Сценарий ток – шоу «Современный учитель 21 века»
(для молодых учителей)
1. Уважаемые коллеги предлагаем Вам обсудить
тему «Современный учитель 21 века».
Прежде чем озвучить проблему нашей дискуссии,
я хотела бы предложить молодым педагогам искренне ответить на вопрос: «Что повлияло
на ваш выбор профессии?»
Возможные ответы:
— получить хоть какое – то профессиональное
образование;
— возможность учиться на «бюджете»;
— продолжаю семейные традиции;
— вдохновлён примером своих учителей;
— возможность гарантированного источника
заработка в современных сложных условиях трудоустройства;
— нравиться работать с детьми…
Вывод: профессия учителя является не
престижной в современном российском обществе, несмотря на исключительную
важность, стоящих перед школой задач. Профессиональные мотивы учителя связаны с
качеством выполнения им своей работы, желанием соответствовать современным
требованиям. Радует то, что участники дискуссии сделали осознанный шаг, выбирая
профессию учителя. Следовательно, более нацелены на освоение новых качеств
необходимых современному учителю.
2. Существует множество мнений, каким должен
быть современный учитель. Эти мнения высказывают школьники и их родители, сами
учителя, а также политики, общественные деятели и домохозяйки…
Предлагаю Вам посмотреть и обсудить 2 мнения.
Как Вы думаете, в чём отличие этих позиций? Какое мнение поддержали бы Вы?
Преподаватель, каким он должен быть.
1. Преподаватель должен обладать навыками
хорошего психолога, менеджера и быть сильным мотиватором. Внешне красивый и
ухоженный человек с оптимистическим настроем по жизни, с которого хотелось бы
брать пример.
2. …отлично знающего свой предмет, умеющего
обьяснить ученикам новое, успевающего за учебное время интересно дать всю
информацию и проверить её усвоение… эх, идеал)
Результаты предварительного анкетирования
молодых учителей о качествах современного учителя (участники ток — шоу).
Вывод. Таким образом, предлагаем Вам
рассмотреть проблему:
Проблема
Каковы традиционные требования к профессии
педагога, а какие требования к данной профессии предъявляет современный мир? И
готово ли молодое поколение учителей соответствовать этим требованиям?
Нам необходимо поговорить о новых качествах
современного учителя, которые продиктованы особенностями современного мира.
3. Предлагаю прослушать фрагмент речи
Александра Асмолова, академика, доктора психологических наук, политика.
Современный мир и современное образование
Какие ощущения и мысли вызвала у Вас речь
Александра Асмолова?
Вывод: Все мы понимаем, в какую эпоху живём и
поэтому должны стремиться соответствовать этой эпохе.
4. А вот мнение о современном состоянии
российской школы, согласитесь ли Вы с ним?
ИСПОРЧЕННЫЕ
КОНСЕРВЫ
http://www.novayagazeta.ru/society/65049.html
А. С. Пушкин, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн,
С. П. Королев и другие гении оказали огромное влияние на человечество. Но основной объем
работы выполнили не они, а множество безымянных способных работников, любящих
свое дело. Этих людей подготовила средняя школа. Нынешняя школа с такой задачей
не справляется. Школьники не умеют учиться и все списывают-скачивают. Потом
студенты, аспиранты, докторанты тоже воруют или покупают свои дипломы и
диссертации. А уж если автор ученого труда – депутат, или начальник, или сын
богатого человека, то любому ясно, что ничего он сам не писал, и ничего не знает.
Но первоисточник бед – плохая средняя школа. Богатые родители, чтобы дать
отпрыскам хорошее образование, посылают детей в школу на Запад. Но эти дети
везут с собой «привычку не учиться» в самые лучшие учебные заведения, как вирус
лихорадки.
В результате за последние десятилетия у нас
сложилось положение, когда основной объем работ выполняют люди, не любящие свою
работу и не понимающие сути дела. Художники не умеют рисовать, телеведущие
неправильно говорят, слесари-сборщики неправильно ставят датчики, и огромная
ракета падает, политики не понимают, что последует за их непродуманными
высказываниями.
Вывод очевиден: школьное образование нужно
менять, средняя школа не справляется с современными задачами, дает фиктивное
образование. Поэтому заявление, что «школа — институт консервативный», в нашей
ситуации неуместно, этот афоризм «скачан» из другой реальности. Наши консервы
для дальнейшего использования не годятся.
Согласны ли вы с такой позицией?
Вывод. Действительно, несмотря на
множественные инновационные процессы, происходящие в российском общем
образовании, мы не всегда удовлетворены качеством российского образования. И
причины данной ситуации многоаспектны. Мы остановимся на самом учителе, на том
учителе, который уже встал на путь педагогической деятельности. В каком
направлении должно происходить его развитие и самосовершенствование.
5. Исследовательский проект «Учитель 21 века»
На одном из образовательных сайтов реализуется
исследовательский проект «Учитель 21 века», на котором собираются качества и
признаки, которыми обладает новый, современный, передовой учитель.
Желающим поучаствовать в данном проекте
предлагается назвать качество учителя 21 века и дать пояснение. Например, здесь
перечислены следующие качества…
Предлагаю молодым учителям и опытным,
представить себя участниками данного проекта. Какие качества учителя 21 века мы
бы туда внесли? Предлагаю высказаться.
Я думаю в этот перечень современных качеств
можно отнести и те традиционные качества, которые приобретают в наши дни ещё
большую актуальность, злободневность…
Вопрос:
Администрация одной из школ во Флориде
советует учителям не «френдить» учеников в социальных сетях, утверждая, что
связь между учителем и учеником в этой среде является «неуместной».
Руководство школы LeeCounty издало список
указаний для учителей, которые предписывали им никаким образом не
взаимодействовать с учениками через социальные сети, такие как Facebook,
MySpace и Twitter. В России повсеместно распространено общение посредством
социальных сетей. Как вы считаете, допустимо ли учителям добавлять в друзья
учеников и общаться с ними посредством сайтов наподобие «Вконтакте»,
«Одноклассники» или Facebook?
Участники дискуссии высказывают своё мнение,
которые фиксируются.
В конце обсуждения зачитывается, что получилось.
6. Слово экспертам
Предоставляется слово «экспертам» для оценки,
выражения своего мнения относительно позиции молодых педагогов, их зрелости,
глубокого понимания современных требований к педагогическому труду.
Вывод. Молодое поколение учителей понимает
важность, стоящих перед ними задач, отдаёт отчёт, в каком направлении
необходимо развиваться и совершенствоваться.
7. Заключение
Нет другой профессии, которую называют самыми
красивыми словами: высокая, благородная, почетная, душевная, прекрасная…
Нет другого профессионала, к которому
предъявляют столько требований, как личностных, так и профессиональных.
Завершая нашу дискуссию, обращаю Ваше внимание
на слова Конфуция, в которых заключена главная идея нашего разговора. Запомните
эти мудрые слова.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может
быть учителем» (Конфуций)
Концертная программа «Учитель двадцать первого века»
Ведущая. Добрый день, уважаемые друзья!
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые учителя и ученики нашей школы!
Ведущая. Сегодня 5 октября! Этот праздник посвящен тем людям, которые открывают нам двери в удивительный мир знаний. Тем людям, которые «грызут гранит науки» вместе с нами. Тем людям, которые иногда ругают, а иногда ставят пятерки в дневник. Этот праздник посвящен вам, дорогие наши учителя!
Ведущий. Каждый день мы прибегаем к первому уроку и засыпаем на партах. Но это вовсе не потому, что нам скучно, просто вчера мы всю ночь штудировали заданные параграфы, или вычисляли интегралы, или читали классическую литературу, или препарировали лягушек. В общем, занимались только вашим предметом, ведь именно он самый важный.
Ведущая. Каждый учитель приоткрывает занавес своей науки. Сегодня мы хотели бы показать вам тот мир, который сформировался у нас. Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие на боинге «Учитель двадцать первого века».
ЗВУК АЭРОПОРТА
( Голос за сценой.)
Диспетчер: Уважаемые пассажиры! Завершается посадка на рейс Учитель двадцать первого века, борт номер 2018, время отправления часов 00 минут, место отправления Торопецкий район, Октябрьская школа.
ЗВУК АЭРОПОРТА
Командир: Уважаемые пассажиры, командир и экипаж приветствует вас на борту «Боинга» «Учитель двадцать первого века», борт номер 2018, цель полёта – чествование талантливых, активных, умеющих вести за собой учителей . Полёт «Боинга» производится на высоком уровне сотрудничества. Во время полёта запрещается грустить, бесцельно передвигаться с места на место. Заправка и дозаправка нашего самолёта осуществляется бурными аплодисментами. Организовывают сопровождение бортпроводницы.
(Выходят в костюмах бортпроводницы.)
Бортпроводница 1: Просим вас пристегнуть привязные ремни и приготовиться к взлёту.
Бортпроводница 2: Заправляем наш «Боинг» дружными аплодисментами.
Бортпроводница 1: Так мы с вами далеко не улетим. Хочется услышать громкие аплодисменты.
Бортпроводница 2: Наш «Боинг» готов к взлёту!
2. Основная часть:
ЗВУК ВЗЛЕТАЮЩЕГО «БОИНГА»
Бортпроводница 1: Вы, наверное, спросите, а что мы, собственно говоря, делаем на борту боинга «Учитель двадцать первого века».
Бортпроводница 2: Ответ очень простой! В связи с напряженным открытием нового учебного года…
Бортпроводница 1: … где одни бумаги да бумаги, что в них можно просто утонуть…
Бортпроводница 2: общим решением всего ученического коллектива Октябрьской школы было принято решение премировать вас всех путевкой в увлекательное путешествие на Боинге «Учитель двадцать первого века».
Бортпроводница 1: Здесь вам предлагается, как следует расслабиться и просто наслаждаться отдыхом.
Бортпроводница 2: Уважаемые отдыхающие! Желаем всем приятного отдыха и незабываемых впечатлений.
Творческий подарок вам дарят ученики 2 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 КЛАССА
Звучит песня «У моей России»
( Выходят ученики на сцену с ромашками. На обратной стороне вопросы, которые подготовили ученики для учителей.)
Бортпроводница 1: Мы каждый день встречаемся с нашими дорогими и любимыми учителями. Кажется, мы знаем о них всё! А может они от нас что-то скрывают?
Бортпроводница 2: Попробуем в этом разобраться! Уважаемые пассажиры, у нас первая посадка в стране « Загадочный учитель».
Бортпроводница 1: В этой стране у нас есть возможность поближе познакомиться с нашими учителями, взяв у них эксклюзивное интервью.
КОНКУРС «ИНТЕРВЬЮ»
Бортпроводница 2: Мы с удовольствием приглашаем наших дорогих учителей на сцену.
(На сцене стоят стулья. Звучат фанфары. Представляем каждого учителя.)
Бортпроводница 1: Уважаемые учителя! У учеников нашей школы накопилось к вам масса вопросов. К сожалению, не хватает переменки, чтобы с вами пообщаться.
Бортпроводница 2: Попробуем взять у вас интервью с помощью волшебных ромашек.
Бортпроводница 1: Отрывая по одному лепестку с цветка, вы сможете по очереди ответить на наши вопросы. Начнём с …
Бортпроводница 2: Под бурные аплодисменты мы приглашаем наших учителей в зрительный зал.
ЗВУК ВЗЛЕТАЮЩЕГО «БОИНГА»
Бортпроводница 1: Наш полёт продолжается, прошу пристегнуть ремни, а чтобы во время полёта было не скучно, с творческим подарком мы приглашаем на сцену самых маленьких учеников нашей школы. Встречайте, творческий подарок от учеников 1 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 КЛАССА
Бортпроводница 1: Наш полёт продолжается.
ЗВУК ВЗЛЕТАЮЩЕГО «БОИНГА»
Бортпроводница 2: С творческим подарком на сцене ученики 3 класса. Приятного отдыха!
ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 КЛАССА
Бортпроводница 1: Уважаемые пассажиры, у нас посадка в стране «Добрых слов».
ЗВУК ПРИЗЕМЛЯЮЩЕГОСЯ «БОИНГА»
Бортпроводница 2: Сейчас у вас будет возможность подарить тёплые слова своим учителям, которые так часто забываем сказать. Мы приглашаем на сцену по одному представителю от каждого класса.
(Дети выходят на сцену.)
ИГРА «КОМПЛИМЕНТЫ»
Бортпроводница 1: Вы получаете большое огромное сердце. К кому оно попадёт, говорит комплимент своему учителю, передавая ему «сердечко».
В свою очередь учитель говорит комплименты своим ученикам и т. д.
Бортпроводница 2: Уважаемые пассажиры! Наш полёт продолжается!
Для вас поют ученики 4 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 КЛАССА
Бортпроводница 1: Уважаемые пассажиры, у нас посадка в стране «Поздравлялкино».
Бортпроводница 2: С Днём учителя спешат вас поздравить ученики 5 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 КЛАССА
Бортпроводница 1: Уважаемые пассажиры. Дозаправка нашего боинга «Учитель 21 века» осуществляется дружными аплодисментами. У кого в зале хорошее настроение бурные аплодисменты.
Бортпроводница 2: Кому скучно, могут потопать ногами.
Бортпроводница 1: А теперь все вместе: хлопаем, топаем!
Бортпроводница 2: Кажется, все улыбаются. На такой позитивной волне мы продолжаем наш полёт.
Бортпроводница 1: «Моя родная школа». На сцене ученики 7 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 7 КЛАССА
Бортпроводница 1: Алина, какой у тебя самый любимый урок в школе?
Бортпроводница 2: Странный вопрос! Конечно, физкультура!
Бортпроводница 1: Алиночка, сейчас для тебя и, конечно, для наших дорогих учителей и учеников нашей школы спортивный танец от 8 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 8 КЛАССА
Бортпроводница 1: Уважаемые пассажиры, у нас посадка в стране «Переменка».
Бортпроводница 2: о школьных буднях вам расскажут ученики 9 класса.
Бортпроводница 1: Уважаемые пассажиры! Наш полёт продолжается!
Бортпроводница 2: И на десерт выступление 6 класса.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 6 КЛАССА
(песня, стихи)
Бортпроводница 2: Знаете, очень хочется поинтересоваться, о чём мечтает учитель?
Бортпроводница 1: ответ
(Бортпроводница №2 проходит в зал. Опрашивает зал.)
Бортпроводница 1: Пусть ваши мечты исполнятся.
Бортпроводница 2: А мы желаем счастья вам!
Бортпроводница 1: Мы приглашаем на сцену ….
ПЕСНЯ «МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ»
Бортпроводница 1: Уважаемые пассажиры, рейс «Учитель двадцать первого века завершён».
Бортпроводница 2: Экипаж благодарит вас за то, что вы выбрали нашу авиакомпанию. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Иванов: Ты куда это?
Сидоркин: Я с алгебры уйду! Меня спросят, а я не готов.
Иванов: Да брось ты! Спрашивают тех, у кого на лице написано «Я не готов!».
Сидоркин: Вот видишь!
Иванов: Так надо сделать так, как будто ты готов! Аутотренинг!
Сидоркин: Что?
Иванов: Самовнушение! Повторяй за мной: У меня к алгебре все готово!
Сидоркин: У меня к алгебре все готово
Иванов: Я выполнил домашнее задание!
Сидоркин: Я выполнил домашнее задание
Иванов: Все три задачи и пять упражнений!
Сидоркин: Все три задачи и пять упражнений!
За аутотренингом они не заметили, как вошел в класс учитель.
Учитель: Сидоркин, что я слышу, ты готов к уроку?!! Иди к доске.
Сидоркин уверенно идет к доске.
Сидоркин: У меня к алгебре все готово! Я выполнил домашнее задание! Все три задачи и пять упражнений!
Учитель: Ну, напиши на доске упражнение 87
Сидоркин: Я выполнил домашнее задание! Все три задачи и пять упражнений!
Учитель: Ничего не понимаю! Покажи тетрадь!
Сидоркин несет тетрадь. Учитель смотрит.
Учитель: Сидоркин, Сидоркин! А как уверенно шел… Два! Садись.
Сидоркин и Иванов выходят из школы. На лице Сидоркина предчувствие беды.
Сидоркин: Эх, дома спросят: — «Как в школе?» — И мне капец.
Иванов: Нужен аутотренинг. Повторяй за мной: У меня по алгебре все отлично! И по физике хорошо! Стекло на перемене разбилось само!
!
Методический семинар «Учитель 21 века»
Вступление.Сегодня, на нашем семинаре мы приглашаем Вас к разговору-размышлению. Тема этого размышления любому из вас небезразлична, она затрагивает каждого.
Мы живем в удивительное время – время ответственного выбора, время, когда закладываются основы новой педагогики. Не секрет, что современная система образования не лишена изъянов. Сегодня много выдвигается предложений, теорий о том, как же можно улучшить качество образования и выпустить за порог школы эрудированных, успешных личностей.
Недавно крупнейшее мировое консалтинговое агентство «МакКинзи» попыталось ответить на вопрос: «Что дали системе образования, проводимые в ней реформы?». Эксперты изучили двадцать пять школьных систем в разных странах, в том числе и в России. Самое главное: ни в одной из стран реформа системы образования не дала заметных результатов. Ни сумасшедшие деньги, брошенные на закупку новой техники, модерновых столов и парт, умных досок, ни уменьшение количества учеников в классе (а это тоже стоит немалых денег – нужны новые помещения и учителя) на пользу не пошли. Школьники так и не научились лучше решать логарифмы и грамотнее писать.
Что же тогда нужно светлым ученическим головам? Выводы исследователей банальны: хороший учитель!
Каким же должен быть учитель обновленной изменившейся школы, учитель XXI века, и как помочь учителю стать современным – это предмет нашего обсуждения.
Интеллектуально-поисковая игра (работа в группах).Постараемся представить себе образ идеального учителя, учителя будущего. Наш семинар будет проходить в интересной форме: это интеллектуально-поисковая игра. А значит, ее составляющими станут ваши мысли, мудрые высказывания.
— Сейчас каждая группа получит задание. Обсудите его в группах и презентуйте. Педагогическая мишень поможет Вам это сделать. Разместите свои ответы в каждом секторе мишени по значимости от центра.
Работа в группах.
1. Какими качествами должен обладать современный учитель?
2. Каковы показатели успешной деятельности учителя?
3. Ключевые проблемы современного учителя.
4. Компетенции, которыми должен владеть современный учитель.
Итак, мы знаем какие важные качества, показатели успешной деятельности, проблемы, компетенции относятся к образу учителя 21 века. Но как же он выглядит? Молодой или пожилой? Деловой или спортивный, женщина это или мужчина? Так много вопросов!
«Коллаж учителя 21 века».Педагогическая деятельность будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать. И сейчас мы предлагаем заняться этой увлекательной работой и сложить коллаж из представленных материалов «Образ учителя 21 века».
(работа в группах)
— Спасибо за вашу активную работу! Видим вы полны свежих идей и креатива.
«Портрет учителя глазами современного школьника».- А теперь посмотрим на портрет учителя глазами современного школьника.
Он получился разносторонним. Идеальный учитель должен быть:
-понимающим (87%);
-уважающим своих учеников (66%);
-внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (37%);
-справедливым в требованиях (80%);
— «интеллигентным, образованным» (48%);
-умеющим доступно излагать материал (59%);
-быть сдержанным, тактичным, не лезть в личную жизнь детей, умеющим найти с учениками общий язык (37%);
-быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними; с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (30%);
-красивым, добрым (13%);
-обладать чувством юмора (61%).
— Некоторыми выдержками из сочинений ребят нашей школы мы бы хотели поделиться.
— Мы увидели портрет учителя глазами современного школьника. Анализ результатов убеждает в том, что основными показателями восприятия личности учителя школьниками являются:
желание стать похожим на своего учителя;
испытание радости в общении с учителем;
полное доверие своему учителю;
справедливость учителя;
умелая организация обучения;
трудности в общении с учителем;
недостаток чуткости учителя в отношениях с учениками;
нежелание учеников делиться с учителем своими мыслями.
Эти результаты помогут нам, учителям, пересмотреть свои взаимоотношения с учащимися, помогут выстроить успешную педагогическую карьеру.
— Вот и дополнен портрет учителя 21 века. Он получился очень искренним и интересным.
Учитель 21 века:
— Это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью.
— Это эрудированный и образованный человек, знающий свой предмет: только большой багаж знаний даёт право учить других.
— Это учитель-профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик.
— Учитель – это человек, чувствующий, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников.
— Это человек, который всегда выступает в соавторстве с учеником: спорит, делится мнениями, выступает, отстаивает свою точку зрения.
Сегодня мы рассмотрели образ учителя будущего. От себя же нам хочется добавить, что учитель 21 века — это не только предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, владеющий общей педагогической и психологической культурой, это еще и учитель, обладающий способностью выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме, побуждающий детей к самостоятельному поиску новой информации, развивающий мышление и творческую активность. Вся его система работы является органичным выражением его индивидуальности.
Учитель 21 века — это, безусловно, одаренная личность, с разносторонними интересами, увлечениями, он должен стать «голосом» большого числа ярких, передовых учителей, работающих в инновационном режиме и несущих новые идеи и ценности в образование и общество.
— А сейчас мы предлагаем проявить свои интересы и эрудицию в интеллектуальной игре «Пентагон». Мы приглашаем вас в переход к ведущему этой игры Валерию Валентиновичу Князеву.
Кураторский час на тему
«Модель специалиста XXI века или Какой он — профессионал XXI века?»
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Владимир Маяковский
Цель: сформировать представления профессионального педагога.
Задачи:
— познакомить с понятием профессионализм;
— познакомить с качествами профессионального специалиста;
— познакомить учащихся с требованиями к профессионализму педагога.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.
Ход кураторского часа
Посмотрите на эпиграф к нашей беседе (зачитать эпиграф).
О чем будет наша беседа?
Кем быть? Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот вопрос возникал у каждого. Однако речь пойдет не о выборе профессии, хотя и тут можно найти немало интересного для обсуждения. Нет, речь пойдет о профессионализме выбранной профессии.
Какого специалиста можно назвать профессионалом?
Профессионализм – это высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью.
Профессионализм – особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Профессионализм – хорошее владение своей профессией (Толковый словарь Ожегова).
Сразу ли выпускник учебного заведения становится профессионалом?
Достаточно ли специалисту отлично знать в теории свою работу, чтобы считаться профессионалом?
А что еще нужно, чтобы стать профессионалом?
Профессионализм развивается с течением времени и в контексте профессиональной деятельности.
Что способствует становлению профессионализма выпускника?
Становлению профессионализма будущего выпускника кооледжа способствуют такие условия, как опыт работы по специальности, производственное обучение.
Кто же такой профессионал?
Профессионал – человек, сделавший определенное занятие своей профессией и являющийся мастером своего дела.
Профессионал – подготовленный для работы в определенной сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск, к выполнению обязанностей по своей специальности.
Что он делает и чего он не делает? Что он может и чего не может? Что руководит деятельностью профессионала? Как узнать профессионала среди прочих и как увидеть профессионала в себе? Какими качествами обладает профессионал?
Прежде всего, профессиональные качества личности – это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности.
В общей схеме образа профессионала профессиональные качества занимают одно из центральных мест.
Задание 1: Перед Вами полный список профессиональных качеств человека, разделенных на пять групп. Отметьте качества, которые кажутся Вам наиболее важными (от 1 и более). Задания выполняем командой. На работу 3 минуты.
1 группа
— ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях
— располагает большим набором хорошо работающих методов, удачных шаблонов
— способен создать новый метод под конкретную задачу
— отличается комплексным подходом к рассмотрению ситуации
— ищет и находит простые решения в сложных ситуациях
2 группа
— обладает знаниями, навыками, умениями и опытом в деле, которым занимается
— применяет знания на практике
— не уверен, что все знает и умеет
— способен к самообучению
— хорошо знает других профессионалов в своей области и следит за их успехами
— знает и учитывает особенности соприкасающихся областей, сфер деятельности
3 группа
— совершает минимум энергетических затрат
— умеет рисковать
— делает свою работу в кратчайшие сроки
— в работе ищет творческий элемент
— обладает своим уникальным «почерком»
— оценивает свой труд строже, чем окружающие
— учитывает воздействие собственного имиджа на окружающих
— не берется за работу, если она заранее внушает негативное отношение
— не берется выполнять работу в сжатые сроки и на условиях, при которых качество пострадает
4 группа
— незаменим
— умеет работать в команде
— легко адаптируется к месту работы
— не станет брать на себя чужую или ненужную ответственность
— соревнуется не с коллегами, а с самим собой
— повышает благосостояние компании (если является сотрудником компании)
— принимает ответственность не только за себя и свой труд, но и отчасти за работу всей организации (если работает в организации)
5 группа
— последовательно достигает всё более значимые цели
— выбирает адекватные средства достижения цели
— действует по плану
— умеет управлять временем
— тратит время только на целевую аудиторию
— умеет продать свое мастерство
— занимается своим делом ежедневно
— проявляет гражданскую позицию
Посмотрите статистику (слайды). Здесь отображены наиболее значимые качества профессионала. Вы выбрали такие же ответы?
В условиях обостряющейся конкуренции на рынке труда нужно действительно убедить работодателя, что именно вы – тот специалист, который украсит его учреждение, поможет его процветанию, а общение с вами будет для него «даром небес»!
Чтобы добиться этого, вы должны знать какими качествами должен обладать профессионал – педагог.
Но прежде всего – кто такой педагог?
А вот как описывается понятие педагог в различных словарях.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
Педагог, педагога, м. (греч. paidagogos, букв. ведущий мальчика) – человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой (употр. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Она – опытный педагог.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова
Педагог, -а, м. 1. Специалист по педагогике (в 1 знач.). Великие педагоги прошлого. 2. Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. || прил. педагогический, -ая, -ое (ко 2 знач.).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т.д.); ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
Педагог
1. Тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской
работой.
2. Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности.
Итак, педагог – профессионал, кто это? Заполним таблицу, чтобы ответить на этот вопрос.
Педагог – профессионал
Знания и умения |
Деловые и личные качества |
Конечно, самое главное, что старается определить работодатель при встрече с претендентом на вакантное место – это личные качества, как моральные, так и деловые. Работодатели стремятся найти педагога, обладающего такими профессиональными качествами, как… (дополнить).
Предлагаю вам прочитать квалификационную характеристику педагога (карточки на столах, приложение 1), и отметить знания, умения и навыки, которыми вы уже владеете, и которые следует совершенствовать или приобрести.
Педагог должен много знать и уметь, этому нужно и можно научиться, обучаясь в колледже, вырабатывая и воспитывая у себя при этом необходимые деловые и личностные качества. Нужны повседневный труд над собой, настойчивая и ответственная подготовка к работе на этой должности.
Надеюсь, что профессиональные планы каждого из вас простираются далеко, вы обязательно достигните успеха, сделаете головокружительную карьеру, станете профессионалами. Попутного вам ветра!
Человек лишь тогда становится мастером,
когда понимает, что до конца
жизни останется начинающим.
Робин Коллингвуд
Приложение 1
Должностные обязанности педагога
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
практического семинара сетевого педагогического сообщества учителей Западно-Казахстанской области
«Учитель XXI века: новые подходы в обучении»
Звучит музыка.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги!
2 ведущий: Добрый день, дорогие гости и приглашённые!
1 ведущий : Время бежит неумолимо, проходят столетия, но по-прежнему
остаются люди, чей труд нельзя измерить никаким мерилом, именно
они обладают безграничной способностью всецело отдавать себя детям.
2 ведущий: И называют этих людей простым и скромным именем – Учитель.
Сегодня здесь собрались учителя, чтобы еще раз доказать, что ни один
труд не требует от человека такой самоотверженности, самоотдачи,
таких душевных затрат, терпения – как труд учителя.
1 ведущий: Для торжественного открытия работы практического семинара сетевого педагогического сообщества учителей Западно-Казахстанской области слово предоставляется директору областной специализированной школы №8 для одарённых детей Сапарову Д. К. (приветствие директора)
2 ведущий: Слово для приветствия участников семинара представляется (гость)
Показ видеоролика (4.5 минуты) «Меняется мир, меняемся мы!»
1 ведущий: Цель нашего сетевого сообщества – развитие информационно-образовательной среды областной системы общего образования как пространства для реализации личности педагога.
2 ведущий: Наш семинар – это праздник славы,
День победы и день торжества!
Праздник лидеров школьной державы,
Царства мудрости и волшебства.
1 ведущий: Народная мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
2 ведущий: Встреча — это всегда праздник! Это возможность громко заявить о себе, насущная необходимость поделиться открытиями и впитать опыт других.
1 ведущий: Встреча –это особый мир. Мир общения, соревнования, удач и находок.
2 ведущий: Вас приветствует Куанов Миржан Тельманович (песня)
1 ведущий:
Встали дружно, повернулись
И друг другу улыбнулись,
Настроенье каково
Во!!!
Все такого мнения?
Все без исключения!!!
2 ведущий: На разминку становись! Разминку проводит учитель СОШ №3 г. Аксая Омельяшко Виленина Петровна (или ученики 11 класса ОСШОД №8)
1 ведущий: Сегодня мы приоткроем завесу творческой мастерской учителя. И пусть это будет фейерверк блистательных умов, эрудиции, высоких профессиональных качеств и талантов.
2 ведущий: Большому кораблю – большое плаванье! Направляют наши паруса – 7 модулей новых подходов к обучению.
1 ведущий: На нашем корабле – 4 палубы. Прошу вас занять места за столиками, темы которых соответствуют темам исследования на практике.
За каждым столиком есть свой штурман, придерживающийся форватера корабля и следящий за рындой, время на работу за «круглым столом» — 30 склянок
2 ведущий: Приглашаем вас к активной творческой работе в своих группах, обмену опытом и своими находками на практике. За 30 минут обсудите волнующие вас вопросы и попробуйте найти на них ответы.
1 ведущий:
Известно, тот, кто ищет
Свое всегда находит –
В делах, мечтах и песнях
И в обществе детей.
И встреча педагогов,
Что здесь сейчас проходит
Откроет нам поистине
Талантливых людей
2 ведущий: Участников семинара приветствуют ученицы 7 класса с казахским народным танцем. (танец – Любина Карина)
1 ведущий: Какое же огромное сердце нужно иметь, чтобы изо дня в день, из года в год щедро раздавать его по кусочкам детям! Не все членам нашей дружной группы удалость приехать. Давайте поприветствуем их по скайпу.
Общение по скайпу (видеоприветствия)
2 ведущий: И какой должна быть доброй, терпеливой и нестареющей душа.
Да, школа для каждого из нас остается светлым, радостным островком детства.
1ведущий: Взрослому никогда уже на него не вернуться. Только учителя на этом острове имеют постоянную прописку. Ведь школа для них — родной дом, а все ученики — их дети, помощники, друзья.
2ведущий: Вас приветствует ученик 6 класса Рашид Темирлан
1ведущий:
Человек талантливый от Бога,
Может выбрать всякую дорогу,
2 ведущий:
И везде к успеху он придет,
И везде побед одержит много.
1 ведущий: Наш корабль, путешествуя по океану знаний и новых открытий, встречал на своём пути много хорошего, но были подводные камни, рифы, иногда садились на мель. Но мы всегда помнили: мы – сильные, мы – смелые, мы – выплывем!
2 ведущий: Все наши удачи и неудачи, находки и проблемы, вопросы и идеи, накопившиеся за время практики в школе, мы предлагаем вам отобразить на постере.
1ведущий: Изобразите на постерах, лежащих на ваших столах, результаты вашей практики, то, с чем вам пришлось столкнуться. Используйте фантазию, творческий подход, подручный материал. Время 10 склянок.
2 ведущий: Удачи в вашей работе!
1 ведущий: Командам корабля предлагаем защитить свои работы!
Идёт защита работ
2ведущий: Вас приветствуют гости нашего семинара!
1 ведущий: И остается только пожелать нашему сетевому сообществу творческих побед, ощущения подъема, одержимости в достижении
цели, защиты наших отчётов и успешной сдачи квалификационного экзамена.
2 ведущий: Всех, кого мы видим сегодня здесь, объединяет одно: любовь к детям, преданность своему делу, постоянный творческий поиск.
1 ведущий: Огромное спасибо, учителям, которые были рядом с нами, прошли нелёгкий путь в поисках новых подходов к обучению. Тем, кто окончил уровневые курсы – новых творческих свершений, а тем, кому это предстоит сделать – помните, что у вас уже есть надёжный тыл.
2 ведущий: И пусть к вам придет победа. Удачи вам!
1 ведущий: Заканчивая работу нашего семинара, давайте напишем на листочках предложения о том, какой бы вы хотели видеть следующую встречу на подобном мероприятии. Листочки оставим на столах, а потом дружно возьмём кораблики и причалим на тот остров, на котором вы сегодня побывали. Попутного вам ветра и семь футов под килем!
2 ведущий: На этом работа нашего сетевого сообщества окончена в стенах нашей школы, но продолжается каждый день в классах, на встречах, в сети интернета. Спасибо. До свидания! До новых встречь!
ДОКЛАД НА ТЕМУ
« Учитель XXI века, каким я его вижу»
Автор: Нуцалханова Альбина Фаридовна,
Учитель английского языка
Цели и задачи: — дать понятие слову «Учитель»; — выявить кто такой учитель; — выявить ведущие задачи учителя; — дать представление учителю 21 века.
Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама (Джованни Руффини)
Учитель- это человек, который , в первую очередь, является примером для подражания. Первый учитель во всем должен быть идеальным для ребенка. Ведь именно с этого человека начинается его общение с внешним миром. От учителя зависит многое. Дети перенимают его манеру говорить, улыбаться, одеваться. Она как вторая мама- является идеалом женщины. Место учителя огромно в жизни его учеников.
Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.
Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он– специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.
От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.
Ведущими задачами педагога нового типа являются:
создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.
Учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любить не только людей, но и все живое.
Учителю Российской Федерации в 21 веке жизнь дает и особые полномочия, ставят отдельные задачи. Россия-уникальная страна, соединяющая два континента; Европу и Азию, вобравшая в себя многие национальности, представителей разных культур и религии.
Учитель России 21 века по своему назначению обязан быть интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в истории и внутренней сути религии, патриотом, активным защитником природы нашей страны.
Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
А каким хотели бы видеть учителя XXI века те, кто отдал работе со школьниками немало лет?
Большинство из них склонны к тому, что учитель должен быть, прежде всего, профессионалом. Были также отмечены общая образованность и заинтересованность в его труде со стороны государства и необходимость уважительного отношения к учащимся.
Удивительно, но всего несколько человек отметили, что учитель должен любить учеников. Многие же посчитали это качество не то что вредным, но в принципе невозможным, «ведь любят только своих близких, а не детей «в общем».
Даже поразительно видеть такую узость мышления в тех, кто «нас выводит в люди». Поэтому так и хочется одним из самых необходимых качеств учителя будущего отметить широту взглядов, кругозора, мышления.
А еще современный учитель, по моему мнению, должен быть счастливыми. Ведь, согласитесь, несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. У меня были замечательные и талантливые педагоги. И знаете, они все, по моему мнению, были счастливыми. Наши уроки проходили в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества. Мы всем классом участвовали во многих конкурсах, олимпиадах, ездили на различные соревнования. Нам везде хотелось попробовать свои силы, мы были такими одухотворенными!
В одной французской книге недавно прочитала: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель…» Именно Учителя сегодня открывают детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому современный Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого. Он должен быть, ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Список литературы.
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 1999. -472 с.
2. Левин Вадим Александрович, детский поэт из Харькова, автор знаменитой книги «Глупая лошадь», автор замечательной программы развития ребенка «Из Маленького Писателя в Большого Читателя», руководитель коллектива составителей, разработавших Библиотеку чтения для начальных классов «Лесенка» — хрестоматия из 20 книг, модель мировой библиотеки в миниатюре, прекрасное методическое пособие для работы учителя начальных классов. Кандидат психологических наук, участник и ведущий семинаров для учителей «Эврика» в Москве. В настоящее время проживает в Германии и занимается проблемой сохранения русскоязычности в семьях эмигрантов по системе русских воскресных школ. Автор книг «Уроки для родителей». — Фолио, Харьков, 2000; книги «Как маленький писатель становится большим читателем». – Лингво, Москва, 1998 и т.п.
3. Лем С. Сумма технологии. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Спб.: Еуккф Афтефыешсф, 2004. –668с.–С.612.
4. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. (
http://www.ecolife.ru/moiseev/2000-3-1.shtml)
5. Оруэлл Дж. Англичане // Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. – Пермь: Издательство «КАПИК», 1992.-320с. – С.218. (http://www.orwell.ru/library/essays/English_People/r… )
6. Русаков А. Эмилия Леонгард. Возвращение слуха. // Русаков А. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. — http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/1/3
7. Стругацкие Аркадий и Борис. Отягощенные злом, или сорок лет спустя. — http://www.lib.ru/STRUGACKIE/otqg-zlom.txt
8. Уэллс Г. Очерки истории цивилизации. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с. – С.849-850.
9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ: Ермак, 2005. – 588 с.
10. Шубин В.И. Образование для устойчивого развития. – Рукопись. Любезно предоставлена автором.
Автор: Филиппова Светлана Витальевна
Организация: МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»
Населенный пункт: с. Мужи
Еще в XIX веке в словаре Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали наставника, учителя. Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Увлечь за собой с первых мгновений урока, приоткрыть тайну и зажечь страстное желание разгадать её, поддерживать познавательный интерес – ступенька к достижению целей и задач современного урока. Способность к тщательному перспективному планированию отличает учителя 21 века. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-РУКОВОДИТЕЛЬ)
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, помогать выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Быть рядом с учеником, направлять, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения — так формируется позитивный имидж современного учителя и один из путей к успеху образовательного процесса. (ЭТО УЧИТЕЛЬ — ПОДСКАЗЧИК)
- класс – своеобразен, каждый ученик в нём неповторим и уникален. Только учитель, зная всё своеобразие и оригинальность класса, индивидуальность своих учеников может написать эффективный и продуктивный сценарий своего урока. Даже простая формулировка «выполнение программно-методических требований к уроку» скучна и официальна, но в силах учителя добиться этого выполнения яркими, творческими, личностными, запоминающимися и действенными технологиями и приёмами! (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР)
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, поэтому по-прежнему сохраняется исторически сложившаяся роль учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. При этом учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ИСТОЧНИК)
Прежде всего, учитель должен быть другом и наставником ребенку. Его основная задача – не заставить выучить необходимый материал, а проявить у ребенка интерес, вызвать любопытство. Любопытство – двигатель прогресса. Здесь я не могу не согласиться с древним философом Дарием, который утверждал, что «человеческое любопытство должно направлять к разумным познаниям». А как учитель может вызвать любопытство ребенка? На мой взгляд, один из самых верных способов – это личный пример. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-УЧАСТНИК)
Дети любознательны, они любят учиться, но немаловажно добавить: хорошо учиться. Однако стоит помнить о том, что способности у детей разные: кто-то прирожденный математик, а другой – перспективный спортсмен. В современной школе учитель должен уметь организовывать условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Распознать скрытые способности и помочь им раскрыться в полном объеме – это еще один аспект моей педагогической философии. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ТЬЮТОР)
Задача учителя – не дать ребенку объем знаний, актуальный и соответствующий сегодняшнему дню, а научить добывать информацию и пополнять свои знания самостоятельно, ориентироваться в стремительном потоке информации и перерабатывать ее. Вот поэтому я и должна научить своих учеников учиться. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-КООРДИНАТОР)
Сегодня речь идет о создании новой культуры образования, в пространстве которой ребенок развивает себя, опираясь на школу. В этой культуре формируется способность к конструированию собственного знания, необходимого для перехода от понимания условий учебной задачи к ее самостоятельному решению. Инструкционизм («делай как я») в отношениях «учитель – ребенок» заменился конструкционизмом, при котором учитель выполняет иную роль – роль предметного эксперта. Это уже другой тип отношений, «конструктор – эксперт». Из источника и транслятора знания, учитель стал превращаться в эксперта по учебной деятельности. (ЭТО УЧИТЕЛЬ-ЭКСПЕРТ)
И поэтому в моем представлении учитель XXI века – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.
Все мы родом из детства. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, понимание – вот что нужно современному ученику. Великий древнегреческий философ Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога. Судья, педагог и врач, по определению мудреца, получают свой дар свыше.
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Приложения:
- file0.docx.. 16,9 КБ
Опубликовано: 11.03.2020
Анна Александровна Давлетгареева – Элементы краеведения в математике (Победитель конкурса — I степень)
Безручко Ирина Викторовна – «Масленица». Сценарий народного праздника
для детей старшего дошкольного возраста (Победитель конкурса — I степень)
Безручко Ирина Викторовна – Драматизации русской народной сказки «Репка»
на новый лад (младшая группа) (Победитель конкурса — III степень)
Безручко Ирина Викторовна – Сценарий
15 мая — день семьи (Победитель конкурса — I степень)
Бессонова Татьяна Александровна – Квест «Учусь у Ломоносова» (Победитель конкурса — III степень)
Гельцер Екатерина Александровна – «Мамы разные бывают…» (Победитель конкурса — I степень)
Гоенко Марина Сергеевна
Клименко Светлана Николаевна – «Юные спортсмены» (Победитель конкурса — II степень)
Грачева Эллина Николаевна,
Пенкина Лина Васильевна – Клубный час «Переполох в весеннем лесу» (Победитель конкурса — III степень)
Зимарева Екатерина Александровна – Сценарий квеста
«Ритмическое королевство» (Победитель конкурса — II степень)
Карпенко Людмила Анатольевна – «Круговорот воды в природе» (Победитель конкурса — I степень)
Карпенко Людмила Анатольевна – Классный час
Вредные привычки (Победитель конкурса — I степень)
Клевцова Светлана Ивановна – Класс Двудольные, характерные особенности
растений семейства Розоцветные (Победитель конкурса — I степень)
Комолых Людмила Викторовна – Правописание парных звонких
и глухих согласных на конце слова (Победитель конкурса — I степень)
Косолапова Снежана Александровна – «Звуки [й`э], [`э]. Буквы Е, е» (Победитель конкурса — I степень)
Максимихина Наталья Геннадьевна – «Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!» (Победитель конкурса — III степень)
Никольская Анна Михайловна – Сценарий праздника
«День Святого Николая» (Победитель конкурса — I степень)
Петрова Елена Владимировна – Радуга нашего детства (Победитель конкурса — I степень)
Плотникова Диана Сергеевна – «Шамаханская Царица
отменяет новый год, а Юлий против» (Победитель конкурса — I степень)
Половинчик Елена Валентиновна – Чудеса мыльной пены (Победитель конкурса — II степень)
Чайникова Лариса Михайловна – Сценарий детского мюзикла
«Праздничное чаепитие с Мухой-Цокотухой» (Победитель конкурса — I степень)
Щербинина Елена Васильевна – Сценарий Новогодней программы для воспитанников
ДОУ, старшая группа «Звёздная сказка
или Новые приключения Незнайки и его друзей» (Победитель конкурса — I степень)