Создание карточки сценария урока и темы
Сценарий урока/темы — это электронный образовательный материал для проведения учебных занятий, организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Для создания сценария урока/темы в библиотеке выполните следующие действия:
1. Нажмите на кнопку «Добавить материал» в правой верхней части раздела «Библиотека» (рис.1). Кнопка может отображаться в виде плюса в зависимости от масштаба страницы на вашем устройстве.
Рисунок 1. Добавление материала
2. Выберите пункт меню «Сценарий темы» или «Сценарий урока» в выпадающем списке выбора материалов (рис.2).
Рисунок 2. Меню «Добавить материал»
В новой вкладке откроется страница создания создания сценария урока/темы (рис.3). Окно настроек конструктора разделено на три вкладки:
- основная информация;
- работа в конструкторе;
- дополнительная информация.
Рисунок 3. Страница создания сценария урока/темы
Вкладка «Основная информация»
Заполните информацию во вкладке «Основная информация».
1. Введите название сценария урока/темы.
2. Добавьте описание сценария урока/темы.
3. Выберите обложку для сценария, нажмите «Загрузить обложку».
4. Укажите параллель. Можно указать одну или несколько параллелей, в том числе из разных уровней образования. Это вполне допустимо в условиях наличия разных учебников и программ.
5. Выберите тип предмета (обычный, адаптированный, курсы) и укажите предмет (рис.4).
Рисунок 4. Страница создания ЭУП
6. Нажмите кнопку «Выбрать тему». Откроется окно «Темы каркаса и дидактические единицы» (рис.5).
Рисунок 5. Выбор темы
7. Выберите темы, к которым относится сценарий урока/темы. Поле недоступно для редактирования, если не выбраны параллель и предмет.
При необходимости вы можете отфильтровать список дефицитных тем, установив чекбокс «Показать только дефицитные темы» (рис.6). Дефицитные темы и дидактические единицы отмечены специальной пиктограммой .
Рисунок 6. Дефицитные темы
8. Выберите дидактические единицы. Можно указать одну или несколько дидактических единиц из одной или нескольких тем.
9. Нажмите «Применить» в форме выбора темы.
Для привязки материала к параллелям из разных уровней образования необходимо нажать на кнопку «Добавить предмет» и создать новую связку.
10. Укажите уровень изучения.
11. Выберите технологии обучения.
12. Укажите папку для сохранения сценария урока/темы.
При создании нового сценария темы, в разделе «Мои материалы» → «Сценарии уроков» создается папка, внутри которой хранятся добавляемые в сценарий материалы (рис.7).
Рисунок 7. Папка для хранения материала
Нажав на кнопку «Изменить папку», вы можете выбрать папку, созданную ранее или создать новую папку.
Для создания новой папки нажмите на «+Создать папку» (рис.8). Введите название папки. Нажмите на кнопку «Применить».
Рисунок 8. Создание папки
Вкладка «Работа в конструкторе»
Во вкладке «Работа в конструкторе» отметьте оборудование, которое планируется использовать при проведении урока и выберите пропорции экрана для каждого отмеченного устройства (рис.9).
Рисунок 9. Вкладка «Работа в конструкторе»
Выберите вид отображения информации на слайдах: блочное или свободное (рис.9).
Вкладка «Дополнительная информация»
Во вкладке «Дополнительная информация» у вас есть возможность указать соавторов материала, они смогут редактировать и дополнять сценарий урока/темы (рис.10). Также вы можете привязать теги к материалу для быстрого поиска.
Рисунок 10. Добавление соавторов и привязка тегов
После заполнения информации нажмите на кнопку «Создать сценарий». Откроется конструктор сценария урока/темы.
Части суток
Описание: Сценарий урока предназначен для обобщения знаний учащихся о частях суток, их особенностях, последовательности. Сценарий урока используется при реализации рабочих программ по АООП. Ключевые слова: утро, день, вечер, ночь.
Окружающий природный мир (Адаптированный)
Тема: Временные представления
Сутки
Предмет: Математика
Параллель:1
Тема: Числа и величины. Время
Время, единицы измерений: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век
Предмет: Окружающий мир
Параллель:1
Тема:
- Организационный момент (2 мин)
Доска.
Отгадайте ребус.
Планшет учителя.
Учащимся предлагается разгадать ребус. (сутки)
Обучающиеся отвечают на вопрос, представленный на планшетах.
Как вы считаете, важно ли уметь отличать части суток? Почему? (ответы учеников)
Как вы думаете, какая тема урока?
Учитель озвучивает тему урока.
Планшет ученика.
Важно ли уметь отличать части суток?
- Работа по теме урока (5 мин)
Доска.
Что такое сутки?
Планшет учителя.
Учащимся предлагается ответить на вопрос, представленный на диалоговой доске.
Что такое сутки?
Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. В сутках 24 часа. Их принято делить на 4 части: утро, день, вечер, ночь.
Учитель предлагает обучающимся рассказать, чем они занимаются днём, вечером.
(ответы учеников)
Днём ходим в школу, обедаем, ходим гулять. Вечером ужинаем, читаем сказки, готовимся ко сну.
Планшет ученика.
Сутки принято делить на 4 части: утро, день, вечер, ночь.
Чем вы занимаетесь днём, вечером?
- Систематизация полученных знаний (6 мин)
Доска.
Ответьте на вопросы.
Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?
Солнце поднялось высоко, всё ярко освещено, стало теплее. Какая часть суток наступила?
День прошёл, солнце опускается за горизонт, темнеет. Какая часть суток наступила?
Прошёл вечер, что наступает за ним?
Планшет учителя.
Учащимся предлагается ответить на вопросы, представленные на диалоговой доске.
Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило? (утро)
Солнце поднялось высоко, всё ярко освещено, стало теплее. Какая часть суток наступила? (день)
День прошёл, солнце опускается за горизонт, темнеет. Какая часть суток наступила? (вечер)
Прошёл вечер, что наступает за ним? (ночь)
Самостоятельно распределите картинки по порядку, начиная с утра.
Планшет ученика.
Выполните интерактивное задание («Части суток»)
- Работа с видеоматериалом (6 мин)
Доска.
Что такое режим дня?
Какой у вас режим дня?
ВИДЕО («Режим дня»)
Планшет учителя.
Учитель предлагает учащимся посмотреть видеоматериал про режим дня, ответить на вопросы.
Что такое режим дня? Режим дня – продуманный распорядок действий на день.
Расскажите, какой у вас режим дня? Расскажите, в какое время просыпаетесь и ложитесь спать, чем занимаетесь весь день.
(ответы учеников)
Учитель предлагает подумать обучающихся над вопросом, представленным на планшете.
Как вы думаете, почему мы не спрашиваем: «Как прошли твои сутки»?
Сутки мы негласно делим на две фазы — дневную и ночную. И так как активная часть суток у большинства людей — день, когда происходят какие-то события, делаются дела, то и вопрос мы конкретизируем: как прошёл день? Ночь — для сна, всем заранее ясно, как она проходит.
Планшет ученика.
Почему мы не спрашиваем: «Как прошли твои сутки»?
- Развитие общей моторики. Двигательные упражнения (2 мин)
Доска.
Выполните упражнения.
ВИДЕО («Физкультминутка»)
Планшет учителя.
Учитель предлагает посмотреть видеоматериал с двигательными упражнениями. Выполнять движения необходимо вместе с учениками.
1. Руки вверх и вниз.
2. Повороты туловища влево и вправо.
3. Прыжки вокруг себя.
4. Круговые вращения руками.
5. Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.
Планшет ученика.
Выполните упражнения.
1. Руки вверх и вниз.
2. Повороты туловища влево и вправо.
3. Прыжки вокруг себя.
4. Круговые вращения руками.
5. Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.
- Работа в группах (8 мин)
Доска.
Выполните задания в рабочем листе с номером вашей группы.
Планшет учителя.
Учитель предлагает обучающимся поработать в группах. Учитель делит класс на 3 группы.
Важно: перед началом урока распечатайте документы, прикреплённые к уроку. Раздайте материал ученикам.
Обучающиеся выполняют задания в рабочих листах. Через 5 минут работы необходимо сдать.
Учитель может распечатать документ «Ответы», раздать каждой группы, чтобы они могли посмотреть правильные ответы.
Во время групповой деятельности, учитель следит за работой каждой группы.
Планшет ученика.
Выполните задания в рабочем листе с номером вашей группы.
- Закрепление полученных знаний (5 мин)
Доска.
Выполните интерактивное задание («Сутки»)
Планшет учителя.
Учитель вызывает одного ученика к доске.
Как мы определяли? По солнцу.
Обучающиеся самостоятельно выполняют тестовое задание на планшетах.
Сколько часов в одних сутках? (24)
Планшет ученика.
Выполните тестовое задание («Сутки»)
- Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
Доска.
На какие четыре части можно разделить сутки?
Какое время суток наступает после ночи?
Планшет учителя.
О чём мы беседовали на уроке? О частях суток, времени.
На какие четыре части можно разделить сутки? Утро, день, вечер, ночь.
Какое время суток наступает после ночи? Утро.
Какое задание вам больше всего понравилось? (ответы учеников)
Спасибо вам за работу на уроке!
Планшет ученика.
На какие четыре части можно разделить сутки?
Какое время суток наступает после ночи?
Нина Петровна Добренко
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Общие сведения о МЭШ
Определение 1
МЭШ (Московская электронная школа) – это проект для учителей, детей и родителей, который направлен на разработку высокотехнологичной образовательной среды для московских школ.
Главная цель данного проекта – максимально эффективно использовать современную ИТ-инфраструктуру, чтобы повысить качество образования в школах.
Чтобы в полном объеме использовать возможности платформы, необходимо обладать:
- Wi-Fi-доступом к высокоскоростному интернету;
- школьными серверами, управляемыми прикосновением к интерактивной панели со встроенным компьютером;
- планшетами и ноутбуками для учителей;
- системой видеонаблюдения и турникетами на входе.
Еще одна важная составляющая рассматриваемого проекта – сервисы, то есть электронные журнал и дневник, библиотека электронных материалов.
Онлайн-репетитор для вашего ребенка
Подтянем знания школьной программы, подготовим к ЕГЭ и ОГЭ по индивидуальному плану
Выбрать программу
Разработчики говорят, что у Московской электронной школы нет аналогов, а образовательная платформа, созданная в Москве, уже стала самой масштабной по контентному наполнению в мире. Недавно об этом сообщила Марианна Лебедева — директор Московского центра технологической модернизации образования.
Недостатки МЭШ
Детям нравятся игры, 3D-модели и виртуальную реальность в образовательной деятельности. Сегодня школьники представляют собой цифровое поколение, которой не застало жизни без интернета. В связи с этим для них естественна возможность посещения Лувра или Эрмитажа. Теперь ученикам можно прямо за школьной партой, надев VR-очки, увидеть объемную фигуру, параметры которой только что были рассчитаны в процессе решения задачи, а также повернуть ее, увеличить, приблизить и пр.
Однако учителя, в отличие от учеников, вынуждены были переучиваться. Средний возраст учителей в Москве старше 42 лет, поэтому большинство из них психологически и технически затрудняется работать в школе с высокотехнологичным пространством и компьютерными программами. И
«Сценарий урока в МЭШ» 👇
К сожалению, интерфейс библиотеки МЭШ не интуитивный, что подтверждают и опытные пользователи, и новички. Помимо того, программная среда не дает возможность создать презентацию или исправить ее непосредственно в системе. То есть, необходимо работать в нескольких программах одновременно. Подготавливать отдельные презентации под каждую задачу урока, а только потом подгружать их в МЭШ.
Создание сценария урока
Определение 2
Сценарий урока – это интерактивная презентация, необходимая для того, чтобы провести урок по той или иной теме.
