Формирование ключевых компетенций на уроке
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
- использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Концепция модернизации российского
образования ставит перед общеобразовательной
школой ряд задач, одна из которых – формирование
ключевых компетенций, определяющих современное
качество содержания образования [4].
Под ключевыми компетенциями понимается
целостная система универсальных знаний, умений,
навыков, а так же опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся.
От педагога требуется научить детей тем
знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки,
которыми современный ученик сможет
воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Задача системы образования всегда состояла в
формировании у подрастающего поколения тех
знаний, поведенческих моделей, ценностей,
которые позволят ему быть успешным вне стен
школы. В современной экономике
конкурентоспособность человека на рынке труда
во многом зависит от его способности овладевать
новыми технологиями, адаптироваться к
изменяющимся условиям труда, ориентироваться в
гигантских информационных потоках.
В науке нет общего подхода к понятию
компетентность, каждый автор понимает его
по-своему. В этом широком контексте трактовки
компетентности в мире продолжается работа по
изменению содержания стандартов и процедуры
аттестации преподавателей. В этом же контексте в
России в 2001 году были сформулированы
основные положения компетентностного подхода в
образовании, узловое понятие которого –
компетентность.
Ключевой характеристикой компетентности
является возможность переносить способности в
условия, отличные от тех, в которых эта
компетентность изначально возникла.
А. В. Хуторским предложено содержание основных
ключевых компетенций, в перечень которых входят:
ценностно-смысловая, общекультурная,
учебно-познавательная, информационная,
коммуникативная, социально-трудовая, личностная
компетенции.
Любому человеку необходимо быть эффективным,
конкурентоспособным работником, быть
творческим, самостоятельным, ответственным,
коммуникабельным человеком, способным решать
проблемы личные и коллектива. Ему должна быть
присуща потребность к познанию нового, умение
находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в
школе, используя компетентностный подход в
обучении любому предмету, в том числе и
математике, что является одним из личностных и
социальных смыслов образования.
У учащихся формируются ключевые компетенции –
универсальная целостная система знаний, умений,
навыков, опыт самостоятельной деятельности и
личной ответственности.
Развитие ключевых компетенций на уроках
математики начиная с 5 класса.
Ценностно-смысловая компетенция
Ученик должен четко для себя представлять, что
и как он изучает сегодня, на следующем занятии и
каким образом он сможет использовать полученные
знания в последующей жизни. Для развития этого
вида компетентности можно применять следующие
приемы.
1. Перед изучением новой темы учитель
рассказывает учащимся о ней, а учащиеся
формулируют по этой теме вопросы, которые
начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”,
“чем”, “о чем”, оценивается самый интересный,
при этом ни один из вопросов не остается без
ответа. В результате учащиеся четко
представляют, что, когда и как они будут изучать.
Кроме того, данный прием позволяет им понять не
только цели изучения данной темы в целом, но и
осмыслить место урока в системе занятий, а,
следовательно, и место материала этого урока во
всей теме.
2. На каком-либо конкретном занятии учащиеся
самостоятельно изучают отдельные параграфы
учебника и составляют краткий конспект этого
параграфа. Перед ними стоит задача – пересказать
или пояснить прочитанное, выделить, обозначить,
подвести итог, подчеркнуть, перечислить,
произнести.… В итоге учащиеся не только более
глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся
выбирать главное, обосновывать его важность не
только для других, но и, самое главное, для себя.
3. Подходит проведение предметной олимпиады,
которая включает в себя нестандартные задания,
требующие применения учеником именно предметной
логики, а не материала из школьного курса.
Рассмотрим предложенную детям задачу:
“Вася учится в 11 классе, а Коля – в 7 классе. В
каком классе учился Коля, когда Вася был в 6
классе?” При решении данной задачи ученикам
важно выделить в её решении два действия: а)
нахождение разницы в возрасте между детьми, б)
нахождение конечного ответа. Большинство
учеников найдут верный ответ, но лишь несколько
из них, как показывает опыт, смогут правильно
составить краткую запись – наглядное
изображение задачи, и именно у этих учеников
развито математическое мышление, они смогли
интерпретировать текст задачи схематически.
4. В этом виде компетенции можно говорить и о
профориентации, именно в школьные годы мы
способствуем выбору детьми той сферы, которая им
наиболее интересна – это либо гуманитарная
сфера, либо сфера точных наук. Некоторые из задач
подобного рода требуют не только знания
математики и арифметики, но и практической
смекалки, умения ориентироваться в конкретной
обстановке. Вот некоторые из них.
