Все зависит только от тебя.
Рассчет точный.
Все будет нормально, все продумано.
— Главное, не волнуйся.
— Да я и не волнуюсь.
Готов? Готов?
— Ты меня знаешь.
— Отлично.
Старик, что нужно сделать, чтобы она тебя заметила, а?
— Что?
— Что?
Ее нужно по-ра-зить. Понял?
— Понял.
— Повтори.
— Поразить.
— Отлично.
Действуем так: ты сидишь здесь.
Держишь газ. Чуть-чуть.
Мы стоим тут.
— Из-за угла появляется она.
— Она!
Ничего не подозревает.
Мы даем тебе отмашку.
Мотыль — раз, Пончик — два, я — три.
— Ты даешь газу до отказа — и пошел.
— Побольше, побольше.
Пошел, пошел, быстрей, пошел, пошел…
— Набираешь скорость, здесь по тормозам.
— Би-би!
— Делаешь кульбит.
— Еще раз.
— Открываешь дверь.
— Смотри.
Это вы чего затеваете, а?
Марья Степановна, что вы, Марья Степановна.
— А ну, убирай телегу сейчас же.
— Марья Степановна!
Что ж ты туда ее поставил!
А ну, убирай!
Смотри, где тормоз.
Спокойно, спокойно.
Спокойно.
Пошел!
— Пошел!
— Пошел!
Тормози!
Лопух.
Ну, Четвергов!
Почему опять не работаешь, Четвергов?
Почему снова отдыхаешь?
Что-то больно долго ты возишься с этим усатиком, Евсеев.
Ну, что с ним делать, товарищи общественники?
Вроде бы он ни хулиган, ни пьяница, может быть, даже не остолоп.
Но трудиться не желает категорически.
Можно сказать, даже принципиально, и — все.
Мне нравилось твое пение, Кеша.
В институт ты не попал — я устроил тебя сантехником.
Потом — подсобным рабочим в магазин. Затем — подручным к истопнику, в баню.
Только ты как… колобок, Четвергов.
Колобок?
Колобок.
Докатился, голубок.
И от бабушки убег.
И от дедушки убег.
И от внучки убег.
— И от жучки…
— Нехорошо.
Я вам честно скажу, люди добрые,
откровенно пожалуюсь вам.
Я ужасно, ужасно несобранный.
А почему — не знаю сам.
Руки — сами по себе, ноги — сами по себе, голова — то ли там, то ли тут.
Пока руки собираю, пока руки собираю — ноги в сторону бегут.
Пока ноги догоняю, пока ноги догоняю,
догоняю, догоняю, догоняю,
руки песенку поют.
То ли там, то ли тут, то ли там, то ли там, то ли тут…
То ли там, то ли тут…
Вот какие нелепые штуки, происходят с людьми иногда.
Говорят: »Надо взять себя в руки!» Я готов, но вот беда!
Руки — сами по себе, ноги — сами по себе, голова — то ли там, то ли тут.
Пока руки собираю, пока руки собираю — ноги в сторону бегут.
Пока ноги догоняю, пока ноги догоняю,
догоняю, догоняю, догоняю…
Руки песенку поют! Па-ра-па-па-па…
Доигрался.
Все ясно. Будем передавать дело — и все тут!
— Правильно!
— Правильно, давно пора!
— Все, надоело, хватит!
— Товарищи!
— У меня есть предложение.
— Никаких предложений!
Товарищи, есть предложение.
Есть предложение не доводить дело.
Потому что надо дать человеку последний шанс.
А где Четвергов?
— Четвергов где?
— Здесь я.
Отдайте
Не многие знают, но 1 июня не только День защиты детей, но и день рождения самого культового в советские времена детского фильма — “Усатый нянь”. Ему в этом году исполнилось 32. Но фильм и сегодня смотрится свежо, ведь дети всегда остаются детьми, с теми же шалостями и проблемами. О детях, как и прежде, лучше всего может рассказать все тот же усатый нянь. Только не киношный, а настоящий. Оказывается, прототип “Усатого няня” Борис Верзуб до сих пор живет в Москве и работает с детьми.
