Сценарий урока на тему речь

Скачать: сценарий урока по русскому языку на тему " наша речь" ( 1 класс).

                                               Наша речь

Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни
людей,

         с новым
предметом и новым учебником.

Планируемые
результаты:
учащиеся научатся
высказываться о значении

                                             
языка и речи в жизни людей;

                                              оценивать свои результаты.

                                               Сценарий
урока

I. Организационный
момент

II. Работа по теме
урока

1. Знакомство с
новым предметом и с новым учебником

— Сегодня начинаем
изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте
кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти

в рюкзаке
первоклассника. Разгадайте загадки.

         1. Кто
альбом раскрасил наш?

                 Ну, конечно…( карандаш).

         2. Отгадай,
что за вещица —

                 Острый клювик, а не птица.

              Этим
клювиком она

             
Сеет,сеет семена

              Не на
поле, не на грядке —

              На
листах твоей тетрадки. ( Ручка.)

         3.Чтоб на
праздник сделать маски,

             Нам
потребуются краски …( краски).

         4. Мы ходим
ночью ходим днем,

             Но никуда
мы не уйдем.

             Мы бьем
исправно каждый час,

             А вы,
друзья, не бейте нас! ( Часы.)

         5. Аз  + 
буки.   ( Азбука.)

         6. Страну
чудес откроем мы

             И
встретимся с героями

             В
строчках

             На
листочках,

             Где
станции на точках. ( Книга.)

         7. Я люблю
прямоту,

             Я сама
прямая.

             Сделать
новую черту

             Всем я
помогаю.

             Что —
нибудь без меня

            
Начертить сумей-ка.

            
Угадайте-ка друзья,

             Кто же
я? ( Линейка.)

— Какое слово у вас
получилось? ( Русский.)

( На доске написаны
слова.)

Пенал, тетрадь, язык,
портфель.

— Найдите лишнее
слово. (Язык, так как остальные слова обозначают

   учебные принадлежности.)

Соединим
два слова и получим русский язык. Вы попрощались со своей

первой
книгой — « Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй,

русский
язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.


Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал

  
книгу?
( Канакина Валентина Павловна  и Горецкий Всеслав Гаврилович.)


Как называют людей, которые пишут, создают книги? ( Авторы.)


Прочитайте, что написано под названием книги.


Почему эта книга называется учебником? ( Эта книга для обучения.)


Что вы видите на с.3? ( Обращение авторов к первоклассникам.)


Какие тайны хранит эта книга? Что мы сможем узнать на уроках

 
русского
языка? ( Как правильно говорить и писать на русском языке.)

На
уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много

интересного;
какие слова есть в русском языке, как правильно нужно

говорить
и писать, чтобы  другие понимали вас.


А что вы видите на с. 4? ( Условные обозначения.)


Откройте с. 134. Что находится там? ( Справочные материалы.)     

2.
Работа по учебнику


Рассмотрите рисунки на с. 5.


Прочитайте тему. Выскажите свои предположения о том, что такое речь.


Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая эту тему.

Сегодня
на  уроке нам предстоит узнать, для чего нужна речь.

 Упр.1 (
с.6)
.


Рассмотрите рисунок. Прочитайте. О чем сообщает автор?

         (
Только человек обладает даром речи.)


А
как общаются  животные? ( Ответы детей.)


А человек может понять, что они хотят сказать? ( Ответы детей.)


Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?

III.
Физкультминутка

                                      Мы
немножко отдохнем,

                                      Встанем,
глубоко вздохнем,

                                      Дети
по лесу гуляли,

                                      За
природой наблюдали,

                                      Вверх
на солнце посмотрели,

                                      И
их всех лучи согрели,

                                      Чудеса
у нас на свете:

                                      Стали
карликами дети.

                                      А
потом все дружно встали —

                                      Великанами
мы стали.

                                      Дружно
хлопаем, ногами топаем!

                                      Хорошо
мы погуляли

                                      И
немножечко устали.

IV.
Продолжение  работы по теме урока

      
Работа
по учебнику

      
Упр.
2 ( с. 6).


Рассмотрите схему и рисунки на с. 5.


Что делает мальчик вверху слева? ( Слушает.)


Какой это вид речи? ( Слушание.)


А что делает девочка вверху справа? ( Говорит.)


Какой
это вид речи? ( Говорение.)


А
что делает девочка внизу слева? ( Читает.)


Какой это вид речи? ( Чтение.)

— 
Что делает мальчик внизу справа? ( Пишет.)


Какой
это вид речи?  ( Письмо.)


Сделайте вывод: для чего нужна речь?


Прочитайте сведения о языке.


Что такое речь?


Приведите пример такого вида речи, как письмо.

 (
Ученики записывают предложение.)

V.
Рефлексия


Кто ответил на все вопросы?


Оцените свою работу на уроке.

(
Учитель может выбрать любой способ самооценки ( см. раздел « От автора»).)

VI.
Подведение итогов урока


Для чего нужна речь?


Что относится к речи?

Профессия: «Основы психологии и педагогики» (10 класс)

Предмет: Основы психологии

Урок №45                                                                                     Дата: 03.03.2015г.

Тема «РЕЧЬ: Определение понятия речь. Виды речи»

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформировать коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитательная: воспитание активной жизненной позиции, нравственных качеств, культуры речи, положительного интереса к получаемой профессии, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок изучения нового материала, смешанный.

Методы: словесные, наглядные, групповые.

Оборудование: классная доска, конспект урока.

Х О Д   У Р О К А:

1) Организационный момент (2 минуты).

Подготовка учащихся к работе на уроке: по звонку все на своих местах, взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

2) Актуализация знаний (3 мин).

1. Дайте определение понятию личность.

2. Личностью рождаются или становятся?

3. Что отличает человека от животного?

4. Что такое сознание человека?

Тема урока: Определение понятия речь. Виды речи.

3) Первичное усвоение новых знаний (25 мин).

