Этап занятия
Длительность, мин.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Форма организации учебной
деятельности
Организационный момент / Мотивация
4
Описание темы сегодняшней лекции,
заполнение журнала присутствующих,
Во время описания темы студенты
слушают. Во время переклички встают
с места
фронтальная
Входной контроль
4
Задать три входных вопроса
аудитории, прослушать, при необходимости
поправить студентов или ответить
самому
Студенты слушают вопрос и размышляют
над ответом
фронтальная
Этап актуализации / Актуализация
знаний
5
Формулирует основные учебные
задачи, которые предстоит решить на
уроке
Внимательно слушают
фронтальная
Этап проблематизации
| Постановка проблемы
5
Формулировка проблемы решения с
комплексными и гармоническими числами
Внимательно слушают
фронтальная
Этап целеполагания и планирования
4
Формулировка целей данной темы,
для чего она нужна в будущей работе
Внимательно слушают
фронтальная
Изучение нового материала
21
Читает лекцию с презентации
Записывают в тетрадь слайды
презентации
фронтальная
Самостоятельная работа
3
Попросить студентов у себя в
тетрадях привести гармоническую
величину к комплексной форме
Решают пример в тетради
индивидуальная
Изучение нового материала
16
Читает лекцию с презентации
Записывают в тетрадь слайды
презентации
фронтальная
Закрепление / Повторение
/Систематизация знаний
12
Попросить студентов у себя в
тетрадях привести какую-либо
гармоническую величину к комплексной
форме и задать вопрос для дискуссии
Решают пример в тетради, после
размышляют над поставленным вопросом
индивидуальная
Самостоятельная работа
6
Предоставить студентам тест и
схему электрической цепи с исходными
данными и предложить им решить
Решают задачу в тетради
индивидуальная
Подведение итога
3
Краткий обзор всей презентации
Внимательно слушают
фронтальная
Этап рефлексии
3
Повторить студентам для чего им
необходимо уметь решать данные задачи
Внимательно слушают
фронтальная
Организация опережающей
самостоятельной работы. Задание на
дом
4
Дать студентам домашнее задание:
1)выполнить
расчет параметров электрической цепи
2) решить несколько
примеров с комплексными числами
Рисуют схему, переписывают примеры
в тетрадь
индивидуальная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС средствами ТРИЗ – технологий». Конспект занятия во 2 классе.
Конспект развивающего занятия по психологии во 2 классе по теме: «Решение задач»….
Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО.
В своем сообщении делюсь опытом в организации мотивации и рефлексии на уроках. Какие методические приемы мне помогают удерживать интерес,сделать обучение желанным. Как использование ИКТ на уроках позв…
Разработка модели внеурочной деятельности во взаимосвязи с учебной деятельностью в условиях реализации ФГОС НОО (оптимизационная)
Существует несколько моделей внеурочной деятельности, а в данной проектной работе разработана оптимизационная модель внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Обозначена цель, ожидаемые ре…
Инновационный педагогический опыт: Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер».
Материал содержит описание опыта в использовании мобильного класса на уроках….
Структурные элементы учебного занятия в условиях реализации ФГОС НОО
Технологическая карта по созданию современного урока…
Концепция внедрения образовательной модели мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»
Статья о Концепции внедрения образовательной модели мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»…
Из опыта работы «Образовательная модель мобильного обучения: 1 ученик: 1 компьютер»
В данной работе описаные особенности организации уроков в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»…
Сценарий учебного занятия по дисциплине
«Административное право»
Автор: Шевченко Олеся Павловна
Организация: БПОУ ОО ОПЭК
Населенный пункт: Омская область, г. Омск
План проведения занятия
Преподаватели |
Шевченко Олеся Павловна |
Дисциплина |
Административное право |
Дата проведения |
|
Специальность |
40.02.01 Право и организация социального обеспечения |
Группа |
КПС — 157 |
Курс |
Первый |
Тема |
Административная ответственность, правонарушение и меры наказания |
Вид занятия |
Изучение нового материала |
Тип занятия |
комбинированное |
Цели занятия
Обучающие:
- Закрепить знания, полученные ранее по дисциплинам специального цикла Трудовое право, Уголовное право, Гражданское право по темам: Виды юридической ответственности.
- Совершенствовать знания по теме: Административная ответственность, правонарушение и меры наказания.
- Совершенствовать навыки работы с нормативными правовыми актами (КоАП РФ).
Развивающие:
- Формировать познавательную активность у студентов.
- Развивать правовую грамотность, профессиональную и общую культуру у студентов.
- Формировать навыки выполнения индивидуальной и коллективной работы, правильного коммуникативного общения.
Воспитательные:
- Воспитание специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии.
- Воспитание чувства профессиональной ответственности за результат своего труда.
- Воспитание личностные качества: самостоятельность в принятии решений при выполнении разного рода заданий, дисциплинированность, добросовестное отношение к выполняемой работе.
Междисциплинарные связи
Параллельные дисциплины:
Теория государства и права
Трудовое право
Уголовное право
Гражданское право
Методы обучения, воспитания
- Проблемные методы (вопросы).
- Словесно-наглядный (мультимедийная презентация).
- Частично-поисковый (выполнение заданий).
- Диалоговый метод (беседа, взаимообсуждение).
Оборудование занятия и технические средства
- Раздаточный материал по теме.
- Нормативные правовые акты (КоАП РФ).
- Тестовое задание.
- Презентация по теме учебного занятия.
- Ноутбук, проектор.
