Сценарий урока памяти ко дню победы

урок сопровождается муыкальными композициями

Урок мужества ко Дню Победы

«Какой ценой завоевано счастье…»

(на фоне композиции №1 звучат слова)

— Сегодня мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника — Дня Победы над фашистской Германией. Сейчас, в эти тёплые майские дни, так трудно представить себе взрывы, бомбёжки, атаки. Страшные битвы, в которых ковалась главная наша Победа.

— У времени есть своя память-история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

(Читает Клунков «Цена Победы»)

 — Прошло 72 года как закончилась ВОВ, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…

Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!

Они помнят весну 45-го года…
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!

Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва…
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!

(композиция №2. Голос Левитана. Начало войны)
22 июня. Четыре часа…
День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее — каникулы, экзамены, свадьбы…
Вся жизнь перевернулась. Всё поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом  ВОЙНА.
(композиция №3«Священная война»  сначала громко, а потом как фон)

Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году.
А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить. Без одной не было бы другой.
Точнее сказать, другой просто не могло не быть. Потому что наш народ, сделал, казалось, все, невозможное.
6. — Да, не ожидали. Да, не были готовы.
Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей.
Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков. Рвалась снарядами.
7. — Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей.  Душераздирающие стоны раненых.
Грохот орудий. Свист пуль.  И всюду трупы людей, ещё недавно думающих о будущем, надеявшихся на встречу с родными, мечтавших о любви и счастье.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

— Закон жизни: всё хорошее забывается быстрее, а тяжёлое, трагичное помнится долго. Потому что мы, народ наш, так долго помним те 1418 страшных дней, казавшихся бесконечными…
Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:

«…Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

И в сорок первом,
И в сорок пятом
Война мальчишек
Брала в солдаты,

Ломала судьбы,
Они так хрупки,
Людей крошила,
Как в мясорубке.

Творила беды
Война-злодейка,
Там пуля-дура,
А жизнь-копейка.

Не каждый воин
Победу встретил.
Им так хотелось
Пожить на свете.

Остались лица
На жёлтых фото,
Читает память
Их письма с фронта.

Большому горю
Какая мера,
Год сорок пятый –
Год сорок первый?

(композиция №4 Песня «От героев былых времен»)

Главным действующим лицом войны, творцом Победы был великий советский народ в солдатской шинели и рабочей спецовке.

На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
…А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

Ради нашей чести и свободы» — вот за что боролись и погибали защитники Родины.
И если мы забудем их имена, если не сохраним уважения к их памяти, мы утратим и честь, и свободу.
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле…
Память о них священна.

Празднуя День Победы, мы склоняем головы перед памятью прекрасных, мужественных сынов и дочерей нашей Родины, отдавших свои жизни за святое дело защиты Отечества.

Почтим же память павших минутой молчания.

Минута молчания (Композиция №5 . Метроном. Помните)

Послевоенная песня

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы,
Выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

(Композиция №6. Голос Левитана. Конец Войне)

     1-й вед.        Празднуя День Победы, мы славим ветеранов войны и труда, славим советского человека – воина и труженика.

     2-й вед.        Празднуя День Победы, мы славим все нации и народности, принявшие участие в борьбе с фашизмом.

    1-й вед.         Празднуя День Победы, мы славим советского солдата, наши доблестные Вооруженные Силы.

    2-й вед.    Пусть живет в веках подвиг советского народа в Великой Отечественной войне!

День победы. И в огнях салюта
Будто гром: — Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем — невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

(Композиция №7 звучит как фон)

  1.  В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка — Мы!
    Мы — поколение, которое называет себя будущим!
    2. — Мы — поколение, ставшее свидетелем рождения XXI века!
    3. — Мы — поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
    4. — Мы — будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
    5. — О минувшей войне мы говорим и помним не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем. 

Дети из ладошек — солнышко сложили,

Чтобы непременно люди все дружили,

Чтобы это солнце для людей сияло,

В каждое оконце в гости забегало.


Чтобы было много у детей игрушек,

Чтобы не стреляли взрослые из пушек,

Чтобы прекратились вОйны все на свете,

Чтобы улыбались, а не гибли дети.


Так, чего ж нам стОит — переплавить пушки,

Прекратить все вОйны и купить игрушки?

Солнце из ладошек — лучше всех на свете !!!

Посмотрите люди — это ж — НАШИ ДЕТИ !!!

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

( Композиция №8 песня «И все-таки мы победили»)
(Композиция №9 День Победы. Как фон, после стихов. Громко.)
— День памяти –
Победы праздник.
Несут венков живую вязь.
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
Прими, боец, как дар, всё это,
Ведь это нужно Нам, живым!

Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с Великим днём,
С днём нашей славы.

Все вместе: С Днём Победы!

СТИХИ

Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!

Они помнят весну 45-го года…
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!

Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва…
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

И в сорок пятом
Война мальчишек
Брала в солдаты,

Ломала судьбы,
Они так хрупки,
Людей крошила,
Как в мясорубке.

Творила беды
Война-злодейка,
Там пуля-дура,
А жизнь-копейка.

Не каждый воин
Победу встретил.
Им так хотелось
Пожить на свете.

Остались лица
На жёлтых фото,
Читает память
Их письма с фронта.

Большому горю
Какая мера,
Год сорок пятый –
Год сорок первый?

На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды — прекрасным утром
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
…А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

Послевоенная песня

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!

День победы. И в огнях салюта
Будто гром: — Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем — невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

1. В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка — Мы!
Мы — поколение, которое называет себя будущим!
2. — Мы — поколение, ставшее свидетелем рождения XXI века!
3. — Мы — поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
4. — Мы — будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!
5. — О минувшей войне мы говорим и помним не потому, что жаждем мести за прошлое, а потому, что беспокоимся о будущем. 

  1. Дети из ладошек — солнышко сложили,

Чтобы непременно люди все дружили,

Чтобы это солнце для людей сияло,

В каждое оконце в гости забегало.


2.  Чтобы было много у детей игрушек,

Чтобы не стреляли взрослые из пушек,

Чтобы прекратились вОйны все на свете,

Чтобы улыбались, а не гибли дети.


3. Так, чего ж нам стОит — переплавить пушки,

Прекратить все вОйны и купить игрушки?

Солнце из ладошек — лучше всех на свете !!!

Посмотрите люди — это ж — НАШИ ДЕТИ !!!

4.  День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь.
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.
Прими, боец, как дар, всё это,
Ведь это нужно Нам, живым!
5.  Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.

1.  Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с Великим днём,
С днём нашей славы.

Все вместе: С Днём Победы!

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.


Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.


И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.


Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Урок построен в форме суда над преступлениями фашизма. Листая страницы, ребята учатся чувствовать, слышать поэзию, уважать историческое прошлое своей Родины. Использована групповая работа учащихся.

Форма проведения: Урок Памяти.

Цель: Воспитывать чувство ответственности за историческую Память, чувство гордости за подвиги дедов и отцов.

Задачи: 

  • познакомить учащихся с символами Великой Победы;
  • работать над развитием самостоятельной обработки материала, его анализом в группе;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать навыки устной речи, выразительного чтения;
  • воспитывать чувства.

Оформление: 

  • Плакаты «9 мая»
  • Название мероприятия
  • Подготовленный плакат «Бессмертный полк» (на материалах из семейных архивов учащихся)

Оборудование: Проектор, презентации групп учащихся 10-11 класса, Экран, Под экраном цветы и ваза, Колонки, Видеозаписи.

Подготовка

Учащиеся работают в группах:

  • чтецы
  • Музыкальная группа
  • группы, готовящие электронные презентации с их представлением: «Хатынь», «блокада Ленинграда», «Великий перелом – Сталинград» – оформители, которые обобщают материалы по предварительной работе «Наш Бессмертный полк»
  • Танцевальная группа– готовит танец
  • Подарки ветеранам
  • Солдату-фашисту – обозначение (свастика)
  • Девочке-Памяти – красный флаг на плечи

Ход мероприятия

Слайд 1

Находится как заставка, пока идет приготовление к уроку

Слайд 2

Звучит спокойная музыка («Тишина», затем музыка делается тише) На фоне музыки чтецы:

Ведущий 1. Вы думаете, павшие молчат?

Ведущий 2. Конечно, да – вы скажете.

Ведущий 3. Неверно!

Ведущий 1.

Они кричат, пока ещё стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь, а в нас.
За нас кричат. Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.

Ведущий 2.

Они кричат, когда покой, когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.

Ведущий 3.

Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.

Ведущий 1.

Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.
Жилая вся. И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.

(Выходит девушка-Память, босая, в простом платье, идет медленно, пока читается текст.)

Слайд 3

Ведущий 2.

Она идёт, переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах-то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.

Ведущий 3.

Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки на травах полусонных.
На голове меняются платки —
Знамёна стран, войною потрясённых.

Ведущий 1.

То флаг французский, то британский флаг,
То польский флаг, то чешский, то норвежский…

Ведущий 2.

Но дольше всех не гаснет на плечах
Багряный флаг страны моей Советской.

Ведущий 3.

Он флаг победы. Заревом своим
Он озарил и скорбь и радость встречи.
И может быть, сейчас покрыла им
Моя землячка худенькие плечи.

Ведущий 1.

И вот идёт, печали не тая,
Моя тревога, боль моя и муза.
А может, это гданьская швея?

Ведущий 2. А может, это прачка из Тулузы?

Ведущий 3.

Она идёт, покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс

Ведущий 1.

От всех фронтов, от всех концлагерей,
От всех могил от Волги до Ла-Манша
И молча путь указывают ей
На Рейн, на Рейн, на огоньки реванша.

Ведущий 2.

Они горят – запальные – во мгле
Преступного, как подлость, равнодушия —
У генералов на штабном столе
И в кабинетах королей оружия.
И где-то там, на Рейне, где-то там
Начальный выстрел зреет, нарастая.