Проведение интерактивного урока дает возможность повысить эффективность обучения благодаря активному вовлечению учеников в процесс учебной деятельности. Образовательный контент может отображаться на следующих устройствах:
- интерактивная панель, или экран проекций (отображение контента, предназначенного для всего класса);
- персональный компьютер, смартфон или планшет у учеников (отображение контента, предназначенного для учеников или для их тестирования);
- компьютер, смартфон или планшет у учителя (отображение контента для учителя).
При запуске интерактивного урока необходимо использовать сценарии уроков, заранее созданные по заданным требованиям.
Чтобы создать сценарий урока в библиотеке МЭШ, необходимо выполнить следующий перечень действий:
- нажать кнопку «добавить материал» в правой верхней части раздела «Библиотека». Кнопка может быть представлена как плюс оранжевого цвета, в зависимости от масштаба страницы на используемом устройстве;
- выбрать пункт в меню «Сценарий урока» из выпадающего списка выбора материалов. Это позволит открыть страницу создания сценария урока в новой вкладке;
- ввести на странице создания сценария урока название своего урока;
- ввести характеристику урока;
- выбрать обложку для подготавливаемого сценария, нажать кнопку «загрузить обложку»;
- указать параллель. Может быть выбрана одна или несколько параллелей, включая разные уровни образования, это допустимо, если используются разные учебники и программы;
- выбрать тип дисциплины – обычная, адаптированная, курс, с уточнением дисциплины;
- нажать кнопку «выбрать тему»;
- выбрать из выпадающего списка тему урока, по которой готовиться схема. Поле невозможно отредактировать, если до этого не была выбрана параллель и дисциплина;
- выбрать дидактические единицы. Может быть указана одна или несколько дидактических единиц, включающих одну или несколько тем;
- нажать кнопку «применить» в форме выбора темы. Чтобы привязать материал к параллелям из разных уровней образования нужно нажать кнопку «добавить предмет» и создать новую связку;
- указать уровень изучения;
- выбрать технологию обучения;
- указать папку, в которую будет сохранен сценарий урока. Создавая новый урок, в разделе «Мои материалы» в подразделе «Сценарии уроков» нужно создать папку, внутри которой сохраняются материалы, добавляемые в сценарий. Также можно выбрать папку, которая была создана ранее.
Чтобы создать новую папку, нужно нажать на кнопку «создать папку», ввести название новой папки и нажать кнопку «применить».
На стадии заполнения карточки сценария урока, во вкладке «Дополнительная информация» есть возможность указать соавторов материала, они получат возможность редактирования и дополнения урока. Также есть возможность привязки тегов и материалов для быстрого поиска. Если к сценарию урока необходимо прикрепить файлы, то нужно нажать кнопку «прикрепить».
Далее нужно открыть вкладку «Работа в конструкторе», отметить оборудование, которое планируется к использованию во время проведения урока, а также выбрать пропорции экрана для каждого выбранного устройства. На этой же вкладке нужно выбрать тип отображения информации на слайдах: блочное или свободное. При выборе свободного расположения информации на слайде, есть возможность использования шаблонов для оформления фрагментов урока.
Затем нужно нажать кнопку «создать урок» в правом верхнем углу экрана. При этом в новой вкладке открывается конструктор создания урока.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
МЭШ
|
С момента пилотного запуска Московской электронной школы прошло более двух лет. Платформу используют 1457 зданий столичных школ. Удобство цифровизации успели оценить учителя и дети, но родители школьников, использующих МЭШ, до конца не поняли, зачем это нужно, и что такое электронная школа. Школа №1368 стала одним из шести учебных заведений, где в 2016 году в качестве эксперимента внедрили эту IT-технологию. Педагоги школы рассказали о пользе МЭШ.
Этапы
«Мы работаем по образовательным стандартам последнего поколения (ФГОС), – рассказала учитель русского языка и литературы школы №1368, автор 22 уроков МЭШ Светлана Растворова. – Их ввели недавно, но они совершили революцию в образовании. Теперь школа может не только давать знания, но и развивать в детях важные навыки, например, самостоятельность, умение работать в команде, ставить цели и достигать их. Сценарии уроков МЭШ помогают в этом. Каждый урок состоит минимум из шести этапов. В русском языке в среднем их 10, то есть за 45-минутный урок смена деятельности происходит примерно каждые пять минут и следующий этап, кроме выполнения образовательной функции, развивает определенный навык в соответствии с ФГОС».
«На своем уроке я могу использовать этапы из пяти сценариев, – рассказала учитель информатики и методист по информационно-коммуникационным технологиям школы №1368 Наталья Филатова, – этап закрепления из одного, этап рефлексии из другого, этап мотивации из третьего. Все зависит от умения учителя быстро и хорошо пользоваться МЭШ. Если переключение фрагментов занимает по 20 минут, то, конечно, от такого урока толка будет мало. Как диджей сводит музыкальные композиции, так и современный учитель сводит уроки в МЭШ. Поэтому его надо научить понимать, как устроен МЭШ, и как с ним работать”.
Разбить урок на блоки полезно не только с точки зрения развития навыков, но и для восприятия. На занятии, где используется МЭШ, дети лучше концентрируются, и при этом меньше устают. Поскольку из-за постоянной смены деятельности нельзя подолгу сидеть над заданиями, школьники учатся работать оперативно. Благодаря этому повышается общий темп восприятия учебных навыков. Дети быстрее думают и даже «схватывают на лету».
Мобильные приложения
Учителя, работающие с МЭШ, создают обучающие мобильные приложения с помощью бесплатных конструкторов. После прохождения модерации приложение появляется в МЭШ. Много приложений создано в игровом формате, что привлекает детей. Педагог присылает ученикам ссылку на приложение, и дети могут заниматься где угодно, они не ограничены стенами школы или дома, у них появляется мобильность.
«Я делаю приложения для МЭШ в конструкторе, – поделилась Растворова, – интерес важен для ученика. Я совмещаю интерес с пользой, ведь дети остаются детьми. Если им скучно, то убедить, что это интересно, невозможно. Есть слово «надо», поэтому ты «должен» – это приходит позже».
«Реализоваться в МЭШ можно не только через создание сценариев, но и через создание приложения, – добавляет методист школы. – Мы вышли на такой уровень, когда дети вместе с учителями программируют приложения. Это происходит в рамках проектного обучения. Школьник получает такие профессиональные навыки, как выполнение профессиональной задачи в команде, понимание цели. От педагога он учится управлять. Когда учитель не проводит урок, а работает с детьми, руководит ими, они начинают понимать, что такое управление. В головах формируется модель управления технологическим проектом. Развивается предпринимательское мышление».
Индивидуальные образовательные траектории
В среднем в классе около 30 учеников. Один педагог, разумеется, не может уделить всем достаточно внимания, если ведет урок в классическом стиле. В МЭШ же есть библиотека заданий с разным уровнем для “слабых” и “сильных” учеников. Можно разбить класс на группы и работать с каждой по отдельности. Так количество внимания, уделяемое каждому ученику, возрастет.
«МЭШ помогает индивидуализировать обучение, – считает Растворова. – Например, на уроке я могу дать группе отстающих учеников тест, детям посильнее — работу в приложении, а совсем сильным — анализ эпизода в группе. Их группа получит ссылки на критические статьи, каждый выберет себе материал, прочитают его, обсудят и попытаются составить общее мнение. Так они учатся аргументировать и вырабатывать свою позицию. Потом я даю всем задание, пока они его пишут, проверяю работы. МЭШ позволяет найти отдельный подход, если не к каждому ученику, то к каждой мини-группе точно.
Электронные учебные пособия
«В библиотеке МЭШ есть электронные учебные пособия, – рассказала Растворова. – Это пока дополнительная литература, пользоваться ей удобно. Я использую учебник для подготовки к ОГЭ в 9 классе, где сжато объясняется, как подготовиться к изложению. Есть, скажем, электронное пособие по творчеству Федора Достоевского с иллюстрациями и тестовыми заданиями по каждому разделу. Книга – объемная и трудная для 10 класса, а пособие хороший помощник.
Чтецы
В МЭШ чередуются способы подачи информации: через текст, видео, картинку, звук.Считается, что большинство современных детей – визуалы. Поэтому много внимания уделяется таблицам, картинкам и видео. Но и звук играет не меньшую роль в восприятии, особенно, когда речь идет о литературе.
«Хорошие чтецы способны передать оттенки звучания литературного произведения намного лучше, чем 45 минут слушать учителя и читать, – уверена Растворова, – когда стихотворение Лермонтова «Валерик» читает Сергей Безруков, ребята замирают. Мой ученик после прослушивания сказал: «кулак разжать не могу» – такое напряжение. После этого этапа стихотворение легче анализировать: Безруков правильно расставляет акценты. Ребенок не может так глубоко осмыслить стихотворение, если сам прочитает его вслух, или, тем более, про себя. А Пушкин… Дети сами не смогут воспринять Пушкина так, как читает его Иннокентий Смоктуновский. Это до сих пор непревзойденное чтение Пушкина! Дети учатся понимать поэзию и видеть в ней красоту«, – добавила учитель.
Ссылки
Учитель может в любой момент прислать детям ссылки на упражнения, тесты, учебники, обучающие видео, фрагменты фильмов и все это используется в обучении.
«Через МЭШ я могу прислать ребятам ссылку на критическую статью, фрагмент статьи, книги, учебника. Пройдя по ссылке, ребята начинают работать, что особенно эффективно в старших классах. Для них самостоятельная работа – это смысл образования. Они готовятся уходить из школы, а в студенчестве, да и на работе, все построено на самообразовании. Общество переходит к модели непрерывного образования. В МЭШ детей готовят именно к этому».
Пройти урок дома
В МЭШ можно давать домашние задания, прикрепляя к ним любой материал. Можно даже целиком прикрепить к «домашке» сценарий урока, чтобы ребенок, который прослушал или пропустил занятие, смог самостоятельно увидеть пройденный материал дома. В крайнем случае, школьник может бегло ознакомиться с тем, чем занимались его одноклассники, какие делали упражнения, что читали. До появления МЭШ это было трудноосуществимо.
Виден результат
В МЭШ школьники выполняют значительно больше проверочных работ. Поскольку результаты многих тестов отображаются сразу, дети даже следят за своими успехами и наблюдают динамику процесса обучения. Некоторые задания предусматривают проверку и оценку себя самостоятельно. Если раньше оценка успехов школьника была исключительной прерогативой учителя, то теперь дети учатся оценивать себя сами.
«Ученики 5-7 классов любят интерактивные этапы урока, когда на доске все двигается: слова, изображения, заполняются колонки. Им нравится выполнять интерактивные проверочные работы, где надо взять слово и перетянуть его к картинке, например. А это деятельность, в процессе которой им приходится думать, поэтому они хорошо запоминают и понимают материал«, – рассказала Растворова.
Учителя учатся друг у друга
Размещая сценарии уроков и различный контент в МЭШ, учителя делятся друг с другом опытом. Каждый учитель видит приемы коллег, пробует, применяет их и сам развивается. Ведь, если учитель профессионал — это сказывается на развитии и детей.
«МЭШ систематизирует содержание образования, – считает Наталья Филатова. – Допустим, педагог готовится уроку. Пересмотрев ряд уроков в МЭШ, он впитывает уже существующий педагогический опыт, как в области содержания, так и в области педагогического восприятия этого содержания. Некоторые темы через МЭШ раскрываются лучше благодаря картинкам, видео, анимации. Но МЭШ – это не только содержание. Форма подачи материала, сам по себе сценарий урока – это педагогический опыт, зафиксированный на цифровом носителе. Иногда встречаются уроки-шедевры, которые развивают навыки и у детей, и у педагогов«.