всем классом, понимая, что делая человека смешным, лишает его поддержки класса. Прием не совсем честный, но действенный.
Его шутки и меткие прозвища вызывают смех и у читателя:
Еще больший смех вызывает поведение самого героя, мальчика, который так боялся отвечать у доски, что не побоялся уколов.
Над Харлампий Диогенович и шутил больше всего. Прекрасно поняв подоплеку поступка мальчика он все-таки успел вызвать его, посмеяться над ним, показывая неправильность его поведения. Вот наверное самый смешной эпизод во всем рассказе:
Рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» написан в слегка ироничном стиле. Рассказ ведется от лица ученика 5 «б» класса, который описывает события с легким юмором. Вызывает улыбку имя учителя математики Харлампий Диогенович, автор дал учителю непривычное отчество, подчеркнув похожесть учителя на древнего философа Диогена. С улыбкой читается описание директорской шляпы:
Автор нашел такое необычное сравнение, трудно представить шляпу, похожую на магнолию. С юмором описано, как Шурик Авдеенко, после того, как учитель пресек его попытки списать, пытается сам решить задачу:
Смешной сюжет, когда учитель математики, Харлампий Диогенович, начал поучительную историю о том, что один
Исправить мифологию нельзя, и то. что кто-то захотел ее исправить и совершить «13 подвиг Геракла» кажется смешным. Также как и предположение, что мальчик мого проглотить артиллерийский снаряд.
Принц Уэ́льский (англ. Prince of Wales, валл. Tywysog Cymru), в старой русской транскрипции принц Валли́йский, — титул мужчины-наследника английского престола.
Титул известен с раннего Средневековья, до конца XIII века его носили правители Уэльса — княжества, находившегося на западе Британии.
Титул принца Уэльского не является автоматически присваиваемым или наследуемым, он каждый раз специально присваивается монархом,
Ныне в Великобритании этот титул носит принц Чарльз (Карл) — старший сын королевы Елизаветы II, который является 21-м принцем Уэльским. Наследником престола он является с момента смерти деда в феврале 1952 г., но титул принца Уэльского получил только в 1958 г.,
Чу́вство ю́мора — психологическая особенность человека, заключающаяся в подмечании противоречий в окружающем мире и оценке их с комической точки зрения.
Метафора— слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору иногда называют скрытым сравнением.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо-влево
И беритесь вновь за дело!
Поднимаемся ребята,
Остановимся у парты.
Вместе весело шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Руки вверх, теперь опустим,
В стороны, теперь вперёд.
Время больше не упустим,
Знание нас с Вами ждёт!
Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так:
«— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему, наконец, делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего. Слайд 5.
— Каким вы представляете главного героя?
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе. Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.
Главный герой рассказа — шустрый и озорной мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол. К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, надеясь, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики.
Рассказчик ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.
В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/329427-konspekt-uroka-literatury-v-6-klasse-po-teme-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Ключевые слова:
юмор,
Ф.Искандер,
Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»,
ирония
Цель: Развивать понятие о чувстве юмора как одном из ценных качеств человека; показать роль юмористических картин в рассказе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: иметь представление о жизни и творчестве Ф.А.Искандера; различать образ героя и автора в произведении; выявлять в прозаическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
- ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками анализа выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям Ф.А.Искандера, к фактам биографии писателя; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
- коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;
- эстетическая сфера: определять художественные функции изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные:осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
- познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная (выразительное чтение), групповая.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Эмоциональный настрой
(Музыка из «Ералаша»)
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами работали продуктивно и покорили еще одну вершину. Успехов вам и удач!
III. Актуализация знаний
Известный писатель Максим Горький когда-то сказал: «В жизни всегда есть место подвигам». Ребята, скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?
Подвиг — это яркий героический поступок человека иногда ценой собственной жизни ради свободы, любви, жизни других людей, ради своей земли, Родины) — слайд 2
А кто-нибудь из вас совершал подвиг? Или, может быть, из ваших знакомых?
Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под словом «подвиг»?
Со словом «подвиг» неразрывно связано имя древнегреческого героя — Геракла. Знаете ли вы, кто такой Геракл? (Слайд 3)
— А что знаете о нем? Что это за герой?
Ученики: древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.
Учитель: Кто попытается перечислить подвиги Геракла?
