Сценарий тропинками родного края

Игра- путешествие "По тропинкам родного края " была проведена мною на пришкольной площадке.

Игра-путешествие

«По тропинкам родного края»

Приготовила и провела: Брылякова Л.М.

                Игра-путешествие «По тропинкам родного края»

Цель:

  • развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и культуру,
  • развивать любознательность, творческие способности, закрепить знания об окружающей среде,
  • сформировать ценностное отношение к природе,
  • воспитать желание охранять природу и помогать ей,
  • систематизировать и углубить знания учащихся по темам “Растения” и “Животные”;

Оборудование:

  • наборы карточек с заданиями по каждому конкурсу;
  • подбор загадок
  • жетоны в виде различных рыбок, зверей, цветов.

Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете растительный  и животный мир нашего района. В игре победит та команда, участники которой действительно хорошо знают природу, умеют правильно вести себя, готовы ее оберегать.

  1. Организационный момент.

Ведущий: Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела.

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

          Чтобы летом шёл весёлый дождь!

II. Ход игры.

Конкурс “Корзина цветов”

1.Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы…. (Ромашки)

2.Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто ….. (Одуванчик)

3.Эта травка больно жжется, 
В руки детям не дается. 
Да, колючая на диво
Та зеленая….
 (Крапива)

4.В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это …. (Василек)

5.Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (Шиповник)

6.Дерево с корою белою, 
Робкое, очень несмело
Средь листьев сережки, как слезы, 
У ласковой, кроткой…
 (Березы)

Конкурс “Маленькие тайны природы”

Команды отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает один балл-жетон.

  1. Куда исчезают лягушки и жабы зимой? (Спят)
  2. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка)
  3. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
  6. Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой — мягкий, теплый, как мать.)

Конкурс “Что лишнее”.

Учитель зачитывает ряд слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свое решение.

  • Собака, рысь, коза, корова, лошадь
  • Чайка, буревестник, рыбный филин, скворец
  • Пчела, муха, саранча, колорадский жук
  • Медведь, белка, барсук, бурундук, пчела.

Конкурс “Живая буква”

Записать названия цветов, деревьев, насекомых, рыб, птиц, зверей обитающих в нашем районе (на одну и ту же букву).

Пример:

О

М

К

Цветок

Одуванчик

Дерево

Ольха

Насекомое

Овод

Рыба

Окунь

Птица

Орел

Зверь

Олень

Конкурс “Прогулка в лес”

Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной поляне. Какие правила поведения нужно помнить? За каждый правильный ответ – 1 фишка.

Конкурс “Поймай птицу”

Команды получают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия птиц обитающих в наших лесах.

Пример: (карточка разрезается по буквам)

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

Для 1 команды:

  • Тетерев
  • Орел
  • Синица

Для 2 команды:

  • Дятел
  • Клёст
  • Куропатка

Конкурс «Узнай по описанию»

1. Плоды этого растения имеют багряный цвет, за что и получило свое название (брусника, на старославянском языке слово «брусн» означало багряный цвет);

2. Эту ягоду называют «северным виноградом» (голубика);

3. Ее называют «ягодой наоборот» (морошка);

4. Назовите ягоды Севера, получившие свои названия по цвету своих плодов (голубика, черника, брусника);

5. Эта ягода самая ароматная (княженика);

6. Это растение называют жгучим, ранней весной оно спасало крестьян от голода (крапива);

7. Ее называют лежебокой, царицей болот (клюква);

8. С пуха этой травы раньше изготовляли ткань, да и в названии отражена ее характерная особенность (пушица);

9. Это дерево называют не только спасителем лесных жителей, но оно обладает самыми полезными орешками (кедр).

Конкурс “Давайте познакомимся” (для гостей мероприятия).

1. Какие рыбы носят название небесных тел? (луна, солнце)

2. Какие рыбы имеют оружие на голове? (рыба-пила; рыба-меч; рыба-молот)

3. Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (телескоп)

4. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)

5. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал Царь – рыбой. (осётр)

Конкурс “Бюро погоды”

Какая будет погода? Проставить цифры (1 или 2) напротив примет.

1- признак ухудшения погоды

2- признак хорошей погоды

— Рыба не клюет, она сыта. — 1

— Голуби разворковались. — 2

— Муравьи не спешат на работу, закрыты все входы. — 1

— Возле кустов желтой акации кружится много насекомых — 1

— Паук усиленно плетет сеть. — 2

— Поздно вечером сильно трещат кузнечики. — 2

— Пчелы сидят в улье и громко гудят. — 1

— Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает. — 2

II тур «Викторина»

Ведущий: Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ — 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Будьте внимательны!

Вопрос №1: Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домики. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

Вопрос №2: Ходим, ходим по лужку,

                      Собираем по цветку:

                      Красный, белый, синий цвет…

                      Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)

Вопрос №3: Зайку серого найду,

                     Принесу его домой —

                     Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

Вопрос №4: Завтра утром в лес пойдём.

                     И опята, и маслята,

                     И груздочки соберём.

                     Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)

Вопрос №5: Вот как плачет травушка-муравушка.

                     Притоптали меня, травушку,

                      Притоптали меня зелёную,

                      Да всё детушки, да всё малые…

(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)

Вопрос № 6:  Я кузнечика словил,

                       В банку с травкой посадил.

                       Пусть покажет, как трещит,

                       Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

Вопрос № 7:  Огонь траву с цветами вместе выжег,    

                        Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

                        Он, как испуганная стая белок рыжих,

                        Метался со ствола на ствол.

(Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу и на лугу, не оставлять костёр непотушенным.)

Вопрос №8: Зайдёшь в лесную даль и глушь,

                     Муравьиным спиртом пахнет сушь,

                     В чаще муравейники не спят —

                     Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нельзя разрушать муравейники?

(Муравьи приносят огромную пользу: уничтожают вредителей, разносят семена, участвуют в круговороте веществ.)

Вопрос №9: Посадили деревце у себя во дворе,

                     Пусть растёт зелёное, лист резной,

                     Поливаем деревце часто, часто мы,

                     Чтоб оно со временем нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, берёзу, клён, акацию? Почему?

(Нужно, потому что все деревья очищают воздух от пыли и вредных веществ и производят кислород, необходимый для дыхания.)

Вопрос № 10: Бережливым будь с водой!

                        Шевельни опять рукой

                        И, как только воду взял,

                        Хорошенько кран закрой!

(Необходимо бережно относится к водным богатствам, рационально их использовать.)

Вопрос № 11: В глуши лесной, в глуши зелёной,

                        Всегда тенистой и сырой,

                        В крутом овраге под горой

                        Бьёт из камней родник студёный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

Вопрос № 12: Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

Вопрос № 13: Пять зелёных лягушат

                        В воду броситься спешат.

                        А ребята не лежат,

                        Ловят банкой лягушат.

                        Пусть живёт лягушка в доме,

                        Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите своё мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных.)

Вопрос № 14: Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков и разные микробы, древесина разрушается.)

Вопрос № 15: Едем на автомобиле и гордимся, как красиво

                        Позади клубится дым. Чих — чих — чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище? (Выхлопные газы содержат свинец — тяжёлый металл — очень вредный для всего живого. Необходимо вдоль дорог высаживать деревья и кустарники.)

Вопрос № 16: Бутылки и банки бросаем в походе,

                        Не разлагается мусор в природе.

                        Пришли через год на полянку

                        И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (Захламляется лес и луг, могут поранится лесные животные и птицы.)

Вопрос № 17: Красива обувь, суперсовременна

                        Рифлёная подошва, блеск!

                        Прошли красивые ботинки —

                        Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе. (Вместе с грязью в помещение попадают микробы, пыль вредна для здоровья.)

Вопрос № 18: Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу,особенно весной? (Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

IV тур «Аптека бабы Кати»

Ведущий: Оглядитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг! Я предлагаю вам принять участие в необычном конкурсе — аукционе «Аптека бабы Кати». Вам нужно отгадать лекарственное растение по стихам и рассказать о его лекарственных свойствах. За каждый правильный ответ команда может получить 3 балла : 1 балл —  за определение растения и 2 балла — за рассказ о его применении. Начинаем! (Участники игры выбирают по три задания и готовятся 2 минуты.)

  1. Ах, не трогайте меня,

     Обожгу и без огня. (Крапива)

(Листья крапивы богаты различными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.)

  1. Рос шар бел, дунул ветер — шар улетел. (Одуванчик)

(Корень одуванчика возбуждает аппетит, богат витаминами.  Листья ранней весной употребляют в виде салата.)

  1. Стоит в поле кудряшка — белая рубашка,

    Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

(Если горло заболит, то лучший доктор — отвар из луговой лекарственной ромашки.)

  1. А это что за растение?

     На тропинке, на дорожке —

     Всюду чирьева трава.

     Привязал листок к нарыву.

     День — другой пройдёт — и диво!

     Ты здоров без докторов.

     Вот простой листок каков! (Подорожник)

(Подорожник называют зелёным бинтом. При ушибах или порезах, нужно лист подорожника очистить от пыли, немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.)

  1. Говорит тихонько бабка: здесь растёт кошачья лапка.

    Жёлтые цветочки, длинные листочки.

    Если в теле маята, боль идёт от живота,

    Завари цветочки эти. Говорю понятно, дети? (Бессмертник)

(Из него изготавливают «грудной чай» при простудах, а порошком бессмертника присыпают долго незаживающие раны. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью .)

  1. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

    Пусть дорожку до зари освещают фонари.

    На больших стеблях подряд лампы белые висят. (Ландыш)

(Цветы ландыша идут на изготовление сердечных капель, успокаивающих сильное сердцебиение . Его используют для изготовления духов.)

V тур « Музыкальный»

В[a]едущий: Командам предлагается не совсем обычное задание: инсценирование самых известных детских песенок. Капитаны, подойдите и выберите задание для соей команды. Пока ребята готовятся, мы со зрителями продолжим играть. (Снова — викторина «Игра со зрителями».)  (Время для подготовки команд — 5 минут, жюри оценивает по 5-балльной системе.)

VI тур « Умеешь ли ты общаться с природой»

Ведущий: Леонид Леонов писал: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».

      Но, к сожалению, в наши дни благоразумия этого подчас не хватает. Вот и сокращаются площади лесов, всё меньше становится в них обитателей. А иному человеку ничего не стоит просто так, из озорства, одним взмахом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо, расковырять палкой муравейник или даже поджечь его. Прежде чем войти в лес, подумайте, кем вы туда входите — врагом или другом? Лучше всего войти в лес другом.

      А сможете ли вы войти в лес другом? Попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты обращаться с природой?» . За каждый правильный ответ команда получит 2 балла.

  1. Перечислите заповеди поведения в лесу. (Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнёзд, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц, не жечь).
  2. Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (По вашим следам их могут найти хищники. Чужой запах отпугнёт птицу и она покинет гнездо)
  3. Как правильно собирать в лесу ягоды, грибы, букеты цветов? (Съедобные ягоды собираются так, чтобы не повредить веток. Не сбивать грибы ,если  даже несъедобные. Грибы нужны в природе. Нельзя рвать цветы охапками. Букеты нужно составлять из тех растений, которые выращены человеком)
  4. Почему нельзя рубить кусты и деревья в лесу? (Куст, который пригодится для палатки, растёт 5 — 8 лет, а дерево, сгоревшее в костре — 15 — 18 лет. Не руби кусты и деревья! Готовясь к походу, ещё дома нужно позаботиться о кольях для палатки. Для костра пользуйтесь только сухостоем и валежником. Не разжигайте костёр в близи деревьев. Найди площадку на расстоянии 7 — 8 метров от них, сними дёрн на месте кострища и сохрани его в тени до своего ухода)
  5. Причиной чего может стать в лесу стеклянная банка, разбитая бутылка? (Оставленные в лесу осколки стекла могут стать причиной пожара в лесу, собирая солнечные лучи как увеличительное стекло)
  6. Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? ( Не оставлять костёр без присмотра, покидая привал, залей место, где был костёр водой и заложи кострище дёрном. Береги лес от пожара! Мусор необходимо сжечь, консервные банки закопать)

Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой мы растём, живём, радуемся и работаем, — это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.

    Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Мы просим жюри подвести итоги нашего путешествия.

11.06.2021

Сценарий Экологической игры «Тропинками родного края»

Емелюкова Екатерина Александровна

педагог дополнительного образования

Экологическое воспитание детей в дополнительном образовании, расширение кругозора, познание родного края. Цель: расширить кругозор детей о растительном и животном мире нашей Родины.
Образовательные задачи:
• формирование коммуникативных навыков и умений работать в коллективе;
• развитие творческой инициативы детей;
• расширение у углубление знаний о Родине;
• пропаганда физического и интеллектуального развития.

Оценить




1602

Содержимое разработки

Сценарий экологической игры «Тропинками родного края»

Педагог дополнительного образования Емелюкова Екатерина Александровна.

Цель: расширить кругозор детей о растительном и животном мире нашей Родины.

Образовательные задачи:

  • формирование коммуникативных навыков и умений работать в коллективе;

  • развитие творческой инициативы детей;

  • расширение у углубление знаний о Родине;

  • пропаганда физического и интеллектуального развития.

Организационный момент (5 минут):объяснить ход игры, правила, распределить детей на две команды, ребята должны назвать свои команды.

ХОД ИГРЫ.

Игра рассчитана на 45 минут. В игре участвуют 2 команды.

Ведущий (1):

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы надеемся, что в этом зале собрались дети, очарованные природой и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы поговорим о зверях, птицах и растительном мире нашей Родины. Наша игра будет путешествием в мир природы.

Ведущий (2):

Я загадаю вам, ребята, непростые загадки. Кто любит и знает животных, отгадает их быстрее всех, потому что загадки эти — зоологические: про птиц и зверей, рыб и насекомых. А если не догадаетесь — не беда. Не всех же животных вы знаете. Их так много на Земле — больше миллиона разных видов.

