Сценарий урока основа его проектирования средство представления индивидуальных методов работы это

Презентация содержит  теоретический и практический материал, помогающий спроектировать современный урок на основе технологической карты.

Слайд 1

Проектирование современного урока на основе технологической карты Подготовила Ерофеева Е.И., учитель МБОУ СОШ №11

Слайд 2

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Слайд 3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учеб- ных предметов обобщенные способы деятельности , при- менимые как в рамках обра — зовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Слайд 4

Метапредметные результаты — сформированные на материале основ наук универсальные учебные действия

Слайд 5

Проектирование урока – предварительная разработка системы взаимодействия учителя и учащихся, направленного на овладение учебным материалом в соответствии с поставленной целью.

Слайд 6

Педагогическое проектирование урока осуществляется в 3 этапа: моделирование; проектирование; конструирование .

Слайд 7

Моделирование урока — это процесс определения его основных параметров: определение темы урока; определение места урока в системе уроков; определение типа и вида урока; формулирование цели урока.

Слайд 8

Проектирование урока – разработка обобщённых способов достижения цели: формулируются задачи, определяется содержание, методы, приёмы, формы учебной деятельности

Слайд 9

Конструирование урока — создание своей, методически выверенной структуры урока. Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока или в технологической карте .

Слайд 10

«Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций» (Современный экономический словарь/ Сост. Б.Райзберг , Л.Лозовский)

Слайд 11

Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Слайд 12

Тема урока: _______________ Цель : _____________________ Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения: __________ 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: _________ 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения : ______________ Оборудование ( создание информационной, предметно-развивающей среды): __________________________ Ход занятия ( представлен таблицей )

Слайд 13

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместное исследование проблемы 3. Моделирование 4. Конструирование нового способа действий 5. Переход к этапу решения частных задач 6. Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы Ход урока

Слайд 14

Технологическая карта — форма , которая предоставляет педагогу возможность видеть: что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов; что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности; как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Слайд 15

Ход урока Этапы урока Деятель-ность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируе-мые спосо-бы деятельности

Слайд 16

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

Слайд 17

Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместное исследование проблемы 3. Моделирование 4. Конструирование нового способа действий 5. Переход к этапу решения частных задач 6. Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы

Слайд 18

Шаблон технологической карты Ход урока Этапы урока Деятель-ность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируемые способы деятель-ности Осуществ-ляемая деятель-ность Формируе-мые спосо-бы деятельности

Слайд 19

Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Слайд 20

Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты Предметные УУД Организационный момент Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление нового материала Контроль Рефлексия Шаблон технологической карты Ход урока

Слайд 21

Шаблон технологической карты Ход урока Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся

Слайд 23

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Слайд 24

Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся УУД; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;

Слайд 25

Технологическая карта позволит учителю: на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; обеспечить повышение качества образования.

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Технологическая
карта урока

Технологическая карта
урока – это документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и
организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта
урока (Приложение) – способ графического проектирования урока, таблица,
позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами
могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и
приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта
урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его
проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя.

Технологическая карта
урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса,
предмета. Наличие технологической карты урока является обязательным для работы
учителя, реализующего ФГОС.

Основное назначение
технологической карты:

– определение места урока
в изучаемой теме, разделе, курсе;

– определение цели урока
и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном
уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего образования;

– постановка задач урока
и группировка отобранного учителем содержания  учебного материала, определение
последовательности его изучения;

— выбор вариантов
деятельности учителя;

– выбор форм и методов
организации деятельности  обучающихся на уроке с целью активизации
познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для
овладения обучающимися универсальными учебными действиями.

В технологической карте
урока учителю необходимо зафиксировать  следующие узловые блоки:

– целеполагание (что
необходимо сделать, воплотить);

– инструментальный блок 
(какими средствами это необходимо сделать, воплотить);


организационно-деятельностный блок  (какими действиями и операциями это
необходимо сделать, воплотить).

Основными компонентами
блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты
урока.

Тема урока – проблема,
определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий
преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке,
который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную
характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного
развития.

Цель урока учитель
определяет как решение триединой задачи –образовательной, развивающей,
воспитательной.  Цель урока включает также формирование универсальных учебных
действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

В планируемых
результатах  урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо отразить
предметные, личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и
познавательные универсальные учебные действия) .

Основными компонентами
инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются:
задачи урока, тип урока   и учебно-методический комплекс урока.

