Государственное учреждение Тульской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2»
Внеклассное мероприятие
Трудовой десант«Чистый двор»
Субботник в апреле – добрая традиция.
Подготовила
воспитатель:
Третьякова Елена Петровна
Белев 2021.
Цели:
Формирование социально-адаптированной личности детей в процессе трудовой деятельности.
Создание условий для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
Задачи:
Воспитывать уважение к членам коллектива, бережное отношение к результатам труда.
Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.
Сформировать у воспитанников обще трудовые умения и навыки.
Создать в группе сплоченный детский коллектив, через включение детей в активную трудовую деятельность.
Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу.
Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной жизни.
Проблема трудового воспитания одна из важнейших в современном обществе. Назрело понимание того, что подлинное воспитание возможно только на основе труда и занятости детей. С началом весны в нашем центре стало доброй традицией проводить «Трудовой десант» или экологический субботник. Убирали не только территорию центра, но и участки по всему периметру.
Погода в этот день меняла своё настроение несколько раз. То набегали серые тучки и становилось пасмурно, потом из – за туч появлялось по — весеннему тёплое солнышко и работать становилось веселее.
Все дружно взялись за уборку участка. Работали с удовольствием! Всем хотелось, чтобы территория центра стала чистой и красивой.
Убирая прошлогоднюю траву и листву вокруг елки, обнаружили на их лапах нежные, зелёные молодые побеги из чего ребята сделали вывод, что деревья не погибли во время сильных морозов. Дети были этому очень рады. Собранную сухую листву и успевшие вырасти сорняки, дружно погрузили на телегу, увезли и выгрузили в мусорные контейнеры.
Субботник — это прекрасный способ проявить наше желание жить в красивом мире, всем вместе пообщаться на открытом воздухе в весенний погожий денёк. И как приятно, проведя уборку, смотреть на мир, который стал ещё красивее благодаря нашим стараниям.
Тема: Трудовой десант в старшей группе. Поможем одеться младшим товарищам.
Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств.
Задачи:
Образовательная: Формировать навыки коллективного труда.
Сформировать чувство общественного долга.
Воспитательная: Воспитывать взаимопомощь, выручку, чувство удовлетворения от сделанной работы. Воспитывать желание помогать маленьким. Воспитывать желание трудиться во благо других.
Развивающая: Развивать трудовые умения и навыки.
Конспект трудового десанта
Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами проведем трудовой десант. Кто знает, что такое трудовой десант? (Ответы детей)
Кому в детском саду мы можем помочь? (Ответы детей)
Как мы можем помочь? (Ответы детей)
Почему мы должны помогать? (Ответы детей)
Сегодня я предлагаю вам отправиться в ясельную группу, чтобы помочь маленьким ребятам одеться на прогулку.
Какое сейчас время года ? (Ответы детей)
Давайте повторим с вами последовательность одевания на прогулку в весеннее время года. (Ответы детей)
Так как вы уже старшая группа, вы все быстро одеваетесь на прогулку, хорошо знаете последовательность одевания. Предлагаю поделиться своим опытом с малышами и рассказать им последовательность одевания, а также научить их быстро одеваться на прогулку.
Предлагаю отправиться прямо сейчас (Дети с воспитателем идут в ясельную группу).
Дети здороваются с младшими ребятами. Предлагают воспитателю младшей группы помочь одеть ребят на прогулку, сообщают, что у нас в группе сегодня проходит трудовой десант. Воспитатель младшей группы с радостью принимает предложение о помощи.
Дети становятся активными участниками процесса, озвучивают последовательность одевания, помогают заправлять одежду, застегивать молнии, завязывать шнурки. Младшая группа уходит на прогулку. Воспитатель благодарит детей старшей группы за помощь.
Воспитатель проводит беседу с детьми старшей группы.
Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
Кому мы сегодня помогали? (Ответы детей)
Для чего нужно помогать? (Ответы детей)
Понравился ли вам наш сегодняшний трудовой десант? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Сегодня вы потрудились на славу! Пора возвращаться в нашу группу.
Трудовой десант: Хотят все дети жить на чистой планете
Цель: пропаганда бережного отношения к экологии через труд.
Задачи:
- Формирование бережного отношения у детей к природе родного края.
- Развивать умение замечать изменения в живой природе.
- Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование для занятия: совочки, лейки, лопаточки, метелочки, грабли.
Пособия: перчатки, игрушка «Цветик – семицветик», грамматические записи.
Доброе утро ребята!
Сегодня у нас в детском саду праздник — праздник чистоты, труда. А называется он: «Хотят все дети жить на чистой планете».
А вы знаете, как называется наша планета?!
(Земля.)
Звучит тихая музыка:
Наш дом родной, наш общий дом, —
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть
Леса, и горы, и моря –
Все называется – Земля!
Наша Земля удивительно красива! А без чего Земля не может обходиться? Без солнца, без воздуха, без дождика. И мы с вами сейчас отгадаем загадки о погоде. Вы мне поможете? (Да!)
Загадки:
Среди поля голубого – яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно это … (Солнце.)
Я нужен зеленым лугам, я нужен полям,
Я нужен цветам и кустам.
И если вдруг опоздаю –
Все вянет кругом, засыхая.
Но стоит меня вдруг заслышать
Прячутся сразу под крышу. (Дождь.)
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)
Кто играет проводами
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну речную гонит? (Ветер.)
И сегодня мы с вами постараемся нашу Землю сделать ее еще красивее и чище, мы уберемся на своих участках, польем цветочки в клумбах, соберем веточки, подметем дорожки!
А чтобы нам легко работалось, давайте немного разомнемся и представим что мы пришли в лес.
Физкультминутка.
Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом
Чтоб цветы нам не помять
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет поклониться
Ель качает головой
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
До свиданья лес зеленый
Мы уходим в детский сад!
Ой! Подождите ребята к нам ползет кто -то? Из какой сказки этот сказочный герой?
Играет музыка:
Вползает медленно черепаха с цветиком семицветиком.
Здравствуйте ребята!
Что -то ты черепаха грустная, мы с ребятами сейчас тебя развеселим. Да ребята?!
Танцуем танец «Солнышко».
Монолог черепахи: — Ползла я к вам ребята медленно, столько много мусора на улице, дорожки не подметены, бумажки валяются, и вдруг, вижу среди этого мусора, красивый волшебный цветок стоит. Подползла я к нему, а у него лепестки разноцветные и надписи на каждом лепестке, вот я сорвала его и к вам.
На каждом лепестке написаны задания для групп, что нужно сделать на участке по уборке мусора.
Черепаха раздает лепестки каждой группе и все расходятся по участкам.
Итог: Все дети привлечены к уборке своего участка, собирают бумажки, веточки, камушки, выносят мусор, подметают дорожки.
Библиографическое описание:
Муратова, В. Н. Организация трудовой деятельности в природе посредством трудовых десантов с использованием ситуаций выбора / В. Н. Муратова, Н. С. Бибик, М. М. Головач. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3775/ (дата обращения: 03.02.2023).
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно — направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Остановимся на одном из видов — труд в природе.
Он предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Цели:
– Формирование социально-адаптированной личности ребенка в процессе трудовой деятельности, организованной в форме «Трудового десанта».
– Создание условий для развития самостоятельности и инициативы каждого ребёнка путём вовлечения в различные формы труда в природе, опираясь на интересы и возможностями дошкольников.
Задачи:
– Воспитывать интерес к труду, желание трудиться, бережное отношение к результатам труда, уважение к сверстникам и взрослым.
– Развивать элементарные трудовые навыки, навыки ответственного (умение доводить начатое дело до конца) и творческого отношения к труду.
– Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым, в выполнении трудовых действий.
Критериями трудовой воспитанности выступают: ответственное отношение к труду, к людям, самому себе, коллективу, уровень развития общетрудовых умений и навыков, проявление творчества, активности и самостоятельности в труде.
В дошкольном учреждении внедряется разработанная модель по трудовому воспитанию, включающая в себя целевой (цель, задачи), содержательный (этапы, пути, средства, формы, методы достижения цели), непосредственно трудовой (выполнение трудовых действий) оценочно-регулятивный (анализ результатов труда) компоненты.
В старшей группе детского сада данная модель реализуется педагогами при проведении «Трудовых десантов», направленных на реализацию задач трудового воспитания в природе.
