Сценарий учимся быть культурными

Формирование этических норм и правил поведения в обществе Воспитательский час "Учимся быть культурными" Начальные классы 4 класс

Классный час: «Учимся быть культурными».

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.

Задачи:

  • развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формировать умение совместно работать в группе;

  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Методы проведения :

  • — поисковые

  • — дискуссионные

  • — игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

Ход занятия:

Воспитатель:

Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Воспитатель: Я с вами согласна.

Воспитатель:

Что такое этикет? Этикет – это совокупность правил,

касающихся внешнего проявления

отношения к людям: поведение

в общественных местах, формы

обращения и приветствий, манеры и одежды.

Какие виды этикета вы знаете?

— Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.

А что такое вежливость?

Вежливость – одно из качеств воспитанного человека, это умение вести себя так, чтобы другим было приятно. Кого называют вежливым человеком? Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.

Воспитатель:

Как вы думаете откуда же появились эти правила?

Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и умственных достоинствах.

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе».

Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Воспитатель:

А сейчас попробуем определить, какие вы″знатоки″ правил вежливости. Для разминки проведем конкурс

поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.

— Поздороваться при встрече … (вежливо).

— Толкнуть, не извиниться …(невежливо).

— Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо).

— Не встать, обращаясь к взрослому …(невежливо).

— Уступить место пожилому человеку …(вежливо).

-Обижать маленьких.

-Помочь пожилому перейти дорогу.

-Жаловаться на других.

-Сказать «спасибо».

Поэтическая игра “Словарь вежливых слов”.

  1. Растает даже ледяная глыба От слова теплого….(“Спасибо.”)

  2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит…. (“Добрый день.”)

  3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь…(“Здравствуйте.”)

  4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы… (“Спасибо.”)

  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим… (Прости, пожалуйста.)

  6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут…(“До свидания.”)

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Как вы объясните «спознали». Как они догадались, что это царевна?

Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас и интонация.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

Задание:

Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “спасибо ” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)

  2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)

  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)

  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)

  5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)

  6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или положению.)

Мы идем в гости!”

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.

  1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)

  2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

  3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)

  4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)

  5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)

  6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)

  7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)

  8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)

  9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)

  10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)

Что подарить…”?

Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)

Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок, который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

  1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книги, коробка конфет.)

  2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на видное место и поблагодарить за него.)

  3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)

  4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)

  5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.

  6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)

Релаксационная пауза.

Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно.

Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость. Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.

Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.

Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.

Скажите себе: “Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось.”

А теперь, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

Прошу за стол!”

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?
    – как только вошли в комнату;
    – только после того, как сядут хозяева;
    – после приглашения хозяйки.

  2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
    – заправляете за воротник;
    – кладете на колени;
    – кладете рядом с тарелкой.

  3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
    – гневно отказаться;
    – отказаться, назвав причину отказа;
    – взять немного, поблагодарив.

  4. Как правильно есть котлету?
    – ножом и вилкой;
    – одной вилкой;
    – одним ножом.

  5. Для чего к рыбе подается нож?
    – чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
    – чтобы отделят мясо от костей;
    – чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.

Какие куски из общих блюд следует выбирать?
– самые большие;
– самые маленькие;
– те, что лежат ближе к вам.

«От теории к практике.»

Задачи на вежливость.

А теперь, ребята, у нас будет практическая работа.

Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Воспитатель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец ?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто

4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске

7. Вы чихнули (Скажи «апчхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)

10. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.

11. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего

12. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)

13. Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику. Они должны установить на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Проверим ваши знания в танцевальном этикете.

Танцевальный этикет.”

  1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если тебе не хватает пары.)

  2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его.)

  3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет, этого не следует делать.)

  4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)

  5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни кавалер, ни девушка.)

  6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить.)

  7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)

  8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2 танца и вовремя передохнуть.)

Пословица за пословицей”.

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа.

Чего в другом не любишь у Карпа свой.

Береги платье снову, того и сам не делай.

У Сидора обычай, а честь смолоду.

Мил тот гость, а думай быть опрятным.

Не думай быть нарядным, что недолго гостит

Подведение итогов

Воспитатель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Почему?

– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Попробуем, ребята, сформулировать правила вежливости.

Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

Научитесь прощать людям их слабости; умейте простить обиды.

Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

Я повешу эти правила в группе и в классе, я не хочу сказать, что вы невоспитанны, но в повседневной суете, мы иногда забываем о правилах хорошего тона, постарайтесь их соблюдать и напоминайте остальным, что поступают некрасиво в некоторых ситуациях.

Ребята, есть воспитанные люди, а есть те, кто просто выглядят воспитанными. Они могут подать пальто, открыть дверь, пропустят вперед, вежливо улыбнутся, но они устанут бесконечно

притворяться воспитанными, снимут маску и все увидят его настоящее лицо, злое и неприятное. Я желаю вам быть людьми воспитанными, чтобы у людей от общения с вами осталось хорошее впечатление о вас.

Наш классный час подошел к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «Учимся быть культурными»

Класс: пятый

Автор: Стефутина Ирина Викторовна

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

Ребята, сегодняшний классный час я хочу начать с игры. Я буду называть вам правила поведения, как только вы увидите невежливое поведение – поднимите одну руку, если одобряете – поднимите обе руки. Будьте внимательны:

— две девочки в столовой громко разговаривают за столом во время еды;

— ребята по утрам убирают свои постели;

— на перемене нужно отдохнуть, поэтому нужно бегать по коридору сломя голову;

— надо извиниться, если задел кого-то, что-то уронил;

— если очень нужно что-то спросить, нужно перебивать разговор взрослых.

Ребята, а чем отличаются дикие растения от культурных? (ответы детей) Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? (ответы детей) А вам приятнее было бы общаться с культурным человеком или с диким? Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (предположения детей)

(слайд с роликом стихотворения об этикете) Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Итак, … (слайды)

Живут волшебные слова на свете.

Их знать должны и взрослые и дети.

Они благодарят и просьбы выполняют.

Они здоровья и удачи всем желают.

Давайте проверим, ребята, знаете ли вы какие-нибудь волшебные слова, которые должен знать каждый культурный человек. У нас на доске солнышко, только оно без лучиков. А лучики у меня на столе. Ваша задача – взять лучик, написать на нём какое-нибудь вежливое слово и прикрепить лучик к солнышку.

Молодцы, ребята. Красивое солнышко у нас получилось? Давайте в своей речи как можно чаще будем употреблять вежливые слова и тогда нам всегда будет светить солнышко, и у нас всегда будет хорошее настроение. А сейчас Данил расскажет нам стихотворение, об одном из волшебных слов.

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце- доброта. Добрый человек-тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? (ответы детей)

Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать.  И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие! Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.

«Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики! Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?  (ответы детей) Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих. О том, как правильно здороваться нам расскажет Владик. У Оли приготовлено стихотворение на такую же тему.

А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков. Итак, начинаем. Кто первый? Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, читают их и выполняют.

  • Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

  • Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

  • Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

Клянёмся рыцарями быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья –

Нет в мире выше званья!

Клянёмся рыцарями быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету –

Науку помнить эту.

Клянёмся рыцарями быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить мечом волшебным,

И строгим словом и целебным.

Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем — всё было строго определено и расписано. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И если не соглашаются пройти двое по очереди в дверь, уступая друг другу дорогу, про них с иронией говорят: » Ну, развели китайские церемонии». В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». Первое печатное пособие по этикету появилось в 1717 году при Петре 1 и называлось» Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению «. Леди и джентльмены обязательно должны были знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде и во всём. А вот выдержки из этого пособия: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало», «когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому», над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши», «не проглотив куска, не говори», «около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего»…

Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности.  Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, — трусоват. Как бы вы охарактеризовали с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина, героя одноименного произведения А.С.Пушкина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

А вот ещё ситуации:

Тот храбрее,
Кто добрее.
Тот сильнее,
Кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками

Ой, ребята, —
Верь, не верь, —
От меня сбежала дверь.
— Прощай, — сказала, — дорогой,
Ты открывал меня ногой!

Повстречал улитку жук:
– Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага?
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами.

Во дворе кричит Егорка
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка.
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка…
И стоит один Егорка!

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся», которые прописаны в Уставе школы.

Давайте попробуем с вами решить следующие задачи:

1.Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?

а) пронесёшься мимо.

б) поднимешь малыша, извинишься.

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

2.Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

а) Дам списать.

б) Не дам списать.

в) Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

г) Скажу об этом учителю.

3.Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

а) Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

б) Ничего не скажу и останусь в классе.

в) Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

г) Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

д) Ничего не говоря, пойду со всеми.

Хорошее доброе слово может подбодрить человека, в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, ни родителям. Добрый, воспитанный, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Общаясь с человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям, и не поступайте так, как это происходит в следующем стихотворении:

Объявился в доме вдруг очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже он кричал: «Эй, вы, невежи!»

Заходите, что- ли в гости — поучиться вежливости.

-Я и сам, — кричал индюк, — Доктор вежливых наук,

И жена моя — пример замечательных манер-

Даже когда спит она, видно, что воспитана!

Не стесняйся, ты, Осёл! Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньёй, Свинья, Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло!

Как ни бился он, однако к индюку никто не шёл-

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!

Посинел Индюк от злости: Не идут, канальи, в гости!

Зря пропали все труды! Все они балды — балды!

И добавил с высоты своего величия:

-Не усвоили, скоты, правила приличия!

Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать в жизни такого Индюка? И не приходилось ли быть таким индюком?

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правила:

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях — это взаимно.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе? (ответы детей)

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

песня “Вежливый вальс”. Слова Л. Рыжова, музыка А. Захаровой.

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

ИСТОЧНИКИ:

http://jaklashkina.21306s10.edusite.ru/p7aa1.html

http://festival.1september.ru/articles/417599/

http://festival.1september.ru/articles/502708/

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/04/24/klassnyy-chas

http://maxreferal.ru/referat/klassnyi-chas-na-temu-uchimsia-byt-kulturnymi/

http://www.klassnye-chasy.ru

http://admucik.ru/vidclip/lolita-semenina_vezhlivij-vals-1939

http://zanimatika.narod.ru/Vospitanie.htm

Час общения в 5 «е» классе (кл.рук: Хозяйкина А.Н.)

Учимся быть культурными

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но

главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к

окружающим.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и

других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт

нравственных взаимоотношений в коллективе.

Ход классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша

от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно

сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким

он станет?

Дети отвечают: культурным

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

Это значит соблюдать правила культурного поведения.

Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли

«неотесанный»?

Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

Того, который ничему не учился.

Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень значит сделать их гладкими

блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный значит

невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета

очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к

одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа,

никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по

рядам: каждая группа – половина ряда)

1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это

неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному

движению людей)

2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками,

жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

(Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш

смех их может раздражать)

4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к

труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в

обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что

это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)

6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

(Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта

будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым

Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон

обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот

закон?

Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться чтото непонятное. С ним перестали здороваться

знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во

все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя

математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему

никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5Б. Он буквально сверлил

ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку

этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними

поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики

первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не

помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен

был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не

просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.

«Здравствуйте, баба Катя!» закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия.

Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и

радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на

5 этаж. Изза этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя

математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не

рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в

коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте ,Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за

спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный,

Димка пошел к 5Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка

возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за

руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет

значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.

И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

5. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными,

устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей.

Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей

Давайте мы с вами составим небольшую памятку правил поведения в обществе (работа в группах).

После выполнения задания – обсуждение + делаем выставку из памяток.

Классный час «Культурный
человек. Какой он?»

Автор: Мандрикова Мария Витальевна

Организация: МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского р-на Смоленской обл.

Населенный пункт: Смоленская область, с. Андрейково

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу

Ход занятия

  1. Орг. Момент.

У: Здравствуйте, ребята. Наше занятие мне хотелось бы начать с приветствия нами друг друга. Возьмитесь, пожалуйста, за ленту и улыбнитесь окружающим. Посмотрите, мы все сейчас являемся красивыми бусинками одного ожерелья. Каждая бусина в ожерелье важна, если ленточка порвется, ожерелье рассыплется, бусинки покатятся в разные стороны. Давайте постараемся действовать на уроке слаженно, как одно целое. Мотивационный этап.

У: Я предлагаю посмотреть видеосюжет. Просмотр мультфильма «Ценная бандероль».

У: Попробуйте догадаться, чему будет посвящено наше занятие. (Правилам поведения, культуре).

  1. Интерактивная беседа

У: Каждый день мы встречаем множество людей – на улице, в школе, во дворе и т.д.. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встречи с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не пожалели о встрече с нами? (Вести себя культурно, соблюдать правила приличия, говорить уважительно).

У: Верно. А какого человека можно назвать культурным? (В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами). Культурный человек всегда и везде вежливый и внимательный и со знакомыми и незнакомыми людьми. Ему важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали.

Как стать культурным человеком? (…)

Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.

Разделимся на группы. (Собираем пазл)

  1. Внешние признаки. Как вы считаете каковы внешние признаки культурного человека? (1 группа)

Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

  1. Черты характера. Какими чертами характера должен обладать культурный человек? (2 группа)

(ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие и искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, отсутствие хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь, самоотдача и самопожертвование).

  1. Саморазвитие. Что это означает?

Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, почитание знания и умение ценить прекрасное, – вот те главные качества личности, определяющие, каким должен быть культурный человек. Умение созидать и стремиться к новым знаниям и умениям, открытость всему новому и неизведанному, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию отличают культурного человека от других людей.

  1. Сотрудничество с людьми. Что это означает по отношению к культурному человеку?

(умение сотрудничать, работать в команде, трудиться на общее благо, уметь жертвовать собой ради высоких целей. Признаки, определяющие культурного человека – это отсутствие меркантильности, готовность помогать и учить, делиться своим накопленным опытом, знаниями и умениями, стремление учиться и перенимать опыт у других).

  1. Преданность родной стране и ее культуре. Можно ли назвать человека культурным, если он не знает историю своего народа и страны, традиции?

(Это качество во многом зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором рос человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность). Кроме того 2014 год был объявлен годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».

Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако представленные основные черты культурного человека вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Стремитесь к совершенству и будьте культурными.

Представьте ситуации и предложите варианты действий. Не забудьте, что в мы рассматриваем поведение культурного человека.

Ситуация1 (1 группа)

Ваш коллега допускает орфоэпические (неправильная постановка ударения) ошибки при разговоре с Вами.

Ситуация 2 (2 группа)

Дети обсуждают в Вашем присутствии другого учителя.

В начале вы говорили, что культурный человек обладает вежливостью и хорошими манерами.

Предлагаю первой группе восстановить из рассыпанных слов фразу, которую мы должны помнить всегда.

(«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как ВЕЖЛИВОСТЬ»)

Второй группе необходимо написать как можно больше вежливых, добрых слов.

А какие вежливые слова знаете вы? (пожалуйста, спасибо, благодарю, будьте любезны, здравствуйте, до свидания, всего хорошего, простите, извините, будьте здоровы, прошу прощения).

Скажите, пожалуйста, почему эти слова часто называют волшебными? (Они помогают людям быть добрее друг к другу, они приносят радость).

Действительно так. Волшебные слова – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не следует отвечать бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья.

Я предлагаю досмотреть мультфильм и ответить на вопрос, можно ли сказать, что ворона культурна, ведь она стала применять в своей речи вежливые слова? (Нельзя, т.к. мало знать слова, нужно применять и действовать в соответствии со словами).

Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения. В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». «Домострой» учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла…». Есть там и такое золотое правило: «Чего сам не любишь, того и другим не делай». По указу царя Петра1 появилась книга о культуре поведения «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Рекомендации из книги: «Младый отрок должен быть добр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. Не пересмехай, не осуждай и ни про кого ничего зла не говори, да не постигнет и тебя зло. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив».

Правила из этой книги актуальны и в наше время.

Именно от нас с вами зависит, в каком окружении мы будем жить, будем ли мы культурными людьми.

Мир начинается с тебя –

Об этом помни.

В тебе живет цветок добра –

Его не скомкай,

Взрасти его сквозь ложь обид

И слез ненастья

И подари ему свою

Любовь и счастье.

И это чудо ты взрасти

На благо людям.

Одаришь радостью сполна

Тех, кого любишь.

Всё, что сегодня приобрёл,

Возьмешь ты завтра.

Мир начинается с тебя –

И это правда!

  1. Рефлексия.

У: Теперь я попрошу вас опять взяться за ленточку и превратиться в ожерелье, но мне очень хотелось бы на наше ожерелье добавить волшебных бусин. Пусть этими бусинами будут слова, которые характеризуют культурного человека. +Давайте называть по одному или по два слова и завязывать бантик на ленточке (вежливый, воспитанный, толерантный, аккуратный, готовый помочь, добрый, образованный, искренний, целеустремленный, заботливый, обходительный, приветливый). Вот, сколько бантов у нас получилось. Я надеюсь, что каждый из вас будет о них помнить. Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо.

Приложения:

  1. file0.docx.. 33,5 КБ

  2. file1.docx.. 36,0 КБ

Опубликовано: 09.10.2020

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Вопросы к теоретическому зачету по теме.docx, Конспект_декартова система координат.docx, Практическая работа к разделу 2.6 Человек_ созидание.docx, 8 февраля –.pptx, Практическая работа № 4.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Методическая разработка _Юбилей пионерии-100лет!_.docx, Форма отчета классного руководителя за семестр Жунисова 2023.doc, Экзаменационные вопросы (1) разработка кода .docx, Методическая разработка квеста по страноведческой тематике _Haun, КТП 8 класс. РЯ. 2022-23. 72 часа..docx, Акт скрытых работ Разработка Котлавана Раджа.docx, Габидуллин И.Р. Реферат Разработка цифрового двойника установки , Вторая попытка (93 балла, 28 из 30 вопросов, 2 часа).docx, Тесты Теоретические и методические основы деятельности классного, Тетрадь для рисования по клеткам к Азбуке К.Д.Ушинского. Методич


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

5 класс

«Учимся быть культурными»

Классный час нравственной направленности, по формированию внутренней культуры обучающихся, воспитание  уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков.

ЦЕЛЬ:

  • формирование внутренней культуры обучающихся,
  • воспитывать уважение к окружающим.

Задачи:

1. расширить представления детей о правилах этикета;

2.развивать умение правильно оценивать себя и других;

3.формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Формы работы: беседа, работа в группах, игра.

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

Ребята, сегодняшний классный час я хочу начать с просмотра мультфильма.

Просмотр фрагмента мультфильма «Школа хороших манер»

Ребята, скажите, согласны ли Вы с девочками? И почему у них сложилось такое мнение о мальчиках из этого мультфильма.

Дети отвечают

Ребята, а чем отличаются дикие растения от культурных? (ответы детей) Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? (ответы детей) А вам приятнее было бы общаться с культурным человеком или с диким? Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (предположения детей)

(слайд с роликом стихотворения об этикете) 

Что такое этикет?

Это можно, Это нет…

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно.

Все прекрасно,

Что не дурно.

Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Итак, ребята, а какие правила этикеты вы знаете? (слайды)

Ответы детей

Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? (ответы детей)

Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать.  И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие! Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках.«Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики! Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?  (ответы детей) Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих. О том, как правильно здороваться нам расскажет Владик. У Оли приготовлено стихотворение на такую же тему.

Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем — всё было строго определено и расписано. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И если не соглашаются пройти двое по очереди в дверь, уступая друг другу дорогу, про них с иронией говорят: » Ну, развели китайские церемонии». В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». Первое печатное пособие по этикету появилось в 1717 году при Петре 1 и называлось» Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению «. Леди и джентльмены обязательно должны были знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде и во всём. А вот выдержки из этого пособия: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало», «когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому», над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши», «не проглотив куска, не говори», «около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего»…

 Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся», которые прописаны в Уставе школы.

Давайте попробуем с вами решить следующие задачи:

1.Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?

а) пронесёшься мимо.

б) поднимешь малыша, извинишься.

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

2.Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

а) Дам списать.

б) Не дам списать.

в) Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

г) Скажу об этом учителю.

3.Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

а) Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

б) Ничего не скажу и останусь в классе.

в) Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

г) Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

д) Ничего не говоря, пойду со всеми.

Хорошее доброе слово может подбодрить человека, в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим друзьям, ни родителям. Добрый, воспитанный, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Общаясь с человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям, и не поступайте так, как это происходит в следующем стихотворении:

Прослушивание стихотворения «Очень вежливый индюк»

Объявился в доме вдруг очень вежливый индюк.

Раз по 30 в день, не реже он кричал: «Эй, вы, невежи!»

Заходите, что- ли в гости — поучиться вежливости.

-Я и сам, — кричал индюк, — Доктор вежливых наук,

И жена моя — пример замечательных манер-

Даже когда спит она, видно, что воспитана!

Не стесняйся, ты, Осёл! Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба? Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньёй, Свинья, Ждёт тебя моя семья!

Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло!

Как ни бился он, однако к индюку никто не шёл-

Ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осёл!

Посинел Индюк от злости: Не идут, канальи, в гости!

Зря пропали все труды! Все они балды — балды!

И добавил с высоты своего величия:

-Не усвоили, скоты, правила приличия!

Знакома ли вам такая картина? Не приходилось ли встречать в жизни такого Индюка? И не приходилось ли быть таким индюком?

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя. Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Ребята, а теперь предлагаю вам сделать упражнение «Культурная личность»

— Сейчас Вам раздадут листочке, где перечислены некоторые черты культурного человека. Попробуйте оценить себя. На против тех качеств, которые, по вашему мнению есть у Вас, поставьте «+», которых нет «-».

Листочки останутся у Вас, но по желанию, кто-нибудь из Вас попытается рассказать немного о себе….

Упражнение «Культурная личность»
Ведущие раздают детям листочки разбитые на две колонки: в первой перечислены черты культурной личности (вежливость, открытость, честность, образованность, дружелюбие, умение прощать обидчика, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, способность помочь товарищу в трудную минуту, умение контролировать свои слова и поступки, доброжелательность и т.д.) вторая пустая.

Далее участники в во второй колонке ставят «+» напротив тех трех черт, которые, по их мнению, у них наиболее выражены;

«-» напротив тех трех черт, которых им не хватает.
Этот бланк останется у участников занятия (о чем заранее сообщается). На выполнение отводится 2 минуты, затем происходит обсуждение.

вызывает участников игры и просит назвать несколько качеств, которые у него есть и которые ему еще необходимо приобрести

5. Итог занятия.

— Как вы думаете, можно ли научиться культуре, стать культурным человеком?

— Да, культурным человеком можно стать, но для этого нужно постоянно размышлять над своими поступками и стремиться быть ближе к «идеалу», который мы с Вами сегодня сами и обозначили (обращает внимание на доску, где написано определение и качества культурного человека).

6. Рефлексия.

Упражнение «Я сегодня научился у тебя…» — повышение самооценки, получение обратной связи

Прошу всех сесть в круг. Сейчас я дам вам листочек бумаге, в котором напишете, пожалуйста, чему вы научились… у друг друга или у нас или просто что-то новое узнали…

На листочке написана фраза «Я научился …»

Лист по кругу должен вернуться к ведущему.

— Интересно, что у нас получилось…

Зачитываю, что дети написали….

Вот и подходит к концу наша с Вами сегодняшняя игра…. какие пожелания Вы бы хотели сегодня нам оставить?

Дети, сидя в круге, по очереди, высказывают свои пожелания….

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

Раздаточный материал.

Качества «+» или «-» Качества «+» или «-»
Вежливость Вежливость
Открытость Открытость
Честность Честность
Образованность Образованность
Дружелюбие Дружелюбие
Умение прощать Умение прощать
Терпение Терпение
Такт Такт
Чувство юмора Чувство юмора
Умение доверять Умение доверять
Бескорыстность Бескорыстность
Внимательность к окружающим Внимательность к окружающим
Выдержка

(самоконтроль)

Выдержка

(самоконтроль)

Доброжелательность Доброжелательность
Качества «+» или «-» Качества «+» или «-»
Вежливость Вежливость
Открытость Открытость
Честность Честность
Образованность Образованность
Дружелюбие Дружелюбие
Умение прощать Умение прощать
Терпение Терпение
Такт Такт
Чувство юмора Чувство юмора
Умение доверять Умение доверять
Бескорыстность Бескорыстность
Внимательность к окружающим Внимательность к окружающим
Выдержка

(самоконтроль)

Выдержка

(самоконтроль)

Доброжелательность Доброжелательность

«Я научился____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________».

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий фестиваля боевых искусств
  • Сценарий фестиваля минута славы
  • Сценарий учения безопасности объекта тэк
  • Сценарий фестиваля алло мы ищем таланты
  • Сценарий фестиваля межнациональных культур