План — конспект занятия по эстрадному вокалу
Разработал:
Абрамова
Н.А.
Педагог
дополнительного образования
Тема урока: различные методы работы над вокальной
техникой.
Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над
вокальной техникой в эстрадном вокале.
Задачи : 1) выявить различия между эстрадным и академическим
вокалом
2)Определить
последовательность упражнений
3) Практически наглядно
показать выполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.
Введение. Сходство и различия
между академическим и эстрадным вокалом.
Поскольку, мы будем
говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия
между жанрами академического и эстрадного вокала.
Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические
певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а
так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от
эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией.
Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале
существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки.
Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой
голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца
формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится
очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты
могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.
Эстрадный вокал
Эстрадное пение сочетает в себе множество
песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный
вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного
вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В
эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же
и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от
академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако,
певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном
вокале, как и в академическом. Делаем вывод: В эстрадном вокале и
академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но
необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.
Работа
над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой
Для работы над постановкой
дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.
1) Встать прямо, подбородок
параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они
расширились одновременно, надувая живот. ( шарик надулся) Дышать нужно в нижние
ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно
наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать
комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя « зевок».(
приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние
зубы. ( Эта позиция как раз отличается от академической)
Чтобы почувствовать, где
именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать
букву « с». Детям младшего возраста это может быть не очень понятно,
поэтому можно просто попросить ребенка « потужиться»
Делают все….
2) Для укрепления и развития
дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны
Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом
случае дыхательным мышцам приходится более активно работать.
Ладошки
Погончики
Кошка
Обними плечи
Насос
Обними плечи +насос
Повороты
головы
Ушки
Маятник
Перекаты
Передние шаги
Задние шаги
Работа
над вокальной техникой.
Звук посылать надо в зубы, но
часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем
упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.
Чтобы добиться «зевка», можно
потренироваться на упражнении «змея». Делаем вдох и имитируем укус огромного
яблока.
Чтобы почувствовать
естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно
закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7
раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.
С малышами распеваемся на
простом упражнении, с показом руки:
« я шагаю вверх, я шагаю
вниз»
Пока ребенок маленький, нет
возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми,
поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном,
постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации,
постановкой дыхания и выразительностью исполнения.
Поем « Тучку». Работаем над
правильным вдохом, стараемся правильно открывать рот и дотягивать все длинные
нотки до конца.
В самом начале работы с ребенком
нужно определить его рабочую середину. ( Бывает низкий голос, но тембр светлый)
Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него
нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….
Найдем рабочую середину.
(Это примерно соль 1 октавы)
Начинаем с этой нотки
распевание.
1)Сначала распеваемся на
одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)
Ммммм – закрытым ртом. Небо
приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.
2)Далее закрытым ртом подряд
по гамме терцию вверх и вниз
3) теперь на одной нотке,
открыв рот…
Ма , мэ , ми, мо, му —
стремимся петь в одной позиции
Бра, брэ, бри, бро. Бру
Все гласные поем так, как
будто формируем букву «а». Получается приблизительно в одной позиции.
Непременно обратить внимание на четкость произношения согласных в начале слога.
От того как активно будет сформирована согласная зависит и качество последующей
гласной.
Очень важно, чтобы в момент
распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и
размахиваем руками.
Эстрадное пение подразумевает
пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон
нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе
будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в
сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука
не менялись.
Для развития и закрепления
этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном
геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.
4)Далее 2 нотки. Берем часто
произносимые слова: Да, ага, ага, ага
Поет Яна. Найдем ее рабочую
середину:
(Это примерно ми 1 октавы)
Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а
5) Для достижения более
светлого звука:
Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э
Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и
6) Подряд 3 нотки на гласных:
( поет Лена)
Яааааааааа
миииииииии
Далее по мажорному трезвучию:
7) Яа-аа-аа-аа-а
Мии-ии-ии-ии-и
Все согласные:е,ё,и у. поем в
позиции «а»
Обязательно должно быть
упражнение для разогревания кончика языка и губ. ( Настя) Сначала можно
поговорить скороговорки.
Лё-лёли лель-лели лель- лёлилёлилёли-
лель
9)На стаккато-легато
10)также для достижения
свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:
Ррррррррррррр
До ре ми фа соль фа ми ре до
ре ми фа соль фа ми ре до
До соль ми до соль ми до соль
ми до соль ми до…
До ми соль до ми соль фа ре
си соль фа ре до…
11) для достижения баланса, удобства
. Поётся довольно гнусаво, но не в нос
Нэй нэй нэй нэй нэй….
12) та же мелодия:
ма ма ма ма ма мааааааааа ма
ма мА
13) для расширения
диапазона
Яа а яаа яаа аа аа ,затем мии
ии ии ии и
Примерно от ре 2 й октавы
переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову
14)для распевания низких нот
« страдаем». Сначала на одной ноте вниз от до 1 октавы.
ой ой ай ай ой ой
15)соединяем на скачке низкую
ноту и высокую.
Сначала
квинту, затем октаву.
16) упражнения на длинное
дыхание:
17) чтение на одном дыхании
длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из
Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.
Исполнение
фрагментов песен.
–
«Тучка»
— «
Про сластену – короля»
— «
Детство»
— «
Про слона»
— «
Маленький блюз»
План
урока
1)
Введение. Сходство и различия
между академическим и эстрадным вокалом.
2)
Работа над дыханием. Дыхательная
система А.Н. Стрельниковой
3)
Работа над вокальной техникой:
формирование
звука
работа
с микрофоном
длинная
фраза
дикция
расширение диапазона
стаккато-легато
4)
Исполнение сольных отрывков
5)
Заключение.
Заключение.
Каждый
педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития
и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок
чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к
положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы
выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире
раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не
стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо
знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а
кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее,
чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение
попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.