        Речь является уникальным специфическим феноменом, который отличает человека от всех других живых существ.

Речь и язык впервые возникли в человеческом обществе сначала как средство общения, а затем как средство мысли.

А сейчас, конечно же, мы уже не представляем жизнь без использования речи.

Что же такое речь? (выслушать ответы учащихся).

В психологии существует несколько определений речи, мы рассмотрим только четыре из них.

Итак, речь – это:

1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков;

С появлением речи возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на большие расстояния, а также передавать информацию от поколения в поколение.

2) процесс общения людей с помощью языка, то есть речь рассматривается как особый вид деятельности (речевая деятельность);

3) система используемых человеком знаков и символов для предоставления, переработки, хранения и передачи информации;

4) специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языка.

Прочитайте внимательно записанные определения речи и скажите, что общего между ними, что их объединяет?

В каждом из приведенных определений речи упоминается и язык.

То есть, речь и язык взаимосвязаны.

Представьте, что вы попали в другую страну, Польшу, Германию, и т.д. Какие проблемы у вас могут возникнуть? Будете ли вы испытывать трудности при общении с людьми? Почему?

Правильно, вам будет мешать языковой барьер, вы не сможете ничего объяснить другому человека, вас не поймут и вы ничего не поймете.

Для того, чтобы говорить и понимать чужую речь необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – система условных символов, с помощью которой передается информация, имеющая для людей определенное значение и смысл.

Главным носителем информации является слово – единица речи и языка.

Одно слово может обозначать только один предмет и явление.

Слово имеет две стороны – оно произносится (то есть имеет звуковую форму) и имеет какой-то смысл ( то есть что-то обозначает).

Виды речи

На доске рисуется схема

Итак, выделяют два основных вида речи – внешнюю и внутреннюю. Между ними как бы промежуточное положение занимает эгоцентрическая речь.

Рассмотрим каждый вид речи более подробно.

Внешняя речь – обращена к другим людям. С помощью нее человек передает и воспринимает мысли.

Как указано на схеме, внешняя речь делится на устную и письменную.

Устная речь – речь, обращенная к кому-либо, выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха.

Устная речь считается самой древней по происхождению.

Дети также обучаются сначала устной речи, а затем письменной.

Устная речь проявляется в диалогической и монологической формах.

Диалог – это речь, которая активно поддерживается собеседником, то есть в ней участвует два и более человек. При этом диалогическая речь как бы «свернута», так как в ней многое подразумевается в силу знания и понимания ситуации собеседником.

Монолог – это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. Например, выступление одного человека перед аудиторией, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и прочее.

Монолог  представляет собой непрерывную речь, которая не поддерживается слушателями.

Также внешняя речь может быть письменной.

Письменная речь общение при помощи текстов. Например, письма, записки, электронное сообщение и прочее.

Внутренняя речь – беззвучная речь про себя или для себя, возникающая в процессе мышления.

Внутренняя речь происходит из внешней   и выступает как средство мышления, этап планирования деятельности.

И эгоцентрическая речь – промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняет не коммуникативную, а интеллектуальную функцию. Характерная для детей 3-5 лет, а к 6-7 годам исчезает.

Эгоцентрическая речь – это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность.

Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Однако великими ораторами, не рождаются, ими становятся. Стараниями и усилиями человек способен освоить искусство речи. Например, древнегреческий оратор Демосфен. Он был косноязычен, имел слабый голос, привычку подергивать плечом заикался и пр.

Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Для этого он:

  • Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки.
  • Произносил речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы.
  •  Всходил на крутизны, громко читая поэтов.
  •  Упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо.
  • Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна.

А для того, чтобы у него не дергалось во время выступлений плечо, он привязывал к дереву меч над этим плечом и начинал говорить. Меч ранил плечо. Но таким, достаточно жестоким образом Демосфен добился совершенства в ораторстве.

Мэрэлин Монро также заикалась  в детстве, но упорные занятия перед зеркалом помогли ей преодолеть этот недостаток.

Упражнение «Зайку бросила хозяйка…»

Цель: развитие умения управлять своим голосом.

Выполнение:

Произнести текст: «Зайку бросила хозяйка…»

1. шепотом

2 – с максимальной громкостью;

3 – волнообразно;

4 – как будто вы страшно замерзли;

5 – как будто у вас во рту горячая картошка;

6 – как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

4) Закрепление полученных знаний (10 мин)

Активное закрепление («эстафета»)

Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.д.) одному из учащихся, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему учащемуся. Разрешается пользоваться личным конспектом.

6) Подведение итогов занятия (5 мин)

Выводы, оценка работы учащихся

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок русского языка в _1__ классе (УМК Школа России В.Г. Горецкий, Азбука, 1 класс, М. Просвещение)

Учитель: начальных классов, I квалификационной категории Клименко Валентина Викторовна, МКОУ СОШ № 14 ст. Незамаевской, Павловского района, Краснодарского края

Тема

Речь устная и письменная. Предложение.  

Педагогическая

Цель

Цель:  научить высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей; дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как о средстве общения между людьми.
 

Тип урока

урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные)

Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдают речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Основные понятия

слушание, говорение, чтение, письмо, устная речь, письменная речь, язык, русский язык, речь про себя, пантомима.

Образовательные ресурсы

Презентация «Язык и речь»

Ход урока

1. Организация начала урока

-Прозвенел и смолк звонок,

Он позвал вас на урок.

Здравствуйте, ребята.

Тихо садитесь.

2. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы начнём его с просмотра мультфильма. Давайте посмотрим и подумаем, что необычного вы увидели в этом мультфильме.

(просмотр 1 серии мультфильма «Осторожно, обезьянки!»)

-Что необычное вы заметили в этом мультфильме? Что отсутствует в общении мамы-обезьянки и ее детей? (Они не разговаривают)

-А вы слышали когда-нибудь, чтобы животные разговаривали?

-Как вы думаете, почему они не разговаривают?

— Что же отличает людей от животных? (речь)

— Догадались, чему будет посвящен наш урок? (речи людей)

— Всегда ли вам удаётся правильно и полно выразить свои мысли и чувства с помощью слов? (нет)

-Как вы думаете, почему? (не хватало нужных слов, не мог подобрать слова…)

-Кто из вас может на бумаге изложить свои мысли? Каким образом?

— Чему бы вы хотели научиться? (говорить красиво…)

Итак, тема нашего урока: «Речь». На уроках русского языка мы будем с вами учиться выражать свои мысли, обогащать свою речь новыми словами.

3. Актуализация знаний.

А сейчас мы вернемся к нашим обезьянкам из мультика и переселим их из зоопарка в собственный домик под названием «Речь».

(данный домик строится в течение нижеследующего диалога)

— Что же такое устная речь?

— Слово «устная» образовалась от слова «уста»: устами называли в старину губы.

Все, что мы слышим и говорим – это форма устной речи.

 — Что вы можете сказать о письменной речи?

Для письма используют буквы и другие письменные знаки.

Все буквы и знаки, которые мы видим и можем прочитать, а так же написать – это формы письменной речи.

Вся наша речь состоит из предложений.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Создание ситуации поиска.

Посмотрите на иллюстрацию на стр.4.

— Куда пришли дети? Как вы об этом узнали? Зачем дети пришли в школу?

Как вы понимаете пословицу «Учиться — всегда пригодится»?

— Хорошо это или нет, что мы умеем говорить, пользоваться речью?

Давайте попробуем отказаться на несколько минут от речи. Представим, что мы не можем разговаривать. Попробуйте друг другу рассказать о том, что изменилось в вашей жизни, после того, как вы стали учеником. Делайте это по очереди в парах.

Работа в парах.

— Спасибо всем. Все ли поняли своего соседа?

Почему это оказалось сложным делом?

— Попробуйте теперь это задание выполнить с помощью речи.

— Сделайте вывод: Почему же речь так нужна? (С помощью речи люди могут говорить и понимать друг друга.  Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает. С помощью речи можно рассказать обо всём).

История развития речи

— Ребята, посмотрите на экран. Вы видите первобытных людей. Они не могли разговаривать. Общались древние люди с помощью жестов и звуков. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык общения . Да — да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. И тогда человек придумал особые знаки. Ими он пользуется и сейчас.

— В книгах кроме картинок есть очень много знаков, которые называются буквами. Этими знаками написаны интересные рассказы, стихи, сказки. Это письменная речь.

5.Физминутка

6. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Наблюдение над языковым материалом.

— Теперь, ребята, мы вновь в гостях у обезьянок в их новом домике. Посмотрите, обезьянки привезли много вещей. Давайте расскажем, что же это за вещи. Работа по слайду презентации.

-Как одним словом назвать предметы из коробочки? Скажите, с какой из этих игрушек вы хотели бы поиграть?

-Как называются предметы из ранца? Почему их называют учебными?

— Наши обезьянки очень утомились и уже хотят спать. Мама им перед сном читает их любимые сказки. Давайте и мы их вспомним. Внимание на экран..

— Кто вспомнил, как называется эта сказка?

— Что делает девочка?

— Что делают гуси?

— Мы сейчас с вами составляли предложения, ведь наша речь состоит из предложений. Предложение мы будем обозначать прямоугольником, а за ним ставить точку. Точка показывает, что мысль закончена.

— Посмотрите на экран? К какой сказке эта иллюстрация?

— О чем беседуют щука и Емеля?

— О чём просит щука? Составим схему этого предложения. Как покажем конец предложения?

— Какое желание Емели должна выполнить щука? Составьте схему предложения. Зачем поставили точку?

— Сколько предложений вы составили?

7.Итог урока

— Наши обезьянки уже спят. Наш урок подходит к концу, и мы скоро отправимся на переменку отдыхать. А пока вспоминаем, что нового узнали на уроке.

— Какую речь мы называем письменной?

-А какую речь называем устной?

— Из чего состоит письменная и устная речь?

— Как составить схему предложения?

8. Рефлексия.
— Поднимите, пожалуйста, руки вверх те, кому всё на уроке было понятно. Опустите голову вниз , если что – то осталось неясным, закройте лицо руками те, кто ничего не запомнил.

— Как вы сумели без слов объяснить мне о своих знаниях?

— Правильно, с помощью жестов.

— Посмотрите на рисунок обезьянки. Она немая, потому что у неё нет ….

-Если ваша обезьянка весёлая, потому что урок был понятным и интересным, то нарисуйте ей рот с поднятыми уголками. Вот так… (показывает мелом на доске).Ну, а если ей грустно, то уголки рта опустите. На доске есть ниточка – лиана. Прикрепите свою обезьянку на лиану выходя из класса.

t1591695846aa.jpgt1591695846ab.gif

Устная и письменная речь

Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и

письменную речь; оценивать свои результаты.

Сценарий урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа по вопросам

— Что такое речь?

— Для чего нужна речь?

— Приведите примеры разных видов речи.

2. Игра « Определи вид речи»

( Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют вид речи.)

III. Самоопределение к деятельности

( На доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры

« Определи вид речи».)

Чтение, письмо, говорение, слушание.

— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Разберите это

задание в парах. Аргументируйте свои ответы.

( 1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание.)

— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?

— Проверьте свои предположения, посмотрите, что предлагают авторы учебника.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 3 ( с. 7).

— Прочитайте.

— Какая бывает речь? ( Устная и письменная.)

— Почему речь назвали устной? ( От слова уста.)

— А какую речь называют письменной?

_ К какой речи отнесем слова чтение, письмо? ( К письменной.)

— А слова говорение, слушание? ( К устной.)

Упр.4 (с.7).

— Рассмотрите рисунок.

— Из какой сказки эти герои? (« Колобок».)

