СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
«Учусь общаться»
Селькова Марина Николаевна,
социальный педагог
школы-интерната №30 ОАО «РЖД»
г. Комсомольск-на-Амуре
Форма: внеклассное занятие для 5 класса. Тема «Учусь общаться».
Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.
Задачи:
образовательные:
-
активизировать и совершенствовать понятие «общение».
-
учить конструктивным способам решения ситуаций.
-
обучать моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности.
развивающие:
-
развивать речь, логическое, аналитическое, критическое мышление, наблюдательность;
воспитательные:
-
способствовать воспитанию нравственных качеств личности, важных для построения позитивных отношений между людьми.
-
создать доброжелательную атмосферу, направленную на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива.
-
содействовать установлению в сознании учащихся устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
-
развивать способность к рефлексии, как важнейшей составляющей умения учиться.
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
— Стремление к совершенствованию своих умений; — формирование познавательных мотивов обучающихся. |
— Сформировать у обучающихся определенный объем знаний, представлений об общении. |
Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). |
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Учусь общаться», лист А4 для анкетирования (20 шт.), цветные смайлики (зеленые – 21 шт., красные – 21 шт.).
Ход мероприятия
Этапы занятия, задачи, УУД |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Задача: настроить обучающихся на занятие УУД: Личностные: самоопределение; ориентация на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Формулировка темы занятия |
Мотивировать обучающихся на активную работу в группе. Соц. Педагог. . Здравствуйте ребята! На доске вы видите картинки. они связанны с темой нашего занятия. Посмотрите внимательно на эти них, как вы думаете о чем? Верно! Общение! Легко ли это? Общаться? Сообщение темы и цели урока. Все мы знаем, что общение дело не легкое. Поэтому мы сегодня мы с вами будем этому учиться. (слайд с темой) Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.) Цель: установить контакт и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку Соц. Педагог. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! (встаем из-за парт) Ход упражнения В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони). Начинает капать дождь. (Клацание пальцами). Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам). А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам). Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди). Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами). Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней). Солнце! (Руки вверх). Соц. Педагог: Умницы, отлично справились с моим заданием! А теперь давайте немного обсудим! Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять это упражнение? Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий? Ваши впечатления по проведенному упражнению? |
Дети сидят за партами 1)Общение 1)Легко 2)Тяжело 1)Нет Повторяют за социальным педагогом |
2. Введение в тему УУД: Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу, соотносить его с мнением товарищей. Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения общих признаков; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Регулятивные: целеполагание; планирование, прогнозирование. |
Соц. Пед. А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать. (Слайд) Упражнение «Копилка народной мудрости» Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение». броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху). воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь). шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать). шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай). Соц педагог: А сейчас я бы хотела поговорить с вами об общении (Дискуссия) Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение». Соц пед. Как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются? Общение – (слайд) Соц пед: А что же включает в себя процесс общения? 1) Обмен информацией; 2) Взаимодействие; 3)Восприятие и понимание другого человека. Соц пед: тогда каковы цели общения: 1) Установление контакта; 2)Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями; 3)Побуждение, стимулирование активности партнёра; 4)Координация действий; 5)Обмен эмоциями; 6) Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых) |
Ученики включаются в диалог, предлагают свои варианты ответа. 1) Когда человек не болеет; 2)Когда ты не кашляешь, не чихаешь; 3) Когда ты хорошо спишь; 4) Готов к физическим упражнениям. Ученики включаются в диалог, предлагают свои варианты ответа. 1)Спорт; 2)правильное питание; 3)Хороший сон |
3. Основная часть УУД: Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу, соотносить его с мнением товарищей. Дыхательная техника УУД: Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения общих признаков; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Физ. минутка УУД: Регулятивные: целеполагание; планирование, прогнозирование. |
Соц. Педагог. Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте заполним анкеты, которые лежат у вас на партах и затем обсудим с кем же вам легче общаться. Анкетирование «Круг моего общения» Цель: выявить круг общения подростков. Соц. Педагог: Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту Соц. Педагог Молодцы, быстро заполнили. Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя — вы ученик). Упражнение « Я – это …» « Какой я?» Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения. Соц пед: переверните свою анкету, вы видите 10 предложений « Я – это…», и « Какой Я?», «Я-это,,,» надо дополнить существительными, которые характеризуют вас в общем. Затем « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик — старательный) Соц педагог: А как вы думаете какие ваши качества помогают вам в общении? А какие мешают? Игра «Назови эмоцию» Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения. Соц пед: Ребята, а давайте подумаем, от чего, когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет? ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). А теперь мяч передаем обратно и называем эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание). Упражнение «Спина к спине» Цель: способствовать преодолению барьеров в общении. Соц. Пед: А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает. — Садитесь в пары лицом друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги). — Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются. Затем происходит обмен впечатлениями. |
1)Дышать носом Ребята встают из-за парт и повторяют за педагогом. Ребята встают из-за парт и повторяют за педагогом. |
4. Рефлексия деятельности (итог занятия) УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Соц. Пед: Сейчас я вам прочитаю притчу, а затем мы ее обсудим. Притча о гвоздях Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется. Обсуждение: 1)Ребята, какой был мальчик? 2)Зачем отец дал ему мешочек гвоздей? 3)Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик? 4)Почему он вытащил гвозди из столба? 5)Что сказал отец сыну? 6)В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»? 7)Что посоветовал отец? Заключение. Подведение итогов. Соц. Пед: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе». Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго! Соц. педагог. У каждого из вас на парте лежит по два смайлика. Если вы из нашего занятия узнали, что то новое, или для вас оно было интересным, то поднимите желтый смайлик. Если занятие для вас было не интересным и ничего нового для себя не узнали, то поднимите красный смайлик. |
Ребята обобщают полученные знания, отвечают на вопросы педагога. Учащиеся поднимают смайлики. |
Конспект часа общения для 3 класса
Тема: Практикум «Учимся общаться»
Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Задачи:
создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
способствовать сплочению классного коллектива;
создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдать этические нормы общения с окружающими;
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развивают критическое мышление);
Предметный: обучающиеся знакомятся с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
Ход часа общения
I. Организационный этап.
-Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.
А вначале нашего классного часа я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
-А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.
Игра «Встреча взглядами».
Цель игры:
Создание комфортных микрогрупп для дальнейшей, продуктивной работы на классном часе».
Ход игры:
Учитель: Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему.
II. Постановка задач
— Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего… Возьмите в руки 1 карандаш. Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не произнося, ни слова. Кому не понятно?
(игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)
— Удалось ли вам это сделать хорошо?
Обучающиеся: не у всех получилось.
— Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
Обучающиеся: трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться.
— А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным?
Обучающиеся: Надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.
-: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Обучающиеся: как надо общаться.
— Все верно. Ребята, а для чего нам нужно общение?
Обучающиеся: Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться.
— А все ли умеют правильно общаться и договариваться?
— А что значит по вашему мнению правильно общаться?
-Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками, какие существуют различия?
Обучающиеся: Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и «ты».)
— Правильно, а как выдумаете какую цель мы поставим сегодня на классном часе?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
— Все верно. Цель нашего классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».
III. Основная часть
— Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Обучающиеся: Это разговоры, беседы и т.д.
— В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению дается такое определение : Общение — это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
— Скажите, а с чего же начинается общение?
Обучающиеся: С приветствия или знакомства.
— Назовите фразы приветствия, которые вы знаете?
Обучающиеся: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
— А как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
Обучающиеся: До свидания! До завтра!
— Какое правило общения можно вывести из этого?
Обучающиеся: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
Игровой тренинг — инсценировка «Встреча»
— Сейчас я предлагаю поработать в группах. Группу будет составлять один ряд в классе. Ваша задача продумать и обсудить предложенную мной ситуацию, выбрать актеров и в течение 3 минут отрепетировать коротенькую сценку с использованием вежливых фраз, а потом показать ее всему классу. Ситуации я вам сейчас раздам.
(раздаются на листочках каждой группе)
1 ряд – ученик встречается с директором школы в магазине.
2 ряд – мальчик пришел к другу в гости, но дверь открыла его мама.
3 ряд – Девочка встретилась со своей подругой на улице.
-Давайте посмотрим на ваши инсценировки, догадались вы о какой ситуации идет речь, кто с кем встретился и пообщался? По каким элементам вы это поняли? (приветственные и прощальные фразы, обращение по имени, обращение на «вы» или на «ты», употребление места встречи, места знакомства и т.д.)
(одна группа показывает, две другие отвечают)
— Как мы увидели из инсценировок, важным элементом в общении, кроме приветственных и прощальных слов, являются жесты и мимика. Вы знаете что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.
-Покажите мне какой-нибудь жест. (машут рукой приветствуя и прощаясь).
-Изобразите мне мимику огорчения, а радости. (дети показывают)
-А что делает человек, когда видит друга?
Обучающиеся: Тоже улыбается.
-А вы умеете улыбаться? Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки! Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Какой из этой фразы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно улыбаться собеседнику, использовать дружественную мимику и приветственные жесты!
— А вы знаете какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты при встрече друг с другом? А хотите узнать?
Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», выходят 5 пар детей, встают у доски, показывают и рассказывают)
1 пара детей: В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
2 пара детей: Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
3 пара детей: В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
4 пара детей: Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
5 пара детей: Самоанцы обнюхивают друг друга.
Самоанцы — коренное население островов Самоа. Проживают также в Австралии, Новой Зеландии, на Гавайских островах.
— Ребята, а покажите как вы встречаетесь с друзьями, какими жестами и мимикой вы обмениваетесь?
(пары изображают дружескую встречу)
-Какой жест приветствия, из какой страны, вам особенно понравился?
— А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем
Подвижная игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»
—Все встаньте из- за парт. И давайте представим себе, что мы попали в разные страны и даже на другие планеты. И вы превратились совсем в других людей с другой культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.
Итак:
1 ряд- это папуасы, которые здороваются, потершись носами.
2 ряд- инопланетяне, которые здороваясь, подпрыгиваете на двух ногах.
3 ряд- Вы, японцы, и здороваетесь полупоклоном.
Запомнили, давайте дружно поздороваемся друг с другом.
А теперь немного усложним ситуацию:
1 ряд- Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами, сидя на корточках .
2 ряд- Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.
3 ряд- Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном, прыгая на одной ноге.
— А теперь пусть каждый еще раз поздоровается с соседом в ряду!
-Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем наш мастер- класс по общению.
-Ребята, скажите, вы любите получать подарки? А какие?
-А бывают ли подарки в другом виде, например, выраженные словами.
— Да, конечно. Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова. Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
-Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!
Игра: «Комплименты»
—А теперь мы с вами сыграем в игру «Комплименты». Для этого нам нужно встать в проходы между партами.
(дети встают в проходы между рядами)
— Сейчас мы будем передавать друг другу игрушку и говорить комплимент. Я начинаю.
— Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем! Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
-Какой мы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.
— Присаживайтесь за парты!
(дети занимают свои места за партами)
-А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
Обучающиеся: Нет нельзя.
— А если что-то очень важно хочется сказать?
Обучающиеся: Нельзя или только в особых случаях, попросив у собеседника извинения.
— Итак, какое правило можно сформулировать из выше сказанного?
Обучающиеся: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца, а потом обратиться к нему.
Упражнение «Подели на группы»
-Для полноценного общения, ребята, мы должны знать не только эти правила, но и помнить, что общаться нам помогают простые человеческие качества.
-Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении поставьте «-«. Кому не понятно, что мы сейчас делаем?
(раздаются карточки каждому ученику со словами: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)
-Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые помогают общению.
Обучающиеся: доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
— Какие качества мешают общению?
Обучающиеся: подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
— Итак, давайте подведем итог, чтобы общение у нас было полноценным. Какими качествами надо пользоваться.
Обучающиеся: (Зачитывают еще раз положительные качества).
—Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества.
IV. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
—Мы достигли этой цели?
(Игровая проектная деятельность)
Учитель: Давайте вспомним еще раз все правила общения и создадим вот такое солнышко, на лучах которого будут написаны правила дружбы. Каждая команда сейчас получает свой лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы, которые сегодня узнали на классном часе.
Первый ряд, какие правила запишет? (Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться, Дарить собеседнику комплименты).
Второй? (Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему, При встрече использовать приветственные жесты и улыбку)
Третий ряд? ( Чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества и избавляться от плохих)
-Ребята, какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас с вами получилось!
(Ребята вывешивают лучики к солнышку на доске, на экране открывается готовое. Сверяем, так ли все получилось?
Открыть 12 слайд: солнце с правилами общения)
-А у нас с вами получилось пообщаться?
-Что вы получили от этого занятия? Какие выводы вы сделали для себя?
-А сейчас давайте сыграем в игру « Закончите предложения».
На классном часе было интересно…
На классном часе было трудно…
После классного часа я научился…
— Давайте в заключение нашего мероприятия, продуктивного сегодняшнего и дальнейшего общения в нашем классе, проведём праздничный салют.
(подвижная игра «Салют»)
Учитель: На слово «красный» — хлопают мальчики. На слово «жёлтый» — хлопают девочки . И на слово «Зелёный» — хлопаем все дружно. Итак:
«Красный» — хлопают дети.
«Жёлтый» — хлопают гости.
«Зелёный» — хлопают все вместе.
-На этом наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова, так необходимые для качественного общения с окружающими и с друзьями: «Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!»
Цели:
1. Установление взаимопонимания при общении со сверстниками;
2. при помощи ролевых игр научить терпимому отношению к мнению других.
Задачи:
1. При помощи «случайных пар» организовать общение между учащимися;
2. воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;
3. включение в общение «отверженных»;
4. воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Звучит песня «Дружат ветер и волна,
Дружат звезды и луна,
Дружит лес и дружит луг,
И река им тоже друг…»
Учащиеся садятся по кругу, (у учителя готовы карточки с именами всех учащихся). Рядом с учителем садится любой ученик, он вынимает из стопки с именами одну карточку, тот, чье имя написано на карточке садится рядом с ним, и сам вынимает карточку с именем того, кто будет сидеть рядом с ним и т.д.).
После того, как все учащиеся заняли свои места, учитель проводит вводную беседу: «Мы собрались с вами, чтобы решить ряд проблем которые существуют в нашем классе. Скажите, можно ли назвать наш класс дружным? (дети ответят, что в основном дружные, но не все, так как есть учащиеся которые отстраняются от общественных дел ит.д.).
Я сейчас расскажу вам рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» о единении, о силе единства.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько не бились сыновья, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит:
— Так – то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!»
Есть много сказок, басен, рассказов и песен о дружбе, о совместном труде, о товариществе, о помощи друг другу. Приведете примеры: «Теремок», «Лебедь рак и щука», «Соломинка, пузырь и лапоть», мультфильм «Красавица и чудовище» (в нем все заколдованные герои дают отпор целой армии нападающих, потому, что действуют сообща, как единое целое) и т.д.
Наиболее активным учащимся в ведомости ставится «+»
2. Игра «Узнай кто это?».
Многие из вас учатся вместе уже несколько лет, а давайте проверим, как вы знаете друг друга. Я заранее дала вам задание, чтобы вы написали по 10 -12 предложений, в которых составили бы подробную самохарактеристику, не указывая на такие явные признаки, по которым можно сразу вас узнать (Например: меня очень беспокоит мой маленький рост, если вы самый маленький в классе). Вы мне их сегодня перед уроками сдали, и сейчас я буду зачитывать, а вы попробуйте узнать кто это.
За каждый правильный ответ, учащемуся, который узнал о ком идет речь, в общей ведомости ставится «+».
3. Ролевая игра «Да – диалог».
Из карточек с фамилиями учащихся вынимаются наугад по две карточки, так формируются пары для ролевой игры (4 – 6 пар). После этого каждый представитель вынимает карточку с заданием. Учащимся дается 2 – 3 минуты на подготовку.
Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.
Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т.е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Предлагаются следующие темы для диалогов:
• Мой любимый фильм
• Театр (книга)
• Рассуждение по картине
• Футбол (хоккей)
• Любимые уроки
• Моё увлечение и т.д.
По окончании наиболее удачным парам ставиться в ведомости «+», причем лучшую пару выбирают сами учащиеся.
Данную игру можно использовать в средних и старших классах, только темы можно не предлагать (они вправе их выбрать самостоятельно) и время на подготовку можно не отводить.
4. Ролевая игра «Пресс – конференция».
Один из участников садится в центр (карточка с именем вынимается учителем случайным образом, из числа тех, кто ещё не принимал участие в ролевых играх).
Группа может задавать ему 5 вопросов, но, строго соблюдая рамки какой – то социальной роли сидящего в центре. Тот кто в центре наугад вынимает одну из карточек, на которых написаны различные роли: фермер, врач, предприниматель, гонщик формулы – 1, отличник, капитан дальнего плаванья и т.д.
Те, кто задают вопросы, должны соблюдать правила проведения пресс-конференций: 1) назвать издательство (можно выдуманное в одном ключе с ролью того, кому задают вопросы);
2) фамилию;
3) вопрос.
Наиболее активным учащиеся и тем, у которых были наиболее удачные вопросы и ответы в ведомости ставится «+».
5. Упражнение «Пожелание другу»
Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.
Звучит песня: Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий верный друг!…
После того как все закончили писать на сердцах пожелания учащиеся вместе с классным руководителем встают в круг, так чтобы плечи касались соседа, берутся за руки и учитель говорит:
• Какой самый дружный класс в школе? Все хором – НАШ!
• Кому все по плечу? Все хором – НАМ!
6. Подведение итогов.
А сейчас ребята прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память. Когда вы окончите школу, то на классном часе, посвященном этому событию мы прочитаем первые ваши пожелания друг другу.
Результаты.
Итоговая ведомость позволяет классному руководителю выявить как явных, так и неявных лидеров, выявить тех учащихся, которые наиболее внимательно относятся к своим сверстникам, не равнодушны к ним. По тому, кому и что писали на сердцах можно судить о том, как относятся учащиеся к тому или иному ученику в классе. По этим данным классный руководитель может скорректировать свою дальнейшую работу по формированию классного коллектива, по созданию наиболее благоприятных взаимоотношений.
Метод создания «случайных пар», позволяет включать в ролевые игры всех учащихся независимо от их статуса в классе. Что благотворно влияет на микроклимат в классе и позволяет даже антиподам приходить к единому мнению для достижения ими совместной цели. Начиная общаться, учащиеся открывают для себя друг друга, рушатся стереотипы.
Примерный вид итоговой таблицы
№
ФИО
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап
Итог
Просмотр содержимого документа
«Классный час «Учимся общаться» »
Цели и задачи:
- развитие внутригрупповых отношений; умение
работать в группах, по заданию: - воспитывать чувство гуманного отношения друг к
другу; - корректировать мышление, эмоционально-волевую
сферу, развивать связную речь: - формировать положительные межличностные
отношения.
Сегодня мы поговорим с вами об общении. Когда
человек рождается, он ничего не умеет, он учится
ходить, говорить, общаться.
Когда мы общаемся с кем-нибудь, то нам хочется
стать чуточку лучше. Есть много возможностей
научиться жить бесконфликтно, один из таких
способов – умение делать комплименты. Давайте
поучимся говорить друг другу приятные слова.
Разминка “Комплименты” (ребята
говорят друг другу комплименты по кругу, перед
началом дать минуту подумать).
В речи культурного человека, умеющего общаться,
обязательно должны быть слова вежливости.
Вежливость – неотъемлемое качество общения.
А теперь проверим, насколько вы вежливы.
— Назовите слова приветствия.
— Назовите слова прощания.
— Назовите слова извинения.
— Кого кому представляют? (Младшего старшему,
мужчину – женщине, менее известного – более
известному).
— Какие выражения могут употребляться при
знакомстве?
Итак, для успешного общения, во-первых, нужно
быть вежливым.
Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем
как вести себя в разных ситуациях, как поступать,
чтобы не было ссор и обид.
Каждый из нас время от времени попадает в
конфликтную ситуацию: с кем-то ссорится, получает
незаслуженные обвинения и т.д. И каждый по-своему
выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается,
кто-то “дает сдачи”, кто-то пытается найти
конструктивное решение.
Разделимся на две команды, рассчитавшись “один
– два”.
- 1 группа отвечает на вопрос: Что происходит, если
конфликт разрешается неправильно? - 2 группа: Что происходит, если конфликт
разрешается правильно?
(Ребята в группах обсуждают вопрос, выбирают
докладчика, который озвучивает ответ).
Ролевая игра “Конфликты”
При общении очень часто возникают ситуации,
найти выход, из которых порой очень трудно, но
нужно попытаться это сделать.
Опять делимся на две команды, рассчитавшись по
порядку “здравствуйте – привет”
Каждой группе дается ситуация, из которой надо
найти выход.
1 ситуация. Ты – мальчик, тебе 15 лет,
твои родители переехали из другого района. Твоя
семья малообеспеченная. Ты ходишь в школу, но у
тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что
одноклассники относятся к тебе не очень хорошо.
Может быть, так происходит потому, что твой
внешний вид и твое поведение отличают тебя от
других? Какие чувства ты испытываешь по
отношению к одноклассникам? Как помочь этому
мальчику?
Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной
потребности в тишине. Вовка просит сделать звук
телевизора тише, но Кеша настолько увлечен
просмотром детектива, что не реагирует на
просьбу друга. Вовка поясняет, что он готовится к
контрольной по математике, и изначально
предлагает компромиссный вариант: он просит не
выключить телевизор, а только уменьшить
громкость.
2 ситуация. Ученик 7 класса постоянно
портит школьное имущество: рисует на парте, на
стульях, вырезал рисунки на спинке стула.
Одноклассники и учителя знают, что это делает
именно этот ученик. Как должны поступить ребята?
И как бы поступили вы на месте классного
руководителя?
(Ребята в группах обсуждают вопрос, выбирают
докладчика, который озвучивает ответ).
Кот на глазах всего двора на полной вещей
машине уезжает на дачу. Кеша опять предъявляет
претензии Вовке: “Один я в царстве раскаленного
бетона и асфальта!.. Нашел когда болеть, зимы тебе
мало!” Попугай не признает более чем объективной
причины, по которой отъезд на дачу откладывается,
симулирует приступ, рассчитывая на сочувствие,
считает пульс, а поскольку это не приносит
результата, демонстративно собирает чемодан и
прощается.
Можно ли выйти из конфликтной ситуации
сохранив собственное достоинство и не унизив
другого? Попробуем достойно выйти из ситуации,
используя схему, предложенную в упражнении “Я –
высказывание / Ты – высказывание”.
Упражнение “Я — высказывание / ТЫ –
высказывание”
Это упражнение позволяет научиться выражать
свои чувства, не унижая другого человека.
Например, сын вернулся домой в 11 часов
вечера.
Его мама может высказать это ему по-разному:
- Ты опять пришел домой поздно?
- Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам
вечера.
Какое высказывание мамы вам нравится больше?
Почему? Что чувствует сын в каждом из этих
случаев? Какое высказывание хотелось бы вам
услышать в свой адрес?
Ты – высказывание нацелено на то, чтобы
обвинить другого человека. Я – высказывание не
обвиняет другого человека, а позволяет ему
выслушать вас и спокойно ответить.
Давайте попробуем составить я высказывание для
следующих предложений:
- Твой друг попросил у тебя какую-нибудь вещь и
испортил ее. - Твои друзья пошли на каток, а тебя не позвали.
(Ответы ребят).
Чтобы успешно общаться нужно стараться не
создавать конфликтные ситуации, а если
конфликтная ситуация все же возникла, разрешать
ее правильно, используя Я – высказывание.
Как вы думает, почему происходят конфликты?
(Ответы ребят).
Давайте проверим, умеете ли вы слушать?
Игра “Неиспорченный телефон”.
Инструкция: “Сейчас мы будем играть в игру
“Неиспорченный телефон”. Задача участников —
как можно лучше запомнить информацию и точно
передать ее следующему. Передавать информацию
будем один на один. Вначале желающие (5-6
участников) выйдут за дверь, и будут заходить по
одному. Первому из вошедших информацию передам я.
Затем он передает ее следующему участнику, но уже
без моей помощи, один на один. Второй участник —
третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете,
как хотите, допуская любые способы, кроме
письменной записи”. Пригласите желающих принять
участие в игре пройти за дверь. Обратите внимание
оставшихся на то, что они должны внимательно
следить за происходящим, фиксируя:
а) внимание участников;
б) искажение информации.
Они также должны соблюдать максимально
возможную тишину, не подсказывать и не мешать
играющим.
Поставьте в центре два стула, пригласите
первого участника.
Завтра вместо урока физкультуры будет русский
язык. Дежурить по классу будет Максим, он должен
будет перед уроком русского языка подойти к
Ангелине Ивановне и взять у нее тетради. А после
уроков будет репетиция сказки, всем повторить
свои слова. Андрей должен принести маску
Бабы-Яги, а Полина – маску кота.
Вы готовы передать информацию?
В случае положительного ответа пригласите
следующего. Если у первого будут вопросы,
проясните их. Повторять текст вторично нельзя.
После передачи информации не забывайте
спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее
следующему участнику.
После завершения игры обсуждаем следующие
вопросы:
- Какие искажения информации были допущены? С чем
они связаны?
Сначала по очереди высказываются игроки, затем
наблюдатели.
Итоги.
1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте
непонятное.
2. При необходимости повторяйте информацию в
присутствии собеседника его или своими словами.
Чтобы успешно общаться нужно уметь слушать
собеседника и не перебивать.
Рефлексия занятия.
— Каким правилам нужно следовать, чтобы
отношения между людьми носили доброжелательный
характер, чтобы не было ссор, чтобы общаться было
приятно? (Ответы ребят).
Итак, мы с вами выяснили, чтобы общение было
приятным, нужно быть вежливым, не создавать
конфликтные ситуации, учиться выходить из них
правильно, учиться слушать друг друга.
А я надеюсь, что после сегодняшнего занятия, вы
еще раз задумаетесь об отношениях со своими
близкими и с теми, кто с вами рядом.
Литература.
- А Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков –
СПб: Питер, 2006 – 160 с. - Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в
мире с собой и другими: Тренинг толерантности для
подростков. М.: Генезис, 2000. – 112 с.
Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения — играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.
Подготовительный этап
Основная часть
Вступительное слово ведущего тренинга: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»
Игра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»
Тайминг игры: 4 минуты
Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:
- Понравилась ли вам игра?
- Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение…)
- Чему научила вас игра?
Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре:
- Мы узнали новое о себе и о других.
- Остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры.
- Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья.
- Узнали, что игра помогает здоровью, налаживанию контактов между людьми. А еще игра помогает научиться приемам эффективного взаимодействия, в частности, в команде, и поговорить о важных вопросах.
ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)
Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.
Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.
Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?
Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает — садятся вместе (по парам).
Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:
- Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.
- Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость, — эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.
Правила игры вывешиваются на видном месте:
Ход работы (этапы игры):
I Этап: Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).
Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы — ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.
Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).
II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.
Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!
Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).
III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.
Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!
Тайминг: 2 минуты (время ограничено).
IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.
Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.
Тайминг: 4 минуты (увеличенный).
V Этап: Выступление спикеров
Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.
VI Этап: короткая игра-передышка “Поймай ритм”
Описание:вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.
Игра “Шесть шляп мышления”
Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.
На доске вывешивается перечень шляп:
Ведущий:
Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» Белую шляпу важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» Черную шляпу надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» Красную шляпу важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» Желтую шляпу видят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» Зеленую шляпу – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет» Синюю шляпу – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.
Заключительный этап тренинга: рефлексия
1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.
2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:
- какие чувства вы испытывали во время тренинга?
- возникали ли трудности? Если да, то какие?
- какой опыт вы сегодня приобрели?
Автор: Ситникова Г.А., педагог-психолог