Учитывая современную ситуацию развития дошкольного образования, ориентируясь на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса, в ходе организации трудовой деятельности педагоги создают ситуацию выбора для ребенка. При выборе ребенок видит цель, которая реализуется в определенных действиях. Педагог, при формулировке задания на выбор дает несколько альтернативных предложений, либо стимулирует дошкольников к выдвижению собственных. Сам процесс выбора ставит ребенка в позицию деятеля: он изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.
Какой выбор мы представляем ребенку в процессе труда в природе? Это может быть выбор участников по трудовым действиям, материала, видов активности.
Каким образом стимулировать ребенка к выбору?
– можно предложить задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать опавшие листья, в уходе за комнатными растениями и т. п.);
– задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится?);
– противоречия между известным и новым (детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. «Как очистить листья фиалки от пыли?);
– познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем).
Сценарий «Трудового десанта» по теме: «Спасем растения от холода» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: совершенствование трудовых навыков и умений, воспитание у детей позитивного отношения к труду в природе.
Задачи:
- Расширить и обогатить представления детей о труде в природе.
- Систематизировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.
- Развить навыки организации работы.
- Формировать у детей положительные личные качества: стремление к труду, заботливость, ответственность.
- Воспитывать интерес и любовь к труду, бережное отношение к природе, позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением комнатных растений, орудий труда, план схема изображение клумб и растений.
Предварительная работа: уход и дежурства в уголке природы, беседа о комнатных растениях, способах их размножения, уходе за ними.
Ход трудовой деятельности:
- Целевой компонент.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, давайте с ним поздороваемся, улыбнемся ему, друг другу чтобы и у нас, и у нашего гостя было хорошее настроение!
Дети здороваются.
Незнайка: Ребята, сегодня, гуляя по вашему детскому саду, я увидел много интересных растений. Но в то же время, совершенно замерз, нужно было надеть куртку. Смотрел я на растения, любовался ими, и вдруг у меня возник вопрос: «А как же они на клумбе растут, не холодно ли им, не замерзают ли они?»
Воспитатель: Друзья, поможем Незнайке ответить на его вопрос?
- Содержательный компонент.
—Ребята, почему сейчас на улице стало холодно?
Ответы детей.
— Скажите, какие изменения происходят осенью в природе?
Ответы детей.
— Правильно, ребята, ранней осенью утром и вечером становится прохладней, чем днем. А поздней осенью прохладно даже днем, наступают первые заморозки.
—Что делают люди, когда становится холодно?
Ответы детей.
—Ребята, подскажите, нужно ли спасать растения от холода?
Ответы детей.
—Как же быть растениям, ведь они не могут надеть теплую шапку, куртку. Как им помочь?
Предположения детей. Подвести к ответу, что растения можно пересадить и перенести на зиму в теплое место.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на клумбу и скажите, какие цветы у нас растут? Есть уличные, садовые цветы, они засыпают на зиму. Мы просто обрежем листья и стебли. А есть комнатные, которые мы весной пересадили, и они могут погибнуть, если не убрать их в тепло.
Воспитатель: Дети, подскажите, какие цветы на нашей клумбе комнатные? Давайте их выберем.
Воспитатель: Что нам нужно для того чтобы пересадить растения?
Воспитатель: Акакие инструменты нам для этого нужны?
Дети называют и выбирают инструменты.
- Трудовой компонент.
Воспитатель: Давайте пройдем к клумбе и будем вместе пересаживать цветы в горшочки.
Дети распределяют между собой, кто какую работу будет выполнять.
Педагог с детьми приступает к работе, по ходу уточняет этапы работы, названия растений, способы ухода за ними, закрепляет название частей растений.
- Оценочно-регулятивный компонент.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как называются комнатные растения, которые мы пересадили? (Ответы детей.)
Воспитатель с Незнайкой рассматривают растения в горшочках, положительно оценивают работу детей.
Незнайка: Я очень рад, что мы смогли спасти растения. Спасибо вам, друзья. Я вернусь в свой городок и расскажу все малышкам, как нужно заботиться о растениях, чтобы они не замерзли.
Основные термины (генерируются автоматически): растение, Ответ детей, ребенок, труд, трудовая деятельность, бережное отношение, воспитатель, природа, детский сад, трудовое воспитание.
Похожие статьи
Система работы в ДОУ по трудовому воспитанию
Обеспечение психологического комфорта каждого ребёнка. Трудовое воспитание в ДОУ
Трудовое и нравственное воспитание очень взаимосвязаны, поэтому мы не стали отделять их и
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на…
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к…
Развитие трудовых умений и навыков детей старшего…
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой
В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей общей работы, умение…
Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к…
Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью…
Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам. Начиная с детского сада, дети…
Воспитание трудолюбия в старшей группе | Статья в журнале…
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Мы целенаправленно знакомим детей с различной трудовой деятельностью: самообслуживание, труд в природе, ручной труд, хозяйственно- бытовой труд. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться…
ребенок, педагог, детский сад, трудовое воспитание, труд…
ребенок, трудовое воспитание, труд, дошкольный возраст, детский сад, родитель, работа, вид труда, трудовая деятельность, воспитательный
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им…
ребенок, педагог, детский сад, трудовое воспитание, труд…
Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего…
Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале…
ребенок, педагог, детский сад, трудовое воспитание, труд, работа, трудовая деятельность, родитель, коллективный труд, Трудовое воспитание
Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой в органическом единстве решаются задачи трудового воспитания…
- Цель: вовлечение детей в социально-значимую деятельность по охране окружающей среды.
- Участники: 6-12 команд по 8-12 человек.
- Игротехники: ведущий, эксперты на станциях по количеству команд.
- Время игры: 30 мин – 1,5 часа.
- Место проведения: открытая местность, территория лагеря, школы, клуба.
- Необходимый реквизит: конверт 50 х 60 см, цветные конверты по количеству команд, карта местности, разделенная на сектора по количеству команд, хозяйственный инвен-тарь, элементы театральных костюмов для экспертов.
Описание игры.
1. Предварительная подготовка. Для проведения игр необходимо подготовить карту местности, которую нужно привести в порядок, разбить её на сектора согласно количества команд. Каждому сектору присвоить свой цвет. Заготовить цветные конверты по количеству и цветам секторов. Например: в зеленый конверт положить карту с отмеченным на ней только зеленым сектором, в фиолетовый – с отмеченным фиолетовым сектором и т.д. также необходимо подготовить конверт с афоризмом или цитатой о необходимости беречь окружающую среду.
2. Непосредственный ход игры. На месте старта игры лежит большой конверт. Ведущий объясняет командам, что сейчас им предстоит пройти сложные испытания, при этом делает вид, что не замечает конверта. Внезапно появляются неизвестные в масках (эксперты секторов), забирают конверт, оставляя вместо него цветные конверты для каждой команды.
Задача командам:
- По картам отыскать свой сектор;
- Максимально качественно и быстро выполнить задание эксперта;
- Найти похищенный конверт.
Получив карты, команды отправляются на свой сектор, где получают задания от экспертов: убрать территорию сектора, окопать деревья, полить зелёные насаждения и т.д. и т.п.
По выполнении задания командой эксперт дает подсказку, где находится конверт.
Побеждает та группа, которая быстро и качественно выполнит задание и отыщет конверт.
Закончить игру следует обсуждением, песней, монтажем — выступлением о том, что в руках каждого из нас чистота всей планеты, и если каждый из нас будет беречь свой маленький клочок земли, вместе люди сберегут всю планету.
Трудовой десант «Мы в ответе за всё на планете»
Цель: формирование нравственно-патриотических качеств, трудолюбия, бережного отношения к окружающей среде.
Задачи:
формировать навыки коллективного труда, чувство общественного долга;
воспитывать взаимопомощь, выручку, чувство удовлетворения от сделанной работы, желание трудиться во благо других;
развивать трудовые умения и навыки.
Пособия: перчатки, поделка «Цветик – семицветик», грамматические записи.
План-конспект трудовогодесанта
Воспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами проведем трудовой десант – праздник чистоты, труда.
Кто знает, что такое трудовой десант? (Ответы детей)
Кому мы можем помочь? (Ответы детей)
Как мы можем помочь? (Ответы детей)
Почему мы должны помогать? (Ответы детей)
А вы знаете, как называется наша планета?!(Земля.)
Звучит тихая музыка, подготовленный ребёнок читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом, —
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть
Леса, и горы, и моря –
Все называется – Земля!
Воспитатель:Наша Земля удивительно красива! А без чего Земля не может обходиться? (Без солнца, без воздуха, без дождика, без чистоты и порядка).
И сегодня мы с вами постараемся нашу Землю сделать еще красивее и чище. Мы уберемся на своих участках, польем цветочки в клумбах, соберем веточки, удалим сорняки на клумбах, подметем дорожки.
А чтобы нам легко работалось, давайте немного разомнемся и представим что мы пришли в лес.
Физкультминутка.
Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом
Чтоб цветы нам не помять
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет поклониться
Ель качает головой
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
До свиданья лес зеленый
Мы возвращаемся назад!
Воспитатель:Ой! Подождите ребята к нам ползет кто -то? (ответы детей -черепаха). Из какой сказки этот сказочный герой?
Играет музыка:
Вползает медленно черепаха с цветиком – семицветиком у которого только 3 лепестка.
Черепаха:Здравствуйте ребята!
Воспитатель:Что -то ты черепаха грустная.
Черепаха: — Ползла я к вам ребята медленно, столько много мусора на улице, дорожки не подметены, бумажки валяются, и вдруг, вижу среди этого мусора, красивый волшебный цветок лежит. Подползла я к нему, а у него лепестки разноцветные и надписи на каждом лепестке, вот я подняла его и к вам. Что это за цветок? А почему у него осталось только 3 лепестка? (ответы детей).
На каждом лепестке написаны задания для отрядов, что нужно сделать на участке по уборке мусора.
Черепаха раздает лепестки командирам отрядов и все вместе с воспитателями расходятся по участкам.
1 – й участок: памятник «Никто не забыт» и прилегающая к нему территория;
1– й участок: игровые площадки возле школы и прилегающая к нему территория;
3 – й участок: амфитеатр, зона отдыха и прилегающая территория.
Все дети привлечены к уборке своего участка, собирают бумажки, веточки, камушки, выносят мусор, пропалывают цветники, подметают дорожки.
Итог: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
Кому мы сегодня помогали? (Ответы детей)
Для чего нужно помогать? (Ответы детей)
Понравился ли вам наш сегодняшний трудовой десант? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Сегодня вы потрудились на славу!
3
Программа летнего лагеря
«Солнышко»
г. Удачный
2015г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель программы.
3. Задачи программы.
4. Принципы.
5. Содержание программы.
6. Основные формы реализации программы.
7. Кадровое обеспечение.
8. Ожидаемые результаты.
9. Используемая литература.
Информационная карта
1 |
Направление программы |
Трудовое, социально-адаптационное, спортивное, патриотическое, досуговое. |
2 |
Полное название программы |
Программа лагеря труда и отдыха «Трудовой десант» на базе МБОУ СОШ №24(г. Удачный) |
3 |
Муниципальное образовательное учреждение представившие программу |
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№ 24». |
4 |
Организаторы программы |
Начальник лагеря: Измаилов Александр Владимирович |
5 |
ФИО авторов программы, с указанием места работы, должности. |
Измаилов А.В., г. Удачный , МБОУ «СОШ №24», инструкторо по физической культуре. |
6 |
Цель программы |
-Вовлечение детей в трудовую деятельность во время летних каникул, для осознания общественно-полезного труда, как социальной необходимости. -Социально бытовая адаптация. |
7 |
Задачи |
-закрепление практических навыков в процессе благоустройства школы летний период; -популяризация здорового образа жизни; -формирование культуры межличностного общения; — формирование способности к духовному развитию. -профилактика асоциального поведения; |
8 |
Ожидаемый результат |
-внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей; -улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;-формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения. |
9 |
Место реализации программы |
678188, г. Удачный. МБОУ «СОШ №24» |
10 |
Количество участников |
1 смена -25учащихся 2смена-15 учащихся 3-смена -15 учащихся |
11 |
Возраст участников программы |
14-17 лет |
12 |
Срок реализации |
1смена — 07.06.15-28.06.15 2смена- 3 смена- |
Пояснительная записка
Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед коллективом муниципальных образовательных учреждений. При создании программы летнего пришкольного лагеря труда и отдыха мы исходим из ряда достаточно простых, но вместе с тем весьма важных оснований. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: необходимостью контроля детей неполных семей, малообеспеченных, многодетных.
Летний пришкольный лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для: укрепления здоровья; развития физических сил; обогащения знаниями и новыми впечатлениями; дать возможность детям заработать в летний период; обеспечение детей полноценным питание; формирования навыков трудовой деятельности; развития межличностных отношений в коллективе.
Главная идея создания летнего трудового лагеря-помочь детям использовать период летних каникул для развития физических качеств, обогащения знаниями ,укрепления здоровья ,и дать возможность заработать. Дать возможность каждому ребенку проявить свои творческие, организаторские способности, расширить круг общения среди ровесников посредством совместного решения тех или иных вопросов. Летний трудовой лагерь организуется из учащихся 7-10 классов на 21 календарных дней. Бригада работает на пришкольной территории.
Целью данной программы является создание условий для творческого самовыражения личности, развитие самостоятельности, активности, ответственности за сделанный выбор и обеспечение отдыха и оздоровления в период летник каникул.
Организуя летний лагерь труда и отдыха, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие задачи:
1. Разрядка накопившейся у детей психической напряженности, восстановление израсходованных сил и укрепление здоровья.
2. Популяризация здорового образа жизни.
3. Привлечение детей к производственному труду.
4. Закрепления практических навыков в процессе благоустройства школы в летний период.
5. Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.
6. Воспитание готовности к коллективному труду, к добросовестному и дисциплинированному выполнению трудовых поручений,
7. Формирование трудовых умений и навыков, умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время.
8. Развитие познавательных личностных интересов ребенка.
9. Создание такой педагогической ситуации, попадая в которую ребенок смог бы на практике применить знания, полученные в школе.
10. Формирование у детей индивидуальной и коллективной ответственности за порученное дело.
11. Формирование способности к духовному развитию, нравственных установок и моральных норм.
Материальная база, педагогический коллектив школы обладают достаточным потенциалом. Летний пришкольный лагерь, располагается на базе МБОУ «Удачнинская СОШ №24» предназначен для детей школьного возраста.
При создании летнего трудового лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:
• Летний трудовой лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
•Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
• Создаются большие возможности для организации неформального общения.
Большая роль отводится организации общественно-полезной (трудовой) занятости несовершеннолетних в летний период времени.
Основные принципы летнего пришкольного лагеря труда и отдыха:
1. Создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию.
2. Принцип природосообразности. Воспитание у детей собрано их возрасту, полу; формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий.
3. Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
5. Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, научаясь уважать близкого, стремясь понять и помочь ему можно воспитать качества социально активной личности.
6. Принцип эффективности социального взаимодействия. Способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации.
7. Максимальная занятость детей во время летних каникул.
Программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, труда, отдыха и воспитания подростков в условиях пришкольного лагеря труда и отдыха.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение трех смен по 21 дню.
Комплектование трудовых объединений производится с учетом:
1. Пожеланий учащихся и их родителей (или законных представителей);
2. Возраста и интересов учащихся;
3. Санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности;
4. Финансовых и кадровых возможностей.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно -правовых документов:
•Конвенция ООН о правах ребенка;
•Конституция РФ;
•Закон РФ «Об образовании»;
•Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 24.07.98г. №124-Ф3;
•Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-Ф3;
•Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министра образования РФ от 13.07.2001г. №2688.
Механизм реализации программы
Подготовительный этап (апрель — май)
1. Работа с педагогическим коллективом:
-издание приказа по школе о проведении летнего лагеря;
-отбор кадров для работы в лагере;
-прохождение медицинского осмотра педагогов лагеря;
-прохождение инструктажа по технике безопасности.
2. Работа с родителями:
-проведение родительских собраний по планированию летней занятости детей;
-проведение анкетирования;
3. Разработка документации:
-положение о лагере
-социальный паспорт лагеря
-штатное расписание
-график работы персонала
-изучение документов по технике безопасности
-составление должностных инструкций
-приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов
Организационный этап (апрель-май):
•Составление списков отрядов
•Подготовка к дальнейшей деятельности по программе
Основной этап (июнь – июль, август):
•Реализация основных положений по программе
Заключительный этап (август):
•Психолого-социально-педагогический анализ результатов летней оздоровительной программе
В лагере труда и отдыха устанавливается следующий режим работы.
1 |
9-15-9-30 |
Сбор детей |
2 |
9-40-9-55 |
Зарядка |
3 |
9-00-9-10 |
Утренняя линейка |
4 |
10-20-10-35 |
Завтрак |
5 |
10-45-13-45 |
Трудовой десант |
6 |
14-00-14-20 |
Обед |
7 |
14-30-15-30 |
Клубный час. Познавательные мероприятия (игры, беседы, конкурсы) |
8 |
15-40 |
Уход домой |
Содержание программы:
Организационно-педагогическая деятельность
— комплектование штата лагеря кадрами
— участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
— совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся
— проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
— проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»
Трудовая деятельность:
Деятельность лагеря основана на реализации двух вариативных программ:
«Юный садовод» — практикум по основам ухода цветов и деревьев на клумбах.
Цели и задачи:
1. Формирование умений и навыков культуры земледелия и садоводства.
2. Экологическое воспитание, работа по охране и воспроизводству природных ресурсов, правильному природоипользованию.
«Мастерок»- ремонтная бригада.
Цели и задачи:
1. Формирование умений и навыков труда.
2. Трудовое воспитание — организация труда.
Предлагаемые программы включают изучение местных природных особенностей, изучение сезонных явлений в природе, проведение практических занятий по основам садоводства и приобретение навыков в ремонтных работах.
Основной характер труда детей сводится к выполнениюагротехнических работ:
полив, подкормка растений,
окучивание,
рыхление почвы,
уход за клумбой,
пересадка комнатных растений
и ремонтных работ:
ремонт классных помещений, школьного спортивного зала
благоустройство школьной территории
ежедневная уборка территории, спортивной площадки от мусора
помощь в подготовке классных помещений к новому учебному году
Кроме этой работы все ученики, приходящие в лагерь, занимаются благоустройством территории, закреплённой за школой: следят за чистотой и порядком у памятника воинам. Раздолье, оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда.
Немаловажное значение придается и активным формам отдыха детей: экологические экскурсии в природу, туристические походы, подвижные спортивные игры.
Оздоровительная работа: Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены;
утренняя гимнастика;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
соревнования по лёгкой атлетике;
спортивные эстафеты;
подвижные спортивные игры;
Работа по сплочению коллектива воспитанников: Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
— встреча «Давай дружить»
— катание на коньках
— игры на выявление лидеров «Верёвочка»,
— игры на сплочение коллектива «Казаки-разбойники», «Съедобное, не съедобное!».
-беседы «Кем я стану».
-спортивные игры «Веселые старты».
-конкурс фотографий «Узнай меня ближе».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктаж для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила поведения на дорогах, при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминка», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»; Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»; Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних. Профилактическая беседа о вреде наркотиков.
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Работа по развитию творческих способностей детей.
Оформление лагерного уголка, стен — газет, фотогазеты,
Ярмарка идей и предложений;
Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Волшебные мелки»;
Коллективно-творческие мероприятия: «День Нептуна», «День бантика», «Ивана Купала»;
Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина, «Корова», «Как меня собирали в лагерь»;
Проведение шашечно — шахматного турнира;
Итоговая выставка поделок из природного и бросового материала, рисунков.
Работа по патриотическому развитию детей:
Беседа «Символика Российской Федерации».
Дискуссия «Природа моего края».
Беседа «Поговорим о матушке-природе».
Викторина «Родной край».
Конкурс рисунков – «Мой город!»
Беседа «Великая Отечественная Война».
Работа по привитию навыков самоуправления:
Выявление лидеров, генераторов идей.
Распределение обязанностей в отряде.
Закрепление ответственных по различным видам поручений.
Дежурство по столовой, игровым комнатам.
Работа по нравственному воспитанию: беседы на нравственную тематику; посещение городской библиотеки; беседа «Законопослушный гражданин»; экскурсия по Серафима Саровского.
Кадровое обеспечение:
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, руководитель программы;
воспитатели;
Предполагаемые результаты:
Главный прогнозируемый результат трудового лагеря видится в осуществлении занятости учащейся молодежи за период деятельности лагеря, развитие личности подростков, приобретение ими новых социальных умений и навыков, нового позитивного жизненного опыта, объединении творческой молодежи. Участники лагеря раскрывают свои, прежде латентные, способности в ходе организаторско — трудовой деятельности.