Практические задачи:
- Сколько будет стоить жалюзи на одно окно, если
проем окна составляет 2м 10см в высоту и 2м в
ширину, стоимость одной планки размером 1, 5 см на
1м составляет 80 рублей, работа по сбору изделия
стоит 200 рублей - Каких размеров потребуется лист картона для
изготовления коробки без крышки длиной 17см,
шириной 13 см и высотой 5см? - Сколько листов железа размером 120см на 105 см
необходимо купить для изготовления 19 ящиков без
крышки длиной 40см, шириной 25 см и высотой 10см - Сколько погонных метров линолеума шириной 2,5
необходимо купить для покрытия пола длиной 7м и
шириной 5м - Школа отправляет учащихся на экскурсии: 424
человека выезжают в Уфимский государственный
краеведческий музей и 477 человек в
Стерлитамакский драматический театр. Сколько
мест должно быть в автобусах, чтобы каждый
человек имел свое место и все места были заняты.
Сколько таких автобусов необходимо заказать. - Вы затеяли ремонт в квартире, сколько олифы и
сухих смесей необходимо закупить для
приготовления 5 кг замазки, если из 500 грамм олифы
и 1500 г сухих смесей получается 2кг замазки. - Скороспелый сорт комнатных помидор дает первые
спелые плоды на 96 день после посева. Когда
необходимо посеять помидора чтобы первые плоды
созрели к 31 декабря?
Общекультурная компетенция
Использование материала из других наук на
уроках математики, и использование понятий и
методов математики на других уроках и в жизни.
Очень часто ученики, уверенно используя какие-то
умения на одном предмете, далеко не всегда смогут
применить его на другой дисциплине. На уроках
математики учитель может помочь ребенку
прояснить задачу, выделить предметную
составляющую, показать применение известных
способов в новой ситуации. Например, при решении
текстовых задач с помощью систем уравнений на
уроках физики и химии дети испытывали трудности.
Причины – сложно построить математическую
модель процесса, присутствие непривычных
символов, непонимание условия задачи, ее
особенностей, стратегии ее решения,
неспособность применить математический аппарат
в новых обозначениях. Пути устранения этих
проблем:
1. Продемонстрировать некоторые способы работы
с символическим текстом, раскрывая смысл, логику,
особенности преобразований;
2. Можно организовать работу с символическим
текстом, в которой необходимо переводить текст с
обычного языка на математический, с
геометрического – на язык векторов, а также
переводить модель, заданную одним способом, в
иную модель, т.е. перефразировать задачу.
Эффективность работы возрастает при хороших
межпредметных связях учителей по поводу одного
предметного умения или при использовании
методов одной науки в другой. Работа учителей
состоит в создании условий для накопления опыта
детей и его осмысления.
3. В формировании грамотной, логически верной
речи хорошо помогает составление
математического словаря, написание
математического диктанта, выполнение заданий,
направленных на грамотное написание,
произношение и употребление имен числительных,
математических терминов.
4. В ходе проведения внеклассных мероприятии,
предметных недель можно практиковать написание
сказок, фантастических историй, рассказов на
заданные темы: “Натуральные числа и ноль”,
“Отрицательные и положительные числа”,
“Проценты и дроби” и т.п.
5. При решении текстовых задач в условии могут
быть умышленно пропущены числа или заменены
словом (год, неделя, сутки, десятиэтажный дом и
т.п.) Предлагается выбрать из записанных на доске
чисел те, которыми могла быть выражена данная
величина (скорость, цена, масса). Кроме того, можно
предложить текстовые задачи со скрытой
информативной частью. Например: “Известно, что
ученик второго класса должен спать 10 часов в
сутки. Сколько в этом случае часов он будет
бодрствовать?”. Таким образом, работая над
данной задачей, ребёнок невольно усваивает
общепринятые гигиенические нормы.
Важно при подведении итогов урока
акцентировать внимание учеников не только на
математических составляющих урока, но и на
общекультурных.
6. По уравнению, схеме к задаче составляются
различные текстовые задачи, которые могут быть
решены при помощи этого уравнения или схемы. Если
решение требует большого количества действий, то
к условию составляется минимальное количество
вопросов, ответив на которые можно ее решить.
7. По тексту задачи можно составить перечень
вопросов начиная с вопроса задачи. На пример:
Какие данные надо знать, чтобы ответить на вопрос
задачи? Какие из необходимых данных известны по
условию задачи? Каких данных недостает? И т.д.
Учебно-познавательная компетенция
Познавательный интерес является основой
положительного отношения к учению. Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы,
ответы на которые он сам постоянно и активно
ищет. При этом поисковая деятельность школьника
совершается с увлечением, он испытывает
эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес – это один из важнейших
мотивов обучения школьников. Активизация
познавательной деятельности ученика без
развития его познавательного интереса не только
трудна, но практически и невозможна. Особенно
эффективно данный вид компетентности
развивается при решении нестандартных,
занимательных, исторических задач,
задач-фокусов, а так же при проблемном способе
изложения новой темы: учитель создает такую
ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный
опыт ребенка.
При изучении начального геометрического
материала (длина окружности, периметр и площадь
прямоугольника, объем прямоугольного
параллелепипеда) можно дать следующие задачи:
– Нахождение периметра:
Вам необходимо огородить свой садовый участок
прямоугольной формы, сколько метров изгороди
необходимо изготовить, если длина участка 55м, а
его ширина 20м.
– Координатная плоскость:
Соединить отрезками точки с заданными
координатами, в результате получится фигура.
В координатной плоскости из отрезков построить
фигуру и записать координаты точек – узлов.
– Мини-исследования на основе изучения
геометрического материала (от “плоских” фигур
до “объемных”).
По развертке собрать модели многогранников,
исследуя простейшие свойства стереометрических
фигур, получая начальные геометрические
сведения.
Задание-исследование: “Определение
зависимости длины окружности от радиуса”.
Результатом экспериментальной деятельности с
помощью реальных, доступных шестикласснику
предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра)
становится приближенное значение числа ?.
Информационная компетенция
Обращение к примерам из жизни дает учителю
возможность формировать у учащихся
информационную компетенцию.
– Решение расчетных задач на движении и
стоимость.
За несколько дней до урока по теме, учащиеся
получают задание собрать необходимые данные
(цены на отдельные товары, расстояния между
населенными пунктами своего района и т.п.). на
уроке эти данные используются учителем при
объяснении и детьми при составлении своих задач.
– Изучение новых терминов учащиеся, пользуясь
толковым словарем, дают различные определения
математического понятия, например: в математике
модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в
космонавтике модуль – это…
– Проведение уроков-семинаров и
уроков-конференций, при подготовке к которым
учащиеся самостоятельно готовят свои доклады,
они не только ищут нужную информацию, но и
преобразуют ее нужным образом.
Этот вид компетенции в своей сути заключает
процесс освоения учеником современных
информационных технологий. Т.е. на уроке
математики мы должны, как всегда,
непреднамеренно для ученика, обучить его
способам работы с информационными технологиями.
От урока к уроку необходимо повышать уровень
“первоисточников”, таким образом,
подготавливая ученика к адаптации в
информационном пространстве современного мира.
Для развития данного вида компетентности можно
предложить учащимся практико-ориентированные
задачи – задания с практическим содержанием,
ориентирующие учащихся на математические
исследования явлений реального мира.
- 1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2007 г. он
подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007
году? (ответ округлите до целых) - Определите по карте расстояние, которое будет
пройдено автобусом от г. Мелеуз до г. Уфа.
Используя свойство пропорции, рассчитать
количество бензина, которое будет затрачено на
дорогу туда и обратно, если известно, что на 100 км
требуется 8 литров. - Вычислить количество денег, затраченное на
бензин, если известно, что 1 л бензина стоит 21
рубль. - В 2009 году сумма, затраченная на питание в дороге
туристической группой, составила 3700 рублей.
Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2010
году, если известно, что продукты подорожали на 7%.
Таким образом, реализация данной компетенции,
после предварительной подготовки учителя и
учеников, вполне возможна и на уроках математики.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция не является новой
в школьной системе обучения, т.к. её реализация
подразумевает использование различных
коллективных (коммуникативных) приёмов работы
(таких, как дискуссия, групповая работа, парная
работа, при разборе задачи диалог с учителем или
соседом по парте и др.).
Социально-трудовая компетенция
Данная компетентность подразумевает овладение
детьми теми предметными знаниями, умениями и
навыками, которые они будут использовать
непосредственно в своей дальнейшей
жизнедеятельности.
Развитию способствуют следующие приемы:
контрольные работы, тесты по усовершенствованию
устного счета. Причем задания можно давать
социально-трудового характера, которые будут
вводить ребенка в нестандартную, но бытовую
ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в
магазине, до того момента, как подойти к кассе.
Можно подобрать примеры арифметических задач
по развитию социально-трудовой компетенции.
- Фирма получила от двух банков ссуду на
приобретение оборудования в размере 250 000 р.: от
одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего
за год фирма должна уплатить 15 500 р. процентных
денег. Сколько денег взято у каждого банка? - Стоимость проезда на автобусе 2008 году была 10 р.,
а в 2010 стала 15. На сколько процентов в 2010 году
проезд на автобусе стал дороже, чем в 2008 году? На
сколько процентов в 2008 году проезд был
дешевле, чем в 2010? - В урожайное время года (осенью) цены на овощи
понизились в среднем на 50%, а к зиме они
повысились на 10% по сравнению с прошлогодними
ценами. На сколько процентов подорожали овощи по
сравнению с осенью?
Компетенция личного самосовершенствования
Опираясь на классификацию компетенций А. В.
Хуторского, для воспитания данного вида
компетенции подходят задачи на развитие навыков
самоконтроля, в этом помогают задачи, содержащие
информативную часть, влияющую на самосознание
детей
- Известно, что опаздывать неприлично.
Света, заметила идущий на остановку автобус в 150
метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она
побежала и через 12 секунд прибежала на остановку
одновременно с автобусом. С какой скоростью
пришлось бежать Свете, если известно, что автобус
движется, со скоростью 19 м/сек?
Следует отметить, что “лишние данные” не
мешают ученикам при решении задач.
Одним из приемов выработки самоконтроля
является проведение проверки решения
математических упражнений. Проверка решения
требует настойчивости и определенных волевых
усилий. В результате, у учащихся воспитываются
ценнейшие качества – самостоятельность и
решительность в действиях, чувство
ответственности за них.
Развитие навыков критического отношения к
результатам вычислений, навыков самоконтроля
требует не только обучения учащихся приемам
контроля, но и проведения специальных
упражнений, структурно отличных от обычных
распространенных упражнений. Специфика этих
упражнений состоит в том, что они не только
составляются и решаются, но и неизбежно
проверяются учащимися.
Например:
- Составить задачу, обратную данной, вводя в ее
условие полученный ответ и исключая одно из
известных чисел, становящееся искомым. Получение
исключенного числа в качестве ответа обратной
задачи дает уверенность в правильности решения
исходной задачи. - Проверить соответствие полученного ответа всем
условиям задачи. - Решить предложенную задачу двумя способами.
Совпадение ответов, полученных двумя
логическими различными путями, и есть
подтверждение правильности ответа
Главное проявлять чувство меры, не допускать,
чтобы чрезмерное увлечение проверкой сокращало
число решенных упражнений.
Формировать компетенции можно не только с
помощью задач
Рассмотрим примеры формирования компетенций
на разных этапах урока:
- Проверка домашнего задания.
Рецензирование ответов – формирование
учебно-познавательной компетенции
Математический диктант – формирование
компетенции личного самосовершенствования
Доказательство теорем, лемм, составление
математического словаря – формирование
общекультурной компетенции
- Объяснение нового материала:
Лекция с использованием приобретенной учениками
информации – формирование информационной,
ценностно-смысловой компетенции
Коллективная экспериментальная работа,
исследование – формирование компетенций
учебно-познавательной, личного
самосовершенствования, социально-трудовой,
коммуникативной
- Творческая работа:
Создание проектов – формирование
общекультурной компетенции
Особое место в совокупности характеристик
компетентностного подхода занимает оценка
достижений учащихся. Адекватная оценка
обеспечивает школьникам осознание своего уровня
компетентности, позволяет соотнести
индивидуальные возможности с требованиями
школы, образовательного стандарта, рынка труда. А
главное – приводит к пониманию
“некомпетентности”, создавая тем самым
предпосылки для дальнейшего
самосовершенствования.
В атмосфере успеха формируется всесторонне
развитая личность школьника.
А. А. Ярулов [3] в статье “Познавательная
компетентность школьников” очень четко
выделяет следующие условия, в которых может быть
сформирована успешность обучения:
1) школьник имеет ясные представления о целях
своей учебной деятельности и ориентирует их на
решение задач, которые ставит перед ним школа;
2) школьник осознает мотивы своей учебной
деятельности;
3) школьник планирует свою учебную деятельность и
оценивает ее последствия;
4) при возникновении трудностей школьник
концентрирует свои психологические и физические
силы на достижение поставленных целей;
5) школьник учится нести ответственность за
правильность выбора задания, темпа изучения
материала.
При этих условиях ученику предоставляется
возможность:
– взглянуть на себя “изнутри” и “извне”,
сравнить себя с другими учащимися, оценить свои
поступки поведение, научиться принимать себя и
других как отдельную личность;
– вырабатывать силу воли;
– учиться преодолевать собственные
эмоциональные барьеры, которые мешают принять
волевое решение;– развивать в себе способность
быстро принимать решения, позволяющие
концентрировать усилие воли не на том, чтобы
предпочесть одно другому, а на размышления о
положительных и отрицательных свойствах
выбранного решения;
– учиться продуктивному общению, достигая
гармонии с окружением.
Именно, компетентностный подход способствует
реализации этих условий
Литература:
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как
компонент личностно-ориентированной парадигмы - Хуторской А.В. Ключевые компетенции.
Технология конструирования. Народное
образование. - Ярулов А.А. Познавательная компетентность
школьников. Школьные технологии. - Стратегия модернизации содержания общего
образования материалы для разработки документов
по обновлению общего образования. – М.:
Минобразования.
04.05.2022
Педагогический совет «Компетентностный подход в обучении как необходимое условие повышения качества образования»
Компетентностный подход впервые начал разрабатываться в Англии. Это был подход, который порождался и осмысливался не внутри образования, а был ответом на конкретный заказ профессиональной сферы.
В США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века стали использоваться понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.
Изначально компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям. То есть начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место.
Сфера образования, начиная с Я.А.Коменского, работала с основными единицами – знаниями, умениями и навыками. Профессиональная сфера работала с другими единицами – компетенциями. В этом смысле профессия дает ответ, какой компетентности должен быть человек или какова сфера его компетенции. Поэтому профессиональная сфера оперирует компетенциями, а образование – знаниями, умениями и навыками. И когда профессиональная сфера может точно на уровне заказа однозначно формулировать свои претензии к образованию, то задача образования заключается в том, как перекомпоновать знания, умения и навыки в определенные компетенции, которые требуются в профессиональной сфере. Совет Европы ввел много компетенций, но каждая страна, исходя из своих приоритетов и своих взаимодействий с профессиональной сферой, выделяет определенные компетенции. В частности, четыре базовых компетенции выдвинула Великобритания.
