Сценарий урока моя родина беларусь

Cкачать: Сценарий классного часа "Моя родная Беларусь"

Классный
час «Моя родная Беларусь»

Цель:
формирование и развитие у учащихся чувства
гордости за свою Родину,
народ,
государственные символы;

— обобщение, углубление и закрепление знаний
учащихся по государственной
символике
Республики Беларусь;

— воспитание у учащихся чувства глубокого
уважения к государственным
символам, а
также белорусского патриотизма.

Ход классного часа

I. Организационный
момент
.

Учитель:

Я
речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, —
Мы все с рожденья в нем живём…

Вступительная беседа

У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля. Это истинное
чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель
человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и
одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника,
защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновей преданности к матушке-земле
передавалось из поколения в поколение. Столько трудов и надежд в каждой
борозде, в каждом колосочке.

А вы когда-нибудь задумывались на тем, с чего начинается земля?
Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Поэтому на
Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому
существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причини вреда ни земле, ни морю, ни
дереву…»

Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть
родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же
означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и
города, и села. Это место, где человек родился, живёт.

II. Основная
часть

Ученик:

Что
мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растем,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.

Учитель: Любовь к Родине присуща каждому
человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы,
поговорки.

Игра
«Пословица»

Родина-мать,
умей за нее…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где мать родила, там и Р…
Везде хорошо, а дома…
На чужой сторонушке рад своей…
Чужбина-калина, Родина-…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

Ученик:

Радзіма
наша – Беларусь,
І колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её
называют землёй под белыми крыльями.

Ученик: Расправив белые паруса крыльев, летят
аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу
страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны
ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.

Игра
«Собери словечко» (с, м, в, л, и,
и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель: Символика – понятие сложное, но и
очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством,
организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра –
хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна,
имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб,
Государственный гимн.

Ученик:

Сообщение
Государственный флаг

Государственный флаг – это символ независимого государства. В
очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние
греки в качестве флага использовали оружие или кусок с какой-либо буквой,
рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в
Древнем Риме. Самый старым государственным флагом является флаг Дании,
известный с 1219 года.
Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый.
Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет
добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы,
нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор
– орнамент.

Ученик:

Наш флаг. Бронислав
Спринчан

Ливнем вымытые нивы,
Осененные рассветом,-
Сочетаются счастливо
Цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода,
Всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа
Флаг державы Белорусской.
Разве довод мой не весок:
На весеннем кругозоре
И заря, и перелесок,
И березы белокорье,
Розовый узор и млечный,
Красок радостная спевка –
Как орнамент наш извечный
Красно-белый возле древка.

Учитель: Флаг развевается на зданиях верховных
органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств,
консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Вторым
государственным символом является герб.

Ученик: Все государства имеют свои гербы –
официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они
изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов
занимается наука геральдика.

Ученик:

Наш герб

Излучает он чудесный свет,
У него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет
Благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб,
Воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб,
Человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах
Колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах
Нет герба красивей и светлей.

Учитель: А сейчас мы проведём викторину
«Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки
родного края»

Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
Каких животных называют строителями? (Бобров)
Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
Как называется жёлто-бурая птица, похожая на маленькую курицу? (Перепел)
Каких жуков называют санитарами, потому что они закапывают в землю мертвых птиц
и мелких животных? (Жук-могильщик)
Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр,
бурый медведь, барсук и т.д.)
Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль,
филин, черный аист, большая белая цапля, авдотка и др.)
Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
Назовите растения, занесенные в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава,
сон-трава, валериана…)
Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

 
Учитель: Символом любого
государства является и гимн – торжественная песня.

Ученик: Слово «гимн» возникло в Древней Греции
и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или 
исторических событий. В настоящее время гимн играют и
поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию
гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам
Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

Ученик:

Стихотворение про гимн

В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала,
Люди дружно все встают.
От велика и до мала
Эту песню все поют.
Она очень величаво
Прославляет край родной.
Встав со всеми с теплым чувством,
Гордо эту песню пой!

Звучит
музыка. Учащиеся встают и поют
гимн Республики Беларусь.

Ученик:

Ірына Ляшкевіч «Гляджу на родныя мясціны»

Ученик:

Я –
беларус маленькі, спяшаюся да школы.
Як і бацькі, сумленны, руплівы і вясёлы.
Я – беларус маленькі з блакітнымі вачыма.
Хачу і я, каб лепей жыла мая Радзіма.

Ученик:

Я –
дзяўчынка – беларуска
З васільковымі вачыма
Хоць малая, але знаю:
Беларусь – мая Радзіма…

Учитель: Наша Родина – Республика Беларусь, и
мы являемся ее гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны,
её язык, изучать природу и достопримечательности родного края. А знаете ли вы,
почему наша Беларусь так называется? Сейчас послушайте легенду о Беларуси.

Легенда о Беларуси

Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – тое… Прыйшлі
беларусы… Вельмі ж пану Богу спадабаліся. Ён і пачаў нас надзяляць: “Рэкі вам
даю поўныя, пушчы – нямераныя, азёры – нялічаныя. Спёкі ў вас ніколі не будзе,
але і холаду – пагатоў. Зажэрціся на багатай зямлі не дам, как былі ўсе
ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад
багацейшыя людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта
ці яшчэ што-небудзь. А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах чародамі, рыбы ў рэках –
касякамі, пчолы ў борцях – мільёнамі. А травы чай. Не будзе голаду. Жанчыны ў
вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся.
Людзьмі вы будзіце таленавітымі на музыку, на песні, на вершы… На дойлідства –
таксама. І будзіце вы жыць ды жыць…

Учитель: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі,
Шаўкавісты, сінявокі,
Апрвнае нас здавён…
Здагадайцеся, хто ён? (лен)2. Цвіту ўсё лета я.
Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя.
Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочками у оградки
Лягушонок спит на грядке.
Весь зеленый, прыщеватый,
А животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто прийдёт,
Знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я? (лось)

Учитель: Настало время проверить ваши знания.

Викторина «Моя Родина – Республика
Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Сколько человек проживает в нашей стране?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

Ученик:

Гляджу
на родныя мясціны,
Адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны
Не мае скарбу чалавек.

Учитель: И вам, будущим агрономам, летчикам,
врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать ее.
Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы —
ее сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без нее нет вам
жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие
поколения людей были нам благодарны.

III. Заключительная
часть


Наш классный час заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались
патриотами своей страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь
ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её
флаг.

Литература

1.
Шаблоўская М.Ф. Беларуская дзіцячая літаратура. Хрэстаматыя. Мн.: ТАА
“Юніпрэс”, 2003.

2. http://dobrinastavnik.ru/scenaryi/scenarijklassnogochasayagrazhdaninrespublikibelarus.html/2

3. Бедулина, Г.Ф.
Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных
учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл.
рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007. 

4. Буткевич, В.В.
Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений
образования, педагогов, классных руководителей и студентов. — Минск: НИО, 2007 

5. ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН
БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004 

                                  Наша Родина — Беларусь

Цель
мероприятия: способствовать воспитанию у учащихся  чувства гордости за свою
страну и
, уважения к своему
народу, к достижениям своей родины, развитию социальной и творческой
активности, формированию активной гражданской
ответственности,
а также осознанию (пониманию) того, что Беларусь – суверенная страна, народ
которой объединён историей, традициями, культурой, уважением и равенством.

Организационный
момент.

  «Здравствуйте», – ты скажешь  человеку.

   «Здравствуй», – улыбнется  он в ответ.

   И, наверно, не пойдет   в аптеку,

  
И здоровым будет много лет.

Здравствуйте,
дети, здравствуйте взрослые! Я приветствую вас  на нашем уроке!

  Сообщение
темы и цели учебного занятия.

— На планете Земля очень много стран. (Показ на глобусе.) Но
одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. О какой стране я
говорю?

