Название урока и класс:
Русские народные сказки. 4 класс
Цели:
Обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класса и углубить знания по 4 классу в игровой форме, определить уровень усвоения знаний по теме. Учить по названию произведения определять, какая это сказка: о животных или волшебная, познакомить с классификацией сказок, учить находить композиционные особенности волшебных сказок.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение произведения; объяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним, знать особенности сказок, сравнивать сказочные сюжеты и героев, классифицировать сказки.
Этап урока
Время (мин.)
Деятельность учителя
Ссылки на карточки Учи.ру
Организационный момент
2
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Сегодня мы отправимся в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира. Но в ней очень интересно! В этой стране всегда побеждает добро и красота, а невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные друзья.
Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».
Актуализация знаний
4
Учитель: На доске – загадки:
Учитель: Итак, определите жанр фольклора (устного народного творчества) к которому относятся все отгаданные персонажи? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответ учеников)
Учитель: Правильно, тема урока – русские народные сказки.
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…(сказки).
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3681250
Самоопределение к деятельности
5
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве…” сразу понимаешь, что дальше будет сказка. Ребята мы с вами отправимся сказку.
Учитель: А что такое сказка? (Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи.) В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Ребята, а о чем бывают сказки? (ответы детей) В сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности. Как вы думаете, о чем или о ком русская народная сказка «Гуси-Лебеди»? (ответы детей) Сформулируйте вопросы, которые поставлены в этой сказке. (ответы детей) Сформулируйте главный урок данной сказки? Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль.
Соотнесите героя сказки и его слова.
https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/52086/task/1
Введение понятия
Работа по теме урока
13
Структура сказок. Учитель: Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила.
Учитель: Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (зачин, основная часть, концовка)
Учитель: Действия, которые происходят в сказке, мы называем… (Развитием событий или сюжетом)
Учитель: По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения)
Учитель: А еще в сказках некоторые действия повторяются три раза ,это называется троекратный повтор.
Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка).
Учитель: МОЛОДЦЫ! Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка).
Классификация сказок.
Учитель: Сказки бывают разные. На какие виды делятся сказки?
Народные и авторские.
Учитель: У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор — народ. Что это значит?
Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ. Ребята, а какие вы знаете авторские сказки, народные?
Учитель: а на какие жанры делятся сказки?
Волшебные, о животных, бытовые.
Волшебные сказки
Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)
Опишите одного положительного героя и одного отрицательного героя. Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки? (ответ учеников)
Бытовые сказки
Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.
Сказки о животных.
Учитель: Чем характерны эти сказки? (ответ учеников)
Работа по теме урока
4
К какому жанру сказок относятся сказки «Баба Яга» и «Сивка-бурка». (Волшебные) Почему? А к какому сказка «Каша из топора». (Бытовые) Почему? Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок? О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность) Объясните традиционные сказочные выражения, например: пир на весь мир; глаз не смыкал.
Закрепление материала
4
Учитель: Найдите зачин и концовку сказок («Финист-ясный сокол», «Хаврошечка», «Морозко», «Сивка-Бурка») Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки?
(Работа с хрестоматией)
Физкультминутка
3
Учитель: Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя.
Закрепление материала
4
Замечательно. Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания.
https://uchebnik.mos.ru/material/app/97741
https://uchebnik.mos.ru/material/app/73447
https://uchebnik.mos.ru/app_player/132880
Подведение итогов урока
3
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было не понятно? Какое задание было самым сложным для вас?
Домашнее задание
2
Учитель: Дома я предлагаю вам сочинить свою волшебную сказку, за основу сюжета, прошу вас взять шесть слов: мальчик, гном, волк, дом, поезд, шляпа. В этом вам поможет материал нашего урока. А так же ответить на вопросы теста. Помните, в каждой сказке добро побеждает зло. Сказка обязательно учит людей чему-либо, и выдуманный мир всегда несёт мудрую мысль.
https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/92401/task/1
Тема: Русские народные сказки.
Цели:
- Учить детей классифицировать сказки по
содержанию и по авторской принадлежности. - Развивать представление о способах изображения
персонажей, о средствах создания образа в
изобразительном искусстве. - Активизация творческих способностей детей,
обучение выразительному чтению. - Способствовать формированию личного отношения
к прочитанному. - Воспитывать интерес и любовь к чтению.
- Способствовать воспитанию у детей
доброжелательности, внимания, чуткости по
отношению друг к другу.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», автор Э.Э. Кац.
