Сценарий урока против курения

Сценарии праздника для школы и детского сада. Сценарий на тему «Курить - здоровью вредить» на День здоровья. Авторские материалы доступны для скачивания на сайте корпорации Российский учебник

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Игра проводится в виде конкурсной программы. Может быть использована как для проведения в конкретном классе, так и для проведения общешкольного мероприятия.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • выработка у детей и подростков негативного отношения к табакокурению;
  • формирование навыков отказа от предложенной сигареты;
  • развитие индивидуального и группового самосознания;
  • формирование креативности личности и представлений о преимуществах здорового образа жизни.

Формы организации деятельности детей:

  • Анкетирование.
  • Словесный бой.
  • Демонстрация сценок.
  • Викторина.
  • Письмо-обращение к курильщику.
  • Антиреклама (придумать антирекламу на пачку сигарет).
  • Сложи поговорку.
  • Составить коллаж или нарисовать рисунок «Город Некурийск» и представить его.
  • Просмотр документального фильма о вреде курения.
  • Рефлексия «Круг жизни».
  • Конкурс «Домашнее задание» (придумать комплекс упражнений для поддержания здоровья.

Ход мероприятия

(Звучит мелодия песни «Звездная страна». Подготовить картинки с изображением на одной половине листа формата А4 розы, на другой – сорняка. На картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с изображением сорняка – вредные.)

Ведущий: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.

(Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»).

«Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

– Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе? Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?

Ведущий: Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ученые подсчитала, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т.е. наследственности) и еще, на 20% – от условий, в которых живет человек. Самой распространенной вредной привычкой сегодня является табакокурение.

Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет: «Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». История приобщения европейцев к курению началась в Америке в 15 веке. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Петр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось даже, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и ое не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн человек.

Население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Общая масса окурков – 2 520 000 тонн!

Мы провели опрос среди учащихся 7-х классов и выяснили (озвучить результаты анкеты).

АНКЕТА

  1. Пробовали ли Вы курить?
  2. Если «да», то в каком возрасте?
  3. Первую сигарету выкурили:
    А) один;
    Б) с другом;
    В) в компании.
  4. Курю для того, чтобы
    А) считать себя взрослым;
    Б) за компанию;
    В) ради интереса.
  5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
    А) ругают;
    Б) убеждают бросить;
    В) безразличны;
    Г) не знают.

Тема сегодняшней нашей деловой игры «Курить – здоровью вредить».

Ведущий: Для начала нашей деловой игры прошу команды занять свои места.

Представление жюри.

1 конкурс «Словестный бой»

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние организма, при котором все его органы выполняют свои функции.

В слове «здоровье» 8 букв, учитывая, что седьмая – мягкий знак – предлагаю придумать как можно больше слов, связанных со здоровым образом жизни, начинающихся на 7 букв слова «здоровье». (3 минуты).

(Зарядка, закаливание, обливание, завтрак, диета, обед, овощи, рацион, режим, витамины, вода, вегетарианство, воздух, еда и т.д.)

Кол-во баллов соответствует кол-ву написанных слов.

2 конкурс «Закурим?..»

Разыграть ситуацию «Закурим?..» Учащиеся разыгрывают сценки, в которых они должны привести серьёзные аргументы, чтобы отказаться от предложенной сигареты. (3 минуты).

Максимальное кол-во баллов – 7.

3 конкурс «Викторина»

Ответить на вопросы викторины.

  1. Назовите имя известного путешественника-мореплавателя, который первым из цивилизованного мира наблюдал, как индейцы выпускали изо рта дым, вытягивая его из листов, свернутых в трубки, заложенные на конце. (Колумб).
  2. Назовите однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. (Табак).
  3. Сколько ядовитых компонентов входит в состав табака? (30).
  4. Объясните, как вы понимаете выражение «пассивный курильщик»? (Человек, вдыхающий дым того, кто курит).
  5. Назовите самое опасное вещество, входящее в состав табака, которое является медленным убийцей человека. (Никотин). (1 минута).

Кол-во баллов соответствует кол-ву правильных ответов.

4 конкурс «Письмо-обращение»

Каждый знает, какой вред приносит организму никотин. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Вашему вниманию предлагается фильм …

А теперь задание: команде необходимо сочинить письмо-обращение к курящему человеку, приводя в качестве аргументов как можно больше доводов против курения. (5-7 минут).

Максимальное кол-во баллов – 7.

5 конкурс «Домашнее задание»

(Можно показывать по очереди между конкурсами).

Создать комплекс упражнений для поддержания здоровья человека.

Максимальное кол-во баллов – 7.

6 конкурс «Антиреклама»

Нарисовать антирекламу и наклеить на пачки из-под сигарет. (7-10 минут)

Максимальное кол-во баллов – 7.

Антиреклама

7 конкурс «Сложи поговорку»

Сложить поговорку из слогов.

Бо/лен/-/ле/чись,/а/здо/ров/-/бе/ре/гись.

Максимальное кол-во баллов – 7.

8 конкурс «Город будущего – Некурийск»

Изображение на ватмане города будущего – Некурийска. Рассказ о своем городе.

(Звучит мелодия «Этот город – самый лучший город на земле»)

Максимальное кол-во баллов – 7.

Город будущего – Некурийск

Подведение итогов

Просмотр документального фильма о вреде курения.

Рефлексия

На ватмане нарисован «Круг жизни». Этот круг необходимо заполнить островками двух цветов: в черных кружочках написать слова-понятия, которые показывают, что несет человечеству курение, в зеленых кружочках – то, что можно поставить им в противовес.

(Можно заранее подготовить «островки» с зелеными и черными краями).

Обсуждение полученного изображения. Общий вывод: от каждого человека зависит, каким будет жизненное пространство вокруг него.

Сценарий внеклассного мероприятия  

«КУРИТЬ ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ»

Автор Раднаева Марина Батуевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Эвенкийский центр развития творчества «Давдын»

Курумканского района

Цель: формирование негативного отношения к курению.

Задачи:

1) Рассказать о вреде курения, выяснить отношение учащихся к курению.

2) Напомнить школьникам о негативном воздействии табачного дыма на организм человека, его влиянии на мозг, сердце, лёгкие.

3) Проанализировать причины, побуждающие к курению, сопоставить аргументы «за» и «против».

4) Познакомить с историей приобщения европейцев к табаку, отношением к табаку в России.

5) Привести данные социологического опроса и проанализировать их.

Предварительная подготовка

  • Проведена анонимная анкета (социологический опрос)
  • Результаты анкеты проанализированы
  • Даны индивидуальные задания учащимся

Оформление

  • Рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни
  • Чистые листы бумаги
  • Запись на доске
  • Таблица

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие ребята! Я говорю вам «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Думал ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье – самая главная ценность для человека. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете реализоваться в современном мире. Говорить мы будем сегодня о вреде курения, а нашим девизом станут слова «Береги здоровье смолоду». (Плакат с записью девиза вывешивается на доску).

Ответьте на вопросы:

1. Часть физической культуры. (Спорт)

2. Ядовитое вещество, содержащееся в табаке. (Никотин)

3.Физиологическое состояние человека, животного, всего живого. (Жизнь)

4. Содержащие никотин высушенные и изрезанные или растёртые листья растения. (Табак)

5. Вдыхание в себя дыма, тлеющих растительных продуктов. (Курение)

6. Папироса без мундштука. (Сигарета)

7. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное и психическое благополучие. (Здоровье)

8. Человек, страдающий наркоманией. (Наркоман)

9. Вообще вино, спиртные напитки. (Алкоголь)

Педагог: Вредные привычки мешают человеку вести здоровый образ жизни. В настоящее время ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака. По этому поводу позвольте рассказать вам одну притчу.

Притча

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец, сказал:

– Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью смотрели на него.

– Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»?

И мудрец пояснил:

– Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли крестьяне от купцов и задумались…

Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?

(ответы учащихся)

Отрывок из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Педагог:

Вы, наверное, помните книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера»?

В ней есть эпизод, который очень выразительно передаёт ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения. Давайте прочитаем этот эпизод.

« После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, их немного тошнило, но всё же Том заявил:

— Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы.

— И я тоже, — подхватил Джо. – Плёвое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплёвывали всё чаще и чаще… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Беседа, ответы на вопросы

— Что же произошло в детском организме, если он столь бурно прореагировал на табак?

— В чём проявилась реакция сердца, нервной системы и органов пищеварения?

— Почему люди начинают курить?

(Ответы учащихся)

Обращение к записи на доске

Выберите из списка описание влияния табачного дыма на мозг, сердце, желудок, лёгкие.

От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.

Изо рта плохо пахнет.

Снижается аппетит.

Дым сигарет загрязняет лёгкие, вызывает кашель.

Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

Человек становится напряжённым, раздражительным.

(Обсуждение выбираемых утверждений)

Педагог: Как вы думаете, а откуда пришла к нам пагубная привычка курить?

(Ответы учащихся)

Педагог: Давайте обратимся к истории.

Сообщение  обучающегося

Историческая справка

Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос РодригоТриана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении каждый делал из неё 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда – во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойства табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

Педагог:Знаете ли вы, как в России относились к курению табака?

(Ответы учащихся)

Сообщение обучающегося

Историческая справка

В России в царствование царя Михаила Фёдоровича уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Педагог: Что такое курение? (Ответы учащихся)

Вот какое объяснение даёт словарь.

Курение – это втягивание в себя дыма тлеющих растительных продуктов.

Исследование

Педагог: Проведём небольшое исследование.

Ответы на вопросы и их обсуждение

  • Знаете ли Вы, сколько стоит пачка сигарет? Запомните или запишите эту цифру.
  • Сколько пачек в неделю выкуриваете Вы или Ваши знакомые, родные?
  • Посчитайте, сколько денег на это тратится в неделю?
  • Посчитайте, сколько денег тратится на сигареты в год?
  • Что можно ещё купить на эти деньги?

(Ответы учащихся)

Педагог: Стоит ли курить? Может быть, эти деньги лучше потратить на что-то другое?

Педагог:А.С.Пушкин написал обращение к красавице, которая нюхала табак. (Четверостишие заранее записано на доске)

Ты любишь обонять не утренний цветок,

А вредную траву зелёну,

Искусством превращённу,

В пушистый порошок!

Педагог: Как относится поэт к этой красавице? Осуждает он её или оправдывает? (Ответы учащихся)

Насколько вреден табак, по-вашему, для женского организма?

(Ответы учащихся)

Сообщение обучающегося

Информация к размышлению

Какой вред наносит табак женскому организму?

Каких-нибудь 80 лет назад курящие женщины были исключением. Сегодня их так много, что это стало, к сожалению, типичным явлением. Итальянские врачи сделали вывод: 10-30 сигарет, выкуриваемых девушкой в день, в два

раза увеличивает вероятность смертности детей при родах. Среди детей, родившихся от курящих матерей, значительно выше заболеваемость, отставание в физическом развитии. Примечательна надписи на сигаретах: «Минздрав предупреждает: курение беременных женщин может привести к травмам, преждевременным родам и пониженному весу новорождённых», «Минздрав предупреждает: курение опасно для жизни» и т.д.

Работа в парах

Подумайте, что может написать поэт по отношению к курящим дамам – нашим современницам?

(Чтение и обсуждение работ)

Педагог: Перед проведением мероприятия вы отвечали на вопросы анкеты. Вот данные социологического опроса.

 Анализ социологического опроса (анонимных анкет)

Анкета

1. Сколько Вам было лет, когда Вы начали курить?

2. Что Вы курили: сигареты, сигары, трубку?

3. Кто в первый раз Вам дал попробовать закурить: друг, родственник или кто-то ещё?

4. Почему Вы попробовали табак в первый раз?

5. Сколько месяцев (лет) Вы курили?

6. Пробовали ли Вы бросить курить?

7. Была ли попытка успешной?

8. Как Вы думаете, должны ли дети курить?

9. Почему?

10. Считаете ли Вы, что взрослые должны курить?

11. Почему?

Рефлексия

Педагог:Заполните таблицу «Мой выбор – не курить».

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

Обсуждение аргументов

Итог

Педагог: Почему нужно отказаться от курения? Потому что это продлит Вашу жизнь!

Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,3 года. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения Вашей жизни? Подумайте об этом, ребята, и сделайте свой

выбор. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы!

Литература

АльтшулерВ.Б. Вредные привычки – угроза здоровью. М..- Знание. 1989

Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю. Иоффе А.Н. Смирнова Г.К. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. М.: ЗАО «Учительская газета», 2002

Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – м.. Просвещение, 1986

Цели:

  • показать негативное влияние курения на
    человека,
  • подчеркнуть социальную и личную значимость
    здорового образа жизни.

Задачи:

  • раскрыть причины, ведущие к болезненной
    привязанности к курению;
  • показать последствия этой вредной привычки для
    человека;
  • формировать отрицательное эмоциональное
    отношение к курению;
  • подвести к осознанию преимущества здорового
    образа жизни.

Оборудование:

  • плакат: «Трудно себе представить то
    благотворное изменение, которое произошло бы во
    всей жизни людской, если бы люди перестали
    одурманивать и отравлять себя водкой, вином,
    табаком и опиумом. Л.Н.Толстой».
  • физическая карта мира.
  • наглядное пособие «курящая кукла» и
    «бутылка».
  • компьютер и мультимедийный проектор для презентации

Предварительная работа: провести
анкетирование в классе (вариант анкеты
прилагается), подготовить группу детей-учёных
для ведения урока (географ, историк, физик, химик,
биолог, социолог)

Ход урока

1. Учитель: Курение является социальной
проблемой общества, как для его курящей, так и для
некурящей части. Однако беспокойство ученых и
врачей, вызванное распространением этой
пагубной привычки, растет, так как пока еще
значительное число людей не считает курение
вредным для здоровья. Для одних, проблемой
является бросить курить, для других — избежать
влияния курящего общества и не «заразиться» их
привычкой, а также — сохранить своё здоровье от
продуктов курения, поскольку вещества входящие в
выдыхаемый курильщиками дым, не на много
безопаснее того, если бы человек сам курил и
принимал в себя никотин и многое другое, что
входящее в зажжённую сигарету. Курение — не
безобидное занятие, которое можно бросить без
усилий. Это настоящая наркомания, и тем более
опасная, что многие не принимают в серьез. Итак,
тема нашего урока — «Табачный туман обмана»

В процессе нашего разговора мы предлагаем всем
записать рекомендации, которые войдут в памятку,
для тех, кто хочет отказаться от курения. Пока
идёт наша беседа, постарайтесь закончить
предложения, которые лежат у вас на столах: «Если
человек откажется от курения хотя бы:»

  • на несколько часов, то организм его…
  • на один день, то вероятность приближения………
  • только на два дня, то уже все системы организма
    …….
  • на три дня, то большая часть никотина………
  • на один год, то значительно улучшится
    кровоснабжение…..
  • еще на два года, то риск возникновения
    инфаркта…….
  • на пятнадцать лет, то вероятность
    преждевременной смерти….

2. Учитель: Для начала необходимо
познакомиться с историей распространения
никотина в мире и эту информацию для нас
подготовители наши географ и историк.

Рассказ «Об истории распространения табака»
(сопровождается презентацией, материал
прилагается) На физической карте мира отмечают
флажками пути распространения табака по всему
миру.

3. Учитель: Начиная курить, не всегда люди
задумываются, к чему может привести эта вредная
привычка? А стоило бы. Сейчас мы попросим физика
смоделировать происходящие процессы при сильном
нагревании табака.

Демонстрация опыта:

  • оборудование — пробирка, пробка с короткой
    газоотводной трубкой, спиртовка и табака;
  • ход опыта — в пробирку насыпаем немного табака,
    закрываем отверстие пробкой с маленькой
    газоотводной трубкой. Нагреваем пробирку над
    пламенем горелки;
  • результат — темно-коричневая жидкость
    (табачный деготь) и белые пары газообразных
    веществ (табачный дым: угарный газ, этилен,
    аммиак).

Учитель: попросим биолога объяснить
физиологические процессы последствия курения и
влияние табачной смолы на живую ткань.

Ученик — биолог (выступление биолога с
плакатом на котором изображены легкие и сердце
человека)
:

Рассмотрим последовательность воздействия
дыма на организм человека. В момент затяжки,
температура на кончике сигареты достигает 300
градусов, при затяжках доходит до 1100 градусов, но
это на другом конце сигареты, а на входе
температура табачного дыма порядка 50-60 градусов.
Вроде бы немного, но если учесть, что средняя
температура тела человека 36,6 градусов, то 60
градусов создает повышенное температурное
воздействие на 23 градуса, что можно отнести к
экстремальному. Под действием высокой
температуры из табака и папиросной бумаги
образуются ядовитые различные вещества: никотин,
угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие.
Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в
табачном дыме, раздражают слизистую оболочку
гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков.
При систематическом курении зубы желтеют и
портятся, глаза слезятся, волосы приобретают
неприятный запах, сердце бьется чаще, сосуды
суживаются, затрудняется кровоток, легкие
загрязняются табачными смолами и темнеют.

Курильщики в 30 раз чаще болеют раком лёгких, чем
некурящие. Курение приводит к заболеваниям
сердца и кровеносных сосудов. 80процентов
больных, страдающих заболеваниями желудка и
двенадцатиперстной кишки, являются
курильщиками.

От курильщиков рождаются ослабленные и больные
дети.

Особенно большой вред курение приносит
женскому организму. Курящая женщина рискует не
родить вообще или родить больного ребенка. Дети в
семьях курильщиков значительно чаще болеют, чем
в семьях некурящих. Все, кто окружают курильщика,
становятся пассивными курильщиками и нередко
страдают даже больше, чем он сам.

Согласно данным Всемирной организации
здравоохранения, каждая пятая смерть на планете
связана с курением.

4. Учитель: У некурящих легочная ткань
тонкая, эластичная, светлая. В легких происходит
насыщение кислородом крови, поэтому они являются
одним из важнейших органов. Что же происходит с
легкими при курении? Для наглядной демонстрации
действия табачного дыма на легкие курильщика
наши физики смоделировали опыт с наглядным
пособием «курящая кукла».

Демонстрация опыта:

  • оборудование — детская кукла, резиновая груша,
    кусок ваты, одноразовая система для
    внутривенного переливания растворов, сигарету с
    фильтром и спички;
  • ход опыта — Поместите небольшой кусочек ваты в
    утолщение прозрачной трубки. Вставьте в мундштук
    сигарету и зажгите ее. «Выкурите» сигарету до
    конца с помощью резиновой груши (не торопитесь
    закончить опыт, в противном случае эффект не
    будет очень наглядным). Затем извлеките вату из
    трубки, разверните и покажите школьникам
    изменение ее цвета. Обязательно пройдите по
    рядам и дайте каждому понюхать вату — это
    значительно усиливает воздействие.
  • результат — в опыте они видели воздействие лишь
    одной сигареты на «легкие» куклы, тогда как
    курильщик выкуривает много сигарет, и его легкие
    выглядят значительно чернее и запах от них еще
    сильнее.

5. Учитель: Давайте остановимся на вредных
последствиях курения для организма человека:

Кратковременные отрицательные последствия
курения (проявляющиеся через несколько минут
после первой затяжки):

  • учащенное сердцебиение;
  • рост артериального давления;
  • раздражение слизистой оболочки горла;
  • проникновение в кровь угарного газа;
  • попадание в легкие канцерогенов;
  • отравление воздуха;
  • иногда раздражение слизистой оболочки глаз;
  • снижение температуры кожных покровов.

Отрицательные последствия длительного
курения:

  • рак легких, полости рта, пищевода, гортани,
    поджелудочной железы и мочевого пузыря;
  • заболевания сердца;
  • язвы;
  • заболевания системы кровообращения, инсульты;
  • эмфизема легких;
  • хронический бронхит.

Прочие отрицательные последствия курения:

  • возможно повреждение слизистой оболочки губ,
    языка, неба, гортани, горла, что в свою очередь
    неблагоприятно сказывается на вкусовых
    ощущениях;
  • возможное появление сухого прерывистого кашля,
    неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;
  • возможно ухудшение обоняния;
  • возможно преждевременное образование морщин на
    лице;
  • пожелтение зубов; нарушение нормального
    дыхания и снижение выносливости;
  • снижение сопротивляемости организма к
    различным заболеваниям.

Учитель: Давайте попросим нашего химика
объяснить нам, почему так опасны сигареты?

Химик. Сигарета так опасна потому, что она
начинена листьями табака. В сыром виде листья
табака не так опасны, их могут есть даже животные.
Но когда табак превращается в сигарету и в
табачный дым, он образует опасный коктейль,
состоящий из громадного количества химических
веществ. Это — угарный газ, окись азота, пропан,
бутан, изобутан, толуол. В состав табачного дыма
входит и 16 веществ, вызывающих зависимость. Самым
опасным из них является никотин.

Остановимся на самых опасных компонентах
табачного дыма.

Никотин — наркотическое вещество, сильный яд.
Поражает нервную систему и органы пищеварения.

Окись углерода, или угарный газ блокирует
способность гемоглобина связывать и отдавать
кислород, то есть приводит к кислородному
голоданию.

Аммиак разрушает слизистые оболочки
дыхательных путей, приводит к бронхитам, кашлю,
одышке, в конечном итоге — к раку легких

Синильная кислота — коварный яд, свободно
проникающий в кровь и в клетки, вызывает
кислородное голодание, в больших количествах —
мгновенную гибель.

Канцерогенные вещества способствуют
образованию рака. В состав табачного дыма входят
также мышьяк, цинк, свинец, радиоактивные
вещества, вызывающие облучение.

6. Учитель: Наше время — время табачной
эпидемии, когда борьба с курением не приносит
должного эффекта. Курение становится
узаконенной формой наркомании. Причиной
массового распространения курения среди
подрастающего поколения — это позитивная реклама
в средствах массовой информации. Как влияет на
распространение курения реклама табачных
изделий?

Эти изделия рекламирует табачная
промышленность, которая в первую очередь
заинтересована в том, чтобы продать своей
продукции как можно больше. Таким образом, у
медиков, которые борются за здоровье человека, и
тех, кто производит и рекламирует сигареты,
совершенно разные задачи. Если победят интересы
табачной промышленности, то мы не услышим ни
слова правды о курении и будем постоянно видеть
на страницах журналов и телеэкранах здоровых,
преуспевающих людей, которые тем не менее не
могут обойтись без сигареты.

Если ничто не противостоит потоку рекламы, то
человек оказывается в ее власти. Он перестает
понимать, что его желания «потребности созданы
искусственным путем и приведены в действие
скрытыми психологическими механизмами. Такой
человек перестает видеть реальность, не осознает
даже очевидных последствий курения.

Давайте на примере рекламы курения попробуем
создать вариант «антирекламы». Разделим доску
на две части и запишем:

Что мы всегда видим в рекламе табачных
изделий?
Чего мы никогда не увидим в рекламе
табачных изделий?
   

Заполняем таблицу, выслушивая предложения
детей, например

Что мы всегда видим в рекламе табачных
изделий?

1 Красивую пачку, полную сигарет,
которую герой рекламы только что распечатал.

2. Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих
людей.

3. Человек на рекламе всегда закуривает с
удовольствием.

4. Курение никогда не мешает окружающим.

5. Человек, который закурил в рекламном клипе,
сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его
отлично.

6. Нет сомнений — курить или не курить, главное
— выбрать правильный сорт сигарет.

Чего мы никогда не увидим в рек-ламе
табачных изделий?

1. Окурки в пепельницах, пустые
смятые пачки в урнах.

2. Больных, несчастных людей с дрожащими,
пожелтевшими от табачного дыма пальцами.

3. Человек на рекламе никогда не закашляется и
не щурится от табачного дыма.

4. В рекламе никогда нет детей, родственников и
соседей курильщика, которым мешает табачный дым.

5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в
безвыходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после
скандала и т.д.

6. Никогда не показывают больных, жалеющих о том,
что своевременно не прекратили курить.

6. Учитель: Перед нашим уроком в классе
проводилась анкета. Давайте проанализируем
результаты и предоставим слово нашему социологу.

Подведение итогов урока.

В начале урока я попросила вас предложить и
записать рекомендации для тех, кто хочет
отказаться от курения. Давайте вернёмся к нашему
заданию и закончим предложения:

  • на несколько часов, то организм его….
  • на один день, то вероятность приближения………
  • только на два дня, то уже все системы организма
    …….
  • на три дня, то большая часть никотина………
  • на один год, то значительно улучшится
    кровоснабжение…..
  • еще на два года, то риск возникновения
    инфаркта…….
  • на пятнадцать лет, то вероятность
    преждевременной смерти….

Я надеюсь, что наш урок — это ещё один шаг к
здоровому образу жизни. Ваше здоровье в ваших
руках. Спасибо за участие в нашем разговоре.

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

  1. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы /
    Сост. В.А. Ведерникова и др.- Волгоград: Учитель,
    2005.
  2. Классные часы: 6 класс/авт-сост. Л.А. Егорова, — М:
    ВАКО, 2010.-208. — (Учебный год)

«Курить — здоровью вредить».

Профилактическое занятие для 7-8 классов

Цель: Ранняя профилактика курения. Знакомство с воздействием табака на организм, выработка осознанного негативного отношения к курению

Задачи:

Формировать у подростков негативное отношение к курению;

Предупредить подростков о вредном влиянии никотина на организм человека;

Умение сказать нет: противостоять давлению сверстников и среды в приобщении к курению.

Возраст: 7-8-е классы

Подготовительная работа к занятию:

Учащимся предлагается ответить на вопросы анонимной анкеты.

Разработать свод правил для ребят, которые курят.

Подготовить листы ватмана с результатами анкетирования и фактами о вреде здоровья.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.

Игра на знакомство

Цель: создание благоприятной, непринужденной обстановки.

Ребятам предлагается назвать свое имя, а затем на первую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.

Учащимся предлагается узнать о теме нашего занятия, предварительно разгадав шифровку:

Коррекционное упражнение, на развитее анализа и синтеза.

Курить — здоровью вредить

2. Введение в тему:

Сообщение учителя:

Курение быстро становится привычкой, от которой трудно избавиться. Дети, подростки иногда начинают курить, потому что хотят казаться взрослыми. Но взрослые курильщики часто хотят бросить курить. К сожалению, избавиться от этой привычки удается далеко не всем.

В табачном дыме содержится до 4000 химических веществ, часть из которых являются канцерогенными, т.е. способствующими возникновению злокачественных опухолей. Одной из вреднейших составляющих табачного дыма является никотин, в табачном дыму содержится также синильная кислота, мышьяк, аммиак, радиоактивный полоний и т.д.

Смертность курящих на 30-80% выше смертности некурящих. Курение является одной из причин рака легких. Курение вызывает склероз сосудов, повышает риск инфаркта миокарда, инсульта. Курение ведет к разрушению зубной эмали. Зубы курящего желтеют, разрушаются. Часто желтеют пальцы. Изо рта курящего исходит неприятный запах.

Предлагаю выполнить задание: собрать из разрезанных слов целую фразу

«Поцеловать курящего – то же самое, что вылизать пепельницу».

Курильщик вредит не только себе, но и окружающим. Тому кто находится рядом с курящим человеком, приходится вдыхать табачный дым, от которого страдает их здоровье.

Проведем небольшое анкетирование

АНКЕТА «Мое отношение к курению»

1. Вы учитесь:

а) 1-4-й класс;

б) 5-8-й класс;

в) 9-11-й класс.

2. Как вы относитесь к курению?

а)положительно;

б) отрицательно.

3. Курит ли кто-нибудь у вас дома?

а) нет;

б) если да, то кто.

4. Курят ли ваши друзья?

а) да;

б) нет.

5. Пробовали ли вы сами курить?

а )да;

б) нет.

6. Курите ли вы сейчас?

а) нет;

б) один раз в неделю;

в) каждый день.

Подведем итог:

Сколько курящих в классе?

— из них девочек

— курят ли родители

— легко ли бросить курить

— куришь ли сам

— отношение к курящим…

— отношение к курящим девочкам….

— мнение мальчиков о курящих девочках…

Игра Ассоциации на слово «КУРИЛЬЩИК»

Цель: сформулировать негативное отношение к курению.

Дети встают в круг, по очереди перекидывают мяч и называют любую ассоциацию на слово «КУРИЛЬЩИК»

Ответы ребят:

( неприятный запах изо рта, желтые зубы, ухудшение внешности и.т.д.)

Теперь поговорим об истории курения.

В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящееся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что, дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев “тобакко” и несколько курильщиков”. Растение получило название от имени провинции Тобаго.

Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Табак курили, применяли даже в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.

В царствование царя Михаила Федоровича Романова уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

 Торговля табаком и курение были разрешены в России в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Ребята, а вы как считаете? Курить это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Курение или здоровье – выбирайте сами!

  По данным Всемирной организации здравоохранения от табака умирает каждый пятый. Каждый день в России из-за болезней, вызванных курением табака, умирает тысяча человек. В организме человека нет ни одной системы органов, которая бы не страдала от курения. Повреждаются легкие, сердце, органы пищеварения. Особый вред табак наносит молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов.

Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом “Курение или здоровье? Выбирайте сами!”

3. Основная часть

Русский фармаколог И.М. Догель сказал: « Я намерен сегодня говорить о табаке, как о прихоти и несчастии человека».

Хорошо ли курить? Да или нет? Если – нет, то почему?

Класс делится на две подгруппы, предлагаю определить плюсы и минусы курения.

(Обсуждение.)

Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить — здоровью вредить.

Причины записываются на доске или ватмане.

Почему подросток начинает курить?

Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

от нечего делать □ модно

за компанию □ любопытство

успокаивает □ хочется быть взрослым

для снятия напряжения □ помогает похудеть

поднимает настроение □ просто так

баловство □ затрудняюсь ответить

Плакат лучше всего подготовить заранее.

Каждый участник занятия фломастером ставит галочку около выбранной причины. Учитель обобщает, называет причины, которые, по мнению класса, приобщают подростков к курению.

Какие проблемы возникают у подростка, который курит?

в настоящее время

во взрослой жизни

Примерные ответы:

В настоящее время

Во взрослой жизни

Проблемы с родителями

Где достать деньги на покупку сигарет

Приходится порой курить тайком

Некоторые девочки осуждают курящих мальчиков. А если эта девочка вам нравится?

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить в школе, дома

Приходится говорить неправду родителям, куда

дел деньги

Проблемы со здоровьем

Приходится тратить деньги на покупку

сигарет, следовательно, семья чего-то лишается

Возникают ссоры из-за курения с женой, родственниками

Плохой пример для детей

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить дома

Раньше времени стареют, болеют, умирают

Давайте обсудим, есть ли что-нибудь полезное в курении? Дети высказывают свои мнения, учитель, записывает их на ватмане.

Плакат «Мифы о курении»:

1. Курение способствует похудению. Многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы сдерживания веса — ограничения в еде и повышение физической активности.
2. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается.
3. Курить модно. Сейчас курить не модно. В Соединенных Штатах Америки частота курения за последние 10 лет снизилась в 2 раза. 80% мужчин предпочитают некурящих женщин. Модно выглядеть спортивным, стройным и не курить.
4. Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета, как «соска», его успокаивает.
5. Курение не так вредно, как говорят. Эксперты считают, что курение — одна из ведущих причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения, в первую очередь заболеваний сердца и легких.

— Мы с вами убедились, что бытующие мнения о курении не соответствуют истине, не подтверждаются научными и статистическими данными. Однако, эти «мифы» оказывают влияние на сознание несведущих людей и способствуют формированию вредных привычек.

Вывод о том, что далеко не всякое суждение, высказываемое большинством, верно. Порой оно является неосознанным оправданием своих вредных привычек. каждый курильщик знает, что курение вредно, однако пытается обосновать свое пристрастие для себя и окружающих.

Запомните, если вы чего-нибудь не хотите, то всегда можете сказать «нет» и объяснить, почему ты отказываешься.

Способы отказа от предложения закурить:

Просто сказать «нет» без объяснения;

Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Курение мешает достичь успехов.»; «Я не курю, чтобы от меня не пахло плохо»; «Лучше облизать пепельницу, чем поцеловать курящую девушку»; « не хочу умереть от рака легких» и т.д.;

Отказаться и уйти;

Убежать;

Проигнорировать предложение;

Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;

Постараться избегать опасных ситуаций

Ролевая игра

В этом задании нужно будет разыграть сценку в ролях. Приглашаются добровольцы. Им предлагается выбрать роль, которая больше нравится.

Ситуация № 1

Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они уви­дели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сер­гею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 2

Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе — мороженое. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отка­заться от сигареты?

Ситуация № 3

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как ска­зать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы бы им могли дать? Чем бы вы им могли помочь?

4. Завершение работы

На этом занятие заканчивается. Помните, ребята, у вас всегда есть право выбирать то, что будет полезно для вас и отказываться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни навыки.

Рефлексия: организация диалога по началу фразы: « Я не хочу курить, потому что….!!! А ты?»

Like this post? Please share to your friends:
  • Сценарий уроки осторожности
  • Сценарий урока производственного обучения
  • Сценарий урока астрономии
  • Сценарий урока я гражданин
  • Сценарий урока про спорт