Не
стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами.
Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и
исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и
выразительностью.
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
План-конспект занятия по эстрадному вокалу
«Вокально-исполнительская работа
в условиях инклюзивного образования»
Автор:
педагог дополнительного
образования, учитель музыки и
социокультурной программы «Истоки»
Леванова Люция Дамировна
г.Ханты-Мансийск 2018 г.
Цель: Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей детей через вокально-хоровую и музыкально-игровую деятельность в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
Обучающие:
— формирование у учащихся исполнительских вокально-хоровых умений и навыков (имеются в виду устойчивое певческого дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);
— обучать звуковедению, фразировке, звукообразованию;
— обучать правильному дыханию, фразировке;
Развивающие:
— развивать индивидуальные, творческие способности детей;
— развивать эстетический и художественный вкус;
— развивать музыкальный слух, артистизм;
— развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
Воспитательные:
— воспитывать общую и музыкальную культуру детей;
-прививать навыки дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;
— обучать (учить) организации свободного времени как условия профилактики асоциального поведения;
— преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами;
Коррекционные:
— коррекция эмоционально волевой сферы.
Основная идея урока – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у детей устойчивый интерес к пению в условиях инклюзивного образования
Направленность: художественно-эстетическая
Методы вокального обучения:
-концентрический метод;
-фонетический метод;
-объяснительно-иллюстративный;
-метод показа;
-метод мысленного или внутреннего пения;
-метод сравнительного анализа; наглядный метод;
-словесный метод;
-метод повторения.
Принципы работы:
1. Принцип добровольности
2. Принцип опоры на интерес
3. Принцип личностного подхода
4. Принцип доступности материала
5. Принцип последовательности (изложение материала, как практического, так и теоретического характера должно иметь логическую последовательность).
6. Принцип взаимоуважения (не допускать превосходства одних членов объединения над другими. Каждый ребёнок талантлив по-своему, и это требует внимания и уважения).
7. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному.
8. Принцип успешности.
- Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья.
- Сохранение здоровья ребенка.
- Принцип творческого развития.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, фонограммы минус, плюсовое исполнение композиций «Два орла», «Широка страна моя родная», «Ангел мира», раздаточный материал – слова песен
Этапы и хронометраж занятия
занятие – 30 мин
I.Организационный этап.
Музыкальное приветствие
Поверка готовности к занятию.
Правильная певческая позиция – 1мин;
II.Подготовительный этап:
-дыхательная гимнастика, гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, вокально – интонационные упражнения — 4 мин
III.Этап усвоения новых знаний:
— разучивание джазовой импровизации «Си-джем блюз»– 8 мин
IV.Основной этап: 15 минут
— работа над репертуаром (работа над звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).
1. Пропевание песен в сопровождении композиций «Два орла», «Широка страна моя родная», «Ангел мира», фортепиано и a capella –
2. Работа с солистами
3. Пропевание песен под фонограмму «минус»
V. Рефлексивный этап: «Мы прощаемся, друзья»– 1мин
VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем
занятии — 1 мин
Содержание учебного занятия:
I.Организационный этап :
— встреча детей;
— проверка присутствующих;
— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.
Подготовительные упражнения.
II. Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика языка
—Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.
—Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
—Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Гимнастика губ:
-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Интонационно-фонетические упражнения.
1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.
2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.
3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.
У~у, у~о, о~а.
Скороговорки:
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Упражнения на дыхание.
— С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
— Куда направляем воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.
1. Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)
2. Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».
3. Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
4. Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».
5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».
Внимание педагога должно быть направлено:
— свободу мышц
— правильность осанки;
— активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;
— умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;
— работу резонаторной системы;
— общая внятность речи;
— ритмическая точность.
Вокально-интонационные упражнения.
Цели вокально-интонационных упражнений:
• сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
• формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
• добиться определенности в атаке звука
• уточнить интонацию в момент атаки звука
• выстроить унисон
-Разогрев голосового аппарата
Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции ( в диапазоне лям— фа2 )
1. Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.
2.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР)
Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к
головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.
3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет
способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.
4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.
Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.
2. Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.
Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.
III. Этап усвоения новых знаний – разучивание джазовой импровизации «Си-джем-блюз»
Этапы работы:
1) речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую
строчку всем вместе. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.
2) Освоив исполнение ритмического рисунка можно приступить к пению.
Для начала мелодию пропеть всем вместе с учителем:
Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.
Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.
Основная часть.
Работа над репертуаром.
Работа над песнями
1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.
В песне «Широка страна моя родная» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.
Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне
«Ангел мира» чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.
2 этап. Работа с солистами в песне «Два орла». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.
Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».
Основа любого пения — гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зависит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона.
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
1 минута отдыха
Массаж лица
— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.: Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед .
Массаж спины.
IV. Рефлексивный этап: «Мы прощаемся, друзья»- пропевание в хорошем ,эмоциональном состоянии
VI. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем занятии
Список используемой литературы
Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.
Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —
Ростов-на-Дону, 2006
Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.
Методическая разработка. Самара, 1997
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003
Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999
И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»
Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972
Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002
Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.
Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.
Сценарий открытого занятия «Путешествие в Королевство Пения»
Цель: Введение детей в мир пения.
Задачи:
- Познакомить с элементами программы «Эстрадный вокал»
- Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
- Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии
Оборудование: фортепиано или синтезатор, СД — проигрыватель, магнитофон, аудиозаписи, наглядные пособия: (Приложения), элементы костюма
Ход занятия
Добрый день, ребята! Я уверена, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю путешествие в Королевство Пения.
Королевство пения – это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.
Я предлагаю такой маршрут: (Приложение1)
- побывать на музыкальной поляне;
- заглянуть в город говорунов;
- спуститься в пещеру гласных звуков;
- перейти через ручей Мелодия;
- послушать лесные РАСПЕВКИ;
- разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
- и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.
Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться.
Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в Королевство Пения, на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине). Ну что ж, тогда в путь.
Звучит песня «Чудо детство» (дети выполняют двигательные импровизации).
Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну (Приложение 2). Какой здесь воздух? Поставили руки на ребрышки. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох.
Посмотрите, а вот роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ!
А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне.
А это что за цветы?
«Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». (Петь на ноте СОЛЬ).
Правильно – это колокольчики. Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»
На лесную поляну жители Королевства Пения приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца.
Упражнение — зарядка:
- Покусайте кончик языка.
- Пошинкуйте его до середины и обратно.
- Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
- Почистите зубы язычком.
- Покажите язычок как ящерица.
- Уколите одну щеку язычком, другую.
- Губы трубочкой рисуют круг.
- Скажите «Б-р-р».
- Поцокайте.
- Представьте кролика, грызущего морковку. Он ее объелся и зевает.
- Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.
Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.
Мы пришли в город ГОВОРУНОВ (Приложение 3).Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на две команды.
Какая из команд четче проговорит скороговорку?
Скороговорка: «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу» (игра «Вопрос-ответ»)
А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков (Приложение 4). Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении их тянем, поем. Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно. Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».
Перед нами ручей Мелодии (Приложение 5). Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает — петь песню).
Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев разучиваемой песни). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной.
А теперь нам нужно перейти через мостик.
Распевка «Пибью-пибью-па» по трезвучию.
Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку.
Перед нами Поющий Лес (Приложение 6). В Королевстве Пения очень много есть Распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:
- Саша, ты где?
- Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет).
- Распевка Комара: «з» с разной динамикой
- Распевка Лягушки: «Ква-ква». Поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа.
- Распевка Ежика: «ежик был колюч», «Фу-фу-фу».
- Распевка Паучка: «На паркете в 8 пар мухи танцевали,
Увидали паука, в обморок упали, АХ!»
Спеть АХ на глиссандо.
Распевка Тигренка:
«й, не стойте слишком близко,
Я Тигренок, а не киска! Р-Р-Р!»
Порычать как тигренок: р-р-р
Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.
Дворец Песен (Приложение 7). Все жители Королевства Пения любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается новая песня (по выбору педагога).
- О чем эта песня?
- Характер песни.
- Цвет песни.
- Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
- Игра «Вопрос-ответ» с началом песни.
- Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
- Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я то включаю, то выключаю звук.
- одна фраза — вслух;
- вторая фраза — «про себя»;
- третья фраза – вслух;
- четвертая – «про себя».
- Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
- Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно? Спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь — как Улитка. (Приложение А теперь спойте так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять? (Приложение 9)
- Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее.
(Проигрывание песни с движением)
Исполнение песни на концертной Площади (Приложение 10)
Какую роль играет костюм для вокалиста, исполняющего песню на сцене? Конечно, он помогает в создании художественного образа и говорит о культуре исполнителя.
Какой вы видите костюм к этой песни? Давайте, сегодня мы используем один из элементов костюма (по выбору).
Кто из вас желает объявить название песни? А теперь исполняем песню под инструментальное сопровождение. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями!
Вам понравилось в Королевстве Пения? Давайте вспомним наш маршрут. Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные Распевки и песню из Дворца Песни. А кто-то из вас станет постоянным жителем Королевства Пения. И мы его увидим на концертной площади.
А теперь мы отправляемся домой на воздушном шаре.
Надуваем его и полетели…
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №15»
Методическая разработка открытого урока по классу «Эстрадное пение» на тему «Работа над правильным звукоизвлечением»
Разработчик: Гец Анастасия Викторовна,
преподаватель класса Эстрадное пение
Кемерово 2019
Цель:
Улучшение качества вокального звучания;
Развитие силы голоса. Постепенное расширение диапазона;
Выработка правильного дыхания.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Вид урока: Традиционный.
Задачи урока:
Развитие голоса, исходя из примарных, натуральных звуков;
Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования;
Ознакомить с системой дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
Формирование певческой стойки;
Развитие навыков артикуляции.
Средства обучения: Фортепиано, микрофон, аудиотехника, компьютер.
Методы обучения: Исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни.
План урока
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин.) |
1 |
Организационный момент |
Утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке |
1 мин |
2 |
Введение в тему |
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке. У детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. |
1 мин |
3 |
Дыхательная гимнастика |
«Повороты головы». Станьте прямо, плечи расслаблены. Поверните голову вправо и сделайте резкий вдох, голову влево – вдох. Повторите 8 раз и отдохните. Упражнение «Ладошки». Станьте прямо, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки нужно согнуть в локтях, локти опустить вниз, а раскрытые ладони развернуть вперед. На вдохе резко сожмите ладони в кулак, а на выдохе – медленно раскройте. «Обними плечи» Упражнение, которое разогревает голос сразу. Встаньте прямо, руки держите перед собой присогнутыми. «обнимите» себя за плечи, руки как бы бросьте с силой за лопатки. Вдох (выдох). Повторить 8 раз «Насос» («Накачивание шины»). Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. |
5 мин |
4 |
Артикуляционная гимнастика |
«Утиный клювик» Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения. «Маляр» Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз. «Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз. Зевание с открытым ртом; |
7 мин |
5 |
Работа над голосом |
Грудной режим: Имитация звука «Р» вибрацией губ. Добиваемся звучного, энергичного тона. Перевод вибрации губ в гласный «Ы» должен производится без перерыва звучания, только за счет размыкания губ и мягкого выдвижения челюсти вперед. Следующим этапом нашей работы в классе на уроке вокала является исполнение попевок на переход из грудного в фальцетный режим: — 1. Исполнение интервала (октавы, децимы) вибрацией губ. 2.Цель данного упражнения, исполнение интервалов через регистровый порог с постепенным сужением интервалов от октавы до секунды. Исходное положение язык плоский и расслабленный лежит на нижней губе. В исходном положении на гласном «А» издается «штро – бас», он переводится без перерыва в грудной регистр, которым исполняется восходящая попевка, с пятой ступени попевки делается восходящее глисандо, во время которого срабатывает регистровый порог, переводящий гортань в фальцетный регистр. Все упражнения исполняются в одном движении и на одном выдохе, без пауз и цезур. Следующие упражнения для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Для работы над подвижностью и беглостью голоса на начальном этапе используются очень простые упражнения и поются сначала в очень спокойном темпе и ограниченном количестве, чтобы не утомлять гортань. Основной принцип в этой работе: точность интонации, отсутствие подъездов, скольжений, все четко, точно, ритмично. Сначала — гаммы в диапазоне октавы. 1.Гаммы: исполнение ступеней гаммы с изменяющейся скоростью. Результат: Развитие реакции и скоординированности вокальных мышц. 2.Стаккато: исполнение коротких отдельных нот за один цикл дыхания с использованием коротких выдохов. Ноты стаккато могут быть одинаковыми или составлять фразы. Результат: совершенствование управления дыханием при исполнении вокальных мелодий. Ноты стаккато должны пропеваться легко и поддерживаться артикуляцией дыханием. 3.Арпеджио: исполнение фраз с нотами, составляющими аккорд. Результат: Развитие навыка исполнения по всему диапазону, облегчение переходов между регистрами, расширение диапазона совершенствование навыков управления дыханием. Упражнение для формирования гласных в низкой тесситуре. Гласные «и», «а», «о», «е-э». На нижних тонах необходимо сохранять позиции предыдущих гласных. Следить за своими ощущениями, гортань должна двигаться. |
25мин |
7 |
Подведение итогов |
Оценивание ученика; Запись домашнего задания в дневник. |
1 мин |
Список литературы
А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»
https://infourok.ru/uchebnoe-zanyatie-po-vokalu-dihatelnaya-gimnastika-an-strelnikovoy-739097.html?click_id=86AZ1O5m4VZEC8u&aip=5c61&utm_source=cityads&utm_medium=cpa&utm_campaign=cityads
Н.Г. Синичкина , «Артикуляционная гимнастика», серия « Логопед от А до Я».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/385951-metodicheskaja-razrabotka-otkrytogo-uroka-po-
Обновлено: 02.02.2023
Оценить 1051 0
Кунгурский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение
Открытый урок по эстрадному вокалу.
Гурьянова Надежда Леонидовна
Преподаватель класса эстрадного вокала
Тема урока: различные методы работы над вокальной техникой.
Цель урока: Раскрыть и обосновать различные методы работы над вокальной техникой в эстрадном вокале.
Задачи :
выявить различия между эстрадным и академическим вокалом
Определить последовательность упражнений
Практически наглядно показать выполнение упражнений детьми разного возраста и уровня подготовки.
План урока
Введение. Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.
Работа над дыханием. Дыхательная система А.Н. Стрельниковой
Работа над вокальной техникой:
работа с микрофоном
Исполнение сольных отрывков
Введение:
Сходство и различия между академическим и эстрадным вокалом.
В моем классе учится 10 вокалистов от 7 до 16 лет. Все учащиеся класса принимают участие в концертах и конкурсах поселенческого, муниципального и краевого уровня. В ходе нашего урока я покажу, как работаю над постановкой голоса с учащимися младших и старших классов. Поскольку, мы будем говорить об эстрадном вокале, хочется внести ясность в определении различия между жанрами академического и эстрадного вокала.
Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.
Эстрадный вокал
Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.
Делаем вывод: В эстрадном вокале и академическом абсолютно разные задачи, абсолютно разное формирование звука, но необходимость достижения опоры звука на дыхание едина для всех.
Работа над дыханием.
Дыхательная система А.Н. Стрельниковой
Для работы над постановкой дыхания существуют различные упражнения, которые мы используем.
Для укрепления и развития дыхательной системы существует система дыхательных упражнений Александры Николаевны Стрельниковой. Ее основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае, дыхательным мышцам приходится более активно работать.
(Показывают Катя и Алиса)
Обними плечи +насос
Работа над вокальной техникой.
Звук посылать надо в зубы, но часто попадает звук в нос. Это значит, что не перекрыт носовой ход. Путем упражнения тянем верхнее небо вверх, опуская максимально нижнюю челюсть.
Чтобы почувствовать естественное расширение гортани, можно поделать такое упражнение: неплотно закрыть нос двумя пальцами и делать вдох через рот, а выдыхать через нос. 5-7 раз. Вы ощутите легкость дыхания и готовность образования зевка.
С младшими распеваемся на простом упражнении, с показом руки:
Пока ребенок маленький, нет возможности работать над всеми вокальными навыками, как со взрослыми детьми, поэтому мы берем в работу простые несложные песенки с небольшим диапазоном, постепенно расширяя его. Одновременно работать над чистотой интонации, постановкой дыхания и выразительностью исполнения.
В самом начале работы с ребенком нужно определить его рабочую середину. ( Бывает низкий голос, но тембр светлый) Для этого нужно попросить ребенка спеть на дыхании любую удобную для него нотку. Как правило, это и будет рабочая середина. Дети не ошибаются….
Найдем рабочую середину у Лизы.
(Это примерно соль 1 октавы)
Начинаем с этой нотки распевание.
Сначала распеваемся на одной нотке, закрытым ртом (от малого к большему)
Ммммм– закрытым ртом. Небо приподнято, зубы разомкнуты, губы сомкнуты.
Далее закрытым ртом подряд по гамме терцию вверх и вниз
теперь на одной нотке, открыв рот…
Ма , мэ , ми, мо, му — стремимся петь в одной позиции
Бра, брэ, бри, бро, бру
Очень важно, чтобы в момент распевания, дети не стояли в стойке. Двигаемся, во время пения, наклоняемся и размахиваем руками.
Эстрадное пение подразумевает пение в микрофон. Поэтому нужно уделить должное внимание этому навыку. Микрофон нужно держать так, чтобы звук попадал в него напрямую, а не под углом. Иначе будут срезаться частоты и звук будет искажен. Нельзя уводить микрофон в сторону. Держать его все время в единой позиции, чтобы громкость и сила звука не менялись.
Для развития и закрепления этого навыка делаем такое упражнение: Как бы рисуем в воздухе микрофоном геометрические фигуры. Сначала отдельно, затем вместе с пением распевок.
Далее 2 нотки. Берем часто произносимые слова:Да, ага, ага, ага
Поет Ульяна. Найдем ее рабочую середину:
(Это примерно ми 1 октавы)
Яа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-аа-а
Для достижения более светлого звука:
Рээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-ээ-э
Мии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-ии-и
Подряд 3 нотки на гласных: ( поет Лена)
Далее по мажорному трезвучию:
Обязательно должно быть упражнение для разогревания кончика языка и губ. ( Ульяна и Лена) Сначала можно поговорить скороговорки.
Лё-лёли лель-лели лель — лёлилёлилёли- лель
также для достижения свободы звука, дикции, и соединения различных регистров:
(Показывают Соня и Александра)
Ррррррррррррр
До ре ми фа соль фа ми ре до ре ми фа соль фа ми ре до
До соль ми до соль ми до соль ми до соль ми до…
До ми соль до ми соль фа ре си соль фа ре до…
для достижения баланса, удобства . Поётся довольно гнусаво, но не в нос
Нэй нэй нэй нэй нэй….
та же мелодия: ма ма ма ма ма мааааааааа ма ма мА
для расширения диапазона
Яа а яаа яаа аа аа ,затем мии ии ии ии и
Примерно от ре 2 й октавы переходим на ми, затем широко окрываем рот и с силой посылаем звук в голову
ой ой ай ай ой ой
соединяем на скачке низкую ноту и высокую.
Сначала квинту, затем октаву.
упражнения на длинное дыхание:
чтение на одном дыхании длинной фразы. Лучше взять размер ГЕКЗАМЕТР. Это отрывок или из Одиссеи или из Илиады Гомера. Читаем на приподнятом нёбе. Певуче.
Исполнение фрагментов песен.
Заключение.
Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.
Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.
Выработка вокальных навыков, повышение вокальной техники, формирование артистичности.
Задачи:
Работа над звукообразованием;
Работка над высокой позицией звука;
Выработка единой манеры звукообразования;
Работа над подвижностью, гибкостью голоса;
работа над пластикой, мимикой лица.
Ход занятия.
Сегодня мы продолжим работу над звукообразованием.
Обратим внимание на подвижность и гибкость нашего голоса, а так же, вы сегодня попробуете самостоятельно, при работе над репертуаром, поискать выразительные возможности собственной пластики, её органики.
Обратим внимание на мимику при исполнение вокальных произведений.
1 часть занятия. Особенности дыхания.
Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух поступает через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи – в расширенные при вдохе лёгкие.
Вдох делается носом, но, непосредственно перед самым звукообразованием, дополнительно вдыхаем через рот.
Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани, что предохраняет горло от попадания холодного воздуха.
Вдох делается, не поднимая груди и не напрягая корень языка и челюсть.
Нужно почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука, и как открывается диафрагма при вдохе.
Между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, эта пауза мгновенная и естественная, и совершенно незаметна, просто она помогает переключиться со вдоха на выдох.
Вдох и выдох всегда должны быть активными.
2 часть занятия.
Вокально-техническая работа ведётся в соответствии с психофизическими особенностями детей.
Весь певческий процесс, прежде всего, должен корректироваться физическими возможностями участников вокального коллектива.
Основные качества детского голоса – лёгкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе.
Об этом необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса.
Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения.
Регулярное выполнение упражнений позволит:
1. Закрепить необходимые условные рефлексы.
2. Сконцентрировать творческое внимание.
3. Настроить сложный процесс звукообразования.
4. Пробудить эмоциональную сферу.
5. Пробудить творческую фантазию.
Обратить внимание детей на:
Признаки неправильного пения — першение в горле, боль, зажим шейных мышц.
Признаки правильного пения — расслабление гортани, комфорт, зевание.
Упражнения.
Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.
Пение закрытым ртом на заданной высоте, произнося звук «М». Звук должен попадать в маску лица и заставить почувствовать вибрацию и щекотание губ. Звук направляется к передним стенкам зубов, тянется ровно и долго, без толчков.
Пение закрытым ртом попевок в районе терции и квинты.
Пение на заданной высоте разных гласных (а, э, и, о, у). Звук должен тянуться ровно, без толчков. Обращать внимание детей на округление всех гласных, на единую манеру исполнения их, петь без напряжения.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Методическая разработка занятия
Педагог МБОУ ДО ДДТ,
Герасимчук С.И.,
г. Новый Уренгой, 2015г.
Тема: Работа над артистичностью с применением музыкального сопровождения (изображением, пластикой, мимикой лица) — 2 занятие
Выработка вокальных навыков, повышение вокальной техники, формирование артистичности.
· Работа над звукообразованием;
· Работка над высокой позицией звука;
· Выработка единой манеры звукообразования;
· Работа над подвижностью, гибкостью голоса;
· работа над пластикой, мимикой лица.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу над звукообразованием. Обратим внимание на подвижность и гибкость нашего голоса, а так же, вы сегодня попробуете самостоятельно, при работе над репертуаром , поискать выразительные возможности собственной пластики, её органики. Обратим внимание на мимику при исполнение вокальных произведений.
1часть занятия. Особенности дыхания.
Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух поступает через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи – в расширенные при вдохе лёгкие. Вдох делается носом , но , непосредственно перед самым звукообразованием, дополнительно вдыхаем через рот. Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани, что предохраняет горло от попадания холодного воздуха. Вдох делается, не поднимая груди и не напрягая корень языка и челюсть. Нужно почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука, и как открывается диафрагма при вдохе. Между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, эта пауза мгновенная и естественная, и совершенно незаметна, просто она помогает переключиться со вдоха на выдох. Вдох и выдох всегда должны быть активными.
2 часть занятия: Вокально-техническая работа
ведётся в соответствии с психофизическими особенностями детей.
Весь певческий процесс, прежде всего, должен корректироваться физическими возможностями участников вокального коллектива. Основные качества детского голоса – лёгкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе. Об этом необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса. Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения.
Регулярное выполнение упражнений позволит:
1. Закрепить необходимые условные рефлексы
2. Сконцентрировать творческое внимание
3. Настроить сложный процесс звукообразования
4. Пробудить эмоциональную сферу
5. Пробудить творческую фантазию
Обратить внимание детей на:
Признаки неправильного пения — першение в горле, боль, зажим шейных мышц.
Признаки правильного пения — расслабление гортани, комфорт, зевание.
Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.
Пение закрытым ртом на заданной высоте, произнося звук «М». Звук должен попадать в маску лица и заставить почувствовать вибрацию и щекотание губ. Звук направляется к передним стенкам зубов, тянется ровно и долго, без толчков.
Пение закрытым ртом попевок в районе терции и квинты.
Пение на заданной высоте разных гласных (а, э, и, о, у). Звук должен тянуться ровно, без толчков. Обращать внимание детей на округление всех гласных, на единую манеру исполнения их, петь без напряжения.
К тем же гласным добавить согласные, которые помогают активизировать работу артикуляционного аппарата. Необходимо добиваться чёткого. Быстрого и естественного их исполнения, Упражнение поётся на одном звуке, легко и бодро, по полутонам вверх и вниз в диапазоне голоса.
Упражнение на развитие устойчивого интонирования чистой кварты. (Прилетели две тетери, поклевали, улетели –I,I,II,II,III,III,IV,IV)
Интонация чистой кварты даётся в обратном, нисходящем движении (зеленейся, зеленейся, мой зелёный, пышный сад)
Интонирование мажорного трезвучия в сочетании с нисходящим мажорным звукорядом ( солнышко, солнышко свети V,III,I– V,IV,III,II,I)
Развитие правильной атаки. Пение слогов ЛЯ-А, интонируя мажорное трезвучие(I-III, III-V, V-III, III-I),Чётко произнося слоги. Следим за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Пение слога ДА (поступенное движение ↑ и ↓ I-II-III-IV-V-IV-III-II-I. Гортань не должна подниматься за звуком. Слог произносить чётко на каждую ноту, рот объёмный и красивый.
Развитие подвижности голоса и близкой подачи. Происходит толчкообразное движение диафрагмы и живота на звук Я, подача которого идёт точно в положение сформированного звука И, при этом челюсть опускается вниз, а корень языка расслабляется. Необходимо сохранять одинаковую яркость звука.
Упражнение на подвижность голоса. Пение звукоряда вверх и вниз в быстром темпе.
Развитие динамического диапазона. Здесь внимание должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным «Р», как и форте.
Все упражнения начинать петь со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
Регулярное выполнение вокально-технических упражнений позволит ансамблю петь в единой манере звукообразования красивым, чистым, ровным звуком.
Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и ни важно их количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевных упражнений, так как там будут чрезмерные задачи, а это станет перегрузкой для детей, следовательно, отсутствием приобретения навыка
3 часть занятия: Работа над артистичностью (пластика, мимика)
Пробудить творческую фантазию, эмоциональную сферу.
Продолжить работу над вокальным репертуаром:
Предложить ребятам исполнить фрагменты изучаемых песен и выразить жестами, мимикой содержание текста и музыки. Проявить индивидуальность. Обсудить коллективно полученные результаты. Выбрать наиболее удачные элементы и применить в ансамблевом исполнении.
Просмотр видеофрагментов данных произведений в исполнении детских профессиональных коллективов.
Обсудить целесообразность использования образца исполнения в своём ансамбле.
В заключении занятия, предложить домашнее задание:
Прослушать полюбившиеся песни, продумать их эмоциональную выразительность в жесте, мимике.
-75%
С помощью определённых упражнений добиться качественного и красивого звучания в вокальных произведениях.
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
города Новошахтинска
Преподаватель: Петрова О.С.
Тема урока: Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях.
Цель: с помощью определенных упражнений, добиться качественного и красивого звучания в произведении.
-создание эмоционального настроя
-введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой
-развитие голосового аппарата с помощью определенных упражнений
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, стулья.
Возраст детей: 12 — 13 лет.
1.Организационный момент. 1 мин.
2.Упражнения для постановки дыхания. 5 мин.
3.Упражнения для артикуляционного аппарата. 3 мин.
4.Упражнения для расширения высотного
диапазона. 5 мин.
эстрадного пения. 20 мин.
6.Исполнение песни. 10 мин.
7.Подведение итогов. 2 мин.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие, указание темы занятия.
2.Упражнения для постановки дыхания.
Мы на нашем уроке будем заниматься с поющими, продвинутыми детьми и это занятие предназначено именно для них, потому что начинающих вокалистов нужно обучать сначала основам пения. Пение на опоре звука предполагает прежде всего состояние твердого живота.
Давайте выполним несколько дыхательных упражнений для подготовки дыхательного аппарата к пению.
Упражнение “Кошка”
— увеличивает продолжительность выдоха
3. Упражнения для артикуляционного аппарата:
-улыбка трубочка
Вытягиваем губы трубочкой, затем максимально растягиваем на улыбке.
Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся что бы щеки при этом не двигались.
-сытый хомячок
Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем во рту шарик.
-голодный хомячок
втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щеки в исходное положение.
поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.
жуем язык как жвачку
4. Расширение высотного диапазона
— главное упражнение при растяжении диапазона
— взаимодействие языка, гортани и пресса
— взаимодействие языка, гортани и пресса
Девочки стоя друг напротив друга, взявшись обеими руками отклоняясь в стороны выполняют это упражнение.
— безопасное расширение диапазона
5. Вокально-технические приёмы эстрадного пения
Фальцет — пение «без опоры». Регистр головы но с воздухом…на помощь узость, пресс фиксированный. Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.
Нос — натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка. Бывает глянцевый и матовый.
Субтон — пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram. В грудном регистре – субтон — слог на воздух в нижней челюсти. Субтон помогает донести до слушателя содержание произведения, очень красиво звучит.
— нарабатывает народный звук без воздуха
— нарабатывает сильные верхние ноты в грудном регистре
Узость гортанная — еще один прием в эстрадном вокале. Звук проходит через препятствие, через узкую щель в горле. Узость гортанная нужна для того, чтобы экономно расходовать воздух.
Соединяем некоторые приёмы.
— соединяет три приёма: субтон, нос и твёрдый звук
6. Исполнение сольных отрывков.
7. Подведение итогов.
Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.
Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.
Методическое обеспечение урока.
На своих уроках я использую методы и приёмы работы с вокалистами педагога и певицы Ирины Цукановой.
Методика Ирины Цукановой — уникальна, поскольку в ней объединено максимальное количество музыкальных жанров. Данная методика разработана Ириной таким образом, что научиться петь может как новичок, так и профессионал может значительно расширить свои вокальные приделы. В своей методике Ирина предложила уникальный метод разбора произведения, который позволяет быстро и профессионально петь.
Ирина Цуканова — одна из немногих педагогов, которая не только может рассказать в теории о вокале, но является реально поющим человеком, следовательно, может все показать на практике.
Вокальный жанр:
Основная «фишка» методики Ирины Цукановой — это смешивания различных стилей.
Ирина в совершенстве владеет следующими вокальными жанрами:
Обучение вокалу на примере известных исполнителей и мировых хитов
Если вы хотите петь в определенном стиле, Ирина именно тот человек, который за несколько секунд научит и направит вас, покажет, как правильно дышать, где и когда применять нужную вокальную точку, как соединять разные регистры. Ирина умеет очень тонко проанализировать композицию, четко понимая природу голоса, звукоизвлечения вокальных «фишек», следовательно она может все это разъяснить, показать и научить. В ходе обучения Ирина Цуканова раскрывает все секреты вокала, ничего не утаивая.
Создание вокальной личности
Кроме того, являясь не только исполнителем, но и автором, а также очень талантливым композитором, Ирина Цуканова может помочь вам найти свое собственное уникальное звучание, свою манеру, максимально раскрыть самые яркие стороны вашего вокального аппарата и вашей вокальной личности в целом.
Ирина Цуканова владеет множеством вокальных приемов, а также разработала уникальные упражнения для их наработки. Речь идет о следующих техниках:
дыхание (диафрагма, опора) , дикция, грудной регистр, регистр головы, гортань, вокальные приемы в разных регистрах (субтон, пение в речевой манере, народный звук, подсвязочный звук, прикрытый звук, примарный тон, фальцет, академический звук — зевок, йодль, хмык, расчепление связок, вибрация, мелизмы, мягкое небо, твердое небо, микст, переходные ноты), распевки, разбор произведения, работа с микрофоном, актерское мастерство.
Все это Ирина Цуканова объединила в свою методику ImproviNation.
Образование
2003-2007 — музыкальное училище им. Ревуцкого, г. Чернигов, вокальный факультет (оперный вокал), класс преподавателя – Литвинова В. П.
2007- 2012 – Национальная Академия Украины им. П. И. Чайковского, вокальный факультет (оперный вокал, оперетта), класс преподавателя – Крыжановской Л. П.
Вспоминая свое детство, Ирина Цуканова говорит, что так пела с детсва. Она родилась с песней на устах, и свою первую песню «Твоим дожем» написала в возрасте 8 лет. Музыкальное образование помогло собрать всю вокальную картинку воедино, и дало общее музыкальное развития в добавок к природному таланту.
С 2004-2013 – Министерство Сухопутных Войск Вооруженных Сил Украины, солистка джазового оркестра, артист-вокалист ансамбля песни и танца
С 2008 года по настоящий момент преподает вокал (эстрадный, джазовый, оперный).
С 2013 — проводит массовые мастер-классы по вокалу в Украине, а также за ее пределами.
Сейчас мы рассмотрим некоторые базовые упражнения и распевки. А так же поговорим отдельно о каждом упражнении-какие навыки оно развивает, что дает голосу вокалиста.
Ирина Цуканова использует рад упражнений для разогрева голоса и подготовки певческого аппарата:
1.Моторная лодка — исполняется на одной ноте, а далее, с выходом в головной резонатор. Это упражнение позволяет разогреть связки, не нагружая их. А так же соединить два регистра. Дает ощущение фиксации (звук без воздуха), наработка головного резонатора, подтягивает мышцы лица, живота, подачу вокалиста, не выходит лишний воздух.
2.МММ-ААААА (открывая рот, удерживать звук под связками — звук не меняется (разницы нет). Это упражнение полезно для эластичности связок.
Ирина Цуканова является автором очень оригинальных, интересных и полезных упражнений, с которыми я хочу вас познакомить. Эти упражнения очень доступно позволяют понять и прочувствовать работу организма во время пения как взрослого вокалиста ,так и детей. Кроме того, детям упражнения очень нравятся:
Слабые доли и динамика-это то,на что нужно обратить внимание в этом упражнении.
7. Ха (развернутое маж.трезвучие) — В этой распевке первый звук подается с воздухом(субтон), второй без воздуха. В упражнении используется прием глиссандо. Оно чистит интонацию, развивает «головной резонатор.
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой. Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе упражнений. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.
Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокально-технических упражнений. И не забывать о физиологических возможностях ребенка.
План-конспект
Класс: 3класс (9-10лет)
— пробудить активность обучающихся и добиться их заинтересованности в дальнейшей совместной деятельности.
Воспитательные:
— снять психологические барьеры в общении педагога с обучающимися и друг с другом;
— создать благоприятный климат на занятии;
— обеспечить мотивацию на будущую, последовательную деятельность в творческом объединении;
Развивающие:
— формировать у обучающихся творческие способности, воображение, фантазию;
— расширить словарный запас в области музыкальной культуры.
Методы, используемые педагогом:
— наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного);
— частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);
— метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);
— показ и практическая работа;
Наглядность и оборудование:
Мультимедийный проектор, экран
Два стола, стулья — 10 шт.
Бейджики по количеству детей в форме звезд.
Табличка для названия коллектива
Распечатанный текст песни
Минус песни и оригинал
Ход занятия
Вводная часть. Знакомство (3 минуты).
Дети входят в кабинет рассаживаются на стулья.
Ребята, перед вами лежат звездочки, давайте напишем на них свои имена.
Дети берут звездочки и маркеры. Вписывают свои имена.
Педагог: Давайте дадим название своему коллективу.
Дети предлагают варианты названий. И вписывают его в рамку.
Основная часть. Введение в программу. (22 минуты).
Педагог: Для начала нам необходимо снять зажимы, которые будут мешать свободно и легко пользоваться своим голосом. Давайте встанем в круг и под музыку повторяем за мной.
Дети с преподавателем выполняют разминку под музыку.
Наклоны головы влево вправо
Наклоны головы вперед назад
Повороты головы влево вправо
Круговые движение головы в одну и в другую сторону
Поднятие поочередно левого и правого плеча
Круговые движения плечами
Педагог: Замечательно! А теперь займемся дыханием. Дыхание — это основа любой вокальной техники. От дыхания зависит подвижность и подача голоса, интонация. Перед тем как начать петь, артисту необходимо сделать несколько подготовительных упражнений.
Вдох глубокий через нос. Выдох на звук ссс. Регулировать ровность выдоха, работу мышц диафрагмы.
Педагог: Молодцы! Теперь мы готовы к следующему этапу.
Дети рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что необходимо для того чтобы текст песни был понятен зрителю и слышалось каждое слово? (ответ детей)
Педагог: Правильно, у артиста должна быть хорошая дикция или артикуляция. А для этого нам необходимо разогреть артикуляционный аппарат, это губы, язык, челюсть. Повторяем за мной.
Идет работа над артикуляционным аппаратом.
Передвижение губ вправо влево
Чешим губы зубами поочередно: верхнюю, нижнюю
Тянем язык к бороде, к носу
Жуем язык как жвачку
Колем щеки языком
Щелкаем языком меняя темп и позиции
Транскрипции. К каждому сочетанию согласных поочередно подставляем гласные звуки: И, Э, А, О, У, Ы (например: бди, бдэ, бда, бдо, бду, бды)
Скороговорки (например: от топота копыт пыль по полю летит)
Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе
Язык между зубами
Педагог: Наш артикуляционный аппарат разогрет и теперь нам будет легко осваивать все вокальные упражнения, для того чтобы мы могли петь правильно.
Дети подходят к инструменту, становятся вряд.
Педагог: Отлично! А теперь проверим ваш слух и чувства ритма.
Педагог: Мы с вами разогрели дыхательные пути, исполнили основные распевки и разогрели артикуляционный аппарат. Все это поможет нам создать хорошую опору для звукообразования и настроит на исполнение вокального произведения.
Дети рассаживаются на места.
Педагог: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? Правильно. Это мелодия и текст. Если хоть одна составляющая будет звучать не качественно, то и песня будет слушаться плохо. Значит, нам надо с вами постараться добиться качественного разучивания. И начнем мы с текста. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем. Очень важно следить за согласными в конце слов, расставить правильно интонационные ударения и главные слова в тексте.
Дети вместе с педагогом проговаривают текст.
Под музыку дети выполняют упражнение.
Педагог: А теперь еще раз, но на этот раз добавим слова.
Дети пробуют петь произведение со словами.
Педагог: Превосходно! Мы с вами разучили текст и мелодию, для полноценного концертного номера нам чего-то все же не хватает. Как думаете, чего же?
Педагог: Конечно! Для того что бы выступление было полным ярким и красочным нужно украсить исполнение движениями, которые будут соответствовать тексту. Как вы думаете, какими они могут быть?
Дети предлагают свои варианты.
Педагог: Важно двигаться так, что бы при этом не сбить певческое дыхание. Давайте попробуем еще раз.
Дети поют отрывок песни и выполняют простые движения.
Звучит музыка. Дети исполняют произведение.
Завершающая часть. Подведение итогов занятия (5 минут)
Педагог: Это было здорово! Вам понравилось?
— Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
— Хотели бы вы и дальше заниматься? (ответы детей).
Педагог: А сейчас давайте выложим свой музыкальный звездопад из ваших маленьких звездочек за работу сегодня.
Дети прикрепляют свои маленькие звездочки на табличку с названием коллектива.
Педагог: Я очень надеюсь, что это занятие только положительно скажется на вашей дальнейшей жизни. Надеюсь, что каждый из вас откроет в себе артистический талант и захочет и дальше развиваться в этом направлении. И тогда на нашем творческом небосклоне будут вновь и вновь зажигаться маленькие и большие звездочки! Спасибо за внимание!
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
Читайте также:
- Суфле из индейки как в детском саду
- Почему неизбежно столкновение чацкого и фамусовской москвы кратко
- Эссе тематическое планирование в доу необходимо потому что
- Что означает термин географическое краеведение кратко
- Как характеризует машу сам автор из романа дубровский кратко