Что такое компетентность?
Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Тем не менее большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или действия.
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:
Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
Способность выполнять особые трудовые функции.То есть компетентность — это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делаютакцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), другие — на описаниисоставляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справля
Оценить
522
Содержимое разработки
Педагогический совет «Компетентностный подход в обучении как необходимое условие повышения качества образования»
Цель: мотивация деятельности педагогов по осуществлению компетентностного подхода, как средства достижения современных целей образования, при организации образовательного процесса
Задачи:
1.проанализировать особенности традиционного и компетнтностного подходов к организации образовательного процесса;
2.создать условия для повышения мотивации педколлектива к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса;
3.содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе
компетентностно подхода.
План проведения:
-
Организационный момент.
Введение в тему. Викторина.
2. Вступительное слово.
3. Практический этап: работа в группах
-
Установление соответствия вида и содержания образовательных компетенций, аргументация выбора.
-
Заполнение таблицы «Отличие компетентностного подхода от традиционного».
-
Анализ уроков по предметам «Человек и мир», 3 класс, «Беларуская літаратура», 5 класс, «Математика», 10 класс.
-
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании.
5.Рефлексивный этап
Рефлексия. Написание синквейна по теме педагогического совета.
6.Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета.
Литература по теме педагогического совета:
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. — №10.
Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. — №5.
Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
Тема педагогического совета: «Компетентностный подход в обучении
как необходимое условие повышения качества образования»
Цель: мотивация деятельности педагогов по осуществлению компетентностного подхода, как средства достижения современных целей образования, при организации образовательного процесса
Задачи:
1.Проанализировать особенности традиционного и компетнтностного подходов к организации образовательного процесса;
2.Создать условия для повышения мотивации педколлектива к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса;
3.Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе компетентностно подхода.
Подготовка педсовета: проведеныИМС «Обеспечение организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода», заседания школьных методических объединений: гуманитарного цикла «Компетентностный подход в образовании», начальных классов: «Компетентностный подход в практике преподавания математики в начальных классах», «Проектирование, проведение и самоанализ учебного занятия на I ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода с учетом предметной специфики», учителей естественно-математического цикла: «Организация деятельности учителя при проведении урока, пути и средства достижения результата на основе компетентностного подхода».
Организация педсовета: все педагоги разделены на группы. Они готовили домашнее задание – какие использовать приемы и методы для формирования ключевых компетенций учащихся, приготовили примеры компетентностно-ориентированных заданий из собственной практики.
Форма проведения: педсовет-исследование.
Ход педсовета:
Уважаемые коллеги, позвольте начать наш педагогический совет с небольшой викторины.
1. Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
3. От чего умер Базаров? (От заражения.)
4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
5. Назовите формулу площади круга. (nR2)
6. При каком императоре было отменено крепостное право? (При Александре I1.)
7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
10. Кто считается русским энциклопедистом в области науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)
11. Что производит на архитекторов Европы самое сильное впечатление при посещении Санкт- Петербурга? (Реки, мосты, решетки.)
Посчитайте, пожалуйста, сколько у каждого правильных ответов. Кто их присутствующих ответил на все вопросы, 10, 9, 8 и т.д. Возможно, вы не смогли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти». М. Монтень, французский писатель и философ эпохи Возрождения.
Есть различные источники информации и задача учителя научить учащихся пользоваться ими, научить их учиться.
В 2016 году Беларусь заняла 98-е место из 149 в рейтинге процветания Legatum Prosperity Index. Рейтинг основан на различных факторах, включая богатство, экономический рост, образование, здоровье, личное благополучие и качество жизни.
В категории «Образование» Беларусь занимает 41 место (Россия – 25).Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук. Именно поэтому в настоящее время в Беларуси продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов. Существует немало причин, по которым введение в образовательный процесс компетентностного подхода является требованием нашего времени. Вот лишь некоторые из них:
— ускорение темпов развития общества. По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать до 2070 годов. Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность;
— развитие процессов информатизации. Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний;
— новая ситуация на рынке труда. Она характеризуется тем, что востребованы не просто дипломированные специалисты, а люди, способные успешно работать в новых условиях, проявлять инициативу, ответственность, лидерские качества. Ныне актуальны креативные способности, критичность мышления, умения применять полученные в учреждениях образования знаний в нестандартных жизненных и производственных ситуациях, выбирать оптимальные стратегии поведения.
Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому. Базовыми категориями нового подхода являются понятия компетентность и компетенция.
Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков для успешной деятельности в определенной области.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня образовательных компетенций (по А.В.Хуторскому):
— предметные компетенции имеют конкретное описание и могут формироваться в рамках отдельных учебных предметов.
— общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
— ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций: 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования.
(Работа в группах. Для каждого вида компетенций отобрано 4 основных его составляющих. Группам необходимо установить соответствие вида и содержания образовательных компетенций, аргументировать свой выбор).
1. Ценностно-смысловые компетенции. |
1) Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. 2) Эти компетенции предполагают умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 3) Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. 4) От них зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом. |
2. Общекультурные компетенции. |
1) Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов. 2) Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека. 3) Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. 4) Сюда относится опыт освоения учащимися картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. |
3. Учебно-познавательные компетенции. |
1) Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. 2) Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 3) По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 4) В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. |
4. Информационные компетенции. |
1) Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 2) Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.). 3) Владение информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). 4) Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. |
5. Коммуникативные компетенции. |
1) Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми. 2) В рамках этих компетенций формируются навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. 3) Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 4) Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. |
6. Социально-трудовые компетенции. |
1) Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. 2) Права и обязанности в вопросах экономики и права, 3) Права и обязанности в области профессионального самоопределения. 4) В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. |
7. Компетенции личностного самосовершенствования |
1) Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. 2) Учащиеся овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. 3) Формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 4) К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. |
Одной из ключевых компетенций школьника является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. А, значит, задача учителя состоит не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Формирование учебно-познавательных компетенций является необходимым условием эффективности учебной деятельности учащихся в школе.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. на компетентностный подход.
Компетентностный подход — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые.
(Работа в группах по заполнению таблицы):
Отличие компетентностного подхода от традиционного:
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
1. Цель изучения |
Передача, приобретение теоретической суммыпреимущественно абстрактных ЗУНов,составляющих содержание образования |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) |
2. Характер образовательного процесса |
Репродуктивный: что нового узнал |
Продуктивный (практика и самостоятельная работа), чему научился. |
3. Содержание учебных программ |
Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга |
Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи) |
4. Отбор учебного материала |
Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» |
Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?» |
5. Технологии |
Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е запланированным ЗУнам |
Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку. |
6. Характер контрольных процессов |
Статистические методы оценки учебных достижений (в т.ч. тест, отметка) |
Комплексная оценка учебных достижений (портфолио – продукты творческого обучения) |
7. Результат |
ЗУНЫ |
Ключевые компетенции |
Итак, компетентностный подход – это совокупность:
— целей образования
— отбора содержания образования
— организации образовательного процесса
— оценки образовательных результатов.
Для того чтобы учащиеся стали компетентными людьми, нужны компетентные педагоги. В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Какова квалификация педагогов нашего учреждения образования?
93% (41 педагог) членов коллектива имеют высшее образование, 18 % (8 педагогов) имеют высшую квалификационную категорию, 41% (18 педагогов) имеют первую квалификационную категорию. Однако в коллективе 32% (14 педагогов) не имеют квалификационной категории (это, молодые специалисты и педагоги, которые продолжают обучение, находятся в декретном отпуске по уходу за детьми).
16 % педагогического коллектива имеют сертификаты пользователей информационных технологий, но в своей работе в большей или меньшей степени компьютер используют все. С появлением нового компьютерного класса повысилось количество педагогов, подготовивших детей для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах, мониторингах. Так в 2018/2019 учебном году на базе кабинета «Информатика» проведены тренировочные тесты в рамках подготовки к онлайн мониторингу по математике в 4-11 классах, по физике в 8-10 классах, учащиеся проверили свои знания в выполнении олимпиадных заданий по математике, посвященной памяти Ананченко (Диплом III степени у Степаненко Н., 10 класс,), в дистанционной интернет-олимпиаде «БГПУ имени Танка», учитель Вишнякова М.А., в конкурсе «Бобер» (50 участников), конкурсе «Юный скретчер», в дистанционной олимпиаде «Школа точных наук», учитель Вашедок Т.В., дистанционной олимпиаде по химии, учитель Федченко Л.В., по биологии, учитель Жималоскина К.В., олимпиаде по английскому языку, учителя Масько М.В., Пискун С.А., Федченко М.В., Озерова В.В., в дистанционной интернет-олимпиаде «БПГУ имени М.Танка, в конкурсе видеоблогеров, интеллектуальном турнире «Экономические знания- основа успешного бизнеса, олимпиаде по краеведению, учитель Гусаков П.И.
Оценкой компетентности педагога является результативное участие в научно-практических конференциях (Качан И.Л.), педагогических чтениях (Грядовкина ЗП., Науменко А.А.), методических конкурсах. Однако, учителя нашего учреждения образования неохотно предоставляют материалы из своего опыта работы. Предполагается участие в конкурсе «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»: Третьякова Г.А. Бекещенко Ж.Л., Дубко В.А., в конкурсе наглядных пособий.
Отмечается относительная стабильность результатов работы учащихся в 2018/2019 году: ПКЗ-33%, средний балл по школе 6.9.