Ведущий (1):

Наш первый конкурс —Блиц-турнир «Про наших птиц»

Птицы обитают рядом с нами, а все же как мало мы их знаем! Давайте попробуем познакомиться с ними поближе.
Вопросы:

1. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?

(У пингвина.)

2. Какая птица в течение года имеет три разных окраски?

(Белая куропатка.)

3. У какой птицы самый длинный язык?

(У дятла — 15 см.)

4. Какая птица может летать хвостом вперед?

(Колибри.)

5. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом?

(Одинакова.)

6. Птица, истребляющая грызунов?

(Сова.)

7. Птица с абсолютно черным оперением?

(Ворон.)

8. Какая птица не умеет летать?

(Страус.)

9. Как зову птицу, которая питается змеями?

(Змееед.)

10. Какие птицы не высиживают яиц?

(Кукушки.)

11. Назовите пять певчих птиц?

(Соловей, жаворонок, дрозд, синица, зяблик.)

12. О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?

(Павлин.)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (2):

А сейчас мы проведем мини-викторину «Из какой сказки эта птица?»

· Ласточка

(Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»);

· Лебедь

(Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»);

· Гусь

(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса…»;

· Сова

(А. Милн «Винни — Пух и все-все-все»);

· Воробей

(К. Чуковский «Тараканище»);

· Галчонок

(Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»);

· Попугай

(Г. Остер. «Зарядка для хвоста»);

· Петушок

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):

А теперь, ребята, будьте внимательны! Шуточная мини-викторина!

1. Каким гребнем голову не расчешешь?

(Петушиным)

2. Петух снес яйцо, кому достанется оно?

(Петухи яиц не несут)

3. Может ли страус назвать себя птицей?

(Нет, он не умеет говорить)

4. Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу?

(Надо подождать, когда птица улетит).

5. Что будет делать ворона, прожив три года?

(Будет жить четвертый).

6. Отчего гусь плавает?

(От берега).

7. Почему птицы летают?

(По воздуху)

8. Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу?

(сорок «а» — сорока)

9. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?

(На мокрое).

10. Отчего петух, когда поет, закрывает глаза?

(Хочет показать, что поет наизусть).

Жюри подводит итоги.

Ведущий (2):

Г. Х. Андерсен написал: « Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной, и в лютый холод — цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. И сейчас мы с вами поговорим о цветах. Ведь чем больше мы знаем о родной природе, тем бережнее к ней относимся. Итак, конкурс «Что это за цветок?»
Вопросы:

1. Угадайте, что это за цветок? По легенде он вырос из пылинки, упавшей со звезды. Это наидревнейшее растение у древних греков считалось амулетом. Его цветки — как последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы — расцветают чуть ли не зимой, выдерживая морозы до семи градусов

(Астра).

2. В народе этот цветок зовут полевыми слезками, искорками, звездочками, зорьками и девичьей травой. Пахнет, как заморская пряность. Он — символ борьбы и свободы

(Гвоздика).

3. Листья этого цветка похожи на листья тюльпана, на стебле — множество цветочков. Его название по-гречески означает «цветок дождей», греки считали его вестником печали и горя. Это комнатное и садовое растение, цветущее ранней весной

(Гиацинт).

4. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнана из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, потому этот цветок стал символом надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает 10- градусный мороз. Он, как и ландыш, занесен в Красную книгу.

(Подснежник).

5. Этот цветок — символ весны, олицетворяющий пробуждение природы. Венки из этих цветов надевали на головы детям, прожившим 3 года, как бы говоря, что миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни. Занесен в Красную книгу.

(Фиалка).

6. Предание говорит, что когда на Земле появились первые люди, природа позаботилась о том, чтобы они не только охотились, но и спокойно отдыхали. Однако ночью люди продолжали бодрствовать. Тогда природа послала сон и воткнула в землю свой жезл. Сновидения окутали жезл воздушными грезами, ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и раскрылся красивыми цветами. Так на Земле появился цветок грез.

(Мак).

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):

А сейчас у нас —загадки о цветах!

1. Меня называют царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов
Но кто ж не простит мне колючих шипов? (Роза)

2. Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С срединой ярко-желтою
Веселая ….(Ромашка)

3. Головка голубая
И длинный стебелек.
Ну кто его не знает?
Это…(Василек)

4. Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Эта алая …(Гвоздика)
5. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Жюри подводит итоги.
Ведущий (2):

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов — этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

И сейчас для вас, ребята, викторина «Все о цветах»

1. Как звали человека, который очень хотел сделать каменный цветок?

(Данила-мастер)

2. В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город?

(Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей).

3. Какой необыкновенный цветок описал С. Т. Аксаков?

(Аленький цветочек)

4. Героиня какой книги произносила слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…?

(Катаев В. П. Цветик-семицветик)

5. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?

(От огненного цветка)

6. Какой сказочный персонаж родился в цветке?

(Дюймовочка)

7. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей?

(Львиный зев)

8. Как называется универсальное средство для определения степени влюбленности молодого человека в девушку?

(Гадание на ромашке)

9. Какой цветок является символом самовлюбленности?

(Нарцисс)

10. Какой известный писатель и в какой сказке заставил цвести подснежники в январе?

(С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»)

11. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один?

(Мак)

12. Как назывался напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы?

(Нектар)

Жюри подводит итоги.

итоги.
Ведущий (2):

Как часто мы называем природу чудесницей. Она полна тайн и загадок…

Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!

Ведущий (1):

Дорогие ребята, давайте вместе побываем в гостях у чудесницы-природы, попытаемся разгадать ее тайны.
Вопросы:

1. Кто на себе свой домик носит?

(Улитка, черепаха)

2. Кто из птиц вместо гнезд роет норы?

(Зимородок, ласточка-береговушка)

3. Какие птицы сами говорят, как их зовут

(Галка — «галя», кукушка — «ку-ку»)

4. Кто ногами слышит?

(Кузнечик)

5. У какой рыбы обезьяний хвост?

(У морского конька)

6. У кого оба глаза на одном боку?

(У камбалы)

7. Зеленый поясок в траве затерялся. Кто это?

(Ящерица, гусеница)

8. Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. Кто это?

(Ерш, еж)

9. У кого впереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце?

(У ласточки)

10. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Кто я?

(Верблюд)

11. Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручал, а на нос садится. Про кого так говорят?

(Про муху)

12. Кто модница крылата,
платье полосато,
Ростом хоть и кроха,
укусит — будет плохо?

(Оса)

13. Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. О ком это?

(О червяке)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):

Человек никогда не удовлетворится лицезрением самой дивной красоты, если она не заключена в его сердце. Ты гляди на самые прекрасные деревья, броди по самым распрекрасным лесам, нюхай самые душистые цветы, лицезрей самые очаровательные зори, восхищайся самыми изумительными пейзажами — рекой, горой, опушкой, но если их нет в твоем сердце, они не тронут тебя… И если, глядя на небо, ты увидел звезду и залюбовался ею и у тебя нет сил оторвать о нее глаз, ты готов стоять день-два, хоть всю жизнь, как перед самой недоступной красавицей,— значит, ты не просто встретил ее, а еще раньше имел в своем сердце. Лес, звезды, река — все красоты мира — это не что иное, как отражение того, что живет в нашем сердце, в нашей душе.

