Сценарий удмуртский праздник

Мероприятие "Наши соседи:Удмуртские посиделки" проводится в рамках проекта "Мы живём в России". Цель мероприятия, познакомить детей с историей, традициями, с символикой Удмуртии.. Начальные классы, Мероприятия, Мероприятие "Удмуртские посиделки"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Уральского»

Сценарий мероприятия для начальных классов

«Наши соседи Удмурты»

в рамках проекта «Мы живём в России»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Мерзлякова Людмила Флюровна

2019 год

Цель:  Ознакомление учащихся с историей, традициями, символикой Удмуртской Республики.

Задачи:

1. Расширить знания об Удмуртии;

2. Развить познавательный интерес к истории Удмуртского края;

3. Воспитать чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю.

Ход мероприятия:

Ученик 1.  Наш фестиваль в едином хороводе  

Здесь соберёт людей со всех сторон   

Земли народной сердцу милой,  

Что Родиной с тобою мы зовём.

Ученик 2 Окутанный туманом белым,
С косматой гривой смешанного леса,
Седой Урал хребет раскинул,
Европы ­ Азии завеса.
Созвучны говору людскому
Бажова сказы, дух таежный.
Дружный живет народ Урала,
Многонациональный и надежный.

Ведущий. -Добрый день! — Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом, по соседству.

Ученик 3 Русский, татарин, башкир и удмурт.
Разных народов большая семья
И этим гордиться должны мы, друзья.

Ведущий: Сегодня мы хотим вам рассказать об Удмуртии.

Ученик 1:- Умесь! (- Здравствуйте!)
Ученик 2:- Чырткемесь!
Ученик 3:— Зечбуресь!
Ученик 4: — Шудбур та коркан улисьёслы. (- Счастья жителям этого дома).

Ведущий: Мы узнали, что устаревшее русское название ­ УДМУРТов – вотяки, а 
самоназвание — укморт. Удмурты – коренное население Удмуртии (столица – город 
Ижевск).

Ученик 1. На флаге и гербе Удмуртии используются национальные цвета: красный, белый и черный.

.В центре флага ­ Восьмиконечный знак­ оберег по преданию оберегает 
человека от несчастий. 
А в центре герба ­ Образ белого голубя – символ возрождения, 
мудрости, мужества и совершенства.

Национальным цветком у удмуртов является цветок купавы­ италмас. 

Ведущий:. Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса душа несчастной 
девушки. “Жила скромная девушка. Италмасом звали. Нравились ей цвета желтый и 
зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и 
зеленом фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но. 
Однажды из дальней деревни приехали какие­то люди, чтобы выкрасть её для своего 
богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к своему любимому – смелому охотнику Замбатыру.
Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и
спрятаться в густой траве. Она стала шептать заклинание. И все заволокло густым 
туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь 
покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла. В том месте, где лежал 
Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с 
лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, 
называют Италмасом”.

Ученик 2 Ранней весной,
Будто желтый алмаз, 
Гордый и смелый
Расцвел италмас.
Маленьким солнышком

Выйдя на луг,

Светит один-

Без друзей и подруг.

Ведущий: Кроме того, удмурты проживают в Татарстане, Башкирии, 
Марийской Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях.

Удмуртия –многонациональная республика

(О костюме удмуртов)

Сегодня мы с вами познакомимся со старинным обычаем удмуртов – вечерними посиделками. В наше время никому даже в голову не придёт задуматься о том, как же скоротать ему длинный зимний вечер. Есть телевизор, книги, компьютеры, магнитофоны, видеоприставки для просмотра фильмов, разные клубы, в городах можно сходить в театры, кино, концерты, кафе, рестораны, дискотеки. Да бесконечное множество развлечений. А в старину ничего этого не было. И чтобы не было скучно, удмурты вечерами по очереди собирались друг у друга. А вот чем и как они занимались, сегодня мы постараемся узнать и показать.

Приглашаем вас в гости на национальное подворье к удмуртам.

Раньше не умели писать и читать, поэтому никто ничего не записывал, а всё передавали из уст в уста. Передаваемое народом из уст в уста называется устным народным творчеством. По другому-удмуртский фольклор

В удмуртском фольклоре большое место занимают сказки

Ведущий: Удмуртский народ создал множество песен, танцев, пословиц, 
поговорок и сказок. Сказку «Кокоринок» ­мы сейчас вам покажем.

Автор:Идёт рыжая лиса по дороге, Слайд. ЗВУК. а навстречу ей 
петух. Да такой красавец — хвост серпом, гребень пилой, рубаха на 
нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:

Лиса:«Эх, съела бы его сейчас, перышка бы не оставила. Да боюсь: люди по
дороге ходят, увидят — несдобровать мне тогда. Заманю­ка его к себе домой, там с
ним разделаюсь без помехи».
— Здравствуй, петушок, — говорит лиса сладким голосом. — Давно мне хочется с
тобой подружиться. Меня зовут Кузь­Быж — Длинный хвост. А тебя как?

Петух:— А меня Кокорикок, — отвечает петух.

Лиса:— Далеко ли ты, Кокорикок, собрался?

Петух:— Да вот на базар иду, надо бы горох купить.

Лиса:— Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости, — приглашает лиса. —
Угощу тебя на славу.

Петух:— Ладно, Кузь­Быж, приду, — пообещал петух, а про себя подумал: «С
тобой дружить — живым не быть».

Лиса:— Ну, так я тебя ждать стану, — облизнулась лиса. — Ой, как тебя зовут­
то, дружок? Я уж и забыла!
Петух:— Давай запишу для памяти. — Петух поднял с дороги уголёк и написал у
лисы на лбу: «Медведь».