Ученики: (с помощью картинок) (Слайд 4)
- «Немейский лев»
- «Лернейская гидра»
- «Керинейская лань»
- «Эриманфский вепрь»
- «Авгиевы конюшни»
- «Критский бык»
- «Кони Диомеда»
- «Пояс Ипполиты»
- «Стадо Гериона»
- «Стимфалийские птицы»
- «Укрощение Цербера»
- «Яблоки Гесперид»
Посмотрите еще раз на картинки, изображающие эти подвиги. Что объединяет все эти картинки?
Рассуждают о героической стороне поступков
А вот одна из обложек книги Ф.Искандера. Какой вывод можно сделать, глядя на обложку?
(Этот рассказ юмористический) — слайд 5
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд
(Мы будем говорить о юморе в рассказе Ф.Искандера). Запишите ее в свои тетради.
— Поставьте цель.
(Найти юмористические эпизоды в рассказе).
— А что нам для этого нужно сделать? (вспомнить, что такое юмор, вспомнить сюжет рассказа, проанализировать образы героев)
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала фразу самого Фазиля Искандера: ЧИТАЕТ КТО-ТО.
«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». (слайд 6)
— Пояснить, что значит эта фраза, мы попробуем в конце урока, когда проанализируем текст рассказа. А сейчас давайте вспомним, что такое юмор?
(Юмор — изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются доброжелательно.)
— С какими юмористическими произведениями мы уже встречались с вами?
(А.П.Чехов «Толстый и тонкий», В.М.Шукшин «Критики», Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»…)
IV. Работа над текстом
Давайте вспомним, о чём наш рассказ, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? Постарайтесь уложиться в несколько предложений.
Ученики: Главный герой рассказа Фазиля Искандера, пятиклассник, не решил задачу, заданную на дом. Опасаясь двойки, мальчик решил схитрить: он пригласил врачей, которые направлялись в 5а, в свой 5б, чтобы они сделали уколы. Он надеялся на то, что учитель не успеет спросить домашнее задание. Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание.
Давайте вспомним, как строится сюжет: (слайд
- Экспозиция (предыстория),
- завязка,
- развитие действия,
- кульминация,
- развязка.
Посмотрите, какие яркие иллюстрации подготовили к нашему уроку художники.
Наша с вами задача — расположить картинки в зависимости от частей сюжета.
Рисунки детей (восстановление сюжета) — развешивают рисунки (2 — 3 минуты)
- Математик — экспозиция (СЛАЙД 9)
- Футбол
- Докторша — завязка
- Укол
- У доски — кульминация
— Ребята, от чьего лица ведется повествование? (От лица пятиклассника)
— Почему от первого лица? (Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам).
Проверим, насколько внимательно вы прочитали рассказ. Если информация соответствует действительности, поднимаем руку, если нет — просто сидим и хитро улыбаемся.
1. Все биологи были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. — НЕТ
2. У Харлампия Диогеновича урок мог прогулять любой ученик? — НЕТ
3.Директор школы всегда, и зимой, и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия.- ДА
4. Сахаров — отличник? — ДА
5. События рассказа происходят после войны. — НЕТ
Молодцы. Внимательно читали.
Ф.Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным».
— Как вы понимаете эту фразу? (Это значит, что читать будет весело, но речь пойдёт о серьёзных вещах).
Давайте вспомним, какие приемы создания комического существуют?
Слайд 10:
Средства создания комического:
- Комичность эпизода
- Неожиданность как прием создания юмористической ситуации
- Гипербола
- Метафора
- Много смешных выражений
— Ребята, как видите, существует множество приемов создания комического. Вы видите на ваших столах карточки с названием некоторых из них. Посовещайтесь в группах и покажите карточку с названием того приема, который, на ваш взгляд, представлен в рассказе наиболее ярко.
- Говорящие фамилии
- Комическая деталь
- Комическая ситуация
- Использование средств художественной выразительности: необычная метафора /смешное сравнение
Группы определяют прием и дают комментарий, учитель отмечает этот прием галочкой на доске. (2 — 3 мин.)
Два приема, которые представлены в тексте наиболее ярко — это комическая ситуация (сама ситуация, когда ученик не приготовил домашнее задание, а его спросили, является комичной) и комическая деталь, которую автор применяет, рисуя портреты своих героев и давая им характеристики. Портреты учеников на слайдах схематичны, но мы с вами попробуем их оживить.