Молодой лоботряс допризывник Кеша (Сергей Проханов) не может задержаться ни на одной работе. Ну никак не хочет он превращаться во взрослого человека! Его решают принять на работу в детский садик. Теперь Иннокентий Петрович — ночной няня, который должен следить за детьми. Где он рассказывает несерьезные детские сказки. По началу ему было очень не просто: совсем не удавалось уложить детишек спать, одеть колготки, завязать девочкам косички. Как нелегко ему было! Но однажды по решению директора сада (Людмила Шагалова) Кеша должен заменить дневную няню, которая выходит замуж… Вот кто кого перевоспитает и как утихомирить детей — это еще неизвестно!
Закадровая легенда со съемок “Усатого няня” рассказывает о том, как нашелся исполнитель главной роли. По словам режиссера Владимира Грамматикова, Сергей Проханов явился на пробы приблизительно двухсотым. И с порога заявил: “Больше героя не ищите — я пришел”. Грамматиков, однако, хоть и поразился такой наглости, на слово молодому лихачу не поверил. На тот момент у него был отработанный прием на кинопробу. Он попросту запускал соискателей в комнату, где уже сидели 16 отобранных для фильма “бармалейчиков”. Все, кто зашел туда до Проханова, через какое-то время из комнаты вылетали в ужасе. Проханов же не вышел вообще. Мало того, через 20 минут в комнате воцарилась абсолютная тишина. Утирая пот со лба, на этот раз Грамматиков бросился смотреть, что происходит. И застал всю ватагу вместе с Прохановым лежащими на полу. “А мы рыбы — потому молчим”, — объяснили дети режиссеру. Проханов, лежащий в центре, молча качал головой. Грамматиков тут же утвердил его на главную роль.
Дорога Бориса Верзуба к его призванию была гораздо длиннее. Пришлось уговаривать, доказывать и даже стучаться в двери кабинетов высоких чиновников, прежде чем люди поверили: мужчина хочет быть воспитателем детского сада — такое бывает!
— Мысль стать воспитателем в детском саду пришла ко мне внезапно, когда однажды в метро я заступился за малыша. Его за что-то слишком нервно наказывал отец. Тогда я и понял: хочу работать с детьми. Однако оказалось, что дорога к призванию не так легка, — вспоминает Борис Верзуб. — Когда я пришел подавать документы в 1977 году в одно из педучилищ Москвы, мне отказали. Сказали, что на воспитателей детского сада берут только женщин. — Тогда я пошел в Министерство образования РФ на Чистых прудах, ходил по кабинетам. Там тоже все сильно моему порыву удивились, но сдавать экзамены все-таки разрешили. Так я стал студентом педучилища номер пять на Красной Пресне. Один среди пятисот девчонок.
Так началась “педагогическая поэма” усатого няня Бориса Верзуба, которой на сегодняшний день столько же лет, сколько и культовому фильму. А портрет его висит теперь в этом педучилище на почетном месте.
В ролях:
Сергей Проханов — Кеша, Четвергов Иннокентий Петрович, «Четверг», ночной нянь
Людмила Шагалова — Марина Борисовна Михальчук, директор детсада
Елизавета Уварова — Арина Родионовна, самая заслуженная нянечка из всех существующих на Земле
Сергей Бачурский — Петя, друг Кеши по прозвищу Пончик
Валерий Кисленко — Дима, друг Кеши по прозвищу Бублик
Феликс Кроль — Вася, друг Кеши по прозвищу Мотыль
Вадим Александров — участковый Евсеев
Александр Сажин — сторож Кузя
Клавдия Козлёнкова — Мария Степановна, дворничиха
Леонид Трутнев — таксист
После выхода фильма “Усатый нянь” стать воспитателями захотели сотни юношей — это стало модным. Правда, мода быстро прошла. Жизненная же история Бориса Верзуба тем и уникальна, что она началась до съемок фильма, а продолжается до сих пор. Правда, о том, что фрагменты его — тогда единственного детсадовского воспитателя в Москве — истории позаимствовали в сценарий будущего культового фильма, он узнал чуть ли не последним. Это случилось, когда он случайно познакомился с Сергеем Прохановым. Тогда знаменитый актер и открыл малоизвестному воспитателю глаза: “Ты же мой прототип!” На какое-то время киношный и реальный “няни” даже подружились, Верзуб стал часто приходить в театр Луны. Но судьба развела: все-таки интересы по жизни разные. Гораздо плодотворнее получается дружить с другими “усатыми нянями”. По России их наберется с десяток, но они знают друг друга.
Название фильма взято у Маяковского из поэмы «Хорошо», в которой он пародирует Пушкина (разговор Татьяны с няней), причём в качестве Татьяны выступает мадам Кускова, а в качестве няни — «усатый нянь» П.Н. Милюков.
— Молодые люди, работающие в детских садах, — это единичные случаи. Но такие ребята всегда были. Друг о друге мы узнавали из публикаций, из телепередач, — говорит Борис Верзуб. — Потом созванивались, знакомились, обменивались опытом. Ведь мужчины-воспитатели берут пусть и не количеством, но качеством. Многие не ограничиваются воспитательной работой, становятся методистами, пишут книги для развития детей, как мой друг — еще один московский воспитатель Кирилл Четвертаков. Он, кстати, тоже усатый. И я замечал, что усы — это, как ни странно, фирменный знак воспитателей-мужчин. Уж не знаю, чем это объяснить. С детьми, наоборот, с ними неудобно — дергают. И все же. А еще я знаю и “волосатых” нянь — это ребята помоложе. И одного “бородатого” — это Геннадий из района Сокол, мы знакомы уже много лет.
Кстати, кроме усов “солнечный разгильдяй” Кеша Четвергов и Борис Верзуб на первый взгляд — полная противоположность. Чернявый, с сединой, с грустными глазами. Но это только на первый взгляд. Как только начинаешь с ним общаться, в душе тут же просыпается что-то детское.
В комедии снимались 18 детей 4,5 — 5,5 лет. Так как по КЗоТу детей этого возраста нельзя снимать более 4-х часов в день, — режиссёр Владимир Грамматиков решил найти 18 пар близнецов, чтобы не нарушать график и работать по 8 часов в день. Однако, к сожалению, затея провалилась, так как любые близнецы различаются по характеру, и в картине это выглядело бы фальшиво.
Кстати, на усы жаловался и Сергей Проханов во время съемок. Как вспоминает он, сначала они были накладными, но дети так часто отрывали их, что он решил отрастить свои. И горько пожалел: так часто “бармалейчики” начали проверять их на прочность.
Вообще детей приучать к порядку — это особый талант, для которого необходимо умение найти подход к ребенку.
В сцене, где Иннокентий Четвергов за своё хулиганское поведение предстаёт перед районными представителями Комитета народных заседателей и участковым, в интерьере кабинета видна доска объявлений, на которой рядом с агитационными плакатами соседствуют следующие объявления: «Бой сиамским котам!», «Не пейте сырой воды!», «Смерть мухам!» и «Солнечное затмение; Явление природы; Наблюдение с крыши № 7»
— Во всей моей огромной практике мне, конечно, пригодились навыки, полученные в педучилище, где нас учили и кроить кукольную одежду, и декламировать детские стихи, и петь песенки, — говорит Борис Верзуб. — К примеру, есть такая проблема, как одевание детей. А в саду она особая, ведь многие не умеют одеться сами. Кому-то надо помочь, за другим проследить, чтобы ботинки левый с правым не перепутал. А ведь их 25-30 человек! А одеть надо быстро, чтобы не вспотели и не простудились потом, а еще расстелить и расставить раскладушки, получить кастрюли в обед, бегая меж этими раскладушками. Так я спасался только песней Шаинского “Идет солдат по городу”. Мы вместе ее запевали и за это время (она же — марш!) успевали и организованно одеться, и в ногу выйти на улицу.
В сцене, где Кеша поигрывает на гитаре, впервые заступив на ночное дежурство, показывают развешанные по стенам кабинета памятные фотографии Арины Родионовны — дежурной нянечки детского сада. На фотографиях использован фотомонтаж (за исключением первой), где Арина Родионовна на одном снимке с А.П. Чеховым, Л.Н. Толстым и С.В. Михалковым. На первом снимке (возможно, постановочный кадр) Арина Родионовна вместе с мальчиком, внешне напоминающим А.С. Пушкина в детском возрасте. Таким образом, режиссёр иронично иллюстрирует фразу директора детского сада Марины Борисовны о том, что Арина Родионовна — «самая заслуженная нянечка из всех существующих на Земле» и «Если б ты знал, сколько выдающихся людей она воспитала!», когда она представляла няню Иннокентию
Сегодня Борису Верзубу те же навыки пригождаются уже в новой его работе. И вот вопрос: сегодня, когда в моде снимать продолжения всех любимых советских фильмов, если бы вдруг надумали сделать сиквел “Усатого няня”, каким бы он был? Ответ на этот вопрос — биография настоящего “усатого няня” Бориса Верзуба. Проработав много лет воспитателем, а потом заведующим в нескольких детских садах Москвы, он стал инспектором по охране прав детей. А потом возглавил органы опеки московского района Выхино-Жулебино. И теперь он воспитывает взрослых. А детей — спасает. Ведь, увы, их приходится не только воспитывать, но и защищать. И таких на его счету сотни. Но это уже совсем другая история..
Последняя сцена фильма, где Иннокентий прощается с уезжающими на автобусе детьми, снята на крутом участке Хохловского переулка в Москве, который сохранился до наших дней без изменений
Источник: mirnov.ру
Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/120412_usatyy-nyan
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Усатый нянь | |
Жанр |
музыкальная комедия |
---|---|
Режиссёр |
Владимир Грамматиков |
Автор сценария |
Андрей Вейцлер |
В главных ролях |
Сергей Проханов |
Оператор |
Лев Рагозин |
Композитор |
Алексей Рыбников |
Кинокомпания |
Киностудия им. М. Горького |
Длительность |
73 мин |
Страна |
СССР |
Язык |
русский |
Год |
1977 |
IMDb |
ID 0171869 |
Просмотр онлайн
|
|
«Усатый нянь» — первая полнометражная работа режиссёра-комедиографа Владимира Грамматикова.
Синопсис
Вчерашний школьник Кеша никак не может выбрать себе профессию по душе и надолго не задерживается ни на одной работе. Его проблему решает общественность, определившая Иннокентия на работу в детский сад. Воспитательская работа с маленькими озорниками помогает ему самому повзрослеть…
Сюжет
В одном из московских дворов компания друзей, называющих себя — «Бублик», «Мотыль» и «Пончик», решают помочь своему другу Кеше «Четвергу» заполучить внимание девушки, в которую он влюблен. Для этого они придумывают «поразить» её эффектным выездом Кеши на мотороллере, который в нужный момент должен совершить кульбит прямо перед её подъездом, и затем, так же эффектно, самолично открыть ей дверь. Но затея не удается, и Кеша, не справившись с управлением, разбивает в подъезде стекло.
За нарушение порядка Иннокентия Четвергова вызывают в местный общественный Комитет, представители которого решительным образом хотят передать дело в соответствующую организацию. Пытаясь смягчить ситуацию, в целом расположенный к Четвергову участковый Евсеев напоминает общественности о том, что Иннокентий не пьяница и не хулиган, и «даже не остолоп», а всего лишь — бездельник, который не желает трудиться. Но под давлением главного представителя общественного Комитета участковый всё же делает Иннокентию строгий выговор за тунеядство, припоминая ему — так и не попавшему в институт — не раз оказанную помощь в трудоустройстве, то сантехником и подсобным рабочим, то подручным у мастера и служителем бани, куда пристроены и его друзья «Пончик» и «Бублик». После всех выслушанных обвинений Кеша устраивает в Комитете дебош, показывая свое отношение к общественному мнению — прыгает козлом по кабинету, распевая под гитару песню про Колобка и корчит рожи. В результате устроенного Кешей «концерта», со стены падает огнетушитель и заливает всех пеной. Удручённые таким поведением, представители общественного Комитета окончательно и бесповоротно требуют передачи дела Четвергова «под суд», но за Иннокентия неожиданно вступается директор детского сада Марина Борисовна Михальчук, которая уговаривает заседателей «дать человеку последний шанс» — отдать Четвергова на перевоспитание «моим бармалейчикам». Иннокентия направляют на работу в детский сад № 21 для прохождения так называемого курса перевоспитания путём «общественно-полезного труда».
Чтобы избежать позора перед своими друзьями, Иннокентий Четвергов придумывает «легенду» о том, что его направили на работу в секретную лабораторию, связанную с космосом, а не ночным дежурным в детский сад. Чтобы история выглядела более убедительной, поздним вечером Кеша подговаривает случайно оказавшегося рядом с домом водителя чёрной «Волги» ГАЗ-24 подать машину к подъезду, а затем, после произведённого на друзей эффекта, высадить его за углом соседнего дома. Трюк удаётся, и друзья Кеши верят в его невероятную историю, а сам Иннокентий, уже не переживая за собственное достоинство, отправляется на своё первое ночное дежурство.
В детском саду Иннокентия встречают новые проблемы — будучи ещё по собственному мнению «трудным ребёнком, у которого недавно была няня», он сталкивается с настоящими детскими шалостями, справиться с которыми он оказался ещё не готов. Поставленный один на один перед непосильной задачей, Кеша находит выход из положения — войти в привычную ему роль скомороха, которую он с успехом продемонстрировал на заседании, куда его вызвали для вынесения общественного порицания. Новый няня-скоморох пришёлся по душе всей детской группе, но выбранная Иннокентием тактика произвела на них обратный эффект — усмирить детей Кеше так и не удалось, и на помощь ему приходит опытная няня Арина Родионовна. Директор детского сада, которая увидела в Иннокентии «упорное нежелание расставаться с детством», решает произвести над Кешей воспитательный эксперимент с целью выбить из него подростковую несерьёзность и несамостоятельность. Наутро Марина Борисовна, директор детского сада, объявляет Иннокентию о «чрезвычайной ситуации», в связи с которой на весь день детская группа должна остаться на его попечении — воспитательница детской группы неожиданно выходит замуж, дневная няня, которая должна дежурить в этот день, уехала «в район Чебоксар на соревнования по спортивному ориентированию», а ей самой тоже придётся уехать, чтобы «пробить дачу», иначе дети могут остаться на лето в Москве. Иннокентию ничего не остается, как согласиться и следовать строгому распорядку дня — провести с детьми утреннюю зарядку, накормить их завтраком, вывести на прогулку, приготовить обед и уложить малышей на «тихий час».
Оставленный один на один с детьми, Кеша под чутким вниманием говорящего попугая Марины Борисовны Валеры, которому она поручила присматривать за ним, с трудом справляется с возложенной на него задачей, и к середине своего задания терпит полный провал — не справляется с мытьем посуды на кухне, срывает кран с водой и бьёт половину тарелок. Попугай Валера зовёт детей на помощь, и те слаженно и быстро наводят на кухне идеальный порядок. Кеше впервые становится стыдно за себя — ему уже 18 лет, а он «хуже маленького ребёнка». Осознав собственные недостатки, Иннокентий ставит для себя цель доказать, что способен справиться с возложенной на него задачей, и с энтузиазмом берется за дело. Но тут его поджидает ещё одно испытание… В самый неподходящий момент, когда он играет с детьми во дворе детского сада, его замечают друзья — «Бублик», «Мотыль» и «Пончик», которым он насочинял историю про то, что он работает в космической лаборатории. Друзья, не скрывая своего злорадства и радуясь тому, что правда оказалась не такой красивой, как легенда, просят его объясниться, но неожиданно получают в ответ не оправдания незадачливого сочинялы Кешки «Четверга», а принципиально иную позицию уже совершеннолетнего гражданина, которого «тридцать человек на Земле называют Иннокентий Петрович, ждут, просят помочь и советуются».
Эксперимент директора детского сада, взявшего «трудного подростка» Четвергова на перевоспитание, удался, и теперь, больше того, примеру Иннокентия последовали и его друзья, превратившись из дворовых погонял «Бублика», «Мотыля» и «Пончика» в отзывчивых помощников Диму, Васю и Петю. Для Иннокентия этот урок жизни не только помог избежать незавидной участи и получить уважение опытной сиделки Арины Родионовны, но и открыть в себе новые душевные качества — вынужденное расставание с детьми, которые полюбили своего «усатого няня», даётся ему с трудом.
К первому мая, когда все дети должны отправиться на летнюю дачу, Иннокентий уже призван для прохождения срочной службы в армии. Он прощается с малышами и даёт последние наставления попугаю Валере — хранителю порядка в детском саду, досконально объясняя ему особенности каждого ребёнка. На службу в Пограничные войска Иннокентий попадает уже повзрослевшим мужчиной. Вдалеке от дома ему помогают письма детей из группы, которые его не забывают и делятся с ним всеми своими впечатлениями.
В ролях
- Сергей Проханов — Кеша, Четвергов Иннокентий Петрович, «Четверг», «ночной нянь»
- Людмила Шагалова — Марина Борисовна Михальчук, директор детсада
- Елизавета Уварова — Арина Родионовна, «самая заслуженная нянечка из всех существующих на Земле»
- Сергей Бачурский — Петя, друг Кеши по прозвищу «Пончик»
- Валерий Кисленко — Дима, друг Кеши по прозвищу «Бублик»
- Феликс Кроль — Вася, друг Кеши по прозвищу «Мотыль»
- Вадим Александров — участковый Евсеев
- Надежда Самсонова — бойкая старушка
- Геннадий Ялович — отец Курослепова
- Александр Сажин — сторож Кузя
- Марина Матвеенко — незнакомка
- Наталья Хорохорина — мама «Бармалейчика»
- Владимир Пучков
- Ольга Григорьева
- Валентин Брылеев — член комиссии по трудным подросткам
- Клавдия Козлёнкова — Мария Степановна, дворничиха
Награды
- Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» на Всесоюзной Неделе детского фильма (1979);
- Приз зрителей I Кинофестиваля молодых кинематографистов Москвы.
Съёмочная группа
- Автор сценария: Андрей Вейцлер, Александр Мишарин
- Режиссёр: Владимир Грамматиков
- Оператор: Лев Рагозин
- Художник-постановщик: Михаил Фишгойт
- Худ. по костюмам: Тамара Дмитриева
- Композитор: Алексей Рыбников
- Звукорежиссёр: Владимир Кипа
- Текст песен: Ю. Михайлов (Юлий Ким)
Интересные факты
- Название фильма взято у Маяковского из поэмы «Хорошо», в которой он пародирует Пушкина (разговор Татьяны с няней), причем в качестве Татьяны выступает мадам Кускова, а в качестве няни — «усатый нянь» П. Н. Милюков.
- В комедии снимались 18 детей 4,5 — 5,5 лет. Так как по КЗоТу детей этого возраста нельзя снимать более 4-х часов в день, — режиссёр Владимир Грамматиков решил найти 18 пар близнецов, чтобы не нарушать график и работать по 8 часов в день. Однако, к сожалению, затея провалилась, так как любые близнецы различаются по характеру, и в картине это выглядело бы фальшиво.
- В сцене, где Кеша поигрывает на гитаре, впервые заступив на ночное дежурство, показывают развешанные по стенам кабинета памятные фотографии Арины Родионовны — дежурной нянечки детского сада. На фотографиях использован фотомонтаж (за исключением первой), где Арина Родионовна на одном снимке с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым и С. В. Михалковым. На первом снимке (возможно, постановочный кадр) Арина Родионовна вместе с мальчиком, внешне напоминающим А. С. Пушкина в детском возрасте. Таким образом, режиссёр иронично иллюстрирует фразу директора детского сада Марины Борисовны о том, что Арина Родионовна — «самая заслуженная нянечка из всех существующих на Земле» и «Если б ты знал, сколько выдающихся людей она воспитала!», когда она представляла няню Иннокентию.
- В сцене, где Иннокентий Четвергов за свое хулиганское поведение предстаёт перед районными представителями Комитета народного контроля и участковым, в интерьере кабинета видна доска объявлений, на которой рядом с агитационными плакатами соседствуют следующие объявления: «Бой сиамским котам!», «Не пейте сырой воды!», «Смерть мухам!» и «Солнечное затмение; Явление природы; Наблюдение с крыши № 7».
- Последняя сцена фильма, где Иннокентий прощается с уезжающими на автобусе детьми, снята на крутом участке Хохловского переулка в Москве, который сохранился до наших дней без изменений.
- Выход фильма «Усатый нянь», по иронии судьбы или преднамеренно, совпал с принятой 7 октября 1977 года на внеочередной сессии Верховного Совета СССР новой, так называемой «брежневской», Конституцией СССР, в которой предусматривалось усиление народного контроля на основании Закона «О народном контроле в СССР». Если учесть тот факт, что сюжет фильма исходит от решения общественного Комитета и, в конце, показывает его результативность в решении дисциплинарных проблем среди молодежи, то такое совпадение вполне может быть не случайным, а приуроченным к выходу новой Конституции.
- Оператором данного фильма был горячий любитель моделей железных дорог Лев Николаевич Рагозин — и поэтому в фильме просто не могла не «вcплыть» модельная железная дорога: в кабинете директора детского садика присутствует один из многочисленных в то время наборов железной дороги известного ГДР-овского производителя PIKO с паровозиком («на неправильной ходовке») серии 80 и двумя пригородными вагончиками.
Ссылки
- «Усатый нянь» на сайте Архива фильмов
- Киностудия Горького
- «Усатый нянь» (англ.) на сайте Internet Movie Database
В 1977 году режиссер Владимир Грамматиков проводил пробы на главную роль в фильме «Усатый нянь». Меньше месяца оставалось до начала съемок, а он не мог найти нужного актера.
И вот однажды на киностудии появился 25-летний самоуверенный молодой человек и заявил режиссеру: «Я – Сергей Проханов. Я знаю, что вы ищете героя, можете больше не искать, это я».
Грамматиков направил потенциального Кешу Четвергова в комнату, в которой сидела большая группа 5-летних детей, и сказал, что сам подойдет через 10-15 минут, а там видно будет. Таким образом, он проверял актеров, найдут ли они общий язык с малышами. Никому не удавалось справиться с этим хитрым заданием режиссера.
«И вдруг – мертвая тишина. Я даже не понял, что происходит. Приоткрываю дверь и вижу, Сережа лежит на полу и говорит: «Мы рыбы, а рыбы молчат». И я вижу влюбленные глаза детей, которые на него смотрели», — вспоминал Грамматиков.
Режиссер еще немного подумал, и все было решено. Вот так молодой актер был утвержден на главную роль. Но мог ли он тогда подумать, что эта работа буквально перевернет его карьеру?
Фильм «Усатый нянь» должен был снимать Евгений Фридман, который снял «Остров сокровищ». Но он готовился эмигрировать в Америку и работа приостановилась. Однако уже все было готово к съемкам, и тогда решили отдать фильм молодому режиссеру.
Сценарий картины Грамматикову предложила режиссер Татьяна Лиознова. Увидев известные фамилии авторов, Владимир Александрович, не раздумывая согласился снимать фильм. Но прочитав сценарий, он очень разочаровался, хотя Лиозновой в этом не признался.
Это была история о детском саде и каком-то хулигане Кеше, который пришел туда работать. Все коллеги и друзья начали отговаривать Грамматикова снимать картину, прежде всего потому, что там должны были играть дети.
«Володя, с одним пятилетним — морока, а тут у тебя их восемнадцать. Что делать-то будешь? Откажись, этот дебют будет провальным. И в ближайшие годы никаких шансов у тебя нет», — говорили они.
Но Грамматиков решил рискнуть. Два месяца он вместе с авторами переписывал сценарий. И в конце получилась совершенно иная история – о трудном перевоспитании молодого человека.
Режиссер не сомневался, что на главную роль без труда найдет веселого и обаятельного актера. Но обаятельные, играющие на гитаре были, а вот опыта общения с детьми ни у кого не было. И вот когда Проханов был утвержден на роль Иннокентия, режиссер вздохнул с облегчением.
В съемочной группе маленьких актеров называли «бармалейчиками», а искали их через объявление в газете. Бабушки и дедушки со всей столицы привозили внуков на киностудию, в день просматривали около тысячи детей. Имея просто громадное терпение, Грамматиков отобрал для съемок восемнадцать малышей.
Но как снимать актеров, если они и говорить-то нормально еще не умеют? Конечно, эта работа стала очень серьезной проверкой на профпригодность молодого режиссера. Ведь просто усадить всех проказников перед камерой было непросто. «Это был кошмар. Они ведь на месте сидеть не могут, это же ртуть», — говорил Грамматиков.
Уже с самого начала съемок с малышами возникла проблема. По советскому законодательству, детей такого возраста можно было снимать не больше четырех часов в день. А что делать режиссеру? Он попросил найти восемнадцать пар близнецов, которых к нему привели.
«Утром я буду снимать Катю, а вечером ее сестренку Машу. Но не тут то было. Внешне то они похожи, но по характеру – диаметрально противоположные», — вспоминал Владимир Александрович. Таким образом, ему не удалось провернуть этот фокус. Только одна пара девочек-близняшек осталась в фильме.
Эпизод одевания ребят на прогулку стал одним из самых тяжелых в картине, замучилась вся съемочная группа. Каждые пять минут снимали новый дубль. Чтобы получить естественные эмоции детей режиссер придумывал невероятные трюки. Например, он прятал горшок за спиной, потом кричал «Мотор!» и надевал горшок на голову, так снимали настоящую реакцию детей.
«Я всегда им рассказывал сказку. Чтобы они слушали внимательно, я сочинял сказки на ходу. И для каждого дубля надо было придумывать новую историю, потому что старая — актерам была уже неинтересна», — говорил Грамматиков.
«Это был просто кошмар, потому что я уже не знал про кого рассказывать. Это конечно было дуракавалянием. Но серьезным. А иначе ничего бы не получилось», — вспоминал также Проханов.
Но бывало, что маленькие актеры не хотели слушаться режиссера и тогда он превращался в Карабаса-Барабаса.
Роль директора детского сада, которая пригласила Кешу на перевоспитание, предложили Людмиле Шагаловой. Актриса хорошо была знакома зрителям по ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Сказка о потерянном времени», «Женитьба Бальзаминова».
Людмила Шагалова и Елизавета Уварова
Она наблюдала за всеми съемками, а потом с легкостью входила в кадр. Повезло Сергею Проханову и с другой партнершей. Нянечку Арину Родионовну сыграла Елизавета Уварова.
Владимир Грамматиков:
«Она входила в павильон, садилась. Можно было включать камеру и снимать ее молчаливую, думающую, дремлющую. Это фантастика! Она так была счастлива, что я назвал ее по ассоциации с няней Пушкина. Она сказала: «Ой, какое чудо, я же с ней знакома!»».
Коллеги вспоминают о фанатичной преданности актрисы профессии. Роль в фильме «Усатый нянь» стала для Елизаветы Уваровой последней. Еще перед съемками она узнала о своем страшном диагнозе — рак, но от работы, где так много детей отказываться не стала.
Феликс Кроль, который сыграл друга Кеши, сначала пробовался на главную роль. Своих коллег по картине он впервые увидел на съемочной площадке. Сергея Бачурского, еще одного друга Кеши, тоже не утвердили на главную роль.
Сергей Бачурский (Пончик), Феликс Кроль (Мотыль) и Валерий Кисленко (Бублик)
У него опыта в кино еще не было и ему сложно приходилось на съемках, а режиссер любил импровизации. Бачурский был еще студентом, и он привык основательно готовиться к роли, поэтому актеру трудно было привыкнуть к такому стилю работы.
Чтобы снять сцену с летающим огнетушителем, пришлось получать специальное разрешение у пожарной инспекции. Людмила Шагалова категорически отказалась купаться в пене. Тогда пришлось создавать пену из белка и шампуня. Пока на ниточке летал по площадке огнетушитель, из-за кадра артистов поливали пеной.
Молодой возраст и легкий характер помогали Грамматикову пережить любую проблему на площадке с юмором. Например, в эпизоде когда попугай должен был сесть на плечо Шагаловой и нашептывать слова ей на ухо, невозможно было заставить птичку выполнить эту задачу.
Она садилась куда угодно, только не на плечо. Один дубль в итоге получился, но шептать на ухо попугай отказывался категорически. Тогда пришлось несчастной актрисе вложить в ухо орешек — отказать себе в удовольствии птичка не смогла.
Часть съемок проходила в обычном московском детском саду. Необычные для того времени игрушки и яркую детскую одежду художники картины искали по всей столице.
Задача стояла показать не как есть, а как должно быть. Тем более это была веселая комедия, для чего было снимать старые кровати или мебель. Это получился такой сказочный детский сад. Костюм для Кеши тоже было нелегко подобрать, учитывая дефицит в стране. Например, куртку ему сшили из трех курток.
Премьера фильма «Усатый нянь» состоялась 1 октября 1978 года. Он очень быстро стал лидером проката. Люди приходили посмотреть картину по несколько раз. В итоге, она вошла в пятерку самых кассовых отечественных фильмов.
Такое количество поклонников Сергей Проханов не мог себе просто представить, каждый день приходили мешки писем на телевидение. Потом актер стал ездить с концертами по стране, он исполнял песни и отрывки из фильма.
На актера посыпались предложения от режиссеров, которые не против были повторить типаж веселого, беззаботно парня. Однако он понял, что множить один образ ему не хочется.
Его стали воспринимать исключительно как актера комедий, а это значило, что серьезных ролей ему не сыграть. Сергей Борисович продолжил сниматься в кино до начала 1990-х годов, но зрители его будто не замечали и помнили только «усатого няня». Тогда Проханов принял тяжелое решение уйти из кино.
«Как-то стало неинтересно. Знал, что я Джеймса Бонда, к слову, не сыграю, а то, что мне предлагали – все было с каким-то юморком», — рассказывал актер.
В 1993 году Проханов открыл на собственные средства «Театр Луны», которым руководит по сей день. Он ставит спектакли, воспитывает учеников и абсолютно не жалеет, что оставил кино.