- Предметные “волшебные” шкафчики, “золотой
ключик”, аленький цветочек, кувшин, яблоко,
термометр - Карточки с названиями сказок.
- Иллюстрации Е.М. Рачёва и Ю.А. Васнецова.
- Атрибуты для сценки: маленькая скамеечка,
элементы костюмов, рыбки. - Презентация к уроку (Приложение
1) - Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка
- Детские рисунки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего
настроения.
2. Объявление темы (3 мин.)
– Сегодня у нас необычное занятие. К нам на урок
пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете,
прослушав отрывок из известной вам песенки.
(Звучит песня «В мире много сказок…)
– Догадались, что это за гостья? Это и есть тема
нашего урока: Русские народные сказки.
Подумаем и вспомним:
– Как зарождались сказки?
– Как появились книжки народных сказок?
– Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: “Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!” <
Слайд 1>
– Как вы понимаете эти слова?
– Какие сказки вы читали?
– Не трудно догадаться по выставке ваших
рисунков, что вы много читаете и у каждого из вас
есть своя любимая сказка.
– Молодцы!
А вот насколько хорошо вы знаете сказки и их
содержание, мы сейчас проверим.
3. Разминка. Определение видов сказок (10
мин.)
– В этом волшебном шкафчике находятся вещи,
которые принадлежат героям сказок. Попробуйте
угадать сказку и назвать героя, которому
принадлежит данный предмет.
(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по
очереди достают предмет и называют сказку,
определяют, кому принадлежит эта вещь. Название
сказки появляется на слайде презентации. <
Слайд 2 >
“Золотой ключик”
“Муха-цокотуха”
“Аленький цветочек”
“Лиса и Журавль”
“Гуси-Лебеди ”
“Айболит»”
5. Анализ содержания (8 мин.)
– На какие 2 группы можно разделить эти сказки по
авторской принадлежности? (авторские и
народные)
– В чем отличие авторских сказок от народных? <
Слайд 3 >
– Ещё сказки бывают разными по содержанию. По содержанию
они разделяются на волшебные, бытовые, сказки о
животных. Какую сказку вы читали к уроку? (“Лисичка-сестричка
и Волк”)
– В какую группу её отнести? (Русская народная
сказка, о животных) < Слайд 4 > Понравилась
вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
– Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
– Докажите, что она умная, жестокая,
предприимчивая.
– А каков же Волк? (глупый, доверчивый,
простофиля).
– Найдите, как об этом сказано в сказке.
– Волк и Лиса – это главные герои сказки или
второстепенные? А о людях что вы скажете?
– На следующем слайде вы увидите иллюстрации к
русским народным сказкам. Вашему вниманию я
продемонстрирую работы одного из лучших
иллюстраторов русских народных сказок И.В.
Билибина. Поработаем вместе и определим, что же
это за сказки.? (Царевна-лягушка, сестрица
Аленушка) < Слайды 5–6 >
Работа над интонацией слова «СКАЗКА»
– интонация Удивления
– Грусти
– Перечисления
– Радости
6. Подготовка к инсценированию (3 мин.)
– Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где
Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку.
Найдите его на странице 68.
– Давайте поиграем. Попробуем изобразить своего
героя с помощью мимики, жестов, движений. Все
остальные дети будут не просто зрителями, а и
режиссёрами.
– Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим
артистам перед началом показа инсценировки? (Осанка
у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на
него, нехотя, с пренебрежением).
7. Инсценирование отрывка. Обсуждение (4
мин.)
– Удалось ли нашим артистам показать характер
своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со
сказкой?
– Чему учит сказка?
(– Сказки учат доброте, честности,
находчивости, любви к труду и многому другому,
очень важному для нас.
– Учит бескорыстной любви, преданности и
самоотверженности.
– В каждой сказке есть доброта и привычка
выручать друга из беды.
– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.)
– Могут ли эти пословицы стать моралью сказки?
< Слайд 7 >
- Дружба заботой, да подмогой крепка.
- Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
– Приведите свои примеры.
8. Дыхательная гимнастика
1. Работаем как пульверизатор.
2. Втягиваем приятный запах.
3. Задуем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.
4. Сдуем с ладошек листочки.
9. Показ слайдов с изображением русских
сказок < Слайды 8–9 >
– Обратите внимание на следующие слайды. На них
оказаны названия известных русских народных
сказок. И если вы их ещё не читали, то у вас есть
такая возможность, исправить это положение на
летних каникулах.
10. Знакомство с художниками-иллюстраторами
– Когда ты читаешь сказку веселую или грустную,
страшную или добрую, тебе хочется, как можно
больше узнать о том, что в ней рассказано. И не
только прочитать, но и увидеть.