С целью организации работы по реализации компетентностного подхода в образовательный процесс в нашей школе был проведен ряд мероприятий: ИМС «Обеспечение организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода», заседания школьных методических объединений: гуманитарного цикла «Компетентностный подход в образовании», начальных классов: «Компетентностный подход в практике преподавания математики в начальных классах», «Проектирование, проведение и самоанализ учебного занятия на I ступени общего среднего образования с позиции компетентностного подхода с учетом предметной специфики», учителей естественно-математического цикла: «Организация деятельности учителя при проведении урока, пути и средства достижения результата на основе компетентностного подхода», анкетирование педагогов и учащихся; посещались учебные занятия.
Итоги анкетирования педагогов (Приложение 1)
91% педагогов, принявших участие в анкетировании, дали верные ответы по 9 вопросам, касающимся темы педагогического совета. И только один педагог (9%) высказал неверное суждение по 5 вопросам, а также разделились мнения по вопросу относительно предметных компетенций. Проведено анкетирование учащихся старших классов с целью определить, формируются ли на учебных занятиях ключевые компетенции по их мнению.
Итоги анкетирования учащихся (Приложение 2)
Многие учащиеся не могут соотнести получаемые в школе знания, умения и навыки с теми компетенциями, которые формируются у них в процессе обучения. Педагогам необходимо подчеркивать важность и область применения знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся.
Анализ посещенных уроков показывает, что среди ключевых компетенций, которые развивались у учащихся на учебных занятиях, можно отметить следующие: учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые, коммуникативные: культура мышления и поведения, правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, знания в области профессионального самоопределения.
Выступление педагогов из опыта работы по теме.
4. Практическая часть педсовета.
Анализ урока с позиции компетентностного подхода.
Представители проблемных групп анализируют уроки с в начальной школе, в среднем звене, в старших классах. (урок литературного чтения, белорусской литературы, математики).
5.Выводы:
-
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
-
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе предметного обучения).
-
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
6.Рефлексия. «Написание синквейна»
Правила написания синквейна
1 строка — одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка — фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
5 строка – слово (словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
(Работа в группах. Группам предлагается составить синквейн на темы «Компетенция», «Компетентность», «Компетентностный подход»)
7.Решение педсовета.
1. Педагогам:
1.1. Продолжать работу по обеспечению качества образования путем организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.
постоянно
1.2. При планировании образовательного процесса уделять внимание формированию ключевых компетенций учащихся, выбирать соответствующие методы и формы организации обучения.
постоянно
2. Руководителям школьных методических объединений:
2.1. Способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний школьных методических объединений.
постоянно
2.2. Провести методическую неделю «Компетентный учитель».
2.3. Заведующим учебными кабинетами организовать работу по созданию банка данных компетентносто-ориентированных заданий по предметам.
3. Заместителю директора по УР:
3.1. провести промежуточную диагностику затруднений педагогов по реализации компететностного подхода, спланировать в соответствии с ее результатами проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов по актуальной тематике;
3.2. направлять педагогических работников на обучающие семинары по реализации компетентностного подхода.
4. Заместителю директора по ВР, классным руководителям, воспитателям ГПД:
4.1. При планировании воспитательной работы с учащимися уделять внимание формированию компетенций, направленных на развитие личностного, социального и коммуникативного потенциала учащихся.
постоянно
5. Администрации:
5.1. При посещении учебных занятий обращать внимание на уровень применения компетентностного подхода педагогами учреждения образования.
8. Послесловие.
Памятка для педагогов
по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности.
А) верно – 0% Б) неверно -100%
2. Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности.
А) верно – 91% Б) неверно – 9%
3. Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.
А) верно -90% Б) неверно -9%
4. Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.
А) верно -100% Б) неверно-0%
5. Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе
А) верно -100% Б) неверно -0%
6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность обучающегося
А) верно – 9% Б) неверно-91%
7. Ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции;
2. Общекультурные компетенции;
3. Учебно-познавательные компетенции;
4. Информационные компетенции;
5. Коммуникативные компетенции;
6. Социально-трудовые компетенции;
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
А) верно 91% Б) неверно -9%
8. Общепредметные компетентности – относятся к определённому предмету, имеют конкретное описание и формируются в рамках этого предмета.
А) верно -91% Б) неверно 9%
9. Предметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей
А) верно -45% Б) неверно- 65%
10. Какая образовательная компетентность включает в себя:
знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки;
владение способами познания из разных источников;
умения действовать в нестандартных ситуациях;
умение критически оценивать разные интерпретации фактов;
владение методами познания (измерения, вероятностными, статистическими методами)?
А) Компетенции личностного самосовершенствования -9%
Б) Учебно-познавательные компетенции — 91%
Приложение 2
Анкета для учащихся
Считаешь ли ты, что на учебных занятиях в школе у тебя формируются следующие знания, умения и навыки? (нужное подчеркнуть)
Умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию: 10 класс: да-91%, 11 класс: да-72%.
Умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое, умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ: 10 класс: да-73%, 11 класс: да-61%.
Знания в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя): 10 класс: да-73% 11 класс: да-39%.
Знания в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя): 10 класс: да-45%, 11 класс: да- 33%.
Знания в сфере семейных отношений и обязанностей: 10 класс: да- 36%, 11 класс: да- 39%.