Ведущий (2):

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О как природа-мать
Терпима и добра!..
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях — осетра,
Касатку — в небесах,
В таежных дебрях — тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся…

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/455531-scenarij-jekologicheskoj-igry-tropinkami-rodn

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ»

Конкурс-путешествие

Ведущий (1):
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы надеемся, что в этом зале собрались дети, очарованные природой и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы поговорим о зверях, птицах и растительном мире нашей Родины. Наша игра будет путешествием в мир природы.

Ведущий (2):
Я загадаю вам, ребята, непростые загадки. Кто любит и знает животных, отгадает их быстрее всех, потому что загадки эти — зоологические: про птиц и зверей, рыб и насекомых. А если не догадаетесь — не беда. Не всех же животных вы знаете. Их так много на Земле — больше миллиона разных видов.

Ведущий (1):
Наш первый конкурс —

Блиц-турнир «Про наших птиц»
Птицы обитают рядом с нами, а все же как мало мы их знаем! Давайте попробуем познакомиться с ними поближе.
Вопросы:
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?
(У пингвина.)

Какая птица в течение года имеет три разных окраски?
(Белая куропатка.)

У какой птицы самый длинный язык?
(У дятла — 15 см.)

Какая птица может летать хвостом вперед?
(Колибри.)

Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом?
(Одинакова.)

Птица, истребляющая грызунов?
(Сова.)

Птица с абсолютно черным оперением?
(Ворон.)

Какая птица не умеет летать?
(Страус.)

Как зову птицу, которая питается змеями?
(Змееед.)

Какие птицы не высиживают яиц?
(Кукушки.)

Назовите пять певчих птиц?
(Соловей, жаворонок, дрозд, синица, зяблик.)

О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?
(Павлин.)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (2):
А сейчас мы проведем
мини-викторину «Из какой сказки эта птица?»
Ласточка
(Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»);

Лебедь
(Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»);

Гусь
(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса…»;

Сова
(А. Милн «Винни — Пух и все-все-все»);

Воробей
(К. Чуковский «Тараканище»);

Галчонок
(Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»);

Попугай
( Г. Остер. «Зарядка для хвоста»);

Петушок
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):
А теперь, ребята, будьте внимательны!

Шуточная мини-викторина!
Каким гребнем голову не расчешешь?
(Петушиным)

Петух снес яйцо, кому достанется оно?
(Петухи яиц не несут)

Может ли страус назвать себя птицей?
(Нет, он не умеет говорить)

Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу?
(Надо подождать, когда птица улетит).

Что будет делать ворона, прожив три года?
(Будет жить четвертый).

Отчего гусь плавает?
( От берега).

Почему птицы летают?
(По воздуху)

Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу?
(сорок «а» — сорока)

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
( На мокрое).

Отчего петух, когда поет, закрывает глаза?
( Хочет показать, что поет наизусть).

Жюри подводит итоги.

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Ведущие говорят под музыку.

Ведущий (2):
Г. Х. Андерсен написал: » Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной, и в лютый холод — цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. И сейчас мы с вами поговорим о цветах. Ведь чем больше мы знаем о родной природе, тем бережнее к ней относимся. Итак,

конкурс «Что это за цветок?»

Вопросы:
Угадайте, что это за цветок? По легенде он вырос из пылинки, упавшей со звезды. Это наидревнейшее растение у древних греков считалось амулетом. Его цветки — как последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы — расцветают чуть ли не зимой, выдерживая морозы до семи градусов
(Астра).

В народе этот цветок зовут полевыми слезками, искорками, звездочками, зорьками и девичьей травой. Пахнет, как заморская пряность. Он — символ борьбы и свободы
(Гвоздика).

Листья этого цветка похожи на листья тюльпана, на стебле — множество цветочков. Его название по-гречески означает «цветок дождей», греки считали его вестником печали и горя. Это комнатное и садовое растение, цветущее ранней весной
(Гиацинт).

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнана из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, потому этот цветок стал символом надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и выдерживает 10- градусный мороз. Он, как и ландыш, занесен в Красную книгу.
(Подснежник).

Этот цветок — символ весны, олицетворяющий пробуждение природы. Венки из этих цветов надевали на головы детям, прожившим 3 года, как бы говоря, что миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни. Занесен в Красную книгу.
(Фиалка).

Предание говорит, что когда на Земле появились первые люди, природа позаботилась о том, чтобы они не только охотились, но и спокойно отдыхали. Однако ночью люди продолжали бодрствовать. Тогда природа послала сон и воткнула в землю свой жезл. Сновидения окутали жезл воздушными грезами, ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и раскрылся красивыми цветами. Так на Земле появился цветок грез.
(Мак).

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):
А сейчас у нас —

загадки о цветах!
Меня называют царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов
Но кто ж не простит мне колючих шипов?
(Роза)

Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С срединой ярко-желтою
Веселая ….
(Ромашка)

Головка голубая
И длинный стебелек.
Ну кто его не знает?
Это…
( Василек)

Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный огонек?
Эта алая …
(Гвоздика)
Жаркий празднует денек.

Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (2):
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов — этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

И сейчас для вас, ребята,

викторина «Все о цветах»
Как звали человека, который очень хотел сделать каменный цветок?
(Данила-мастер)

В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город?
(Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей).

Какой необыкновенный цветок описал С. Т. Аксаков?
(Аленький цветочек)

Героиня какой книги произносила слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…?
(Катаев В. П. Цветик-семицветик)

От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?
(От огненного цветка)

Какой сказочный персонаж родился в цветке?
(Дюймовочка)

Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей?
(Львиный зев)

Как называется универсальное средство для определения степени влюбленности молодого человека в девушку?
(Гадание на ромашке)

Какой цветок является символом самовлюбленности?
(Нарцисс)

Какой известный писатель и в какой сказке заставил цвести подснежники в январе?
(С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»)

Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один?
(Мак)

Как назывался напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной пыльцы?
(Нектар)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):
Каждый год к нам в гости приходит золотая волшебница Осень. Летят, кружатся листья: золотые, зеленые, темно-красные, багровые… А потом шуршат под ногами, создавая неповторимый звук. Осень пришла!
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…

Сейчас, ребята, мы проведем с вами конкурс —

биологическую экспертизу «Чьи это листья?»

На столиках лежат листья липы, черемухи, малины, шиповника, репейника и др.
Вызываются участники конкурса, им выдаются карточки с названиями растений, листья которых лежат на столиках. Выигрывает тот, кто быстро и правильно угадает все листья.

Жюри подводит итоги.

Ведущий (2):
Как часто мы называем природу чудесницей. Она полна тайн и загадок…
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!

Ведущий (1):
Дорогие ребята, давайте вместе побываем в гостях у чудесницы-природы, попытаемся разгадать ее тайны.

