Сценарий туристический маршрут

«Искусство, туризм, спорт и здоровьесбережение»

Областной конкурс методических материалов педагогических работников образовательных организаций «Формула здоровья»

        Номинация: «Искусство, туризм, спорт и здоровьесбережение»

Тема конкурсной работы:

«Путешествие по туристической тропе»

Сценарий внеклассного мероприятия.

Кузнецова Вероника Александровна

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

«Архангельская  средняя  школа»,

                              учитель физической культуры

607707, Нижегородская область,

Шатковский район, с.Архангельское,

ул.Центральная д.89

Тел.  8(831) 90 — 4 – 50 – 13,

Тел./факс 8(831) 90 — 4 – 52 – 52

e – mail: ARXANGELSKOE@yandex.ru

Сценарий внеклассного мероприятия с обучающимися

«Путешествие по туристической тропе».

1 Введение

Туризм и экология тесно связаны между собой. Поэтому это  мероприятие  нацелено дать детям экологические и туристические знания,  убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде . В ходе игры ребята получают навыки по основам пешеходного, туристического прикладного и спортивного многоборья. При этом происходит совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития учащихся. А также  формируются  представления о правилах поведения в природе во время соревнований, тренировочных занятий, экскурсий, походов и путешествий.

Цель: дать первоначальные навыки по туризму, расширить имеющиеся  знания  учащихся в области экологической и туристической безопасности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «туризм»
  2. Развивать ловкость, силу, быстроту, сообразительность.
  3. Развивать инициативу пропаганды безопасного образа жизни, сохранения природы.
  4. Воспитывать командный дух, любовь к туристическим навыкам, дружеские отношения друг к другу.

Оборудование: палатка, спальный мешок, рюкзаки (4 шт),  миски, ложки кружки, и др. сапёрная лопатка (4 шт), поленья для костра, канат, верёвки для вязания узлов, муляжи грибов, карточки с названием ингредиентов для ухи, повязки на глаза, медицинские сумки,  ноутбук и колонки.

Команде для игры нужно:

Спортивная форма

Название команды (экологическая или туристическая тематика)

Выбрать капитана.

Выучить куплет и припев песни.

Место проведения: школьная спортивная площадка

Описание мероприятия:

Перед  началом  игры организуется построение, проводится  инструктаж  детей, раздаются маршрутные листы, перекличка команд.Путешествие по туристической тропе   проходит   команда  детей  в  сопровождении  взрослого. Маршрутный  лист  находится  у  ребёнка — командира  команды. На  станциях  работают инструкторы (старшие школьники), которые  ставят  баллы  в  маршрутных  листах  команд. Команды  начинают  движение  одновременно,  с  первой  в маршрутном листе.  На итоговом построении  каждая команда сдаёт маршрутный лист с баллами и ждёт подведения итогов.

2 Основная часть

Звучит туристическая бодрая песня. На школьной площадке построились команды: «Следопыты», «Путешественники», «Любители природы», «Юные туристы».

Ведущий:

Ребята, а вы знаете, что  такое туризм?  Туризм – это разнообразные по содержанию и длительности походы по родному краю, увлекательные путешествия и экскурсии по стране. Туризм укрепляет здоровье, повышает работоспособность и активную деятельность человека. В походе люди учатся преодолевать препятствия различной сложности, готовить пищу, разбивать лагерь, оказывать помощь товарищу. Походная жизнь сближает людей. Говорят, туристы живут лет на 10 больше тех, кто мир видит только с экрана телевизора.

Ребята, сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по туристической тропе.

Где бронепоезд не пройдёт,

Танкист на танке не промчится,

Турист всегда тропу найдёт

И ничего с ним не случится!

Туристы любят шутки, смех,

Пусть дождь в палатках к нам стучится.

И если нас завалит снег,

С пути стараемся не сбиться!!

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, не ной, крепись, терпи

И друга поддержи плечом,

Надёжным будь всегда в пути!

Надежда, вера и любовь

Пусть в сердце каждого живут,

Тогда захочет каждый вновь

Изведать завтрашний маршрут.

Всё прошли: леса и горы,

Все пути трудны, тернисты,

Но, друзья, не будем спорить:

Это значит —

ВСЕ ВМЕСТЕ: Мы — туристы!

ВЕДУЩИЙ:

 Сегодня вы будете в роли — юных туристов! Вас ждёт увлекательнейшее соревнование в силе, ловкости, смекалке, скорости.

Пора начать соревнования. Просьба получить маршрутный лист. За каждое выполненное задание команда  будет получать баллы, которые будут вписываться в маршрутный лист,  а в конце баллы будут подсчитаны и выявлен победитель.

(Представители команд подходят и получают маршрутные листы)

Названия конкурсных заданий

1. «Собери рюкзак»

 В одном месте впереди команды разложены разные предметы: ложка, миска, кружка, спички, кеды, верёвка, полотенце, спальник и многое другое.

 Каждый из игроков  берёт рюкзак, бежит до места с вещами и берёт   в него все не обходимое (один предмет) . Далее он возвращается с рюкзаком и передаёт его следующему игроку, который снова бежит и кладёт в рюкзак ещё одну вещь и т.д пока рюкзак не заполнится.

2.  «Поводырь»

 Команда встает паровозиком друг за другом держась за плечи всем завязывают глаза. Капитан с открытыми глазами голосом говорит команде направления. Задача преодолеть препятствия. Чтоб никто не упал и не потерялся.

Команды:

«Овраг» — делаем широкий шаг.

«Ручей» — перепрыгнули его.

«Ветки» — нагнулись и сделали 3 шага вперёд.

«Преграда» — присели, идём вперёд 5 – 7 шагов.

«Змейка» — бег змейкой, взявшись за руки, приставными шагами между предметами с открытыми глазами.

3.«Паутина» Необходимо переправится на другую сторону,  преодолев препятствие: обмотанную верёвками или толстыми нитками территорию ( деревья, кусты и т.п.)

Все дети по очереди пробираются через нити «паутины», где-то переступая их, где-то пролезая под ними. Побеждает команда, перебравшаяся первой.

4. «Сборка и разборка палатки на время. Упаковка в спальный мешок»

Ребята на время  собирают и разбирают палатку и упаковываются в спальный мешок

5. «Сварить уху». 

Всем участникам предлагается выбрать необходимые ингредиенты для приготовления для ухи. ( ингредиенты напечатаны на карточках)

6. «Съедобное — несъедобное»:

Команда получает по корзине грибов и вам нужно  будет их разделить на съедобные и несъедобные  на время.  

Ассортимент съедобных грибов: сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.

Ассортимент ядовитых грибов: мухомор, бледная поганка, ложные опята.

 Еще  команде предстоит определить и назвать представленное растение.

Ассортимент растений: ветка берёзы, акации, лист лопуха, подорожника, клевера.

7. «Разведение  костра и виды костров». 

Конкурс  заключается в следующем сначала ребята получают схемы кострищ (Приложение 1) и  выбирают 2 вида.  По сигналу ведущего дети берут саперные лопаты и начинают копать кострище, потом  собирают 2 вида костров  по схеме из приготовленных палочек. Участвует вся команда.

8. «Узлы»

Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни. Вам нужно будет повторить  3 вида узлов, которые вам будут показаны на картинке. (Приложение 2)

9. «Оказание первой помощи» 

В походе  с вами может случиться всякое и вы должны будете уметь оказать первую помощь. Для вас следующим заданием будет правильно обработать рану и наложить повязку. 

Инструктор объясняет, как наложить повязку на сломанную конечность, как остановить кровотечение. Затем детям предлагается сделать перевязку.

10.  «Отдых на привале»

Отгадать загадки (Приложение 3)

11. «Подведение итогов. Награждение.»

Вот и закончился наш необыкновенный туристический поход! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Сейчас самое время подсчитать ваши заслуженные баллы и определить самых ловких и дружных туристов. Спасибо вам всем за активное участие! 

Пока подводятся итоги команда поёт любую походную песню, разученную заранее  (куплет и припев) (Приложение 4)

 Победители получают призы. Звучит весёлая музыка, под которую все покидают спортивную площадку)

Список  использованной литературы.

  1. Исаков К.Ф. По карте, следам, приметам (военно-спортивная игра учащихся) – Минск: Народная света, 1979

 2.   Куликов В.М. Походная туристическая игротека Сборник № 2. – М.: ЦРИБ Турист, 1994.

  3.   Матюцкий С. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988.

  4.  Несбит П. и др. Один на один с природой. – М.: Воениздат, 1970.

  1. Расторгуев М.В, Ситников С.М. Карабинные узлы. – М.; 1995
  2. Скрягин Л.Н. Морские узлы. – М.: ЦРИБ Транспорт, 1994.
  3. Стрижев А.Н. Туристу о природе. – М.: Профиздат, 1986.

Приложения

Приложение1

C:UsersПионерскаяDesktopi.jpg

Приложение 2

Прямой узел

C:UsersПионерскаяDesktopimage002.jpg

Ткацкий узел

        C:UsersПионерскаяDesktop16684_900.jpg

Встречный узел

http://www.stranniktut.by/uploaded/images/stranniktut_uzli_3.JPG

Загадки

Где бы ты ни находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе друг,

Путь на север и на юг. (Компас)

Он с тобою и со мной

Шел лесными стежками

Друг походный за спиной

На ремнях с застежками. (Рюкзак)

Качается стрелка туда и сюда

Покажет нам север и юг без труда. (Компас)

Скорчится – с кошку,

А растянется – с дорожку. (Веревка)

Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки. (Лыжи)

Кто ходит ночь и ходит день,

                        Приложение 3

Не зная, что такое лень? (Часы)

Что из воды родится,

А воды боится? (Соль)

На привале нам помог,

Суп сварил, картошку спек,

Для похода он хорош,

Да с собою не возьмешь. (Костер)

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить (Котелок)

Над рекой она склонилась,

ловко—ловко исхитрилась:

обменяла червяка

на большого окунька. (Удочка)

        Приложение 4

«Ах картошка, картошка..»

Сколько раз на привале
Мы картошку пекли,
Пировать-пировали,
Разговоры вели.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Очень тонкое дело,
Даже для знатока,
Подрумянить умело
У картошки бока.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай,
А посолишь картошку —
Остывать не давай.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

Ключевою водою
Мы картошку запьем,
И конечно с тобою
У костра запоем.

Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Ах, картошка, картошка
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.

«Изгиб гитары желтой»

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Качнется купол неба большой и звездно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

«Дети Солнца»

Солнце двадцать первого века,

Над планетой нашей взойди,

Солнце двадцать первого века,

Тучи от людей отведи.

Неудачи, беды, ненастья

В двадцать первый век не пусти,

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Припев:

Мы дети солнца,

Мы дети солнца,

Живём на лучшей

Из всех планет.

Мы дети солнца,

А дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Мы дети солнца,

А дети солнца

Должны нести тепло и свет.

Солнце двадцать первого века,

В море жизни стань маяком,

Солнце двадцать первого века,

Светом озари каждый дом.

Неудачи, беды, ненастья

В двадцать первый век не пусти,

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Припев.

Солнце двадцать первого века,

Стань мечтою в каждой судьбе,

Солнце двадцать первого века,

Песню посвящаем тебе.

Неудачи, беды, ненастья

В двадцать первый век не пусти,

Зёрнам дружбы, радости, счастья

Помоги скорей прорасти.

Припев.

→ http://onesong.ru/11/Lagernye-Pesni/tekst-pesni-My-deti-solntsa

Поход выходного дня «Лесная страна»

Цель: организация активного отдыха на природе детей и родителей.

Участники: скаутские отряды дружины «Синяя птица».

Организация и время проведения: поход выходного дня «Лесная страна», приуроченный Празднику Первого костра проводится на территории парка «Винновская роща»

Оборудование: палатки, пенки, одеяло, спортивный инвентарь, мусорные мешки, аптечка, название своего этапа, ножницы, скотч, слова песен, шерстяная нитка, колокольчик, верёвка, футбольный мяч, маршрутные листы, свисток.

Условия участия

Каждый отряд берёт с собой палатку для организации командной стоянки, пенки и покрывала. У каждого руководителя своя аптечка. Организацию питания отряд определяет самостоятельно. С собой берётся спортивный инвентарь, мусорные мешки, название своего этапа, ножницы, скотч и всё, что нужно для его проведения.

Каждому участнику необходимо:

— 0,5 л питьевой воды

— отрядный галстук

— пенка (покрывало)

— спортивная одежда

— обувь по погоде

Наличие головного убора обязательно!

Каждый отряд повторяет скаутский гимн и разучивает свою песню (по параллелям).

На каждом этапе в скаутской тропе задания выполняют только 10 человек, на одном этапе – одни, на другом этапе – другие.

Назначить ответственных из родителей:

— оборудование стоянки

— организация обеда

— организация подвижных игр

— организация общего небольшого костра (с собой иметь маленькую лопатку, топорик)

— уборка территории

— скаутская тропа (все)

В помощь для проведения своего этапа берите своих старших детей (выпускников) или родителей.

Разучить кричалку с несколькими детьми.

План проведения похода выходного дня «Лесная страна»

Мероприятие

Время

Сбор у школы. Отправление.

9 ч. – 9ч. 15 мин.

Организационная линейка на месте проведения

10 ч.

Оборудование стоянки

10 ч. — 10ч.30 мин.

Скаутская тропа

  • Исторический этап. Викторина (история скаутского движения, традиции, законы)

  • Песенный этап

  • Тропа приключений

  • Упражнения на сплочение «Мы –команда»

  • Туристический этап

10 ч. 30 мин. – 12 ч.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

Обед

12 ч. – 13 ч.

Игры на свежем воздухе

13 ч. – 14 ч.

Общий костёр

14 ч. – 15 ч.

Уборка территории

15 ч. – 15 ч. 30 мин.

Отправление

15 ч. 30 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационная линейка.

Сообщение о плане проведения похода выходного дня.

  1. Скаутская тропа.

  • Исторический этап. Викторина «История скаутского движения»

  1. Кто основатель скаутской организации в мире?

Роберт Баден — Пауэл

  1. В каком году Роберт Баден — Пауэл организовал первый скаутский отряд и для чего он это сделал? (1908 г.)

БП был английским офицером разведки. Это был очень смелый и честный человек, ему приходилось командовать солдатами, которые совершенно не умели жить самостоятельно на природе. БП решает выпустить справочник для молодых читателей, с целью подготовки их к самостоятельной и автономной жизни в природе. С этой целью он собирает 20 мальчиков и проводит экспериментальный лагерь на острове Браунси, где ребята обходились без помощи взрослых, играя в различные игры, учились разводить костры и различать следы.

Результатом этого лагеря стала книга «Скаутинг для мальчиков», изданная в 1908 году. В этом же году повсюду стали образовываться скаутские группы, и движение принимает массовый характер.

  1. Назовите день рождения скаутинга в России и основателя первого скаутского отряда.

30 апреля 1909 года был зажжён первый скаутский костёр под городом Санкт-Петербургом в селе Павловске. Этот день считается днём рождения Российского скаутинга. Основатель – Олег Пантюхов

  1. Что произошло с российской скаутской организацией в 1917 году?

Во время революции 1917 года все люди поделились на красных (те, кто с большевиками), белых (против них) и синих – истинные скауты, оставшиеся вне политики. В 1919 году на съезде комсомола после доклада Н.К.Крупской, было принято решение о создании новой детской организации – пионерии. Скаутские лидеры и старшие скауты были сосланы и расстреляны. Те скаутские группы, которым удалось уцелеть, переименовались в туристические клубы.

Пионерская организация взяла много из скаутинга:

  • галстуки;

  • призыв: «Будь готов!»

  • значки, барабаны и флаги.

Но пионерия не сохранила 2-х основных принципов скаутинга:

  • добровольность;

  • неполитичность.

  1. В каком году началось возрождение скаутского движения в России? (в 1991 году)

  1. В каком году образовалась УОДЮОО «Ассоциация скаутов»?

(в 2003 г.)

  1. В каком году образовалась «Ассоциация скаутов» г.Ульяновска и дружина «Синяя птица» (в 2005 г.)

  1. Назовите символы скаутов (скаутская эмблема — лилия, салют, призыв и отзыв, скаутская форма, знаки отличия) и их значение.

Значение скаутской эмблемы — лилии, скаутского салюта

Долг перед Богом и Родиной — приверженность духовным общечеловеческим принципам, которые их выражают, принятие вытекающих из этого обязанностей. Духовное развитие – более широкое понятие, чем религиозное воспитание: духовное воспитание в скаутской организации свободно от любых конфессий. Право определять принадлежность к той или иной вере во все времена предоставлено семье и самому человеку. Духовность это в первую очередь, приверженность нравственным принципам. Это понимание красоты Мира, в котором мы живем. Желание и умение брать на себя ответственность — быть хозяином этого Мира, заботиться о животном и растительном мире, людях и истории. Личное духовное развитие помогает молодым людям найти и открыть самих себя.

Долг перед другими — верность своей стране, в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международных уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира. Скаут – активный член общества, он Гражданин своей страны, участвующий в её общественной жизни, соблюдающий её законы, уважающий достоинство её граждан, готовый приложить все свои силы на благо её благополучия и процветания. Он Гражданин планеты Земля, что налагает на него обязанности соблюдения прав и достоинства любого человека, уважения культурных, национальных и религиозных традиций других людей, сохраняя целостность природного мира. Он человек, который видит свое предназначение в служении людям. В том, чтобы помогать другим, жить в мире и добрососедстве со всеми людьми, укреплять дружбу и взаимопонимание среди молодёжи всех наций.

Долг перед собой — ответственность за собственное развитие. Скаутинг предполагает, что молодёжь ответственна за совершенствование своих способностей. Скаутское воспитательное движение призвано оказывать помощь молодому человеку в раскрытии его потенциала.

  1. Назовите традиции скаутов.

  1. февраля – День размышления;

30 апреля – Праздник Первого костра;

6 мая – День Георгия Победоносца – покровителя российских скаутов;

Поднятие Российского флага;

Рукопожатие левой рукой;

Посвящение в скауты.

  1. Назовите скаутские законы.

  1. Чести скаута следует доверять

  2. Скаут верен данному слову

  3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим

  4. Скаут — друг всем и брат каждому скауту

  5. Скаут вежлив

  6. Скаут друг животных и всей природы

  7. Скаут исполняет требования родителей, скаутского лидера

  8. Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях

  9. Скаут бережлив

  10. Скаут чист в мыслях, словах и делах

  • Песенный этап

текст песни, песня на телефоне и Гимн скаутов

1 класс — Разучивание и исполнение песни «У похода есть начало»

У похода есть начало

У похода есть начало,

А конца походам нет.

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

П р и п е в:

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся,

Он переполнен тайнами –

Необычайными.

Но не сделаешь и шагу –

Сразу выбьешься из сил,

Если стойкость и отвагу

В трудный путь не захватил.

П р и п е в.

Пронесем мы через годы

То, что начато с игры,

Наши дальние походы

И веселые костры.

П р и п ев

2 класс — Разучивание и исполнение песни «Скаутская песня»

Скаутская песня

С лилией белой под флагом трехцветным
Летом, зимою, ночью и днем
К цели единой, к цели заветной
Мы триединой дорогой идем.

Припев:
Трехцветный галстук, лилия на сердце,
В душе романтика, в кармане – пустота.
Такая уж у нас судьба поверьте,
Такая жизнь у скаута. 

Честь и законы ведут нас дорогой,
Клич наш известен: «Всегда Будь готов!»
Наш покровитель – Небесный Георгий,
Наш основатель – Олег Пантюхов.

Припев.

Сколько бы трудностей мы не встречали,
Как бы всех нас не меняли года,
Сколько б границ нас не разделяли,
Мы остаемся друзьями всегда.

Припев

3 класс — Разучивание и исполнение песни «Друг и брат»

Друг и брат

Нелли Путина

Погасила осень блики костра,

Значит снова расставаться пора.

Но ты знаешь, что вернёмся назад,

Ты всегда мне будешь друг, будешь брат.

Друг о друге забывать нам нельзя,

Снова вместе соберутся друзья.

Песни старые опять зазвучат.

Если скаут, значит, друг, значит брат.

И нас многое сближает с тобой,

Будем помнить мы холодной зимой,

Глядя с грустью на заснеженный сад,

Где-то в мире есть твой друг, есть твой брат.

А когда мы снова встанем в наш круг

И почувствуем тепло крепких рук

В унисон у нас сердца зазвучат:

Если скаут, значит, друг, значит брат.

В этом мире, где так много проблем,

Я одно лишь посоветую всем,

Чтоб идти по жизни не наугад

Рядом должен быть всегда друг и брат.

Только так нам будет легче в пути.

Только так мы сможем счастье найти.

Я помочь вам в этом искренне рад.

Если скаут, значит, друг, значит брат.

И поэтому я знаю одно,

Мне по-крупному, друзья, повезло.

Нас по всей Земле почти миллиард
И при этом каждый друг, каждый брат.

И без лишних рассуждений и слов

Я ко всем прийти на помощь готов.

Не пустым бахвальством строки звучат:

«Если скаут, значит, друг, значит брат»

4 класс — Разучивание и исполнение песни «Перевал»

Перевал

Просто нечего нам больше терять,
Всё нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла как тот перевал, 
За которым исполненье надежд.
Просто прожитое прожито зря , не зря,
Но не в этом понимаешь ли соль,
Слышишь, падают дожди октября ,
Видишь старый дом стоит средь лесов. 

Мы затопим в доме печь , в доме печь,
Мы гитару позовём со стены,
Просто нечего нам больше беречь, 
Ведь за нами все мосты сожжены,
Все мосты все перекрёстки дорог,
Все прошёптанные тайны ночи.
Каждый сделал всё что смог, всё что смог,
Но об этом помолчим, помолчим.

Пусть луна взойдёт оплывшей свечёй,
Ставни скрипнут на ветру , на ветру,
Ах как я тебя люблю горячо, 
Годы это не сотрут , не сотрут.
Мы оставшихся друзей соберём,
Мы набьём картошкой старый рюкзак.
Люди спросят, что за шум, что за гам,

Мы ответим просто так , просто так.

Просто нечего нам больше терять,
Всё нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла как тот перевал, 
За которым исполненье надежд.
Видно прожитое прожито зря , не зря,
Но не в этом понимаешь ли соль,
Слышишь, падают дожди октября ,
Видишь старый дом стоит средь лесов.

Гимн скаутов Российской Скаутской Организации.

Солнце над планетой — наше знамя!
Нам достался лучший из миров!
Будущее Родины за нами,
Скаут, за Россию будь готов!

Припев:
Всегда готовы за Россию,
Нам по плечу любая высота!
Скаут- это значит сильный.
Скаут – это честь и доброта!

Молодость наполнена мечтами.
Счастья впереди не гаснет свет

И спешим мы добрыми делами.
Добрый на земле оставить след!

Припев.

Все, что захочу уже сегодня,
Знаю я смогу наверняка.
Если будет очень трудно – помни
Рядом друга верного рука!

  • Тропа приключений

( шерстяная верёвка, колокольчик, бельевая верёвка, пенка, футбольный мяч)

  1. Паутина

Вокруг деревьев обмотать шерстяную нитку, повесить колокольчик. Задание: каждому члену команды пролезть через паутину, не задев колокольчик.

Команда получает столько баллов, сколько человек пролезет через паутину, не задев колокольчика.

  1. Разведчики

Каждый член команды должен проползти под верёвками, не задевая их.

Команда получает столько баллов, сколько человек проползёт под верёвками, не задевая их.

  1. Спортивный

Нужно забить футбольный мяч в мини-ворота. Команда получает столько баллов, сколько забитых голов.

Упражнения на сплочение «Мы –команда»

Инструктор выбирает по желанию одно или несколько упражнений, главное, чтобы уложиться в 20 мин. Участвуют все дети в команде.

Электрическая цепь

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Как упрощенный вариант электроцепи – Исходные условия: участники садятся в круг на землю, касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки (т.е. замкнули цепь руками и ногами). Задание: «Пускаем ток» — всем участникам одновременно (синхронно) подняться, не расцепляя рук и не меняя положения ступней. Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Гусеница

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на землю, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Платформа

Платформа или что-либо наподобие ее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1х1 м). Ваша задача — уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд.

Монстр (Гоблин)

Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры.

Задача группы сделать четыре шага, но при условии что вся группа будет стоять определенном количестве опор. Группа из 10 человек на 4, так же можно варьироваться в зависимости от возраста. Есть вариант что «монстр» не идет, а стоит например 10 секунд.

  • Туристический этап.

Инструктора – туристы из ЦДТ№6

3.Обед

Подведение итогов «Скаутской тропы»

4.Игры на свежем воздухе.

Свободные игры с использование своего спортинвентаря

Подвижные игры.

Например:

«Земля, вода, огонь, воздух»

Участники встают в круг, ведущий – в центре, бросая мяч одному из игроков, он произносит одно из 4 слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», то тот, кто поймает – называет животное, если «вода», то — рыбу, если «воздух»,то –птицу, если «огонь», то все играющие, размахивая руками, должны быстро повернуться кругом.

«Следопыты»

Для игры нужны квадратики 2 разных цветов. Маршруты маркируютсяраскладыванием их через каждые 10 м. Задача каждой команды – добраться до финиша, отыскав в пути как можно больше квадратиков своего цвета.v

«Сантики — фантики — лимпопо»

Играющие стоят в кругу. Один, водящий, выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики- фантики- лимпопо». Водящий встает в центр крута и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притоптывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит лидера, то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается сначала.

«Нос пол потолок»

Ведущий называет: «нос», «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих).

Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.

«Платформа»

Платформа или что-либо наподобие ее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1×1 м)

Задача — уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за её края и продержаться так 10 секунд.

«Голова хвост»

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, последний хвост. В игре Голова стремится поймать хвост. Все участники, стоящие между Головой и хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к хвосту, помогает хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает хвост. Потом можно сменить Голову и хвост.

5.Общий костёр.

Все садятся на пенки и покрывала вокруг костра. Зажигается костёр.

Исполнение песен каждой параллелью. В заключении – общая песня «Гимн скаутов»

— На этом наш поход выходного дня закончен, До встречи в скаутском семейном лагере в конце июня.

6.Операция «Нас здесь не было»

Проводится уборка территории.

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

Исторический этап

Песенный этап

Тропа приключений

«Мы –команда»

Туристический этап

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

Песенный этап

Тропа приключений

«Мы –команда»

Туристический этап

Исторический этап

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

Тропа приключений

«Мы –команда»

Туристический этап

Исторический этап

Песенный этап

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

«Мы –команда»

Туристический этап

Исторический этап

Песенный этап

Тропа приключений

Участники викторины: учащиеся туристских
объединений первого года обучения.

Цель конкурса: Провести промежуточный
контроль знаний и умений, полученных участниками
туристских объединений на занятиях.

Оборудование и материалы: мольберты с
плакатом загадкой и таблицей результатов,
маркер, конверты с карточками “Личное и
групповое снаряжение”; карточки со словами,
относящимися к туризму для игры “Пойми меня”;
связанные с ошибками туристские узлы; карточки с
названиями костров – нодья, колодец, пушка,
таежный, звездный; комплекты хвороста по числу
команд; продукты питания, запаянные в
полиэтиленовую пленку и пронумерованные (манная
крупа, гречневая крупа, крахмал, ячневая крупа,
соль, сахар и т.д.). Карточки участника, листы
бумаги с ручками для конкурса “Приготовим
обед”; баночки по числу команд со смешанными
семенами (фасоль, семена подсолнечника и арбуза).
Реквизит для инсценировки домашнего задания
(готовится каждой командой); секундомер; дипломы
для всех команд, медали для победителей; фишки
для жеребьевки команд. Магнитофон для
музыкального оформления конкурсов.

За 2 недели до викторины участвующим командам
дается задание:

  • красочно изобразить на бумаге один из законов
    туристов (список прилагается).
  • инсценировать один из туристских законов.
  • выучить туристскую песню.

Туристская викторина может проходить в зале,
который оформлен плакатами и фотографиями на
туристскую тематику. На одной из стен вывешены
плакаты с законами юных туристов – домашнее
задание команд.

Участники туристской викторины: 4-5 команд.

Количество ребят в команде от 4 до 7.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Здесь собрались команды юных
туристов, чтобы принять участие в туристской
викторине “Задоринки”, показать свои навыки и
умения, которые получены на занятиях в
объединениях нашей станции.

Викторина состоит из следующих конкурсов:

1. Туристского.

2. Кулинарного.

3. Конкурса туристских загадок.

4. Конкурса на лучшую инсценировку.

5. Туристского рисунка.

6. Психологического конкурса.

7. Походной песни.

Оценивать эти конкурсы будет жюри в составе…

Прошу капитанов команд подойти к столику жюри
на жеребьевку.

После жеребьевки ведущий оглашает очередность
выступления команд.

Ведущий: Итак, первый конкурс – туристский. В
этот конкурс входят 4 задания. Наивысшая оценка
за каждое задание – 5 баллов. Максимальная оценка
за весь конкурс 20 баллов.

Первое задание: Игра “туристское снаряжение”.
В ходе этой игры команды покажут свои знания
личного и группового снаряжения туристов.

Объяснение игры: Каждой команде выдается
конверт, на лицевой стороне которого изображено
снаряжение туриста. В конверте находятся
карточки с названиями и изображением предметов
личного и группового снаряжения. К конвертам
даны два кармашка с надписями “личное
снаряжение”, “групповое снаряжение”.
(Объяснение сопровождается показом). Задача
играющих – за 1 минуту отделить личное
снаряжение от группового, разложив карточки в
соответствующие кармашки, а кармашки в конверт.

Командам раздаются конверты и засекается
время. После выполнения задания конверты
собираются на столик жюри, где оно подводит
итоги. В это время проходит другое задание.

Ведущий: следующее задание туристского
конкурса – игра “Пойми меня”.

Объяснение игры: на столе жюри лежат карточки,
на оборотной стороне которых написаны слова,
имеющие отношение к туризму. Это существительные
в единственном числе. Один из участников команды
должен с помощью мимики и жестов показать другой
команде выбранное им слово, не произнося его.

Оцениваться будут как действия показывающего,
так быстрота, и правильность ответа команды.

Наивысшая оценка показывающего – 2,5 балла.

Наивысшая оценка участвующей команды – 2,5
балла.

В итоге за этот конкурс наивысшая оценка – 5
баллов.

По ходу игры жюри оценивает играющих.

Ведущий: Задание “Узелок” раскроет
ваши умения и знания в вывязывании туристских
узлов.

Объяснение задания: Командам раздаются
связанные туристские узлы, говорится их
название. За одну минуту необходимо найти в них
ошибку, показать ее и исправить.

Команды выступают в соответствии с
жеребьевкой.

После завершения задания Ведущий представляет
слово жюри для оглашения итогов туристского
конкурса.

Ведущий: Завершающее задание туристского
конкурса: “Костровые”.

Объяснение задания: Команды вытягивают
карточку с названием костра и за одну минуту
необходимо из предложенных палочек разного
диаметра сложить выбранный тип костра и
объяснить его назначение.

Комплекты хвороста одинаковы для всех команд.

Оцениваются быстрота и правильность действий.

Ведущий: Второй конкурс нашей игры —
Кулинарный. В любом походе туристу без питания не
обойтись. Прежде, чем отправляться в поход,
турист должен изучить азы походной кулинарии. И
сейчас вы покажете свои навыки в этой области.
Конкурс состоит из трех заданий. За первые два
задания наивысшая оценка – 5 баллов. За третье
задание – 4 балла. Максимальная оценка за весь
конкурс 14 баллов.

Первое задание этого конкурса покажет, знаете
ли вы крупы и продукты питания.

Объяснение задания: на столе, который стоит в
центре зала, находятся пронумерованные
целлофановые пакетики (можно взять около пяти) с
набором различных круп. Каждая команда выделяет
одного участника, который должен определить и
записать в индивидуальную карточку цифру и
название соответствующего продукта. Готовые
карточки сдаются жюри. Выигрывает та команда, чей
участник быстро и безошибочно подпишет названия
продуктов.

Ведущий: Второе задание этого конкурса –
“Приготовим обед”.

Команды получают листок с новым заданием. За
две минуты ребята должны написать название
продуктов, которые обычно употребляются в
походах и составить из этих продуктов меню на
обед.

Выполненное задание сдается жюри.

Ведущий: В предыдущих заданиях юные туристы
определили продукты питания, составили меню
обеда, но в процессе приготовления случилась
неприятность: крупы смешались. Задание состоит в
том, чтобы разделить эти крупы одну от другой.

Команды получают по баночке, в которой смешаны
три ингредиента. (Можно использовать фасоль,
семена подсолнечника и арбуза)

Кто быстрее разделит семена, получит наивысшую
оценку 4 балла.

После выполнения задания, Ведущий
предоставляет слово жюри для оглашения
результатов кулинарного конкурса.

Ведущий: Наступила очередь конкурса
туристских загадок.

Наивысшая оценка за этот конкурс выставляется
и оглашается по количеству загадок, участвующих
в конкурсе. За каждый правильно угаданный ответ
– 1 балл.

Первое задание для всех команд –
плакат-загадка (выносится мольберт с плакатом).

Задача участников команд ответить на вопросы
ведущего. Для ответа на вопрос необходимо
поднять руку. Выкрики с места не учитываются.
Отвечающий должен объяснить ответ.

Вопросы к плакату-загадке (фотография
прилагается).

  1. Сколько туристов живет в лагере?
  2. Когда они сюда приехали?
  3. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
  4. Откуда дует ветер: с севера или с юга?
  5. Какое сейчас время дня?
  6. Куда ушел Саша?
  7. Кто был вчера дежурным?
  8. Какое сегодня число и какой месяц?

После ответов команд, ведущий загадывает
загадки каждой команде, остальные команды должны
молчать, так как их ответ не будет засчитан, и
лишь в случае неправильного ответа команды может
быть принят ответ других команд. В этом случае
ответившая команда получает в свою копилку еще
один балл.

Итак, загадка первой команде:

Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)

Загадка второй команде:

На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)

Загадка третьей команде:

Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

Загадка четвертой команде:

Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)

Загадки всем командам. Знающие ответ, поднимают
руку:

  1. Скорчится – с кошку,
  2. А растянется – с дорожку. (Веревка)

  3. Под гору – коняшки,
  4. В гору – деревяшки. (Лыжи)

  5. Кто ходит ночь и ходит день,
  6. Не зная, что такое лень? (Часы)

  7. Что из воды родится,
    А воды боится? (Соль)

В конце конкурса жюри оглашает результаты
команд.

Ведущий. Четвертый конкурс нашей игры –
инсценировка законов юных туристов.

Это было домашним заданием для команд. В
процессе подготовки этого конкурса ребята
смогли реализовать свои творческие способности.

Инсценироваться будут следующие законы…

(Предварительно ведущий узнает это у команд).
Команды выступают в порядке очередности. Жюри
оценивает полноту раскрытия закона,
артистичность выступающих.

В завершении конкурса подводятся итоги. (Можно
предложить командам самим оценить инсценировку
других команд по 5-ти бальной шкале)

Ведущий: Конкурс туристского рисунка немного
похож на предыдущий, это также домашнее задание,
но на этот раз ребята пробовали свои силы на
бумаге, нарисовав законы юных туристов.

Прошу одного из участников команды подойти к
плакату и защитить его.

Защита плакатов идет в порядке очередности.

В конце конкурса жюри подводит итоги.

Ведущий: Психологический конкурс покажет
нам, насколько вы сплоченная команда. Команды
получают комплект больших карточек, на которых
написан один из законов туристов. На каждой
карточке по одному или по два слова. Участники
команды берут по одной карточке и выстраиваются
с ними вряд так, чтобы жюри и другие команды
смогли прочесть данное предложение.

Главным критерием при оценке данного конкурса
является психологическая совместимость ребят,
как они взаимодействуют при выполнении задания.

Учитывается также скорость и правильность
выполнения.

Ведущий: Конкурс походной туристской песни
завершает нашу игру “Задоринки”.

Наивысшая оценка – 5 баллов.

На привале туристы любят исполнять песни у
костра. И мы послушаем и оценим эти песни,
представив себя возле согревающего огонька.

Команды выступают в порядке очередности.

Прошу, первая команда…

После исполнения конкурсных песен ведущий
предлагает всем командам исполнить песню Олега
Митяева “Изгиб гитары желтой”.

Слово предоставляется жюри, для подведения
окончательных итогов и объявления победителей
викторины.

Ведущий: Все команды выступили хорошо,
показав свои туристские навыки. Тот, кто не
дотянул до победы, не расстраивайтесь. У нас
действует олимпийский принцип: главное – не
победа, главное – участие!

Все участники награждаются памятными
дипломами. А победители — самодельными медалями.

Законы юных туристов.

  1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
  2. Идешь в поход – не бойся, боишься – не ходи.
  3. Плохой поход бывает только у плохих туристов.
  4. В походе семеро одного не ждут.
  5. Если ты устал – помоги товарищу, и тебе станет
    легче.
  6. Не бери в поход слишком тяжелый рюкзак, тащить
    его придется твоим товарищам.
  7. Не бери с собой селедку, лучше соли съешь
    щепотку.
  8. Дождь туристам не помеха.
  9. Каким бы ни был маленьким оставшийся кусочек
    хлеба, в походе его делят на всех.
  10. Как бы ни было трудно в пути, соблюдай наш закон
    – не пищать!
  11. Дорогу осилит идущий.
  12. Турист это тот, кто людям добро несет.

Плакат-загадка

Туристские узлы

1а – прямой, 1б – рифовый,

1в – встречный, 1г – ткацкий,

2а – академический, 2б – шкотовый,

2в – брамшкотовый, 3а – проводник,

3б – восьмерка, 3в – “булинь”.

Виды костров

Сценарий туристического похода «Мы – туристы»

Цель:

Вызвать положительный эмоционально — психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи:

  • Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
  • Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
  • Развивать и обогащать словарный запас: слова –предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова –определения и словосочетания : велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
  • Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях:
  • Избегать возможных травм во время подвижных игр  (столкновений, подножек)
  • Уметь правильно падать
  • Оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку), позвать взрослых
  • Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса
  • Вести краеведческие наблюдения.
  • Выполнять социально значимую работу: в походе покормить птиц, очистить поляну, накрыть стол.

Ход мероприятия.

Построение у центрального хода детского сада родителей и детей, объявляется цель похода.

Речёвка туриста:

Восп.: Кто шагает с рюкзаком?

Все: Мы, туристы!

Воспит.: Кто со скукой не знаком?

Все: Мы туристы!

Воспит.: Нас вперёд ведут…

Все: Дороги!

Воспит.: Наш девиз:

Все: «Всегда вперёд!»

Воспит.: Эй, ребята,

Все: Твёрже шаг!

Воспит.: Что турист берёт в дорогу?

Все: Песню, ложку и рюкзак»

Сегодня мы с Вами отправляемся в поход. Маршрут нашего похода – это Черняевский лес.

Мы, будем, проходит проезжую часть, давайте вспомним правила перехода.

Где нужно переходить дорогу?

На какой свет светофора мы будем переходить дорогу?

Если мы с вами пойдём в поход, то мы кто?

Дети: Туристы!

Какие должны быть туристы?

Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?

Дети: пеший

Если на велосипедах, лодках, на лыжах, на конях, автомобилях (автотуризм).

И так мы отправляемся в пеший поход в Черняевский лес.

Вторая часть похода — движение по разработанному маршруту.

На лесных тропах дети перестраиваются в колонну по одному.

Игра «Следопыты»

Цель: развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве.

  • Дети рассматривают кору березы (кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола)
  • Дети знакомятся с лиственницей, сравнивают её с ёлкой; закрепляют понятия «Смешанный лес».
  • Находят кормушки для белок и птиц; кормят птиц.
  • Рассматривают муравейники;

Привал – остановка на большой поляне, установка палатки. Выбор дежурных для накрывания стола.

Паласа препятствий.

  1. Бег змейкой с увёртыванием
  2. Метание в цель
  3. Бег в обручах

Игра «Самый внимательный» — на поляне маскируются 10 предметов (спортивный инвентарь). Затем сообщается участникам. Они должны отыскать предметы.

Игра «Лесные казаки – разбойники» — одна команда находится в палатке. Другая прячется. Затем команды меняются/

Игра «Точный глазомер» — участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».

Туристические загадки:

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это?

(Палатка)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

(Компас)

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить

(Котелок)

Дети приглашаются к большому, походному столу.

Самостоятельная деятельность: сбор шишек, сухих палочек для изготовления поделок.

Игры: футбол, бадминтон, волейбол.

Подведение итогов: что мы узнали нового?

Что больше всего понравилось?

Уборка поляны и сбор рюкзаков.

Возвращение в детский сад.

Переход через проезжую часть

15

Полоса препятствий

16

Туристический стол

17

Лесные тропки такие узкие

18

Природа нашего края

19

Туристско-экскурсионный маршрут: «История и достопримечательности родного села».

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Исковских И.В. 1


1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области «Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича»

Сорокина Г.Г. 1


1МАОУ «Александровская СОШ имени Рощепкина В. Д.»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Учитывая, как привлекательна природа в Александровском районе, какие здесь имеются интересные исторические и природно-культурные места, мы решили разработать туристско-экскурсионный маршрут: «История и достопримечательности родного села» по наиболее интересным и значимым местам своей малой родины.

Актуальность данной проблемы очевидна, так как наша работа должна показать, что в нашем селе имеются культурно – исторические объекты, о которых мало кто знает, но хотелось бы, чтобы о них узнали как можно больше жителей нашего села, района и гостей.

Цель маршрута: разработать экскурсионный маршрут по объектам историко-культурного наследия села Александровка

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 

1) собрать информацию о каждом объекте, опросить жителей села для более достоверной информации.

2) обработать собранную информацию, сделать описание объектов

3) составить маршрут из исследуемых объектов

4) создать презентацию по разработанному маршруту (фотографии, текст)

Гипотеза: Мы предполагаем, что в нашем селе и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны многим людям.

Объект исследования: село Александровка и его окрестности.

Предмет исследования: достопримечательности села Александровка .

Методы исследования: опрос старожилов села; изучение документов, хранящихся в районном музее и архиве; сбор и анализ материалов

Создание туристско-экскурсионного маршрута «История и достопримечательности родного села» тесно связано с программным материалом краеведческих кружков и уроков по краеведению.

1. Содержание проекта маршрута.

1.1. Что такое туристско-экскурсионный маршрут? 

Туристско-экскурсионный маршрут – это проложенный на местности путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, рассчитанный на учащихся и взрослых ценителей природы и истории.  Предназначен для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране природно-культурных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов

В основу нашего маршрута положена существующая дорожно-тропиночная сеть. Она не представляет опасности и сложности для прохождения.

Доступность информации об объектах достигается путем рассказа экскурсовода.

1.2. Паспорт туристско-экскурсионного маршрута

Наименование экскурсионного маршрута – «История и достопримечательности родного села».

Маршрутная тропа – с.Александровка: мост через р.Молочай при въезде в село – ул.Советская – Храм им.св. бессребренников Космы и Дамиана – ул.Рощепкина (бюст Героя Советского Союза Рощепкина В. Д.; Дом культуры) – ул.Эстрадная (Физкультурно-оздоровительный комплекс Олимп) – ул.Мичурина (Парк Победы, Александровская школа, Центр развития) – пл.им. В.И. Ленина– ул.Спортивная (стадион Полёт).

Протяжённость маршрута- 2 км.

Время прохождение маршрута – 2 часа.

 Способ передвижения по маршруту -пеший

Движение – начинаем экскурсию от моста через р.Молочай при въезде в село, поворачиваем на ул.Советская в северном направлении в сторону старой части улицы, затем к Храму Космы и Дамиана, потом поднимаемся по ул.Рощепкина -к памятнику Героя Советского Союза Рощепкина В. Д. и Дому культуры; далее перемещаемся к Физкультурно-оздоровительному комплексу Олимп на улицу Эстрадная; затем через Парк Победы выходим на ул.Мичурина к школе; затем движемся в сторону площади им. Ленина В.И., и уже оттуда до конечной точки маршрута – на ул.Спортивная стадион Полёт.

Назначение маршрута – формирование исторической культуры школьников, проведения экскурсионной работы, исследовательской деятельности.

Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, научно-исследовательская работа.

Маршрут сезонный: весна, лето, осень.

Наличие экскурсоводов на маршруте – педагог и обучающейся МАОУ «Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д.», 2 человека.

2. Описание объектов маршрута

2.1. Улица Советская — первая улица села. История возникновения села Александровка

В Государственном архиве Оренбургской области есть точная дата основания Александровки – 1847-й год. В интернете нам удалось найти книги со списками населенных мест Оренбургской губернии за 1866 г,1891 г, 1900г. и историко-статистическое описание, представленное в Оренбургскую епархию в 1896 году, священником Александровской церкви Александром Поляковым.

Первое упоминание о селе, согласно спискам населенных мест Оренбургской губернии, изданных центральным статистическим комитетом внутренних дел, было в 1866 году. В них говорилось: село Александровское на речке Молочай относится к Оренбургской Губернии, Оренбургского уезда, стан 1, Дмитриевской волости. В селе -108 дворов, число жителей мужского пола -374, женского пола -405, есть церковь православная -1.

1900 год, село Александровское на реке Молочай: 210 дворов, население -1536 чел., 1 деревянная церковь, 1деревянная школа, есть базар по средам, 5 водяных мукомольных мельниц, принадлежат обществу. Относилось село к Дмитриевской волости.

Сначала в селе была только одна улица, которую потом назвали «Советская».

Но постепенно село расстраивалось, и к 1935 году оно состояло уже из четырех улиц: Советской, северная часть которой именовалась Оторвановкой, а южная – Конецкой, Ялги (это ул.Пушкина), Ближних Солонцов ( ул.Ленина) и Дальних Солонцов (ул.Фрунзе). и переулка Мельничного.

Из воспоминаний старожилов села Сотниковой В.И. и Черномырдина А.И., в те годы (да и сейчас) проживающих в переулке Мельничном:

«Не многие знают, что когда-то в п. Мельничном был кондитерский цех, в котором пекли пряники, делали разноцветный слоеный мармелад, конфеты-петушки, морсы. Кондитерами работали Волкова Евдокия и Евсеева (Шаврина) Светлана Семеновна. Директором райпищекомбината был Пяткин Илья Петрович. Так же в п. Мельничном была водяная мельница, откуда и пошло название переулка. При мельнице был дом мельника, в котором жил он сам со своей семьей, а так же могли оставаться люди, привозившие муку на помол. Старых фотографий мельницы не сохранилось, но сохранились рисунки жителя Александровки В.И Аносова.

На данный период в селе насчитывалось чуть больше трехсот деревянных, саманных и каменных домов, в большинстве своем под соломенными крышами. В домах репрессированных братьев Мельновых, Голикова, Пичугина, Кашкарова, Ситнова и других разместились РК ВКП(б),

милиция аптека Сбербанк нарсуд

райисполком, милиция, народный суд, почта и другие организации. Все эти административные здания находились на улице Советской. Летом того же 1935 года началось строительство Райисполкома из материала разобранных кулацких домов и церквей ближайших сел. Строительством руководил прораб-самоучка Прокофьев Антон Сергеевич. К осени 1936 года аппарат райисполкома вселился в новое здание. Впоследствии, в нем был детский сад, а теперь – жилые квартиры.

До 1965 года строительство в селе велось стихийно. В 1967 году по заказу районного руководства институт «Южуралпромсельхозстрой» разработал генеральный план застройки райцентра. Возведены здания райкома, райисполкома, КБО, Дома связи, магазинов, музыкальной школы, детской библиотеки, Центральной районной больницы, школы на 320 учащихся, пожарного депо, аптеки, автовокзала. Выросли улицы из двадцатичетырех-, шестнадцати-, двенадцати-, и восьмиквартирных домов.

2.2 Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана.

В исторических документах нет точной даты открытия церкви, но как указывается в клировой ведомости архивного фонда, приход открыт был в 1857 году. Здание было маленькое и деревянное, без колокольни, с единственным престолом во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Для этого выбрали самое высокое место в центре села, а здание расположили крестом, в память о Распятии. Украсили церковь колокольней.

По просьбе жителей села Александровка, здание, построенное на месте церкви, в 1995 году было передано Оренбургской епархии для совершения богослужений, но еще предстояло многое сделать, чтобы из бывшего клуба возродить православный храм. Вначале оборудовали для служб одно крыло здания.

Многие жители, руководители организаций, предприятий, предприниматели и просто добрые люди внесли посильную лепту и оказали помощь в этом благородном деле. Так шаг за шагом восстанавливался храм. Сергей Иванович Филлиппов — генеральный директор Торговой группы «Евростиль» стал главным поставщиком материальных и денежных средств.

Сейчас храм стал именно таким, каким мы представляли его раньше: большой, красивый, поющий «колокольную» песню, блистающий на солнце куполами. В храме обустроена отдельно крестильная комната, построена часовня для водоосвящения, открыта библиотека, в церкви есть трапезная, действуют два класса воскресной школы.

2.3. Памятник Героя Советского Союза Рощепкина В. Д.

От храма начинаем движение через так называемую «Нижнюю площадь» вверх по улице Рощепкина, которая изначально именовалась «Кирова». Сейчас эта центральная улица является одной из красивых улиц райцентра и славится своей березовой аллеей.

Поворачиваем налево к небольшому скверу к памятнику Герою Советского Союза Рощепкину Василию Дмитриевичу.

Первоначально бюст был установлен на родине В.Д. Рощепкина в пос. Рощепкино Александровского района. В 1967 году по инициативе секретаря парткома местного колхоза А.П. Проскурина, при поддержке художника- земляка Чуприна Н.Г. бюст был изготовлен в Оренбургском Доме художника и установлен на двухметровом кирпичном пьедестале около клуба. В 1983 году по просьбе родной сестры В.Д. Рощепкина, Натальи Дмитриевны Зайшловой, бюст был перевезён и установлен в районном центре с. Александровка.

Вид его по прошествии лет несколько менялся. Первоначально он был облицован плиткой (Фото 1). Затем бюст расположили на кирпичном основании, облицованном плиткой, нижняя часть – металлическая черная труба, на которой крепится табличка с надписью: «Герой Советского Союза Рощепкин Василий Дмитриевич, 1922-1944гг.» Завершал композицию бюст воина-героя, выполненный в золотистом цвете, установленный на квадратной черной плите, прикрепленной к трубе-постаменту. (Фото 2).

А в наши дни памятник выглядит так, как представлено на третьем фото.

2.4. Дом культуры.

здание Дома культуры до 80-х годов

Здание РДК было построено в 1981-1982 гг., до 2013 г. капитальный ремонт в нём не проводился.

Капитальный ремонт осуществлялся с июня 2013 г. по август 2014 г. За это время была заменена и укреплена кровля, утеплены и оштукатурены наружные стены, укреплены фундамент и несущие конструкции объекта, а также установлены новые системы вентиляции, пожарно-охранной сигнализации, коммуникации, электропроводка, отремонтированы помещения внутри здания.

2.5. Физкультурно-оздоровительный комплекс Олимп.

В Александровке 2009 года не было своего спортивного комплекса. И его открытие 19 декабря 2009г. стало настоящим новогодним подарком жителям села.

Комплекс современный и вместительный. Тут большой и светлый зал, имеются трибуны, раздевалки и душевые, помещения для тренировок. Сейчас здесь проходят тренировки и соревнования по мини-футболу, волейболу, вольной борьбе, пауэрлифтингу, гиревому спорту и прочее.

В июле 2019 года открыли площадку для скейтбордистов со специальными фигурами. Тут же выделен участок для занятий воркаутом со спортивными тренажерами. Между ФОКом и спортивной площадкой построена современная хоккейная коробка, торжественное открытие которой состоялось в декабре 2017 года.

2.6. Парк Победы, аллея Героев, Обелиск воинам – землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1970 году в Александровке состоялось открытие обелиска землякам, павшим в период войны. Расположен он в центре села в небольшом сквере по улице Мичурина рядом со школой.

Ровно 50 лет простоял этот обелиск в сквере. В 2020 году он был демонтирован, а на его месте расположился новый монумент.

Кроме того, в мае того же года была создана аллея Героев Советского Союза и Героев Труда, которая начинается от фонтана и заканчивается тупиком, украшенным Камнем памяти. Рядом расположен макет пушки – «сорокопятки», а чуть дальше – сам обелиск. Теперь это настоящая мемориальная зона.

Теперь же представлен тремя зонами: мемориальная, детская игровая площадка и зона любви. Вторая раскинулась спортивно-развлекательным городком, а третья представлена так называемым Деревом любви, где молодожены оставляют на память замочки.

9 мая 2017 года в парке Победы торжественно прошло открытие фонтана.

2.7. Александровская средняя общеобразовательная школа имени

Рощепкина В,Д,

Церковно-приходская школа в селе Александровка была открыта в 1891 году. Здание было построено на деньги (900 рублей), отпущенные Оренбургским Епархиальным училищным Советом. Законоучителем школы был приходской священник Александр Поляков. В 1935 году Александровская школа была преобразована в среднюю школу. Это была первая средняя школа в районе. Вся мебель состояла из 2 столов и скамеек вдоль них, тетрадей не хватало. Первые выпуски были сделаны в 1938-1940 годах. Директором был назначен Жданов Александр Иванович.

В 1960 году школа переселилась в новое двухэтажное здание, которое затем в 1970 году расширилось еще одной двухэтажной пристройкой. Долгое время они находились в неудовлетворительном состоянии и требовали капитального ремонта.

Долгожданный ремонт был начат в 2016 году, но был затянут на долгие четыре года. И вот, 1 сентября 2020 года Александровская школа встретила своих учеников и учителей в обновленном виде.

Далее двигаемся на север в сторону площади имени В.И. Ленина.

2.8. Площадь им. Ленина В.И.

Весной 1971 года в с. Александровка состоялось открытие памятника В.И.Ленину. Расположен он в уютном скверике административного центра села на площади, которая носит имя В.И.Ленина. Полутораметровая фигура Владимира Ильича, отлитая из бронзы, возвышается на двухметровом постаменте, который изготовлен из кирпича и облицован плиткой. По обе стороны памятника расположены кашпо для цветов. Со стороны площади к памятнику ведут ступени. Бронзовая скульптура обращена на восток и хорошо видна с ул. Рощепкина и торговой площади райцентра.

В конце семидесятых, в начале восьмидесятых годов, после сноса старых строений, площадь расширилась и была покрыта асфальтом. Были построены современные здания.

Сегодня к площади прилегают почти все основные административные здания районного центра: районной администрации, финансового отдела и отдела образования администрации района, пенсионного фонда и районного суда, здание районного узла федеральной почтовой связи и электросвязи, сбербанка и налоговой инспекции, здание начальной школы.

Площадь является местом проведения торжественных мероприятий и народных гуляний. Здесь устраиваются детские праздники, проводятся митинги, торжественные школьные линейки. В новогодние праздники на площади возводится ледяной городок с горками, катком, фигурками Деда Мороза и Снегурочки, проводится открытие новогодней ёлки с красивым фейерверком. Площадь является излюбленным местом для массовых игр детей и прогулок молодёжи.

Памятник В.И. Ленину, воздвигнутый в начале семидесятых годов, послужил поводом для создания центральной площади села- площади имени Ленина. И название площади время не меняет. Александровцы с уважением относятся к истории своей страны.

2.9. Стадион «Полет».

В 2014 году в райцентре после окончания масштабного строительства был открыт стадион «Полёт». Свое название он получил неслучайно: когда-то здесь располагался аэродром.

Размер игрового поля стадиона «Полет» с искусственным покрытием 110х70 м. Также на стадионе есть сектор для прыжков в длину, 2 площадки для пляжного волейбола 26х18 м, 4 круговые дорожки по 400 м и 6 беговых дорожек по 100 м. На территории стадиона предусмотрены трибуны на 1000 зрителей, с местами для инвалидов-колясочников, раздевалки, душевые, инвентарные и другие необходимые помещения.

Открытие стадиона было приурочено к проведению в нашем районе финала областных летних игр «Золотой колос Оренбуржья». В них приняли участие свыше 1000 атлетов из 35 районов. На открытии присутствовали первые лица области, члены Правительства Оренбуржья, главы городов и районов. Наш район вошёл в пятёрку лучших в области по итогам летней «олимпиады». Это было очень масштабное и запоминающееся событие.

В октябре 2019 года на стадионе «Полет» установлен целый комплекс разнообразных уличных тренажеров, турники, наклонные скамьи, гимнастические брусья, баскетбольное кольцо. Территория площадки огорожена. Для удобства жителей во время тренировок уложено специальное покрытие, на информационном стенде обозначены требования нормативов для успешной сдачи норм ГТО.

3. Выводы по работе.

1. Итак, мы собрали и изучили комплексный фактический материал, отражающий историческое и культурное прошлое и настоящее села.

2. Восстановили хронологическую последовательность появления и преобразования некоторых объектов и описание достопримечательностей села.

3. Разработали экскурсионный маршрут и проект сценария экскурсии по маршруту.

4. Разработали правила поведения на туристическом маршруте.

5. Чтобы привлечь туристов, разработали экскурсионные рекламные буклеты.

Мы верим, что наш экскурсионный маршрут будет пользоваться популярностью среди учащихся школы, жителей села и района. Таким образом, мы, учащиеся, никогда не забудем свою Малую родину и свои знания о ней передадим нашим детям, внукам и правнукам. Уверены, что наше родное село будет существовать еще ни один век.

Заключение

В процессе изучения достопримечательностей своего села мы определили интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое Александровки. Нам удалось найти записки краеведов, архивные документы и фотографии, воспоминания старожилов села. А самое главное разработать маршрут, по которому можно проводить экскурсии породному селу. Каждый может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи поставленные нами в начале исследовательской работы выполнены. Цель достигнута, гипотеза – подтверждена.

Что бы хотелось ещё сделать?

Продолжить работу с архивами.

Выявить оставшиеся исторические, культурные и природные памятники села.

Заняться разработкой экскурсионного маршрута по Александровскому району.

Исследовать памятники истории и культуры Александровского района.

Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость для жителей села Александровка и его гостей. Надеемся, что наша работа будет востребована и когда-нибудь состоится первая экскурсия по нашему туристическому маршруту.

Литература.

Григорьев А.Г. «На земле александровской»

http://al-library.oren.muzkult.ru/karta-aleksandrovskogo-rajona

http://xn--80aagaiedbykgdhjxrg2apgdc0a9u.xn--p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0/

https://ria56.ru/posts/3242879498742389478923.htm

http://al-library.oren.muzkult.ru/v-rusle-vremeni

http://xn--80aagaiedbykgdhjxrg2apgdc0a9u.xn--p1ai/2017/07/14/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Просмотров работы: 4066

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий тренинга это
  • Сценарий украденный день рождения
  • Сценарий туристический калейдоскоп
  • Сценарий тренинга холодные звонки
  • Сценарий узоры творчества

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии