Урок–игра «Семейный бюджет»
Цель: дать понятие «семейный бюджет, «доходы», «расходы»; познакомить с основными частями бюджета, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни, умению экономить средства и правильно ими распоряжаться.
Виды используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Бюджет семьи», фрагмент видеоролика «Древние деньги», фрагменты мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет», «Денежки-листочки».
Оборудование: разрезные буквы (слово ДЕНЬГИ; слова для оформления доски (семейный бюджет, зарплата, пособие, стипендия, пенсия, доходы, расходы); конверты со словами для игры «Где доходы, где расходы?»; «кошелёк» и монеты, вырезанные из картона.
Ход урока
- Организационный момент.
Внимание, девчонки!
Внимание, мальчишки!
Заливистый школьный звонок
Опять нас позвал на урок.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Игра «Собрать слово деньги» (работа в парах или группах)
А ведь деньги, которыми мы привыкли пользоваться в наше время появились не так давно. Дайте окунёмся в историю. (Просмотр видеоролика)
2) Беседа
— Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
— Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
— Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги?
— А у них откуда деньги?
3.Собщение темы и цели урока
— Так о чём мы сегодня поговорим на уроке? (Версии детей)
— В этом нам поможет следующее упражнение.
Упражнение «Разгадай ребус»
Я
Е ЙНЫЙ БЮ М
Т
Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается. Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет и подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
1. Работа по теме урока.
1) Беседа
— А что это такое, с вашей точки зрения, «Семейный бюджет»?
(Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет»)
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
– Ребята, как Вы думаете, важно ли планировать бюджет семьи? (Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи)
– Кто планирует бюджет в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, вся семья)
– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
— Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег?
Если грамотно распределять бюджет семьи, то можно откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение и другие потребности.
Вывод. Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
2)Упражнение «Источник доходов семьи» (Создаётся «семья». Каждый член семьи должен выбрать на доске свой источник доходов)
Бабушка — Пенсия.
Дедушка – Пенсия.
Папа — Зарплата.
Мама – Зарплата.
Старший брат — Стипендия.
Старшая сестра с маленькой дочкой — Пособие.
3) Продолжение беседы
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день
— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
— Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)
— Детям платят детское пособие.
— Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает. Что? (Стипендию)
Вывод. И так, подытожим: доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
— Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?
— Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
4) Упражнение «Где доходы, где расходы?» (карточки в конвертах, ребята в группах распределяют слова в два столбика)
Зарплата, продукты, интернет, отдых, стипендия, пенсия, премия, коммунальные услуги, одежда, книги, пособие для детей, продажа овощей и фруктов с дачи.
5) Продолжение беседы.
Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:
— обязательные;
— текущие;
— внеплановые.
— Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы? (Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)
— Какие текущие расходы? (Одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)
— А что значит внеплановые расходы? (Болезнь человека, поломка автомобиля, ремонт бытовой техники, обуви и т.д.)
5. Закрепление изученного материала.
1) Беседа
Рассмотрим какие ситуации могут возникать и к чему они могут привести:
– А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)
— Что значит экономить?
— Чем отличается экономный человек от жадного?
— На чём бы вы экономили? (Игрушки, развлечения, сладости)
– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости)
(Просмотр песенки «Денежки-листочки»)
2) Игра «Кошелёк» (Каждый ребёнок получает «денежку», на которой он должен написать, от чего он может отказаться, ради экономии денег из семейного бюджета)
3)Упражнение «Вопрос-ответ»
1. Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Обязательный или основной)
2. Как называется доход студента. (Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
6. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал …..
Доходы – это…..
Расходы – это ….
Теперь я умею …..
Цели:
- изучить структуру семейного бюджета,
- определить возможные статьи доходов и расходов
в семье, - определить тип бюджета семьи,
- практическое закрепление навыков расчета
бюджета семьи.
Задачи.
Образовательная:
- ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
- ознакомить со структурой семейного бюджета,
- ознакомить с принципами формирования доходной
и расходной части бюджета (на примере бюджета
конкретной семьи).
Воспитательная:
- развивать умение работать в группе,
- воспитание рационального отношения к семейному
бюджету, - формирование социальной активности и
самостоятельности, - выработка навыков культурного общения.
Развивающая:
- развивать творческие способности ребят,
- развивать умение анализировать, синтезировать,
сравнивать.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения:
- cловесные (объяснение нового материала, беседа),
- наглядные – демонстрация мультимедийной
презентации, - интерактивные – работа учащихся в группах —
“семьях”.
Формы проведения: Познавательная ролевая
игра “ Бюджет семьи”.
Оборудование и ресурсы: демонстрационный ПК
(мультимедиа проектор, экран)
Средства обучения: Авторское
презентационное сопровождение урока 32 слайда
(MicrosoftPowerPoint).
Литература: Учебник “Технология 8” под ред.
В.Д. Симоненко 2006 год.
Класс: 8.
Продолжительность урока: 1 час 30 минут.
Структура урока:
- Организационный момент
- Вводный инструктаж
- Проверка домашнего задания
- Объяснение нового материала
- Практическая работа
- Закрепление нового материала
- Заключительный инструктаж.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка присутствующих.
II. Вводный инструктаж.
Весь урок сопровождается презентацией,
представленной в Приложении 1
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение
раздела школьной программы по технологии,
который называется “Домашняя экономика”. Перед
нами стоят цели ознакомиться с понятием
“бюджет”, со структурой семейного бюджета, с
принципами формирования доходной и расходной
частей бюджета на примере конкретной семьи,
используя при этом игровую форму в ролевой игре.
На прошлом занятии мы приступили к изучению
раздела “Домашняя экономика”, познакомились с
понятием “семья”, определились с ее функциями,
выяснили, что такое потребности и какими они
бывают.
III. Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним
сначала, что вы усвоили на прошлом занятии.
На ваших столах лежит листок с надписью
“Повторение” Переверните его, впишите свою
фамилию и решите кроссворд. (Кроссворд
представлен в Приложении 2). На это у
вас есть всего 5 минут. Так мы выясним, что вы
запомнили по прошлой теме.
Прочитайте ключевое слово, которое у вас
получилось в желтых клетках. Поднимите руки те, у
кого получилось такое же слово. Кто при этом
написал все слова? Четыре слова? Три?
Поменяйтесь с соседом листочком, проверьте
друг друга и выставите оценку. Оценка по 5-ти
бальной системе.
Учащиеся получают оценку за домашнее задание.
IV. Объяснение нового материала.
Тема урока “Бюджет семьи”.
Тему записываем в тетрадь.
Давайте сначала определимся с понятием
“бюджет”. Слово бюджет имеет французское
происхождение и в переводе обозначает “кошелек,
сумка”. “Бюджет” — это структура всех доходов и
расходов за определенный период времени: за
неделю, месяц или год (записываем определение в
тетрадь). Понятие “бюджет” имеет отношение к
различным видам деятельности человека.
Существует бюджет государства, области, города,
района, предприятия, семьи.
Изучая на прошлом уроке функции семьи, мы
выяснили, что экономическая функция
предполагает участие членов семьи в
общественном производстве товаров, услуг или
различного рода бизнесе. Следовательно, семья
должна получать какой-то доход.
“Доход” — это материальные ценности или
деньги, получаемые в виде заработной платы,
вознаграждения или подарка от государства,
предприятия или отдельного лица за работу,
услугу или другую деятельность (определение
записываем в тетрадь).
Ответьте на вопрос: в каком же виде можно
получать доход?
— в виде наличных средств (банкноты, монеты,
кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки),
а также в виде благ.
Доходы складываются из заработной платы членов
семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из
общественных организация, доходы от
предпринимательской деятельности, от сдачи
недвижимости и других средств в аренду, доходы от
ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.
Следует обратить особое внимание на статью
доходов “пенсии и стипендии”. Это так
называемые “социальные трансферты” — доходы,
которые получают от государства, но они на
связаны ни с владением собственностью, не
являются платой за произведенные товары или
услуги. С этим понятием мы сталкиваемся впервые,
поэтому его следует записать определение в
тетрадь.
На диаграмме представлена структура семейных
доходов в процентах к общему доходу семьи.
Потребности семьи удовлетворяются в
большинстве случаев с помощью денег.
“Расходы” — затраты на покупку, на
изготовление, содержание, ремонт или
обслуживание каких-либо изделий, услуг
(определение записываем в тетрадь).
Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?
В большей степени расходы семьи идут на
питание. Кроме этого средства расходуются на
обязательные платежи, сборы, налоги, оплату
жилья, на приобретение непродовольственных
товаров (одежду, обувь, предметы домашнего
обихода, мебель), а также на культурно-бытовые
услуги (кино, музеи, театры). Структура семейных
расходов в процентном соотношении в общих
расходах семьи представлена на диаграмме.
Все расходы можно разделить на две группы:
постоянные и переменные. Постоянные расходы в
течение года почти не меняются, их можно
запланировать и осуществить.
Переменные расходы могут быть единовременными
(непредвиденными) и периодическими (сезонными,
циклическими).
V. Практическая работа.
Теперь нам предстоит поиграть. Это называется
ролевая игра. Вы сидите по четыре человека за
столом, и это будет для игровой ситуации вашей
семьей. После объяснения порядка игры вы
получите “семью” (Приложение 3). На
листке будет определен состав семьи и указано,
кто и чем занимается. На листке – задании (Приложение 4) вашей “семье” надо
будет расписать все возможные статьи доходов (в
приблизительном денежном эквиваленте) и все
возможные статьи расходов на месяц. На это мы
определим на уроке время, после обсуждения и
записи в таблицу листа-задания, кто-то один из
вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это
обсудим.
Определим правила игры, которые следует
соблюдать:
- Семья должна быть дружной.
- При принятии решения учитывается мнение
каждого члена семьи. - Все вопросы решаются с учетом большинства
голосов - В “семье” при обсуждении следует соблюдать
правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.
Получить задания.
Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают
свое решение.
Мы сегодня определили, что бюджет – это
структура доходов и расходов за определенный
период времени.
Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов
уравновешены, то говорят о сбалансированности
бюджета. Если чаша весов с расходами
перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то
есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с
доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это
другими словами называется “профицит”.
Продолжим нашу ролевую игру. В своих семьях вам
надо определить тип бюджета. Для этого следует
просуммировать весь доход семьи. Просуммировать
все расходы в семье, сравнить эти две суммы и
сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои
результаты. Листы с выполненным заданием в конце
урока собираются. Обязательно указать членов
семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной
группе)
VI. Закрепление нового материала.
Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в
качестве самоанализа давайте пройдем тест
“Хороший ли вы экономист в семье?” (Приложение
5)
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: определить вместе с
родителями реальный бюджет вашей семьи.
08.04.2019
Открытый урока «Семейный бюджет»
Учитель начальных классов
Тема: «Семейный бюджет»
Цели: формирование экономического мышления как средство социализации; развивать аналитические умения как средства над предметного мышления.
Задачи: 1. Создание условий для осмысления понятия «Семейный бюджет».
2. Развивать осознанное чтение и способность объяснять содержание прочитанного; развивать познавательный интерес, рефлексивные умения.
3. Воспитывать бережливость, уважение к труду старших, коммуникативные навыки.
Орг. Момент
(слайд)
— Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их своей улыбкой. Молодцы! Садитесь.
И так, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
— (Блиц — опрос) – Слайды.
Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)
— Что означает денежная сумка? (Бюджет.)
— Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)
— Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)
— Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)
-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушистых зверей, морские ракушки)
(слайд) Кто на ваш взгляд более богат?
• Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
• Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)
— Молодцы.
— Уважаемые гости и уважаемые учащиеся. Сейчас вам будет представлена мини – сценка, чтобы вы могли догадаться, какая будет тема нашего урока. Будьте внимательны!
СЦЕНКА ПРО СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Автор: Жила-была семья: мама, папа, дочь и сын. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму.
Папа: «Не умеешь ты деньги распределять. Куда они у нас деваются?»
Автор: А мама в недоумении оправдывалась.
Мама: «Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сегодня я увидела в магазине такой красивый набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит, когда — нибудь пригодится».
Автор: Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все и пошел покупать новые колеса к своей машине.
— О какой семейной проблеме здесь идет речь? (о семейном бюджете)
2.Основная часть:
— Значит тема сегодняшнего урока?
-(Слайд) Семейный бюджет
– Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а
Оценить
1722
Содержимое разработки
Тема: «Семейный бюджет»
Цели: формирование экономического мышления как средство социализации; развивать аналитические умения как средства над предметного мышления.
Задачи: 1. Создание условий для осмысления понятия «Семейный бюджет».
2. Развивать осознанное чтение и способность объяснять содержание прочитанного; развивать познавательный интерес, рефлексивные умения.
3. Воспитывать бережливость, уважение к труду старших, коммуникативные навыки.
Орг. Момент
(слайд)
— Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их своей улыбкой. Молодцы! Садитесь.
И так, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
—(Блиц — опрос) – Слайды.
Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)
— Что означает денежная сумка? (Бюджет.)
— Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)
— Как называются деньги, которые тратят?( Расходы.)
— Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)
-Что использовалось раньше в качестве денег?(шкурки пушистых зверей, морские ракушки)
(слайд) Кто на ваш взгляд более богат?
Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию?(Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)
— Молодцы.
— Уважаемые гости и уважаемые учащиеся. Сейчас вам будет представлена мини – сценка, чтобы вы могли догадаться, какая будет тема нашего урока. Будьте внимательны!
СЦЕНКА ПРО СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Автор: Жила-была семья: мама, папа, дочь и сын. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму.
Папа: «Не умеешь ты деньги распределять. Куда они у нас деваются?»
Автор: А мама в недоумении оправдывалась.
Мама: «Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сегодня я увидела в магазине такой красивый набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит, когда — нибудь пригодится».
Автор: Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все и пошел покупать новые колеса к своей машине.
— О какой семейной проблеме здесь идет речь? (о семейном бюджете)
2.Основная часть:
— Значит тема сегодняшнего урока?
—(Слайд) Семейный бюджет
– Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?(Из доходов и расходов.)
— (Слайд) Правильно,Каждая семья имеет свои доходы и расходы.
— И Сейчас мы с вами встретимся с героями м/ф «Зима в Простоквашино».
Вам нужно внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос:
Почему Матроскин поссорился с Шариком?
(Видеофрагмент.)
(израсходовал деньги на не нужный товар)
А почему он это сделал?
Не знал, как распределить правильно деньги.
— А что им нужно было сделать, чтобы избежать ссоры? (обсудить бюджет)
— А раз они поссорились значит? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)
-Так вот сегодня мы с вами тоже поучимся распределять семейный бюджет, чтобы не оказаться на месте Шарика.
— Для этого мы распределились на 5 групп. Но прежде чем преступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
(слайд)
Правила работы в группе
1. Работаем дружно.
2. Важно мнение каждого.
3. Распределяем обязанности.
4. Объясняем свою точку зрения.
5. Уважаем мнение всех членов группы.
6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим
– (слайд) Напомните мне, пожалуйста, как будут называться заработанные деньги семьи за месяц? (Доход)
.
— (слайд) Хорошо, сейчас вам нужно обсудить в группе, откуда в семье появляются деньги (т.е доход)? Кто из взрослых работает и получает деньги? Есть ли в вашей семье те, кто получает пенсию, стипендию, пособие?
— Запишите кто – то один, представитель группы на листке А4 в таблицу. И затем нужно будет выйди и всем рассказать (у вас 2 — 3 минуты на размышления)
— Виды дохода (слайд)
Заработная плата (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу);
Пенсия (Пенсия – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям);
Пособия(Пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей);
Стипендия(Cтипендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу); Слайд 5
— С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и другие виды доходов.Что это за доходы?
— А это вы можете узнать, самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника.
(читают 1 — 2 минуты, затем проверяем по слайдам)
(слайд) — Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар
—Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина
-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – проценты.
+ слайд (лотерея и т.д)
Вывод: Зарплата, пенсии, пособия, стипендии, гонорар — это все доходы вашей семьи, т.е. поступление денежных средств из разных источников.
— Молодцы, вы наверно уже устали, давайте отдохнем.
Физминутка.
Я называю вам статьи расходов – вы приседают, статьи доходов –аплодируете.
папе в этом месяце дали премию;
маме задержали заработную плату;
сестре повысили стипендию за отличную учебу;
дедушка выиграл в лотерею;
бабушка уволилась с работы;
брат заработал деньги, разнося рекламную газету.
Мама купила куклу для дочери.
Дедушки подняли пенсию
Папа заплатил за ремонт автомобиля.
Мама получила повышение.
(если мало)
Дедушка заплатил за ремонт обуви.
Сестра получила гонорар за книгу.
— Про доходы семьи мы с вами узнали. Но в любой семье есть не только доходы, но ирасходы. (слайд)
— А что такое расходы?
— (слайд) Расходы — это деньги, которые семья тратит на покупки.
-Расходов в семье много, и их никак не избежать.
(слайд) — На что расходуются деньги в вашей семье? (приводят примеры, записав их в таблицу 2 колонка – расходы.)
— Рассказывают, затем я показываю слайд!!! + незапланированные расходы.
— (слайд) У вас, у каждой группы, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.
(слайд)
Лекарства – 3 д.
Продукты – 40 д.
Одежда – 20 д.
Обувь – 10 д.
Бытовая химия – 2 д.
Транспорт – 10 д.
Велосипед – 40 д.
Музыкальная (спортивная) школа – 5 д.
Книги – 2 д.
Компьютер – 70 д.
Игрушки – 3 д.
Платежи и налоги – 20 д.
Видеокассеты (диски) – 3 д.
Посещение театра, цирка – 5 д.
Туристическая поездка – 20 д.
– Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась?
– А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.
– Какая ситуация сложилась в ваших семейных бюджетах?
– Что образовалось в вашем бюджете? (дефицит, нехватка средств, денег.)
— Каждая группа выходит и рассказывает, что они выбрали и какая получилась сумма.)
(слайд) Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).
Доходы > Расходы(Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
(слайд) Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
(слайд) Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет?
— Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?
— На столах у вас лежит карточка выберите из предложенных вариантов верные советы)
Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
– Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
– Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
Бережно относись к своим вещам.
Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
– Чаще пользуйтесь услугами такси.
– Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.
– Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
Слайд (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт– небольшие расстояния – пешком)
(Слайд)
Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить!
— Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого.
Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Итог урока.
— Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и наверное уже точно сможете сказать….
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
(Слайд) Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.
6. Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
Составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц. (доходы и расходы)
7. Рефлексия «мишень».
— Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке.
-И напоследок, послушайте, пожалуйста, высказывание немецкого писателя Бертольда Авербаха
(Слайд) «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
— Именно о мудрости и искусстве траты денег, мы сегодня говорили с вами.
(Если останется время) КИМЫ стр. 71
— А сейчас попробуйте решить задачки. Какая группа первая поднимет руку, та и будет отвечать. Но сначала решаете вместе с группой.
(слайд)Задача 1
У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.( 3 тыс)
Сколько денег можно накопить семье за год?( 3 * 12 = 36 тыс.)
(слайд) Задача 2
В школьной столовой стоит 1 пирожок 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка? 50 рублей.
(Слайд) Задача 3
Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?
( 10 * 100 = 1 000 рублей за кроликов, 8 * 200 = 1 600 рублей за цыплят,
Оля больше заработала на 600 рублей.)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/355551-otkrytyj-uroka-semejnyj-bjudzhet
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!