Вопросы:
Кто на себе свой домик носит?
( Улитка, черепаха)

Кто из птиц вместо гнезд роет норы?
(Зимородок, ласточка-береговушка)

Какие птицы сами говорят, как их зовут
(Галка — «галя», кукушка — «ку-ку»)

Кто ногами слышит?
( Кузнечик)

У какой рыбы обезьяний хвост?
(У морского конька)

У кого оба глаза на одном боку?
(У камбалы)

Зеленый поясок в траве затерялся. Кто это?
( Ящерица, гусеница)

Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. Кто это?
(Ерш, еж)

У кого впереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце?
(У ласточки)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Кто я?
(Верблюд)

Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручал, а на нос садится. Про кого так говорят?
(Про муху)

Кто модница крылата,
платье полосато,
Ростом хоть и кроха,
укусит — будет плохо?
(Оса)

Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. О ком это?
( О червяке)

Жюри подводит итоги.

Ведущий (2):
Сколько произведений писателей и поэтов существует о природе! Наверное, одной из самых любимых тем творчества являются животные, в том числе собаки. Ведь недаром говорят: «Собака — лучший друг человека». Мы предлагаем вам поучаствовать в литературном аукционе

«Назвать произведения художественной литературы, героями которых являются собаки».

Варианты ответа:
Павлов. «Естествознание и мозг».
Бунин. «Сны Чанга».
Кроули. «Всего лишь собака.»
Булгаков. «Собачье сердце».
Саймак. «Город».
Ахмадулина. «Много собак и собака».
Тургенев. «Му-му»

Жюри подводит итоги.

Ведущий (1):
А сейчас у нас
конкурс актерского мастерства
Вам надо будет изобразить пантомимой кошку и собаку.
В конкурсе принимают участие 2 человека.

Звучит музыка

Ведущий (2):
Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Надеюсь, что вам захочется вспомнить прочитанное, понаблюдать еще раз за поведением птиц и зверей, послушать повнимательнее песенки соловья и жаворонка. И очень может быть, что сегодня вы открыли для себя что-то необыкновенное.

Ведущий (1):
Человек никогда не удовлетворится лицезрением самой дивной красоты, если она не заключена в его сердце. Ты гляди на самые прекрасные деревья, броди по самым распрекрасным лесам, нюхай самые душистые цветы, лицезрей самые очаровательные зори, восхищайся самыми изумительными пейзажами — рекой, горой, опушкой, но если их нет в твоем сердце, они не тронут тебя… И если, глядя на небо, ты увидел звезду и залюбовался ею и у тебя нет сил оторвать о нее глаз, ты готов стоять день-два, хоть всю жизнь, как перед самой недоступной красавицей, — значит, ты не просто встретил ее, а еще раньше имел в своем сердце. Лес, звезды, река — все красоты мира — это не что иное, как отражение того, что живет в нашем сердце, в нашей душе.

Ведущий (2):

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О как природа-мать
Терпима и добра!..
Но чтоб ее
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях — осетра,
Касатку — в небесах,
В таежных дебрях — тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся…

Н. Старшинов

Литература:
Акимушкин И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. — М. : Мысль, 1989. — 462 с.:ил.
Библиотека в школе . — 2000. — ї 2. — с. 8-9.
Все обо всем: Энциклопедия для детей. — М.: Слово АСТ, 1998.
Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. — М.: Агропромиздат, 1986. — 160 с.
Демина Л. А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах. — М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир: Энциклопедия. — М.: РОСМЭН, 1999. — 127 с.

Познавательно – интеллектуальная игра
«Тропинками родного края»

Автор: Тищенко Светлана Владимировна

Организация: ГБОУ МОШ I-III ст.№ 19

Населенный пункт: г. Миусинск Луганской области

Познавательно – интеллектуальная игра «Тропинками родного края»

Цель: Пробуждать познавательные интересы к истории родного края, его прошлого и настоящего. Воспитывать у детей сплоченность, расширять воображение и фантазию

Оборудование: фотовыставка «Пейзажи родного города», полезные ископаемые: глина, песок, мел, уголь, вода из колодца, букет цветов, компьютер , видеопроектор

Ход урока

1. Конкурс –приветствие. Каждая команда представляет название, девиз, песню, эмблему.

2 Викторина» Я + ты = мы»

Есть в мире много разных городов:

Москва, Чернигов, Тула. Харьков, Минск..

Но роднее всех — это город Миусинск.

Дети поют «Песня о Миусинске»

Среди степей на тихой речке

Города нашего исток.

Седой Миус куда-то в вечность

Несет стремительный поток

Припев

Мы любим город

Великой любовью,

Здесь учимся мы и живем.

Поэтому гордо , с особой любовью,

Его Миусинском зовем.

Среди трав, садов цветущих

Щебечут утром соловьи

Испить серебряной водицы

Выходит солнце на заре.

Знакомым стал на всю страну

Миусинск родной наш

В боях нашел себе он славу,

Когда пылал огнем Донбасс.

— Сколько населения проживает в нашем городе ( 6000)

— Когда был создан город? 1887г.

— Как сначала наз. наше село? Новопаловка

— В каком году село стало городом Миусинском.? В 1965

— Кто дал название нашему городу по легенде? Казаки

— Назовите улицы , которые носят имена выдающихся людей? Погорелов, Чкалов, Переверзев, Горький, Пушкин, Гагарин

— Почему день рождения нашего города празднуем в августе? Месяц, когда был освобожден город от фашистов

3 «Ловись, рыбка!»

Когда наш Миус и Довжик были широкими , полноводными реками. По ним даже ходили суда, пароходы. В реках было много рыбы.

Отправимся в прошлое…

Мы – рыбаки, которые ловят рыбу. Случилась беда: выпал товарищ с лодки. Как вы будете его спасать?

Вяжем канат из одежды. Чей длинный.?

4 Веселое фото на память

5 Музыкальный конкурс .Инсценировка народных песен Миусинка

В гостях народный ансамбль города «Миусиночка»

6 Интересный конкурс «Отгадай загадку, получив подсказку»

Два господина одели одни штаны ( ножницы)

Пойдешь одной дорогой, найдешь две, пойдешь двумя, найдешь

одну. (рубашка)

Волк железный, хвост конопляный ( иголка с ниткой)

Маленький мальчик., всегда в шапке ходит ( гвоздь)

В ящике лежит. Возьми , оближи и положи обратно ( ложка)

В лесу родилась, в доме оказалась. Была мертвая, не живая, теперь говорит и поет (свирель).

Днем с ногами, вечером без них (сапоги).

7 Фольклорный конкурс «Сокровищница народной мудрости»

Проверим, как мы знаем песни, стихи, загадки, пословицы , скороговорки, поговорки о домашних животных

8 Пантомима – поговорка

Лучше синица в руке, чем журавль в небе

Если бы знал, где упадешь ,соломки постелил бы.

Одна голова -хорошо, две — лучше

За двумя зайцами побежишь, ни одного не поймаешь.