Поэтому в книжке, рядом со сказкой написанной,
возникает ещё одна сказка – нарисованная
художником. Это яркая, увлекательная и, конечно,
необычайная сказка.
Любая сказка начинается так: «Жили-были дед да
баба». А художнику нужно представить себе целую
картину: как дед и баба выглядят, каков их дом.
Для этого необходимо многое знать
художнику-сказочнику. Ведь всё на рисунках
должно быть хоть и сказочным, Но и
правдоподобным. Перед вами целый сказочный мир,
подаренный вам художником Вениамином
Николаевичем ЛОСИНЫМ. (Показ иллюстраций В. Н.
Лосина из книги «Русские народные сказки».)
– Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла
кроме содержания? (Иллюстрациями Ю. Васнецова.)
– А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва)
– Что заметили? (Сказки разные и художники –
разные.)
– Да, это действительно иллюстрации другого
художника-иллюстратора Е.М. Рачёва.
– А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва?
(Герои одеты в русские народные костюмы.)
– Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и
режиссёрами, а хотите побывать художниками?
– Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке
“Лисичка-сестричка и Волк” дома.
– Что же такое сказка? (Определение) < Слайд
10 >
11. Подведение итогов
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого
раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были
маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы,
а потом пошли в школу и сами научились их читать.
Читая сказки, вы проникаете в чудесный,
загадочный, таинственный мир. В сказках
совершаются самые невероятные чудеса: то Змей
Горыныч уносит красавицу-царевну в свои
владения, то яблонька награждает трудолюбивую
девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса
обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки,
знаете их. Но еще есть очень много-много сказок,
не прочитанных вами.
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал».
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.
12. Закрепление, самостоятельная работа.
Работа в парах. Разгадывание кроссворда (5
мин.)
– В скором времени мы познакомимся с новым
жанром литературы, а каким, вы узнаете из
кроссворда. < Слайд 11>
Слуги Бабы Яги.
- Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
- “Федорино горе”, “Айболит” – кто автор?
- Братец Алёнушки.
- Рыжая героиня многих народных сказок.
– С чем же мы будем скоро знакомиться? (С
баснями) < Слайд 12>
13. Итог урока
– Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки
заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с
изображением мимики лица)
– Что особенно понравилось? < Слайд 13 >
– А теперь послушаем наших гостей.
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
2. Развивать умение действвать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, , забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.
Оборудование: выставка книг русских сказок, столы, стульчики.
Ход занятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы все вместе.
Вы любите русские –народные сказки.Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по сказкам
В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
Героев сказок и персонажей.
Которые берут бумагу и перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный мигПальчиковая гимнастика «Любиимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Предлагаю вам узнать сказку. ( Викторина)
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок
5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь
6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят
7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка
9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди
13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал —
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели —
На царевне женился кто?
Емеля
14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Воспитатель.: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Желающие должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению
Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её .
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)
Ведущий: Молодцы ребята! Я вижу сказки вы любите, а когда научитесь читать сами их прочитаете.
Список литературы:
Русские сказки про зверей. М. «Советская Россия».1992.
В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. Санкт-Петербург. «Дидактика Плюс».1997.
Е.С.Гостимская. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М. «5 за знания». 2005.
Источник:
Занятие –Путешествие по русским народным сказкам. « Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается»
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
2. Развивать умение действвать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, , забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.
Оборудование: выставка книг русских сказок, столы, стульчики.
Ход занятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы все вместе.
Вы любите русские –народные сказки.Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по сказкам
В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
Героев сказок и персонажей.
Которые берут бумагу и перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный мигПальчиковая гимнастика «Любиимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Предлагаю вам узнать сказку. ( Викторина)
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок
5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь
6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят
7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка
9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди
13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал —
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели —
На царевне женился кто?
Емеля
14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Воспитатель.: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Желающие должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению
Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её .
1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.
– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Подошли к избушке – петух и запел:
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает Лиса и говорит:
– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)
Ведущий: Молодцы ребята! Я вижу сказки вы любите, а когда научитесь читать сами их прочитаете.
Список литературы:
Русские сказки про зверей. М. «Советская Россия».1992.
В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. Санкт-Петербург. «Дидактика Плюс».1997.
Е.С.Гостимская. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М. «5 за знания». 2005.
Источник: http://otebe.info/stihi/stihi-pro-skazki.html#ixzz4g2IiecoJ