Задачи урока – ряд
действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо
решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их
иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на
уроке.

Тип урока играет
служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой
его сущностных целей и задач.

Принята следующая
классификация типов уроков

1) уроки «открытия»
нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки
общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего
контроля.

Учебно-методический
комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации,
оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной
деятельности обучающихся.

Основными компонентами
организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте
урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные
связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.

Основные понятия –
определения,  названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения
учебного материала должны быть усвоены обучающимися.

Организация пространства
определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности  учителя
и обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного
материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.

Межпредметные связи
отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать
предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.

Действия обучающихся как
раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке –
действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой
форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые
направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Диагностика результатов
отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и
самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование
самостоятельной работы дома.

Домашнее задание
указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью
урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.

Технологическая карта
урока разрабатывается учителем на каждый урок с учётом специфики преподаваемого
предмета. Технологическая карта урока хранится у учителя и является
обязательным документальным приложением к уроку.

Технологическая карта
урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от
традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной
наполненности каждой из указанных форм.

Технологическая карта
урока по ФГОС ООО

Конспект урока

Позволяет демонстрировать
системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит
описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении
каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и
учениками.

Имеет вид сценария, который включает в
основном описание слов и действий учителя. 

Включает характеристику деятельности
обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного
действия.

Содержит указание и описание
основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые
результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего
урока.

Рекомендации
по разработке технологической карты

1.Не стоит излишне
«раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование
во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который показан в
Приложении.

2.При желании в
технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ»,
«Способ промежуточного контроля» и др.

3.В технологической карте
указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока,
некоторые этапы можно объединить или исключить.

4.Для указания УУД и
планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

5.Следует не забывать,
что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В
технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки:
«способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия
для формирования (развития или воспитания) …».

6.После технологической
карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

7.Можно воспользоваться
специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой
технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному
предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

Методические
рекомендации по планированию этапов урока

При
составлении технологической карты урока могут быть  спланированы следующие
этапы урока:

·       организационный
момент;

·       проверка
домашнего задания;

·       актуализация
субъектного опыта учащихся;

·       изучение
новых знаний и способов деятельности;

·       первичная
проверка понимания изученного;

·       закрепление
изученного;

·       применение
изученного;

·       обобщение
и систематизация;

·       контроль
и самоконтроль;

·       коррекция;

·       домашнее
задание;

·       подведение
итогов учебного занятия;

·       рефлексия.

Методические
рекомендации по формулированию целей урока

Варианты формулировок  образовательных
целей урока

·       сформировать
знания (УУД)…;

·       научить…;

·       закрепить…;

·       подвести
к выводу…;

·       проанализировать
степень усвоения материала;

·       сформировать
понятие…;

·       дать
общую характеристику явления…;

·       устранить
пробелы в знаниях…;

·       выработать
знания и умения;

·       изучить
основные этапы творческого пути…;

·       исследовать
зависимость…;

·       научить
анализировать, выделять (главное, существенное)…;

·       охарактеризовать
содержание, основные положения, взгляды…;

·       приблизить
к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;

·       обобщить
знания, умения по…;

·       проконтролировать
степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на
предыдущих уроках;

·       сформировать
(продолжить формирование, закрепить) следующие УУЖД по данному учебному
материалу.

Варианты
формулировок  развивающих целей урока

·       развивать
интерес к конкретной деятельности на уроке;

·       развивать
самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;

·       формировать
(закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;

·       содействовать
развитию воли и настойчивости;

·       развивать
эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения
занимательных ситуаций);

·       развивать
интерес к предмету;

·       развивать
деловитость, предприимчивость, настойчивость;

·       развивать
память, мышление, речь, познавательные интересы;

·       учить
вести и составлять конспекты, тезисы;

·       учить
сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

·       учить
анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

·       учить
устанавливать межпредметные связи;

·       развивать
у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана,
формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать,
классифицировать, обобщать факты и понятия;

·       развивать
самостоятельное мышление, речь учащихся;

·       формировать
умение преодолевать трудности в учении.  закалять волю.

Варианты
формулировок воспитательных целей урока

·       пробудить
чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности);

·       пробудить
чувство ответственности, долга;

·       вызвать
чувство удивления и гордости…;

·       подвести
учащихся к выводу…;

·       убедить
учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того
или иного конкретного закона, открытия, изобретения;

·       показать
учащимся…;

·       дать
почувствовать, увидеть, что решая и выполняя всё более сложные задачи и
упражнения, они продвигаются в своём  интеллектуальном, профессиональном и
волевом развитии;

·       создать
атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания,
радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий,
упражнений и операций;

·       содействовать
в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

·       осуществлять
нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие  следующих понятий:
патриотизм. гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

·       формировать
правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

Варианты
формулировок  деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет
готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает
тему и цель урока.

Уточняет
понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает
проблему.

Создает
эмоциональный настрой на…

Формулирует
задание…

Напоминает
обучающимся, как…

Предлагает
индивидуальные задания.

Проводит
параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает
мотивацию выполнения…

Контролирует
выполнение работы.

Осуществляет:

  • индивидуальный
    контроль;
  • выборочный
    контроль.

Побуждает
к высказыванию своего мнения.

Отмечает
степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

  • комментарий
    к домашнему заданию;
  • задание
    на поиск в тексте особенностей…

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную
    проверку;
  • проверку
    выполнения упражнения;
  • беседу
    по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные
    высказывания обучающихся;
  • обсуждение
    способов решения;
  • поисковую
    работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную
    работу с учебником;
  • беседу,
    связывая результаты урока с его целями.

Подводит
обучающихся к выводу о…

Наводящими
вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает
положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают
слова, предложения.

Делят
(звуки, слова и т.д.) на группы.

Выполняют
упражнение в тетради.

По
очереди комментируют…

Обосновывают
выбор написания…

Приводят
примеры.

Пишут
под диктовку.

Проговаривают
по цепочке.

Выделяют
(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На
слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют
схемы слов (предложений).

Проводят
морфемный анализ слов.

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
задания по карточкам.

Называют
правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают
и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают
понятие…

Выявляют
закономерность…

Анализируют…

Определяют
причины…

Формулируют
выводы наблюдений.

Объясняют
свой выбор.

Высказывают
свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают
текст.

Читают
план описания…

Подчеркивают
характеристики…

Находят
в тексте понятие, информацию.

Слушают
стихотворение и определяют…

Слушают
доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают
свое мнение.

Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют
конечный результат своей работы на уроке.

Называют
основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что
не получилось и почему)

Кодификатор  
личностных и универсальных учебных действий

Условные
обозначения:

Личностные результаты  — Л

Метапредметные результаты:

·      регулятивные  —   Р

·      познавательные  — 
П

·      коммуникативные  —
К

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД  — умения
самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать
за этот выбор

Условное обозначение

Личностный результат

«Расшифровка» личностного результата

Л-1

Ценность Родины

Л-1.1.Учиться
проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к
интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники,
земляки), своего народа (национальности) и своей страны – России (ее
многонационального народа).

Л-1.2.Воспитывать
в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества, к
своей малой родине, к своей стране – России, гордости за их достижения,
сопереживание им в радостях и бедах.

Л-1.3.Осознавать
свой долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной.

Л-1.4.Учиться
исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом ,гражданами
своей страны.

Л-1.5.Учиться
отвечать за свои гражданские поступки перед своей совестью и гражданами своей
страны.

Л-1.6.Отстаивать
(в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, демократические
порядки и препятствовать их нарушению.

Л-2

Ценность образования

Л-2.1.Осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.

Л-2.2.Осознавать
свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал
(из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Л-2.3.Использовать
свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Л-2.4.Приобретать
опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Л-3

Ценность целостного мировоззрения

Л-3.1.Осознавать
единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.

Л-3.2.Постепенно
выстраивать собственное целостное мировоззрение:


осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;


с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы
на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;


учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения;


учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции
по мере расширения своего жизненного опыта.

Л-3.3Учиться
использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Л-4

Ценность толерантности

Л-4.1.Выстраивать
толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на
тебя:


к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской
позиции;


к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям.

Л-4.2.Для
этого:


взаимно уважать право другого на отличие от тебя, не допускать оскорблений
друг друга;


учиться строить взаимоотношения с другими  на основе доброжелательности,
добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в
трудных ситуациях;


при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга,

учиться
искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе
взаимных уступок.

