«ГЕРБЕР» — УДМУРТСКИЙ ПРАЗДНИК1
Ц ель:познакомить учащихся с культурой и
обычаями удмуртского народа на примере праздника «Гербер».
Задачи:
сохранение и развитие традиционных духовных ценностей удмуртского народа
активная пропаганда национальной художественной культуры республики приобщение молодёжи к истокам национальной истории и духовности
укрепление межкультурных и межрайонных связей Удмуртской Республики с удмуртскими диаспорами из других регионов.
сохранить древние удмуртские традиции и обряды.
Организационная форма занятия: внеклассное мероприятие.
Предварительная подготовка и оборудование:
Фильм-презентация об Удмуртии: о городах (Воткинске, Глазове, Сарапуле), о столице Удмуртии – Ижевске, о достопримечательностях, об обычаях и традициях этого древнего народа.
Приготовить национальные блюда, чай.
Ход занятия:
Фильм-презентация об Удмуртии.
Рассказ о празднике.
Чаепитие.
Сила народа в его традициях и культуре, которые передаются из поколения в поколение (демонстрация фильма об Удмуртии).
Гербе́р(отудм.Геры— «плуг», «соха» и бере— «сзади», «после») – национальный праздник удмуртов. «Гербер» – это душа удмуртского народа. Национальный праздник почитания труда и любви к земле, который отмечается тысячи лет. Символом Гербера является фигурка удмуртского бога плодородия Колдобина и цветок герберсяська (луговая гвоздика).
Дореволюции 1917 года Гербер праздновался обычно весной (после окончания сева) или летом (перед началом сенокоса).
У южных удмуртов известен также под названием гыро́нбыдто́н(букв. «окончание пахоты»). « … “Гыронбыдтон” проводится на лугу в самое красивое время года – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог “Вось” 1 июня из молитвенного храма “Купалы” улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы».
«Гербер» – последний и главный летний праздник в честь земли в удмуртском обрядовом календаре. Он приурочен к окончанию полевых работ с применением плуга.
Гербер считают последним праздником земли, завершающим период летнего солнцестояния и являющимся точкой отсчёта нового (осеннего) периода. Гербер – своеобразный реликт древнего деления календарного цикла на два полугодия. Противопоставление весеннего и осеннего цикла отмечено и молением в двух противоположных по знаку сакральных пространствах, священных местах: семейно-родовое святилище (куала) посещают во время празднования весеннего обряда Акашка; луд – на исходе лета, в предосенний праздник Гербер. После возвращения жрецов из луда в деревне начиналось гостевание, длившееся до обеда, затем все выходили на сенокос.
Гербер исторически считали праздником свадеб. В первый день сенокоса устраивали обряд купания (сялтым) для вышедших в этом году замуж девушек.
Проходит “главный” Гербер примерно следующим образом. С утра в назначенный день собравшиеся на праздник люди участвуют в народном гулянии: ходят по домам, угощаются, поют песни и веселятся, после чего постепенно собираются в одно место (как правило, на большом лугу), где бывает уже устроена сцена и размещены котлы для приготовления каши с мясом. Участников праздника приветствуют местные и республиканские руководители, они же награждают отличившихся селян, после чего (около полудня) приготавливается каша, и происходит символическое моление. Кашу съедают потом участники Гербера, для которых устраиваются также всевозможные концерты, конкурсы, спортивные состязания, выездная торговля. Народное гулянье может продолжаться до позднего вечера. Национальный праздник «Гербер» отмечают в третью субботу июня в Удмуртской Республике и других регионах, где проживает много удмуртов.
С 1992 года «Гербер» отмечается в Удмуртии как общереспубликанский праздник. Вовремя «Гербера» проходят веселые и искренние праздничные гуляния, в том числе потому, что участники создают его своими руками и воплощают свои идеи. Это праздник, олицетворяющий начало лета и пробуждение природы – традиционные удмуртские обряды, народные игры, танцы, песни, соревнования, а также конкурсы с призами и подарками.
Гости праздника могут загадать желание великану Деду Морозу – Тол Бабаю, попробовать фирменные «перепечи».