Автор: Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса пришла домой, села на лавочку, стала гостя поджидать, в окошко
поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждала ­ждала лиса, так у окошка и
заснула.
Утром проснулась голодная и злая ­презлая.

Лиса: «Ну, — думает, — обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу,
на клочки разорву!»

Автор: Побежала лиса искать петуха.

Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк:

Волк:— Куда это ты, лиса, собралась так рано?

Лиса:— Да вот ищу обманщика… Тьфу, имя его забыла! Погляди­-ка, оно у меня
на лбу написано.

Автор: Глянул волк, а у лисы на лбу написано: «Медведь».

Волк:— А зачем он тебе? — спросил волк.

Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!Испугался волк.

Волк: «Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе
целиком проглотит!» — подумал он и убежал без оглядки.

Автор: Тут из чащи вылез медведь.

Медведь:— Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?

Лиса:— Да вот ищу… Тьфу, имя его забыла! Погляди­ка, оно у меня на лбу
написано.

Автор:Медведь видит, что у лисы на лбу написано: «Медведь», спрашивает:
А зачем он тебе?

Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!

Автор: Рассердился медведь, заревел, зарычал, 
схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты. Стукнулась лиса о
берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе 
домой. А про петуха уж и думать забыла.

Ведущий: Кроме сказок в фольклор входят и дразнилки. Раньше, когда не было конфет и сладостей, трудно было успокоить плачущего ребёнка. Поэтому придумывали дразнилки добрые, которые помогали тем, кого дразнят, становиться крепче духом и волей).

1 пинал:

— Петыр – котыр корка котыр,
Синьыс чырты, мушко йыр.

2 пинал:

— Олён – палён бутылка,
Чуштыр – паштыр попадья.

3 пинал:

— Таня-баня растабаня,
Табаньдэ мыным но вай.

А ещё удмурты очень интересно ругаются. Давайте послушаем некоторые!)

1 пинал: — Чужон кук! (Метёлкина ножка).
2 пинал: — Долкам чабак. (Удивлённая лягушка).
3 пинал: — Нюлымтэ кунян. (Невылизанный телёнок).
4 пинал: — Урмем кион. (Бешеный волк).
5 пинал: — Мунчо кузе. (Хозяин бани).
6 пинал: — Миндэр кук. (Подушкина ножка).
7 пинал: — Зызы курег. (Худая курица).

К фольклору относятся ещё песни и игры. Давайте-ка мы с вами поиграем в игры

Игра 1:

Посреди дома стоит “слепой баран”, глаза завязаны платком. Его три раза прокручивают, а игроки разбегаются по сторонам. “Слепой баран” пытается поймать их. Кого находит, тот становится “слепым бараном”.

Игра 2

Дети берутся за руки и начинают кружиться., вначале медленно, затем быстрее и быстрее. Кто валится, выбывает из игры.

Игра 3 Вумурт –удмуртский водяной:

Удмурты с большим почтением относятся к природе – к лесу, реке, родникам. Они верили, что в них живут сказочные существа, хозяева этих мест (в лесу –леший, в реке или озере водяной), которые могут как навредить, так и помочь, а иногда и просто подшутить над людьми. Среди младших ребятишек популярностью пользовалась игра «Вумурт» — (Водяной.) Острой щепочкой или палкой на земле очерчивали круг, который обозначал озеро. Выбирали ведущего – «водяного». Он «залезал в озеро» — становился в круг. Участники бегали вокруг «озера» и кричали : «Водяного нет, а людей-то много. Не поймаешь!» «Водяной» хватал зазевавшихся ребятишек, приблизившихся к «берегу», и затаскивал их в круг. Пойманные становились его помощниками. Игра продолжалась до тех пор, пока на «берегу» не оставался только один игрок.

Игра 4 – «Пось табани»

Более сложный вариант догонялок – активная игра «Пось табань» (горячие табани.) Мальчики и девочки садились в круг. Водящий обходил всех и незаметно подкладывал за спину одному из игроков какой-нибудь предмет. Например шишку. Если игрок замечал ее, менялся с водящим ролями, если нет, получал шлепок по спине – «горячий табань», то есть лепёшку.

Ну и конечно не обходилось и без танцев на таких посиделках

Танец

Так вот и коротали далёкие предки удмуртов длинные зимние вечера: вели беседы на разные темы, играли в свои игры, пели, танцевали и конечно же, занимались рукоделием, ткали, пряли, валяли валенки, делали деревянную посуду, плели корзины, лапти, туески из прутьев и бересты…

Народные артисты Удмуртии коллектив «Бурановские бабушки» выступали на международном фестивале « Евровидение 2012» и заняли 2 место. Под одну из их песен мы сейчас представим вам танец.

А какие вкусные блюда готовит удмуртский народ!

Самыми распространенными и любимыми из хлебных изделий, по
праву можно назвать кислые лепешки (табани). Табани употребляли с разнообразными подливками: топленым маслом, сметаной, слегка подсоленным творогом и др.. Табани пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья была в сборе или, когда в доме были гости. Мы приготовили вам знаменитые кислые лепешки Табани, попробуйте гости дорогие! (Рецепт в приложении)

Ведущий: На этом наше мероприятие подходит к концу. Надеюсь вам было интересно познакомиться с традициями Удмуртии .

Все вместе: Ӟечлу – До свидания!

А сейчас споём уже по традиции на песню Шире круг

Приложение

Удмуртские табани — горячие, румяные, масляные, как солнышко!


Табани, удмуртские лепешки из кислого теста, немного напоминают русские блины или оладьи.

Ингредиенты на 10 порций

  • Тесто для табаней:

  • Пшеничная мука 500 гр

  • Сахар 2 стол. л.

  • Сухие дрожжи 10 гр

  • Растительное масло 2 стол. л.

  • Вода (тесто должно быть жидким, поэтому можно использовать большее количество. ) 1 л

  • Соль по вкусу

  • Сливочное масло (для смазывания лепешек) 50 гр

  • Зырет:

  • Молоко 1 стак. (200 мл)

  • Яйца 1 шт.

  • Пшеничная мука 50 гр

  • Соль по вкусу

  • Сливочное масло 20 гр

Рецепт пошагового приготовления

  1. Продукты для приготовления теста. Воды нужно приблизительно литр, но нужно ориентироваться на консистенцию теста. Тесто должно быть жидким.

  2. Дрожжи растворить в теплой воде.

  3. Добавить сахар

  4. Добавить растительное масло.

  5. Смешать все ингредиенты.

  6. Добавить муку и замесить тесто.

  7. Тесто по состоянию должно напоминать жидкую сметану. Лучше всего начинать готовить тесто на 2 стаканах воды, а при замесе подливать воду и доводить тесто до нужной консистенции.

  8. Тесто поставить в теплое место на 2-3 часа побродить.

  9. Во время брожения за тестом необходимо следить, переодически обминать.

  10. На сильно разогретую, обязательно чугунную сковородку налить тесто, толщиной приблизительно 3-4 мм.

  11. Табань поджаривают с 2-х сторон.

  12. Каждую лепешку обязательно смазать небольшим кусочком сливочного масла

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного «Удмуртские посиделки»

Цель: — приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям и духовным ценностям удмуртского народа;

— воспитание любви и интереса к истории и культуре удмуртского народа.

Ход праздника:

1 вед. Зечбуресь, гажано эшъёс!

2 вед. Здравствуйте!

1 вед. Юнме асьмелэн жытмы удмурт кырзанысен оз кутскы. Кызьы ти тодиськоды, та быдэс арня сиземын вордскем кыллы. Туннэ асьмеос люкаськимы удмурт жытэ. Нош ма со удмурт жыт? Кытысь со потиз?

2 вед. Сегодня у нас удмуртские посиделки. Как же они возникли?

1 вед. Удмурт калык туж ужась, йöно калык. Быдэс нунал ужаса-тыршыса соос жытъёсы шудонние люкаськылизы. Толалтэ, киужъёсын вырыса, кырзаса, эктыса но шудыса нимысьтыз коркан пукылизы, нош гужем сыче корка соослы инкуазь луылиз.

2 вед. Удмурты очень трудолюбивый народ, но, несмотря на свою занятость они находили время для веселых посиделок. Зимними вечерами они собирались в определенном доме, вышивали, вязали, пели, играли и танцевали, ну а летом гуляли под открытым небом, на свежем воздухе.

1 вед. Туннэ но ми со жытэз ортчытыны тыршомы. Но жытмы асьмелэн аспöртэмлыко луоз – шудомы, кырзаломы, эктомы, мадиськонъёсты тодамы ваёмы. Оскиськомы, ти трос тодон-валан басьтоды, дорады капчи мылкыдын кошкоды.

2 вед. Надеемся, что на сегодняшнем празднике вы узнаете много нового и интересного.

1 вед. Удмурт музъем! Вордскем шаер! Анай кыл! Кöня кылбуръёс но кырзанъёс кылдытэмын тон сярысь! Ойдолэ соосты тодамы ваёмы. Кылбур лыдзозы пиналъес         (кылбуръёсты лыдзо)

Дети читают стихи удмуртских поэтов.

1 вед. Дауръёс чоже калык синмаськыса улиз шулдыр интыосызлы, ваньбур поттыса, улонзэ чебер, умой карыны тыршиз. Пумен юнмаз но узыргес луиз солэн вераськон кылыз. Улонэз секыт ке но вал, капчи мылкыдзэ öз ышты. Кыче гинэ лэчыт веранъёс, кылбуръёс, кырзанъёс, мадиськонъёс оз кылдытъя со. Ойдолэ асьмеос но мадиськонъёсты тодомы.

2 вед. А сейчас давайте разгадывать удмуртские загадки.

У удмуртского народа очень много загадок.

1)  У черной лошади хвост раздвоен.                               (ласточка)

2)  Белая как снег, зеленая как лук, крутится и вертится, повернется  и  в лес.                                                                                   (сорока)

3)  Летом ему дом нужен, а зимой нет.                               (скворец)

4)   На поле серый зипун.                                                       (ворона)

1. Бурдыз ке но овол,лоба,                      

Пыдыз ке но овол, бызе

                          (пилем)

2. Встанет, до неба достанет

                           (радуга)

3. Лапег Петька вень вуза

                          (чушъял)

4 Инбамын уялоз,

Ву вылын чилялоз

                  (толэзь)

5. Вылыз зарни, пушкыз азвесь

                                      (сугон)

6. Быжыз купрес,

Нырыз котрес,

Кык рад бырдыез

                    (парсь)

1 вед. Кин ке мылкыд каре-а мадиськон вераны? Кто-то желает загадать загадку?  Кылзы-ай, асьмелэн тани кыче чебер, шулдыр шаермы, кыче паймымон инкуазьмы. Удмурт Элькунмылэсь вунонтэм инкуазь сэрегъёссэ суредаз-а ни  кин ке? Есть ли художники, которые в своих картинах раскрывают красоту нашего края?

1 вед. Конечно есть: Петр Ёлкин, Семен Виноградов, Валентин Белых но мукетъёсыз.  

2 вед. Интересно, а наши ребята умеют рисовать?

1 вед. Давай проверим.

Сейчас мы разделимся на 3 команды. Для этого предлагаем вам вытянуть жетон. Тот, у кого желтый жетон, садится за желтый стол, у кого красный – за красный стол, у кого зеленый – за зеленый стол.

2 вед. Перед вами ватман, краски и кисточки. В течение 7 минут необходимо нарисовать пейзаж, близкий удмуртской природе. Затем проккоментировать.                       (суредало)

1 вед. Озьыен, милям тунсыко конкурсмы йылпумъяськиз! Ойдолэ суредъёсты учкомы. (дунъет сетоно) (рассматриваем работы воспитанников, даем слово юным художникам).

1 вед. Нош али, гажано эшъёс, дыр вуиз шудыны. Удмурт калыкъёслэн трос портэм шудонъёсыз: круген бергаса, тупен, пукляен, сэреген шудон.

1 вед. Асьмеос «Небыльтокен» шудом.

          («Небыльток» шудон)

2  вед.  А сейчас давайте немного отдохнем. Поиграем в удмуртскую игру «Небыльток».

1 вед. Ребята, а вы знаете удмуртские сказки? На столах у вас лежат пазлы, в которых спрятались герои удмуртских сказок. Давайте узнаем, какие же герои спрятались в наших пазлах? (Лопшо Педунь, Инмар, Вумурт, Обыда).

2  вед.  Туж умой, ваньды пыр-поч ужады. Пиналъес, мар выльзэ ти тодиды? Таин милям пумиськонмы йылпумъяське. Зеч луэ.

  1. Вед. Подведение итогов. Рефлексия. Прием: «Цветик-многоцветик»
    Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

 Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете культуру и традиции удмуртского народа.

 На этом наше мероприятие подходит к концу. До свидания!  

автор: Кабанова Светлана Михайловна

Музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад № 44” города Воткинска Удмуртской Республики

Сценарий праздника для детей старшей группы детского сада, посвященный празднованию Дня Удмуртской Республики “Италмас и Обыда”.

«Италмас и Обыда»

Праздник для детей старшей группы, посвященный празднованию Дня Республики Удмуртия.

Цель:

Формирование представления о традициях удмуртской культуры.

Воспитание патриотических чувств к родине и любви к удмуртской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о традициях удмуртского народа; представить Удмуртию музыкальную, жанр удмуртской народной песни, народные игры, пляски, игру на музыкальных народных инструментах.

Развивающие: развивать у ребёнка интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие способности, фантазию, эстетический вкус; развитие чувства дружбы и взаимопомощи; совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение и вызвать положительные эмоции.

Предварительная работа: Знакомство детей с традициями и обычаями удмуртского народа, с удмуртским костюмом и удмуртскими блюдами. Знакомство с официальными и неофициальными символами Удмуртии. разучивание стихов, поговорок; отгадывание загадок, чтение удмуртских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание удмуртских народных песен, танцев. Проведение удмуртских народных игр, танцев. Знакомство с удмуртским народным творчеством (лепка, рисование, аппликация и т. д.)

Герои взрослые:

Италмас-удмуртская девушка

Обыда-удмуртская баба-яга

                                               Ход праздника:

(Дети заходят в зал под песню «Италмас» в исп. А.Тимерхановой и Н.Анисимова и встают полукругом.)

Вед: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Мы очень рады видеть вас на нашем празднике.

Реб 1:  

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Реб 2:

Места, где мы родились

Где радостно живем

Края свои родные

Удмуртией зовем!

Вед: И совсем скоро, 4 ноября, наша Удмуртия отметит свой День рождения.

Реб 3: 

День рождения бывает и у мам и у ребят, 

День рожденья отмечает даже целый детский сад

Реб 4:

А сегодня в день осенний песня добрая слышна,

Потому, что день рожденья празднует Удмуртия!

 Песня «Песня о родине». 

(Слова и муз. Т.Н. Шикаловой)

Вед: Поистине прекрасен наш удмуртский край своими людьми, богатой природой, чистыми, звонкими родниками.  И символом нашей Удмуртии является красивый цветок италмас. Именно поэтому недавно, мы отправили красавице Италмас письмо (сообщение) и пригласили ее на наш праздник. И она приняла наше приглашение. А вот и она.

(появляется Италмас)

Италмас: Зечь буресь, мусо эшьесы. Здравствуйте, дорогие друзья. Спасибо вам за приглашение. Я очень люблю День рождения Удмуртии, поэтому я готовилась к этому празднику, наряжалась, да вот беда не нашла я свое любимое монисто. Лежало оно у меня в сундучке, но кто- то видимо подшутил надо мной и забрал его. Кто же это мог быть, ума не приложу.

Вед: Не расстраивайся, Италмас. Может мы тебе, чем-то поможем, правда, ребята? (раздается смех, на экране появляется Обыда)

Обыда: ха-ха-ха! Никто не поможет тебе, Италмас. Это я забрала твое монисто! Не будет тебе праздника! Почему тебя везде приглашают, а про меня забывают?! Ууу…марпанна!

Вед: Ребята, кто же это? Вы узнали? Верно, а как называют удмуртскую бабу ягу?

Дети: Обыда!

Италмас: Ну как же мне вернуть моё монисто?

Вед: Италмас, ребята, а вы заметили, что Обыда, обижена, потому, что мы не пригласили ее на праздник. Я предлагаю ее позвать. Может быть, она от этого станет добрее и вернет монисто Италмас.

Дети:

Приходи, Обыда, к нам на праздник сюда!

Обыда, Обыда, лыкты, лыкты, ми доры!

(Появляется Обыда)

Обыда: Черкемесь, девчонки и мальчишки, глупенькие ребятишки! Зачем звали?

Италмас: Настроение тебе улучшить, чтобы ты подобрела, а то вон какая ты сердитая, да недобрая.

Обыда: Что!? Да зато я..да я…,я самая хитрая и умная ! вот вы знаете , что это такое по удмуртски? (показывает нос). (дети отвечают: ныр!) а это? (показывает ым-рот, пель-ухо, син-глаз, киос-руку, пыд-ногу) Ну ладно, вижу знаете удмуртские слова. Только я все равно умнее вас!

Италмас: А вот мы сейчас посмотрим, кто умнее. Ответь-ка, Обыда на наши вопросы, а вы ребята, ей не подсказывайте.

  1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
  2.   Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).
  3. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии?

 (черный цвет, красный цвет, белый цвет)

  1. В каком городе мы живем? (Воткинск)

(После того, как Обыда дает неправильные ответы, отвечают дети. На экране появляются изображения правильных ответов.)

Обыда: Ух, какие умные! 

Вед: Вот видишь, Обыда, наши ребята, действительно умные, хорошие. У нас у всех сегодня праздник. Может ты все-таки не будешь никому портить настроение, и вернешь любимое монисто Италмас? 

Италмас: Пожалуйста…

Обыда: Ишь, чего захотели. Сначала развеселите меня!

Вед: А мы с тобой поиграем!

Обыда: Поиграете? Ну ладно, давайте поиграем!

Вед: А поиграем мы в игру «Параен шудом»

Игра «Параен шудом» («Игра парами»)

Италмас: Ну, что, Обыда, развесилили мы тебя, понравилась тебе наша игра?

Обыда: Понравилась. А хотите, я вас научу в мою любимую игру играть? Мы в нее с моим дружком Вумуртом часто играем. Она так и называется Вумурт- Водяной.

Вед: Конечно, хотим! Правда, ребята?!

Игра «Вумурт» («Игра «Водяной»)

Вед: Ну, что Обыда, вот и в твою игру мы поиграли. Может быть, ты уже вернешь то, что забрала у Италмас?

Обыда: А что я забрала? Ничего я не брала! 

Италмас: Ну как же так, Обыда, ты же сама призналась, что взяла моё монисто.

Обыда: Аа…это монетки такие…? Много, много…? Красивые такие…? Нет! Не брала!

Италмас: А обманывать не хорошо, Обыда!

Обыда: Ой, ну не помню я брала или не брала. А вот вы для меня музыку сыграйте, может я и вспомню.

Италмас: Ребята, вы поможете мне?

Вед: Конечно, Италмас, наши мальчишки сейчас покажут класс! Сыграют на народных инструментах для нас! (мальчики берут инструменты)

Играет ансамбль мальчишек из группы «Буратино!»

Оркестр «Ялыке»

Обыда: Ух ты, молодцы какие!

Италмас: Ну, ты вспомнила, Обыда про монисто?

Обыда: Аа…да, вспомнила, вот только куда я его положила, опять не помню. Да зачем оно тебе? Ты и так красивая! Вот и девчонки у вас такие все красавицы!

Вед: Да, Обыда, наши девчонки действительно красавицы и наряды у них замечательные и об этом они хотят спеть песню. Вот послушай, пожалуйста.

Обыда: Конечно, послушаю!

Вед: Девочки, выходите, про красоту свою песню заводите!

Песня «Лымы тодьы» (удмуртская народная песня «Снежок белый»)

Обыда: Ай да красотки!

Италмас: Обыда, но у них не только девочки сегодня нарядились. Посмотри, и мальчики сегодня, какие красивые да нарядные!

Обыда: И то верно! 

Вед: Ну, что чеберины (красавицы) да батыры (богатыри) выходите, дефиле нам покажите!

Дефиле «Чеберина»

Обыда: Хороши! И чеберины и батыры хороши! А вот мамочки, да бабулечки ваши, что-то не совсем нарядные сегодня! Мне кажется, их нужно принарядить.

Италмас: Обыда, ребята, а у меня как раз с собой много красивых вещей есть, давайте мы ими украсим ваших мамочек и бабушек. 

Вед: Хорошо, Италмас. (ведущие берут пестерь)

Вед: А для этого нужно будет мамам и бабушкам встать в круг. (мамы встают в круг) сейчас по кругу будем пестерь передавать и вещи оттуда доставать, кто нарядится, тот будет танцевать. (вещь достает тот, у кого на окончание музыки в руках окажется пестерь)

Игра «Мешок с нарядами»

(танец наряженных)

 (мамы садятся)

Обыда: Вот теперь все красивые, одна я не нарядная, да не красивая. (плачет)

Италмас: Обыда, не плачь. У меня и для тебя подарочек есть.

Обыда: Правда!? А какой!?

Италмас: Айшетэ, передник красивый. (дает фартук Обыде)

Обыда: Вот спасибо, Италмас, тау! Ты уж прости меня за то, что я стащила у тебя монисто. Просто я тоже очень хотела на праздник и красивой хотела стать. И вам спасибо, ребята за то, что веселили меня. Держи, Италмас своё монисто. (достает из сумки, отдает) А я побегу, покажу своему другу Вумурту, какой мне красивый передник –айшетэ подарила Италмас. Зечь луэ!

Дети: Зечь луэ! (До свидания!»

Италмас: Как я рада, ребята, что вы помогли мне вернуть моё любимоё монисто. Спасибо вам! Тау! И за это я хочу вас отблагодарить. Напеку я вам перепечей, у меня и тесто уже готово и начинка. Осталось их только испечь. А это совсем не долго. Ну а вы без меня не скучайте, праздник продолжайте! (уходит)

Вед: Что ж, не будем мы скучать,

         Праздник будем продолжать!

         Ветерок шумит, летит, 

         Песня звонкая звучит.

        С праздником всех поздравляем!

         И флэшмоб наш начинаем!

Флэшмоб «Ветерок» (под песню «Ветерок» в исполнении «Бурановсикх бабушек»)

Вед: Какой замечательный у нас получился флэшмоб!

Интересно, а готовы ли перепечи у Италмас? Чувствуете, как вкусно пахнет?

По- моему, перепечи уже готовы.

(Заходит Италмас с перепечами)

Италмас: Вот и перепечи поспели! Заждались, наверное? Угощайтесь, мои дорогие друзья. Ческыт мед луоз! (приятного аппетита!)

Дети: Тау!

Италмас: Как же всё-таки хорошо, что День рождения у нашей Удмуртии осенью. 

 Я желаю нашей республике процветания, и чтобы людям жилось счастливо на нашей земле. Спасибо вам за приглашение. Зечь луэ! (До свидания!) (уходит)

Ведущая: А праздник наш не кончается, а в группе продолжается. Пойдемте угощаться перепечами.

(Дети под музыку выходят из музыкального зала.)

Фестиваль народов Урала.
Удмурты. 
1
1­ЧТЕЦ— Добрый день   —   Чырткемесь!     или просто ­ Здравствуйте! ­ Ӟечбуресь!
Мы поприветствовали вас на удмуртском языке. Слайд.
2 – ЧТЕЦ. Наш Урал как и вся Россия – многонациональный, но коренные 
народы Урала – ханты, манси, башкиры, коми­пермяки, татары, марийцы, удмурты. 
Приглашаем вас в гости  на национальное подворье  к  удмуртам.
3­ ЧТЕЦ.Мы  узнали, что устаревшее русское название  ­ УДМУРТов – вотяки, а 
самоназвание  — укморт. Удмурты – коренное население Удмуртии (столица – город 
Ижевск). Слайд. Кроме того, удмурты  проживают в Татарстане, Башкирии, 
Марийской Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях. Слайд.
1.­ЧТЕЦ. На флаге и гербе Удмуртии используются национальные цвета: красный,
2­ ЧТЕЦ.В центре флага ­ Восьмиконечный знак­оберег по преданиюоберегает 
белый и черный. Слайд.
человека от несчастий. 
3 –ЧТЕЦ. А в центре герба ­ Образ белого лебедя – символ возрождения, 
мудрости, мужества и совершенства.
1­ЧТЕЦ. Национальным  цветком у удмуртов является цветок  купавы­италмас. 
Слайд. хорозов, михайлова
1.­чтец. Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса душа несчастной 
девушки. “Жила скромная девушка. Италмасом звали. Нравились ей цвета желтый и 
зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и 
зеленом фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но. 
Однажды из дальней деревни приехали какие­то люди, чтобы выкрасть её для своего 
богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к
своему любимому – смелому охотнику Замбатыру. ЗВУК
2­чтец. Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места 
встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и
спрятаться в густой траве. Она стала шептать заклинание. И все заволокло густым 
туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь 
покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла. В том месте, где лежал 
Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с 
лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, 
называют Италмасом”.
Ранней весной,
Будто желтый алмаз, 
Гордый и смелый
Расцвел италмас.
Маленьким солнышком 2
Выйдя на луг,
Светит один – 
Без друзей и подруг.
Все они скоро 
Появятся тут:
Станет теплее – 
Луга зацветут.
2­ ЧТЕЦ. Чем же занимались испокон века удмурты?     Слайд  
макаров, уланов, полухин

Чтец. Основные занятия удмуртов — пашенное земледелие (рожь, овёс, 
ячмень, гречиха, горох, полба, лён) и животноводство.А вот, охота, рыболовство, 
пчеловодство, собирательство, огородничество носили второстепенный характер.  Это 
занятия мужские. Удмурты­мужчины были прекрасными охотниками, рыболовами и 
пчеловодами. Их селения располагались недалеко от леса, поэтому дефицита в звере не
было. Слайд.

Чтец.   Кроме   того,   с   древних   времен   были   хорошо   развиты   ремесла   и
промыслы:   деревообработка,   заготовка   древесины,   смолокурение,   углежжение,
мукомольное производство и тому подобное. Изготавливали  и резную бытовую утварь.
С давних пор в Удмуртии было распространено лозоплетение. Из лозы плели кузовки
для экипажей, корзины, чемоданы, дорожные складные кровати. Слайд.

Чтец.   Удмуртский  
  народ   славится   и   различными   ремеслами.
Например, узорное ткачество. Им занимаются  женщины. Красивые, нарядные паласы,
выполненные   из   шерстяной,   и   льняной   пряжи,   являются   основным   декоративным
элементом убранства жилища и придают жилищу теплоту, уют. Основной наш орнамент
— геометрический, преобладают цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый.
3­ ЧТЕЦ. Как выглядели селения удмуртов? Слайд .мацкевич,алексеенко
1­чтец. Мы узнали,  что Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Жилище
представляет собой срубную избу с двускатной крышей  (корк ),аа
  холодными сенями,
глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным
изголовьем. Слайд. Из надворных построек, расположенных вместе с домом П­образно,
обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище (куала), в
прошлом культовое сооружение, обиталище семейно­родового покровителя (воршуда).
В убранстве жилища много декоративных тканых изделий. Слайд. 
2­чтец.  Жизнь   удмуртских   селений   основывалась   на   календарно­обрядовых
праздниках, которые были тесно связаны с важными этапами сельскохозяйственных
работ. СЛАЙД с ВИДЕО. Каждый из праздников всегда сопровождался ритуальными
жертвоприношениями,   молитвенными   и   песенными   заклинаниями,   различными
магическими   действиями,   призванных   отвести   несчастья   и   неудачи,   обеспечить
плодородие земли и скота и тому подобное. 3
Толсур— день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
аа
Гырыныпотон или акашк  — Пасха, начало весенней страды.
Гербер — Петров день.
Выльӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
Сӥзьылюон — окончание уборки урожая.
Выльшуд, сӥльсиён — начало забоя скота.
Праздновались и вскрытие рек (йӧкелян) и появление первых проталин (гуждоршыд).
1­ ЧТЕЦ. Удмуртский народ создал  множество песен, танцев, пословиц, 
поговорок и сказок.  Сказку «Кокоринок» ­мы сейчас вам покажем. Слайд. 
Гладкова, ивонин, решетникова, драчук, солдатов
Автор:Идёт рыжая лиса по дороге, Слайд. ЗВУК. а навстречу ей
петух. Да такой красавец — хвост серпом, гребень пилой, рубаха на
нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:
Лиса:«Эх,   съела   бы   его   сейчас,   перышка   бы   не   оставила.   Да   боюсь:   люди   по
дороге ходят, увидят — несдобровать мне тогда. Заманю­ка его к себе домой, там с
ним разделаюсь без помехи».
— Здравствуй, петушок, — говорит лиса сладким голосом. — Давно мне хочется с
тобой подружиться. Меня зовут Кузь­Быж — Длинный хвост. А тебя как?
Петух:— А меня Кокорикок, — отвечает петух.
Лиса:— Далеко ли ты, Кокорикок, собрался?
Петух:— Да вот на базар иду, надо бы горох купить.
Лиса:— Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости, — приглашает лиса. —
Угощу тебя на славу.
Петух:— Ладно, Кузь­Быж, приду, — пообещал петух, а про себя подумал: «С
тобой дружить — живым не быть».
Лиса:— Ну, так я тебя ждать стану, — облизнулась лиса. — Ой, как тебя зовут­
то, дружок? Я уж и забыла!
Петух:— Давай запишу для памяти. — Петух поднял с дороги уголёк и написал у
лисы на лбу: «Медведь».
Автор: Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса   пришла   домой,   села   на   лавочку,   стала   гостя   поджидать,   в   окошко
поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждала­ждала лиса, так у окошка и
заснула.
Утром проснулась голодная и злая­презлая.
Лиса: «Ну, — думает, — обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу,
на клочки разорву!»
Автор: Побежала лиса искать петуха.
Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк: Слайд. Звук. 4
Волк:— Куда это ты, лиса, собралась так рано?
Лиса:— Да вот ищу обманщика… Тьфу, имя его забыла! Погляди­ка, оно у меня
на лбу написано.
Автор: Глянул волк, а у лисы на лбу написано: «Медведь».
Волк:— А зачем он тебе? — спросил волк.
Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!Испугался волк.
Волк:  «Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе
целиком проглотит!» — подумал он и убежал без оглядки.
Автор: Тут из чащи вылез медведь.
Медведь:— Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?
Лиса:— Да   вот   ищу…   Тьфу,   имя   его   забыла!   Погляди­ка,   оно   у   меня   на   лбу
написано.
Автор:Медведь видит, что у лисы на лбу написано: «Медведь», спрашивает:
Волк:— А зачем он тебе?
Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!
Автор: Слайд. Звук.  Рассердился медведь, заревел, зарычал,
схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты.Стукнулась лиса о
берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе
домой.А про петуха уж и думать забыла.
2­ЧТЕЦ.  Очень интересен и национальный костюм удмуртов.  воробъева, 
пухова, анисон, конюхова
1­чтец. Мы узнали, что в традиционной одежде удмуртов принято выделять северный и
южный варианты. Слайд.      
Женский костюм северной удмуртки состоит из туникообразной рубахи (дэрем), 
съёмного вышитого нагрудника (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканой или 
плетёной опояски и передника без грудки (азькышет).
Вышитый нагрудник (кабачи) в зависимости от орнаментации и исполнения бывает 
праздничным, обрядовым и повседневным. Одежда шилась из белого льняного холста и 
украшается вышивкой красного цвета.На голову надевается налобная повязка и, поверх
неё, белыйплаток с кумачовой оторочкой.
2­чтец. Традиционная одежда южной удмуртки шилась из пестряди. Слайд.
Платье имело трапециевидную форму, рукава к низу заужены, по низу платья –
широкая оборка. Грудь украшает съёмный нагрудник из серебряных монет.
        Головной убор южной удмуртки состоял  из вышитой налобной повязки, головного
полотенца (чалма), конусообразного берестяного убора (айшон), платка­покрывала 
(сюлык). Обувь – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки,лапти с 
узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки (то же для северных удмуртов).
4­ Мужская одежда удмуртов – белая,Слайд. позднее пестрядинная рубаха­
косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной 5
тканый пояс (кускерттон).Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. 
Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки.  Верхней одеждой и у мужчин и у 
женщин были шерстяные кафтаныи шубы.
5­ Слайд. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, 
у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пельугы), перстни 
(зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).
2­ ЧТЕЦ. Наша одноклассница Саша Воробьева своими руками изготовила куклу 
в национальном  костюме южных удмуртов.!!
3­ ЧТЕЦ. А какие вкусные блюда готовит удмуртский народ! рубцова, назина,
хорьков, яшутина, ефремов
1­чтец.В удмуртской традиционной кухне обязательными на столе были хлеб и
суп; неслучайно яства на удмуртском языке  назывались ­ шыд­нянь (букв, суп­хлеб).
Слайд. Самое знаменитое из всех блюд удмуртской национальной кухни ­  Пельмени
(хлебное ухо).  Тесто для пельменей в прошлом делали из ржаной муки с примесью
пшеничной,   без   яиц.   Начинка   состояла   из   трех   видов   мяса:   говядины,   свинины   и
баранины с большим количеством лука, но без перца и приправ.
2-чтец. Популярны   у удмуртов ­ окрошки с хреном, редькой. Традиционны
каши   из   разных   круп,   иногда   вперемешку   с   горохом.   Употребляли   и   Молочные
кушанья: простокваша, ряженка, творог. 
3­чтец. Слайд. Самыми распространенными и любимыми из хлебных изделий, по
праву можно назвать кислые лепешки (табань). Табань употребляли с разнообразными
подливками: топленым маслом, сметаной, слегка подсоленным творогом и др.. Табань
пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья была в сборе или, когда в доме
были гости.Мы приготовили  вам знаменитые кислые лепешки  Табань,  попробуйте
гости дорогие!
4­чтец. 
  Непременным   атрибутом   гостевого   стола   считался  мед,   его   ели
маленькими   ложечками   с   хлебом,   со   свежими     ягодами:     и   др.   Из   меда   готовили
медовый напиток (мусур). Среди удмуртов существовал обычай приглашать на первый
мед   родственников   и   соседей.Пьют   Удмурты   хлебный   и   свекольный   квас,   пиво,
медовуху, ягодные морсы.
5­чтец. 
  Одно   из   знаменитых   блюд   –  перепечи.  Это   лепешки­корзиночки   с
разнообразными начинками. Мы вместе с родителями испекли и перепечи для вас.
Угощайтесь!
1­ЧТЕЦ. В 2012 году весь мир узнал об удмуртах. Ансамбль «Бурановские
бабушки» с успехом выступил на  конкурсе Евровидение! Слайд.
Окутанный туманом белым,
С косматой гривой смешанного леса,
Седой Урал хребет раскинул,
Европы ­ Азии завеса.
Созвучны говору людскому
Бажова сказы, дух таежный. Дружный живет народ Урала,
Многонациональный и надежный.
Слайд.
Все вместе: Ӟечлу – До свидания!
6
1­ЧТЕЦ— Добрый день   —   Чырткемесь!     или просто ­ Здравствуйте! ­ Ӟечбуресь!
Мы поприветствовали вас на удмуртском языке.Тимухин,тихонова,цепелев.
2 – ЧТЕЦ. Наш Урал как и вся Россия – многонациональный, но коренные 
народы Урала – ханты, манси, башкиры, коми­пермяки, татары, марийцы, удмурты. 
Приглашаем вас в гости  на национальное подворье  к  удмуртам.
3­ ЧТЕЦ.Мы  узнали, что устаревшее русское название  ­ УДМУРТов – вотяки, а 
самоназвание  — укморт. Удмурты – коренное население Удмуртии (столица – город 
Ижевск). Кроме того, удмурты  проживают в Татарстане, Башкирии, Марийской 
Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях.
1.­ЧТЕЦ. На флаге и гербе Удмуртии используются национальные цвета: красный,
белый и черный. 
2­ ЧТЕЦ.В центре флага ­ Восьмиконечный знак­оберег по преданиюоберегает 
человека от несчастий. 
3 –ЧТЕЦ. А в центре герба ­ Образ белого лебедя – символ возрождения, 
мудрости, мужества и совершенства.
1­ЧТЕЦ. Национальным  цветком у удмуртов является цветок  купавы­италмас.
Читают: хорозов, михайлова
2­ ЧТЕЦ. Чем же занимались испокон века удмурты?
Основные занятия удмуртов.Читают:макаров, уланов, полухин
3­ ЧТЕЦ. Как выглядели селения удмуртов?Читают:мацкевич,алексеенко
1­ ЧТЕЦ. Удмуртский народ создал  множество песен, танцев, пословиц, 
поговорок и сказок.  Сказку «Кокоринок» ­ мы сейчас вам покажем.Гладкова, ивонин, 
решетникова, драчук, солдатов 2­ЧТЕЦ.  Очень интересен и национальный костюм удмуртов.Читают:воробъева,
пухова, анисон, конюхова
3­ ЧТЕЦ. Наша одноклассница Саша Воробьева своими руками изготовила куклу в 
национальном  костюме южных удмуртов.!!
7
1­ ЧТЕЦ. А какие вкусные блюда готовит удмуртский народ!Читают: рубцова,
назина, хорьков, яшутина, ефремов
2­ЧТЕЦ.  В   2012   году   весь   мир   узнал   об   удмуртах.   Ансамбль   «Бурановские
бабушки» с успехом выступил на  конкурсе Евровидение!
3­ЧТЕЦ:
Окутанный туманом белым,
С косматой гривой смешанного леса,
Седой Урал хребет раскинул,
Европы ­ Азии завеса.
Созвучны говору людскому
Бажова сказы, дух таежный.
Дружный живет народ Урала,
Многонациональный и надежный.
Все вместе: Ӟечлу – До свидания!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий урока мужества горячее сердце
  • Сценарий управления итс
  • Сценарий удмуртская кухня
  • Сценарий урока мужества блокада ленинграда
  • Сценарий умница уилл хантинг читать