Знания в области профессионального самоопределения: 10 класс: да-82%, 11 класс: да- 56%.
Личностного совершенствования: 10 класс: да-73%, 11 класс: да- 67%.
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: 10 класс: да- 45%, 11 класс: да- 67%.
Способы эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: 10 класс: да- 45%, 11 класс: да- 39%.
Культура мышления и поведения: 10 класс: да- 91%, 11 класс: да- 78%.
Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье: 10 класс: да- 82%, 11 класс: да- 61%.
Приложение 3
Выступление из опыта работы учителя русского языка и литературы
Развитие языковой компетенции
при работе с текстом на уроках русского языка и литературы
Согласно Концепции учебного предмета «Русский язык», система знаний и умений по русскому языку включает следующие компетенции: 1) языковую, 2) речевую 3) коммуникативную, 4) лингвокультурологическую.
Языковая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка на всех его уровнях (фонетика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правилами функционирования языковых средств в речи; нормами литературного языка; умениями пользоваться языком в различных ситуациях общения. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями и яркими примерами, цитатами о богатстве русского языка. Работа детей над текстами художественных произведений, конечно же, произведет на учащихся неизгладимое впечатление. Они начинают понимать, как важно вдумываться, вслушиваться в слово, как важно понимать произведения великих писателей, чувствовать «волшебство знакомых слов», наслаждаться красотой их звучания, понимать глубину их значения. В рамках урока и во внеклассной деятельности я объясняю учащимся, как важно и самим бережно относиться к слову, чтобы передать через него свои мысли, чувства. Для этого выполняем различные задания: вставляем пропущенные слова в прозаических и лирических произведениях, заменяем их синонимами, пишем синквейны, стихотворения, отзывы на художественные произведения. Прошу учащихся обязательно определить, какой фактический материал отобрал автор, какие языковые и композиционные средства он использовал для реализации своего замысла, какую функцию выполняют эти средства в тексте. Задания после работы над стихотворением могут быть такими: используя те средства художественной выразительности, которые присутствуют в стихотворении изучаемого автора, создайте свой поэтический или прозаический текст. Интересна работа над деформированным тексом. Каждый ученик читает только один фрагмент текста и должен так пересказать его остальным, чтобы они поняли его, чтобы в результате таких пересказов ребята знали содержание всех фрагментов и могли выстроить их в нужной последовательности.
Полученные знания дают учащимся возможность участвовать в различных конкурсах: рифма by (диплом II степени в 2016 году, диплом III степени в 2017 году, 4 участника в 2019 учебном году, 2 участника конкурса “Послание ветерану»; «Журавлик» (3 место в районе в 205/16, 1,2,3 место в 2016/17),
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Приложение 4
Выступление из опыта работы учителя начальных классов
«Роль игры в развитии ключевых математических компетенций учащихся начальных классов»
Математические знания, умения и навыки эффективно используются в том случае, если человек обладает набором различных компетенций, не только предметных. Игровые приемы и ситуации выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебные игры применяются для развития ключевых математических компетенций и умения использовать полученные знания на практике, развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение. Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Процесс игры облегчает учащимся понимать тему, вовлекает их в игровую деятельность, вызывает интерес к результату решения математических задач, способствует развитию логического мышления. Дидактическая игра тем и привлекает, что её можно использовать практически на любом этапе урока. Главное, чтобы она была тесно связана с темой урока, органически сочеталась с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В своей работе я отвожу внимание воспитанию произвольного внимания. Особенно важно обращать внимание в начале урока, т.к. это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для активизации мыслительной деятельности и внимания провожу устный счет с элементами игры.
Широко использую игры «Установи закономерность», «Веселый счет», «Живые числа», «День и ночь», «Назови соседей числа» [прил.1]. Они способствуют развитию внимания учащихся, ребята анализируют и устанавливают числовые последовательности. Дидактическая игра «Не скажу» формирует механизм произвольного переключения внимания.
При объяснении нового материала я использую такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в них должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования числа. Например, игры «Составим поезд», «Найди пару», «Подарки Петрушки», «Украсим елку игрушками». Эти дидактические игры направлены на активизацию познавательных процессов учащихся, сосредоточенность внимания учащихся. Учащимся удается легче воспринимать, запоминать содержание данного материала.
На уроках закрепления нового материала применяю игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае стараюсь направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Например, для закрепления состава чисел первого десятка хорошо подходит игра «Угадай», «Самый быстрый почтальон». В играх ненавязчиво обогащается запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества.
Мной на основе собственного педагогического опыта работы учителем начальных классов подобраны эффективные дидактические игры, способствующие развитию внимания учащихся 1-2 классов на уроках математики. В ходе диагностики учащихся установлено: в результате использования на уроках дидактических игр, возможно развитие у учащихся внимания и повышение самостоятельности при решении математических заданий, следовательно, качества образования по учебному предмету «Математика».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/494302-pedagogicheskij-sovet-kompetentnostnyj-podhod
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!