Сценарий use case примеры

Без технической душноты исследуем сценарии «пользователь система». Для продактов, дизайнеров и аналитиков — оставили готовый шаблон

Без технической душноты исследуем сценарии «пользователь <—> система». Для продактов, дизайнеров и аналитиков — оставили готовый шаблон

Всем привет! Я Ната, UX/UI дизайнер в Red Collar. В этой статье я расскажу о методологии, которая улучшит коммуникацию внутри команды, а значит и работу над продуктом — Use Case или «юзкейсе», а также поделюсь шаблоном для тех, кто сталкивается с ней впервые.

В идеальном мире юзкейсы составляет системный аналитик на основе правил, сформулированных бизнес-аналитиком после общения с заказчиком. В реальном мире таких позиций в команде может не быть из-за ограничений по времени и бюджету, но проблема передачи знаний внутри команды на проекте остается. В таких случаях писать юзкейс может дизайнер, тестировщик, продакт и другие люди.

Польза юзкейсов — единое представление о продукте

Если в команде более 5 человек, а проект длится более 3 месяцев, то может возникнуть дискоммуникация. Например:

  • разработчики неправильно поняли сценарий взаимодействия и реализовали фичу не так, как планировалось;

  • в ходе долгих обсуждений внутри команды вы сильно отклонились от первоначальной идеи и точно воспроизвести её не можете;

  • дизайнеры спроектировали функциональность, которая изначально не планировалась;

  • один и тот же кейс в разных местах реализован по-разному, что увеличивает время разработки и усложняет UX;

  • при тестировании пропускаются значительные ошибки;

  • сменился состав команды: к проекту подключились новые участники, а ведущие члены команды ушли.

Сценарии юзкейсов — как игра в теннис между пользователем и системой

Use Case — это описание взаимодействия с системой в виде последовательности действий для достижения конкретного результата. По сути, это метамодель, которая иллюстрирует не саму систему, а набор функциональных требований к ней.

Методология была разработана в 80-х Иваром Якобсоном. Для всех желающих погрузиться в тему глубже есть бесплатная книга Use-Case 2.0, также другие ссылки по теме оставлю внизу статьи.

Для наглядности юзкейс можно сравнить с игрой в теннис, где один игрок это пользователь, другой — система. Удар ракеткой это действие, которое совершает пользователь, после чего мяч переходит системе, и далее система ему отвечает. Разница только в том, что в юзкейсе пользователь или система могут подряд совершить несколько действий.

Юзкейсы существуют в двух равнозначных видах: UML-диаграмма или текстовый документ. По желанию их можно совмещать

«Основной юзкейс» — сценарий успеха: участники + действия + результат + доп. условия

Единого формата для написания юзкейсов не существует. Каждая компания сама определяет для себя формат и уровень детализации. Опишу основной принцип написания.

Основные элементы юзкейса:

1. Понятный заголовок, желательно, чтобы он содержал результат юзкейса. Пример, «Создание заявки».

2. Действующие лица или участники. Можно выделить такие варианты:

  • «Пользователь и система». Например, при авторизации.
  • «Несколько пользователей и система». Например, если мы описываем общение в чате.

  • «Система и система». Например, если мы описываем внутренние процессы внутри системы.
  • «Несколько систем и система».

3. Описание последовательности действий в виде сценария.

4. Результат, то есть то, к чему должны прийти пользователь или система.

Ниже показан простой вариант юзкейса на примере регистрации. В нем есть все основные элементы. Также добавлена нумерация шагов, чтобы проще было ссылаться на конкретный шаг в коммуникации.

Пример простого юзкейса

Выглядит понятно, но в реальности кейсы могут оказаться сложнее, поэтому к юзкейсу добавляют дополнительную уточняющую информацию:

  • контекст использования;
  • откуда происходит переход к юзкейсу;
  • дополнительные условия;
  • триггер;
  • цель;
  • изменения в технологии.

В описание юзкейса могут добавлять перечисление инпутов (полей ввода), если это необходимо для понимания сценария.

Пример развернутого юзкейса с пояснениями

«Альтернативный юзкейс» — сценарий ошибки

Рассмотрели вид основных сценариев юзкейсов, а что если возникла ошибка или пользователь столкнулся со сложностями? Для этого создается альтернативный юзкейс: когда результат основного не был достигнут. Например, пользователь не смог зарегистрироваться, так как имя уже занято или с указанной почты уже создана учетная запись.

Альтернативные юзкейсы прописывают отдельно, в нашем случае будет создана отдельная таблица, но если сценарий короткий, то мы описываем его в рамках основного юзкейса. Пример ниже.

Пример юзкейса с альтернативными сценариями внутри основного

Чеклист для написания юзкейсов

Разобрались, что юзкейс нам нужен в первую очередь для улучшения коммуникации внутри команды при разработке продукта. Теперь вы можете легко его написать, но важно, чтобы его также было легко читать. Ниже найдете критерии, которые помогут вам написать легкий для восприятия юзкейс.

Вначале сделайте единый шаблон и заведите словарь

В идеале юзкейсы пишутся на этапе проектирования, при планировании фичей или продукта в целом, но бывает так, что необходимость в юзкейсах обнаруживается позже, когда дизайн готов, а часть продукта уже вышла в прод.

Если вы на начальной стадии проекта, рекомендую начать с составления пути пользователя, а позже переходить к юзкейсам.

Если у вас уже готов дизайн, то перед написанием юзкейсов внимательно изучите все материалы, составьте список разделов и взаимодействий с ними в связке с продактом, дизайнером и другими лицами, участвовавшими в планировании и проектировании продукта.

Советы, которые ускорят написание юзкейсов:

  1. Создайте один шаблон для всех юзкейсов на проекте. Не страшно, если он будет видоизменяться со временем. Главное, чтобы не приходилось для каждого юзкейса придумывать уникальный формат, так как их будет сложно писать и еще сложнее читать.
  2. Создайте словарь терминов. Если внутри вашей команды активно используется определенная терминология или вы работаете над узкоспециализированным продуктом, создайте словарь с расшифровкой терминов и ссылайтесь на него при написании юзкейса.

Так нужен ли вам юзкейс?

Важно понимать, что юзкейс — это инструмент, а цель любого инструмента — упростить и улучшить работу. Если после внедрения юзкейсов в проект вы не видите изменений, а ресурсы расходуются все больше на ведение документации, то, вероятно, вам стоит пересмотреть процесс ведения документации и протестировать другие инструменты, например, User Story.