  Это Республика Беларусь – имя нашей родины, здесь  мы
родились, живём, учимся. 

— А ещё нашу страну называют поэтично — Зямля пад белымі крыламі, сінявокая.
(пояснения учащихся)

Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень
много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и
называют – земля под белыми крыльями.

— При рождении нам родители дали имена: Макар, Семён, Софья,
Злата … . Наше государство вам также дало имя, которое с вами «всегда, везде и
всюду». Это имя «гражданин».  Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем
значение этого слова.

— Каждый из нас носит имя «гражданин Республики Беларусь».

И сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие по нашей
стране, доказать, что мы достойные граждане нашей страны, любим и гордимся ею.

— Сейчас я предлагаю вам дополнить схему, используя
слова-помощники.

 Первая остановка  «Символы Республики Беларусь».

— На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них
имеет свои знаки отличия – символы. Какие государственные символы есть в
Республике Беларусь? (Ответы детей.)

— Правильно, государственный герб, государственный гимн,
государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную
культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.

— Слово герб
обозначает наследство. В нём отражена история нашей страны. Рассмотрим
государственный герб Республики Беларусь. Расскажите, что вы видите. Начинайте
свой ответ  «Я вижу…»:

   —
Я вижу колосья.                       —
Я вижу красную звезду.

     —
Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.                      
   

— Я вижу
красные цветки клевера.        —    Я нашёл
голубые цветки льна.            —  В
середине находится земной шар.     —   Я вижу лучи солнца.

—  Внизу
красно-зелёная лента.             —
Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.

— Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и
белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми
цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, — символ памяти и связи с
предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.

Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой,
для которых он лучший корм.

Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали
красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.

В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной
шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям,
готова с ними дружить и сотрудничать.

Земля и Солнце – знак жизни.

Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества,
знак мужества.

Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой
внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.

Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся
“книга”.

Беседа
о флаге

— Посмотрите
на флаг. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)

— Каждый
цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость.
Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.

— Что вам
напоминает зелёный цвет? (Ответы детей.)

— Зелёный
цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.

—  В
нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во
второе воскресенье мая.

 Беседа
о государственном гимне

— Какое
главное музыкальное произведение страны мы слушаем  торжественной линейке в
начале и конце года? (Гимн РБ.)
Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало
торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В
настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения,
оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а
слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

—  Как
нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)

—  Когда
мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на
торжественных мероприятиях и др.)

  Блиц-викторина

А сейчас проверим, какими внимательными
вы были.

— Какого
цвета цветки льна? (Голубого цвета.)

— Что
находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)

— Что она
символизирует?

— Колосья
размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)

— Есть ли
голубой цвет на флаге?

— Что значит
зелёный цвет?

— Венок из
колосьев перевит красно-голубой лентой?

— Гимн нужно
слушать сидя?

 Вторая
остановка «Карта Республики Беларусь»

— Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты
Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей
разделена наша республика? (6 частей.) Эти части называются области.

— В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём
областные центры и области. (Дети называют.)

— Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Ответы ребят.)

— По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве –
литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы детей.)

 А сейчас вы поработаете самостоятельно. На контурной карте
вам нужно подписать  наш главный город, областные центры и названия
стран-соседей.

 Остановка
«Столица нашей Родины»

— Какой город главный среди городов? (Минск.) — Как его
можно назвать ещё? (Столица.) — Какое значение имеет слово столица? Обратимся к
словарю.

Остановка «Трудолюбивая»

— Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах
нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь
своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится
далеко за пределами территории нашей страны.

— Чем славится наша страна, какая
продукция выпускается на белорусских фабриках и заводах? Ответить на эти
вопросы вы сможете, сложив пазлы.

— Назовите, чем же славится наша страна?

 Остановка «Мудрая»

В пословицах и поговорках отразилась
мудрость народа. Во все времена человек любил и ценил свою родину. Я предлагаю
вам поработать в парах и собрать рассыпавшиеся пословицы и поговорки о родине.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без
песни.

Одна у человека мать, одна у него и
родина.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 Остановка
“Растительный и животный мир Республики Беларуси”.

— Животный и растительный мир нашей страны красив и
разнообразен. В нашей республике есть уникальный заповедник – Беловежская пуща.
Это одна из важнейших достопримечательностей Беларуси. Сюда приезжают туристы
из разных уголков Европы. Это остатки первобытного леса, простиравшегося
когда-то от Балтийского моря до реки Буг и от Одера до Днепра. Беловежская пуща
расположена в Брестской и Гродненской областях, входит в число четырех
национальных парков Беларуси  и является самым большим лесом в центральной
Европе.

    Игра
“Да или нет?”

— Ребята,
я буду произносить названия растений и животных. Если они обитают в Беларуси,
то вы показываете зелёный свет, если не произрастают и не проживают, то красный.

Сосна, берёза,  бамбук, тополь, пальма,  ива, ландыш,
папоротник, рысь, сова, лебедь, малина, зубр,  крокодил, волк, бегемот,
медведь, барсук, колибри, синица, земляника, уж, удав.
  

Молодцы. Вы отличные знатоки родной природы.

 Остановка «Мы за мир»

—  Мы с вами живём под мирным небом. Но не
всегда оно было безоблачным и мирным… Совсем недавно наша страна  праздновала 
великую дату —  75 лет Великой Победы. Эта страшная война унесла за собой
жизни  миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо. И 
в этом огромная 
заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю
от фашистов.
Тогда советская  армия отстояла  нашу
землю. Перестала литься кровь  советских солдат, люди стали
возвращаться к  мирной жизни.
  (смена слайдов — автоматически)

— Вам, конечно, трудно представить, что и
сейчас  в разных уголках Земли, мирное небо затянуто копотью и гарью от
разрывающихся снарядов и бомб,  пожаров, которые уничтожают дома мирных
жителей.
 
На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников.  А как приходится
переживать их родителям!   Многие жители  вынуждены покидать свои родные дома,
уезжать из своей страны,  прячась от бомб и снарядов. 

   Я желаю всем нам только мирного неба, в
котором ласково светит солнце и посылает нам сою улыбку. А лучиками солнца
будут наши ладошки.

— Наш классный час
заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей
страны, старательно учились и работали, и может быть, в честь ваших заслуг
перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.

Ре ф л е к с и я.
«Закончи предложения»

— Я горжусь тем, что…

— Для меня Беларусь…

Гражданин.

Владимир Даль утверждает, что ПАТРИОТ любитель Отечества.

И вы ребята должны вырасти настоящими патриотами своего Отечества. Любить и

уважать свою Родину. Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово.

У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою

семью, свой прекрасный город, село.

Проверим, как вы владеете своим родным языком. Игра «Переводчик».

Ваша задача представленные слова перевести на белорусский язык.

РодинаРадзіма,

язык мова,

государстводзяржава,

флаг – сцяг,

друзья сябры

Отечество Айчына,

Аист – бусел,

Родители – бацькі,

Цветы кветкі

Деревья дрэвы

Учитель настаўнік

Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди

слагали песни, пословицы, поговорки.

Игра «Пословица»

Родная сторонамать, чужая

Где мать родила, там и Р…

Везде хорошо, а дома…

На чужой сторонушке рад своей…

Чужбинакалина, Родина

Человек без Родины, что соловей без…

Родину, как и родителей, на чужбине

не…

Родинамать, умей за нее…

Для Родины своей ни сил, ни жизни…

3.Физкультминутка. (Названия рек, озёр, городов Беларуси и других стран.)

Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её

называют землёй под белыми крыльями. Почему? Расправив белые паруса крыльев, летят

аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну.

Поэтому ее так и называют земля под белыми крыльями. Кожны ведае, што бусел

сімвал роднай Беларусі.

Работа с картой Беларуси.

Рассмотрим территорию нашей страны на карте. Сколько областных центров? (Показать

на карте.) Столица? Соседи государства?

Работа в парах.

Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Беларуси,

подписать областные города нашей страны. Проверка.

Игра «Собери словечко» (с, м, в, л, и, и, к, а, о). А что это такое? Что вы о ней знаете?

Учитель: Символика понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о

символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом

нашей земли считают и зубра хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь,

как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг,

Государственный герб, Государственный гимн.

Беседа о значении символов герба и флага, прослушивание гимна.

Как понимаете слова «сэрцам адданыя роднай зямлі»?

Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы вы старательно учились и

работали, любили и защищали свою страну, и может быть, в честь ваших заслуг перед

Сценарий Фестиваля дружбы народов

Республика БЕЛАРУСЬ

Цель  данного мероприятия :  

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного  отношения к представителям разных  культур, формирование национального самосознания, включающее  убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных традиций.  

Регламент  выступления:

Представить историю выбранной народности, геральдику, национальный костюм и национальные блюда данной страны, ее быт , номер художественной самодеятельности ( танец, песня, театрализованный фрагмент художественного произведения и т.д)

Содержание:

  1. На экране видео фильм о Белоруссии

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед. Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи. Белорусы  замечательные земледельцы. Везде славится белорусская пшеница, лён, овес и , особенно, рассыпчатая картошка – бульба. С древних времен в этих местах живет обычай – устраивать по праздникам кукольный театр, который называется батлейка.

  1. Ведущий 1:

Выйду я в ромашковое поле,

В синь васильков любимых окунусь…

Это ты, моё безбрежное раздолье,

Моя любовь, родная  Беларусь! 

Пытали, жгли и за  тебя решали,

Стараясь уничтожить и подмять,

Людское недовольство  разжигали,

Но, не сумели  Родину сломать!

А ты стоишь бессменно на  границе,

Сестру свою от недругов закрыв.

Твоей живой истории страницы,

Я в памяти храню, не позабыв.

Цвети, моя любимая сторонка,

Пусть горести и беды обойдут.

Не зря тебя так нежно и негромко,

С любовью Русью Белою  зовут!

 Ведущий 2:

Я люблю тебя, Беларусь!

Свою маленькую страну.

И по праву ею горжусь, 

Здесь я выросла и живу.

Я люблю эту синь озёр,

И богатство родных полей.

Чистоту городов и сёл,

И леса, их нету щедрей.

Пусть цветёт моя Беларусь!

На радость и счастье людей.

Я в дочерней любви признаюсь

Беларуси любимой моей!

  1. Звучит песня «Алеся» в исполнении  Белорусского ансабля «Песняры»

Девочка исполняет под музыку танец

  1. Хор исполняет песню «Косив Ясь конюшину»

Мальчик в роли Яся косит косой на лугу траву. Девочка косит серпом (театрализация)

  1. Под музыку (фон) «Молодость моя, Белоруссия» дети читают стихи:

Дорогая моя Беларусь!

Ты, как Русь, как берёзка белая!

Я землёй своих предков горжусь,

Где бы ни был и что бы ни делал я…

Ты всегда для России форпост,

Часовой на эпохи, столетия.

За славян становилась в рост

В годы трудные лихолетия.

Жгли тебя и топтали враги,

Кровь с землёю мешая алую.

Сокрушить тебя не смогли

Даже нищую и отсталую…

Много пало твоих сыновей,

Защищая Отчизну великую.

Горе вдов и сирот-детей

Тебя сделало нежною, тихою.

Для тебя Россия – сестра,

Горячо, на века любимая.

Словно солнышка лучик с утра

Или матушка добрая, милая.

Не найдёшь на земле твоей,

Пережившей беду и ненастья,

Человека к России добрей,

Чтоб желал процветанья и счастья.

Вместе с Русью одною семьёй

Жить веками тебе предназначено

И в счастливый час, и в лихой,

Если б снова судьба озадачила…

Дорогая моя Беларусь!

Край мой чудный, святой и милый…

Ты – во мне, и тобой я горжусь,

Пока жив, всей сыновней силой!

6.

                                Белорусская бульба

Главный ингредиент  белорусской кухни — это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом — раза в два больше!

Блюда из картошки:

  1. Отварная
  2. Обжаренная
  3. Тушеная
  4. Запеченная
  5. Картопляники
  6. Гульбишники
  7. Бабки
  8. Пызы
  9. Картофельные колбаски
  10. Солоники
  11. Картофель в мундирах
  12. Копытки
  13. Клёцки
  14. Цыбрики
  15. Бульбяная яичница
  16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих клубней различные славянские, балтийские  племена.

 Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца . Доблестные литвинские таможенники усомнились в правильности заполнения им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно — из нее, кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу были  и обиды и непонимание… Случались даже картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

Самый выдающийся белорусский деятель-селекционер картофеля — Алесь Картофан (Тарас Бульба). Он основал в Запорожской сечи агрокультурную станцию по изучению свойств картофеля.

Однако уже к середине XIX века картошка прочно вошла в быт, эпос и мифологию белорусов, и постепенно стала героем былин, сказок, мифов, многочисленных песен и задач в учебниках арифметики.

Даже танец «бульба» появился. Вот такой — озорной и заводной.!

7  

Танцевальная группа  исполняет белорусский танец  «Бульба»

«Моя Родина—Беларусь» музыкальное развлечение в средних и старших группах.

 «Моя Родина — Беларусь»

Звучит песня «Даль великая». Видеозаставка.

1 Ведущая: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, — мы все с рожденья в нём живём!                                                         

2 Ведущая: У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля — это истинное чудо. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.                                                                           

 1 Ведущая: А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь:«Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»
2 Ведущая: Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. Это место, где человек родился, живёт.

1 Ребёнок: Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки, идём.

1 Ведущая: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки. И сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы.

Игра «Продолжи пословицу».

Родина-мать, умей за неё…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где родился, там и…
Везде хорошо, а дома…
Чужбина-калина, Родина -…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

2 Ребёнок: Радзіма наша – Беларусь, i колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі мілей, чым гэты край.

2 Ведущая: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зелёных лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

3 Ребёнок: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.                                                                                                                                         

Песня «Родны бусел» сл. Н. Галiноускай, муз. С. Галкiнай.

1 Ведущая: Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

2 Ведущая: Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

4 Ребёнок: Ливнем вымытые нивы, осенённые рассветом,-
Сочетаются счастливо цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода, всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа флаг державы Белорусской.

1 Ведущая: Вторым государственным символом является герб.

5 Ребёнок: Излучает герб чудесный свет, у него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб, воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб, человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах нет герба красивей и светлей.

2 Ведущая: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки родного края».

-Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
-Каких животных называют строителями? (Бобров)
-Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
-Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
-Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
-Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
-Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
-Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр, бурый медведь, барсук и т.д.)
-Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, чёрный аист, большая белая цапля и др.)
-Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
-Назовите растения, занесённые в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, валериана…)
-Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
-Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
-Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

1 Ведущая: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.

2 Ведущая: Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

6 Ребёнок: В шесть утра, в двенадцать ночи он по радио звучит.
Всех людей родного края сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала, люди дружно все встают.
От велика и до мала эту песню все поют.
Она очень величаво прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством, гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Присутствующие встают и поют гимн Республики Беларусь.

1 Ведущая: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі, шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…Здагадайцеся, хто ён? (лён)                                                                                        2. Цвіту ўсё лета я. Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя. Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочком у оградки лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый, а животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро, кто же я? (лось)

2 Ведущая: Ну а сейчас настало время проверить ваши знания о нашей родине.

Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

7 Ребёнок: Гляджу на родныя мясціны, адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны не мае скарбу чалавек.

1 Ведущая: И вам, будущим агрономам, лётчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать её. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — её сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без неё нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

2 Ведущая: Берегите Землю, берегите. Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите!
                                                             

  (А.Дудин «Берегите Землю!»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий улыбайтесь на здоровье
  • Сценарий уголовного судопроизводства
  • Сценарий урока мозговой штурм
  • Сценарий уличной ярмарки
  • Сценарий угадай мелодию на юбилей