Петух когда пьет, глаза жмурит.

Всякая курица глупа: не от себя, а к себе гребет.

Чует кошка, где мышка.

9 Конкурс компьютерных презентаций «Этот город нельзя не любить»

10 Игра «Кот в мешке»

Угадать предметы — полезные ископаемые — уголь, мел, глина, песок

Можно задавать один вопрос, а ответ — да, или нет .

А теперь, угадаете вы на вкус нашу вкусную и целебную водицу из Миусинской криницы?.

11 Исследование «Как образовались наши фамилии?» Домашнее задание

12 «Сплетите веночек, угадав цветочек» Конкурс апликаций , поделок своими руками

О ней поется в песне «Несет Галя воду».

Барвинок — символ любви

  • Символ здоровья. Добра, нежности. У нее самые белые лепестки

Ромашка

  • Символ веры, надежды, любви, растет под окошком

Мальва

  • Символ долголетия , марьин корень . Пион
  • Символ жизни – бессмертник
  • Как будто огонь пылает. Символ красоты, девичьей красоты .

Мак

  • Название цветка от слова любить.

Любисток

Символ счастья, растут во ржи синие, как небо . От слова Василий.

  •  

Васильки

13 Конкурс игр. Домашнее задание ( показ народных игр )

14 Итог. Награждение победителей

Список использованной литературы

  1. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. — 2010. — N 2. — С. 55-56.
  2. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. — М.: Академия развития, 2010. — 176 c.

3 .Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. — М.: Владос, 2004. — 192 c.

  1. Кугач, Антонина Лучшие сценарии развлекательных и познавательных программ для школьников / Антонина Кугач , Светлана Турыгина. — М.: Академия развития, 2008. — 192 c.

5. Прохоренко, И. Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. — М.: Феникс, 2009. — 192 c.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 1 — 2 классах. Метод. Беседы: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1997. — 112с.

7. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: из опыта учителей. — М.: Просвещение, 1989. — 158с.

8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

9. Алексеева Л.И Книга о Донбассе Природа .Люди. дела.- Донецк Донбасс,1978

10. Подов В.И ,. Курило В. С История Донбасса – Луганск: Альма- матер , 2002

11. Четверец М.М. Памятные места Донбасса – Донецк ,198412.

12.Якуб С.К Вспомним забытые игры –Н: Детская литер ,1988

Приложения:

  1. poznavatelno.docx.. 21,9 КБ

Опубликовано: 14.11.2017

Уровень общего образования: дошкольное образование

Тема ООД: «По тропинкам родного края»

Дата проведения:

Время проведения:

Возраст обучающихся: старшая группа(5-6 лет)

Образовательная область: познавательное развитие   

Интеграция образовательных областей:речевое,социально-коммуникативное

Классификация ООД:комбинированная

интегрированная,

нетрадиционная

Форма ООД: совместная деятельность взрослого и детей

Форма организации НОД или ООД: фронтальная (общегрупповая)

Цель: развитие познавательного интереса у детей, закрепление знаний о родном крае.

Задачи:

Образовательные

— закреплять представления детей о растениях и животных родного края.

— дать возможность применить в игровой ситуации полученные знания и умения;

— закреплять способность работать по инструкции.

Развивающие

— развивать способность к целостному восприятию художественной фотографии и картин;

— развивать поисковую активность, стремления к новизне;

— расширять кругозор, эрудицию;

— развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов, умение быстро актуализировать свои знания окружающего мира.

Воспитательные

— воспитывать личную ответственность детей за выполнение задания..

— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, умение входить в контакт и излагать свои просьбы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением района; знакомство на занятиях, на прогулках и в совместной деятельности с правилами поведения в природе, правилами поведения в лесу;беседы на природоведческие темы; чтение художественной литературы, дидактические и настольно – печатные игры.

Образовательные технологии: ИКТ-технологии;здоровьесберегающие технологии(зртельная и дыхательная гимнастика,динамическая пауза),технология ментальных карт.

Методы обучения: Наглядные:демонстрация наглядных пособий

Словесные:рассказ педагога,беседа

Игровые:дидактическая игра «Узнай дерево по листу», «Угадай животное по силуэту»

Виды детской деятельности:игровая,коммуникативная

Оборудование и материалы: интерактивная доска,элементы пазла-герба Чишминского района,колокольчик,круги красного,желтого,зеленого цветов для дид.игры «Экологический светофор»,значки «настроения»,стаканчики с высушенными лекарственными травами.

Демонстрационный материал:на интерактивной доске фотографии реки Дема,карта республики Башкортостан,силуэты животных,картинки деревьев,лекарственных трав,рыб,ментальная карта для составления рассказа

Раздаточный материал:нет

Длительность:25 мин

Структура ООД:

I.Вводная часть-3 мин

а)приветствие

б)настрой на занятие-правило поведения

в)введение в проблемную ситуацию -письмо от иностранного дошкольника

II.Основная часть-20 мин

Решение проблемы поэтапно

а)1 этап.Река-рыбы

б)2 этап.Лес-деревья,животные,правила поведения в лесу

в)3 этап.Луг-лекарственные растения

г)Динамическая пауза

д)Решение проблемы. «Чтение» письма по схеме-ментальной карте

III.Заключительная часть-2 мин

Ход ООД:

I.Вводная часть:

а)приветствие.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг.

Слева друг и справа друг.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!( Под звон колокольчика дети перестраиваются в круг.)

б)Настрой на занятие.

Воспитатель. Сегодня у нас будет необычное занятие, но прежде чем его начать я предлагаю вам вспомнить правила поведения на занятиях.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.(дети повторяют правила хором)

Вижу,вы готовы.Начинаем?(да) Ну а теперь, я предлагаю вам глубоко вдохнуть и выдохнуть, и настроиться на разговор со мной. Присаживайтесь на стульчики.

в)Введение в проблемную ситуацию

Воспитатель.Ребята,на мою электронную почту пришло очень интересное письмо.Хотите узнать от кого оно и что там было написано(да,хотим).Тогда внимательно слушайте.Это письмо от мальчика,который живет в другой стране,он тоже как и вы ходит в детский сад.Вот что он пишет. «Здравствуйте,мои друзья!!!Меня зовут Джон и я живу в Америке.Моя страна находится далеко от вашей.Но я очень люблю путешествовать и в интернете я прочитал про ваш район.Только незадача:я нашел мало информации.А хотелось бы узнать побольше,расскажите пожалуйста мне о нем и у меня к вам просьба отправьте мне картинку-символ вашего района-герб.Я буду рад вашему ответу.С уважением Джон»

Ребята,как вы думаете мы сможем помочь Джону?(да).Тогда приступим.

Вы готовы?(да)Предлагаю вам составить письмо-схему,по которой мы сможем рассказать о нашем районе,будем выполнять задания и картинка будет появляться на экране.

II.Основная часть.

а)Поэтапное решение проблемы

Скажите пожалуйста в какой республике мы с вами живем? (мы живем в республике Башкортостан). Правильно, наша республика называется Башкортостан.

Башкортостан – чудесная земля

Кругом сады, зеленые поля

На зорьке тихо солнышко встает

Как белый лебедь – Ак-идель плывет.

Мы живем в Башкортостане, в красивой и дружной республике. Посмотрим карту РБ. Посмотрите какая она большая, сколько в ней много районов и городов. _А как называется наш район, в котором мы с вами живем? (Мы живем в Чишминском районе) Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему району,но не по-настоящему , а поиграем в игру – путешествие, и так мы сможем составить письмо-схему. Итак наша путешествие начинается!!!За каждое выполненное задание вы будете получать часть пазла,с помощью которых в конце занятия вы сможете собрать герб нашего района)

б)1 этап.Река-рыбы Посмотрите, пожалуйста на экран. Что там нарисовано.(на экране нарисована река) Да,это река. А как называется река которая протекает по Чишминскому району.(Дема)Правильно по нашему району протекает удивительно красивая река, на берегах которой растут много деревьев, кустов. Название реки Дёма возникло от башкирского Дим — «омут», «глубокое место в реке».В реке есть свои обитатели.Кто же это?Отгадайте загадку.

Дом ее на дне реки.

Вместо лапок — плавники.

Радостна ее улыбка —

Не попалась в сети… (рыбка)

В реке Дема обитает много разных рыб. Посмотрите какие же это рыбы? Назовем их.. Вот у нас получился и первый пункт нашего письма-схемы.А вот и первая часть пазла.

Б)2 этап.Лес-деревья,животные,правила поведения в лесу

Продолжим,дальше?Мы с вами в лесу. В Чишминском районе очень много лесов.

А теперь представьте себе что мы находимся в лесу. Ребята,а какой в лесу чистый воздух(воспитатель глубоко вдыхает). Как приятно дышать чистым воздухом. Давайте встанем и подышим.

Дыхательная гимнастика: Раз – вдохнули, выдохнули. Два – вдохнули, задержали дыхание, выдохнули до самого конца.

В лесах Чшминского района много различных деревьев.Какие же деревья растут в нашем лесу?Я предлагаю внимательно посмотреть на экран, поиграем с вами игру «Угадай дерево по листу»(на экране появляются листья деревьев березы,дуба,липы,клена,ель,дети отгадываю деревья).

У меня для вас есть интересная игра,которая называется «Экологический светофор». Вот вам кружки трех цветов: желтого, красного, зеленого. Я

проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок.Он означает: « стой! Твои действия приносят вред лесу». Если это можно делать, но осторожно, — показываете кружок желтого цвета. Он означает: « будь осторожен!

Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!» И кружок зеленого цвета будет означать: «ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу лесу!!» Итак, «красный» –стой, нельзя этого делать; «желтый» – можно, но осторожно; «зеленый» — можно, своми действиями ты помогаешь лесу»Будьте внимательны,начинаем.

1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).

3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)

4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)

5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)

6. Ребята срезают грибы ножиком. (ж)

8. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

9. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)

10.Дети сильно шумят в лесу. (к)

12.Девочка нарвала охапку цветов. (к)

14.Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

15.Дети насыпают корм в кормушку. (з)

16. Ребята забыли потушить костер в лесу(к)

— Отлично, молодцы, давайте присядем на пенечки (стульчики) и вспомним, а кого еще можно встретить в лесу (парке)? (зверей и птиц). Правильно, сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное»и посмотрим, какие животные обитают в лесах Чишминского района. На экране будут появляться силуэты животных,а вы должны их отгадать.Готовы?(на экране силуэты волка,зайца,ежа,белки,лося,Все эти животные обитают в лесах Чишминского района.

А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми.

Гимнастика для глаз:

Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).

Гостя вкусно угощала: — ну-ка, дятел, посмотри —

(Перемещать взгляд вверх-вниз).

Вот орехи: раз, два, три! — Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами),

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

Молодцы,вот еще один пункт нашего письма.А еще вы получаете один элемент пазла.

III.3 этап.Луг-лекарственные растения

А сейчас мы с вами оказались на лугу. В нашем районе их очень много. летом мы можем на лугу увидеть очень много трав,цветов.Я иногда, гуляя по лугу встречаю людей с разными травками и листиками в руках, зачем они им и что это такое? (лекарственные растения). А зачем они нужны? (помогают лечиться, вкусные, заваривают чай, полезные, много витаминов). «. Сейчас я загадаю вам загадки,покажу картинки, а вы назовите, о каком растении идет речь? Готовы?

1.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

2. Когда мое горлышко болит,

Она поможет, она исцелит.

Я ею горлышко пополощу

И гулять пойти смогу. (Ромашка)

3. Это – лекарство

Им голову мой,

Чтоб перхоти не было?

И волос был густой. (Крапива)

4. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый…

(Одуванчик)

5.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой… (зверобой).

6. Куст колючий, словно ёж,

С дикой розой сильно схож.

Внутри ягод, как в ларце,

Клад из витамина С. (Шиповник)

7.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах… (мяты)

8.Ягода целебная,

Ягода волшебная,

Словно капля алая –

Сила в ней немалая… (Земляника)

9..Что за древо-медонос?

Манит пчёл, шмелей и ос?

И людей зовёт, пленит

Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа

Нас спасает в зиму…(липа) Вот, ребята, посмотрите, пальчиками потрите, запах вдохните чудесных наших трав. Все растения собраны, высушены правильно, с заботой, с любовью к природе.

(В стаканчиках сушеные лекарственные травы: мята, душица, земляника, календула, шиповник).

Молодцы,ребята!Посмотрите на экран у нас появился еще один пункт нашего письма.И мы получаем элемент пазла,который мы должны собрать.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть.Встали в круг,поиграем

Г)Динамическая пауза.

По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте).

Справа от нас – зеленый луг (поворот).

Слева находится лес (поворот).

В таком лесу полно чудес

Белка с ветки на ветку скок(прыжки

Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух (взмахи руками). Солнце над березами светит нам (поворот головы). Мы рады ягодам, грибам (наклоны).

Д)Решение проблемы.

У нас получилась вот такая схема.Попробуем «прочитать»по этой схеме письмо о нашем родном крае.Кто хочет поробовать,а я буду вам помогать(ребенок с помощью воспитателя и сверстников «читает» схему-ментальную карту).Молодцы,вы очень хорошо справились с этим заданием..Как вы думаете Джону будет интересно.( да). Какой же у нас красивый район, как много замечательных мест есть в нашем районе.А сейчас наше последнее задание ,нужно собрать герб из элементов пазла .Приступим к работе?(да)(Дети в подгруппах собирают пазл-герб)Молодцы вы справились со всеми заданиями.И теперь мы сможем отправить письмо Джону с изображением герба нашего района.

3.Заключительная часть

Рефлексия.Ребята, занятие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край и реками, и обширными, богатыми лесами. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, показали свои знания. (Индивидуальное поощрение).А сейчас я хочу вам раздать вот такие значки настроения.Прикрепите значки- настроения вашего на доске.

(Варианты значков: «солнышко» — на душе светло, радостно; «тучка» — на душе пасмурно).