Всем крутых продуктов!

Ната Нефедьева

Шаблон юзкейса + дополнительные материалы

Подготовила для вас шаблон юзкейса, открыт всем в гуглдоке.

1. Статьи и бесплатные книги о юзкейсах от создателя методологии Ивара Якобсона — даст более полное представление об инструменте «из первых рук» (en)

2. Короткое видео с простым объяснением инструмента от бизнес-аналитика + ссылка в описании к видео на их шаблон юзкейсов (en)

3. Короткое видео о юзкейсах для новичков от UX/UI дизайнер в Siemens (ru)

4. Статья от Usability.gov с краткой информации о юзкейсах и примером их заполнения (en)

5. Статья от системного аналитика, где подробно рассказывается о методологии и опыте ее применения в QIWI (ru)

  • Что такое юзкейс
  • Из чего состоит
  • Как написать
  • Пример
  • Диаграммы
  • Польза для команды

Что такое юзкейс

Use case (также юзкейс, сценарий использования) – это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.

Юзкейсы содержат следующие сведения:

  • кто использует сайт или приложение
  • что пользователь хочет сделать
  • цель пользователя
  • шаги, которые делает пользователь, чтобы совершить определенное действие
  • описание того, как сайт или приложение реагируют на действия пользователя.

Юзкейсы не содержат детали реализации, а также описания пользовательского интерфейса или экранов.

В общем, в юзкейсе описывается не каким образом программа делает что-либо, а что именно она делает. Именно этого подхода и нужно придерживаться, создавая юзкейсы.

В отличие от user story, которая излагается от имени какого-то конкретного пользователя, в use case может быть описано взаимодействие (с определенной целью) нескольких участников. Например:

  • покупка товара в магазине (Покупатель – Продавец);
  • отправка письма по электронной почте (Отправитель – Почтовый клиент);
  • запрос страницы браузером (браузер – веб-сервер).

Элементы use case

Юзкейсы могут содержать следующие элементы (их количество зависит от сложности сценария):

  • Актор (actor) — тот, кто использует систему. Если взять за пример онлайн-магазин, там может быть несколько акторов: покупатели, продавцы, компании, занимающиеся доставкой, компании, проводящие платежи.
  • Стейкхолдер (stakeholder) — тот, кто заинтересован в определенном поведении системы. Зачастую это не конечный пользователь, а кто-то, получающий выгоду от функционирования системы. В случае с онлайн-магазином это может быть партнер — платежная платформа.
  • Первичное действующее лицо (primary actor) — человек или система, чьи цели достигаются при помощи нашего продукта. В онлайн-магазине это может быть основной дистрибьютор, чьи товары продаются на этой онлайн-платформе.
  • Предусловия и постусловия — что должно быть в наличии или должно произойти до и после запуска сценария использования.
  • Триггеры — события, запускающие юзкейс.
  • Успешный сценарий — юзкейс, при котором все идет по плану, без ошибок и неожиданностей.
  • Альтернативные пути — вариации основного успешного сценария на случай, если что-то пойдет не так на уровне системы.

Как написать use case?

Шаги в юзкейсе описываются максимально понятно. Что касается самих шагов, они могут быть следующими:

  1. Определите, кто будет использовать сайт.
  2. Выберите одного из этих пользователей.
  3. Определите, что этот пользователь хочет делать на сайте. Все, что пользователь делает на сайте, становится юзкейсом.
  4. Для каждого use case определите нормальный ход событий.
  5. Опишите основной путь пользователя: что именно делает пользователь и каков ожидаемый ответ системы.
  6. Далее рассмотрите альтернативные варианты развития событий и добавьте их, чтобы «расширить» use case.
  7. Повторите шаги 2-6 для всех остальных пользователей.

Пример use case

В этом юзкейсе изложен сценарий входа пользователя в школьную систему.

Название use case Login
Описание use case Пользователь входит в систему, чтобы получить доступ к ее функционалу.
Акторы Родители, Ученики, Учитель, Админ
Предусловия Система должна быть подсоединена к сети
Постусловия После успешного входа пользователю отсылается уведомление на mail id
Основные сценарии Номер Шаги
Акторы/пользователи 1 Ввод username
Ввод пароля
2 Проверить имя пользователя и пароль
3 Разрешить на вход в систему
Расширения 1a Неверное имя пользователя
Система выбрасывает сообщение об ошибке
2b Неверный пароль
Система выбрасывает сообщение об ошибке
3c Неверный пароль введен 4 раза
Приложение закрывается

Юзкейс-диаграммы

Для визуализации юзкейсов используют диаграммы. В них система обозначается прямоугольником, use case — овалом, актор — схематическим человечком.

Пример диаграммы для юзкейсов входа в школьную систему:

пример use case

Зачем нужны use case?

Давайте рассмотрим, в чем ценность юзкейсов для участников проекта разработки ПО.

  1. Заказчики

В юзкейсе отражается конечная бизнес-ценность, понятная заказчику. Реализация сценария использования в системе очевидна даже для нетехнического специалиста. Наличие готового use case позволяет заказчику своевременно дать старт дальнейшей работе тестировщиков и разработчиков.

  1. Разработчики

В сценарии использования указываются основной и альтернативные потоки событий. Вся информация в нем подается максимально структурированно и понятно, в привязке к конечному результату. Это удобно для понимания запутанных требований. Если сценарий поведения пользователя в системе сложный, use case просто необходим.

  1. Тестировщики

Юзкейсы — отличная основа для формирования тест-кейсов. Это, по сути, пригодные для тестирования требования с понятной целью и путями ее достижения. Тестирование по сценариям использования (use case testing) позволяет обнаружить в приложении недостатки,  которые сложно найти, например, при юнит-тестировании.

Создание эффективных Use Cases (далее используется термины «варианты использования», «сценарии», «юзкейсы») — must have навык любого аналитика. Ведь в некоторых случаях без описанных сценариев не обойтись намного сложнее, чем с ними.

Следующие заметки будут полезны начинающим бизнес аналитикам, системным аналитикам, а также студентам.

Что такое Use Case

На собеседовании порой можно услышать следующее определение «Это такая UML-диаграмма с человечками и овалами». Давайте разберемся, что это такое, и рассмотрим несколько простых примеров.

Use Case описывает сценарий взаимодействия участников (как правило — пользователя и системы). Участников может быть 2 и больше. Пользователем может выступать как человек, так и другая система.

Мне нравится определение из книги Коберна (советую, ее, кстати, всем аналитикам): «Вариант использования фиксирует соглашение между участниками системы о ее поведении. Вариант использования описывает поведение системы при ее ответах на запрос одного из участников, называемого основным действующим лицом, в различных условиях».

В жизни встречаются такие названия: варианты использования, юзкейс, сценарий, прецедент, сценарий использования.

Текст vs диаграмма/схема

Какое описание лучше: текстовое или диаграмма? Выбор за вами и вашей командой. В первые годы работы я использовал диаграммы либо диаграммы + текстовое описание к ним. Сейчас я предпочитаю текстовое описание сценариев, и объясню почему:

  • Такой формат более понятен заказчикам (а они тоже предпочитают читать и согласовывать варианты использования).
  • Текст проще и быстрее отредактировать, чем диаграммы и текст.

Конечно, если в вашем проекте очевидны дополнительные преимущества от использования диаграмм — надо их использовать.

Кому и в каких случаях нужны сценарии

  • Разработчикам. Очень удобно, когда ветвистое требование описано при помощи основного и альтернативного потока событий. Все четко и понятно: кто, когда и что вызывает, и что получается в результате. В моем последнем проекте менеджер исповедовал подход: минимум описаний, максимум общения. Но для нескольких сложных сценариев разработчики сами просили сделать подробное описание, и юзкейсы отлично подошли.
  • Заказчикам. Описано человеческим языком, заказчик своевременно может подтвердить, что это именно то, чего он ждет, или поправить.
  • Тестировщику. Почти готовый тест-кейс.
  • Всей проектной команде. Если сценарий нужно согласовать, а на каждом совещании пара-тройка альтернативных вариантов сценария звучит иначе, поможет строго описанный поток событий.

А также другим участникам процесса.

В каких случаях они нужны:

  • Если вам нужна качественная, полная спецификация требований — юзкейсы прекрасно в этом помогут. Есть такие системы, для разработки и поддержки которых спецификация требований, содержащая модель данных, описание интерфейса, интеграции с другими системами и юзкейсы — очень хороший вариант.
  • Для поддержки системы. Чтоб выявить ошибку, разобраться, на каком шаге что пошло не так.
  • Если вам нужно описать какую-то часть функциональности, работы пользователя с интерфейсом и т.п. в виде сценария. Тогда вы можете взять шаблон юзкейса за основу и использовать его для описания сценария. Например, основу требований к вашему мобильному приложению составляет описание пользовательского интерфейса. Но выполнение некоторых функций имеет много нюансов, которые нужно дополнительно описать при помощи таблички: «действие — отклик системы», или даже совместить такую табличку со сценарием.

Как их описывать

Давайте рассмотрим пару примеров, они говорят сами за себя.

Пример 1. Разблокировать учетную запись пользователя (простой короткий пример, без альтернативного потока событий):

Пример 2. Авторизация пользователя:

Важные моменты

  • Очевидно, что если Пример 1 можно было безболезненно описать простым текстом, то Пример 2 намного лучше воспринимается в виде сценария. Но если у вас вся функциональность описана в виде юзкейсов, то лучше описывать юзкейсами даже очень простые сценарии, из пары шагов. Пусть ваша спецификация будет в едином стиле.
  • Используйте минимальное количество слов и пунктов, необходимых для однозначного понимания сценария. Если юзкейс получается слишком длинный, возможно, лучше будет разбить его на несколько. С очень длинными сценариями, с большим количеством расширений, работать крайне неудобно.
  • Если в двух и более сценариях повторяется одинаковый набор шагов, есть смысл вынести эти шаги в отдельный сценарий, и ссылаться на них. Документ будет легче. А если что-то в этих шагах поменяется, то достаточно будет изменить в одном месте.
  • Список сообщений, которые система выдает пользователю, стандартные тексты электронных писем и т.п. удобно расположить в едином месте в документе, и ссылаться на нужный пункт из разных юзкейсов, т.к. сообщения в сценариях часто дублируются.
  • Перечитайте документ со сценариями, перед тем, как отдавать его разработчикам или заказчикам. Лучше даже несколько раз. Всегда находятся моменты, которые можно описать лаконичнее, или выявляются какие-то несоответствия. Или случайные «копипасты». Уважайте время и головы других людей.
  • Кстати, про «копипасты». Незаполненную табличку для описания юзкейса есть смысл «копипастить».
  • Как видно из примеров выше, расширение к шагу номер 1 указывается в разделе «Расширение» как 1а, 1б, и т.д. Расширение *а — это общее расширение к сценарию, не к конкретному.

Правильных и полезных вам сценариев! Спасибо за внимание.

При написании статьи я использовал материалы из книги Алистера Коберна «Современные методы описания функциональных требований к системам».

Источник: dou.ua

Хотите заказать приложение?

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые sharkdevelop (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://sharkdevelop.com/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://sharkdevelop.com/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://sharkdevelop.com/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее — персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://sharkdevelop.com/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.5. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.6. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.7. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.8. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.8.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.8.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.8.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.8.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.8.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– заключение, исполнение и прекращение гражданско-правовых договоров;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://sharkdevelop.com/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты support@sharkdevelop.com с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://sharkdevelop.com/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора support@sharkdevelop.com с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора support@sharkdevelop.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты support@sharkdevelop.com.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://sharkdevelop.com/.

Когда какая-либо IT-компания начинает разработку программного продукта, ей приходится задумываться о том, как быстрее и проще начать реализацию проекта и создать прототип, с помощью которого можно передать все функциональные возможности ПП. Что такое Use Case, для чего он нужен, чем он может помочь в разработке — расскажет наша статья.


Что такое Use Case

Use Case — это сценарный план взаимодействия пользователя с программным продуктом, в котором четко прописаны шаги для достижения того или иного результата. Последовательность действий, при этом, может быть расписана не для одного, а для нескольких юзеров.

В юзеркейсах для программных продуктов прописываются разные манипуляции. Это может быть покупка товаров через мобильное приложение, отправка данных, рассылка электронных писем и так далее.

Главной задачей юзеркейса является улучшение коммуникации среди членов команды при разработке программы или мобильного приложения. Пишутся эти кейсы на этапах проектирования и при планировании внедрения каких-либо функций.

Вообще, отвечать за составление юзеркейсов должны системные аналитики, имеющие опыт в ведении переговоров с заказчиками и проведении анализа ЦА. Но так как у многих компаний бюджет не всегда позволяет нанимать для этого сторонних специалистов, разработкой Use Case могут заниматься тестировщики, дизайнеры, разработчики ПП и даже продакт-менеджеры.


В каких ситуациях может помочь Use Case

Грамотно составленный юзеркейс может помочь в тех случаях, когда:

  • при проведении подготовительных работ разработчики не могут правильно составить ТЗ;
  • после долгих обсуждений функциональных возможностей команда отклонилась от первоначальной идеи продукта;
  • команда разработчиков неправильно поняла начальный сценарий взаимодействия юзера и ПП;
  • команда разработчика неправильно внедрила ту или иную функцию;
  • в процессе тестирования программы появляется много непредвиденных ошибок;
  • к команде подключились новые специалисты, которых нужно в кратчайшие сроки посвятить в курс дела.

Также Use Case незаменим в тех случаях, когда один и тот же кейс по-своему реализован в разных местах, тем самым затягивая процесс разработки ПП.


В чем польза юзеркейса

Качественно составленный Use Case может решать разные задачи. Например:

  • облегчение коммуникации между разнопрофильными членами команды (дизайнеры, тестировщики, разработчики, менеджеры, аналитики);
  • фиксирование принятых решений, что позволяет в дальнейшем не сбиваться с курса;
  • быстрое возвращение к заданному сценарию с целью проверки его корректности на разных этапах разработки;
  • упрощение порядка передачи информации между членами команды;
  • определение самых важных аспектов сценария взаимодействия.

Use Case играет важную роль, когда необходимо подготовить прототип ПП, который покажет особенности и преимущества проекта.


Из каких элементов состоит Use Case

В зависимости от сложности сценария, юзеркейсы могут содержать порядок действий следующих лиц:

  1. Actor — человек, который пользуется созданной системой. В качестве примера можно привести какой-нибудь интернет-магазин, где в качестве actor выступают продавцы, покупатели, поставщики и все те, кто взаимодействует с этим интернет-магазином.
  2. Primary actor — это человек, у которого получается достигнуть поставленных целей с помощью созданного программного продукта. Если вернуться к тому же интернет-магазину, то primary actor в нем может быть производитель вещей, у которого получается реализовывать эти вещи с помощью функционала онлайн-площадки.
  3. Stakeholder — человек, который заинтересован в том, чтобы созданы ПП выполнял те или иные действия. В интернет-магазине это может быть какой-нибудь партнер, получающий доход от приведенных покупателей, или подключенная к магазину платежная платформа, через которую совершаются онлайн-платежи.

Также к элементам юзеркейса относятся:

Овнеры магазинов ФБ акков про свой бизнес и тренды в арбитраже. ФБ аккаунты для арбитража трафика
  • понятный заголовок, содержащий конечный результат Use Case;
  • описание последовательности действий;
  • результат, к которому должен привести юзеркейс;
  • предусловия — это то, что должно произойти до или после запуска кейса;
  • триггеры, влияющие на запуск кейса.

А еще в любом Use Case должны быть прописаны альтернативные пути — события, к которым прибегают в том случае, если кейс не сработал.


Какими должен качественный быть Use Case

Высокое качество юзеркейса определяют следующие критерии:

  1. Правильная детализация. При составлении Use Case нет смысла описывать каждый шаг пользователей и состояние элементов ПП в этот момент. Главная задача юзеркейса — всего лишь дать общую картину.
  2. Простота изложения. Чтобы содержимое юзеркейса было понятным даже новым членам команды, его необходимо писать максимально простым языком. Не стоит использовать для Use Case сложные термины и вставки кода.
  3. Единый стиль. Старайтесь использовать для всех юзеркейсов один и тот же шаблон. Это поможет сэкономить время на изучении ПП.

  1. Важен контекст. В каждом юзеркейсе должны быть уточнения по поводу тех или иных действий. Так разработчики смогут разобраться в том, какая задача перед ними стоит.
  2. Целенаправленность. Не стоит использовать юзеркейса для того, чтобы описать весь путь пользователя. Лучше представить конкретные шаги (регистрация, покупка, отправка заявки и так далее).

Когда сценарий будет обновляться, не стоит забывать о своевременном внесении изменений в юзеркейс.


Какую пользу несет Use Case для определенных специалистов в команде

Для каждого из участников команды юзеркейс несет свою ценность. Например, для заказчика Use Case полезен тем, что на простой языке отображает конечную бизнес-ценность. Как правило, сценарий взаимодействия составляется таким образом, чтобы даже далекие от программной разработки пользователи могли понять, что написано в кейсе. Чем проще для заказчика будет составлен юзеркейс, тем быстрее он с ним ознакомиться и даст добро на продолжение разработки.

Для разработчика же ценность заключается в другом. В первую очередь речь идет о структурированных блоках информации, что упрощает создание ПП. Особенно это касается сложных проектов с жесткими требованиями. Также структурированная информация привязывается к конечному результату, благодаря чему разработки гораздо проще понять, что должно получиться в итоге.

Польза в юзеркейсах есть и для разработчиков. Во-первых, благодаря Use Case они могут тестировать программные продукты по заранее заданному сценарию. Это экономит время и избавляет от необходимости искать способы проверки на ошибки. Во-вторых, грамотно составленный кейс помогает находить в программе минусы, которые вряд ли удастся найти с помощь unit-тестирования.


Как  составить Use Case

Как говорилось ранее, составлять юзеркейсы нужно на этапах проектирования ПП. Также кейс пересматривается в тот момент, когда команда начинает внедрять новые или улучшать уже имеющиеся фичи. При этом писать юзеркейсы стоит только после того, как будет составлен путь пользователя.

Чтобы составить юзерйкейс, необходимо выполнить следующие действия:

  1. В первую очередь определяем, какие пользователи будут работать с программным продуктом. Помочь в этом может обычный анализ рынка и ЦА.
  2. Выявляем определенную группу пользователей, которые будут работать с ПП.
  3. Рисуем портрет группы пользователей и приблизительно определяем, что они будут делать разрабатываемой программе. Каждое действие в рамках ПП — потенциальный Use Case.
  4. Определяем последовательность действий для каждого юзеркейса.
  5. Приблизительно описываем основной путь пользователя.
  6. Прогнозируем ответ системы на действия пользователя.
  7. Разрабатываем альтернативные пути для расширения юзеркейса.
  8. Повторяем перечисленные шаги для каждой группы пользователей.

Есть пара советов, которые помогут в составлении юзеркейсов. Во-первых, для экономии времени следует разработать шаблон. Такой подход позволит выработать единый стиль и экономить время при разработке других кейсов.

Во-вторых, если идет работа над Use Case под узкоспециализированный продукт, тогда необходимо разработать словарь с терминами. Также это может помочь в том случае, когда члены команды часто используются определенные термины, требующие расшифровки.

Чтобы читатели могли ознакомиться с приблизительным видом кейсов, мы решили разобрать несколько примеров.


Пример 1: регистрация на сайте

Результат кейса: пользователь создает аккаунт с личным кабинетом.

Номер шага Действующее лицо Действие
1 Пользователь Пользователь нажимает на кнопку регистрации
2 Система Открывает форма регистрации
3 Пользователь Пользователь заполняет форма, указывает данные, подтверждает регистрацию
4 Система Идет проверка корректности заполнения, пользователь вносится в базу данных, на почту отправляется письмо со ссылкой для активации акк
5 Пользователь Пользователь открывает письмо, переходит по ссылке
6 Система Система активирует аккаунт, высылает инструкцию по работе с сервисом

Это из самых простых кейсов. Как правило, большая часть юзеркейсов имеют более сложно схему взаимодействия.


Пример 2: регистрация в интернет-магазине по сложной схеме

  • цель: зарегистрироваться в интернет-магазине;
  • действующее лицо: незарегистрированный пользователь;
  • триггер: пользователь увидел рекламу интернет-магазина и решил зарегистрироваться;
  • результат: у пользователя появляется аккаунт с бонусной системой.

Шаги юзеркейса выглядят следующим образом:

  1. Пользователь нажимает на кнопку регистрации.
  2. Система открывает форму регистрации, запрашивает контактные данные и платежные реквизиты.
  3. Пользователь заполняет поля, отправляет на проверку.
  4. Система проверяет инфу на корректность, вносит пользователя в базу, отправляет письмо со ссылкой активации.
  5. Пользователь открывает письмо, переходит по ссылке.
  6. Система активирует аккаунт.

Также может указываться переход к юзеркейсу. Например, с главной страницы.


Пример 3: кейс по взаимодействию с сайтом вуза на примере диаграммы

Некоторым специалистам проще делать юзеркейсы в  виде диаграммы. Они удобны и практичны, однако в них нельзя отследить последовательность действий. Один из примеров – диаграмма юзеркейса, в котором прописаны шаги разных групп пользователей в рамках сайта ВУЗа.

Как видно на рисунке, студенты могут просматривать темы и записываться на курсовые проекты. Руководители могут просматривать уже имеющиеся и вносить новые темы. Система же отвечает за предоставление информации и внесения указанных сведений в базу данных.


Эксперты отвечают
 

ССергей Галоген

Что такое сценарий Use Case?

Сценарий или спецификация ВИ (use case scenario or specification) – тестовое формальное описание последовательности действий, которые происходят внутри ВИ для достижения некой цели актера.

ЮЮрий Булуй

Можно ли считать юзеркейс фукнцией?

ВИ – это не функция, это некая последовательность действий, которая приносит пользу для основного актера, инициирующего данный ВИ. ВИ – это скорее цель Пользователя, чем отдельная функция. ВИ теоретически может быть разбит на несколько функций, и как правило не является одной лишь функцией.

Вывод

Use Case — это инструмент, созданный для упрощения взаимодействия с разрабатываемым ПП. Перед созданием этого инструмента стоит тщательно изучить все материалы, заранее подготовить список разделов и обсудить все шаги с членами команды. Если юзеркейс будет составлен правильно, появится возможность не только наладить коммуникации, но и упростить процессе ведения технической и пользовательской документации.

Приходилось сталкиваться с Use case?

1 голос


Да — 100%



Нет — 0%

Данная статья поможет молодым специалистам легко начать работу со сценариями использования.

Сценарии использования- это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.

Цель: моделирование и проектирование взаимодействия пользователя с системой в рамках выполнения одного сценария. Пошаговое подробное взаимодействие пользователя с системой. 

Документирование: таблица с описанием действий актора и реагирование системы на определенные шаги пользователя. 

Один сценарий использования имеет несколько потоков: основной и альтернативные. 

Выделение сценариев 

Один сценарий использования должен описывать действия пользователя, которые приведут к одному большому действию- функционалу пользователя. Например, авторизоваться, добавить товар в корзину и тд. 

Если мы имеем большой сценарий использования, необходимо выделить из него те части, которые мы можем вынести в отдельный самостоятельный сценарий, но в предусловии указать условия начала инициации  данного сценария. 

Каждый основной сценарий использования должен быть независимым от другого основного. Если есть определенные условия выполнения- указываем в “Предусловия”

Например, если нам необходимо описать авторизацию пользователя с вводом кода подтверждения, можно выделить отдельный сценарий “Ввод кода подтверждения”, чтобы не нагружать сценарий “Авторизация”. А уже в в сценарии “ввод кода подтверждения”  подробно расписать условия ввода кода, повторной отправки, работу таймера повторной отправки, неверный код подтверждения, возможные ошибки.  

Уровни описания и степени детализации

Сценарии использования могут быть описаны на абстрактном уровне (деловой сценарий использования, иногда называемый ключевым сценарием использования), или на системном уровне (системный сценарий использования). Различия между ними — в деталях.

  1. Деловой сценарий использования не затрагивает технологий, рассматривает систему как «черный ящик» и описывает бизнес-процесс, который используется деловыми актерами (людьми, или системами, внешними к бизнесу) для достижения своих целей. Деловой сценарий использования описывает процесс, ценный для клиента, описывает что именно делает процесс.

  2. Системный сценарий использования обычно описывается на уровне функций системы и определяет функцию или сервис, предоставляемые системой для пользователя. Системный сценарий использования описывает что актер может сделать взаимодействуя с системой. По этой причине рекомендуется, чтобы системные случаи использования началась с глагола (например, создайте ваучер, выберите платежи, отмените ваучер)

Степень формализма выполняемого проекта и стадия, на которой он находится, прямо влияют на степень детальности и проработанности вариантов использования. Определяют следующие степени детальности при написании вариантов использования:

  1. Краткий (brief) вариант использования состоит (помимо названия) из одного-двух описательных предложений. Он хорош при сведении функциональных требований в таблицу при планировании приоритетности, технической сложности, номера версии продукта и т. д.

Краткая степень детальности применяется при начале работы над проектом; когда еще не прорабатываются детали, а верхнеуровнего описываются сценарии использования. Также, краткую степень детализации допустимо использовать при сжатых сроках написания ТЗ для кейсов с низким уровнем риска. 

  1. Детальный (detailed) вариант использования – это формальный документ с предопределённой структурой разделов; это, собственно, и есть Use case в его традиционном понимании.

Детальный уровень описания применяют при написании ТЗ. Преимущественно, при написании ТЗ все кейсы необходимо описывать на детальной степени; обязательно применять детальную степень и системный уровень при описании кейсов  с высоким уровнем риска. 

Структура сценария использования

Сценарии использования включают в себя следующие разделы: 

  1. Название. Краткое, максимально понятное. Описывающее общее действие пользователя.

 Пример: 

UC-1. Регистрация в личном кабинете 

UC-2. Регистрация в программе лояльности

UC-3. Добавление товара в корзину 

  1. Предусловие. Формулировка условий, при которых данный вариант использования может быть инициирован. Условие, помимо прочего, может быть упоминанием о выполнении других вариантов использования. Также в предусловии необходимо указывать, в какой части системы находится пользователь, кратко- какие действия уже выполнил.

Пример: пользователь находится в “Корзине”, в “Корзине” добавлено 2 товара”. 

Данное предусловие мы можем указать для описания кейса работы пользователя в “Корзине”. Если мы описываем кейс “Добавление товара в корзину” или “Оформление заказа”, где необходимо указать всю цепочку шагов пользователя- то данное предусловие не подойдет.

  1. Основной сценарий. Сценарий – это последовательность шагов, описывающая процесс решения задачи, которой посвящен вариант использования. Шаги удобно последовательно нумеровать.

  2. Альтернативные сценарии, в которых процесс развития событий на каком-либо шаге чем-либо заметно отличается от основного, то есть имеет место ветвление.

Сценарий использования должен отвечать на вопрос “Что делает пользователь?” “Что делает система?”

При описании сценария использования важно соблюдать пошаговый план действий пользователя,  указывая физическое действие пользователя. 

Например, формулировка  “добавил товар в корзину” неверная. 

Правильно:  “нажимает на кнопку “Добавить товар в корзину” и далее-  реакцию системы на действия пользователя. 

Пользователь

Система

Какое физическое действие произвел пользователь? 

Как отреагировала система?

Нажимает “Добавить в корзину”

Система добавляет выбранный товар в корзину. В иконке “Корзина” система выводит маркер- кол-во добавленного товара в корзину. 

Изменяет кнопку “Добавить в корзину” у выбранного товара на кнопку “Перейти в корзину”

Пользователь нажимает “перейти в корзину”

Система переводит пользователя в корзину, где отображается добавленный товар. 

Альтернативные сценарии 

При проработке основного сценария, все варианты действий пользователя и поведения системы, отличных от основного сценария необходимо выносить в альтернативный сценарий. То есть, везде, где можно указать “если”- это и будет альтернативный сценарий. 

Важно! Альтернативный сценарий должен ссылаться только на один успешный сценарий. Недопустимо прописывать альтернативный сценарий для альтернативного сценария. 

Рассмотрим на примере авторизации

Предусловие: неавторизованный пользователь находится на странице авторизации и регистрации

Пользователь

Система

Какое физическое действие произвел пользователь? 

Как отреагировала система?

Пользователь нажал кнопку “Зарегистрироваться” 

Система вывела форму регистрации, поле “email”

Пользователь вводит данные в поле “email”

3. Система производит проверку введенных данных на валидацию. Данные проходят по условиям валидации

Если данные не прошли проверку валидации, запускается альтернативный сценарий №1. 

Система производит поиск введенных данных “email”  по учетным записям в системе. 

Учетных записей с такими данными “email” не найдено. 

Если в системе найдена учетная запись с таким логином, запускается альтернативный сценарий №2

Система отправляет пользователю код подтверждения на email

Система выводит пользователю поле “код подтверждения”

Сценарий “ввод кода подтверждения” вынесен в отдельный сценарий. — обязательно указываем, если какой-либо функционал выносим в отдельный кейс, более подробный. 

Пользователь вводит корректный код подтверждения в поле “код подтверждения” 

Система производит проверку кода подтверждения. Код введен верно. 

Пользователь зарегистрирован. 

Альтернативный сценарий с неверным кодом подтверждения выносим в сценарий “Ввод кода подтверждения” 

Пример альтернативного сценария 

Альтернативный сценарий №1 

На шаге №3 успешного сценария, введенные данные не прошли проверку валидации. 

  1. Система выводит информер  с указанием запрещенных символов.

  2. Пользователь вводит корректные данные в поле “email”.

Далее сценарий продолжается от шага №3 успешного сценария.

Сценарии использования являются важным и частым артефактом работы системных аналитиков. И я надеюсь, что данная статья немного облегчит жизнь молодой крови, только вступившей на долгий и тернистый путь системного анализа

Use Cases

Что это такое и зачем они нужны?

Use Case (вариант использования, ВИ, Прецедент, юскейс) — это сценарная техника описания взаимодействия. С помощью Use Case может быть описано и пользовательское требование, и требование к взаимодействию систем, и описание взаимодействия людей и компаний в реальной жизни.

В общем случае, с помощью Use Case может описываться взаимодействие двух или большего количества участников, имеющее конкретную цель:

  • покупка товара в магазине (Покупатель-Продавец),
  • отправка письма по электронной почте (Адресант-Почтовый клиент),
  • запрос страницы браузером (Браузер-Web-сервер).

В разработке ПО эту технику часто применяют для проектирования и описания взаимодействия пользователя и системы, поэтому название Use Case часто воспринимает как синоним требования человека-пользователя к решению определенной задачи в системе. В статье мы будем рассматривать использование Use Case для описания взаимодействия пользователя с системой.

Исторически требования к функционированию системы описывались в виде отдельных функций. Ивар Якобсон в середине 1990-х годов предложил Use Case как альтернативу и дополнение описания функциональности системы. Описание требований к системе не в виде отдельных функций, а в виде описания контекста и последовательности действий пользователя помогает сформировать набор функциональных требований, который будет обеспечивать полноту и неизбыточность требований.

Мы можем сформулировать набор функциональных требований:

FRQ1 Система должна предоставить пользователю возможность ввести код бронирования
FRQ2 Система должна сохранить сведения о регистрации пассажира на рейс
FRQ3 Система должна предоставить пользователю возможность распечатать посадочный талон

Пока это разрозненные требования, мы не можем проверить их набор на полноту и соответствие целям пользователей, так как мы не видим:

1) контекста выполнения этих функций,
2) роли пользователя, которому должна быть доступна функция,
3) целей этого пользователя при использовании системы.

Use Case задаёт формат, в котором все эти важные факторы описываются и учитываются. И перечисленные выше функциональные требования можно объединить в один Use Case, описывающий цель пользователя.

UC1 Регистрация пассажира на рейс

Пример базовой части Use Case.
Регистрация пассажира на рейс

С помощью этого Use Case мы уже можем выявить гораздо больше функциональных требований: практически каждая строчка Use Case является отдельным функциональным требованием. Мы видим, какие функции должны выполняться вместе, а следовательно, у нас есть возможность выставлять приоритеты реализации этих требований так, чтобы они были готовы в одно время.

На самом деле большую часть реального полного Use Case составляет не основной поток, а альтернативные потоки, которые позволяют задавать ветвления потока, циклы и обрабатывать «неправильные» события. Но это тема отдельной статьи.

Назначение юскейсков
для разных участников проектов

Конечно, для разработки функциональных требований к системе мы пишем целый набор Use Case, учитывающих цели пользователей нескольких ролей. Этот набор позволяет обеспечить полноту требований пользователей к системе. Набор Use Case является набором требований более высокого уровня абстракции, чем набор отдельных функциональных требований, и в то же время полностью покрывает пользовательские требования к функциональности. Поэтому он более удобен в работе.

Рассмотрим преимущество работы с набором Use Case для людей, выполняющих разные роли в проекте.

Use Case для руководителя проекта

Сам по себе Use Case — это естественный способ описывать диалог, он понятен человеку без подготовки, Use Case обычно не содержит деталей реализации и пишется на языке целей пользователей. Поэтому Use Case удобно согласовывать с Заказчиком как «единицу поставки»: элемент планирования работы над системой и сдачи проекта.

В отличие от планирования работы и сдачи результатов в виде отдельных функций (сохранять, предоставлять доступ) или элементов архитектуры (платформа, подсистема хранения данных, подсистема обработки данных, подсистема пользовательского интерфейса), согласование работ на основе Use Case гораздо прозрачнее для заказчика. Во-первых, каждый Use Case несет конечную бизнес-ценность, понятную заказчику, во-вторых, даже технически неподкованный заказчик может убедиться в наличии реализации того или иного Use Case в системе, в отличие от наличия отдельных подсистем или функций, никак не отображающихся на пользовательском интерфейсе.

То, что набор Use Case состоит из меньшего количества элементов — обычно от 5 до 20, — чем набор отдельных функциональных требований, экономит время на согласование проекта с заказчиком, а то, что заказчику понятна бизнес-ценность каждого Use Case, сильно упростит выставление приоритетов между ними.

Use Case для тестировщика

Для тестировщиков Use Case являются отличной базой для формирования тестовых сценариев — test case, — так как они описывают в каком контексте должно производиться каждое действие пользователя. Use Case, по умолчанию, являются тестируемыми требованиями так как в них всегда указана цель, которой нужно достигнуть и какие шаги надо для этого воспроизвести.

Use Case для аналитика и менеджера продукта

Для аналитика и менеджера продукта, как наиболее частых авторов, Use Case это отличный инструмент:

  • разработки и обеспечения полноты функциональных требований,
  • выявления других видов информации (нефункциональных требований), которая необходима для работы над проектом:
  • ограничений;
  • атрибутов качества;
  • требований к пользовательскому интерфейсу;
  • внутренних правил работы в предметной области (бизнес-правил);
  • обеспечения трассировки требований между исходными требованиями заказчика (бизнес-требованиями) и техническими требованиями (не только функциональными).

Как уже говорилось выше, хороший набор Use Case позволяет обеспечить полноту функциональных требований, следующих из потребностей пользователей.

В процессе проектирования взаимодействия с системой в виде Use Case и согласования их с заказчиком, аналитик и руководитель проекта узнают много сопутствующей информации: роли пользователей, внутренние правила работы потенциальных пользователей, которые влияют на логику Use Case и являются бизнес-правилами. В процессе расстановки приоритетов и выявления критичности тех или других Use Case формируются требования к пользовательскому интерфейсу. При определении частоты выполнения того или иного действия пользователя в системе, описанного в виде Use Case, формируются требования к производительности системы.

Так как Use Case полностью покрывают набор таких функциональных требований, и в то же время согласуются с бизнес-целями заказчика, они позволяют проследить связь от бизнес-целей заказчика до отдельной функции и связанных нефункциональных требований, т.е. обеспечить трассировку.

Use Case не обеспечивают полноту всех функциональных требований, если в систему должна быть заложена сложная бизнес-логика, т.е. обработка информации в системе зависит не только и не столько от действий пользователей, сколько от внутренних правил взаимодействия объектов.

Например, работа с системами типа «тасктрекер» задается достаточно простыми и стандартными Use Case: «Создать задачу», «Назначить задачу», «Пометить задачу, как выполненную». Однако тасктрекеров существует огромное множество, и это оправдано тем, что в каждом есть свои возможности по заданию жизненных циклов задач, их типов и взаимосвязей. И эту внутреннюю логику работы с задачами нет смысла описывать в виде Use Case.

То же касается бухгалтерских программ, систем поддержки принятия решения, профессиональных систем для проектирования и дизайна. Use Case важны для них, но не покроют и пятой части требований к функциональности.

Подписаться на новые статьи

Image via Shutterstock.

Создание эффективных Use Cases (далее используется термины «варианты использования», «сценарии», «юзкейсы») — must have навык любого аналитика. Ведь в некоторых случаях без описанных сценариев не обойтись намного сложнее, чем с ними.

Следующие заметки будут полезны начинающим бизнес аналитикам, системным аналитикам, а также студентам.

Что такое Use Case

На собеседовании порой можно услышать следующее определение «Это такая UML-диаграмма с человечками и овалами». Давайте разберемся, что это такое, и рассмотрим несколько простых примеров.

Use Case описывает сценарий взаимодействия участников (как правило — пользователя и системы). Участников может быть 2 и больше. Пользователем может выступать как человек, так и другая система.

Мне нравится определение из книги Коберна (советую, ее, кстати, всем аналитикам): «Вариант использования фиксирует соглашение между участниками системы о ее поведении. Вариант использования описывает поведение системы при ее ответах на запрос одного из участников, называемого основным действующим лицом, в различных условиях».

В жизни встречала такие названия: варианты использования, юзкейс, сценарий, прецедент, сценарий использования.

Текст vs диаграмма/схема

Какое описание лучше: текстовое или диаграмма? Выбор за вами и вашей командой. В первые годы работы я использовала диаграммы либо диаграммы + текстовое описание к ним. Сейчас я предпочитаю текстовое описание сценариев, и объясню почему:

  • Такой формат более понятен заказчикам (а они тоже предпочитают читать и согласовывать варианты использования).
  • Текст проще и быстрее отредактировать, чем диаграммы и текст.

Конечно, если в вашем проекте очевидны дополнительные преимущества от использования диаграмм — надо их использовать.

Кому и в каких случаях нужны сценарии

— Разработчикам. Очень удобно, когда ветвистое требование описано при помощи основного и альтернативного потока событий. Все четко и понятно: кто, когда и что вызывает, и что получается в результате. В моем последнем проекте менеджер исповедовал подход: минимум описаний, максимум общения. Но для нескольких сложных сценариев разработчики сами просили сделать подробное описание, и юзкейсы отлично подошли.

— Заказчикам. Описано человеческим языком, заказчик своевременно может подтвердить, что это именно то, чего он ждет, или поправить.

— Тестировщику. Почти готовый тест-кейс :-)

— Всей проектной команде. Если сценарий нужно согласовать, а на каждом совещании пара-тройка альтернативных вариантов сценария звучит иначе, поможет строго описанный поток событий.

А также другим участникам процесса.

В каких случаях они нужны:

— Если вам нужна качественная, полная спецификация требований — юзкейсы прекрасно в этом помогут. Есть такие системы, для разработки и поддержки которых спецификация требований, содержащая модель данных, описание интерфейса, интеграции с другими системами и юзкейсы — очень хороший вариант.

— Для поддержки системы. Чтоб выявить ошибку, разобраться, на каком шаге что пошло не так.

— Если вам нужно описать какую-то часть функциональности, работы пользователя с интерфейсом, etc. в виде сценария. Тогда вы можете взять шаблон юзкейса за основу и использовать его для описания сценария. Например, основу требований к вашему мобильному приложению составляет описание пользовательского интерфейса. Но выполнение некоторых функций имеет много нюансов, которые нужно дополнительно описать при помощи таблички: «действие — отклик системы», или даже совместить такую табличку со сценарием.

Как их описывать

Давайте рассмотрим пару примеров, они говорят сами за себя.

Пример 1. Разблокировать учетную запись пользователя (простой короткий пример, без альтернативного потока событий):

Действующие лица Администратор, Система
Цель Изменить статус учетной записи пользователя на «активный».
Предусловие Учетная запись пользователя не активна.

Успешный сценарий:

  1. Администратор выбирает пользователя и активирует «Разблокировать».
  2. Система переключает учетную запись пользователя в статус «активный», и посылает сообщение (тут можно сослаться на текст сообщения из списка сообщений, см. примечание ниже) пользователю на email (если «User Account → email» не пусто).
Результат Учетная запись пользователя была переведена в статус «активный».

Пример 2. Авторизация пользователя:

Действующие лица Пользователь, Система
Цели Пользователь: авторизоваться в системе и начать работать;
Система: идентифицировать пользователя и его права.

Успешный сценарий:

  1. Пользователь запускает систему. Система открывает сессию пользователя, предлагает ввести логин и пароль.
  2. Пользователь вводит логин и пароль.
  3. Система проверяет логин и пароль.
  4. Система создает запись в истории авторизаций (IP адрес пользователя, логин, дата, рабочая станция).
  5. Система выдает пользователю сообщение по поводу успешной авторизации (ссылка на сообщение).
Результат Пользователь успешно авторизирован и может работать с системой.
Расширения:
Нет доступа к БД.
Система выдает сообщение (ссылка на сообщение).
Результат: пользователь не может войти.
В настройках безопасности для данного IP адреса существует запрет на вход в систему.
Результат: форма логина не предоставляется, система выдает сообщение пользователю (ссылка на сообщение).
Пользователь выбирает: «Напомнить пароль».
Вызывается сценарий «Напомнить пароль».
Пользователь с введенными логином и паролем не найден.
Результат: отказ в авторизации.
Система выдает сообщение (ссылка на сообщение).
Переход на шаг 2.
Количество неудачных попыток авторизоваться достигло максимального, установленного в настройках.
Результат: пользователь не может войти.
Выдается сообщение: (ссылка на сообщение).
Вход с IP адреса Пользователя заблокирован на время, установленное в настройках.

Важные моменты

— Очевидно, что если Пример 1 можно было безболезненно описать простым текстом, то Пример 2 намного лучше воспринимается в виде сценария. Но если у вас вся функциональность описана в виде юзкейсов, то лучше описывать юзкейсами даже очень простые сценарии, из пары шагов. Пусть ваша спецификация будет в едином стиле.

— Используйте минимальное количество слов и пунктов, необходимых для однозначного понимания сценария. Если юзкейс получается слишком длинный, возможно, лучше будет разбить его на несколько. С очень длинными сценариями, с большим количеством расширений, работать крайне неудобно.

— Если в двух и более сценариях повторяется одинаковый набор шагов, есть смысл вынести эти шаги в отдельный сценарий, и ссылаться на них. Документ будет легче. А если что-то в этих шагах поменяется, то достаточно будет изменить в одном месте.

— Список сообщений, которые система выдает пользователю, стандартные тексты электронных писем и т.п. удобно расположить в едином месте в документе, и ссылаться на нужный пункт из разных юзкейсов, т.к. сообщения в сценариях часто дублируются.

— Перечитайте документ со сценариями, перед тем, как отдавать его разработчикам или заказчикам. Лучше даже несколько раз. Всегда находятся моменты, которые можно описать лаконичнее, или выявляются какие-то несоответствия. Или случайные «копипасты». Уважайте время и головы других людей.

— Кстати, про «копипасты». Незаполненную табличку для описания юзкейса есть смысл «копипастить».

— Как видно из примеров выше, расширение к шагу номер 1 указывается в разделе «Расширение» как 1а, 1б, и т.д. Расширение *а — это общее расширение к сценарию, не к конкретному.

Правильных и полезных вам сценариев! Вопросы, примеры, предложения, комментарии приветствуются. Спасибо за внимание.

При написании статьи я использовала материалы из книги Алистера Коберна «Современные методы описания функциональных требований к системам».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий активной продажи
  • Сценарий актерской визитки
  • Сценарий urrr x plane 11
  • Сценарий актера пример
  • Сценарий uml это