Тема « Удивительное — рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в охране природных богатств.
— Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгайдайте несколько загадок.
Загадки
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.) Слайд 2.
- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Синоптик — специалист по прогнозированию погоды».
— А как вы думаете, есть .ли природные синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей.)
— Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и
600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Mогут предсказывать погоду и рыбы.
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наше мероприятие и называется «Удивительное — рядом».
Животные-синоптики
— Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
-Он поделится медком. (Пчела.) Слайд 3.
— Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.)
Да, в этом чудо — домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — вечные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
— О ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
-Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) Слайд 4.
Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь.- Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.Бабочки удивительные создания.Слайды 5, 6, 7, 8
— О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем — миллион. (Муравьи.) Слайд 9.
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.
— Еще одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук) Слайд 10.
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки — тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
— О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
Кого из вас когда-нибудь ходил на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать. Слайд 11
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Слайд 12
Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день. Слайд 13.
А мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Слайд 14.
Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы. Слайд 12.
Паук усиленно плетёт сети — к сухой погоде.
Паук забился в угол — к ветру.
Лягушки расквакались — к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда — к грозе.
Ласточки летают низко — перед дождем.
На кустах акации много пчел — перед дождем.
Растения- синоптики
— Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реаги-руют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Слайд 13.
Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик.) Слайд 14.
Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики.
А есть растения, которые перед дождем «плачут» — выделяют лишнюю влагу. Слайд 15
К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса и пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе
— Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь, какое.
Удивительные часы.(Пронин К.)
Выйди летом за село
-От цветов светлым-светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой
-Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг — и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им даёт завод.
Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы. Слайд 16.
Здравствуй, милый мой цветок, (Тутаев Ю.)
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь, в уединении!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
-Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.)
-Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало,
Поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец-колокольчик.
( показать названные растения на картинках.)
У лесной дорожки —
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки —
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик —
Зазвенит бубенчик!
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. Слайд 17.
Если я сорву цветок, (Вельмяйкин.Д.)
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы»)
Игра «Спорим»
я произношу фразу, после которой ребята должны хором указать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением,«Спорим-спорим!», не согласны. Чтобы не затягивать игру, можно ограничиться небольшим количеством утверждений:
Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)
Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)
Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)
Птицы с юга прилетели.
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили.
И каток водой залили
.
На полях лежит туман.
В огороде — лишь бурьян.
И каникулы всех ждут.
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждет экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
— Молодцы». А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы. (Ответы учеников.)
Викторина «Деревья и травы»
1.Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Древесина лиственницы.)
2.Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать-и-мачеха, зверобой, душица и т. д.)
3.Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух- (Тополь.)
4.Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая.)
5.В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветок с пятью отогнутыми лопастями вместо четырех. Сирень.)
6.Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.)
7.Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это проходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Береза.)
Знаешь ли ты, что…
Существует трава от 99 болезней,{Зверобой.)
Лягушка.может пить ногой.
Пингвин — это птица.
Есть сладкое дерево в наших лесах. (Липа.)
В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)
Выше всех летает орел.
Самая маленькая птица в нашей стране — королек.
Самая маленькая птица в мире — колибри.
Летучая мышь спит вниз головой.
Самая высокая трава — бамбук.
Страус — самая большая птица в мире.
Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)
Ухо у кузнечика на ноге.
Подведение итогов
Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы насекомых, животных и растениях — наших верных друзьях и помощниках.
Тема « Удивительное — рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в охране природных богатств.
— Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгайдайте несколько загадок.
Загадки
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.) Слайд 2.
-
Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
-
Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Синоптик — специалист по прогнозированию погоды».
— А как вы думаете, есть .ли природные синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей.)
— Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и
600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Mогут предсказывать погоду и рыбы.
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наше мероприятие и называется «Удивительное — рядом».
Животные-синоптики
— Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
-Он поделится медком. (Пчела.) Слайд 3.
— Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.)
Да, в этом чудо — домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — вечные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
— О ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
-Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) Слайд 4.
Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь.- Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.Бабочки удивительные создания.Слайды 5, 6, 7, 8
— О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем — миллион. (Муравьи.) Слайд 9.
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.
— Еще одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук) Слайд 10.
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки — тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
— О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
Кого из вас когда-нибудь ходил на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать. Слайд 11
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Слайд 12
Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день. Слайд 13.
А мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Слайд 14.
Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы. Слайд 12.
Паук усиленно плетёт сети — к сухой погоде.
Паук забился в угол — к ветру.
Лягушки расквакались — к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда — к грозе.
Ласточки летают низко — перед дождем.
На кустах акации много пчел — перед дождем.
Растения- синоптики
— Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реаги-руют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Слайд 13.
Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик.) Слайд 14.
Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики.
А есть растения, которые перед дождем «плачут» — выделяют лишнюю влагу. Слайд 15
К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса и пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе
— Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь, какое.
Удивительные часы.(Пронин К.)
Выйди летом за село
-От цветов светлым-светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой
-Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг — и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им даёт завод.
Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы. Слайд 16.
Здравствуй, милый мой цветок, (Тутаев Ю.)
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь, в уединении!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
-Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.)
-Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало,
Поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец-колокольчик.
( показать названные растения на картинках.)
У лесной дорожки —
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки —
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик —
Зазвенит бубенчик!
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. Слайд 17.
Если я сорву цветок, (Вельмяйкин.Д.)
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы»)
Игра «Спорим»
я произношу фразу, после которой ребята должны хором указать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением,«Спорим-спорим!», не согласны. Чтобы не затягивать игру, можно ограничиться небольшим количеством утверждений:
Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)
Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)
Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)
Птицы с юга прилетели.
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили.
И каток водой залили
.
На полях лежит туман.
В огороде — лишь бурьян.
И каникулы всех ждут.
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждет экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
— Молодцы». А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы. (Ответы учеников.)
Викторина «Деревья и травы»
1.Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Древесина лиственницы.)
2.Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать-и-мачеха, зверобой, душица и т. д.)
3.Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух- (Тополь.)
4.Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая.)
5.В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветок с пятью отогнутыми лопастями вместо четырех. Сирень.)
6.Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.)
7.Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это проходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Береза.)
Знаешь ли ты, что…
Существует трава от 99 болезней,{Зверобой.)
Лягушка.может пить ногой.
Пингвин — это птица.
Есть сладкое дерево в наших лесах. (Липа.)
В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)
Выше всех летает орел.
Самая маленькая птица в нашей стране — королек.
Самая маленькая птица в мире — колибри.
Летучая мышь спит вниз головой.
Самая высокая трава — бамбук.
Страус — самая большая птица в мире.
Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.)
Ухо у кузнечика на ноге.
Подведение итогов
Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы насекомых, животных и растениях — наших верных друзьях и помощниках.
Форма проведения: Устный журнал.
Цель: Познакомить с различными породами кошек, средой обитания, их многообразием и привычками.
Задачи:
- Расширить представления о домашних животных – кошках.
- Собрать информацию о разных породах кошек.
- Сфотографировать своего домашнего питомца.
- Сделать поделки из бумаги.
- Написать сочинение на тему «Мой ласковый и нежный зверь».
Оборудование: Плакаты, иллюстрации, фотографии, рисунки детей с изображением кошек; книги, сочинения детей о кошках, поделки из бумаги, музыкальное сопровождение, видеозапись.
Ход занятия:
Ведущий:
Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. Мир животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение всё новыми открытиями, но и проникается к животным добротою, любовью, снисхождением. Познавая животных, человек познает и себя.
Общение с ними обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с ними, мы понимаем, что мир становится скучным.
Сегодня у нас пойдет речь о любимых домашних животных – кошках.
Поднимите руку те, у кого дома есть они. Вот видите – добрая половина держат дома милых пушистых зверюшек.
Итак, наш разговор о них начинается.
1 страница «Историческая справка»
Ученик: Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом во многом таинственным. В разные времена в разных странах относились к ней по-разному.
Ученик: В Древнем Египте боготворили, оказывали ей всяческие почести. Смертельная казнь тому, кто убьёт хотя бы одну «хранительницу» хлебных амбаров. Если кошка умирала своей смертью, её оплакивали, осыпали дарами – в виде высушенных мышей.
Ведущий: Семья и вся прислуга брили свои брови и ходили в трауре. Смерть храмовой кошки – траур целого города.
Ученик: В Европе, кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло чёрным кошкам: думали, что они приносят в дом несчастье.
Исполнение песни «Черный кот»
Ученик: В Древней Руси хозяйственные качества кошки оценили церковнослужители. Они- то и поставили её под свою защиту.
Ведущий: А хотите узнать, сколько стоила кошка?В то время, в середине 15 в., за украденное животное устанавливали штраф по 3 гривны. Много это или мало? Судите сами: кошка приравнивалась по цене к огромному быку. По тем временам 3 гривны деньги были немалые.
Ученик: В Японии сначала не любили кошку, но в 17 веке вернули ей доброе имя. Вот одна из старых историй, связанная с кошкой.
Ведущий: (на фоне музыки) Владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это было чудом, и все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
Ученик: В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. При въезде в дом кошка должна первой переступить порог дома, иначе не будет в нём счастья. А трёхцветная кошка приносит счастье и достаток в дом.
2 страница «Мы все такие разные».
Ученик:
В мире сейчас 400 млн. кошек самых разных. Шумным событием в странах становятся выставки кошек. Большой вклад в создании многочисленных пород домашних кошек внесла дикая лесная европейская кошка.
Ведущий:
Мы открываем следующую страницу «Мы все такие разные».
В соответствии с длиной шерсти различают длинношерстных, полудлинношерстных и короткошерстных. Представители этих пород у нас представлены. (показать и назвать)
Дома мы держим не только породистых, но и самых обычных кошек. Мы их любим и сфотографировали.
Ученик:
У каждой кошки своя кличка: Барсики, Мурзики, Масяни. А вот эту кошку просто назвали кошкой.
Интересно почему?
Посмотрите про это сказку.
Автор:
У старика и старухи
был котёночек черноухий,
И белощёкий, белобрюхий,
и чернобокий.
Стали думать старик со старухой.Старуха:
Подрастает наш черноухий.
Мы вспоили его и вскормили,
Только дать ему имя забыли.Старик:
Назовем его черноухого «Тучей» —
Пусть он будет большой и могучий.
Выше дерева, больше дома.
Пусть мурлычет он громче грома!Старуха:
Нет (сказала, подумав старуха)
Туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи,
Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер
Протяжно и звонко.
Не назвать ли нам «Ветром» котёнка?Старик:
Нет, старуха,
Ветер только деревья качает,
А стена остаётся в покое.
Не назвать ли котёнка «Стеною»?Старуха:
Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:
Слышишь, мышка шуршит за стеною?
Точит дерево мышка-воровка…
Не назвать ли нам кошку – «Мышкой»?Старик:
Нет, старуха,
Кошка мышку со шкуркой съедает.
Значит, кошка
Сильнее немножко!
Не назвать ли нам кошку Кошкой.
3 страница «Необыкновенные качества».
Ученик: Кошка это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.
Ведущий: Открываем следующую страницу.
Ученик: У неё очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши, и тот час же настораживается. Но в то же время, может не обращать внимания на громкую музыку.
Ведущий: Кошка любит чистоту, она часто умывается. А знаете, почему?
Вот кошка проснулась, потянулась – и ну вылизывать себя. Поела, попила – и снова вылизывает себя с головы до лап. Но кошки постоянно вылизывают не только грязь, сколько… собственный запах.
Все кошки – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность – останешься голодным.
Ученик: У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз, это как фара у машины. Глаза крупные и смотрят в одном направлении, в темноте горят зеленым цветом.
Ученик: Кошки спокойно ходят в темноте. А помогают им усы.
Ученик: Ходят бесшумно, вытягивая когти и ступая мягкими подушечками. Быстро бегает, ловко прыгает и лазает на деревья. Но если забралась высоко, боится спускаться вниз.
Ведущий: А еще кошек берут на работу, на государственную службу. В Англии есть Британский музей, там очень много картин. Чтобы мыши их не портили, кошка их охраняет. У них униформа – повязаны желтые банты. За работу им платят жалование.
Ведущий: Кошка часто бывает героиней многих рассказов и сказок, песенок и скороговорок. В них она умна, хитра, доброжелательна. Показывает свою ловкость, а главное независимость (выставка книг).
Много написано песен об этих удивительных животных. Вот одна из них.(исполнение песни)
4 страница «Кошка и человек».
Ведущий: Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ. Но многое интересное ждет нас впереди.
- Средняя продолжительность жизни кошек около 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет.
- Обычно у кошки рождается 3 – 5 котят. Кошка по кличке Колокольчик из Южной Америки родила 14 котят-близнецов.
- А кошка Мини за 6 лет убила 12 480 крыс.
- Есть кошки-артисты. Всемирно известный кот Моррис (США), он получил в 1973 году приз, как лучший телеактер, по классу рекламных фильмов.
Ученик:
Кошка первой входит в дом
И живет подолгу в нём,
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьёт сырое молоко.
Ученик:
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится за подушку
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит.
Ученик:
Видеть кошку на окошке
Я всегда, ребята, рад.
Для мурлыканья у кошки
Есть особый аппарат!
Он работает прекрасно –
Это всем на свете ясно –
Но, к несчастью детворы,
Разбирать его опасно:
Когти кошкины остры.
Выдвигаются мгновенно –
Только ноги уноси!
А на морде, как антенны,
Установлены усы.
Ученик:
Кошка бегает с азартом
За катушкою пол дня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Ученик:
Тем, кто с кошкой добр и мягок.
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
Ведущий: Что, правда, то, правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы ее погладили, поласкали, она придет сама, поверьте! В доме она различает своих и чужих. И даже спустя годы узнает хорошего друга. Часто они предпочитают одного члена семьи.
Сценка «Кошка»
Мальчик: Говорит мне тихо кошка:
Кошка:Пожалей меня немножко!
Мальчик:Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднёс.-
Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь кошка?
Говорит она:
Кошка:Немножко, хоть немножко
Пожалей – отпусти меня скорей!
Ведущий: Надеюсь, этот диалог вы поняли верно? И всё-таки есть такие ребята, которые берут себе маленьких котят, но плохо ухаживают за ними. А родители порой ругают не своих детей, а этих котят. Помните: если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть за него в ответе.
Ученик:
Всё мяукает котёнок
Во дворе под кустом
Всё хотелось котёнку.
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист –
Показалось котёнку,
Что позвали: «кис – кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Ведущий: Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я верю, что в нашем классе таких нет. Ведь о своих друзьях вы написали сочинения.
5 страница «Моё творчество».
- Изготовили поделки из бумаги.
- Сочинения (зачитать одно из них).
Итог:
Вот и подходит к концу наша встреча, понравилась ли она вам?
Напоследок, отгадаем кроссворд, и посмотрите небольшой сюжет из жизни кошек (видеозапись).
Можно было много ещё продолжать рассказывать об этих удивительных животных, но наше занятие подходит к концу. В память об этой встрече я дарю вам календари с изображением котят.
Презентация – Приложение 1.
12.11.2019
Интеллектуально- познавательная игра «Удивительное рядом»
Сценарий проведения интеллектуально- познавательной игры «Удивительное рядом» предназначена педагогам дополнительного образования естественнонаучного направления. Цель игры: знакомство обучающихся в игровой форме с правилами поведения в природе.
Оценить
652
Содержимое разработки
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского
округа Оренбургской области»
Интеллектуально-познавательная игра:
«Удивительное рядом»
Подготовила:
Шухлина Людмила Александровна
методист , 1 квалификационной категории
г. Кувандык,2019 г.
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой.
Оборудование: газета «Удивительное рядом», маски грустного и улыбающегося человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха, правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу нашей страны.
Ход игры.
Педагог: — Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Удивительное рядом». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
— Грустный человек.
— А почему он грустный? (Ответы детей)
— У нас оказались разные мнения.
Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.
(Роли корреспондентов заранее распределяются между обучающимися).
Первый корреспондент:
— Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)
— Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)
Рассмотрите схему.
— От чего загрязняется воздух?
— Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?
— Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)
Первый корреспондент.
— Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Педагог:— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!
— Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент.
— Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей)
Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть на ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)
— Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Педагог:— Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это?
Конечно это вода.
Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода.
— Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?
1) Вечером на землю слетает,
ночью на земле пребывает,
утром опять улетает.
2) Над рекою, над долиной повисла
белая холстина.
3) Пушистая вата плывет куда-то:
чем вата ниже, тем дождик ближе.
4) Меня ждут, не дождутся, а как
завидят – разбегутся.
5) На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок?
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
(Ответы детей)
— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат, химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?
— Что надо сделать? (Ответы детей)
— Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Уберем все грязные пятна!
(Убирает)
Педагог— Посмотрите, ребята, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!
А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент.
— Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)
— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.
— Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг
Человек природе друг!
— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)
Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)
Появляется плакат.
— О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)
— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
— Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)
— Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)
— Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)
Педагог поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.
Просьба. Н.А. Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
— Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.
— А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)
Показ педагогом некоторых видов редких растений и животных.
Педагог:- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.
Итог.
Педагог: — Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.
— Что такое природа? (Ответы детей)
— Что природа дает человеку?
— Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей) — А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы — готовая природная бумага.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/381582-intellektualnopoznavatelnaja-igra-udivitelno
Также вас может заинтересовать
- Методическая разработка «Когда мои друзья со мной»
- Психологическая игра как метод подготовки студентов 1 курса к экзаменам
- Методические рекомендации по проведению классного часа «Цена и ценности»
- Программа элективного курса «А как лучше сказать?»
- Методическая разработка занятия по развитию общей и мелкой моторики «В гостях у сказки»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМАРИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
КЛУБНЫЙ ЧАС
« Удивительное – рядом»
2 класс
Воспитатель ГПД
Павлюнина О.И.
Комаричи 2016
Клубный час «Удивительное рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном;
вызвать чувство удивления, восхищения;
воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.
Ход клубного часа.
-
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из газет)
Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики?
( Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова. (Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.)
А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными – синоптиками вы сегодня познакомитесь: пчелы, бабочки, пауки, муравьи, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.
(показ иллюстраций по ходу беседы)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется « Удивительное – рядом».
-
ЖИВОТНЫЕ — СИНОПТИКИ
-Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
— Посмотрите, чей это домик?
Да, в этом чудо – домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
— О ком идет речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.
— О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион.
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.
Вот еще загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи пчел! (паук)
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье. Они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
— О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток?
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему?
Оказывается. В засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.
Ласточки летают низко перед дождем.
На кустах акации много пчел – перед дождем.
-
РАСТЕНИЯ — СИНОПТИКИ.
Предсказывают погоду и растения. Чаще всего реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте, о каком синоптике идет речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух?
На нем платок пуховый,
Всегда слететь готовый.
Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем « плачут» -выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.
Физминутка.
— Еще одно удивительное свойство есть у растений.
Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.
Удивительные часы
Выйди летом за село –
От цветов светлым – светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им дает завод.
— Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Показать иллюстрации цветов)
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел здесь, в уединении.
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
-Какие вы знаете лесные цветы?
— Среди них есть такие цветы, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавиц- колокольчик.
У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик.
-Быстро вянут цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я , и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Показать письмо, один ученик читает.)
-Ребята, вам прислали письмо с просьбой : «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы можем ответить цветам?
-
ИГРА «Спорим»
Учитель произносит фразу, после которой дети должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или: «Спорим – спорим!», если не согласны.
Осенью идут дожди.
Ждет весна нас впереди.
Целый день мели метели.
Птицы с юга прилетели.
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде – лишь бурьян.
И каникулы всех ждут
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждем экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали замерзать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
Молодцы.
-
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО…
Существует трава от 99 болезней. (зверобой)
Лягушка может пить ногой.
Пингвин – это птица.
Есть сладкое дерево в наших краях. (липа)
Выше всех летает орел.
В лесу растут разноцветные грибы. (сыроежки)
Самая маленькая птица в нашей стране – королек.
Самая маленькая птица в мире колибри.
Летучая мышь спит вниз головой.
Самая высокая трава – бамбук.
Страус – самая большая птица в мире.
Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (оляпка)
Ухо у кузнечика на ноге.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сегодня вы узнали много нового и интересного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.
Что вам запомнилось больше всего на занятии?
Что вас особенно удивило?
Спасибо вам за работу.
(Звучит песня Ю.Антонова «Живет на свете красота»)
Домашнее задание: найти народные приметы о погоде.
Дополнительный материал
-
Угадай цветок
Родился (ландыш) в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим я и ты ?
( Е. Серова)
На солнечной опушке
(Фиалка) расцвела.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
(Е. Серова)
Прибежал (подснежник)
В мартовский лесок,
Заглянул (подснежник)
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна»
2.Викторина «Деревья и травы».
1)Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (лиственницы)
2)Назовите лекарственные травы нашего края. (зверобой, мать-и-мачеха, ромашка, душица и т. д.)
3) Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)
4)В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (сирень)
5)Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (дуб)
6)Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, поэтому оно стало символом праздника Троицы. (береза)
Литература
1. Максимова Т. Н. Классные часы: 2 класс. М.: «ВАКО», 2008.
2.Андреев о. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение, 1994
3.В мире животных. 1999. №5; 2004 №1,3.
4.Зоомир. 2003.№3.
5.Дик Н.Ф. Веселые классные часы и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей. М. ,1994.
6. Аралова М.А. Классный час играючи. Вып.1. М.: ТЦ Сфера, 2002.
7. Герасимова В.А. Классный час играючи. Вып. 5. М.:ТЦ Сфера, 2003
Клубный час «Удивительное рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть
необычное в привычном;
вызвать чувство удивления, восхищения;
воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении
природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел,
бабочек, муравьев, пауков, червей, рыб, растений, письмо – просьба от
цветов.
Ход клубного часа.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте
несколько загадок.
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала.
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем, что будет дождь
или ветер, похолодание или потепление? (по радио, телевидению, из
газет)
Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики?
( Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого
слова. (Синоптик – это специалист по прогнозированию погоды.)
А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600
животных? Их называют растениями и животными синоптиками.
Посмотрите, с какими животными – синоптиками вы сегодня
познакомитесь: пчелы, бабочки, пауки, муравьи, дождевые черви. Могут
предсказывать погоду и рыбы.
(показ иллюстраций по ходу беседы)
Растения и животные в процессе развития выработали множество
приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами
о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно
подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы
«Удивительное рядом» (6-й класс)
Цель: пропедевтика знаний обучающихся по физике; повышение интереса к изучению предмета.
Задачи:
· показать обучающимся, что физика – наука экспериментальная;
· создать условия для формирования познавательного интереса к изучению физики;
· развить логическое мышление обучающихся, культуру речи, коммуникативные способности;
· воспитывать самодисциплину, уважительное отношение к мнению других.
ТСО: мультимедийный проектор, экран, системный блок, презентация, выполненная в программе Miсrosoft PowerPoint.
Оборудование для экспериментов:
1) тарелка с подкрашенной водой, свеча на подставке, стакан, спички;
2) камертон;
3) 4 стакана с водой разного уровня, металлическая ложка;
4) стекло, шерстяной лоскут, вырезанные из салфетки цветы;
5) гильза из фольги на нити, штатив, шерстяной лоскут, эбонитовая палочка;
6) воздушный шарик, шерстяной лоскут, овсяные хлопья;
7) электрофорная машина;
литровая банка, надутый воздушный шарик, бумага, спички;
9) бокал, подкрашенная марганцем вода, подсолнечное масло, спирт, зелёнка, таблетка аспирина, воронка.
Ход мероприятия
Индийские мудрецы утверждали: «Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, – та или иная степень знания».
Вы уже шестой год получаете знания в школе и, поверьте мне, накопилось их немало. И сегодня я вам это докажу. А займёмся мы с вами физикой.
Чтобы физику понять,
Надо много наблюдать,
Ставить опыты простые,
Зрить явления любые,
А осмыслишь суть — вот он,
Твой физический закон.
Передо мной на столе лежит коробок спичек. Сегодня для нас это обыкновенный предмет. А ведь он настолько удивителен!
А.С. Пушкин в своё время не знал, что такое спички, ведь огонь, тогда зажигали, высекая искру из камня, либо потирая угольный трут.
В 1830 году, за 3 года до написания А.С. Пушкиным «Сказки о рыбаке и рыбке», молодой французский химик Шарль Сориа изобрел фосфорные спички.
Фосфор — это вещество, которое загорается при самом слабом нагревании — всего до 60 градусов. Казалось бы, лучшего материала для спичек и придумать нельзя. Однако это достоинство фосфорных спичек оказалось их же главным недостатком. Чтобы зажечь спичку, достаточно было чиркнуть ею о стенку или даже о голенище. Да что там чиркнуть — такие спички загорались даже от взаимного трения в коробке при транспортировке! В Англии даже был анекдот: целая спичка говорит другой, полуобгоревшей: «Видишь, чем кончается твоя дурная привычка чесать затылок!»
Когда спичка загоралась, происходил взрыв. Головка разлеталась на части, словно маленькая бомбочка. Гораздо хуже было то, что спички с белым фосфором очень ядовиты. Производство таких спичек было вредным: рабочие спичечных фабрик от паров белого фосфора приобретали тяжелейшее заболевание — некроз костей.
Время горения головки спички было очень мало. Погашенные черенки спичек продолжали тлеть, что часто приводило к пожарам.
В 1853 году, благодаря открытию красного фосфора австрийским химиком А. Шрёттером и его использования шведским химиком Й. Лундстремом, появились, наконец, «безопасные», или «шведские», спички, которыми мы пользуемся и сейчас.
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
А почему огонь горит?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, но сначала опыт.
Демонстрация 1. На столе стоит тарелка с водой, подкрашенной марганцем. На дно тарелки ставлю свечу на подставке, с помощью спичек зажигаю её и накрываю стаканом.
· Что вы наблюдаете?
· Почему это происходит?
На этот вопрос ответил гениальный французский естествоиспытатель А. Лавуазье. Именно она раскрыл тайну, разгадку которой искали несколько столетий.
А разгадка была несложной. Это кислород соединяется с некоторыми химическими элементами, в результате чего выделяются тепло и свет. Мы же с вами видим огонь. Так как в воздухе присутствует кислород, то горение возможно только на воздухе.
При горении свечи количество кислорода под стаканом уменьшается, давление понижается и под действием атмосферного давления вода поднимается в стакан.
· А как вы считаете, почему некоторые предметы звучат? В результате чего появляется звук?
Демонстрация 2. Ударяю по ножкам камертона – слышен продолжительный звенящий звук.
· Почему звук продолжается некоторое время после удара?
Звук появляется из-за колебаний ножек камертона (приглашаю ученика дотронуться пальцем до ножек камертона и подтвердить колебания)
Демонстрация 3. На столе 4 стакана с разным уровнем воды в них. Послушайте, как звучат эти стаканы.
· Какой стакан издаёт более высокий звук, если по нему постучать ложкой?
Более высокий звук издаёт стакан с меньшим уровнем воды в нём, или с большим количеством воздуха внутри стакана.
Следующий нам известный предмет – это лампочка. Первую пригодную для пользования лампу – «русский свет» – создал Пётр Николаевич Яблочков в 1873 г.
Именно лампочка накаливания прославила американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. Томас Эдисон – это человек, получивший 1093 патента на свои изобретения в США и около 3 тысяч в других странах мира. Это он — создатель фонографа, учёный, который усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. В 1928 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса, а в 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.
Лампа Эдисона горела непрерывно сначала в течение 45 часов, а потом до 300 часов. Это Эдисон придумал винтовой патрон. А ещё он изобрёл выключатель, плавкий предохранитель и счётчик электроэнергии.
Ну, а сегодня у нас в квартирах повсюду электрические лампы.
Итак, электричество.
· Что же такое электричество? Как вы считаете?
Электричество – это направленное движение заряженных частиц. Слово «электричество» произошло от слова «электрон», что в переводе с греческого означает «янтарь».
Люди впервые задумались над странной силой, скрытой внутри янтаря, когда заметили его особенность притягивать к себе мелкий сор, пылинки, соломинки, когда его натирали.
Демонстрация 4. Натираю эбонитовую палочку шерстяным лоскутом и с помощью раскачиваю гильзу из фольги, подвешенную на нити.
· Как вы считаете, почему гильза раскачивается? Ведь я не дотрагиваюсь до неё палочкой.
Демонстрация 5. Натираю оконное стекло шерстяным лоскутом и прикладываю вырезанные из салфетки цветы. Цветы приклеиваются к стеклу.
Демонстрация 6. Натираю воздушный шарик шерстью и с помощью него заставляю «танцевать» овсяные хлопья.
А называется это явление электризацией.
Всем вам известно, что бывает, когда гладишь в темноте кошку: и искры сыплются, и шерсть дыбом стоит.
Долго размышляли люди, как получить электричество и, наконец, придумали электрофорную машину.
Демонстрация 7. Вращаю ручку электрофорной машины, а между шариками проскакивает искра.
Но ученые не остановились на этом, а пошли дальше, год за годом создавая всё новые и новые устройства. Сегодня все города и сёла получают электроэнергию от электростанций, находящихся далеко от них. Электричество используется в мощных электровозах, электромобилях, электробытовых приборах, компьютере.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, –
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою –
И средь ночи день настает?
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам!..
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам (В. Шефнер)
Вокруг нас много интересного и удивительного. Я сейчас продемонстрирую ещё пару опытов и попрошу вас попытаться объяснить увиденное.
· У меня есть воздушный шарик. Как вы считаете, поместится ли он в литровую банку?
Демонстрация 8. Поджигаю бумагу и опускаю её в банку. Как только бумага затухает, быстро ставлю шарик на банку. Шарик затягивается в банку.
· Объясните происходящее.
При нагревании воздух в банке расширяется, потом при охлаждении сжимается, и атмосфера снаружи давит на шар сильнее, чем воздух изнутри. Таким образом, шарик вталкивается в банку.
Демонстрация 9. Наливаю в стакан воду, подкрашенную марганцем, добавляю соль. Выливаю содержимое стакана в бокал. Затем через воронку аккуратно по стенке наливаю масло, чтобы оно оказалось поверх солёной воды. В отдельный стакан наливаю спирт и добавляю в него каплю зелёнки, выливаю содержимое этого стакана через воронку в бокал. Подкрашенный спирт занимает среднее положение, оказавшись между солёной водой и маслом. Получили трёхцветный коктейль.
· Почему жидкости не перемешиваются и занимают именно такое положение?
· Почему спирт не занял позицию сверху, как мы его наливали?
Жидкости в бокале расположились в следующем порядке: подкрашенная солёная вода, спирт, подсолнечное масло. Самые тяжёлые — внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды, самая маленькая у подсолнечного масла.
Демонстрация 10. Бросаем в бокал таблетку аспирина.
После добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала. Мы видим, как вверх поднимаются пузыри и увлекают за собой подкрашенную марганцем воду, проходят через слой масла и образуют нечто похожее на лава — лампу. Пузыри говорят нам о том, что здесь протекает химическая реакция. Физика подружилась с химией.
Физика – наука о простом и сложном.
Физика – наука об истинном и ложном.
Чтобы всё в природе знать и машины создавать,
Надо не лениться, физике учиться.
Физика расскажет, куда ветер дует,
Физика расскажет, как мороз рисует,
Чтоб здоровье сохранять, чтоб людей от бед спасать,
Надо не лениться, физике учиться.
Как работает утюг, отчего свет гаснет вдруг,
Что есть звук и что есть свет, есть у физики ответ.
Надо не лениться, физике учиться.
Законы физики — это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу. И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физика — самая древняя из всех наук о природе. Кем бы вы ни стали в будущем, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы. Путешествие в физику продолжается. Главное – не лениться в поисках нового и интересного. Учитесь познавать суть обычных, но таких удивительных явлений! Желаю вам успехов на этом пути!
Любят физики предмет,
Интересней его нет.
Ведь в основе мирозданья
Все физические знанья!
До новых встреч, ребята!
Использованные источники:
http://allforchildren.ru/why/when14.php Когда появились первые спички
http://fanread.ru/book/2531797/?page=3 Рассказы о вещах
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584591/ Петрова В.И. Удивительное рядом
http://rudocs.exdat.com/docs/index-284717.html От лучины до лампочки
http://gladyschev.blogspot.com/ Стихотворение В. Шефнера «Я ещё не устал удивляться»
https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya-126469.htm Ларина Л.П. Экскурсия в мир физики