Методы контроля
- индивидуальный
- текущий
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
Ход занятия
№ п/п |
Структурные элементы занятия |
Содержание элемента занятия. Используемые методы и приемы |
Время, мин |
Методическое обеспечение |
1 |
Организационный момент |
Приветствие студентов Проверка присутствующих |
1 |
|
2 |
Постановка целей и задач |
Сообщение темы занятия и плана работы Конкретизация задач и создание мотивации учебной деятельности Прием – повествовательное изложение Форма – рассказ-вступление |
5 |
По плану занятия |
3 |
Систематизация ранее полученных знаний |
Работа с группой ответы на вопросы: 1.Что такое юридическая ответственность? 2. Какие виды юридической ответственности Вам известны? Метод – фронтальный опрос |
5 |
|
4 |
Изучение нового материала |
Объяснение нового материала. Рассматриваемые вопросы:
Метод – частично-поисковый, самостоятельная работа с НПА (КоАП РФ – заполнение таблицы по мерам административного наказания) Фронтальная работа по выполненному заданию Прием – повествовательное изложение |
20 |
Лекция, презентация, КоАП РФ, методические указания по выполнению заданий на занятии, критериальность оценки деятельности студентов на занятии |
5 |
Закрепление и систематизация полученных знаний |
Решение тестовых заданий Прием – частично-поисковый Форма – тестовый контроль первичного усвоения |
10 |
Рабочая тетрадь с конспектом лекции |
6 |
Подведение итогов занятия |
Анализ качества работы студентов индивидуально и всей группы в целом, оценка работы. Ориентация на следующее занятие. Прием – повествовательное изложение Форма – рассказ — заключение |
3 |
|
7 |
Домашнее задание |
Работа с конспектом лекции; заполнить таблицу «Меры административного наказания» |
1 |
Рабочая тетрадь |
- Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Кто отсутствует сегодня на занятии? (проверка отсутствующих по журналу)
2. Мотивация и целеполагание
На сегодняшнем занятии нам предстоит изучить новую тему, поэтому мы будем работать как индивидуально, так и в группах, используя при этом лекционный материал, а так же ранее полученные знания на других дисциплинах специального цикла.
В процессе оценивания результатов работы на занятии будут участвовать все: и я, и вы, оценивая друг друга, руководствуясь критериями, которые лежат у вас на столах в папке с дидактическими материалами. На каждом этапе работы вы будете обращаться к критериям самостоятельно.
При этом каждый из вас должен помнить о том, что для вашей специальности и дальнейшей профессиональной деятельности очень важны такие качества как добросовестность и профессиональная ответственность за результат своего труда. Данные качества вы сможете продемонстрировать уже на сегодняшнем занятии.
Поскольку на учебных дисциплинах: Трудовое право, Уголовное право, Гражданское право Вы уже в общем плане касались вопроса о юридической ответственности, то я попрошу вас вспомнить
Вопрос: Что такое юридическая ответственность?
Ответ: это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.
Вопрос: Какие виды юридической ответственности Вам известны?
Ответ: уголовная, материальная, гражданско-правовая, дисциплинарная.
Совершенно верно, но Вы не назвали еще один вид юридической ответственности, как раз, о котором сегодня пойдет речь на нашем учебном занятии. Это Административная ответственность….
Исходя из этого попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия.
Целью нашего сегодняшнего занятия является изучение административной ответственности, ее особенности и признаки.
Совершенно верно, исходя из цели задачи нашего урока следующие:
— проанализировать понятие и особенности административной ответственности;
— выявить правовые основы административной ответственности;
— изучить структурный состав административного правонарушения и его правовую характеристику;
— рассмотреть меры административного наказания.
Сегодняшняя наша работа будет состоять из нескольких этапов:
- Изучение нового материала по теме.
- Работа с КоАП РФ по заполнению таблицы.
- На этапе закрепления изученного на занятии материала, вам будет предложено выполнить тестовое задание.
Слайд 1: Итак, приступим к изучению нового материала, открываем рабочие тетради, записываем тему: Административная ответственность, правонарушение и меры наказания и вопросы, которые нам необходимо будет изучить:
СЛАЙД 2:
- Понятие и особенности административной ответственности
- Понятие, признаки, состав административного правонарушения
- Понятие и меры административного наказания
Слайд 3: Вопрос 1: Понятие и особенности административной ответственности
Итак, прежде чем мы перейдем к изучению особенностей административной ответственности, необходимо сформулировать определение административная ответственность.
Я предлагаю выполнить упражнение «Мозговой штурм». Прошу Вас назвать слова, выражения, ассоциирующиеся с термином административная ответственность. (Называют: юридическая ответственность, закон, меры наказания, правонарушение).
А теперь давайте соотнесем наши ассоциации с определением из КоАП РФ.
Слайд 4: Административная ответственность – это одна из видов юридической ответственности, применяемая широким кругом уполномоченных органов власти в качестве мер административного наказания на основании закона к лицу, совершившему административное правонарушение.
Слайд 5: Особенности административной ответственности:
- основанием административной ответственности является совершение
административного правонарушения;
Cлайд 6
- административная ответственность распространяется на всех (как на физические, так и на юридические лица); Имеются также специальные субъекты административной ответственности (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным Уставом; сотрудники ОВД, Федеральных налоговых органов, таможенных органов, несут
административную ответственность в соответствии с НПА,
регламентирующими порядок прохождения службы в этих органах).
Слайд 7:
- за совершение административного правонарушения налагается
административное наказание, которое применяется широким кругом
уполномоченных органов власти, применение которого не влечет судимости. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение определенного срока.
Слайд 8:
- меры административной ответственности применяются не только в соответствии с федеральным законодательством, а также в соответствии с
законами субъектов РФ (основным нормативным актом, регулирующим вопросы АО на федеральном уровне, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, который был введен в действие с 1 июля 2002 года, Закон Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях»);
Слайд 9:
- административная ответственность наступает независимо от того, наступили ли отрицательные последствия от данного правонарушения, достаточно самого факта нарушения правил (пример: переход улицы в
неположенном месте, неуплата налогов, штрафов).
Итак, что непонятно по данному материалу? Если вопросов нет, то переходим к изучению следующего вопроса:
Слайд 10: Понятие, признаки, состав административного правонарушения
Назовите выражения, ассоциирующиеся с термином правонарушение. (Называют: вина, противоправность, действие, бездействие, ответственность).
А теперь давайте соотнесем наши ассоциации с определением из КоАП РФ.
Слайд 11: Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Слайд 12: Анализ данного понятия, позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения.
Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства.
Противоправность – т.е. закрепленность в нормативном акте в качестве адм. правонарушения.
Виновность – означает, что АП совершается осознанно, т.е. умышленно или по неосторожности.
Наказуемость – т.е. установление административного наказания за его совершение.
Рассмотренные признаки дают представление об общем понятии АП, они характерны для всех АП, вместе с тем, ответственность всегда конкретна и должна применяться за определенные деяния.
Кодекс же при установлении ответственности за его совершение выделил наиболее главные, существенные признаки.
(Например: нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества, совокупность таких признаков и образует состав АП, позволяющий осуществлять квалификацию).
Поэтому правонарушение квалифицируется по составу.
Слайд 13: Итак, состав административного правонарушения – это установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков, наличие которых повлечет ответственность.
Слайд 14: Элементами состава административного правонарушения являются: 1. объект административного правонарушения; 2. объективная сторона административного правонарушения; 3. субъект административного правонарушения; 4. субъективная сторона административного правонарушения.
В нашей группе присутствуют студенты, которые пропустили часть учебных занятий и отстают в освоении материала, заранее им было выдано задание и им предстоит сейчас выступить перед аудиторией. (два студента характеризуют состав правонарушения)
1студент Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, интересы или блага, которым причиняется вред.
Общим объектом является порядок управления, родовой указан в названиях глав Особенной части 2 Раздела КоАП РФ, а непосредственным является объект конкретного АП.
Объективная сторона административного правонарушения – это его внешнее проявление. В нее входит:
- деяние, т.е. действие или бездействие. Большинство АП совершаются путем действия (например: распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хищение или мелкое хулиганство).
Но отдельные правонарушения могут совершаться путем бездействия (например: проживание без регистрации, несоблюдение правил пожарной безопасности, уклонение от регистрации или перерегистрации огнестрельного оружия).
2. общественно вредные последствия. Большинство составов АП формальные, т.е. они окончены в момент одного лишь деяния (например: нарушение паспортных правил, правил воинского учета и т.п.) и не требуют наступления каких — либо последствий. Часть же из них материальные, т.е. требующие для признания их оконченными наступление определенных последствий (например: ст. 12.24 КоАП РФ Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).
3. причинная связь между ними – это такая связь, при которой именно данное деяние является главной и непосредственной причиной наступления общественно — вредных последствий.
4. время, место, способ совершения деяния – если эти признаки включены в состав объективной стороны, это означает, что конкретное деяние запрещается не вообще, а лишь совершенное в определенном месте, в определенное время или определенным способом. Так для состава мелкого хулиганства необходима нецензурная брань именно в общественных местах. Административно — наказуемо также, появление в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность только в общественных местах.
2 студент: Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью), либо виновное юридическое лицо.
Административной ответственности подлежат, постигшие 16 лет на момент совершения административного правонарушения граждане России, должностные лица, иностранные граждане, не обладающие дипломатической неприкосновенностью, а так же лица, без гражданства.
Наряду с возрастом, в отношении физических лиц, должна устанавливаться их вменяемость. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправных действий или бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Субъективная сторона административного правонарушения это психическое отношения субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если (лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело наступление его вредных последствий, желало или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично). Об умысле свидетельствует характер правонарушения (например: обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), неповиновение законному требованию сотрудника полиции (ст. 19.3), мелкое хулиганство (ст. 20.1).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности если лицо его совершившее предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. (Например, передавая управление транспортным средством лицу, не имеющему право управления им, водитель рассчитывает, что при малой интенсивности движения и его опыте, он сможет предотвратить возникновение аварийной обстановки, но этого не происходит).
Сделаем выводы:
Вопрос 1: Что является объектом правонарушения?
Ответ: Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, интересы или блага, которым причиняется вред, т.е. то на что направлено противоправное действие.
Вопрос 2: Что такое объективная сторона?
Ответ: Объективная сторона административного правонарушения – характеристика самого деяния (время, место, способ совершения).
Вопрос 3: Субъект правонарушения?
Ответ: Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее противоправное деяние.
Вопрос 4: Что такое субъективная сторона?
Ответ: Субъективная сторона административного правонарушения это психическое отношения субъекта к совершаемому деянию, выражается в форме умысла или неосторожности.
Хорошо, молодцы! Если вам все понятно, переходим к изучению следующего вопроса.
Слайд 15: Понятие и меры административного наказания.
Попробуйте назвать выражения, ассоциирующиеся с термином наказание. (Называют: ответственность, государство, закон, правонарушение, правонарушитель).
А теперь давайте соотнесем наши ассоциации с определением из КоАП РФ.
Слайд 16: Итак, административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с КоАП РФ административные наказания делятся на два вида: основные и дополнительные.
Задание следующее: Не заглядывая в КоАП РФ попробуйте самостоятельно распределить меры наказания по видам и записать их в соответствующий столбик.
Выполняют самостоятельно. Давайте проверим, что у вас получилось. Слад 17: Основные меры
Слайд 18: Дополнительные меры.
Основные меры |
Дополнительные меры |
— предупреждение — административный штраф — лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством — административный арест — дисквалификация — административное приостановление деятельности -обязательные работы |
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — лишение специального права в виде права управления транспортным средством — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. |
Вопрос: Итак, для того, чтобы охарактеризовать меры административного наказания, к какому НПА нам необходимо обратиться?
Ответ: КоАП РФ
Из ТГиП Вы знаете, что работа с нормативно – правовыми актами очень важна, т.к. она способствует получению точных и прочных знаний по изучаемому вопросу, что позволяет создать наиболее полное представление о мерах административного наказания.
Полученные в ходе изучения нормативно – правовых актов знания и умения создадут основу для вашего дальнейшего обучения в области права.
Для совершенствования навыков работы с КоАП РФ на данном этапе работы необходимо будет каждому выполнить следующее задание.
СЛАЙД 19, 20: Задание: 1 вариант характеризуют Основные меры АН, а 2 вариант – дополнительные меры АН, путем заполнения таблицы, используя КоАП РФ.
Перед тем, как выполнить задание, обратимся к дидактическим материалам, разработанным мной для вас, и содержащим «Критерии оценки вашей деятельности».
Для студентов, у которых возникнут затруднения при работе с нормативным актом, я разработала памятку «Алгоритм работы с НПА», можете её использовать. (Работают с КоАП РФ)
Мера наказания |
Размер/Срок |
Субъекты (физ/юр. л.) |
Желающие ответить по таблице. СЛАЙД 21-30
Молодцы, вы верно заполнили таблицу.
Для того, чтобы убедиться, что тема сегодняшнего занятия вам всем понятна и усвоена, вам необходимо выполнить тестовое задание, а затем поменяться решенными вариантами и оценить друг друга.
Напоминаю, что критерии оценки данного этапа имеются в дидактических материалах, у вас на столах. Правильные же ответы будут представлены на слайде 31 после выполнения задания.
На сегодняшнем занятии мы изучили тему: «АО,АП,меры АН», изученный материал нам понадобиться на следующее практическое занятие, где мы будем заполнять правоприменительный акт (Протокол об административном правонарушении).
А сейчас я предлагаю вам поделиться своим мнением по поводу того, что нового вы узнали сегодня на занятии, возможно, что хотели узнать, но не узнали? (Отвечают студенты по желанию.)
Контроль первичного усвоения материала показал, что большинством из Вас (Всеми) тема усвоена, результатом успешной работы на занятии являются те оценки, которые Вы сегодня получили, как работая самостоятельно, так и по вариантам.
Активно сегодня на занятии работали следующие студенты:
— отвечали на вопросы на протяжении всего занятия….
— работа с КоАП РФ по заполнению таблицы….
— решение тестового задания.
Прошу записать д/з: выучить все определения по теме, и дописать таблицу по мерам административного наказания. Считаю, что цель нашего сегодняшнего занятия достигнута. Спасибо. Урок окончен. До свидания.
Приложения:
- file1.zip.. 10,9 МБ
Опубликовано: 12.02.2021
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет |
Биология |
Класс |
6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
В.И. Лапшина,Рокотова Д.И. Биология. 6 кл. – М.: Изд. «Академкнига» / Учебник», 2015 |
Тема учебного занятия |
Грибы |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Грибы |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
12 урок |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования |
Овладеть теоретическим знанием о грибах путем знакомства с особенностями строения шляпочных грибов, их питанием, распространением и значением в природе и жизни человека. |
Обобщенные цели учебного занятия — планируемые результаты | |||
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
|
Цель – предмет (предметный результат) |
Обучающиеся научатся: 1. Особенности строения шляпочных грибов. 2.Отличать съедобные грибы от ядовитых. 3. Паразитические грибы. 4. Значение грибов в природе и жизни человека. |
Обучающиеся получат возможность давать характеристику видам грибов |
|
Цель – способ (метапредметный результат) |
Обучающиеся овладеют способом работы в парах, работы с рисунком |
Обучающиеся получат возможность работать с натуральными объектами, составлять «фишбоун» |
|
Цель – ценность (личностный результат) |
Обучающиеся сформируют познавательный интерес к изучению природы |
Обучающиеся получат возможность для формирования умения применять полученные знания в практической деятельности |
|
Исходное состояние обучающихся: — имеют опыт…….; — знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) — могут определять…….; — могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; — могут планировать, проектировать, моделировать; — могут контролировать, оценивать и т.д. |
имеют опыт: определения темы и цели урока, работы с текстом —знают :методы изучения живого, устройство увеличительных приборов — могут определять свойства живого — могут планировать свою деятельность; — могут контролировать, оценивать и т.д. |
||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
тест |
Составить «фишбоун» |
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
|
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Знают отличительные признаки грибов Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами |
формирование умений рассматривать биологические объекты, выделять в них существенные признаки, сравнивать, класси- фицировать, находить причинно-следственные связи, доказы- вать, работать с учебником |
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет — ресурсы |
ЭОРы |
В.И. Лапшна, Рокотова Д.И. Биология. 6 кл. – М.: Изд. «Академкнига» / Учебник», 2015 |
||||
Техническое обеспечение |
Сценарий проведения учебного занятия |
|||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся
(примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Приветствие , проверка подготовленности к уроку. |
Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Повторение основных признаков растений и животных. Ученики называют признаки царств растений и животных. |
Называют признаки царств растений и животных. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
Учитель предлагает обучающимся отгадать загадку: Раздвинув листву, Средь высокой травы, Смотрю я на мир, Как лиса из норы. И тем, кто желает Меня отыскать, Придётся умелым Охотником стать. Я думаю, что вы поняли, что загадала я загадку не зря, а потому что тема нашего урока :»Грибы». |
Отгадывают загадку |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Долгое время ученые относили грибы к царству растений и составляли в нем вместе с бактериями, водорослями и лишайниками отдел низших растений. Сколько же было споров среди ученых! Грибы – обширная и повсеместно распространенная группа весьма разнообразных организмов, способных существовать в разнообразных условиях. |
Называют группу, которая соединяет в себе признаки растений и животных: грибы. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
Пусть каждый из вас ответит себе на вопросы: Что «НАДО» мне для этого сделать? Что я «ХОЧУ» получить от этого урока? Что я «МОГУ» для этого сделать? |
В конце этого урока мы должны, знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, научиться узнавать грибы |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
А сейчас я попрошу вас сейчас нарисовать любой гриб такой, каким вы себе его представляете. Давайте с помощью следующего слайда ваш рисунок превратим в общую схему строения грибы. Строение гриба. Питание грибов. (слайды) В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. (слайды) |
Дорисовывают рисунок, обозначают на рисунке грибницу, плодовое тело, шляпку, ножку. |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
А сейчас давайте заполним схему «фишбоун», отражающею признаки царства грибы. Какими признаками обладают грибы? Так почему грибы смущали и приводили в отчаяние самых талантливых ботаников? |
Пользуясь учебником заполняют схему. Грибы сочетают признаки растений и животных |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала. Приступаем к выполнению заданий Выполнить тест: г) плодовым телом. а) автотрофы а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница; г)автотроф. 6. По способу питания грибы похожи на животных, так как: а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами в) поглощают пищу путём всасывания |
Выполняют тест |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Я узнал Я научился Было сложно Было легко Мне понравилось Не понравилось Меня удивило Я поделюсь с родителями и другими членами моей семьи. |
Сценарий учебного занятия по предмету «химия» с использованием элементов профориентационной работы
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Малий Ирина Викторовна |
Район |
Сормовский |
Место работы |
МАОУ «Школа № 78» |
Должность |
учитель |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет |
химия |
Класс |
9 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
|
Тема учебного занятия |
|
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
Металлы в природе, общие способы их получения Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний (изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения) |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
ТЕМА 1 Металлы.(18 часов) 1. Положение металлов в периодической системе. Строение их атомов, кристаллических решеток. Физические свойства. 2.Общие химические свойства металлов. 3. Коррозия металлов. Сплавы 4. Металлы в природе, общие способы их получения 5. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы(щелочные металлы) 6. ………… |
Учебная задача |
Создать условия для усвоения обучающимися комплекса теоретических знаний о природных соединениях металлов и самородных металлах, способах их прикладного использования. Дать понятие о рудах и металлургии, рассмотреть такие ее разновидности, как пиро-, гидро- и электрометаллургия; вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность. |
Обобщенные цели учебного занятия — планируемые результаты | |||
Цель Уровень |
Базовый («обучающийся научится») |
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
|
Цель – предмет (предметный результат) |
создать условия для ознакомления учащихся с природными соединениями металлов, формирования понятий о самородных металлах, минералах и рудах; ознакомления с металлургией и её видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией. Дать понятие «металлотермия». Создать условия для ознакомления с микробиологическими способами получения металлов.… |
Обучающиеся получат возможность научиться получать некоторые металлы в лаборатории. |
|
Цель – способ (метапредметный результат) |
Обучающиеся овладеют навыками работы с текстовой информацией при обращении к учебному пособию; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации; организовывать собственную познавательную деятельность при выполнении опытов; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свои мысли исходя из сделанных выводов; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. |
Обучающиеся получат возможность оценить усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей; оптимальность лабораторных и промышленных способов получения некоторых металлов. |
|
Цель – ценность (личностный результат) |
Обучающиеся, сформируют представление о значимости школьных знаний в области химии в приобретении профессии технической направленности. |
Обучающиеся получат возможность развития интеллекта, мышления, саморазвития и самосовершенствования своей личности. Обучающиеся получат возможность для формирования убеждения в том, что в нашем современном мире — в мире технологий самыми востребованными являются специальности технической направленности. А чтобы стать высококлассным специалистом, необходимо еще в школьные годы приложить свои усилия в изучении таких предметов, как физика, математика и химия. |
|
Исходное состояние обучающихся: |
— имеют опыт работы с различными источниками информации; — знают понятия: металлы, физические и химические свойства металлов, амфотерные элементы, степень окисления; — могут самостоятельно определять тему урока, формулировать цели и задачи урока, а также цели и задачи эксперимента; — могут осуществлять интеграцию химических, биологических и экологических знаний, выявлять экологические проблемы металлургии и их последствия, возникающие при взаимодействии человека и природы. — обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением — большинство владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, сопоставление); — часть ребят могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; |
||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
|
|
|
|
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Данная тема изучается в теме «Металлы» на уроках химии в 9 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими простыми веществами — металлами и соединениями металлов, которые нас окружают. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе «Свойства растворов электролитов» и при изучении курса химии в 11 классах, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Тема может быть использована при проведении профориентационной работы так как практически все технические профессии связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках химии. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет — ресурсы |
ЭОРы |
УМК: — Габриелян О. С., Химия 9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, М. Дрофа, 2009. — Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2005. — Контрольные и проверочные работы. Химия 9 класс к учебнику О.С.Габриеляна. М. Дрофа, 2008. |
— Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. М. Дрофа, 2003. — Габриелян О.С., Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 класс. М. Дрофа, 2005. — Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2003. |
https://ru.wikipedia.org Википедия fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.oblasti-ekologii.ru Экология природных ресурсов |
http://edufuture.biz/index.php?title Onov43.jpg Onov39.jpg |
|
Техническое обеспечение |
Раздаточный материал к уроку: — теоретическая часть: папки дидактических материалов «Твой помощник по химии» (тема «Общие способы получения металлов»); — практическая часть: коллекции минералов и руд; индивидуальные карточки для выполнения домашней самостоятельной работы (с инструктированием по дифференцированному выполнению заданий). ИКТ-средства обучения: мультимедийное сопровождение урока. Авторская учебная презентация «Общие способы получения металлов» |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | |||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Подготовка учащихся к учебной деятельности По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем |
Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (ответы на вопросы, работа по карточкам); По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий). Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. |
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности. |
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
• Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. |
Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой), продуктивный (проблемная ситуация, диалог). По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха, проведение лабораторного опыта, демонстраций. |
Для подростков все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире — в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового — началу юношеского возраста. Также продолжает развиваться наглядно-образное и словесно-логическое мышление, способность воплощать теоретические знания в практическую деятельность. |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (сообщения учащихся), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой), продуктивный (выполнение опыта учащимися, проблемная ситуация, диалог). По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха, проведение лабораторного опыта. |
Подростковый возраст (14 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание партнера и самопознании, (целесообразно выполнение работ в парах, группах) а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка (подготовка сообщений, презентаций). |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий). По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (письменные задания, ситуационная задача), продуктивный (проблемный и частично-поисковый – ситуационная задача). По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа. Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль и взаимоконтроль. Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Контекстное обучение (использование ситуационных задач). |
Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
|
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи — учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа). По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости изученного материала. Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся. |
Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) Восьмиклассники только учатся делать самоанализ собственной деятельности. |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся
(примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством спокойной, уверенной манеры поведения, приветливого и доброжелательного тона. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Отметка в классном журнале отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания. |
Приготовление учащихся к работе на уроке. Концентрация внимания и мобилизация на предстоящую деятельность |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Выясняет степень усвоения заданного на дом материала. 1. Предлагает ученикам обменяться в парах кроссвордами и осуществить взаимное оценивание. Кроссворд оценивается по заданному алгоритму. «5»-работа выполнена самостоятельно без ошибок «4»-правильно, но с помощью; «3»-работа выполнена с 4 ошибками. Оценки заносятся в рабочую карту 2. Работа с учебной презентацией: создание условий для самостоятельного оценивания письменного задания учащимися |
1.Учащиеся в парах оценивают кроссворды (самостоятельное оценивание или взаимное оценивание) по теме «Металлы». Сдают работы учителю в конце урока. 2.Самостоятельное оценивание письменной работы по образцу (по презентации). Сдают письменные работы по желанию. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
Ставит перед учащимися учебную проблему: «Почему одни металлы могут встречаться в природе в самородном виде, а другие – только в составе соединений?» «Каким же образом извлечь металлы из их минералов и руд?» «А руды и минералы – это не одно и то же?» |
Анализируют информацию, отвечают на вопросы, работают в парах. |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. (Рассказ учителя) Практически все технические профессии: «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтер», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках «Химии». Много веков металлы верно служат человеку, помогая ему покорять стихию, овладевать тайнами природы, создавать замечательные машины и механизмы. Богат и интересен мир металлов. Среди них есть старые друзья человека: медь, железо, золото, ртуть, серебро, олово. Эта дружба насчитывает уже тысячи лет. Но есть и такие металлы, знакомство с которыми состоялось лишь несколько десятилетий назад. Многое о металлах вы уже знаете. Посмотрите, на какие вопросы нам предстоит ответить именно сегодня.
|
Формулируют тему урока, цели, задачи, предлагают пути достижения поставленной цели урока, определяют ход деятельности на уроке. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
Концентрирует внимание учащихся; сообщает новый материал, обеспечивая восприятие, осознание, систематизацию и обобщение этого материала с помощью наглядных средств информации – учебной презентации к уроку, коллекций минералов и руд, раздаточного дидактического материала «Твой помощник по химии» 1.Сегодня мы рассмотрим не только нахождение металлов в природе, но и, как связаны между собой химическая активность металлов и нахождение металлов в природе. Объяснение учителя, заполнение таблицы на доске, сопровождающееся объяснением учителя с опорой на знания учеников, и в тетрадях. Демонстрация слайдов №1, №3-10 (тема «Получение металлов») 2. Природные химические соединения металлов называют минералами. минералы, содержащие в количествах. пригодных для получения в промышленности, называют рудами. 3. Составим еще одну классификацию природных соединений металлов по признаку принадлежности минералов к одному из классов неорганических соединений |
Внимательно изучают новый материал с помощью предоставленных учителем средств, фиксируя основные моменты темы в тетради. Рассматривают коллекцию минералов и горных пород. Делают необходимые выводы. Место металла в 2-й, 3-й, или 4-й колонках определяется учениками, после рассмотрения образцов на слайдах коллекции. Коллективное устное обсуждение таблицы с классом Один ученик работает у доски с помощью учителя, класс записывает в тетради «Формы существования металлов в природе» Металл –– минерал –– руды соединение соединение содержащее металл, в коли чествах, при годных для его выплавки Минералы, руды Оксиды Соли Таблица заполняется учениками по учебнику [2], работа в парах. Затем проверяется – вызванный ученик зачитывает свой вариант, и учитель предлагает классу составить третью классификацию природных соединений металлов по кислотному остатку минералов, заполнить вторую колонку таблицы № 2, работа в парах. Затем учитель вызывает пару учеников, которые зачитывают свой вариант, и обсуждают его с классом. |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Беседа учителя с учащимися 1. Назовите, в каком виде встречаются металлы в природе? 2. Как это связано с химической активностью металлов? 3. Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? Металлургия – наука и отрасль промышленности, изучающая получение металлов из руд 1. Что такое руды? 2. Какие руды вам известны? 3.Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему? Рассказ учителя Наиболее пригодны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные, следующие карбонатные руды и сульфаты. Например, железо получают именно из оксидных руд, поэтому такие руды имеют наибольшее значение. Следующими считаются сульфидные руды железа. Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами. А какие общие способы получения металлов, сопровождающие их химические процессы 1. Написать схему восстановления металлов из ионов. 2. Что такое чугун? 3. Что такое сталь? Объяснение учителя, демонстрация химических реакций, параллельно запись реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя. В зависимости от способа извлечения металла из руды выделяют следующие виды металлургических процессов 1. Электрометаллургия – выделение металлов из их солей и оксидов под действием электрического тока Демонстрация слайда №2 (тема «Получение металлов») 2. Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, протекающих в растворах Демонстрация опыта 3. Пирометаллургия – методы извлечения металлов из руд под действием высоких температур. Оксидные руды и оксиды восстанавливают углем, оксидом углерода (II), более активным металлами (алюминий, магний, натрий) Демонстрация видео слайда №11 (тема «Получение металлов») Сульфидные руды подвергаются обжигу: |
Ответы учащихся 1.Металлы встречаются в природе как в чистом виде так и виде соединений. 3.Электрохимический ряд напряжения металлов. 1.Руды – это минералы, содержащие металл в количествах, достаточных для получения его в промышленности. 2.Руды бывают оксидные, сульфидные, карбонаты, сульфаты, хлориды, нитраты. Предположения учащихся Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах) Ученик у доски пишет схему (Me+n + ne –– Me0) Ответы на вопросы находят в учебнике 2.Чугун – сплав на основе железа, содержащий от 2 – 4,5 % углерода, а также марганец, кремний, фосфор и серу. 3. Сталь – сплав на основе железа, содержащий не менее 2% углерода. параллельно запись схем и реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя. NaCl — электролиз –– 2Na + Cl2 CuSO4 + Fe –– FeSO4 + Cu FeO + C –– Fe + CO Fe2O3 + 2Al –– 2Fe + Al2O3 2ZnS + 3O2 –– 2ZnO + 2SO2 Доклад «От руды к чугуну» (Приложение 3). Доклад «От чугуна к стали» (Приложение 3). Демонстрация слайдов № 3, 4, 5 (тема «Железо») Доклад или презентация заранее готовятся группой учеников, где распределены роли среди участников: руководитель, помощники, докладчик. В сданной учителю работе должны быть выставлены оценки самими исполнителями работы, а также она оценивается классом, если есть или высказываются замечания. Доклад обсуждается с классом. |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Для закрепления полученных знаний, выполните лабораторную работу «Исследование физических свойств оксидных руд железа». |
Выполняют по инструкции (Приложение 4) исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет уравнения реакций и наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
1.С какими видами металлургических процессов вы сегодня познакомились? 2. Какие этапы переработки железа вы знаете? 3. Как вы думаете от чего зависит, в какой форме будет находиться металл в природе? 4. От чего зависит способ переработки руды для получения металла? Таким образом, мы видим, что получение металлов зависит от химической активности металлов, то есть химических свойств, а также от количественного и качественного состава природных соединений металлов. 5.В каких отраслях деятельности человека используются знания о металлах? Какие профессии связаны с этими знаниями? |
На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Обсуждение выполнения задания. 1.В зависимости от способа получения металлов выделяют пиро-. гидро-, электрометаллургия. 2. От руды к чугуну, от чугуна к стали Затем с помощью учителя ученики делается вывод по уроку. Сегодня мы рассмотрели нахождение металлов в природе и получение металлов. 3.Форма нахождения металла в природе зависит от химической активности металла 4.Способ получения металла зависит от вида, в котором находится металл в природе, то есть от руды. 5.Практически все технические профессии: «Сварщик», «Автомеханик», «Электромонтер», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «Слесарь по ремонту и обслуживанию газового оборудования» связаны с изучением металлов, их свойств, с изучением их возможностей, а значит со знанием таблицы Менделеева, с которой мы знакомимся еще в школьные годы на уроках «Химии». С развитием производства металлов (простых веществ) и сплавов связало возникновение цивилизации («бронзовый век», железный век). Начавшаяся примерно 100 лет назад научно-техническая революция, затронувшая и промышленность, и социальную сферу, также тесно связана с производством металлов. На основе вольфрама, молибдена, титана и других металлов начали создавать коррозионностойкие, сверхтвердые, тугоплавкие сплавы, применение которых сильно расширило возможности машиностроения. В ядерной и космической технике из сплавов вольфрама и рения делают детали, работающие при температурах до 3000 ºС. в медицине используют хирургические инструменты из сплавов тантала и платины, уникальной керамики на основе оксидов титана и циркония. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок. Комментирует отметки, указывает на достижения и недоработки обучающихся. Побуждает к анализу индивидуальных достижений.
«что понравилось», «что не понравилось». |
Анализ достижения цели урока. Подведение итогов урока (заполнение рабочей карточки урока ) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рабочая карта урока
Урок ________________ Класс _____________ Дата ______________
Тема ______________________________________________________
Цель ______________________________________________________
Фамилия, имя ученика |
с/о собран-ности и внимания в начале урока |
Проверка домашнего задания (с/о или в/о) |
Изучение нового материала (с/о) |
Закрепление нового материала |
Подведение ито-гов |
||||||
с/о внима ния |
в/о крос-сворда |
с/о заданий |
с/о внима ния |
с/о контро-льных вопро-сов |
с/о опреде-ления цели урока |
с/о пони-мания темы урока |
с/о внимания |
с/о отве-тов на вопро-сы |
Итоговая с/о |
||
1. |
|||||||||||
2. |
|||||||||||
3. |
|||||||||||
4. |
Примечание: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; о/г – оценка группы.
Приложение 2
Лабораторная работа (Инструкция)
«Исследование физических свойств оксидных руд железа»
!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.
1. Внимательно рассмотрите образец коллекции, выданный под номером.
2. Обратите внимание на внешний вид образцов , определите цвет и блеск,
свои наблюдения запишите в таблицу
3. Возьмите фарфоровую ступку и куском руды нанесите на ее поверхность черту. Исследуйте какой след оставляют образцы на фарфоре, наблюдения занесите в таблицу
4. Протестируйте выраженность магнитных свойств образцов, для этого поднесите кусок руды к компасу. Откланяется ли стрелка компаса? Если да, то велико ли отклонение? Наблюдения занесите в таблицу
5. Обсудите результаты в группе, сделайте вывод, запишите в лист наблюдений
Лист наблюдений
Лабораторная работа
«Исследование физических свойств оксидных руд железа».
Наименование руды, формула рудообразующего оксида железа |
Окраска и блеск |
Цвет черты на фарфоре |
Магнитные свойства |
1.Магнитный железняк Fe3O4 |
|||
2. Красный железняк Fe2O3 |
|||
3. Бурый железняк Fe2O3*nH2O |
Вывод
Приложение 3
Доклад
От руды к чугуну
Цель доклада – доменный процесс или получение чугуна из железа. Металлическое железо добывают в настоящее время из руды. наиболее важная руда – магнитный железняк или магнетит, так как там самый высокий процент содержание железа. эту руду сегодня мы рассматривали в лабораторной работе. Большие глыбы руды сначала подвергают измельчению. Пустая порода таких руд непроизводительно обременяют доменную печь и затрудняют восстановительный процесс и выплавку. поэтому руду предварительно обогащают с помощью метода флотации или пиротехнических методов. После этого из руды получают чугун, то есть осуществляют восстановительный процесс, где восстановителем выступает углерод. Этот процесс проводят в доменной печи или домне. Это мощная шахтная печь высотой от 20 до 35 метров, состоящая из двух усеченных конусов. Загрузка домны осуществляется сверху с колошниковой площадки. В очаге, находящемся в нижней части горна, собирается жидкий чугун. Чтобы его спустить через каждые 4, 6 часов открывают отверстие, находящееся под полом печи и закрытое глиняной пробкой. Внутри доменной печи протекают следующие реакции восстановления руды с образованием чугуна:
Fe2O3 Fe3O4 FeO Fe
69,9% 72,3% 77,7% 100%
Таким образом, производство чугуна – первый этап в металлургии железа. Облагораживание чугуна с образованием стали представляет собой очень важный второй этап производства
От чугуна к стали
Цель доклада – рассмотреть процессы получения стали из чугуна.
Чугун – это сплав, который отличается многими неблагоприятными свойствами, вызванными загрязнением железа примесями углерода и других веществ. Понижение содержания углерода от 4% до 0,5% превращает чугун в упругую вязкую массу – сталь. Методы, применяемые для производства стали из чугуна, разделяют на переделку чугуна путем продувки в конвертере и на переделку чугуна в кричном горне (мартеновской печи), применяемую в методе Сименса- Мартена. Конвертеры представляют собой грушеобразные сосуды, которые могут быть приведены во вращение вокруг их оси. Высота конвертера приблизительно 8 метров, вместимость приблизительно 40 тонн чугуна. Заполнив «грушу» чугуном, конвертер заполняют воздухом, продувая металл. Примеси: углерод, марганец, кремний, под влиянием кислорода сгорают, образуются газообразные оксиды, которые отводятся через газообразную трубу, при этом сгорает некоторое количество железа. Через 20 минут, большая часть примесей оказывается удаленной из металла. Лишь фосфор и сера удаляются в незначительных количествах. Чугун, богатый фосфором, перерабатывают также в конвертерах, но Томасовским способом.
Основное количество стали получают мартеновским способом. Процесс происходит в особых печах, называемых пламенными регенеративными мартеновскими печами. В плавильную печь загружают чугун, железный лом, чистую руду, известь. Температура в печи 1800 градусов. Шихта плавится, происходит окисление углерода и примесей. В мартеновской печи легко получают легированные стали.
Легированные стали выплавляются обычно в особых электрических печах при температуре свыше 3000 градусов. Это дуговые электросталеплавильные печи, способ электротермический, применяется для получения сталей, содержащих тугоплавкие металлы.
МАОУ «Школа № 78»