— Кто автор этой сказки? ( Это народная сказка, у нее нет автора.)

— Что вам помогло узнать название сказки?

— Расскажите сказку.

( Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)

— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? ( Устной.)

— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.

— А какая речь использована для записи разговора героев сказки?( Письменная.)

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 ( с. 8).

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?

— Прочитайте ту запись, которая написана на русском языке. Объясните,

что значит « родной язык». ( Родной язык — это язык, на котором

говорят с раннего детства, на котором произносят первые слова,

которые слышат от своих родителей.)

— Выполните задание.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?

— Что такое государственный язык? ( Обязательный в данной стране. На этом

языке идет преподавание в школах, вузах, издаются законы.

Это основной язык государства.)

2. Словарная работа

( Можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Прочитайте слова на с.8. ( Русский язык.)

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове

русский?( Удвоенная буква С.)

Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?

— Какая гласная записана в безударном слоге?

— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?

— Составьте предложения с этими слова.

— Запомните этих слов.

VI. Рефлексия

( « Проверь себя» ( с. 8). Самостоятельное выполнение.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Какой бывает речь?

— Что такое родной язык?

— Какой язык в нашей стране является государственным?

— С какими словами из словаря вы познакомились?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Ребята, прочитайте девиз нашего урока:

Слайд 1.

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодиться!

— Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд.

( Учитель читает по одной загадке – отгадки появляются на слайдах). Слайд 2

1.​ Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно ….

2.​ Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

3.​ Чтоб на праздник сделать маски

Нам потребуются …..

4.​ Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы друзья, не бейте нас!

5.​ Аз + буки

6.​ Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочка,

Где станции на точках.

7.​ Люблю я прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

— Какое слово получилось?

— На доске карточки со словами.

— Ребята прочитайте их. ( Спрашиваю по 1 ученику)

— Подумайте и назовите лишнее слово.

-Объясните почему оно не подходит к этим словам?

-А что мы понимаем под словом язык?

-Соединим получившееся слово из кроссворда и лишнее слово. Что мы получим?

— А что такое русский язык?

«Язык мал, а великим делом ворочает» — обладает большой силой.

-Посмотрите на обложку нашего учебника, там тоже написано Русский язык.

— Предположите, что же мы будем изучать на этом уроке

— Кто написал этот учебник?

— Давайте внимательно рассмотрим наш учебник.

— На стр. 3 авторы написали обращение к первоклассникам. Дома с родителями прочитайте его.

— На стр. 4, как в других наших учебниках, показаны условные обозначения, которые помогут нам правильно ориентироваться в заданиях.

— Ребята, мы сегодня будем изучать с вами очень важный вопрос, но для начала проведём эксперимент (опыт)

-Для эксперимента мне понадобится по 4 человека с каждого ряда (учитель назначает).

У каждой группы карточки – названия; актёры, художники, музыканты.

— Внимание! Задание для актёров: инсценируйте фразу: « Ой, зуб болит!» — решайте кто это будет делать. И фразу: «Ура, каникулы!»

Задание для художников: У меня есть необычная коробочка и в ней находятся различные схемы и знаки. Вам нужно объяснить, что они обозначают ( Всему классу не показывать)

Задание для музыкантов: Немаловажное задание. У меня есть корзина с музыкальными инструментами. Задание я вам прошепчу на ушко ( нужно сыграть мелодию «В лесу родилась ёлочка».

— Готовы?

1 команда – покажите: «Ой, зуб болит!»

«Ура, каникулы!»

— А теперь я на ушко дам задание: « Ну-ка щуку поймайте!»

— Вы понимаете, что показывают ребята?

— Итак, давайте обобщим, почему нам не всегда было понятно, что изображали и показывали ребята?

— Значит, речь обладает магической силой.

-Хотите вы подробнее узнать об этом?

Тогда сформулируйте цель нашего урока.

И тема нашего урока «Наша речь»

— А что такое речь?

-Где мы можем узнать точное значение этого слова?

— Дежурный по словарю прочитает значение слова речь .

-Автор этого слова В. Даль собрал много пословиц о речи.

« Хорошую речь приятно слушать»

« Сказал, как узлом завязал»

А теперь внимание!

-У вас на партах лежат зелёные карточки. Поработайте в паре и подчеркните простым карандашом слова, которые мы можем отнести к нашей речи.

Откройте учебник с. 6 и прочитайте правило в желтой рамке.

-Итак, мы установили, что относится к речи.

-Учёные называют их видами речи.

-Сейчас мы поработаем с ними.

— А теперь будьте повнимательнее.

Я подготовила необыкновенно красивый текст

( Учитель читает текст вслух)

Весна. Бегут ручейки. Тает снежок. Открыл синие глазки подснежник.

О чём этот текст?- Как вы думаете, почему я выбрала этот текст?

— С помощью каких слов автор рисует нам картину весны, как художник?

— Как вы понимаете выражение «открыл глазки подснежник»

— Когда я читала текст, что вы делали?- Какой вид речи мы использовали?

На доске записана пословица. Прочитайте её.

Щедра весна на тепло, да скупа на время.

весной много работы, нужно заниматься уборкой после зимы и готовиться к посеву) Пословица учит нас не верить обманчивому теплу, а одеваться тепло, невзирая на яркое солнце

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Запишите её в тетрадь.

-А сейчас какой вид речи мы использовали?

— Когда мы думаем о самом сокровенном, о чём-то личном, тайном, о чём-то мечтаем, всегда ли хочется говорить вслух?

— И как называется такой вид речи?

-Ребята, а какой вид речи вы считаете главным?

Слайд 3

Я узнал, что..

Я научился…

Мне понравилось, что…

Я бы хотел, чтобы….

Новые знания мне пригодятся…

Тема урока: «Наша речь»

Цели деятельности учителя:

Познакомиться со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом и новым учебником

Планируемые результаты:

Предметные:

Ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

Понимать условные обозначения учебника;

Находить нужное упражнений и ориентироваться в заданиях.

Личностные:

Проявлять интерес к изучению нового предмета;

Проявлять уважительное отношение в родному языку и языкам других народов;

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке.

Ход урока.

Организационный.

Здравствуйте ребята!

У Вас на партах лежат значки: тучки, и солнышки. Если вас ничего не беспокоит, и вы чувствуйте уверенность в себе, то поднимите солнце. Если же у вас плохое настроение, или вас что — то беспокоит, поднимите тучку.

На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Постановка темы и цели урока.
Ребята, на сегодняшнем уроке, вы переходите на следующую ступень.

И как называется этот предмет мы с вами узнаем, после того как вы разгадайте кроссворд. А для это вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника.

Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы – твои труды.
(Карандаш)

Грамоты не знаю,
а весь век пишу.
(Ручка)

Ходит весь век.
А не человек.

( Часы).

Аз+буки.

 (Азбука)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Я люблю прямоту
и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.

(Линейка)

— Какое слово у вас получилось (русский)

На доске записаны слова.

Пенал, тетрадь, язык, портфель.

 (язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)

— Если соединить два слова русский и язык, то название какого предмета получится (Русский язык)

— откройте учебник и прочитайте тему урока, на сегодня.

На уроках вы будите открывать тайны русского языка: узнаете много интересного: какие  слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать , чтобы другие понимали вас.

ФИЗМИНУТКА

Изучение нового материала

Откройте учебник на с. 4.(условные обозначения)

— Откройте учебник на стр. 134. Что находится там? (Справочные материалы)

— Рассмотрите рисунки на стр. 5 .

— Прочитайте тему. Выскажите свои предложения о том, что такое речь..

— Прочитайте,  что мы узнаем и чему мы научимся, изучая эту тему.

1 с.6

— Рассмотрите

 рисунок. Прочитайте. О чем  сообщает автор? (Только человек обладает даром речи)

— А как общаются животные?

— А  человек может сказать, что говорят животные?

— Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?

2.

 Рассмотрите схему на рисунке на с.5

— Что делает мальчик вверху слева? (слушает)

— Какой это вид речи? (слушание)

— А что делает девочка  вверху с права? (говорит.)

— А какой это вид речи? (говорение).

— А что делает девочка внизу слева? (читает).

— Какой это вид речи? (чтение)

— Что делает мальчик внизу слева?(Пишет)

— Какой это вид речи? (письмо)

Сделайте вывод: для чего нужна речь?

Прочитайте сведение о языке.

— Что такое речь?

— Приведите пример такого вида речи, как письмо.

4. Итоги урока. Рефлексия.

В начале урока вы выбирали картинку для своего настроения. Сейчас сделайте тоже самое.  

Добились ли поставленной цели? Почему?

Что было для вас сложным на уроке? Почему?

Цель:

  1. В доступной форме раскрыть значение речи как
    важнейшего средства общения: дает возможность
    людям поделиться друг с другом своими
    переживаниями: радостью, восторгом, печалью.
  2. Познакомить с понятием “риторика”.

Оборудование. Книга “Детская риторика в
рассказах и рисунках”, цветные карандаши,
сборник стихов А. Барто.

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово

— Ребята! На уроке курса “Риторики” мы будем
учиться общению с товарищами, со взрослыми, будем
говорить так, чтобы окружающие всегда нас
понимали.

— Что такое речь?

Вывод. Речь — это способность говорить. При
помощи слов мы передаем свои мысли. Народная
мысль гласит: “Слово дано человеку, животным —
немота”

— Прослушайте стихотворение “Е. Тарковской
“Где овечка без хвоста?”

У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он
пошел ее искать.

Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
Эй, Буренка, здорова!
Не видала ль ты, корова.
Где овечка без хвоста?
Но корова эти речи
Не понятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: “Му!”
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
— Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты, овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: “Гав!”
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок.
Где овечку без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он поблеял нежно: “Бя!”

Затем Ваня повстречал коня, усатого кота, за
котом — потом попугая и, наконец, мальчика,
который и помог найти овечку:

— Мы с тобой такие речи
понимаем человечьи.
Я в ответ могу:
-“Вон овечка — на лугу!”

Беседа.

— Почему животные не могли помочь Ване?

— Что это за слова: “гав”, “му”, “бя”?

— Кто помог Ване? Почему?

— Что же такое речь?

— Какими словами, близкими по значению, можно
заменить слово РЕЧЬ? (Слово, речь).

— Для чего людям нужна речь?

Прослушайте удивительную историю, которая
произошла с одним мальчиком. Она называется
“Пали один на свете”

— Заинтересовала вас эта история?

— Почему вначале Пали был очень недоволен, что
остался один?

— Отчего же потом ему стало так плохо на свете?

— Действительно, плохо человеку, когда ему не с
кем поиграть, поговорить. Поделиться своими
горестями и радостями.

Работа по учебнику.

Дети находят на с.2-3 рисунки, которые
соответствуют настроению мальчика — радостному и
грустному. Раскрашивают их определенными
красками, т.е. цветом передают настроение,
эмоциональное состояние героями услышанной
истории.

Очень давно, 2500 лет назад, в школе изучали такую
науку, которая называется РИТОРИКА. Это не просто
древняя, а древнейшая наука. На уроках риторики
учили говорить: сообщать, убеждать, объяснять,
спорить, договариваться, хвалить, призывать,
воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Учить говорить (как): отчетливо, свободно,
разумно, складно, понятно, увлекательно, ярко,
убедительно, ясно, точно, умело, искусно.

— Итак, риторика учит искусно говорить. Слово
“риторика” происходит от греческого слова
“говорю” (лью, теку), а слово “ритор” на
греческом языке означает красноречивого
человека.

Послушайте, как об этом писал М.В.Ломоносов:

“Риторика есть наука…красно говорить и
писать… Кто сей науке искусен, тот называется
ритор”.

Речевая разминка.

Дети встают в круг и, перекидывая друг другу
мяч, говорят вежливые слова.

Анализ речевых ситуаций.

Я хочу рассказать вам об одном мальчике,
который ведет удивительные разговоры.
Послушайте и подумайте, о чем он говорит? Почему?

Разговоры.

Хорошо говорить по субботам
В зоопарке — с бегемотом.
А еще хорошо вечерами
Заводить разговор — с комарами.
И болтаю со спящей кошкой…
Нарешаюсь задач — и нередко
Разговор завожу….с табуреткой,
Или, скажем со шкафом в прихожей —
Не всегда, но беседую тоже…


Обобщение.

— Наверное, у мальчика нет друзей, ему очень
скучно, тоскливо одному. Поэтому он пытается
разговаривать с такими странными собеседниками.
Но ответ от них не получает. Грустно! Но однажды
произошло вот что:

Наш сосед по квартире — Антонов-
Позвал меня вежливым тоном:
-У меня к тебе просьба по дружбе…
Отношения выяснить нужно
С глупой вещью… .В прихожей есть ящик.
Сколько будет он гвозди таращить,
Раздирать мне штаны и рубашки?!
…Взял я в руки железные клещи
И пошел разговаривать с вещью.
Преспокойно — без крика и злости —
Взял и вынул из ящика гвозди.
Ящик крякнул… и вдруг — развалился.
А довольный сосед — веселился!

Как вы думаете, изменилось ли настроение у
мальчика после разговора и общения с
соседом?
А теперь послушайте, как об этом говорит сам
мальчик
.


Было очень приятно с соседом
провести деловую беседу.
Пусть Антонов чуть-чуть улыбался —
Все равно разговор состоялся.
Пусть не очень серьезный, понятно,
Говорить с человеком — приятно!
Не с диваном, не с креслом тяжелым —
С человеком — живым и веселым.

— Конечно, каждому человеку обязательно нужно
общение себе подобным — с человеком.

А.Барто. “Я люблю ходить вдвоем”

Я люблю ходить вдвоем
В поле, в лес, на водоем,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем- нибудь.
Я люблю кричать: “Гляди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..”
И с обрыва, с высоты
Я зову: “Ау! Где ты?
Погляди с обрыва.
Как вокруг красиво!”
Я один брожу в лесу..
(Так бывает редко.)
Задрожала на весу,
Закачалась ветка.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Я один….
Мне красотой
Поделиться не с кем.

— Почему стихотворение так называется?

— Когда не с кем поговорить о том, что видел, не с
кем “поделиться красотой”, не с кем разделить
свое чувство восхищения, человеку плохо, одиноко.
Человеку нужно общение.

— Всегда ли вам удается поделиться своими
чувствами (радостью, огорчением, грустью) с
кем-нибудь (мамой, папой, другом)? А были ли случаи,
когда вас не стали слушать? Хорошо ли вам было?

Вывод.

— Речь нам нужна, чтобы делиться своими мыслями
и чувсвами с другими людьми. Это и значит
общаться друг с другом. Без общения человеку
трудно жить на свете, а может быть, даже
невозможно.

Самостоятельная работа.

По картине учебника на с.4-5 дети определяют, от
кого пришло письмо.

Чтение письма.

— “Напишите” письмо Федору и его друзьям в
рисунках. Нарисуйте, как вы проводите время после
занятий в школе, каким интересным делом
занимаетесь, расскажите о каком-нибудь забавном
случае.

Закрепление.

— Чему обучают на уроке риторика?

— Закончите определение: “Риторика — это
наука….”

— Какие синонимы можно подобрать к слову
риторика? (Красноречие)

— Кого называют ритором?

Итог урока.

Библиотекарь

Помните, ребята, мы не властны над речью других, но над
собственной речью властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла
молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть
музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую
комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время
не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей
становилось все больше и больше. Побывав в музее, они ,словно, преображались:
светлел взгляд, тверже становилась походка. Выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей
уверенность.Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое,
что видел каждый, были слова:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей
Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и
свободный русский язык!

Не будь тебя — не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу!»

Игра «Замени жаргоны русскими словами»

Стремно- фиолетово

Отпад замутить

Хата зырить

Пофигист ласты

Дрейфить ржач

Базар хавчик


Согласны ли вы с
выражениями великих людей?

«ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА, ОНИ ДОЛЖНЫ
ГОВОРИТЬ ОДНИМ ЯЗЫКОМ» (М.ГОРЬКИЙ)

«ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШНЫЙ К СВОЕМУ ЯЗЫКУ- ДИКАРЬ»
(К.ПАУСТОВСКИЙ)

Конкурс «Угадай слово!»

( вставьте слово, которое было бы концом первого и началом
второго)

МЕ (…)ОЛАД (ШОК)

ПРИК (…)ЬЯ (ЛАД)

УТКО (…)ОРОГ (НОС)

КАБ (…)ОШКО (ЛУК)

ГА (…) АРОНЫ (МАК)

Библиотекарь

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИМЕЕЮТСЯ
СЛОВА-ПАРАЗИТЫ?

Назовите, пожалуйста их.

(КОРОЧЕ ГОВОРЯ, В ПРИНЦИПЕ, БЛИН, ПОНИМАЕШЬ, В НАТУРЕ,
КОРОЧЕ,…)

Библиотекарь

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой
владеете?

Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов,
способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Возможно, это
и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной
литературой. Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин,
И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого,
талантливого народа.

Какую силу имеет наше слово?

Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с
притчей:

Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один
из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух:
якобы последний живет не по-христиански, совершает зло. Хищением и ложью
приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого
человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность.
Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него
прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю
залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне. «Последний все
сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но
повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди , собери до единой пушинки», на
это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей
Вселенной. И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и
честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой»

Игра «Составь слово ( не меньше 4 букв)

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (клон клоп кино циклон циник цикл идол цинк
цикл полк )

Библиотекарь

Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на
свете, и что язык-это самое худшее, что есть на свете.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом
философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу
приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф
спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое
лучшее. А что может быть лучше языка!

При помощи языка строятся города, развивается культура
народов.

При помощи языка мы изучаем и получаем знания, при помощи
языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить,
приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на
подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое
худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать
самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают ,
разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать,
обманывать, хитрить. Ссориться.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну,
он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в
нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было принято слышать
этот ответ Эзопа.

Вопросы-шутки


1. КАКИЕ СТО БУКВ МОГУТ ОСТАНОВИТЬ
ТРАНСПОРТ? (СТО П)

2. ЧТО ОБЩЕГО У ДНЯ И НОЧИ? (Ь В КОНЦЕ СЛОВ)

3. ЧТО НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ГОРОЙ И ОВРАГОМ? (И)

4. КАКУЮ ЧАСТЬ СЛОВА МОЖНО НАЙТИ В ЗЕМЛЕ? (КОРЕНЬ)

5. В КАКОМ СЛОВЕ 7 ГЛАСНЫХ БУКВ? (СЕМЬ Я)

6. В КАКОМ СЛОВЕ ОТРИЦАНИЕ «НЕТ» СЛЫШИТСЯ 100РАЗ? (СТОНЕТ)

7. НАЗОВИТЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ЧИТАЮТСЯ ОДИНАКОВО СЛЕВА НАПРАВО
И НАОБОРОТ? (ШАЛАШ КАЗАК )

8. ЧТО У ЦАПЛИ ВПЕРЕДИ , А У ЗАЙЦА ПОЗАДИ? ( буква
Ц)

Библиотекарь

Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое
состояние общества.

В разные периоды жизни разным был язык. Сообщества людей
постоянно изобретало свои способы общения. Для них важно, чтобы их понимали
посторонние.

Сленг- это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка,
речевого этикета.

Он становится привычным не только в повседневном общении,
но и звучит по телевидению.

Молодежь является носителем сленга, делает его элементом
поп-культуры, который в свою очередь становится престижным.

Примерами служат тексты песен «МНЕ ВСЕ ПО БАРАБАНУ»- группа
«Сплин»,

«ЗАКОЛЕБАЛ ТЫ»- группа «Дискотека авария».

Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с
каждым днем.

С течением времени ускоряется темп жизни, растет словарный
запас, расширяется словарь сленга.

Наиболее популярен сленг программистов : пент-компьютер с
процессором пентиум, материнка-материнская плата, отксерить-отсерокопировать….

Пристрастие к наркотикам нашей молодежи породило слова:
машинка-шприц, колеса-таблетки, ширяться-колоться.

ИГРА «ДОПОЛНИ ПОСЛОВИЦЫ»

1.От доброго слова язык (не усохнет).

2.Каков разум, такова и (речь).

В умной беседе ума наберешься, в глупой (свой
растеряешь).

«Ты – человек, а не примат!

Помни об этом — забудь про мат!»

Библиотекарь

Сквернословие постепенно становится болезнью не только
отдельных людей. Но и всего общества.

(А ведь раньше за публично произнесенные грязные слова
назначалась смертная казнь!»)

Бранные слова не просто пролетают мимо нас , а наносят
колоссальный вред: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.

Что испытывает человек, когда его обматерили?

Пустоту, слабость, безысходность, нежелание жить.

А потом – инсульт, инфаркт, недомогание, поднимается
давление.

Матом мы оскорбляем Богородицу, родную мать, мать-Родину, мать-землю.

Матерщина духовно вредит, культурно обедняет человека.

Употребляя скверные слова, матерщинник хочет заглушить в
себе голос совести , стыд.

Язык, речь-это наше оружие, средство общения, убеждения.
Языком нужно владеть!

Слово-враг, слово- лекарь, слово-друг и слово-палач,
слово-злодей, слово-вор..

Многоликое и многогранное слово!

Ты и сами не ведаем, какое великое оружие –слово дал нам в
руки наш Творец!

Понаблюдайте за семьей, в которой мат-язык общения, и вы
увидите сколько в ней проблем.

Здесь близкие люди отправляют в жизнь друг друга проклятья.

Библия говорит: «Смерть и жизнь во власти языка, и любящие
его вкусят от плодов его».

Конкурс «Черный ящик»

Ему все рады: и стар, и мал. В древние времена его
доставляли в устной форме.

Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как
поживают дальние родственники, друзья.

Что лежит в ящике? (письмо)

Итоговое слово.

Верное подспорье для каждого человека в общественной жизни
и творческой деятельности — это высокая культура разговорной и письменной речи,
хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его
выразительными средствами и его стилистическим многообразием.

Поэт Владимир Луговской писал: «Относитесь к родному языку
бережно и любовно.

Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам
откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

О чём говорят паразиты, М.
Кронгауз, д. ф. н.

У одного моего знакомого электрика было два
слова-паразита, которыми он владел практически виртуозно. В разговоре с
мужчинами он использовал одно-единственное матерное слово, но, если к беседе
подключалась женщина, он тут же заменял его на на «фиг», то есть, как сказали
бы лингвисты, владел двумя регистрами речи, которые строго распределял по
гендерному принципу.

Сколько я себя помню, стилисты и языковые
пуристы всегда боролись с так называемыми словами-паразитами, со всеми этими
«так сказать», «значит» (с просторечным вариантом «значить»), «естественно»,
«вот» и прочими, которые ни для чего не нужны и только засоряют нашу речь. Но
не всё так просто, в языке ведь вообще нет ничего лишнего. За каждым из этих
слов стоит некая идея, которая вдруг оказывается востребованной и потому часто
воспроизводимой, и лишь потом, когда возникает устойчивая привычка к слову, оно
становится тем самым паразитом, от которого почти невозможно избавиться. Но
даже и в этом случае самому говорящему оно приносит определённую пользу: даёт
время подумать и сообразить, что говорить дальше, а также склеивает прочие
слова. Недаром одна из функций русского мата как раз такова – заполнять пустоты
в речи и в мысли. Именно так и используют мат не слишком грамотные и
образованные люди.

К сожалению, слушающим слова-паразиты приносят в
основном неприятности. Их бесконечный повтор просто раздражает собеседников. В
какой-то момент эти постоянные значить-значить-значить или
таксказать-таксказать-таксказать заглушают все остальные слова и просто мешают
воспринимать мысль. Хотя и для слушающего они могут оказаться полезны.
Например, слово-паразит «вот» обозначает завершение некоторого смыслового
блока, то есть даёт время осмыслить сказанное и подготовиться к новой
информации. Есть люди, которые даже во время монолога постоянно обращаются за
поддержкой к собеседникам и делают это с помощью словечка «да» с вопросительной
интонацией или вопросов-обращений вроде «понимаете», «знаете». Эти паразиты в
действительности очень нужны говорящему и выдают его особый психологический
склад, потребность в постоянной коммуникативной поддержке и связи с
собеседником. Это, впрочем, не означает, что перед вами обязательно мягкий,
сомневающийся человек. Я слышал регулярное вопросительное «да? » в устах
абсолютно уверенных в себе людей. Этим словом они постоянно подхлёстывают
собеседника, не давая ему ни на секунду отвлечься от разговора, от слушания
того, что они говорят.

Время от времени в русском языке появляются
новые слова-паразиты. Вот как это представлено в анекдоте о языке новых
русских:

«Новый англо-русский словарь: неопределённый
артикль «a» переводится на русский как «типа» , а
определённый артикль «the» – «конкретно» или
«чисто»».

Эти словечки распространились более двух
десятков лет назад вместе с распальцовкой и прочими атрибутами нового русского
и, конечно, с артиклями имеют не очень много общего. Например, раньше слово
«типа» сочеталось только с родительным падежом существительного (животное типа
собаки), а в новом употреблении слово характеризует не только существительное,
но и глагол, и целую фразу: «Я типа сказал» или «Типа сказал и
сделал».

У слов-паразитов в силу их частотности
появляется ещё одно важное свойство. Чем чаще произносится слово, тем заметнее
тенденция к его сокращению, сжатию. Таким образом мы экономим свои
произносительные усилия. Хороший паразит – паразит односложный, отсюда и
постоянное стяжение «лишних» слогов. Поэтому мы и говорим что-то вроде «тксать»
вместо «так сказать». Это стало отражаться в особой интернет-орфографии. Так
появилось слово «ессно» (естественно, если кто не понял). Раз уж речь зашла об
интернет-орфографии, нельзя не вспомнить ещё одну любопытную вещь. Именно в
интернете стали различать в написании слово-паразит и обычное нормативное
«типа». Слово-паразит часто записывается таким образом – типо: Начинаем типо
раздачу слонов.

Интересно, что слово типа стало всего лишь
стилистическим (поначалу «бандитским», а потом хоть вульгарным, но
общенародным) вариантом, незадолго до этого распространившегося обычного
слова-паразита «как бы». Как и другие паразиты, словечки «типа» и «как бы»
восходят к совершенно нормальным русским словам, которые вдруг начинают употребляться
чаще и в совершенно неуместных контекстах и ситуациях. В литературном языке эти
два слова связаны с идеей сходства, подобия (но не совпадения). В своём
«паразитическом» употреблении они от этой идеи отходят.

– Я как бы лингвист, – могу сказать я, при том
что я действительно лингвист, а не просто похож на него. — Я как бы работаю, –
говорит кто-то, действительно работающий в этот момент, а не имитирующий
деятельность. Есть люди, у которых это «как бы» встречается в речи
чуть ли не перед каждым словом: «Я как бы здесь работаю как бы продавщицей».
Короче, пурист немедленно ставит диагноз: слово-паразит, которое подлежит
скорейшему удалению из речи. Но ведь, несмотря на все старания, слово «как
бы» в таком употреблении не исчезает из речи, что само по себе повод
задуматься о нём. Такое «как бы» относится не к какому-то конкретному слову
(как, например, английский артикль), а характеризует речь человека в целом, его
психологическое состояние и, возможно, даже социальный статус. Как это ни
парадоксально прозвучит, это слово стало своеобразным инструментом вежливости
(или «как бы вежливости»). Фактически оно означает, что говорящий отказывается
делать резкие и окончательные высказывания о мире, а каждый раз заявляет о
своей неуверенности, об отсутствии у него права делать такие утверждения, в том
числе о его далеко не высоком статусе, в частности по отношению к собеседнику.
Это как если бы человек говорил одну фразу и сразу добавлял: «Ну, впрочем, это
моё частное и не очень важное мнение, возможно, не соответствующее
действительному положению дел». Так разговаривает подчинённый с начальником,
заинтересованное лицо с влиятельным и т. п. Скажем, хороший студент на экзамене
не должен решительно заявлять: «Волга впадает в Каспийское море». Это слишком
безапелляционное и отчасти нахальное заявление, за него можно и тройку
схлопотать. Правильнее сказать: «Волга как бы впадает в (как бы) Каспийское
море». Этот ответ демонстрирует уважение к экзаменатору, неуверенность и
скромность (второе как бы факультативно и, возможно, уже избыточно и даже
льстиво). И уже без всякого юмора должен сказать, что это действительно одно из
частых слов, встречающихся в ответах на экзамене.

Тот факт, что именно «как бы» стало
самым распространённым словом-паразитом нашего времени, на мой взгляд,
свидетельствует о нашем времени. Вы спросите: «Как?». Да я типо уже написал.
Дальше думайте как бы сами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий уральские пельмени барсик
  • Сценарий удмуртского праздника портмаськон
  • Сценарий урока на патриотическую тему
  • Сценарий упражнения на лидерские способности
  • Сценарий удмуртского праздника гербер