Ведущий 3.

Но Память не заходит к королям.
Она-то знает, женщина простая:
Что королям! Им слёзы не нужны,
Как шлак войны, как прочие отходы.
Встаёт заря с восточной стороны
И обещает добрую погоду.

Ведущий 1. И в этот миг она вошла.

Солдат (с фашистской свастикой на рукаве): Ты что?

Ведущий 2. – И отшатнулся.

Солдат: – Кто ты?!

Память:

Не узнаёшь? Я Память о войне. –
И запахнулась красным полушалком.

Солдат:

Ты русская! Тогда зачем ко мне?
Я не был там.

Память:

Но я и парижанка,
И чешка я… Побудь в моих ночах.
Моей печалью и тревогой маясь.

Ведущий 3.

Менялись флаги на её плечах,
Черты лица и голоса менялись.

Ведущий 1.

И лишь слеза – одна на всех. Со дна
Людского немелеющего горя.
В ней боль одна. И скорбь одна. Она
Везде и всюду солона, как море.

Ведущий 2.

Одна слеза. И гнев из-под бровей
Один. В глазах, как исповедь, открытых.

Память:

Я мать тобой убитых сыновей.
Тобой убитых. И тобой забытых. —

Ведущий 3.

Одна слеза. И блеск седин один,
Как блеск свинца и пепельного снега.

Слайд 4

Память:

Ты слышишь, как гремит в моей груди
Твоим огнём разбуженное эхо?
…Так пусть войдёт бессонница моя
В твои глаза и опалит ресницы
Моей бедой и гневом глаз моих.
А днём уснёшь – она и днём разбудит!

Солдат-фашист:

Но я же рядовой… А рядовых,
Сама ты знаешь, за войну не судят.

Все:

Нет, судят! Встать! Суд идет!

Слушается дело по обвинению фашизма в уничтожении человеческой цивилизации!

(Отрывок из поэмы Е.Исаева «Суд памяти».)

Учитель. Сегодня мы прикоснемся сердцем к тем далеким великим годам, к тем трагическим страницам ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ нашего народа, когда все люди доброй воли сплотились против зверя, и имя этому зверю – фашизм!

Сегодня, проведя символический суд над фашизмом, мы еще раз прочувствуем те далекие и такие близкие события. А началось все 22 июня 1941 года…

Слайд 5

Ведущий 1. Итак, факт 1– Вероломное нападение и уничтожение мирных жителей.

(Звучит фонограмма выступления Ю.Б.Левитана о начале войны.)

(Танец «До свидания, мальчики…».)

Слайд 6,7

Учитель дает короткую информацию о концентрационных лагерях (география, статистика, судьбы) или специально подготовленный ученик.

Ведущий 1. Факт 2 – Создание концентрационных лагерей

Песня «Бухенвальдский набат»

Автор текста (слов): Соболев А.

Композитор (музыка): Мурадели В.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!

Ведущий 3: Факт 3 – уничтожение людей, городов и деревень.

Проекты учащихся:

Слайд 8

«Хатынь»,

Слайд 9

«Великая блокада»,

Слайд 10

«Сталинград»

Учитель. Пролистали страницы, которые иногда кажутся за пределами реальности, но это все пережито и перенесено нашими предками

Слайд 11

(Звучит фонограмма Сообщение от информбюро о Победе.)

Чтец 1:

Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!

Слайд 12

Чтец 2:

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Чтец 3:

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!

Чтец 1:

Люди!
Покуда сердца стучатся,—
помните!
Какою ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста, помните!

Чтец 2:

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Слайд 13

Чтец 3:

Детям своим расскажите о них,
Что запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!

Чтец 1:

Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших помните!

Чтец 2:

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
люди Земли!

Чтец 3:

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Слайд 14

Чтец 1: Объявляется минута молчания.

Учитель: Память к нам приходит в символах. Своеобразными символами Великой Отечественной стали и концентрационные лагеря, и блокада Ленинграда, и Сталинградская битва, и Хатынь– сколько их еще– символов? Пожалуй, трудно будет поместить в отведенное время рассказ обо всех символах той войны. Но война окончилась ПОБЕДОЙ! И сегодня заслуженно символами победы стали ГЕОРГИЕВСКАЯ лента и акция БЕССМЕРТНЫЙ полк.

Слайд 15

Ведущий 1: Наша память воплощена в поддержке и участии в акции «Бессмертный полк»!

Ведущий 2:

Сегодня вся страна парадом
Кто знает, что такое жизнь
Пройдёт за Дедовы награды
За тех, кто головы сложил

Ведущий 3:

Кто помнит муки Ленинграда
Кто воевал на всех фронтах
Пройдут со всеми вместе, рядом
Храня свой Подвиг в орденах

Ведущий 1:

Почёт и Слава Ветеранам —
Гордость и Честь родной страны
Не заживут в нас ваши раны
Проклятой мировой войны

Ведущий 2:

Вы отстояли наше Знамя
Хоть нелегко было в бою
Мы пронесём не просто память
Мы все пройдём в одном строю

Ведущий 3:

Нас Вечное согреет пламя
Для нас готовят ордена
Мы не уроним ваше Знамя!
Если в наш Мир придёт война

Слайд 16

(Звучит песня «И вновь о той весне».)

Дети вручают цветы участникам войны, детям войны.

Пояснительная записка

Урок Мужества

Памяти героев Великой Отечественной
войны посвящается.

Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает
перед детьми значение празднования Дня Победы,
показывает, что Великая Отечественная война была
войной освободительной, воспитывает чувство
патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах
участников Великой Отечественной войны, учит
уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей
Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение
празднования Дня Победы, показать, что Великая
Отечественная война была войной
освободительной, помогать воспитывать чувство
патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах
участников Великой Отечественной войны,
помогать воспитывать в детях уважение ко всем,
кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и
презентация.

Возрастные группы: 8-10 лет.

Ожидаемые результаты: активизация
образования учащихся в области патриотического
воспитания детей и молодежи.

Содержательная часть

Ведущий:

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Ученик:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май! (Слайд№1)

Ведущий: Сегодня мы проводим праздник,
посвященный знаменательной дате Победы
Советского народа в Великой Отечественной войне.

На наш праздник приглашены почетные гости: ваши
дедушки и бабушки, которые пережили эту войну.

Слово предоставляется Никуличеву В.С. (Слайды
№ 2-12)

Звучит запись с голосом Левитана.

Ученик:

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без
предъявления каких-либо претензий к Советскому
Союзу, без объявления войны германские войска
напали на нашу страну, атаковали наши границы во
многих местах и подвергли бомбёжке со своих
самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Ученик:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Красная Армия мужественно встретила
врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий.
Наши войска несли огромные и неоправданные
потери. На борьбу с немецко-фашистскими
захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт
уходили и старые, и молодые, прямо со школьной
скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”–
повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у
пограничной Брестской крепости. Защитники
Брестской крепости около месяца вели
непрерывные бои. ( Слайд№13)

Ученик:

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий: И вот наступили самые грозные и
тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались
ожесточенные бои под Москвой. 7-го ноября на
запорошенной снегом Красной площади состоялся
военный парад, с которого солдаты уходили прямо
на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно
поражен этим. Он срочно отдал приказ своей
авиации бомбить Красную площадь, но немецкие
самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер
хотел после овладения Москвой ее взорвать и
затопить. Этим планам не суждено было сбыться.
6-го декабря 1941 года началось наступление наших
войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.
(Слайд № 14-15)

Ученик.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий: Ленинград, находящийся в блокаде,
мужественно держался — несмотря на то, что самой
страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и
холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.
(Слайд№16-17

Ученик:

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий: Летом 1942 года началось наступление
немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев
отборные части вермахта штурмовали город.
Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся
за каждый дом советские солдаты выстояли и
перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были
окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил
перелом. (Слайд №18)

Ученик:

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом.
(Слайд№19-24)

Ведущий: А в тылу оставались женщины, старики,
дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли
окопы, вставали к станкам, гасили на крышах
зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта
долетали долгожданные весточки,
“треугольники”, так как письма в годы войны
посылали без конвертов – бумагу сворачивали так,
что внутри оказывалось письмо, снаружи писали
адрес. (Слайд№25-26)

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика
изображают бойцов на привале, которые пишут
“письма”. На экране – документальные
фотографии бойцов, которые пишут письма.

Боец 1.

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

Боец 2.

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна , родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Боец 3.

На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Мальчики складывают письма – треугольниками,
уходят.

Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали
нашему народу песни, созданные в те грозные годы.
С первых дней войны появились десятки новых
песен, большинство из которых сразу же “ушли” на
фронт. Песни распространялись очень быстро,
перелетали через линию фронта, проникали в
глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен
военных лет.

На экране – документальные фотографии военных
лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами
встали не только взрослые, но и дети. Наша страна
помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях.
(
Слайд №29-32)

Звучит голос Левитана об окончании войны.

Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и
незнакомые люди обнимали друг друга, дарили
цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось,
впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза
к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками,
запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа,
всего человечества. Это был праздник каждого
человека. Потому что победа над фашизмом
знаменовала победу над смертью, разума над
безумием, счастья над страданием. 1418 суток
отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)

Ученик: Во многих городах есть Могилы
Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы
возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не
забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из
кинофильма “ Офицеры”

Ученик:

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Ученик:

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Ученик:

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Ученик:

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Ученик:

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Ученик:

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Ученик:

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Ученик:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Ученик:

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Ученик:

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Ученик:

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Ученик:

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти! Дети исполняют песню “Пусть всегда
будет солнце!”

Ученик:

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Ученик:

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Ученик:

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого
будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы
люди земли встречались не на поле боя, а в труде,
на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Ученик:

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Ведущий: Благодарим Вас, уважаемый Василий
Степанович, что нашли время прийти к нам и
поделиться своими воспоминаниями. Поздравляем
вас с праздником.

Дети поздравляют ветеранов, дарят сувениры.

Список используемой литературы.

  1. Последний звонок: Газета для организаторов
    внеклассной работы. 2003. №1.
  2. Последний звонок: Газета для организаторов
    внеклассной работы. 2005. №9.
  3. Последний звонок: Газета для организаторов
    внеклассной работы. 2006. №1.
  4. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство
    политической литературы-1990 г.
  5. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в
    памяти людской – Классный руководитель: Журнал.
    2004.№8.
  6. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный
    Ленинград: Литературно-историческая композиция
    – Преподавание истории и обществознания в школе:
    Журнал.2004.№9.
  7. От Кремля до Рейхстага: CD-ROM.
  8. Фестиваль педагогических идей – Ресурсы
    интернета.

автор: Ганжина Татьяна Васильевна

библиотекарь Павловский отдел № 14 МБУК Чертковского района «МЦБ»

Урок мужества «Помяни нас, Россия», СЦЕНАРИЙ МИТИНГА 9 МАЯ «Мы – наследники той Победы», ЧАС ПАМЯТИ «СВЯТОЙ ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ»

Ведущий 1.

За всеми памятными датами

Нам видится главнейшая одна:

Тот день, когда весною сорок пятого

Закончилась та страшная война.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ведущий 2. 

-Добрый день, уважаемые жители села Павловка!

В нынешнем году отмечается 73-летие окончания Великой Отечественной войны. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это память о военном лихолетии, когда в огромной стране не осталось ни одной семьи, не понесшей горьких утрат.

Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца. Помнить о миллионах погибших необходимо. Помнить – чтобы жить! Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронёсся над планетой, уничтожая всё живое. 

9 мая- праздник, который соединил в себе радость и скорбь, гордость за нашу историю и искреннюю печаль о многочисленных жертвах войны. Сегодня мы собрались здесь, у памятника погибшим односельчанам, чтобы почтить память тех, кто защищал нашу родину в тяжёлые времена. Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и знаем имена  победителей. 
 

Вот они перед нами…. Защитники, кто освобождал нашу землю от фашистских полчищ, кто ковал Великую Победу.

(Дети поднимают фотографии ветеранов) 

Ведущий1.

Они, как прежде, снова встали в строй
С живыми рядом, стройными рядами.
И на параде каждый здесь – герой,
Их подвиги – всё значимей с годами.

На обновлённых фото – ясный взгляд,
И все ещё – такие молодые.
Их миллионы – в том строю солдат,
И все они сегодня, как живые.

Солдаты не уходят в никуда,
Они – в сердцах навеки 
                        вместе с нами.
И вот они опять через года
Идут с родными стройными рядами…

Ведущий 2. 

-Митинг, посвященный 73 годовщине Великой Победы, советского  народа в ВОВ разрешите считать открытым.
 

Слово предоставляется главе сельского поселения… 

-В память о тех, кто сложил головы на фронтах Великой Отечественной войны и всех тех, кто ушел от нас, не дожив до этой даты объявляется минута молчания.

-В знак уважения и памяти павших в боях прошу возложить гирлянду Славы.

-Слово предоставляется учащимся Павловской школы.

Учащиеся.

-9 мая. Нужно идти на парад. А давайте не пойдем.

-А я пойду.

-Ну и иди. Будешь представлять там нашу школу.

-А я не за школу, я за себя пойду. Потому, что мой прадед, дедушкин отец не вернулся с той войны, пропал без вести в мае 1943 года.

(В руках всех чтецов фотографии своих прадедов)

Чтец 1.

А мой дед не пришел с войны,

И могилы его – нет…

Так всю жизнь и живем одни,

И не можем найти след.

Неизвестно в какой стране

Завершился его путь?

Нам хватило бы знать, вполне –

Дату, место, хоть что-нибудь…

Уходя, обещал: «Вернусь».

И жене говорил, и всем.

И живет в моем сердце грусть,

Что не знал я его совсем.

Он на фото тех лет – не дед,

А еще молодой такой.

И военный кровавый цвет

Не пролился – на голубой.

Я хотел бы попасть туда –

В тот последний и страшный бой.

Пролететь через все года.

И его заслонить собой.

И кричу я ему: «Беда!

Осторожнее, слышишь, дед?»

Но уходит он в никуда…

В пустоту…

И могилы – нет…

-Это была его Победа, а значит и моя тоже.

Чтец 2.

-А мой прадедушка с войны живой вернулся. Но еще очень долго снилась ему та война. Снилось как в разведку ходил, языка брал, мосты взрывал.

– Почему, дедуля, у тебя слеза?
Почему, дедуля, прячешь ты глаза?
Кто тебя обидел, можешь рассказать?
За тебя я буду драться, воевать!

– Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,
Просто вспоминаю о былых боях,
Был когда я молод, Родину любил
И врагов проклятых под Москвою бил!

Там друзей военных много полегло,
Вспоминать об этом сердцу тяжело!
И Победу в Мае встретили не все,
Там лежать остались в утренней росе!

Так живи, мой внучек, и войны не знай,
Каждый год с Победой пусть приходит Май!
Улыбайся солнцу, весело играй,
Но что было с нами, ты не забывай!

-Это была его Весна, а значит и моя тоже.

Чтец 3.

-А мой прадедушка с войны тоже живой вернулся. Но всю жизнь напоминали о войне его рано поседевшие волосы.

Говорят, нынче в моде седые волосы,

И «седеет» безумно молодость.

И девчонка лет двадцати

Может гордо седою пройти.

Но какому кощунству в угоду,

И кому это ставить в вину.

Как нельзя вводить горе в моду,

Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.

То из жизни моей — не из книжки…

Из блокадного Ленинграда

Привезли седого мальчишку.

Я смотрела на чуб с перламутром

И в глаза его очень взрослые.

Среди нас он был самым мудрым,

Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.

Он был контужен взрывом гранаты.

И оглох… И навек онемел…

Вот тогда, говорят, поседел.

О, седая и мудрая старость.

О, седины неравных боёв.

Сколько людям седин досталось

От неотданных городов.

А от тех, что пришлось отдать —

Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седины…

Нет, не мода была тогда:

В городах седые дымины,

И седая в селе лебеда.

И седые бабы-вдовицы,

И глаза, седые от слёз,

И от пепла седые лица

Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…

Но от горя растёт седина.

… Я не против дерзости в моде,

Я за то, чтобы модною слыть.

Но седины, как славу, как орден

Надо, выстрадав, заслужить!…

-Это была его Победа, а значит и моя тоже.

Чтец 4.

-А моя прабабушка в войну санинструктором была.

-В годы войны женщины и девушки оканчивали срочные медицинские курсы и направлялись в медицинские и тыловые подразделения: были медсестрами, санитарками, санинструкторами . Девушки в белых халатах спасли сотни тысяч советских бойцов и командиров.

Горел закат солдатской кровью!
Мы, устояли до конца.
А медсестра с такой любовью
Спасала старого бойца.
Худая, юная девчонка
В окопах, на передовой…
Глаза её как у ребёнка,
С какой-то искоркой живой.

– Ну, потерпи ещё немного!
– Сейчас тебя перевяжу.
– Лежи спокойно, ради Бога!
– Тут безопасно, я слежу.
– Ещё чуть-чуть, чуть-чуть осталось!
– Не умирай! Сойду с ума!
И сердце девичье сжималось
Как – будто ранена сама.

Отец и дочь в одной землянке.
Кто бы такое представлял…
Горели вражеские танки.
Кто был живой, по ним стрелял.
Земля, родимая, рыдала
От раны каждого бойца!
А медсестра? Она узнала
В солдате раненом отца…

А сколько их, сестёр–девчушек,
В окопах на передовой,
Вселяли жизни в наши души.
И укрывали нас собой?
Закончен бой, поставим точку.
В себя пришедший в блиндаже.
Боец сказал:
– Спасибо, дочка! Ты стала взрослою уже!

-9 мая – это ее праздник, а значит и мой тоже.

Чтец 5.

-А мы с братишкой в старой книжке фотографию нашли, на ней наш прадед совсем молодой…

Фотография вложена в старую книжку

И забыта среди пожелтевших страниц.

Невысокий, в шинели, какой-то парнишка,

Улыбаясь, глядит из-под длинных ресниц.

Карандашная надпись: «Зима, сорок третий»,

И, чуть ниже, другая: «Погиб как герой»…

Сколько их – безымянных героев – на свете,

Сколько их никогда не вернулось домой!..

Пусть нам дорого слишком досталась свобода,

Тем ценнее она для живущих сейчас.

И листок пожелтевший – забытое фото –

Будто памятник всем, кто сражался за нас.

Они отдали жизни, чтоб мир продолжался,

Наступала весна, было пение птиц,

Чтоб мальчишка другой в объектив улыбался

И смущенно глядел из-под длинных ресниц.

-Это была его Победа, а значит и наша тоже.

Чтец 6.

-Вот видите мы не знали той войны, но она коснулась каждой нашей семьи.

Моя бабушка в войну совсем юной девчонкой была, почтальонкой на селе работала. А звали ее знаете как? Нюрка-беда.

Ей пятнадцати нет. Девчонка.

Невысока и очень худа.

Письмоносица, почтальонка,

По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель со стужей

С сумкой кожаной наперевес

Разнести Нюрке почту нужно

По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,

Мать болеет почти уж год.

Слава Богу, отец с фронта пишет –

Ждут и верят, что он придет.

Ребятишкам – картошка в печке,

Ей с утра – с сумкой наперевес.

А что впроголодь…Бегать легче

По пяти деревенькам окрест.

В деревнях – старики да дети,

Бабы – в поле, то сеют, то жнут.

Почтальонку вдали приметят

И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!

Коли серый казенный конверт –

Замолчат, закричат, заплачут…

И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко

От людского горя и бед…

Тяжела эта сумка слишком,

Если там от беды привет.

Вести черные – похоронки,

Горя горького череда.

Письмоносице, почтальонке

Без вины дали имя – Беда.

Малолетка еще, девчонка –

Только в косах полно седины.

Письмоносица, почтальонка,

Разносящая вести с войны

-Эта Победа была и ее Победой тоже. Ее и всех тех, кто трудился во имя и ради Победы. Всех тех, кто ждал и верил.

Ведущий 2.

Над страною звучит набат

Оглянись сквозь года назад

Сорок первый… Горящие хаты

В бой на смерть шли тогда солдаты

Сорок пятый… Победные марши.

Те ребята ведь были чуть старше нас

Позабыть не имеем мы права

Те года, что овеяла слава

И своим мы расскажем детям

Как народ наш врагу ответил

Как прошел сквозь огонь, сквозь беды

Вместе: Мы – наследники той Победы.

Ведущий 1.

Услышь меня из глубины времён,
Ты мой родной, мой легендарный прадед
И с высоты, на мир спасенный глядя,
Найди себя среди других имён.
Я с гордостью встаю в Бессмертный полк,
Ведь память о тебе для сердца свята,
И помнить подвиг каждого солдата
Для правнуков Победы высший долг.

Ведущий 2.
 

-Майский день сорок пятого… Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. .Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества и праздник каждого человека.

А мы с вами должны память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.

-Митинг, посвященный 73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне объявляется закрытым.

Урок мужества «Помяни нас, Россия». Павловский отдел № 14


1 В. Бессмертный полк из пламени Победы!
Идёт вперед его могучий строй!
Бессмертный полк, в котором наши деды!
Идут дорогой памяти людской.

2 В. Бессмертный полк живых и павших дедов,
Прошедших путь дорогами войны. 
Бессмертный полк, шагнувший за Победой!
Её принёс на улицы страны.

 1 В. Бессмертный полк невинно убиенных,
Детей и внуков, жён и матерей,
Бессмертный полк, гражданских и военных,
Идет безмолвно в памяти людей.

1 В.   «Бессмертный полк» – это не только парадный марш  сегодня, 9 мая. Это великая память нашей страны, нашей победы. Это народная летопись героизма и мужества. Это слава стойкости и преданности своей Родине.

2 В. Это наши отцы, деды и прадеды, вставшие на защиту нашей страны, отдавшие свои жизни за мирное небо, радостный смех детей и наше счастливое детство.

1 В. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы сказать, что мы помним о подвиге  нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

2 В. Прошло уже 75лет со времени Великой Победы советского народа над фашистскими войсками, однако память об этом событии будоражит наши сердца и сегодня. Война побывала в каждом доме нашей необъятной Родины. 

Праздник Великой Победы — самый значимый в нашей стране. Как жаль, что все меньше остается тех, кто пережил эту войну, принес нам победу, позволил мирно жить все эти годы. Это дань уважения и вечной признательности великим советским воинам и тем, кто ковал победу в тылу. Светлой Памяти 27 миллионам погибшим в этой войне и памяти земляков – фронтовиков нашего села, обеспечившим вместе со всем народом мир и счастье на Земле и нашу с Вами жизнь Мы посвящаем этот митинг!

1 В.Война… 1941-1945 год….

Две странички календаря. Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами. Один – черный лист  1941 год .22 июня– начало войны.

Другой – красный лист 1945 год. 9 мая – праздник великой победы советского народа.

Два календарных дня, а между ними 1418 дней и ночей, полных горя, смерти, ужаса, солдатского героизма и материнской отваги. 1418 дней войны, каждый из которых -это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сыновей и дочерей России. 1418 дней
Это-бесстрашие защитников Бреста

Это-900 дней блокадного Ленинграда

Это-клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»  

Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом

Это – подвиг героев Курской дуги

Это штурм Берлина

Это – тяжелая работа тружеников тыла

Это мучения узников концлагерей

Это – память сердца всего народа.

2 В Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашему народу. На фронтах ВОВ сражались и наши земляки.(Павловка в годы войны)

1 В Мы сегодня стоим около обелиска, который был поставлен в память о погибших-односельчанах в суровом пекле войны. На сегодняшний день в нашем селе не осталось ни одного солдата- ветерана, видевшего ужасы ВОВ. Но в п.Чертково проживает наш земляк Реутин Ф.Я.-участник  В О войны. Крепкого ему здоровья и низкий поклон.
уч-ся.
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько воинов наших не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат. 

уч-ся. Помяни нас, Россия,
засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных
в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.

уч-ся. Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.

уч-ся. 

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол.

Вспомни тех, кто присягу тебе
не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.
2 В. Почтим память погибших на фронтах Великой отечественной войны  минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ, МЕТРОНОМ.

Фронт проходил всюду – и на передовой, и в далёком тылу. Воевали все: мужчины и женщины, дети и старики. Великая тяжесть легла на хрупкие плечи женщин и детей. На их плечах был тыл – заводы, фабрики, поля. Вручную поливали, сажали, копали, чтобы накормить солдат, без отдыха по 11-12 часов, без выходных, как следует не поев, не досыпая.

Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. 

уч-ся Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

уч-ся Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
На сегоднишний день в нашем селе проживает 43человека,тех чье детство пришлось на военные годы. Счастья вам, мира, крепкого здоровья и побольше поводов для оптимизма.

 2 В Спасибо вам за всё, отцы и деды! 
Тем, кто, врага штыком и пулей брал! 
И тем, кто, приближая День Победы, 
Неделями цеха не покидал.

Спасибо женщинам, трудившимся на нивах 
Осиротевших сёл и деревень. 
Спасибо вам за праздник наш счастливый, 
За этот трудный и прекрасный день! 

СТИХИ

1 В Читайте, люди, книги о войне. 
Не бойтесь слёз и горечи и страха, 
Смотрите, люди, фильмы о войне 
И не стыдитесь горевать и плакать.

Учитесь, люди, мужеству у тех, 
Кого живыми в землю зарывали. 
Среди забот житейских и утех. 
Не забывайте верности печали.

Ведь те, кого не стало за войну. 
Кого сожгли, убили, растоптали, 
Кто смерти отдал юность и весну, 
Они за нас, за наши жизни пали.

1 В  Вечная память павшим! Вечная благодарность воинам, которые смогли вернуться, пережив страшные испытания.
Низкий поклон всем, мужественным солдатам и доблестным труженикам тыла Великой Отечественной! 

2 В  Пусть будет мирным это небо и теплым отчий дом.
Пусть будет счастлив наш народ, 
Пусть здравствует и процветает наша Родина!
Митинг, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне, объявляется закрытым.

ЧАС ПАМЯТИ «СВЯТОЙ ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ»

ВЕДУЩИЙ:-Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний день. 

-Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов.   

Песня: «Русский солдат»

Музыка «Вставай страна огромная»

ВЕДУЩИЙ:- 22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война».

-Ушла война,

 Оставив списки погибших в праведном бою,

 Застыли скорбью обелиски в подвижном каменном строю.

 “Пал смертью храбрых” – отвечаем,

 И вновь живем грядущим днем,

 Минутой скорбного молчанья 

 Сегодня павших помянем.         

 Давайте  встанем на мгновение и в скорби  постоим и помолчим.

Минута молчания.

 -Пусть гадают потомки, какими мы были, 
С богатырскою статью, со взглядом орла? 
Нет, мы были простыми, мы шутки любили, 
Нас хорошая песня за сердце брала. 
Мы любили любимых, оставшихся где-то 
И без спроса входящих в тревожные сны. 
Мы любили без нас подрастающих деток… 
Мы мечтали живыми вернуться с войны! 

Песня: «Журавли»

ВЕДУЩИЙ:-Не обошло военное лихолетье и жителей нашего села.

 И в период с 11 июля 1942 года по 19 декабря 1942года, более 6 месяцев, жители нашего села, находились под тяжестью оккупационного режима, подвергались бесчисленным унижениям со стороны фашистов; причинен невосполнимый ущерб народному хозяйству села,  района. Долгожданное освобождение пришло ранним утром 19 декабря 1942 года 

         -Всё помнят деревенские дороги:

Как шли по ним солдаты на войну,

И стон колёс, и вдов босые ноги,

И сена полусгнившую копну.

И то, как отощавшую корову-

Кто за ноги, кто за рога – подняв,

Везли на дровнях те же вдовы

На первые проталинки, в луга..

Исхлёстанные ливнями тревоги,

Изрытые, в воронках и в пыли,

Всё помнят деревенские дороги,

Которые к Победе нас вели.

Песня; «О той весне»

ВЕДУЩИЙ:-Сегодня – 19декабря –  мы отмечаем 72 годовщину со Дня Освобождения села Павловка от немецко-фашистских захватчиков!

  -День освобожденья не забыть вовек,

   Коль во имя жизни гибнет человек              

   Цену дорогую довелось платить,

  Чашу горя выпить, душу сохранить

   На снегу, на белом, красной розой кровь

   Как же беспредельна к Родине любовь!

   Слово «ПАТРИОТЫ» вспомните, друзья.

   Подвиг бескорыстный позабыть нельзя.

Песня: «Зажгите свечи»

ВЕДУЩИЙ:-В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. 

В огне боев, от бомб и снарядов, из фашистского плена спасали солдаты мирное население – женщин, детей, стариков 


С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок —
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы —
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в войну,
И за ребёнка на снегу.

ВЕДУЩИЙ:-Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

Песня: «Победная весна»

ВЕДУЩИЙ:-В память о тех,  кто освобождал нашу землю, мы возложим венки и цветы.

Возложение венков и цветов.

Музыка «День Победы»

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий урока отражение света
  • Сценарий урока основа его проектирования средство представления индивидуальных методов работы это
  • Сценарий урока осень
  • Сценарий урока оригами
  • Сценарий урок дружбы