Л-5

Ценность социализации

Л-5.1.Осознанно
осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания
в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация).

Л-5.2.Учиться
выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и
младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной,
игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на
общий результат.

Л-5.3.Учиться
не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила
поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего
статуса.

Л-5.4.Учиться
критически оценивать и корректировать свое поведения в различных
взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с
партнерами.

Л-5.5.По
мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего
региона (экономические проекты, культурные события и т.п.).

Л-5.6.Учиться
осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их
совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права.

Л-5.7.Учиться
участию в общественном самоуправлении (классном, школьном,самоорганизующихся
сообществ и т.д.).

Л-5.8.В 
процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать
возможную замкнутость и разобщенность, а с одной стороны, противостоять
«растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность.

Л-6

Ценность добра и красоты

Л-6.1.Выбирать
поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские,
национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте».

Л-6.2.Различать
«доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира, в общественном и
личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного».

Л-6.3.Стремиться
к художественному творчеству, умножающему красоту в мире, и к деятельности,
приносящей добро людям;

Л-6.4.Учиться
решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно  оцениваемых
ситуациях, при столкновении правил поведения.

Л-6.5.
Учиться отвечать за свой нравственный выбор в неоднозначно оцениваемых
ситуациях перед своей совестью и другими людьми.

Л-7

Ценность здоровья

Л-7.1.Оценивать
жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.

Л-7.2.Учиться
самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и
окружающих.

Л-7.3.Учиться
самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью.

Л-8

Ценность природы

Л-8.1.Оценивать
экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Л-8.2.Выбирать
поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно
живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.

Л-8.3.Учиться
убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.

Л-8.4.Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.

Л-8.5.Использовать
экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок.

Л-9

Ценность семьи

Л-9.1.Учиться
самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье:

не
только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и
младших.

Л-9.2.Учиться
в своей роли (ребенка-подростка) предотвращать и преодолевать семейные
конфликты;

Л-9.3.Осмысливать
роль семьи в своей жизни и жизни других людей.

Л-10

Самооценка и самоопределение

Л-10.1.Оценивать
на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные
поступки.

Л-1ё0.2.Учиться:

замечать
и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями,
взглядами, мнениями;

оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с разных точек зрения (нравственных,
гражданско-патриотических, с точки зрения различных групп общества).

Л-10.3.Учиться
разрешать моральные противоречия.

Решать
моральные дилеммы:

при
выборе собственных поступков;

в
ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

Л-10.4.Объяснять
оценки неоднозначных поступков с позиции общечеловеческих и российских
гражданских ценностей.

Л-10.5.Сравнивать
свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же
ситуации, поступка разными людьми. На основании этого делать свой выбор в
общей системе ценностей, определять свое место.

Л-10.6.Уметь
в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих
ценностях (нравственных, гражданско-патриотических, ценностях  разных групп).

Л-10.7.Осознавать
и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера,
постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими
интересами).

Л-10.8.Осознавать
и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора жизненной стратегии
(профессиональной, личностной и т.п.).

Л-10.9.Самоопределяться
в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои
поступки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД – умения
ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Условное обозначение

Регулятивные УУД

«Расшифровка»  регулятивных УУД

Р-1

Умение определять и формулировать цель деятельности

Р-1.1.Умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Р-1.2.Умение
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Р-1.3.Умение
понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно.

Р-2

Умение составлять план действия по решению проблемы
(задачи)

Р-2.1.Умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.

Р-3

Умение осуществлять  действия по реализации плана

Р-3.1.Умения
соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Р-3.2.Осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Р-3.3.Определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Р-3.4.Корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Р-4

Умение соотносить результат своей деятельности с целью
и оценивать его

Р-4.1.Умение
оценивать правильность  выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения.

Р-4.2.Владение
основами самоконтроля,  самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД –
умения результативно  МЫСЛИТЬ и работать с  ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Условное обозначение

Познавательные УУД

«Расшифровка»  познавательных УУД

П-1

Умение извлекать информацию

П-1.1.Умение
определять понятия,  устанавливать аналогии.

П-2

Умение  делать предварительный отбор источников
информации для поиска нового знания

П-2.1.Умение
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового
знания.

П-2.2.Умение 
пользоваться различными источниками информации: словари, энциклопедии,
справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.

П-3

Умения добывать новые знания

П-3.1.Умение
наблюдать, читать, слушать

П-4

Умение перерабатывать информацию

П-4.1.Умение
анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия,
строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

П-4.2.Умение
применять смысловое чтение.

П-5

Умение преобразовывать информацию из одной формы в
другую и выбирать наиболее удобную для себя

П-5.1.Умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.

П-5.2.Умение 
работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

П-5.3.Умение
передавать информацию в  сжатом или развёрнутом виде, составлять план,
тезисы, конспект.

Коммуникативные  УУД –
умения ОБЩАТЬСЯ  и взаимодействовать с людьми

Условное обозначение

Коммуникативные УУД

«Расшифровка»  коммуникативных УУД

К-1

Умение организовывать учебное сотрудничество

К-1.1.Умение
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и
диалогической речи.

К-1.2.Умение
работать индивидуально и в группе: находить  общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

К-1.3.Умение
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

К-1.4.Умение
использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-компетенции).

К-2

Умение понимать другие позиции (взгляды, интересы)

К-2.1.Умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей 
коммуникации.

К-2.2.Умение 
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Обновлено: 02.02.2023

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте, кроме плана урока, будет прописан ход урока. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока. Как правило, этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы: № — Деятельность учителя — Дея­тельность ученика.

И план, и конспект должны начинаться со следующих рубрик:

Тип урока: определяется исходя из целей и задач урока; могут быть (общедидактическая типология):

  • уроки усвоения новых знаний;
  • уроки первичного закрепления;
  • уроки отработки навыков (вторичное закрепление);
  • уроки обобщения и систематизации знаний;
  • уроки контроля ЗУН;
  • уроки развития речи (рус.яз.);
  • комбинированный урок.

Цель урока: достижимая, реальная и проверяемая (формули­руется глаголом совершенного вида — углубить знания о., расши­рить представление о.).

Задачи урока: логически связанные с целью. Кратко перечис­ляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач (формулируются существительным — изучение, развитие.).

Оборудование к уроку: перечисляются оборудование и при­боры для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), кото­рые будут использоваться на уроке (медиапроектор, интерактивная доска и т.д.). Целесообразно включить в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты и др.)

  1. Как правило, педагоги используют план-конспект урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ — план (краткое описание этапов урока)

конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов). План-конспект — это отражение творческой мыс­ли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержания изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды дея­тельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, о г контингента учащихся.

Качественно разработанный и составленный план-конспект уро­ка удобен для пользования, поскольку по каждой части урока препода­ватель сразу получает информацию о деятельности своей и учащихся;

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производствен­ное оборудование и технологические режимы, необходимое для из­готовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)

Технология — это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как, и в какой момент времени.

Технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Технологическая карта урока (как один из вариантов) состав­ляется в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали эта­пы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
  3. Установка познавательной задачи.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление знаний.
  7. Самопроверка знаний.
  8. Итог.
  9. Домашнее задание.
  1. Задачи каждого этапа.
  2. Методы.
  3. Формы.
  4. Виды деятельности учащихся.

Единых требований к составлению технологических карт не суще­ствует; педагог выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

Отличия между технологической картой и конспектом урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлены отличия технологической карты урока от конспекта.

Просмотр содержимого документа
«Отличия между технологической картой и конспектом урока»

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;

дать уточненное определение термина «корень»;

учить находить корень слова;

учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Технологическая карта как современная форма проектирования урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Он ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

В соответствии с требованиями ФГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как «умение учиться».

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности: овладеть, объяснять, докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, различать причины и следствия, планировать и выполнять эксперименты.

Стандарт предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

Отсюда вытекает главная педагогическая задача ─ научить ученика учиться.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

— наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;

— учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;

— критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог – в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

Технологическая карта урока и её структура

В разных источниках дается разное объяснение понятия «технологическая карта урока». Термин пришел в образование из области технических наук и сегодня широко применяется педагогами.

Рассмотрим некоторые варианты этого понятия.

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.

Технологическая карта урока представляет собой графический вариант традиционного плана-конспекта, которой присущи интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией и технологичность. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.

Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Проведение учебного занятия с использованием технологической карты позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Урок – главная составная часть процесса обучения. Учебная деятельность педагога и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким учителю необходимо в ходе подготовки урока постараться сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.

Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Технологическая карта начинается с общих сведений об уроке (сходны с планом-конспектом). За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы – тесты, решение задач, которые используются на уроке схемы или таблицы.

Структура технологической карты включает:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

цель освоения учебного содержания

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия)

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

основные понятия темы

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

В технологических картах учитель должен детально расписать следующие этапы занятия:

Проверка домашнего задания.

Ознакомление с новым материалом.

Первичная проверка изученного материала.

Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.

Обобщение и систематизация.

Составленная таким образом технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

реализовывать на практике межпредметные связи;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта урока может представлять собой таблицу, которая позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность ученика на уроке. Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт.

Например, в графическом варианте технологической карты могут быть отражены:

Презентация на тему «Отличие технологической карты от конспекта урока»

ОТЛИЧИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ОТ КОНСПЕКТА УРОКА СИДОРЕНКО ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА.

ОТЛИЧИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ОТ КОНСПЕКТА УРОКА СИДОРЕНКО ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАОУ БОРОВСКАЯ СОШ №1

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Н.И.Рыленков.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Что такое конспект урока? Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки — вот что такое конспект. К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость. Конспект урока -это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик: ТЕМА: УРОК № ТИП УРОКА: ЦЕЛЬ УРОКА: ЗАДАЧИ УРОКА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ПЛАН УРОКА: № п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин ХОД УРОКА…

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Бернард Шоу «Мало знать – надо уметь».

НЕОБХОДИМОСТЬ КАРТЫ, ФИКСИРУЮЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЮ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Технологическая карта урока Методические критерии Статус документа Записан весь процесс Указаны операции, их составные части Названы материалы, оборудование Обозначены технологические режимы Рассчитано время Определен квалификационный статус исполнителей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, РЕАЛИЗУЮЩАЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ УУД Предмет__________________________ Класс____________________________ Автор УМК________________________ Тема урока_______________________ Тип урока________________________

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ПОНЯТИЕ УУД Умение учиться в общении со сверстниками = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться Переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе

Ход урока Деят-ть учителя Деятельность учащихся Задание базового уровня Задания повышенного уровня Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

ДОСТОИНСТВА СТРУКТУРЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА Чётко фиксирует: не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности Позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым,очевидным) Позволяет зафиксировать уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачи (то есть дифференцировать процесс обучения)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб в вашем классе Светились лица от улыбок, Знаний и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ отличие технологической карты от конспекта урока.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Тема: Отличие технологической карты от конспекта урока.

Учитель начальных классов:

Сидоренко Ирина Геннадьевна

«Отличие технологической карты от конспекта урока» (Слайд1,2)

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. (Слайд3)

Что такое конспект урока? (Слайд 4)

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки — вот что такое конспект. К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость.

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик: (Слайд5)

ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.

УРОК № ../. порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть — урок изучения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок, и др.

ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.

ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.

ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога):

Приемы и методы

ХОД УРОКА — основная часть Вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам.

Термин «технология» нынче очень модное слово во всех сферах жизни человека. Где только не услышишь его. Мы слышим о внедрении различных технологий по радио и телевидению, читаем о них в газетах и журналах. Все технологии являются инновационными и передовыми. Сегодня разнообразные технологии пришли и в образование.

Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника

фиксированным набором знаний (вспомним, как часто ученики, которые

были как казалось очень успешными в школе, не могли найти себя в социуме), а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения, на основе современных исследований, формируются случайным образом, не системно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях. (Слайд 6)

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь».

И тогда на первый план выходит понятие «деятельность». Она, по мнению многих учѐных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. Именно она может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребѐнка. (Слайд 7)

Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально- педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно- деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС НОО2.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно- деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

– грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

– проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;

– организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

– анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему. Для этого, по мнению института РАН, необходима технологическая карта урока. (Слайд 8)

Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.

При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии

Читайте также:

      

  • Pillars of eternity можно ли играть вдвоем
  •   

  • Simcity как снести здание
  •   

  • Как по другому называется сим карта
  •   

  • Солидный разработчик world of tanks как зовут
  •   

  • Fallout 4 как ускорить загрузку текстур


Виды и структура технологических карт урока

Подписи к слайдам:

  • Комарова Светлана Васильевна
  • учитель начальных классов
  • МБОУ «ООШ № 17»
  • структурное подразделение «Обманковская ООШ»

Урок – это зеркало общей и

  • Урок – это зеркало общей и
  • педагогической культуры учителя,
  • мерило его интеллектуального богатства ,
  • показатель его кругозора, эрудиции.
  • В.А. Сухомлинский

Форма

  • Форма
  • технологической
  • документации
  • Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
  • Технологическая карта урока –
  • обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • Позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности
  • должны быть указаны операции, их составные части.
  • Цели для ученика
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • Цели для учителя
  • Образовательные
  • Развивающие
  • Воспитательные
  • Тип урока
  • Форма урока
  • Опорные понятия, термины
  • Новые понятия
  • Формы контроля
  • Домашнее задание
  • Этап урока
  • Деятельность учителя
  • Деятельность ученика
  • Используемые методы, приемы, формы
  • Формируемые УУД
  • Результат взаимодействия (сотрудничества)
  • Тема урока:____________________________________________
  • на основе деятельностного подхода
  • Дидактическая структура урока
  • Деятельность учеников
  • Деятельность учителя
  • Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
  • Планируемые результаты
  • Предметные
  • УУД
  • Орг. момент
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Проверка дом.задания
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Изучение нового материала
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Закрепление нов.материала
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Контроль
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Рефлексия
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • с дидактической структурой урока
  • Ф. И. О. педагога:
    Предмет:
    Класс:
    Тип урока:
  • Дидактическая структура урока
  • Методическая структура урока
  • Признаки решения дидакт.задач
  • Методы обучения
  • Форма деят-ти
  • Метод. приемы, их содержание
  • Средства обучения
  • Способы орг-ии деят-ти
  • Орг.момент
  • Актуализация знаний
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Сообщение нов. материала
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Закрепление изуч.материала
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Подведение итогов
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Домашнее задание
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  с методической структурой урока
  • Ф. И. О. педагога:
    Предмет:
    Класс:
    Тип урока:
  • Основные этапы организации учебной деятельности
  • Цель этапа
  • Содержание педагогического взаимодействия
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • Познавательная
  • Коммуникативная
  • Регулятивная
  • 1. Постановка учебных задач
  • Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
  • Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
  • Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
  • Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
  • Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
  • 2. Совместное исследование проблемы.
  • Поиск решения учебной задачи.
  • Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
  • Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
  • Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
  • Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
  • 3. Моделирование
  • Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
  • Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
  • Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
  • Воспринимают ответы учащихся
  • Осуществляют самоконтроль,
  • принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
  • реализующего формирование УУД (авторы: Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова)
  • 5. Переход к этапу решения частных задач.
  • Первичный контроль правильности выполнения способа действия.
  • Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
  • Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
  • Учатся формулировать собственное мнение и позицию
  • Осуществляют самоконтроль
  • 6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
  • Коррекция отработки способа.
  • Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
  • Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
  • Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
  • Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
  • 7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
  • Контроль.
  • Диагностическая работа (на выходе):
  • организация дифференцированной коррекционной работы,
  • контрольно-оценивающая деятельность.
  • Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
  • Рефлексия своих действий
  • Осуществляют пошаговый контроль по результату
  • 4. Конструирование нового способа действия.
  • Построение ориентированной основы нового способа действия.
  • Организует учебное исследование для выделения понятия.
  • Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
  • Участвуют в обсуждении содержания материала
  • Принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль

позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно

  • позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно
  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса
  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке
  • согласовывать действия учителя и обучащихся
  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения
  • осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

http://infourok.ru/tehnologicheskaya_karta_uroka__vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete-390363.htm

  • http://infourok.ru/tehnologicheskaya_karta_uroka__vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete-390363.htm
  • http://www.gosbook.ru/sites/default/files/documents/2012/03/15/Logvinova_Kopoteva_12.2011.pdf — Логвинова, Копотева. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
  • https://drive.google.com/file/d/0B3tnQLCjrCNLQmtZd3Y5U3FHZlE/view?pli=1 – презентация Матрица анализа урока
  • https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=4009&st=38 — о техкартах блог
  • http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357 — конструирование ТК (апробация)
  • https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.klgoo.narod.ru%2Fmo%2Frusslit%2Fshablontehkart.doc&name=shablontehkart.doc&lang=ru&c=565c5ea126b8 — шаблон

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий урока осень
  • Сценарий урока оригами
  • Сценарий урок дружбы
  • Сценарий урока обыкновенные дроби
  • Сценарий урок гто