— На слайдах возможные портреты героев рассказа. Чтобы отгадать, какому герою может принадлежать тот или иной портрет, нам нужно выбрать из текста характеристики героев. Поработайте, пожалуйста, в группах и найдите в тексте характеристику своего героя.
РАЗДАТЬ ПО ВАРИАНТАМ
- 1 группа — отличник Сахаров — СЛАЙД 11
- 2 группа — Шурик Авдеенко — 12
- 3 группа — Адольф Комаров — 13
- 4 группа — рассказчик -14
- 5 группа — Харлампий Диогенович —15
— Найдите в тексте художественные детали, которые делают героев смешными. Аккуратно тонкой линией подчеркиваем в учебнике.
— Группа № 5 работает с образом учителя. Он отличается от всех остальных. Сам по себе он не смешон. Какова его роль в рассказе? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
После работы представители от групп читают свое задание и дают ответ.
Приблизительные ответы:
- 1 группа — отличник Сахаров («с противной уверенностью на умном добросовестном лице», «Смеялся Сахаров, стараясь во время смеха не переставать быть отличником».
- 2 группа — Шурик Авдеенко («Авдеенко думает, что он лебедь, … Черный лебедь», «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи», «стоял у доски с яростным и угрюмым лицом, как будто раньше знал, а теперь никак не мог припомнить ход своей мысли»)
- 3 группа — Адольф Комаров («тихий и скромный ученик. Звали его Адольф Комаров. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал «Алик», потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером.», «Его редко ругали, зато еще реже хвалили. Кончики ушей у него благодарно порозовели».)
- 4 группа — образ рассказчика («Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось…», «сказал я, обнаглев от страха». «Я немного гордился своей неизлечимой малярией».
- 5 группа — образ Харлампия Диогеновича «Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, просто смешной человек».
Ребята, при описании Харлампия Диогеновича автор использует такой прием создания комического, как говорящие имена и фамилии. Давайте подумаем, случайно ли такое необычное имя и отчество у учителя.
Слушаем заранее подготовленного ученика — слайд 16
Давайте послушаем…, которая провела небольшое исследование и узнала кое-что об имени и отчестве учителя.
Справочный материал: Диоген — греческий философ, поселился в глиняной бочке. Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома, после недолгих размышлений, Диоген пошел на крайние меры.
Отчаянный философ устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».
Есть легенда, что Диоген ходил днем с лампой искал «честного человека». Он пренебрежительно относился ко всякой культуре и традициям, а также презирал любые формы роскоши. Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».
Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.
Ребята, почему Искандер дал своему герою такое необычное отчество?
Он такой же мудрый и находчивый в решении проблем.
Что обозначает имя?
Имя греческое, обозначает «радостью сияющий». Харлампий последователен, настойчив, терпелив, обладает могучими интеллектуальными и аналитическими способностями.
Подходит имя к герою?
Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза).
Размышления вслух.
Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
— Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным… (стр. 144)
А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».
— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное — у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».
— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».
И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник? Кто внимательно читал?
— С палачом, выбирающим жертву.
Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя.
Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
— К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? Просмотр отрывка из кинофильма (1) «Счастливое время находок» — 2.33 мин.
Каким себя представляет рассказчик?
Он чувствует себя настоящим героем, уверен, что совершает подвиг, спасая класс от неминуемых двоек.
Ищем в тексте цитаты, подтверждающие нашу мысль. (стр. 149)
«Не бойся, Шурик, — думал я, — ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас».
Итак, что испытывал мальчик, не сделавший уроки? Почему он вдруг стал чувствовать себя героем? Как вы оцените его поступок?
Спас |
Обманул |
Ради других |
Ради себя |
Храбрец |
Трус |
(дети делают выводы).
— Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Учитель математики Харлампий Диогенович, конечно же, понял, почему в классе появились врачи, кто привёл их и зачем. Кстати, как он догадался? (По слову «малярик»)
Просмотр второго фрагмента (2 мин. 23 сек.)
Он вызывает «героя» к доске.
Внутреннее состояние мальчика сразу меняется: он постепенно начинает чувствовать опасность, страх и даже ужас происходящего.
Параллельно автор даёт нам возможность увидеть реакцию класса, который зорко следит за тем, как у доски мучается над решением задачи одноклассник.
Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:
Состояние главного героя |
Слайд 17 |
В воздухе запахло какой-то опасностью. Захлопнулся маленький капканчик. Сердце моё с размаху влепилось в спину. Голос мой подымается прямо из живота. Казнь От ужаса и отвращения. |
Обратите внимание на выделенные слова. |
Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
Важную роль для определения авторской позиции играют выразительные средства языка. Нужно определить, какое средство выразительности используется в этом отрывке из рассказа: «…ученик готов провалиться сквозь пол».
Верный ответ: Фразеологизм.
Авторский вариант фразеологизма «провалиться сквозь пол» близок по значению к разговорному выражению «сквозь землю провалиться», что означает «иметь сильное желание исчезнуть, скрыться куда-либо от стыда, смущения».
Учитель догадался о трусости мальчика, героя рассказа. Он иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла.)
— Почему учитель противопоставляет его Гераклу? Найдите ответ в тексте. (стр.153)
(Геракл совершал свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…)
— Как вы понимаете выражение «Тринадцатый подвиг Геракла»? (фальшивый подвиг, ненастоящий).
— Именно так назвал Фазиль Искандер свой рассказ, посвященный учителю математики. Учителю, который научил главному — правильно и честно оценивать свои поступки.
— Ирония — (притворство, насмешка) отрицательная оценка предмета или явления через осмеяние.
— Почему же ирония учителя и смех класса подействовали на бесстрашного «малярика» сильнее всех внушений?
(Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего).
— Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся?
Ответ: — Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
— Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса». (ЗВОНОК?) Звонок — погребальный колокол.
Какой троп помогает ярче описать состояние героя?
Троп этот — метафора.
Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя.)
Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок?
(Рефлексивная пауза). Размышления вслух.
— Накричал, поставил «2».
— Начал бы ругаться, спрашивать.
— Вызвал родителей.
— Повёл к директору — слайд 20.
Какой урок извлёк герой? Возвращаемся к нашему эпиграфу.
«Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Как вы ее понимаете? Есть ли среди вас люди, которые не боятся быть смешными?
Какова роль учителя в жизни ребят? (он закалял смехом их детские характеры).
Развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.
Философия — любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия (слайд 21).
Значит, это мудрый рассказ? Какой мудрый совет он нам дает?
Нужно ли бояться быть смешным?
Давайте я вам помогу сформулировать мысли:
Опираясь на фрагменты, с которыми вы работали, продолжите высказывание:
— После этой истории герой…
— Харлампий Диогенович смехом…
— Своим рассказом автор хотел показать нам, что…
— Какие выводы мы можем сделать для себя, прочитав рассказ Фазиля Искандера. (Не нужно бояться быть смешными, возможно, с помощью шутки нам указывают на то, что мы что-то неправильно делаем. Шутки не должны быть обидными. Нельзя себя ставить в глупое положение.)
Давайте прослушаем стихотворение Э.Асадова о смехе, каким он бывает.
Каков человек по душе, по уму?
И что в нем за сердце бьется?
Порой можно просто судить по тому,
Как человек смеется.
И пусть будет трижды его голова
Лукава иль осторожна,
Все можно выдумать: жест и слова,
Но смеха выдумать невозможно.
У злых, у неискренних и у тех,
Чья совесть — сплошные пятна,
Как правило, грубый и резкий смех,
Фальшивый и неприятный.
И только у добрых людей всегда,
Наверно, во всей вселенной,
Смех, словно горной реки вода,
Чувств не скрывающий никогда —
Звонкий и откровенный!
Как перекликаются стихотворение и наш рассказ?
V. Заключительное слово учителя
У героев нашего рассказа смех звонкий и откровенный.
По мысли Фазиля Искандера, закалка смехом — это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться с пути.
Давайте подведем итоги наших рассуждений, составив синквейн со словом СМЕХ — музыка Рыбников (2-2.5мин)
В 1992 году Фазиль Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.
Каждый человек учится или учился в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим. Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должны быть, по возможности, радостным и взаимообогащающим.
Взрослые — это выросшие дети, а дети — будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.
Рефлексия
«ФРАЗЕОЛОГИЗМ»
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня:
- Шевелить мозгами
- Краем уха
- Хлопать ушами
Выставление оценок.
А сейчас снова покажите жестами состояние вашей души…
Написать письмо герою или нарисовать обложку к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла» или нарисовать свою обложку к книге «Тринадцатый подвиг Геракла»
Презентация к уроку
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3