Перепе́чи – старинное, и одно из самых известных блюд удмуртскойкухни – открытая ватрушкадиаметром от 4 до 12 сантиметров с мясной, яичной, грибной или овощной (капустной, крапивной, хвощевой и т. д.) начинкой, обычно заливаемой сверху яйцом, либо смесью яйца и молока. Готовится, как правило, на открытом огне из пресного теста наржаноймуке. Не обходятся на празднике и без творчества музыкальных коллективов. «Бурановские бабушки» – одно из фольклорных достояний Удмуртии. С 2015 года «Гербер» также проводится в Москве.
Планируется, что в этом году праздник «Гербер» пройдет близ деревни Малые Мазьги Игринского района.
Рецепт национального блюда: Перепечи с картофелем / «Картофкаен перепеч» (удмурт.).
Для приготовления начинки потребуется: 1 килограмм картофеля (можно молодого); 100 мл растительного масла; 2 головки репчатого лука; 3 яйца; соль — по вкусу.
Приготовление начинки состоит из нескольких этапов. Картошку моют и варят прямо в кожуре. Готовые клубни чистят еще горячими. Это не просто, но возможно. Лук нарезают мелкими кубиками и отправляют к очищенному картофелю. В общую массу наливают масло и все толкут и перемешивают до состояния пюре. Пюре должно остыть, после чего в него добавляют сырые яйца и еще раз перемешивают. Тесто замешивают только на ржаной муке, поскольку традиционное блюдо всегда готовилось на такой муке. Из крутого теста делают корзинки и начиняют каждую приготовленной начинкой.
По правилам такая выпечка готовится в печи, в жару возле огня. Но, в современных условиях придется воспользоваться духовкой (180° С на 40 минут).
Чаепитие. В конце праздника дети пьют чай с приготовленной по рецепту национальной выпечкой.
Литература:
Коробейников А.В., Сахарных Д.М. Гербер: о традиционном празднике удмуртов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://fb.ru/article/391172/natsionalnyie-blyuda-udmurtov-spisok-retseptov-s-foto
Удмуртская Республика: энциклопедия. Гл. ред. В.В. Туганаев.2-е изд., испр. и доп. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 767 с..
Городской портал ИжевскИнфо (IZHEVSKINFO) 2001 – 2019г. является зарегистрированным электронным средством массовой информации.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
1 Материал разработала Сулима Елена Петровна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/398116-gerberudmurtskij-prazdnik-statja
Ежегодно в нашей Удмуртской Республике проводится национальный праздник Гербер. «После плуга» (геры – плуг, бере – после) — именно так переводится «Гербер» с удмуртского языка. С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась «беременной» и ранить её плугом или лопатой было нельзя. У праздника не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае.
В далёкие времена, когда наши предки-язычники отмечали Гербер, обязательными были несколько действ — это 1) обход поля, 2) жертвоприношение и 3) куриськон — коллективное моление всей общиной. Удмурты просили Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зёрнышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обижать наше поле». В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки.
Обрядовую кашу варят на Гербере и сейчас, и угощают ею всех желающих. Ну а уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды. Во время Гербера где-то игрались свадьбы, где-то купали молодушек, вышедших замуж прошлой зимой – этот обряд назывался «сялтым». Молодые женщины должны были откупиться – полотенцем или вином, иначе их с шутками-прибаутками бросали в реку.
Позже, в XVIII веке Гербер, как и другие языческие обряды, начал испытывать влияние христианства, а еще позже его стали приурочивать к дням церковных праздников. Гербер стал отмечаться в Петров день, 12 июля. Священники присутствовали на обрядах, в их присутствии совершались жертвоприношения. Батюшки служили молебны на открытом поле, включали в тексты куриськонов имена христианских святых – Ильи Пророка, Николая Чудотворца, самого Христа.
Сегодня Гербер – далеко не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…
Город Москва, 2017 год. Праздник «Гербер» здесь проводится уже в третий раз.
Праздник «Гербер — 2019» прошёл в субботу, 29 июня. Фото с праздника:
Удмуртский праздник «Гербер»
09 октября 2020
Гербер – летний праздник удмуртов.
Гербер обозначает середину лета, совпадающую с летним солнцестоянием, символизирует окончание весенних полевых работ, когда крестьянин получал естественную передышку перед началом сенокоса. Как говорили сами удмурты: «У нас Гербер считают серединой лета. После этого дня все в сторону осени движется».
В этот день удмурты благодарили бога за удачно проведенные весенние земледельческие работы и просили хорошего урожая. Раньше дату этого праздника определяли не по календарю, а ориентируясь на погоду, звезды и состояние травы. Обычно это происходило после второй недели Инвожо – летнего солнцестояния.
А до этого праздника, с того времени, как начали набухать почки на деревьях, запрещалось ломать ветки, рвать листья и собирать ягоды. Считалось, что в это время спускалась с небес повелительница небесной влаги Инвожо-мумы и поселялась в траве, чтобы она наполнялась соком, и ее нельзя было тревожить.
В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку – перемечи, и с надеждой на будущее выходили в поле. Варили в котле ячменную кашу из жертвенного барашка, где каждая крупинка олицетворяла зерно, а каша – собранные воедино зерна – будущий большой урожай. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Пили кумышку – слабоалкогольный удмуртский самогон, и праздничный сур – пиво.
Центральным звеном праздника были песни, хороводы, танцы, народные забавы и обряды. Пели удмурты тихо, с наименьшим шумом, с неким благоговейным страхом: как бог воспримет наши труды, как бы не спугнуть.
Зато другая традиция праздника была довольно-таки шумной забавой – кидали в реку молодых женщин, которые в этом году вышли замуж. «Спасти» ее должен был муж, после чего она одаривала подарками всех присутствующих. Забава эта, несмотря на свою игривость и веселье, имело глубокий ритуальный смысл. Вода очищала молодую жену от старой семьи, и ее спасение считалось принятием в новую.
Еще одна традиция Гербера – свадьба поля. Там же в поле юношу и девушку, которые симпатизировали друг другу, и дело шло к свадьбе, наряжали «женихом» и «невестой», показывая тем самым их готовность устроить свою семью. Празднично одетые, взявшись за руки, они пели песни, водили в хоровод. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, а взрослое население выходило и угощало их. После этого на околице деревни они устраивали игры и хороводные танцы.
Фестиваль народов Урала.
Удмурты.
1
1ЧТЕЦ— Добрый день — Чырткемесь! или просто Здравствуйте! Ӟечбуресь!
Мы поприветствовали вас на удмуртском языке. Слайд.
2 – ЧТЕЦ. Наш Урал как и вся Россия – многонациональный, но коренные
народы Урала – ханты, манси, башкиры, комипермяки, татары, марийцы, удмурты.
Приглашаем вас в гости на национальное подворье к удмуртам.
3 ЧТЕЦ.Мы узнали, что устаревшее русское название УДМУРТов – вотяки, а
самоназвание — укморт. Удмурты – коренное население Удмуртии (столица – город
Ижевск). Слайд. Кроме того, удмурты проживают в Татарстане, Башкирии,
Марийской Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях. Слайд.
1.ЧТЕЦ. На флаге и гербе Удмуртии используются национальные цвета: красный,
2 ЧТЕЦ.В центре флага Восьмиконечный знакоберег по преданиюоберегает
белый и черный. Слайд.
человека от несчастий.
3 –ЧТЕЦ. А в центре герба Образ белого лебедя – символ возрождения,
мудрости, мужества и совершенства.
1ЧТЕЦ. Национальным цветком у удмуртов является цветок купавыиталмас.
Слайд. хорозов, михайлова
1.чтец. Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса душа несчастной
девушки. “Жила скромная девушка. Италмасом звали. Нравились ей цвета желтый и
зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и
зеленом фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но.
Однажды из дальней деревни приехали какието люди, чтобы выкрасть её для своего
богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к
своему любимому – смелому охотнику Замбатыру. ЗВУК
2чтец. Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места
встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и
спрятаться в густой траве. Она стала шептать заклинание. И все заволокло густым
туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь
покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла. В том месте, где лежал
Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с
лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву,
называют Италмасом”.
Ранней весной,
Будто желтый алмаз,
Гордый и смелый
Расцвел италмас.
Маленьким солнышком 2
Выйдя на луг,
Светит один –
Без друзей и подруг.
Все они скоро
Появятся тут:
Станет теплее –
Луга зацветут.
2 ЧТЕЦ. Чем же занимались испокон века удмурты? Слайд
макаров, уланов, полухин
1
Чтец. Основные занятия удмуртов — пашенное земледелие (рожь, овёс,
ячмень, гречиха, горох, полба, лён) и животноводство.А вот, охота, рыболовство,
пчеловодство, собирательство, огородничество носили второстепенный характер. Это
занятия мужские. Удмуртымужчины были прекрасными охотниками, рыболовами и
пчеловодами. Их селения располагались недалеко от леса, поэтому дефицита в звере не
было. Слайд.
2
Чтец. Кроме того, с древних времен были хорошо развиты ремесла и
промыслы: деревообработка, заготовка древесины, смолокурение, углежжение,
мукомольное производство и тому подобное. Изготавливали и резную бытовую утварь.
С давних пор в Удмуртии было распространено лозоплетение. Из лозы плели кузовки
для экипажей, корзины, чемоданы, дорожные складные кровати. Слайд.
3
Чтец. Удмуртский
народ славится и различными ремеслами.
Например, узорное ткачество. Им занимаются женщины. Красивые, нарядные паласы,
выполненные из шерстяной, и льняной пряжи, являются основным декоративным
элементом убранства жилища и придают жилищу теплоту, уют. Основной наш орнамент
— геометрический, преобладают цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый.
3 ЧТЕЦ. Как выглядели селения удмуртов? Слайд .мацкевич,алексеенко
1чтец. Мы узнали, что Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Жилище
представляет собой срубную избу с двускатной крышей (корк ),аа
холодными сенями,
глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным
изголовьем. Слайд. Из надворных построек, расположенных вместе с домом Побразно,
обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище (куала), в
прошлом культовое сооружение, обиталище семейнородового покровителя (воршуда).
В убранстве жилища много декоративных тканых изделий. Слайд.
2чтец. Жизнь удмуртских селений основывалась на календарнообрядовых
праздниках, которые были тесно связаны с важными этапами сельскохозяйственных
работ. СЛАЙД с ВИДЕО. Каждый из праздников всегда сопровождался ритуальными
жертвоприношениями, молитвенными и песенными заклинаниями, различными
магическими действиями, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить
плодородие земли и скота и тому подобное. 3
Толсур— день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
аа
Гырыныпотон или акашк — Пасха, начало весенней страды.
Гербер — Петров день.
Выльӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
Сӥзьылюон — окончание уборки урожая.
Выльшуд, сӥльсиён — начало забоя скота.
Праздновались и вскрытие рек (йӧкелян) и появление первых проталин (гуждоршыд).
1 ЧТЕЦ. Удмуртский народ создал множество песен, танцев, пословиц,
поговорок и сказок. Сказку «Кокоринок» мы сейчас вам покажем. Слайд.
Гладкова, ивонин, решетникова, драчук, солдатов
Автор:Идёт рыжая лиса по дороге, Слайд. ЗВУК. а навстречу ей
петух. Да такой красавец — хвост серпом, гребень пилой, рубаха на
нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:
Лиса:«Эх, съела бы его сейчас, перышка бы не оставила. Да боюсь: люди по
дороге ходят, увидят — несдобровать мне тогда. Заманюка его к себе домой, там с
ним разделаюсь без помехи».
— Здравствуй, петушок, — говорит лиса сладким голосом. — Давно мне хочется с
тобой подружиться. Меня зовут КузьБыж — Длинный хвост. А тебя как?
Петух:— А меня Кокорикок, — отвечает петух.
Лиса:— Далеко ли ты, Кокорикок, собрался?
Петух:— Да вот на базар иду, надо бы горох купить.
Лиса:— Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости, — приглашает лиса. —
Угощу тебя на славу.
Петух:— Ладно, КузьБыж, приду, — пообещал петух, а про себя подумал: «С
тобой дружить — живым не быть».
Лиса:— Ну, так я тебя ждать стану, — облизнулась лиса. — Ой, как тебя зовут
то, дружок? Я уж и забыла!
Петух:— Давай запишу для памяти. — Петух поднял с дороги уголёк и написал у
лисы на лбу: «Медведь».
Автор: Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса пришла домой, села на лавочку, стала гостя поджидать, в окошко
поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждалаждала лиса, так у окошка и
заснула.
Утром проснулась голодная и злаяпрезлая.
Лиса: «Ну, — думает, — обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу,
на клочки разорву!»
Автор: Побежала лиса искать петуха.
Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк: Слайд. Звук. 4
Волк:— Куда это ты, лиса, собралась так рано?
Лиса:— Да вот ищу обманщика… Тьфу, имя его забыла! Поглядика, оно у меня
на лбу написано.
Автор: Глянул волк, а у лисы на лбу написано: «Медведь».
Волк:— А зачем он тебе? — спросил волк.
Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!Испугался волк.
Волк: «Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе
целиком проглотит!» — подумал он и убежал без оглядки.
Автор: Тут из чащи вылез медведь.
Медведь:— Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?
Лиса:— Да вот ищу… Тьфу, имя его забыла! Поглядика, оно у меня на лбу
написано.
Автор:Медведь видит, что у лисы на лбу написано: «Медведь», спрашивает:
Волк:— А зачем он тебе?
Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!
Автор: Слайд. Звук. Рассердился медведь, заревел, зарычал,
схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты.Стукнулась лиса о
берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе
домой.А про петуха уж и думать забыла.
2ЧТЕЦ. Очень интересен и национальный костюм удмуртов. воробъева,
пухова, анисон, конюхова
1чтец. Мы узнали, что в традиционной одежде удмуртов принято выделять северный и
южный варианты. Слайд.
Женский костюм северной удмуртки состоит из туникообразной рубахи (дэрем),
съёмного вышитого нагрудника (кабачи), распашного халата (шортдэрем), тканой или
плетёной опояски и передника без грудки (азькышет).
Вышитый нагрудник (кабачи) в зависимости от орнаментации и исполнения бывает
праздничным, обрядовым и повседневным. Одежда шилась из белого льняного холста и
украшается вышивкой красного цвета.На голову надевается налобная повязка и, поверх
неё, белыйплаток с кумачовой оторочкой.
2чтец. Традиционная одежда южной удмуртки шилась из пестряди. Слайд.
Платье имело трапециевидную форму, рукава к низу заужены, по низу платья –
широкая оборка. Грудь украшает съёмный нагрудник из серебряных монет.
Головной убор южной удмуртки состоял из вышитой налобной повязки, головного
полотенца (чалма), конусообразного берестяного убора (айшон), платкапокрывала
(сюлык). Обувь – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки,лапти с
узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки (то же для северных удмуртов).
4 Мужская одежда удмуртов – белая,Слайд. позднее пестрядинная рубаха
косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в полоску, ремень или шерстяной 5
тканый пояс (кускерттон).Головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины.
Обувь – онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхней одеждой и у мужчин и у
женщин были шерстяные кафтаныи шубы.
5 Слайд. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы,
у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пельугы), перстни
(зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).
2 ЧТЕЦ. Наша одноклассница Саша Воробьева своими руками изготовила куклу
в национальном костюме южных удмуртов.!!
3 ЧТЕЦ. А какие вкусные блюда готовит удмуртский народ! рубцова, назина,
хорьков, яшутина, ефремов
1чтец.В удмуртской традиционной кухне обязательными на столе были хлеб и
суп; неслучайно яства на удмуртском языке назывались шыднянь (букв, супхлеб).
Слайд. Самое знаменитое из всех блюд удмуртской национальной кухни Пельмени
(хлебное ухо). Тесто для пельменей в прошлом делали из ржаной муки с примесью
пшеничной, без яиц. Начинка состояла из трех видов мяса: говядины, свинины и
баранины с большим количеством лука, но без перца и приправ.
2-чтец. Популярны у удмуртов окрошки с хреном, редькой. Традиционны
каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Употребляли и Молочные
кушанья: простокваша, ряженка, творог.
3чтец. Слайд. Самыми распространенными и любимыми из хлебных изделий, по
праву можно назвать кислые лепешки (табань). Табань употребляли с разнообразными
подливками: топленым маслом, сметаной, слегка подсоленным творогом и др.. Табань
пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья была в сборе или, когда в доме
были гости.Мы приготовили вам знаменитые кислые лепешки Табань, попробуйте
гости дорогие!
4чтец.
Непременным атрибутом гостевого стола считался мед, его ели
маленькими ложечками с хлебом, со свежими ягодами: и др. Из меда готовили
медовый напиток (мусур). Среди удмуртов существовал обычай приглашать на первый
мед родственников и соседей.Пьют Удмурты хлебный и свекольный квас, пиво,
медовуху, ягодные морсы.
5чтец.
Одно из знаменитых блюд – перепечи. Это лепешкикорзиночки с
разнообразными начинками. Мы вместе с родителями испекли и перепечи для вас.
Угощайтесь!
1ЧТЕЦ. В 2012 году весь мир узнал об удмуртах. Ансамбль «Бурановские
бабушки» с успехом выступил на конкурсе Евровидение! Слайд.
Окутанный туманом белым,
С косматой гривой смешанного леса,
Седой Урал хребет раскинул,
Европы Азии завеса.
Созвучны говору людскому
Бажова сказы, дух таежный. Дружный живет народ Урала,
Многонациональный и надежный.
Слайд.
Все вместе: Ӟечлу – До свидания!
6
1ЧТЕЦ— Добрый день — Чырткемесь! или просто Здравствуйте! Ӟечбуресь!
Мы поприветствовали вас на удмуртском языке.Тимухин,тихонова,цепелев.
2 – ЧТЕЦ. Наш Урал как и вся Россия – многонациональный, но коренные
народы Урала – ханты, манси, башкиры, комипермяки, татары, марийцы, удмурты.
Приглашаем вас в гости на национальное подворье к удмуртам.
3 ЧТЕЦ.Мы узнали, что устаревшее русское название УДМУРТов – вотяки, а
самоназвание — укморт. Удмурты – коренное население Удмуртии (столица – город
Ижевск). Кроме того, удмурты проживают в Татарстане, Башкирии, Марийской
Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях.
1.ЧТЕЦ. На флаге и гербе Удмуртии используются национальные цвета: красный,
белый и черный.
2 ЧТЕЦ.В центре флага Восьмиконечный знакоберег по преданиюоберегает
человека от несчастий.
3 –ЧТЕЦ. А в центре герба Образ белого лебедя – символ возрождения,
мудрости, мужества и совершенства.
1ЧТЕЦ. Национальным цветком у удмуртов является цветок купавыиталмас.
Читают: хорозов, михайлова
2 ЧТЕЦ. Чем же занимались испокон века удмурты?
Основные занятия удмуртов.Читают:макаров, уланов, полухин
3 ЧТЕЦ. Как выглядели селения удмуртов?Читают:мацкевич,алексеенко
1 ЧТЕЦ. Удмуртский народ создал множество песен, танцев, пословиц,
поговорок и сказок. Сказку «Кокоринок» мы сейчас вам покажем.Гладкова, ивонин,
решетникова, драчук, солдатов 2ЧТЕЦ. Очень интересен и национальный костюм удмуртов.Читают:воробъева,
пухова, анисон, конюхова
3 ЧТЕЦ. Наша одноклассница Саша Воробьева своими руками изготовила куклу в
национальном костюме южных удмуртов.!!
7
1 ЧТЕЦ. А какие вкусные блюда готовит удмуртский народ!Читают: рубцова,
назина, хорьков, яшутина, ефремов
2ЧТЕЦ. В 2012 году весь мир узнал об удмуртах. Ансамбль «Бурановские
бабушки» с успехом выступил на конкурсе Евровидение!
3ЧТЕЦ:
Окутанный туманом белым,
С косматой гривой смешанного леса,
Седой Урал хребет раскинул,
Европы Азии завеса.
Созвучны говору людскому
Бажова сказы, дух таежный.
Дружный живет народ Урала,
Многонациональный и надежный.
Все вместе: Ӟечлу – До свидания!