Лагерная смена, по нашему мнению, должна будет способствовать мобилизации творческой активности учащихся, развитию журналистских способностей в деле информационного обеспечения деятельности лагеря, что позволит уже в новом учебном году в школе вести воспитательную и профилактическую работу с опорой на заинтересованное ядро учащихся.
Методическое обеспечение:
Наличие необходимой документации
Программа деятельности и план работы на смену
Проведение инструктивно-методических совещаний
Памятки и инструктивные карты для воспитателей
План РАБОТЫ
Дата |
Мероприятие |
07.06.2015 |
Открытие лагеря Работа на пришкольном участке и в помещении. Огонёк «Расскажи мне о себе», игры на улице. Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!», «Ты, «Волшебные мелки»; |
08.06.2015 |
День безопасности. Работа на пришкольном участке и в помещении. Беседа-игра «Правила безопасности знать каждому положено» (Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила поведения на дорогах, при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий») |
09.06.2015 |
День великих открытий. Трудовой десант. Конкурсная программа …. Посещение бассейна. |
10.06.2015 |
День защиты окружающей среды. Работа на пришкольном участке и в помещении. Выставка поделок из природного и бросового материала, рисунков, плакатов. Дискуссия «Природа моего края»; Беседа «Поговорим о матушке-природе» |
11.06.2015 |
День здоровья. Работа на пришкольном участке и в помещении. Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Как беречь глаза?»; Спортивная эстафета. Газета-молния «Мы за здоровый образ жизни». |
12.06.2015 |
Пушкинский день России. День сказки. Работа на пришкольном участке. Викторина «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». Кроссворды. |
13.06.2015 |
День Нептуна. Работа на пришкольном участке и в помещении. Беседа «Правила поведения на воде». |
14.06.2015 |
День здоровья Конкурс рисунков «Я выбираю здоровье». Соревнования по настольному теннису. |
15.06.2015 |
День добра. Трудовой десант: благоустройство территории ЦДОД, Проведение шашечно — шахматного турнира |
16.06.2015 |
День милосердия Работа на пришкольном участке и в помещении. Конкурс рисунков памяти ВОВ |
17.06.2015 |
День туриста. Трудовой десант. Спортивные игры в футбол и пионербол. Игра «Найди клад» |
18.06.2015 |
День России. Работа на пришкольном участке и в помещении. Беседа «Символика Российской Федерации», просмотр видеофильма «Символы России» |
19.06.2015 |
День зеленого огонька. Трудовой десант. Конкурс — соревнование «Ловкий ,быстрый ,смелый». |
20.06.2015 |
День «Родная сторона». Трудовой десант. Викторина «Родной край»; Конкурс рисунков – «Мой город!». |
21.06.15 |
День спорта. Работа на участке. Спортивные соревнования. |
22.06.15 |
День заботы Посещение храма Серафима Саровского. Пересадка комнатных растений. |
23.06.15 |
Акция «Чистый город» Уборка территории поселка. Конкурс «угадай мелодию» |
24.06.15 |
День этикета. Работа на пришкольном участке и в помещении. Беседа «Соблюдаем этикет». Конкурс «Самый, самый». |
25.06.15 |
День бантика Работа на участке. Конкурс «узнай кто!» |
26.06.15 |
День здоровья Беседы с детьми: «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя» Работа на участке. Выход на каток. |
27.06.15 |
День улыбок. Конкурс «фотографий узнай меня» |
28.06.15 |
Закрытие лагеря. Подведение итогов смены. Награждение. |
ЛИТЕРАТУРА
•М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
•С. Афанасьев. Что делать с детьми в загородном лагере. Кострома 1993 год;
•6. Н. Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.
•7. Е. И. Гончарова, Е. В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
•8. С. В. Титов. Добро пожаловать, игра! Творческий Центр «Сфера» Москва 2004 год.
•10. «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
•11. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
•12. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
•13. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
•.
•15. Григоренко Ю. Н., Пушина М. А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
•16. Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
•17. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 20Библиотека вожатого)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/178990-programma-letnego-lagerja-trudovoj-desant