Цель:

  • развивать познавательную активность детей,
    экологическое мышление и культуру,
  • развивать любознательность, творческие
    способности, закрепить знания об окружающей
    среде,
  • сформировать ценностное отношение к природе,
  • воспитать желание охранять природу и помогать
    ей,
  • систематизировать и углубить знания учащихся
    по темам “Растения” и “Животные”;

Оборудование:

  • наборы карточек с заданиями по каждому
    конкурсу;
  • подбор загадок
  • жетоны в виде различных рыбок, зверей, цветов.

Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы
знаете растительный и животный мир нашего
поселка и района. В игре победит та команда,
участники которой действительно хорошо знают
природу, умеют правильно вести себя, готовы ее
оберегать.

I. Организационный момент.

Правила игры:

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда
должна иметь свое название, девиз, эмблему.

(это задание дается детям заранее – за 2 недели
до проведения игры).

Команды выполняют задания конкурсов, получают
определенное количество фишек за правильные
ответы. Команда, победившая в очередном конкурсе,
получает право выбора следующего конкурса.
Побеждает команда, выигравшая большее
количество конкурсов.

II. Ход игры.

Конкурс “Корзина цветов”

1.

Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы…. (Ромашки)

2.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто ….. (Одуванчик)

3.

Эта травка больно жжется, 
В руки детям не дается. 
Да, колючая на диво
Та зеленая…. (Крапива)

5.

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это …. (Василек)

6.

Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый,
густой (Шиповник)

7.

Дерево с корою белою, 
Робкое, очень несмело
Средь листьев сережки, как слезы, 
У ласковой, кроткой… (Березы)

Конкурс “Маленькие тайны природы”

Команды отвечают на вопросы. За правильный
ответ команда получает один балл-жетон.

  1. Куда исчезают лягушки и жабы зимой? (Спят)
  2. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие
    гнезда? (Кукушка)
  3. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым
    снегом)
  6. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы,
    змеи)
  7. Почему растение мать – и – мачеха так назвали?
    (Потому что листочек с одной стороны гладкий,
    холодный, как мачеха, а с другой — мягкий, теплый,
    как мать.)

Конкурс “Что лишнее”.

Учитель зачитывает ряд слов, команды по очереди
определяют лишнее слово и объясняют свое
решение.

  • Собака, рысь, коза, корова, лошадь
  • Чайка, буревестник, рыбный филин, скворец

  • Пчела, муха, саранча, колорадский жук
  • Медведь, белка, барсук, бурундук, пчела.

  • Олень, кабан, лось, рысь.

Конкурс “Живая буква”

Записать названия цветов, деревьев,
насекомых, рыб, птиц, зверей обитающих в нашем
районе (на одну и ту же букву).

Букву можно предложить учителю, а можно
предложить выбрать в ходе конкурса,
непосредственно участникам игры — команде).

За 2–3 минуты заполнить таблицу

Пример:

  О М К
Цветок Одуванчик    
Дерево Ольха    
Насекомое Овод    
Рыба Окунь    
Птица Орел    
Зверь Олень    

Конкурс “Прогулка в лес”

Представьте, что вы собрались устроить пикник
на лесной поляне. Какие правила поведения нужно
помнить? За каждый правильный ответ – 1 фишка.

Конкурс “Чьи следы?”

На рисунке представлены следы животных (лось,
заяц, медведь, волк). Определить где, чьи следы.

След барсука

След медведя

След белки

След оленя

След ондатры

След глухаря

След горностая

След рябчика

След волка

След лисицы

След зайца-беляка

След зайца-русака

Конкурс “Поймай птицу”

Команды получают наборы карточек с буквами.
Нужно собрать названия птиц обитающих в наших
лесах.

Пример: (карточка разрезается по буквам)

Для 1 команды:

  • Тетерев
  • Орел
  • Синица

Для 2 команды:

  • Дятел
  • Клёст
  • Куропатка

Конкурс «Узнай по описанию»

1. Плоды этого растения имеют багряный цвет, за
что и получило свое название (брусника, на
старославянском языке слово «брусн»
означало багряный цвет);

2. Эту ягоду называют «северным виноградом»
(голубика);

3. Ее называют «ягодой наоборот» (морошка);

4. Назовите ягоды Севера, получившие свои
названия по цвету своих плодов (голубика,
черника, брусника);

5. Эта ягода самая ароматная (княженика);

6. Это растение называют жгучим, ранней весной
оно спасало крестьян от голода (крапива);

7. Ее называют лежебокой, царицей болот (клюква);

8. С пуха этой травы раньше изготовляли ткань, да
и в названии отражена ее характерная особенность
(пушица);

9. Это дерево называют не только спасителем
лесных жителей, но оно обладает самыми полезными
орешками (кедр).

Конкурс “Давайте познакомимся” (для гостей
мероприятия).

1. Какие рыбы носят название небесных тел? (луна,
солнце
)

2. Какие рыбы имеют оружие на голове? (рыба-пила;
рыба-меч; рыба-молот
)

3. Так называется и аквариумная рыбка, и
астрономический прибор. (телескоп)

4. Именно её русский писатель Виктор Астафьев
назвал Царь – рыбой. (осётр)

5. Именно её русский писатель Виктор Астафьев
назвал Царь – рыбой. (осётр)

Конкурс: из реки Сосьвы от Водного
правителя пришли шифровки. Буквы в словах
перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы
получились названия рыб, которых можно
употреблять в пищу.

Оценка: 1 балл за каждую шифровку.

Шифровки для 1 команды:


Т О П А Л В (плотва)
Д Ь С Т Р Е Я Л (стерлядь)
У Щ К Р Ё (щекур)



Шифровки для 2 команды:


К Ы Р С О (сырок)
М Л И Н А  (налим)
Я Ы Н Ь Ж П (пяжьян)


Конкурс “Бюро погоды”

Какая будет погода? Проставить цифры (1 или 2)
напротив примет.

1- признак ухудшения погоды

2- признак хорошей погоды

— Рыба не клюет, она сыта. — 1

— Голуби разворковались. — 2

— Муравьи не спешат на работу, закрыты все входы.
— 1

— Возле кустов желтой акации кружится много
насекомых — 1

— Паук усиленно плетет сеть. — 2

— Поздно вечером сильно трещат кузнечики. — 2

— Пчелы сидят в улье и громко гудят. — 1

— Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает. —
2

III. Подведение итогов.

Награждение команд.

 Источники информации.

1. Картинки (следы животных) взяты с сайта http://www.stfond.ru/articles.htm?id=764.
Информационный портал фонда возрождения
народных традиций

2. Занимательная биология на уроках и
внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сост.
Ю.В.Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008.- 208с.-
(Учение с увлечением).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий тропа индейцев
  • Сценарий торжественной церемонии награждения добровольцев
  • Сценарий тренинга личностного самоопределения женщин
  • Сценарий торжественной церемонии вручения премии
  • Сценарий тренинга личностного роста продолжительность 6 часов

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии