Сценарий турнир знатоков природы на лесных тропинках

Конкурс знатоков природы. Тайны лесной тропинки.Цель: Способствовать формированию знаний о причинах, породивших необходимость защиты и охраны растительн

Конкурс знатоков природы. 3 «Б» кл.

«Тайны лесной тропинки». Учитель: Федас Н. А.

Цель: Способствовать формированию знаний о причинах, породивших

необходимость защиты и охраны растительного и животного мира,

с мерами защиты растений в нашей стране. Воспитывать уважение

и любовь к природе. Показать к чему ведёт загрязнение окружающей

среды. Развивать речь учащихся, творческую активность, память.

Оборудование: Карта путешествия, таблицы «Береги природу», пословицы о

природе, Красная книга Казахстана, карточки с заданиями, рисунки

животных, тест.

Девиз: Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта.

Эмоциональный настрой: Я приветствую тебя, Земля!

Я приветствую тебя, Вода!

Я приветствую тебя, Воздух!

Я приветствую тебя, Солнышко!

Ход мероприятия:

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесной тропинке (на доске карта предстоящего путешествия). На лесной тропинке вас ждёт много увлекательных и интересных заданий. Чтобы с ними справиться вам нужны знания, смекалка, сообразительность и конечно же дружба и взаимовыручка.

В игре участвуют 3 команды. Определите название своей команды.

1. Второе название группы пресмыкающихся. (Рептилии).

2. Второе название группы земноводных. (Амфибии)

3. Отряд животных, которых часто относят к группе насекомых и у которых имеется 4 пары ног (т. е. 8) (Пауки).

Стихотворение.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется – природа.

Давайте же всегда её беречь!

Подсолнух солнечного цвета,

Такой, что радостно всем жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

— Мы начали нашу встречу с замечательного стихотворения о природе. Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты, но делать это с каждым годом становится всё сложнее. Виной тому загрязнение окружающей среды.

— Что такое окружающая среда?

— Это богатый и удивительный мир растений и животных. Это наша родная природа

Если человек знает природу, умеет понимать её красоту, он постарается не делать ей больно. Войдя в любой лес, каждый из нас обязан помнить ряд несложных правил поведения на природе. Давайте же их сейчас вспомним

1. Экологическая тропинка.

(Детям предлагается задание: по картинкам назови правило природы).

1группа. – Не ломай ветки деревьев и кустарников.

— Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повредить ветки и корни растений.

— Не разоряй птичьих гнёзд.

— Не рви цветы в лесу, на лугу, на поле.

Вывод: — Помните: растения – это живые организмы, им больно, только сказать об этом

они не умеют и умирают долго и мучительно.

2 группа. – Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых.

— Не прикасайся к птенцам. Не подходи близко к птичьему гнезду.

— Не разоряй муравейники.

— Не лови диких животных и не приноси их домой.

Вывод: — Ребята, помните о том, что для диких животных их домом является лес, луг,

водоём, поле. Малышам никто не создаст условий для роста и развития, кроме

их родителей.

3 группа. – В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

— Не сбивай грибы, даже несъедобные, они тоже кому-то нужны.

— Не разводи костёр в лесу, если в этом нет необходимости.

— Не оставляй после себя мусор. Не сори в лесу, на поле, у водоёма.

Вывод: — Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы. Помните:

брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70

лет. Оставленный полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как

нет на земле бактерий, которые могут его разрушить. А остатки банки и

бутылки способны причинить вред даже через 2 тысячи лет.

— А сейчас, ребята, у нас будет работать творческая мастерская. Каждая группа должна придумать и нарисовать свой знак. 1. Не шуми в лесу. 2. Въезд транспорта запрещён.

3. Не кури в лесу. (Работают художники).

— Остальные дети в группах под руководством капитана разучивают пословицы и думают над их смыслом. (Во время самостоятельной работы звучит музыка).

Пословицы.

1. Кто рубит лес, тот сушит место.

2. На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку.

3. Природа – мать, умей за неё постоять.

— Проверяем. (Дети хором произносят пословицу и объясняют её смысл).

— Вот мы и выяснили правила поведения в лесу, теперь, я думаю, лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома.

2. Тропинка «Угадай-ка».

А теперь попробуем угадать, кто же нам может встретиться в лесу.

Загадки.

1. Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель, сосна)

2. Клейкие почки, зелёные листочки

С белой корой, стоит над горой. (Берёза)

3. И высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок – ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

— Объедините, одним словом. ДЕРЕВЬЯ — АҒАШТАР

4. Из под снега расцветает раньше всех весну встречает. (Подснежник)

5. Стоят в поле сестрички жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

6. Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

ЦВЕТЫ – ГҰЛДЕР

7. Я весь день ловлю жучков ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)

8.Прилетает к нам с теплом путь, проделав длинный

Лепит домик под окном из песка и глины. (Ласточка)

9. Прилетел к нам, наконец, самый лучший наш певец

летней ночью напролёт голосисто он поёт. (Соловей)

ПТИЦЫ – ҚҰСТАР

10. Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

11. Сядет – молчит. Кто его убьёт, кровь свою прольёт. (Комар)

12. Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Много ножек, а бегать не может. (Гусеница)

НАСЕКОМЫЕ — Жəндіктер.

13.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко рога, раскинув широко. (Лось)

14. Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, грызёт морковку. (Заяц)

15. Меньше тигра, больше кошки над ушами кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь, страшен в гневе этот зверь. (Рысь)

ЗВЕРИ – АҢДАР

Физминутка.

Мы – туристы, мы в пути

Веселей шагайте ноги.

Легче выдох, глубже вдох.

Впереди течёт ручей

Перепрыгнем поскорей.

3. Математическая тропинка.

— Это тревожная тропинка. В ней пойдёт речь о животных и птицах Казахстана, которые занесены в Красную Книгу. Красная книга – это документ.

Ученик: Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Сюда занесены животные и растения, которых на земле осталось очень мало, они находятся на грани исчезновения. Их надо спасать: запретить охоту на них, охранять в заповедниках. Заповедник – это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные уникальные участки природы. Люди думали, что природа неисчерпаема и просчитались. Наша планета Земля в опасности. Она требует помощи!

— А сейчас мы с вами будем спасать некоторых представителей Красной Книги.

Карточка 1 Карточка 1 Карточка 1

А) 5³ = Д) 4³ = У) 3³ =

О) 7² = В) 10³= О) 8² =

Р) 81-81: 9= Р) 63 – 63 : 7 = Р) 64 – 64 : 8 =

К) (10+3)*7 = Ы) (10+5)*6 = К) (10 + 4) * 8 =

Н) (40+8): 2= А) (60+3):3 = С) (70 + 14) : 7 =

-Расположите -Расположите -Расположите

ответы в порядке ответы в порядке ответы в порядке

возрастания убывания и возрастания и

прочитайте слово. прочитайте слово. прочитайте слово.

(норка) (выдра) (сурок)

Что вы знаете об этих животных?

Ученик: Норка и выдра селятся по берегам рек. Роют норы вблизи воды. Они хорошо плавают и ныряют. Питаются рыбой: сазаном и щукой, водяными крысами, лягушками.

Ценятся как пушные животные. Люди убивают их и делают из их шкурок дорогие шубки и шапки. Поэтому-то они и попали Красную Книгу.

Ученик: Сурок – это необычный грызун, весом 100-150г., питается травой, корнями растений, семенами злаков и вредит полям, за что преследуется человеком. Живёт в норах. На зиму залегает в спячку (6-9 месяцев). Суслик – желанная добыча для любого хищника. В Казахстане заготавливают ежегодно до 2 млн шкурок сусликов.

— Природоохранные мероприятия проводятся и в нашей республике. Переоборудуются многие заводы и фабрики с тем, чтобы не загрязнять воду и воздух На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, охотиться на редких животных.

— Назовите заповедники Казахстана. (Наурзумский, Боровое, Кургальджинский, Бетпак Дала, Низовье реки И ли, Алматинский).

Игра на внимание: «Летает, не летает».

-Если я называю летающее существо ,вы машете руками, если зверя – приседаете.

— Соловей, медведь, кукушка, чайка, заяц, муха, жираф, снегирь, носорог, ласточка, шмель, варан, журавль.

4. Тропинка «Эрудит»

«Да или нет».

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми? (Да)

2.Лягушки – домашние животные? (Нет).

3.У кукушки кукует самец? ( Да).

4. Перелётные птицы на юге строят гнёзда, как на родине? (Нет).

5. Почки на деревьях распускаются сразу после листопада? ( Нет).

6. Число 28 есть только в феврале? (Нет).

7. Волк, лиса, рысь – хищники? (Да).

8. Медведь ложится в спячку тощим? ( Нет).

9. Берёза, осина тополь – лиственные деревья? (Да).

10. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями? (Да).

11. Только у птиц тело покрыто перьями? (Да).

12.Природа бывает живая и мёртвая? (Нет).

Что лишнее?

  1. Бабочка, саранча, оса, саламандра.

  2. Морковь, клубника, клюква, брусника.

  3. Декабрь, июль, январь, февраль.

Логические задачи.

  1. На ветке сидели 4 птицы, Синиц было больше, чем снегирей. Сколько было снегирей? (1).

  2. В корзине лежало 5 груш. Как разделить эти груши между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по груше и, чтобы одна груша осталась в корзине?

  3. На столе 3 яблока. Одно из них разрезали на 4 части и положили на стол. Сколько яблок на столе?

Отгадай слово по подсказкам.

  1. – Служит защитой от хищников.

— Спасает от голода и холода.

— Его разводят туристы и оленеводы.

— На нём можно кипятить воду, варить еду.

(КОСТЁР)

  1. – В своих приключениях Фоллиос Фог и Паспорту обогнули её за 80 дней.

— Это наш дом.

Только на ней есть жизнь.

— Её воспевают в своём творчестве писатели – фантасты.

(ЗЕМЛЯ)

3. — Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.

— Помогает спрятаться от зверей и насекомых.

— Защищает от холода, ветра и дождей.

— Можно укрыться от знойного солнца.

(ПАЛАТКА)

— Скоро подходит к концу наша прогулка. Давайте сейчас отдохнём и послушаем пение птиц. – Как поёт кукушка? (Ку-ку, ку-ку, ку-ку.)

— Воробей? (Чик — чирик, чик- чирик) — Ворона? (кар- кар, кар-кар, кар)

( Детский хор исполняет песню птиц, на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».)

5. Тропинка « Лесная школа».

Каждая группа готовила домашнее задание

1 группа: Сценка.

Мартышка: —Ой, как живот болит

(Сзади появляется танцующий Мишка. Он тихо подкрадывается к Мартышке и пугает её)

Мартышка: — Ой, помогите! Ой, спасите!

Мишка: — Уж с тобой и пошутить нельзя сразу кричишь, спасите, помогите. Ты, что такая сердитая, Мартышка?

Мартышка: — Ой, Мишка, так живот болит, что сил никаких нет.

Мишка: — Верно съела, что-нибудь грязное?

Мартышка: — Ничего подобного!

Мишка: — А это что такое? О, да это бананы! А покажи-ка мне свои лапы! Ой, какие они грязные! Ребята, посмотрите какие у неё грязные лапы. Мартышка, как тебе не стыдно с такими грязными лапами бананы уплетаешь! Иди сейчас же с мылом вымой лапы! Придется тебе к врачу идти.

Мартышка: Ой, не надо, я боюсь. Я лучше погрею животик на солнышке.

— Какой урок нам преподали ребятам зверята? (Берегите здоровье)

2 группа: Стихотворение.

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Ты не топчи родных полей.

В вокзальной суматохе века

Ты оценить её спеши:

Она давно твой добрый лекарь

Она – союзница души.

Не жги напропалую

И не вычерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

( Земля – одна, берегите землю!)

3 группа исполняет песню «Не дразните собак»

Подведение итогов.

— Пока счётная комиссия подсчитывает жетоны и определяет победителя, мы с вами проведём небольшой тест.

1

2

3

4

Д ∕ М

Б ∕ Р

У ∕ Я

Г ∕ К

1 вопрос: Почему нельзя загрязнять воду?

д) Потому, что в ней погибают организмы.

д) Потому, что будет некрасивый цвет воды.

2 вопрос: Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые организмы.

б) Да, например комар. Он больно кусает.

р) Нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного.

3 вопрос: Почему человеку нужно заботиться о редких животных.

у) Потому, что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть.

я) Потому, что их можно будет, потом взять домой.

4 вопрос: Какие животные и растения занесены в Красную Книгу?

г) Которым грозит полное исчезновение с лица земли.

к) Потому, что они красивые.

— Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось? ДРУГ.

— А, что это значит?

— Человек должен стать другом всего живого на планете.

Награждение команд дипломами.

В каждой команде определяется лучший игрок, награждается грамотой.

Наказ ученикам.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

— Дорогие, ребята! Вы сегодня многое узнали о природе и поняли, как важно бережно относиться к ней. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ.

7

МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Внеклассное мероприятие:

«ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ»

Учитель начальных классов

ЛИПАТОВА

МАРИНА НИКОЛАЕВНА.

Октябрь 2016 г.

«Турнир знатоков природы»

ЦЕЛИ: 1. Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть

важность рационального использования и охраны окружающей природы;

2.Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей

природе, желание заботиться о ней;

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к

объектам природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: бумага, фломастеры, природный материал: пластилин, шишки,

веточки, листья, орехи каштана; картинки овощей, ИКТ, фишки.

Ведущий 1: Тихо, трепетно и ласково

Листья падают к ногам.

Это осень – чаровница

Пришла сегодня в гости к нам.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на турнир знатоков природы.

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Дети собираются – турнир начинается.

СЛАЙД 1 : турнир знатоков природы. (осенняя заставка)

Ведущий 2: Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце,

Дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живешь в том доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовется этот дом. (Л. Дайнеко)

Природа – сказочный мир, полный загадок и тайн. И только любознательным она открывает свои тайны. Чтобы понять ее, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки животных.

Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о природе. Начинаем турнир знатоков. В нем принимают две команды — КАПЕЛЬКА и ЛИСТИКИ (названия команд).

А болельщики будут следить за ходом поединка. Я представляю вам — жюри. И предлагаю вам, друзья, начать игру!

Разминка.

Ведущий 1: А сейчас мы проведем разминку. Каждой команде предлагается по 6 вопросов.

За каждый правильный ответ — 1 балл. Отвечать будет команда, капитан которой первым поднимет руку. В случае неправильного ответа одной команды, вторая получает шанс ответить на этот вопрос.

Вопросы:

1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла)

2. Как называется нос слона? (хобот)

3. У какого животного самая длинная шея? (у жирафа)

4. Кого можно назвать «плавающим фонтаном»? (кита)

5. Кобра – кто это? (змея)

6. Как называется жилище зверей, вырытое в земле? (нора)

7. Как называется животное, тело которых покрыто чешуей? (рыба)

8. Кто путешествует на нитке? (паук)

9. Какую птицу называют «белобока»? (сорока)

10. Какой цветок самый первый появляется из-под снега? (подснежник)

11. Что снесла курица? (яйцо)

12. Зимнее логово медведя? (берлога)

МОЛОДЦЫ! Ребята!

СЛАЙД 2: КОНКУРС 1: ВОЛШЕБНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ

Ведущий 2: А теперь проверим, хорошо ли вы знаете растительный мир. Предлагаем для команд

Задание 1: игра «Четвертый лишний»

Нужно найти лишнее растение, кто первый поднимет руку, тот и отвечает. За правильный ответ – балл.

СЛАЙД: клен, рябина, ель, тюльпан

СЛАЙД: береза, дуб, шиповник, тополь

СЛАЙД: яблоня, смородина, малина, клубника

СЛАЙД: липа, осина, клен, яблоня

СЛАЙД: груша, слива, тополь, вишня

СЛАЙД: клубника, роза, ландыш, фиалка

Молодцы! Мы продолжаем.

СЛАЙД: ОСЕНЬ

Задание 2: нарисуйте букет (на столе бумага, фломастеры.) Каждый рисует цветок, чтобы получился букет.

Ведущий 1: Пока команды рисуют , зрители отгадывают загадки и получают – жетоны.

1. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, то слезы проливает. (лук)

2. Голова на ножке, в голове горошки. ( горох)

3. Повернулось к солнцу, золотое донце. (подсолнух)

4. Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые и детки. (яблоко)

5. Растет в траве Аленка, в красной рубашонке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)

6.рос шар бел, ветер дунул — шар улетел. ( одуванчик)

7. Белые горошки. На зеленой ножке. ( ландыш)

8. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

9. Не шмель, не пчела, а жалит. (крапива)

10. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. ( петух)

11. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. ( сова)

12. Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками. ( еж)

13. Зимой спит, летом – ульи ворошит. ( медведь)

14. Не говорит и не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает. ( собака).

Молодцы! А сейчас посмотрим, что нам ребята нарисовали.

Ведущий 2: СЛАЙД: КОНКУРС 2: ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ

Посмотрим, хорошо ли вы знаете животных. А чтобы было интересно, мы предлагаем вам

1 задание:

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного.

А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Командам предлагается выбор карточек с заданием:

1.изобразить медведя 2. изобразить собаку

изобразить петуха изобразить утку

если команда соперников отгадывает – то получает 5 баллов.

МОЛОДЦЫ!

Ведущий 1: Не устали? Играем дальше.

Задание 2: загадки для команд.

Загадываются загадки каждой команде по очереди, если команда не может ответить, то право переходит второй команде.

СЛАЙД: Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса, А зовут ее….(ЛИСА)

СЛАЙД: Работящие зверьки Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (Бобер)

СЛАЙД: Скачет зверюшка: не рот, а ловушка

Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)

СЛАЙД: На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу:

В костяном моем дому Место только одному. (Черепаха)

СЛАЙД: Волны к берегу несут Парашют – не парашют

Не плывет он, не ныряет, Только тронешь – обжигает.(Медуза)

СЛАЙД: Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

СЛАЙД: На льдину вылез из воды – С усами, но без бороды,

И, мокрый, к льдине не примерз, Хотя на улице мороз. (Морж)

СЛАЙД: Не мышь, не птица; В лесу резвиться,

На деревьях живет Да орешки грызет. (Белка)

МОЛОДЦЫ, ребятки!

Ведущий 2: ВЫ, устали? Я предлагаю вам физминутку.

А сейчас мы продолжаем.

СЛАЙД: КОНКУРС 3: ДАРЫ ОСЕНИ.

Каждая команда выполняет два задания.

Задание 1: СОБЕРИ ПОДЕЛКУ.

За определенный промежуток времени нужно сделать поделку , используя природный материал ( пластилин, шишки. листья, каштан), придумать название.

Пока команды работают, мы поиграем со зрителями.

Ведущий 1: ИГРА: «УРОК БОТАНИКИ»

Я буду называть деревья, а вы выбирайте только те, что растут у нас.

Если растут – хлопайте в ладоши, если нет – топайте.

1. Лиственница, Каштан, // Ель, Облепиха, Платан,//

Дуб, Кипарис, Береза,// Тополь, Мимоза, Сосна.//

2. Яблоня, Груша, Малина,// Клен, Саксаул, Осина,//

Вишня, Лимон, Апельсин,// Кедр, Баобаб, Мандарин.//

МОЛОДЦЫ! Послушаем команды, что они сделали. Представители от команд рассказывают о своей поделке.

Ведущий 2: Задание 2: «Овощи для борща».

На столах лежат картинки овощей: помидор, огурец, перец, баклажан, свекла, морковь,

Капуста, редька, кабачок, картофель, лук…Командам нужно выбрать только те овощи, которые нужны для приготовления борща.

ИГРА со зрителями: показывают, как идет дождь.

Молодцы! Справились с заданием!

Ведущий 1: Молодцы, ребята!

Люди бывают разные: есть хорошие, а есть и плохие. Кто – то сажает, а кто – то ломает. Давайте будем помнить, что наша планета — наш общий дом.

СЛАЙД: ПЛАНЕТА.

СЛАЙД: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС 4:

Ребята, вам нужно составить общие правила по охране природы: животных, растений, птиц. Пока команды готовятся, поиграем со зрителями.

Игра: «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то все кричим «НЕТ»!

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, (ДА)

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать! (ДА)

Зря цветы не надо рвать! (ДА)

Из рогатки не стрелять, (ДА)

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, (ДА)

Топать, хлопать, палкой бить. (ДА)

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Ведущий 1: Слушаем ответы команд. Пока ЖЮРИ считает баллы. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку сказки «Репка» в исполнении учеников 2б класса.

Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.

ИТОГ: Жюри называют победителей, награждают грамотами и конфетами.

Зрители, имеющие жетоны, получают конфеты.

СПАСИБО!

Цели:

  • расширять знания детей о растительном и
    животном мире леса.
  • развивать любознательность, находчивость.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

ПЛАН.

1. Вступительная беседа.

Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и
прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу
нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки
и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и
грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из
травы. Они приглашают всех полюбоваться,
порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый
лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно
разбираться в многообразии растительного мира,
хорошо знать повадки его обитателей.

Проведём турнир знатоков природы, на котором вы
поделитесь своими знаниями о лесе. В нём
участвуют две команды (названия, эмблемы).
Следить за ходом поединка будет жюри.

2. Разминка.

– Какую птицу называют лесным барабанщиком?
(дятел)

– Какие грибы растут на пнях? (опята)

– Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

– Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем
стать взрослым? (насекомое)

– Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в
гору, у него задние ноги длиннее)

– Какой лесной обитатель сушит на деревьях
грибы? (белка)

3. О страшных, храбрых и не очень.

1 этап. Узнай животное.

А) Гнездо, которое строит зверёк, называется
гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и
прутьев основание гнезда, затем делает стены, а
сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри
своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником,
сухими травинками, листьями. В таком гнезде один
или два входа, которые в сильные морозы хозяйка
затыкает лёгким лишайником. (Если дети берут
подсказку, то вычитается один балл)

– Подсказка.

Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На
кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост
красиво выгнут за спиной. (Белка)

Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так
охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик,
дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах,
коварный нрав”.

– Подсказка.

Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)

В) Это удивительный зверёк. Слух у него более
тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние
необыкновенное зверёк чувствует жука или личину
в земле на глубине нескольких метров. А вот
зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно
за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест
всё: ягоды, семена растений, червей, мышей,
насекомых и даже змей.

– Подсказка.

Он хоть и маленький, но не боится хищников, у
него есть защита от них. (Еж)

Г) У этого зверя два основных способа защиты от
врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень
быстро и легко так легко, что даже в сугробы не
проваливается. Он не просто убегает от опасности,
он выбирает самый короткий путь к спасению. Но
случается, что не помогают не хитрость, ни
быстрота, тогда он падает на спину и обороняется
сильными задними ногами.

2 страница

– Подсказка.

Его считают большим трусишкой. (Заяц)

Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он
умеет прекрасно маскируется, у него острые
зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на
задние лапы и ходит в таком положении мелкими
шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами,
иногда ежами, зайцами.

– Подсказка.

Убегать от преследователей помогает рыжий
пушистый хвост. (Лиса)

Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может
быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на
деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по
равнине. По лесу шагает осторожно, старается не
шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

– Подсказка.

Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

2 этап. Верю – не верю.

– Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?

Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве
отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и
мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим
языком.

– Кабаны очень любят принимать ванну?

Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в
больших лужах, а также валяются в болотной грязи.
Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся
боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с
ней и различные насекомые и жучки, которые мешают
животному.

3 этап. Отгадай-ка (загадки болельщикам за
каждую отгадку балл команде).

а) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и
встретим.

Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)

б) Какую траву и слепой знает? (Крапива)

в) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.
(Малина)

г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)

д) Спинка в веснушках ах как не ловко.

И покраснела… (божья коровка)

е) Белые пятна на шапочке красной.

Он для людей чрезвычайно опасный,

Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб,
а точней. (мухомор)

ё) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)

4. Игра “Лес наш дом”.

Вопросы:

а) Кто кукует у кукушки. Самец или самочка.

б) Какие лесные растения могут заменить мясо. Грибы или ягоды.

в) Какие птицы едят грибы. Рябчики или глухари.

г) Сколько раз в году приносит приплод зайчиха.
1-2-3.

д) Какой лесной гриб называется дедушкин табак.
Сморчок или дождевик.

е) Сок, какого дерева сладкий. Осины или берёзы.

ё) Какие дрова самые жаркие. Еловые или берёзовые.

ж) Какое дерево осенью краснеет. Берёза или рябина.

з) Из какого дерева делают спички. Сосны или осины.

5. Конкурс капитанов.

Капитаны вытягивают конверты с заданиями и
рассказывают о съедобных и несъедобных ягодах и
грибах.

6. Экологическая сказка. (Учитель)

3 страница

Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день
прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала:
“Скоро наступит новый год, все звери готовятся,
только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый
год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не
знаю”.

– Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы
детей)

Правильно, потому что в Новый год люди вырубают
ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем
плакат в защиту “Зелёной красавицы”.

(Две команды рисуют плакаты, жюри оценивает.)

7. Песня “Дружба с природой”.

(Мелодия песни “Песенка крокодила Гены”.)

Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!

8. Игра “Лесные заморочки”.

Оборудование: фишки из лото (с 1 по 12),
иллюстрации птиц.

Вопросы:

1) Всё у этой птицы не так как у других – клюв не
прямой, а крест-накрест, и птенцов она выводит не
летом, а зимой. (Клёст)

2) Эти птички прилетают в наши края весной, когда
ещё холодно, зябко. (Зяблик)

3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко
подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом
опять взлетела. И ещё.…Это она в воздухе ловит
мух и насекомых. (Мухоловка)

4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк.
Но не тревожься пожара не будет: это, как язычок
пламени, подрагивает яркий красный хвостик
птички. (Горихвостка)

5) Эта птица настоящий акробат: только она может
бегать по стволу дерева вверх и вниз головой.
(Поползень)

6) Это небольшая птичка скромной
коричнево-серой окраски, славится своим чудесным
пением. (Соловей)

7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают!
Даже считают, что она накликает беду. А на самом
деле – это полезная птица. (Сова)

8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет
на землю, прижмётся и нет её, сядет на сук
вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё
маскировочная окраска – рябенькая. (Рябчик)

9) Все его называют лесным доктором за то, что он
“лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из под
коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)

9. Подведение итогов турнира.

Автор: Потапенко Лилия Федоровна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ№ 220
Населённый пункт: г.Росмтов-на-Дону
Наименование материала: конспект
Тема: Сценарий экологической викторины «По лесным тропинкам»

Раздел: дошкольное образование

Сценарий экологической викторины «По лесным тропинкам»

для детей средней группы

Потапенко Л.Ф. МБДОУ № 220.

Цель:
Закрепление и уточнение знаний детей о природе.

Задачи:

Образовательные:
расширять представления о лесе и его обитателях, формировать
элементы экологического сознания .

Развивающие:
развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к
ней.

Предварительная работа:
просмотр иллюстраций с изображением различных видов
деревьев, конкурс рисунков о природе ,проектная деятельность на тему «Природа наш
общий дом», чтение стихотворений русских писателей о природе.

Оборудование:
две картинки с изображением насекомых, картинки с изображением птиц,
интерактивная доска, фонограмма голоса птиц, фигурки диких и домашних животных,
раскраски-птицы нашего края, цветные карандаши.

Участники:
ведущий, дети.

Ход развлечения:

Ведущий:
Умники и умницы! Приглашаю всех знатоков природы на занимательную
викторину, посвященную природе.
(Дети делятся на две команды. С помощью заданий выбирают капитанов).
Итак, сейчас будут соревноваться две команды:
«Лучики» и «
Почемучки
»
. Оценивать
ваши ответы будет компетентное жюри. За каждый правильно выполненное задание жюри
на магнитной доске выставляет магнит у каманды « Лучики» – магниты желтого цвета, у
команды» Почемучки»- зеленого.У кого больше тот и победил.
1 Конкурс: «Зеленый друг».(Загадки о деревьях)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
1. У каких деревьев осенью красные листья? (Рябина, клен)
2.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3.Какое дерево дает сладкий сок? (Береза)
4. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна)
5.Какое дерево умеет плакать? (Ива)
6.Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель, сосна)
7. Какое дерево символ России? (Береза)

Ведущий:
Да молодцы ребята загадки отгадывать вы умеете, вот к нам пришел в гости
старичок Лесовичок и принес вам новое задание:
(обратить внимание детей на интерактивную доску)
2. Конкурс «Найди Хвойное дерево»(дети выполняют задание на доске.
3.Д/И «Подбери листок к дереву» ( на интерактивной доске)
Молодцы ребята Лесовичку очень понравилось, что вы знаете какие
бывают деревья..
Лес – это родной дом растений, птиц, животных. Животные прислали нам свои
объявления. Сейчас я их зачитаю, а вы попробуйте отгадать, кто написал объявление.

4 Конкурс: «Узнай по объявлению».
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу с собой. (Улитка)
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)
3.Помогите меня разбудить весной. Приходите с медом. (Медведь)
4.Что – то очень скучно стало выть на луну одному. Кто составит мне компанию? (Волк)
5.Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно ращу
новый. (Ящерица)
6.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обведу вокруг пальца. Учитывая
все это, прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не
называть. (Лиса)
7.Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко
мне. (Лось)

5 Конкурс «Кто где Живет»
Но смотрите,(обратить внимание детей на стол, на котором стоят макеты дома, деревьев,
кустов, и фигурки животных(диких и домашних)ребята на этой поляне животные какие то
грустные, у них что то случилось? Как вы думаете?
(выслушать ответы детей) Да ребята животные заблудились, растерялись и не знают как
им попасть домой, помогите им пожалуйста(домашних животных отведите домой и диким
покажите дорогу домой, а кто знает где живут дикие животные и почему они так
называются? Дети выполняют работу распределяя домашних животных вокруг дома,
а диких среди деревьев в лесу.

6 Конкурс: «Лесной концерт»

Ведущий:
я буду называть лесных артистов, а вы называете то слово, которым они
«говорят».
Пчела – … жужжит
Лягушка – … квакает
Кукушка – … кукует
Лось – … трубит
Ворона – … каркает
Змея – … шипит
Еж – … фыркает
Дятел – … барабанит
Волк – … воет

Ведущий:
Вот какой радостной мелодией встретил на лесной народ!

7 Конкурс: «Кто кем был в детстве?»
Медведь – могучий великан,
Был в детстве … медвежонком,
А этот хищный волк –
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса-
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.

8 Конкурс: «Шестиногие».

Ведущий:
Ребята, у кого шесть ног?

Дети:
У насекомых.

Д/упражнение: «Собери картинку»
Двое детей собирают из разрезных картинок изображение насекомого. Побеждает тот,
кто быстрее соберёт картинку.

Ведущий:
В лесу живут «братья наши меньшие» — птицы. Какую пользу приносят птицы
лесу?

Дети:
Уничтожают насекомых, хищные птицы ловят грызунов.

Ведущий:
А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.( Перед
вами лежат иллюстрации с изображением птиц, я буду загадывать загадки, а ответ на них
вы покажите на картинке, договорились.

9 Конкурс: «Пернатые»
1.Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали… (соловей)
2.У дупла листок пришпилен
А живет здесь дядя … (филин)
3. Прячьтесь, куры! В небе ясном
Черной тенью кружит … (ястреб)
4.Кто на елке на суку,
Счет ведет: ку – ку, ку – ку? (кукушка)
5.Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)
6. Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).

Ведущий:
Хорошо, хорошо. Вижу, знаете вы птиц и их повадки. Но только что вы так раскричались?
Вы должны знать правила поведения в лесу, чтобы не причинять вреда его
обитателям. Какие правила вы знаете? Мы должны беречь и охранять лес. Поэтому
его надо хорошо знать. А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с лесом и его
обитателями. Ответьте мне на вопросы:
Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Ведущий:
Правильно. И запомните ещё несколько
правил:
Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут отыскать и разорить
хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, иначе
птицы-родители могут навсегда покинуть гнездо.
Не разоряйте птичьих гнёзд!
Не трогай в лесу паутину и не убивай пауков!
Не рви в лесу и на лугу цветы.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого
погибают насекомые и растения!

Ведущий:
У каких растений семена снабжены «парашютами»?

Дети:
У одуванчика, тополя, ивы, чертополоха
Ведущий
:
Какие животные помогают распространять семена?

Дети:
Птицы, мышки, муравьи, бурундуки.

Ведущий:
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

Дети:
Фотоохота.

Ведущий:
Каковы причины лесных пожаров?

Дети:
Непотушенные костры, молния.

Ведущий:
Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать
магнитофон, разжигать костры?

Дети:
Шум и запах дыма пугают лесных обитателей.

Ведущая:
А сейчас я предлагаю вам на память о нашей игре раскрасить себе картину с
изображением птиц нашего края, присаживайтесь за столы, выбирайте себе
картинку и приступайте к работе,

Музыкальная пауза.(включается фонограмма голоса птиц)

Ведущий:
Вот сколько замечательного и удивительного мы увидели в лесу. Лес –
это богатство для нашей страны. И мы должны его беречь.

Ведущий:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Ребенок:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать.
Беречь поля, леса и реки ,Чтоб сохранилось все на веки!

Жюри подведение итогов: Молодцы ребята, вы так много знаете об окружающем нас мире
природы. Заканчивается наша встреча вам понравилось? Мы надеемся, что вы
теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.

1.

МБУ Мари – Турекская МПЦБ
Мари – Турекская ЦДБ
Турнир знатоков природы
«На лесных тропинках»
2020 год

2.

Чудесен и таинствен мир природы. Прислушайтесь
к журчанию речных струй, пение птиц, шелесту
трав, гудению шмелей, и вы поймете это.
Удивительны наши сказочные леса! А поляны –
настоящие «оранжереи природы . Природа
представляет здесь в своей ясной гармонии и красе.
Солнце, лес, песчаный берег, вода, ветер… приносят
нам огромную радость.
Оберегать природу всегда и везде – наша
обязанность. Чтобы оберегать природу, ее надо
знать.

3.

1. Конкурс « Наши пернатые друзья»
— Как называют птиц, которые прилетают к нам
весной?
— Почему перелетные птицы не могут
оставаться в наших краях?
— Как узнают перелетные птицы, что пора
улетать на юг?
— Каких птиц относим к перелетным птицам?

4.

2. Конкурс «Узнайте растения»
1
2
4
3
5

5.

3. Конкурс « Зеленая аптека»
Назвать лекарственное растение и применение его.
1
3
2
4
5

6.

4. Конкурс « В лес за грибами и ягодами»
Назовите съедобные грибы?
1
4
2
3
5
6

7.

Назовите ядовитые грибы?
1
2
4
5
3
6

8.

Перечислите съедобные и несъедобные ягоды

9.

5. Конкурс «Кто в лесу живет?»
Кто здесь лишний?

10.

Источники:
• Д.Э Летят перелетные птицы.
• Д.Э Звери и птицы наших лесов.
• Т.Д. Никиточкина. Лекарственные растения леса.
• В.Ф. Сотник. Кладовая здоровья.

Экологический турнир «В гостях у леса»

Автор: Бельц Ольга Николаевна

Организация: МКОУ «ОШИ психолого-педагогической поддержки»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Мариинск

Цель: создание условий для развития основ экологической культуры у детей.

Задачи:

образовательные: обобщить и закрепить знания детей о природе;

коррекционно-развивающие: корригировать речь воспитанников, развивать мышление и сообразительность, познавательный интерес;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, чувство товарищества, взаимопомощи, дух соревнования.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Форма занятия: экологический турнир.

Оборудование: выставка рисунков, презентация, разрезанные картинки, карточки желтого, зеленого и красного цвета.

План:

  1. Орг. момент – 3 мин.
  2. Основная часть

«Художники-экологи» — 5 мин.

«Экологическая разминка» — 2 мин.

«Экологический светофор» — 1 мин.

«Потуши пожар» — 2 мин.

«Экомузыка» — 3 мин.

«Экологическая проблема» — 4 мин

«Турнир капитанов» — 1 мин.

«Исправь ошибки» — 1 мин.

  1. Подведение итогов – 2 мин.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Звучат звуки леса, журчание ручья, пение птиц.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии.

Ребята, прислушайтесь к этим звукам: журчание ручья, пение птиц, шелест листьев, стрекочут кузнечики, гудят шмели и пчелы. И вы поймете, как прекрасны и неповторимы бескрайние могучие леса, голубые реки и озера, высокие горы и зеленые равнины! Как удивительны и уникальны животные нашей родной природы. Сегодня она особенно нуждается в защите, заботе и любви. Но эта любовь невозможна без знаний. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете о лесе. Занятие, пройдет в форме экологического турнира. Мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на предыдущих занятиях знания о лесе и его защите. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой.

Ребята, а что такое экология? Ответы детей

Молодцы! Экология — это наука о законах жизни природы.

Ребята, а что такое турнир? Турнир – это соревнование. Сегодня на нашем экологическом турнире «В гостях у леса»» в знаниях о природе нашей любимой Родины будут соревноваться две команды. Так как это соревнование, значит нам нужно жюри. Давайте попросим Оксану Викторовну справедливо судить наши команды.

Итак, приветствуем участников турнира! Первая команда «Юные экологи» (дети говорят девиз)

«Мы экологи планеты,

Мы защитники Земли,

Пусть всегда растут деревья,

Пусть всегда цветут сады».

и их соперники — команда «Друзья природы» (дети говорят девиз)

«В наших бережных руках

Прекрасен шар земной!

Природа создала всех нас

И важен здесь любой!»

Прослушайте правила сегодняшнего соревнования.

Во время турнира не надо ссориться, выкрикивать с места, подсказывать. За все эти ошибки будут начисляться штрафные баллы. Умейте уступать и признавать, где надо находчивость своего противника.

Каждая команда будет отвечать на вопросы, выполнять определенное задание. За правильный ответ команда получает 1 балл. При неправильном ответе – право передается соперникам. В конце игры жюри подведет итог и определит победителя. Сегодня победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь леса, умеет правильно вести себя в природе и оберегать ее.

Итак, мы начинаем!

2. Основная часть.

Для того чтобы наше путешествие по лесным тропинкам прошло интересно, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.

Итак, первый тур нашего соревнования «Художники — экологи».

Каждой команде необходимо вспомнить и нарисовать один из знаков «Правила поведения в лесу». Защита и оценка работ.

Ребята, а сейчас давайте обратим внимание на экран и вспомним все правила поведения в лесу. Молодцы!

Переходим ко второму туру «Экологическая разминка»

Я буду задавать по очереди вопросы каждой команде. Не забывайте про правила турнира.

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Бабочка, комар, стрекоза, муха – это (насекомые)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей?» (береза)

7. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

8. Верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)

9. Какого животного называют «санитаром» леса? (волка)

10. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (крапива)

11. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (сову за ее способность охотиться ночью)

12. Какие животные спят зимой? (медведь, еж)

13. Что теряет лось каждую зиму? (лось раз в год, зимой он сбрасывает свои рога)

14. Какое животное любит спать вниз головой? (летучая мышь)

15. Какого зверя называют «косой»? (заяц)

16. Какого зверя называют «косолапый»? (медведь)

17. Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, заяц, белка)

18. Животное наших лесов, похожее на кошку (рысь)

Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо.

Переходим к третьему туру, который называется «Экологический светофор».

На слайде значения цветов — «сигналов экологического светофора».

Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для нее! Продолжай помогать природе!

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать людям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой. Каждая команда получит по три кружка: красный, желтый, зеленый. Каждый цвет имеет свое значение. «Экологический светофор», зажигая красный свет, запрещает какие-то действия, желтый — предупреждает: «осторожно», а зеленый разрешает действия в природе.

Я буду зачитывать описание поступка человека в природе, а вы должны оценить поступок, подняв по сигналу один из кружков — включить светофор.

За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. Итак, начнем с команды «Друзья леса».

  1. Дети оставили костер в лесу. (к)
  2. Ребята огородили муравейник. (з)
  3. Ребята срезают грибы ножиком. (ж)
  4. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
  5. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
  6. Дети сильно шумят в лесу. (к)
  7. Дети вешают кормушку. (з)
  8. Мальчики рассматривают жука. (ж)
  9. Подростки моют мотоцикл в реке. (к)
  10. 10.Мальчик вырезал перочинным ножом свое имя на дереве. (к)
  11. 11.Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)
  12. 12.Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)

Молодцы! Правила поведения в природе вы знаете, и поэтому лес всегда будет рад встрече с вами.

Ребята, а какая самая страшная опасность может угрожать лесу? (ответы)

Большой ущерб наносят лесам каждый год пожары. Многие из них начинаются по вине людей, которые оставляют в лесу горящие костры. Поэтому следующий наш турнир называется «Потуши пожар».

Вам нужно наполнить водой емкости, которые будут использоваться для тушения пожара. В качестве емкостей будут стаканы, вместо ведер – столовые ложки. Ваша задача заполнить как можно быстрее стакан водой. На выполнение этого задания у вас 1 минута. Итак, время пошло.

Молодцы! Теперь, когда пожар потушен, можно погулять по лесу.

И мы переходим к следующему туру с необычным названием «Экомузыка».

Вы вошли в лес. Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пестрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. В природе не бывает тишины …Птицы поют свои песни… Животные издают звуки… Листья шуршат под ногами человека… Все это создает неповторимую музыку…

Послушайте звуки и определите, кто или что их издает.

Кукушка

Волк

Ворона

Дятел

Журчание ручья

Кузнечик стрекочет

Шум листвы

Сорока

Рев медведя

Шум дождя

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Ну, а мы переходим к следующему туру «Экологическая проблема».

Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Ведь мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Ученые предупреждают: если человечество не изменит свое бездумное, безжалостное безответственное отношение к природе, его ждет экологическая катастрофа.

Абдулов В.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Семененко А.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Человек, с того времени как он стал человеком, создает вокруг себя удобства, изменяя природную среду. Например, вместо болотца посажен лес, разбит сад, вместо цветущих степей пролегла пустыня, отравлена вода в реке, воздух отравлен. Все эти изменения могут привести к экологическим проблемам. Совсем остановить этот процесс невозможно, но возможно держать его под контролем.

И сейчас я предлагаю каждой команде из разрезанных частей собрать картинку, по рисунку определить экологическую проблему. Какая команда выполняет задание первой – поднимает руку.

Под музыку «В мире животных» дети собирают картинки.

Ответы команд.

Вырубка лесов — это одна из самых серьезных проблем. Это действительно так, поскольку значение лесов в нашем мире очень велико. А это значит, что их уничтожение может привести к самым плохим последствиям. Как вы думаете к каким?

Это загрязнение воздуха, исчезновение живых организмов, образование болот. Все это очень серьезно.

Что могут делать люди для спасения леса? Экономно использовать бумажную продукцию; озеленять территорию около своего жилья; замещать вырубленные на дрова деревья новыми саженцами.

Загрязнение леса мусором — важная проблем в наше время. Эти свалки в лесу вызывают загрязнение почвы, воздуха, воды, что ведет к ухудшению самочувствия, возникновению ряда заболеваний у животных.

Как бороться с этой проблемой?

Правила, которые все туристы должны выполнять, очень просты: не оставляйте мусор в лесу, заберите его и выбросьте в мусорный контейнер. Вы удивитесь, как на самом деле это просто. А вот в костре можно сжигать пластиковые бутылки? Пластик расплавился, ведь он не горит, и теперь на месте костра вообще никогда ничего не вырастет.

Молодцы! С заданием справились.

И я приглашаю подойти ко мне капитанов команд. Сейчас вам предстоит участие в «Турнире капитанов». Вы будете отвечать на вопросы и за каждый правильный ответ можете заработать 1 балл. Вопросы буду задавать по очереди.

Готовы!

Вопросы для капитанов

1 Зимнее логово медведя (берлога).

2. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом (лиса).

3. Птичий домик (гнездо).

5. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина).

6. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

7. Дерево с белым стволом (береза)

8. Ночная птица (сова).

9. Дерево, которое приходит к нам на Новый год (ель)

10. Какое животное почти всё время проводит под землей? (крот).

12. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

13. Нос птицы (клюв)

14. Какое животное колется иголками (ежик)

Молодцы капитаны. Достойно выдержали испытание. Порошу вас пройти на свои места.

Ну а мы продолжим наше состязание и перейдем к следующему туру «Исправь ошибки».

Я зачитаю ситуацию, а вы внимательно послушаете, и скажите, какие ошибки допустили ребята.

Ситуация для команды «Друзья леса»:

«Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь»,- предложил Алик. – «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики послушались и пошли туда, куда они показывали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Подумайте, что ребята сделали неправильно. Объясните.

(Использовать надо старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить костер рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)

Ситуация для команды «Юные экологи»:

Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

Подумайте, что девочка сделала неправильно. Объясните.

( Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо – и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)

Молодцы! И с этим заданием вы справились без проблем.

3. Итог занятия.

Ребята, вот и подошел к концу наш «Экологический турнир». Вы старательно выполняли все задания, а значит, увидели и услышали красоту окружающей природы.

А пока жюри подводит итоги, мы посмотрим, какие замечательные поделки из шишек и пластилина сделал Владик.

Слово предоставляется жюри.

Ребята, большое спасибо за участие в турнире. Не забывайте, что природа наш дом! Берегите ее! И тогда она обязательно отблагодарит нас чистым воздухом, пением птиц и своими дарами!

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 9,5 МБ

  2. file0.docx.. 33,8 КБ

Опубликовано: 12.11.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий украинского праздника на русском языке
  • Сценарий туристского похода
  • Сценарий третий мировой войны
  • Сценарий украинского подворья
  • Сценарий туристско краеведческого мероприятия

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии